<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 3. Джонсон П. Современность, в 2-х т. - М.: Анубис, 1995. Т. 1. - С. 63-124.
 4. Тибо П. Эпоха диктатур. - М.: Крон пресс, 1998. - С. 80-86.
 5. Боффа Д. История Советского Союза. - М.: Международные отношения, 1994. - С. 153-415.
 6. Верт Н. История Советского государства. - М.: Прогресс-Академия, 1994. - С. 176-216.
 7. Века А.В. История России. - Мн.: Харвест, 2003. - С. 740-842.
 8. История Отечества: люди, идеи, решения. - М.: Издательство политической литературы, 1991. - С. 8-217.
 9. Наше Отечество (опыт политической истории). - М.: Терра, 1991. - С. 90-325.
 10. Уткин А.И. Первая Мировая война. - М.: Алгоритм, 2001 - С. 436-487.
 11. История политических партий в России / ред. Зевелев А.И. - М.: Высшая школа, 1994. - С. 260-286.
 
 
 
 
 Методические рекомендации.
  Рассмотрение первого вопроса семинарского занятия следует начать с анализа экономического положения страны после окончания гражданской войны.
  Далее охарактеризуйте ситуацию, сложившуюся в партии большевиков к весне 1921 года. Приведите примеры противодействия политике "военного коммунизма", определите их способы и формы (крестьянское восстание в Тамбовской губернии, кронштадский мятеж). В чем состояли значение и последствия политики "военного коммунизма"? Что это: неудачная попытка коммунистического хозяйствования или способ выживания государства в условиях войны? Обратите внимание на внутрипартийные дискуссии и расстановку сил по вопросу дальнейшего развития советского государства.
  X съезд РКП(б) и его решения: замена продразверстки продналогом - начало НЭПа (См. документ 1). Рассмотрите конкретные меры, предпринятые советским руководством по выводу экономики из кризиса (политика в области промышленности, сельском хозяйстве и торговле, укрепление финансовой системы, "советский капитализм").
  Охарактеризуйте процесс наступления на политический и идейный плюрализм одновременно с либерализацией в области экономики (репрессии в отношении политических противников, судебные процессы над левыми эсерами и меньшевиками, "философский пароход" и преследование инакомыслящих, формирование системы коммунистического воспитания и образования, идеологизация науки и средств массовой информации).
  Подъем экономики и благосостояние трудящихся: миф или реальность? Ликвидация безграмотности. Политика социальных гарантий. Итоги НЭПа.
  Подготовка вопроса об образовании СССР предполагает анализ следующих аспектов проблемы: что представляла собой территория страны после окончания гражданской войны? Постарайтесь выяснить, в чем состояла дискуссия в большевистском руководстве по вопросу упорядочения национально-государственного устройства. Ответив на этот вопрос, вы поймете, какие факторы определили пути и особенности образования СССР. При разрешении этой проблемы, необходимо учитывать такие факторы, как позиции национальных коммунистических партий, принцип демократического централизма в устройстве партии, сращивание государственных и политических органов. Наконец, проследите процесс образования СССР и создание первой конституции СССР 1924 года.
  Сделайте заключительный вывод об итогах первого десятилетия строительства советского государства. Сделайте вывод о месте и роли НЭПа в стратегии большевиков. Что это: долгосрочная программа или "передышка"?
  При рассмотрении второго вопроса плана семинарского занятия необходимо остановиться на итогах социально-экономического развития СССР к концу 1920-х годов. Внимательно рассмотрите причины свертывания НЭПа. Проанализируйте соотношение политических и экономических факторов (эффективность промышленности и сельского хозяйства, диспропорции в их развитии, внутрипартийная борьба и изменение внутриполитического курса, классовый фактор). Далее, следуя логике исторических событий, остановитесь на разработке курса на ускоренную индустриализацию и преобразование сельскохозяйственного сектора. Попытайтесь дать оценку этим событиям, рассматривая их как попытку большевиков решить два важнейших вопроса: 1) техническая и экономическая модернизация, 2) пролетаризация масс - расширение социальной базы власти.
  Опираясь на материал, представленный в учебной литературе, объясните, что значит сталинская "революция сверху". Сделав это, вам будет легче понять значимость для руководства СССР и страны в целом разработки концепции плановой экономики и введение пятилетних планов (См. документ 4). В связи с этим, обратите внимание на провал первого пятилетнего плана. Выясните, какие причины повлияли на такое развитие событий, и был ли такой итог закономерностью?
  Изучение проблемы соотношения принудительного труда (ГУЛАГ) и трудового энтузиазма масс в свете особенностей масштабных изменений в промышленности ("великие стройки": ГОЭЛРО, ДнепроГЭС, Турксиб, Сталинградский тракторный завод) позволит раскрыть и понять характер политической и экономической системы, складывающейся в это время в стране.
  Анализ социально-экономической и политической ситуации будет неполным, если не рассмотреть такое явление как коллективизация, ее причины, сущность и последствия. Обратите внимание на этапы коллективизации: XV съезд ВКП(б) 1929 г., открытое письмо ЦК ВКП(б) от 09.04.1930 "О задачах колхозного движения в связи с борьбой с искривлениями партийной линии", решение ЦК ВКП(б) "О коллективизации" 09.1930 г., директива ЦК ВКП(б) "О принудительном обобществлении скота" от 26.03.1932 г., расстрельный закон "Об охране социалистической собственности" от 07.08.1932 г.(См. документ 2).
  Подведите итоги социально-экономического развития СССР в 1930-е годы (См. документ 3). Какова была цена и социальные последствия "большого скачка"?
  Рассмотрение третьего вопроса плана в первую очередь предполагает анализ проблемы борьбы за власть накануне и после смерти В.И. Ленина, существования внутрипартийных политических блоков (цели, лидеры). Особое внимание обратите на процесс формирования командно-административной системы и образование партии-государства (сращивание государственных и партийных органов, директивность, планирование, бюрократизация). Проследите этапы становления сталинской диктатуры. Ответьте на вопрос: была ли альтернатива усилению позиций Сталина в партии и государстве, а так же, являлась ли личность Сталина определяющим фактором в этом процессе? В этой связи обратите внимание на борьбу Сталина с внутрипартийной оппозицией (Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков).
  Проанализированный материал позволит раскрыть сущность ключевых для данной темы понятий "тоталитаризм" и "авторитаризм". Далее, определите соотношение авторитарных и тоталитарных тенденций в жизни советского общества (культ личности, однопартийная система, аппарат репрессивного подавления, идеологический диктат и т.д.). Сделайте вывод о характере политической системы, сложившейся в СССР к началу 1940-х годов и итогах экономического развития страны.
 
  Тема 22. Мир между войнами. Внешняя политика СССР (1922-1939 гг.).
  С образованием советского государства на протяжении 20-х - 30-х годов для международных отношений прежде всего было характерно противостояние между СССР и ведущими капиталистическими странами. Со временем обострились отношения между крупнейшими, наиболее развитыми государствами.
  Внешняя политика СССР определялась противоречивостью ее базовых принципов: принципа пролетарского интернационализма и принципа мирного сосуществования; это не могло не приводить к непоследовательности внешнеполитического курса. Политика Запада в отношении СССР была не менее противоречивой: с одной стороны, стремление задушить новое государство, с другой - желание использовать его рынки, сырьевые ресурсы.
  Несмотря на это, Советскому Союзу удалось добиться признания своего авторитета в международных делах, создать задел для будущей антигитлеровской коалиции.
 План.
 1. Формирование принципов советской внешней политики. Международные отношения после окончания 1-ой мировой войны.
 2. Борьба СССР за дипломатическое признание и развитие экономического сотрудничества.
 3. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и его влияние на развитие международных отношений. Формирование агрессивного блока фашистских государств.
 4. СССР в борьбе за мир и коллективную безопасность (1933-1939 гг.).
 
 Источники:
 1. Декрет о мире. / Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. Указ. изд. - С. 146-149
 2. Соглашение между Германией, Великобританией, Францией и Италией. Мюнхен, 29 сентября 1938 г. Там же. - С.163-165.
 3. Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом. 23 августа 1939 г. Там же. - С.165-166.
 4. Восьмой съезд РКП(б). Программа Российской Коммунистической партии (большевиков)./ КПСС в резолюциях, решениях съездов и конференций. Ч.1. - М.: Гос. изд-во полит. лит-ры, 1953. - С. 409-413
 5. Выступление Г.В. Чичерина на Генуэзской конференции. / Документы внешней политики СССР, В ХХ т. Т.V. - М.: Международные. отношения, 1961. - С. 191-192.
 6. Франко-германская декларация. 6 декабря 1938 г. /Год кризиса. Документы и материалы. В 2 т. Т.1 - М.: Политиздат, 1990. - С. 136-137.
 Обязательная литература:
 1. Орлов А.С. и др. Указ.соч. - С.81-89.
 2. Боффа Дж. История Советского Союза. Т.1. - М.: Международные отношения, 1994. - С. 79-91,110-112, 189-204, 312-328, 433-449, 540-557.
 Рефераты.
 1. Посол Советского Союза - И.М. Майский.
 2. Как возникла Вторая мировая война?
 3. М. М. Литвинов и Лига Наций.
 4. Советско-германский пакт о ненападении в современной историографии.
 5. У истоков Антифашистской коалиции.
 Дополнительная литература.
 1. История внешней политики СССР. В 2 т. Т.1.- М.: Наука, 1977. - 672 с.
 2. Год кризиса.1938-1939: Документы и материалы. В 2-х т. - М.: Политиздат, 1990. - 555 с., 431 с.
 3. Фляйшхауэр И. Пакт. Гитлер, Сталин и инициатива германской дипломатии. - М.: Прогресс. 1990.- 480 с.
 4. Петрова И.А. Кибасова Г.П. Формирование концепций американской историографии советской внешней политики кануна II мировой войны. В кн. Россия и страны Америки. - В-д.: ВолГУ, 1998. Вып. 2, с.162-173.
 5. Майский И.М. Воспоминания советского дипломата. - М.: Междунар. отношения, 1986. - 628 с.
 
 Методические рекомендации.
  Особое внимание при подготовке к данному занятию стоит обратить на работу с текстами документов.
  По первому вопросу начать подготовку рекомендуется с возвращения к тексту "Декрета о мире". В тексте документа необходимо выделить следующие моменты: кому адресован данный документ, какие условия мира предлагаются в нем, что означают термины "аннексия" и "контрибуция". Выделите те места документа, где говорится о "праве наций на самоопределение". Как предлагается решить этот вопрос. В каких выражениях сформулирован принцип "мирного сосуществования" государств с различным социальным строем? Можно ли найти в этом документе формулировку принципа "пролетарского интернационализма". Прочитайте рекомендованный отрывок из программы партии, принятой на VIII cъезде. Какой принцип и лозунг доминировали в это время и почему?
  По тексту лекции и учебника Дж. Боффа покажите логическую взаимосвязь принципов внешней политики с целями и задачами внутренней политики, а также принципиальное отличие внешней политики Советского государства от политики других стран. Прочитайте 381-382 страницы учебника А.С. Орлова. Согласны ли Вы с высказанными позициями. Вспомните, какой ответ был дан на "Декрет о мире" правительствами других стран, а также дебаты по вопросу о Брестском мире и их последствия.
  Вторую половину вопроса можно готовить как по материалам рекомендуемых учебников, так и лекционному материалу. При этом надо выделить следующие моменты: условия Версальского мира, "14 пунктов В.Вильсона", процесс создания Лиги Наций. Особое внимание обратите на образование III Интернационала. Каковы были причины его создания. В соответствии с каким принципом внешней политики строилась его деятельность (см. Боффа, с.112-119).
  Подготовку по второму вопросу целиком можно вести по учебникам и лекции, так как он включает изучение фактического материала по установлению дипломатических отношений с капиталистическими странами. Выпишите в тетрадь основные события. Выделите отличительные черты советской внешней политики. Разберитесь в характере Раппальской и Генуэзской конференции. В этом Вам поможет знакомство с речью Г.В. Чичерина на Генуэзской конференции. Как развивались экономические отношения с другими странами. Какие сложности возникали на пути торговых отношений в годы НЭПа. Какой принцип во внешней политике стал доминирующем к концу 20-х годов? Чем это объяснялось?
  Третий вопрос носит также фактологический характер и его лучше готовить по материалам лекции. Правда, предварительно рекомендуется вернуться к материалам лекции и семинара по 16 теме (последний вопрос). Вспомните, в чем заключались причины мировых экономических кризисов. Какие пути выхода из кризиса были разработаны и осуществлены в США в соответствии с "новым курсом" Ф.Д. Рузвельта?
  В тексте лекции по данной теме выделите процесс формирования агрессивного блока фашистских государств. Что объединяло эти страны? Какие цели они преследовали? Какова была их внешняя политика?
  Основным моментом данного вопроса является вступление СССР в Лигу Наций. Чем был вызван этот шаг Советского правительства? Что включала в себя политика коллективной безопасности проводимая М.М. Литвиновым в Лиге Наций? Как она видоизменялась? Каковы были ее результаты? Как складывались отношения с Францией и Чехословакией? Вспомните события 1934 г. во Франции. Какие уроки извлекли из них руководители рабочих партий европейских стран и правительства СССР и Франции.
  Заключительная часть данного вопроса состоит в рассмотрении изменения политики Коминтерна в середине 30-х годов. Прежде всего, вспомните историю создания Коминтерна. В связи с разногласиями по какому вопросу потерпел крах II Интернационал? Когда был создан Коминтерн? Основные цели и задачи его деятельности. Как, когда и почему была принята тактика "единого народного фронта"? Какие ошибки были допущены в этот период в стратегии и тактике коммунистического движения?
  Четвертый вопрос является наиболее дискуссионным не только в историографии, но и в журналистике, и даже в современной политике. Поэтому его изучение рекомендуется по материалам международных документов сентября 1938 г. по 1 сентября 1939 г. Постарайтесь на их основе составить собственное мнение по столь болезненным проблемам как возникновение Второй мировой войны. Целесообразно при этом сравнить Советско-германский пакт о ненападении, как с Мюнхенским соглашением, так и с текстами англо-германской и франко-германской деклараций. Составьте краткую хронологию международных отношений в последний предвоенный период.
 
 Тема 23. Вторая мировая война.
 Вклад СССР в победу над фашизмом и милитаризмом.
  Вторая мировая война 1939-1945 гг. - крупнейшая в истории война была развязана Германией, Италией и Японией с целью пересмотра итогов Версальского мирного договора 1919 г. и Вашингтонской конференции по ограничению морских вооружений и проблемам Дальнего Востока 1921-1922 гг. В войну было втянуто 61 государство, более 80% населения земного шара. Военные действия велись на территории 40 государств, а также на морских и океанских театрах. Началу второй мировой войны предшествовал приход к власти в Германии фашистов (1933 г.), подписание антикоминтерновского пакта между Германией и Японией (1936 г.), возникновение очагов мировой войны как в Европе (захват Германией Чехословакии в марте 1939 г.), так и на востоке (начало японо-китайской войны в июле 1937 г.).
  Вторая мировая война началась 01.09.1939 нападением Германии на Польшу, после чего в войну против Германии вступили Великобритания и Франция. В апреле-июне 1940 немецко-фашистский войска оккупировали Данию и Норвегию, а 10 мая вторглись в Бельгию, Нидерланды, Люксембург. 22 июня 1940 г. капитулировала Франция.
  22 июня 1941 г. фашистская Германия напала на СССР. Началась Великая Отечественная война.
  07.12.1941 нападением на Перл-Харбор Япония развязала войну против США.
  11.12.1941 к войне Японии против США присоединились Германия и Италия.
  В результате огромного напряжения сил всего советского народа, имевшегося у лидеров страны опыта действий в чрезвычайных условиях, способности военных к извлечению уроков из поражений начального периода войны была одержана выдающаяся победа в Великой Отечественной войне и внесен решающий вклад в разгром фашизма и милитаризма.
 План.
 1. Вторая мировая война: причины, характер, периодизация.
 2. Великая Отечественная война: характер, основные этапы.
 3. Источники и цена Победы. Вклад СССР в борьбу с фашистской агрессией в годы второй мировой войны.
  Источники:
 1. Подготовка фашисткой Германии к нападению на СССР. / Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. - М.: Просвещение, 1987. - С. 486-487.
 2. Выступление И.В. Сталина по радио 3 июля 1941г./ Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. - М.- В-д: Издатель, 2003.- C.167.
 3. О стратегической обороне советских войск летом 1941г. / Хрестоматия по истории СССР. Т.1. 1917-1945. - С. 492-493.
 4. Об организации партизанского движения / Там же. - С.493-494.
 5. Из приказа Кейтеля о беспощадном подавлении освободительного движения в оккупированных странах и расстрелах заложников. / Там же. - С. 507-508.
 6. Приказ НКО СССР №227./ Россия в мировой цивилизации..., C.173.
 7. Итоги летней кампании Красной Армии (с 5 июля по 5 ноября 1943 года) / Хрестоматия по истории СССР 1917-1945. - С. 527-528.
 8. Из переписки И.В. Сталина, Ф.Д. Рузвельта и У. Черчилля./ Россия в мировой цивилизации. - C.175.
 9. Акт о безоговорочной капитуляции Германии. / Россия в мировой цивилизации. - C.181.
 Обязательная литература:
 1. Новейшая история Отечества XX век. / под ред. Киселева А.Ф., Шагина Э.М., - М.: Владос, 1998. - С.129-297.
 2. История России / под ред. Радугина А.А. - М.: Центр,1998. - С.267-291.
 3. Орлов А.С. Георгиев В.А. и др. История России. - М.: Проспект, 2001. - С. 399-416.
 Рефераты.
 1. К какой войне готовился СССР в 1941 году?
 2. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.
 3. Сталинградская битва - сражение века.
 4. Сталинградцы в помощь фронту в годы Великой Отечественной войны.
 5. Отечественная и зарубежная историография Второй мировой войны.
 6. Роль искусства в подъеме национального самосознания в годы Великой Отечественной войны.
 7. Медики в годы Великой Отечественной войны.
  Дополнительная литература:
 1. Медведев Ж.А. Медведев Р.А. План "Барбаросса". // Вопросы истории. - 2002. - №6. - С. 14-20.
 2. К какой войне готовился Генеральный штаб РККА? // Отечественная история. - 1995. - №5. - С. 21-28.
 3. Невежин В. Стратегические замыслы Сталина накануне 22 июня 1941 года. // Отечественная история. - 1999. - №5. - С. 108-114.
 4. Кантор Р. Споткнувшийся колосс. Красная Армия накануне войны. // Вопросы истории. - 1999. - №6. - С. 19-24.
 5. Васильев А.Ф. Некоторые аспекты хода и последствий битвы под Москвой // Вопросы истории. - 2002. - №1. С. 99-107.
 6. Сахаров А.Н. Война и советская дипломатия: 1939-1945 гг. // Вопросы истории. - 1995. - №7. - С. 26-46.
 7. Араловец Н. Людские потери во второй мировой войне. (Международная научная конференция 14-15 марта 1995 г. в ИРИ РАН) // Отечественная история. - 1996. - №3. - С. 193-197.
 8. Первышин В. Людские потери в Великой Отечественной войне. // Вопросы истории. - 2000. - №7. - С. 116-123.
 9. Скворцов Ю.Е. Патриотическое движение населения Сталинградской области в помощь фронту в годы Великой Отечественной войны. -Волгоград: Изд-во Знание, 1990. - С. 24-28.
 10. Скворцов Ю.Е. Энциклопедия Сталинградской битвы (13 статей) // Адрес в интернете www.index.html.
 11. Золотой юбилей Великой Победы. Подвиг тыла. // Социс. - 1995. - №5. - С. 31-36.
 12. Война, общество, власть // Отечественная история. - 1995 - №3. - С. 18-24.
 13. Першин Н.И. Память и уроки Сталинградской битвы. Стрежень: Научный ежегодник / Под ред. М.М. Загорулько. - Вып. 3. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. - С.16-21.
 14. Петров В.И., Грибина Л.Н. Медики - защитники Сталинграда. Стрежень: Научный ежегодник / Под ред. М.М. Загорулько. - Вып. 3. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. - С. 252-256.
 15. Гулява Е.Ш. Состояние здравоохранения в городе Сталинграде после Сталинградской битвы. Там же - С. 257-263.
 Методические рекомендации.
  Работу по первому пункту плана семинарского занятия следует начать с выявления точек зрения, имеющихся в отечественной историографии по вопросу о характере второй мировой войны.
  Чтобы объективно ответить на поставленный вопрос, следует оценить цели сторон, вступивших в войну в 1939 г., их сходство и различия в период "странной войны", неоднозначность и противоречивость целей Англии и Франции. Вы можете найти интересный материал по этому вопросу в учебнике по истории России под ред. Радугина А.А. (с.267-274). Прочитайте в рекомендованных учебниках материалы о советско-финской войне и дайте оценку этим событиям.
  Наконец, необходимо проанализировать изменение характера борьбы стран антифашистского блока в условиях расширения агрессии фашистских государств с лета 1940 года.
  Отдельно следует рассмотреть процесс окончательного превращения войны в мировую. Дать общую характеристику ее участников, их целей и определить хронологические рамки и сущность основных периодов войны (там же с.274-278).
  В заключении с помощью документальных материалов (см. хрестоматию "Россия в мировой цивилизации" с.175), необходимо проанализировать проблемы и достижения стран антифашистского блока, как в ведении войны, так и устройстве послевоенного мира (Ялта - Тегеран - Потсдам), Особое внимание необходимо уделить участию СССР в разгроме милитаристской Японии и проблемам урегулирования послевоенных отношений. Почему союзники СССР заключили с Японией сепаратный мир? Какие последствия для международных отношений имела ядерная бомбардировка японских городов?
  Подготовка второго пункта плана семинарского занятия предполагает уяснение следующих основных моментов.
  Опираясь на документы (см. хрестоматию по истории СССР 1917 -1945 гг., с.486-487), необходимо охарактеризовать гитлеровский план войны против СССР "Барбаросса". Объясните причины поражения Красной Армии летом-осенью 1941 г. Охарактеризуйте деятельность политического и военного руководства СССР на начальном этапе Отечественной войны. Для этого следует обратиться к хрестоматии "Россия в мировой цивилизации" (с.167), хрестоматии по истории СССР 1917-1945 гг. (с. 492-494). Дайте развернутую характеристику одного из важнейших сражений 1941 года на советско-германском фронте (снабдите ответ рисунком или схемой хода основных боевых действий).
  Охарактеризуйте важнейшие направления "восточной политики" фашисткой Германии в России; приведите наиболее показательные примеры этой политики (см. хрестоматию по истории СССР 1917-1945. С.507-508).
  Объясните содержание понятия "коренной перелом" в ходе Отечественной войны; изложите основные точки зрения и дискуссии по этой проблеме, используя источники из хрестоматии "Россия в мировой цивилизации" (с.173) и хрестоматии по истории СССР 1917-1945 гг. (с. 527-528). Проследите по карте и документам завершающие операции советских войск и их союзников в Европе. Прочитайте Акт о капитуляции Германии (см. хрестоматию "Россия в мировой цивилизации". С.181). Какие чувства он вызывает у Вас. Как отразилась война на судьбе Вашей семьи? Поговорите об этом с людьми старших поколений.
  В ходе подготовки третьего вопроса плана семинарского занятия, следует остановиться на рассмотрении основных факторов победы в Великой Отечественной войне (героическая победа Красной Армии в начале войны и ее роль в срыве планов врага; основные направления мобилизации всех сил и средств страны для отпора врагу и его разгрома). Анализируя роль советского народа в Победе над фашизмом, следует остановиться на следующих моментах:
 * Что вы знаете о движениях добровольцев и народных ополчениях? Расскажите о борьбе в тылу у врага.
 * Расскажите о роли советских медиков на фронте и в тылу.
 * Какое значение оказало единство народов СССР в разгроме фашистской Германии?
 * В чём смысл трудового подвига народа в годы войны? Какое влияние он оказал на всю войну?
 * Что вы знаете об участии членов вашей семьи в Великой Отечественной войне?
 * Каковы потери советского народа в Великой Отечественной войне?
 * Докажите, что мы по праву называем ту войну народной.
  Рассматривая вопрос о цене, которую заплатил советский народ за Победу, следует изучить потери Красной Армии, гражданского населения во вражеском тылу, а также страдания людей, подвергшихся репрессиям со стороны сталинского руководства.
  Завершить подготовку необходимо выявлением итогов и уроков Второй мировой войны.
 
  Тема 24. СССР в 1945-1991 гг.
  С окончанием Великой Отечественной войны перед советским народом встала первоочередная задача возрождения разрушенного войной, перехода к мирной жизни. Этому препятствовало начало холодной войны и тоталитарное государство, которое не могло существовать без поиска и уничтожения все новых "внутренних врагов" и применения мер внеэкономического принуждения к лояльным подданным.
  Как показал опыт хрущевской "оттепели", даже попытки неглубокого реформирования системы, приводили в движение силы контрреформации, опиравшиеся прежде всего на громадный и всесильный бюрократический аппарат. В результате стало очевидным, что централизованная, огосударствленная экономика не способна найти ответ на вызовы научно-технической и технологической революций, а политическая система оказалась нереформируемой в принципе.
 План.
 1. Основные этапы внутриполитического и социально-экономического развития Советского государства (1945-1991 гг.)
 2. СССР в системе международных отношений в 1945-1991гг.
 Источники:
 1. Из речи И.В. Сталина 9 февраля 1946 г./ Россия, которую мы не знали. 1939-1993. Хрестоматия по истории для школ и вузов. Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1995. - С. 257-258.
 2. Из постановления ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий" от 30 июня 1956 г./ Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. - М. - В-д: Издатель, 2003. - С.191-198.
 3. Из постановления Пленума ЦК КПСС "О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства СССР" 24-26 марта 1965г./ Россия, которую мы не знали... - С. 275-277.
 4. Из постановления пленума ЦК КПСС "Об улучшении управления промышленностью, совершенствования планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства" 27-29 сентября 1965г./ Там же. - С. 277-278.
 5. Из речи Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева на Пленуме ЦК КПСС 11 марта 1985 г. / Там же. - С.326-327.
 6. Принцип перестройки: революционность мышления и действий. 6 апреля 1988 г./ Там же. - С. 346.
 7. Из речи У. Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 г./ Россия в мировой цивилизации... - С.182-189.
 8. Переписка Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева / Там же. - С.189-191.
 Обязательная литература:
 1. Россия и мир: учебная книга по истории. В 2-х частях. Ч.2./ под ред. А.А. Данилова. - М.: ВЛАДОС, 1994. - С. 205-320.
 2. Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России с древнейших времен до наших дней.- М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2001. - С.416-452.
 3. История России в вопросах и ответах. Учебное пособие / сост. С.А. Кислицын. - Р-н-Д: Феникс, 1999. - С.413 - 466.
 Рефераты.
 1. Реформы 1953-1964 гг.: причины, цели и причины неудач.
 2. Н.С. Хрущев: человек и политический деятель.
 3. Внешняя политика СССР в 1985-1991гг.: от "холодной войны" к "новому мышлению".
 4. Власть и правозащитное движение в СССР.
 5. Альтернативы политического развития в1985-1991гг. и распад СССР.
 Дополнительная литература:
 1. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 141-173.
 2. История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 1991. - С. 284-357.
 3. Джонсон П. Современность: мир с двадцатых по девяностые годы. В 2-х т. Т.2. - М.: Анубис,1995. - С. 7- 44.
 4. Тибо П. Эпоха диктатур. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - С. 175 -202.
 
 Методические рекомендации.
  При рассмотрении первого пункта плана семинарского занятия четко выделим основные этапы внутреннего развития Советского государства в 1945-1991 гг.: так называемый "восстановительный" этап (1945 - середина 50-х гг.), период хрущевской "оттепели" (вторая половина 50-х - середина 60-х), "эпоху застоя" (70-е - начало 80-х гг.) и перестройки (1985-1991гг.)
  Характеризуя каждый из данных этапов, необходимо обратить внимание на следующие вопросы и задания.
  Исходя из итогов великой Отечественной войны, определите главные задачи "восстановительного" этапа (см. документ 1). Охарактеризуйте 4-й пятилетний план и его результаты. Оцените итоги социально-экономического развития СССР в 1945-1953 гг. Дайте характеристику политическому режиму в СССР в 1945-1953 гг. Проиллюстрируйте функционирование тоталитарной системы конкретными примерами ("Ленинградское дело", "Дело врачей" и т.д.). Определите сущность понятия "культ личности" дайте оценку его проявлениям в 1945-1953гг.
  Каким образом складывалось политическое руководство страной после смерти И.В. Сталина? В чем сущность постановления ЦК КПСС "О преодолении культа личности и его последствий" от 30.06.1956 (См. документ 2)? Опираясь на источники (3,4), охарактеризуйте содержание и результаты реформ в области сельского хозяйства и промышленности. Определите причины освобождения Н.С. Хрущева от всех партийных и государственных должностей.
  Опираясь на источники (3, 4), объясните, чем были продиктованы попытки реформирования экономики СССР во второй половине 60-х годов? Определите их сущность. Каковы причины их несостоятельности? Охарактеризуйте экономическое развитие советского государства в 70-е - начале 80-х годов. Оцените его итоги. Попытайтесь выявить цели и результаты политического курса СССР во второй половине 60-х - начале 80-х гг. Дайте характеристику общественному движению, выступавшему против режима с середины 60-х годов. Какой путь выхода из углублявшегося кризиса был избран представителями реформаторского крыла в руководстве страны в первой половине 80-х годов?
  С помощью документов (5, 6) объясните, в чем состояли цели и содержание нового реформаторского курса М.С. Горбачева? Оцените итоги экономических и политических реформ в СССР во второй половине 80-х - начале 90-х годов. Попытайтесь определить причины, а также следствия распада Советской державы.
  Рассматривая второй пункт плана, прежде всего необходимо обратиться к итогам Второй мировой войны; отметить и проиллюстрировать, как изменился статус СССР в послевоенном мире; выделить основные направления советской внешней политики в 1945-1991гг: 1) с капиталистическим Западом; 2) со странами "социалистического лагеря"; 3) со странами "третьего мира".
  В чем, по вашему мнению, состояли главные причины распада антигитлеровской коалиции и начала "холодной войны"? Определите, основные этапы развития "холодной войны" и ее проявления в так называемых "локальных" конфликтах (Корея, Вьетнам, Афганистан, Ближний Восток и т.д.). Каково, по вашему мнению, политическое значение ядерного оружия? Что такое "гонка вооружений"? Используя документ 8, охарактеризуйте сущность периодов "разрядки" международной напряженности. В чем вы видите причины того, что "разрядка" не привела к окончанию "холодной войны"? Раскройте сущность политики "нового мышления", проводимой М.С. Горбачевым. Попробуйте определить, был ли необходим этот внешнеполитический курс СССР и всему миру. Проиллюстрируйте наметившееся в середине 80-х сближение СССР со странами Запада. Оцените его результаты.
  Определите роль СССР в создании и функционировании мировой социалистической системы (Организация Варшавского договора, СЭВ и т.д.). Объясните и проиллюстрируйте существование противоречий и кризисных явлений внутри "социалистического лагеря" (советско-югославский конфликт второй половины 40-х годов, ввод советских войск в Венгрию, Пражская весна 1968 г. и т.д.) Закономерен ли, на ваш взгляд, крах мировой социалистической системы? Каковы были альтернативы развития стран Восточной Европы в конце 80-х - начале 90-х гг.?
  В чем вы видите причины вмешательства СССР во внутренние дела т. н. "развивающихся" стран в 50-е - 80-е гг.? Каким образом оно проявлялось? Попробуйте определить последствия внешнеполитических мероприятий Советского Союза по отношению к странам "третьего мира", как для одной, так и для другой стороны; для международного сообщества в целом.
  В качестве обобщения изученного материала, попробуйте ответить на вопрос: какую роль вы отвели бы феномену социалистической системы и Советскому Союзу в мировой истории?
 
 Тема 25. Информационная революция и глобальные проблемы современности.
 План.
 1. Сущность информационной революции и процессы глобализации.
 2. Постиндустриальное общество: характеристика и перспективы развития.
 3. Глобальные проблемы современности. Роль международных организаций в их решении.
 Источники:
 1. Цели в области развития, сформулированные в Декларации тысячелетия. / Россия в мировой цивилизации. Хрестоматия. Указ. изд., с.209-211.
 2. Доклад о насилии и здоровье в мире. Всемирная организация здравоохранения. - Женева, 2002. - 8с.
 Обязательная литература:
 1. Мир на пороге столетия. Под ред. Академика РАО В.И. Купцова. Учебное пособие. - Чебоксары: Изд-во Клио - Кредо-XXI. 1993. - С.97-107, 182-192.
 2. Белл Д. Предисловие к русскому изданию 1999 г. /Указ соч., с. LXXXV-CXLIV.
 3. Иноземцев В.Л. Наука, личность и общество в постиндустриальной действительности. //Российский химический журнал. - 1999. - №6. - С. 13-22.
 4. Петрова И.А. Информационная революция и ее прогнозируемые последствия. //Гуманитарное образование и медицина. Cб. науч. трудов: Т.57, вып. 2., - В-д: Издатель, 2001. - 240 с.
 Рефераты.
 1. Информационные технологии в медицине.
 2. Здравоохранение в постиндустриальном обществе.
 3. Изменение роли науки и образования при переходе к постиндустриальному обществу.
 4. Глобалисты и антиглобалисты: противоречие целей и методов.
 5. Экологические катастрофы реальные и прогнозируемые.
 6. ООН и разоружение.
 7. ВОЗ в борьбе с социальными потрясениями.
 
 
 Дополнительная литература:
 1. Балуев Д.Г. Информационная революция и современные международные отношения: Учебное пособие. - Нижний Новгород: ННГУ, 2000. - 107 с.
 2. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года. - Екатеринбург: У-Фактория, 2002. - 120 с.
 3. Глобальные проблемы современности. Учебное пособие. /Тураев В.А - М.: Логос, 2001. - 191с.
 4. Глобалистика: начала науки о современном мире. Курс лекций. /Федотов А.П. -Аспект Пресс, 2002. - 224с.
 5. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления. Официальные материалы. - М.: УРСС, 1997. - 384с.
 6. Мир нашего завтра: антология современной классической прогностики. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - С. 321-339.
 7. Иноземцев В.Л. Постиндустриальное хозяйство и постиндустриальное общество (К проблеме социальных тенденций XXI века). // Общественные науки и современность. - 2001. - №3 - С.140-152.
 
 Методические рекомендации.
  Введение в тему. Мы с Вами живем в крайне напряженный период человеческой истории. Не только наша страна является обществом переходного типа (по классификации ООН), но весь мир находится на историческом переломе. Наиболее развитые страны и, в первую очередь, США вступают в эпоху постиндустриальной цивилизации, которая меняет облик этих стран и народов. Этот процесс, вызванный к жизни информационной революцией, сулит передовым странам прогрессивные изменения в социально-экономическом, политическом и культурном развитии. В тоже время большая часть населения планеты превращается в периферию ("мировую деревню"). Переход к постиндустриальной цивилизации сопровождается нарастанием глобальных проблем человечества, которые обостряются по мере развития так называемого процесса "глобализации". В ходе семинара Вам предстоит разобраться в сущности всех этих явлений, в запутанности и противоречивости целого ряда понятий, которые далеко не всегда корректно употребляются средствами массовой информации.
  Прежде чем приступить к подготовке первого вопроса вспомните материалы занятий по 3, 9-10, 16 темам курса. Какова роль технологических революций в истории? Какие явления мы называем технологическими революциями? Почему? Ответив на эти вопросы, обратитесь к материалам лекции и учебника Купцова В.И. (с.97-107). Подумайте, какие положения этого учебника устарели или могут быть дополнены за десять лет прошедшие с момента выхода учебника. Назовите основные этапы развития компьютерных технологий. Используя свои знания биологии и химии, подумайте о тех возможностях, которые открывают нам биотехнологии в медицине, сельском хозяйстве, экологии и др. Что может дать людям генная инженерия. Разберитесь в сущности нанотехнологий. Несомненно, далеко не обо всех передовых технологиях идет речь в учебнике и лекции. Постарайтесь назвать те технологии, которые смогут в будущем серьезно повлиять на развитие человеческого общества. Можете ли Вы приготовить короткое сообщение о них на семинаре. По лекции и книге Д.Белла (указ. стр.) определите хронологические рамки информационной революции.
  Не спешите закрывать книгу Д. Белла, так как подготовку ко второму вопросу лучше начинать с проработки раздела "Постиндустриальное общество" во введении к русскому изданию. Какие самые важные отличия постиндустриального общества от индустриального и доиндустриального выделяет Д. Белл? Воспользоваться можно также схемой данной на лекции. Какие социальные изменения анализируются в данном разделе? Что Белл относит к сфере услуг? После ответа на эти вопросы следует обратиться к материалам лекции и статье Иноземцева В. Л.2 Необходимо более четко проследить процесс образования и место "класса интеллектуалов" в постиндустриальном обществе. Какое влияние этот класс оказывает на политическую, экономическую и культурную жизнь постиндустриального общества. Вспомните наиболее богатых людей в развитых странах, какой класс они представляют, в каких отраслях они работают? Следующим важным моментом является изменение роли и места образования и здравоохранения в постиндустриальном обществе. В чем заключается новая культурная революция, когда она началась? Какие изменения в здравоохранении происходят по мере становления постиндустриального общества? Как эти изменения социальной структуры общества сказываются на развитии форм государственного устройства и политики государств? Самостоятельно сделайте вывод об основных направлениях политики правительств стран переходящих в стадию постиндустриальной цивилизации. На Ваш взгляд, соответствует ли этим направлениям политика Российского правительства? Предложите свою программу выхода из кризиса.
  Подготовка к третьему вопросу может показаться Вам не сложной, так как о глобализации и глобальных проблемах Вы слышите ежедневно по телевидению и читаете в газетах. Давайте разберемся, в первую очередь, с термином "глобализация". Прочитайте, соответствующий раздел в книге Д. Белла. К каким проблемам экономическим или политическим относит он данное явление? Чем отличается международная и глобальная экономика? Какова роль транснациональных компаний в современном мире? По материалам лекции назовите новые формы проявления глобализации. Можете ли Вы объяснить рост антиглобалистских настроений в мире.
  Подумайте, какие проблемы мы сегодня называем глобальными и почему? Были ли такие проблемы в XVIII или XIX веках. При подготовке к этим вопросам рекомендуется использовать материалы лекции и литературу, указанную в списке дополнительной литературы, выбрав материал по тем проблемам, которые Вам представляются наиболее интересными и важными. Назовите глобальные проблемы современности и постарайтесь соотнести их с деятельностью различных международных организаций. Какая из глобальных проблем Вам представляется сегодня наиболее опасной? Подумайте, какие требования к поведению каждого человека вытекают из этих проблем. Составьте для себя, как гражданина мира и будущего врача программу действий по внесению посильного вклада в решение этих проблем.
 
 Тема 26. Россия в 90 - е годы: смена модели общественного развития.
 План.
 1. Становление новой российской государственности. Радикальная социально-экономическая модернизация.
 2. Внешнеполитическая деятельность России в условиях новой геополитической ситуации.
 
 Источники:
 1. Нобелевская лекция М.С. Горбачева. (Россия в мировой цивилизации: Хрестоматия /Под. Ред. И.А. Петровой. - М.-В-д: Издатель, 2003.) - С.198-209.
 2. Конституция Российской Федерации. Там же. - С.212-221.
 Обязательная литература:
 1. История России. XX век./ А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитриенко и др. - М.: Изд. АСТ, 1998 - С. 588-605.
 2. Мир и россияне в XX веке. Под общей редакцией проф. Г.В. Орлова. - Волгоград: Издатель, 2001 - С.387-479.
 3. Орлов А. С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. - М.: ПРОСПЕКТ, 1999. - С. 465 - 478 .
 Рефераты.
 1. Распад СССР: различные точки зрения.
 2. Современная российская государственная символика.
 Дополнительная литература.
 1. Алексеев В.В., Алексеева Е.В. Распад СССР в контексте теории модернизации и имперской эволюции. //Отечественная история. - 2003. - №5. - С.3-20.
 2. Верт Н. История советского государства. 1900-1991. - М.: Прогресс-Академия, 1994. - С.519-528.
 3. Отечественная история: Элементарный курс/ Под. ред. проф. И.М. Узнародова, проф.Я.А. Перехова. - М.: Гардарики, 2002. - С. 381-406.
 4. Соболева Н. А. Российская государственная символика: история и современность. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
 5. Согрин В. Уроки российской истории и современные реформы. // Вопросы философии. - 2002. - №11 - С. 3-24.
 
 Методические рекомендации.
  Изучение современной истории всегда сопровождается определенными трудностями. Многие процессы еще не завершены, они трудно поддаются обстоятельному анализу, их оценки как правило имеют ярко выраженную идеологическую окраску. Это обстоятельство необходимо учитывать при подготовке к данному семинарском занятию.
  При подготовке первого вопроса выделите из нобелевской речи М.С. Горбачева основные проблемы развития советского общества в конце 90-х годов. Обратите внимание на события августа 1991 года, в чем их главное значение? Какие изменения в политической сфере повлек за собой августовский путч? Как эти события связаны c распадом СССР? Какие объективные и субъективные факторы распада СССР можно выделить? Как создавалось Содружество Независимых Государств (СНГ)?
  Что подразумевала под собой "шоковая терапия"? Каковы цели приватизации, либерализации цен и их последствия? Каково отношение населения к радикальным реформам? Выделите их положительные и отрицательные черты.
  В чем проявился кризис власти в октябре 1993 года, в чем состояли противоречия между законодательной и исполнительной властью, чем завершился кризис, что понимают под демонтажем органов советской власти? Что представляет собой прямое президентское правление?
  Внимательно ознакомьтесь с текстом Конституции Российской Федерации. Как по Конституции определяется форма государственного устройства РФ, кто является главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти? Обратите внимание на права и свободы человека, провозглашенные Конституцией. Соответствуют ли они международным нормам? Какими полномочиями наделен президент? Что Вы понимаете под правовым государством, гражданским обществом?
  Каким образом правительство пыталось провести корректировку экономических реформ? Что такое дефолт?
  Как Вы оцениваете процедуру назначения Б.Н. Ельциным своего преемника - В.В. Путина?
  Проблемой особой важности во внутриполитической обстановке являются межнациональные отношения, в первую очередь, чеченский вопрос. В чем причина чеченского кризиса, каковы пути его преодоления?
  Каковы, на Ваш взгляд, результаты реформирования России в начале XXI века и перспективы его развития? Каковы перспективы развития российского общества в оценках различных политических партий?
  Каковы планы выхода из кризиса нынешнего правительства? Назовите, на Ваш взгляд, наиболее важные проблемы современной России.
  При подготовке второго вопроса семинарского занятия постарайтесь ответить на вопросы:
 * каким целям подчинена внешняя политика современной России?
 * как изменилась международная обстановка на рубеже веков?
 * каковы особенности новой геополитической обстановки, что означает тенденция перехода от однополярного к многополярному миру?
 * в чем значение вступления России в Совет Европы?
 * как влияет на международные отношения проблема внешнего долга России?
 * как складываются отношения России со странами СНГ, Ближнего и Дальнего зарубежья?
 * какова позиция России по отношению Югославскому, Иракскому кризисам?
 * как складываются отношения России и НАТО?
 * какие меры, на Ваш взгляд, могут помочь России занять достойное место в мировом сообществе?
  Завершая изучение курса "Россия в мировой цивилизации", советуем Вам следить за современными событиями в нашей стране и за рубежом, пытаться разобраться в них, определить свою собственную позицию.
 
 
  Тема 27. Особенности цивилизационного развития России.
  Пояснения к теме: Итоговый семинар по курсу "Россия в мировой цивилизации" проводится в виде конференций, "круглых столов", дискуссий. Выбор формы проведения итогового семинара кафедра оставляет за студенческим коллективом группы. Тема семинара позволяет студентам не только вспомнить основные материалы курса, но и показать свои навыки при подготовке докладов и рефератов, умение вести дискуссию. Кроме этого для студентов, работающих в СНО, такой семинар является важным моментом апробации своей научной работы. Комплексный характер вынесенной на обсуждение проблемы позволяет каждому студенту свободно определить как тему выступления, так и его форму. Тем не менее, кафедра считает необходимым предложить основные проблемы для обсуждения:
 1. Русский народ: особенности этногенеза.
 2. Роль природно-географического фактора в истории России.
 3. Особенности развития российского феодализма.
 4. Роль норманнов в русской и английской истории (сравнительный анализ).
 5. "Варварские королевства" Европы и Киевская Русь: общее и особенное.
 6. Монархии в Европе, Азии и России - динамика развития.
 7. Геополитическое пространство России.
 8. Россияне: народ, нация, гражданство.
 9. Экономическое и политическое развитие в период образования централизованного государства. Особенности становления в России.
 10. Сословия в русской истории.
 11. "Революции сверху" в России.
 12. Европейские и Российские университеты: традиции и новации.
 13. Медицинская интеллигенция в истории российского общества.
 14. Особенности формирования и политического развития русской буржуазии.
 15. Государственный аппарат и его функции в истории Запада и России.
 16. Промышленная революция в России (специфика экономических, социальных и политических факторов развития).
 17. Опыт социалистического развития: уроки истории.
 18. Россия в международных отношениях прошлого и настоящего.
 19. Место России в современном мире.
 20. Социальные проблемы России и опыт Запада и Востока.
 21. "Как нам обустроить Россию?"
 22. Кто будет "обустраивать" Россию. Демографические проблемы современной России.
 23. Студенческая молодежь и будущее России и мира.
  Подборку документальных и историографических источников по данным проблемам Вы можете найти в кабинете гуманитарных наук.

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу