<< Пред. стр. 6 (из 15) След. >>
Стратегия рациональности направлена на реализацию преимущественно внутренних связей и учет внутренних ресурсов. Такая стратегия характерна для организаций административного типа управления и для подразделений, не имеющих полной хозяйственной самостоятельности.
Тип структуры (1.1) в значительной степени определяется типом экономики и экономической политикой, что, в свою очередь, проявляется в характере государственного регулирования. По данным параметрам выделяются следующие признаки структур управления:
• по типу экономики - рыночная, командно-административная, либеральная;
• по характеру государственного регулирования экономики - жестко регулируемая, социально регулируемая, нормативно регулируемая.
В России плановая система управления народным хозяйством обусловливала преобладание жестко регулируемых, командно-административных, бюрократических структур управления предприятиями. Для рыночной экономики в большей степени характерны социально регулируемые, адаптивные структуры. Следует отметить, что взаимодействие государственных и рыночных регуляторов - типичная проблема не только для стран с переходной экономикой, но и для стран со сложившимися рыночными отношениями.
Основой формирования рыночных отношений выступает разнообразие отношений собственности (1.2), обеспечиваемое в России преимущественно процессами приватизации государственной собственности. Поэтому при формировании и выборе структур управления важной составляющей выступает структура собственности и формы ее реализации. С учетом данной характеристики различают следующие виды структур управления:
• частная (предприниматели и семьи);
• государственная;
• паевая (кооперативная и товарищество);
• акционерная;
• совместная с иностранным капиталом.
Рассмотрение характеристик первого блоке (1,1.1,1.2) модели позволяет выделить типы организационных структур управления:
• корпоративная - рыночная, социально регулируемая или нормативно регулируемая, акционерной собственности, ориентирующая социально-экономическую систему на долговременное развитие;
• предпринимательская - рыночная, адаптивная (гибкая), частной собственности, ориентированная на коммерческий успех;
• административная - плановая, жестко регулируемая, государственной собственности, ориентированная на стратегию рациональности.
Назначение второго блока (2, 2.1, 2.2) модели - определить и обосновать функционально-целевые характеристики управления в соответствии с выбранным типом структуры, особенностями технологии и организации производства, а также выявить содержание функциональных и межфункциональных процессов управления. Данный блок процедур можно рассматривать как базовый (в условиях командно-административной системы процедуры данного блока в значительной степени определяли весь процесс построения структур управления).
Содержание и структуризацию целей и задач (2), выявление функциональных сфер управленческой деятельности, адекватных экономическим процессам, следует рассматривать как исходное условие распределения функций управления по уровням (вертикали) и звеньям (горизонтали) системы управления, определения направленности и содержания процессов управления. В данном блоке выделяются следующие виды структур управления:
• по характеру взаимосвязи экономических процессов - целевая, программно-целевая, проблемно ориентированная, ориентированная на результаты;
• по содержанию экономических процессов - маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая, сервисная.
Целевая структура формируется по приоритету и значению целей в управлении. Цель измеряется, конкретизируется, декомпозируется, и каждое звено, лицо в структуре наделяется функциями по реализации и достижению конкретных параметров цели. Такая структура определена во времени, объемах ресурсов, в связях и конкретных результатах. Метод построения такой структуры в зарубежной практике получил название "управление по целям".
В программно-целевых структурах основным объектом конкретизации, декомпозиции целей выступает программа как средство, организующее, координирующее и активизирующее деятельность людей. В России в настоящее время такие структуры широко распространены. Разрабатываются отраслевые и межотраслевые программы: инновационные, экономические, социальные, экологические.
Выделение функциональных сфер менеджмента выступает стержневой процедурой формирования горизонтальных корпоративных структур управления. Состав сфер управленческой деятельности или процессов управления обусловлен стадиями кругооборота ресурсов, жизненным циклом изделий, воспроизводственными факторами. Структура каждой функциональной сферы деятельности зависит от масштаба связей, типа организации, уровня специализации, внутренних и внешних факторов. В России в условиях командно-административной системы управления функциональное содержание процессов и структур управления абсолютизировалось, состав функциональных сфер деятельности и численность управленческого аппарата регламентировались отраслевыми и общегосударственными органами. В каждой отрасли использовались отраслевые нормативы и типовые функциональные структуры.
С 1981 г. стал внедряться комплекс государственных стандартов "Управление производственным объединением и промышленным предприятием", где предусматривалась функциональная структура из 17 блоков конкретных функций.
Функциональные блоки состояли из отделов заводоуправлений и органов управления объединением. Такие структуры утяжеляли и усложняли межфункциональное взаимодействие в процессах управления. Внедрением стандарта предполагалось создать общую схему формирования структур управления в народном хозяйстве.
Условием эффективного формирования управленческих связей (2.1) является обоснование принципов технологического и производственного взаимодействия подразделений организации (предприятий, производств, цехов). Исходя из таких принципов можно выделить следующие структуры управления:
• по характеру производственных связей-специализированная, комбинированная, диверсифицированная, интегрированная;
• по производственным уровням - одноуровневая, двухуровневая, трехуровневая;
• по степени хозяйственной самостоятельности (обособленности) - материнская, дочерняя, филиальная.
Специализированные структуры имеют четко выраженный отраслевой и продуктовый характер, что часто отражается в названии производственно-хозяйственной системы (АвтоВАЗ, АвтоЗИЛ).
Диверсифицированной считается структура с расширенной сферой деятельности как условием выхода с новой продукцией на новые рынки.
Часто новые сферы значительно отличаются от технологии профильной продукции. Само понятие "диверсификация" значительно шире, чем разнообразие производственной программы, и включает разнообразие других аспектов деятельности, в частности разнообразие структур менеджмента через его цели, функции и процесс управления.
Интегрированные структуры в период передела государственной собственности и становления рыночных отношений в России занимают видное место в экономике и наиболее динамичны. Принципы интеграции различны. Прежде всего следует отметить процесс поглощения и объединения предприятий. И в том, и в другом случае речь идет об увеличении потенциала компаний и повышении их роли на рынке определенной продукции. Так, в настоящее время идет активный процесс объединения нефтяных компаний в России ("Сибнефть" и "Юкос", "Лукойл" и "Седанко").
По производственно-функциональной интеграции наиболее распространены следующие типы структур: концерн, холдинг, картель, синдикат, финансовые группы.
По уровню самостоятельности и внутреннему взаимодействию структуры подразделяются так: материнская компания, филиал, дочерняя компания. Наибольшее развитие такая структуризация получила в международных компаниях, сфера деятельности которых распространяется на зарубежные страны.
Формирование функциональных сфер деятельности управленческого персонала (2.2) связано с особенностями не только производственной деятельности, но и человеческого фактора. Как известно, в процессах управления в качестве объектов выступает производственный персонал, а в качестве субъектов управления - менеджеры. В соответствии со структурой персонала выделяются следующие виды структур управления:
• по фактору собственности - структуры с участием персонала в собственности, с наемным персоналом, смешанные;
• по форме управленческих связей - линейные, функциональные, линейно-функциональные, целевые.
В зарубежных странах с рыночной Экономикой расширение собственности работников в капитале фирмы рассматривается как способ сближения интересов предпринимателей и наемных работников (рабочих, служащих, менеджеров). Кроме того, увеличивается степень участия работников в реализации функций менеджмента: выработке целей и стратегий, мотивации и стимулирования, контроле и принятии решений. Можно считать обоснованным вывод о том, что благодаря объединению интересов фирмы с интересами сотрудников создается мощный мотивационный рычаг повышения эффективности труда и управления. Поэтому содержание и форма взаимодействия между работниками предприятий различны в зависимости от участия сотрудников в собственности, что и следует учитывать при формировании структур управления.
Рассмотрение характеристик второго блока (2, 2.1,2.2) модели позволяет выделить по функционально-целевому принципу следующие типы структур управления:
• функционально-экономические, в которых приоритет отдается экономическим процессам и их горизонтальной координации. Формирование функциональных сфер и звеньев направлено на согласование действий и обеспечение воспроизводственных процессов. Приоритетное значение имеют социально-экономические интересы и соответствующая подготовка кадров;
• функционально-производственные структуры, при формировании которых характерен приоритет производственных связей и организации производственных процессов. При создании функционально-производственной структуры акцент делается на иерархию производственных связей. При выборе менеджеров отдается предпочтение инженерной подготовке, производственному опыту;
• целевые и проблемно-ориентированные структуры, приоритет в формировании которых отдается целевому принципу (выделяются функции, персонал, ресурсы). При подборе менеджеров приоритет имеют профессиональные качества и организаторский талант. К данному типу структур относятся программно-целевые и проектные структуры, приоритет при формировании которых отдается программе, проекту. Состав функций и подбор персонала осуществляются также по данному принципу в соответствии с конечными результатами процессов управления. При подборе менеджеров приоритетными являются профессиональные качества. Назначение третьего блока (3, 3.1, 3.2) модели - сформировать четкую правовую и информационно-технологическую структуру путем распределения полномочий и ответственности лиц и органов в процессах выработки и реализации управленческих решений, а также организации их информационно-технологического взаимодействия.
Распределением полномочий и ответственности лиц и органов структуры управления (3) определяется место каждого звена в системе управления, правомерность и границы возможных действий лиц и органов в процессе выработки и реализации управленческих решений. Это связывающий предшествующие процедуры этап формирования структуры управления.
По распределению полномочий и ответственности в процессах управления можно выделить следующие виды структур:
• по характеру наделения полномочиями лиц и органов системы управления - формальная (официальная или зафиксированная в соответствующих документах) и неформальная, т.е. фактически сложившаяся вследствие изменения ситуации или под влиянием | субъективного фактора. Следует отметить, что влияние неформальных отношений на взаимоотношения людей чрезвычайно важно в процессах управления и как закономерное явление подлежит оценке, проектированию, развитию;
• по уровню концентрации полномочий - централизованная и децентрализованная, ориентированная на гибкое распределение полномочий или делегирование.
Централизация управления - процесс сосредоточения функций, прав и ответственности в высших звеньях (уровнях) структур управления и децентрализация; процесс передачи полномочий и ответственности на низшие уровни управления соотносительны. Одни процессы характеризуются высоким уровнем централизации управления, например, инновационные, финансовые, стратегического развития, маркетинговые; другие - низким уровнем централизации или децентрализацией управления, например, оперативное управление производством, управление обслуживанием производства.
При оценке уровня централизации управления по структуре в целом принимаются во внимание состав и приоритеты функций, объемы полномочий, трудоемкость и сложность задач управления.
Формирование структур (3.1) тесно связано с выявлением и согласованием интересов, организационным оформлением связей и взаимодействий с субъектами внешних отношений: прямых, в качестве которых выступают партнеры, поставщики, потребители, рынки, конкуренты, и косвенных - государственные и муниципальные органы, общественные и политические, культурные и социальные организации.
Можно выделить следующие признаки связей:
• по организационной форме - договорные, контрактные, партнерские, доверительные;
• по связям с системой управления - экономические, престижные, благотворительные, спонсорские.
Следует отметить традиционные для бизнеса России благотворительные функции организаций, которые в условиях становления рыночных отношений получают должное развитие. В структурах управления организаций, особенно в коммерческих, формируются специальные отделы по связям с общественностью, для этих целей выделяются финансовые и другие ресурсы.
I Действие неформальных факторов, таких, как внутренняя атмосфера организации (3.2), процессы лидерства, могут улучшать работу менеджеров и управленческого аппарата или, наоборот, усложнять ее. Естественно при формировании структур управления следует предусмотреть такие характеристики, как информированность, коммуникативность, совместимость, управляемость. Важным показателем прогрессивности структуры выступают информационные возможности системы, использование национальных и мировых информационных систем.
Рассмотрение характеристик третьего блока (3,3.1,3.2} модели по принципу распределения полномочий и ответственности в процессах управления позволяет выделить следующие типы структур управления: " децентрализованные структуры - полномочия по принятию стратегических решений и ответственность за их выполнение сосредоточены на высшем уровне управления (высшее руководство). Средний уровень управления выполняет функции координации и устранения причин отклонений от принятой стратегии и цели (тактика управления). Низший уровень наделен полномочиями и ответственностью за принятие оперативных решений и исполнение функций контроля, работы с персоналом. Такая структура характерна для японского менеджмента;
• структуры, ориентированные на гибкое распределение и перераспределение полномочий. Такой тип структур характерен для систем, ориентированных на конкурентный рынок, инновационный характер деятельности, решение сложных межотраслевых проблем. Иначе говоря, это признак гибких структур управления;
• централизованные структуры - полномочия по принятию стратегических и тактических решений и ответственность за их выполнение сосредоточены на верхних уровнях управления (генеральная дирекция, правление). Средний уровень управления наделен полномочиями по принятию оперативных решений, а низший ориентирован на исполнение, контроль, регулирование. Такие структуры характерны для американского менеджмента.
Назначение четвертого блока (4,4.1, 4.2) модели - обосновать направленность и тип мотивационного механизма взаимодействия внешних и внутренних субъектов управления, сформировать систему средств и методов, обеспечивающих устойчивое развитие коллективов и соответствующих данному типу структуры управления.
Характеристики мотивации и активизации (4) производственной деятельности, сложившиеся связи и взаимодействия людей и коллективов выступают признаками структур управления. Отметим некоторые из них:
• по характеру интересов - корпоративная, ориентированная на интересы личности, которые, в свою очередь, ориентированы на государственные интересы; ь
• по типу мотивации - материальная, властная, или административная, социальная и психологическая;
• по средствам организационной мотивации - регламентная, дисциплинарная, нормативная.
Мотивация и формирование мотивационных механизмов реализации внешних взаимодействий (4.1) осуществляются с учетом тенденций развития национальной культуры менеджмента и ее составляющих, и, прежде всего, этики деловых отношений.
По особенностям организационной культуры можно выделить признаки структуры: бюрократическая, демократическая, корпоративная, предпринимательская.
Структура управления (4.2) по фактору мотивации и активизации связей и взаимодействий обязательно должна быть дополнена процедурами мотивации поведения отдельных работников. Формирование таких процедур связано со структурой персонала, его профессиональными и личностными качествами, а также мотивами заинтересованности в успехе организации.
По характеру мотивации можно выделить структуры, ориентированные на иерархию потребностей и на средства мотивации (материальные, административные, социальные, психологические).
Рассмотрение характеристик четвертого блока (4,4.1,4.2) модели по мотивационному принципу позволяет выделить следующие типы структур управления:
• структуры, ориентированные на комплексное использование средств мотивации (экономических, социально-психологических, административных). В таких структурах большое внимание уделяется подбору и расстановке персонала, исследованию социальных и психологических характеристик коллективов на всех стадиях развития системы управления. В них работают психологи, создаются подразделения, осуществляющие социологические исследования;
• структуры с ориентацией на административно-организационную, или властную, мотивацию. В процессах мотивации используются формализованные процедуры, учитываются характер и сложность работы, условия труда. Особое внимание уделяется функциям организации, контроля, методам регламентирования и нормирования. Основной акцент делается на персонал с развитым чувством долга. В России накоплен большой опыт работы в такого рода структурах;
• структуры с мотивацией ситуационного характера. Состав используемых мотивов и применяемых стимулов зависит от конкретных условий. Такая мотивация используется во временных структурах, т.е. структурах, ограниченных временном интервалом. В обычных структурах мотивация такого типа может применяться в экстренных случаях для решения срочных или чрезвычайных проблем. Подробно рассмотрев принципиальную модель (рис. 6.2), можно сделать определенный вывод о ее практическом использовании. Разнообразие и многочисленность факторов, влияющих на организационную структуру управления, обусловливают возможность построения системы моделей и выбора наиболее рациональной из них с точки зрения реальной ситуации и стратегии развития. При определении типов структур, соответствующих типу экономики (блок 1), можно использовать двух- или трехмерные модели. При выборе отдельных элементов конкретной структуры, соответствующей сложившейся ситуации (блоки 2, 3, 4), рациональнее использовать трехмерные модели как по вертикали, так и по горизонтали. В целях наглядности в табл. 6.1 выделены интегральные, или типовые, характеристики организационных структур управления.
Таблица 6.1
Интегральные характеристики структур управления
Программно-целевые структуры как самостоятельные относятся к предпринимательским, но могут стать фрагментом в составе корпоративной или административной структуры.
Следует отметить, что использование блочной модели формирования структур управления позволяет при проектировании принять во внимание более разнообразные факторы, влияющие на структуру, и тем самым придать структурам большую гибкость и динамизм. Кроме того, преимущественный акцент на горизонтальное взаимодействие звеньев системы в большей степени позволяет реализовать в структурах закономерности экономических процессов, их воспроизводственный характер. Данное обстоятельство создает реальные предпосылки для повышения эффективности систем менеджмента.
6.3. Тенденции развития организационных структур управления.
Рассмотрение принципиальных положений по формированию организационных структур управления показывает возможность и объективную необходимость моделирования и выбора тех структур, которые по основным характеристикам в большей степени соответствуют тенденциям развития рыночной экономики и менеджмента. Это в значительной степени относится к организационным структурам управления российской экономикой. В условиях возрастающей внешней открытости экономики России поиск и использование преимуществ производственно-хозяйственных систем перед зарубежными конкурентами становятся важной управленческой задачей. Такие качества, как гибкость управленческих структур, профессионализм менеджеров, способных действовать в условиях конкуренции, прогрессивность методов взаимодействия с внешними и внутренними партнерами, должны быть свойственны структурам управления нового типа.
Приватизация способствует процессам концентрации частного и долевого капитала, с одной стороны, и формированию предпринимательского мышления и предпринимательского интереса, с другой стороны, что отражается на всех элементах системы менеджмента и, естественно, на способах взаимодействия, т.е. на структуре управления.
При формировании новых организационных структур управления следует использовать зарубежный опыт в данной области менеджмента, адаптировав его к российской экономической ситуации переходного периода.
6.3.1. Корпоративные структуры управления
Название корпоративной структуры происходит от латинского "корпорация" - объединение, сообщество. Важным фактором, отличающим корпоративную структуру, являются специфические условия деятельности, требующие участия многих организаций и групп, цели которых
совмещаются с общими целями корпорации. Все характеристики организационной структуры формируются в соответствии с корпоративными целями, стратегиями, интересами и ценностями. В табл. 6.2 приведены приоритетные характеристики корпоративной структуры согласно модели, рассмотренной ранее (рис. 6.2), и соответствующие современным процессам реструктуризации экономики.
Следует отметить, что приведенные характеристики рассматриваются нами как тенденции развития, а не как количественные величины. Кроме того, в настоящее время корпоративные структуры только формируются и отдельные их характеристики могут отличаться от указанных в модели. Характеристики известных корпораций также могут иметь некоторые отличия от характеристик модели в силу традиционно складывающихся процессов или в результате производственных особенностей, например сложившейся производственной специализации.
Рассмотрим отдельные наиболее значимые характеристики. Корпорация имеет устойчивую, признанную коллективом и обществом, стратегию развития. Известные корпоративные структуры узнаваемы по характерным качественным признакам. По мнению ученого-экономиста Альфреда Чандлера, структура определяется стратегией. Очевидно, верно и то, что структура придает стратегии ясность, конкретность, жизненность, реализуемость. Стратегия через структуру становится воздействующим фактором, средством управления и структурным элементом. Так, корпорация "СОНИ", ориентированная на постоянное обновление продукции, имеет в структуре управления особые звенья по маркетингу, нововведениям, кружки качества. Но главное состоит в формировании особого инновационного мышления людей и в нацеленной на нововведения системе мотивации. Вместе с имиджем компании создается имидж организационной культуры корпорации как комплексной характеристики структуры управления.
Таблица 6.2
Приоритетные характеристики корпоративных структур управления
Приоритетной характеристикой корпоративной структуры выступают совмещение и объединение интересов акционеров, персонала и руководителей в реализации корпоративной стратегии. Особое внимание уделяется интересам акционеров через их участие в делах компании, создается атмосфера доверия и заинтересованности в расширении капитала. Во взаимоотношениях руководителей и персонала формируется стиль сотрудничества через правильный подбор системы мотивации и направленности ее на общие интересы и цели. Важной характеристикой корпоративной структуры выступает и специальная система оценки персонала, его квалификационных данных, результатов деятельности и личного вклада в общий групповой, или коллективный, результат.
На рис. 6.3 приведена схема организационной структуры коммерческого банка. В России банковские структуры активно развиваются, создаются банковские группы и банковские союзы, формирующие финансовую политику. Финансово-банковская система сформировалась как двухуровневая: Центральный банк Российской Федерации и коммерческие банки. По величине капитала восемь российских банков вошли в мировой рейтинг 1000 крупнейших банков мира. Данную организационную структуру следует рассматривать как переходный вариант от дивизиональной линейно-функциональной к корпоративной. Здесь создаются условия функционального взаимодействия отдельных сфер банковской деятельности горизонтального типа, работающих на общую цель и стратегию банка.
Каждая функциональная сфера взаимодействует с субъектами внешних связей, с внутренними звеньями. В такой структуре в дальнейшем возможно формирование устойчивой корпоративной мотивации, корпоративных культуры и стиля руководства. Как видно из схемы, в настоящее время линейно-функциональные связи в данной структуре остаются определяющими. Уровень централизации управления высокий, что объясняется неустойчивостью современной экономической ситуации в России, где изменчивость финансового рынка компенсируется профессионализмом управляющих высших звеньев.
Деятельность высшего звена управления регламентируется Федеральным законом "Об акционерных обществах". Правовыми актами установлены органы: общее собрание акционеров, совет директоров, ревизионная комиссия, аудитор общества, избираемые общим собранием акционеров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляют единоличный исполнительный орган общества - председатель правления и коллегиальный исполнительный орган - правление. Функции исполнительных органов могут быть переданы по договору управляющей организации или управляющему, утверждаемому советом директоров. Права и обязанности каждого члена исполнительных органов определяются договором, заключаемым с обществом и утверждаемым председателем совета директоров.
Федеральным законом предусмотрены компетенция каждого исполнительного органа, система ответственности членов совета директоров и членов каждого исполнительного органа перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием). При этом особо отмечается, что ответственность несут работники, участвовавшие в принятии решения, повлекшего убытки. Ответственность может быть как индивидуальной, так и солидарной. Регламентируются процедуры заключения крупных сделок, связанных с приобретением или отчуждением обществом имущества, а также процедуры ликвидации общества.
Следует заметить, что при формировании организационной структуры главное требование - это соответствие структуры стратегии развития организации комплексу социально-экономических и организационно-технических характеристик менеджмента, а также непротиворечивость положениям законодательных и нормативных актов.
На рис. 6.4 показана примерная схема классической организационной структуры корпорации "Дженералэлектрик". Корпорация имеет широкую номенклатуру выпускаемого оборудования: от аэрокосмического до продукции бытового назначения, которая группируется по предприятиям разных регионов США и других стран. На высшем уровне управления сосредоточено небольшое число функциональных сфер деятельности. Вместе с тем производственная сфера имеет четыре уровня управленческих звеньев, что обусловлено организационной и производственной спецификой корпорации. Схема ограничена рассмотрением лишь линейных связей, а корпоративное управление интересно межфункциональными связями, взаимодействием и согласованием их интересов и мотивацией работников.
В данной структуре преобладает принцип производственной специализации по типам и видам расширяющейся номенклатуры изделий, что
увеличивает иерархию и усложняет вертикальные взаимодействия. Производственная специализация имеет значение при формировании корпораций, но корпоративность проявляется в сочетании производственной, экономической и организационной интеграции, когда объединившиеся предприятия и организации создают единый организм, обеспечивающий воспроизводственный характер деятельности. Корпоративность - управленческая характеристика, и степень ее проявления в современных системах разная. Наше внимание обращено к данной характеристике вследствие того, что формирование таких структур имеет много положительных аспектов для реформируемой экономики России.
6.3.2. Интегрированные структуры управления
Ключевой проблемой структурной перестройки экономики России выступает создание благоприятных условий для инвестирования в промышленность и осуществления с участием финансового капитала инвестиционных программ, ориентированных на выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Одним из путей, обеспечивающих эффективное использование инвестиционных проектов, выступает формирование финансово-промышленных групп (ФПГ). При этом существенно изменяется роль банков. Банки не ограничиваются предоставлением кредитов промышленным предприятиям, а становятся совладельцами, приобретая их акции. В то же время происходит внедрение промышленного капитала в банковскую сферу путем приобретения предприятиями контрольных пакетов акций банков или учреждения собственных банков.
Внутригрупповое владение акциями создает взаимовыгодные условия для развития, ориентирует на закрепление деловых связей между заинтересованными предприятиями, служит средством защиты от поглощений. Важным условием эффективного функционирования ФПГ выступает такое распределение рисков между участниками, при котором каждое предприятие одновременно является страхователем и страховщиком. В качестве критериев, обеспечивающих интеграцию интересов участников группы, в настоящее время выступают стабильность и безопасность при устойчивом уровне риска и нормальной динамике прибыли.
Зарубежные эксперты выделяют следующие организационные особенности ФПГ:
• наличие финансового центра;
• наличие мозгового центра, вырабатывающего стратегию развития ФПГ и оказывающего консультационные услуги;
• формирование комплекса диверсифицированных производств;
• широкая сервисная и сбытовая сеть;
• четкий механизм координации деятельности на рынках;
• развитая система обмена информацией, ресурсами, финансами.
Крупнейшие ФПГ являются многоотраслевыми. Например, в США каждая компания из 500 самых крупных действует в 11 отраслях, а некоторые - в 20-30 отраслях.
Специфической организационной структурой финансового капитала выступает конгломерат. По своей организационной структуре конгломерат не имеет ярко выраженного производственного ядра, а также технологической, рыночной и других форм общности кроме финансовой. Стратегия конгломератов ориентирована на конъюнктуру фондового рынка и рынка ссудного капитала.
По характеру и способам формирования ФПГ Россия в настоящее время проходит стадию становления. Законом "О финансово-промышленных группах" предусматривается обязательное наличие в составе ФПГ организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных учреждений. В состав участников могут входить также инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в ФПГ.
Поэтому финансово-промышленная группа рассматривается как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (системы участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных программ и проектов, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
В настоящее время в России прошли государственную регистрацию более 80 ФПГ, созданных за 1993-1997 гг.
Процесс формирования ФПГ в России имеет некоторые особенности. ФПГ могут образовываться на основе крупного банка, учреждаемого на базе промышленного или торгового капитала. Затем банк создает ряд дочерних фирм (инвестиционный фонд, биржа, торговый дом, брокерская фирма), при помощи которых налаживаются связи с промышленностью. Основной формой связи в настоящее время выступает скупка крупных пакетов акций предприятий. Созданная по инициативе предприятий лесного комплекса ФПГ в форме АООТ "Прогрессинвест" включает: Братский лесопромышленный комплекс, Усть-Илимский целлюлозный завод, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, АО "Иркутсклеспром", "Иркутсклес-экспорт" и др. Крупный держатель акций - ОНЭКСИМ Банк, специализирующийся на контрактах преимущественно с крупными промышленными предприятиями и имеющий опыт по кредитованию инвестиционных проектов, имеет 20% акций.
Одной из нерешенных проблем формирования ФПГ как в России, так и за рубежом, является определение рационального уровня интеграции и диверсификации, их соотношения. Это сложный и дискуссионный вопрос, и ответ на него может дать лишь анализ практического опыта функционирования ФПГ. На наш взгляд, первичность принадлежит интеграционным процессам, которые обеспечивают формирование рациональных структур: инвестиционной, воспроизводственной, технологической, отраслевой и межотраслевой.
Взаимодействие структур обеспечивается в первую очередь посредством согласования целей и стратегий деятельности всей ФПГ, что реализуется в технологической, производственной, ценовой, маркетинговой, кадровой политике.
Критерии менеджмента интегрированных хозяйственных систем могут быть сгруппированы следующим образом:
Системные критерии:
• эффективность совместных инвестиционных проектов (программ);
• эффективность интеграции финансового капитала;
• эффективность интеграции производства;
• эффективность социальной интеграции (коллективов);
• эффективность диверсификации;
• эффективность организационной интеграции. Критерии регулирования, адаптации, защиты от риска:
• стандарты - мировые, государственные, межфирменные; " стандарты и нормативы величины капитала, его оборота;
• производственные мощности и объемы продаж;
• качество продукции и услуг;
• численность персонала и его структура;
• управляемость и адаптивность.
6.4. Организационно-правовые основы формирования структур управления
Становление рыночной экономики, в принципе, невозможно без дальнейшего развития и совершенствования организационных структур управления, которые обеспечивают максимальное соответствие целям конкретной деятельности предприятия и взаимодействие его с рыночной средой. Свободное формирование производства, сферы услуг и поворот экономики к нуждам человека требуют решения ряда важнейших проблем:
• разгосударствления экономики и формирования множественности видов предприятий с разнообразными формами собственности;
• развития экономической и хозяйственной самостоятельности и ответственности товаропроизводителей;
• создания правового механизма экономической и социальной защиты;
• создания механизма управления экономикой, адекватного товарному производству и стоимостным формам движения всех факторов производства;
• создания современной системы социальной защиты населения, социальных гарантий граждан - как потребителей, так и участников товарного производства.
В связи с этим возникают новые тенденции, характеризующие функционирование предприятий в рыночной экономике, на основе которых формируются новые организационные структуры:
• создаются многообразные формы собственности, усложняются производственные отношения, связи и взаимодействие субъектов собственности;
• в связи р усложнением процесса производства, ускорением разработки новых изделий и сокращением срока внедрения идет процесс отказа от однообразных базовых (бюрократических) структур управления;
• формируются условия развития прогрессивных форм хозяйствования независимо от форм собственности, видов и размеров предприятий.
Дальнейшее развитие рыночной экономики, формирование рыночного механизма, рыночной инфраструктуры, разрушение монополизма государственных управленческих и производственных структур и возрастание конкуренции порождают появление новых организационных форм хозяйствования, которые в полной мере отвечают современным требованиям развития экономики.
6.4.1. Малые предприятия
Малые предприятия функционируют во всем мире, но имеют свои организационные особенности. На практике большая часть малых предприятий в развитых капиталистических странах - это передовые, высокотехнологичные специализированные производственные и научно-производственные комплексы, занимающие определенные, четко очерченные ниши на рынке. Однако размер малых предприятий различается по странам (табл. 6.3).
Малое предприятие может быть .создано в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений или структурной единицы (единиц) по инициативе трудового коллектива указанного подразделения (подразделений) или структурной единицы (единиц), если на это есть согласие собственника имущества предприятия (организации) и обеспечивается выполнение ранее принятых предприятием (организацией) договорных обязательств.
В мировой практике стран с рыночной экономикой сформировалась система поддержки малого предпринимательства. Наряду с государственными фондами поддержки для обеспечения финансирования мероприятий по созданию новых и развитию действующих малых предприятий могут образовываться региональные целевые фонды финансовой поддержки малых предприятий за счет добровольных взносов государственных, кооперативных, общественных и иных предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных.
Малые предприятия создаются предпринимателем, предприятием-учредителем на основании учредительного договора с целью производства определенных видов продукции, выполнения работ, оказания услуг. Как правило, это изготовление продукции мелкими сериями, продукции индивидуального, непрофильного производства или сезонного спроса, компонентов готовой продукции, а также выпуск продукции из отходов производства. Часто малые предприятия являются вспомогательными по отношению к крупным и средним.
Маневренность и возможность быстрой экономической и организационной перестройки позволяют малым предприятиям активно участвовать в развитии научно-технического прогресса:, внедрять новые технологии, создавать и размещать новые виды производства.
Малые-предприятия дают возможность концентрировать усилия специалистов на научных исследованиях и разработках, производстве научно-технической продукции и организации научного консультирования. Крупные научные организации часто не заинтересованы в решении задач, не дающих значительного экономического результата из-за малых объемов использования. Но то, что невыгодно крупным научным организациям, может оказаться эффективным для малых предприятий, которые проводят поиск и отбор перспективных изобретений, анализ и распространение научно-технической информации, проектирование и создание опытных образцов оборудования.
Важным преимуществом малых предприятий является сокращенный срок строительства и освоения производственных мощностей по сравнению с крупными или средними предприятиями, что обеспечивает высокую окупаемость капитальных вложений. Это преимущество особенно наглядно проявляется в отраслях с короткими циклами изготовления изделий. Только небольшие предприятия могут обеспечивать максимальный доход за один цикл. Малые предприятия необходимы в первую очередь в производстве одежды, обуви, других товаров народного потребления. Реконструкция и перепрофилирование небольших предприятий должны идти быстро с ориентацией на ожидаемое изменение спроса.
При строительстве малых предприятий не требуются крупные капитальные вложения для создания инфраструктуры подразделений: складских помещений, транспортного хозяйства и других, так как небольшие объемы производства дают возможность оперативно осуществлять снабженческие и сбытовые функции, или малые предприятия передают эти функции специализированным организациям.
В условиях развития регионального самоуправления и самофинансирования малые предприятия вовлекают в производство местные сырьевые ресурсы, наращивают выпуск товаров народного потребления и услуг населению с учетом местного спроса. Кроме того, они эффективно решают проблему использования отходов производства и вторичного сырья, переработка которых на крупных предприятиях нерациональна. Создание и функционирование специализированных малых предприятий, применяющих отходы в качестве сырья, должны стимулироваться местными властями путем введения системы дополнительных финансовых льгот, поскольку подобная деятельность направлена не только на выпуск дополнительной продукции, но и на оздоровление окружающей среды.
Исходя из отмеченных преимуществ малых предприятий можно сделать вывод, что целесообразность их создания и развития обусловлена:
• переходом к рыночным отношениям;
• необходимостью развития научно-технического прогресса, внедрения новой технологии, создания и размещения новых видов производства;
• возможностью создания венчурных предприятий, оперативно реагирующих на изменение спроса и идущих на хозяйственный риск;
• налаживанием производства товаров народного потребления;
• переориентацией предприятий и отдельных подразделений в уровнях конверсии;
• развитием и внедрением экологически чистых производств и технологий, а также налаживанием деятельности производства по переработке и утилизации отходов;
• возможностью создания дополнительных рабочих мест, способствующего оперативному решению проблем занятости с учетом региональных условий.
Порядок создания и регистрации малых предприятий регламентируется действующим законодательством.
В уставе малого, как и любого другого, предприятия должны содержаться сведения о наименовании и местонахождении предприятия, его учредителе, предмете и целях деятельности, составе и компетенции органов управления, порядке образования имущества и его выкупа, порядке формирования и распределения прибыли (дохода), а также об условиях реорганизации и прекращения деятельности предприятия.
Для организации деятельности малого предприятия необходимы производственные фонды (основные и оборотные средства). Они могут: передаваться предприятием-учредителем малому предприятию с баланса на баланс; сдаваться в аренду другими предприятиями и организациями; выкупаться за счет банковских кредитов, возвратной и безвозвратной финансовой помощи, предоставляемых малым предприятиям; быть получены путем выпуска акций и использования акционерных средств на нужды формирования производственных фондов; приобретаться за наличный расчету государственных и кооперативных организаций, в розничной торговле и непосредственно у населения,
Кадровый состав малых предприятий может формироваться из числа работников предприятия-учредителя. Кроме того, малое предприятие может привлекать рабочую силу на основе индивидуального, семейного, коллективного подряда по трудовым соглашениям на контрактной основе. Формы, системы и размеры оплаты труда малое предприятие определяет самостоятельно. Работники малых предприятий подлежат обязательному социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению на условиях, предусмотренных на государственных предприятиях.
Малое предприятие реорганизуется и ликвидируется в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Необходимость прекращения деятельности малого предприятия может быть обусловлена рядом причин: изменением производственных потребностей предприятия-учредителя; изменением рыночного спроса и рыночной конъюнктуры; изменением региональных потребностей и территориального размещения производительных сил; усложнением экономической обстановки.
Малое предприятие самостоятельно осуществляет хозяйственную деятельность на основании производственно-экономического плана, который разрабатывается его руководством и принимается на общем собрании трудового коллектива. Производственно-экономический план деятельности малого предприятия устанавливает объем и номенклатуру производимой продукции, затраты на ее производство и реализацию, прибыль (доход) предприятия и ее (его) распределение.
После выполнения программы, предусмотренной учредительным договором, малые, предприятия могут самостоятельно заключать договоры со сторонними предприятиями и организациями на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг.
Свою продукцию, работы и услуги малые предприятия реализуют непосредственно заказчикам, а также населению. Реализация продукции может осуществляться как по государственным ценам и тарифам, так и по договорным ценам в установленном порядке.
Прибыль, получаемая в результате работы малого предприятия, подлежит налогообложению в соответствии с действующим законодательством.
После выплаты налога малое предприятие осуществляет платежи за кредиты банка и перечисляет в пользу учредителя часть прибыли (дохода), если это обусловлено учредительным договором.
Порядок использования образованных фондов и финансовых средств предприятия определяется общим собранием и утверждается директором малого предприятия. А не использованные в текущем году средства принадлежат коллективу, изъятию не подлежат и переносятся на следующий год. В использовании финансовых средств особенно четко проявляется самостоятельность малых предприятий. Решением трудового коллектива средства могут направляться на ликвидацию узких мест в деятельности предприятия, техническое перевооружение, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также на социальные нужды трудового коллектива.
Малые предприятия - это реальный рыночный фон, который обеспечивает развитие новых хозяйственных форм. Представляется, что они позволят в значительной степени ускорить переход от жесткой модели управления к демократичной, а затем и к рыночной модели.
6.4.2. Хозяйственные общества и товарищества
Хозяйственные общества и товарищества - это предприятия, организации, учреждения, созданные на основании соглашения юридическими лицами и гражданами путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности в целях получения прибыли и распределения ее между участниками.
Различие обществ и товариществ заключается в том, что товарищество рассматривается законом как объединение лиц, а общество - в качестве объединения капиталов. Объединение лиц, помимо имущественных вкладов, предполагает непосредственное личное участие в делах товарищества. Поскольку речь идет об участии в предпринимательской деятельности, член товарищества должен иметь статус индивидуального предпринимателя. Следовательно, предприниматель может быть участником только одного товарищества.
В отличие от этого общество как объединение капиталов не предполагает личного участия в предпринимательской деятельности, поэтому допускается, во-первых, одновременное участие в нескольких обществах, во-вторых, участие в них любых лиц, а не только профессиональных предпринимателей. Кроме того, участники товарищества несут неограниченную ответственность по долгам всем своим имуществом, тогда как в обществах участники вообще не отвечают по долгам, а несут только риск убытков.
Хозяйственные общества и товарищества выступают в формах:
• полного товарищества и товарищества на вере;
• общества с ограниченной или дополнительной ответственностью;
• акционерного общества.
Полное товарищество - товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются от имени товарищества предпринимательской деятельностью и несут при недостаточности имущества товарищества солидарную ответственность по его обязательствам всем принадлежащим им имуществом.
Полное товарищество отличается двумя основными признаками: предпринимательская деятельность его участников считается деятельностью самого товарищества, а по его обязательствам участники отвечают всем своим имуществом.
Прежде всего товарищество основано на личных доверительных отношениях участников. Поэтому товарищества появились и развивались как форма семейного предпринимательства.
Товарищество на вере, или коммандитное, отличается тем, что состоит из двух групп участников. Одни из них осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и при этом несут дополнительную неограниченную ответственность своим личным имуществом солидарно друг с другом, т.е. по сути как бы составляют полное товарищество внутри коммандитного. Другие участники вносят вклады в имущество товарищества, но не отвечают личным имуществом и поэтому отстранены от ведения дел. Сохраняя прежде всего право получения дохода на свои вклады, они вынуждены полностью доверять участникам с полной ответственностью в том, что касается имущества товарищества. Отсюда традиционное российское название - товарищество на вере.
В известном смысле рассматриваемое товарищество можно считать разновидностью полного товарищества, в котором появляется возможность использовать дополнительные капиталы вкладчиков, а не полных товарищей.
Общество с ограниченной ответственностью (000) является разновидностью объединения капиталов, не требующего личного участия его членов в делах общества. Характерным признаком этой коммерческой организации является деление ее уставного капитала на доли участников, которые не отвечают по долгам общества, а несут лишь риск убытков.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает необходимость установления предельного числа участников такого общества. Мировой опыт свидетельствует о необходимости границы на уровне от 30 до 50 участников, в отличие от акционерного общества, у которого, напротив, обычно предусматривается необходимая минимальная численность участников. Необоснованное ограничение отечественным законодательством приватизации формой акционерного общества привело к созданию обществ с ограниченной ответственностью на базе приватизированных государственных предприятий с тысячами участников, что неадекватно отражает действительность.
14 января 1998 г. в Российской Федерации принят новый Закон об обществе с ограниченной ответственностью, который ограничивает численность участников до 50 человек, вводит новые формы правления, расширяет полномочия общего собрания. Высшим органом общества является общее собрание его участников. Теперь общее собрание определяет основные направления деятельности 000, решает вопросы участия в различных ассоциациях, передачи полномочий единоличного исполнительного органа коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю на основании договора на управление. Распределение чистой прибыли, размещение облигаций, назначение аудиторской проверки и утверждение ликвидационных балансов также являются прерогативой общего собрания.
Кроме того, общее собрание решает вопросы:
• изменения устава общества, в том числе изменения размера его уставного капитала;
• внесения изменений в учредительный договор;
• избрания и досрочного прекращения полномочий ревизионной комиссии (ревизора) общества;
• утверждения годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов;
• утверждения (принятия) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества (внутренних документов общества);
• реорганизации или ликвидации общества.
Сегодня закон допускает возможность создания в обществе совета директоров, хотя это необязательно. Во многих обществах: банках, страховых и финансовых компаниях, торговых домах и т.д. - подобные советы давно уже существуют и повышают управляемость данных обществ, а заодно защищают их участников от возможных злоупотреблений руководства. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с законом.
Общество с дополнительной ответственностью является разновидностью общества с ограниченной ответственностью. Участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества. Однако долг касается не всего их личного имущества, как в полном товариществе, а только его части - одинаковой для всех величины - кратного размера к сумме внесенных вкладов. Здесь есть еще одна важная особенность. В случае банкротства одного из участников его ответственность пропорционально распределяется между остальными участниками, прирастая к их долям.
Акционерным обществом признается хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число одинаковых долей, а каждая из них выражена ценной бумагой - акцией. Обладатели акций - акционеры не отвечают по обязательствам общества, а несут лишь риск убытков.
По указанному признаку акционерное общество весьма близко к обществу с ограниченной ответственностью, хотя между ними есть ряд существенных различий. Прежде всего, в акционерном обществе иная организация уставного капитала: здесь налицо полное равенство долей и их обязательное оформление акциями. Наличие таких ценных бумаг - принципиальная особенность акционерной формы предпринимательства, ибо только акционерному обществу разрешено выпускать акции.
Другое отличие связано с более сложной структурой управления в акционерном обществе. Дело в том, что руководители такого общества при наличии огромного числа мелких акционеров, как правило, некомпетентных в предпринимательской деятельности и заинтересованных только в получении дивидендов, приобретают, по сути, бесконтрольные возможности использования капитала общества. Этим объясняется необходимость формирования в нем постоянно действующего контрольного органа акционеров - наблюдательного совета или др.
Необходимо иметь в виду, что акционерное общество как форма объединения капиталов рассчитана на крупное предпринимательство и обычно не используется мелкими компаниями. Поэтому акционерное общество не лимитируется по числу участников.
В ходе приватизации акционерная форма организации предпринимательства была использована в целях, прямо противоположных тем, для которых она создавалась, а именно - распределения, а не концентрации капитала. К тому же законодательство о приватизации объявило ее единственной организационной формой этого процесса.
Акционерные общества разделяются на открытые и закрытые. Открытое акционерное общество распределяет свои акции среди неопределенного круга лиц, и потому только оно вправе проводить открытую подписку на свои акции и их свободную продажу. В отличие от этого закрытое акционерное общество распределяет свои акции только между учредителями или иным, заранее определенным кругом лиц, т.е. характеризуется постоянным составом участников. Поэтому оно лишено права проводить открытую подписку на свои акции или предлагать их для приобретения другим лицам любым иным образом.
Организационная структура акционерного общества и ее управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями. Организационная структура акционерного общества определяет состав и систему подчинения в общей иерархии управления фирмой.
Акционерные общества могут состоять из одной фирмы, а могут включать значительное их число в системе участия, т.е. путем участия в акционерном капитале других фирм. Суть системы участия заключается в том, что для контроля над акционерным обществом достаточно владеть определенной долей его акций. Отсюда разные типы контроля:
• через полную собственность, когда все или почти все акции фирмы принадлежат одному лицу, группе лиц или одной фирме;
• через большую часть акций, предполагающую владение 51% выпущенных акций;
• через механизм соподчинения, когда обладание большей частью акций одной фирмы, владеющей контрольным пакетом акций другой фирмы, влечет за собой и контроль над этой фирмой. Важно иметь в виду, что сам по себе факт участия одной фирмы в акционерном капитале другой не всегда свидетельствует о наличии отношений контроля и подчинения. Контроль над фирмой обеспечивается лишь владением контрольным пакетом ее акций. В практической деятельности акционерных обществ устанавливается определенный минимум контрольного пакета акций, который в связи с распыленностью акций между массой мелких и средних акционеров заметно уменьшился. Обычно для контроля над крупной промышленной корпорацией достаточно обладать 10% ее акций, а иногда и меньшей долей.
Контролировать деятельность фирмы - это значит определять ее стратегию, политику, выбор долгосрочных целей и программ, иметь решающее влияние или власть в ней. Методы и степень контроля зависят от совокупности многих факторов, среди которых важное значение имеют формы взаимосвязи с другими фирмами и зависимости от них.
О наличии контроля над той или иной фирмой обычно судят по совокупности различных признаков, включая финансовые, персональные или другие связи. Используя систему участия, крупнейшие фирмы сформировали сложнейшие комплексы связанных между собой промышленных, финансовых, торговых и других компаний как наиболее удобный способ привлечения чужих средств для установления контроля более сильной фирмы над более слабой.
Важную роль в современных условиях играют холдинг-компании, т.е. держательские компании, создаваемые в целях владения контрольными пакетами ценных бумаг, главным образом промышленных фирм. Контролируя промышленную компанию, которая имеет долю участия в ряде других фирм и кредитно-финансовых учреждений, можно полностью или частично контролировать всю цепь этих фирм и учреждений.
Компания, контролирующая деятельность других фирм, обычно называется материнской, или головной, компанией. В зависимости от размеров капитала, принадлежащего материнской компании, а также правового положения и степени подчиненности фирмы, находящиеся в сфере влияния головной компании, можно подразделить на филиалы и дочерние компании. Филиал не пользуется юридической и хозяйственной самостоятельностью. Он не имеет собственного баланса, устава, действует от имени и по поручению материнской компании, имеет обычно одинаковое с ней наименование. Решение деловых вопросов филиала зависит от материнской компании. Ей принадлежит почти весь акционерный капитал филиала.
Дочерние компании юридически самостоятельны. Заключение сделок и вся документация дочерних компаний (составление балансов) ведутся отдельно от материнской компании. Дочерние компании имеют достаточную финансовую базу и имущество, необходимое для осуществления самостоятельной хозяйственной деятельности. Дочерние компании проводят раздельно с головной компанией заседания правления и общие собрания акционеров. Материнская компания не несет никакой ответственности по обязательствам своих дочерних компаний. Вместе с тем материнская компания осуществляет строгий контроль за деятельностью принадлежащих ей дочерних компаний, который обеспечивается владением контрольным пакетом акций. Этот контроль состоит не только в наблюдении и координации хозяйственной деятельности, но и в определении состава правления, назначении директоров, которые в свою очередь обязаны принимать указания от контролирующей компании и отчитываться перед ней.
Дочерние компании могут владеть акциями других компаний, которые по отношению к головной являются внучатыми. Внучатые компании могут владеть также акциями других компаний и т.д.
Предприятия с участием иностранного капитала создаются на базе объединения имущества разных собственников (смешанная форма собственности). В числе учредителей в соответствии с законодательством могут быть юридические лица, граждане России и других государств.
Предприятия с участием юридических лиц России, иностранных юридических лиц и граждан создаются на территории России в формах акционерных обществ и товариществ и могут иметь в собственности имущество, необходимое для осуществления деятельности, предусмотренной учредительными документами. Такое предприятие всегда основывается на договоре, которым определяются права и обязанности партнеров друг перед другом и перед третьими лицами.
Предприятия с участием иностранного капитала действуют на основе устава, который подлежит представлению в соответствующие органы для утверждения и регистрации предприятия.
При создании подобных предприятий за счет вкладов партнеров формируется уставный фонд. В качестве взносов в уставный фонд партнеры могут вносить здания, сооружения, оборудование, другое имущество и материальные ценности; права на пользование землей, водой, другими природными ресурсами; права на интеллектуальную собственность, использование изобретений и ноу-хау.
Рассматриваемые предприятия являются одной из наиболее сложных, форм международной рыночной кооперации, поскольку сочетают коммерческую и производственную деятельность.
В соответствии с законодательством предприятия с участием иностранного капитала сами определяют порядок реализации своей продукции и поставки им сырья, оборудования, топлива, энергии и прочего договорным ценам с учетом цен мирового рынка.
Данные предприятия осуществляют свою деятельность на основе валютной самоокупаемости и самофинансирования, которые должны базироваться на следующих принципах: ,
• самостоятельное ведение экспортно-импортной деятельности; и
• осуществление ее в соответствии с действующим законодательством;
• совершение экспортно-импортных операций на основании соответствующих договоров; > соблюдение кооперационных связей;
• реализация своей продукции за валюту.
6.4.3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Фигура юридического лица, не являющегося собственником своего имущества, не свойственна нормальному товарному обороту, участниками которого всегда являются самостоятельные собственники. Наличие в нашем имущественном обороте подобных предприятий, не являющихся собственниками, но выступающих в качестве самостоятельных участников имущественного оборота, - прямое следствие переходного характера современной экономики России, сохранения элементов огосударствленной экономики. Эти предприятия сами отвечают по своим долгам лишь денежными средствами, поскольку их основные фонды принадлежат государству. Государство-собственник может изъять у своего предприятия часть имущества и передать другому.
В прежней, огосударствленной, экономике появление предприятий-не-собственников, прежде всего государственных предприятий, вызывалось тем очевидным обстоятельством, что само государство как основной, а нередко монопольный собственник важнейших видов имущества, не могло непосредственно хозяйствовать. Для этих целей оно и создавало свои предприятия, сохраняя за собой право собственности на их имущество.
Для прежнего внутреннего оборота все эти обстоятельства не имели отрицательных последствий, ибо его основными участниками выступали такого рода предприятия. По сути в их лице государство имело дело само с собой. Такой весьма условный имущественный оборот вызывал к жизни и соответствующие искусственные конструкции предприятий-несобственников. Ясно, что это порождение нерыночной экономики не могло сохраниться при переходе к рыночному хозяйству.
Поэтому согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. "О реформе государственных предприятий" предусматривалось прекращение создания федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве полного хозяйственного ведения. Такого рода предприятия объявлены законом унитарными, что подразумевает неделимость их имущества ни на какие вклады, паи или доли, в том числе для его работников, поскольку они целиком принадлежат собственнику. Этим исключена всякая почва для имевшихся ранее демагогических рассуждений о наличии некоей коллективной или иной собственности работников либо других лиц на имущество государственных или муниципальных организаций. Всех этих лиц можно заинтересовывать в улучшении результатов их труда дополнительно через создание разного рода фондов, участие в прибылях.
6.4.4. Новые организационные формы объединения предприятий
В рыночной экономике предприятия в случае производственной, научной, коммерческой необходимости, не нарушая антимонопольное законодательство, могут на добровольной основе создавать объединения.
Предприятия входят в объединения в целях координации деятельности, защиты своих прав, представления общих интересов в государственных или иных органах, в международных организациях.
Объединения могут формироваться на различной организационной основе:
• ассоциации, или союзы, рассматриваются как объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями, хотя созданы они могут быть как коммерческими, так и некоммерческими юридическими лицами. Цели их создания - координация деятельности участников и представление и защита общих интересов - исключают необходимость постоянного участия в предпринимательстве. Для ведения предпринимательской деятельности ассоциация, или союз, вправе создать хозяйственное общество либо участвовать в нем. Однако полученные от такой деятельности доходы не могут распределяться между участниками объединения и должны идти на нужды объединения в целом;
• корпорации-договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждому из участников;
• консорциумы - временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;
• концерны - уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного предпринимателя или группы предпринимателей;
• другие объединения по отраслевому, территориальному и иным принципам,
Предприятия объединяются и осуществляют свою деятельность на основании договора или устава, который утверждается учредителями. Входя в состав объединения, предприятия сохраняют права юридического лица.
Предприятия могут выйти из объединения, но при этом сохраняются взаимные обязательства и заключенные договоры с другими предприятиями и организациями. С согласия собственника и трудового коллектива из объединения могут выйти структурные подразделения с предоставлением им прав предприятия.
Объединение является юридическим лицом, может иметь самостоятельный и сводный балансы, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием.
При необходимости создания объединений для предпринимательских целей и контроля за деятельностью их участников теперь можно использовать "фигуру" акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества, т.е. создавать объединения холдингового типа, не являющиеся юридическими лицами как целое.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
1. Приведите содержание организационной структуры управления.
2. Назовите типы бюрократических структур управления.
3. Какими должны быть действия менеджера при формировании организационной структуры управления?
4. Дайте характеристику проектной структуры управления.
5. Каковы особенности корпоративной структуры управления?
6. Приведите характеристики матричной структуры управления.
7. Назовите элементы структуры управления.
8. Перечислите характеристики, позволяющие установить степень централизации управления.
9. Каковы современные условия, позволяющие применять бюрократические структуры?
10. Дайте характеристику программно-целевой структуры.
11. Дайте характеристику интеграции и интеграционных структур управления.
12. Перечислите факторы внешней среды, оказывающие сильное воздействие на структуру управления.
13. Как понимать разделение полномочий и ответственности в структурах управления?
14. Каковы принципы моделирования структур управления?
15. В чем особенность адаптивности структур управления?
16. Назовите первоочередные проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего формирования рыночных структур управления.
17. Охарактеризуйте основные тенденции работы предприятия в рыночной экономике.
18. Что такое малые предприятия, в чем их особенности и целесообразность создания в России?
19. Приведите классификацию хозяйственных обществ и товариществ.
20. Каковы отличительные особенности акционерных обществ и их краткая характеристика?
21. Что такое материнская компания и в чем особенности ее функционирования? Что такое филиалы?
22. Что такое совместные предприятия и каковы принципы их функционирования?
23. Назовите отличительные особенности и дайте краткую характеристику ассоциаций, концернов, холдингов, консорциумов, корпораций.
24. Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия?
25. Что такое товарищества на вере?
ЛИТЕРАТУРА
1. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1992.
2. Евенко Л.И. Организация как система. Теория и практика американского менеджмента.- М., 1992.