<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>
Роршах, Германн(Rorschach, Hermann)
Родился; 1884, Цюрих, Швейцария;
Умер: 1922, Герисау, Швейцария.
Интересы: история швейцарских религиозных сект, психоаналитическая диагностика, методология визуального проективного тестирования.
Образование: доктор медицины, Цюрих, 1912.
Профессиональная деятельность: врач-психиатр в различных психиатрических лечебницах, включая Герисау, где был помощником директора вплоть до своей безвременной кончины; вице-президент Швейцарского психоаналитического общества, 1919-22.
Основные тесты:
Тест чернильных пятен.
Основные публикации:
1921 Psychodiagnostik. In W. Morgenthaler (ed.). Arbeiten zur angewandten Psychiatry. vol.2.Bircher.
1927 (posth.) Zwei schweizerizche Sektenstifter (Binggeli und Unternahrer) (Two Swiss founders of sects). Imago, 13,395-441.
Подлинное значение Роршаха было перекрыто успехом, а затем частичным забвением проективного теста, который носит его имя. Единственное, что осталось от этого теста - это сокращенный набор из десяти чернильных пятен, которые были отобраны издателем из пятнадцати, тщательно выверенных и обоснованных самим Роршахом. Роршах продолжал пересматривать свои представления в течение затянувшегося периода опубликования теста и счел их полностью устаревшими к моменту его выхода в свет. Судьба его монографии первое время складывалась печально. Вначале монография получила отказ у шести или семи издателей. Далее из 1200 экземпляров первого издания в 1921 году было продано всего несколько книг. Отзывы были малочисленны и отрицательны. Спустя несколько месяцев, подавленный издательским провалом и резкой критикой, он скончался от неоперабельного перитонита, что и положило конец его амбициозным планам - объединить историю религии, социологии и психопатологии - и погубило, по словам Блейлера, "надежду целого поколения швейцарской психиатрии".
Мать Роршаха умерла, когда ему было 12 лет, а отец, учитель в художественной школе, - когда мальчику исполнилось 18. В детстве у него было прозвище "Клекс", намекающее на его способности к рисованию ("klecksen" по-немецки означает "малевать, мазать", а также - "сажать кляксы"). Но его интенсивные клинические эксперименты с чернильными пятнами были еще далеко впереди. Университетские занятия привели его непосредственно под патронаж Блейлера и Юнга в Цюрихский университет, где применение к душевнобольным пациентам Юнговского теста ассоциативных слов в сочетании с новыми психоаналитическими концепциями Фрейда вызывало общеевропейский интерес.
Еще студентом медицинского факультета он сблизился с русским землячеством в Цюрихе, изучил русский язык и познакомился со своей будущей женой - русским врачом и четыре года наслаждался счастьем и творчеством.. Намереваясь эмигрировать, Роршах занял низкооплачиваемое место интерна Он эмигрировал в Россию, но вскоре вернулся, разочарованный бедными исследовательскими перспективами. И снова ему пришлось согласиться на низкооплачиваемую должность интерна. Он забросил эксперименты с чернильными пятнами и отдался психоанализу и своему новому увлечению - истории религиозных сект. Этот интерес возник из бесед с одним из бывших пациентов клиники для душевнобольных (Бинггели), который, будучи основателем такой секты, был осужден за ритуальные сексуальные церемонии, включающие инцест. Роршах решил, что эта тема станет делом его жизни. Беседуя с Бинггели и другими членами секты, а также обращаясь к историческим сведениям, Роршах выяснил, что не только один из предков Бинггели был главой аналогичной секты, исповедовавшей святость инцеста, но и девять других родственников были связаны с подобными сектами. Подобные секты упоминалась в исторических анналах начиная с XII в. Poршах опубликовал две статьи, но полный текст планировавшейся книги вышел лишь после его смерти, так как автор внезапно вернулся к своим исследованиям чернильных пятен. Это было вызвано проснувшимся интересом к феномену синестезии, взаимодействию различных чувственных модальностей, с которым он лично был знаком, но который воспринимался им лишь как составная часть его устремлений. За три года он сократил свой набор пятен до пятнадцати и подготовил сопровождающий текст для злополучной "Психодиагностики".
Настало время переоценить роль Роршаха в свете психологических теорий, которые доминировали среди его современников. Останься он в России, история психологии в этой стране могла бы стать совсем иной. Опубликуй он свой труд о религиозных сектах, и влияние теории Фрейда о подавлении воспоминаний о пережитом в детстве сексуальном насилии не было бы столь всеобъемлющим. Имей он возможность развить свои интегрированные теории, свою оригинальную концепцию интроверсии и экстраверсии (как дополнительные функции - "творческая интроверсия" и "экстранапряжение", баланс между которыми и заключается в переживаниях личности), и он мог бы обогнать Юнга. Мы могли бы обойтись без теста чернильных пятен, который был направлен на установление предполагаемых личностных особенностей и психопатологических структур, однако не обеспечен соответствующими статистическими методиками. Тогда не наступила бы эпоха скучного бихевиоризма, рожденного современником Роршаха, Д. Б. Уотсоном, и вытесненного впоследствии феноменологической психологией, основанной на философии Гуссбрля и Хайдеггера. Биография Роршаха - это напоминание о том, что упорядоченное развитие психологической теории является иллюзией.
По отзывам современников Роршах был многосторонне одаренным человеком. Он свободно говорил на французском, итальянском и русском языках, превосходно рисовал, интересовался искусством. В своих воспоминаниях жена описывает его как гармоничного, скромного, совершенно непритязательного в обычной жизни человека, "вечного студента". Он работал с удивительной легкостью, как бы играючи, был очень работоспособен. Роршах испытывал глубокую симпатию к России. Он трижды приезжал в Россию: дважды проводил там каникулы у друзей; в третий раз в течение семи месяцев работал в частном санатории в Крюково под Москвой. Любил Толстого и Достоевского, хотел написать работу о последнем. Передал свои сбережения для открытия столовой голодающим детям на Урале. Свою "Психодиагностику" считал ключом к познанию человека и его возможностей и рассматривал ее только как начало большой предстоящей работы.
После его смерти Роршаха Блейлер написал его жене: "Ваш муж был гениален".
РОРШАХА ТЕСТ
(Rorschach Test)
Обзор
Проективная методика исследования личности. Создана Г. Роршахом в 1921 г. По своей популярности в психодиагностических исследованиях личности данный тест занимает ведущее место среди других проективных методик (библиография включает около 11000 работ).
Стимульный материал к тесту состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными аморфными (слабоструктурированными) изображениями (т.н. "пятна" Роршаха).
Обследуемому предлагают ответить на вопрос о том, на что, по его мнению, похоже каждое изображение. Ведется дословная запись всех высказываний обследуемого, учитываются время с момента предъявления таблицы до начала ответа, положение, в котором рассматривается изображение, а также любые особенности поведения. Завершается обследование опросом, который осуществляется экспериментатором по определенной схеме (уточнение деталей изображения, по которым возникли ассоциации и т. д.). Иногда дополнительно применяется процедура "определения пределов", сущность которой состоит в прямом "призыве" обследуемого к определенным реакциям-ответам.
Каждый ответ формализуется с помощью специально разработанной системы символов по следующим пяти счетным категориям:
1) локализация (выбор для ответа всего изображения или его отдельных деталей);
2) детерминанты (для формирования ответа могут быть использованы форма изображения, цвет, форма совместно с цветом и т. д.;
3) уровень формы (оценка того, насколько адекватно форма изображения отражена в ответе, при этом в качестве критерия используются интерпретации, получаемые наиболее часто);
4) содержание (ответ может касаться людей, животных, неодушевленных предметов и т. д.);
5) оригинальность-популярность (оригинальными считаются очень редкие ответы, а популярными те, которые встречаются не менее чем у 30% обследуемых).
Эти счетные категории имеют детально разработанные классификации и интерпретативные характеристики. Обычно изучаются "суммарные оценки", т.е. суммы однотипных оценок, отношения между ними. Совокупность всех полученных отношений позволяет создать единую и уникальную структуру, взаимосвязанных особенностей личности.
Основные теоретические установки Роршаха заключались в следующем.
*?Если человек оперирует всем пятном целиком, значит, он способен воспринимать основные взаимосвязи и склонен к систематизированному мышлению. Если фиксируется на мелких деталях, значит, он придирчив и мелочен, если на редких - значит, склонен к "необычайному" и способен к обостренной наблюдательности. Ответы на белый фон, по мнению Роршаха, свидетельствуют о наличии оппозиционной установки: у здоровых людей - о склонности к дискуссиям, об упрямстве и своеволии, а у психически больных - о негативизме и странностях в поведении. Во всех этих трактовках прослеживается тенденция к прямым аналогиям и мысль об однозначности способа видения и характера мышления. Видишь всякую мелочь, - значит, педант, видишь не сами пятна, как большинство людей, а прилежащий белый фон, - значит, и мыслишь нетрадиционно.
*?Способность к четкому восприятию формы пятен Роршах считал индикатором устойчивости внимания и одним из важнейших признаков интеллекта. Ответы по движению, возникающие при содействии представлений о прежде виденных или испытанных самим субъектом движениях, он рассматривал как показатель интеллекта, меру внутренней жизни (интраверсии) и эмоциональной стабильности. Большое количество цветовых ответов он расценивал как проявление эмоциональной лабильности.
*?Соотношение ответов по движению и цвету Роршах назвал "типом переживания". Преобладание ответов по движению он связал с интраверсивным типом переживания, преобладание цветовых ответов - с экстратензивным. Главное отличие интраверсии от экстратензии он усматривал в большей зависимости от внутренних переживаний, чем от внешних впечатлений.
*?Уделив особое внимание особенностям восприятия пятен, Роршах сравнительно мало останавливался на том, какие именно объекты усматривались в них. Он полагал, что содержательная сторона ответов только случайно отражает переживания испытуемых.
Несмотря на то, что и по настоящее время нет завершенной теории, связывающей особенности интерпретации стимулов с личностными характеристиками, валидность теста доказана многочисленными исследованиями. Специальными исследованиями 80-90 гг. подтверждена и высокая ретестовая надежность как отдельных групп показателей теста, так и методики в целом (Дж. Экснер, 1980, 1986 и др). Развитие теста Роршаха привело к появлению шести наиболее известных в мировой психодиагностической практике схем анализа полученных результатов, которые имеют как формальные, так и интерпретативные различия. Известны тесты "чернильных пятен", разработанные по образцу теста Роршаха, его модификации для проведения группового обследования.
Роль и значение теста Роршаха
Что же принципиально нового внес Герман Роршах? Почему его тест получил всемирное признание?
*?В отличие от всех существовавших прежде писихологических методик испытуемые в этом тесте дают свои ответы самостоятельно, а не выбирают их среди заранее подготовленных экспериментатором. В этих условиях ответы в значительно большей степени зависят от врожденных особенностей восприятия и индивидуального прошлого опыта, чем от заданных в эксперименте внешних раздражителей. Такие методики получили в дальнейшем название личностных, и тест Роршаха был первым среди них.
*?Толкование чернильных пятен изучалось и до Роршаха, но ограничивалось главным образом содержательной стороной ответов. Роршах впервые перешел от анализа содержания ответов к механизмам их возникновения. Главным он считал не то, что именно человек видит, а то, как он видит и какие особенности пятен (цвет, форму и т. д.) он при этом использует.
*?В предложенных им десяти таблицах Роршаху удалось создать такую комбинацию пятен, которая позволяет практически неисчислимым количеством способов выделять в них различные участки, опираясь при этом то на форму, то на цвет, то на оттенки пятен, то на очертания прилежащих к пятнам участков белого фона, то на сочетание всех этих способов восприятия.
*?Роршах сумел формализовать ответы на пятна, ввел количественные критерии, изучил особенности толкования пятен у 405 испытуемых, среди которых были как здоровые лица различных возрастных групп, так и больные разными психическими заболеваниями. Он заметил, что определенные категории ответов сочетаются с некоторыми личностными свойствами и что по характеру интерпретаций можно примерно оценить степень интеллекта испытуемых. Он показал, чем отличаются ответы здоровых людей от интерпретаций психически больных, и описал способы трактовки таблиц, характерные для шизофрении, врожденного и приобретенного слабоумия, эпилепсии и маниакально-депрессивного психоза.
*?Роршах не смог предложить теории, объясняющей связь особенностей восприятия пятен с теми или иными личностными характеристиками. Все его трактовки носили эмпирический характер и нередко строились по принципу аналогий и "здравого смысла". Но ему удалось создать почти универсальный тест, способный давать большое количество оригинальной и новой информации практически о любой однородной группе испытуемых. В создании этого необычайного и удивительно многостороннего аппарата исследования он сумел сделать так много, что за семь десятилетий, прошедших после его смерти, тест в своей основе не изменился, в него были внесены лишь небольшие добавления.
Распространение методики.
После смерти Германа Роршаха его тест постепенно получил широкое признание. В Швейцарии этим тестом занимались Цуллигер, Биндер, Мейли-Дворецки, во Франции - Лосли-Устери, в Дании многократно переиздавалось руководство Бома.
Наибольшее распространение эта методика получила в США, где появился ряд направлений и школ. Лидирующее положение среди американских роршахистов занял Клопфер. Он разработал подробную систему опроса и оценок ответов, ввел новые символы и термины, внес ряд интерпретационных новинок; в 1939 г. открыл институт Роршаха, где трудились психологи, психиатры и социологи. Были созданы специальные трехлетние курсы обучения тесту, где диплом выдавался только после определенной практики (не менее 25 собственных наблюдений) и экзамена. Стал выходить специальный журнал, посвященный этой методике.
Из других крупных американских роршахистов следует указать Бека, Хертц, Рапапорта, Форд. Все перечисленные исследователи подходили к тесту с психоаналитических позиций (в наименьшей степени это относится к Беку). Пиотровски, напротив, интересовался преимущественно перцептивными характеристиками ответов и допускал, что использование теста Роршаха сопоставимо с любой личностной теорией. Шехтел в своей книге привел много тонких наблюдений относительно интерпретации ряда категорий ответов. Аронов и Резников посвятили свою монографию содержательным аспектам методики. Франк в серии статей, опубликованных в 1976-1979 гг., обсуждал валидность ряда гипотез Роршаха.
В период, когда тест Роршаха переживал свой расцвет, его широко использовали в вооруженных силах США, Канады, Англии и ФРГ для выявления людей, непригодных к военной службе, и при выдвижении на руководящие должности в армии и в промышленности. В 1960 г. тест Роршаха по степени распространенности занял первое место среди всех психологических методик. Однако после появления ряда статей, критиковавших отдельные теоретические установки теста, интерес к нему постепенно стал падать. Если в 1954 г. ссылки на публикации, посвященные тесту Роршаха, составляли 36.4 % ссылок на всю психологическую литературу, то в 1968 г. число таких ссылок упало до 11.3 %.
В отечественной психологии Р. т. использовался преимущественно в клинико-психологических исследованиях личности (Л.Ф. Бурлачук, 1979; И. Г. Беспалько, 1983 и др.). За последние 20 лет появился ряд исследований о применении теста Роршаха при обследовании депрессивных больных, при МДП, опухолях мозга, эпилепсии, у детей, у сенильных больных. Вышла статистическая работа по категории локализации, ряд теоретических статей. Защищены три кандидатские диссертации по методике Роршаха, опубликованы две монографии и методические рекомендации. Методика вошла в программу факультетов психологии университетов. Проведена значительная работа по стандартизации теста (Б. И. Белый, 1982; И. Г. Беспалько, 1983).
Инструкция
Порядок проведения.
Исследование должно проводиться в спокойной и непринужденной обстановке в отсутствие посторонних. При необходимости присутствия третьего лица желательно предупредить об этом испытуемого и получить его согласие. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента, исключить телефонные звонки и другие отвлекающие моменты. Если испытуемый пользуется очками, надо заранее позаботиться, чтобы они были под рукой. Испытание лучше проводить при дневном свете. В тех случаях, когда проводится развернутое психологическое исследование, тест Роршаха рекомендуется предлагать испытуемому в первую очередь.
Экспериментатор садится за стол под прямым углом по отношению к испытуемому или рядом с ним так, чтобы видеть таблицы одновременно с испытуемым. Таблицы предварительно кладутся слева от экспериментатора вниз изображением.
Прежде чем начать опыт, надо спросить испытуемого, знаком ли он с методикой, слышал или читал о ней. Перед показом таблиц в предварительной беседе следует установить контакт с испытуемым. Чрезвычайно важно также знать о физическом (усталость, болезнь) и психическом состоянии субъекта во время показа таблиц.
Происхождения таблиц обычно не объясняют. Если испытуемый спрашивает, не является ли данный эксперимент проверкой интеллекта, следует ответить отрицательно, но можно согласиться с мнением, что испытание представляет собой проверку фантазии. От вопросов испытуемого в ходе эксперимента следует уклоняться и откладывать их разрешение "на потом".
Работа с испытуемым состоит из четырех этапов: 1) собственно выполнение, 2) опрос, 3) использование аналогий, 4) определение пределов чувствительности.
1-й этап. Таблицы дают испытуемому в руки в основном положении, в определенной последовательности - согласно номеру на обороте таблицы. Испытуемого спрашивают, что напоминают ему пятна, на что они похожи. Инструкцию можно повторять несколько раз. Если испытуемый сомневается в правильности своих ответов, то ему говорят, что ошибочных ответов не бывает, так как все люди видят на таблицах разное. Бом предлагает дополнить инструкцию следующей фразой: "Вы можете поворачивать таблицы как угодно". По мнению Клопфера и соавторов, замечания о повороте таблиц в первоначальную инструкцию включать не следует, но когда испытуемый сам начинает поворачивать таблицу, ему не мешают. Мы рекомендуем воспользоваться инструкцией Бома.
Следует избегать всякой подсказки в отношении толкований пятен. Допустимы поощрения: "Да", "Отлично", "Видите, как хорошо у Вас получается". При трудностях с ответом на первую таблицу экспериментатор ведет себя выжидательно, но если толкование так и не дается, надо переходить к следующей таблице. Если после первого ответа следует длинная пауза, спрашивают: "А что еще? Вы можете дать несколько ответов".
Время не ограничивается. Допускается прерывание работы с одной таблицей после 8-10 ответов.
Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования. Фиксируются восклицания, мимика, поведение испытуемого и все замечания экспериментатора. Положение таблицы отмечают углом, вершина которого означает верхний край таблицы, или буквами: ? - основное положение таблицы (а), > - верхний край таблицы справа (b), v - таблица перевернута (с), < - верхний край таблицы слева (d). Локализация ответов описывается словесно или отмечается на специальной дополнительной схеме, где таблицы изображены в уменьшенном виде. Если речь идет не об основном положении таблицы, то обозначения типа "снизу", "сверху", "справа" рекомендуется заключать в скобки. Временные показатели фиксируются при помощи часов с секундной стрелкой; секундомер нежелателен, так как может вызвать экзаменационный стресс.
2-й этап. Опрос, необходимый для уточнения ответов. Главная ориентация опроса заключается в словах: "где?", "как?" и "почему?" ("Покажите, где находится", "Как возникло у Вас такое впечатление?", "Почему это такой-то образ?"). При этом лучше пользоваться терминологией самого испытуемого. Если, например, дан ответ "красивая бабочка", можно спросить, что делает пятно похожим на бабочку и почему она выглядит красивой. Формулировка последующих вопросов будет зависеть от полученных ответов. Не следует наводящими вопросами внушать испытуемому такие ответы которые не отражают его личного восприятия.
Если испытуемый затрудняется в словесном обозначении локализации ему предлагают сделать копию указанной части пятна при помощи прозрачной бумаги или нарисовать увиденный образ. Для уточнения, виден ли человеческий образ в движении, экспериментатор просит испытуемого более подробно рассказать о воспринятом. Вопросы типа: "Речь идет о живом или о мертвом?" - не рекомендуются. Для выяснения, использован ли в ответе цвет, спрашивают, можно ли увидеть тот же образ на уменьшенных ахроматических диаграммах (см. таблицы локализации на рис. 2.1).
Если на этом этапе даются дополнительные ответы, они могут быть использованы для общей оценки, но при расчетах не учитываются.
3-й этап. Использование аналогий необязательно и применяется только там, где опрос не выявил, на какие особенности пятен опирался испытуемый в своих ответах. Спрашивают, можно ли тот или иной детерминант (цвет, движение, оттенки), указанный в одном ответе, применить к другим ответам. Полученные результаты относят к дополнительным оценкам.
4-й этап. Определение пределов чувствительности. Необходимость его тем меньше, чем богаче первоначальный протокол. На этом этапе определяют: 1) может ли испытуемый видеть детали и интегрировать их в целое, 2) может ли он воспринимать человеческие образы и проецировать на них движение, 3) может ли он воспринимать цвет, светотень и популярные образы.
Ответы испытуемого провоцируются все более конкретными вопросами. Если испытуемый даст только целостные ответы, говорят: "Некоторые люди могут что-нибудь увидеть в отдельных частях таблицы. Попробуйте, может быть, у Вас тоже получится". Если испытуемый затрудняется выполнить эту просьбу, указывают на обычную деталь (D) и спрашивают: "На что это похоже?". Если и это не помогает увидеть образ в детали пятна, можно сказать, что некоторые люди видят "животных" в боковых розовых областях табл. VIII и "пауков" в верхних боковых синих пятнах табл. X.
Если испытуемый не дает популярных ответов, то ему показывают несколько популярных образов и спрашивают: "Как Вы думаете, похоже это на ... ?"
Когда в протоколе отсутствуют цветовые ответы, предлагают разложить все таблицы на группы по какому-нибудь признаку. При выделении групп, например по содержанию, просят еще раз разделить таблицы по другому признаку. В третий раз можно предложить разложить таблицы на приятные и неприятные. Если в течение трех Попыток испытуемый не выделит группу цветных таблиц, делается вывод, что он не реагирует на цветовой стимул.
Содержание
Ключи
Шифровка ответов.
Большинство отечественных авторов пользовались двумя способами шифровки. Один из них - "классический Роршах" - представлен монографией Бома, другой - так называемая "американская школа", наиболее полно изложен в работах Клопфера и соавторов. Поскольку между этими двумя направлениями имеются различия, то выводы авторов, пользующихся разными обозначениями, в ряде случаев становятся трудно сопоставимыми.
За основу использованных в данной работе способов шифровки была взята система Клопфера как наиболее разработанная (большинство примеров этой главы взято из руководства Клопфера и соавторов. Указанная система дополнялась некоторыми положениями, взятыми у других авторов.
Определение ответа
Ответами считаются такие высказывания, которые сам испытуемый оценивает именно как ответ, а не как замечание или комментарий. (Здесь и далее: Э. - экспериментатор, И. - испытуемый.)
Табл. X. "Здесь чувство баланса".
Э. "Вы считаете это замечанием или ответом, как "пауки", которых Вы здесь увидели?"
И. "Это ответ... Они все в равновесии".
Оценка W mF Abs. 0.5
Замечания не оцениваются как ответ.
Табл. VII. "Эта таблица производит впечатление чего-то мехового".
Э. "Когда Вы упомянули об общем "впечатлении мехового", Вы подразумевали ответ или замечание?"
И. "Это было замечание".
Э. "Не может ли это быть куском меха?"
И. "Нет..."
Если испытуемый считает называние цвета (например, табл. IX: "Здесь красное, зеленое, желтое") ответом, оно шифруется:
W Cn (color naming) Color 0.0
Если испытуемый не считает свое высказывание ответом, оно обозначается С des (color description) и не шифруется.
Два или более ответа на одно и то же пятно шифруются отдельно, если испытуемый в последующем не отвергнет одно из них или если не скажет, что они являются разными описаниями одного и того же образа.
Табл. V. "Бабочка. Летучая мышь".
Э. "Как Вы полагаете, это бабочка или летучая мышь, или, может быть, это и то, и другое?".
И. "Это, скорее, летучая мышь".
Это один ответ.
Табл. V. "По крыльям и ногам это летучая мышь, а по усикам - насекомое".
Это два ответа.
Если испытуемый соединяет два или более ответов словом "или", все они шифруются отдельно. Если испытуемый заменяет один ответ другим и при этом использует разные детерминанты, то отвергаемый ответ учитывается только в дополнительных оценках. Если ответ дается в виде вопроса или отвергается без замены, он также оценивается как дополнительный.
Э. "Какую часть пятна Вы использовали для этого ответа?"
И. "Я имел в виду целое пятно, но теперь оно не кажется мне шкурой животного. Я не знаю, почему я так сказал".
Табл. VI. "Это, может быть, шкура животного".
Оценка (W Fc Aobj P 1.0).
Здесь скобки означают, что все элементы должны быть отнесены к дополнительным. При трудностях локализации подобные дополнительные ответы следует совсем исключать из системы оценок.
Когда испытуемый корректирует свой ответ спонтанно, это считается разработкой первоначального ответа. Такие разработки (спецификации) следует отличать от отдельных ответов. Спецификациями считаются элементы, образующие существенные части увиденного образа. Например, ноги, руки и голова, принадлежащие одному и тому же человеку, не оцениваются как отдельные ответы. Основной критерий, отличающий спецификацию от ответа, это то, что она не может быть увидена, если взята отдельно, сама по себе. "Шляпы" могут рассматриваться как спецификации "голов", хотя могут быть видны и отдельно. "Реки" и "леса" являются спецификациями "ландшафтов". Когда в верхнецентральных темных областях табл. Х усматривают "двух животных, грызущих дерево", то "дерево" должно считаться спецификацией. С другой стороны, "бабочка" или "бант", увиденные на табл. III, и "пауки" или "гусеницы" на табл. Х так часто видны отдельно, что оцениваются как самостоятельные интерпретации, даже когда они являются частью более сложного ответа.
При "плотной организации" интерпретаций отдельные части не расцениваются как самостоятельные ответы, если они не относятся к популярным образам.
Табл. I. "Три танцора. Двое мужчин в плащах и капюшонах кружатся вокруг женщины в центре с поднятыми руками. На женщине прозрачная рубашка".
Эту "плотную организацию" нельзя разбить на составные части. Оценка W M Fc H 4.5 Табл. VIII. "Многоцветный щит с животными, стоящими на задних лапах".
Здесь, несмотря на "плотную организацию", образы животных относятся к популярным ответам и поэтому оцениваются отдельно.
W Fc Ernbl 2.0 D FM (А) Р 1.5
Скобка указывает на связь между ответами.
При "свободной организации" отдельные части получают самостоятельную локализационную оценку. Если они упоминаются только при опросе, они получают дополнительную оценку.
Табл. VIII. "Это подводные создания и кораллы. Зеленое и розовое - это вода и цветы. По бокам карабкаются морские ящерицы".
W CF N 0.5 D FM A 1.5
Табл. IX. "Морская". (При опросе указываются "клешни рака" и "раковина устрицы".)
W CF N 0.5
Доп. 1 D Fc Ad 1.0
Доп. 2 D Fc' Aobj 1.0
В тех случаях, где относительно бесформенные детерминанты являются частью большего ответа, характеризующегося хорошей формой, они отдельно не шифруются.
Табл. III. "Два туземца бьют в барабан; из пепла, оставшегося после костра, вылетают тлеющие угольки".
W M CF Fc Fc' mF Н иге Р ? О 4.5
Здесь ответ "тлеющие угольки" на красные детали не возник бы, если бы не был подчинен целостной организации. Поэтому использование цвета отражено не отдельной оценкой, а дополнительной.
Каждый ответ получает пять оценок: по локализации образа, по детерминантам, т. е. тем особенностям пятна, на которые опирается субъект при даче ответа, по содержанию, по степени оригинальности ответа и по уровню формы.
Локализация ответов
Целостные ответы. Когда интерпретируется вся таблица, ответы называются целостными и обозначаются W (от англ. Whole). Среди них различают четыре группы: W, W, DW и WS.
Примером целостного ответа W для табл. I может быть как "летучая мышь", так и описанные выше "три танцора". Первый ответ является простым, второй - симультанно-комбинаторным. Оба они отражают мгновенный акт восприятия.
Сукцессивно-комбинаторный целостный ответ возникает не с первого взгляда, а постепенно. Один образ следует за другим, пока они не объединятся. Например, на табл. III: "Двое людей стоят согнувшись. Они что-то варят в котле... Красное - это отброшенные кости".
Ответ обозначается как W и в тех случаях, когда при использовании всего пятна отдельные небольшие части его игнорируются. Если одна симметричная половина рассматривается как отражение другой - это тоже целостная интерпретация. Сложнее оценить ответ в тех случаях, где он фокусируется на одной половине таблицы, а про другую говорится: "Это то же самое". Бом не считает подобные ответы целостными в отличие от Клопфера и соавторов, предлагающих оценивать их как целостные. Нам более оправданной представляется точка зрения Бома.
Там, где отчетливо воспринимается только часть пятна, но испытуемый стремится использовать все пятно (эти ответы следует отличать от конфабуляторных), применяется символ "? W", обозначающий тенденцию к целостному.
Табл. VIII. "Мыши, карабкающиеся на стену".
Э. "Где стена?"
И. "Здесь" (показывает на среднюю часть).
Э. "Что делает ее похожей на стену?"
И. "Именно то, что они карабкаются на нее".
D ? W F М А Р 1.5
Оценка W в качестве дополнительной (D ? W) дастся и в тех случаях, когда целостный ответ указывается впервые не во время собственно выполнения, а на этапе опроса, или когда испытуемый отказывается от высказанного первоначально целостного ответа.
Табл. I. "Крылья летучей мыши"
И. "Сначала я увидел только крылья, теперь я вижу, что все пятно похоже на летучую мышь".
D ? W F А Р 1.0
Усеченное W (cut-off Whole) применяется в тех случаях, когда испытуемый использует почти все пятно (по крайней мере 2/3 его) и указывает, что он опускает некоторые элементы, не соответствующие концепции образа. Часто исключаются красные детали на табл. II и III. Испытуемый должен спонтанно упомянуть о каких-нибудь пропущенных частях пятна. Если факт неиспользования некоторых частей выявляется только при опросе в ответ на вопросы типа: "Вы использовали эту часть?", то такие ответы оцениваются как обычные W.
Конфабуляторные целостные ответы DW. В этих случаях отчетливо воспринимается одна деталь, а все остальное домысливается до целого без учета конфигурации всего пятна или расположения отдельных частей относительно друг друга. Примерами могут служить "бабочка" (на табл. VI) из-за "усиков", расположенных вверху, или ответ "грудная клетка" (на табл. VIII), возникший из оценки голубых квадратов как "легких".
Ответы DW всегда имеют плохую форму. Некоторые авторы предлагают считать конфабуляторными интерпретации не только с плохой формой (DW-), но и с хорошей (DW+). Это не соответствует точке зрения Роршаха и большинства других исследователей, рассматривавших конфабуляторные ответы как важный патологический признак. Поэтому целостные образы с хорошей формой, основанные на первоначальном выделении какой-либо детали, следует оценивать не как DW+, а просто как W+.
Целостные ответы, в которых принимаются во внимание белые промежутки, например "маска" на табл. I, оцениваются как WS.
Ответы на обычные детали. Части пятна, которые хорошо заметны и чаще всего воспринимаются, называются обычными деталями. Образы, построенные на их основе, обозначаются D. Большинство D являются крупными фрагментами, но в эту категорию попадают и небольшие детали, если они имеют отчетливую форму и сразу бросаются в глаза. (Такие небольшие, но достаточно часто воспринимаемые детали американские авторы выделяют в особую разновидность обычных деталей, обозначаемую символом d). Роршах не указал частоту ответов, достаточную для выделения D. Лепфе предложил относить к ним те части пятен, на которые дается не менее 4.5 % ответов. Бек и И. Г. Беспалько использовали в своих работах 2 %-ный уровень выделения D.
Ввиду отмеченной многими исследователями зависимости восприятия таблиц Роршаха от этнического фактора Лосли-Устери рекомендовала составление локализационных карт для каждой страны отдельно. В нашей стране такая работа была проведена И. Г. Беспалько. Ниже приводится составленный им список D, а на рис. 2.1 - таблицы локализации.
Таблица I.
1. Вся средняя область ("жук", "человек").
2. Весь боковой раздел ("мифическое животное"),
3. Верхняя половина боковой области ("голова собаки"),
4. Нижняя половина боковой области без четких внешних границ; выбор этой области происходит не за счет внешних границ, а за счет текстуры ("голова плюшевого мишки", "голова филина").
5. Боковой контур нижней половины боковой области ("профиль куклы").
6. Наиболее выраженный боковой выступ ("крыло"),
7. Верхние центральные когтеобразные выступы ("рога олененка").
8. Верхняя половина центральной области ("краб").
9. Темная часть нижней половины центральной области ("бедра"),
Таблица II.
1. Вся темная область ("медведи").
2. Нижнее красное пятно ("бабочка").
3. Промежуточное белое центральное пятно ("юла"),
4. Верхние красные области.
5. Верхнецентральная коническая область ("ракета", "замок", "рыцарь"),
6. Нижний боковой выступ ("голова петуха"),
Таблица III.
1. Все темное ("два человека").
2. Верхне-боковые красные пятна ("обезьяны").
3. Центральное красное пятно ("бабочка"),
4. Нижне-боковыс продолговатые области ("рыба"; в концепции D1 - "ноги людей"),
5. Центрально-нижние темные округлые области ("головы негров").
6. Весь нижний темный центр.
7. "Голова и туловище человека" от D1 ("человек"; в с- D1 положении - "птица"),
8. Весь серый центр нижней центральной темной области D6.
9. "Голова человека" от D1.
10. Нижняя часть "туловища человека" (в b-положении - "голова мыши").
11. "Один из людей".
12. Нижние окончания D4 ("туфли на каблуках", "копыта").
Таблица IV.
1. Центральная нижняя область ("голова улитки").
2. Нижне-боковой выступ, наружная часть светло-серой области ("голова собаки", "профиль человека с чубом").
3. Вся нижне-боковая часть ("сапог").
4. Верхний продолговатый выступ ("змея", "корни").
5. Вся нижняя боковая светло-серая область, светлая часть "сапога" (в b-положении - "собака").
6. Темное в "сапоге" ("морж").
7. Небольшой выступ в верхней части пятна ("профиль клоуна" в b-положении, "голова гимнаста" в D8).
8. Весь верхний боковой выступ, включающий в себя D4, а также его темное основание и соединительную полосу от основания к D4 ("голова птицы").
9. Вся центральная темная полоса ("позвоночник"),
10. Вся верхняя половина пятна ("голова собаки").
11. Самая верхняя центральная светлая область, берущаяся или целиком ("голова человека"), или только в ее выступающей части ("цветок").
Таблица V.
1. Нижние центральные продолговатые выступы ("змеи"),
2. Боковая область, включающая около трети "крыла" и наружные боковые выступы ("окорок", "бегущее животное"),
3. Самая наружная боковая часть ("голова крокодила"),
4. Центральная верхняя область ("голова зайца"),
5. Половина всего пятна или почти вся половина ("крыло"),
6. Весь центр ("заяц"),
7. Верхние выступы ("уши зайца").
8. Самый наружный верхний боковой отросток ("нога").
9. Верхний контур крыла ("профиль") с возможным включением боковых отростков D3, образующих бороду или рога профиля.
10. Нижний контур крыла ("профиль в высокой шапке"),
Таблица VI.
1. Вся нижняя часть ("шкура"),
2. Вся верхняя часть ("птица").
3. Одна из половин нижней части ("голова с длинным носом"; в d-положении - "айсберг"),
4. Верхние выступы на D2 ("крылья птицы").
5. Самая верхняя часть пятна в виде округлого выступа с отходящими от него по бокам тонкими черточками ("усами") или без них ("голова змеи").
6. Верхняя центральная продолговатая часть, оставшаяся от двух, после исключения боковых D4 ("крыльев").
7. Нижние центральные маленькие выступы, два центральных и два слегка латеральное ("органы цветка", "рот насекомого").
8. Большой боковой выступ ("голова моржа"),
9. Вся темная центральная полоса, начиная с самого верха ("позвоночник").
Таблица VII.
1. Средняя область ("голова чудовища"),
2. Одна или обе верхние области с самыми верхними выступами ("прическами") или без них ("головы женщин"),
3. Верхняя или средняя области как целое (в d-положении - "собачка").
4. Вся нижняя область с указанием или без указания на темный центр ("бабочка"),
5. Промежуточная белая область ("голова в треугольной шляпе").
6. Темная нижняя центральная часть с расположенной ниже серой центральной областью или без нее ("человек", "разрез скважины").
7. Самый верхний выступ ("кошкин хвост").
8. Одна из симметричных половин всей нижней области D4 ("шахматный конь").
9. Маленькие светло-серые остроконечные выступы на верхней области ("сосульки").
10. Самый нижний светло-серый центр, взятый самостоятельно, т. е. вне D6 ("голова собаки").
Таблица VIII.
1. Боковые розовые области ("идущее животное").
2. Весь нижний оранжево-розовый центр ("бабочка", "цветок").
3. Верхняя серо-зеленая коническая часть ("гора") с возможным присоединением центральной темной полосы и нижележащих голубых квадратов ("ель"),
4. Светлое скелетовидное образование между голубыми квадратами с возможным включением выше- и нижележащих центральных темных полос ("позвоночник", "грудная клетка").
5. Голубые квадраты, один или оба.
6. Самые латеральные выступы на D2 ("голова собаки").
7. Самая нижняя оранжевая часть (нижняя половина D2).
8. Верхняя розовая половина D2.
9. Верхушечная часть на D3 (два остроконечных выступа на самом верху таблицы - "два человека издали", "клюв").
Таблица IX.
1. Одна из симметричных зеленых областей.
2. Одна или обе верхние оранжевые области.
3. Вся центральная светлая область с включением или без центральной полосы и двух глазоподобных пятен ("платье", "скрипка"),
4. Только боковые части нижней розовой области ("голова человека"),
5. Вся центральная линия или только ее часть, заключенная в области D3, но называемая самостоятельно ("фонтан", "трость"),
6. Вся нижняя розовая область ("облака", "запеленованный младенец"),
7. Наибольший коричневый выступ с медиальной стороны D2 ("клешни рака").
8. Вся разветвленная коричневая с медиальной стороны D2 (при ее выделении в ответ должны входить не менее двух из трех составляющих ее выступов - "рога оленя", "два человека и дерево").
9. Небольшая область в D1, частично граничащая с D2 ("голова лося").
10. Розоватая область вместе с центральной полосой (т. е. D6 и D5, взятые как целое; в с-положении - "дерево").
11. Обе зеленые половины, взятые как целое ("тазовые кости").
12. Центральная светлая округлая область (нижняя часть D3) с двумя входящими в нее пятнами, напоминающими глаза, или без них ("голов совы").
13. Оранжевая верхняя и зеленая средняя области как целое (D1 + D2).
14. Самый верхний из трех входящих в D8 выступов (в d-положении напоминает "ключ", "сапог").
Таблица X.
1. Верхние боковые синие пятна ("краб"),
2. Нижние зеленые продолговатые области без объединяющего их центр ("гусеница"),
3. Темные плотные области примерно на среднем уровне карты снаружи от розовых областей ("жук"), иногда с включением связанного с основ ной областью темного пятна в желтом соседнем пятне ("лань").
4. Нижняя центральная небольшая часть светло-зеленого цвета с включением боковых темных точек или без них ("голова кролика", "человечек").
5. Внутренние желтые области ("амеба", "сидящая собака"),
6. Одна или обе верхнецентральные темные области ("насекомые").
7. Весь темный верхний центр.
8. Большие продолговатые розовые области.
9. Синие небольшие области с внутренней стороны от розовых пятен объединяющим их маленьким синим пятном или без него ("скалолазы")
10. Нижние наружные коричневые пятна ("мохнатая собака"),
11. Маленькая, центрально расположенная рогаткообразная часть оранжевого центра ("вишни").
12. Зеленые верхние пятна ("кузнечик").
13. Вся зеленая нижняя подковообразная область, т. е. D2 + D4, взятые как целое ("лира").
14. Самый верхний темный центральный "столб" ("обрубленный ствол").
15. Желтые боковые области ("осенние листья").
16. Обе розовые части совместно с верхним темным центром с включением темного центрального столба D14 или без него.
17. Верхняя белая центральная область, ограниченная розовыми областям) с боков и синими D9 снизу с включением находящейся внутри нее D1 или без нес ("белая сова", "черепаха").
18. Вся промежуточная область между продолговатыми розовыми областями включает находящиеся в ней цветные области, образующие глаза (D5) усы (D13) и т. д. ("лицо человека", "голова козы").
Если сравнить список D-ответов у И. Г. Беспалько и у Клопфера и соавторов, то можно отметить, что в основных чертах они совпадают Из приведенных И. Г. Беспалько 108 D-отвстов 90, т. е. 83 %, указаны списке 102 D-ответов у Клопфера и соавторов. В обоих случаях совпадают самые распространенные, часто указываемые ответы, так что использовании любого из списков даст примерно одинаковое количество ответов на обычные детали. Принципиальным различием является лишь то, что ответы на белый фон (D3 на II, D5 на VII, D17 и D18 на Х таблицах) включены И. Г. Беслалько в категорию D-ответов в связи с большой частотой встречаемости, а в классификации Клопфера и соавторов они расцениваются как S-отвсты.
Иногда испытуемый может добавить к D или, наоборот, опустить небольшие участки пятен. Если такие изменения составляют несущественную часть концепции, ответы все равно оцениваются как D. Так же оценивается и сочетание нескольких обычных ответов, за исключением тех случаев, где эта комбинация носит необычный характер.
Ответы на необычные детали. Те интерпретации, которые не относятся ни к целостным, ни к обычным и не являются ответами на белое пространство, оцениваются как ответы на необычные детали Dd. Они подразделяются на несколько категорий:
а) dd - мелкие или крошечные детали, которые от остального пятна отделяются пространством, оттенками или цветом;
б) de - краевые детали, в которых используются только контуры; чаще всего это "профили" или "береговые линии";
в) di - внутренние детали, в которых используется внутренняя теневая часть пятен без указания краев;
г) dr - необычно отграниченные детали, не подпадающие ни под одну из перечисленных выше категорий; по размерам они могут быть большими, близкими к W, или, наоборот, маленькими приближающимися к dd (в отличие от dd границы их спорны). Среди них выделяют два типа: с необычными очертаниями, не отграниченными структурными качествами пятен, и с необычной комбинацией D деталей.
В руководстве Бома для обозначения всех этих категорий ответов на необычные детали используется один символ - Dd.
Ответы на белое пространство. В системе оценок Клопфера и соавторов они обозначаются символом S. Бом предлагает делить их на обычные DZw и необычные DdZw (здесь "Zw" от нем. "Zwischenfiguren", аналогично англ. "S"). Бек, много внимания уделявший частотной оценке ответов, пришел к заключению, что большие белые пятна на таблицах II, VII и Х - это истинные D. Согласно приведенному выше списку И. Г. Беспалько, к D-ответам следует отнести не только интерпретации на указанные Беком высокочастотные белые детали, но и указания на белую центральную область табл. X. В нашей работе ответы на участки белого пространства, перечисленные в списке D-ответов И. Г. Беспалько, оценивались как D, а указания на любые другие фрагменты фона - как S.
Там, где белые промежутки указываются в сочетании с основными пятнами, для оценки локализации используются два обозначения и на первое место ставится ведущее из них.
Табл. VII. "Это океан с островами на нем" (здесь "острова" - все пятно, а "океан" - белое пространство вокруг него).
S W F Geo 1.0
Табл. I. "Маска с дырами для глаз".
W S F Mask 1.5
Роршах и Бом использовали специальное обозначение для так называемых олигофренических деталей - частей фигуры человека или животного, которые даются там, где большинство здоровых испытуемых легко видят целого человека или целое животное. Например, на табл.III испытуемый указывает не на фигуру всего человека, а на его голову или ногу. Роршах вначале предполагал, что такие ответы встречаются только у олигофренов и людей с низким интеллектом, но это предположение оказалось неверным. Мы вслед за американскими авторами специального обозначения для таких деталей не использовали.
Детерминанты
К ним относятся качественные характеристики ответа по форме, кинестезии, цвету и светотени. Главным может быть только один детерминант, остальные считаются дополнительными. На первое место ставится детерминант, подчеркиваемый испытуемым в описании и разработке ответа. Детерминант, применимый только к части указываемого пятна, например, и в ответе "Медведи с красными шляпами", или обусловленный подсказкой, оценивается как дополнительный. В затруднительных случаях предпочтение отдается детерминанту, уже упомянутому, а не тому, который впервые возник во время опроса. В остальных случаях на первое место ставят кинестезию, на второе - цвет и на третье - текстуру. Поскольку форма всегда имеет место в кинестетических ответах и включается в оценки светотени и цвета, она никогда не учитывается как дополнительный детерминант.
Форменные ответы F. Оценка формы дается всем ответам, где нет другого основного детерминанта (движения, оттенков, цвета). Эта оценка применяется и в тех случаях, где форма неточная, неопределенная абстрактная.
Табл. I. "Маска" (при опросе указываются глаза, нос и скулы).
W F+ Mask 2.0
Табл. IX. "Это абстрактная вещь, баланс" (при опросе указывается, что это ответ).
W F- Abs 0.5
<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>