<< Пред.           стр. 1 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА
 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
 РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МЕНЕДЖМЕНТ
 (СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ)
 Под редакцией Ф.М. Русинова и М.Л. Разу
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МОСКВА
 ИД ФБК-ПРЕСС
 1999
 
 
 
 
 
  ОГЛАВЛЕНИЕ
 
  ВВЕДЕНИЕ
  ГЛАВА1. Сущность современного менеджмента
  1.1Социально-экономические основы современного менеджмента
  1.2 Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента
  1.3 Отношение государственного управления и систем менеджмента
  1.4 Менеджмент и менеджеры
  Глава 2. Российский менеджмент и национальная культура
  2.1 Особенности национальной деловой культуры
  2.2 Роль российской культуры в системе современного менеджмента
  2.3 Профессионализм менеджмента
  Глава 3. Человек в системе современного менеджмента
  3.1 Сущность и содержание труда руководителя
  3.2 Организационное поведение человека в социально-экономических условиях
  3.3 Лидерство и властные отношения в системе менеджмента
  Глава 4. Мотивация деятельности человека - основа обновления и развития коллектива
  4.1 Теория мотивации и ее место в процессе активизации деятельности
  4.2 Побуждение потребностей, интересов и стимулов в поведении человека
 
  4.3 Типы вознаграждения и их влияние на мотивационное поведение человека
  4.4 Мотивационный механизм активизации деятельности в системе менеджмента
  Глава 5. Функции современного менеджмента
  5.1 Сущность и содержание функций менеджмента
  5.2 Основные функции менеджмента
  5.3 Функции в системе менеджмента
  Глава 6. Организационные структуры системы управления
  6.1 Название и содержание
  6.2.принципиальное положение формирования организационных структур управления
  6.3 Тенденция развития организационных структур управления
  6.4 Организационно-правовые основы формирования структур управления
  Глава 7. Организационный инструмент менеджера
  7.1 Сетевые матрицы в системе менеджмента
  7.2 Выбор и анализ функции управления
  7.3 Проектирование функциональной модели. Матрица разделения административных задач управления (РАЗУ)
  7.4 Организационная модель управления
  Глава 8. Решение в системе менеджмента
  8.1 Управленческие решения и их классификация
  8.2 Требования к обеспечению качества и эффективность управленческих решений
  8.3 Алгоритм принятия управленческого решения
  8.4 Принципы анализа и прогнозирования управленческих решений
  8.5 Методы экономического обоснования выбора управленческих решений
  Глава 9. Инновационный менеджмент
  9.1 Основные понятия
  9.2 Организационные формы и ресурсное обеспечение инновационного менеджмента
  9.3 Прогнозирование инновационного развития хозяйственной системы
  Глава 10. Финансовый менеджмент
  10.1 Сущность финансового менеджмента
  10.2 Функции и принципы финансового менеджмента
  10.3 Организация Финансового менеджмента
  10.4 Финансовое планирование и анализ
  Глава 11. Налоговый менеджмент
  11.1 Сущность и функции налогового менеджмента
  11.2 Организация внутрифирменных денежных потоков
  11.3 Методы и объекты текущего налогового менеджмента
  11.4 Отрицательный эффект налогового планирования
  Глава 12. Производственный менеджмент
  12.1 Структура производственного менеджмента и планирование деятельности
  12.2 Организация подготовки производства новой продукции
  12.3 Организация основного производства
  12.4 организация обслуживающего производства
  12.5 Реализация стратегии маркетинга
  Глава 13. Ресурсное обеспечение, эффективность и качество системы менеджмента
  13.1 Ресурсно-потенциальный подход к определению эффективности хозяйствования
  13.2 Методологические основы оценки результативности и эффективности систем менеджмента
  13.3 эффективность и качество деятельности менеджера
  13.4 Оценка качества и профессиональный отбор менеджеров
 
 
 
  1. СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 
 1.1. Социально-экономические основы современного менеджмента
  Формируя социально ориентированную экономику в России, необходимо решить главный вопрос: как и сколько платить? Если платить по труду, то надо учитывать, что труд - это процесс совместной деятельности, он не имеет стоимости, его нельзя взвесить. Не следовало бы мудрить, вводя различные измерители этого процесса, в частности нормативы - условные, абстрактные и т.д. Платить надо за полезность создаваемого продукта, оплата должна зависеть от потребительной стоимости. Платить не по затратам, а по конечному результату труда, выкристаллизовавшемуся в стоимости проданного продукта труда и оказанных услуг.
  Следует строить государство и общество с общедемократическими идеалами на основе воссоздания таких социально ориентированных структур, в рамках которых взаимодействовали бы религиозные традиции, формы семейного воспитания, сохранялся бы определенный социальный контроль за социализацией молодого поколения, гуманизацией общества и др.
  Кое-кто из сторонников быстрого перехода на рыночную систему считает, что наше выживание связано с конвергенцией (сближением, а в перспективе - слиянием мировых систем). Хотя мир - одна цивилизация, все мы взаимосвязаны и взаимозависимы, но не конвергенция -столбовая дорога цивилизации, а мировое сосуществование всех систем с взаимным обогащением и конкуренцией в сферах материальной и духовной деятельности. Создание моносистемы неизбежно приведет к застою и загниванию как в социальном, так и в экономическом аспектах, ибо моносистема исключает дуализм, не допускает борьбы противоположностей, а игнорирование законов диалектики, в частности единства и борьбы противоположностей, не способствует динамичному развитию.
  Рыночная экономика России развивается в условиях действия не только равновесных, но и неравновесных процессов и систем. Поэтому надлежит учитывать естественнонаучные и гуманитарные законы. Тем более что к наукам материального толка, к которым должна относиться и экономика, применимы два критерия: физический и социально-гуманитарный. Первый требует описывать сущность явлений на точном языке физики и математики. Второй, ориентируя ученого на субъект, личность, на его цели, желания, эмоции, дух, не предполагает использование математики, оставаясь размытым, аморфным.
  Физический критерий, в принципе, применим и к гуманитарным объектам, но неопределенность их поведения оставляет множество лазеек для проникновения ложных концепций. Среди научных принципов нет места эмоциям: любая наука, в том числе и экономическая, проверяется практикой, экспериментом.
  Что же в свете этого представляла собой прежняя экономика?
  Ранее считалось, что экономика функционирует согласно закону планомерного и пропорционального развития. Провозглашенный волевым образом закон не сработал. А постулат о единстве и согласованности экономических интересов общества, коллективов и работников носил абстрактный характер, и его действие на практике не ощущалось. Ясно одно: активизация деятельности людей зависит от действенности мотивационного механизма, который до сих пор недооценивается.
  Между тем согласно законам диалектики и термодинамики, чем больше ограничений имеет малоорганизующаяся система, тем больше она требует ресурсов и энергии для поддержания своего существования, следовательно, развивается труднее" медленнее, чем система без лишних ограничений.
  Динамика развития сложных, материальных процессов всегда нелинейна и многовариантна, и тот процесс, который реализуется в действительности, зависит от множества факторов, даже мельчайших. Нужно иметь в виду, что приближаться к оптимальным решениям или выходить из неожиданных ситуаций может лишь та система, которая раскрепощена, имеет экономическую свободу, свободу организации, свободу мышления и слова,
  Необходимо учитывать, что рынок может быть только неравновесным, в лучшем случае, в идеале, - рынком в состоянии текущего равновесия, так как мощный, прессинг научно-технического прогресса приводит к тому, что точка равновесия все время смещается. Любые установки и нормативы, особенно установленные на длительное время, губительны для НТП, а творить его необходимо, творить на свободном рынке, где ни покупатель,
  ни производитель, ни торговец не знают никаких ограничений, кроме моральных норм.
  Многие экономические теории базировались на классическом понятии равновесия, хотя еще в начале XX века было установлено, что равновесный экономический процесс - это перпетуум-мобиле. В настоящее время выдвигается идея о том, что, во-первых, экономике присуща диссипативная структура; во-вторых, производственные процессы развиваются в сторону дезинтеграции, т.е. распыления в соответствии со вторым законом термодинамики; в-третьих, возникает необходимость выяснения роли технологических разрывов в экономическом процессе.
  Существование диссипативных структур в экономике возможно лишь при больших потоках энергии и энтропии. Чем больше рост энтропии в системе, тем она жизнеспособнее, тем больше вероятность, что эта система выиграет в конкурентной борьбе. А рост энтропии зависит от увеличения числа элементов, составляющих систему, и способов их самоорганизации. Из этого следует, что крайне целесообразно увеличивать число укладов, свободу их выбора, перемещений, разукрупнение предприятий и т.д.
  Диссипативность - это сущность динамического развития экономики. Главной движущей силой упорядоченности и самоорганизации социально-экономических систем является удаленность от равновесия, что прямо противоположно утопическому стремлению некоторых ученых-экономистов к равновесию. Такой принципиально новый подход к формированию рыночного механизма позволяет создавать гибкие, самоорганизующиеся и самоуправляемые структуры различных форм собственности. Экономика России может выжить только в том случае, если она будет совмещать разнообразные формы собственности, в том числе с частным сектором как наиболее оправдавшим себя, во всем мире. Совмещение многообразных фирм собственности должно осуществляться не Путем волевого разделения долей государственного сектора, а в условиях свободной конкуренции на рынке.
  Увеличение потоков информации не является самоцелью, а служит главным образом инновационным средством, Т.е. способствует увеличению производства наукоемкой продукции: новой продукции, Новых видов услуг, новой технологии и средств производства, новых форм организации производства и др.
  Успех в конкурентной борьбе невозможен без Технологического обновления производства, ресурсосбережения. Справедливо и обратное: непрерывное изменение экономических структур способно стимулировать изменения в технологии. Значит, условие выживания социально-экономических систем как диссипативных структур заключено в их непрерывном изменении, в разнообразии экономических укладов и свободе переходить в любой из них, в радикальном изменении значений обратной связи, что может осуществиться только на свободном рынке, но не при административной системе, сигналы от которой поступают с опозданием, искажением.
  Основами эффективного производства в рыночной экономике являются технология и прогрессивный механизм ее реализации. Между затратами на технологию и эффективностью производства имеется связь, похожая на вытянутую по строке S-образную кривую (рис. 1.1). Вначале затраты больше, а отдача меньше, затем отдача резко возрастает при довольно скромных затратах, в последующем эффективность падает и, достигнув предела, уже не зависит от финансовых вливаний. Предельные состояния - это неотъемлемая часть жизни, когда достижение нового уровня технического прогресса становится все более трудным и дорогостоящим.
  Кардинальное средство избежать потерь и чрезмерных затрат - переход на новую S-образную кривую, так как их смена - это и есть технический прогресс (ТП). Ключ к успеху-это нововведения. Для предприимчивых менеджеров нет более ответственного момента, чем кардинальная и своевременная смена технологий, т.е. переход с одной S-образной кривой на другую.
  За рубежом такой переход называют технологическим разрывом. Если эволюционное развитие технологии путем некоторого улучшения старого процесса позволяет достичь успеха, то переход может дать 10-кратный выигрыш, прибыль в 100-500%. Однако этот переход вносит дезорганизацию в производство. Именно в этот момент по статистике погибают 7 из 10 фирм. Погибают те, которые не учитывают, что в предпринимательском мире наступила четвертая эра технологического разрыва (ТР) - эра управления технологическим обновлением (УТО).
  Меняется само содержание ТП: это уже не функция времени, а функция затрат на новую технологию. Главным сейчас становится экономический выигрыш в перспективе за счет сегодняшнего вложения средств. Ни одна другая сфера управления не может сравниться с УТО по Потенциалу роста производительности труда. Эра УТО набирает ускорение. SS-переходы учащаются и становятся круче. Главное средство преуспеть- это конкурировать с самим собой, своевременно осуществляя переходы. Сегодняшняя экономичность за счет упущения технологической результативности - самоубийство, так как старая технология весьма уязвима в условиях конкуренции.
 
  Рис. 1.1. Зависимость технико-экономических результатов от затрат
  на технологическое обновление:
  S1 и S2 - технологические кривые; О1 - начало разработки технологии S1; • - точка, когда целесообразен Переход S1 - S2; ТР - технологический разрыв.
  Выход из этой сложной фазы - непростое дело: необходимы политическая стабильность, национальное согласие, научно обоснованная уверенность в завтрашнем дне, профессиональные руководители в системе государственного управления и опытные менеджеры рыночных структур.
 
  1.2. Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента
  Перестройка системы хозяйствования - одно из важнейших направлений реформирования экономики России. Особое значение она имеет на уровне предприятий, организаций, объединений, акционерных обществ, которые в данном базовом учебнике объединены термином "корпорация", или "социально-экономическая система", так как основные методологические и практические рекомендации могут быть применены и к коммерческим, и к некоммерческим организациям.
  В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации термин "предприятие" сохранил свое значение только для групп предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Все остальные юридические лица получили название организаций, которые подразделяются на две группы;
  • коммерческие, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли;
  • некоммерческие, основная цель деятельности которых заключается в эффективной организации и реализации какой-либо функции на основе бюджета и не связана с извлечением прибыли.
  Одним из условий развития конкуренции в российской экономике является формирование многообразия форм собственности и соответствующих им методов хозяйствования. В результате разгосударствления и приватизации создаются альтернативные государственному сектору структуры хозяйствования.
  Отношения собственности составляют глубинную основу реформирования всей системы управления производством, затрагивают фундаментальные сферы трудовой мотивации. От сущности и содержания трудовой мотивации во многом зависит характер поведения экономических субъектов, их отношение к имуществу, результатам производства, труду.
  Зависимость систем менеджмента от форм собственности многообразна, сложна и противоречива. Сама по себе ни частная, ни смешанная, ни государственная, ни муниципальная собственность еще не гарантируют высокой эффективности менеджмента, рачительного и конкурентоспособного хозяйствования. Они лишь закладывают фундамент многообразия форм менеджмента и хозяйствования, в корне изменяют экономические условия функционирования социально-экономических систем, требуют принципиально новых подходов к организации корпоративного управления. Основная задача состоит в выборе собственника, способного обеспечить эффективное, конкурентоспособное предпринимательство.
  По формам собственности, организации и содержанию экономической деятельности можно выделить несколько видов предпринимательства, или интрапренерства: подрядное и арендное (собственность на результаты труда и доход, распоряжение имуществом); партнерское и частное с образованием юридического лица с ограниченной ответственностью (малые предприятия, товарищества, кооперативы, как правило, использующие наемный труд); коллективное (собственность трудового коллектива на имущество, продукцию и доходы); акционерное (собственность владельцев акций, включая сторонние предприятия и организации); инновационное (на базе интеллектуальной собственности); по контракту (на базе договора менеджера или администрации в целом с собственником предприятия); финансовое (операции с ценными бумагами, в том числе поручаемые финансовым и страховым компаниям, без обязательного личного участия в труде и управлении) и др.
  Одним из наиболее перспективных направлений предпринимательских (интрапренерских) структур становятся так называемые инкубаторы. Они, предоставляя всем участникам предпринимательской деятельности равные права на риск и ошибки, позволяют подготавливать специалистов к работе в рыночных условиях и к руководству людьми. Получив свободу действий, организаторы и участники интрапренерских подразделений легко осваивают предпринимательский стиль управления, овладевают принципами и методами инновационного менеджмента и учатся работать в условиях повышенного хозяйственного риска, К самостоятельности добавляется не только административная, но и личная ответственность за себя и свой коллектив.
  Однако этим преимущества инкубаторов не ограничиваются. В интрапренерских организациях" особенно там, где используется венчурный капитал, можно проверять, не особенно беспокоясь за последствия, принципиально новые технологии, новые методы оргпроектирования децентрализованных производственных структур, новые способы стратегического планирования и инновационного менеджмента. При этом нет опасности сорвать основную производственную программу головного предприятия.
  По степени стратегической значимости разработок и их технологичности с точки зрения существующей производственной структуры применяется следующая классификация интрапренерских структур в виде инкубаторов: 1) непосредственная интеграция (нововведение имеет большую стратегическую значимость и тесно связано с основным производством); 2) отдел разработки нового продукта или развития нового направления хозяйственной деятельности (нововведение имеет большую стратегическую значимость и частично связано с основным производством); 3) новые специализированные хозяйственные единицы (нововведение имеет большую стратегическую значимость, однако слабо связано с основным производством); 4) микроотделы новых рискованных инициатив (нововведение имеет неопределенную стратегическую значимость, но при этом сильно связано с основным производством); 5) независимые хозяйственные единицы (нововведение имеет неопределенную стратегическую значимость и совершенно не связано с основным производством).
  В смешанной рыночной экономике, в частности в промышленности, функционируют следующие четыре группы иерархических уровней.
  Первая группа - это люди, занятые производством определенной продукции, необходимой для других общественных звеньев и для общества в целом. Здесь формируется технический, или "первичный", уровень материального производства. Это начальная ступень организации, по существу элементарный объект, которому присуща управленческая функция "организация".
  Вторая группа объединяет людей, занятых управлением в производстве и распределении. Она образует уровень организации промышленного бизнеса, или менеджеральный, уровень к которому относятся люди, принадлежащие к институту менеджеров, управляющих, занимающиеся организацией производства, сбытом товаров, заготовкой материалов, набором кадров и т.д. Этот уровень действует не от собственного имени, а управляет по уполномочию более высокого уровня.
  Третья группа - это люди, составляющие институциональный уровень, задача которого состоит в том, чтобы управлять деятельностью института менеджеров, узаконивать ее. Этот уровень представлен советами директоров или членами правлений корпоративных объединений, акционерных обществ, смешанных предприятий, частных и коллективных предприятий. Сюда же входят казенные унитарные предприятия.
  Четвертая группа объединяет людей, занятых в правительственных органах, определяющих политику государства. Они составляют высший, социетальный уровень управления, который в конечном счете олицетворяет целостность общественной системы. В современном обществе социетальный уровень организации наиболее четко выявляется в политических понятиях. Через свои органы юридической системы, через отношение к национальной безопасности и другие функции правительство в национальном масштабе создает основной костяк организации государственного управления на уровне общества в целом,
  Именно здесь, на государственном уровне, устанавливаются образцы, нормы социального действия и поведения, осуществляются контроль за их выполнением, а также координация и взаимодействие различных секторов экономики.
  Почему Необходимо государственное управление, прогнозирование и регулирование? В системе вертикального взаимодействия четырех групп иерархических уровней, например в промышленности, функционируют различные формы собственности. Разнообразие форм собственности предопределяет различие целей функционирования, единство и различие интересов субъектов и объектов как государственного управления, так и менеджмента в коммерческих, негосударственных структурах.
  Формирующаяся система организационно-управленческих, социально-экономических и межличностных отношений в различных формах собственности характеризуется существенным различием, как по сути, так и по содержанию. Поэтому при выборе модели мотивационного механизма и государственного управления и менеджмента горизонтальных структур необходимо выявить структуру организационно-управленческих отношений, определяя потребности, стимулы и мотивы субъектов и объектов.
  В мировом сообществе происходит кардинальный пересмотр стратегии научно-технического развития. Возобладало отношение к технологии как к началу начал современной научно-технической революции. Оно еще более окрепло в период энергетического кризиса, когда на первый план вышла стратегическая задача создания и широкого применения ресурсо-сберегающих технологий.
  Технологический подход к научно-техническому развитию производства и социальной сферы характеризуется комплексностью и ориентацией на конечный результат. Такой подход существенно меняет организацию производства и сферы обслуживания.
  В условиях насыщенности западного рынка товарами высокоразвитые страны меняют ориентиры с производства массовой продукции на производство мелких серий большого набора товаров. Реальностью становится уменьшение потребности в стандартных видах продукции, растет разнообразие товаров, что в первую очередь обусловливает фундаментальные изменения, как в управлении, так и в структуре производства и его технологиях-
  Возникает потребность в небольших предприятиях, способных лучше адаптироваться к запросам покупателей. В результате создается примат потребителя над производителем, повышаются требования к товарам и их качеству, своевременности поставок, разнообразию товаров и услуг, приспособленных к запросам конкретного потребителя.
  Такой подход привел не только к новым типам технологий, но и к ускорению их обновляемости. Уже сейчас более быстрое обновление некоторых видов товаров становится характерным и для российского потребительского рынка.
  Стихийная сила рынка не в состоянии обеспечить эффективное функционирование экономики, а тем более развитие современного конкурентоспособного производства. Сама жизнь требует соответствующего централизованного и прогнозируемого развития экономики.
  Современное производство глубоко дифференцировано и диверсифицировано в различных отраслях, специализирующихся на выпуске определенной продукции. Но по мере дифференциации, возникновения все новых и новых отраслей возрастает роль межотраслевой координации, кооперирования связей, причем не только отраслей, но и экономических районов и территорий. Естественно, что ни отдельный собственник, ни даже крупная корпорация не в состоянии эффективно реализовать объективную тенденцию централизации. Эта тенденция и находит свое выражение в государственном управлении и регулировании.
  В условиях современной научно-технической революции уже существуют и возникают вновь такие отрасли производства, техники и науки (атомная энергетика, электроника, космическая техника и др.), организовать и усиленно развивать которые в рамках собственности отдельной, корпорации, не говоря уже об отдельном собственнике, невозможно. Здесь нужно объединение, концентрация огромных средств и материалов, усилий больших коллективов ученых, инженеров, рабочих. Система государственного управления является тем органом, который вынужден брать на себя эти сложные динамически развивающиеся, подчас противоречивые функции.
  Теория и практика современного менеджмента в России еще не освоены, а отечественные менеджеры пока не овладели должным образом передовым опытом. Обращаясь к международной практике менеджмента, российским руководителям следует учитывать, что американские менеджеры воспитаны на идеях рационалистической школы, последствия которой и сегодня сказываются на результатах хозяйствования и на формировании корпоративной культуры менеджмента.
  Сторонники организационного гуманизма Т. Питере, Р. Уотерман стремятся "перевоспитать" американских менеджеров, а задачи объективного отражения трудовых отношений на американских фирмах во всей их сложности оказались весьма непростыми, тем более что в сознании руководителей корпораций доминировали убеждения: текущая прибыль - любой ценой, цифры - важнее людей.
  Профессионализм в системе менеджмента постоянно отождествляется с твердолобым рационализмом. В американских школах бизнеса процветает рационалистический подход. Согласно этому подходу хорошо подготовленные профессиональные менеджеры могут управлять чем угодно. Рационализм, по мнению некоторых ученых и крупных практиков, уже привел ряд корпораций к серьезным ошибкам.
  При рационалистическом подходе недооцениваются покупатели, но он показывает, насколько рабочие могут идентифицировать себя с работой, которую они выполняют, если им предоставляют немного больше самостоятельности. Рационализм не позволяет ответить на вопрос, почему самоконтроль качества настолько эффективнее контроля, осуществляемого специализированной службой. Рационалистическая модель менеджмента не нацеливает на то, чтобы лелеять энтузиазм разработки новых продуктов, не побуждает менеджеров поощрять внутрифирменную конкуренцию изделий, дублирование и вытеснение одних продуктов другими. Рациональный принцип управления не согласуется с тем, что современные профессиональные менеджеры не только делают деньги, но и облегчают существование людей.
  В США долгие годы господствовала светская рационалистическая мифология, гением которой был американский руководитель корпорации с его организаторскими способностями. В 80-х годах обнаружили, что большинство бизнесменов и менеджеров оказались не в состоянии освободиться от тирании, сверханализа и узкого рационализма. В последние два десятилетия американские менеджеры все больше полагались на высокую оценку аналитической беспристрастности и методологической элегантности в ущерб интуиции, опирающейся на опыт. Быть узкорациональным часто означает занимать негативную позицию. Аналитический подход способствует предупреждению, а не поддержке.
  Профессиональный менеджер в США часто видит себя в роли судьи, который говорит либо "да", либо "нет" по поводу возникающих идей. Руководитель высшего звена считает, что его работа состоит в том, чтобы выносить суждения, наложить вето на новую идею, так как она якобы всегда непрактична, скорее сформулировать негативный довод, чем выдвинуть конструктивный.
  Капиталовложения сами по себе не дают оптимального эффекта. Качество продукции и производительность труда рабочих зависят от качества современного менеджмента. Профессиональные менеджеры определяют, изучают и анализируют проблемы. Они с головой уходят в специализацию, стандартизацию, эффективность, производительность и оперирование цифрами. Однако они идут на всякие увертки, когда надо принимать сложные решения. Иногда они жалко выглядят, когда им поручают добиться прибыльности, обеспечить нормальную работу и продвинуть организацию на новые рубежи. Менеджеры слишком мало занимаются своими рабочими, они их побаиваются.
  Стандартное образование больше не обеспечивает будущих высших руководителей (президентов) глубоким практическим знанием производственно-технологической базы их компаний. Им нужны финансовые, юридические, социально-психологические и другие знания. Остроту проблемы усугубляют утрата перспективы и отсутствие чувства Целостности системы. Менеджерам не хватает гуманитарного образования, широты взглядов, чувства истории. Японские и западногерманские менеджеры по профессионализму, гибкости, предприимчивости и решительности начинают обходить своих американских коллег. Причины отставания американцев в том, что в школах бизнесе их пичкают ненужными знаниями; профессиональным менеджерам не хватает ясной перспективы; менеджеры не идентифицируют себя с тем, что делает их фирма; они не проявляют достаточного интереса к своим сотрудникам; высшие руководители и их аппарат замкнулись на аналитических вопросах и недооценивают воздействие внешней среды.
  Менеджеры нового типа. В корпорациях США выдвигаются новые менеджеры, их отличительной чертой является стремление к наилучшей организации работы подчиненных. Они не настолько бессердечны, автократичны и зависимы от компании, как деловые люди 50-х годов, но вместе с тем все еще обособлены от людей и эмоционально недостаточно доступны.
  Проведенные исследований современной американской корпоративной культуры показали, что существуют четыре основных типа менеджеров: мастера, борцы с джунглями, люди компании и игроки.
  Мастера. Это люди, которые придерживаются традиционной системы ценностей, включая рабочую этику и уважение к людям. Окружающие оцениваются ими преимущественно с точки зрения того, насколько они творчески относятся к своим обязанностям. Эти люди, однако, бывают настолько поглощены предметом собственных творческих изысканий, что оказываются не в состоянии управлять сложными и изменчивыми организационными системами.
  Борцы с джунглями. Это люди, которые страстно стремятся к власти. Они воспринимают себя и окружающих как живущих в человеческих джунглях, где каждый стремится съесть другого. Их интеллектуальные, психические ресурсы направлены Преимущественно на обеспечение собственной безопасности и благополучия. Коллег по работе они обычно рассматривают как конкурентов или врагов, а подчиненных - как средство в борьбе за власть.
  Среди них, в свою очередь, выделяются два подтипа: львы и лисы. Львы- это победители, которые добились успеха и строят свою "империю". Лисы, устроив свои "гнёзда" в корпоративной организации, продолжают ловко и расчетливо продвигаться дальше. За счет предприимчивости им удается быстро подняться по служебной лестнице. Однако их планы обычно в конце концов рушатся в результате ответных действий тех, кого они в свое время обманули или использовали в корыстных целях.
  Люди компании. Они идентифицируют себя с организацией, к которой принадлежат. Если они психологически слабы, то стремятся подчинить себя другим и, скорее, добиться безопасности, нежели успехов. Будучи же волевыми и достаточно сильными, они стремятся к признанию со стороны окружающих, к усилению сплоченности корпорации. Наиболее творческие из них создают в компании атмосферу сотрудничества и дружелюбия, однако оказываются не в состоянии успешно устраивать дела в условиях сильной конкуренции.
  Игроки. Они рассматривают деловую жизнь вообще и свою работу в частности как своеобразную игру, любят рисковать, но с расчетом, и часто увлекаются новшествами. В отличие от борцов с джунглями они стремятся не к созданию собственной "империи", а к получению удовлетворения от победы как таковой. Их главная забота - приобрести славу победителей. Среди современных корпоративных менеджеров наиболее широко представлен именно последний тип.
  Однако руководителям, занимающим наиболее высокие посты, вместе с чертами игроков присущи черты людей компании. Они ведут игру в основном в интересах компании, идентифицируя себя с ней. Стимулируя интерес к работе у своих подчиненных, они поощряют тех из них, которые способствуют успехам компании, и наказывают тех, кто препятствует им.
  По мере того, как они продвигаются по служебной лестнице, их собственные интеллектуальные способности совершенствуются, а в характере переплетаются очень разные, порой противоположные черты: стремление к сотрудничеству и конкуренции, лаконичность стиля руководства и нетерпимость к бюрократизму, склонность к риску и трезвый расчет и т.д.
  Однако все это касается в основном интеллектуально-волевых, а не эмоционально-душевных качеств, т.е. тех черт личности, которые необходимы руководителю для правильного общения с людьми.
  Решающее значение для выявления сущности менеджмента имеет собственность, которая в настоящее, время тесно связана с ходом приватизации. Приватизация означает приобретение юридическими или физическими лицами у государства и местных органов управления в частную собственность: предприятий и. их подразделений; материальных и нематериальных активов предприятий; долей, паев, акций государства и местных органов управления в капитале акционерных обществ и товариществ; долей паев, акций приватизируемых предприятий в капитале иных АО и товариществ, предприятий с участием иностранного капитала, коммерческих банков, концернов, союзов и других объединений предприятий.
  Приватизация осуществляется несколькими способами: продажей акций акционерного общества открытого типа; продажей предприятий на аукционе; продажей предприятий по коммерческому конкурсу; инвестиционными торгами; продажей активов ликвидируемых и ликвидированных предприятий; выкупом арендованного имущества.
  Целями приватизации являются: создание слоя частных собственников; повышение эффективности работы предприятий; социальная защита работников; содействие финансовой стабилизации; создание конкурентной среды; демонополизация и привлечение иностранных инвестиций.
  Важная роль в решении этих задач принадлежит менеджменту и профессионалам-менеджерам. Для наглядности взаимодействие собственника (правления, директората), исполнительного директора (главного менеджера), производственного менеджера и финансового менеджера покажем на схеме (см. рис. 1.2 нас. 27). Их отношения регулируются контрактами, тем не менее большую роль играют личные контакты, взаимное доверие, стремление к сотрудничеству и процветанию корпорации.
  Действия предпринимателя определяются главным образом поведением поставщиков, потребителей и конкурентов, а действия финансового менеджера - поведением инвесторов, акционеров, кредиторов (включая коммерческие банки, финансовые органы, в том числе налоговые инспекции, страховые компании).
  Собственник или лица, уполномоченные собственником управлять его имуществом, в соответствии с законом и учредительными документами решают вопросы создания предприятия, определяют цели его деятельности, реорганизации и ликвидации, осуществляют контроль за эффективностью использования и сохранностью имущества, распоряжаются финансовыми ресурсами и проводят самостоятельную финансовую политику.
  Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на праве полного хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества. Отношения субъекта, управляющего предприятием, и собственника имущества регламентируются контрактом.
  Контракт на ведение предпринимательской деятельности, заключаемый предпринимателем и собственником имущества, определяет взаимные обязательства сторон, устанавливает ограничения прав использования имущества и осуществления отдельных видов деятельности.
  В том случае, когда предприниматель и собственник - одно лицо, ему принадлежит право ведения предпринимательской деятельности путем учреждения и приобретения предприятия, найма и увольнения работников,
  полного распоряжения прибылью после выполнения обязательств перед бюджетом и банками.
  Менеджеры в своей деятельности руководствуются следующими организационно-экономическими принципами.
  1. Равенством производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) перед внешними факторами.
  2. Равновесием цен (курсов, процентных ставок) на основе сбалансированности спроса и предложения.
  3. Экономическим регулированием самостоятельных действий субъектов рыночных отношений (производителей, продавцов, посредников, потребителей, покупателей).
  4. Использованием юридических законов для экономического регулирования.
  5. Наличием конкуренции как условия экономического прогресса и экономического регулирования.
 
  Рис. 1.2. Взаимодействие собственника, предпринимателя, менеджера по производству и финансового менеджера
 
  1.3. Отношения государственного управления и менеджмента
 
  История возникновения и развития государственности и соответственно форм и методов государственного управления насчитывает по крайней мере семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально менявших роль и значение феномена управления в жизни общества. За начало отсчета обычно принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры.
  Такое достижение в жизни-человечества привело к образованию особой группы жрецов - "бизнесменов", "коммерсантов", связанных с торговыми операциями, ведущих деловую переписку и коммерческие расчеты. В литературе по истории государственности эта первая управленческая революция характеризуется как религиозно-коммерческая.
  Вторую управленческую революцию связывают с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), издавшего свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения. На основе законов был внедрен светский стиль управления, усилен контроль и ответственность за выполнение работ. Поэтому вторую управленческую революцию считают светско-административной.
  Третья управленческая революция известна как производственно-строительная, ибо она была направлена на соединение государственных методов управления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства. Произошла она во времена Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.).
  Четвертая управленческая революция связана с зарождением капитализма и началом индустриального прогресса европейской цивилизации (XVII-XVIII вв.). Ее результатом стало отделение управленцев от собственности (капитала) и зарождение профессионального управления.
  Пятая управленческая революция (конец XIX - начало XX в.) известна как бюрократическая: ее теоретической платформой послужила концепция рациональной бюрократии. Основными ее результатами явились формирование крупных иерархических структур, разделение управленческого труда, введение норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности управленцев.
  Среди выдающихся государственных деятелей России на рубеже XIX-XX вв. видное место занимал Михаил Михайлович Сперанский. Централизованное управление пересекалось с губернским управлением, и Сперанский подготовил ряд правовых актов по упорядочению системы.
  Он сформулировал нормативные требования (свойства) к модели управления (образу правления) и общие правила организации управления. Его перу принадлежат записки и организационные проекты по переустройству государственного управления Российской Империи, а также проекты учреждений Сенатов, правительствующего и судебного. В конце 1826 г. Николай I учредил специальный комитет по реформированию государственного управления, в состав которого вошел М.М. Сперанский. В 1833 г. под его руководством завершилось составление первого Свода законов Российской Империи.
  Важная роль в укреплении государственности, формировании в России эффективной системы управления принадлежит Андрею Федоровичу Дерябину- крупному организатору российской промышленности на рубеже XVIII-XIX вв. Он принимал активное участие в разработке нормативных актов горного законодательства, в реорганизации местного и центрального управления горным и заводским производством. Им были подготовлены проекты по улучшению работы управленческого аппарата, повышению оперативности, сокращению документооборота, упорядочению структуры, установлению четких функций. А.Ф. Дерябин придавал важное значение мотивации, моральным и материальным стимулам, социальному обеспечению персонала,
  Итак, управление появилось, во-первых, с разделением и специализацией труда; во-вторых, с необходимостью организации коллектива для достижения какой-либо цели; в-третьих, с необходимостью в защите и охране социума, в установлении определенного законопорядка, в координации и регулировании развития различных сфер деятельности и т.д.
  Впервые проблему управления пытались решить древние египтяне. Они признали необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее плакирования и контроля за результатами, а также рассредоточения функций управления.
  Принцип универсальности управления был сформулирован Сократом за 400 лет до н.э. Его современник персидский царь Кир выдвинул идею о необходимости выяснения причин, побуждающих людей к действию, как мы сейчас говорим, мотивации. В Древней Греции занимались изучением способов выполнения трудовых операций и обеспечения их ритмичности. Платон сформулировал принцип специализации.
  Существует ли взаимосвязь государственного управления и менеджмента? Хотя значения русского слова "управление" и английского "менеджмент" близки, их нельзя трактовать однозначно - следует учитывать макро- и микроэкономические подходы, принципы и методы хозяйствования.
  Принципиальные различия в трактовке и применении этих понятий доступны, правда, только в основном, управленцам-практикам и ученым, изучающим историю* развития управленческой Мысли. Крайне важно разобраться в их происхождении, сути, содержании, а также в их взаимосвязи и различии (см. табл. 1.1).
  Понятие управления вообще и государственного управления, в частности, намного шире принятого понятия "менеджмент" в США, Европе, Японии. Государственное управление, а тем более социальное управление, применяется к самым различным видам человеческой деятельности. Имеется три основные области, сферы управления: 1) управление системами машин, технологическими процессами и вообще процессами, имеющими место при целенаправленном воздействии человека на природу; 2) управление деятельностью человеческих коллективов, решающих ту или иную задачу; 3) управление процессами, происходящими в живых организмах.
  Система государственного управления России имеет дело с социально-экономическими процессами, происходящими в многоукладной экономике, - в государственном, смешанном, частном секторе, а также в общественных некоммерческих организациях, применяя специфические методы регулирования, своеобразные экономические и организационные способы мотивирования и регулирования поведения различных структур хозяйствования в системе рыночных отношений.
 
  Таблица 1.1
  Принципы определения сущности управления и менеджмента
 
  Формальное определение понятий
 
  УПРАВЛЕНИЕ
  1Искусство (практика) выполнения управленческих работ МЕНЕДЖМЕНТ
  2 Наука (область человеческого знания)
  3. Функция (вид деятельности)
 
  4 Технологий управления
 
 
  5 Орган или аппарат управления
 
 
  6 Люди, управляющие чем-то или кем-то
 
  СУЩНОСТЬ_______.
 управления в закрытых системах
  менеджмента в открытых системах
  1
  2
  1Управление как административное воздействие
  1 Менеджмент как процесс мотиваций для активизации деятельности ; 2 Управление по отклонениям от плана и посредством постановки целей
  2 Менеджмент - ситуационное управление по конечным результатам
  3 Функциональное управление по стадиям производства
  3 Менеджмент - управление по бизнес-процессам и проектам
  4 Управление в жестких (властных) структурах
  4 Менеджмент- управление в гибких, смешанных структурах
  5 Управление на основе жестких инструкций и регламентации
  5 Менеджмент - адаптивное управление с использованием гибких технологий и с учетом индивидуальности человека
  6. Бескомпромиссное управление
  6 Менеджмент - управление на основе теории компромиссов
  7 Управление как жесткая система контроля
  7 Менеджмент - управление на основе гибких методов контроля, вмешательство в исключительных случаях
  8 Управление путем интеграции и ограничения и внутрисистемной конкуренции
 
 9 Управление как процесс реализации производственно-управленческих технологий
  8 Менеджмент - управление на основе диверсификации и неограниченной конкуренции
 
 
 9 Менеджмент - управление на основе контрактов, самоорганизации и самоуправления
  10 Управление на основе вертикального (одномерного) мышления и диктаторского стиля руководства
  10 Менеджмент - управление на основе корпоратизма, баланса стимулов и мотивов, сочетания интересов владельцев различных форм собственности
  11 Управление посредством ограниченного внутрисистемного маркетинга
  11 Менеджмент - управление на базе концепции многоуровневого и многопрофильного маркетинга
  Формирование интегральной теории социального управления постиндустриальным обществом
 
  1.3.1. Разграничение сфер деятельности
 
  между государственными и рыночными секторами экономики
  В условиях реформирования системы управления проблема разграничения сфер деятельности между государственным и рыночным секторами экономики приобретает особую актуальность. Возможно ли ввести приемы и методы работы рыночного сектора в государственную сферу и до какой степени такое возможно? Мнения практиков и ученых разделились. Одни отстаивают мнение о неприменимости методов рыночного сектора для государственной сферы, другие делают упор на черты сходства между ними, высказывая мнение, что любые различия между рыночным сектором и государственной сферой будут постепенно стираться.
  Сторонники мнения о неприменимости методов деятельности рыночного сектора к государственному приводят следующие аргументы:
  • государственные учреждения и организации не испытывают на себе влияния конкуренции и не имеют никаких стимулов для снижения затрат и повышения эффективности;
  • цели деятельности в государственной сфере - служить обществу, сохранять законность и порядок, бороться с бедностью, повышать благосостояние населения и др.;
  • государственные учреждения и организации гораздо больше подвержены влиянию со стороны политиков, групп давления, избирателей - тех, кто так или иначе заинтересован в деятельности государственного сектора;
  • функции государственной сферы ограничиваются законотворчеством;
  • государственная деятельность основана на налогообложении, а не на плате за ее услуги;
  • определенные виды деятельности должны обеспечиваться только государством (оборона, правопорядок, социальная сфера и др.) и не могут быть отданы на откуп рынку.
  Сторонники конвергенции государственной сферы и рыночного сектора считают, что различия между ними будут стираться и это уже проявляется в следующем:
  • государственные' учреждений1 начинают взимать плату за некоторые услуги;
  • рыночный сектор тоже заинтересован в решениях, принимаемых политиками, особенно тогда, когда некоторые фирмы сталкиваются с повышением затрат и снижением продаж;
  • деятельность рыночного сектора также ограничивается законодательными актами;
  • имеет место партнерство государственной сферы и рыночного сектора на местном уровне, например в работе по улучшению коммунального хозяйства.
  Все это свидетельствуют о том, что зачастую провести четкое разграничение между государственной сферой и рыночным сектором довольно трудно. Целесообразнее сравнивать их организационные аспекты (размер, процесс принятия решений, структуру, стиль и методы управленческой деятельности и др.).
  Анализ зарубежной практики показывает, что сравнение государственной сферы и частного сектора нужно делать с большой осторожностью. В частном секторе существует прямая связь между коммерческим успехом и качеством предоставляемой клиенту услуги. Государственные же учреждения находятся в гораздо более сложном положении, по многим параметрам весьма отличающемся от положения частного сектора.
  В принципе, предоставление услуг государственными учреждениями, характер этих услуг, способ их предоставления не находятся в зависимости от фактора рынка. В подобных обстоятельствах соотношение между общественными ожиданиями и уровнем предоставляемых государственными учреждениями и организациями услуг определяется на основе политической оценки социальных и экономических приоритетов. Поэтому напрашивается вывод; лица, исполняющие свои функции от имени государства, профессионально ответственны за то, чтобы выполнять свою работу с как можно более высоким качеством при имеющихся ресурсах.
  Решая вопросы разграничения сфер деятельности между государственным и рыночным секторами экономики России, рекомендуется учитывать характерные черты, которые приведены ниже.
  1.Приверженность к действию. Эффективная коммерческая организация сразу приступает к делу, а государственный чиновник анализирует, советуется, но не принимает решения, пока его не вынудят к этому.
  2.Быть ближе к клиенту. Коммерческая организация чутко прислушивается к запросам клиента и реагирует на его требования. В противном случае она разоряется. Основной же части органов государственного управления такой исход не грозит.
  3.Самостоятельность и предприимчивость. В людях следует стимулировать проявление ответственности и инициативы, отказ от рутины и покорного следования шаблонам и инструкциям.
  4.Эффективность через людей. Каждый работник коммерческой организации стимулируется за проявление новаторства, служащего улучшению работы. В государственной же сфере акцент делается на снижение затрат, а не на улучшение качества услуг.
  5.Выполнять работу несмотря на изменения в системе ценностей. Люди, работающие в коммерческой организации, разделяют общую систему ценностей и имеют в качестве мотивации цели коммерческой организации. Ценности, которых придерживаются чиновники и политики, меняются с течением времени. Так что же, если государственные служащие разделяют идеи одной партии, они не могут работать, если к власти придет другая партия? Избежать данной ситуации можно, если исходить из таких ориентиров, как профессионализм, концентрация усилий на конкретных требованиях клиента.
  6.Выбор сферы деятельности. Коммерческая организация должна уметь найти тот род деятельности, для которого она более всего пригодна, и заняться им. Что касается учреждений государственной сферы, то они выполняют те виды деятельности, которые предписаны им законодательством, распоряжениями и т.д.
  7.Простота структуры, нераздутые штаты. Коммерческая организация имеет простую структуру с небольшим числом иерархических уровней. Такой подход противоречит традиционной бюрократической структуре со множеством иерархических уровней.
  8.Сочетание жесткости и мягкости. Реализация основных целей контролируется сверху. В то же время нижние иерархические уровни самостоятельны в действиях, способствующих достижению этих целей. Должен быть найден баланс между централизованным управлением и свободой действий на местах.
  Государственное управление, приобретающее характер социального управления, как сфера сложной профессиональной деятельности становится объектом изучения ряда наук: социологии, политологии, правоведения, психологии, организационного администрирования, экономики, информатики и т.п. Каждая из этих наук должна иметь свой предмет исследования. Например, в США существуют два вида магистерских программ: "Государственное управление" и "Государственная политика и управление". Содержание первой программы определяют социально-политические науки, второй - экономика.
  В настоящее время возникла необходимость в переосмыслении ряда теоретических положений отечественной теории и практики управления и зарубежных концепций менеджмента. Следует определить фундаментальные положения как теории государственного социального управления, так и современного менеджмента горизонтальных рыночных структур.

<< Пред.           стр. 1 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу