<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Джоан приходит в сознание: она лежит на траве, ее мать наклонилась над ней, солнце отражается в очках матери, собака лижет лицо Джоан, и брат Джим повто- ряет: "Ничего страшного, ничего страшного".
 Мать берет девочку на руки и велит Джиму отдать ей лодку. По дороге домой Джоан прижимает к себе лод- ку. У девочки болит голова, ее тошнит. Мать приносит дочь домой, укладывает в постель, дает ей конфету и го- ворит, что все хорошо. Джоан засыпает и просыпается через час в полном сознании. Она чувствует себя хорошо. Конец переживания номер один. Кто-нибудь может при- вести пример другого переживания номер один? Чак?
 - Ребенка сбивает машина.
 - Точно. Ребенка сбивает машина. Угроза для вы- живания Боль. Удар. Разумеется, потеря сознания. Еще? Рикардо?
 - Падение с дерева.
 - Прекрасно. Хороший пример. На высоте двадца- ти футов ветка обламывается, и мальчик падает. Угроза для выживания, затем боль, затем относительная бессоз- нательность. Прекрасно. Еще? Фрэд?
 - Мне было шесть лет. Когда я ехал на велосипеде, сзади загудел большой грузовик. Я обернулся и подумал, что он сейчас меня собьет, испугался, потерял управле- ние и врезался в дерево. Это было переживание номер один?
 - Было больно?
 -Да.
 - И если у тебя перехватило дыхание, то была, веро- ятно, и относительная бессознательность, верно?
 - Да, я словно проснулся, когда увидел, как солнце просвечивает сквозь листву.
 - Прекрасно, Фрэд, у тебя было грандиозное пере- живание номер один. Спасибо.
 (Аплодисменты.)
  - Теперь скажите мне все, какое самое раннее пере- живание номер один?
 - Когда ребенка роняют, - кричит кто-то.
 - Роды, - раздается несколько голосов.
 - Да, РОДЫ! Ты лежишь, как в раю, целый день ешь, прекрасная температура, все звуки приглушены - лучшее место во Вселенной, не нужно даже дышать. И вдруг!
 Начинается землетрясение. Ебаное землетрясение. Стен- ки Вселенной начинают толкать тебя вниз - вниз - вниз, в невообразимо узкий проход. Парень, который изобрел этот проход, явно никогда сам его не испытывал. Твою голову сжимают - сжимают - сжимают, и затем какая-то жопа в белом халате хватает тебя за голову руками или щипцами и вытаскивает на арктический холод. Тот же дурак в белом халате начинает бить тебя по заду, ты на- чинаешь дышать, плакать и слышишь, как стонет твоя мать. Затем кто-то делает тебе чик-чик около живота, и ты на всю жизнь остаешься с пупком. А если ты мальчик, то эти садисты делают тебе чик-чик и чуть пониже. Коро- че, я думаю, можно сказать, что роды переживаются, как угроза для выживания. Они включают боль, удар и явно происходят в состоянии относительной бессознательнос- ти. Каждый ебаный человек начинает жизнь с королевс- кого переживания номер один...
 Хорошо, всем ясно, что такое переживание номер один? Хорошо. Посмотрим теперь, что Вернер называет переживанием номер два. При таком переживании ум пе- реживает внезапную травмирующую утрату, сопровож- дающуюся сильными эмоциями, обычно негативными. Простейший пример - это внезапная смерть отца, матери или брата. Для ребенка любая смерть внезапна и неожи- данна. Если эта утрата связывается умом с переживанием номер один, она рассматривается человеком как важная, хотя другим может показаться тривиальной.
 Вот пример. Джоан семь лет, она идет в школу. Она внимательно переходит улицу и вдруг слышит гудки и визг тормозов. Она оборачивается и видит, что ее собаку Го- рацио сбила машина. Горацио ползет к ней несколько футов и издыхает в канаве рядом с консервной банкой.
 Заметьте, что здесь нет ни боли, ни угрозы для ее выживания. Это не переживание номер один.
 Ее собака внезапно превратилась из веселого спа- ниеля в расплющенный кровавый труп. Это травмирую- щая внезапная утрата, особенно потому, что ум ассоции- рует собаку с выживанием из раннихпережвдадздй; Вспом- ните, Горацио лизал ей лицо, после того как она упала с лестницы, и это ассоциируется ее умом с выживанием пос- ле падения. Джоан плачет, бросается к Горацио, протя- гивает к нему руки и пачкается в крови. Она начинает Оплакать истерически. Выбегает ее мать и кричит: "Джо- ан, Джоан!", - берет девочку на руки, уносит от мертвой собаки, дает ей сладкого, укладывает и велит отдохнуть. Джоан полчаса плачет и засыпает. Конец классического переживания номер два. Вопросы есть?
 Кто может предложить другое переживание номер два? Боб?
 - Если Джоан потеряла свою лодку, скажем, она утонула в пруду, будет это переживанием номер два?
 - Может быть, Боб, - отвечает тренер и идет к свое- му термосу, - или это может быть переживанием номер три. Переживание номер три - это просто любое пережи- вание, которое ум ассоциирует либо с переживанием но- мер один, либо номер два. Лодка явно ассоциируется умом Джоан ее выживанием. Вспомните, она прижимала ее к себе по дороге домой после падения. Предположим те- перь, что она на пруду начинает спорить с братом, злит- ся, и он ее толкает. Джоан начинает плакать, а он говорит: Ничего страшного". Тут она замечает исчезновение лод- ки. Травмирующая утрата и сильные эмоции создают пе- реживание номер два. Исаак?
 - Ты говоришь, что переживание номер три - это такое, которое ассоциируется с переживанием номер один или два?
 - Да.
 - Значит ли это, что вид человека в белом халате может быть переживанием номер три? Ну, после родов?
 - Точно, Исаак. Ты понял. Что еще может включить переживание номер три у любого человека, родившегося обычным путем? Все должны знать.
 - Медсестры.
 -Хорошо. Что еще?
 - Хирургические перчатки.
 - Правильно.
 - Лампы.
 - Да, даже лампы. Что еще?
 - Женские стоны.
 - Грандиозно!
 - Щипцы.
 - Хорошо.
 - Руки врача.
 - Правильно. Что еще?
 - Шлепки.
 - Шлепки, да.
 - Тяжелое дыхание.
 - Да, тяжелое дыхание. Хорошо.
 - Отрезание члена. (Смех.)
 - Это верно, - говорит тренер, улыбаясь, - когда бы мужчине ни отрезали член, он всегда чувствует угрозу для выживания. (Смех.)
 - Цвет стен.
 - Прекрасно. Хорошо, вы ухватили идею. Обычно переживание номер три работает примерно так: скажем, Джоан теперь девятнадцать лет, и за ней ухаживают муж- чины. Однажды она едет на пикник с Вальтером, своим фаворитом. Он сильный и мрачный, хотя и носит очки. После хорошей закуски они ложатся в траву и начинают обниматься. Вальтер сжимает ее слишком сильно, и она охает. Вальтер говорит: "Ничего страшного", и в этот момент солнце отражается в его очках.
 Джоан лежит в траве, ей больно, солнце отражается в очках, и мужской голос: "Ничего страшного". Она вне- запно чувствует головную боль и тошноту. Она уходит. Переживание номер три. Боб?
 - Я не совсем понимаю, как в таких случаях работа- ет ум. Голова Джоан заболела из-за того, что она болела тогда, после падения?
 - Правильно, Боб. Ум имеет специальную собствен- ную логику. Логика ума такова: каждый элемент данного события равен другому элементу, кроме некоторых слу- чаев. Предположим, что событие "падение с лестницы" состоит, скажем, из двадцати основных элементов. По логике ума, А равно Б равно В равно Г равно Д... Е... П... Р... С... Т, кроме некоторых случаев. У Джоан на пикнике с Вальтером произошло то, что Т - трава, С - солнце, Н - слова Вальтера вызвали ассоциации, что ничего не слу- чилось, а Б - боль стимулировала ее переживание и выз- вала Г - головную боль и Р - рвоту. В другой раз аналогичная ситуация в траве могла бы стимулировать у нее желание заплакать или потребность съесть конфету. Она могла бы также захотеть, чтобы Вальтер полизал ей лицо. (Смех.) Не смейтесь. Так работает ум. Джоан мо- жет выйти за Вальтера замуж из-за того, что ей по неко- торым причинам нравится, как он ее лижет. (Смех.) В действительности, конечно, она выходит замуж за Гора- цио. (Смех). Не смейтесь. Сколькие из вас состоят в браке с собаками? (Смех.) Да, Роберт?
 - Но если тебя послушать, - говорит Роберт, - то кажется, что у нас нет никакого контроля за своими мыс- лями. Как насчет свободы воли? Как насчет принятия ре- шения?
 - Хорошо, Роберт. Чтобы ответить на твой вопрос, я попрошу тебя проделать небольшой эксперимент. Хо- чешь ли ты прямо сейчас проделать небольшой экспери- мент?
 - Конечно, - говорит Роберт.
 - Прекрасно. Я хочу, чтобы ты поднял руку и дер- жал ее горизонтально на уровне лица. Хорошо? Я сейчас начну громко считать до трех, и когда я скажу "три", я хочу, чтобы ты посмотрел на свое переживание и решил, поднять или опустить руку. Вопросы есть? Прекрасно, подними руку и держи ее на уровне лица. Хорошо. Один... два... три...
 Роберт секунды две колеблется, затем его рука па- дает.
 - Хорошо. Чтобы быть уверенным, что ты действи- тельно пережил происходящее в твоем уме, я хочу, чтобы ты сделал это еще раз. Подними руку и держи ее на уров- не лица. Запомни: посмотри на свое переживание и выбе- ри, поднять или опустить руку. Один... два... три...
 Снова Роберт несколько секунд стоит неподвижно, затем его рука-падает.
 - Хорошо. Что случилось? - спрашивает Мишель.
 - В первый раз после того, как ты сказал "один, два, три", ничего не случилось. Ни мыслей, ни чувств, ни дви- жений. Тогда я подумал, что нужно что-то сделать. Я ре- шил опустить руку и опустил.
 - Хорошо, Роберт. Я хочу только, чтобы ты разъяс- нил нам свое переживание. Сначала никаких мыслей не было, верно?
 - Полная пустота.
 - Что потом?
 - Я подумал, что должен что-то сделать...
 - Стоп! Какая именно была мысль?
 - Я должен что-то сделать. Такая и была.
 - Она возникла в сознании?
 -Да.
 - Хорошо. Что потом?
 - Потом пришла мысль, что я опущу руку, и рука опустилась.
 - Что случилось во второй раз?
 - Второй раз был странным. До того, как ты сказал "три", я решил, что подниму руку, так как первый раз опустил. Ты сказал "один, два, три", - и секунду ничего не происходило. Тогда я сказал себе: "Я не хочу подни- мать". Еще несколько секунд - ничего. Я подумал, что все равно подниму. Прошло две секунды - и проклятая рука опустилась!.. (Смех.)
 - Хорошо, Роберт. Ты спрашивал о контроле над мыслями и принятием решений. Ты получил ответ? Роберт смотрит на Мишеля и качает головой.
 - У меня, может, и нет особого контроля, но... но я должен иметь хоть... какую-нибудь свободу выбора.
 - Да,- говорит Мишель, - в конце дня мы рассмот- рим проблему выбора, и тебе станет совершенно ясно, что ты можешь выбрать.
 - Хорошо, спасибо. (Аплодисменты.)
 - Давай, Язон.
 - Слушай, мне все это очень нравится, но меня раз- дражает... мне кажется, что вы украли большую часть этих идей с лентами из сайентологии.
 - Я понял, Язон. Человек шесть думают, что мы ук- рали значительную часть Дзэна, человек одиннадцать - что мы ограбили гештальттерапию, а двое знают, что мы позаимствовали что-то из Silveed Mind Control. Назовите еще что-нибудь - Вернер и это украдет. (Смех) Александр Грехем Белл украл все, из чего он сделал телефон, однако в целом изобрел нечто совершенно новое. У тебя есть воп- росы по анатомии ума?
 - В сайентологии, которую я изучал шесть лет, Рон Хаббард демонстрирует, что наши умы наполнены эти- ми переживаниями номер один и номер два. В сайентоло- гии они называются эннграммами. Процесс правды замечательно помогает освободиться от эннграмм. Сай- ентология полностью соотносится с этой анатомией ума.
 - Откуда ты знаешь? Мы, может быть, сделали еще только половину.
 - Ну хорошо, - говорит Язон, - пока согласен. Я хочу задать тот же вопрос, который я имею к сайентоло- гии. Перед перерывом ты привел пример с тем, как Джо- ан расстраивается, лежа в траве с приятелем. Потом ты сказал, что все расстройства в действительности происте- кают из переживаний номер один и номер два.
 - Нет. Я сказал, что они проистекают исключитель- но из переживаний номер один.
 - Хорошо, пусть из переживаний номер один. Ты хочешь сказать, что если я вижу человека, погибшего в автомобильной катастрофе, и расстраиваюсь, то в дей- ствительности расстраиваюсь из-за чего-то в своем про- шлом?
 - Разумеется.
 - Всегда?
 - Абсолютно. Подумаешь, кого-то переехали. Вы пять ебаных лет смотрели, как бомбят вьетнамских детей. Кто из вас расстраивался? (Поднимаются несколько рук) Вот видите. Смерть других людей не является сама по себе угрозой для выживания. Сама по себе она вас не расстра- ивает.
 - Ты хочешь сказать, что когда мы, скажем, спорим со своими женами и из-за этого расстраиваемся, то это включается какое-то прошлое переживание номер один?
 - КОНЕЧНО! Чего расстраиваться, если болтаешь с женщиной? Ты можешь поспорить с какой-то женщиной о радикальном феминизме и совершенно не расстроить- ся. И расстроиться, поспорив с женой. Все очень просто: твоя жена - это в действительности твоя собака. (Смех.) Скорее, конечно, твоя жена - это твоя мать. И можешь быть уверен, будь ты проклят, что твоя мать участвует уж по крайней мере в одном твоем грандиозном пережи- вании номер один.
 - Ты имеешь в виду, что любое расстройство - это проигрывание ленты с каким-то прежним расстройством?
 - С каким-то переживанием номер один. Правиль- но. Посмотри, какие глупые тривиальные вещи нас рас- страивают. Я на вас кричу. Большинство из вас это не беспокоит. Но многие немного расстраиваются каждый раз, когда я кричу. Почему? Потому что отец или мать кричали во время какого-то прошлого травмирующего переживания номер один. Вы помните, как в прошлый уик-энд женщина жаловалась на крик Дона, и он свел это к тому, что ее отец кричал на ее мать? Вас расстраивает совсем не то, что вы думаете. Кто-то расстраивается, по- пав в дорожную пробку, а кто-то засыпает. Одна женщи- на при виде крови падает в обморок, а другая тайно хочет ее выпить. Одни боятся змей, другие нет. Единственная вещь, которая действительно расстраивает, - это угроза для выживания. Все ваши расстройства вытекают из про- шлых угроз для выживания, связанных с болью и относи- тельной бессознательностью... Что-нибудь еще? Хорошо. (Аплодисменты.) Ричард?
 - В книге про ЭСТ, которую я читал, - говорит дан- тист Ричард, - говорилось, что четвертый день тренинга состоит из интеллектуального анализа ума, который при- ходит к тому, что ум - в основном машина. Мне кажет- ся...
 - Ну, ты читал книгу про ЭСТ? - спрашивает Ми- шель, переходя на край платформы.
 - Да. Это была хорошая книга, с большим количе- ством содержательной критики, особенно по поводу ЭС- Товского анализа ума. Эта книга вызвала у меня интерес к тренингу. В ней говорилось...
 - Ричард, - мягко прерывает тренер, - ты читал кни- гу про ЭСТ. Многие другие тоже читали. Три четверти присутствующих читали статьи про ЭСТ. Грандиозно! Но этот тренинг - переживание, а не книга. Если бы Вернер думал, что можно то же самое сделать с помощью книги, - он бы так и сделал. Он бы сидел дома или развлекался, вместо того чтобы работать по восемнадцать часов в сут- ки. Ты прочитал книгу и знаешь все ответы. Грандиозно!
 ЭСТ не дает никаких ответов. Ты прочитал книгу и зна- ешь критику ЭСТовских интеллектуальных верований. У ЭСТа нет никаких верований. Ты прочитал книгу и зна- ешь все, что я скажу, раньше, чем я сказал. Грандиозно!
 Все это не имеет никакого значения, будь ты проклят. Мы могли бы перед тренингом дать вам, туркам, прочитать весь печатный текст тренинга. И что бы случилось? Слу- чилось бы то, что уже случилось. Здесь нет ни идей, ни ответов. ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЕ! ЭТО ПЕРЕЖИВАНИЕ СЕЙЧАС И ЗДЕСЬ, В ЭТОМ ЗАЛЕ! Вернер однажды сказал, что тре- нер мог бы четыре дня читать телефоннук)"книгу, а уче- ники все равно получили бы это. В этом зале с этими людьми ты ПЕРЕЖИВАЕШЬ и получаешь, что получил! Тренинг - в этом.
 Когда ты начинаешь говорить про то, что прочи- тал в книге, ты пытаешься перестать быть в этом зале. Ты пытаешься найти тренинг, про который прочитал в кни- ге. Прекрасно, прекрасно. Но зачем тогда платить двести пятьдесят долларов за тренинг, который, как ты думаешь, ты уже знаешь из книги? Довольно глупо. Я хочу, чтобы ты был сейчас и здесь на ЭТОМ тренинге. Я хочу, чтобы ты пережил свое переживание, а не какого-то автора. Понял?
 - Да, я понимаю, - говорит Ричард, нахмурившись, - значит, я должен подавить критическое отношение, по- черпнутое из этой книги?
 - Нет! Переживай его. Бери, что получишь. Но толь- ко не сиди со своей книгой в серебряной коробочке, вся- кий раз вынимая ее и проверяя правильность этого тренинга. (Смех.) Выдвигай возражения, задавай вопро- сы, если ты уверен, что они твои.
 - Хорошо, - говорит Ричард, - могу я задать вопрос?
 - Да, если он твой. Давай.
 - У меня есть чувство, что ты уходишь от реальнос- ти. Что случилось со всеми творческими аспектами ума? Где воображение, художественное творчество, оригиналь- ное мышление, решение проблем? Куда все это делось?
 - Спасибо, Ричард. Это хороший вопрос. Левая куча, содержащая только записи, которые ум считает не- обходимыми для выживания, действует исключительно как стимул - ответ, стимул- ответ, исключительно на логике идентичности. Эта куча действует совершенно ме- ханически, совершенно механически, как полный кретин. Пусть, предположим, заяц пасется в траве, слышит пение птицы, хруст ветки и вдруг чувствует острую боль в пле- че и слышит громкое "бах". Заяц удирает, как черт. Так ум работает на выживание. Все равно всему, за некото- рыми исключениями. Значит, творческие способности че- ловека могут существовать в одном из двух мест - или в другой куче записей, или в пространстве, которое осво- бождается, когда записи стираются при полном пережи- вании.
 Например, Джон беспокоился, что если он при пол- ном переживании переживаний сотрет запись, содержа- щую путь из отеля домой, то он потеряется. Это не так. Мы знаем, что если он полностью переживет свои пере- живания, связанные с дорогой домой, он все равно смо- жет добраться до дома. В свободном пространстве, созданном стиранием записи, проблема дороги домой будет решена, как кажется, из ничего.
 Ричард несколько секунд стоит молча. Тренер смот- рит на него.
 - Но что ее решает? Мне кажется, что сказать, что что-то возникает из ничего, - это не объяснение.
 - Нет, не объяснение, - говорит Мишель, - любое объяснение, йоторое я мог бы дать, должно было бы со- ответствовать твоим умственным требованиям. Чем бы ни было это "ничто" - это явно не ум.
 - Но что такое воображение? Творчество? Откуда они приходят?
 - Они никогда не уходили. Они всегда там были.
 - Я не понимаю.
 - Ну и прекрасно, Ричард. Помни, что если твой ум чувствует, что он что-то понимает, это, вероятно, значит, что он проигрывает одну из своих лент. Спасибо. Да, Ро- нальд? (Аплодисменты Ричарду.)
 - Могут ли записи из необходимой для выживания кучи быть стерты, как и другие?
 - Конечно! Любое полностью пережитое пережива- ние исчезает. В процессе правды вы воссоздали свои пе- реживания, и они в некоторых случаях исчезли. Расстройства в настоящем - это неизбежно переживания номер три: случается нечто, что включает переживания номер один или номер два, точнее - номер один. Чтобы избавиться от этих расстройств, мы должны либо унич- тожить переживания номер один, либо связь между ними и стимулами настоящего.
 - Значит, теоретически можно пережить все свои записи и стать пустым пространством?
 - Теоретически да. Но позднее мы увидим, что су- ществуют определенные барьеры, которые делают это невозможным...
  * * *
  - Эльза, не окажешь ли ты мне услугу? Не хочешь ли ты поделиться со мной и другими учениками тем, что придет к тебе, когда я буду задавать тебе вопросы? Не будет никаких фокусов и ничего неприятного.
 - Хорошо, - говорит Эльза.
 - Иди сюда и садись на стул.
 Эльза - хорошо одетая, невысокая хорошенькая женщина выходит на сцену и садится на один из двух сту- льев.
 - Прекрасно. Закрой глаза и войди в свое простран- ство... Хорошо. Через секунду я назову тебе дату, и я хочу, чтобы ты поделилась с нами всем, что придет к тебе. Лю- быми образами, словами или чувствами. Ты поняла?
 - Ага, - отвечает Эльза.
 - Хорошо. 1807 год.
 Эльза молчит секунд десять.
 - Я... вижу корабли. Я... я в маленькой шлюпке, от- плывающей от одного из кораблей... он горит.
 - Прекрасно. Что еще?
 - Со мной... еще двое мужчин. У меня ранена рука. Она горит. Трудно держать левое весло. Вода на дне шлюпки холодит ноги...
 - Что с кораблями?
 - Мы уплываем оттуда, и я вижу, как какие-то люди бегают по корме горящего корабля. Мне кажется, что сза- ди меня лежит раненый...
 - Прекрасно. Что-нибудь еще?
 - Да, - говорит Эльза, улыбаясь, - я хочу в туалет.
 - Ты или ты в лодке?
 - Та, которая в лодке. Я в порядке.
 - Спасибо, Эльза. (Аплодисменты.)
 - Хорошо. Смотрите. Что все это значит? Эльза - это перевоплощение английского моряка девятнадцато- го века? Этого узнать нельзя. У нее разыгралось вообра- жение, и она пересказала историческую книгу? Этого узнать нельзя. Если она взяла все это из исторических книг, то что такое для Эльзы исторические книги, как не запи- си? Или в ее куче записей содержатся события не только ее жизни, но также и жизней других людей прошлого? Снова этого узнать нельзя. Это только возможность. Тем не менее в любом случае это запись из ума Эльзы. Всё - запись.
 Ну хорошо. Есть один маленький аспект ума, о ко- тором я не говорил. Каждый из нас возник из клетки, сфор- мировавшейся в момент зачатия. Эта клетка сформировалась из одной отцовской клетки и одной ма- теринской. Материнская клетка возникла из клеток ее отца и матери. Все это знают. Все знают, что мальчик может быть похож как две капли воды не на отца, а на деда. И так до бесконечности. Ты можешь быть похож ни на отца, ни на деда, а на пра-пра-пра-пра-прадеда. Или на пра-пра-пра-пра-прабабку. Каждый из нас унаследо- вал что-то от каждого предка, и каждый из нас связан с кем-то другим.
 Ничего нового. Ничего удивительного. Я говорю только, что возможно, только возможно, что Эльза, как и любой другой, носит в себе записи, сделанные еще до ее рождения. Даже если это и воображение, вы должны при- знать, что большинство людей начинают немедленно со- здавать определенные события, как только их ум получает какую-то дату.
 Древние индийские йоги заявляли, что проследили эти воспоминания на триста пятьдесят триллионов лет назад. Дальше ничего нет. Можете верить или не верить, это неважно. Это только одно из явлений, которое долж- но заставить ваш ум понять, как мало он знает...
  * * * - Мы приближаемся к концу анатомии ума, и я хочу, чтобы вы все были внимательны.
 Ум - это линейная организация мультисенсорных тотальных записей последовательных моментов настоя- щего. Его целью является выживание особи или всего, что особь отождествляет со своим выживанием. Поскольку особь неизбежно отождествляет себя с умом, целью ума является выживание ума - выживание записей, точек зре- ния, решений, верований, правоты ума. Поэтому ум все- гда ищет согласия и избегает несогласия, всегда хочет быть правым и избегает быть неправым, хочет домини- ровать и избегает быть зависимым, хочет самооправда- ния и избегает критики.
 Конструкция ума предполагает две кучи. Одна со- держит записи переживаний, необходимых для выжива- ния, другая содержит записи, не необходимые для выживания. Переживания из первой кучи делятся на три класса. Номер один - это переживания, включающие боль, угрозу для выживания и относительную бессознатель- ность. Номер два - это переживания утраты или травми- рующей утраты, ассоциирующейся с переживаниями но- мер один и включающие сильные эмоции. Номер три - это переживания, запускающиеся важными элементами переживаний номер один и номер два.
 Вторая куча записей содержит переживания, не не- обходимые для выживания. Такие переживания могут быть у ребенка, когда он играет в игрушки или гуляет, и ничто в окружающей среде не делает это переживанием номер три.
 Логикой ума является иллогическая идентичность. Для ума А равно Б равно В равно Г, кроме некоторых случаев. Ум - это ассоциативная машина, которая ассо- циирует все вещи и происшествия внутри события. По- этому наша Джоан может ассоциировать лизание лица собакой либо с удовольствием от возвращения в созна- ние после падения, либо с болью. Мы никогда не знаем, какую идентификацию сделает ум. Последний вопрос, на который мы должны ответить: каковы размеры ума? Ка- ковы относительные размеры двух куч лент? Займемся этим вопросом.
 Слева находится куча записей переживаний, кото- рые ум фиксирует как необходимые для выживания. Спра- ва находится куча записей переживаний, которые ум записывает как ненеобходимые для выживания.
 Теперь для определенности возьмем воображаемое человеческое существо с рождения. Не раньше. Мы зна- ем, что существует вероятность того, что особь наследует записи за несколько триллионов лет, многие из которых могут содержать переживания номер один. Мы игнори- руем эту возможность. Мы также знаем, что в период бе- ременности женщина может упасть или отравиться и, таким образом, создать переживание номер один еще не родившемуся ребенку. Все это нам известно, но для про- стоты анализа мы предполагаем отсутствие переживания номер один до рождения. Поэтому начнем с рождения. В необходимой для выживания куче записей возникает стоп- ка записей родов. Прекрасно. Затем человек, вероятно, проживает несколько спокойных дней или недель. В его куче записей появляется стопка записей не необходимых для выживания. И вдруг ребенка роняют. С высоты всего пары футов, но бедное дитя несколько секунд чувствует, что игра окончена. Психологи говорят, что до года дети находятся большую часть времени в полусознательном состоянии, поэтому можно быть уверенным, что легкие толчки и падения создают переживания номер один. Пред- положим, остаток первого года жизни не дал человеку других переживаний номер один. Были ли у человека на первом году жизни переживания номер два или три? Джек?
 - Конечно, были. Даже то, что ребенка берут на руки, как при родах, может включить переживания но- мер три.
 - Хорошо. Конечно, в течение первого года жизни определенно будут переживания номер три. Да, Донна?
 - Если Джоан выносят на холодный воздух, может это быть переживанием номер три?
 - Конечно, может быть... Теперь я хочу, чтобы вы все обдумали такой вопрос: какой примерно процент за- писи первого года жизни Джоан, относящиеся к катего- рии один, два и три, составят в общем объеме записей, не необходимых для выживания? Обдумайте этот вопрос и дайте правдоподобную оценку. Дженифер?
 - Ты имеешь в виду, какой процент ее переживаний будет ассоциироваться с переживаниями номер один?
 - Да. Или с переживаниями номер два. Я хочу, что- бы все обдумали этот вопрос и предположили процент. Хорошо. Давайте посмотрим. У кого готов ответ? Боб?
 - Двадцать пять процентов.
 - Прекрасно. Двадцать пять процентов. Лесли?
 - Я бы сказал, только около пяти процентов.
 - Хорошо. Элания?
 - Двадцать процентов.
 - Прекрасно. Ричард?
 - Сто проклятых процентов. (Нервный смех.)
 - Хорошо. Донна?
 - Пятьдесят процентов.
 - Хорошо. Сильвия?
 - Десять процентов.
 - Хорошо, ладно, - заключает Мишель, - давайте предположим, что самый низкий из предложенных вари- антов процент - пять процентов - является правдоподоб- ным. Не будем считать это правдой. Это просто самая низкая оценка из предложенных. Итак, в течение первого года жизни пять процентов всех переживаний ребенка записываются в куче переживаний, необходимых для вы- живания. Посмотрим теперь что происходит между пер- вым и четвертым годами жизни Джоан. Предположим, что у нее довольно хорошая жизнь, и единственные но- вые переживания номер один - это, скажем, происшествие с ней, когда она катается ца. велосипеде или ее падение с лестницы. У большинства детей таких случаев больше, но у Джоан пусть будет только один. У нее, конечно, будет и несколько новых переживаний номер два - утрат с силь- ными эмоциями, утрат, ассоциирующихся с переживани- ями номер один. У нее также будет и несколько новых переживаний номер три. В конце концов у Джоан есть по крайней мере три переживания номер один, что дает це- лую кучу стимулов, которые могут включить пережива- ния номер три. Она также имеет несколько переживаний номер два, что дает дополнительные стимулы для вклю- чения переживаний номер три. Утрата велосипеда, соба- ки, лодки, брата или матери может быть переживанием номер два. Поэтому любое событие, содержащее элемен- ты, присутствовавшие в событии утраты собаки, лодки или матери - вроде консервной банки в канаве рядом с мертвой собакой - может стать событием номер три. Ясно?
 ПРОСНИТЕСЬ ВАШИ УМЫ-ПЫТАЮТСЯ ВАС УСЫ- ПИТЬ!.. Ясно? Хорошо. Какой процент переживаний в возрасте от одного до четырех лет будет переживаниями номер один, два или три? Задайте себе этот вопрос.
 На некоторое время наступает тишина. Наконец поднимаются несколько рук.
 - Да, Джуди? - говорит Мишель.
 - Я бы сказала, что теперь процентов пятьдесят.
 - Пятьдесят процентов. Хорошо. Джесси?
 - Мне кажется, что чем старше становится Джоан, тем больше ее переживаний становятся переживаниями один, два или три.
 - Хорошо. Это верно. Какой процент в возрасте от одного до четырех ты предполагаешь?
 - Я не знаю. Большой.
 - Какой?
 - Восемьдесят?
 - Прекрасно. Восемьдесят. Тэд?
 - Двадцать пять процентов.
 - Спасибо. Дик?
 - Я чувствую, что около ста процентов, но это зна- чит...
 - Прекрасно. Сто процентов. Кто еще?
 Наступает тишина. Поднятых рук больше нет.
 - Хорошо. Минимальная цифра - это двадцать пять процентов. Посмотрим, что это значит для Джоан на сле- дующие два или три года. Во-первых, возможно ли, что- бы пятый год ее жизни дал меньше, чем двадцать пять процентов?
 Несколько приглушенных "нет". Хотя некоторые ученики, как кажется, совершенно утратили нить спора, большинство слушают внимательно. Многие подавлены, так как с неудовольствием чувствуют, куда клонит тренер.
 - Нет, - соглашается Мишель, - процент пережива- ний номер один, два и три, процент записей, которые ум считает необходимыми для выживания, процент записей, которые функционируют исключительно по механичес- кому принципу идентичности, должен постоянно возрас- тать. После рождения, например, есть сто различных стимулов, которые могут включить переживания номер один, два и три. Если к концу первого года их, скажем, тысяча, а через четыре года - сорок тысяч, то число пере- живаний, которые могут не оказаться переживаниями номер один, два и три, становится все меньше и меньше, а процент переживаний номер один, дваитри- все больше и больше. В действительности, взяв самый низкий про- цент - пять процентов за первый год (что игнорирует воз- можность переживаний номер один, два и три до зачатия и в период беременности), мы видим, что за три года про- цент увеличивается в пять раз - до двадцати пяти процен- тов. В следующие три года рост будет происходить по крайней мере с той же скоростью, и это означает (пятью двадцать пять равно сто двадцать пять), что к семи годам все переживания Джоан будут записаны в "необходимой для выживания" куче.
 Мишель делает паузу, смотрит на учеников, на дос- ку, снова на учеников со странно мягким отрешенным выражением лица. В зале полная тишина.
 - В этом анализе есть только одна неточность, - го- ворит он, нахмурившись, - мы недооценили идиотскую логику ума. После рождения, королевского переживания номер один, у ребенка есть по крайней мере сотня стиму- лов, способных запустить переживания номер один, два или три. Но в силу логики идентичности каждый из этих стимулов немедленно ассоциируется в уме ребенка со всем остальным, что имеет к нему отношение. Руки врача ас- социируются с руками мужчины, руки мужчины ассоции- руются с мужчинами, мужчины ассоциируются с людьми вообще. Зеленый цвет больничных стен ассоциируется с зеленым цветом травы и деревьев. Больничные стены ас- социируются со стенами вообще, стены вообще - со все- ми поверхностями т. д.
 Если мы честно посмотрим на то, что происходит с момента рождения, мы увидим, что все, что ребенок пе- реживает, ассоциируется с болью, угрозой для выжива- ния и относительной бессознательностью. Все, что ребенок переживает с момента рождения, является по крайней мере переживанием номер три, и таким образом, все записи ребенка попадут в "необходимую для выжива- ния" кучу. Все его поведение будет механическим отве- том на стимул.
 Мишель сидит на стуле, слегка наклонившись вперед, с абсолютно нейтральным выражением лица. Он говорит теперь гораздо медленнее, делая длин- ные паузы между предложениями. Большинство уче- ников слушают со смущением, недоверием и подавленностью.
 - С момента рождения мы попадаем под влияние механического ума. С момента рождения все - только сти- мул - ответ, стимул - ответ, стимул - ответ. Механичес- кий ум использует свою логику идентичностей в своих кретинических усилиях выжить. С момента рождения мы полностью попадаем под влияние машинного ума... сти- мул - ответ, стимул - ответ, стимул ответ...
 Все вы недавно видели, что, когда Роберт пытался решить, поднять или опустить руку, рука просто оказы- валась поднятой или опущенной, или решение каким-то образом оказывалось у него в голове... Все механично... Контроля нет... Все механично... Стимул - ответ, стимул - ответ, стимул - ответ...
 Мишель делает длинную паузу и нейтрально огля- дывает аудиторию. В зале глубокая тишина. Большинство учеников смотрит мрачно.
 - Вы - машины, - беззаботно говорит он через не- которое время, - вы никогда не были ничем, кроме ма- шин...
 Тренер снова делает паузу, глядя на зал с полным безразличием.
 - Ваши жизни полностью механичны... Только сти- мул - ответ, стимул - ответ, стимул - ответ...
 Ваши жизни бессмысленны... У машин нет смысла... У машин нет целей... идеалов... морали... смысла... Ма- шины просто ползут... механически... пытаясь выжить... они рассыпают искры... выбрасывают вонючий выхлоп... но они абсолютно бессмысленны...
 Кто-то из учеников тихо плачет. Большинство си- дит неподвижно. На лицах протест или депрессия.
 - Вы - машины... Вы никогда не были ничем дру- гим... Контроля нет... У вас никогда не было никакого контроля... Все ваши трагедии - это проигрывание ваших лент...
 Мишель берет с подставки свой термос и пьет.
 - Все ваши драматические переживания, - продол- жает он, облизывая губы, - это только проигрывание в вашем машинном уме каких-то старых угроз для выжи- вания. Все-это только стимул - ответ, стимул - ответ, сти- мул - ответ...
 Вы потратили всю свою жизнь на попытки найти лазейку и не признавать, что вы - машины. Потратили всю жизнь, пытаясь не признавать того, что есть... Вы были машинами до тренинга... Вы остались машинами после тренинга... Никаких перемен... Двести пятьдесят долларов ни. за что... (Кто-то тихо смеется.) Вы - маши- ны...
 Заметьте, что ваши умы сопротивляются. Ваши умы подкидывают вам мысли вроде "Это слишком абстракт- но" или "Это бессмысленно"... Вы знаете, что вы свобод- ны потому, что через ваши умы механически проскакивает мысль "Я свободен". За ней механически следует другая - "Да, верно, я свободен"...
 Кто-то громко смеется, но Мишель, кажется, не за- мечает этого.
 - Все вы сидите и говорите себе: "Это еще один трюк тренера... Через несколько минут он все переиграет и ска- жет нам, что мы не машины. Мы сделаем несколько про- стых ЭСТовских процессов и станем лучше".
 Трое коротко посмеиваются, один громко смеется.
 - Это не трюк, - говорит Мишель, снова отхлебы- вая из термоса, - я ничего не переиграю... Это все...
 Еще несколько учеников начинают тихо смеяться. Кто-то продолжает плакать.
 - Ничего больше не будет... Вы - машины... Короткая волна смеха пробегает по залу.
 - Каждая мысль, которая возникает сейчас в ваших головах, просто возникает... Эффект, эффект, эффект, эф- фект, эффект... Старый машинный ум все еще крутит свою шарманку... Вы-только... машины... Вы никогда не были ничем другим.
 Мишель поводит плечами в комической "ну и что?" манере. Несколько учеников смеются.
 - Вот и все...
 Кто-то снова смеется.
 - Тут нечего понимать... Я надеюсь, вы это понимаете.
 Несколько человек смеются, двое - очень громко.
 - Вы получили это. (Смех.)
 - Вы потеряли... Тут нечего получать... (Смех.)
 - Вы потратили целую ебаную жизнь на то, чтобы спрятаться от факта, что вы - машины... Вы претендова- ли на то, что каким-то образом контролируете свой ум... Ну и ладно, - говорит он, снова поводя плечами, - есть о чем беспокоиться... (Смех.) Неважно... Все равно все бес- смысленно... (Смех.)
 - Теперь мы можем сказать вам, что такое просвет- ление, - продолжает Мишель, слегка изменяя выражение лица, как будто собирается сказать что-то на один про- цент более важное, чем все, что он говорил до этого. - Просветление - это знание, что ты - машина...
 Смех медленно распространяется по всему залу, вырастает в гигантскую волну и отступает.
 - Приятие своей машинности, - тренер делает дли- тельную паузу и смотрит на аудиторию с утомленным мягким выражением лица. - Вот оно...
 Громкий смех небольшого числа учеников заполня- ет зал. Кто-то аплодирует. Большинство ошеломлены и озадачены.
 - Это - космическая шутка, - громко говорит кто-то.
 - Да, - говорит тренер, - вроде того... (Смех.)
 - Вы заплатили по двести пятьдесят долларов, что- бы узнать, что вы - машины... (Смех.) что вы всегда были машинами... (Смех.)
 Мишель продолжает. Теперь около трети, а может быть, половины учеников сияют и смеются каждому его слову. Остальные мрачны и ошеломлены.
 - Просветление - это просто знание и приятие того, что ты машина... Велика важность... (Смех.) Вы получи- ли это, и это - ничто, верно?.. (Смех.) Дои говорил вам в прошлый уик-энд, что вы ничего не получите от тренин- га (Смех.) Ну вот вы и получили!
 Следует взрыв смеха. Мишель сияет.
 - Тут нечего получать...
 Он подходит к своему термосу, пьет и вытирает рот.
 - Человечество триста пятьдесят триллионов лет борется за то, чтобы не быть тем, что оно есть... Неудиви- тельно, что оно устало! (Смех.) Трудно быть машиной... Создает скрежет, износ деталей... вонючий выхлоп... Про- светление - это говорить "да" тому, что есть... Просвет- ление - это брать, что получил... Ты, разумеется, можешь брать, что получил... потому что это то, что ты получил! (Смех.)
 И ты, разумеется, можешь не брать того, что ты не получил... потому что ты этого не получил... (Смех.)
 Конечно, нельзя никого заставить брать больше того, что получают... но они, естественно, все равно это получают...
 Просветление (при этих словах несколько человек смеются) - это большое ничто...
 Просветление - это брать, что получил... когда ты это получил. (Смех.) И не брать того, что ты не получил... когда ты этого не получил... (Смех.)
 - Чего ты хочешь? - внезапно рявкает Мишель на поднявшего руку ученика. Мишель говорит теперь совер- шенно другим, гротескно раздраженным голосом, кото- рый вызывает у аудитории взрыв смеха.
 - Я только хочу сказать, - говорит Том, вставая, - что это самые грандиозные двести пятьдесят долларов, которые я когда либо тратил... (Смех, аплодисменты, мрачность.)
 - Велика важность, - говорит Мишель, пожимая плечами, - машина хвалит себя за то, что она - машина. (Смех.)
 -... Да, Джейн?
 - У меня вопрос по поводу кучи записей... - говорит Джейн, но ее мгновенно заглушает хохот.
 - Поздно, Джейн, все кончено... Ничего больше нет, - заключает Мишель. (Смех.)
 - Но я хочу задать вопрос про кучи, - настаивает Джейн, чем вызывает еще больший взрыв смеха.
 - Расслабься, - предлагает Мишель, - получай удо- вольствие от лент... Да, Тэрри?
 - Теперь, когда мы просветлились, мы все еще жопы? (Смех.)
 - Жопа, - начинает Мишель с преувеличенным чув- ством достоинства и торжественностью, - это машина, которая думает, что она не машина.
 Он делает паузу и, многозначительно улыбаясь, оборачивается на доску. Когда он поворачивается на- зад, его лицо расплывается в карикатурной идиотской улыбке.
 - Просветленный человек (Смех.) - это жопа, которая знает, что она машина. (Смех и аплодисмен- ты.)
 - Ричард?
 - Я не понимаю, над чем все смеются, - говорит Ричард, нахмурившись.
 - Смеются не все, - говорит Мишель с видом искрен- него удивления, - ты не смеешься. Я не смеюсь.
 - Да, но большинство смеется.
 - Верно, Ричард, похоже на то. Люди, которые сме- ются, смеются потому... что они смеются. А люди, кото- рые не смеются, не смеются потому... что не смеются. (Смех.)
 - Но что тут смешного? - настаивает Ричард.
 - Все очень просто, - отвечает Мишель, - парень по имени Анри Бергсон, великий французский философ, как мне говорили, написал однажды книгу, доказывающую, что суть смешного состоит в видении человеческих су- ществ действующими как машины (Смех.)... И некоторые люди здесь, по всей видимости, видят человеческие суще- ства, действующие, как машины.
 - Но философски... - начинает Ричард, но слово "фи- лософски" вызывает такую волну смеха, что конец фразы не слышен, и он садится.
 - Джери?
 - Чрезвычайно, чрезвычайно, чрезвычайно удиви- тельно, - говорит Джери с широкой улыбкой, - почему мне так хорошо? Я не согласен с тем, что ты говорил, но я чувствую, как будто парю в двух футах над землей. Поче- му? Это невероятно... (Аплодисменты.)
 - Бери, что получил, Джери. Некоторые машины находят, что когда они перестают пытаться не быть ма- шинами, жизнь становится несколько легче... Люди, ко- торые ведут свою машину по жизни на полной скорости с тормозом, вжатым в пол, имеют довольно... припадочную поездку. (Смех.)
 - Куда это ты идешь? - спрашивает Мишель у высо- кого мужчины, который встал со своего места и направ- ляется к выходу.
 - Я получил это! Я получил это! - отвечает тот с улыбкой. - Это грандиозно, и я решил пойти домой. (Смех и аплодисменты.)
 - Сядь, - говорит Мишель с карикатурно строгим выражением лица, - ты согласился остаться до конца тре- нинга. То, что ты узнал, что ты - машина, не повод ду- мать, что тренинг окончен.
 - Но я получил это!
 - Велика важность! Помни, ты всегда это имел. Тут нечего получать. Садись.
 Широко улыбаясь, высокий мужчина возвращает- ся на свое место.
 - Хорошо. Все кончено... - говорит Мишель, потя- гивается и наигранно зевает. - Просветление - это зна- ние, что ты - машина. Просветление - это брать, что получил, когда ты это получил, и не брать того, что не получил, когда ты этого не получил. Вернер говорит: "То, что есть, есть". Мишель делает паузу и с любопытством смотрит на аудиторию. Довольно похоже на правду, вер- но? (Смех.)
 - Будда сказал по-другому, но это то же самое. Он сказал: "Ты не можешь вырваться из колеса смертей и рождений, пока не осознаешь, что ты не Деятель... "Ты не можешь вырваться из колеса смертей и рождений, пока не осознаешь... что ты не Деятель. Колесо, конечно, было первой машиной. (Смех.)
 - Да, Дженифер?
 - Я хочу поблагодарить тебя. Последние полчаса освободили меня от пяти лет вины за смерть моей дочери.
 (Аплодисменты.)
 - Да, Фил?
 - Я подавлен, - коротко говорит Фил. Он действи- тельно выглядит подавленным.
 - Грандиозно, - говорит Мишель, - бери то, что получил... Да, Донна? (Аплодисменты Филу)
 - Как могут машины чувствовать себя так хорошо? Это невероятно.
 - Бери, что получила, Донна... когда получила... Если ты не получила, то не бери того, что ты не получи- ла.
 Мишель встает и отходит от своего стула.
 - Хорошо, - говорит он, - сейчас вы все делитесь на три категории. Либо ты это получил и знаешь, что ты это получил, либо ты знаешь, абсолютно уверен, что ты это- го не получил, либо, наконец, ты не уверен, получил ты это или нет. Ясно? Три категории. Сейчас мне не нужно ваше говно. Не врите. Вы врали всю свою жизнь. Пора остановиться. Мне не нужно ваших одолжений. Мне на- срать, к какой категории вы себя причисляете. Будьте че- стны перед собой. Ты получил это и знаешь, что получил это, - это категория номер один. Ты знаешь, ты абсолют- но уверен, что ты этого не получил, - это номер два Или ты получил, а может и нет, ты не уверен. Это - номер гри. Теперь я хочу, чтобы все, кто получил это и знает, что получил это, встали. Встаньте.
 Встают около половины учеников. Это все те, кото- рые смеялиеь. Они улыбаются, их лица сияют. Встают также несколько человек с мрачным или растерянным выражением лиц.
 - Теперь пусть все, кто получили это и знают, что они это получили, но которым не нравится то, что они получили, встанут тоже.
 Встают еще несколько человек.
 - Все, кто знают, что они это получили, но уверены, что они имели это еще до того, как сюда пришли, встань- те тоже.
 Еще несколько человек встают.
 - Все, кто знают, что они это получили, но слишком упрямы, чтобы признать, что это - это, встаньте.
 Еще несколько человек, смущенно улыбаясь или смеясь, присоединяются к стоящим.
 - Теперь встаньте те, с которыми что-то случилось, пока я говорил, и они теперь знают, что получили это.
 Встают еще двое учеников.
 - И, наконец, все, кто знают, что они получили это, но хотели бы не получать. (Смех.)
 
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 
 Встают еще человек десять. Теперь стоят не меньше трех четвертей учеников.
 - Прекрасно. Может быть, еще кто-нибудь тайно знает, что получил это?
 Встают еще двое.
 - Хорошо. Садитесь.
 Пока первая группа садится, Мишель отворачива- ется и пьет из своего термоса.
 - Теперь я хочу, чтобы встали те, кто знает, кто уве- рен, что не получил этого.
 Встают шесть учеников. Мишель по очереди спра- шивает каждого из них, уверен ли тот, что не получил это- го. Каждый уверяет, что уверен, что не получил этого.
 - Хорошо, мы поговорим с вами чуть позже. Я про- шу вас сесть, но постарайтесь не забыть, кто вы такие.
 (Смех.)
 - Хорошо, третья категория. Встаньте все, кто не уверен, получил он это или нет.
 Встают двадцать пять - тридцать учеников.
 - Прекрасно. Если пока я говорю с одним из вас, кто-то, кто не уверен, вдруг станет уверен в том, что он получил это, пусть просто сядет. Мария, ты получила это?
 - Я не знаю, - отвечает Мария, - я не уверена.

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу