<< Пред.           стр. 6 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу

 действующий вне зависимости от телефонной линии.
  *5. Подведенные микрофоны*. Все эти подсоединяемые к усилителю
 микрофоны могут иметь самую разнообразную конструкцию, соответствующую
 "акустическим щелям", обнаруженным в интересующем вас помещении.
 Динамический тяжелый капсюль, например, можно опустить в
 вентиляционную трубу с крыши, а плоский кристаллический микрофон -
 подвести под дверь снизу. При отсутствии подобных лазеек надо обратить
 внимание на электрические розетки, каковые в смежных комнатах иной раз
 бывают спарены. Сняв защитную коробку с одной из них, вы тем самым
 открываете доступ к другой, а через нее и в близлежащее помещение.
 Иногда имеет смысл просверлить в стене малюсенькое (1,5-3 мм)
 отверстие в неприметном для чужого глаза (где-нибудь в углу либо на
 уровне плинтусов...) месте или воспользоваться замочной скважиной. Для
 таких изощренных вариантов существует специфичный тонкотрубковый, или
 "игольчатый" микрофон, звук к которому подводится через довольно
 тонкую трубку, длиной сантиметров в тридцать. Данный микрофон несложно
 сделать самому (рис. 17 в приложении), сознавая, что при твердой
 трубке обычно получается лучший звук, тогда как гибкую удобно заводить
 за всякие углы и пропускать через замочные скважины.
  *6. Контактный микрофон*. В качестве подобного устройства
 превосходно работает заурядный медицинский стетоскоп, спаренный, чтобы
 повысить восприимчивость, с подходящим микрофонным капсюлем, который
 подсоединен к чувствительному усилителю (в простых случаях, конечно,
 можно обойтись и одним стетоскопом без какой-либо электроники).
  Очень качественные контактные датчики получаются из
 пьезокерамических головок от проигрывателей либо из стандартных
 пьезоизлучателей электрических часов, звуковых игрушек, сувениров и
 телефонов. Так как данные устройства засекают микроколебания
 контактных перегородок, требуется весьма тщательно выбирать место их
 приложения, зависящее от конструктивных особенностей (сплошная,
 пустотелая...) конкретной стены. В некоторых случаях имеет смысл
 накрепко приклеить пьезоэлемент к доступной стороне стены или к
 наружному стеклу (у его края...) пусть даже парной рамы. Превосходный
 акустический сигнал иной раз удается снимать с труб водоснабжения и
 батареи отопления.
  *7. Импровизированные резонаторы*. Перехватывать переговоры в
 смежном помещении часто удается и без спецаппаратуры, прибегая к
 помощи случайно оказавшегося под рукой питейного бокала (или рюмки),
 ободок которого плотно прижимается к стене, а донышко (торец ножки) -
 вплотную к уху. Возникаемый при этом звук сильно зависит как от
 состояния и структуры стены, так и от конфигурации прибора да и
 материала (лучшее - хрусталь), из которого он изготовлен.
  *8. Телефоны при наружной активации*. В отличие от телефонных
 жучков встраиваемых в аппарат, к контролируемому телефону здесь даже
 не прикасаются руками. Информация снимается с телефонной линии при
 покоящейся на рычаге трубке путем внешней активации высокочастотными
 колебаниями ее микрофона, а порой и через перехват микротоков
 появляющихся в электромагнитном звонке при легчайших сотрясениях его
 подвижных частей (рис. 3 и 4). Следует сказать, что сходным образом
 можно перехватывать полезные микроэлектротоки не только с телефонного,
 но и с квартирного звонка.
  Наряду с вышеуказанными существуют и другие варианты
 подслушивания, применяющие, к примеру, посылаемые дальним выстрелом
 "радиопули", модуляцию лазерного луча микровибрациями оконного стекла,
 перехват побочных электромагнитных излучений бытовой радиоаппаратуры,
 бесконтактную активацию пассивных микроволновых излучателей... Все эти
 методики, впрочем, профессионально сложны и не рекомендуются для
 импровизированного применения.
 
 Г. Использование слухов
 
  Слухи можно определить как официально неподтверждаемые сообщения,
 циркулирующие по межличностным горизонтальным каналам. Многие из них
 как правило, правдоподобны, а нередко и достоверны, причем передают и
 распространяют их даже те, кто этому ни капельки не верит.
  Относиться к любым слухам следует предельно осторожно, никогда не
 забывая о стремлении людей выдавать предполагаемое за действительное и
 о вероятности забрасывания кем-то целевой дезинформации.
  *При ведении активной игры тщательно подобранные слухи часто
 запускаются для*:
  - оптимального распространения правды;
  - создания определенного мнения о событии, ситуации или человеке;
  - подготовки окружающих (путем притупления их реакции) к
 намечаемому деянию;
  - обхождения официальной цензуры;
  - выяснения отношения людей к сообщаемому;
  - разжигания смуты, страха и неуверенности.
  Заурядный компрометирующий слух "растворяется" за две недели,
 хотя действие его обычно продолжается и дальше.
  Человек передает подхваченные слухи из-за свойственного всем
 желания похвастаться, а поэтому перехватить их можно где угодно и от
 кого угодно. Очень активны в этом отношении все коммуникабельные люди,
 всегда имеющие самые обширные социальные и деловые контакты.
  Чтобы выйти на имеющиеся слухи в сущности не требуется прилагать
 особенных усилий; надо попросту вращаться в подходящем обществе, чутко
 слушать окружающих и вести непринужденные беседы, походя касаясь
 разрабатываемой тематики и время от времени высказывая легкое сомнение
 сообщаемому.
 
 7. Принципы оценки и анализа информации
 
  Полученные разнообразными путями данные станут полезными лишь
 после того, как все они подвергнутся необходимому анализу и предельно
 точному истолкованию. Подоплека многих деловых неудач заключается не в
 игнорировании информации, а в ее ошибочном анализе.
  Сведения, как правило, оценивают по достоверности, значимости,
 согласованности, полноте, возможности использования.
 
 А. Достоверность и надежность материалов
 
  Любая поступающая извне информация характеризуется определенной
 степенью достоверности, в частности зависящей от степени надежности
 источника и того, откуда он ее получил.
  Чтобы высветить такие показатели, каждый регистрируемый факт
 полезно дополнять специальной букво-цифровой отметкой, причем буквами
 обозначают уровень надежности источника, а цифрами - откуда тот взял
 сведения.
  *Уровень надежности источника принято кодировать так*:
  А - абсолютно надежный и компетентный;
  Б - обычно надежный;
  В - не слишком надежный;
  Г - ненадежный;
  Д - неопределенный.
  *То, как сей источник получил представляемые данные, отмечают
 следующим образом*:
  1 - сам видел;
  2 - слышал от того, кому можно верить;
  3 - слухи.
  Никогда не стоит забывать, что не вызывающий сомнений источник
 (А) иной раз способен передать явную дезинформацию, а совершенно
 ненадежный тип (Г) - сообщить ценнейшие данные. Памятуя об этом,
 двухзначковый индекс иногда дополняют римской цифрой, указующей на
 предполагаемую достоверность факта:
  I - подтверждается другими фактами;
  II - вероятно правдив (3 к 1);
  III - возможно правдив (1 к 1);
  IV - сомнителен (3 против 1);
  V - неправдоподобен;
  VI - неопределяем.
  Маркировка III-Б2, к примеру, означает, что фактура предоставлена
 довольно надежным информатором (Б) со слов знающего человека (2) и
 возможно - "50 на 50" - правдива (III).
  При наличии каких-либо сомнений в достоверности дошедших до вас
 данных, их полезно отложить про запас в ожидании других подтверждающих
 или опровергающих фактов.
 
 Б. Искажение информации и дезинформация
 
  Следует учитывать, что поступающая к вам фактура может быть:
  - подсунута источнику как дезинформация;
  - искажена им преднамеренно;
  - изменена - произвольно или непроизвольно - в ходе ее передачи.
  Устные сообщения циркулирующие по горизонтальным и неформальным
 каналам, менее подвержены искажениям, а вот информация поставляемая
 наверх чаще приукрашивается (ввиду явного желания угодить, получить
 вознаграждение, избежать наказания...), чем наоборот.
  При намеренной дезинформации применяют как заведомую ложь, так и
 утонченную полуправду, исподволь подталкивающую воспринимающих к
 ложным суждениям. Наиболее распространенными приемами здесь являются:
  - прямое сокрытие фактов;
  - тенденциозный подбор данных;
  - нарушение логических и временных связей между событиями;
  - подавание правды в таком контексте (добавлением ложного факта
 или намека...), чтобы она воспринималась как ложь;
  - изложение важнейших данных на ярком фоне отвлекающих внимание
 сведений;
  - смешивание разнородных мнений и фактов;
  - сообщение информации такими словами, которые можно
 истолковывать по-разному;
  - неупоминание ключевых деталей факта.
  *Искажения, возникающие в процессе ретрансляции исходных данных,
 чаще всего происходят из-за*:
  - передачи только части сообщения;
  - пересказа услышанного своими словами ("испорченный телефон");
  - пропуска фактуры через призму субъективно-личностных отношений.
  *Для успешности борьбы с вероятной дезинформацией следует*:
  - различать факты и мнения;
  - понимать, способен ли информатор по своему положению иметь
 доступ к сообщаемым фактам;
  - учитывать субъективные (самомнение, фантазийность...)
 характеристики источника и его предполагаемое отношение к выдаваемому
 сообщению;
  - применять дублирующие каналы информации;
  - исключать все лишние промежуточные звенья;
  - помнить, что особенно легко воспринимается та дезинформация,
 которую вы предполагаете, или желаете услышать.
 
 В. Техника интерпретации данных
 
  Польза от наличествующих материалов резко возрастает, если
 прояснены их значения; истина обычно раскрывается не в исходных
 данных, а в их точном истолковании, ибо конкретный факт можно уяснить
 лишь в сочетании с другими фактами.
  Переработка информации после предварительного собирания фактуры и
 конкретной постановки проблемы подразумевает:
  а) систематизацию фактов, которые сортируют по степени их
 отношения к тому или иному вопросу;
  б) выявление, основываясь на интуиции, ключевых моментов;
  в) построение предположений, объясняющих основные факты;
  г) получение, при необходимости, дополнительных данных;
  д) оформление выводов и их проверка на соответствие другим
 фактам.
  На отдельные вопросы часто удается получить прямой и вполне
 определенный ответ, а в отношении других вынужденно ограничиваются
 одними предположениями.
  Надо интуитивно понимать, каковые из моментов являются
 важнейшими, а не концентрировать внимание сразу на многих, что
 способно заблокировать работу человеческого мозга.
  Иной раз полезно прокрутить полученную информацию среди лиц
 имеющих к ней некоторое отношение, полагая что они помогут выявить
 какие-либо связи с некоей побочной информацией.
  Высказав определенное предположение, его тщательно проверяют на
 стыкуемость со всеми данными и когда здесь обнаружится значительная
 неувязка, а факты явно правдивы, - требуется изменить суждение.
  *Ложная интерпретация фактуры вероятна, если*:
  - представлены не все материалы,
  - некоторые из имеющихся под рукой фактов сомнительны,
  - все внимание сосредотачивается лишь на тех сообщениях, кои
 подтверждают ожидания и предположения аналитика.
  *Чтобы выявить возможные пути развития исходной ситуации, надо
 очень четко представлять*:
  - ключевых персон противника;
  - то, к чему он в сущности стремится (как по максимуму, так и по
 минимуму);
  - есть ли некая система в его действиях;
  - чего в них больше: логики, эмоций, традиций или случайностей;
  - существует ли такой союзник с которым противник не порвет;
  - явные границы допустимости в его деяниях;
  - уязвимые места противника;
  - то, как он оценивает ситуацию;
  - вероятные реакции на действия с каждой стороны.
  В некоторых случаях перспективно идти не от фактов к построению
 гипотезы, а от выдвигаемой гипотезы к имеющимся фактам. Так, отлично
 зная ключевое лицо противника, мысленно поставьте себя на его место и
 прикиньте, что за "хитрую" игру он мог бы вести. Исходя из этого
 выведите ряд предположений о его намерениях и определите действия,
 должные последовать при каждом из них. Сопоставив мысленные ситуации и
 наличные реалии, отберите ту гипотезу, каковая соответствует
 большинству имеющихся фактов.
  Оптимальную помощь в обработке всей подобной информации может
 оказать любая простенькая ЭВМ, не страдающая субъективностью и
 ограниченностью ума человека.
 
 Часть II
 
 Методы поиска и вербовки информаторов
 
 1. Вводные положения
 
  Для ведения активной важной игры требуются свои люди в ставке
 противника.
  Свои люди могут быть как внедрены (возможно, после
 предварительной вербовки) в нужную группу, так и завербованы из ее
 членов.
  *Уровень, занимаемый своим человеком (или людьми) в группе может
 быть*:
  - высшим (человек из руководящего звена, принимающий
 непосредственное участие в выработке важных решений);
  - средним (лица, имеющие доступ к устной или задокументированной
 информации);
  - нижним (люди, посещающие те места, где общаются члены группы
 или находятся документы, но не допущенные к самим документам);
  - вспомогательным (кадры, не имеющие отношения к данной
 структуре, но способные оказывать некоторое содействие).
  Ясно, что чем выше уровень своего человека в разрабатываемой
 группе, тем шире у него возможности, и тем большую ценность он
 представляет для Вас.
  Своих людей бережно используют для решения самых разнообразных
 задач, с учетом их возможностей, соображений безопасности и
 потребностей момента:
  - для получения информации;
  - для смещения акцента в деятельности организации в нужном для
 Вас направлении;
  - для содействия в осуществлении определенных акций с целью:
 дискредитации группы (намеренные ошибки...), полного или частичного
 развала группы (разжигание розни и фракционности...), внедрения и
 проведения на нужный уровень в группе своих людей (перерождение
 группы...);
  - для установления подслушивающих устройств или добывания
 документов путем их сокрытого копирования (ксерография, пересъемка...)
 либо непосредственного похищения;
  - для помощи в решении некоторых промежуточных задач (пропуска в
 нужное помещение, сведение с необходимым человеком, передача
 конфиденциального пакета...).
  *Следует отчетливо различать и не путать две категории своих
 людей*:
  - соратников (членов вашей команды);
  - агентов (используемых).
  В зависимости от того, к каковой из категорий причисляется свой
 человек, выбирается тактика взаимодействия с ним.
  Качественная вербовка подразумевает следующие последовательные
 этапы работы с объектом:
  - выявление;
  - разработка;
  - оценка;
  - привлечение;
  - проверка;
  - направление деятельности;
  - удержание;
  - прерывание контакта.
  Лучше, если на различных этапах работы объектом будут заниматься
 разные люди, вроде как бы не связанные друг с другом. При стандартном
 трехступенчатом подходе это:
  - *наводчик* (акцентируется на предварительном изучении объекта,
 после чего устанавливает личный контакт с ним, выполняя дополнительную
 разработку с тестированием и выдает заключение о целесообразности
 использования данного человека а также о перспективных направлениях
 целевого воздействия на него);
  - *вербовщик* (устанавливает новый контакт с объектом, чаще всего
 не связанный с предыдущим; в подходящее для этого время он открывается

<< Пред.           стр. 6 (из 32)           След. >>

Список литературы по разделу