<< Пред.           стр. 1 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу

 Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) yanko_slava@yahoo.com | | http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
 || http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656
 update 21.02.10
 
  И.С. Скоропанова
  РУССКАЯ ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
 
 
  Учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов
  Издание третье, исправленное и дополненное
  Москва
  Издательство "Флинта"
  Издательство "Наука"
  2001
  УДК 820/89.0 ББК 83.3 С 44
  Рецензенты: В.Н. Курицын, С.Ю. Кузнецов Скоропанова И. С.
  Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. - 3-е изд., изд., и доп. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 608 с. ISBN 5-89349-180-7 (Флинта) ISBN 5-02-011617-3 (Наука)
  Перед вами первое в СНГ учебное пособие, дающее целостное системное представление о феномене постмодернизма в русской литературе конца 1960-90-х гг. Оно включает в себя теоретический раздел, краткий очерк истории русского литературного постмодернизма, интерпретации прославленных и малоизвестных постмодернистских произведений, биографические сведения об их авторах. Крупным планом представлены ключевые фигуры русского постмодернизма. Выявляются специфические черты новейшей русской литературы, осуществляется попытка ее культурфилософской и психоаналитической транскрипции. Книгу завершают обширная библиография, именной указатель и указатель терминов, а также характерные образцы постмодернистской художественной литературы.
  Для студентов-филологов.
 
  ISBN 5-89349-180-7 (Флинта) ISBN 5-02-011617-3 (Наука)
  (c) Издательство "Флинта", 1999
 
  ОГЛАВЛЕНИЕ 4
  Предисловие 5
  Введение 5
  Понятие постмодерна 5
  Постмодерн и постмодернизм 6
  Приключения термина 6
  Постструктурализм как колыбель теории постмодернизма 6
  Истоки и философско-теоретическая ориентация постструктурализма 7
  Прелюдия Ницше к философии будущего 7
  Философы будущего - не "философы будущего". 8
  "Постмодернистская чувствительность" 8
  Дерридианская деконструкция философии 8
  Значение термина "деконструкция". 9
  Деконструкция как децентрация. 9
  Деконструкция знака. 10
  Деконструкция оппозиции "речь-письмо". 10
  Текст Деррида. 11
  Деконструкция границ между философией и литературой. 11
  Деконструкция метафоры. 12
  Деконструкция традиционной модели книги. 12
  Категория игры. 12
  Истина/не-истина симулякра. 12
  Симулякр в истолковании Делеза. 13
  Критика симулякра: позиция Бодрийара. 14
  Апология симулякра: комментарий Клоссовски. 14
  Постфилософский дискурс. 14
  Деконструкция психоанализа. 14
  Значение фактора бессознательного. 14
  Антиэдиповская критика Делеза и Гваттари. 15
  Машина желания. 15
  Шизофрения как метафора самопроизводства бессознательного. 16
  Шизоанализ. 16
  Ризома. 17
  Ризоматика, картография, машинность 17
  Литературоведческая деконструкция. 17
  Литература как объект семиотики. 17
  Текст Барта. 18
  Произведение и Текст. 18
  Вместо определения. 19
  Начало формирования постмодернистской теории. 19
  Постструктурализм как ключ к постмодернистской практике. 20
  Постмодерн как новая эпоха истории западной цивилизации: концепция Джеймсона. 20
  Постмодернизм - порождение постиндустриального общества: точка зрения Белла. 21
  Постсовременное состояние в исследовании Лиотара. 21
  Постмодерн - индикатор изменений: размышления Кюнга 22
  Постмодернизм - культурный итог неоконсерватизма: выводы Хабермаса. 22
  Феминистский* вариант постмодернизма. 22
  Постмодернизм и модернизм. 23
  Теоретические разработки Хассана. 23
  Исторический и трансисторический постмодернизм Эко. 24
  Постмодернизм в системе мировой культуры. 24
  Аполлоновское и дионисийское начала. 24
  Постмодернизм - итог накоплений всех культурных эпох. 25
  Отношение постмодернизма к традиции и инновациям. 25
  Проблема новаторства в постмодернистской литературе. 25
  Эстетика и поэтика постмодернизма. 26
  Антикаллизм*. 27
  Особенности поэтики литературного постмодернизма. 27
  Постмодернистская синусоида. 27
  Западная и восточная модификации постмодернизма. 28
  Для западной модификации постмодернизма 28
  Восточная модификация 28
  ПЕРВАЯ ВОЛНА РУССКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА 28
  Чистое искусство как форма диссидентства: "Прогулки с Пушкиным" Абрама Терца 30
  Интерпретация Леонида Баткина* 39
  Интерпретация Вадима Линецкого* 39
  Интерпретация Евгения Голлербаха* 40
  Классика в постмодернистской системе координат: "Пушкинский дом" Андрея Битова 41
  Интерпретация Юрия Карабчиевского*** 42
  Интерпретация Виктора Ерофеева* 42
  Интерпретация Виктора Чалмаева* 42
  Интерпретация Владимира Новикова* 43
  Интерпретация Андрея Немзера** 43
  Интерпретация Марка Липовецкого* 43
  Интерпретация Вячеслава Курицына* 43
  Карта постмодернистского маршрута: "Москва - Петушки" Венедикта Ерофеева 51
  Интерпретация Владимира Муравьева* 52
  Интерпретация Андрея Зорина** 52
  Интерпретация Александра Кавадеева* 53
  Интерпретация Натальи Верховцевой-Друбек* 53
  Интерпретация Натальи Живолуповой* 53
  Интерпретация Петра Вайля и Александра Гениса*** 53
  Интерпретация Александра Гениса* 54
  Интерпретация Петра Вайля** 54
  Интерпретация Вячеслава Курицына*** 54
  Интерпретация Марка Липовецкого* 54
  Интерпретация Григория Померанца* 55
  Интерпретация Михаила Эпштейна** 55
  Интерпретация Алексея Васюшкина* 55
  Интерпретация Юрия Левина** 55
  Гибридно-цитатный монолог поэта: "Двадцать сонетов к Марии Стюарт" Иосифа Бродского 63
  Интерпретация Александра Жолковского* 64
  Литературный вариант русского концептуализма 66
  Деавтоматизация мышления, новая модель стиха: Всеволод Некрасов 68
  Языковые матрицы феномена массового сознания: Лев Рубинштейн 70
  Социалистический реализм в зеркале постмодернизма. Феномен Дмитрия Александровича Пригова 72
  Интерпретация Андрея Зорина** 73
  Интерпретация Вячеслава Курицына* 73
  Интерпретация Виктора Ерофеева* 74
  Интерпретация Алексея Медведева* 74
  Интерпретация Михаила Айзенберга* 74
  ВТОРАЯ ВОЛНА РУССКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА 75
  Авторская маска как забрало инакомыслящего: "Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину" Евгения Попова 77
  Интерпретация Сергея Чупринина* 77
  Интерпретация Вячеслава Курицына** 77
  Постгуманизм Виктора Ерофеева 80
  Интерпретация Марка Липовецкого* 81
  Интерпретация Евгения Добренко* 81
  Интерпретация Олега Дарка* 81
  Интерпретация Геннадия Мурикова* 82
  Интерпретация Вадима Линецкого* 82
  Шизоанализ Владимира Сорокина 87
  Интерпретация Льва Рубинштейна** 88
  Интерпретация Дмитрия Лекуха* 88
  Интерпретация Петра Вайля* 89
  Интерпретация Бахыта Кенжеева* 89
  Интерпретация Дмитрия Пригова* 93
  Интерпретация Игоря Смирнова* 94
  Русское "deja vu": "Палисандрия" Саши Соколова 95
  Интерпретация Владимира Турбина** 99
  Интерпретация Петра Вайля и Александра Гениса** 100
  Культурфилософская тайнопись Михаила Берга: роман "Рос и я" 103
  Карнавализация языка: пьеса Венедикта Ерофеева "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" 110
  ТРЕТЬЯ ВОЛНА РУССКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА 115
  Каталогизирующая деконструкция: поэма Тимура Кибирова "Сквозь прощальные слезы" 118
  Интерпретация Сергея Гандлевского* 118
  Интерпретация Александра Левина* 118
  Интерпретация Олега Чухонцева* 119
  "Прогулки с Хаосом": стереопоэма Владимира Друка "Телецентр" 121
  Советский массовый язык как постмодернистский театр: "Представление" Иосифа Бродского 124
  Между культурой и хаосом: постмодернистские стихи Виктора Кривулина 126
  Гибридно-цитатные персонажи Дмитрия Пригова: пьеса "Черный пес" 128
  Постмодернистская игра с политическими имиджами в паратрагедии Виктора Коркия "Черный человек, или Я бедный Coco Джугашвили" 130
  Интерпретация Леонида Боткина* 131
  Интерпретация Александра Лаврина* 131
  "Театр без спектакля": "Дисморфомания" Владимира Сорокина 133
  Комедийно-абсурдистский бриколаж: "Мужская зона" Людмилы Петрушевской 134
  Растабуирование табулированного: рассказы Игоря Яркевича 137
  Сфера сознания и бессознательного в произведениях Виктора Пелевина 141
  Культурфилософская и психоаналитическая проблематика в книге Дмитрия Галковского "Бесконечный тупик" 143
  Интерпретация Андрея Василевского* 144
  Интерпретация Вадима Кожинова** 145
  Интерпретация Вадима Руднева* 145
  Культурологемы Зиновия Зиника: роман "Лорд и егерь" 151
  "Двойное письмо": рассказы Александра Жолковского 156
  Русский экологический постмодернизм: роман Андрея Битова "Оглашенные" 165
  Интерпретация Бориса Аверина*** * 166
  Интерпретация Александра Великанова* 166
  Интерпретация Михаила Пекло* 167
  Интерпретация Петра Кожевникова* 167
  Интерпретация Даниила Данина* 168
  Заключение 169
  Тексты 171
  Виктор Коркия. СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ. Поэма 171
  Михаил Берг. РОС И Я (Отрывок из романа) 179
  РОС 179
  РОС 181
  7 182
  Людмила Петрушевская. МУЖСКАЯ ЗОНА 185
  Литература 188
  ЦИТИРУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ 188
  ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ТЕКСТЫ 196
  Именной указатель 200
  Указатель терминов 211
  Summary 215
 
 
  ОГЛАВЛЕНИЕ
 
  Предисловие............................................................................................................5
  Введение.................................................................................................................... 8
  ПЕРВАЯ ВОЛНА РУССКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА
  Чистое искусство как форма диссидентства: "Прогулки с Пушкиным" Абрама Терца.....80
  Классика в постмодернистской системе координат: "Пушкинский дом" Андрея Битова..... 113
  Карта постмодернистского маршрута: "Москва-Петушки" Венедикта Ерофеева... 145
  Гибридно-цитатный монолог поэта: "Двадцать сонетов к Марии Стюарт" Иосифа Бродского...... 183
  Литературный вариант русского концептуализма.................................. 192
  Деавтоматизация мышления, новая модель стиха: Всеволод Некрасов.......... 197
  Языковые матрицы феномена массового сознания: Лев Рубинштейн.............. 203
  Социалистический реализм в зеркале постмодернизма.
  Феномен Дмитрия Александровича Пригова................................... 210
  ВТОРАЯ ВОЛНА РУССКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА
  Авторская маска как забрало инакомыслящего:
  "Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину" Евгения Попова....... 225
  Постгуманизм Виктора Ерофеева................................................................ 237
  Шизоанализ Владимира Сорокина............................................................. 260
  Русское "deja vu": "Палисандрия" Саши Соколова............................... 283
  Культурфилософская тайнопись Михаила Берга: роман "Рос и я"............ 309
  Карнавализация языка: пьеса Венедикта Ерофеева
  "Вальпургиева ночь, или Шаги Командора" .....................................332
  ТРЕТЬЯ ВОЛНА РУССКОГО ПОСТМОДЕРНИЗМА
  Каталогизирующая деконструкция: поэма Тимура Кибирова
  "Сквозь прощальные слезы* ...................................................................357
  "Прогулки с Хаосом": стереопоэма Владимира Друка "Телецентр" ............................. 370
  Советский массовый язык как постмодернистский театр: "Представление* Иосифа Бродского....375
  Между культурой и хаосом: постмодернистские стихи Виктора Кривулина ................383
  Гибридно-цитатные персонажи Дмитрия Пригова: пьеса "Черный пес".....................390
  Постмодернистская игра с политическими имиджами в паратрагедии Виктора Коркия "Черный человек, или Я бедный Coco Джугашвили"...399
  "Театр без спектакля": "Дисморфомания" Владимира Сорокина....................407
  Комедийно-абсурдистский бриколаж: "Мужская зона" Людмилы Петрушевской....411
  Растабуирование табуированного: рассказы Игоря Яркевича........................................420
  Сфера сознания и бессознательного в произведениях Виктора Пелевина....433
  Культурфилософская и психоаналитическая проблематика
  в книге Дмитрия Галковского "Бесконечный тупик" ......................441
  Культурологемы Зиновия Зиника: роман "Лорд и егерь" ........... 466
  "Двойное письмо": рассказы Александра Жолковского...........................482
  Русский экологический постмодернизм: роман Андрея Битова "Оглашенные".......511
  Заключение.........................................................................................................526
  ТЕКСТЫ
  Виктор Коркия. Свободное время ................................................................533
  Михаил Берг. Рос и я (отрывок из романа)...............................................544
  Людмила Петрушевская. Мужская зона.....................................................564
  Литература ..........................................................................................................571
  Именной указатель.......................................................................................... 591
  Указатель терминов..........................................................................................601
  Summary................................................................................................................ 604
  Предисловие
  Постмодернизм в русской литературе успел утратить эффект новизны, но для многих он по-прежнему остается достаточно странным незнакомцем. Язык его непонятен, эстетические вкусы раздражают... В постмодернизме действительно немало необычного, шокирующего, даже "шизоидного" - и он же эрудит, полиглот, отчасти философ и культуролог. Особые приметы: лишен традиционного "я" - его "я" множественно, безлично, неопределенно, нестабильно, выявляет себя посредством комбинирования цитации; обожает состояние творящего хаоса, опьяняется процессом чистого становления; закодирован, даже дважды; соединяет в себе несоединимое, элитарен и эгалитарен одновременно; тянется к маргинальному, любит бродить "по краям"; стирает грань между самостоятельными сферами духовной культуры, деиерхизирует иерархии, размягчает оппозиции; дистанцируется от всего линейного, однозначного; всегда находит возможность ускользнуть от любой формы тотальности; релятивист; всем видам производства предпочитает производство желания, удовольствие, игру; никому не навязывается, скорее способен увлечь, соблазнить. Характер: независимый, скептический, иронический, втайне сентиментальный, толерантный; при всем том основательно закомплексован, стремится избавиться от комплексов. Любимые занятия: путешествия (в пространстве культуры), игра (с культурными знаками, кодами и т. д.), конструирование/переконструирование (интеллектуальная комбинаторика), моделирование (возможных миров).
  Лучше узнать его можно в совместном путешествии. Правда, без переводчика "с постмодернистского" не обойтись. Роль такого переводчика способен сыграть предлагаемый учебник (хотя, возможно, это просто маска данной книги, которая представляет собой нечто большее, чем учебник). "Больше, чем учебник" является и введением в постмодернизм для начинающих, имеющим едва ли не центонный характер, и первым в литературоведческой науке широкоохватным, многофункциональным исследованием русского литературного постмодернизма, открывающим новые перспективы для его изучения.
  Постмодернизм рассматривается в его историческом - постсовременном, а не трансисторическом качестве, как феномен эпохи постмодерна или ее предтеча (безусловно, возможны и другие подходы;
  6
  следует лишь помнить, что трансисторическая повторяемость "постмодернистской ситуации" содержит в себе и моменты различия, и "правнук" не тождествен "прадеду", хотя может быть здорово на него похож). Воссоздается "биография" русского постмодернизма, предпринимается попытка его культурфилософской, психоаналитической, литературоведческой транскрипции.
  Учебник /"сверхучебник" включает в себя теоретический аспект (введение написано при участии В. В. Халипова), разъяснение пост-структуралистско-постмодернистской терминологии, краткий очерк истории русского литературного постмодернизма (естественно, авторскую ее версию - лишь такой подход, согласно постмодернистским критериям, приемлем), интерпретации прославленных и малоизвестных постмодернистских произведений, созданных русскими - нет, не райтерами - писателями, размышления и гипотезы культурологического/культурфилософского характера, биографические сведения о "портретируемых" постмодернистах, библиографию, именной указатель и указатель терминов, а также характерные образцы русской постмодернистской литературы (одно прозаическое, одно поэтическое, одно драматическое произведение), summary на английском, французском, немецком (простите, остальные!) языках.
  Основными источниками послужили: произведения русских постмодернистов, их воспоминания, интервью, комментарии к собственным и чужим книгам; работы теоретиков и исследователей постструктурализма/постмодернизма, имевшиеся в распоряжении автора; литературная критика постперестроечных лет; труды психоаналитиков, культурологов, культурфилософов. Ссылки на источники даются в квадратных скобках, где первая цифра обозначает номер, под которым источник числится в списке цитируемой литературы (основанном на алфавитном принципе), вторая - страницу цитируемого источника (плюс иногда том). Цитируемые источники, отмеченные звездочкой вверху перед фамилией автора, одновременно представляют рекомендуемую литературу. Художественные произведения русских постмодернистов выделены в отдельный список - именно для того, чтобы помочь неопытным путешественникам отграничить их от всей остальной литературы, используемой в книге.
  В случае разночтения тех или иных терминов избирается вариант, представленный в энциклопедическом справочнике "Современное зарубежное литературоведение" (1996). В указателе терминов цифра, отсылающая к странице, на которой дается истолкование термина, выделена жирным шрифтом. Поскольку в российской печати прижились "склоняемый" и "несклоняемый" Деррида, Гваттари и Гватари, Лиотар и Льотар, Поль де Ман и Поль де Мэн, Клоссовски и Клоссовский, Фредерик Джеймисон и Фредрик Джеймсон, Бодрий-яр/Бодрийар/Бодрияр, в цитатах сохраняется авторское написание этих имен собственных либо вариант, даваемый переводчиком; в ос-
  7
  новном тексте используется наиболее распространенный русифицированный вариант (язык все равно не переупрямишь, хотя, конечно, правильнее - "Ландн", нежели "Лондон").
  Так как постмодернистский текст реализует множественность смысла и предполагает множественность равноправных интерпретаций, вводятся знаки [и]n. Первый из них указывает на то, что читатель имеет дело лишь с одной из возможных интерпретаций - авторской. Второй напоминает, что ни одна "отдельно взятая" интерпретация не может претендовать на истинность - лишь совокупная множественность интерпретаций (уже сделанных или тех, которые будут сделаны в будущем) способна приблизить нас к постижению смысловой множественности, заложенной в постмодернистском тексте (принцип нонселекции при его дешифровке также можно рассматривать как особую форму интерпретации, основанную на отказе от попыток выстроить связную интерпретацию). Интерпретации других исследователей представлены в сокращенном (спрессованном) виде и являются скорее знаками, отсылающими к первоисточникам, знакомство с которыми, таким образом, запрограммировано. Полное воспроизведение всех имеющихся интерпретаций каждого постмодернистского текста привело бы к увеличению объема данного издания в несколько раз, в результате чего оно никогда бы не состоялось. Все же, хочется верить, ни один из активно выявляющих себя в работе с постмодернистскими текстами критик, исследователь не забыт. Напротив, они включены в постмодернистский контекст в качестве его действенных персонажей (цитации). Постмодернистский текст не может быть исчерпан, он открыт в бесконечность означающего. Поэтому никакой текстанализ принципиально не может быть завершен, никакая интерпретация не является и не может являться исчерпывающей. Для обозначения этого обстоятельства использован знак >> ? (стремление к бесконечности). Наличие указанных знаков должно рассматриваться также как способ приостановки утверждения, которое несет каждая конкретная интерпретация. Все эти разъяснения призваны помочь потенциальным путешественникам лучше ориентироваться в пути, у которого есть только начало, но нет конца.
  Автор выражает благодарность рецензентам - г-ну В. Н. Курицыну и г-ну С. Ю. Кузнецову за поддержку и конструктивную критику.
  И. С. Скоропанова
  Введение
  Понятие постмодерна
  История человечества отмечена последовательной сменой множества культурных эпох. Последняя из них получила название эпохи постмодерна. В предельно широком контексте под постмодерном понимается "глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций" [69, с. 3], связанных с ощущением завершенности целого этапа культуристорического развития, изжитости "современности"*, вступления в полосу эволюционного кризиса. Породившие постмодерн веяния отразили изменения в сознании и коллективном бессознательном человечества, разочарованного результатами реализации господствовавших в XX в. мировых идей и проектов "законодательного разума", подошедшего к грани самоуничтожения, нащупывающего пути к медиативному** сосуществованию столь отличных друг от друга и имеющих собственные интересы рас, народов, наций, государственно-политических, общественных и религиозных систем, не говоря уже об отдельных людях. Чтобы выжить, общества сегодня "обязаны выработать и освоить менталитет, адекватный инструментальному могуществу и предполагающий чрезвычайно высокую степень терпимости, готовности к самокритике и компромиссам" [299, с. 144]. Весь многовековой опыт подвергается переосмыслению, служит базой для выявления объединяющих человечество ценностей, не привязанных к какой-либо одной центрирующей идеологии, религии, философии.
  Постмодерн заявил о себе как "транскультурный и мультирелигиозный феномен,
  предполагающий диалог на основе взаимной ин-
  * Здесь от нем. Moderne - модерн. Новое Время, современность; франц. modernite - современность.
  См.: "П<остмодернизм> (или "постмодерн") буквально означает то, что после "модерна", или современности. Однако понятие "современность" не имеет сколько-нибудь строгого общепризнанного определения. Исток "современности" усматривают то в рационализме Нового Времени, то в Просвещении с его верой в прогресс и опорой на научное знание, то в литературных экспериментах второй половины XIX в., то в авангарде 10-20-х гг. XX в. - соответственно ведется и отсчет "постсовременности"" [280, с. 237].
  **Медиация (от франц. mediation, буквально - "посредничество") - понятие, вошедшее в культурный обиход из трудов французского ученого Клода Леви-Стросса, отражает тенденцию к примирению противоположностей с целью сохранения самого человечества
  9
  формации, открытость, ориентацию на многообразие духовной жизни человечества" [283, с. 94]. В политике это выражается распространением различных форм постутопической политической мысли*; в философии - торжеством постметафизики, пострационализма, постэмпиризма; в этике - появлением постгуманистических** концепций антипуританизма, антиуниверсализма; в эстетике - ненормативностью постнеклассических парадигм; в художественной жизни - принципом снятия, с удержанием в новой форме характеристик предыдущего периода.
  Постмодерн и постмодернизм
  На основе понятия "постмодерн" возникло производное от него понятие "постмодернизм", которое, как правило, используют применительно к сфере философии, литературы и искусства, для характеристики определенных тенденций в культуре в целом. Оно служит для обозначения: 1) нового периода в развитии культуры; 2) стиля постнеклассического научного мышления; 3) нового художественного стиля, характерного для различных видов современного искусства; 4) нового художественного направления (в архитектуре, живописи, литературе и т. д.); 5) художественно-эстетической системы, сложившейся во второй половине XX в.; 6) теоретической рефлексии на эти явления (в философии, эстетике). До настоящего времени термин "постмодернизм" устоялся не окончательно и применяется в области эстетики и в литературной критике наряду с дублирующими терминами "постструктурализм", "поставангардизм", "трансавангард" (в основном в живописи), "искусство деконструкции", а также совершенно произвольно. Это связано с тем, что мы имеем дело с относительно новым, еще недостаточно изученным культурным феноменом, представления о котором продолжают уточняться.
  Приключения термина
  Установлено [73, с. 111-113, 117], что термин "постмодерн", давший жизнь термину "постмодернизм", появился "преждевременно", когда самого явления еще не существовало, и впервые был употреблен Р. Паннвицем в книге "Кризис европейской культуры" (1917). В 1934 г. Ф. де Онис использовал такой же термин для характеристики промежутка между первой и второй фазами развития модернизма. В кратком однотомном изложении Д. Соммерви-
  * Например, Дэниэл Белл и Реймон Арон для обоснования идеи конвергенции капиталистической и социалистической систем предлагают в 50-е гг. идею "конца идеологии", которая в 80-е гг. трансформируется в идею "конца истории", выдвинутую Фрэнсисом Фукуяма и трактуемую им как завершение идеологической эволюции человечества (завершение борьбы идеологий). При этом Фукуяма делает оговорку: ""Конец истории" ни в коем случае не означает, что международные конфликты вообще исчезнут. Ибо и в это время мир будет разделен на две части: одна будет принадлежать истории, другая - постистории" [442, с. 148].
  ** Т. е. не связанными напрямую с просветительским гуманизмом и традицией XIX в. версиями гуманизма, формирующимися с середины XX в.
  10
  лом первых шести частей труда Арнольда Джозефа Тойнби "Исследование истории" (1947) термин "пост-модерн" служил для обозначения нового, послевоенного периода развития западноевропейской цивилизации, и главным признаком его оказывалось политическое мышление не в масштабах национальных государств, а в глобальных категориях мирового содружества. Свою появившуюся в 1949 г. статью об архитектуре Д. Хаднат озаглавил "Пост-модерный дом", что является примером случайного употребления слова (никак не объясняемого), встречаемого и у некоторых других авторов.
  Путь к современному наполнению данного термина и появлению номинации "постмодернизм"* был непростым. Он связан прежде всего с осмыслением тенденций, обозначившихся начиная с середины 50-х гг. в мировом искусстве и в сфере гуманитарных знаний, в свою очередь подготовленных кризисом модернизма и появлением новых, отпочковавшихся от существующих, скрещивающихся между собой научных дисциплин: философской антропологии, современной семиотики, семиотики культуры, кибернетики и теории информации и др. Философско-теоретическую основу постмодернизма составили концепции, разработанные в рамках постструктурализма.
  Постструктурализм как колыбель теории постмодернизма
  Постструктурализм - направление философской мысли, возникшее в конце 60-70-х гг. во Франции и США в качестве ревизии структурализма, игравшего главную роль в интеллектуальной жизни Запада в 50- 60-е гг. Среди его создателей немало бывших структуралистов, занявшихся своеобразной самокритикой, попытавшихся разомкнуть структуру как закрытое, завершенное, лишенное изменений образование, развить заложенную в этом понятии идею "структуральности структуры". Сверхзадачей постструктурализма являлось исследование феномена тоталитаризма и тоталитарного сознания, их связи со структурой и языком, борьба с тотальностью во всех ее видах, активизировавшаяся под воздействием студенческих волнений в Париже в мае 1968 г. Поэтому для постструктуралистов неприемлемыми оказались те формы знания, которые претендуют на универсализм, обобщающий характер, обладание абсолютной истиной, что рассматривается как проявление "метафизики", "империализма" мышления. Утвердившиеся в сознании современного европейца истины/ценности они подвергают сомнению и переосмыслению в духе адогматизации. В самом общем плане постструктурализм можно охарактеризовать
  * Широкое распространение этот термин получает с появлением статьи Чарльза Дженкса "Взлет архитектуры постмодернизма" (1975) и выходом его книги "Язык архитектуры постмодернизма" (1977). Дженкс отмечал, что "хотя само это слово и применялось в американской литературной критике 60-70-х годов для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, автор придал ему принципиально иной смысл. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры" [283, с. 89].
  11
  "как саморефлексивную критику современной цивилизации и как общетеоретическое и методологическое основание для возрождения, высвобождения внутренних принципов, "неразрешимых" противоречий современного мира" [204, с. 391].
  Теория постмодернизма не только впитала важнейшие открытия пост-структурализма, но оказалась настолько тесно с ним связанной определенным единством философских и общетеоретических положений, что возможно говорить о постструктуралистско-деконструктивистско-постмодернистском комплексе как широком и влиятельном интердисциплинарном по своему характеру течении в культурной жизни Запада 70-90-х гг., охватывающем различные сферы гуманитарного знания, считает И. П. Ильин.
  Истоки и философско-теоретическая ориентация постструктурализма
  Решающую роль для формирования постструктуралистско-деконструктивистско-постмодернистского комплекса сыграли парижские философские и интеллектуальные дискуссии 60-70-х гг., и прежде всего - идеи и концепции, развиваемые ведущими французскими постструктуралистами и постфрейдистами Жаком Лаканом, Мишелем Фуко, Жилем Делезом, Феликсом Гваттари, Юлией Кристевой, Жаком Деррида, Роланом Бартом, Жаном-Франсуа Лиотаром, Пьером Клоссовски и др. Несводимые к какой-либо одной модели, эти идеи и концепции так или иначе уходят своими корнями в философию становления, стремящуюся дать как можно более полное обоснование идеи бытия как становления (Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Эдмунд Гуссерль, поздний Мартин Хайдеггер и др.), а также в какой-то степени - в философию скептицизма с ее сомнением в возможности открытия универсально пригодной для всех людей, времен, случаев жизни истины, релятивизмом (от лат. relativus - относительный). Но вопросы познания и смысла рассматриваются теоретиками постструктурализма сквозь призму языка, на котором выражает себя философия и "правдивость" которого ставится под сомнение. Поэтому современные западные классификаторы философских направлений относят постструктурализм "к общему течению "критики языка" (la critique du langage), в котором соединяются традиции, ведущие свою родословную от Г. Фреге и Ф. Ницше (Л. Витгенштейн, Р. Карнап, Дж. Остин, У. В. О. Куайн), с одной стороны, и от М. Хайдеггера (М. Фуко, Ж. Деррида), с другой" [189, с. 107].
  Постструктурализм впитал определенные открытия в области языкознания (гипотезу американских языковедов-структуралистов Эдварда Сепира и Бенджамина Уорфа о влиянии языка на формирование моделей сознания), семиотики (науки о знаках и знаковых системах), семиотики культуры (раздела семиотики, изучающего так называемые вторичные языки - разнообразные языки культуры: литературы, театра, кино, цирка, живописи, архитектуры и т. д.), семиологии (раздела
  12
  семиотики, занимающегося изучением больших значащих единиц языка), подвергая их в то же время критической ревизии* и скрещивая с постфрейдизмом (Лакан, Делез, Гваттари, Кристева, Лиотар).
  Весьма заметно окрашивает работы теоретиков постструктурализма внимание к культурологии/культурфилософии. Для демонстрации своих гипотез, изложения концепций они широко используют художественную литературу. Это связано как с тем, что большинство создателей постструктурализма вышло из рядов литературоведов, так и с их отношением к литературе как к наиболее объективной, живой и полной форме знания и, наконец, с тем, что современное литературоведение, радикально меняясь, "перестает быть только наукой о лит<ературе> и превращается в своеобразный способ совр<еменного> философского мышления" [189, с. 108].
  Именно в работах постструктуралистов явственно обозначилась тенденция к размыванию границ между различными областями человеческого знания - искусством, философией, наукой, что является одной из характерных примет постсовременности.
  Постструктурализм "проявляется как утверждение принципа "методологического сомнения" по отношению ко всем "позитивным истинам", установкам и убеждениям, существовавшим и существующим в зап<адном> обществе и применяющимся для его "легитимизации", т. е. самооправдания и узаконивания" [189, с. 106]. Он направлен на разрушение позитивистских представлений о природе человеческого знания, рационалистических обоснований феноменов действительности (и прежде всего культуры), всякого рода обобщающих теорий, претендующих на универсализм, непререкаемую "истинность". Стратегия "законодательного разума", расцениваемого как авторитарный, сменяется в постструктурализме стратегией разума интерпретирующего. Критику языка науки, индустрии культуры и т. д. (являющегося, по Фуко, продуктом властных отношений) постструктуралисты (в традициях франкфуртской школы Kulturkritik) рассматривают как критику современной культуры и цивилизации. Через язык средств массовой информации, утверждают теоретики постструктурализма, людям исподволь навязывается определенный образ мышления, отвечающий нуждам господствующих идеологий, происходит манипулирование сознанием. "Выявляя во всех формах духовной деятельности человека признаки скрытой, но вездесущей (cachee mais omnipresente) метафизики, постструктуралисты выступают прежде всего как критики "метафизического дискурса""** [189, с. 107]. Своего предтечу они видят в Ницше, хотя и Ницше для них не икона, а генератор мысли.
  * Что предопределило переход на позиции постструктурализма Фуко, Барта и многих других структуралистов.
  ** Дискурс (от позднелат. discursys) - многозначное понятие, введенное структуралистами: "специфич<еский> способ или слецифич<еские> правила организации речевой деятельности (письменной или устной)" [186, с. 45]. У Фуко дискурсия - "это промежуточная область между идеями, законами, теориями и эмпирическими фактами, это область условий возможности языка и познания" [11, с. 27].
  13
  Прелюдия Ницше к философии будущего
  Апостол "философии жизни", Фридрих Ницше видит ее главного врага в догматизме метафизики*. Возведенное метафизикой онтологическое здание зиждется, согласно Ницше, на весьма шатком основании. "С точки зрения любой философии, - указывает немецкий мыслитель в работе "По ту сторону добра и зла" (1886), - самым верным и самым прочным из всего, что еще может уловить наш глаз, будет представляться нам иллюзорность того мира, который, по нашему мнению, нами обитается" [303, с. 48]. Но, рассуждает Ницше, если наше мышление фальсифицирует мир, то не фальсификация ли и данный тезис? И если бы удалось совершенно упразднить "видимый мир", то ведь и от "истины" метафизики ничего не осталось бы.
  По Ницше, "вера" (в роли которой могут выступать и суеверие, соблазн "со стороны грамматики" или смелые обобщения "очень узких, очень личных человеческих, слишком человеческих деяний" [303, с. 17] и т. п.) заставляет метафизиков домогаться своего собственного "знания", чтобы в конце концов торжественно провозгласить его "истиной". На самом деле, убежден Ницше, догматиками руководит страх перед истиной. И он зовет к бесстрашию и мужеству в вопросах познания, набрасывает условный портрет "настоящего философа" - свободного духом, совершающего переоценку всех ценностей, простирающего свою творческую руку в будущее.
  Ницше предлагает освободиться от невыносимой серьезности и сверхпочтительности отношения философа к самому себе**, вообще отношения к философствованию как делу "солидному", тяжеловесно-
  * "МЕТАФИЗИКА - философское учение об общих, отвлеченных от конкретного существования вещей и людей, принципах, формах и качествах бытия. <...> Термин М<етафизика> означает буквально: "после физики", связан своим происхождением с расположением трудов Аристотеля, где М<етафизика> как учение о первоначалах содержательно следует за учением о вещах. Формирование и развитие М<етафизики> стимулируется задачами ее самоопределения по отношению к конкретным формам человеческого опыта и знания, а затем - и научной деятельности. М<етафизика> как бы надстраивается над ними, определяя обобщенную картину мироустройства, фиксируя связи и зависимости, не совпадающие с определенностью отдельных вещей, их восприятий человеком и действий с ними. В этом плане М<етафизика> часто характеризуется как учение о сверхчувственных формах бытия. М<етафизика> осуществляет функцию философии по синтезированию различных форм человеческого опыта и знания, является инструментом построения онтологии, мировоззрений, логик всеобщих определений. До XIX в. философия часто отождествляется с М<етафизикой>. <...> Критика М<етафизики> и ее преодоление знаменуют конец этапа в эволюции философии, который принято называть "классическим"" [392, с. 282-283]..В отличие от неклассической в постнеклассической философии метафизика "оказывается необходимой для фиксации динамики, процессуальности, воспроизводимости человеческого бытия, не представленных в формах обыденного опыта, но встроенных в этот опыт и обусловливающих его" [392, с. 283].
  ** В "Веселой науке" читаем: "Мы должны время от времени отдыхать от самих себя; и научиться смотреть на себя со стороны - со всех сторон, - как будто бы из зола, уметь смеяться над собой и плакать; мы должны видеть и того героя, и того глупого шута, которые поселились в нашей жажде познания..." [302, с. 362].
 
  14
  му. Настоящий философ, по Ницше, "живет "нефилософски" и "немудро", прежде всего неблагоразумно, он чувствует бремя и обязанность делать сотни опытов, пережить сотни искушений жизни: он рискует постоянно и ведет опасную игру ..." [303, с. 114]. Крайне редко он воспринимает себя как друга мудрости, гораздо чаще - как неприятного глупца или опасный знак вопроса, костью застревающий у других в горле.
  Неотъемлемое свойство мышления такого философа - скептицизм, истолковываемый как "наидуховнейшее выражение известной многообразной физиологической особенности, которую в обыденной жизни называют нервной слабостью и болезненностью; она появляется каждый раз, когда решающим и внезапным образом скрещиваются издавна разъединенные классы или расы. В новом поколении, в крови которого унаследованы различные меры и ценности, все - беспокойность, расстройство, сомнение, попытка ..." [303, с. 118]. Скептик Ницше не просто подвергает все сомнению - он не в состоянии сказать не только решительное "да", но и твердое "нет", защищается иронией.

<< Пред.           стр. 1 (из 25)           След. >>

Список литературы по разделу