<< Пред. стр. 6 (из 32) След. >>
действующий вне зависимости от телефонной линии.*5. Подведенные микрофоны*. Все эти подсоединяемые к усилителю
микрофоны могут иметь самую разнообразную конструкцию, соответствующую
"акустическим щелям", обнаруженным в интересующем вас помещении.
Динамический тяжелый капсюль, например, можно опустить в
вентиляционную трубу с крыши, а плоский кристаллический микрофон -
подвести под дверь снизу. При отсутствии подобных лазеек надо обратить
внимание на электрические розетки, каковые в смежных комнатах иной раз
бывают спарены. Сняв защитную коробку с одной из них, вы тем самым
открываете доступ к другой, а через нее и в близлежащее помещение.
Иногда имеет смысл просверлить в стене малюсенькое (1,5-3 мм)
отверстие в неприметном для чужого глаза (где-нибудь в углу либо на
уровне плинтусов...) месте или воспользоваться замочной скважиной. Для
таких изощренных вариантов существует специфичный тонкотрубковый, или
"игольчатый" микрофон, звук к которому подводится через довольно
тонкую трубку, длиной сантиметров в тридцать. Данный микрофон несложно
сделать самому (рис. 17 в приложении), сознавая, что при твердой
трубке обычно получается лучший звук, тогда как гибкую удобно заводить
за всякие углы и пропускать через замочные скважины.
*6. Контактный микрофон*. В качестве подобного устройства
превосходно работает заурядный медицинский стетоскоп, спаренный, чтобы
повысить восприимчивость, с подходящим микрофонным капсюлем, который
подсоединен к чувствительному усилителю (в простых случаях, конечно,
можно обойтись и одним стетоскопом без какой-либо электроники).
Очень качественные контактные датчики получаются из
пьезокерамических головок от проигрывателей либо из стандартных
пьезоизлучателей электрических часов, звуковых игрушек, сувениров и
телефонов. Так как данные устройства засекают микроколебания
контактных перегородок, требуется весьма тщательно выбирать место их
приложения, зависящее от конструктивных особенностей (сплошная,
пустотелая...) конкретной стены. В некоторых случаях имеет смысл
накрепко приклеить пьезоэлемент к доступной стороне стены или к
наружному стеклу (у его края...) пусть даже парной рамы. Превосходный
акустический сигнал иной раз удается снимать с труб водоснабжения и
батареи отопления.
*7. Импровизированные резонаторы*. Перехватывать переговоры в
смежном помещении часто удается и без спецаппаратуры, прибегая к
помощи случайно оказавшегося под рукой питейного бокала (или рюмки),
ободок которого плотно прижимается к стене, а донышко (торец ножки) -
вплотную к уху. Возникаемый при этом звук сильно зависит как от
состояния и структуры стены, так и от конфигурации прибора да и
материала (лучшее - хрусталь), из которого он изготовлен.
*8. Телефоны при наружной активации*. В отличие от телефонных
жучков встраиваемых в аппарат, к контролируемому телефону здесь даже
не прикасаются руками. Информация снимается с телефонной линии при
покоящейся на рычаге трубке путем внешней активации высокочастотными
колебаниями ее микрофона, а порой и через перехват микротоков
появляющихся в электромагнитном звонке при легчайших сотрясениях его
подвижных частей (рис. 3 и 4). Следует сказать, что сходным образом
можно перехватывать полезные микроэлектротоки не только с телефонного,
но и с квартирного звонка.
Наряду с вышеуказанными существуют и другие варианты
подслушивания, применяющие, к примеру, посылаемые дальним выстрелом
"радиопули", модуляцию лазерного луча микровибрациями оконного стекла,
перехват побочных электромагнитных излучений бытовой радиоаппаратуры,
бесконтактную активацию пассивных микроволновых излучателей... Все эти
методики, впрочем, профессионально сложны и не рекомендуются для
импровизированного применения.
Г. Использование слухов
Слухи можно определить как официально неподтверждаемые сообщения,
циркулирующие по межличностным горизонтальным каналам. Многие из них
как правило, правдоподобны, а нередко и достоверны, причем передают и
распространяют их даже те, кто этому ни капельки не верит.
Относиться к любым слухам следует предельно осторожно, никогда не
забывая о стремлении людей выдавать предполагаемое за действительное и
о вероятности забрасывания кем-то целевой дезинформации.
*При ведении активной игры тщательно подобранные слухи часто
запускаются для*:
- оптимального распространения правды;
- создания определенного мнения о событии, ситуации или человеке;
- подготовки окружающих (путем притупления их реакции) к
намечаемому деянию;
- обхождения официальной цензуры;
- выяснения отношения людей к сообщаемому;
- разжигания смуты, страха и неуверенности.
Заурядный компрометирующий слух "растворяется" за две недели,
хотя действие его обычно продолжается и дальше.
Человек передает подхваченные слухи из-за свойственного всем
желания похвастаться, а поэтому перехватить их можно где угодно и от
кого угодно. Очень активны в этом отношении все коммуникабельные люди,
всегда имеющие самые обширные социальные и деловые контакты.
Чтобы выйти на имеющиеся слухи в сущности не требуется прилагать
особенных усилий; надо попросту вращаться в подходящем обществе, чутко
слушать окружающих и вести непринужденные беседы, походя касаясь
разрабатываемой тематики и время от времени высказывая легкое сомнение
сообщаемому.
7. Принципы оценки и анализа информации
Полученные разнообразными путями данные станут полезными лишь
после того, как все они подвергнутся необходимому анализу и предельно
точному истолкованию. Подоплека многих деловых неудач заключается не в
игнорировании информации, а в ее ошибочном анализе.
Сведения, как правило, оценивают по достоверности, значимости,
согласованности, полноте, возможности использования.
А. Достоверность и надежность материалов
Любая поступающая извне информация характеризуется определенной
степенью достоверности, в частности зависящей от степени надежности
источника и того, откуда он ее получил.
Чтобы высветить такие показатели, каждый регистрируемый факт
полезно дополнять специальной букво-цифровой отметкой, причем буквами
обозначают уровень надежности источника, а цифрами - откуда тот взял
сведения.
*Уровень надежности источника принято кодировать так*:
А - абсолютно надежный и компетентный;
Б - обычно надежный;
В - не слишком надежный;
Г - ненадежный;
Д - неопределенный.
*То, как сей источник получил представляемые данные, отмечают
следующим образом*:
1 - сам видел;
2 - слышал от того, кому можно верить;
3 - слухи.
Никогда не стоит забывать, что не вызывающий сомнений источник
(А) иной раз способен передать явную дезинформацию, а совершенно
ненадежный тип (Г) - сообщить ценнейшие данные. Памятуя об этом,
двухзначковый индекс иногда дополняют римской цифрой, указующей на
предполагаемую достоверность факта:
I - подтверждается другими фактами;
II - вероятно правдив (3 к 1);
III - возможно правдив (1 к 1);
IV - сомнителен (3 против 1);
V - неправдоподобен;
VI - неопределяем.
Маркировка III-Б2, к примеру, означает, что фактура предоставлена
довольно надежным информатором (Б) со слов знающего человека (2) и
возможно - "50 на 50" - правдива (III).
При наличии каких-либо сомнений в достоверности дошедших до вас
данных, их полезно отложить про запас в ожидании других подтверждающих
или опровергающих фактов.
Б. Искажение информации и дезинформация
Следует учитывать, что поступающая к вам фактура может быть:
- подсунута источнику как дезинформация;
- искажена им преднамеренно;
- изменена - произвольно или непроизвольно - в ходе ее передачи.
Устные сообщения циркулирующие по горизонтальным и неформальным
каналам, менее подвержены искажениям, а вот информация поставляемая
наверх чаще приукрашивается (ввиду явного желания угодить, получить
вознаграждение, избежать наказания...), чем наоборот.
При намеренной дезинформации применяют как заведомую ложь, так и
утонченную полуправду, исподволь подталкивающую воспринимающих к
ложным суждениям. Наиболее распространенными приемами здесь являются:
- прямое сокрытие фактов;
- тенденциозный подбор данных;
- нарушение логических и временных связей между событиями;
- подавание правды в таком контексте (добавлением ложного факта
или намека...), чтобы она воспринималась как ложь;
- изложение важнейших данных на ярком фоне отвлекающих внимание
сведений;
- смешивание разнородных мнений и фактов;
- сообщение информации такими словами, которые можно
истолковывать по-разному;
- неупоминание ключевых деталей факта.
*Искажения, возникающие в процессе ретрансляции исходных данных,
чаще всего происходят из-за*:
- передачи только части сообщения;
- пересказа услышанного своими словами ("испорченный телефон");
- пропуска фактуры через призму субъективно-личностных отношений.
*Для успешности борьбы с вероятной дезинформацией следует*:
- различать факты и мнения;
- понимать, способен ли информатор по своему положению иметь
доступ к сообщаемым фактам;
- учитывать субъективные (самомнение, фантазийность...)
характеристики источника и его предполагаемое отношение к выдаваемому
сообщению;
- применять дублирующие каналы информации;
- исключать все лишние промежуточные звенья;
- помнить, что особенно легко воспринимается та дезинформация,
которую вы предполагаете, или желаете услышать.
В. Техника интерпретации данных
Польза от наличествующих материалов резко возрастает, если
прояснены их значения; истина обычно раскрывается не в исходных
данных, а в их точном истолковании, ибо конкретный факт можно уяснить
лишь в сочетании с другими фактами.
Переработка информации после предварительного собирания фактуры и
конкретной постановки проблемы подразумевает:
а) систематизацию фактов, которые сортируют по степени их
отношения к тому или иному вопросу;
б) выявление, основываясь на интуиции, ключевых моментов;
в) построение предположений, объясняющих основные факты;
г) получение, при необходимости, дополнительных данных;
д) оформление выводов и их проверка на соответствие другим
фактам.
На отдельные вопросы часто удается получить прямой и вполне
определенный ответ, а в отношении других вынужденно ограничиваются
одними предположениями.
Надо интуитивно понимать, каковые из моментов являются
важнейшими, а не концентрировать внимание сразу на многих, что
способно заблокировать работу человеческого мозга.
Иной раз полезно прокрутить полученную информацию среди лиц
имеющих к ней некоторое отношение, полагая что они помогут выявить
какие-либо связи с некоей побочной информацией.
Высказав определенное предположение, его тщательно проверяют на
стыкуемость со всеми данными и когда здесь обнаружится значительная
неувязка, а факты явно правдивы, - требуется изменить суждение.
*Ложная интерпретация фактуры вероятна, если*:
- представлены не все материалы,
- некоторые из имеющихся под рукой фактов сомнительны,
- все внимание сосредотачивается лишь на тех сообщениях, кои
подтверждают ожидания и предположения аналитика.
*Чтобы выявить возможные пути развития исходной ситуации, надо
очень четко представлять*:
- ключевых персон противника;
- то, к чему он в сущности стремится (как по максимуму, так и по
минимуму);
- есть ли некая система в его действиях;
- чего в них больше: логики, эмоций, традиций или случайностей;
- существует ли такой союзник с которым противник не порвет;
- явные границы допустимости в его деяниях;
- уязвимые места противника;
- то, как он оценивает ситуацию;
- вероятные реакции на действия с каждой стороны.
В некоторых случаях перспективно идти не от фактов к построению
гипотезы, а от выдвигаемой гипотезы к имеющимся фактам. Так, отлично
зная ключевое лицо противника, мысленно поставьте себя на его место и
прикиньте, что за "хитрую" игру он мог бы вести. Исходя из этого
выведите ряд предположений о его намерениях и определите действия,
должные последовать при каждом из них. Сопоставив мысленные ситуации и
наличные реалии, отберите ту гипотезу, каковая соответствует
большинству имеющихся фактов.
Оптимальную помощь в обработке всей подобной информации может
оказать любая простенькая ЭВМ, не страдающая субъективностью и
ограниченностью ума человека.
Часть II
Методы поиска и вербовки информаторов
1. Вводные положения
Для ведения активной важной игры требуются свои люди в ставке
противника.
Свои люди могут быть как внедрены (возможно, после
предварительной вербовки) в нужную группу, так и завербованы из ее
членов.
*Уровень, занимаемый своим человеком (или людьми) в группе может
быть*:
- высшим (человек из руководящего звена, принимающий
непосредственное участие в выработке важных решений);
- средним (лица, имеющие доступ к устной или задокументированной
информации);
- нижним (люди, посещающие те места, где общаются члены группы
или находятся документы, но не допущенные к самим документам);
- вспомогательным (кадры, не имеющие отношения к данной
структуре, но способные оказывать некоторое содействие).
Ясно, что чем выше уровень своего человека в разрабатываемой
группе, тем шире у него возможности, и тем большую ценность он
представляет для Вас.
Своих людей бережно используют для решения самых разнообразных
задач, с учетом их возможностей, соображений безопасности и
потребностей момента:
- для получения информации;
- для смещения акцента в деятельности организации в нужном для
Вас направлении;
- для содействия в осуществлении определенных акций с целью:
дискредитации группы (намеренные ошибки...), полного или частичного
развала группы (разжигание розни и фракционности...), внедрения и
проведения на нужный уровень в группе своих людей (перерождение
группы...);
- для установления подслушивающих устройств или добывания
документов путем их сокрытого копирования (ксерография, пересъемка...)
либо непосредственного похищения;
- для помощи в решении некоторых промежуточных задач (пропуска в
нужное помещение, сведение с необходимым человеком, передача
конфиденциального пакета...).
*Следует отчетливо различать и не путать две категории своих
людей*:
- соратников (членов вашей команды);
- агентов (используемых).
В зависимости от того, к каковой из категорий причисляется свой
человек, выбирается тактика взаимодействия с ним.
Качественная вербовка подразумевает следующие последовательные
этапы работы с объектом:
- выявление;
- разработка;
- оценка;
- привлечение;
- проверка;
- направление деятельности;
- удержание;
- прерывание контакта.
Лучше, если на различных этапах работы объектом будут заниматься
разные люди, вроде как бы не связанные друг с другом. При стандартном
трехступенчатом подходе это:
- *наводчик* (акцентируется на предварительном изучении объекта,
после чего устанавливает личный контакт с ним, выполняя дополнительную
разработку с тестированием и выдает заключение о целесообразности
использования данного человека а также о перспективных направлениях
целевого воздействия на него);
- *вербовщик* (устанавливает новый контакт с объектом, чаще всего
не связанный с предыдущим; в подходящее для этого время он открывается