<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 - Прекрасно! Что ты получила?
 - Я не знаю.
 - Ты должна была что-то получить.
 - Ну... я поняла, что тут нечего получать...
 - ТЫ ПОЛУЧИЛА ЭТО!
 (Смех и аплодисменты)
 Мария садится. Она сбита с толку, но улыбается.
 - Хорошо, Ларри. Ты получил это?
 - Я не уверен. Это кажется слишком... простым, слишком... абстрактным.
 - Прекрасно. Ты получил это, и это кажется слиш- ком простым?
 - Я не уверен...
 - Что ты получил?
 - Я понял, что, ну... что мы все - машины... и, ну, мы можем расслабиться и получать удовольствие. (Смех, аплодисменты, Ларри, вдруг заулыбавшись, садится)
 - Хорошо. Барбара. Ты получила это?
 - Я не уверена.
 - Прекрасно. Что ты получила?
 - Замешательство. Полное замешательство.
 - Грандиозно! Потрясающе! Ты получила полное за- мешательство. Это восхитительно! Что еще ты получила?
 - Это все. Полное замешательство. Мрак. Темнота.
 - Прекрасно, Барбара. Позволь тебя спросить: ты понимаешь, что получила замешательство?
 -Да.
 - И ты донимаешь, что не получила ясности и весе- лья?
 - Верно, не получила.
 - И ты понимаешь, что когда ты получаешь заме- шательство, то это то, что ты получаешь?
 (Смех.)
 -Да.
 - И что когда ты не получаешь замешательства, то это то, чего ты не получаешь?
 -Да.
 - И что когда ты получаешь то, что ты получаешь, то ты это получаешь.
 -Да.
 - Грандиозно! Ты получила это!
 (Аплодисменты и смех.) К этому моменту около половины тех, кто стояли, садятся.
 - Барри? Ты получил это?
 - Я не уверен. Я подумал, что получил это, но все находят это смешным или восхитительным, а я нахожу это тяжелым.
 - О! Ты получил это и находишь это тяжелым?
 - Я не уверен.
 - Что ты получил?
 - Я понял, что мы тратили свое время в надежде, что что-то выведет нас из нашей механичности... а выхо- да нет...
 - Ты получил это! (Смех и аплодисменты.)
 - Дональд? Ты получил это?
 - Я встал только для того, чтобы сказать, что вы заставили нас потратить двести пятьдесят долларов и че- тыре дня жизни, чтобы мы могли услышать, что мы - ме- ханические машины; что здесь нечего получать; что мы получаем то, что мы получаем, когда мы это получаем, а не раньше, что то, что есть, есть, нравится нам это или нет, и что мы имели это всю жизнь и тут нечего получать. Это самое большое надувательство, про которое я когда- либо слышал... и это также лучшие в моей жизни двести пятьдесят долларов. (Смех и аплодисменты.)
 Некоторые из тех, кто думает, что не получил это, остаются тверды в своем убеждении, и Мишелю прихо- дится работать с ними иногда и по десять минут, с одним даже двадцать. Двое или трое садятся с выражением, оз- начающим, что они так и не получили этого. Как гово- рит Мишель, в любом случае очевидно, что некоторые люди, получившие это, видят в этом освобождение, тог- да как других это подавляет. Они не только не разделяют общей радости, для них вообще необъяснимо, почему другие ученики испытывают освобождающие пережива- ния, когда им говорят, что они - машины.
 Но снятие тормозов - это всегда освобождение, и многие явно обнаруживают, что переживание, через ко- торое они прошли, дает им неведомые ранее возможнос- ти. В последующие сорок минут оживление в зале постепенно возрастает и доходит до апофеоза. Мишель объявляет обеденный перерыв, после которого он расска- жет нам о разнице между просветленным человеком и не- просветленным человеком и все о сексе, любви, выборе и решении.
  * * *
 Хотя буфет при отеле невероятно плох - несъедоб- ная пища, надо полагать, тщательно отбирается из самых подозрительных мест во вселенной, - девять учеников, сидящие за нашим круглым столом, не замечают этого. Четверо из них все еще парят над землей, сияют, смеются и охотно дурачатся. Пятеро других сдержанно и подозри- тельно наблюдают: веселая четверка либо спятила, либо обманывает, претендуя на то, что просветлилась. Наблю- дают внимательно, пытаясь определить, что это.
 - Вы знаете, - говорит Том, парень с четками, кото- рый много спорил, а теперь в экстазе, - я вспомнил, что я читал в какой-то статье, что ЭСТ заканчивается тем, что нам говорят, что мы машины. Я помню, как я сказал себе: этого не может быть, здесь есть какой-то секрет. И вот мы здесь, все так и есть, и это правда.
 - Мы не машины, - коротко говорит Дэвид Тому через стол, - я понял, что то, что есть, есть, и нет смысла бороться с этим, но теория ЭСТ, что мы - машины, - чи- стая ерунда. В сегодняшней аргументации было столько дыр, что она похожа на сито.
 Его высказывание встречается вежливым молчани- ем. Пожилой человек по имени Хэнк, который периоди- чески порывался уйти, мрачно говорит:
 - Да, я думаю, что все это было... слишком абстрак- тно. То есть он двигался слишком быстро. Мы не успева- ли выдвигать логические возражения.
 Двое, мужчина и женщина, начинают смеяться, но тут же осекаются.
 - Извините, - говорит Дженифер, - да... вы правы, вы абсолютно правы. Я полагаю, аргументация не была слишком логичной, но, видите ли, те из нас, кто смеются, смеются не потому, что поверили в аргументацию. Я не верю, что я - машина. Это чушь, верно?
 - А я верю, - отвечает Хэнк.
 - Нелепо верить, что я - машина, - говорит Джени- фер, снова начиная смеяться, - но... видите ли... я просто пережила свой ум как машину, - она смущенно улыбает- ся.
 - Но что в этом смешного, черт побери? - резко вме- шивается Дэвид. - Человечество эволюционировало при- мерно биллион лет, а не триста пятьдесят триллионов кстати, чтобы выйти за стимул - ответ. А кроме того, би- хевиористский детерминизм, лежащий за этой глупой иде- ей машинности, вышел из моды лет двадцать назад.
 - Я этого не знаю, Дэвид, - отвечает Дженифер, - я только знаю, что последние тридцать лет моей жизни я верила в то, что я имею контроль, что я могу измениться, и моя жизнь обычно была... говном. Теперь я переживаю, я переживаю, что у меня нет контроля, что все, что я могу сделать, - это выбрать и принять то, что есть. И я нахожу это чувство восхитительным. Я понимаю, что это бессмыс- ленно. Но, как я осознала, смысл - это одна из тех вещей, которые исковеркали мою жизнь.
 - Знаете, - говорит Дэвид, внимательно вглядыва- ясь в лица, - вам как будто промыли мозги. ( Четверка смеется) ЭСТ сделал свое дело. Я думаю, вы теперь ста- нете хорошими маленькими эстиками, будете вести семи- нары для гостей и потратите остаток жизни, "делясь", "создавая пространства" и посылая Вернеру поздравле- ния на Рождество.
 Нападки Дэвида вновь встречаются молчанием.
 - Что мы делаем, то делаем, - говорит наконец Алан, - а чего не делаем, того не делаем.
 - Абракадабра! - яростно произносит Дэвид.
 - Если я сделаю все, что ты сказал, - мягко продол- жает Алан, - то Вселенная выживет, а, Дэвид?
 - Да. Но мне жалко тебя, - отвечает Дэвид.
 - Но если мне промыли мозги до экстаза, то в чем моя проблема?
 -Мог бы и помучиться, - говорит Том, и они с Ала- ном смеются.
 - Что случилось с тобой, когда тренер начал гово- рить нам, что мы - машины? - спрашивает Том Дэвида с явным интересом.
 - Сначала я увлекся... - отвечает Дэвид. (По мере того как он начинает рассказывать о своих переживани- ях, с его лица уходит напряжение). То есть я знаю, что многое из того, что мы делаем и чувствуем, особенно рас- страиваясь, вытекает из переживаний прошлого, которые более важны... более важны для выживания, можно ска- зать. Затем, задолго до того как он сказал, что мы - пол- ностью машины, я начал ощущать подавленность. Я начал чувствовать себя в ловушке. Когда тренер сказал нам, что мы - машины, и это все, я просто оцепенел. А люди нача- ли смеяться... Иисусе... (Дэвид уставился на искусствен- ные цветы в центре стола, но, очевидно, вглядывался в свои внутренние переживания.) Когда люди начали сме- яться, я почувствовал... невероятную панику... невероят- ную панику... (Дэвид бросает взгляд на Тома. Он выглядит испуганным и почти готов расплакаться.) Должно быть что-то еще. Должно быть что-то еще.
 Том смотрит серьезно.
 - Я не могу помочь тебе, Дэвид. Я понял, что это все, и получил освобождение. Но ты этого не получил. То, что ты получил, - это именно то, что ты и должен был получить.
 Дэвид смотрит на Тома.
 - Что ты имеешь в виду, когда говоришь, что то, что я получил, это именно то, что я и должен был полу- чить?
 - Ну, - говорит Том, нахмурившись, - что ты полу- чил... уже там, то есть это то, что ты получил, и этого уже никогда не изменить. Для тебя было бы безумием пытаться получить то, что получили я, Барбара или Хэнк.
 Дэвид внимательно смотрит на Тома. Его глаза пу- сты. Он тыкает вилкой в несвежую сосиску, его ум напря- женно работает.
 - Но... я понял, что эта теория - чушь.
 - Именно, - спокойно говорит Том, - и не могло быть иначе, верно?
 - ...Нет... но... что есть, есть, это я понял, - говорит Дэвид, напряженно сосредоточившись, - но эти машины...
 - Я не думаю, что машины так уж важны, - говорит Барбара, - важно, что ты вдруг прекращаешь сопротив- ляться вещам, позволяешь вещам быть такими, какие они уже есть.
 Дэвид начинает смеяться и вдруг прекращает. Его глаза загораются и потухают.
 - Минутку, - говорит он, начиная улыбаться, - ми- нутку... сейчас я думаю, что я не машина, верно?
 - Надо полагать, - отвечает Алан.
 - Это то, что со мной происходит, верно?
 - Да, - отвечает Том.
 - И это. нормально, верно? - спрашивает Дэвид, широко' улыбаясь.
 - Это прекрасно, - говорит Том.
 - Я думаю, что я не машина, и это прекрасно. Вер- но. А вы, жопы, думаете, что вы - машины, и это прекрас- но для вас, верно?
 Все улыбаются и наклоняются к Дэвиду.
 - Да. Продолжай.
 - В чем тогда проблема? - спрашивает Дэвид, улы- баясь.
 - А у тебя была проблема? - заинтересованно спра- шивает Том.
 - Да, верно, - отвечает Дэвид, - я думаю, что вам, жопам, промыли мозги. Верно? (Он снова коротко посме- ивается.) И это тоже прекрасно, верно?
 - Верно!
 - Верно!
 - Я ПОЛУЧИЛ ЭТО! - смеясь объявляет Дэвид. - Мы не машины, но некоторые думают, что они машины, но мы есть то, что мы есть, как бы ни старались, поэтому все мы можем расслабиться и получить удовольствие.
 -Вот и хорошо! - говорит Барбара. Дэвид внезапно хмурится.
 - Но... -начинает он,-но (хмурясь)... А (улыбаясь)... То, что я сейчас получил, - это "но", верно? И "но" - пре- красно, верно? (Он начинает смеяться.) Говно. Все про- сто. Я провел четыре изнурительных дня, чтобы узнать, что когда я говорю "но", я говорю "но".
 И он смеется. Хэнк и Стелла, однако, выглядят мрач- ными и неудовлетворенными. Хэнк беспокойно ерзает на стуле...
  * * *
 - Разница между просветленным человеком и не- просветленным человеком - ничто, - дружелюбно гово- рит Мишель после перерыва (Ученики смеются. Они часто будут смеяться в течение этого долгого вечера). - Непрос- ветленный человек действует по принципу: стимул - от- вет, стимул - ответ, стимул - ответ. Велика важность. Разница - ничто. Непросветленный человек пытается с этим что-то делать. Он всегда что-то делает. Когда он за- нимается любовью, он думает; когда он медитирует, он стремится к просветлению; когда он читает, он стремится к просвещению. Просветленный человек не делает ниче- го. Полностью просветленный человек никогда ничего не делает. Ничего не делать - это просто принимать то, что есть. То, что есть, есть, принимаем мы это или нет, поэто- му не нужно быть очень умным, чтобы быть просветлен- ным. Нужно только принимать то, что есть, или, как мы говорили десять дней, брать, что получил... когда ты это получил.
 В обеденный перерыв один из вас задал мне вопрос о полном переживании переживаний, ведущем к их исчез- новению. Можем ли мы медленно, но верно избавляться от переживаний номер один, два или три, пока наконец не уничтожим свой машинный ум? Абсолютно. Теорети- чески все, что мы должны делать, - это воспроизвести все свои переживания и полностью их пережить. Тогда запи- си исчезают из кучи. Когда мы уничтожили все свои за- писи - мы безумны! (Смех.)
 Только одна проблема. По некоторым оценкам, у нас есть около трехсот триллионов записей. (Смех) При- бавьте или убавьте триллион или два. Если мы уничто- жаем, скажем, по тысяче в день, то мы можем полностью вытереть доску и достичь полного освобождения и безу- мия где-то немногим больше чем через восемьдесят мил- лионов лет!
 Но есть другой резон полностью переживать свои переживания. Когда вы что-то полностью переживаете, запись исчезает, и что остается? Пространство. Вот поче- му когда вы что-то полностью переживаете или воспро- изводите переживание, у вас появляется чувство облегчения. Когда вы не переживаете, вы добавляете к куче новые записи, и ваша ноша становится тяжелее.
 Быть просветленным - это выбирать то, что проис- ходит, когда это происходит. Быть просветленным - это знать, что ты есть то, что ты есть, и не есть то, что ты не есть, и быть этим довольным. Быть просветленным - это говорить "да" тому, что происходит, говорить "да" свое- му "да" и "да" своему "нет".
 Это не значит, что из-за того, что все и так хорошо, мы не должны протестовать против войн, бороться с бедностью, помогать тем, кому нужна помощь, или рабо- тать над созданием лучшего общества. Нет. Просветле- ние - это говорить "да" тому, что есть для нас, и если мы считаем, что наше общество больно и нуждается в пере- менах, то мы выбираем работать для изменения общества. Если то, что есть, - это страх смерти, то мы говорим "да" нашему страху смерти, мы выбираем наш страх смерти и, выбирая наш страх смерти, мы полностью переживаем его. Он может либо исчезнуть, либо нет. Если он исчезает, мы говорим "да" его исчезновению. Если остается, мы гово- рим "да" своему страху.
 То, что в вас трансформировалось, это не ваши стра- хи или огорчения. Не сейчас по крайней мере. Трансфор- мировалась ваша способность переживать жизнь, чтобы те ситуации, которые вы пытались изменить или отказы- вались изменить, прояснились в процессе самой жизни, в процессе выбора того, что есть.
 Иногда ваши боли, страхи, барьеры исчезнут, иног- да нет. Но ваше переживание их будет совершенно дру- гим.
 В Калифорнии был проведен эксперимент: безна- дежным раковым больным, которые знали, что они уми- рают и обычно чувствовали сильную боль, если не были под анестезией, в течение последних недель жизни регу- лярно давали предписанное количество ЛСД. Все боль- ные сообщали, что боль и знание о том, что они умирают, остались, но их переживание боли и умирания трансфор- мировалось. Боль больше не тревожила их. Она казалась неважной. Умирание больше не тревожило их. Оно каза- лось неважным. Они сохраняли полный контакт с реаль- ностью. Они не галлюцинировали. Ничто не изменилось.
 Они переживали освобоищеиие, говоря "да" тому, что есть.
 С вами сейчас происходит то же самое. Вы узнали секрет, с которым в конце концов возвращаются парни, просидевшие двадцать лет в пещере: ты не Деятель. Ты источник и создатель всех своих переживаний, ты Бог, но ты - индивидуальная личность, разгуливающая внутри созданной тобой вселенной, не имеющая никакого конт- роля над своими действиями.
 Полная чушь. Полный парадокс. Ты являешься ис- точником всех своих переживаний, и у тебя нет ни малей- шего контроля. Все, что ты можешь сделать, - это выбрать то, что происходит. Когда ты научишься хотеть то, что получаешь, то знаешь что? Ты получаешь то, что ты хо- чешь. И с этих пор ты всегда получаешь то, что получа- ешь. (Смех.)
 Все это космическая шутка, как сказал один из вас. Что значит понять шутку? Поэтому если кто-то будет спрашивать у вас про ЭСТ, не пытайтесь объяснить. Объяснять шутку - это вернейший способ нагнать скуку и заставить думать, что ты дурак. Человек либо понима- ет шутку, либо нет. Если он ее не понимает, не велика по- теря. Большинство людей ее не понимают, а человечество как-то прожило триста триллионов лет. Оно доживет до следующего уик-энда, если ты или твой друг ее не поняли.
 Если они ее не понимают, то что это значит? То, что они ее не понимают...
  * * *
 - Ладно, - говорит Мишель Элании несколько по- зднее. Она на платформе, сидит на одном из стульев. - Я хочу, чтобы ты вообразила, что у меня в руках два.моро- женых, одно шоколадное, другое ванильное. Я хочу, что- бы ты выбрала одно, шоколадное или ванильное. Какое ты выберешь?
 - Ванильное, - говорит Элания, улыбаясь.
 - Прекрасно, - говорит Мишель, - почему ты выб- рала ванильное?
 - Я хочу ванильное.
 - Нет, - говорит Мишель, - есть два мороженых, одно шоколадное, другое ванильное. Выбери одно.
 - Хорошо, - говорит Элания, улыбаясь чуть нервно, - я выбираю ванильное.
 - Прекрасно. Почему ты выбрала ванильное?
 - Я выбрала ванильное потому, что я люблю ваниль- ное больше, чем шоколадное.
 - Нет, - говорит Мишель, - есть два мороженых.
 Какое ты выберешь?
 Элания хмурится.
 - Я выбираю шоколадное, - говорит она.
 - Хорошо. Почему ты выбираешь шоколадное?
 - Я решила, что раз с ванильным ничего не получа- ется, то я попробую с шоколадным.
 - Нет, - твердо говорит Мишель, - смотри, есть два мороженых, одно ванильное, другое шоколадное. Выбе- ри одно.
 Элания смотрит на Мишеля, затем на аудиторию.
 - Ну... но я больше люблю ванильное! - выпаливает она.
 - Выбери одно, Элания.
 - ВАНИЛЬНОЕ!
 - Грандиозно. Почему ты выбрала ванильное?
 - Потому что я люблю ванильное.
 - Нет, - твердо говорит Мишель, - это рассудочно. Вот шоколадное. Вот ванильное. Выбери одно.
 Элания выглядит раздраженной, краснеет. Она зас- тывает на несколько секунд.
 -Я... выбираю... шоколадное...-осторожно говорит она.
 - Хорошо. Почему ты выбрала шоколадное?
 - Я выбрала шоколадное... потому что... мне хочет- ся шоколадное.
 - Нет. Это рассудочно. Вот два мороженых. Ваниль- ное и шоколадное. Выбери одно.
 Элания явно злится. Многие ученики чувствуют, что зна- ют ответ, и дрожат от нетерпения. Элания смотрит в стену.
 - Ванильное, - говорит она без особого энтузиазма.
 - Прекрасно. Почему ты выбрала ванильное?
 - Я выбрала... ванильное... потому что... я люблю ванильное мороженое больше любых дру...
 - Нет! Это рассудочно...
 - НО Я БОЛЬШЕ ЛЮБЛЮ ВАНИЛЬНОЕ!
 - Это грандиозно, Элания, - говорит Мишель, - я понял. Ты любишь ванильное мороженое больше шоко- ладного. Верно?
 -ДА!
 - Прекрасно. Вот два мороженых - одно ванильное, другое шоколадное. Выбери одно.
 - ВАНИЛЬНОЕ!
 - Грандиозно, Элания. Слушай внимательно. По- чему ты выбрала ванильное?
 - Я выбрала ванильное, потому что выбрала! (Смех и аплодисменты)
 - Хорошо. Почему ты выбрала выйти на сцену для этой демонстрации?
 - Будь я проклята, если я знаю, - говорит Элания, явно радуясь концу мучения.
 - Почему ты выбрала быть добровольцем для этой демонстрации?
 - Потому что я хотела как можно больше получить от тренинга...
 - Нет! - говорит Мишель. - Это рассудочно, это де- лает тебя эффектом чего-то. Почему ты выбрала быть добровольцем для...
 - ПОТОМУ!
 - Что потому? - спрашивает Мишель.
 - Я выбрала быть добровольцем, потому что я выб- рала быть добровольцем! (Смех и аплодисменты.)
 - Это очень хорошо, - говорит Мишель) - теперь, Элания, ты можешь либо остаться на платформе, либо вернуться на место. Выбирай.
 Элания улыбается.
 - Я выбираю сесть, - говорит, встает и идет на место.
 - СТОП! - кричит Мишель. - Это прекрасно. Поче- му ты выбрала сесть?
 Элания смотрит на него секунд десять.
 - Очень просто, - говорит она наконец, теперь ши- роко улыбаясь, - я выбрала сесть потому... что выбрала сесть.
 Элания идет на место, ученики аплодируют.
 - Хорошо. Продолжим ЭСТовскую бессмыслицу. Хочет кто-нибудь спросить или прокомментировать? Да, Джек?
 - Теперь я знаю, что Дон пытался мне объяснить в прошлый уик-энд. Я сказал ему, что пришел на ЭСТ по- тому, что мне порекомендовали друзья, а он настаивал на том, чтобы я выбрал быть здесь. Тогда я сделал вид, что понял. Теперь я получил это.
 - Спасибо, Джек. Бетси? (Аплодисменты.)
 - А я не получила. Элания предпочитает ванильное мороженое шоколадному. Разве не из-за этого она выби- рает ванильное?
 - Из-за этого она выбирает ванильное в мире эф- фекта, эффекта, эффекта, в мире нереальности - кодовое слово "реальность", но не из-за этого люди выбирают вещи в реальности, в сфере ответственности, в мире при- чины, причины, причины. В этой сфере мы выбираем что- то потому, что мы это выбираем.
 - Это различие кажется мне тривиальным, - гово- рит Бетси.
 - Я боюсь, Бетси, что если различие между реально- стью и нереальностью кажется тебе тривиальным, ты мо- жешь столкнуться с проблемами. Смотри. Большинство людей говорят: "Я злюсь потому, что мой друг потерял мои двадцать долларов" или "Я ем ванильное мороженое потому, что мой язык предпочитает ваниль", потому что они переживают свое тело или своих друзей как причину, а себя как эффект. Это верный путь к тому, чтобы жизнь не работала. На ЭСТе мы являемся причиной. Наш язык предпочитает ваниль, любит ваниль, но мы выбираем... либо ванильное, либо шоколадное, мы выбираем то, что мы выбираем, мы не переживаем себя просто как эффект своих тел.
 - Но мне казалось, что ты сказал, что мы только машины.
 - Я это сказал? - говорит Мишель с напускным удив- лением. -Ах да, я это сказал. Я сказал, что вы - машины, потому что вы машины, и когда вы получаете это, вы выбираете свою машинность, выбираете действовать ско- рее как причина, чем как эффект.
 - Но есть ли у нас свобода воли, в конце концов? - спрашивает Бетси.
 - Мы не произносили слов "свобода" или "воля", или "свобода воли" ни разу за тренинг и не собираемся этого делать. "Свобода воли" - это концепция, и она мо- жет привести только к беспокойству. Просто выбирай, Бетси, выбирай, что получаешь, выбирай, что выбираешь, и бери ответственность за то, что происходит.
 - Что касается меня, то я думаю, я всегда бы ела то, что люблю. Я бы съела, вероятно, тысячу ванильных.
 - Грандиозно. Если ты получила ванильное, выбе- решь ли ты ванильное?
 - Конечно.
 - А если есть только шоколадное, и ты получила шоколадное, выберешь ли ты шоколадное?
 Бетси смотрит на Мишеля.
 - Ох! - внезапно говорит она. - Теперь я получила это.
 Она начинает смеяться.
 - Почему ты смеешься? - спрашивает Мишель.
 - Я смеюсь, - говорит Бетси, счастливо улыбаясь, - потому что я выбрала смеяться...
  * * *
 Мишель знакомит учеников с некоторыми положе- ниями Вернера: о любви и о том, как люди ее запутыва- ют; о том, что люди - это Бог, который, соскучившись, должен создавать игру; о естественном течении Вселен- ной от "бытия" и "деятельности" к "обладанию". (Соглас- но последнему положению, большинство людей пытаются определить себя скорее тем, чем они обладают - деньга- ми, машинами, любовниками - или тем, что они делают - выигрывают гонки, производят пластмассовые игруш- ки, - чем тем, чем они в действительности являются. Факт бытия хорошей балериной, например, начинается не с обладания специальными туфлями или платьями и не с выполнения специальных упражнений, а с бытия балери- ной; деятельность и обладание вытекают затем из бытия.) Наконец Мишель вводит нас в процесс, в котором мы используем наши центры для создания новых пережива- ний, после чего наступает последний перерыв перед вы- пуском. В течение двадцатиминутного перерыва кучка из семи или десяти учеников собирается вокруг Мишеля, который остается сидеть на одном из стульев.
 Он изменил свою "форму" общения - улыбается, шутит с учениками, как никогда раньше. Когда кто-то пытается посмотреть, что налито в термос, из которого он пил в течение двух дней, Мишель прячет термос и твер- до говорит, что священную жидкость можно будет уви- деть только после выпуска.
 Несколько учеников благодарят Мишеля за то, что он был таким, каким он был. Роберт говорит:
 - Ты знаешь, два часа назад, во время процесса "по- лучения этого", я был просто в экстазе. Это было неверо- ятно. Сейчас я начинаю немного остывать, но энергия в зале была просто фантастической. Я хочу только знать, часто ли я могу ожидать таких вершин, или я должен на- чать готовиться к своим обычным тусклым дням.
 - Ты не должен начинать ни к чему готовиться, Ро- берт, - говорит Мишель, отхлебывая из своего термоса, - твои тусклые дни наступят независимо от того, будешь ли ты к ним готовиться или нет, но светлые дни наступят только тогда, когда к ним не готовишься.
 - Верно, но эти разговоры о Боге меня несколько смутили. Какое отношение наш подъем сегодня вечером имеет к игре в игры?
 - В действительности он имеет отношение к отбра- сыванию неработающих игр. Ваше получение этого яв- ляется видом временного освобождения от того, чтобы принимать неработающие умственные игры всерьез. В действительности каждый из нас, как единственный тво- рец своей вселенной, является Богом, и из-за того, что мы создаем все, любая вещь так же важна, как и другая. Ког- да мы полностью прикасаемся к тому, что уже есть, и при- нимаем то, что есть, как более важное по сравнению с тем, чего нет, все игры заканчиваются. Нечего делать, некуда стремиться, все и так хорошо. Один парень сказал в по- эме, посвященной просветлению, которую он написал после сатори: "Как великолепна чашка чаю!"
 Мишель улыбается, отхлебывает из термоса, и кор- чит гримасу пьяного удовольствия, затем хмурится.
 - Но нам, Богам, наскучивает это совершенство, - продолжает он, - поэтому мы всегда кончаем тем, что претендуем, что что-то, чего нет, что более важно, чем то, что есть, и начинается игра. Как только мы с вами ре- шим, что находиться у доски более важно, чем находить- ся там, где вы сейчас, мы можем устроить гонки. Пока мы сидим и чувствуем свое совершенство, полностью осве- домлены, что являемся Созидателями, все так же важно, как и другое. Делать нечего, играть не во что, и мы мо- жем некоторое время сидеть в экстазе и рассматривать свои пупки. Но нам становится скучно. Мы решаем снова начать играть. Я добегу до сортира быстрее тебя, говорю я, - и игра начинается. Когда мы начинаем играть, мы снова на вагонетке.
 Роберт хмурится. Кто-то задает другой вопрос и умолкает. Роберт говорит:
 - Ты имеешь в виду, что мы можем сойти с вагонет- ки, сохраняя контакт с тем, что... ну, что все прекрасно так, как оно есть?
 - Верно. Я знаю, что это звучит странно, но быть Богом надоедает. Заметьте, что Боги и в греческой, и в нордической мифологии всегда принимали человеческий облик, чтобы поиграть в игры. Так же делали Кришна и Шива. Даже Иисус видится как Бог, временно принявший человеческий облик.
 - Как же мы должны играть? - спрашивает Хэнк. - Мне кажется, ты предлагаешь нам создать воображаемый мир.
 - Ты забыл: мир и так воображаемый, - говорит Мишель. - Единственный вопрос - кто воображает. Большинство людей пассивно принимают воображае- мые структуры и правила игры других. Мудрый чело- век создает свои собственные. Все игры, все цели, все события созданы воображением. Ты можешь либо при- нять мир таким, каким его создали другие, принять их цели, правила и играть в их игры, либо ты можешь со- знательно создать свои собственные. В обоих случаях тем не менее ты и только ты отвечаешь за все, что про- исходит.
 - Меня беспокоит, - говорит Хэнк, - что ты даешь такую власть воображению.
 - Мы не даем. Эта власть есть. Она используется каждую секунду, хотим мы этого или нет.
 - А как с человеческим стремлением к просветле- нию, Конечной Истине и Богу? - спрашивает Том. - Ты говоришь, что это бессмысленно?
 - Нет, - отвечает Мишель, - стремление к Просвет- лению или Реальности, или Богу, или Конечной Истине - это интересная игра... пока она не выиграна. Она инте- ресна, пока ты не достиг Просветления, Бога или Конеч- ной Истины. Когда это случается, ты обнаруживаешь, что игра окончена. Если ты затем женишься на своем прозре- нии, ты обнаруживаешь, что живешь с иллюзией. Ты это- го, может быть, и не замечаешь, но замечают твои соседи. "Что он (или она) в ней (или в нем) такого увидел?" - спра- шивают они. То, что по твоему мнению является Конеч- ной Истиной, вероятно, покажется тривиальной иллюзией твоим соседям.
 - Это грустно, - говорит Том.
 - Вовсе нет, - говорит Мишель, - мы, люди, хотим интересных проблем и игр, ни больше, ни меньше. Не удо- вольствий, не истин, не моральных заповедей, не счастья, а интересных игр. Ум, тело, дух - все это любовные игры.
 Проблемы большинства людей состоят в том, что они живут в воображаемом мире, в котором желание играть не существует как сознательное желание, оно всегда дол- жно появляться замаскированным под стремление к "ис- тине", "сексуальному опыту", "содержательным отношениям" или "приключениям". Но нет ни истин, ни сексуального опыта, ни отношений, ни приключений без правил, целей, противников, союзников и болельщиков, т. е. без игр.
 - Значит, и монах, и мистик играют в игры? - спра- шивает Роберт.
 - Лучшие, лучшие. Они продвигаются по Пути, от- ступают, делают внезапные порывы, даже "выигрывают", хотя большинство мистиков обнаруживают, что "выиг- рывание" уменьшает интерес, и снова начинают караб- каться вверх по Пути, и снова открывают счет.
 - А как насчет тех, которые действительно просвет- лились? - спрашивает Том. - Тех, которые действительно получили это, таких людей, как дон Хуан, Рамакришна, Баба Рам Дас, вступивших на то, что я называю путем без пути?
 - Хорошо, - отвечает Мишель, - они отличаются от среднего человека главным образом тем, что никогда не играют в одну игру несколько раз, никогда не скучают и постоянно создают совершенно новые вселенные.
 - Значит, они все время соревнуются?
 -Да. Человеческая жизнь в любом содержательном смысле невозможна без игр, без соревнования. Но они не имеют иллюзий, что соревнуются за что-то, стоящее вы- игрыша, или с кем-то, не являющимся творением собствен- ного воображения.
 - Значит, для тебя, - спрашивает Хэнк, - я - только часть твоего творения?
 - Конечно. Самая приятная и умная часть.
 - Мой ум ты приписываешь себе?
 - Конечно. Я один переживаю твой ум. Без меня твой ум не существовал бы.
 - Ты очень скромен.
 - Я также создаю твою глупость.
 - Спасибо.
 - Твою глупость для меня. Ты создаешь свою соб- ственную глуяость для себя, и эти две глупости редко пе- ресекаются.
 - Значит, я все-таки существую отдельно от тебя?
 - Иногда, - говорит Мишель, вставая, так как пере- рыв подходит к концу, - когда у меня есть настроение...
  * * *
  Скоро к ученикам присоединяется сотня других уче- ников ЭСТа, которые специально пришли поприсутство- вать и позднее сделать профиль личности с одним из новых выпускников. Эта последняя часть тренинга явля- ется приятным переживанием практически для всех уче- ников, даже для большинства тех, которые были мрачны или раздражены во время "получения этого".
 Сам выпуск происходит в другом зале, где каждый ученик делает профиль личности, лично встречается с тренером и получает маленький сборник афоризмов Вер- нера. Но в некотором смысле тренинг заканчивается еще до того, как ученики переходят в другой зал, тогда, когда Мишель говорит, что хочет сказать от себя лично. Его глаза сияют, он оживлен, в приподнятом настроении, как и ученики.
 - Два дня, - говорит он, - я играл роль тренера, а вы играли роли учеников. Теперь я хочу спуститься с плат- формы и вернуться к роли Мишеля, Бога, претендующе- го, что он человек, общающегося с другими Богами, также претендующими быть людьми. Каждый из нас будет так- же время от времени играть роль Бога, претендующего быть жопой.
 (Смех.)
 Теперь, когда я закончил играть роль тренера, - го- ворит он, спускаясь с платформы, -я хочу сказать за себя и за Дона, что в течение этих четырех дней вы тренирова- ли нас. Я не был бы там, где я сейчас, если бы я не был там для каждого из вас, и вы на протяжении всего тренинга не создавали бы для меня пространство. Я хочу, чтобы вы знали, что вы были моим тренером. Я хочу поблаго- дарить вас. Я также хочу сказать, что... я получил это.
 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧИТАТЕЛЮ
 ЭСТ-тренинг не существует сам по себе. Это абсо- лютно уникальное индивидуальное переживание. Чтобы он сработал, человек должен быть там вместе с двумяста- ми пятьюдесятью людьми, слушая, делясь, страдая, делая процессы, вместо того чтобы читать про них, создавая собственные переживания, вместо того чтобы читать про чужие. ЭСТ-тренинг не может существовать ни в одной книге. К 1976 году существовало около 100 000 ЭСТ-тре- нингов, по одному на каждого ученика, прошедшего ак- туальный тренинг. Твой тренинг не может возникнуть, пока ты не придешь в зал, не станешь выполнять инст- рукции и не возьмешь, что получил.
  (конец описания четвертого дня тренинга)
  ЧАСТЬ 2
  НУ И ЧТО?
  - Каждый наблюдатель видит поражение по-свое- му, и каждый Учитель может помочь нам пройти только один шаг на длинном Пути к Просветлению. Я знал, на- пример, человека, который, начав впервые искать осво- бождение, думал, что когда он проиграл партию в шахматы, то потерпел поражение.
 - Это типично для всех нас.
 - Проучившись два года у знаменитого учителя Дзэ- на, он понял, что потерпел поражение, если выиграл.
 - Понимаю.
 - По-прежнему неудовлетворенный, он проучился полтора года у великого суфийского святого Нарсуфина и узнал, что если он проиграл, но доволен проигрышем, то потерпел поражение.
 - Это очень хорошо.
 - Тогда он на три года направился в Гималаи и на- учился у великого Йога Махариши, что если он выиграл, но чувствует себя виноватым за это, то он потерпел пора- жение.
 - Это грандиозно.
 - Наконец, он стал учиться у Вернера.
 - И что случилось?
 - Он научился, наконец, развивать свои пешки.
  * * *
 ПОСЛЕВЫПУСКНЫЕ ГОРКИ, ИЛИ ЧТО ТЫ С ЭТИМ ДЕЛАЕШЬ, ПОСЛЕ ТОГО КАК ТЫ ЭТО ПОЛУЧИЛ?
  - Я встретил в Гималаях святого, который умел ви- деть будущее, и он учил этому своих учеников.
 - Ладно, - сказал Вернер, - это может каждый. Наш путь гораздо труднее.
 - Как так?
 - Мы учим людей видеть настоящее.
  * * *
  До того как ты прошел ЭСТ, жизнь была как аме- риканские горки: иногда ты поднимался вверх, потом - ух! - нырял вниз и оказывался очень низко. Вверх и вниз. После тренинга, однако, ты знаешь, что такое настоящая жизнь. Теперь твоя жизнь - это действительно американ- ские горки: один день - вверх, другой день - вниз. Вверх и вниз.
 Есть, однако, маленькая разница. Жизнь - это по- прежнему американские горки, но теперь тебе удалось забраться в вагонетку, вместо того чтобы лежать на рель- сах. С семинара выпускников ЭСТ
  * * *
 Через три дня после последнего воскресенья тренин- га подавляющее большинство новых выпускников ЭСТ собирается в зале другого отеля на посттренинг - семи- нар. Это похоже на собрание тайного братства: все улы- баются, обмениваются рукопожатиями, обнимаются. Лица сияют. Большинство чувствует большую близость с другими, также прошедшими через тяжкие испытания тренингом и разделенной интимностью. Когда появляет- ся Мишель, все с энтузиазмом встают и приветствуют его овацией. В зале также находятся гости выпускников, но они скоро уходят на свой собственный семинар для го- стей. В течение первых сорока минут сессии (двадцать из них - в присутствии гостей) выпускники делятся сво- ими переживаниями после выпуска. Мишель просто вы- зывает учеников по одному, они встают, рассказывают и садятся. Аплодисменты в этот вечер часто бывают долгими и громкими, множество "семейных" шуток вызывают взрывы смеха, что, должно быть, сбивает с толку гостей.
 Диана говорит одной из первых. Она счастлива, сияет и смеется, перед тем как начать говорить.
 - Я хочу, чтобы все знали, что когда я возвраща- лась домой после тренинга где-то около трех ночи в по- недельник, ко мне подошел мужчина и сказал какую-то глупость. И я ударила его! Я ударила его! (Смех.) Вы ни- когда в жизни не видели такого выражения на мужском лице! (Смех.) Он, кажется, хотел сказать: "Во что превра- щается Нью-Йорк, если мужчина в три часа ночи не мо- жет оскорбить женщину и не получить при этом по морде!" (Смех.)
 Я хочу, чтобы вы также знали... как бы это сказать... во вторник вечером мужчина, с которым я познакомилась всего несколько часов перед этим, поцеловал меня и - УХ! Я хочу сказать, что я получила это! (Смех.) И он тоже получил это! Он потом сказал, что если бы знал, что ЭСТ - это о поцелуях, то записался бы давным-давно! (Смех и аплодисменты)
 Ричард, высокий, напористый мужчина, выдвигав- ший много возражений на четвертый день.
 - Я дантист, и самой глупой частью тренинга мне казалось определение ума, которое мы все время повто- ряли в прошлое воскресенье. Сегодня утром я работал с одним своим многолетним пациентом. Это единственный парень из всех, кого я знаю, на которого не действуют никакие обезболивающие. Я обычно ввожу ему годовой запас новокаина, а он все равно кричит всякий раз, когда я пытаюсь раскрыть его челюсти.
 Сегодня утром я рассказал ему про ЭСТ-тренинг и дал определение ума, ну вы знаете: "Ум - это линейная последовательность мультисенсорных тотальных записей последовательных моментов настоящего". И я поспорил с ним на доллар, что он не сможет вспомнить эти десять слов, до того как я закончу сверлить. "Скажи снова", - попросил он, и я снова сказал ему определение ума. Пе- ред тем как начать сверлить, я снова медленно повторил... и через десять секунд повторил опять. Когда полдела было сделано, и он должен был сплюнуть, он попросил меня повторить еще раз. Я повторил еще два раза, пока про- сверлил бедняге самую большую дырку за много лет. Он не издал ни писка в течение пятнадцати минут. Когда я закончил, он поглядел просветленным взором и, хотя его рот был сведен его обычной дозой новокаина, он произ- нес так, как будто ему в рот затолкали сотню пирожных:
 "Я ухуатил! Ух - эхо мухтилинейная запих тотахьных тен- сохных оханисансий момехтов похледовательных нахто- яхих!" (Смех.)
 Он выглядел таким довольным, что я подумал, что если ему когда-нибудь придет в голову пройти тренинг, то вам, может быть, нужно будет изменить определение, чтобы не разочаровать его...
  Дженифер, хорошо одета и выглядит в противопо- ложность своим словам совершенно счастливой.
 - Я смущена. Я была смущена большую часть тре- нинга, и я смущена сейчас. В понедельник я чувствовала себя великолепно, действительно великолепно, а вчера была подавлена больше, чем когда-либо за многие годы. Сегодняшнее утро было замечательным, а этот вечер ужа- сен. Я знаю, что жизнь - это как американские горки, но после ЭСТа это стало уж слишком. Я действительно не понимаю, как все это происходит, как я впадаю в такие депрессии, как вчера.
 - Я открою тебе секрет, Дженифер, - говорит Ми- шель. - Если ты хочешь чувствовать себя очень, очень подавленной, то все, что ты должна делать, - это пытать- ся быть в эйфории. Если же ты хочешь эйфории, просто попробуй почувствовать худшую из своих депрессий. Жизнь - это американские горки, нравится нам это или нет, и если ты хочешь большую часть времени проводить в низинах, то просто попытайся вскарабкаться наверх. Если ты думаешь, что предпочла бы избежать особенно глубоких ям, то знаешь что? Тогда бы тебе лучше начать выбирать их и перестать им сопротивляться. Если ты сму- щена, оставайся с этим, выбери быть смущенной, прими это, наблюдай. То же и с депрессией. Я полагаю, ты бе- жишь от того, что есть, а сопротивление - это дорога к разрушению, или, более точно, сопротивление - это вер- ный способ разогнать вагонетку, особенно под гору.
 Раймонд, невысокий, полный, седеющий:
 - Сейчас только во второй раз с начала тренинга я решился что-нибудь сказать. Я боюсь, я провел большую часть четырех дней, удивляясь, зачем я здесь и что за чер- товщина здесь происходит. Я много спал, а когда не спал, то ни в чем не находил особого смысла.
 И тем не менее в прошлое воскресенье что-то про- изошло. Я не знаю что, но что-то случилось. Я явно полу- чил это. Первые три дня этой недели - а я вице-президент фирмы, производящей пластмассы - я потратил на то, что четко дал всему заводу понять, что есть что. Я подтянул парней, которых должен был подтянуть годы назад. Одна секретарша, которая по полдня проводила за полиров- кой ногтей, теперь без перерыва печатает, после того как я поговорил с ней в понедельник. На встрече с другими руководителями фирмы я говорил абсолютно то, что есть, а все смотрели на меня так, как будто я устроил фейер- верк в церкви. Сегодня утром, перед тем как я ушел на этот семинар, президент фирмы вызвал меня в свой офис. Он сказал мне: "Рэй, я хочу сказать, что мне нравится то, что ты делаешь. Но у меня есть один совет: если ты соби- раешься продолжать эти ЭСТовские дела, - а я надеюсь, что ты собираешься, - я хочу, чтобы ты, пока не поздно, начал заниматься карате и кунг-фу". (Смех и аплодисменты.)
 Энди, молодой, хорошенький, в джинсах и майке:
 - Всю прошлую неделю я ждал воскресной ночи, чтобы наконец покурить травы. В течение тренинга я из- немогал от желания нарушить свой пост, но я этого не сделал. В воскресенье я был свободен, но я был слишком приподнят, чтобы хотеть кайфа. В понедельник тоже. Во вторник вечером мне тоже не хотелось, но ко мне пришли друзья, и я сделал несколько затяжек. И вы знаете, что случилось? Ебаный косяк пришиб меня. Трава меня опус- тила. Как вам это нравится? Теперь я остался с шестиде- сятидолларовым запасом хорошей травы, которой больше не хочу. Я не так богат, чтобы ее выбросить, и курить ее тоже не стану. Раз ЭСТ поломал мне кайф, то не вернет ли он мне шестьдесят долларов?
  Марсия говорит, улыбаясь:
 - Я годами собиралась убраться в своем письмен- ном столе. Я хочу доложить, что ЭСТ работает. Сегодня утром, через три дня после выпуска, мне удалось наконец увидеть дальний левый угол своего стола. Он весь почер- нел! А я и не знала!
 Нэнси, женщина, которая обвиняла мужчин в шо- винизме:
 - Я не могу сказать, что я хожу колесом от радости, но... я ушла от мужа. Я пришла на тренинг в надежде, что если я получу это, то я уйду от него. Я прошла тренинг, получила это и ушла. Важная вещь состоит в том, что я не могла уйти от него до тренинга, так как должна была быть правой. Он должен был быть злодеем и уйти. Теперь мне не нужно быть правой. Нет никакой разницы, кто кажет- ся правым. Все, чего я хочу теперь, это отношений, кото- рые будут работать, а мой брак был самой непоследова- тельной неработающей связью в истории в течение пяти лет.
 Я также хочу сказать, что беру на себя полную от- ветственность за то говно, в котором просидела пять лет... э... я хочу сказать, за то говно, которое создавала в тече- ние пяти лет. Сегодня утром у меня был период горечи, когда я оглядывала отвратительную однокомнатную квартиру, в которую переехала. Я обнаружила, что обви- няю своего мужа за эту квартиру. Когда я прикоснулась к глупости всего этого, я также осознала, что почти все, в чем я его виню, равно лежит и на моей ответственности. То, что я оставалась с ним, - это также на моей ответ- ственности. Ладно, два дня назад я разорвала свой брак. Я не могу сказать, что хожу колесом от радости, но это то, что я получила.
  Том, бородатый, с сияющими глазами, говорит:
 - ...Я действительно чувствовал себя просветлен- ным... на шестой или седьмой плоскости бытия, я двигал- ся по Шестой Западной улице через этот мир Будд, улыбался и слегка удивлялся, почему никто не бросает цветы на моем пути и не кланяется мне, отдаленно разли- чал голоса других людей на улице и был действительно в экстазе. Тут неожиданно кто-то крикнул: "ЭЙ, ЖОПА!" - и знаете что? Я обернулся, так как решил, что кто-то зовет меня.
  Тренинг завершен, ученики теперь - выпускники, а ЭСТ продолжается. Учеников проинформировали на мид- тренинге, на четвертый день тренинга, и снова - на пост- тренинге о семинарах для выпускников. На посттренинге выпускникам предлагают принять участие в работе этих семинаров, и большинство так и делают. 75 % выпускни- ков ЭСТ, живущие в радиусе 70 миль от городов, в кото- рых работают семинары для выпускников, участвуют по крайней мере в одном из них. Выпускников убеждают приводить на семинары гостей, объясняя, что приводить гостей - это проявление самоотдачи, желания делиться, желания участвовать в жизни.
 В начале 1976 года ЭСТ предлагал семь семинарс- ких серий для выпускников в различных крупных горо- дах Соединенных Штатов: "Будь Здесь Сейчас", "Ну и Что", "Тело", "О сексе", "Самовыражение", "ЭСТ в жиз- ни" и "Дети - родители".
 Три наиболее часто предлагаемые (и следователь- но, чаще других избираемые) семинара - это "Будь Здесь Сейчас", "Ну и Что" и "О сексе".
 За пятилетнюю историю ЭСТа Вернер настойчиво расширял предложения, время от времени пересматривая учебные планы и увеличивая число специальных семина- ров для выпускников. Появились "Сделай отношения ра- ботающими", I и II, и специальный "Семинар-Ревю для выпускников".
 Согласно ЭСТ:
 Вернер создал "ЭСТ-программу семинаров для вы- пускников", для того чтобы увеличить опыт и создать поддерживающее окружение, из которого выпускники могут выйти в мир, взять ответственность за существую- щие в нем условия и сделать свой вклад в экспансию люб- ви, здоровья, счастья и полного самовыражения посредством сознательного участия, полной коммуника- ции, принятия того, что есть, и желания взять ответствен- ность за свою жизнь, ЭСТ и Вселенную.
 Основные черты большинства семинаров аналогич- ны: выпускники интенсивно делятся либо с целой комна- той других участников, либо приватно; некоторые новые данные; большое число новых процессов, некоторые из которых аналогичны тем, что были на тренинге, но боль- шинство совершенно новых и иногда включающих пись- менные работы. Семинары ведутся людьми, которые прошли тренинг, ассистировали на многих тренингах, вели семинары для гостей и были специально тренирова- ны вести семинары как для гостей, так и для выпускни- ков. В некоторых случаях лидером семинара может быть тренер или кто-то, готовящийся стать тренером.
 Настроение типичной семинарской сессии похоже на начала четвертого дня тренинга: люди чувствуют себя свободно друг с другом и с тренером, атмосфера откры- тая и приподнятая. Рассказы необычайно откровенны, "пространство" переживается большинством как совер- шенно безопасное.
 Большинство выпускников указывают, что ценность семинарских сессий состоит не столько в мнимой ценнос- ти приводимых данных или предлагаемых процессов, сколько в возможности интимно делиться с другими. Один выпускник суммировал это таким образом: "Я осознал, почему все, сделанное Вернером, так хорошо работает, почему эти семинары так хорошо поработали для меня, почему так замечательно просто ехать в автобусе с дру- гими выпускниками ЭСТ. Вернер создал безопасные про- странства, в которых мы можем просто быть тем, что мы есть. Все дело в безопасном пространстве".
 Это, несомненно, основной фактор для того боль- шого успеха, который ЭСТ имеет. В деле ассистирования тотальной "трансформации способности человека пере- живать жизнь". Однако содержание отдельных семина- ров направляет эти "открытые пространства" в различные специфические области.
 "Будь Здесь Сейчас", например, касается главным образом того, что делать с огорчениями. Его целью явля- ется "расширение твоей способности переживать бытие там, где ты есть сейчас, ничего не добавляя... и дать тебе возможность двигаться в направлении переживания жиз- ни тотально в настоящем времени". Выпускники учатся составлять списки всех своих хронических огорчений, анализировать, где, когда и при каких обстоятельствах они возникают, и переживать в точности то, что они пе- реживают в таких случаях. Вернер посвятил специфичес- кой цели каждую из десяти сессий, и на отдельном семинаре слово "огорчение" может быть в действитель- ности упомянуто не больше, чем один или два раза.
 Как показывает его название, семинар "Будь Здесь Сейчас" также вводит выпускников в различные процес- сы, предназначенные для того, чтобы помочь им настро- иться на настоящий момент. В любом случае данные процессы и взаимообмены являются расширениями и уве- личениями элементов стандартного тренинга. Так как выпускник теперь находится в новом пространстве, на- чинает по-новому переживать жизнь, все, что он пережи- вал в течение четырех дней тренинга, до того как получил это, теперь переживается иначе.
 Целью семинарской сессии "Ну и Что" является "поддержка твоей способности пере-пережить бессозна- тельные блоки и сопротивление к конфронтации с неза- вершенными циклами твоей жизни". Одним из положений тренинга является то, что наша жизнь часто управляется бессознательными решениями, принятыми годы назад и, таким образом, отягощена сотнями незавершенных отно- шений, действий, трансакций. Сам Вернер Эрхард явля- ется замечательным примером человека, вернувшегося в свое прошлое и "вычистившего" незавершенные отноше- ния. Он восстановил контакт со своей первой женой и их четырьмя детьми много лет спустя после того, как оста- вил их. Удивительно, что он оказался способен восстано- вить хорошие работающие отношения со всеми пятью. Все они прошли ЭСТ-тренинг, и двое детей теперь посто- янно живут с Вернером, и его второй семьей.
 Цель семинарских серий "О сексе" состоит в том, чтобы "позволить тебе обнаружить и разрушить любые барьеры между тобой и сексуальной коммуникацией и расширить твою способность переживать себя как при- чину своего сексуального опыта, а не как эффект". На трех из первых пяти сессий показывают фильмы о различных аспектах нормальной сексуальности людей и животных. Фильмы вытесняют выпускников из области сопротивле- ния и стагнации и заставляют взять на себя ответствен- ность за свой сексуальный опыт. Фильмы стимулируют бурные дискуссии, с одной стороны, и интимный взаимо- обмен - с другой. К пятой сессии выпускники с порази- тельной откровенностью делятся своим сексуальным опытом. Все барьеры к коммуникации явно сняты.
 Согласно ЭСТ, работает принятие того, что есть, что в свою очередь ведет к "экспансии любви, здоровья, счастья и полного самовыражения". При оценке челове- ческого сексуального поведения применяется тот же стан- дарт: "работает" ли поведение? Является ли оно проявлением любви, здоровья, счастья и полного само- выражения? Например, сексуальные отношения с боль- шим количеством людей могут работать, если они увеличивают любовь, здоровье, счастье и самовыражение учеников; или они могут не работать, если индивидууму не удается установить любящих и радостных интимных отношений с каждым. В большинстве случаев лидер се- минара предупреждает об опасности, таящейся в людях, использующих свои верования в "свободу" и "откры- тость", как возможные рационализации для своей неспо- собности установить полноценные отношения с кем бы то ни было. Но в целом все формы человеческой сексу- альности признаются и принимаются без критики: гете- росексуальность, гомосексуальность, мастурбация и их всевозможные модификации.
 Остальные четыре семинарские серии выпускников - "Тело", "Самовыражение", "Дети - родители" и "ЭСТ в жизни" -структурированы аналогично уже описанным трем наиболее часто предлагаемым семинарам.
 Семинар "Тело" стремится к тому, чтобы позволить выпускнику "локализовать, пережить и устранить облас- ти блокированного в теле сознания" и "позволить тебе двигаться в направлении переживания своего тела бод- рым, сияющим и полным жизни".
 Цель серии "Самовыражение" - привести выпуск- ников "в соприкосновение с тем, кто, как он боится, он есть, чтобы он был свободен быть тем, кем он является в действительности".
 Серия"Дети-родители"предоставляегидегям, ироди- тедям возможность обнаружить и устранить схемы и системы верований, бессознательно влияющие на их поведение и бло- кирующие полное переживание взаимной любви.
 Серия "ЭСТ в жизни" концентрируется на ответ- ственности выпускников за устранение барьеров, не даю- щих им выполнять свою работу.
 В дополнение к этим структурированным семинар- ским сериям ЭСТ год за годом предлагает выпускникам специальные "события" и "мастерские", предназначенные для решения специальных задач или апеллирующие к осо- бым группам выпускников. Так, существуют мастерские для работников системы образования и специальные ма- стерские для священников и психотерапевтов. Вернер так- же отснял на видеоленту два продолжающихся целый день "события" - "Сделай отношения работающими", I и II, которые периодически показываются в различных частях страны. Наконец, каждый год Вернер создает "специаль- ные события для выпускников", направленные на дости- жение определенных специфических эффектов. Они должны тем или иным образом помочь выпускникам в их движении к полноте жизни.
 Результаты тренинга и послевыпускных семинаров трудно оценить каким-либо несубъективным способом.

<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу