<< Пред. стр. 12 (из 14) След. >>
• содействие в решении социально-экономических проблем развивающихся стран, прежде всего с помощью сокращения452 V- Механизм, функциональные инструменты и институты МЭОдефицита их платежных балансов, увеличения их экспортной выручки;
• обеспечение западной экономики достаточными энергетическими ресурсами, выработка и осуществление мер для преодоления энергетического кризиса. Это задача остается крайне актуальной, что делает необходимым ее рассмотрение и в настоящее время. Неслучайно последнее было важным пунктом повестки саммита "группы восьми" в 2005 г. Подчеркивая значение роста взаимозависимости стран, "Декларация Рамбуйе" провозгласила стремление государств-участников развивать "конструктивный диалог между всеми странами, невзирая на различия в уровнях их экономического развития, наличия ресурсов, различия политических и социальных систем".
За истекшие годы состоялся 31 саммит "клуба лидеров", к числу которых в 1976 г. присоединилась Канада, а в 1986 г. в полной мере согласно решению Лионской встречи - Россия. За время деятельности клуба лидеров сформировалась достаточно четкая структура периодически функционирующих рабочих органов саммитов: групп представителей высокого уровня по основным конкретным вопросам, подлежащим обсуждению ("новая энергетическая стратегия"); министров финансов и министров иностранных дел. В странах предусмотрена практика назначения шерпов и сушерпов, отвечающих за подготовку отдельных важнейших позиций и материалов, и т.д. В последние годы был взят курс на повышение роли председателей совещаний саммита, проводимых поочередно во всех странах-участницах.
Широкий круг важнейших международных проблем в области мировой политики (военная акция в Ираке и т.д.) и экономики (обеспечение устойчивого развития, ускорение экономического роста, реформы международной торговой системы, состояние мировой энергетики, охрана окружающей среды и т.п.) были предметом рассмотрения на последних саммитах "группы восьми" в Кана-каскисе (Канада, 2002), Эвиане (Франция, 2003), Лонг-Айленде (США, 2004) и в Гленигалсе (Шотландия, 2005), где рассматривались некоторые из указанных проблем, а также вопросы борьбы с международным терроризмом. Очередной саммит "группы восьми" состоится под председательством Президента РФ В. В. Путина в Санкт-Петербурге в 2006 г.
26.2. Основные принципы и направления экономической деятельности ООН
В мировой экономике на протяжении уже более полувека международное сообщество ищет пути решения проблем с помощью ООН и ее механизмов, не без основания рассчитывая на ее глобальный характер. Анализ 50-летней практики ООН приводит к выводу, что, наряду с всемерным увеличением роли мировых политических проблем, большое место в ее деятельности занимают экономические аспекты. Выражается это, прежде всего в расширении экономических функций ООН. Все новые сферы мирового хозяйства, международных экономических отношений становятся предметом ее изучения, анализа, поиска путей и средств решения, выработки соответствующих рекомендаций. Параллельно с этим меняется организационная структура самой ООН, увеличивается число экономических учреждений и стран, в них участвующих, расширяется поле деятельности этих учреждений, их контакты с другими международными, а также национальными институтами и организациями.
Значение экономической деятельности ООН возрастает и с усложнением процессов, происходящих во всемирных экономических отношениях и международном разделении труда, с ростом многообразия возникающих в мировой экономике проблем, динамизмом хозяйственной международной жизни, вызывающим необходимость быстрых и эффективных решений.
Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается, прежде всего, политической организацией. Политический характер наглядно проявляется в трактовке и применении основополагающих принципов, которые сама организация закрепила в своих резолюциях и программах, в выработке мер по их разрешению, в отношении ООН к мировым рынкам, проблемам развития отдельных стран и т.д.
В статье 1 Устава ООН в концентрированном виде сформулированы цели международного сотрудничества, в том числе и в экономической сфере: "... осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального..." характера. Ряд других положений Устава непосредственно касается вопросов экономического сотрудничества. Так, гл. IX и X целиком посвящены экономическому и социальному сотрудничеству. Особое значение имеет ст. 55, содержащая указания конкретных целей экономического сотрудничества в рамках ООН. В числе этих целей называются: создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружеских отношений, повышение уровня жизни, полной занятости населения, содействие условиям экономического и социального прогресса и развития. Устав не содержит перечня специальных принципов экономического сотрудничества, однако зафиксированные в ст. 2 общие принципы международного сотрудничества в рамках ООН в полной мере относятся и к сфере сотрудничества по экономическим проблемам.
Экономическая деятельность ООН включает в себя четыре главных направления:
• решение общих идя всех стран глобальных экономических проблем;
• содействие экономическому сотрудничеству государств с разными уровнями социально-экономического развития;
• содействие хозяйственному росту развивающихся стран;
• решение проблем регионального экономического развития. На практике работа по данным направлениям осуществляется с
использованием следующих форм деятельности: информационной, технико-консультативной и финансовой.
Информационная деятельность - самый распространенный вид работы ООН. Вопросы, представляющие интерес, вносятся на повестку дня политических дискуссий, готовятся письменные доклады и т.д. Цель такой деятельности - общее воздействие на направления экономической политики стран-членов. В большей степени эта работа "про запас", "на будущее". Публикуется значительное количество различной информации, статистических изданий, которые имеют высокую репутацию у специалистов. Работу в области унификации, сбора и обработки исходных статистических данных возглавляют Статистическая комиссия и Статбюро. Деятельность в области системы учета и статистики весьма полезна и выгодна слаборазвитым странам, поскольку, с одной стороны, у них отсутствуют (зачастую) собственные экономически выверенные статистические методики, а с другой - иностранные хозяйственные субъекты, стремясь проникнуть на рынки этих стран, имеют практически единственную возможность получить реальную информацию об экономике данной страны.
Технико-консультативная деятельность ООН осуществляется в виде технической помощи государствам, нуждающимся в ней. Еще в 1948 г. были приняты своего рода принципы оказания такой помощи, которая:
• не должна служить средством для иностранного экономического и политического вмешательства во внутренние дела;
• должна оказываться исключительно через правительство;
• должна предоставляться исключительно данной стране;
• должна быть предоставлена по возможности в той форме, которая желательна для данной страны;
• должна отвечать высоким требованиям в качественном и техническом отношении.
Более подробно о данной сфере деятельности сказано ниже.
Валютно-финансовая деятельность осуществляется преимущественно по линии международных организаций: Международного банка реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Международного валютного фонда. Эти организации формально являются специализированными организациями ООН.
26.3. Система органов экономического сотрудничества в рамках ООН
Основные структурные подразделения системы органов экономического сотрудничества в рамках ООН*- это три из шести главных органов, указанных в Уставе, а именно: Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный совет и Секретариат.
Генеральная Ассамблея (ГА ООН), согласно соответствующим статьям Устава, несет ответственность за выполнение функций Организации в области международного сотрудничества и осуществляет руководство конкретной деятельностью в этой сфере Экономического и Социального советов. Основная задача Ассамблеи - служить высшим форумом в рамках Организации для обсуждения наиболее важных, ключевых проблем экономического характера. Свои функции в рассматриваемой области Ассамблея осуществляет главным образом через Второй комитет (по экономическим и финансовым вопросам). Это один из главных комитетов Ассамблеи. Ассамблея учреждает новые организации международного сотрудничества, такие, как Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) или Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), о чем будет сказано ниже.
Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС) - это следующий по старшинству орган в системе экономического механизма ООН. Созданный в 1946 г., ЭКОСОС осуществляет координацию всей деятельности ООН в социально-экономической области. Членами ЭКОСОС состоят 54 государства - члена ООН, избираемые Генеральной Ассамблеей ООН, причем пять постоянных членов Совета Безопасности - это неизменные члены. Высший орган ЭКОСОС - сессия совета. Ежегодно проводятся три сессии:
• весенняя - по социально-правовым и гуманитарным вопросам;
• летняя - по экономическим и социальным вопросам;
• организационная.
В деятельности ЭКОСОС следует выделить три главные функции:
• ответственный специализированный форум государств в рамках ООН для квалифицированного обсуждения международных экономических и социальных проблем к разработки принципиальной политической линии;
• координация всей деятельности ООН по экономическим и социальным вопросам, координация деятельности специализированных учреждений ООН;
• подготовка квалифицированных исследований по общим и специальным проблемам экономического и социального развития, международного сотрудничества.
Итак, ЭКОСОС координирует деятельность:
• постоянных комитетов (экономкомитета, социального комитета и др.);
• функциональных комиссий и подкомиссий (статистической, по социальному развитию и т.д.);
• региональных экономических комиссий (Европейской экономической комиссии - ЕЭК, Экономкомиссий для Африки и др.);
• специализированных учреждений ООН (ФАО, ЮНИДО и др.).
Отношения ЭКОСОС с организациями, имеющими автономный характер, например с ПРООН, служащей вспомогательным органом ГА ООН, регулируются соответствующими регламентами.
Согласно ст. 68 Устава для выполнения своих функций ЭКОСОС имеет право создавать вспомогательные органы, работающие в период между сессиями. В настоящее время действуют 11 постоянных комитетов и комиссий (по природным ресурсам, по неправительственным организациям и др.), шесть функциональных комиссий (статистическая, социального развития и др.), пять региональных экономических комиссий и ряд других органов.
Секретариат ООН - третье основное звено в системе органов экономического сотрудничества. Это административно-исполнительный орган, обслуживающий нормальное функционирование других ООНовских институтов, выполняющий конкретные поручения. Подавляющее большинство сотрудников центрального аппарата Секретариата работают на экономическую службу. В состав экономического аппарата ООН входит несколько подразделений, крупнейший из которых - Департамент по экономическим и социальным вопросам.
Далее рассмотрим некоторые организации ООН, деятельность которых в области международных экономических отношений наиболее активна и осязаема.
ГА ООН в конце 1964 г. приняла резолюцию, учредившую Конференцию по торговле и развитию (ЮНКТАД) в качестве органа ООН, не являющуюся между народной торговой организацией. В деятельности ЮНКТАД участвует 191 страна, в том числе Россия. Штаб-квартира - в Женеве, отделение связи - в Нью-Йорке.
Высший орган ЮНКТАД - сессия и Совет по торговле и развитию. Сессии проводятся один раз в четыре года. Совет собирается дважды в год. Текущая деятельность осуществляется рабочим комитетом и Секретариатом. Штаб-квартира организации располагается в Женеве.
Основные задачи ЮНКТАД;
• содействие развитию международной торговли, обеспечение стабильного мира и равноправного сотрудничества между государствами;
• выработка рекомендаций, принципов, организационно-правовых условий и механизмов функционирования современных международных экономических отношений;
• участие в координации деятельности других учреждений системы ООН в области экономического развития, налаживания хозяйственных связей и поощрения международной
торговли.
ЮНКТАД рассматривает широкий круг вопросов и проблем международной торговли сырьем, готовыми изделиями и полуфабрикатами, транспорта, страхования, кредитования внешней торговли, передачи технологий и др. Решения ЮНКТАД и ее органов облекаются в форму резолюций, заявлений, согласованных выводов и не носят юридически обязательного характера.
К настоящему времени состоялось одиннадцать сессий ЮНКТАД. Последняя прошла 13-18 июня 2004 г. в г- Сан-Паулу (Бразилия). Основной целью 11-й сессии ЮНКТАД являлась выработка мер по повышению согласованности между национальными стратегиями развития и глобальными процессами в целях экономического роста и развития. Особое внимание было уделено интересам развивающихся и наименее развитых стран.
В ходе Конференции были рассмотрены четыре основных вопроса: стратегия развития в условиях глобализации мировой экономики, наращивание произведенного потенциала и повышение международной конкурентоспособности, обеспечение выгод для развития от системы международной торговли и торговых переговоров, партнерство в целях развития.
С созданием ВТО практически открыто стали высказываться мнения о том, нужна пи вообще эта организация. В конце концов в Мидранде было достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима мировому сообществу- Эта организация универсального характера в качественно новых условиях конца XX - начала XXI в. должна вырабатывать общие торгово-политические принципы в контексте развития, а за ВТО остаются чисто торговые вопросы, да и Соглашение переросло в организацию. В условиях глобализации, укрупнения мировых рынков возникли новые барьеры для развивающихся стран, они прямо поставили вопросы: а каково содействие ЮНКТАД в плане их невытеснения с рынков, способна ли ЮНКТАД содействовать реально и т.д. Конференция приняла ряд мер по решению обсуждавшихся в Мидранде проблем, но говорить о результатах пока рано.
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) - специализированное учреждение ООН для содействия индустриализации развивающихся стран, их промышленного развития путем мобилизации национальных и международных ресурсов. ЮНИДО была создана в 1966 г. Высший орган - Генеральная конференция, созываемая один раз в два года. Руководящие органы ЮНИДО - Совет по промышленному развитию и Комитет по программным и бюджетным вопросам. Штаб-квартира ЮНИДО находится в Вене.
Деятельность ЮНИДО принято условно подразделять на оперативную и вспомогательную. Оперативная деятельность ЮНИДО исходя из резолюции ГА ООН включает:
• разработку рекомендаций и оказание конкретной помощи странам в подготовке программ индустриализации с учетом политической, экономической, финансовой обстановки, технических факторов;
• создание и укрепление в развивающихся странах учреждений и органов по вопросам управления производством;
• организацию и проведение научно-исследовательской работы по обоснованию промышленных объектов;
• предоставление технической помощи в осуществлении конкретных проектов, рекомендаций по использованию сырьевых ресурсов и др.
Вспомогательная деятельность включает в себя сбор, обобщение, публикацию и распространение информации, публикацию докладов и т.д.
ЮНИДО располагает Банком промышленной и технологической информации (БПТИ) и обеспечивает его деятельность и связи с аналогичными банками на региональном и национальном уровнях. Развивающиеся страны, таким образом, получили доступ к информации научно-технического характера, т.е. реальную помощь.
С начала 1986 г. ЮНИДО приобрела статус специализированного учреждения системы ООН. Преобразование коснулось организационных вопросов административной, финансовой, кадровой самостоятельности, не изменив существа ее деятельности, целей, принципов и направлений. В настоящее время ЮНИДО имеет собственный регулярный бюджет, формируемый из обязательных взносов стран-членов и предназначенный главным образом для содержания Секретариата. Финансирование оперативной деятельности осуществляется из средств Программы развития ООН и Фонда
промышленного развития ЮНИДО, складывающегося из добровольных взносов стран-членов.
Если ЮНИДО имеет статус специализированной организации, работающей с развивающимися странами, то другой институт ООН - Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) - это вспомогательный орган ГА ООН, международная программа по предоставлению многосторонней технической и предынвестиционной помощи развивающимся странам в важнейших секторах экономики. Создан в 1965 г. руководящий орган ПРООН - Совет управляющих, состоящий из 48 представителей правительств, избираемый на трехлетний период. Ежегодно проводятся две сессии Совета, в промежутках между ними организацией руководит Секретариат, расположенный в Нью-Йорке.
Помощь ПРООН финансируется за счет добровольных взносов и оказывается только правительствами, через их посредство или по их просьбам. К середине 1990-х годов глобальная сеть ПРООН расширилась до 132 страновых отделений, обслуживающих 175 стран и территорий. Бюджет ПРООН из года в год варьируется, так как запланировать добровольные взносы довольно сложно. Так, в 1993 г. общий объем средств в распоряжении ПРООН равнялся 1,42 млрд долл., из которых на добровольные взносы пришлось 0,91 млрд долл., а освоение средств составило 1 млрд долл. В настоящее время Совет управляющих призвал ПРООН сконцентрировать свою деятельность на шести направлениях: борьба с нищетой, развитие управленческой деятельности, техническое сотрудничество между развивающимися странами, окружающая среда, рациональное использование природных ресурсов, участие женщин в развитии, технологиях в целях развития. Эти шесть направлений были сконцентрированы в программах пятого цикла (1992-1996). Программы данной организации реально функционируют, ибо задействованы немалые средства. За использованием добровольных взносов установлен соответствующий контроль. Имеются примеры реального осуществления проектов (ирригация, рыболовство, эксплуатация лесных ресурсов и т.д.).
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) - специализированное учреждение ООН, задача которого заключается в координации работы межправительственных организаций по вопросам сельского хозяйства, а также индивидуальных и коллективных действий в целях улучшения обеспечения населения сельхозтоварами. ФАО была создана в 1945 г., высший орган - Конференция, созываемая раз в два года, штаб-квартира - в Риме. Одна из основных задач ФАО - оказание помощи развивающимся
странам в области сельского, лесного и рыбного хозяйства. Помощь в рамках ФАО носит как материальный, так и нематериальный характер. В развивающиеся страны поставляется продовольствие, осуществляется техническая помощь в развитии сельхозпроизводства, подготовка кадров, разработка рекомендаций и т.д.
Отдельным блоком стоят региональные экономические комиссии, координируемые ЭКОСОС и учрежденные в соответствии с резолюциями ЭКОСОС.
Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК) учреждена в 1947 г. в качестве временного органа ООН с пятилетним сроком полномочий в целях содействия экономическому возрождению послевоенной Европы. С 1951 г. ЕЭК получила статус постоянного органа ООН. Руководящий орган ЕЭК - очередная ежегодная сессия, секретариат расположен в Женеве. ЕЭК содействует развитию торговли, научно-технического сотрудничества. В составе ЕЭК около полутора десятков отраслевых комитетов - по вопросам сельского хозяйства, химии и т.д. В последние годы ЕЭК сосредоточила свое внимание главным образом на проблемах экологии, особенно трансграничного характера, в области эффективного использования энергии (программа "Энергетическая эффективность в 2000 году"), в области транспорта (с позиций экологии) и лесных ресурсов.
Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) создана в 1958 г. в целях оказания содействия африканским народам в изучении и анализе проблем развития Африканского континента. ЭКА разрабатывает мероприятия по экономическому развитию данного региона, предоставляет консультативные услуги согласно запросам стран-членов. Высший орган - ежегодные сессии Комиссии, в перерыве руководство осуществляется через Исполнительный комитет. ЭКА имеет четыре субрегиональных отделения: для Северной Африки - в г. Танжере (Марокко), для Западной Африки - в г. Ниамее (Нигер), для Восточной Африки - в г. Лусаке (Замбия), для Центральной Африки - в г. Киншасе (Заир). В последние годы ЭКА оказывала содействие в рамках консультативных технических услуг в области борьбы с засухой, создания проектов в области ирригации, подготовки кадров. Бюджет ЭКА в последние годы выше, чем у других комиссий. Так, в 1992-1993 гг. он составил 72,1 млн долл.
Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) создана в 1948 г. Высший орган - сессия, созываемая один раз в два года, в период между сессиями - Комитет в составе представителей всех 40 стран-членов - Латинской Америки, а также США, Канады, Великобритании, Франции, Голландии, Испании. В составе ЭКЛАК действуют постоянные органы - Комитет по экономическому сотрудничеству стран Центральной Америки, Комитет по развитию и сотрудничеству стран Карибского бассейна, Комитет по торговле, Комитет правительственных экспертов. Основные направления работы ЭКЛАК во многом похожи на уже Отмечавшиеся выше, бюджет приблизительно такой же, как и у ЭКА.
Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) - региональный орган, основана в 1947 г. Высший орган - ежегодная сессия, секретариат ЭСКАТО расположен в Бангкоке. Члены ЭСКАТО - большинство стран региона, включая США, Нидерланды, Великобританию, Францию. На 50-й сессии Комиссии в Дели в 1994 г. была принята Декларация об укреплении регионального экономического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе на пути к XXI столетию, которая, в общем наметила пути развития региона с учетом его специфики. Ведется работа в рамках программы действий по региональному экономическому сотрудничеству в области передачи технологии под инвестиционные проекты, Определенные достижения имеются в рамках реализации программы "Транспорт и связь" и программы развития инфраструктуры, имеющих крайне важное значение для региона, в котором проживает более половины населения земли.
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) создана в 1974 г. В состав ЭСКЗА входят 14 государств данного региона. Высший орган - пленарная сессия, созываемая раз в два года. Секретариат ЭСКЗА состоит из ряда отделов - планирования, промышленности, сельского хозяйства и других, расположен в Багдаде. Экономическое сотрудничество стран в данном регионе во многом определяется политической ситуацией. Задачи, которые ставит перед собой ЭСКЗА, в принципе аналогичны тем, что рассмотрены выше: создание благоприятных условий для экономического сотрудничества в регионе, укрепление экономических отношений, исследования технического характера и т.д. В 1994 г. в Аммане Комиссия приняла для выполнения пять тематических программ:
• рациональное использование природных ресурсов и управление природопользованием;
• повышение качества жизни;
• экономическое развитие и сотрудничество;
• события регионального значения и глобальные изменения;
• специальные проблемы.
На протяжении последних лет бюджет ЭСКЗА меньше бюджетов других организаций примерно на 40-45% и сравним с бюджетом ЕЭК. 462 V- Механизм, функциональные инструменты и институты МЭО
26.4. Некоторые проблемы развития
экономического сотрудничества в рамках ООН
Несмотря на предпринимаемые усилия международного сообщества решить проблемы развития экономического сотрудничества через систему и механизмы ООН, остается ряд принципиальных вопросов, к решению которых либо пока не найдены соответствующие подходы, либо отдельные факторы глобального характера возводят труднопреодолимые барьеры, либо их неразрешимость связана с малоэффективным механизмом принятия решений, выполнения их и т.д.
В этой связи целесообразно напомнить о некоторых крупных инициативах, документах и решениях, принятых в рамках экономической деятельности ООН, но не воплощенных в жизнь. В 1974 г. на шестой спецсессии ГА ООН были приняты Декларация и Программа действий по установлению нового экономического порядка. Однако спустя 20 с лишним лет результатов воплощения программы в жизнь не видно. Неудачей закончились попытки начать переговоры по глобальным проблемам в плане развития идей, заложенных в резолюции ГА ООН от 1975 г. "О развитии и международном экономическом сотрудничестве".
После 1960 г. были приняты три международные стратегии развития (1960-1970, 1970-1980, 1980-1990), и все они не были выполнены по заложенным в них целям (рост ВВП, промышленности, сельского хозяйства, международной торговли, экономической помощи). В 1990 г. на XVTI1 спецсессии ГА ООН по экономическим вопросам была принята Декларация о международном экономическом сотрудничестве. Спустя десятилетие весьма сложно найти следы воплощения в жизнь положений данного документа.
Нерешенность многих проблем в экономической сфере остро ставит вопрос повышения авторитета ООН. Если миротворческая роль ООН в целом общепризнанна, то экономическая составляющая проявляется гораздо слабее. Думается, что эффективному продвижению вперед препятствуют как факторы глобального характера, так и объективные причины, характерные для такой огромной организации, как ООН.
Изменения в экономической жизни, в международных экономических отношениях последних лет имели огромное влияние на осуществление тех идей, которые были заложены в документах ООН 60-х, 70-х и даже 80-х годов XX в. Исчезновение социалистических государств с политической карты Европы изменило расстановку сил и на экономической арене. Идеи, которые были положены в основу многих крупных экономических документов ООН социалистическими странами, обладавшими своим видением экономического развития в мире, оказались невостребованными и повлияли на окончательный результат. Вообще многофакторность при разработке программ глобального характера, сложности, возникающие при их компоновке с учетом различных позиций стран, зачастую приводят к постановке заведомо невыполнимых задач.
С другой стороны, много нареканий вызывает функционирование органов ООН, стоящих у истоков разработки сложнейших экономических документов. В частности, указывается на то, что программы и проекты составляются без учета реальных возможностей организаций и других институтов ООН, затратные части проектов и программ, принимаемых к исполнению, не учитывают реальных финансовых условий. Велики затраты международных чиновников, имеющие "непроизводственный характер". В ряде случаев затраты только на командирование специалистов в рамках программы оказания технической помощи составляли до 60% общей сметной стоимости проекта. Обо всем этом не раз говорилось в соответствующих кабинетах ООНовских организаций. Вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности экономических организаций ООН, уже стоят на повестке дня. Ожидается принятие действенных мер, которые будут способствовать прогрессу в ее деятельности.
Резюме
В мировой экономике международное сообщество, но протяжении более чем полувека ищет пути решения проблем с помощью ООН и ее механизмов. Осуществляя экономическую деятельность, ООН остается, прежде всего, политической организацией, что проявляется во многом в сфере экономической. Экономическую деятельность координируют и направляют ГА ООН, ЭКОСОС и Секретариат - структурные основные подразделения системы органов экономического сотрудничества. Непосредственно экономическое сотрудничество осуществляется в рамках региональных экономических комиссий, автономных организаций и специализированных учреждений. Существуют серьезные проблемы в плане развития международного экономического сотрудничества в рамках ООН, вызванные многофакторностью самого процесса.
Основные понятия
Региональные органы экономического сотрудничества ООН -пять региональных экономических комиссий для Европы, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна, Азии и Тихого океана и Западной Азии (ЕЭК, ЭКА, ЭКЛАК, ЭСКАТО, ЭСКЗА) с одинаковыми в принципе функциями по содействию развитию экономического сотрудничества в464 V- Механизм, функциональные инструменты и институты МЭО указанных географических районах государствам каждого из регионов между собой и с другими странами мира; имеют самостоятельное членство и структуру вспомогательных органов.
Специализированные учреждения ООН - самостоятельные организации со своими собственными уставами, сферой деятельности, членством, бюджетами и др. Однако в совокупности они образуют систему организаций, объединяемых ООН и получивших название "семьи ООН".
Автономные организации - экономические как органы Ассамблеи.
организации, учрежденные
Контрольные вопросы
Перечислите важнейшие направления экономической деятельности ООН.
Каковы основные цели и задачи ЮНКТАД, ЮНИДО, ПРООН? Каковы функции региональных органов экономического сотрудничества ООН?
Библиографический список
1. Бутрос Б. Гали. Во имя мира и развития. 1994: Годовой доклад о работе организации. - Нью-Йорк: ООН, 1994.
2. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. - М.: МО, 1996.
3. Овчинников К. Что может ООН в экономике // Международная жизнь. 1991. № 9. С. 54-64.
4. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 1990.
РАЗДЕЛ 6
Практика международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности
Глава 27. Особенности договорных отношений
в сфере международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности
Глава 28. Внешнеторговые сделки купли-продажи
Глава 29. Бизнес в мирохозяйственной сфере: некоторые направления и формы
Глава 30. Экономическая информация по международным экономическим отношениям и внешнеэкономической деятельности
ГЛАВА 27
Особенности договорных отношений в сфере международных экономических отношений и внешнеэкономической деятельности
• Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
• Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
• Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
27.1. Роль и место договорных отношений в системе мирохозяйственных связей
Как показано в гл. 6, основу современных МЭО составляют мирохозяйственные связи на микроуровне между фирмами и компаниями разных стран, отдельными предпринимателями. Такие связи в условиях рыночной экономики предполагают широкое применение договорной формы, когда субъекты хозяйствования ВЭД несут всю полноту ответственности за выполнение принимаемых обязательств, располагая при этом достаточными правами и ресурсами. Участие в МЭО диктуется прежде всего интересами сторон, теми экономическими выгодами, которые они получают в результате внешнеэкономических операций. Еще в 1970-е годы в МЭО решающую роль играла внешняя торговля. Это означало, что внешнеэкономическая деятельность предприятий, фирм, компаний и отдельных предпринимателей сводилась преимущественно к коммерческим операциям по экспорту и импорту товаров и услуг. Сдвиги, произошедшие в структуре МЭО к настоящему времени, существенно расширили и изменили сферу и направления договорных связей между их участниками.
Развитие международного производственного и научно-технического сотрудничества предопределило важную роль договоров между сторонами в этой области: международное кооперирование требует четкого закрепления обязательств сторон, определение на договорной основе системы экономических мер и санкций, обеспечивающих их исполнение. Новые возможности договорной практики связаны с созданием и деятельностью совместных предприятий, ТНК и финансово-промышленных групп; наконец, объектом договоров в МЭО становятся информационные, консалтинговые и маркетинговые услуги, инжиниринг и т.д.
Вместе с тем, как сказано выше, мирохозяйственная сфера, МЭО имеют ряд особенностей, что обусловливает некоторую специфику договорных отношений на международном уровне. Значительно большее влияние, чем внутри страны, на них оказывают международные обычаи, правила и конвенции, многосторонние межгосударственные и двусторонние соглашения. Следует иметь в виду, что потери партнера в хозяйственных международных связях означают и известные потери для национальной экономики страны. Именно поэтому вопрос о механизме и практике договорных отношений в этой области приобретает особое значение.
27.2. Межгосударственное и международное регулирование мирохозяйственных связей
Правовое регулирование договорных отношений в системе мирохозяйственных связей осуществляется нормами международного права. Конституция РФ (п. 1 ст. 15) предусматривает, что составной частью правовой системы Российской Федерации являются ее международные договоры. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то используются правила международного договора. Применительно к внешнеэкономической деятельности важное значение имеют два вида международных договоров.
К первому виду относятся договоры, устанавливающие режим торговли в отношениях между двумя государствами или группой государств. По содержанию их можно подразделить примерно на пять основных типов: торговые договоры и соглашения; соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве; экономические соглашения; соглашения о предоставлении финансовой помощи; соглашения о защите инвестиций.
• В торговых договорах и соглашениях общего типа стороны предусматривают взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, который, как правило, распространяется на область взимания таможенных пошлин, всевозможных налогов и сборов при импорте и экспорте, а также на обложение налогами и сборами судов одной стороны в портах другой стороны, на правила и формальности, касающиеся импорта, экспорта и т.д. Из режима наибольшего благоприятствования, как правило, исключаются преимущества, которые предоставлены или могут быть предоставлены в будущем одной из договаривающихся сторон соседним государствам в целях облегчения приграничной торговли с ними, а также преимущества, вытекающие из таможенного союза, который заключен или может быть заключен в будущем одной из договаривающихся сторон.
Страны - участницы ГАТТ/ВТО представляют друг другу режим наибольшего благоприятствования, не имея между собой специальных соглашений. В некоторых торговых соглашениях указывается, что принцип наибольшего благоприятствования применяется сторонами только в области выдачи импортных лицензий.
Поскольку торговые договоры обычно заключаются на длительные сроки, они создают определенную стабильность в торговых отношениях между странами.
К торговым соглашениям обычно прилагаются списки товаров, являющихся предметом торговли между этими странами. Если импорт какого-либо товара, включенного в списки, не освобожден от количественных ограничений, то по нему указывается согласованный контингент - количество или стоимость; по некоторым позициям предусматривается возможность увеличения контингентов. Иногда в списках приводятся только номенклатура товаров и общая сумма взаимных поставок без указания отдельных контингентов. В ряде случаев к соглашению прилагаются четыре списка, два из которых содержат номенклатуру товаров с указанием отдельных контингентов, а два других - только наименование товаров, причем оговаривается, что перечисленные товары импортируются без количественных ограничений.
В ряде случаев в торговые соглашения включаются статьи, касающиеся определения происхождения поставляемых товаров; кроме того, в них устанавливается право каждой из сторон требовать при импорте соответствующее свидетельство.
Как правило, торговые соглашения регулируют примерно одинаковый круг вопросов. В некоторых соглашениях промышленно развитых стран с развивающимися странами особо оговаривается возможность увеличения кредитов или государственных гарантий этим странам для облегчения им закупок машин и оборудования.
• Межправительственные соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве играют важную роль в расширении торговли наукоемкими товарами. Обмениваясь письмами, стороны особо договариваются об осуществлении отдельных
проектов в указанной области. На базе соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве могут заключаться специальные соглашения по отдельным вопросам. На их основе одна из сторон обычно обязуется поставлять учебные материалы и оборудование лабораторий для технических и научных институтов, оказывать помощь в строительстве предприятий, включая поставку и монтаж оборудования, в организации технического обучения местного населения и в привлечении для этой цели технических специалистов и преподавателей из своей страны, а также обеспечивать студентам и практикантам соответствующей страны возможность обучения и повышения квалификации в учебных заведениях, на промышленных предприятиях и в государственных учреждениях данной страны.
В обязанности правительства принимающей страны, как правило, входит предоставление для осуществления предусмотренных в соглашении проектов земельных участков и зданий, несение расходов, возникающих в связи с поездками в пределах страны экспертов, преподавателей и технических специалистов, а также в связи с перевозками грузов, вызываемыми осуществлением проектов.
Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве обычно заключаются на три - пять лет, иногда на один год с оговоркой о возможности продления за месяц до истечения срока действия.
Будучи правовой формой оказания технической помощи, развивающимся странам, соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве имеют большое экономическое значение. Крупные компании, получая возможность участвовать в строительстве предприятий и в управлении ими, стремятся оказывать влияние и на долгосрочные программы экономического развития соответствующих стран. С другой стороны, такие соглашения обеспечивают компаниям возможность расширения сбыта машин, оборудования и других товаров.
• Межправительственные экономические соглашения сходны с торговыми соглашениями общего типа, отличаясь тем, что в них, помимо вопросов товарообмена и услуг в общей форме, предусматривается, что договаривающиеся стороны в рамках действующих в каждой из стран правовых норм обязуются не применять дискриминации также в отношении движения капиталов и во взаимных платежах. Срок действия экономических соглашений - один-полтора года.
• Межправительственные соглашения о финансовой помощи предусматривают согласие правительства одной из сторон предоставить другой стороне долгосрочные кредиты (с указанием суммы кредита). В отношении условий кредитов и порядка их использования оговорено, что эти положения будут согласованы в специальных контрактах. В условиях постоянного увеличения доли машин и оборудования в вывозе промышленно развитых стран и обострения конкурентной борьбы на мировом рынке, роста спроса на продукцию машиностроения со стороны развивающихся стран при одновременном увеличении их внешней задолженности страны - экспортеры этих товаров постепенно совершенствуют методы финансирования экспортных поставок в целях повышения конкурентоспособности своих фирм. Значение соглашений о финансовой помощи как средства торговой политики определяется тем, что подавляющая часть предоставляемых кредитов расходуется странами-заемщиками и на закупку товаров из страны-кредитора. Таким образом, эти соглашения по существу имеют форму поощрения экспорта страны-кредитора.
Будучи заинтересованными, в укреплении своих позиций на рынках развивающихся стран, промышленно развитые страны все большее внимание уделяют именно двусторонним кредитам в рамках соглашений о финансовой помощи, так как финансирование торговли через международные кредитные институты, такие, как МБРР и MAP, находится под сильным влиянием США и в значительной степени связано с поставками американских товаров (несмотря на то, что по уставу этих организаций выдача заказов в счет кредитов должна осуществляться на международных торгах).
Промышленно развитые страны осуществляют постоянный контроль за использованием кредитов по соглашениям о финансовой помощи и анализируют их эффективность. Вследствие обострения конкуренции между странами-кредиторами средняя процентная ставка по условиям финансовой помощи значительно снизилась, а средний срок кредитов увеличился.
• Межправительственные соглашения о защите инвестиций фиксируют обязательства договаривающихся сторон не проводить дискриминации в отношении взаимных капиталовложений, разрешать свободный перевод капиталов и прибылей и отчуждать капиталовложения другой стороны лишь при условии соответствующего и немедленного возмещения их стоимости. Соглашения о защите инвестиций представляют собой один из способов страхования капиталов главным образом от политического риска.
Международные договоры второго вида содержат гражданско-правовые правила, регулирующие имущественные отношения, возникающие из внешнеэкономических контрактов. К международному договору такого вида относится, прежде всего, Конвенция ООН по договорам международной купли-продажи товаров 1980 г. (далее Венская конвенция) [I].
Состоявшаяся в 1980 г. в Вене конференция ООН приняла Конвенцию по договорам международной купли-продажи. С 1 января 1988 г. после ее ратификации десятью странами Венская конвенция вступила в силу. Россия с 1 сентября 1991 г. участвует в Конвенции.
Этот документ осуществляет правовое регулирование одного из наиболее распространенных в современной торговле вида сделок - договора купли-продажи. Главная цель Венской конвенции - унификация правового режима международных сделок купли-продажи. При ее применении в значительной мере стираются различия в правовом регулировании сделок купли-продажи в праве стран ее участниц. Это облегчает как заключение, так и исполнение договоров, поскольку содержание прав и обязанностей сторон определяется единообразно.
Конвенция носит нормативный характер. В то же время стороны по своему усмотрению могут отступить от ее положений. Конвенция распространяется только на договоры, имеющие международный характер. Определяющим для установления международного характера сделки является то, что коммерческие предприятия участников сделки находятся в разных государствах.
Из сферы действия Конвенции изъяты определенные виды сделок купли-продажи: потребительская торговля, продажа с аукциона в порядке исполнительного производства. Конвенция не распространяется также на продажу ценных бумаг, судов водного и воздушного транспорта, электроэнергии, на контракты подрядного характера. Конвенция не регулирует ряд важных правовых вопросов, традиционно возникающих при внешнеторговой купле-продаже. Примером могут служить положения о штрафах и неустойках при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств. Такие вопросы регулируются в соответствии с нормами применимого национального права.
Кроме того, Конвенция не затрагивает правового регулирования сделок по внешнеторговой поставке, на которые распространяются ранее заключенные международные договоры. В международной торговле в виде единого документа заключаются, как правило, крупные и сложные контракты. При постоянных деловых отношениях с конкретным партнером практикуется согласование с ним общих условий купли-продажи (соответственно на экспорт или импорт), чтобы в конкретном предложении ссылаться на них во всем, что не предусмотрено в его тексте. При выработке текста таких общих условий, купли-продажи могут быть, в частности, использованы следующие источники:
• применяемые некоторыми государствами Общие условия поставок. Содержащиеся в них формулировки апробированы договорной и арбитражной практикой;
• разработанные под руководством Европейской экономической комиссии ООН общие условия и типовые контракты для различных видов торговых сделок. Всего их существует более трех десятков. Такие общие условия имеются, например, в отношении экспортных поставок машинного оборудования, купли-продажи потребительских товаров длительного пользования и других металлоизделий серийного производства, пиломатериалов хвойных пород, международной купли-продажи цитрусовых;
• широко применяемые в международной торговле типовые контракты, разработанные соответствующими отраслевыми ассоциациями торговцев товарами определенного вида. Такие типовые контракты составлены на каждый отдельный вид товара (зерно, растительные масла, хлопок, натуральный каучук, лесоматериалы, кожсырье, уголь, цветные металлы и др.);
• документы Международной торговой палаты, носящие рекомендательный характер и обычно применяемые при наличии ссылки на них в контракте. В их число, прежде всего, входят Международные правила толкования торговых терминов (Инкотермс).
Возможна и разработка собственных типовых контрактов. На такой типовой контракт, известный партнеру, можно ссылаться и в коммерческом предложении. При определении условий конкретного контракта, а также при составлении типовых контрактов и общих условий купли-продажи при согласии сторон может применяться документ, принятый в J 994 г. Международным институтом по унификации частного права в Риме, именуемый Принципы международных коммерческих контрактов.
27.3. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций
Объекты международных коммерческих операций - материально-вещественная продукция и услуги, включая результаты производственного и научно-технического сотрудничества, приобретающие в обмене форму товара. Эти объекты определяют виды коммерческих операций и особенности договорных отношений при их осуществлении на мировом рынке.
Международные коммерческие операции подразделяются на основные, осуществляемые на возмездной основе между непосредственными участниками этих операций (контрагентами разных стран), и обеспечивающие, связанные с продвижением товара от продавца к покупателю.
К основным коммерческим относятся операции:
• по обмену продукцией в материально-вещественной форме;
• по обмену научно-техническими знаниями (в форме торговли патентами, ноу-хау, лицензиями);
• по обмену техническими услугами (консультативный и строительный инжиниринг);
• арендные (лизинг);
• по международному туризму;
• по предоставлению консультационных услуг в области информации и совершенствования управления;
• по обмену кинофильмами и телепрограммами. Международный товарооборот обеспечивают операции:
• по международным расчетам;
• по международным перевозкам грузов;
• транспортно-экспедиторские;
• по страхованию грузов;
• по хранению грузов при международных перевозках. Охарактеризуем кратко основные виды международных коммерческих операций.
Операции по обмену продукцией в материально-вещественной форме - экспортно-импортные операции - коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей товаров, имеющих материально-вещественную форму. При этом под экспортными операциями понимается деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту; под импортными - деятельность, связанная с закупкой и ввозом иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны.
Разновидность экспортно-импортных операций представляют реэкспортные и реимпортные операции. К реэкспортным относятся операции, предусматривающие вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергавшегося в реэкспортирующей стране какой-либо переработке. Предметом реэкспорта чаще всего выступают товары, продаваемые на международных аукционах и товарных биржах.
К реимпортным относятся операции, связанные с вывозом из-за границы ранее вывезенных отечественных товаров, не подвергавшихся там переработке. Ими могут быть товары, не проданные на аукционе, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и др.
Реэкспортные операции могут осуществляться и без вывоза товара в свою страну. Такие операции, по сути, не относятся к экспорту или импорту данной страны, хотя и учитываются таможенной статистикой. Они совершаются торговыми фирмами в целях получения прибыли на разнице цен одного и того же товара на разных рынках.
Значительная часть реэкспортных операций осуществляется на территории свободных зон (территория порта, находящаяся вне таможенной территории данной страны). Ввозимые на территорию этих зон товары освобождаются на время пребывания там и при вывозе для реэкспорта от всяких пошлин, сборов и налогов с импорта, обращения, потребления или производства. На складах, расположенных в свободной зоне, товары иностранных поставщиков могут храниться и частично перерабатываться без уплаты таможенных пошлин. По мере появления потребности на такие товары за них выплачивается таможенная пошлина, и они ввозятся на внутренний рынок импортирующей страны.
На территории свободных зон совершаются операции по завершению процесса производства в сфере обращения (очистка и сушка сырьевых товаров, оклейка этикетками и снабжение ключами консервных банок, расфасовка и розлив напитков в розничную тару, подбор товаров по ассортименту); по сортировке и перегрузке товаров; по отбору товарных образцов и ознакомлению с ними покупателей.
Использование свободных зон на основе международных договоров позволяет повысить конкурентоспособность товаров по срокам поставок и сократить расходы на авансирование таможенных пошлин. Такие свободные зоны имеются практически во всех крупных портах многих стран. Государства, не имеющие выхода к морю, пользуются свободными зонами близлежащих портов на основе международных соглашений.
Операции по торговле научно-техническими знаниями и опытом отличаются от операций по торговле материальными ценностями тем, что предметом международного обмена в них выступают результаты деятельности, которые принято считать "невидимым" товаром. Это находит отражение и в заключаемых договорах.
Международный обмен технологиями - важнейший элемент системы международных экономических отношений, в значительной мере определяющий характер и темпы экономического развития как промышленно развитых, так и развивающихся стран. В основе международного обмена технологиями лежит обмен между странами машинами и оборудованием, созданными на основе новых технических решений, т.е. передача технологии в материальной форме.
Материальная форма обмена технологией неизбежно сопровождается передачей из одной страны в другую новых научно-технических и производственно-экономических знаний и опыта, т.е. технологическим обменом в нематериальной форме. По мере развития международного рынка технологий этот обмен все в большей степени приобретает самостоятельное значение.
Операции по международной торговле научно-техническими знаниями связаны с обменом результатами производственных, научных исследований и разработок, имеющих не только научную, но и коммерческую ценность, что ведет к формированию мирового рынка технологий с его специфическими особенностями. В качестве товара на лицензионной основе здесь выступают продукты интеллектуального труда, облеченные в форму патентов, лицензий, товарных знаков, промышленных образцов, представляющих собой часть так называемой промышленной собственности, а также технические знания и опыт, объединяемые понятием ноу-хау, включающие передачу знаний и опыта путем предоставления технической документации, чертежей, секретов производства нелицензионного характера.
Продажа ноу-хау в нелицензионной форме имеет сопутствующий характер и осуществляется главным образом через такие каналы, как экспорт разрозненного оборудования, строительство за рубежом комплектных предприятий, прямые инвестиции за рубежом, модернизация и эксплуатация промышленных предприятий. В зависимости от различных обстоятельств сделка с ноу-хау может:
• выражаться в виде самостоятельной статьи соответствующего контракта;
• выступать под рубрикой "передача технической документации";
• совершаться в скрытой форме. В последнем случае цена ноу-хау входит составной частью в цену оборудования, предприятия или инжиниринговых услуг.
Расширение строительства объектов за рубежом обусловило возрастание роли нелицензионной формы торговли технологией по каналам экспорта комплектного оборудования и оказания инжиниринговых услуг.
Научно-технические знания поступают в международный оборот либо на основе купли-продажи (при продаже патентов), либо отношений, возникающих в связи с получением временного права пользования результатами на базе международных лицензионных соглашений.
Лицензионная торговля - основная форма международной торговли технологией, охватывающая сделки, как с ноу-хау, так и с патентами на изобретения. Операции по обмену лицензиями состоят в предоставлении права (разрешения) одной стороной - патентовладельцем, именуемым лицензиаром, другой стороне (лицу или фирме), именуемой лицензиатом, на промышленное и коммерческое изобретение, пользующееся патентной защитой, в течение обусловленного срока за определенное вознаграждение.
Лицензии на передачу прав использования патентов без соответствующего ноу-хау, т.е. патентные лицензии, играют относительно скромную роль в лицензионной торговле. Это объясняется причинами двоякого рода.
Во-первых, использование запатентованного изобретения в производстве, как правило, требует проведения значительных дополнительных НИОКР по внедрению, организации опытного выпуска лицензионной продукции, разработке ноу-хау в области организации, оптимизации технологического процесса и т.д. При этом существует риск, что данное изобретение окажется экономически нерентабельным или технологически неприемлемым. В связи с этим лицензиаты предпочитают уже внедренные и использующиеся, по крайней мере, в опытном производстве, технические новшества. Исключение составляют лишь некоторые отрасли промышленности, например фармацевтическая, где наличие патента на новый медикамент служит решающим фактором его успешного внедрения.
Во-вторых, обладание лицензией на право использования патента само по себе имеет второстепенное значение для лицензиатов многих стран, где довольно слабы гарантии охраны прав промышленной собственности лицензиата, и, кроме того, многие патенты, выданные в промышленно развитых странах, могут быть не зарегистрированы.
Наиболее распространены во внешнеэкономической деятельности лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау. В то же время растет число лицензий на использование ноу-хау без патентов на изобретение.
Дополнительное преимущество указанных двух типов лицензионных соглашений состоит в том, что многие из них, помимо передачи технических, предусматривают оказание лицензиаром сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, а нередко и соответствующие поставки оборудования, отдельных узлов готовой продукции, исходного сырья и т.п. Предоставление иностранному контрагенту лицензий на использование изобретений, технических знаний и опыта, а также товарных знаков называется заграничным лицензированием.
Лицензии также подразделяются по характеру и объему прав на использование технологии, предоставляемой лицензиату. Прежде всего, различают исключительные и неисключительные лицензии. Исключительная лицензия предусматривает право лицензиата использовать соответствующую технологию в производстве на данной территории. Неисключительная лицензия оставляет лицензиару возможность предоставлять лицензии на ту или иную технологию и другим лицензиатам на данной территории. В практике внешнеэкономической деятельности продажа лицензий, полностью исключающих использование таких патентов и (или) ноу-хау третьими лицами и самим лицензиаром, встречается сравнительно редко. Если лицензиар продает исключительную лицензию, то, как правило, оговаривает монопольное право лицензиата на использование технологии лишь на ограниченной территории (в данной стране, группе стран или регионе).
Лицензионные соглашения различаются и в зависимости от того, разрешают ли они экспорт лицензионной продукции, частично его ограничивают или полностью исключают. Запрет или ограничения на экспорт лицензионной продукции используются лицензиаром (если он сам производит аналогичную продукцию) для того, чтобы оградить себя от конкуренции со стороны лицензиатов. Лицензионные соглашения такого типа составляют значительную долю всех лицензий, однако их удельный вес постепенно сокращается в связи с тем, что все большее число стран законодательно запрещают лицензиатам заключать такие соглашения.
Лицензионные соглашения различаются наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату информацию о новых усовершенствованиях лицензионной технологии. Включение такого обязательства с ускорением технического прогресса, а также растущей заинтересованностью лицензиатов в поддержании долговременных контактов с поставщиками технологии практикуется во все всевозрастающем числе соглашений.
Наконец, лицензионные соглашения различаются по способу передачи технологии. Если лицензионное соглашение предусматривает передачу технологии независимо от предоставления ее материального носителя или услуг по ее внедрению, то такое лицензионное соглашение самостоятельное. Напротив, когда лицензия предоставляется одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку комплектного оборудования или оказание инжиниринговых услуг, лицензионное соглашение считается сопутствующим. Хотя удельный вес сопутствующих лицензий в общем, объеме лицензионной торговли меньше доли самостоятельных лицензионных сделок, роль первых в международном обмене технологиями неуклонно возрастает.
Здесь мы рассматриваем обмен научно-техническими знаниями, технологиями в рамках международной торговли услугами. Однако на современном этапе, а тем более в дальнейшем, международный обмен технологиями и информацией закономерно выделяется в особую составную часть мировой торговли, формируя ее динамичный и масштабный информационно-технологический блок. Его сущность, место и роль в МЭО подробно рассматриваются в гл. 14.
Внешнеэкономическая лицензионная торговля развивается быстрыми темпами. Причиной тому - существенное повышение доходности лицензионных операций. Часто они оказываются и менее рискованными по сравнению с прямым инвестирование. Расширилась практика продажи лицензий на побочные технологические процессы и на отдельные изобретения, используемые в производстве лицензиара, при сохранении монополии на технологию изготовления всего продукта. Это способствовало увеличению доходов от продажи технологии без соответствующего роста издержек на НИОКР. Одновременно повышение удельного веса затрат на НИОКР в стоимости продукции побуждает предприятия расширять лицензионные операции для возмещения возросших издержек.
Оплата лицензий посредством паушальных платежей (т.е. единовременных выплат до получения лицензиатом дополнительной прибыли) или роялти в процентах стоимости выпускаемой продукции существенно уменьшает риск потерь лицензиара в случае ухудшения конъюнктуры на рынке лицензионной продукции. Развитие рынка лицензий в странах с относительно низким уровнем промышленного развития зачастую позволяет промышленным и строительным компаниям сбывать лицензии на устаревшую технологию, затраты на создание которой давно окупились.
Операции по торговле техническими услугами (инжиниринг). Как самостоятельный вид международных коммерческих операций инжиниринг предполагает предоставление на основе договора на инжиниринг одной стороной, именуемой консультантом, другой стороне, именуемой заказчиком, комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, усовершенствованием имеющихся производственных процессов вплоть до внедрения изделия в производство.
Предоставление на основе договора на инжиниринг полного комплекса услуг и поставок, необходимых для строительства нового объекта, называется комплексным инжинирингом. Он включает три отдельных вида инженерно-технических услуг, каждый из которых может быть предметом самостоятельного договора:
• консультативный инжиниринг, связанный главным образом с интеллектуальными услугами в целях проектирования объектов, разработки и планов строительства и контроля за проведением работ;
• технологический инжиниринг, состоящий в предоставлении заказчику технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации (договоры на передачу производственного опыта и знаний), разработки и планов строительства и контроля за проведением работ;
• строительный или общий инжиниринг, состоящий главным образом в поставках оборудования, техники или монтажа установок, включая в случае необходимости инженерные работы.
Инженерно-консультационные услуги предоставляются в виде технической документации, результатов исследований, исходных данных для строительства, экономических расчетов, смет, рекомендаций и др.
В 1982 г. принято разработанное группой экспертов по международным договорам на поставку промышленной продукции Комитета по развитию торговли ЕЭК ООН "Руководство по составлению международных договоров на консультативный инжиниринг, включая связанные с этим аспекты технического содействия". Оно содержит подробный перечень и характеристику условий, необходимых для включения в договор между консультантом и заказчиком, а также перечень услуг, предоставляемых инженером-консультантом. В перечень включаются, в частности, следующие услуги:
• проведение предварительных технико-экономических обоснований и исследований, связанных с общим проектированием;
• планирование и подготовка чертежей и смет расходов;
• подготовка предварительных эскизов, проектной документации, детальных чертежей и спецификаций;
• планирование и составление программы финансирования;
• подготовка технических условий для участия в торгах и выдача рекомендаций по поступающим предложениям;
• оценка предложений о строительстве объектов;
• контроль за строительством, изготовлением оборудования, монтажом, наладкой и пуском оборудования в эксплуатацию;
• выдача сертификатов о качестве проведенных работ и др.
Операции по международному туризму - широко распространенный в современных условиях вид деятельности, направленной на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью удовлетворения широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста, Международный туризм охватывает выезжающих за границу лиц, не занимающихся гам оплачиваемой деятельностью. Эти особенности отражаются в соответствующих соглашениях.
Туристические услуги в международном товарообороте выступают как "невидимый товар". Своеобразное достоинство туристических услуг как товара заключается в том, что значительная их часть производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. Иностранные туристы пользуются услугами, предоставляемыми предприятиями туристической индустрии страны назначения. Кроме того, они потребляют или покупают и вывозят в качестве сувениров определенное количество товаров, приобретаемых в стране посещения за иностранную валюту, предварительно обменяв ее на местную валюту.
Виды туристических услуг, фиксируемых в договорах и предлагаемых в качестве товара на рынке, довольно разнообразны. Это услуги:
• по размещению (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах);
• по перемещению до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;
• по обеспечению питанием (в ресторанах, кафе, барах, пансионатах);
• направленные на удовлетворение культурных потребностей туристов (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, заповедников, памятников, фестивалей, спортивных соревнований);
" направленные на удовлетворение деловых интересов туристов (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках и выставках);
торговых предприятий (продажа сувениров, подарков, открыток, диапозитивов);
по оформлению документации (паспорта, визы и др.).
Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору, либо их полный комплекс продажей так называемых инклюзив-туров или пэкидж-туров.
Инклюзив-тур применяется чаще всего при авиационных перевозках, причем стоимость перевозки туриста к месту назначения и обратно определяется на основе специально разрабатываемых инклюзив-тарифов, которые иногда наполовину ниже обычных. Он включает также стоимость размещения туриста в гостинице, питание и другие услуги, предоставляемые на определенное числе дней пребывания туриста в стране назначения. Общий уровень цены
инклюзив-тура должен быть не ниже обычного тарифа (т.е. стоимости транспортировки) до данной страны. Клиенту сообщается паушальная цена инклюзив-тура без разбивки ее на отдельные виды услуг. Инклюзив-туры используются как при групповых, так и при индивидуальных туристических поездках.
Пэкидж-тур также предполагает предоставление клиенту полного комплекса услуг, который может и не включать транспортные расходы. Обычно пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой программе.
Структура туров в значительной степени варьируется в зависимости от страны, состава туристов, их покупательной способности, характера, ассортимента и качества предлагаемых услуг.
Резюме
Договорные отношения в межгосударственной торговле предусматривают наличие следующих принципов: развития международных экономических и научно-технических отношений между государствами, экономической недискриминации, свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей, неотъемлемого суверенитета государств над их естественными и иными ресурсами и их экономической деятельностью, а также наибольшего благоприятствования и национального режима.
В международной торговой практике между фирмами все чаще образуются устойчивые связи, которые могут начинаться, но условиях инжиниринга со стадии научно-исследовательских и проектных работ и не прекращаются после поставки комплектного оборудования, а продолжаются на основе лицензионного соглашения в виде монтажа, наладки и пуска в эксплуатацию, а также технического обслуживания в процессе эксплуатации.
Основные понятия
Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) - принцип МЭО, предусматривающий предоставление договаривающимися государствами друг другу всех прав, преимуществ и льгот в отношении правил внешнеторговых операций, пошлин, налогов и сборов, которыми пользуется и (или} будет пользоваться любое третье государство.
Лицензионное соглашение - соглашение о передаче прав на использование лицензий, ноу-хау, товарных знаков и др. Лицензионное соглашение может предусматривать передачу патентной лицензии, комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними ноу-хау.
Инжиниринг - сфера деятельности, включающая проработку вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и другого, прежде всего в форме предоставления но коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг.
Контрольные вопросы
1. Перечислите виды коммерческих операций в сфере ВЭД.
2. Назовите основные разновидности договоров по ВЭД.
3. Каковы цели и содержание лизингового соглашения?
4. Что включает в себя международный инжиниринг?
Библиографический список
1. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров: Комментарий. - М.: Юрид. лит-ра, 1994.
2. Киреев А. Международная экономика. Вып. 1, 2. - М: МО, 1996;
ГЛАВА 28
Внешнеторговые сделки купли-продажи
• Внешнеторговые сделки купли-продажи
• Контракт: основное содержание и порядок оформления
• Базисные условия контракта. Инкотермс
• Экономические риски в сфере мирохозяйственных отношений. Преодоление и минимизация рисков во внешнеторговых операциях
28.1. Внешнеторговые сделки купли-продажи
Как отмечено в предыдущей главе, внешнеэкономические операции в условиях рынка - это коммерческие отношения по тем или иным вопросам между сторонами, являющимися субъектами с различным гражданством. Под внешнеторговыми сделками купли-продажи понимаются действия граждан и юридических лиц разных стран, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей при купле-продаже товаров и услуг во внешней торговле |6].
Внутри страны основные правила совершения таких сделок регулируются национальным законодательством. В России, в частности, они определены Гражданским кодексом.
В то же время внешнеторговые сделки купли-продажи имеют ряд особенностей по сравнению со сделками, заключаемыми на внутренние поставки товаров. Это касается не только экономических и финансовых условий, но и правового регулирования. Существенная специфика здесь состоит в том, что правовой режим определяется, как правило, совокупностью норм, являющихся внутренним правом стран, представляемых их субъектами, а также вытекает из международно-правовых обязательств соответствующих государств. Некоторые правовые нормы, регулирующие положение сторон сделки купли-продажи, закрепляются в межгосударственных торговых договорах, соглашениях об экономическом сотрудничестве, а также о товарообороте и платежах. Кроме того, важные нормативно-правовые положения содержатся в многосторонних международных актах и конвенциях [1]. Среди последних следует особо выделить "Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров", принятую в 1980 г. в Вене и называемую обычно Венской конвенцией [4]. Положения этой конвенции должны учитываться экспортерами и импортерами всех стран при совершении внешнеторговых сделок купли-продажи, а для субъектов стран, присоединившихся к ней, они обязательны. К настоящему времени это более 50 стран, в том числе Белоруссия, Россия и Украина из стран СНГ. Любая сделка по купле-продаже во внешней торговле предполагает, как, впрочем, и внутри страны, определенные (экономические, финансовые, материальные, юридические и организационные) обязанности и права сторон. Наиболее существенные из них - те, которые фиксируют обязанности продавца (экспортера) и покупателя (импортера) по доставке товара и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара с продавца на покупателя, оговаривают порядок платежей и др.
Венская конвенция регламентирует процедуры, связанные с подготовкой, согласованием, оформлением сделки и последующим ее исполнением. Так, четко определяются порядок, формы и требования к предложению (оферте) о заключении договора купли-продажи (контракта) и условия вступления такого предложения в силу. Здесь также изложены правила принятия (акцепта) партнером этого предложения. После такой необходимой подготовительной работы заключается в той или иной форме внешнеторговый контракт купли-продажи. На практике это может быть устный договор сторон (российскими участниками ВЭД такой вариант не практикуется), признание предшествующей переписки по согласованию сторон контрактом или, что более часто, специальный контракт купли-продажи по рекомендованной определенной форме.
Положения Венской конвенции применяются участниками внешнеторговых операций независимо от того, есть или нет в контракте по сделке ссылки на Конвенцию.
28.2. Контракт: основное содержание и порядок оформления
Внешнеторговый контракт - это договор в письменной форме, фиксирующий коммерческие отношения между сторонами, являющимися субъектами различного гражданства. В контракте устанавливаются определенные права и обязанности партнеров (договорные условия, порядок их исполнения, ответственность). Контракт по внешнеторговым сделкам купли-продажи содержит обычно несколько разделов (см. приложение 10):
• сведения о сторонах, заключивших контракт (точное наименование и реквизиты сторон);
• предмет договора;
• цена и общая сумма;
• сроки поставки, условия платежа, гарантии продавца;
• упаковка и маркировка;
• штрафные санкции;
• страхование;
• согласованное определение обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), арбитраж.
С учетом особенностей продукции, составляющей предмет контракта, могут дополнительно вводиться разделы о следующем:
• конвенциональных штрафах;
• технической документации;
• инспектировании и испытаниях;
• экспортных лицензиях;
• особых и прочих условиях.
Непременное условие сделки купли-продажи, оформляемой внешнеторговым контрактом, - переход собственности на товар от продавца к покупателю. Это принципиально отличает такие контракты от других видов договоров в сфере ВЭД, рассмотренных в предыдущей главе. Контракт купли-продажи во внешней торговле, как и внутри страны, в условиях договорных отношений субъектов рынка выполняет следующие три основные функции:
• юридически закрепляет отношения между сторонами, придавая им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;
• определяет порядок, последовательность и способы совершения действий партнеров;
• предусматривает меры по обеспечению выполнения обязательств сторонами.
Неслучайно стороны контракта должны определить, право какого государства будет применяться при выборе формы заключения сделки, регулировании прав и обязанностей партнеров, а также при решении спорных вопросов в случае их возникновения. Практика выработала определенный порядок совершения внешнеторговых сделок купли-продажи: подготовка, согласование, заключение и исполнение контракта. Как правило, это следующие четыре стадии:
1) сторона (компания, фирма, предприниматель), желающая вывезти или ввезти определенный товар, подыскивает партнера с помощью запроса;
2) указанная сторона получает предложение (согласие) заинтересованного партнера и прорабатывает его;
3) сторона-импортер определяет заказ, и партнеры заключают контракт купли-продажи;
4) сторона-экспортер поставляет товар, партнеры осуществляют расчет по сделке.
Внешнеторговые контракты могут заключаться в упрощенной форме, когда в виде отдельного документа фиксируются предварительные договоренности. Это особенно часто бывает при поставках традиционных товаров в обычной торговле малыми и средними партиями.
При заключении упрощенных, кратких контрактов стороны должны четко представлять, как будут восполняться пробелы такого контракта: нельзя пользоваться трафаретом без учета вида товара и особенностей условий поставки.
В случае крупномасштабных сделок, в частности при поставках сложного, комплектного оборудования, долговременных операций по сырью, по объектам международной специализации и кооперирования, заключаются постатейные, детальные внешнеторговые контракты.
Как показывает опыт, при выполнении внешнеторговых контрактов купли-продажи нередко возникают споры, которые иногда приходится решать в порядке арбитража. Поэтому очень большое значение приобретают правила толкования контрактов и их отдельных положений, тем более что в национальных законодательствах и в судебной практике они имеют немало различий. В России, согласно Гражданскому кодексу, к такому толкованию должны применяться три требования: во-первых, при выделении буквального значения терминов (слов и выражений), содержащихся в тексте контракта, они должны пониматься в их обычно употребляемом смысле; во-вторых, при выяснении фактической общей воли сторон исходя из цели договора она должна определяться на момент заключения контракта, а не на момент его толкования; в-третьих, практика, сложившаяся в отношениях сторон, не может обосновываться ссылками на условия, содержавшиеся в предыдущих контрактах и поэтому якобы применимые к данному договору.
Как видим, здесь могут возникать известные сложности, влияющие и на результаты контракта. Тем большее значение для нормального и эффективного осуществления внешнеторговых операций по купле-продаже товаров имеют выработка и внедрение единообразных правил и согласованное толкование и применение основных внешнеторговых терминов. Эта задача в существенной мере решается с помощью Инкотермс [3].
28.3. Базисные условия контракта. Инкотермс