<< Пред. стр. 9 (из 9) След. >>
Мы, разумеется, знаем, что высказывания на посттренинге и семинарах для выпускников не создают репрезентатив- ной выборки. Говорящие обычно переполнены пережи- ванием успеха. Испытывающие меньший энтузиазм говорят реже, а в некоторых случаях выпускники вообще не присоединяются к семинарам, так как полагают, что тренинг им ничего не дал.Пока были сделаны только два профессиональных исследования результатов тренинга. Автор одного - Би- хейвьердин, другого - Роберт Орнштейн и его коллеги. Ни одно не является ни в каком смысле всеобъемлющим, однако оба указывают, что подавляющее число выпуск- ников отзываются о тренинге весьма благожелательно.
Исследование Бихейвьердина указывает, что боль- шинство обследованных выпускников демонстрируют "меньшую тревожность и зависимость" и обнаруживают "меньше вины и страхов". Это исследование, проведен- ное в 1973 году над группой из 93 выпускников, не ис- пользовало контрольной группы и не смогло создать действительно репрезентативной или случайной выбор- ки выпускников.
Исследование Роберта Орнштейна и его коллег было более обширным. "ЭСТ Аутин Стади" разослало обширный вопросник из 680 пунктов группе из случайно выбранных 2 000 выпускников. Выпускников просили оценить свое общее впечатление от тренинга по шкале от 1 (очень неблагоприятное) до 7 (очень благоприятное). Более половины опрошенных дали тренингу самую вы- сокую оценку - 7, среднее значение оказалось порядка 6, и если 4 можно считать границей нейтралитета, то почти 90 % опрошенных высказали благоприятное отношение -5,6 и 7.
Опрошенные в основном сообщали о "сильных по- зитивных сдвигах в состоянии здоровья со времени про- хождения ЭСТ-тренинга, особенно в сфере психического здоровья и заболеваний с обширными психосоматичес- кими компонентами". Основные сдвиги в физическом и психическом здоровье? которых сообщали выпускники, касались головных болей, гипертонии, бессонницы, по- требности в лекарствах, наркотиках и алкоголе, энерге- тического уровня, удовлетворенности работой и важными отношениями и многочисленных специфических заболе- ваний, часто связанных с психосоматическими проблема- ми (таких, как, например, аллергий, желудочных заболеваний, болей в пояснице, курения и сексуальных затруднений). Большинство опрошенных указывали на улучшения в этих областях. Только 7 % указали на "об- щие негативные перемены в физическом и психическом здоровье". Исследование не обнаружило никаких призна- ков того, что ЭСТ причинил кому-то вред.
Орнштейн признает, что его исследование демонст- рирует не то, что здоровье людей изменяется в результате тренинга, но только то, что они с уверенностью об этом говорят. Хотя его исследование достаточно обширно, для того чтобы быть репрезентативным для выпускников того времени (1973 год), оно не предназначено для изоляции тренинга как причины этих перемен, а также не устраня- ет возможности "эффекта плацебо", т. е. возможности того, что люди отзываются положительно, о чем бы их ни спрашивали. Тем не менее, последующий анализ дан- ных Орнштейна Эрлом Бэбби и Дональдом Стоуном про- демонстрировал, что сообщенные благотворные эффекты тренинга сохраняются и даже увеличиваются со временем, и что сообщения так надежны, как только могут быть надежны такие сообщения. Они осторожно отмечают, что чрезвычайно благоприятные результаты исследования не являются "доказательством". В конечном счете мы оста- емся с тем же, что можем узнать, поговорив с любой груп- пой выпускников: большинство сообщают о позитивных переменах.
Мой собственный неформальный опрос сотни вы- пускников ЭСТ репрезентует только тех, которые сооб- щают положительные сдвиги. Моя оценка такова: в лю- бой момент порядка 80 % выпускников сообщают о бла- гоприятном действии тренинга. Хотя в своей драматизации я сконцентрировался на "процессе получе- ния этого" в четвертый день, нужно понимать, что благо- творное действие тренинга гораздо шире. Например, многие выпускники позже сообщают, что они совершен- но не получили этого во время тренинга, но получили это по прошествии месяца, двух, трех и даже года во время аварии, в дорожной пробке и даже во время отправления письма. Вероятно, меньше половины выпускников сказа- ли бы, что их переживание получения этого было захва- тывающим или что с ними случилось то, что мы могли бы назвать переживанием просветления. Получение это- го означает нечто уникальное для каждого индивидуума, поэтому стабильный результат тренинга состоит из мно- гих элементов. За два года своих интервью с большим количеством выпускников я обнаружил, что они обычно сообщают об одном из пяти благоприятных результатов.
Во-первых, подавляющее большинство выпускни- ков сообщают, что их жизнь стала "лучше" в общем смыс- ле, что у них стало больше энергии, и жизнь доставляет им больше удовольствия. "Ничто больше не удручает меня, как раньше, - пишет Мария Селинсон, - ничто не кажется трагичным и безысходным. Моя энергия - всегда высокая - в эти дни кажется беспредельной. Я держусь с людьми прямее и имею более отчетливое чувство настоя- щего".
Другой выпускник пишет:
"Я обнаружил невероятную энергию... я вижу вещи по-другому. Я сижу в том же болоте, но вижу вещи повер- нутыми на 180 градусов. Энергия придает ясность моему зрению, даже если я тону в старых делах".
Во-вторых, некоторые выпускники сообщают об исчезновении давних физических симптомов, таких, как заикание, артрит, астма, поясничные боли, головные боли, аллергии. Они приписывают это исчезновение либо пря- мому влиянию определенныхЭСТ-процессов, либо обще- му влиянию ЭСТ.
Говорит сотрудник студии "Коламбиа Пикчерс": "Я принимал по пять таблеток в день из-за болей в поясни- це. На тренинге я осознал, для чего поставил себя в такие условия, осознал с такой концентрацией, какой никогда не достигал раньше даже за пять лет анализа. Теперь я не принимаю таблеток, и моя поясница редко беспокоит меня".
Третьим благотворным результатом является уве- личение чувства ответственности. Принятие ответствен- ности за свою жизнь принуждает бросить большое количество деструктивных психологических игр, связан- ных с предположением о том, что другие люди контроли- руют нашу жизнь и виновны в наших неудачах. Это новоприобретенное переживание ответственности за себя, которое многие считают основным результатом ЭСТ, ве- дет к прояснению многих изматывающих отношений, осо- бенно между мужем и женой, и либо драматически улучшает их, либо прекращает. Все отношения, таким образом, улучшаются.
Говорит Валери Харпер, звезда телевизионной се- рии "Рола": "После того как я прошла ЭСТ-тренинг, я поступила на семинар для выпускников и прошла с Вер- нером ревю-тренинг. Это была действительно самая цен- ная вещь, которую я сделала в своей жизни. Все мои отношения переменились. Я осознала, что мои родствен- ники любят меня, по-новому оценила друзей, семью, со- трудников - всех. Я как будто сняла кору, очистилась от хлама. Я чувствую себя самой собой, я чувствую неверо- ятное облегчение".
Другой выпускник сказал: "После тренинга я стал более прямым и открытым. Прямота научила меня, что успех моих коммуникаций зависит как от моего желания быть с людьми, так и от моей способности точно и ясно формулировать мысли".
Преуспевающая деловая женщина вскоре после за- вершения тренинга обнаружила, что ненавидит работу, которой отдала четырнадцать лет, и не хочет больше жить с мужем, с которым прожила десять лет. Она говорит: "Я спокойно переживала свои чувства в течение недели, а затем просто уволилась. Вечером я сказала своему мужу, что уволилась, и он начал сетовать на мою безответствен- ность. Я послушала его минут десять, после чего сказала, что оставляю его тоже. Он расстроился еще больше. Он сказал, что я могу уйти с работы, раз уж мне так хочется, но не могу уйти от него. Я сказала ему, что мужей можно оставлять так же, как и работу. Дело было сделано.
До этого вечера он не испытывал к ЭСТу ничего, кроме презрения, и никогда не собирался на тренинг. Позже в этот вечер, когда я спокойно собирала вещи, он вошел и объявил, что позвонил в ЭСТ-офис и собирается пойти на тренинг. Я спросила почему. Он сказал, что это будет дешевле, чем нанимать адвоката для развода. Я живу по-прежнему одна".
В-четвертых, многие выпускники сообщают, что они теперь меньше подвластны "йама-йаме" своих умов, на- ходятся в лучшем контакте со своими актуальными ощу- щениями, чувствами, эмоциями и другими элементами переживаний, и более способны их выражать. Обучен- ность находиться в контакте и принимать свои актуаль- ные переживания - "то, что есть" - позволяет им огорчаться не так часто, как раньше, и помогает им чест- но выражать свои чувства. То, что есть, становится важ- нее того, что было, или того, что должно быть.
Один выпускник сообщает, что "из настороженных конфронтаций разговоры с людьми превратились в воз- можность докопаться до корней недопониманий, недо- вольства и враждебности) которые я годами носил в себе".
Другой пишет:
"Еще одна интересная ярщь случилась со мной че- рез месяц после тренинга на самом первом занятии моего массажного класса. Я вдруг начал рассказывать своим студентам о своих браках, сексе, воздержании и моих ра- стущих детях. А эти вещи я обычно не рассказываю даже близким друзьям. Все это получилось очень естественно и спонтанно. И вот, как раз в середине моего рассказа, весь класс, улыбаясь, придвинулся на фут ближе".
Валери Харпер сказала:
"Первая вещь, которую я хочу сказать про ЭСТ, это то, что из моей жизни ушли почти все усилия. Я привык- ла находиться в постоянном напряжении. Я боролась, напрягалась и потела, чтобы что-то сделать. После тре- нинга я вдруг увидела все напряжение и все свои объек- ты, и я все это оставила".
Эти благотворные результаты ЭСТ-тренинга мож- но, конечно, встретить далеко не у всех выпускников. Многие укажут только на один или на два. Незначитель- ное количество выпускников сообщают, что тренинг не дал им ничего. Так как единственные сделанные профес- сиональные исследования выпускников ЭСТ не являются всеобъемлющими, объективное лицо не имеет других из- меримых критериев для определения результатов тренин- га, кроме тех, которые использует корпорация ЭСТ, т. е. числа выпускников, посещающих их семинары для выпус- кников, и числа желающих записаться на тренинг. По- скольку как процент выпускников, записывающихся на семинары, так и число желающих пройти тренинг посто- янно увеличивается со времени основания ЭСТ в 1971 году, то у ЭСТ есть все основания полагать, что тренинг дает положительные результаты. Разумеется, вопрос о том, успешен ли сам тренинг или же продажа тренинга ЭСТом, не может быть решен на основании фактов. Един- ственный критерий, остающийся, следовательно, объек- тивному лицу, - это его собственное впечатление от выпускников ЭСТ.
Я оставил пятый сообщаемый результат тренинга на самый конец. В силу своей спорности, а также потому, что я считаю его самым важным, он заслуживает отдель- ной главы.
* * *
"ПОЛУЧЕНИЕ ЭТОГО", ИЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ НИЧТО - ЭТО КОЕ-ЧТО?
Ноноко, который не достигал прорветления, пока ему не перевалило за пятьдесят, написал в тот памятный день:
Все та же старая луна, Цветы - по-прежнему цветы. Мой ум остался, чем и был, Но все-таки заметен я В мерцанье радуг на воде И пляске листьев на ветру.
Когда Ноноко достиг, наконец, просветления, он написал следующие стихи:
Ведь это взмах моих ресниц! А я искал в чужих краях! Очнувшись, наконец, гляжу: Не так уж плох я, черт возьми!
Вернер Эрхард в форме ЭСТа программу, которую во многих отношениях можно рассматривать как кульминацию процесса "истернизации Америки", процесса, который впер- вые стал заметен на границе пятидесятых и шестидесятых го- дов. ЭСТ был описан как "логическое расширение всего движения за развитие человеческого потенциала". ЭСТ приме- чателен не только своим феноменальным ростом, но также своей установкой на то, что для некоторых людей по крайней мере двух уик-эндов достаточно для "получения этого", для пере- живания просветления. Еще важнее то, что для удивительного процента выпускников ЭСТ выполняет свое обещание.
Хотя ЭСТ всегда говорит о "получении этого" и до того, как индивидуум пройдет тренинг, значение "этого" остается неопределенным, Вернер как-то сказал в интервью, что "то, что получают (выпускники), - это переживание просветления".
Джерри Рубин пишет, что на ЭСТе он "пережил мини-сатори": "Я вышел из себя и увидел себя так, как меня может видеть другой человек".
Лайза Шварцбаум пишет более эмоционально: "На четвертый день тренинга, после безумной недели маниа- кального возбуждения и депрессии, после трехдней стра- ха, боли, дискомфорта и невыносимой скуки - на четвертый день Я ПОЛУЧИЛА ЭТО! Мой ум был буквально взорван блестяще проведенным маневром. Поток пустоты пронизал меня от головы до ног - словно на иллюстрациях к просветлению - и в этот момент я пережила это, НИЧТО...
Я знала, знаю и сохраню на всю жизнь воспомина- ние об этом мгновении ничто-которое-есть-все. За это я глубоко благодарна тренингу, организовавшему для меня это переживание".
Мое собственное переживание получения этого было различным каждый раз,когда я проходил тренинг. Первый раз получение этого было угнетающим, но во второй раз - через четыре месяца - я пережил непостижимо радостное, животвор- ное и продолжительное освобождение, что, собственно, и мо- жет быть названо переживанием просветления.
Когда мы начинаем понимать, как Вернер пришел к созданию ЭСТ-тренинга, нам становится еще яснее, насколь- ко центральным для ЭСТ-тренинга является получение это- го. Вернер объяснял, что после десятилетнего погружения в различные ведущие движения за развитие сознания - сайен- тологию, гештальттерапию, дзэн, индуизм - он достиг пе- реживания, которое описывает как "каталитическое", "просветляющее переживание". Как и подобает американс- кому гуру, он получил свое просветление, когда вел маши- ну по типичной американской скоростной дороге. Через месяц, говорит он, "я встал и сделал Тренинг. Я начал ЭСТ".
Хотя соблазнительно предположить, что ЭСТ был создан Вернером ради денег, неоспоримым является тот факт, что зарабатывание денег никогда не было для Верне- ра проблемой. У меня нет никаких сомнений, что созданию тренинга предшествовали некие экстраординарные пережи- вания. Ни один коммерсант не осмелился бы создать ниче- го подобного Стандартному Тренингу. Хотя можно без конца указывать на различные процессы, положения и приемы, очевидно позаимствованные Вернером из изученных им дис- циплин, ЭСТ-тренинг тем не менее остается абсолютно уни- кальным. Его создатель должен был обладать абсолютной уверенностью в том, что ему известны не только вымыш- ленные желания людей (что, собственно, и интересует ком- мерсанта), но также способы освобождения их из тюрьмы, о своем заключении в которой они даже и не подозревают, способы заставить жизнь работать. Вернер пережил осво- бождение от тирании своего ума, и его тренинг создает ана- логичное освобождающее переживание и для других. Хотя существуют и другие способы, с помощью которых ЭСТ- тренинг перешагивает через границы ума, процесс получе- ния этого в четвертый день - вернеровские усилия "взорвать ум" - является самым важным.
Вернер описывает собственное переживание про- светления следующим образом:
"Всю свою жизнь я загружал информацию в свой склад информации. Я набирал "опыт" (т. е. добавлял записи пережи- ваний к своему запасу записей переживаний) в надежде, что когда-нибудь я либо достигну критической массы и произой- дет взрыв, либо я открою секрет, понимаете? То, что случилось в тот день, вовсе не являлось новой информацией. Была затро- нута система, содержащая информацию. От знания четырех миллиардов вещей я внезапно перешел к знанию совершенно других четырех миллиардов вещей. Другими словами, я в один момент не знал ничего, и вдруг узнал все. Это звучит немного нескромно, но вы должны воспринимать это в должном духе. Но я не знал буквально ничего, т. е. я прошел через период аб- солютного незнания. Я увидел, что вся содержащаяся во мне информация, даже внутриклеточная информация, заключена внутри нежизнеспособной системы. И вся моя система позна- вания - не знание, а система, которую я познавал, - развали- лась, и я оказался по другую сторону, пережив при этом в буквальном смысле ничто... так внезапно, как будто в один момент нашел все".
Это описание переживания просветления показыва- ет, почему Вернер считает, что 75 % того, что ученики получают от тренинга, происходит в четвертый день, и почему анатомия ума является центральной для ЭСТа.
В этой дискуссии, однако, важно различать "получение этого" и то, что имеется в виду под "переживанием просветле- ния". Никто из ЭСТа никогда не обещал ученикам просветле- ния, хотя сам Вернер указывает, что это то, что получают выпускники. ЭСТ обещает "получение этого", и, поскольку тренер говорит о просветлении в тот момент, когда большое количество учеников охвачено радостным, освобождающим переживанием получения этого, то для этих учеников вполне естественно приравнять получение этого к просветлению. Тре- нер тем не менее продолжает убеждать дюжины других учени- ков в том, что они также получили это, даже если они находят полученное угнетающим, тривиальным или ошеломляющим. Приравнивать переживание человека, испытывающего в процессе получения этого злость, раздражение или разоча- рование, к переживаниям другого, взрывающегося от сме- ха над космической шуткой и пребывающего в экстазе три дня после этого, - значит вводить в заблуждение. Оба мог- ли, как утверждает ЭСТ, "получить это", однако нельзя, ис- пользуя язык обычным образом, сказать, что оба имели . "переживание просветления". Такое переживание непременно включает ясность, свет и легкость, Вселенная становится яркой и отчетливой, жизнь становится легче. Как сказал один учи- тель Дзэна, после просветления все точно так же, как и раньше, только на два фута выше над землей *.
(* Это разграничение "получения этого" и "просветления" явля- ется моим собственным, равно как и описание этих переживаний. Вер- нер, вероятно, сказал бы, что это - одно итожен, возможно, по-другому описал бы их. - Прим. авт.)
Тем не менее, согласно Вернеру, все ученики "получа- ют это". Под этим он имеет в виду, что в тот или иной мо- мент тренинга (обычно на четвертый день) все освобождаются от идентификации со своим умом и телом и обнаруживают, кто они есть на самом деле, что в действитель- ности есть то, чем они и были всегда. Вернер говорит: "Чело- век деидентифицируется со своим, умом, деидентифицируется со своим телом, деидентифицируется со своими эмоциями, де- идентифицируется со своими проблемами, деидентифицируется со своей майей, он начинает видеть, что он - это не Драма". Через эту деидентификацию человек обнаруживает смысл дра- мы, который есть просто он сам. "Самость уже есть, - говорит Вернер, - я хочу сказать, что "это" - это она. Мы стараемся завершить то, что уже есть, поэтому это так легко. То, что уже готово, - это то... что ты есть". Стена, отделяющая учеников от того, что они в действительности есть, частично разрушается в процессе получения этого. Для некоторых это может быть толь- ко несколько кирпичей, для других же в один момент полнос- тью разрушается вся стена, что выражается в так называемом переживании просветления. Однако, согласно Вернеру, чувству- ет ли ученик подъем или подавленность, в обоих случаях про- исходит фундаментальная перемена: изменяется контекст, в котором ученик переживает переживания. Как говорит тренер, жизнь ученика повернулась на 180 градусов.
То, что Вернер называет "получением этого" и припи- сывает всем ученикам, как приподнятым, так и пришибленным, и то, что я называю переживанием просветления и приписы- ваю только некоторым ученикам, есть в любом случае пережи- вание существа, выпущенного из своего тела и из своего ума, переставшего отождествлять себя с машинным умом и пережи- вающего все как "самость". Большинство переживших экстаз на четвертый день тренинга не имели, вероятно, никаких идей относительно происхождения своего состояния, однако верне- ровское объяснение процесса кажется осмысленным: даже про- сто произнося "Все мы-машины", ученик фактически отделяет себя от своей машины, своего ума, и это отделение - есть пере- живание просветления.
Отчетливое понимание происхождения переживания просветления и того, что Вернер имеет в виду под "получе- нием этого", весьма важно. Опасность чтения об ЭСТ-тре- нинге состоит в том, что его можно принять за серию ин- теллектуальных позиций, которые должны быть оценены на базе их внутренней логичности и внешней связи с други- ми широко распространенными интеллектуальными пози- циями. Такой подход с равно малым успехом можно применить и к высказыванию одного учителя Дзэна о том, что Будда - это два фунта льна. Интеллектуальные положе- ния ЭСТа (такие, как "Ум - это линейная организация..." и т.д.) несущественны для продуцирования переживания про- светления, и было бы опасно их переоценивать.
Самый простой .способ утратить чувство легкости, даваемое полным переживанием переживаний, состоит в том, чтобы сформировать идею о том, что ум - это маши- на, или что ты и так хорош, и начать жить этой идеей. Просветление - это никогда не идея, это всегда способ переживания. Идеи могут создать возможность для пере- живания просветления. Идея, как кажется, может некото- рое время приводить к какому-то количеству таких переживаний, однако рано или поздно она становится мертвящим верованием и создает барьер к приятию того, что есть.
Странный факт состоит в том, что переживание про- светления может возникать внутри большого количества дисциплин, духовных практик и идей. Ни одна религия или философия не имеет, кажется, монополии. Глупо отождествлять просветляющие переживания с какой-то определенной идеей, духовной практикой или школой.
Например, когда я проходил ЭСТ-тренинг во второй раз, я получил великолепное "переживание просветления", хотя интеллектуальная позиция, которая, как кажется на первый взгляд, породила это освобождение (т. е. вернеровская анато- мия ума), чрезвычайно отличается от приемов и интеллекту- альных позиций, запускавших у меня подобные переживания в прошлом. То, что мне доводилось переживать просветляющее освобождение в результате таких, казалось бы, не связанных между собой действий, как чтение и продумывание дзэнских притч, принятие решений броском кости, чтение кастанедовс- кой "Иной реальности" и пребывание на четвергом дне ЭСТ- тренинга, явно поднимает вопрос о том, что у них общего.
Ответ Вернера состоит в том, что каждое по-своему создает пространство, позволяющее нам принять то, что есть, и полностью пережить переживание. Можно тем не менее ответить точнее. Для этого я хочу предложить свой сравнительный анализ ЭСТовского процесса получения этого и трех других катализаторов просветления - про- цесса принятия решений броском кости, знаменитой дзэн- ской притчи и центрального пассажа.
При "костяной жизни" - технике, изобретенной для ассистирования "освобождению", - "костяной человек", вместо того чтобы всегда делать то, что ему больше нра- вится, или то, что он считает наиболее правильным, или то, что делает механически по привычке, записывает не- сколько альтернативных действий, бросает кость, после чего принимает и "выбирает" выбор кости. Смысл этого упражнения в том, чтобы говорить "да" любому выбору кости. Основная идея состоит в том, что для того, чтобы ускользнуть от механичности нашего рассудка и наших унаследованных абсурдных привычек в области свежих переживаний, мы должны ввести в свою жизнь случай. Другая идея касается того, что все мы множественны, что каждый может быть каждым, что случай лучше всего мо- жет проявить и выразить противоречивые черты нашего множественного естества * .
( * Теория и практика "костяной жизни" разработаны и осуще- ствлены героем предшествующей книги Люка Рейнхарда "Костяной Человек" (или "Игрок в кости"). Книга была впервые напечатана в 1971 году и с тех пор многократно переиздавалась. Это поистине уди- вительная книга. Захватывающий, динамичный, стремительно разви- вающийся сюжет, головокружительная серия драматичных и невыносимо комичных, вызывающих безудержный смех ситуаций со- седствуют в этой книге с целым рядом глубоких и содержательных философских и психологических идей.)
Как может такая бессмыслица иметь какое-то отно- шение к просветлению? Говорят, что Гуатама Будда при- водил следующую притчу:
Человек шел через поле и столкнулся с тигром. Он побежал, тигр за ним. Добежав до края обрыва, он ухватился за корень ди- кого винограда и повис над пропастью. Тигр рычал сверху. Содрогаясь, человек по- смотрел вниз и увидел там другого тигра. Только корень удерживал человека. Две мышки, черная и белая, начали мало-помалу перегрызать корень. Человек вдруг увидел рядом кустик сочной земля- ники. Ухватившись за корень одной рукой, он сорвал землянику другой. Как она пахла!
Как может такая бессмыслица иметь какое-то отно- шение к просветлению?
( Прим. переводчика: Для интересующихся несколько слов о сюжете: герой, преуспе- вающий нью-йоркский психоаналитик, в один прекрасный день осоз- нает, что одолевающие его скука и неудовлетворенность порождены тем чрезвычайно узким спектром ролей, или "Я" которые он считает допустимыми или возможными для себя. Случайное стечение обстоя- тельств открывает герою возможности, скрытые в кости. Он с радост- ной готовностью пускается в рискованную, как кажется сначала, авантюру и начинает экспериментировать с новыми ролями. Та роль, или то "Я", которое он выражает в данный момент, определяется брос- ком кости. Следует серия эксцентричных, нелепых, абсурдных, возму- тительных (с точки зрения традиционной роли) поступков, многие из которых противоречат представлениям профессиональной этики и вызывают естественное удивление и недовольство коллег. Его боль- шая практика и имя в психотерапевтических кругах вызывает то, что он постоянно вовлекает в "костяную жизнь" многих своих пациентов, до начала "костяной жизни" вполне порядочных и респектабельных людей. Героя вызывают на профессиональный суд, на котором он в красочных выражениях излагает уже достаточно развитую им теорию Костяной Терапии. Негодованию коллег-психотерапевтов нет преде- ла. Исполнительный Комитет Нью-йоркского Психоаналитического Общества изгоняет еретика из своих рядов. Он, однако, не унывает и продолжает с воодушевлением играть в изобретенную им игру, у ко- торой постепенно появляется все больше и больше сторонников. Се- рия последующих головокружительных приключений приводит к тому, что героя арестовывают и приговаривают к заключению на 237 лет по совокупности обвинений. "Ну что ж, эта роль не хуже других", - гово- рит герой на прощание.)
В "Иной реальности" Карлоса Кастанеды дон Хуан представляет еще и четвертую бессмысленную "интеллек- туальную позицию", в какой-то мере включающую в себя костяную жизнь, наслаждение земляникой и согласие быть машиной. Это идея "контролируемой глупости". В одном из пассажей дон Хуан объясняет своему ученику, что все его действия по отношению ко всем, с кем он встречается, являются примерами его "контролируемой глупости". Все действия "глупы", так как, как "видит" дон Хуан, каждая вещь так же важна, как и другая, ни одна вещь не значит больше других. Его акты контролируемой глупости од- новременно и полностью искренни, и всегда являются действиями актера. Он объясняет, к ужасу своего учени- ка, что не заботится о том, станет тот "человеком знания" или нет. Но его глупость контролируется тем, что и не заботясь, он тем не менее выбирает учить его. Дон Хуан говорит, что фактически все его действия являются акта- ми контролируемой глупости, так как он делает вещи, даже если "видит" их неважность. Как, спрашиваем мы в четвертый раз, может такая бессмыслица иметь какое-то отношение к просветлению?
Ответом на этот повторяющийся вопрос является то, что бессмыслица и просветление почти всегда связа- ны. Вряд ли можно получить переживание просветления иначе, как под ударом бессмыслицы. Атака ЭСТа на че- ловеческие верования в первый уик-энд тренинга необхо- дима для дальнейшего "получения этого". Смысл - это наша болезнь, барьер к полному переживанию жизни.
Каждый раз, когда мы смеемся, мы переживаем в некото- ром смысле мини-просветление, крошечный отход от ка- ких-то верований или смыслов. В этих терминах полное просветление - это принятие того, что есть, что ведет к полному переживанию того, что переживаешь.
Человек, висящий над пропастью между двумя тиг- рами в то время, как две мыши грызут удерживающий его ко- рень, - это человек, и его просветление - сорвать землянику.
Положение дона Хуана о том, что его действия "ис- кренни" и одновременно "только действия актера", бес- смысленно, однако, как и вся дискуссия о "контролируемой глупости", явно подразумевает, что он оставил все свои верования и делает вещи как актер.
Акт принятия решений броском кости также бес- смыслен.
Тем не менее "костяной человек" часто переживает освобождение даже в процессе составления списка воз- можностей, так как акт передачи контроля над "решени- ем" в руки кости является актом деидентификации с умом и принятия всего, что бы ни пришло.
Если мы изолируем происходящее в каждом из че- тырех случаев, мы обнаружим, что индивидуум отказы- вается от своего ума, своих верований, своего чувства самоидентичности и просто имеется. Диаметрально про- тивоположный положения: "Все случайно в этом случай- нейшем из миров" и "Все только стимул - ответ в этом механичнейшем из миров" наносят совершенно аналогич- ный психологический удар. Исчезает иллюзия деятеля, иллюзия существования кого-то, имеющего контроль, исчезает созданная верованиями иллюзия о том, что есть что-то, что должно делать. Короче, наступает диссоциа- ция существа от ума и тела.
Когда нас просят исследовать свои переживания в момент принятия решения поднять или опустить правую руку, мы обнаруживаем, что либо рука внезапно опуска- ется или поднимается без сознательного намерения, либо в сознании внезапно возникает мысль "Я думаю, надо поднять" или "Я опущу", или "Я не знаю, что делать", или "Какое глупое упражнение". Теперь мы можем занять интеллектуальную позицию, что эти мысли либо совер- шенно случайны, как случайны кванты в квантовой фи- зике, либо возникают механически, как результат механической нерушимой каузальной цепи. Обе позиции "бессмысленны".
Обе позиции полезны для одних задач и бесполез- ны для других. Обе нарушаются или становятся беспо- лезны при слишком усердном приложении ко всем ситуациям. Обе "позиции" тем не менее подрывают идею, что существо и его ум - это одно и то же, что существует некое "Я", которое имеет контроль, но подавлено боль- шую часть времени, которое должно делать вещи иначе, чем они делаются. "Ты никогда не вырвешься из колеса смертей и рождений, - говорит Будда, - пока не переста- нешь верить в иллюзию, что ты Деятель".
Как видно из сферы полностью пережитых пережи- ваний, прозрение - это просто одна иллюзия, успешно разрушающая удушающее действие другой иллюзии.
"Переживание просветления" - это освобождение от напряжения, переживаемое в момент прекращения борь- бы с тем, что есть, освобождение от обязанности воспри- нимать свой ум всерьез. Просветляющее Переживание - это "да", сказанное последовательности своих личностей после целой жизни "нет", это "да", сказанное сочной зем- лянике после целой жизни тревог об иллюзорных тиграх. Гуру - это тот, кто создает снаряд, начиненный бессмыс- лицей, начиненный иллюзиями, успешно взрывающими жизнеудушающие иллюзии искателя. Чтобы "работа" этих иллюзий была успешной, они сами должны все вре- мя уничтожаться. В идеале гуру создает снаряд самоунич- тожающихся иллюзий, которые разрушают жизнеотрицающие иллюзии искателя и "создают про- странство", в котором он может просто быть.
При сравнении бессмыслицы "костяной жизни" с более основательной бессмыслицей ЭСТа становится ясно, что эмпирически эффект принятия решений брос- ком кости может быть идентичен эффекту переживания своего ума как машины с условием выбора того, что по- лучил. В конце четвертого дня тренер говорит ученикам, что хотя как просветленный, так и непросветленный че- ловек тотально погружен в мир стимулов - ответов, сти- мулов - ответов, просветленный человек имеет маленький промежуток, в котором он может выбрать, сказать "да" ответу. Ответ возникает в любом случае (что есть, то есть), и просветленный человек отличается от непросветленно- го только тем, что выбирает ответ, выбирает то, что по- лучил... когда получил.
Эта идея миллисекунды или крошечного простран- ства, в котором можно выбрать то, что все равно про- изойдет, конечно, бессмысленна. В качестве интеллектуальной позиции она не стоит защиты. Но она может быть полезной, она может сработать как толчок к тому, чтобы сказать жизни "да", что есть самая суть всех просветляющих переживаний. Контролируемая глупость дона Хуана есть его постоянный выбор вещей даже после того, как он видит их неважность.
Контролируемая глупость "костяного человека" есть его принятие абсурдного случайного выбора кости, а не "осмысленного", "обусловленного" выбора своего ума.
Контролируемая глупость висящего человека состо- ит в его восторге от земляники тогда, когда он "должен" был бы беспокоиться о тиграх.
Контролируемая глупость выпускника ЭСТ есть его выбор вещей, продолжающийся даже после того, как он видит, что ничто неважно, что вещи все равно будут про- исходить, выбрал он их или нет.
Тут мы возвращаемся к предупреждению, что бес- смыслица обычно неотъемлема от просветляющих пере- живаний. Любой рациональный анализ положений ЭСТ- тренинга не имеет отношения к их способности продуци- ровать просветляющие переживания. Можно, конечно, заинтересоваться анализом этих положений, однако надо иметь в виду, что внешняя и внутренняя связность этих идей никак не влияет на успех тренинга.
При попытках рационально проанализировать, как ЭСТ достигает своих результатов, мы попадаем на равно зыбкую почву. Между учениками редко существует согла- сие в вопросе о ценности тех или иных процессов и дан- ных. Большинство учеников, например, жалуются на то, как скучно час за часом выслушивать однообразные чу- жие проблемы. Тем не менее те же самые ученики бывают восхищены возможностью поделиться собственными пе- реживаниями. Более того, когда ученица Мэри рассказы- вает о своих проблемах, у ученика Джона может включиться весьма важное для него сочувственное пере- живание.
Мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. Для достижения моментов, переживаемых как помощь в транс- формации жизни, ученикам приходится высиживать ог- ромное количество времени, переживаемого как ненужная бессмыслица. В некоторых случаях это время превышает половину тренинга. И момент, который освобождает од- ного ученика, часто застает шестьдесят других спящими или окоченевшими от скуки.
Кажется, что тренинг фактически работает в двух основных направлениях: во-первых, он подобен выстре- лу картечью - большое количество процессов и данных рано или поздно задевает каждого ученика. Во-вторых, все три дня тренинга подготавливают успех четвертого дня. Если вам уж очень скучно в первые три дня, вы мо- жете утешаться мыслью, что вы проходите косвенную подготовку типа той, какой учителя Дзэна часто подвер- гают своих учеников. Ученик в течение года убирает дом и выносит мусор, после чего получает несколько загадоч- ных слов и - бах! -сатори. В три первых дня тренинга Вернер позволяет вам "убирать дом" и "выносить мусор", чтобы в воскресенье вы могли получить это. Если я делаю частые сравнения между вернеровским тренингом и Дзэном, то причина здесь в том, что в моем опыте они связаны.
Сам Вернер замечает:
"Хотя ЭСТ-тренинг - это не Дзэн, некоторые черты тренинга совпадают с учением и практикой Дзэна. Из всех дисциплин, которые я изучал и практиковал, Дзэн был основной. Дело даже не во влиянии, скорее, он создал пространство. Он придал форму моему опыту. Он создал внутри меня критическую массу, вылившуюся в пережи- вание, давшее начало ЭСТу. Для человека, интересующе- гося ЭСТом, совершенно естественно интересоваться и Дзэном".
Для передачи духа ЭСТа выпускникам Вернер час- то пользуется дзэнскими притчами, портретами полоум- ных дзэнских монахов и японскими акварелями. Атаки Вернера на верования и рассудочность, очевидная проти- воречивость тренинга и акцентна получение этого явля- ются отражением дзэнского духа.
Главная параллель с Дзэном заключается, однако, не в медитативных приемах и не в использовании коанов или притч, а в основном подходе к трансформации чело- века: учитель должен использовать любые верования, трюки или приемы для создания пространства, в котором ученик может получить переживание "получения этого". Тот, кто слушает тренера и затем повторяет его слова как "правду", не понимает тренинга. "Ты жопа" - не положе- ние и не верование - это удар по башке, вполне традици- онный дзэнский учебный прием.
Вернер говорит: "Приемы учителя Дзэна таковы: если ученик готов, он говорит с ним прямо; если ученик не готов, он бьет его по голове, отрезает руки, говорит вздор. Отрезание рук, би- тье по голове и произнесение слов, кажущихся вздором, есть попытка заставить его отказаться от своей системы эпистемологии, т.е. от способа, который он знает, чтобы он мог знать старые вещи совершенно новым образом".
"Взорвать ум" - часто выражаемая цель тренинга - есть только общедоступное выражение традиционной цели дзэнского обучения. Медитация постепенно приво- дит к освобождающему переживанию, которое взрывает ложную рассудочность ума, и ученик достигает сатори. Как при сатори, так и при "получении этого" индивиду- ум получает переживание, в котором и надежды, и уси- лия, и добро, и зло, и получение этого, и просветление - все теряет важность, и он обнаруживает себя с тем, что есть, переживает то, что есть, и доволен тем, что есть. Интеллектуальное обрамление просветляющего пережи- вания несущественно, так как главным результатом явля- ется исчезновение интеллекта, как фильтра опыта.
Алан Уотс писал о Дзэне: "Совершенный Дзэн со- стоит в простой и окончательной человечности. Отличие адепта Дзэна от остальных людей состоит в том, что пос- ледние так или иначе находятся в конфликте со своей сущ- ностью".
Учитель Дзэна девятого века Лин Цзы писал: "В Буддизме нет места усилиям. Будь обычным, ничем не выделяйся. Опорожняй кишки, пей воду, мой одежду, ешь еду. Когда устал, ляг. Невежды могут посмеяться надо мной, но мудрые поймут".
Как Дзэн, так и ЭСТ ясно разделяют духовность и размышления о Боге во время стрижки газона. Для Дзэна и для ЭСТа духовность - это стрижка газона во время стрижки газона.
Вернер говорит: "Видите ли, я думаю, что нет ниче- го, кроме духовности. Поэтому, если вы пытаетесь при- писать чему-то одному большую духовность, чем другому, то это ложь. Это все, что есть: нет ничего, кроме духовно- сти... Любое переживание есть духовное переживание, поскольку переживание духовно".
Некоторые учителя Дзэна выражают эту идею даже более ЭСТовски, чем сам Вернер: "Когда нужно одевать- ся, одевайся. Когда нужно идти, иди. Когда нужно сидеть, сиди. Не держи в голове ни одной мысли о стремлении стать Буддой".
Как Дзэн, так и ЭСТ предполагают критику основ- ных западных религиозных традиций, пытающихся отде- лить веру, мораль и духовность от повседневной реальности. Повседневная жизнь представляется этими за- падными традициями как барьер к переживанию Бога. Уединение, молитва, медитация, самодисциплина, аске- тизм рассматриваются как возможные средства к дости- жению переживания Света и Бога. То, что есть, - это по большей части тьма. Желаемая цель - объединение со Светом. Религиозный человек - это тот, кто следует оп- ределенной религиозной практике, предположительно ведущей к переживаю Бога.
Как ЭСТ, так и Дзэн с подозрением относятся к ду- альностям (добро - зло, Свет - Тьма и т.д.) и концентри- руются на сфере переживаний, в которой дуализм исчезает.
В ЭСТе и в Дзэне человек не отрешается от повсед- невной реальности, он учится переживать ее. Адепт Дзэ- на или выпускник ЭСТа больше не управляется включающими дуальности системами верований, прида- ющими искаженный и мучительный облик тому, что есть. Богом или Светом, если у человека еще остается желание пользоваться такими терминами, становится то, что есть. Но то, что есть, есть, признаем мы это или нет, поэтому "тьмы" в этой традиции вообще не существует, "тьма" - это то, чего нет.
Конечно рациональный человек может возразить, что если Путь - это все, если мы хороши такими, какие есть, если Бог - это просто то, что есть, то мир иллюзий тоже должен быть Путем, а человек хорош и тогда, когда полностью погружен в мучительные иллюзии. И наши умы восстают, когда учитель Дзэна отвечает: "Совершен- но верно. Нирвана (просветленное состояние) и самсара (состояние погруженности в иллюзии) - это одно и то же. Тотальное и абсолютное просветление - это ничто". "ЭСТ не обязателен. Ты хорош таким, какой есть", - соглаша- ется Вернер.
Ум восстает и, если настаивает на своей правоте, так и не видит счастья. Если же, с другой стороны, человек решает, что иметь работающую жизнь важнее, чем быть правым и рассудочным, он признает ограниченность ума и учится жить с противоречиями и парадоксами.
Грустный факт состоит в том, что важные пережи- вания, наиболее привлекающие человеческие существа, - в их числе любовь и просветление - не могут быть поня- ты интеллектом. Возможно, наиболее эффективной уско- ренной программой просветления является автомобильная катастрофа с последующим пребывани- ем на грани смерти в течение нескольких дней. По много- численным свидетельствам, опыт пребывания на грани смерти "трансформирует способность переживать жизнь" так, что проблемы проясняются и т. д. Любимые верова- ния кажутся тривиальными. Становится важной земляни- ка. Опыт пребывания на краю смерти может дать больший процент успешных случаев, чем ЭСТ-тренинг. Самюэль Джонсон сказал однажды: "Хотите или нет, сэр, но когда человек знает, что в полночь его повесят, это замечатель- но концентрирует его ум". Вовлекаемый риск делает, од- нако, автомобильные катастрофы сравнительно непопулярной программой просветления.
Мы должны с грустью признать, что никто, как ка- жется, не знает, как, под влиянием ли ЭСТа, наркотиков, продолжительного пребывания в дзэнском монастыре или "костяной жизни" случается трансформация человеческого опыта. Если бы мы знали, мы смогли бы создать програм- му продуцирования таких переживаний, более надежную и дешевую, чем два уик-энда ЭСТа, двухлетнее проживание в дзэнском монастыре или автомобильная катастрофа.
* * *
КРИТИКА ЭСТ, ИЛИ МЫ, КОНЕЧНО, ХОРОШИ ТАКИМИ, КАКИЕ ЕСТЬ, ОДНАКО...
- Вернер, у меня есть несколько критических заме- чаний об ЭСТе, - сказал репортер.
- Прекрасно, - ответил Вернер, - и я хочу, чтобы ты знал, что я беру на себя полную ответственность за созда- ние всех вещей, которые тебе не нравятся.
- Действительно?
- Так же, как и ты, я уверен, берешь на себя полную ответственность за свое недовольство.
* * *
ЭСТ стал феноменом. За последний год появились сотни газетных и журнальных статей об ЭСТе и Вернере Эрхарде, девять или десять книг уже вышли или скоро выйдут из печати, множество выпускников ЭСТа, авто- ров и сам Вернер Эрхард выступали по радио и на теле- видении.
Еще важнее то, что влияние выпускников ЭСТа на систему образования, психотерапию, религию и средства массовой информации также быстро возрас- тает. Для каждой из этих четырех групп Вернер разра- ботал и создал специальные мастерские, в которых обсуждаются проблемы применения некоторых ЭСТов- ских положений и приемов в этих областях. Выпускни- ками ЭСТа было основано несколько экспериментальных учебных проектов в области обра- зования и школьной администрации. Сотни психоте- рапевтов предлагают своим пациентам пройти ЭСТ, многие священники указывают, что ЭСТ открыл им но- вые перспективы в религиозном опыте и практике. ЭСТ работает со все увеличивающимся числом работников массовых коммуникаций, чтобы сообщения, книги и статьи об ЭСТе, благожелательные или критические, были точными и хорошо информированными.
"Только в Америке" мог возникнуть такой стран- ный феномен, когда профессиональный бизнесмен-ком- мерсант разработал самую необычную и эффективную образовательную и жизнеосвежающую программу наше- го времени. "Дзэн и Искусство Продавать Ничто" - та- ким мог бы быть титул к истории открытия, разработки и продажи Вернером его тренинга и семинаров. Его от- кровенное признание, что ЭСТ предлагает людям возмож- ность открыть только то, чем они уже обладают (или, более точно, кто они уже есть), и, следовательно, тут не- чего получать, порождает в некоторых людях чрезвычай- но критическое отношение к ЭСТу и самому Вернеру.
Американцы, с детства наученные с подозрением относиться к продавцам, естественно, весьма скептичес- ки относятся к сообщениям о человеке, изменившем имя и в прошлом продававшем машины и обучавшем продав- цов продавать энциклопедии. Хотя Вернер ясно говорит, что ЭСТ не религия и не терапия, восторженные выпуск- ники ЭСТа относятся к нему с любовью и благоговением, обычно ассоциирующимся с отношением учеников к ду- ховному лидеру. Если теперь добавить нашу инстинктив- ную американскую подозрительность к новым религиям к нашей подозрительности к продавцам, можно понять, какие огромные барьеры приходится преодолевать Вер- неру, чтобы заставить людей честно исследовать его то- вар.
Но, вероятно, самым тонким и самым мощным ба- рьером к честной оценке ЭСТа является сбивающий с тол- ку факт, что до прохождения тренинга ЭСТ представляется непонятной и ненужной бессмыслицей. Проблему усугубляет то, что ЭСТ непонятен и после тре- нинга. Можно, разумеется, взбеситься от людей, которые радуются и веселятся от чего-то, что неспособны объяс- нить, что, как они спокойно объясняют, можно "полу- чить" только на тренинге. В результате Вернер был на- зван величайшим мошенником со времен изобретения зме- иного жира, и естественно, что он, его тренинг и организация ЭСТ подвергались как честному исследова- нию, так и нелепым нападкам.
Так как мне кажется, что ЭСТ - очень ценная и важ- ная вещь, я хочу вкратце рассмотреть критику ЭСТа и отделить ту, которая основана на верной картине, от ос- нованной на дезинформации и недомыслии. Я хочу так- же оценить серьезность разумной критики.
Нападки на тренинг были такими поверхностными и были основаны на таком недомыслии, что им трудно придавать большое значение. Наиболее, однако, влиятель- ным аргументом из всех имеющихся является тот, что тре- нинг - это форма промывания мозгов... Утверждается, что тяжелые физические условия, постоянное речевое давление со стороны тренера, полная зависимость уче- ников от тренера и "фашистская атмосфера" создают условия для внедрения в людей идей, которые нельзя было бы внедрить в других условиях. В результате вы- пускники превращаются в поклоняющихся Вернеру ЭСТовских роботов.
Хотя многие испытывают на тренинге физический дискомфорт и действительно запуганы тренером, многое в тренинге, даже большая его часть, противоположно промыванию мозгов. Людям разрешается говорить тре- неру все, что они думают о нем, и им всегда аплодируют. Если они решили уйти, их никогда не удерживают физи- чески. Различные процессы обычно рассчитаны на по- мощь в достижении вытесненных материалов и переживании себя как создателя своего опыта. Третий день тренинга полностью посвящен переживанию ответ- ственности за свою жизнь, что вряд ли является идеаль- ным положением дел с фашистской точки зрения. Четвертый день посвящен переживанию механичности ума, однако, как подчеркивает Вернер, это нужно для деи- дентификации с машинным умом, для освобождения от него.
В действительности, простейшим опровержением этого обвинения является знакомство с выпускниками ЭСТ. В целом они кажутся более открытыми новому опы- ту, менее привязанными к верованиям и более гибкими, чем большинство людей. По определению, человек с про- мытыми мозгами есть тот, кто демонстрирует навязчи- вое поведение и жесткую привязанность к внедренным в него системам верований. Часто отмечаемое сходство между Вернером и большинством тренеров в стиле одеж- ды и причесок вряд ли доказывает, что тренеры - робо- ты. Фактически такое сходство в одежде и манерах говорит о тренерах не больше, чем об актерах, играющих Гамлета. В обоих случаях на сцене играется предписан- ная роль, одежда же и манеры являются частью роли. Никто не предписывает стиля одежды или причесок вы- пускникам ЭСТа, чтобы убедиться, достаточно просто посмотреть на них.
Продолжительное чтение в течение многих процес- сов, когда ученики находятся в расслабленном, медита- тивном состоянии, является единственной частью тренинга, которая может показаться зловещей или похо- жей на промывание мозгов. Если бы эти тексты включа- ли такие места, как "Вернер - мой хозяин, и у меня нет своей воли" или "ЭСТ делает меня все лучше и лучше", то было бы о чем говорить. Но содержание текстов является просто развернутым каталогом драматизируемых тренин- гом позитивных положений. Говорить кому-то, что он свободен, добр и имеет важные силы, которые будет ис- пользовать только для этических целей, - это не промы- вание мозгов.
Второе критическое замечание об опасности ЭСТа состоит в том, что на тренинге, в неконтролируемых ус- ловиях, в некоторых процессах достигается глубокий и "тревожащий" материал, что может привести учеников к психическим срывам.
Хотя я и не слыхал ни об одном таком психическом срыве, рано или поздно он, разумеется, произойдет, точ- но так же, как он рано или поздно произойдет в местном порнографическом кинотеатре. ЭСТ принимает серьезные меры против проникновения нестабильных личностей. Например всякий, кто был когда-либо госпитализирован по психиатрическим причинам, должен иметь письмо от своего врача, и ему рекомендуют не приходить на тренинг. В дополнение всякий, кто подвергался психотерапии в течение ближайшего полугода, должен информировать своего терапевта и получить его разрешение; если он не "выигрывает" в терапии, ЭСТ отговаривает его от тренинга. Такие меры очевидно снижают вероятность проникновения нестабильных личностей. Во всяком случае тренер и надзирающий за тренингом всегда на- готове на случай каких-либо припадков и психических срывов.
Нет сомнений, что в некоторых случаях люди обна- руживают, что после тренинга они стали более тревож- ными, напряженными или подавленными, чем были до него. Если человек приходит на тренинг с проблемой об- щей скуки, он вполне может войти в контакт со страхом и после тренинга остаться с тревогой вместо скуки. Если же его барьер - тревога или страх, он может снять слой с луковицы и открыть интенсивную, тревожащую злость или ненависть. Кто-то может отслоить злость и обнару- жить депрессию. Если выпускник решает, что скука "луч- ше" тревоги, то после тренинга он может чувствовать себя "хуже". Если кто-то считает, что страх лучше ненависти, он также может пережить ухудшение. Как мы видим, ЭСТ тщательно избегает обещаний "улучшения" или того, что- бы считаться терапией. Подавляющее число выпускников действительно чувствуют, что стали "лучше", хотя это их собственная оценка, так же, как и тех, которые чувству- ют, что стали "хуже".
Нет сомнений, что ЭСТ - сильное средство. Если трансцендентальная медитация, эмоциональная и успо- каивающая - это марихуана движения за развитие чело- веческого потенциала, то ЭСТ-тренинг - это ЛСД, взрывообразный и потенциально трансформирующий жизнь. Поскольку ЭСТ силен, многие ученики иногда опускаются ниже, чем обычно, так же как и поднимаются выше, подобно тому как при психоанализе пациенту мо- жет стать "хуже", перед тем как стать лучше.
Что следует принимать во внимание - это процент выпускников, имеющих срывы, по сравнению с тем же процентом завсегдатаев порнографических кинотеатров или психоаналитических пациентов. Сколько выпускни- ков сообщают о чрезвычайно благоприятных результа- тах и сколько о неблагоприятных? Пока очевидно, что подавляющее большинство выпускников считают тренинг весьма ценным, и нет никаких свидетельств (а следова- тельно, и доказательств), что ЭСТ-тренинг чем-то опас- нее порнографического фильма. Любые будущие психические срывы на тренинге хотя и будут интерес- ной новостью, не могут служить основой для серьез- ной критики.
Другая критика тренинга более весома, особенно потому, что представлена Стюартом Эмери, который с начала 1973 года по апрель 1975 года был эффективным ЭСТ-тренером. Фактически он был первым тренером пос- ле Вернера. Хотя Эмери признает, что ЭСТ-тренинг при- носит пользу почти всем ученикам, он выдвигает два возражения: во-первых, положение о тотальной ответ- ственности за свои переживания опасно, а во-вторых, многое в тренинге не имеет отношения к его успеху. "Лич- но я чувствовал, что многое в тренинге было бессмыслен- но. Я полагал, что разговоры о реальности, о том, что мы создаем ее всю, были простой кучей бессмыслицы, и я по- прежнему думаю, что не нужно говорить людям, что они создают все".
Нетрудно критиковать идею нашей тотальной от- ветственности за "реальность", за все, что происходит в нашей Вселенной, за сожженных напалмом вьетнамских детей или рак у нашего ребенка. Нетрудно, если эта идея истолковывается поверхностно, что обычно означает, что идея становится скорее верованием, чем переживанием.
Положение, что вьетнамский ребенок несет ответствен- ность за свое переживание сожжения напалмом, хотя и является философски последовательной и защитимой по- зицией, вряд ли, как и большинство философских идей, доведенных до логического экстремума, очень полезно.
Осознание человеком факта создания собственных пере- живаний и принятие ответственности за собственную жизнь представляется одним из наиболее ценных резуль- татов тренинга. В применении к экстремальным ситуаци- ям эти переживания по-прежнему ценны, но в качестве идей становятся нелепыми или ужасающими. Ипохонд- рику, например, весьма ценно осознать, что он сам созда- ет свои страдания. Но кажется ужасающим сказать, что каждый ребенок, оставленный в горящем доме, или каж- дый человек, погибший в руках нацистов, нес ответствен- ность за свои переживания. Более того, ответственность не нужно путать с осуждением. Это очень освежающая мысль - осознать, что, когда твою квартиру "ограбили" (социальная точка зрения на событие), ты не должен пе- реживать событие как утрату, а если переживаешь, то можешь взять ответственность за такое переживание. Но осуждать человека за то, что его ограбили, - ложное и сбивающее с толку положение.
Общая ссылка Эмери на многое в тренинге как на "бессмыслицу", поднимает несколько другой вопрос. Я указывал ранее, что бессмыслица может иметь большую ценность, фактически может быть неразрывно связана с переживанием просветления. Действительно, как можно взорвать ум с помощью "смысла"? С другой стороны, за- конно возникает вопрос о существовании в тренинге боль- шого количества бесполезной бессмыслицы, так же, как и полезной бессмыслицы. Есть ли в тренинге несколько ос- новных, хорошо работающих вещей, а все остальное - просто абракадабра и пустая театральность?
Парадоксально, но знает только Вернер. Согласно Тэду Ленгу, одному из самых опытных ЭСТ-тренеров, оценка тренинга происходит в актуальных ситуациях тре- нинга. Вернер и тренеры по меньшей мере раз в месяц встречаются для обсуждения полезности отдельных мо- ментов тренинга. Хотя суть остается неизменной, тренинг постоянно меняет форму. Вернер сам является источни- ком большого количества перемен, которые он делает на базе своих впечатлений от тренинга и специальных семи- наров, которые проводит время от времени. В другом смысле, разумеется, тренинг всегда меняется, поскольку ученики всегда новые.
Вопрос о том, действительно ли в тренинге есть что-то, что является просто декорацией, не может быть решен, пока ЭСТ не начнет экспериментировать с ва- риациями тренинга и измерять результаты по какому- то стандартизированному вопроснику. Пока ЭСТ не планирует такого исследования. Более того, мои соб- ственные интервью с большим количеством выпускни- ков показывают, что то, что кажется бессмыслицей, абракадаброй и психо-лапшой-на-уши одним, други- ми может переживаться как высшие точки тренинга. Обмены кажутся самой квинтэссенцией ЭСТа, но мно- гие из тех, кто ни разу не делился, все равно получали огромную пользу от тренинга. Лично я нашел профиль личности бесполезным, но мой знакомый адвокат ска- зал, что именно во время профиля личности в выпуск- ной вечер он действительно "получил это". Игра в дурачка может быть бесполезной забавой для одних и привести к прорыву других. Анатомия ума многих по- гружает в сон, но приводит других к переживанию про- светления. Ученик может ничего не получить от пяти последовательных процессов и получить в шестом пе- реживание, которое перевернет его жизнь.
Я полагаю, что если Стандартный Тренинг оставал- ся в основном неизменным в течение последних двух лет, то причина здесь в том, что он хорошо работает таким, как есть. Нет смысла ковыряться в двигателе летящего авиалайнера.
Критика организации ЭСТ гораздо шире, чем кри- тика тренинга, однако основное возражение остается пре- жним: "Может, вы и правы, но это работает".
Организация ЭСТ не демократична (большинство американских деловых организаций не демократичны), а скорее авторитарна, что у многих вызывает замешатель- ство и антагонизм. Вернер Эрхард ожидает от персонала преданного служения ЭСТу, что, поскольку ЭСТ и он - одно и то же, означает служение ему. В конце четвертого дня тренинга тренер объясняет, что Вернер является цен- тром источника силы, служащей массам людей, а члены персонала снабжают Вернера дополнительной силой.
Сила от выпускников и персонала течет вверх к Вернеру, и через Вернера - в мир. Это чрезвычайно разумный спо- соб объяснения типично восточного феномена сильного человека (обычно гуру или духовного учителя), который привлекает к себе других сильных людей, но которые тем не менее выбирают направлять свою силу через лидера.
Вернер утверждает, что служение может быть цен- ной формой непричастности к уму, эго или желаниям.
Атмосфера ЭСТ - офисов подтверждает это. Члены пер- сонала ЭСТ не похожи на роботов или рабов, они от- крыты, жизнерадостны и оживленны. На стенах нет портретов Вернера; по сравнению с другими источни- ками силы Вернер явно знает меру. Его постоянные выражения признательности выпускникам ЭСТа за со- здание пространства, в котором он может быть собой, несомненно искренни; он понимает, что именно они снабжают его силой, и без них ЭСТа не существует.
Другая проблема, с которой сталкивается ЭСТ, со- стоит в том, что ЭСТ - доходная организация в области, которая, как считают многие люди, не должна приносить доходов. Американцы имеют тенденцию считать, что че- ловек либо "религиозен", либо "делец", но не одновре- менно. Если бы Билли Грэхэм мог иметь шесть Кадиллаков и четыре дома, его позиция как духовного учителя была бы, по крайней мере для некоторых людей, скомпрометирована. Мы полагаем, что духовность как помощь людям должна чуждаться материальных выгод. С самого момента получения ЭСТом национальной изве- стности он начал рассматриваться некоторыми критика- ми как хитрая "торговая фирма". Организации, несомненно, трудно, с одной стороны, казаться неприча- стной к бизнесу, а с другой - делать кучу денег. Капитал корпорации ЭСТ к концу шестого года существования близок к 20 миллионам долларов.
Для некоторых людей большие доходы Вернера Эрхарда, его викторианский особняк и мерседес являют- ся указанием на то, что основной мотивацией для созда- ния и развития ЭСТа была корысть. Хотя Вернер признает, что его работа приносила и будет приносить ему хорошие деньги, тем не менее, жесткие рабочие гра- фики, которых он требует от себя и своего персонала, высокие стандарты, установленные им для тренинга и семинаров, отклонение от простых доходных проектов, несовместимых с высшими целями ЭСТа, доказывают, что сейчас служение людям интересует его больше де- нег.
Основной вопрос, касающийся денег, состоит в том, стоит ли вернеровский товар 250 долларов. Если рассмот- реть другие жизнеосвежающие программы - психиатрию, Арику, сайентологию, дзэнские монастыри, траппистские монастыри - можно заключить, что для большинства ЭСТ является "хорошей покупкой"; большее оживление поку- пателя за меньшую цену, чем в других аналогичных местах.
Другая критика доходной стороны ЭСТа касается давления, которое, как кажется некоторым, ЭСТ оказы- вает на выпускников с целью принудить их приводить гостей на семинары для выпускников и специальные со- бытия. Выпускники фактически являются ведущими "про- давцами" ЭСТа, и ЭСТ явно создал для этого направляющие и поощряющие структуры. Некоторые вы- пускники жалуются на авторитарное "Приводите гостей" лидеров семинаров, в то время как правильным было бы указать, что открытый обмен впечатлениями неизбежно создает гостей, поскольку раз выпускники находятся на семинаре для выпускников, то их впечатление от тренин- га очевидно положительно.
Вернер говорит в ответ, что активная поддержка ЭСТа выпускниками совершенно естественна, так как желание делиться впечатлениями естественно для полно- стью живого человека. Более того, создание структур, способных донести послание до возможно большего чис- ла людей, можно рассматривать как обязанность любого "учителя".
Мы должны отдавать себе отчет, что любой метод продажи ЭСТа должен был бы навлечь критику. Если бы метод получения ЭСТом новых учеников (добровольное распространение его выпускниками) был бы заменен на какие-то обычные коммерческие методы распространения нового товара, такие, как, например, большое публичное выступление-фиаско Махарадж-Джи, национальная рек- ламная кампания, используемая Арикой или сайентоло- гией, уличное распространение листовок, как делается группой Харе Кришна и многими христианскими орга- низациями, критика явно была бы острее.
В гуру-играх и просветляющем бизнесе невозмож- но обойтись без того, чтобы что-то не показалось неко- торым людям лицемерным или неэтичным. Невозможно также, чтобы среди последователей не оказалось невро- тичных идиотиков, претенциозных жоп и мистифициро- ванных простаков. Я лично нахожу кое-что в тренинге бесполезным; продажа ЭСТа иногда казалась мне непри- ятной; некоторые выпускники кажутся мне поверхност- ными или по-прежнему беспомощно не находящими контакта с самим собой. Организация ЭСТ на мой вкус слишком авторитарна. Но вся моя критика говорит обо мне столько же, сколько и об ЭСТе.
Все это ничего не меняет. Все мы непременно нахо- дим бородавки у людей, объявляемых духовными учите- лями или великими творцами. Некоторые из последователей движения непременно покажутся нелепы- ми до смешного.
Мое собственное впечатление от ЭСТа таково, что в страдальческом обществе, предлагающем тысячи про- грамм "помоги-себе-сам", религий, книг и уловок, ЭСТ является наиболее эффективной, осмысленной и оживля- ющей программой из всех мне известных. Хотя и суще- ствуют специфические религиозные группы, члены которых так же живы и удовлетворены, как выпускники ЭСТ, принадлежность к ним предполагает принятие оп- ределенных религиозных верований и практик. В резуль- тате такие программы в гораздо меньшей степени, чем ЭСТ могут работать для большого числа людей.
Я искренне согласен с теми критиками, которые называют Вернера Эрхарда величайшим мошенником со времен изобретения змеиного жира. Цивилизованные че- ловеческие существа в течение такого долгого времени обманом заманивались в самомучительство, что только величайший из мошенников мог изобрести "ничто", спо- собное выманить вас обратно.
ЭСТ есть уникальная образовательная программа. В отличие от религий, терапий, программ "помоги-себе- сам" там не надо ничего делать ни во время тренинга, ни после. Никаких практик, упражнений, ритуалов, мораль- ных структур, верований. ЭСТ завершается меньше, чем за две недели. Он приводит удивительное число учеников к "получению этого", что для некоторых явно является переживанием просветления. ЭСТ дает большинству уче- ников свои основные ценности: оживление, радость, лю- бовь, самовыражение. В обществе, не слишком изобилующем этими качествами, это не самый плохой вклад.
??
??
??
??
www.samorazvitie.ru www.soblaznenie.ru
Практические тренинги общения в реальных условиях
(095) 108-05-35, 108-03-73, 446-10-67, 195-22-42
<< Пред. стр. 9 (из 9) След. >>