<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  Роршах выделял ответы с хорошей формой F+ и с плохой формой F-. Он предложил определять хорошие формы статистическим образом и относить к ним те форменные ответы, которые чаще всего даются здоровыми испытуемыми. "Все, что лучше этих форменных ответов, тоже оценивается как F+, все, что увидено менее отчетливо, обозначается как F-". Здесь слово "лучше" подразумевает хорошее соответствие между концепцией образа, которую предлагает испытуемый, и конфигурацией пятна, которое он при этом использует.
  Среди форменных ответов с плохой формой различают неточные F- и неопределенные F-.У первых при определенном утверждении отсутствует сходство с пятном (например, ответ "медведь" на пятно, которое выглядит совсем по-иному). К этой категории относится большинство анатомических ответов, например "таз" или "грудная клетка" на табл. I. Во втором случае отсутствует определенность рассуждения: "Что-то анатомическое", "Какое-то доисторическое животное". Для географических ответов типа "страна", "какой-то архипелаг", когда конкретизации нет, а какое-то подобие образу в пятне имеется, применяется оценка F±.
  Если испытуемый определяет боковые пятна на табл. VIII как "два зверя", при опросе следует уточнить: "Что это за животные?". При конкретизации ответа ставится F+, в противном случае - F-.
  Примерный список хороших и плохих ответов, предназначенный для начинающих роршахистов, имеется в монографиях Лосли-Устери и Бома.
  Ответы по движению (М). Возникают они при содействии кинестетических энграмм, т. е. представлений о прежде виденных или испытанных самим субъектом движениях. Нередко испытуемый при этом сам делает соответствующие движения руками и туловищем. Бом считает, что ответы по движению всегда сопереживаются испытуемыми и за ними всегда стоит идентификация. К кинестетическим ответам он относит не только человеческие движения, но и движения антропоморфных и антропоморфизированных животных. К антропоморфным животным относятся медведи, обезьяны, ленивцы. Но их движения шифруются как М только в том случае, если они напоминают человеческие. "Взбирающиеся на стену медведи" на табл. VIII не шифруются как М, поскольку их движения не напоминают человеческих. (Следует отметить, что американские авторы человекоподобные действия животных оценивают не как М, а как FM.) К антропоморфизированным животным относятся популярные персонажи из книг и кинофильмов (Чебурашка, Заяц и Волк из мультфильма "Ну, погоди!"), действия которых переживаются как человекоподобные.
  М-ответы не всегда отражают человека в движении. Вживание в какое-либо определенное положение тела, например в ответе "спящие женщины", также связано с кинестетическим ощущением. К М-ответам относят также указания на видимые в действии части человеческих фигур ("две руки с поднятыми указательными пальцами"). Американские авторы относят к М и описания человеческой мимики ("кто-то высунул язык", "искаженные лица"), но ряд авторов рекомендуют не шифровать подобные мимические интерпретации как кинестетические. По мнению Шахтеля, описания мимики отражают не проекцию собственных чувств, а ожидаемое субъектом отношение к нему других людей.
  В тех случаях, где движения или поза появляются при опросе в ответ на наводящие вопросы, либо приписываются человеческой фигуре, выраженной в рисунке, карикатуре или статуе, либо отмечается у крошечных человеческих существ, занимающих незначительное место в общей концепции, М дается как дополнительная оценка.
  Движения животных шифруются как FM.
  Движения неодушевленных предметов ("летающий ковер", "падающая ваза") оцениваются символом m.
  Ответы по цвету. В зависимости от сочетания с формой шифруются как FC, CF, С.
  Формоцветовые ответы FC отмечаются тогда, когда доминирует форма, а цвет является вторичным, например, "вареные раки" - на желтое пятно (табл. IX) и "кузнечик" - на зеленое верхнее пятно (табл. X). Ответ "бабочка" на центральное красное пятно (табл. III) в большинстве случае является ответом по форме F+, но "тропическая бабочка" на то же пятно шифруется как FC. Ответ "красные полярные медведи" на боковые розовые области (табл. VIII) - это ответ F+, поскольку используемый цвет не является цветом объекта в его естественном состоянии. (Американские авторы относят подобные ответы к категории "принудительный цвет" и обозначай символом F - С.)
  Ответы FC могут иметь и плохую форму. При этом испытуемый называет определенный цветной объект, форма которого не соответствует очертаниям используемого пятна.
  Если формоцветовой ответ применим только к части концепции ("цветные шляпы клоунов" на табл. II) или если окрашено все указываемое пятно, а цвет используется только для части концепции (например, "петухи" к верхне-боковые красные пятна табл. III, "так как они имеют красный гребень"), то FC засчитывается как дополнительная оценка.
  Никогда не надо считать само собой разумеющимся использование или неиспользование в ответе цвета, всегда необходим опрос, нацеленный и выявление отношения к цвету.
  Цветоформовые ответы CF определяются в первую очередь цветом, в то время как форма отступает на задний план и является неопределенной ("облака", "цветы", "скалы" и т. д.). Типичными CF-ответами являются "внутренности" или "взрыв" на табл. IX. "Льдины" и "озера" на голубые квадраты в табл. VIII.
  Табл. VIII. "Кораллы".
  W CF N 0.5
  Табл. VIII, боковая розовая область. "Клубничное мороженое".
  D CF Food 0.5
  Первичные ответы по цвету С детерминированы только цветом. Это "кровь" и "огонь" на любое красное пятно, "небо" на любое голубое "лес" на любое зеленое. Но если имеется какой-нибудь элемент формы ("пятна крови", "лес на географической карте", "краски на палитре художника"), ответ шифруется как CF.
  Американские авторы предлагают еще более жесткие критерии для этой категории ответов и обозначают символом "С" только те недифференцированные цветовые ответы, которые при предъявлении таблиц повторяйте несколько раз. Однократный ответ "кровь" они шифруют как CF. Поэтом в их протоколах символ "С" встречается редко и имеет особое патологическое значение.
  Если ответ заключается в назывании или перечислении различных цветов, он шифруется как "называние цвета" - Сn. При этом опрос должен установить, что это ответ, а не замечание.
  Табл. X. "Вот две голубые вещи, две желтые и две красные".
  Э. "Вы можете еще что-нибудь рассказать о том, что Вы видите на этой таблице?"
  И. "Нет".
  Э. "Что бы это могло быть (верхнее боковое синее пятно)?"
  И. "Это голубое".
  W Cn Color 0.0
  Называние цвета редко наблюдается у здоровых взрослых, оно чаще встречается при эпилепсии, органической или шизофренической деменции.
  Ахроматические цветовые ответы - те, где черные, белые или серые части таблиц используются в качестве цветных характеристик объекта. Они шифруются как FC', C'F и С' в зависимости от сочетания с формой.
  Табл. V. "Летучая мышь".
  Э. "Что делает ее похожей на летучую мышь?"
  И. "Она черная. Видны ребра, держащие крылья".
  W FC' A P 2.0
  Табл. VII. "Черный дым".
  W К С- Smoke 0.0
  Ответы по светотени. Толкование более темных и более светлых оттенков серых и хроматических полей у Бома и у американских авторов существенно отличается друг от друга. Мы сначала в общих чертах охарактеризуем основные принципы толкования оттеночных ответов по Бому, а затем более подробно разберем более детальные способы классификации этих ответов у американских авторов.
  Бом делит ответы с использованием оттенков на две основные группы: оттеночные ответы F(C) и ответы со светотенью Ch. Первые характеризуются тем, что испытуемые внутри выбранной области пятна выделяют каждый оттенок и рассматривают в первую очередь его границы, а во вторую - его окраску. Часто эти толкования являются перспективами, например, на табл. II: "Парковая аллея под ярким солнцем, окаймленная темными, нависающими над аллеей деревьями. Улица сужается в перспективе и вдали становится узкой дорожкой".
  При ответах второй группы отдельные оттенки не воспринимаются, а имеется общее диффузное впечатление от восприятия светлого и темного на таблице. В зависимости от сочетания с формой они шифруются как FCh ("шкура животного" на табл. IV и VI), ChF ("уголь" на табл. I, "рентгеновский снимок" на табл. IV, "штормовые облака" на табл. VII) и Ch ("дым", "пар", "грязный снег", "туман").
  Клопфер и соавторы подразделяют ответы по светотени на три основные категории: С - оттенок дает впечатление поверхности или текстуры, К - оттенок даст впечатление трехмерности или глубины, k - оттенок дает впечатление трехмерного пространства, проецирующегося на двухмерную плоскость. В зависимости от сочетания этих категорий с формой образуются разные виды оттеночных ответов.
  Оценка FC применяется там, где поверхность или текстура высоко дифференцированы, либо объект, обладающий поверхностными или текстурными качествами, имеет определенную форму. Сюда относятся ответы с называнием меха животного, шелковой или сатиновой одежды, предметов из мрамора или стали.
  Табл. VII, средняя область. "Плюшевый медведь".
  D FC (А) 1.5
  Табл. II, верхняя красная область. "Красные шерстяные носки".
  D F C Fc Obj 2.0
  Табл. VI. "Меховой коврик" (видит тонкие завитки).
  W Fc Aobj P 1.0
  Такая же оценка дается для "целлофановой прозрачности", для светового эффекта на полированной поверхности, для ответов, где тонкая дифференциация светотени используется для спецификации частей объектов, например черт лица, и где она создает малодифференцированный трехмерный эффект, подобный барельефу. Напротив, в тех случаях, где больше подчеркивается разница между поверхностями, дается оценка "FK".
  Табл. I, вся средняя область. "Танцовщица в прозрачной рубашке".
  D M Fc H 2.5
  Ответ "манекен" на то же самое пятно (испытуемый видит дерево сквозь одежду) оценивается
  D FK (H) 2.0,
  так как здесь подчеркивается дистанция между поверхностями.
  Табл. III, светлые отростки в нижней части. "Сосульки" (в опросе указывает, что сосульками их делает эффект прозрачности).
  dd Fc Icicle 1.5
  Табл. VI, верхняя центральная продолговатая часть. "Блестящий столбик кровати с вырезанным набалдашником".
  D Fc Obj 2.0
  Табл. VII, левая средняя область. "Придворный клоун. Он говорит что-то смешное и злое" (видит шапочку, открытый рот, губу, зубы).
  D Fc Нd 3.0
  Табл. VII. "Резные бюсты женщин с перьями на голове, устремленные вперед".
  W Fc ? М (Hd) 3.0
  Табл. VIII, центральное красное пятно. "Позвонок" (видит оттенки).
  D Fc At 1.0
  В тех случаях, где эффект текстуры отрицается испытуемым или ответ дается по контурам, оценка Fc не употребляется.
  Табл. VIII, боковые розовые области. "Пушные животные, карабкающиеся на что-то" ("пушные" из-за нерегулярности очертаний, в которых видит маленькие стоячие волоски меха).
  D ? W F М А Р 2.5
  Здесь используется внешняя линия, а не светотень, и текстура не подразумевается.
  Оценка cF дается в тех случаях, где поверхностный эффект сам по себе невысоко дифференцирован. Это неопределенно очерченные куски меха, скал, травы, кораллов, снега.
  Табл. VI. "Скала" (в опросе указывается, что она шероховатая и имеет цвет скалы).
  W cF C'F Rock 0.5
  Здесь эффект текстуры сочетается с объектом неопределенной формы.
  Оценка с дается в тех случаях, где испытуемый совершенно игнорирует какой-либо элемент формы, фокусирует интерес только на эффекте поверхности и повторяет такой тип ответа более, чем два раза. Примеры таких ответов: "снег", "что-то металлическое". Эта редкая разновидность оттеночных ответов встречается только при тяжелой патологии.
  Оценка FK применяется, когда светотень способствует эффекту глубины. Для этого необходимо не менее трех прилежащих полей, оттеночная разница которых используется для образования концепции. К таким ответам относятся кусты и деревья, отраженные в воде, виды местности, увиденные горизонтально или с самолета, и все ответы, где один объект находится перед другим и подчеркивается дистанция между ними.
  Табл. II, верхняя красная область. "Винтовая лестница" (указывает на оттенки).
  D FK Arch 1.5
  Оценка KF используется там, где определенная форма включена в концепцию диффузии.
  Табл. VII. "Облака".
  W KF Clouds 0.5
  Табл. VII. "Дым спиралями".
  W KF mF Smoke 0.5
  Если облака определяются только по неясным очертаниям, а оттенки не используются, оценка KF не применяется.
  Оценка К относится к ответам света и темноты, заполняющих пространство (например, "северное сияние" на табл. VI), или к диффузии без формы. Критерий диффузии: ее можно проткнуть ножом, не разделяя на части. Это совершенно не дифференцированные "мгла", "туман", "дым" и "облака".
  Оценка Fk используется главным образом для указания на топографические карты и рентгеновские снимки, когда они относятся к определенному объекту (стране определенной географической формы, рентгеновскому снимку грудной клетки с ребрами). Если указанная часть карты не относится к определенной стране, а на рентгеновском снимке не различаются определенные анатомические образования, то такие ответы шифруются как RF. И, наконец, если ответ "рентгеновский снимок" совсем не подразумевает формы и дается не менее чем на три таблицы, то такой ответ обозначается как k.
  Содержание ответов
  Содержание ответов обозначается следующими символами:
  Н - человеческие фигуры, целые или почти целые,
  (Н) - человеческие фигуры, лишенные реальности, т. е. представленные как рисунки,
  карикатуры, скульптуры, или как мифологические существа (чудовища,
  ведьмы),
  (Hd) - части человеческих фигур,
  А - фигура животного, целая или почти целая,
  (А) - мифологическое животное, чудовище, карикатура, рисунок животного,
  Ad - части животного, обычно голова или лапы,
  At - внутренние органы человека (сердце, печень и т. д.),
  Sex - ссылки на половые органы или на сексуальную деятельность или указания на таз
  или нижнюю часть тела,
  Obj - предметы, сделанные людьми,
  Aobj - предметы, созданные из животного материала (шкура, мех),
  Aat - внутренние органы животных,
  Food - пища, например мясо, мороженое, яйца (фрукты и овощи относятся к
  растениям),
  N - пейзажи, вид с воздуха, заход солнца,
  Geo - карты, острова, заливы, реки,
  Pl - растения всех видов, включая цветы, деревья, плоды, овощи и части растений, .
  Arch - архитектурные сооружения: дома, мосты, церкви и т. д.,
  Art - детский рисунок, акварель, где нарисованное не имеет специфического
  содержания; рисунок пейзажа будет N и т. д.,
  Abs - абстрактные концепции: "власть", "сила", "любовь" и др.,
  Вl - кровь,
  Ti - огонь,
  Cl - облака.
  Более редкие виды содержания обозначаются целыми словами: Smoke, Mask, Emblem и т.д.
 
 
 
  Оригинальность ответов
  По частоте ответов отмечаются только две крайности: наиболее распространенные, или популярные, и наиболее редкие - оригинальные ответы. Под популярными ответами Р Роршах подразумевал толкования, которые даются каждым третьим испытуемым. Большинство авторов относят к популярным ответы каждого шестого испытуемого.
  Популярность ответов в значительной степени определяется этнографическими факторами, поэтому перечни Р у различных авторов несколько отличаются друг от друга. Ниже мы приводим список ответов, полученный И. Г. Беспалько на выборке из 204 взрослых с указанием процента называющих их испытуемых. Минимальная частотная граница Р равна у него 16 %, т. е. 1/6 от числа испытуемых.
  Таблица Р-ответы %
  I 1. Летучая мышь (все пятно) 38.2
  2. Бабочка (все пятно) 25.5
  3. Жук (вся центральная область) 22.5
  II 4. Любое четвероногое в обычном или боковом положении 31.5 III 5. Два человека (вся темная область в обычном положении). Один из 66.7 "людей" - тоже Р
  6. Бабочка или галстук-бабочка (центральная красная область) 46.1
  7. Человек или человекоподобное существо с поднятыми руками (на всю 20.6 темную область в перевернутом положении)
  8. Передняя часть насекомого, мухи, жука (на всю темную область 20.6 перевернутом положении)
  IV 9. Меховая шкура или меховой ковер (все пятно) 21.6
  V 10. Летучая мышь (все пятно) 60.8
  11. Бабочка (все пятно) 48.5
  VI 12. Шкура, меховая одежда, меховой ковер (все пятно или без верхнего D) 40.2
  VII 13. Головы или лица женщин (обе или одна верхняя область, называемая 33.3
  самостоятельно или входящая в более обширные локализации)
  14. Голова животного в обычном положении таблицы (на среднюю область) 24.5
  VIII 15. Любой вид млекопитающего (боковые розовые области) 82.4 Х 16. Любое многоногое животное: паук, осьминог, жук (верхние боковые синие пятна) 60.8
  17. Голова зайца (нижняя центральная область светло-зеленого цвета) 16.2
  18. Морской конек в перевернутом положении (центральные зеленые продолговатые области) 30.0
  19. Жуки, насекомые (два симметричных центральных темных пятна в верхней центральной области, взятые с объединяющей их стволовоподобной областью или без нее) 17.2
  20. Жук, краб, клещ (боковая темная область на среднем уровне таблицы) 27.5
  Оригинальные ответы встречаются приблизительно один раз на 100 ответов у здоровых людей. В зависимости от четкости восприятия оригинальные ответы подразделяются на Orig+ и Orig-. Различают оригинально разработанные ответы и оригинальные ответы, обусловленные особенностями восприятия. Последние отражают отклонения от обычных способов восприятия: нередко при этом отмечается смешение фигуры и фона.
  Оценка уровня формы
  Очевидно, что простое разделение ответов на популярные и оригинальные, а также на ответы с хорошей и плохой формой лишь весьма приближенно позволяет оценивать качество ответов. Ясно, что комбинаторные ответы на пятна, включающие в себя как перцепцию отдельных деталей, так и объединение их в единую концепцию, являются ответами более высокого качества, чем простые по структуре популярные ответы, где все пятно или его участок рассматриваются как некое недифференцированное единство. Но как оценить степень четкости восприятия и отразить уровень его дифференциации и сложности? Предлагалось много способов решения этой проблемы.
  Бек описал понятие организационной активности (Z), т. е. способности воспринимать все пятно как целое, либо видеть в связи друг с другом прилежащие, либо отделенные друг от друга детали, либо включать в ответ белые промежутки между пятнами. Перечисленные признаки организационной активности по-разному проявляются на разных таблицах: например, на одни таблицы легко дать целостный ответ, но трудно сопоставить друг с другом отдельные детали, на другие, напротив, целостные ответы даются редко, а отдельные детали связываются друг с другом без особого труда. Бек предложил условную шкалу баллов за любое проявление подобной активности на каждой из таблиц. Его система представляет известный интерес, но проблемы оценки качества ответов она не решила.
  Рапапорт и соавторы разделили целостные ответы на комбинаторные (W+), банальные (Wo), неопределенные (Wv) и нечеткие (W-).
  Фридман предложил оценивать уровень формы в зависимости от зрелости зрительной перцепции, основные признаки которой - четкость, дифференцированность и хорошая организация - были сформулированы Мейли-Дворецки. Так, целостные ответы с хорошей формой он разделил на три категории. К самым лучшим ответам (W++) он отнес те перцепции, в которых единое поле на таблицах I, IV, V, VI, IX сначала разделялось на составные части, а затем логически комбинировалось в единый, четко увиденный ответ. Примеры таких ответов: табл. I - "трое танцующих", табл. V - "осел с грузом на спине".
  В ответах типа W+ два или более дискретных поля, разделенных белым пространством на таблицах II, III, VII, VIII, X, интегрированы в единый четко увиденный ответ. Например, табл. III - "два человека наклонились и что-то собирают".
  Ответы типа Wm (средние) даются на единые поля, т. е. на таблиц I, IV, V, VI, IX, но не включают в себя анализ с последующим синтезом. Например, табл. I - "бабочка", табл. IV - "шкура животного".
  Наиболее удачной следует признать оценку уровня формы, предложенную Клопфером и соавторами, которые сумели включить в нее три разных компонента: 1) четкость ответов, 2) их разработку (спецификацию) и 3) организацию.
  По первому компоненту все ответы делятся на четкие, неопределенные и нечеткие, соответствующие понятиям F+, F± и F- в классической трактовке. Четкие ответы - это такие, где концепция с определенной формой применяется к пятну, очертания которого соответствуют указанной форме (например, "ведьма" на оранжевое D табл. IX соответствует очертаниям головы, тела и конической шляпы). В неопределенных ответах сама концепция относится к предметам, настолько различным по форме ("цветок", "облако", "остров"), что почти любое пятно или его часть могут соответствовать им. Нечеткие ответы - это те, в которых концепция определенной формы относится к части пятна непохожей конфигурации, либо неопределенная концепция относится к пятну, обладающему особо специфичной формой. Например, ответ "облака при заходе солнца" на боковые розовые области табл. VIII следует отнести к нечетким, поскольку здесь концепция неопределенной формы ("облако") применима к пятну, отчетливо напоминающему животное.
  Четкость сравнения может быть улучшена или ухудшена в зависимости от разработки, или спецификации, предлагаемой испытуемым. Конструктивные разработки свидетельствуют о высокодифференцированной перцепции. В них концепции более тщательно сравниваются с очертаниями пятна (указываются, например, части тела животных и детали одежды у людей) либо используются детерминанты (цвет, оттенки, движение), сочетающиеся с хорошей формой (FC, FC', FK).
  Иррелевантные разработки не улучшают и не ухудшают четкости соответствия концепции пятну. Например, табл. IX, оранжевое пятно: "Ведьма. Вот ее шляпа. У этой шляпы остроконечная верхушка и поля". Здесь "шляпа" - конструктивная разработка, а "верхушка" и "поля" - иррелевантные, так как относятся к концепции шляпы; табл. III: "Два человека, кланяющиеся друг другу. Вот их ноги и склоненные спины". Здесь поза уже указана тем, что люди "кланяются", остальное ничего не добавляет к ответу. Указания на цвет у объектов, не обязательно имеющих такой цвет ("зеленая куртка", "красная бабочка"), и разработки, носящие чисто вербальный характер, не улучшающие соответствия концепции пятну, также относятся к иррелевантным. Наконец, бывают разработки, которые ослабляют или разрушают уровень формы. Например, на табл. V ребенок 5 лет отвечает:
  "Летучая мышь", но видит ноги не только снизу, но и по бокам.
  Любая процедура, используемая испытуемым для объединения различных частей пятна в более широкую осмысленную концепцию, признается за увеличение уровня формы. Взаимодействие образов может проявиться в движении, позиции или символике.
  Форма оценивается по шкале, идущей от -2.0 через 0.0 до +5.0. Оценка проводится в два этапа: 1) установление основной оценки и 2) добавление 0.5 очка за каждую конструктивную разработку или за успешную организацию и вычитание 0.5 очка за каждую разработку, которая ухудшает соответствие концепции пятну.
  Основная оценка 1.0 дается за концепцию, которая выполняет минимум требований для "отчетливого" ответа. Имеется три вида таких ответов.
  А. Популярные ответы.
  Б. Ответы популярного уровня, часто даваемые на совершенно очевидные части пятна и требующие примерно того же уровня организационных способностей, что и сами популярные ответы:
  "Руки" на верхние когтеподобные выступы (табл. I),
  "Бабочка" на нижнее красное пятно (табл. II),
  "Краб" на нижний темный центр (табл. III),
  "Легкие" на центральное красное пятно (табл. III),
  "Сапоги" на нижнебоковые части (табл. IV),
  "Голова животного" на центральную нижнюю область (табл. IV),
  "Женская нога" на самый наружный верхний боковой отросток (табл. V),
  "Бабочка" на всю верхнюю часть (табл. VI),
  "Голова животного" на одну из симметричных зеленых областей (табл. IX).
  В. Концепции, которые требуют мало воображения или организационной способности, независимо от частоты, с которой они встречаются. Эти концепции включают неопределенные формы. Например, "бабочка" - на любое поле с центральным узким маленьким "телом" и симметричными "крыльями" по бокам, "дерево" - на любое пятно с узким "стволом" и более широкой частью вверху, "паук" или "краб" - на любое круглое пятно с отростками, "рыба" - на любое узкое продолговатое пятно.
  Основная оценка 1.5 дается за концепции, превышающие минимум требований для четкости, т. е. подразумевающие отчетливую форму. Оценка 1.5 обычно включает четыре или более существенные характеристики формы, в то время как оценка 1.0 - только три, а иногда и две. Например, человеческий профиль заключает в себе как минимум нос, рот, подбородок и лоб, включенные в одно очертание. В оценке учитывается не только сложность формы, но и пропорции. Человеческая фигура включает в себя длинное, относительно узкое тело, круглую, меньшей величины голову, ноги и, возможно, руки. Специфическая фигура животного "шотландский терьер" представляет собой более отчетливую форму, чем просто "собака".
  Основная оценка 0.0 дается неопределенным по форме ответам. Это довольно редкие ответы С, Сп, с, С', К, k и т. д.
  Основная оценка 0.5 дается неопределенным ответам, где форма не отрицается полностью. Это ответы F±, CF, C'F, cF, KF, RF. Примеры: "лист", "остров", "рисунок", "печень", "легкие".
  Основная оценка -0.5 дается тогда, когда определенному по структуре полю приписывается неопределенная концепция, например, центральное красное пятно на табл. III оценивается как "кровь" или "огонь".
  Основная оценка -1.0 дается за ответ, где испытуемый делает некоторые усилия сопоставить концепцию с формой пятна, но не выполняет минимум требований для этого. Обычно такая оценка ставится при конфабуляторных комбинациях.
  Основная оценка -1.5 дается конфабуляторным ответам, оцениваемым как DW.
  Основная оценка -2.0 дается ответам, в которых концепция не совпадает с пятном и не делается никаких усилий к сопоставлению. Многие из этих ответов являются персеверациями, форма которых не соответствует очертаниям пятна и которым испытуемый не дает никакого объяснения.
  Каждая конструктивная спецификация и каждая конструктивная организация добавляют 0.5 к основной оценке. Обычно такие добавления делаются к оценкам 1.0 или 1.5, реже - к оценкам 0.0 или 0.5. Верхняя граница оценки 5.0, дальнейшие спецификации дополнительных очков не получают. При этом спецификация: а) должна высказываться в ответе или в опросе спонтанно, а не возникать в ответ на наводящие вопросы; б) должна превышать существенные формальные элементы концепции (например, ответ "летучая мышь" включает в себя крылья, тело и ноги, спецификациями здесь будут расчленение крыльев и подчеркивание темного цвета); в) должна быть независимой ("глаза" и "брови" являются одной спецификацией, а не двумя). За организацию дается только одна надбавка за один ответ.
  Например, табл. II: "Две собачки на задних лапах, которые касаются друг друга носами". Основная оценка 1.0 (популярный ответ) + 0.5 за позу на задних лапах + 0.5 за "носы" + 0.5 за организацию (видит собак в связи друг с другом) = 2.5; табл. II, промежуточное белое центральное пятно и серый участок над ним: "Большой толстый белый кролик, а вот его уши". Основная оценка 1.5 + 0.5 за "белый" + 0.5 за "толстый" ("уши" уже входят в концепцию кролика) = 2.5.
  Каждая ослабляющая спецификация, включая спутанный организационный элемент, снижает основную оценку на 0.5 при условии, что основная оценка 1.0 или 1.5. Например, когда животным на табл. VIII приписывается "чужой" цвет, это снижает оценку на 0.5 очка. От основных минусовых оценок дальнейшего вычитания не производится. Нередко ослабляющие спецификации смешиваются с конструктивными, и оценка остается на прежнем уровне.
  Клопфер и соавторы полагают, что даже один ответ с оценкой уровня формы 4.0 указывает на очень высокие интеллектуальные способности, с оценкой 3.0 - на высокие, с оценкой 2.0 - на средние или несколько выше средних.
  Для общей оценки способностей испытуемого используется еще средняя взвешенная оценка уровня формы. При этом все оценки, равные 2.5 или выше, умножаются на два; к ним приплюсовываются все оценки ниже 2.5 и полученная сумма делится на общее количество ответов. В записях, где нет больших вариаций в четкости форм, средний взвешенный уровень формы от 1.0 до 1.4 представляет средний интеллект, от 1.5 до 1.9 - интеллект выше среднего, а оценка выше 2.0 говорит об очень высоком интеллекте. При большом разбросе оценок определение интеллектуального уровня становится более трудным.
  Расчеты
  Подсчитывается общее количество ответов R, в среднем оно равно 15-30. Отдельно подсчитывается количество ответов на последние три таблицы. Пишут, например, "R = 34 (VIII-Х = 12)". В норме сумма ответов на последние три таблицы составляет 40 % всего количества ответов.
  Определяется среднее время реакции (Т1), т. е. время от показа таблицы до первого ответа, и среднее время ответа (Тг), которое вычисляется из отношения длительности эксперимента к общему количеству ответов. Иногда эти показатели вычисляют отдельно для черных и цветных таблиц. Среднее время реакции колеблется от 10 с до 1 мин, среднее время ответа -около 30 с.
  Отдельно подсчитывается количество целостных интерпретаций, ответов на обычные, мелкие и необычные детали, количество форменных, кинестетических и цветовых ответов.
  W = 9(7+) (2DW, 2WS),
  D = 12 (IDS),
  dd = 2.
  dr = 1,
  M = 5(1-),
  F = 12 (F+ = 8, F± = 2, F- = 2),
  FC = 4, CF = 2, С = 1.
  Содержание учитывается в стандартном порядке: Н, Hd, A, Ad, At, Sex, PI, N, Obj, Asch, и т. д. Первые четыре категории учитываются всегда, даже если число ответов на них равно 0.
  Учитывается соотношение Н : Hd и А: Ad; в норме оно равно 2 : 1.
  Американские авторы определяют соотношение W : M, в норме также равно 2:1. Отдельно подсчитывается число оригинальных и популярных ответов.
  После этого ряд показателей вычисляется в процентах. F+% - процент ответов с четкой формой - это процентное отношение четко увиденных форменных ответов к общему количеству ответов формы. Учитываются только форменные ответы; интерпретации по движению, цвету и светотени при этом в расчет не принимаются. Неопределенные ответы F± засчитываются как 1/2 ответа. Например, F = 40, из них F+ = 28, F- = 8 и F± = 4.
 
  А% (процент ответов по животным) - процентное отношение суммы целых образов и частей животных (А + Ad) к общему числу ответов (R).
  Р% (процент популярных ответов) - процентное отношение популярных ответов к общему числу ответов.
  Orig% (процент оригинальных ответов) - процентное отношение оригинальных ответов к общему количеству ответов.
  Последовательность, или сукцессия, - это порядок, в котором выступают при толковании таблиц различные способы восприятия. Если испытуемый на каждой таблице даст сначала целостный ответ, а затем переходит к деталям, никогда не называя мелкую деталь перед крупной, то такая последовательность обозначается как строгая. Такие случаи крайне редки. Если ответы на все таблицы начинаются с W и имеются одна-две нерегулярности, тогда последовательность называется упорядоченной. Если W более одного раза следует за D-ответами, последовательность нужно рассматривать как свободную. Если нерегулярность так велика, что вообще нельзя усмотреть никакого порядка, то это бессвязная, или неупорядоченная, последовательность. Наконец, если испытуемый большинство таблиц начинает с Dd или Do, а затем переходит к D- и W-ответам, то такая последовательность называется обратной.
  Тип восприятия - это соотношение способов восприятия в одном определенном протоколе. Роршах принимал за норму следующее соотношение:
  8W, 23D, 2Dd и 1S на 34 ответа. Этот тип он назвал W-D. В зависимости от преобладания того или иного способа восприятия подчеркивается одна из букв. Например:
  10W, 18D, 1Dd = W-D,
  6W, 25D, 5Dd = W-D-Dd,
  2W, 18D, 12Dd, 4S = D-Dd-S.
  Американские авторы оценивают это преобладание не приблизительно, как описано выше, а исходя из процентного отношения к общему числу ответов:
  W
  <10 % ((W))
  10-20 % (W) 20-30 % W
  30 ?45 % W
  45-60 % W
  >60 % W
 
  D
  30 % ((D))
  30-45 % (D)
  40-55 % D
  55?65 % D
  65-80 % D
  >80 % D
 
  d
  <5 % (d)
  5-15 % d
  15?25 % d
  25-35 % d
  35-45 % d
 
  Dd и S
  <10 % DdS
  10-15 % DdS 15-20 % DdS 20-25 % DdS
  (напоминаем, что "d" - это обычные ответы небольшой величины, которые мы рекомендуем включать в категорию D-ответов).
  Чистые D- и Dd-типы встречаются исключительно редко, в то время как чистые W-типы не редкость. Различают W+ -тип, где большинство ответов имеют хорошую форму, и W- -тип. Последний является признаком грубой патологии. При оценке типа восприятия важно учитывать общее количество ответов. Низкий D% редко встречается в длинном протоколе, а высокий Dd% имеет особенное диагностическое значение в короткой записи.
  Важнейшим из всего расчета является тип переживания: соотношение ответов по движению и цвету. Каждое М считается за 1, FC за 0.5, CF за 1, С за 1.5 очка. При 3М, 3FC, 2CF, 2С формула типа переживания будет 3 : 6.5. Различают пять типов переживания:
  1) коартированный (узкий, сжатый), когда цифры с обеих сторон равны 0 или 1,
  2) коартативный (суженный) - при оценках до 3 с каждой стороны,
  3) амбиэквальный - при высоких и примерно равных оценках с обеих сторон (М : С = 5 : 6 или 9 : 11),
  4) интроверсивный - при преобладании М, например, 5 : 2,
  5) экстратензивный - при преобладании С, например, 3:8.
  Цветовой тип - это распределение показателей цвета. При "левом" типе преобладают FC, при "среднем" - CF и при "правом" - С. Приводим примеры Бома:
  левый тип
  12 FC 0 CF 0 C
  10 FC 1 CF 0 C
  8 FC 2 CF 0 C
  средний тип
  5 FC 2 CF 1 C
  4 FC 4 CF 0 C
  3 FC 3 CF 1 C
  правый тип
  2 FC 2 CF 2 C
  1 FC 1 CF 3 C
  0 FC 4 C 4 C
  Во всех приведенных примерах "сумма цвета" равна шести. Индекс реалистичности (RI) вычисляется по частоте встречаемости четырех ответов: 1) ответа по движению на табл. III в обычном положении, 2) "летучей мыши" на табл. V в любом положении, 3) любой фигуры животного на боковые розовые области табл. VIII, 4) любой фигуры животного на табл. X. Если один из этих ответов дается первым, он оценивается в два очка, если указывается позднее - в одно очко. Максимально возможная величина индекса реалистичности равна восьми, в норме она колеблется от пяти до семи.
  Особые феномены
  Поскольку по множественности аспектов методика Роршаха превосходит любой другой тест, кроме чисто формальных данных, при использовании его таблиц следует принимать во внимание еще множество факторов, не поддающихся формальной количественной оценке. В протоколе они обычно перечисляются после расчетов под названием особых феноменов. Ниже мы остановимся на важнейших из них.
  Отказы. При затруднениях дать ответ на какую-нибудь таблицу стараются преодолеть эту задержку течения мыслей. Подбадривающе говорят: "Вы попробуйте, не торопитесь, тут всегда можно что-нибудь найти". Отказы чаще возникают на таблицы II, IV, VI, IX. Они могут встречаться при депрессиях, ступоре, эпилептическом абсансе, при неврозах и психопатиях, но нередко бывают и у здоровых людей. У больных шизофренией бывают отказы на "легкие таблицы" (1, III, V, VIII), в то время как остальные не вызывают у них затруднений.
  Осознание толкования. Здоровые испытуемые обычно ощущают расхождение между воспринимаемым пятном и энграммой, хранящейся в их памяти. Психастеники и педанты нередко подчеркивают, что тот или иной участок пятна только напоминает названный ими образ. При слабоумии такое осознание толкования может полностью отсутствовать. Больные твердо убеждены, что пятно имеет определенное значение и пытаются угадать его. Чаще встречается сниженное осознание толкования, что проявляется вопросами: "Это верно?", "Что это в действительности означает?" Такая неуверенность при толковании таблиц отмечается при ряде психических заболеваний, но может встречаться и у здоровых людей с отдельными невротическими чертами.
  Субъективная и объективная критика. Первая выражается фразами: "У меня недостаточно развита фантазия", "Следовало бы изучить анатомию". Такие замечания являются признаками внутренней неуверенности и встречаются у психастеников, при неврозах, фобиях, шизофрении и органическом поражении мозга.
  Объективная критика чаще проявляется в виде критики формы: "Уши сюда не подходят", "Это следовало бы удалить". Она указывает на осторожность и боязливость, а также на бедность фантазии у педантов и психастеников. По мнению Рапапорта и соавторов, выраженная критичность по отношению к пятнам ("Это мне не нравится", "Глупая картина", "А что Вы сами думаете об этом?") выражает сильное агрессивное напряжение и недоброжелательность к экспериментатору, которые испытуемый не может выразить прямо.
  Цветовой шок. Под этим феноменом Бом понимает любое отчетливое нарушение ровного течения ассоциаций при предъявлении цветовых таблиц. Он может проявиться в отказе, замедлении времени реакции, жестах, мимике, негативных или позитивных восклицаниях, внезапном ухудшении четкости форм, снижении продуктивности, даче сексуального толкования в качестве первого ответа и других признаках. Цветовой шок считается самым общим симптомом невроза. Ввиду того, что этот феномен весьма распространен и нередко встречается у здоровых людей, он не имеет патогномонического значения.
  Описаны и другие виды шоков: на красное, на темное, на голубое, на белое, "кинестетический" шок, но симптоматическое значение, которое им приписывают, либо неясно, либо вызывает большие сомнения.
  Клопфер и соавторы понятия цветового шока не используют. Мы в данной работе это понятие также не применяли.
  Указание на симметрию. Характерный для психастеников признак внутренней неуверенности. Стереотипное повторение замечаний о симметрии на большинство или на все таблицы свойственно эпилептоидам.
  Педантизм формулировок. Многословное, обстоятельное проговаривание с тщательным описанием деталей считается характерным для больных эпилепсией или эпилептоидной психопатией.
  Персеверации. Отражения инертности представлений. Бом выделяет среди них 5 видов:
  а) повторение одного и того же содержания при двух или более следующих один за другим ответах; это самая грубая, органическая форма персеверации;
  б) прилипание к теме, например, перечисления: "голова лошади", "голова крокодила", "голова змеи" и т. д., таких тем может бить несколько;
  в) персеверации по типу "пережевывания": повторяются одни и те же ответы, но между ними имеется много других истолкований;
  г) персеверации восприятия, при которых испытуемый выделяет одинаковые по очертаниям части и дает на них разные ответы;
  д) персеверации отдельно выхваченной части, когда испытуемый использует одну и ту же часть пятна и дает на нее несколько истолкований, будучи не в состоянии оторваться от выбранной детали. Эта самая слабая разновидность персевераций встречается у здоровых людей с эпилептоидными чертами характера.
  Стереотипия. Предпочтение одной определенной категории содержания. Анатомическую стереотипию находят у соматических больных, при ипохондрических расстройствах у больных с неврозами и органическим поражением мозга. Роршах описал ее при "комплексе интеллигентности", т.е. при стремлении испытуемого показать свою образованность и начитанность. Стереотипия на лица встречается при фобиях. Стереотипия других частей тела (рук, пальцев, ног) отмечается при низком интеллекте, олигофрении и психическом инфантилизме.
  Перевернутые ответы (например, табл. VI: "дерево вершиной вниз"; часто встречается у детей). У взрослых они могут быть проявлениями инфантилизма. В патологии встречаются при сенильной деменции, у травматиков и у больных эпилепсией.
  Сексуальные ответы. Таблицы Роршаха содержат целый ряд деталей, напоминающих мужские и женские гениталии. Чаще всего сексуальные ответы даются на следующие детали: табл. I, центральная верхушечная часть ("грудь", "vagina"); табл. II, нижнее красное пятно ("vagina"), верхнецентральная коническая область ("penis"); табл. Ill ("penis" и "грудь" у человеческих фигур); табл. IV, самая верхняя центральная область ("vagina"); табл. VI, верхняя центральная продолговатая часть ("penis");
  табл. VII, темная нижняя центральная часть ("vagina"); табл. VIII, более светлые центральные части основания ("vagina"); табл. X, самый верхний темный центральный "столб" ("penis"), Перечисленные ответы вошли в список десяти "популярных сексуальных ответов" Show.Согласно наблюдениям Рапапорта и соавторов, психически здоровые люди нередко дают сексуальные ответы и формулируют последние "технически правильно". Больным с шизофреническими расстройствами мышления более свойственны неопределенная вербализация ("основные части женщины", "ее личные части"), неправильная терминология, фабулизированные разработки и ссылки на сексуальные акты.
  Застревание на сексуальных деталях или ассоциативный ступор при их рассмотрении ("Я не знаю, что это", "Здесь я не могу разобраться", "Что бы это могло быть") Бом считает проявлением "сексуального страха" при неврозах.
  Указания на деструкцию (например, "летучая мышь с оторванным крылом", череп в пустыне"), агрессию (интерпретации с выражением прямой враждебности, борьбы, конфликта, указания на огнестрельное или холодное оружие, взрывы, извержения вулканов и пр.) и тревогу (страшные сцены с угрозами, опасные для человека животные и представители нечистой силы, указания на темноту и мрак) считаются выражением враждебности и тревожности испытуемых.
  Ссылки на себя. Субъективное чувство, что таблицы или опрос имеют специальное отношение к испытуемому. Бом определяет этот феномен как проецирование собственной личности на толкование. Например: "Это я сам", или на просьбу показать нос у "собаки" - "Вы подразумеваете, что я чересчур носатая". Этот феномен встречается у больных шизофренией и эпилепсией, а также при органическом слабоумии. Более легкие формы встречаются при неврозах и психопатиях как проявление эгоцентризма. Данный феномен следует отличать от реминисценций, которые можно наблюдать у психически здоровых испытуемых: "В детстве у меня была кукла, которая выглядела точно так же".
  Ссылки на предыдущую таблицу или на предшествующий ответ. Патологический феномен, обычно сочетающийся с другими расстройствами мышления (примеры см. в главе, посвященной шизофрении).
  Смешение фигуры и фона. Этот феномен следует отличать от тех интерпретаций, где белое пространство воспринимается как дыры или провалы, как цвет или как независимый контур. Ответы со смешением фигуры и фона разделяются на две категории. В первом случае фигура и фон находятся на разных уровнях и потому отделимы друг от друга, например, белое пятно видится как озеро, а черное - как окружающие его горы. Во втором случае темное и белое находятся на одном уровне и неотделимы друг от друга. Например, верхний боковой отросток на табл. IV рассматривается как "голова чайки", а белая часть его оценивается как белое пятно на голове птицы. Такие ответы часто являются оригинальными по восприятию и при хорошей форме встречаются у художественно одаренных лиц, свидетельствуя о большой лабильности восприятия. В патологических случаях смешение фигуры и фона описано при органическом поражении мозга и шизофрении.
  Конфабуляторные ответы. Так называются интерпретации с плохой формой, в которых содержание, основанное на восприятии небольшой части пятна, неадекватно приписывается большему полю. Такие ответы могут шифроваться терминами DW-, когда первоначально воспринимается обычная деталь, DdW-, когда предложенная концепция относится не ко всему пятну, а к обычной детали. Чем меньше первоначально выделенное поле и чем менее значимо первоначальное содержание для формирования конфабуляторного ответа, тем больше степень патологии. Если в основе конфабуляторного ответа лежит более одной четко воспринятой детали, такой ответ считается конфабуляторной комбинацией.
  Некоторые авторы предлагают считать конфабуляторными интерпретации не только с плохой формой (DW-), но и с хорошей (DW+). Это не соответствует точке зрения Роршаха и большинства других исследователей. Как указывают Клопфер и соавторы и Вайнер, конфабуляторные ответы всегда подразумевают концепцию с определенной формой и всегда являются ответами с плохой формой. Указания на предметы неопределенной формы не относятся к конфабуляторным. Например, ответ "краб" на табл. I, опирающийся на увиденные вверху "клешни", не считается конфабуляторным, так как форма всего пятна может быть сравнена с очертаниями краба. Ответ "облако" на любое пятно также не относится к конфабуляторным из-за неопределенности концепции.
  По мнению Бома, многие оригинальные ответы с плохой формой, которые ничем не мотивированы и "взяты с потолка", можно рассматривать как конфабуляторные, хотя они шифруются как обычные W-.
  Конфабуляторные ответы типичны для больных с органическим поражением мозга, шизофрении и для здоровых детей в возрасте 4-6 лет. Рапапорт и соавторы отметили, что конфабуляторные ответы у больных шизофренией очень своеобразны и, отличаются патологической потерей дистанции с пятном.
  Фабулизация. Большая аффективная разработка или большая специфичность ответов, чем это оправдано актуальными стимулами.
  Например, табл. II, белое центральное пятно и прилежащие темные области:
  озеро... опасные скалы". Здесь фабулизированный элемент в слове "опасные", которое никак не определяется первоначальной перцепцией. Или нижнее красное пятно табл. II определяется как "ад". Здесь происходит чрезмерно аффективная разработка ответа. К фабулизациям относятся ответы типа "ужасный человек", "угрожающая поза", "вопящий", "сверкающий" и т.д. Такие ответы могут встречаться у сензитивных личностей, которым приносит удовольствие яркость собственных ответов. У здоровых испытуемых они нередко встречаются при описании мимики.
  По мнению Рапапорта и соавторов, наличие даже нескольких фабулизаций в одном протоколе не является патологией, но обилие их указывает на аутистичность мышления. В отличие от больных шизофренией здоровые люди способны дать отчет об эксцентричности своих ассоциаций, когда их об этом спрашивают.
  Более патологическим вариантом данного феномена является расширенная (extended) фабулизация, представленная не отдельными словами, а целыми фразами. Например, ответ на табл. V: "два человека лежат на спине. Это мужчина и женщина, они только что были близки и теперь спят".
  (Рапапорт и соавторы относили подобные высказывания к конфабуляциям).
  Диссоциация симметрии. Приписывание разного значения одинаковым симметричным пятнам. Этот феномен близок к фабулизациям. Например, табл. VII: "это феи, добрая и злая. Добрая - курносая, а у злой - нос с горбинкой".
  Абсурдные ответы. Придание отдельным пятнам специфических и разработанных значений, крайне далеких от реальных стимулов. Например, ответ на две точки: "один ребенок плачет, а другой смотрит на него";
  табл. III: "человеческое колено"; табл. VII: "шнурки от ботинок". Во всех этих ответах форма пятна грубо игнорируется.
  Описываемый феномен близок к фабулизациям, но является более грубой патологией. Даже однократное появление таких ответов указывает на грубое расстройство мышления; они характерны для больных шизофренией.
  Фабулизированные комбинации. Ответы с нереалистической взаимосвязью между двумя или более перцепциями только на основе их пространственной смежности. Чаще всего они выражаются в комбинации различных частей живых существ в единое химерическое создание. Например, табл. IV: "шкура зверя в сапогах"; табл. V: "кролик с крыльями летучей мыши" или "люди с птичьими головами". Такие комбинации могут выражаться неологизмами: "бабочка-карта", "лошадь-экипаж". Мнение Бома об отнесении подобных ответов к контаминациям представляется нам спорным.
  Фабулизированные комбинации могут выражаться в виде ответов с неадекватной активностью либо в виде маловероятных или невозможных комбинаций: "две курицы, катящие мячи", "два слона, стоящие на двух других монах", "собаки, взбирающиеся на бабочку", "кролик с червями, вылезающими из глаз" (табл. X, нижние зеленые продолговатые области с объединяющей их центральной частью).
  Как отмечают Рапапорт и соавторы, фабулизированные комбинации встречаются в протоколах и здоровых людей, но последние, как правило, сопровождают такие ответы улыбкой или соответствующими объяснениями, удивляясь, что подобная мысль пришла им в голову. Больные шизофренией высказывают фабулизированные комбинации без всякой критики. В тех случаях, когда отношение испытуемых к подобным ответам не вполне ясно, необходимо спросить у них: "А такое бывает?".
  Клопфер и соавторы крайне низко оценивают уровень формы фабулизированных комбинаций, приписывая им самую низкую оценку: -2.0. Такая точка зрения представляется нам неправильной, поскольку каждая составляющая такой комбинации имеет, как правило, хорошую форму. В этих случаях мы предлагаем оценивать форму каждой из составляющих, суммировать их и из полученной цифры вычесть 0.5 очка за неадекватную комбинацию концепций.
  Феномен "прозрачности". Близок к фабулизированным комбинациям, когда испытуемый называет объекты, которые нельзя увидеть одновременно, так как один из них заслоняет другой. В таких ответах тело видится сквозь одежду, а внутренние органы - сквозь внешние ткани, например, "это человек, а эта часть - его сердце". Если подобные ответы не оправдываются рентгеновскими снимками или анатомическими рисунками, они свидетельствуют о нарушениях мышления.
  Контаминации. Полное слияние двух дискретных образов в единый ответ. Например, табл. III, верхнебоковое красное пятно: "кровавый остров"; табл. IV: "печень респектабельного служащего" (пример Роршаха). Иногда этот феномен проявляется в неологизмах, например, "кошко-птица" ("catbird"). Контаминации встречаются исключительно редко и всегда свидетельствуют о грубых расстройствах мышления. По мнению Рапапорта и соавторов, контаминации отражают текучесть перцептуальных границ у больных шизофренией и их неспособность удерживать возникающие образы отдельно друг от друга.
  Аутистическая логика. Примеры подобных ответов: "маленький лев; он маленький, так как занимает только часть пятна"; "два человека над спиртовкой, они греют руки, значит, это спиртовка". В эту категорию интерпретаций входят ответы по числу и положению: "ангелы, потому что они над землей", "Северный полюс, потому что он на верхушке".
  Странные вербализации. Близкие к аутистической логике ответы: "прекрасная собака, самая благородная из собак", "одна из подвздошных костей... левая", "первая таблица напоминает мне anus, и это заставляет меня полагать, что все остальное будет то же самое".
  Символические ответы ("добро и зло", "жизнь борется со смертью"). Здоровые испытуемые могут использовать символику как заключение или добавление к уже разработанному ответу. При этом они тяготеют к общепризнанной цветовой символике: голубое - холодность, красное - гнев, черное - зло и т. д. В тех случаях, когда символический ответ крайне индивидуален, является единственным ответом на пятно или доминантным и произносится с уверенностью в его реальности, можно считать его проявлением расстройства мышления.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу