<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  10. Назовите типы вознаграждения и их влияние на мотивационное поведение человека.
  11. Перечислите основные формы и задачи стимулирования мотивации.
  12. Опишите процедуру управления вознаграждениями, виды вознаграждений.
  13. Каковы стратегия и процессы управления вознаграждениями?
  14. Раскройте суть и содержание связи вознаграждений с деловой активностью; перечислите льготы и привилегии работникам как элементы вознаграждения.
  15. Назовите формы и методы вознаграждения персонала.
  16. Раскройте качества руководителя, придерживающегося коллективистского стиля управления.
  17. Раскройте суть и содержание постоянной и переменной частей дохода (зарплаты) менеджера.
  18. Каковы основные компоненты мотивационного механизма: субъекты и объекты мотивации; внутренние и внешние мотиваторы (стимулы) экономического поведения?
  19. Приведите классификацию методов управления по характеру направленности мотивации: материальные, социальные и властные.
  20. В чем единство, взаимосвязь и различие методов управления: экономических, социальных, психологических, организационных и правовых?
 
  ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М., 1976.
  2. Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации.- М.: Дело ЛТД, 1993.
  3. /рейсом Дж., мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ.- М.: Экономика, 1991.
  4. Курицын А.Н. Управление в Японии. Организация и методы.- М.: Наука, 1981.
  5. Мотивация//Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1992.- С. 359-388.
  6. Санталайнен Т., ВоугшайненЭ., ПореннсП., Писсинен Й.Х. Управление по результатам: Пер. с финск./Под ред. Я.Л. Деймана.- М.: Прогресс, 1988.- С. 320.
  7. СишмонсА', Марс КЛак стать собственником. Американский опыт участия работников в собственности и управлении: Пер. с англ.- М.: Аргументы и факты, 1993.
  8. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Пер. с нем./Под ред. Б.М. Величковского.-Т. 1 и 2.- М.: Педагогика, 1986.
 
 
 
 
 
  ГЛАВА 5
 
  ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 
  Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.
  В политэкономии под функцией понимают конкретную форму проявления сущности; в философии - внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; в биологии - работу, производимую органом, организмом; в математике - зависимость одной переменной от другой.
  В социально-экономических системах понятие "функция" также широко применяется к системе в целом, объекту и субъекту управления, отдельным подсистемам и видам деятельности. Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании. В данной главе рассматривается весь комплекс функций менеджмента, критерии их выделения и взаимосвязь между ними. Приводятся основы функционального моделирования систем менеджмента, содержатся рекомендации, как работать с функциями менеджмента и как при помощи функций создать эффективно работающий аппарат управления.
 
  5.1. Сущность и содержание функций менеджмента
 
  Функция как категория менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми как области проявления сущности менеджмента.
  Функция менеджмента как. возможная область формирования управляющего воздействия предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечную результативность.
  Процесс управления - совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по особой технологии и направленных на достижение целей социально-экономической системой на основе применения управленческих принципов, методов и средств.
  Каждая функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.
  Анри Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале XX в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль. Содержание элементов характеризуется следующим: предвидеть - изучать будущее и устанавливать программу действий; организовывать - строить двойной организм предприятия (материальный и социальный); распоряжаться - приводить в действие персонал предприятия; согласовывать - связывать и объединять, сочетать все действия и все усилия; контролировать т- наблюдать, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и отданным распоряжениям.
  Как видим, рассмотренные функции можно назвать чисто административными. Выделение элементов административного процесса как следствие объективного разделения труда, и обособления отдельных сфер управленческой деятельности указывает на глубину вклада данной теории в развитие управленческой мысли.
  Анализ современной литературы и мировой практики менеджмента позволяет говорить о широком использовании функциональной концепции процесса управления. Несмотря на некоторые расхождения в названных функциях и в определении их состава наблюдается устойчивая тенденция определять управленческий цикл фирмы через последовательность исходных функций менеджмента. Естественно, что содержание функций управления в системе российского менеджмента претерпело существенные изменения в сравнении с теми, которые приведены в работах А. Файля и Г. Эмерсона, и в связи с кардинальными изменениями экономических отношений в рыночной экономике России.
  Концепция российского менеджмента как процесса выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, координирования и регулирования, мотивации, контроля объединила ряд теорий управления" в частности, школу научного управления, административную теорию, бихе-виористическую школу, исследующую тенденции поведения людей исходя из развития потребностей и формирующейся теории мотивации. В дальнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.
  Как системообразующий фактор функция менеджмента теснейшим образом связана с социально-экономическими условиями функционирования развития социально-экономических систем. Поэтому содержание функций менеджмента многогранно и может быть исследовано путем выделения характеристик отдельных его сторон. Следует также отметить, что в условиях России в процессе перехода от централизованной административной системы управления экономикой к децентрализованной рыночной содержание и состав функций управления должны стать адекватными данному процессу.
  Все это обусловливает необходимость комплексного подхода к выявлению сущности, содержания и условий использования функций менеджмента. Сущностные характеристики менеджмента выступают критериальными признаками выделения и обособления взаимосвязанных групп функций менеджмента. На рис. 5.1 приведены основные критериальные признаки, соответствующие современному представлению науки и практики о менеджменте. Каждый из признаков отражает определенный аспект содержания менеджмента, но лишь исходя из их совокупности можно иметь более или менее полное представление о функциях как возможных областях или сферах деятельности менеджеров.
  Сущностная характеристика менеджмента - это функция или вид деятельности по руководству людьми. Эту особенность любого вида управления отмечала Мэри Паркер Фоллет в определении менеджмента как обеспечения выполнения работы с помощью других лиц. В промессе развития менеджмента сущность управления получила трактовку "воздействия" на людей для согласования и упорядочения их действий в совместном труде посредством мотивации поведения.
  Однако понятие "воздействие" ассоциируется с волевыми командными актами одноразового действия. Поэтому более обоснованно с точки зрения сущности менеджмента использование таких понятий, как "процесс воздействия" на персонал и "процесс взаимодействия" людей и коллективов, занятых в производственно-хозяйственной деятельности или в сферах обслуживания этой деятельности.
 
  Рис. 5.1. Критериальные признаки выделения системных функций менеджмента
  Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции, выступающие общим условием управления социальными и социально-экономическими процессами. Процесс воздействия будет реальным при его завершении в производственно-хозяйственной деятельности, где применяются любые средства взаимодействия: цели, стратегии, методы" структуры управления. Поэтому процесс управления может быть рассмотрен как процесс взаимодействия субъекта и объекта управления, где реализуются идеи субъекта, т.е. менеджера. Данная группа функций объединяется процессом выработки и реализации управленческого решения, имеющим универсальные этапы в определенной их последовательности, которые можно трактовать как группы функций менеджмента, т.е. видов деятельности по выработке и реализации управленческих решения.
  Сущностная особенность менеджмента обусловливает наличие менеджера - субъекта управления, профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми, занятыми производственно-хозяйственной деятельностью. Иначе говоря, менеджер - профессионально подготовленный руководитель или управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также несущий конкретную ответственность за достижение конечных результатов деятельности предприятия, фирмы, корпорации.
  Таким образом, человеческий ресурс, выступающий ключевым в менеджменте, рассматривается как фактор производства и основное средство достижения целей. С другой стороны, человек как субъект и как объект процесса взаимодействия выступает целью менеджмента. Профессионализация персонала, его карьера, условия жизни и будущее во многом определяются самим менеджментом.
  Деятельность менеджера связана с формулированием и обеспечением целей управления персоналом и целей управления производственно-хозяйственной деятельностью. Отсюда следует, что важным признаком выделения функций менеджмента выступает его профессионализация. Для выполнения сложной, инновационной, предпринимательской, социально значимой, рискованной, ответственной деятельности по управлению социально-экономическими системами менеджер обязан иметь профессиональную подготовку, постоянно ее совершенствовать в соответствии с прогрессом производства, менеджмента и развитием общества, его культуры, образа жизни, уровня удовлетворения потребностей. Функции профессионализации рассматриваются как самостоятельные и входят в круг описанных ранее групп функций как объективные условия их реализации.
  Отдельная группа функций связана с функционированием менеджмента как системы, в процессе деятельности которой обеспечивается взаимодействие всех элементов и подсистем, входящих в данную социально-экономическую систему на базе взаимодействия интересов участников, осуществляющих совместную деятельность.
  С позиций системного подхода менеджмент рассматривается как органическое единство взаимосвязанных элементов, образующих целостность и качество системы, ориентированных на достижение целей в условиях меняющейся внешней и внутренней среды.
  Системный подход как мощный инструментарий позволяет формировать более динамичные, рациональные и эффективные системы менеджмента. Овладение менеджерами методологией системного подхода составляет существенный элемент их профессиональной подготовки. Деление на внешние и внутренние факторы не только расширяет наши информационные данные о ситуации при принятии решений, но и позволяет более правильно распределить функции менеджмента между функциональными подразделениями, руководителями и менеджерами на разных уровнях управления.
  В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением данных функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность менеджмента в производственно-хозяйственной организации. Всякие изменения в производственно-хозяйственной системе непосредственно отражаются в изменении менеджмента и осуществляются через его процессы.
  В содержании функций российского менеджмента отражается специфика рыночных отношений участников хозяйственной деятельности, отношений с работодателями, государством, социальными организациями и др. В наибольшей степени рыночные экономические процессы и их закономерности проявляются при рассмотрении менеджмента как процесса воспроизводства. Речь идет о воспроизводстве отношений собственности, социальных отношений, воспроизводстве ресурсов и потенциала, особенно кадрового, инвестиционного, научного, информационного.
  В воспроизводственных функциях менеджмента реализуются в большей степени свойства интеграции и адаптации взаимодействия. В значительной степени данные функции свойственны межотраслевому, региональному, международному и национальному менеджменту.
  Рассмотренные критериальные признаки .не исчерпывают всего многообразия содержания функций менеджмента, вместе с тем" отражают основы современной теории и практики развивающегося менеджмента в России.
  Для менеджеров знание взаимосвязи и взаимодействия групп функций менеджмента создает условия принятия правильных решений в области формирования и функционирования систем менеджмента.
  В теории управления социалистическим производством в России долгое время исследовалась и реализовывалась на практике концепция деления функций управления на основные и конкретные. Основные функции включали: планирование и прогнозирование; организацию работы; координацию и регулирование; активизацию и стимулирование; контроль; учет и анализ. При определении конкретных функций управления, например предприятием, следовало руководствоваться типовым составом функций управления, сгруппированным по определенным признакам объекта управления. Конкретной называлась функция управления, определяемая по принадлежности задач управления к деятельности производственного (промышленного) предприятия в целом, или к конкретным стадиям производственного процесса, или по направленности на конкретные факторы производства, или по содержанию задач обеспечения управления.
  Среди указанных признаков наиболее распространенным было деление функций по стадиям производственного процесса: управление технической подготовкой производства; организация производства; оперативное управление производством; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания; сбыт продукции. Допускалось расчленение или объединение отдельных функций с учетом масштабов, специализации и производственной структуры предприятия.
  На основе такой классификации функций формировались типовые линейно-функциональные системы управления производством. Приведенный состав функций и признаки их выделения характерны для предприятия производственной сферы. (Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения. ГОСТ 24525.0-80.) Вместе с тем типизация и стандартизация функций и систем управления распространялись на все сферы деятельности.
  Изменения в составе функций сопровождались сложным бюрократическим процессом обоснования причин отклонений от типовых рекомендаций в вышестоящих инстанциях (главках, министерствах). Сложность процедур усугублялась тем, что изменение состава и содержания функций управления влекло за собой адекватное изменение, как правило, увеличение численности управленческого аппарата и расходов на управление. Оба эти показателя регламентировались типовыми штатными расписаниями и нормами предельных расходов на содержание аппарата управления.
  На практике такая жесткая система регламентирования состава и содержания функций управления приводила к единообразию функциональных моделей управления организациями, которые десятилетиями оставались прежними, несмотря на изменения в производстве. Имел место существенный разрыв между производственными функциями и функциями управления. Кроме того, бюрократическая система способствовала вымыванию квалифицированного управленческого персонала из производственной сферы вследствие планирования ежегодных нормативных величин по сокращению аппарата управления. Как правило, верхние уровни принимали хозяйственные решения, а низшие несли ответственность за данные решения, что снижало оперативность и качество управленческих решений, обусловливало развитие процессов неуправляемости и неэффективности.
  Отметим главные особенности функций менеджмента. Отношения управления в рыночной экономике многогранны, многослойны, ибо отражают разные грани социально-экономических отношений между людьми и коллективами, занятыми в производственных и непроизводственных сферах деятельности организаций различных форм собственности.
  Многогранность социально-экономических проблем, открывшихся перед российским обществом в ходе его коренных преобразований, отражает в первую очередь экономические процессы: разнообразие видов собственности и форм их реализации; развитие товарно-денежных отношений; гибкое государственное регулирование экономических процессов; развитие предпринимательства и конкуренции, механизмов мотивации, ответственности и страхования.
  Каждый из факторов, формирующих смешанную рыночную экономику, воздействует на менеджмент, обеспечивая его развитие в соответствии с экономической теорией, а с другой стороны, указанные и иные преобразования экономических процессов проводятся в жизнь посредством менеджмента, присущими ему методами и средствами в соответствии с управленческими закономерностями и принципами. Именно менеджмент представляет то звено, где переплетаются интересы экономики, интересы политической и социальной жизни общества, его культуры и идеологии, национальные и мировые тенденции развития каждой из сфер жизни общества. Таким образом, объединяющая роль менеджмента проявляется в интеграционном характере функций, отражающих его сущность.
  Важная особенность функций менеджмента, обусловленная спецификой российской экономики, заключается в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.
  Переходный этап развития рыночной экономики России характеризуется особым характером взаимодействия рыночных рычагов управления и системы государственного регулирования. Поэтому функции менеджмента, помимо их интеграционной роли, обеспечивают адаптацию производственно-хозяйственных систем к новым и часто изменяющимся государственным регуляторам, а также адаптацию к новым рыночным условиям во всех сферах хозяйственной и социальной деятельности.
  Под адаптивностью понимается способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды. В систему адаптивных элементов системы менеджмента включается вся совокупность средств воздействия: целевые, регулирующие, координирующие, активизирующие, мотивирующие, контролирующие самоорганизующиеся. Отсюда следует, что система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.
  Следует отметить и процессы адаптации к ошибочным решениям и негативным явлениям в системе управления. Так, нынешняя практика реформирования производственных отношений (одномоментный отпуск цен, введение законодательных актов задним числом, отсутствие механизмов их реализации) вызывает возмущение экономической среды и адаптацию к данным условиям низших звеньев (сокрытие доходов, неуплата налогов, неисполнение государственных решений).
 
  5.2. Основные функции менеджмента
 
  Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.
  На рис. 5.2 показан состав и взаимосвязь современных функций, формирующих процесс управления. Каждый из шести блоков функций представляет собой обособленный этап процесса управления объектом, фирмой, корпорацией. В каждом блоке два вида функций, взаимосвязанных между Собой и взаимодополняющих друг друга. При одном и том же назначении функции каждого блока отражают особенности, характерные для менеджмента разных сфер управляемой деятельности, разных уровней управления и объектов.
  С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает критерием выделения функционального менеджмента как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций выражает системное представление и законченность процессов управления любой социальной и социально-экономической системы.
  Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных функций менеджмента через базовые средства воздействия.
 
  Рис. 5.2. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента
  В табл. 5.1 по каждой функции приведены средства взаимодействия, наиболее часто используемые менеджерами в процессах управления. Естественно, дать исчерпывающий набор средств воздействия не представляется возможным, так как состав средств в значительной степени определяется ситуационно. При выборе средств воздействия руководствуются их значимостью, комплексностью и системностью применения в процессах формирования функциональных моделей менеджмента.
  Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему во времени и пространстве. Ее назначение - постановка, определение и формулирование целей управления в соответствии с потребностью общества в производимой фирмой продукции (услугах), в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом.
  Цели - конкретные конечные желаемые результаты, которых стремится достичь коллектив в процессе совместной деятельности. Все производственно-хозяйственные системы являются многоцелевыми. Выделяются экономические, социальные, маркетинговые, инновационные, инвестиционные и другие цели. Их состав и взаимообусловленность определяются назначением и структурой деятельности.
  Осознание общей цели, сопричастность к процессу ее достижения и получение выгоды от конечного состояния системы выступают воздействующими стимулами. Чтобы это воздействие было реальным, цели производственно-хозяйственной системы должны соответствовать реальной потребности в ее продукции. Также реальной должна быть и стратегия достижения целей. Стратегия управления производственно-хозяйственной системой представляет собой хозяйственную политику, разработанную на основе определения целей и предвидения состояния будущего развития, прогнозирования процессов и результатов деятельности и ее последствий, потребных ресурсов и путей достижения целей.
  Таблица 5.1 Основные функции менеджмента и средства воздействия
 
  Процесс формирования стратегии развития производственно-хозяйственной системы показан на рис. 5.3.
 
  Если следовать логике изложенного понятия, то стратегией перехода российской экономики на рыночные отношения выступает кардинальная ее перестройка, т.е. формирование многоукладной экономики, ориентированной на потребителя в лице населения страны, на его спрос и доходы, на обеспечение уровня жизни, соответствующего уровню развития производительных сил, а также обеспечение социальной и правовой защищенности населения страны.
  Основная задача менеджеров - добиваться реальных конечных результатов деятельности производственно-хозяйственных систем в данной конкретной ситуации. Поэтому уяснение их целей, целей персонала, а также своих собственных дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны системы и эффективно их использовать. Кроме того, постоянный контроль целей и результатов их достижения позволяет уточнить промежуточные цели, порядок их важности и характер выработанной стратегии. Таким образом, цели и стратегии их достижения тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отражается на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения взаимного соответствия.
  В то же время цели могут иметь стратегический и тактический характер, определяться как на перспективу, так и на текущий год. В первом случае учитываются потенциальные возможности системы и прогнозные показатели развития внешней среды. Во втором случае принимаются в расчет конкретные данные в зависимости от фактической ситуации и тенденций ее развития. Поэтому как цели, так и стратегии их достижения анализируются в динамике, причем временной интервал характеризует движение от тактических целей к стратегическим. В каждый данный момент фактическая величина тактического результата сравнивается С потенциальной величиной стратегического результата. Величина отклонения стратегического результата от тактического характеризует результативность менеджмента.
  Стратегия управления рассматривается в условиях рыночных отношений как мощный управленческий инструментарий, при помощи которого современная фирма противостоит изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Поэтому различают стратегию предпринимательского типа, направленную на реализацию изменяющихся условий внешней среды, и стратегию рационализаторского типа, направленную на реализацию внутренних факторов. Стратегия бизнеса дает ответы на следующие вопросы: какие виды продукции изготовлять, куда и кому сбывать, какие технологии разрабатывать, каким образом добиться превосходства над конкурентами.
  Стратегия управления разрабатывается, как правило, на длительный период, но может разрабатываться и на текущий период при коренных поворотах в хозяйственной политике. Стратегия управления свойственна как крупным, так и малым предприятиям, любым формам хозяйствования. В процессе разработки стратегий следует выделить наиболее ответственную и кропотливую работу по анализу, оценке и выбору приоритетных стратегий как по каждой из сфер деятельности, так и в целом для всей системы. При этом следует учитывать взаимосвязанность целей и стратегий, согласованность во времени, соподчиненность.
  Важное значение в разработке стратегии отводится использованию критерия, определяемого поставленной целью. Очевидно, что придется иметь дело с системой критериев, поэтому можно попытаться построить модель взаимодействия критериев в процессе выбора стратегий. В зарубежной литературе по данной проблеме рекомендуются в основном матричные формы.
  На рис 5.4 приведена схема оценки соответствия стратегии развития рекламной деятельности системе целей, особенностям фирмы в отношении ее сильных сторон или конкурентных преимуществ, состоянию и возможностям развития потенциала фирмы, обеспеченности ресурсами и специалистами. При этом следует принять во внимание деятельность в области мотивации. Менеджер анализирует возможные мотивы, следуя которым потребитель (покупатель) может принять решение о приобретении товара. При этом достоинства рекламируемой продукции и потребности потребителей рассматриваются с позиций как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. Менеджер пытается представить психологический портрет потребителя для того, чтобы придать рекламируемому продукту неповторимое своеобразие и обеспечить наиболее эффектное восприятие в определенной среде.
  При оценке любого средства воздействия менеджер анализирует процесс управления по всем его стадиям и основным функциям.
  Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.
 
 
  Концепция - идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции.
  Прогноз- научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются по Сложным социально-экономическим проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении.
  Программа- законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследованиях. Их преимущество связано с более четкой ориентацией на конечный результат, с формированием более эффективной системы контроля и мотивации деятельности персонала, с сокращением бюрократических процедур и повышением оперативности управления, с более четкой системой координации и регулирования деятельности. В условиях России, особенно в период реформирования, программное управление становится распространенным видом антикризисного управления.
  Регулирование- вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам, таким, как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта.
  Расширение сферы влияния рыночных регуляторов выявляет объективную необходимость изменения режимов функционирования предприятия, форм выявления отклонений и поиска средств и возможностей ликвидации нарушений, в том числе и в виде поддержки государства (например, в период банкротства).
  Регулирование как основная функция имеет самостоятельное содержание, и ее нельзя рассматривать как часть системы государственного регулирования. Как функция менеджмента регулирование деятельности в производственно-хозяйственной системе создает условия реализации государственных регуляторов, кроме того, здесь проявляется их результативность. Таким образом, через функции проявляется непосредственная связь разных видов социального управления.
  Следует также отметить потребность гибкого государственного регулирования на изменение рыночных рычагов, например на изменение или скачки цен. В качестве примера можно привести нефтяной кризис 1973 г. и реакцию предпринимателей и правительств разных стран на сложившуюся ситуацию. В качестве защиты от резких колебаний рыночной конъюнктуры данная функция предусматривает деятельность в области страхования, выявление показателей - индикаторов риска и отслеживание их динамики.
  Содержание функции регулирования по уровням менеджмента изменяется; чем ниже уровень управления, например уровень филиала или цеха, тем в большей степени данной функции свойственна деятельность по обеспечению непрерывности производственных и обслуживающих процессов, поддержание движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков.
  Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид действий, способов и средств по упорядочению совместной деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - это формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.
  Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности: компетенции, т.е. возможностей или границ действий и принятия решений; полномочий, т.е. прав на принятие решений; ответственности, т.е. меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений. На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий.
  По таким критериям различают линейные звенья (руководитель фирмы, цеха), функциональные (планово-экономический отдел), линейно-функциональное звено (главный инженер), функционально-линейное звено (руководитель творческой группы). Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования системы, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий. 6 дальнейшем мы более подробно рассмотрим данную проблему.
  По характеру связей и формам взаимодействия наиболее известны и распространены системы управления: линейные, функциональные, штабные, линейно-функциональные, матричные. Средствами для выполнения функций фирмы являются регламенты, нормативы, распоряжения, инструкции, самоорганизация.
  На рис. 5.5 показан процесс организации рекламной деятельности по этапам, в качестве которых приняты основные функции менеджмента.
  Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.
 
 
  В других случаях, например при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.
  Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей - мотивы деятельности - действия людей.
  Побуждение, или ощущение недостатка чего-либо (в чем-либо), является проявлением потребности через формирование интереса, который рассматривается как осознанная потребность. Мотив как побудительная причина, повод к деятельности непосредственно связывается с поведением человека для достижения цели. Побудить к деятельности можно, обогатив идеями, мобилизовав волю, знания, определив величину вознаграждения и связав его с результатом деятельности, а также выяснив систему его ценностей для человека, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей.
  В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, многогранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.
  Теория мотивации представляет собой специальную область знаний, которая формировалась последовательно с начала XX в. Известна доктрина человеческих отношений, в рамках которой в качестве мотивов исследовались психическая деятельность человека и методы мотивации труда. Известны также содержательные теории мотивации (Маслоу, Мак Клелланда), процессуальные теории (В. Брума, Портера-Лоулера).
  Модели мотивации поведения людей через их потребности находят широкое применение в зарубежных концепциях и практике менеджмента. В данном учебнике теория мотивации представляет предмет специального рассмотрения (см. главу 4).
  Мотивационный подход к поведенческой деятельности является центральной функцией менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, Жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно указать особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы. Руководители-администраторы ориентированы на должностной рост, склонны к волевым методам и регламентированию деятельности, рациональному стилю руководства. Предприниматели мотивированы на потребность достигать конкретных результатов, ориентированы на решение новых проблем и на материализацию новых идей, часто сопряженных с большим риском. Вознаграждение для предпринимателя - доля прибыли, получаемой руководимым им предприятием.
  Мотивация через потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности, и необходима высокая производственная и управленческая культура.
  Стимулирование - основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и фирм. Так, по отношению к фирме стимулами, активизирующими .ее деятельность, могут стать: льготные кредиты; снижение пошлин и акцизов; налоговые льготы; повышение штрафных санкций и др.
  Наиболее действенно в настоящее время экономическое стимулирование работников. Самый чувствительный стимул, применяемый к работнику, - размер заработной платы и своевременность ее выплаты. Размер заработной платы сопоставляется с прожиточным минимумом с учетом Цен на формирование потребительской корзины и другими показателями и служит критерием уровня жизни населения. О недейственности экономических стимулов в период спада производства и кризиса, переживаемого экономикой России на стадии реформирования, свидетельствует значительный разрыв в доходах (в 36 раз) между богатыми и бедными.
  Гуманизация как основная функция менеджмента отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Как уже отмечалось, человек в системе менеджмента- не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление приобретает особое значение.
  В первую очередь гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества, представляет собой основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции.
  Этика менеджмента проявляется в этике деятельности корпораций, фирм, организаций, а также в деятельности менеджеров, специалистов и всего персонала системы. Этика как отрасль знаний рассматривает человеческие отношения и поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым разумным нормам. Чаще всего под этическими требованиями подразумеваются правила поведения менеджера, предпринимателя, предъявляемые уровнем национальной культуры к его стилю, деятельности, характеру общения с людьми, социальному облику.
  Состав черт профессиональной этики определяется как кодекс предпринимателя или менеджера. Предполагается, что предприниматель:
  • убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других и общества в целом;
  • исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с предпринимателем;
  • верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;
  • признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;
  • уважает себя как личность, а любую личность как себя;
  • уважает любую собственность, государственную власть, общественное движение, социальный порядок, законы;
  • доверяет себе и другим, уважает компетентность и профессионализм;
  • ценит образование, науку и технику, информатику, культуру, экологию;
  • стремится к нововведениям;
  • является гуманистом.
  Такие черты культурного человека, как вежливость, тактичность, деликатность, должны быть нормой поведения. Доброжелательность, чувство меры, умение управлять эмоциями, стрессами формируют цивилизованный стиль поведения и благоприятный имидж предпринимателя и менеджера.
  Из всех необходимых и значимых черт этики менеджера следует отметить две важнейшие, каждая из которых может служить содержанием этики в узком смысле,- порядочность и благородство. Считается, что коллектив ведет себя этично и социально ответственно, если следует закону и отвечает принятой системе ценностей. Этика бизнеса затрагивает различные аспекты поведения управленческих работников, менеджеров, касающиеся как целей, так и средств их достижения. Помимо высших руководителей, допускающих неэтичное поведение, любое лицо в коллективе может действовать неэтично. К случаям неэтичного поведения можно отнести: взятки, подделку документов, недостоверные финансовые отчеты, искусственное завышение цен, тайные сговоры о ценах. Распространенной причиной неэтичного поведения служащих является неправильное поведение их руководителей.
  В зарубежной практике для повышения этичности поведения менеджеров и служащих разрабатываются этические принципы, кодексы, стандарты, нормативы, создаются комитеты (органы) по этике, проводятся специальные обследования и ревизии, создаются программы обучения этике менеджмента, включающиеся в курсы обучения менеджеров на университетском уровне, что существенно повышает восприимчивость к этическим проблемам.
  Важное место в составе функции гуманизации занимает деятельность по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуются влияние культуры общества на менеджмент и воздействие менеджмента на формирование корпоративной культуры управления (деятельности, поведения, общения).
  Под культурой понимаются вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, ритуалы, нормы поведения, заставляющие человека вести себя соответствующим образом. Культура общества проявляется в уровне культуры отдельных сфер социальной и хозяйственной деятельности. Культура фирмы, культура менеджмента занимают одно из центральных мест в современных концепциях менеджмента. Например, японские фирмы обладают культурой, которая поощряет коллективный труд и концентрирует внимание на нуждах потребителей. Эта культура опирается на систему ценностей персонала и поведенческие факторы, строится на честности, взаимном доверии и уважении работников, коллективном характере труда, принятии решений после многочисленных консультаций и достижения консенсуса. Система стимулирования рассчитана на закрепление коллективного характера труда и пожизненный найм, обеспечивающий работнику постоянное продвижение по службе. Важной чертой японского менеджмента является ориентация фирм на постоянный процесс научно-технического, экономического, организационного и социального обновления. Коллектив настраивается на генерирование и восприятие новых идей, органически вплетается в систему менеджмента через процессы стимулирования.
  Американские модели менеджмента, ориентированного на высокие показатели, опираются на два ключевых стимула: участие персонала в распределении прибыли и переход предприятия в собственность работников. В литературе приводятся примеры попыток применения американскими фирмами некоторых японских систем, например кружков качества и статистического контроля производственного процесса, которые оказались малоуспешными из-за резких различий в культуре американских и японских компаний.
  Корпоратизм--это метод хозяйствования, развития экономики и социальных отношений сообщества, совокупность этических и правовых норм поведения индивидуума в сообществе; это договорное сообщество, в котором главным фактором роста благосостояния человека является баланс личных и корпоративных интересов.
  Корпоративность как новая функция менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем. Предусматривается также формирование корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, осознание общности идей и интересов.
  Корпоратизм предполагает формирование корпоративной культуры, которая призвана способствовать широкому участию персонала в творческих процессах разработки и принятия управленческих решений. Результатом должна стать социальная, экономическая и организационная общность коллектива, коллективный дух, например предпринимательства или настроенности на нововведения. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традиционно свойственные российскому менеджменту.
  Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.
  Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные стадии функции контроля осуществляются одновременно, т.е. контроль может быть в процессе деятельности и после ее завершения, а система организации контрольной деятельности зависит от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность функции контроля определяется методологией, т.е. предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходима разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе. Выполнение функции контроля требует высокой профессиональной подготовки, опыта работы с людьми. Специалист в области контроля должен быть организованным и доброжелательным, что может дать больший эффект, чем жесткий контроль и жесткие санкции, хотя последнее во многом определяется видом работ, самостоятельностью выполнения и другими ситуационными факторами. Во всяком случае менеджеры отвечают за эффективность своих решений материально, административно, морально, т.е. своим престижем и карьерой.
  Функцию контроля исходя из ее роли в процессе управления называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Значение данной функции обусловлено природой экономической деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью и через деятельность людей в соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это развитие.
 
  5.3. Функции процессов в системе менеджмента
 
  Технология процессов управления может быть сгруппирована по ряду признаков. Среди них: процедура принятия управленческих решений как процесс управления; масштаб времени действия; коммуникации и информация; методы взаимодействия в процессе управления и др.
  Технология принятия управленческих решений. Роль управленческого решения заключается в том, что оно является условием для разработки и реализации воздействия, которое материализуется в производственной деятельности и ее продукте. Поэтому управленческое решение можно рассматривать как результат процесса управления, реализуемый в продукте труда производственной деятельности и выраженный через ее конечные результаты.
  Такая точка зрения считается общепризнанной и основывается на производительном характере управленческого труда, в результате которого информация, знания, опыт, нововведения становятся производительной силой, а сам менеджмент оценивается с позиций его результативности и эффективности.
  Управленческое решение реализуется посредством взаимосвязанных функций, последовательное осуществление которых формирует процесс выработки и реализации управленческих решений. Большая часть проблем бизнеса в процессе их осмысления, формализации, выбора и обоснования решается менеджерами, а решения выполняются персоналом, специализированным для такой функциональной деятельности.
  Выработка и реализация управленческих решений как процесс характеризуется универсальным набором процедур, взаимосвязанных последовательностью стадий этого процесса. Назначение процедур данного вида состоит в обеспечении взаимосвязи объекта и субъекта менеджмента путем реализации выработанных средств взаимодействия через управленческие решения. Процесс принятия и реализации управленческих решений характеризуется свойствами непрерывности, дискретности, альтернативности, социальной значимости, оперативности, результативности.
  На рис. 5.6 показаны состав и взаимосвязь процедур управленческих решений. Естественно, в зависимости от ситуации и решаемых проблем этот состав может быть расширен. Здесь отражена лишь сущностная сторона технологических процессов, рассмотренных в виде основных циклов процесса управления.
  Каждая функция менеджмента наделяется объемом полномочий, необходимых и достаточных менеджеру для выполнения конкретных видов работ по данной функции и принятия решений. Именно формирование полномочий более характерно для данного вида функций, что и отличает их от других функций менеджмента. Кроме назначения и вида работ функция характеризуется объемом информации для их выполнения, полномочиями по использованию ресурсов и управлению персоналом.
  Соотношение этих характеристик по разным категориям функций разное. Лишь в комплексе можно обеспечить объективное их наполнение по уровням и звеньям системы менеджмента. С этих позиций рассмотрим взаимосвязь основных функций менеджмента и процедур принятия управленческих решений.
  Основные функции менеджмента и процедуры принятия управленческих решений взаимосвязаны, так как характеризуют содержание менеджмента по двум главным критериальным признакам. Основные функции отражают виды работ по управлению и отвечают на вопрос, что делать, тогда как процедуры принятия управленческих решений и их технология отражают циклы процесса управления и отвечают на вопрос, как делать, в какой последовательности исполнения работа менеджера приведет к желаемому результату и решению проблемы.
 
  На рис. 5.7 показана матрица взаимосвязи системных функций менеджмента. В точках пересечения вертикальных и горизонтальных линий матрицы сосредоточен объем функций по содержанию, масштабу информации, полноте полномочий и ответственности при выполнении определенной стадии процесса принятия управленческих решений по формированию воздействия, определенного основными функциями. Такая информация дает менеджеру объективную основу для формирования звеньев в подборе персонала в системе менеджмента.
 
  Рис. 5.7. Матрица взаимосвязи системных функций менеджмента:
 
  ЦС - целеполагание и стратегополагание; ПР - планирование и регулирование; ОК - организация и координация; МС - мотивация и стимулирование; ГК - гуманизация и корпоративность; КО - контроль и оценка
  Основные функции менеджмента и процедуры принятия управленческих решений наполняются конкретным содержанием в зависимости от структуры фирмы, ее параметров, видов деятельности, внешних связей.
  Основное положение, связанное с формированием систем менеджмента, заключается в целесообразности создания функциональной модели управления любым объектом на основе комбинирования функций с учетом принципов управления, закономерностей функционирования процессов управления, системного подхода к менеджменту. На рис. 5.8 показана схема взаимосвязи системных функций менеджмента при построении функциональной модели фирмы. В ней приведены блоки системы менеджмента: управление маркетингом, управление производством, управление финансами, управление внешними связями и коммуникациями, управление внутренней атмосферой и коммуникациями, управление интеграцией с выделением общих для всех видов деятельности функций. Здесь могут быть задействованы централизованные инновационные функции управления продуктом (объектом) и другие общие функции.
  В каждом блоке и между блоками предусматривается осуществление процессов управления по направлениям основных функций менеджмента и выработке средств воздействий, преимущественно свойственных каждой основной функции. Методологический вывод заключается в том, что содержание функций каждого вида деятельности или объекта формируется в разрезе основных функций менеджмента.
  Таким образом, функции менеджмента выступают критериями разделения управленческого труда, объективной основой формирования экономичного, результативного и оперативно действующего аппарата управления, рациональной структуры и эффективного взаимодействия подразделений, например в системе корпоративного менеджмента.
 
  Временные функции менеджмента отражают динамичность и дискретность процессов менеджмента. Любой процесс управления и любая функция имеют временное границы и характеристики. По критерию времени функции распределяются как:
  • долгосрочные - целевые, стратегические, прогнозные, концептуальные, программные;
  • среднесрочные - целевые, стратегические, прогнозные, программные, тактические, регулирования;
  • краткосрочные - целевые, оперативные, плановые, диспетчирова-ния.
  Система менеджмента. Классификация видов менеджмента по специфике управляемых сфер экономики, отраслей, отдельных организаций и видов деятельности разнообразна. При формировании систем видов менеджмента кроме следования объективным тенденциям развития экономики и менеджмента от менеджеров требуется проявление большого профессионализма в выборе и оценке определяющих факторов и условий деятельности. Здесь также уместен комплексный подход, применение новейших информационных технологий, использование опыта и интуиции. Признаки выделения видов менеджмента приведены в табл. 5.2. Каждая группа критериев, выделенная по наиболее значимому признаку, характеризует сферу деятельности отдельного вида менеджмента и, естественно, требует детального исследования, выявления специфики, методов и условий функционирования.
 
  Таблица 5.2
  Критерии и виды менеджмента
 
 
  Рассмотрение системных видов менеджмента по основным критеральным признакам дает комплексное представление о методическом многообразии и возможностях выявления эффективных условий функционирования объектов менеджмента. Следует учитывать и сложившиеся тенденции формирования систем менеджмента в отраслях экономики. Так, в производственных сферах, в частности в машиностроении, критериями формированиями системы менеджмента выступают жизненный цикл изделий, стадий кругооборота ресурсов, факторы производства. Перспективным направлением формирования функций систем менеджмента выступает одновременное использование ряда критериев.
  Особое внимание в российских условиях следует обратить на развитие самоуправления и систем управления воспроизводственными процессами. Рассмотрим оба направления на концептуальном уровне.
  Концепция самоуправления основана на выявлении характеристик социально-экономических систем с использованием системного подхода и теории организации. Подход к менеджменту с позиций самоуправления и самоорганизации позволяет задействовать в процессах управления внутренние механизмы, обусловленные социальной спецификой организации и ее главной составляющей - человеческим фактором. Считается, что внутренние механизмы наиболее адаптируемы к изменениям ситуаций, возникновение которых связано как с увеличением внешних воздействий, обусловленных рыночными отношениями, так и со сложностью состояния других сфер общества.
  Новые возможности могут раскрыться при детальном исследовании влияния отношений собственности на самоуправление и менеджмент через известные параметры управления: цели, стратегию и тактику, функции и процессы, ресурсы и методы, структуры и результаты. Очевидно, что исследование самоуправления в производственно-хозяйственных системах существенно расширяет для менеджеров состав средств и методов, мотивов и стимулов воздействия и взаимодействия, обеспечивая лучший выбор эффективных условий достижения целей.
  Столь сложная проблема, как самоуправление, требует использования комплекса методов и подходов для осмысления и детального исследования процессов самоуправления в условиях рынка, предпринимательства, деловой культуры, ответственности. При этом следует определиться в ключевых философских представлениях о движении, развитии, самоуправлении, управлении. В последовательности процессов, происходящих в социально-экономических системах, самоуправление первично как процесс, осуществляемый под воздействием внутренних механизмов, и имеет более широкое толкование как объективное системное свойство в сравнении с профессиональным управлением или менеджментом.
  Концепция управления воспроизводственными процессами акцентирует внимание на формировании в условиях рыночной экономики механизмов управления воспроизводством факторов производства, технологий, персонала, информации, т.е. ресурсного, организационного, информационного потенциала. Воспроизводственная функция менеджмента реализуется в его целях, стратегиях, методах, формах организации. В соответствии с данной концепцией при формировании систем менеджмента следует учитывать макроэкономические особенности экономики: циклический характер экономических процессов; движение материально-вещественных, финансовых, информационных потоков как непрерывно возобновляющийся процесс, включающий стадии производства, распределения, обмена, потребления. В настоящее время требуется коренное изменение развития экономики, ее направленности на накопление и обновление, что может дать импульс к развитию и более полному удовлетворению потребностей общества и его прогрессу.
  Переориентация экономики затрагивает не только механизмы макроэкономических процессов, таких, как структура потребления и накопления, структура собственности, отраслевая и технологическая структура экономики, но в значительной степени касается взаимодействия государственных и рыночных механизмов по всем стадиям воспроизводственного процесса, что непосредственно связано с менеджментом. Воспроизводственная концепция менеджмента затрагивает ключевые проблемы развития экономики, ее эффективности. Необходимо определить, какие экономические теории должны быть основой модели управления, как принципы, механизмы и методы регулирования вписываются в закономерности данного этапа социально-экономического развития экономики России.
  Следует отметить, что в настоящее время в России развитие экономической теории значительно отстает от потребностей практики менеджмента. Так, наиболее активно развивающийся инвестиционный менеджмент обусловливает потребность исследования взаимосвязи финансово-кредитных процессов с циклами экономического развития. Развитие инвестиционной деятельности как процесса взаимодействия интересов производственных и инфраструктурных организаций в концентрации финансово-кредитных ресурсов и эффективном их использовании связано с решением ряда управленческих проблем. Среди них: создание инвестиционного климата, формирование гибкой системы государственного регулирования финансово-кредитной сферы, развитие методов, средств и форм инвестиционного менеджмента.
  Объектом инвестиционного менеджмента становятся процессы формирования ресурсов, их движения, процессы вложения капитала, его возмещения и эффективности. Инвестиционный менеджмент как процесс управления взаимодействием интересов участников инвестиционной деятельности, относящихся к разным сферам экономики, обеспечивает выбор новых форм, методов и средств в совместном инвестировании инновационно-производственных программ на долговременной основе. Развитие межотраслевых управленческих проблем с воспроизводственных позиций обусловливает необходимость разработки новых подходов к проблемам оценки эффективности менеджмента.
  Функция профессионализма. Профессионализация - ключевая особенность менеджмента. Именно профессионализация персонала отличает менеджмент от других видов социального управления. Базой реализации данной особенности менеджмента служит развитие теории и методологии менеджмента, обобщение искусства управления и опыта хозяйствования, действующая разветвленная система подготовки менеджеров, разнообразные программы и формы обучения. По критерию профессионализации менеджмента выделяются две группы функций:
 
 
 
 I.Функции профессионализации деятельности IIФункции профессионализма менеджеров:
  - менталитетность - образованность
  -инновациониость -организованность
  - предприимчивость - гуманизм и решительность
  - демократичность - этичность поведения
  - социальная ответственность - правовое сознание
  Естественно, что с развитием менеджмента функции профессионализации управления обогатятся новым содержанием, возникнут новые функции, появится необходимость дальнейшей детализации и дифференциации функций. В настоящее время активно разрабатывается проблема профессионализации функциональных и системных менеджеров, а также проблема профессионализации управленческого персонала, создаются модели формирования карьеры по основным управленческим профессиям.
  Подготовка профессиональных менеджеров в России, переориентация кадров, повышение квалификации выступают в менеджменте как ключевые проблемы. Прежде всего это обусловлено традиционной для России структурой управленческого персонала, в которой почти половину численности управленческого аппарата основного звена хозяйствования составляют линейные руководители и специалисты, экономисты и инженеры-экономисты. Численность аппарата управления в народном хозяйстве в дореформенном периоде составляла 15% общей численности занятых работников.
 
  ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
 
  1. Каковы сущность и содержание функций как категорий менеджмента?
  2. Перечислите критерии и факторы обособления функций менеджмента.
  3. Дайте характеристику основных функций менеджмента.
  4. Охарактеризуйте мотивацию как функцию менеджмента, модели мотивации работников.
  5. Охарактеризуйте регулирование как функцию менеджмента.
  6. Каковы составляющие функции планирования, условия их использования?
  7. Каковы роль и место функции контроля в системе менеджмента?
  8. Дайте характеристику функции гуманизации процессов управления и персонала.
  9. Каковы критерии структуризации объектов управления при выделении функций формирования систем менеджмента?
  10. Каковы роль и место управленческого решения в системе функций менеджмента?
  11. Опишите этапы и стадии управленческого процесса через систему функций.
  12. Покажите взаимосвязь функций и полномочий в системе менеджмента.
  13. Составьте схему функциональной модели системы маркетинга.
  14. Составьте схему функциональной модели управления проектом.
  15. Приведите примеры эффективного использования процессов централизации, децентрализации, интеграции и дифференциации функций менеджмента.
  16. Что такое функциональные матрицы, каковы условия их использования?
  17. Каково содержание функций профессионализации менеджмента?
  18. Дайте характеристику функций профессионализма российского менеджера.
  19. Что такое корпоративность в деятельности менеджера?
  20. В чем проявляется этичность поведения менеджера?
 
  ЛИТЕРАТУРА
 
  1. Веснин В.Р. Менеджмент для всех.- М., 1994.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент.- М., 1994.
  3. Глухое В.В. Основы менеджмента.- М., 1990.
  4. Евенко Л.И. Организация как система. Теория и практика американского менеджмента.- М., 1992.
  5. Кунц Т., ОДоннел С. Управление: системный и ситуационный анализ.- Т. 1, 2. М., 1992.
  6. Короткое Э.М. Концепция менеджмента.- М., 1996.
  7. ПланкеттиЛ., Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений.- М., 1989.
  8. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента.- М., 1991.
  9. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. .Управление -~ это наука и искусство.- М., 1992.
  10. ЙеннекенсЖ. Менеджмент в условиях рыночной экономики. Теория и практика.- Минск, 1992.
 
 
  ГЛАВА 6
  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
 
  6.1. Назначение и содержание организационных структур управления
 
  Структура - строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами, форма организации системы. Каждый материальный объект обладает многообразием внутренних и внешних связей, способностью к переходу из одного состояния в другое. Когда количественные изменения системы выходят за пределы меры и вызывают ее качественные изменения, последние всегда выступают как изменения структуры. Связь элементов в структуре подчиняется диалектике части и целого. Изменение структурных отношений в системе вызывает изменения свойств элементов, которые подчиняются общим законам развития системы как целого. Таким образом, структура характеризует взаимозависимость частей системы.
  Организационная структура имеет отношение непосредственно к организациям, где осуществляется та или иная совместная трудовая деятельность, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы в свою очередь обусловливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, мотивации, контроля, учета, анализа, т.е. процессов управления. Возникает понятие организационная структура управления как единство устойчивых взаимосвязей между элементами системы управления фирмами, осуществляющими производственно-хозяйственную и социальную деятельность.
  Основными элементами организационной структуры управления (ОСУ) выступают: цели и стратегии системы; иерархические звенья управления или уровни принятия решений и ответственности; горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность, - менеджеры и руководители, управленческие работники; субъекты внешних связей - потребители, поставщики, партнеры, финансовые структуры, конкуренты, государственные органы, социальные организации; связи - отношения, коммуникации, информация.
  Определяющим элементом структуры выступают связи - отношения, имеющие многогранное и многоаспектное содержание. Прежде всего отношения по управлению имеют социально-экономическую природу, поэтому при формировании способа связей между людьми и коллективами, осуществляющими совместную деятельность, учитывается совокупность интересов - экономических, социальных, психологических. Следует также отметить, что основное внимание уделяется связям, отражающим характер разделения труда.
  Выделяют функциональные связи (вертикальные и горизонтальные); линейные (отношения руководства и подчинения); формальные (регламентированные) и неформальные (доверительные). Если принять во внимание особенности и многогранность связей и отношений управления, становятся понятными сложность категории организационной структуры управления и ее значимость в управлении экономикой.
  Целевое назначение организационной структуры управления - обеспечить устойчивое развитие социально-экономической системы посредством формирования, сохранения и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействия системы с внешней средой и внутреннего взаимодействия элементов системы. С целевым назначением связана и способность адаптации структуры к изменяющимся условиям среды с наименьшими затратами временных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
  Устойчивость, рациональность, адаптивность, гибкость, управляемость, коммуникативность, надежность, организационная культура - основные характеристики, обусловленные сущностью, свойствами и целевым назначением структуры управления. :
  Устойчивость и рациональность выступали приоритетными параметрами при формировании классических, структур управления организациями уже в начале XX в. Концепция бюрократии, сформулированная тогда немецким социологом Максом Вебером, содержит следующие характеристики рациональной структуры:
  • четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности;
  • иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками их обязанностей и скоординированность различных задач;
  • формальная обезличенность выполнения официальными лицами должностных обязанностей;
  • осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
  По мнению зарубежных специалистов в области менеджмента, данные характеристики в определенной степени сохраняются для современных промышленных предприятий, организаций сферы услуг, всех видов государственных учреждений. При этом принимается во внимание, что объективность управленческих решений позволяет организациям приспосабливаться к происходящим изменениям, а продвижение сотрудников по службе на основе компетентности обеспечивает потребность в высококвалифицированных специалистах и менеджерах.
  Развитие бюрократических структур осуществлялось последовательно от более простых к более сложным. На рис. 6.1 даны схемы линейной, функциональной, линейно-функциональной и матричной структур, отражающих данный процесс.
  В линейных структурах четко проявляется иерархия: в каждом звене сосредоточены все функции, полномочия и ответственность за управление конкретными производственными подразделениями (исполнительный директор - производственный менеджер - мастер) в функциональных структурах создаются функциональные звенья, наделенные полномочиями и ответственностью за результаты своей функциональной деятельности, т.е. принятие решений и контроль их исполнения. Линейные звенья отличаются от функциональных интеграцией функций управления объектом, набором полномочий и ответственности. В такого рода структурах нарушение принципа единоначалия может отрицательно отразиться на информационном и коммуникационной уровнях, управленческие решения могут противоречить одно другому. Например, производственный менеджер вводит в свою структуру экономиста и бухгалтера, делегировав свои полномочия и ответственность в области планирования и учета. Такая структура, как и предыдущая, может использоваться лишь в малом бизнесе.
 
 
 
  На предприятиях крупного и среднего бизнеса применима линейно-функциональная структура. Типичными уровнями управления выступают:
  • высший - институциональный уровень (генеральный директор, директор, президент). Деятельность руководителя данного звена обусловлена целями и стратегиями развития системы в целом. На этом уровне реализуется большая часть внешних связей. Здесь велика роль личности и ее профессиональных качеств;
  • средний-управленческий уровень, объединяющий руководителей среднего звена и их аппарат (менеджеры отделов - производственного, финансового, маркетингового, сбытового, внешнеэкономических связей). Менеджеры среднего звена решают задачи, вытекающие из функциональной специфики. Например, производственный менеджер в крупной промышленной организации решает вопросы реализации программы технологического и материально-технического обеспечения, координации деятельности низовых производственных подразделений;
  • низший - производственно-технический уровень, объединяющий руководителей низового звена, находящихся непосредственно над рабочими (старший мастер, мастер).
  Руководителей низшего звена называют операционными. Они ответственны за обеспечение производственного процесса всеми видами ресурсов и за работу с людьми. Коммуникации здесь преимущественно внутри-групповые и межгрупповые.
  Структуры данного вида используются в организациях, выпускающих продукцию ограниченной номенклатуры при относительно стабильных внешних условиях; для функционирования этих структур достаточно решения стандартных управленческих задач. Следует отметить, что в подобных структурах преувеличивается значение стандартных правил, процедур и норм как в отношениях с внешними партнерами, так и во внутренних взаимоотношениях. С увеличением размера организации система межфункциональных связей усложняется, поэтому создаются промежуточные иерархические звенья, путь прохождения управленческих решений от руководителя к исполнителю становится слишком длинным, решения принимаются с запозданием, быстрота реакции на изменения теряется.
  Следует отметить, что в России в условиях командно-административной системы многие годы данный тип структуры был преобладающим. Можно сказать, что и в настоящее время линейно-функциональные структуры или их фрагменты распространены в разных отраслях народного хозяйства.
  Дивизиональные структуры- отдельные виды структур бюрократического типа, в которых варьируются принципы межфирменного и межфункционального взаимодействия на основе линейно-функциональных связей. С ростом размеров фирм, развитием диверсификации, внедрением новых технологий, повышением изменчивости внешней среды структуризация систем менеджмента происходит путем выделения управленческих звеньев, специализирующихся по видам товаров (продуктовая структура), группам потребителей (структура, ориентированная на потребителя), географическим районам (территориальному принципу). Тенденции приспособления структур управления к конкретным условиям производства или продвижения продукции заслуживают внимания, особенно при формировании транснациональных компаний, создаваемых в настоящее время в России.
  С 60-х годов стали внедряться программно-целевые структуры. На рис. 6.1 показана матричная схема, характерная для данного типа структур. Для придания линейно-функциональным связям гибкости в составе структуры формируются временные звенья целевого назначения. Сотрудники данной временной структуры (заштрихованные кружки на рис. 6.1), выполняя целевой заказ под руководством целевого менеджера (заштрихованные прямоугольники), одновременно подчиняются и руководителю функционального подразделения. Такие структуры наряду с гибкостью имеют и отрицательные аспекты: сложность управления, трудности в подборе целевого менеджера, обладающего талантом организатора, двойное подчинение, что вызывает конфликты.
  Рассмотрение классических моделей организационных структур управления позволяет сделать ряд важных для современных менеджеров выводов.
  • При формировании структур управления по классическим моделям учитывается ограниченный состав факторов, воздействующих на структуру, что не отражает ее возрастающей роли в управлении социально-экономическими системами.
  • В процессе формирования структур управления делается акцент на линейные, функциональные, целевые и программные связи. Разнообразие способов связей осуществляется по линии выделения объектов управления. Использование теории менеджмента позволяет в современных условиях значительно расширить содержание управленческих связей. Например, линейная связь кроме руководства и подчинения имеет и иное содержание, определяемое понятиями: экономический интерес, удовлетворенность, регламентированность, т.е. экономическое, социальное и организационное содержание. Данное обстоятельство существенным образом отражается на типологии структур управления.
  • Развитие в России рыночных отношений обусловливает потребность реструктуризации систем менеджмента на научно-методической основе. Поэтому при формировании новых организационных структур управления следует предусмотреть возможность выбора условий функционирования по критериям эффективности. Далее рассмотрены принципиальные положения типологии структур управления как основы для их моделирования и выбора более гибких, жизнестойких и прогрессивных.
 
  6.2. Принципиальные положения формирования организационных структур управления.
 
  Процесс развития теории и методологии российского менеджмента отстает от потребностей практики. В значительной степени данное положение характерно для вновь создаваемых систем менеджмента в связи с реструктуризацией экономики и усилением горизонтального взаимодействия хозяйственных звеньев в рыночных условиях. Рассмотрим методологические аспекты формирования структур управления, основываясь на теории менеджмента с использованием системного, комплексного и ситуационного подходов.
  На рис. 6.2 приведена модель формирования организационных систем управления, последовательность и ключевые процедуры, характерные для данного процесса.
  Расположение организационных характеристик системы управления определяет (по вертикали) содержание организационной структуры управления и логику ее формирования (1,2,3,4), а также содержание и логику формирования ее составляющих: организационно-производственной структуры объектов управления (1.1, 2.1, 3.1, 4.1) и функционально-организационной структуры объектов управления (1.2, 2.2, 3.2, 4.2).
  Следуя логике модели, выявим основные характеристики структур управления, критерии выбора того или иного типа организационной структуры, детально исследуя горизонтальные блоки модели.
  Назначение первого блока (1,1.1,1.2) - определить и обосновать тип организационной структуры управления. Тип структуры управления зависит от ключевых параметров социально-экономической системы, типа экономики, в которой функционирует система, структуры отношений собственности и форм их реализации.
  В качестве основных параметров, используемых менеджерами при выборе типа структуры управления, выступают: миссия (1), или назначение социально-экономической системы; место, занимаемое в экономике и характеризуемое размером капитала и объемами рынков; стратегия развития.
  В соответствии с данными параметрами виды структур следующие:
  • по масштабу связей - транснациональная, национальная, региональная, крупного, среднего и малого бизнеса;
  • по приоритетной сфере деятельности - промышленная, торговая, сервисная, внешнеэкономическая;
  • по типу стратегии развития системы - предпринимательская, ориентированная на устойчивое долговременное развитие;
  • структура рациональности.
  Предпринимательский тип стратегии направлен на превосходство над конкурентами и обеспечение конкурентоспособности, экономический рост и прибыльность, завоевание или открытие новых ниш рынка, постоянное обновление продукции, поиск и формирование сильных сторон бизнеса.
  Стратегия выживания заключается в создании условий длительного существования, так как организации имеют потенциальные возможности долгого функционирования. Организации, выбравшие такую стратегию, постоянно или периодически разрабатывают новые виды продукции или услуг, делая инвестиции в новые мощности и поглощая другие организации, осуществляют интеграцию с аналогичными производствами или проводят политику диверсификации.

<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу