<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 1. Сущность второй промышленной революции и ее этапы.
 2. Социально-экономические и политические последствия второй промышленной революции.
 3. Основные тенденции мирового развития в ХХ веке.
 Обязательная литература:
 1. Островский А.В. История цивилизаций. - СПб., 2000. - С.241-246.
 2. Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М.: ВЛАДОС, 1997. - С.193-205.
 
 Рефераты.
 1. Индустриализация и изменение роли науки в обществе конца ХIX - середины ХХ века.
 2. Индустриализация и демографические изменения в ХХ веке.
 3. Промышленная революция и медицина.
 4. Мировые войны как проявление цивилизационного кризиса.
 5. Феминизм - истоки, история, результаты.
 6. Индустриализация и концепция "общества всеобщего благоденствия".
 7. Франклин Рузвельт: человек и политик.
 8. Альберт Эйнштейн. Идеи о Вселенной и мире.
 9. У. Черчиль и Советский Союз.
 10. Cоциал-демократия: эволюция идей.
 Дополнительная литература:
 1. Бергер П. Капиталистическая революция. 50 тезисов о процветании, равенстве и свободе. - М.: Прогресс-Универс, 1994. - 320 с.
 2. Виргинский В.С. Очерки развития науки и техники. 1870-1917 гг. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1988. - 302 с.
 3. История и культурология. Учебное пособие. Под ред. Н.В. Шишова. - М.: Логос, 2000. - С. 347-354.
 4. Лернер Макс. Развитие цивилизации в Америке. Т.I, гл. IV. - М.: Радуга, 1992. - С. 255-322.
 5. Паркер Б. Мечта Эйнштейна: В поисках единой теории строения Вселенной. - СПб.: Амфора, 2001. - 333 с.
 6. Роман В. Промышленная революция и развитие общества. - М.: Политиздат, 1969. - 229 с.
 7. Современная социал-демократия. Словарь-справочник. - М.: Политиздат, 1993. - 380с.
 8. Трухановский В.Г. Уинстон Черчилль. Политическая биография. - М.: Мысль, 1977. - 400 с. (Или любое другое издание).
 9. Фишер В. Европа: экономика, общество и государство. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 368 с.
 10. Форд Генри. Моя жизнь. Мои достижения. - М.: Финансы и статистика. 1989. - С. 12-24, 189-193.
 11. Яковлев Н.Н. Франклин Рузвельт: человек и политик. Новое прочтение. - М.: Междунар. отношения, 1981. - 416 с.
 
  Вводные замечания: Промышленная революция последней четверти XIX века втянула в свою орбиту, в отличие от революции второй половины XVIII века не только все европейские, но и многие страны Америки, открыла путь к модернизации в Азии (в первую очередь, Японии). Расцвет промышленной цивилизации приходится именно на этот период (конец XIX - 60-е годы ХХ века).
  Об этом свидетельствует, прежде всего, динамика численности промышленного пролетариата. В российской историографии, однако, не существует единой концепции даже в понимании таких терминов, как промышленная революция, научно-техническая революция и др. Таким образом, на основе лекции и рекомендуемой литературы Вам предстоит выработать самостоятельную позицию по целому ряду проблем. В десятилетие демократических реформ наблюдаются удивительные вещи в социальных науках.
  В стране, где еще не давно все были марксистами, любой термин, когда - либо употребляемый марксистами представляется реакционным, в отличие от Запада, где интенсивно развивается как раз социал-демократическое, основывающееся на марксизме, направление в гуманитарных науках. Относительно нашей темы это касается, в первую очередь, термина империализм. Но, убирая данное понятие, мы лишаем себя возможностей адекватно разобраться в антимонопольной политике правительств таких стран как США, Германия, Швеция и др.; понять и объяснить роль транснациональных корпораций в современном мире.
 Методические рекомендации.
  Подготовку к семинару рекомендуется начать с повторения материала 9-10 тем. После этого можно приступить к ознакомлению с материалами лекции по первому вопросу. Рекомендуется сравнить концепцию лекционного материала с концепциями Островского и Яковца. Как называют эти авторы технологические изменения 70-80-х годов XIX века? Подчеркните основные различия в анализе данных событий. Выделите коренные отличия первой промышленной революции (промышленного переворота) и второй. Какие изменения в аграрном секторе связаны с второй промышленной революцией? Какие изменения в развитии технологий авторы называют научно-технической революцией? Каковы ее хронологические рамки? Какая из предложенных концепций вам представляется наиболее убедительной? Обоснуйте свою точку зрения.
  Центральным вопросом данного семинара является второй вопрос. Вспомните этапы развития капитализма. Покажите, как изменился капитализм на рубеже XIX - XX веков. Отражает ли "теория империализма" объективную картину развития мировых процессов или является ошибочной? Прочитайте в учебнике Островского главу 12 "Эпоха колониальной экспансии" (с.251-260). Выделите изменения в эксплуатации колоний. На Ваш взгляд, имел ли колониализм положительные черты? Как связан колониализм с мировыми экономическими кризисами, с причинами мировых войн? Определите сущность мировых экономических кризисов и их социальные последствия. Какие мировые кризисы перепроизводства были наиболее разрушительными в ХХ веке? Причинами каких войн они стали?
  Одним из важнейших факторов, определивших политические последствия промышленной революции конца XIX века, стало изменение движущих сил и характера буржуазных революций. В чем оно заключалось? Какое название в лекции было дано буржуазным революциям второй и третий волн? Назовите важнейшие из этих революций. Какой новый тип революций появился во второй половине XIX века? С политической активностью какого класса они связаны? Какие новые политические партии появляются во второй половине XIX века? Что Вы знаете о марксизме и развитии социал-демократического движения? Каковы новые тенденции в буржуазной политической мысли этого времени? Что означает термин "либерализм"? В какой стране мира он был наиболее развит в середине XIX века, а в 30-е годы ХХ века?
  Следующий раздел второго вопроса позволяет нам проследить основные социальные изменения в конце XIX - первой половине ХХ века. Выделим из них важнейшие. Во-первых, - демографические: как и почему изменилась средняя продолжительность жизни; как изменилась численность населения отдельных стран и мира в целом. Во вторых, вспомните (по лекции) как зародилось феминистическое движение, основные направления его развития, как изменилось социальное положение женщин и детей. Можете ли Вы проследить изменения характера семьи на протяжении конца XIX -начала ХХ веков. Какой характер приобрела культурная революция периода индустриализации? Чем она отличалась от культурной революции середины XIX века. Как менялся в ходе промышленных революций характер труда и структуры рабочего класса. Назовите важнейшие изменения в области социальной политики буржуазных государств. Как менялась политика государств в области экономики и трудовых отношений? Изменились ли формы государственного устройства? Составьте краткий план, раскрывающий эти положения. Заполните соответствующие графы таблицы "Основные этапы в развитии человеческого общества".
  Третий вопрос посвящен анализу конкретных исторических событий ХХ века и изменений в политике ведущих стран. Для этого необходимо вспомнить основные события мировой истории ХХ века. Какое место в ней занимают войны? Какое влияние на мировую политику оказали две мировые войны? Связаны ли войны с экономическими проблемами? Какими? Как образование и развитие мировой системы социализма сказалось на международных отношениях? Как менялись принципы международных отношений? Какие международные организации 20-30-х годов ХХ столетия Вы знаете? Каковы были цели их создания? Существуют ли они в современном мире? Назовите примеры консервативной и либеральной политики в ХХ веке. Чем отличаются политические принципы социал-демократии от буржуазного либерализма? Под воздействием каких объективных процессов меняется внутренняя и внешняя политика государств? Подумайте, какое политическое направление Вам представляется наиболее перспективным в современном мире?
  Попробуйте найти хотя бы одну сферу человеческой жизни, которая не изменялась бы в ходе технологических революций. Попробуйте связать знания, полученные по отечественной истории и истории медицины. Вспомните наиболее яркие и значимые достижения мировой медицины на рубеже XIX-ХХ веков.
 
 Тема 17. Россия в начале XX века.
  Первая русская революция и формирование трех политических лагерей.
 
  На рубеже ХIХ и ХХ вв. мир вступил в новую эпоху. Обострились противоречия между великими державами, между колониями и метрополиями, внутри государств развитых и колониально зависимых.
  В России этого времени противоречиво совмещались основные особенности развития стран как Запада, так и Востока. Прежде всего, это выражалось в неодинаковости развития капитализма по районам и отраслям, в сохранении значительных остатков докапиталистических укладов, прямых пережитков феодализма.
  Серьезным тормозом развития являлось самодержавие, действовавшее не столько в интересах российской буржуазии, сколько в интересах помещиков, военщины и бюрократии.
  Вот почему на первый план в России выдвинулись задачи буржуазно-демократической революции, которые оставались в силе и после поражения революции 1905 - 1907 годов.
 
  План.
 1. Основные этапы развития России в начале XX века.
 2. Правительственный лагерь и модернизация страны. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.
 3. Первая русская революция 1905-1907гг. Формирование трех политических лагерей и создание партий.
 Источники:
 1. Из Манифеста 17 октября 1905 г. /Россия в мировой цивилизации: Хрестоматия. - С.120.
 2. Программа монархистов - конституционалистов. Там же. - С.121-122.
 3. Из программы конституционно-демократической партии. Там же. - С.123-126.
 4. Программа партии социалистов-революционеров. Там же. - С. 126-134.
 5. Программа РСДРП. Там же. - С.135-141
 6. "Союз русского народа" (1906 г.). Хрестоматия по истории России ХIХ - начала ХХ столетий. Учебное пособие. /И.А.Небыков, Г.Б.Щеглова, И.А. Петрова, Ю.Е. Скворцов, Г.П. Кибасова. - В-д.: РПК "Политехник" ВолГТУ, 2000. - С.91-93.
 Обязательная литература:
 1. Века А.В. История России. - Мн: Харвест, М.: АСТ, 2003. - С. 651-692.
 2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций /под ред. Радугина А.А. Учебное пособие. - М.: Центр, 1998. - С. 187-206.
 3. История России: Учебник для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов. Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - М.: Высшая школа, 2001. - С. 244-278.
 4. Наше Отечество: Опыт политической истории. Ч.I. / Кулешов С.В., Волобуев О.В. - М.: ТЕРРА, 1991. - С. 201-204, 260-286, 298-328.
 5. Орлов А.С., Гергиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. - М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. - С. 284-309.
 Рефераты.
 1. Царствование императора Николая II. На пути к личной и национальной трагедии.
 2. Кризис власти в России в начале ХХ века.
 3. Место России в мире накануне I мировой войны.
 4. Особенности российского империализма.
 5. Зарождение и развитие социал-демократии в России.
 6. Милюков П.Н.: человек, ученый и политик.
 7. Террор в истории России: истоки, практика, результаты.
 Дополнительная литература:
 1. Анфимов А.М. Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. //Отечественная история. - 1994. - №3 - С. 58-76.
 2. Искандеров А.А. Российская монархия, реформы и революция //Вопросы истории. - 1993, №3, с. 87-110.
 3. Кирьянов В.И. Численность состава крайних правых партий в России (1905-1917). Тенденции и причины изменений //Отечественная история. - 1999. - №5 - С. 29-42.
 4. Петрова И.А., Кибасова Г.П., Небыков И.А. Становление Царицына в начале XX века - как экономического центра юга России. //Материалы областной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения академика П.К. Анохина. Т.I. - Волгоград, 1998. - С. 27-28.
 5. Ананьич Б.В., Ганелин Р.Ш. Николай II // Вопросы истории. -
 1993. - № 2. - С. 58-57.
 
 Методические рекомендации.
  Начало XX века занимает особое, ключевое место в мировой истории и в истории России особенно. Это время богато важнейшими событиями и отмечено глубинными сдвигами в истории страны, многоцветьем политической палитры общественных взглядов и движений, искавших ответ на извечные российские вопросы: "Что делать?" и "Кто виноват?" Без глубинного осмысления этого периода трудно вообще понять выбор дальнейшего пути дальнейшего развития России в XX веке. Подготовку по первому вопросу плана семинарских занятий следует начать с определения понятия "мировой экономический кризис" и выявления хронологических рамок кризиса начала XX века, его сущности и влияния на ход мирового развития и России в частности. Далее необходимо определиться в вопросе о русско-японской войне, выявив ее причины, цели и влияние на внутриполитическую жизнь России. Важнейший момент подготовки - общая характеристика первой русской революции: ее периодизация, историческая закономерность и место в истории российского общества начала XX века.
  Следующий аспект подготовки - особая полоса развития России, отличающаяся от пореформенной эпохи и от революционной поры 1905-1907 гг., характеризующаяся существованием третьеиюньской политической системы. Необходимо выявить особенности этого периода, общие тенденции социально-экономического и политического развития страны и роль П.А. Столыпина. В завершении подготовки по первому вопросу необходимо определиться в вопросе о I мировой войне: ее объективная закономерность, хронология, место в истории XX века и, особенно, в жизни России;
  Подготовку второго пункта плана семинарского занятия необходимо начать с анализа мирового экономического кризиса и его влияния на социально-экономические процессы в России;
 * развития российского капитализма "вширь";
 * качественных изменений в системе капиталистического хозяйствования, которые знаменовали переход к монополистическому капитализму, а также особенностей монополизации российской промышленности;
 * особенностей развития аграрного капитализма в российской деревне;
  На основании результатов анализа следует обосновать вывод об объективной необходимости экономической модернизации страны. В связи с данным выводом далее следует рассмотреть экономическую политику самодержавного государства в рассматриваемый период, ответив на ряд вопросов:
 * в чем заключалась особая роль российского государства в экономической жизни страны?
 * что собой представляла попытка форсирования индустриализации "сверху" под руководством С.Ю. Витте; ее положительные и отрицательные последствия?
 * Сущность аграрной реформы П.А.Столыпина как коренного поворота в аграрной политике самодержавия (цели, содержание и итоги реформы).
 * Наконец, сравнив показатели социально-экономического развития России с уровнем развития европейских стран в начале XX века, ответьте на следующие вопросы:
 * Была ли в России осуществлена последовательная и полная экономическая модернизация в начале ХХ века?
 * Какое место в мире занимала Россия по уровню экономического развития к началу I мировой войны?
  Подготовку по третьему вопросу темы следует начать с анализа изменений, которые происходили в социально-классовой структуре российского общества и положения основных социальных групп российского общества в условиях капиталистической эволюции:
 * Как изменялось положение дворянства?
 * Тенденции развития крестьянства в пореформенную эпоху.
 * Формирование буржуазии и рабочего класса и отличия процессов их формирования от европейских стран.
  Итогом анализа должно стать обоснование вывода о глубоком расколе российского общества и наличии двух типов обостряющихся социальных противоречий, требовавших своего скорейшего разрешения.
  В связи с этим следует найти ответы на следующие вопросы:
 * Каковы были главные причины обострения социальных противоречий?
 * Решение, каких социально-политических задач могло бы обеспечить стабильность российского общества?
 * Была ли готова самодержавная власть их решить?
 * Какое влияние на развитие ситуации в стране оказала русско-японская война?
  Ответы на поставленные вопросы дают возможность разобраться в проблемах, связанных с изучением истории первой русской революции:
 * причины революции;
 * движущие силы революции;
 * характер революции и ее особенности.
  Далее необходимо проанализировать ход революции: ее хронологические рамки, основные этапы и наиболее значимые события. Особое внимание следует обратить на образование Советов, царский Манифест 17 октября 1905 года и создание Государственной Думы.
  Рассматривая вопрос о Манифесте 17 октября, необходимо разобраться с причинами его появления и целями, которые преследовало самодержавие этим шагом. Далее, на основе анализа текста манифеста необходимо уяснить следующие моменты: что было обещано народу и в каком направлении становилось возможным дальнейшее развитие политического строя России.
  При рассмотрении вопроса о Государственной Думе следует уяснить ее характер и значение в политической системе страны и, в частности, какое влияние оказал созыв Думы на процесс формирования политических партий? Рассмотрение вопроса о Советах предполагает поиск ответов на вопросы
 * По чьей инициативе возникли Советы?
 * Какое значение в русской истории сыграло появление в ходе первой революции Советов. Чем Советы отличались от Думы?
  Подготовку по третьему вопросу темы следует продолжить с целью поиска ответов на вопросы:
 * Чем было обусловлено формирование трех политических лагерей в российском обществе?
 * Какие социальные силы, и с какими целями входили в каждый из них?
  Используя материалы программ политических партий, содержащихся в хрестоматии, необходимо определиться в вопросе о сущности политических партий России, выражавших интересы трех лагерей:
 * партии монархистов-конституционалистов, "Союза русского народа" - массовой опоры правительственного лагеря;
 * кадетской партии и Союза 17 октября - крупнейших партий либерально-буржуазного лагеря;
 * социал-демократической рабочей партии и партии социалистов-революционеров (эсеров) как ведущих представителей революционно-демократического лагеря.
  С этой целью необходимо составить таблицу, в которой применительно к каждой партии необходимо отметить:
 * цели партии;
 * каким виделось каждой партии будущее государственное устройство России;
 * предполагаемые пути решения аграрного вопроса;
 * пути и средства достижения поставленных целей и задач.
  Посредством сравнения полученных данных следует также выявить сходство и различия между партиями внутри каждого лагеря.
  В ходе дальнейшей работы необходимо рассмотреть позиции, занимаемые партиями в годы революции 1905-1907г.г., и определить, насколько им удалось реализовать свои программы.
  Наконец, необходимо рассмотреть итоги развития России в начале ХХ века и найти ответ на вопрос:
 * Удалось ли в России последовательно и до конца осуществить модернизацию всех сторон жизни российского общества в соответствии с объективными требованиями ХХ века?
  В соответствии с полученным ответом, в заключение подготовки, необходимо выявить перспективы дальнейшего развития России в начале века.
 
  Тема 18. Россия в условиях первой мировой войны и назревания общенационального кризиса.
  Первая мировая война явилась порождением противоречий между странами Тройственного союза и Антанты. Основную роль в этом сыграл англо-германский экономический, военно-морской и колониальный антагонизм. Не менее острыми были франко-германские территориальные споры. Россия же стремилась сохранить свои позиции на Балканах, захватить проливы и Константинополь.
  Россия не была готова к войне: военная реформа не была закончена, инфрастуктура не отвечала требованиям времени, не хватало современного вооружения, устарели военные доктрины, в правящем классе были сильны прогерманские настроения.
  Несмотря на некоторые успехи в 1914 - 1916 гг., русская армия была в начале 1917 года полностью деморализована. Это дало возможность большевикам, заключив Брестский мирный договор с Германией, выйти из войны. И хотя бывшие союзники России одержали верх в войне, Россия не принимала участия в подписании Версальского мирного договора.
  Первая мировая война не только породила колоссальный революционный всплеск, но и породила новые противоречия, приведшие в будущем ко второй мировой войне.
 План.
 1. Первая мировая война: причины и характер. Россия в войне.
 2. Назревание общенационального кризиса и политическая борьба в стране в годы войны.
 3. Расстановка политических сил накануне краха самодержавия.
 Источники:
 1. Из доклада министра иностранных дел С.Д. Сазонова Николаю II / Хрестоматия по Истории СССР 1861-1917гг. Под ред. В.Г. Тюкавкина.- М.: Просвещение, 1990. - С.409-411.
 2. Ленин В.И. Война и российская социал-демократия. / Хрестоматия по истории КПСС: Пособие для вузов. (Сост.: В.К. Горев и др.) Т.I. 1883-1924гг. - М.: Политиздат, 1989. - С. 214-219.
 Обязательная литература:
 1. Века А.В. История России. - Мн: Харвест. М.: АСТ, 2003. - С. 693-702.
 2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций под ред. Радугина А.А. Учебное пособие. - М.: Центр, 1998. - С. 207-223.
 3. Наше Отечество: Опыт политической истории. Ч. I. / Кулешов С.В., Волобуев О.В. - М.: ТЕРРА, 1991.- С.249- 259, 293-297, 336-339.
 Рефераты.
 1. Отечественная историография I мировой войны.
 2. Первая мировая война: пролог XX века.
 3. Россия и окончание мировой войны.
 4. Оппозиционные движения в России в годы I мировой войны.
 5. Революционные партии России в условиях мировой войны.
 
 Дополнительная литература:
 1. 1.Базанов С., Рудая Е. Россия и окончание I мировой войны //Отечественная история. - 1999. - №4. - С. 28-48.
 2. История политических партий России: Учеб. для студентов / Н.Г. Думова, Н.Д. Ерофеев, С.В. Тютюкин. Под ред. А.И. Зевелева. - М.: Высшая школа, 1994.- 447 с.
 3. Политические партии России в контексте ее истории: учебное пособие. Коллектив авторов. Рук. авт. коллект. Смагина С.М. - Р-н-Д: Феликс, 1998. - 512 с.
 4. Уткин А.И. Первая мировая война. - М.: Алгоритм, 2001. - С. 63-90, 311-376.
 Методические рекомендации.
  Противоречия между империалистическими державами в начале XX века сделали неизбежным крупное военное столкновение между двумя группами государств. Им стала первая мировая война 1914-1918 гг.
  События войны резко обострили общие противоречия капиталистического мира. Война легла тяжелым бременем на плечи трудящихся и стала испытанием для правящих кругов и правительств.
  Война до крайности обострила все социально-экономические и политические противоречия российского общества. Она сорвала последние покровы с царской монархии, обнажила всю ее гнилость и ускорила созревание революционного кризиса в стране. Россия неудержимо шла к своей второй революции.
  Подготовку к семинару по первому вопросу следует начать с уяснения общей характеристики первой мировой войны как важнейшего события мировой истории:
 * хронологические рамки войны;
 * ее мировой характер, место в мировой истории.
  Далее следует разобраться в проблеме причин войны. С этой целью необходимо найти ответы на вопросы:
 * Была ли война случайным и стихийным явлением или была выражением глубинных объективных закономерностей развития мировой цивилизации в начале ХХ века?
 * Каковы конкретные экономические и политические истоки первой мировой войны?
 * Затем необходимо выявить участников войны и состав противоборствующих сторон.
  Следующим моментом подготовки по первому вопросу является анализ целей основных участников войны. Ответ на вопрос: "Были ли принципиальные отличия в целях основных участников войны?" позволит определить характер I мировой войны. Далее необходимо рассмотреть вопрос об отношении к войне международного рабочего движения и определить основные точки зрения, которые проявились в нем по этому вопросу. Следует также выяснить, в чем выразился крах II Интернационала в условиях войны, и какова сущность нового движения в международной социал-демократии, лидером которого стал В.И. Ленин.
  Подготовку по второму пункту плана семинарского занятия следует начать с выявления целей правительственного лагеря России в войне и соотнести их с коренными интересами большинства населения страны.
  Необходимо обратить внимание на позиции основных политических сил России по отношению к войне и царскому режиму: представителей консервативного лагеря, либерально-буржуазного направления и демократического лагеря.
  Особое внимание необходимо обратить на понимание позиции большевиков, выраженной в лозунге "Превратить войну империалистическую в войну гражданскую", используя статью В.И. Ленина "Война и российская социал-демократия".
  Наконец, следует найти ответ на вопрос: Насколько позиции политических сил страны соответствовали настроению народных масс в начальный период войны?
  Продолжая работу над вторым вопросом необходимо проследить развитие социально-политической ситуации в России в годы войны. С этой целью во взаимосвязи с ходом войны следует проанализировать:
 * ухудшение положения народных масс и изменения их отношения к войне и власти;
 * нарастание противоречий между царско-монархическим и либерально-буржуазным лагерями;
 * усиление позиций и влияния революционно-демократических сил.
  При подготовке по третьему вопросу темы следует найти ответы на вопросы:
 * В чем проявилась дезорганизация правительственной власти к началу 1917г.?
 * Какие силы взяли верх в правительственном лагере?
 * Какова была позиция Николая II в условиях крайнего обострения кризиса в стране?
 * Как изменилась позиция либеральной оппозиции к концу 1916г.?
 * Какие цели преследовали либералы, вставшие на путь организации военного переворота?
 * Какой характер стала приобретать борьба рабочего класса в начале 1917г.?
 * О чем свидетельствовал стихийный солдатский протест против ужасов войны?
 * Какая ситуация сложилась в российской деревне к началу 1917г.?
  В итоге станет возможным обоснование вывода о том, что в начале 1917г. Россию охватил общенациональный кризис.
 
 Тема 19-20. Великая Российская революция: 1917- 1920 г.
  Начало первой мировой войны на время сняло остроту социальных противоречий в российском обществе. Однако уже в 1915 г. наметился экономический кризис с ростом инфляции, нехваткой промышленных и продовольственных товаров, появлением очередей за хлебом. Усталость населения способствовала нарастанию забастовок, крестьянских волнений, усилению национальных движений.
  Политическая нестабильность проявилась в активизации как радикальной, так и либеральной оппозиции, усугубляясь министерской чехардой. К 1917 году все российское общество осознавало неспособность царского правительства преодолеть кризис.
  Победа Февральской революции не предотвратила дальнейшего кризисного развития страны. К прежним социально-политическим проблемам добавились новые: вопросы о будущей власти, о государственном устройстве и путях выхода из кризиса.
  В условиях двоевластия, когда Временное правительство вынуждено было согласовывать свои действия с Петроградским Советом, пользовавшимся поддержкой широких масс, решить накопившиеся проблемы было невозможно.
  На втором этапе (июль - 25 октября 1917 г.) установилось единовластие Временного правительства, которому не хватало ни понимания глубины кризиса, ни политической воли для его преодоления.
  25 октября в результате вооруженного восстания в Петрограде Временное правительство было низложено, и власть перешла к большевистскому правительству. В целом по стране переход власти к большевикам длился до марта 1918 г. и происходил как мирным, так и вооруженным путем. В целом относительно легкая победа большевиков была обусловлена политической слабостью российской буржуазии.
  Реализация концепции диктатуры пролетариата потребовала от большевиков кардинальных реформ: слома старой государственной машины и создание новой, проведения национализации и организации управления производством, проведения новой аграрной политики.
  Естественное сопротивление социальных классов и слоев, чьи интересы были затронуты, безжалостно подавлялось. Тем более что социальная база "белого движения" постоянно сужалась, по мере того, как крестьянам становилось понятно, что единственная политическая сила, способная наделить их землей - большевики. Последние же вынуждены были реагировать изменением своей политики, на массовое недовольство (переход от "военного коммунизма" к НЭПу).
  Окончание гражданской войны, проведение новой экономической политики позволили в короткие сроки значительно улучшить (по сравнению с военными годами) материальное положение населения, укрепить позиции правящей коммунистической партии.
  Укрепление легитимности политического режима внутри страны способствовало и ликвидации внешнеполитической изоляции страны, усилению международных позиций нового государства - СССР.
  План.
 1. Буржуазно-демократический этап революции (Февральская революция, двоевластие и кризисы Временного правительства).
 2. Победа октябрьского вооруженного восстания (2-й этап ВРР).
 3. II съезд Советов, первые декреты Советской власти (3-й этап ВРР).
 4. Гражданская война. 4-й этап ВРР. Значение Великой Российской революции.
  Источники:
 1. Речь П.Н. Милюкова на заседании 4-й Государственной думы 1 ноября 1916 г. / Клокова Г.В.,Розенталь И.С. Россия. 1917 год: Пакет-комплект документальных материалов по истории. - М.: АО "Бюро Денди", 1993. - 141 с.
 2. Манифест об отречении Николая II. /Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия, 2003. - С.142.
 3. Декларация Временного правительства о его составе и задачах. /Там же. -С.143-144.
 4. Приказ №1 Петроградского Совета. /Там же. - С.144-145.
 5. Ленин В.И. О задачах пролетариата в данной революции. /Ленин В.И. Полн. собр. Соч., 5-е изд. Т. 31. - С. 113-118.
 6. Декрет о мире / Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия, 2003. - С. 146-149.
 7. Клокова Г.В., Розенталь И.С. Россия. 1917 год: Пакет-комплект документальных материалов по истории. - М.: АО "Бюро Денди", 1993. - С. 59-91.
 Обязательная литература:
 1. История России: учеб для вузов / Под ред. А.А. Чернобаев и др. - М.: "Высшая школа", 2001. - С. 285-299.
 2. Орлов А.С. и др. Указ. соч. - С. 327-351.
 3. Волобуев П.В. Булдаков В.П. Октябрьская революция: новые подходы к изучению. // Вопросы истории. - 1996. - № 5-6.- С.28-38.
 Рефераты.
 1. Великая Французская и Великая Российская революции: сравнительный анализ.
 2. Октябрьская революция в зарубежной историографии.
 3. Революция 1917 года глазами ее руководителей.
 4. Октябрь 1917: закономерность или случайность?
 5. 1917: интеллигенция и революция.
 6. Октябрьская революция и судьба Учредительного собрания.
 7. Брестский мир. Дискуссии в партии и правительстве.
 8. Гражданская война глазами писателей (М.Булгаков, А.Серафимович, М.Шолохов, Б.Пастернак, Н.Островский, А.Толстой и др.)
 9. Красный и белый террор в России.
 Дополнительная литература:
 1. От первого лица. Сб./Сост. И.А. Анфертьев. - М.: Патриот, 1990. - 495 с.
 2. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Любое издание.
 3. Милюков Н. Н. Воспоминания. т. 2. - М.: Современник. 1990. -275-339.
 4. Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина. 1917-1929. - М.: "Интер-Версо", 1990. - С. 6-37.
 5. Кара-Мурза С.Г.Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002, - С. 124-363.
 6. Кибасова Г.П. Идейно-политическая борьба социалистических партий России в 1917 году (на материалах Нижнего Поволжья). - М.: МГУ, 1991г. - 24 с.
 7. Уткин А.И. Первая мировая война. - М.: Алгоритм, 2001. - С. 376-436.
 8. Хоскинг Дж. Россия: народ и империя (1552-1917). - Смоленск: Русич, 2001. - С. 486 - 494.
 Методические рекомендации.
  Введение в тему. Российская история начала ХХ века за последние годы стала пользоваться необычной популярностью, как в средствах массовой информации, так и среди политиков различных направлений. Пожалуй, нет сегодня ни одного политического деятеля как регионального, так и федерального уровня, который не дал бы своей интерпретации событий 1917-1920 годов. Среди этого многоголосья две "идеи" звучат особенно навязчиво. Во-первых, это ностальгически-романтический лозунг: "Россия, которую мы потеряли!". Во- вторых, "октябрьский", "большевистский" переворот. Вспомните, что в истории называется "переворотом". Чем переворот отличается от революции. Просмотрите статистический материал по экономическому развитию России. Свидетельствует ли он о процветании страны в начале ХХ века. Вспомните основные события политической истории России начала века и сделайте собственный вывод о положении в стране.
  Подготовка первого вопроса плана семинара включает в себя прежде всего выяснение причин революции. Вспомните материал лекции и прочитайте соответствующие страницы из списка обязательной литературы. Подумайте, прав ли был В.И. Ленин, когда называл революцию 1905-1907 гг. "генеральной репетицией" Февральской революции. Проследите назревание общенационального кризиса зимой 1916-1917 годов. Прочитайте отрывок из речи Милюкова П.Н. в Государственной Думе. Означало ли это выступление изменение позиции кадетов по отношению к войне и самодержавию? Найдите в тексте лекции материал об убийстве Г. Распутина. Почему лидеры правых (Пуришкевич, Юсупов) пошли на уголовное преступление? Какова была их цель? О чем свидетельствовала "министерская чехарда" в правительстве.
  Составьте план ответа о февральских событиях 1917 г. Прочитайте текст отречения Николая II от престола. Как последний русский император объяснил свой уход? Какую форму государственного устройства предлагал Николай II для России? Почему его предложения были неприемлемы для русского народа? Какие два новых органа власти возникли в это время? Из текста Декларации Временного правительства выберите прогрессивные мероприятия общедемократического плана. Отвечал ли текст данной декларации чаяниям народа. Какие актуальные проблемы того времени не рассматривались в ней? Прочитайте текст приказа №1 Петроградского Совета о демократизации армии. Как Вы думаете, почему первый документ Советов, был посвящен проблемам армии? Почему в этом документе не рассматриваются важнейшие политические вопросы, стоящие перед страной. Каково отношение Советов к Временному правительству?
  Далее следует подробней остановиться на сущности двоевластия. Выяснить этот вопрос Вам поможет знакомство с тезисами В.И. Ленина "Задачи пролетариата в данной революции". Почему лозунг "Вся власть Советам!" означал мирное развитие революции? Когда такая возможность была исчерпана? Чтобы ответить на последний вопрос по учебникам и тексту лекции проследите три кризиса Временного правительства. В чем выражалось недоверие ему народных масс. Сделайте вывод по первому вопросу, включающий следующие моменты: причины и сущность Февральской революции, сущность двоевластия, три кризиса временного правительства и конец двоевластия.
  Второй вопрос плана соответствует второму этапу ВРР. Он охватывает период с июля 1917 года до победы Октябрьского вооруженного восстания. Подготовку по этому вопросу целесообразно вести по материалам рекомендованных учебников, подключая материалы из списка дополнительной литературы в зависимости от Вашего желания глубже понять позиции тех или иных участников событий. Отметим, что в сборнике документов "Россия: 1917 год" представлены документы, отражающие в кратком объеме позиции различных политических сил.
  Начать следует с уяснения кардинального изменения политической ситуации в стране с июля 1917 года. С этой целью следует акцентировать внимание на следующих моментах:
 * июльский кризис, его причины, сущность и его политические последствия;
 * поворот в политике Временного правительства, роль эсеров и меньшевиков;
 * корниловский мятеж и альтернатива дальнейшего развития революции.
  Далее необходимо проанализировать процесс формирования качественно новой ситуации в стране осенью 1917 г., заострив внимание на таких аспектах:
 * нарастание кризисных явлений и анархических тенденций в жизни станы;
 * усиление позиций большевистской партии (большевизация Советов);
 * борьба внутри партии большевиков по вопросу о Вооруженном восстании, стратегия и тактика большевиков осенью 1917 г.;
 * Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде: ход, участники, итоги.
  После такого беглого обзора событий основное внимание следует уделить анализу документов II съезда Советов, провозгласившего Советскую власть в стране. Выяснить численный и качественный состав делегатов съезда. Проследите процесс создания первого Советского правительства, Почему представители партии левых эссеров отказались работать в его составе? Необходимо прочитать первые декреты Советской власти (по кн. Клоковой, Розенталь): Декрет о власти, об отмене смертной казни, Декрет о мире, Декрет о Земле. Необходимо вспомнить различие эсеровской (социализации земли) и большевистской (национализация) аграрной программ. Какую из этих программ отражал "Декрет о земле"? Почему?
  Подведите итоги изученного материала, Сформулируйте собственную оценку Октябрьских событий.
  При рассмотрении третьего вопроса плана семинарского занятия проследите, как шел процесс установления Советской власти в стране. Это очень важно, так как показывает степень политической активности большинства населения страны. Анализ отношений эсеров и меньшевиков, с одной стороны и большевиков - с другой, как бывших политических союзников, поможет определить отношение различных слоев населения к политике большевиков в целом. Подумайте и ответьте, в чем состояла проблема создания "однородного социалистического правительства"? Как в этом контексте можно интерпретировать требования профсоюза железнодорожников (Викжель)?
  Охарактеризуйте процесс создания нового государственного аппарата (СНК, ВСНХ, ВЧК). Чем его структура отличалась от органов госуправления царской России? Уделите внимание вопросу о первых репрессиях большевиков в отношении политических противников. Чем они были вызваны? Вспомните что такое Учредительное собрание, и какие задачи оно должно было решать? Какое значение все политические силы придавали работе этого представительного органа? В связи с этим внимательно изучите материал о выборах и разгоне Учредительного собрания. Подумайте, явился ли этот шаг большевиков катализатором раскола общества и началом широкомасштабной гражданской войны.
  Далее следует остановиться на проблеме выработки и осуществления социально-экономической политики Советской власти. Как проходила практическая реализация "Декрета о Земле"? Как закон о социализации земли повлиял на расстановку политических сил? Дайте оценку первым законодательным актам, обеспечивающим социальные гарантии трудящимся (реальность их выполнения и принцип классовой избирательности). Охарактеризуйте политику в области промышленности и финансов. В чем суть понятия "национализация"?
  Акцентируйте внимание на формировании внешнеполитического курса и оформлении национальной политики. Рассмотрите взаимоотношения с национальными окраинами бывшей Российской империи (Украина, Польша, Прибалтика, Финляндия, Средняя Азия, Кавказ).
  Затем обратите внимание на проблему: "Советская Республика в I мировой войне", проанализируйте состояние страны и армии. Раскройте суть "Декрета о мире": соотношение популизма и практики. Объясните, почему большинство стран - участниц I Мировой Войны проигнорировали "Декрет о мире". Каковы были условия немецких предложений мира? Разберитесь в сущности внутрипартийной борьбы по вопросу войны и мира. Как связан уход левых эсеров из Советов с вопросом о заключении мира. К каким последствием привел этот разрыв с эсерами. Сформулируйте вывод по вопросу, отразив в нем следующие проблемы: как проходило установление Советской власти в различных регионах страны, было ли заключение Брест- Литовского мира ошибкой, покажите нарастание противоречий внутри социалистических партий и проанализируйте их последствия.
  При подготовке четвертого вопроса обратите внимание на следующие моменты: сущность понятия "гражданская война", причины и периодизация гражданской войны в России. Иностранная интервенция, цели и последствия. Анализ причин поражения Белого движения и победы большевиков (ресурсы, сплоченность, наличие харизматического лидера, методы мобилизации и ведения войны, классовые симпатии, роль крестьянства). Политика "военного коммунизма" - раскройте суть понятия и постарайтесь дать краткое определение. Каково содержание политики "военного коммунизма" (система жесткого государственного управления, милитаризация общества, продовольственная диктатура, натурализация экономических отношений, политика в области культуры и просвещения и т.д.)?
  В заключение подготовки к семинару вернитесь еще раз к полемике в современной публицистике и обоснуйте свою концепцию развития событий 1917-1921 годов.
 
 
 
 
 
 
  Тема 21. СССР в 20-е - 30-е годы.
  Во второй половине 20-х годов перед страной вновь стала задача ускоренной модернизации через превращение из аграрной в индустриальную державу, создание тяжелой промышленности (прежде всего оборонной), техническое перевооружение всего народного хозяйства.
  Поскольку накопленные ресурсы были недостаточны, а время ограничено, то индустриализация проводилась за счет населения, прежде всего сельского: увеличились налоговые отчисления, выросли цены на промышленные товары, были снижены закупочные цены на зерно. Логичным продолжением этой политики явилась коллективизация сельского хозяйства.
  Ухудшение материально-бытовых условий жизни населения, обострение социальной напряженности привели к усилению репрессивных мер, созданию внесудебных органов и в конечном итоге к созданию тоталитарного государства.
  План.
 1. Новая экономическая политика (НЭП). Причины, цели, итоги. Образование СССР.
 2. Социально-экономическое развитие СССР к концу 1920-х годов. Коллективизация и индустриализация. Первые пятилетки.
 3. Политическая система Советского государства. Культ личности Сталина. Тоталитаризм как характерная особенность советского общества.
 Источники:
 1. О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом. Декрет ВЦИК. / Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. Указ. изд. - С. 149-150.
 2. Постановление ЦК ВКП(б) "Об искривлении партийной линии в колхозном движении". / Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. Указ. изд. - С.160-163.
 3. Таблица: "Доля СССР в мировом производстве промышленности". /Там же. - С. 163.
 4. О хозяйственном положении страны и задачах партии. Из резолюции XV конференции ВКП(б). /Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. - М.: Просвещение, 1983. - С. 39.
 
 Обязательная литература:
 1. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: Инфра-М - Норма, 1997. - С. 292-315.
 2. Россия и мир. Учебная книга по истории в 2-х частях. Ч.2 - М.: Владос, 1994. - С. 94-170.
 3. История Отечества: люди, идеи, решения. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - С. 118-165.
 4. История России / ред. Казанцев Ю.И. - Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. - С. 386-403.
 Рефераты.
 1.Споры в историографии вокруг НЭПа
 2.Личность Сталина.
 3.Крестьянство и власть.
 4.Репрессии конца 20-х - 30-х годов.
 5.Борьба внутри партии - источник альтернативных путей развития СССР.
 6.Царицын - Сталинград. Развитие экономики.
 7.Становление системы советского здравоохранения.
 Дополнительная литература:
 1. Реформы и контрреформы в России / ред. Ильин В.В. - М.: Издательство МГУ, 1994. - С. 104-131.
 2. История России в вопросах и ответах / ред. Кислицын С.А. - Р-н-Д: Феникс, 1999. - С. 386-407.

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу