<< Пред.           стр. 5 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Библиографический список
  1. Буглай В.Б., Ливенцев ИМ. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 1996. - С. 25.
  2. Киреев А. Международная экономика. Часть 1. - М.: МО, 1997. - С. 295.
  3. Киреев А. Международная экономика. Часть 2. - М.: МО, 1999.
  4. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. - М.: МО, 1996.
  5. Рожков К.Л. Страновая и территориальная логистика. - М.: Научная книга, 2000.
  6. Щетинин В.Д. Международные экономические отношения: Курс лекций. Вып. 2. - М.: ДА МИД РФ, 1998.
  7. Щетинин В.Д. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М., 1996. - С. 155.
  8. Der Fischer Weltalmanach (Zahlen, Daten, Fakten). 1999.
 
 ГЛАВА 11
  Международная торговля товарами и услугами. Основные характеристики и показатели
  • Мировая торговля и ее основные показатели
  • Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
  • Многостороннее регулирование внешней торговли
  • Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
  • Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
 
  11.1. Мировая торговля и ее основные показатели
  Как показывает внешнеторговая статистика, в последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мирового внешнеторгового оборота, превышающий темпы роста ВВП, что убедительно свидетельствует о том, что все страны все сильнее втягиваются в систему международного разделения труда. Мировой экспорт вырос более чем втрое, увеличившись с 2 трлн долл. в 1980 г, до 9123,5 трлн долл. в 2004 г. Это означает увеличение объема экспорта более чем на 70% за 1980-е годы и более чем на 33% - за первую половину 1990-х годов. Близки к этим цифрам и показатели импорта (табл. 11.1).
  Таблица 11.1 Общие итоги мировой торговли товарами и услугами, млрд долл.
 Составляющая, страна 1990 1995 2000 2001 2004 1 2 3 4 5 6 Товарооборот Экспорт Импорт 7081 3481 3600 10310 5120 5190 13140 6430 6710 12596
 6155 6441 18581,8 9123,5 9458,3 Изменения, %, 2003/2002 гг. Экспорт Северная Америка (США и Канада) 5,3 Евросоюз 19,3 Азия 12,9 - Япония 13,2 КНР 34,5 Латинская Америка 9,8 Африка 22,6 ЦВЕ и СНГ 26,2 Импорт Северная Америка (США и Канада} 8,4 Евросоюз 20,1 Азия 20,7 Япония 13,6 КНР 39,9 Латинская Америка 4,6 Африка 24,5 ЦВЕ и СНГ 26,9 По оценкам экспертов ВТО, мировой товарооборот вырос в 2000 г. по отношению к предыдущему году на 10%, что является одним из самых высоких показателей в 1990-е годы, в 2001 г. по сравнению с 2000 г. снизился на 4%, правда, затем торговля пошла "в гору": в 2002 г. ее прирост составил 3%, в 2003 г. - 4,7%, а в 2004 г. объем мировой торговли составил порядка 18,5 трлн долл.
  Анализ изменений в международной торговле, в том числе и на современном этапе, предполагает рассмотрение двух аспектов: во-первых, темпы ее роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; во-вторых, сдвиги в структуре - товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географической (доли регионов, групп стран и отдельных стран).
  Что касается первого, то можно констатировать: устойчивые опережающие темпы роста мирового товарооборота являются показателем новых качественных признаков международной торговли, связанных с увеличением емкости мировых рынков. Характерными стали и опережающие, достаточно высокие темпы расширения торговли готовыми промышленными изделиями, а в них - машинами и оборудованием, еще более высокие темпы роста торговли продукцией средств связи, электро- и электронной техники, компьютерами и т.п. Еще быстрее расширялся обмен комплектующими, узлами к агрегатам, поставляемыми в порядке производственной кооперации, в рамках ТНК. И еще один феномен динамики - ускоренный рост международной торговли услугами.
  Все это не могло не сказаться на радикальных сдвигах как в товарной, так и в географической структуре мирового внешнеторгового обмена. При этом практически неизменной за последние 15- 20 лет сохраняется доля основных групп развитых, развивающихся и бывших социалистических стран. В первом случае она составляет около 70-76%, во втором - 20-24% и для последней группы этот показатель не превышает 6-8%.
  В товарном обмене мировой внешней торговли вырисовывается очевидная тенденция роста доли готовых изделий, на которые приходится более 70% мировой торговли. Оставшаяся доля делится приблизительно поровну между сельскохозяйственным экспортом и добывающими отраслями. Для сравнения можно сказать, что в середине этого столетия на долю сырьевых товаров приходилось около двух третей экспорта и только одна треть - на готовые изделия.
  Услуги составляют в настоящее время почти четверть международного торгового обмена. Именно поэтому мы отдельно рассматриваем мировую торговлю услугами.
 
  11.2. Некоторые особенности внешнеторговой политики в современных условиях
  Современная торговая политика государств отличается развитием и противоборством двух тенденций - протекционизма и либерализации. Каждое из этих направлений преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли. Если в 1950-1960-е годы преобладали тенденции к либерализации, то в 1970-1980-е годы прокатилась волна "нового" протекционизма.
  Тенденция к либерализации 1950-х и 1960-х годов принимала форму уменьшения величины таможенных пошлин, сокращения использования валютных и количественных ограничений. Если в середине 1950-х годов средняя величина таможенных пошлин в европейских странах и США составляла 30-40%, то в 1970-х годах она уменьшилась до 7-10%, а сейчас колеблется в пределах 3-5%. Основные условия и факторы развития экономических отношений
  Однако снижение уровня таможенной защиты вовсе не означает ликвидации регулирования. Современная система регулирования приобретает более гибкий характер в связи с расширением использования новейших средств протекционистской защиты. Протекционизм получает специфический региональный характер, принимает форму создания новых и расширения старых интеграционных группировок. Так, например, соглашение об ассоциации почти 60 развивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, заключенное с ЕС на базе Ломейских соглашений в 1970-е годы, фактически означало льготный режим налогообложения одной группы развивающихся стран в противовес всем остальным.
  Активизируется создание новых замкнутых экономических группировок развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки.
  Результатом указанной выше тенденции становится постепенное "размывание" принципа равенства всех участников внешнеторговой деятельности, воплощенного в системе режима наибольшего благоприятствования. Внутри новых группировок происходит либерализация обмена, т.е. вводятся особые специфические условия внутрирегионального внешнеторгового обмена. В отношениях с третьими странами возникает усиление дискриминационного режима.
  На глобальном уровне вводятся новые правила протекционистского регулирования. Например, активизируется применение "развязывающих оговорок", позволяющих повышать таможенные пошлины в случаях нанесения значительного ущерба национальной промышленности, пострадавшей от импорта иностранных товаров. Место таможенных пошлин занимают меры нетарифного протекционизма и прежде всего количественные ограничения, стандарты, технические условия, нормы экологической безопасности и т.д., действие которых носит избирательный характер.
  Из всего этого можно сделать вывод, что равнодействующая тенденция проявляется в либерализации мировой торговли при большей гибкости протекционистских барьеров. Новые формы протекционизма требуют активизации деятельности международных организаций, на которые ложатся функции контроля за разработкой этих форм и практикой их претворения в жизнь.
  Сосуществование протекционизма и одновременно либерализации внешнеторговой политики в области импорта дополняется модификацией программ государственного стимулирования экспорта. На смену традиционным формам экспортного прямого кредитования приходят более гибкие и менее заметные формы, действующие избирательно в отношении отдельных видов продукции.
  В отношении наукоемких товаров, требующих значительных расходов на НИОКР, государственная помощь экспорту обычно носит косвенный характер и заключается в финансировании разработок, повышении процента амортизационных отчислений для используемого оборудования. Такой метод активно применяли правительства США и Японии, создавая в 1980-х годах ЭВМ нового поколения.
  В случаях поставок крупных материалоемких товаров, обладающих большой стоимостью, зачастую используется прямое государственное финансирование. Такие методы широко применялись в 1970-е и 1980-е годы США и Великобританией при поставках судов м нефтяных буровых платформ, при этом величина субсидий колебалась от 10 до 30-40% стоимости товара.
  Наконец, в развитых странах довольно активно используется система прямого субсидирования экспорта. Она распространяется в основном на сельскохозяйственные товары, поставляемые из стран европейского союза. Средства прямого экспортного кредитования и финансирования негативно расцениваются мировым сообществом прежде всего в связи с тем, что они нарушают принцип свободной конкуренции.
  Международные нормы более либеральны по отношению к таким средствам, как экспортное кредитование и страхование экспортных поставок. В случае кредитования международные соглашения обычно фиксируют максимальное значение допустимой процентной ставки кредитования. Экспортное кредитование касается прежде всего поставки значительных по стоимости товаров и охватывает около 12-20% всего объема экспорта развитых стран. Наблюдается постепенное расширение практики страхования экспортных поставок. Новые правила допускают страхование до 10% стоимости сделки, включая ожидаемую прибыль, страхование от политического, военного и другого риска. Удлиняется срок страхования, облегчаются условия выплаты страховки и т.д.
  Еще одна форма поддержки экспорта - помощь тем государственным представительствам за границей, которые занимаются рекламой национальных товаров, поддержкой частных фирм и т.д. Это обычно принимает форму помощи в открытии заграничных контор, финансирования исследований иностранных рынков и т.д. Так, Великобритания в 80-х годах ежегодно организовывала 300-400 зарубежных выставок, большая часть расходов при этом покрывалась за счет государства. Аналогичную помощь своим экспортерам оказывают посольства Японии, Франции, Германии и других развитых стран.
  В общем, можно говорить о том, что новые тенденции в развитии политики государственной поддержки экспорта заключаются в большей ориентации на менее заметные невооруженному глазу меры косвенной поддержки отдельных отраслей и групп товаров при отказе от традиционных схем прямого экспортного субсидирования и дотирования.
  Еще раз подчеркнем, что общий курс на либерализацию международной торговли во многих случаях сочетается с мерами протекционистского характера по отношению к отдельным товарам в некоторых странах. С учетом этого необходимо остановиться на многостороннем регулировании международной торговли прежде всего по линии Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и его преемницы - Всемирной торговой организации (ВТО).
 
  11.3. Многостороннее регулирование внешней торговли
  Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) как глобальная организация, регулирующая таможенно-тарифные вопросы мировой торговли, было создано в Женеве в 1947 г. Это было время, когда США, укрепив свою экономику после Второй мировой войны, повели борьбу за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможность развития товарооборота.
  На основе американских предложений был разработан проект устава Международной торговой организации (МТО), задача которой заключалась в том, чтобы обеспечить регулирование мировой торговли и постепенно либерализовать ее. Устав МТО, принятый в Гаване, так и не был ратифицирован странами-участницами; вместо него в действие вступило многостороннее соглашение об основных нормах таможенной политики (Генеральное соглашение по тарифам и торговле). Созданное на базе несколько скорректированных американских предложений, оно проникнуто идеей свободы торговли, т.е. равенства всех участвующих сторон.
  В конечном счете определились следующие базовые положения и нормы, в соответствии с которыми осуществлялась деятельность ГАТТ и современной его преемницы ВТО:
  • недискриминация, режим наибольшего благоприятствования, основанные на взаимном обеспечении равного подхода к товарам и услугам, происходящим из всех стран, и национального режима, или равного подхода к товарам и услугам импортного и отечественного происхождения в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих торговлю;
  • неприменение количественных ограничений или аналогичных им мер в целях защиты национального рынка;
  • взаимность в предоставлении торговых уступок, связанных с расширением доступа товаров и услуг на рынки стран-членов;
  • разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров с использованием специально созданного для этого в ВТО механизма;
  • ведение внешнеторговых операций на частноправовой основе.
  Первое и важнейшее положение, принявшее форму режима наибольшего благоприятствования, есть не что иное, как тезис о необходимости соблюдения равенства и недискриминации всех участников внешней торговли. Режим наибольшего благоприятствования формулируется как обязательство стран-участниц устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стороне. Этот декларируемый тезис, однако, допускает исключения в случаях создания специальных экономических (интеграционных) группировок. В момент создания ГАТТ такие исключения предоставлялись странам-колониям, связанным с метрополиями особыми соглашениями. В настоящее время, однако, основная масса исключений из режима наибольшего благоприятствования приходится на интеграционные группировки: Европейский союз, Европейскую Ассоциацию свободной торговли, латиноамериканские, североамериканские и другие региональные интеграционные группировки, а также ассоциированные с ними страны. Особо оговорено предоставление развивающимся странам права пользоваться преференциальным таможенным режимом на односторонней основе, т.е. без взаимного снижения пошлин на товары, импортируемые из развитых стран.
  Второе положение касается признания правомочности применения средств внешнеторгового регулирования. ГАТТ признает пошлины в качестве единственного приемлемого средства. Все остальные формы и методы применяться не должны, а в тех случаях, когда их применение осуществляется, это должно носить временный характер и обосновываться исключительными обстоятельствами.
  В качестве иллюстрации можно сослаться на ряд положений ГАТТ, относящихся к использованию таких мер, как количественные ограничения (ст. XI-XIV).
  ГАТТ не рекомендовал странам-участницам использовать квоты, а также экспортные или импортные лицензии. Однако в тексте ГАТТ содержится перечень возможных исключений, когда введение количественных ограничений становится приемлемым и возможным. Сюда относятся случаи применения программ регулирования сельскохозяйственного производства, нарушения равновесия платежного баланса.
  Негативным было и отношение ГАТТ к таким государственным мерам, как стимулирование производства с помощью налоговых льгот, программ регионального развития и помощи и т.д. Эти меры III. Основные условия и факторы развития экономических отношений не допускаются к использованию в тех случаях, когда это ведет к дискриминации стран - участниц соглашения.
  Наконец, третий важнейший аспект деятельности ГАТТ касался принципов принятия решений и действий: это отказ от односторонних действий 'в пользу переговоров и консультаций. Страны-участницы брали на себя обязательство не осуществлять односторонних действий, связанных с ограничением свободы торговли; все решения принимались только в процессе взаимных торговых переговоров в рамках раундов.
  Основная деятельность ГАТТ заключалась в проведении многосторонних встреч-раундов, во время которых обсуждались внесенные на повестку дня вопросы, связанные с регулированием внешней торговли стран-участниц. Всего с момента создания и до трансформирования ГАТТ в ВТО в рамках ГАТТ было проведено восемь таких раундов. В табл. 11.2 показаны время и место проведения раундов и перечень обсуждавшихся на этих переговорах вопросов.
  Таблица 11.2
  Общие итоги мировой торговли товарами и услугами, млрд долл.
 
  Как видно из приведенной таблицы, вплоть до начала 1973 г. основной переговорный процесс касался снижения таможенных пошлин, которые уменьшились с 40-60% в 1945-1947 гг. до 3-5% в начале 1990-х. Механизм снижения заключался в том, что основные страны - производители и потребители товаров договаривались о неличине снижения, после чего сокращения автоматически распространялись на все страны - участницы соглашения.
  В 1970-е годы, когда на повестку дня была поставлена задача регулирования нетарифных мер, принцип равенства уступок начал применяться в несколько модифицированном виде.
  Две последние серии переговоров, начавшиеся с середины 1970-х годов, приобрели особое значение прежде всего в связи со значительным расширением круга обсуждаемых вопросов. К традиционно обсуждаемым проблемам уровня таможенного налогообложения были добавлены вопросы установления принципов налогообложения и правомочности применения отдельных видов пошлины (установление налогооблагаемой базы и применение компенсационных и антидемпинговых пошлин), проблемы регулирования внешней торговли отдельных отраслей (тропические товары, авиатехника), а также меры государственного протекционизма (лицензирование, государственные заказы).
  По таможенным пошлинам результатом переговоров стало уменьшение средней величины таможенного налогообложения до 4,7% для развитых и 7,1% для развивающихся государств. Общий объем торговли, охваченный предоставленными в ходе "раунда Токио" уступками, составил 155 млрд долл.
  Для развивающихся стран наиболее значительными оказались уступки по сельскохозяйственным товарам тропического земледелия, т.е. по продуктам, не конкурирующим с производимыми в самих развитых странах. В принятом "Кодексе по таможенной оценке товара" устанавливается, что при начислении пошлин в качестве налогооблагаемой базы берется реальная, т.е. фактически определенная в договоре цена продажи данного товара. Дополнительные расходы (стоимость лицензионного вознаграждения, упаковки, фрахта и т.д.) включаются только по усмотрению стран, участвующих в соглашении.
  Новыми стали дополнительные положения, касающиеся условий введения антидемпинговых пошлин. В соответствии с принятыми соглашениями демпинг был определен как продажа товаров по цене ниже "нормальной", т.е. такой, по которой товар продается внутри страны. Весьма важно, что карательные пошлины, как установлено в законе, не должны превышать демпинговую разницу, т.е. разницу между "нормальной" ценой и той, по которой товар поступил в импортирующую его страну. Тот же принцип применяется и в отношении субсидируемого экспорта. Поскольку задача компенсационных или карательных пошлин - лишь нейтрализовать субсидирование или льготное налогообложение, то соответственно карательная пошлина не может быть выше субсидии или дополнительных льгот.
  После констатации факта поставки товара по демпинговым ценам и наличия значительного ущерба страна получает возможность требовать карательных пошлин, не особенно утруждая себя доказательством наличия тесной связи между фактами поставки дешевого товара и кризисным состоянием отрасли.
  Наконец, широкая группа принятых решений касалась регулирования так называемых мер нетарифного протекционизма: лицензий, государственных заказов, госсубсидий.
  В Соглашении о процедурах импортного регулирования были сформулированы обязательства публиковать все правила и процедуры, касающиеся лицензирования, а также привести существующую практику в соответствие с положениями Соглашения. Была установлена процедура введения систем автоматического лицензирования, а также выдачи индивидуальных лицензий.
  В "Кодексе о стандартах" была поставлена задача не допустить использования стандартов и технических норм в качестве препятствий для развития торговли. Основное требование к участникам: не допускать того, чтобы стандарты, требования по упаковке, маркировке использовались в качестве препятствия к развитию торговли. Немаловажным стало принятие обязательства о нотификации, т.е. предварительном уведомлении о готовящихся нововведениях.
  Развивающиеся страны получили право осуществлять субсидирование, но лишь в качестве временной меры, которая должна быть отменена по мере их экономического прогресса.
  Фактически были запрещены все субсидии за исключением торговли продуктами лесного, сельского хозяйства и рыболовства, что было уступкой странам ЕС.
  Следующим крупным многосторонним соглашением в рамках ГАТТ стала специальная сессия в Уругвае (Пунта дель Эсте), открывшаяся в сентябре 1986 г. Особенностью этой сессии было дальнейшее расширение круга вопросов, регулируемых ГАТТ, в том числе включение в них торговли услугами. Что касается торговли товарами, то здесь была продолжена программа сокращения величины таможенных пошлин, усилий по регулированию мировой тор-
  говли продукцией отдельных отраслей и усиления контроля за теми аспектами национальной экономической политики, которые воздействуют на внешнюю торговлю в той или иной форме.
  Участники не ставили задачу общего (линейного) снижения ставок пошлин. Переговоры касались отдельных групп товаров, а также ликвидации эскалации таможенных пошлин, т.е. их повышения по мере увеличения степени обработки товара.
  Общим результатом стала ликвидация пошлин на 40% мирового импорта промышленных товаров к 1998 г. В результате снижения таможенных пошлин на другие товары общий размер таможенного налогообложения приближается к 3%. Одновременно были достигнуты договоренности о некотором (на 20-30%) снижении таможенных пошлин на товары в развивающихся странах, проведена гармонизация пошлин и ликвидированы наиболее высокие ставки таможенной защиты.
  Во время Уругвайского раунда продолжались усилия по либерализации и координации торговли отдельными видами промышленных товаров: текстилем, одеждой и сельскохозяйственными товарами. В области торговли текстилем и одеждой прогнозируется полная ликвидация таможенных пошлин и количественных ограничений к 2005 г. По сельскохозяйственным товарам решения носили более ограниченный характер: ликвидация субсидирования и сокращение на 30-40% экспортных и производственных субсидий. Одновременно предполагается отказ от всех форм регулирования сельскохозяйственной торговли в пользу таможенных тарифов.
  Новым моментом в подходе ГАТТ стало введение понятия "законные" субсидии, т.е. допускаемые к применению в противоположность "незаконным", использование которых во внешней торговле запрещено. К числу "приемлемых" и "законных" были отнесены субсидии, применяемые в связи с охраной окружающей среды и региональным развитием. Были также введены минимальные количественные параметры, ниже которых субсидирование автоматически признается "законным" (3% общего импорта или 1% общей стоимости товара).
  В числе других вопросов рассмотрены торговые аспекты права на интеллектуальную собственность и регулирование торговли услугами (см. § 11.4).
  Важным результатом Уругвайского раунда стало принятие в апреле 1994 г. решения о создании Всемирной торговой организации (ВТО). Сохраняя все основные положения ГАТТ, новая организация ставит задачу обеспечения свободы торговли, достижение которой, как предполагается, будет осуществлено не просто либерализацией, а так называемыми "увязками". Смысл "увязок" заключается в том, что страны-участницы обязуются принимать решения по вопросам, связанным с односторонним повышением тарифов лишь в увязке с одновременной либерализацией импорта других товаров. Эта t увязка протекционистских и либерализующих программ должна, по замыслу руководителей ВТО, исключить возможность одностороннего роста протекционистских действий тех или иных стран.
  Генеральное соглашение по тарифам и торговле - ГАТТ (The General Agreement on tariffs and trade, GATT) было создано в 1947 г. на базе межправительственного многостороннего договора, содержавшего принципы и правила международной торговли, обязательные для стран-участниц. Основополагающие из них - недискриминация, режим наибольшего благоприятствования, взаимные уступки и снижение таможенных пошлин и других барьеров в ходе переговоров, ведение внешней торговли на частно правовой основе. Создание ВТО было провозглашено в апреле 1994 г. после интенсивных переговоров заключительной стадии Уругвайского раунда. Пакет документов ВТО (The World Trade Organization) включает 56 правовых документов, составляющих несколько блоков. Прежде всего, это регулирующие деятельность и правила ГАТТ (50 соглашений в новой редакции 1994 г.), а также определяющие задачи и функции структур, созданных в свое время под эгидой ГАТТ (6 соглашений ) и вошедших в ВТО: Генеральное соглашение по торговле услугами ГАТС (The General Agreement on Trade in Services GATS) и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности ТРИПС (The Agreement on Trade Related Aspects of [ntellegtual Property Rights - TRIPS).
  Во второй блок входят 12 многосторонних торговых соглашений (МТС), в том числе: по сельскому хозяйству; по применению санитарных и фитосанитарных мер; по текстильным изделиям и одежде; по техническим барьерам в торговле; по инвестиционным мерам, связанным с торговлей; по применению Статьи VI ГАТТ-94 (Антидемпинговая и компенсационная пошлины ); по применению Статьи VII ГАТТ-94 ( Оценка товара для таможенных целей ); по субсидиям и компенсационным мерам ) и др.
  Далее - договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров и относительно механизма обзора торговой политики. Положения этих блоков пакета правовых документов обязательны к исполнению для всех стран-участниц и стран, вступающих в ВТО.
  В пакет правовых документов входят также плюрилатеральные соглашения (с ограниченным участием, т.е. необязательные для всех участников ВТО), например по торговле гражданской авиатехникой и правительственным закупкам, и так называемые секторальные тарифные инициативы, в которых на добровольной основе может участвовать часть стран - членов ВТО.
  Мы достаточно подробно перечислили весь набор правовых документов ВТО, поскольку учет их положений необходим для решения вопроса о присоединении к этой организации.
  Всемирная торговая организация в настоящее время насчитывает в своих рядах 148 стран-участниц и 30 стран-наблюдателей и имеет юридический статус специализированного учреждения системы ООН. На страны - участницы ВТО приходится около 96% мировой торговли. Выработанные с учетом интересов многих государств и проверенные практикой, правовые регламенты ВТО в принципе обеспечивают цивилизованные методы и формы внешнеторгового обмена, поэтому присоединение России к ней обусловлено и, очевидно, особенно в перспективе, принесет несомненные выгоды. Вопрос в том, каковы потери и выигрыши сейчас и что необходимо, чтобы уменьшить отрицательные и увеличить положительные результаты.
  Принципиальная линия ВТО в этом вопросе - постепенное и последовательное преодоление административных мер и инструментов в этой области, преимущественная ориентация на экономические, тарифные рычаги. Это означает, что главное направление либерализации импорта - снижение ставок ввозных таможенных тарифов, импортных пошлин. Особая роль и эффективность использования тарифного регулирования на современном этапе развития мирохозяйственных связей, международной торговли определяется рядом объективных обстоятельств: во-первых, при достигнутом уровне товарно-денежных отношений, рыночных принципов формирования и развития МЭО это - достаточно действенный и гибкий инструмент экономического регулирования; во-вторых, таможенные тарифы применяют практически все страны, что обусловливает их значение для формирования международных товарных потоков, а в конечном итоге структур экономик; в-третьих, национальные таможенные тарифы охватывают всю номенклатуру импорта, а не отдельные ее части или сферы ВЭД, как другие средства и инструменты регулирования; в-четвертых, они сравнительно просты и прозрачны, поддаются контролю.
  Скоординированная либерализация международного обмена товарами в рамках ВТО в конечном счете выгодна странам, поскольку способствует решению как минимум двух задач. Прежде всего, снижение импортных тарифов и, как следствие, уменьшение относительных цен способствуют перераспределению ресурсов в производственный сектор экономики. В свою очередь, это приводит к увеличению ВВП и повышению национального дохода. По оценке Всемирного банка, сокращение таможенных тарифов, осуществленное согласно договоренностям Уругвайского раунда, привело к увеличению национального дохода в странах - участницах ГАТТ на 0,3-0,4%; во-вторых, существенно большие выгоды в долгосрочном плане принесет адаптация экономики к технологическим инновациям, новым структурам производства и новым условиям конкуренции.
  Это, безусловно, облегчает потребителям доступ к более качественным и, как правило, к менее дорогим товарам.
  За период деятельности ГАТТ (ВТО), т.е. начиная с 1948 г. средний уровень таможенных тарифов снижен почти на порядок: с 43-48% до 4-6%. При этом снижение было более существенным в экономически развитых странах и меньшим в развивающихся. Так, по данным упомянутого доклада Всемирного банка, в конце 80-х - начале 90-х годов в девяти развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки средняя тарифная ставка сложилась на уровне от 10% (1992 г., Чили ) до 26-28% (Бангладеш и Филлипины) и 42% (Египет). Согласно сведениям ВТО, средневзвешенные импортные пошлины после завершения Уругвайского раунда составляли: в Мексике - 33,7%; Индии - 32,4; Аргентине и Венесуеле - 30,9; Таиланде - 28,0; Бразилии - 27,0; Турции - 22,3 и на Фил-липинах - 22,2%. В развитых странах средневзвешенные тарифные ставки снизились с 6,3 (перед Уругвайским раундом) до 3,8% (после него). А по отдельным странам и группам стран соответственно: США - до 3,5% (5,4 ); страны ЕС - 3,6 (5,7); Канада - 4,8 (9,0); Япония - 1,7% (3,9). Дополнительные данные по ряду других развитых стран приводятся в приложении (табл. 1 и 2).
  Следует обратить внимание на довольно широкую дифференциацию ставок импортных пошлин в развитых странах. Как можно судить по данным ВТО, при указанных выше средних таможенных ставках, распределение их уровня по товарной номенклатуре импорта в США и странах ЕС соответственно следующее: беспошлинно США - 39,5%, ЕС - 37,7%; от 0,1 до 5,0-42,9 и 34,2%; 5,1-10,0 - 10,2 и 19,0%; 10,1-15,0 - 1,3 и 8,2%; 15,1-35,0 - 6,0 и 9,9%, наконец, свыше 35,0 - 0,1%, а еще более высокие отсутствуют. Как видим, дифференциация ставок, их изменение по отдельным группам товаров активно используются с учетом конкретных ситуаций и задач внешнеторговой и в целом экономической политики в рамках правил ВТО.
  Выведенная из сферы деятельности ООН и обладающая независимым по аналогии с Международным валютным фондом или Международным банком реконструкции и развития статусом, ВТО получила возможность проводить собственную независимую полигику. ВТО предполагает проведение регулярного собственного контроля за политикой стран-участниц по соблюдению принятых соглашений. Министерская конференция, проводимая не реже одного раза в два года, и Генеральный совет осуществляют контроль и руководят деятельностью организации в целом. В рамках последнего действуют три специальных субсовета по указанным направлениям.
  В качестве общего результата принятых мер можно ожидать усиления многосторонней системы контроля за национальными нормами регулирования внешней торговли.
 
  11.4. Торговля услугами и ее место в международных экономических отношениях
  Наряду с товарами большой сектор мировой торговли охватывает рынок услуг. В него входят самые различные виды деятельности, в том числе:
  • услуги, связанные с внешней торговлей, которые включают дополнительные издержки по товарам, морскому и другому транспорту и страхование;
  • услуги, связанные с обменом технологией, в число которых можно включить капитальное строительство, техническое сотрудничество, управленческие услуги;
  • путешествия, в которые входят поступления и доходы по туризму и деловым поездкам;
  • банковские расходы, лизинг, платежи, связанные с доходами на капитал;
  • заработная плата и другие трудовые доходы (сюда относятся заработная плата, выплачиваемая иностранным рабочим, а также вознаграждения и социальные пособия).
  Все эти разнообразные виды деятельности объединяет то, что по своей природе они участвуют в международной торговле; другими словами, их можно определить как платежи по нетоварным коммерческим сделкам, заключаемым между гражданами двух и более независимых стран и отражаемым в платежных балансах.
  По оценкам некоторых специалистов, к концу 1980-х годов услуги достигли 70% объема мирового ВВП, однако лишь малая часть их была вовлечена в мировую торговлю. В последнее время их доля и роль в международном обмене существенно возросли, прежде всего за счет новых видов, а число их видов во внешней торговле превышает 600. Согласно Международной стандартизованной промышленной классификации ООН услуги относятся к так называвмым неторгуемым товарам, т.е. к таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами. Услуги составляют шесть групп (4-9 категории официальной классификации товаров международной торговли):
  • коммунальные услуги и строительство;
  • оптовая и розничная торговля, рестораны и гостиницы, туристские базы и кемпинги;
  • транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество;
  • оборона и обязательные социальные услуги;
  • образование, здравоохранение и общественные работы;
  • прочие коммунальные, социальные и личные.
  В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые услуги.
  В силу особенностей услуг как объекта торговли, в том числе международной (нематериальность, отсутствие до момента сделки, невидимость перемещения и т.д.), они почти не пересекают таможенную границу, а значит, не могут фиксироваться таможенными службами. Предоставление услуги иностранному партнеру во многих случаях предполагает территориальную близость поставщика к потребителю и обычно осуществляется через учреждения коммерческого присутствия (дочерние компании, филиалы, представительства и т.д.) в той стране, где существует (или возможен) спрос на данную услугу. Другой вариант - перемещение потребителя услуги (покупателя) в страну размещения учреждения или предприятия, ее предоставляющего (к примеру, туризм, лечение, образование за рубежом и т.д.).
  С учетом этого ГАТС классифицирует международную торговлю услугами по способам их поставки (предоставления) на:
  • трансграничную торговлю;
  • перемещение потребителя в страну предоставления услуги (потребление за рубежом);
  • учреждения коммерческого присутствия в стране оказания услуги ("коммерческое присутствие");
  • временное перемещение поставщика услуги - физического лица в другую страну для оказания услуги (перемещение физических лиц).
  По данным статистики, в 2003 г. из всего объема международной торговли услугами в 1,79 трлн долл. на первый из названных способов приходился 41%, на третий - 38, а второй и четвертый соответственно 20 и чуть более 1%.
  Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами - один из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных табл. 11.3.
 Таблица 11.3 Мировой экспорт услуг Страны Изменение, % Стоимость, млрд долл. 1995-2000 2002 2003 2003 Мир
 Северная Америка 4
 7 7
 3 13
 5 1795
 330 Латинская Америка 6 -3 19 61 Западная Европа
 в том числе ЕС (15)
 Страны ЦВЕ 4
 4
 2 9
 10
 10 18
 16
 21 916
 823
 69 Африка
 Ближний Восток
 Азия 3
 11
 3 4
 -3
 7 10
 8 39
 30
 352 в том числе Япония
 Китай
 "Шесть Азиатских Тигров" 1
 10
 3 2
 20
 6 9
 18
 5 71
 46
 158 Источник: WTO. International Trade Statistics 2004.
  Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг составил в 2003 г. 19,5% общего мирового экспорта, причем этот объем имеет тенденцию роста. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта товаров. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в 2,5 раза.
  Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.
  Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в статистике Международного валютного фонда, занижена по сравнению с реальной. Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов, дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать заработную плату, выплачиваемую иностранным рабочим и переводимую ими в свою страну.
  Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).
  Из статистического учета выпадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.
  В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье "услуги", не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, которые, по мнению ряда экспертов, оказываются заниженными на 40-50%.
  Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.
  На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.
  Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; сказанное выше, однако" не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.
  Россия, другие государства СНГ и страны Балтии обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), но их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.
  Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следуют Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют
  США., за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50% экспортной выручки.
  Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
 
  11.5. Специфика рынка услуг и его регулирование на международном уровне
  Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих черт. Тем не менее можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.
  Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее, массированным выходом на этот рынок транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации. Это привело к взрывообразному росту сферы международных услуг, которые стали составным элементом внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по отдельным странам, в то время как информационно-технологическое обеспечение этого процесса сосредоточивается в стране базирования. В этом случае внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг.
  Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг. Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.
  Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу ^новейших видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.
  Превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.
  К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специфических организаций. Специализированные межправительственные организации, как, например, ИКАО (Организация международной гражданской авиации), ВТО (Всемирная туристическая организация), ИМО (Международная морская организация), сосредоточены на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей. Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т.д. Довольно распространенными, особенно в середине 1980-х годов, были двусторонние договоры. Так, например, американо-канадское соглашение о свободной торговле уделило большое внимание регулированию инвестиций в сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере туризма, услуг, коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержанию оказалось соглашение США с Израилем.
  На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило, осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
  В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное первоначально для регулирования мировой внешней торговли. Однако во второй половине 1980-х годов сфера деятельности этой организации была расширена по инициативе США, являющихся крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с 1970-х годов вопросы торговли услугами стали официальным предметом переговоров в рамках ГАТТ.
  Основная идея предложения США заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовать те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям. На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуги и ее производство осуществляются практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования.
  В области инвестирования ГАТТ использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям. На практике это означает, что США, проводя дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило, государственных) фирм. Такое положение, например, сложилось в канадско-американских отношениях в области транспорта. Проведя в начале 1980-х годов дерегулирование в области транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда американские компании оказались вынужденными конкурировать с иностранными на своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где существовала государственная монополия.
  Развивающиеся страны со своей стороны стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т.е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.
  На открывшемся в 1986 г. совещании в Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопросов торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были вынесены за официальные рамки ГАТТ и стали проводиться параллельно с обсуждением вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров стадо принятие специального соглашения, получившего наименование ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами) и состоявшего из трех частей: рамочного соглашения, определяющего общие принципы и правила регулирования торговли услугами; специальных соглашений, приемлемых для отдельных сервисных отраслей; списка обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.
  Результатом переговоров в рамках Уругвайского раунда было достижение соглашения о либерализации торговли услугами. Регулированию подверглись услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию Европы, и прежде всего Франции, беспокоившейся о сохранении самобытности своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм.
  С 1 января 1995 г. Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. ГАТС функционирует в рамках ВТО,
 
 
  Резюме
  Последние полтора десятилетия наблюдается стабильный непрерывный рост мировой торговли товарами и услугами, по темпам превышающий рост ВВП.
  Тенденции роста мирохозяйственных связей определяются качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественным развитием торговли машинами и оборудованием, современными наукоемкими изделиями. Практически неизменно высокой остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.
  Расширение внешних связей сопровождается активизацией поисков новых средств внешнеторговой политики - отказа от стоимостных в пользу более гибких и гораздо более эффективных и избирательных средств скрытого протекционизма. Аналогичные изменения претерпевают и средства форсирования экспорта, где все шире применяются методы, адекватные специфике наукоемкого и технологически совершенного производства: технические барьеры и стандарты, государственные субсидии НИОКР, новые формы страхования, расширение послепродажного обслуживания, информационной обеспеченности потенциальных покупателей.
  Исключительно быстро развиваются новые формы международных экономических отношений, и прежде всего рынок услуг, на долю которого приходится до 30% всего объема мирохозяйственных связей.
  Общим следствием перечисленных выше тенденций становится усиление межгосударственного регулирования. Международные организации, прежде всего ГАТТ и ВТО, специализирующиеся на внешней торговле и международных экономических отношениях, приобретают все более широкий и глобальный характер в результате не только роста числа своих членов, но и включения в орбиту своего регулирования новых сфер государственной экономической политики.
 
  Основные понятия
  Либерализация международной торговли - процесс снижения таможенных и нетарифных барьеров на пути развития международной торговли.
  Экспортная квота - количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики, отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции.
  Импортная квота - количественный показатель, или инструмент административно-количественного регулирования импорта, характеризующий значимость импорта для экономики, отдельных отраслей и производств по различным видам продукции.
  Таможенные пошлины - денежный сбор, или инструмент административно-количественного регулирования импорта, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны.
  Таможенные тарифы - перечень товаров и система ставок, по которым они облагаются пошлинами; классическое средство общегосударственного экономического управления импортом.
  Контрольные вопросы
  1. В чем причины опережающего развития мировой торговли в последние годы?
  2. Каковы основные особенности внешнеторговой политики на современном этапе?
  3. Назовите основные методы и формы международного регулирования внешней торговли.
  4. Раскройте роль и место ВТО в либерализации и многостороннем регулировании мировой торговли.
  5. Кратко охарактеризуйте современную мировую торговлю услугами.
 
  Библиографический список
  1. Базовый курс по ВТО // Международный центр учебных материалов. - МЦУМ, 2002. Электронная версия.
  2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. - М.: Финансы и статистика, 1996.
  3. Киреев А. Международная экономика. - М.: МО, 1997.
  4. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. - М.: МО, 1996.
  5. Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. - М.: МО, 1993.
  6. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Ю.А. Щербанина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  7. Основы внешнеэкономических знаний: Словарь-справочник - М.: Высшая школа, 1990.
  8. Щетинин В.Д. Международные экономические отношения: Курс лекций. Вып. 2. - М., 1998.
  9. World Investment Report, 2000. - N.Y. and Geneva, 2000.
 
 
 ГЛАВА 12
  Международное движение капитала: сущность и формы
  • Сущность и формы международного движения капитала
  • Роль и характер прямых иностранных инвестиций
  • Масштабы международных прямых инвестиций, их распределение в современном мировом хозяйстве
  • Место России, других стран СНГ в сфере международных инвестиций
 
  12.1. Сущность и формы международного движения капитала
  Есть два подхода к трактовке сущности международного движения капитала.
  Для экономистов международное движение капитала - это движение одного из факторов производства, основанное на его исторически сложившемся или приобретенном сосредоточении в отдельных странах, экономическая предпосылка производства ими различных товаров и услуг более эффективно, чем в других странах.
  Для политэкономов - это помещение относительно избыточных преимущественно финансовых ресурсов за границей ради систематического получения более высокой прибыли в стране, где помещен капитал (наиболее последовательно это проявилось в марксистско-ленинской политэкономии советского образца, но есть и немало сопоставимых суррогатов в так называемой политэкономии развивающихся стран). При этом подходе рынок - уже не субъект, а объект, средство достижения определенных целей на национальном, региональном или международном уровнях.
  Различия могут быть прослежены и дальше, вплоть до понимания категорий интереса, благополучия и безопасности: в первом случае к каждому из этих ключевых понятий приложимо определение "национальный", во втором - "государственный". В российской практике применяются оба подхода, и даже есть третий, при котором равны оба определения (как синонимы), но при этом одно из них может ставиться в скобки. Такого рода "развязка" носит скорее лингвистический характер. При первом подходе отчетливо проявляется трактовка, характерная для "supply side", т.е. сферы производства, при втором - противостоящая ей "demand side", т.е. сфера спроса с присущими ему свойствами в результате социального (в том числе имущественного) расслоения. При этом как бы отодвигается на второй план то, что на современном этапе проблема "управляемости" приобрела ключевое значение для характеристики инвестиционного процесса независимо от того, какой подход объявлен решающим, ибо в конечном счете оба могут иметь приоритетное значение в зависимости от того, какое направление на практике наиболее важно для эффективного противостояния глобальным вызовам нового (рыночного) происхождения - экономической отсталости или социальной деградации (вплоть до абсолютной бедности самых широких слоев населения).
  Соответственно отмеченное выше теоретическое и практическое противостояние стало менее очевидным как в результате существенных и все продолжающихся реформ в управлении рыночными процессами производства, распределения и перераспределения в первом случае (определяемом как капиталистическое хозяйство), так и драматических потрясений и трансформаций вполне конкретной модели управления хозяйством на базе второго подхода, традиционно ассоциируемого с социалистическим способом производства.
  В реальном (экономическом) содержании международное движение капитала является определяющим элементом в функционировании мировой экономики, развитии форм и условий международных хозяйственных связей всех видов. Иногда в отношении международных капиталовложений (в том числе прямых иностранных инвестиций) подходят с мерками их межгосударственной "миграции". Хотя этот подход и может быть подтвержден практикой некоторой (преимущественно спекулятивной) части мирового рынка и имеет в этой связи соответствующие теоретические обоснования, в данной главе он не рассматривается, тем более что все приводимые здесь фактические данные и подсчеты строятся на базе прямых иностранных инвестиций, для которых признаки миграционных стимулов в типовых для ПИИ мотивациях (ресурсо-ищущие, затрато-ориентированных, рынко-ищущих) не являются определяющими.
  По характеру и формам международные капиталовложения могут быть разными.
  По источникам происхождения - это государственный и частный капитал [1]. Государственный капитал в международном обиходе называют еще официальным; он представляет собой средства из госбюджета, которые уходят за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. По формам - это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное движение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (например, кредиты МВФ). Но в любом случае это все-таки деньги налогоплательщиков, хотя и идущие до получателя разным путем.
  Частный капитал - это средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физическими). Сюда относятся инвестиции, торговые кредиты, межбанковское кредитование; они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительство держит их перемещения в поле зрения и может в пределах своих полномочий контролировать и регулировать их. В практике имеются весьма тонкие методы превращения государственных средств в частные инвестиции [2].
  По характеру использования международные капиталовложения могут быть предпринимательскими и ссудными. Предпринимательские капиталы прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего здесь выступает частный капитал. Ссудные капиталы означают предоставление средств взаймы ради получения процента. Здесь активно выступает капитал из государственных источников, но из частных источников операции также весьма значительны.
  По срокам международные капиталовложения делятся на среднесрочные и долгосрочные, а также краткосрочные. К первым относят вложения более чем на один год. В данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные кредиты).
  По целям международные капиталовложения делятся на прямые и портфельные инвестиции- Прямые инвестиции - вложение капитала во имя получения долгосрочного интереса; они обеспечивают его с помощью права собственности или решающих прав в управлении. В основном прямые иностранные инвестиции - частный предпринимательский капитал.
  Портфельные инвестиции дают не права контроля за объектом вложения, а всего лишь долгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередности в получении такого дохода. Это находит выражение в различных типах акций (обычных и привилегированных). Международный валютный фонд выделяет еще одну группу - "прочие инвестиции", которую в основном образуют международные займы и банковские депозиты; они могут обнаруживаться попеременно то в портфельных, то в прямых инвестициях.
  В изложенной схеме есть два момента, которые не полностью укладываются в современную инвестиционную практику.
  Во-первых, она вполне логична и способна работать с позиций валютно-кредитных отношений. Но из недр торгово-экономических связей также возникают, как известно, многочисленные формы операций, связанных с инвестициями [4]. Одни именуются "относящимися к торговле инвестиционными мерами" ("trade related investment measures", или TRIMs) [7]. Среди них разнообразные сервисные, маркетинговые, управленческие, технологические и прочие контракты, приводящие к появлению инвестиционных прав, но не вписывающиеся жестко в указанную выше классификацию. Они не предусматривают передачу иностранцу права собственности, но дают право на систематическое получение дохода (роялти, ренталс и др.).
  Еще к одной форме связи инвестиций с торговлей, формально противоположной только что упомянутой инвестиционным мерам, относят "investment-related trade measures" (или "торговые меры, относящиеся к инвестициям", сокращенно "IRTMs"). Сущность подобного рода мер такова: с помощью торговых мер создать дополнительные стимулы для привлечения иностранных инвестиций. Неудивительно, что таким мерам придается в последнее время повышенное внимание в соответствующей деятельности ЮНКТАД (см, UNCTAD/ITE/IIT/10 (vol.IV)). В рамках таких мер рассматриваются как "меры по ограничению доступа" (количественные и секторальные ограничения, тарифные преграды, антидемпинговое регулирование, региональные схемы по стимулированию более свободной торговли и т.д.), так и разнообразные меры по поддержке экспорта (экспортно-ориентированные промышленные зоны, экспортное финансирование, развитие и совершенствование соответствующих налоговых механизмов).
  Некоторые контрактные отношения важны при вовлечении в международную инвестиционную деятельность малого и среднего бизнеса, при переходе из статуса торговых партнеров на уровень торгово-инвестиционного партнера. Одни специалисты включают эти меры в сферу движения капитала, другие воздерживаются.
  Аналогична ситуация с лизингом, ставшим важной формой торговой деятельности. В то же время лизинг оказался в одном ряду с инвестициями; инвесторами при обращении к лизингу выступают арендодатели, ибо платежи за сданное в аренду оборудование становятся для них формой получения постоянного дохода и учитывают в полной мере стандарты прибыльности на рынке. Сходная ситуация в отношении использования селенга.
  Инвестиционные возможности содержит инжиниринг и другие формы торговли услугами. На Уругвайском раунде ГАТТ обращалось внимание на "относящиеся к торговле аспекты прав интеллектуальной собственноЬти" (TRIPS), конкретно: авторские и связанные с ними права, торговые марки, географические обозначения, промышленные конструкции, патенты, разработки интегрированных сетей, нераскрытая (незапатентованная) информация (т.е. торговые секреты) [8]. Игнорировать эти аспекты инвестиционной деятельности также невозможно.
  Во-вторых, в изложенной схеме все формы как бы равнозначны, поставлены на одну доску. Между тем можно спорить, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством, а не перераспределения ранее полученных и распределенных прибылей. В основе этих споров, которые выходят на уровень актов законодательных органов или правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Отмеченное обстоятельство тем более важно, что в последние годы образование прямых иностранных инвестиций в большей степени (бывало, более чем на 2/3) происходит через слияния и поглощения, при которых новых финансовых поступлений из-за рубежа не происходит вообще, меняется лишь собственник, в том числе в результате "свопо-вых" (обменных) операций, превращающих внешнюю задолженность перед заграницей в инвестиции, принадлежащие иностранным фирмам. Такая практика, как известно, проявляет себя и в России, хотя на мировом уровне (после 2000 г.) этот процесс стал в относительном измерении менее масштабным.
  Ныне признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее емко объединяющих национальные (или государственные, если это кажется кому-то более приемлемым по идеологическим или политическим соображениям) интересы различных слоев общества, поскольку они подчинены деятельности реального сектора в экономике. К тому же такие инвестиции преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими фирмами, финансово-промышленными группами, поэтому более управляемы, их "правила игры" более определенны. Это особенно важно с позиций управляемого рыночного хозяйства, обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.
 
  12.2. Роль и характер прямых иностранных инвестиций
  По разным причинам (в том числе названным выше) прямые инвестиции оказывают существенное воздействие на всю мировую экономику и ее сердцевину - международный бизнес. С экономической точки зрения, с позиций фирм это:
  • обеспечение для себя стабильного рынка непосредственно или в качестве трамплина для выхода на рынки третьих стран;
  • образование международными корпорациями своего "внутреннего рынка", те или иные секторы которого расположены в разных странах, в результате чего процесс интернационализации производства и капитала дополняется интернализацией;
  • включение своего интереса в межгосударственные отношения на региональном и более широком международном уровне;
  • признание международных инвестиций в качестве важного фактора межгосударственного сотрудничества при соблюдении общепризнанных принципов невмешательства во внутренние дела и межгосударственные отношения стран-партнеров, равенства, учета взаимных интересов, уважения национальных традиций и культурных принимающих инвестиции стран, прав трудящихся.
  Когда говорят о прямых инвестициях сообразно первому (экономическому) подходу (что характерно для настоящего учебника), то исходят из двух мирохозяйственных определений: узкого и широкого.
  Узкое определение дано ОЭСР, базисная методология этого направления изложена в Кодексе либерализации движения капитала (приложение А): охватывается трансграничное движение капитала и ресурсов с целью установить прочные экономические отношения и получить право контроля над предприятием. На основе такого подхода в качестве инвестора могут выступать как нерезиденты в данной конкретной стране, так и резиденты из-за границы. Для обеих категорий указываются такие пути образования прямых иностранных инвестиций: создание или расширение предприятия со 100%-ным иностранным владением, дочерней компании или отделения, приобретение в полную собственность существующего предприятия; участие в новом или существующем предприятии; заем на 5 лет и дольше. Такой единообразный подход вызывает серьезную критику и даже неприятие со стороны многих стран, так как ставит на один уровень реальный приток инвестиционных ресурсов из-за рубежа и вложения, принадлежащие постоянно проживающим в данной стране иностранцам (в этом случае никакого прироста ресурсов зачастую не происходит).
  Широкое определение инициировано Всемирным банком и впервые упомянуто в Соглашении об учреждении МИГА (Многостороннего инвестиционного гарантийного агентства); оно характерно также для двусторонних гарантийных соглашений. При таком подходе в прямые иностранные инвестиции включаются не только те формы движения капитала (или ресурсов), о которых шла речь выше, но и другие виды активов (assets): имущество и имущественные права различных видов, инвестиции неакционерного типа (включая субконтракты, управленческие соглашения, франчайзинг, лицензионные сделки, раздел продукции и др.).
  Различия трактовок, относящихся к пониманию форм и методов прямого зарубежного инвестирования, породили ряд серьезных проблем (достаточно сравнить, например, формулирование ключевых понятий в НАФТА и АСЕАН) и привели к появлению ряда вариантов-опций (options) при решении практических вопросов. Это один из острых вопросов в переговорах по проблемам международного инвестирования, экономической дипломатии [4].
  Быстрый рост прямых иностранных инвестиций в современной мировой экономике виден на основе следующих данных. В 1980-е годы мир вступил примерно с 450 млрд долл. В 1990 г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн долл., т.е. произошло почти четырехкратное увеличение за одно десятилетие. В 2004 г. сумма прямых зарубежных инвестиций превысила 9,7 трлн долл. [16]
  Столь высокие темпы роста иностранных инвестиций объясняются, конечно, отнюдь не избытком капиталов в отдельных конкретных хозяйствах, которые искали бы место для своего прибыльного приложения вследствие ограниченности внутреннего рынка и невозможности эффективно использовать их во внутренней экономике, в то время как есть страны с более высокой нормой прибыли. Произошла перестройка в мировом хозяйстве, когда транснациональные корпорации начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, причем во главу угла ставится не только возможность получения прибыли, но и гарантирование длительного (постоянного) характера такого получения (до тех пор, пока существует само производство).
  ТНК и аналогичные им хозяйственные образования составляют наиболее мощный сектор мировой экономики. Данные вышедшего в сентябре 2005 г. очередного доклада ЮНКТАД "World Investment Report" говорят о дальнейшем увеличении масштабов деятельности ТНК. При общей численности ТНК порядка 70 тыс. количество их зарубежных филиалов составило 690 тыс., суммарный объем накопленных ПИИ оценивается в 9 трлн долл., а сумма глобальных продаж, осуществленных транснациональными корпорациями, достигла почти 19 трлн долл. - вдвое больше общей суммы экспорта по каналам традиционной межгосударственной торговли. Крупнейшая в мире нефинансовая ТНК - компания "Дженерал электрик" (США, за который следует "Водафон" (Соединенное Королевство) и "Форд мотор" (США). Стабильно растут международные инвестиции в услуги.
  Столь значительное увеличение прямых иностранных инвестиций объясняется причинами разного рода: от структурных изменений самого мирового хозяйства до воздействия государственного регулирования национальной экономики на разных уровнях. В число активных участников мирового рынка вошли КНР, Гонконг (административный район Китая), Мексика, Бразилия, Сингапур и некоторые другие развивающиеся страны. Почти 100 млрд долл. достигли прямые зарубежные капиталовложения в Россию. При этом можно выделить ряд вопросов, в том числе политического плана.
  1. Понятие "прямые иностранные инвестиции" значительно расширилось:
  • расширяется роль признаков о праве на управление; право на владение перестает быть единственным и тем более решающим признаком;
  • по мере развития и совершенствования структуры международных рыночных отношений складываются различные формы операций, которые приводят к долгосрочным отношениям и оформлению постоянного интереса предприятия-резидента одной страны к предприятию в другой стране, а также к контролю первого над вторым; слово "контроль" заменяется более гибким признаком - "существенная степень влияния на управление".
  Такое расширение трактовки фактически означает принятие тех стандартов в определении прямых иностранных инвестиций, за которые выступают промышленно развитые страны, прежде всего США, соответствует тем нормам отношений, которые определяют интересы главных инвесторов.
  2. Современную роль и положение прямых иностранных инвестиций закрепляют соответствующие международные соглашения. Речь идет прежде всего о двусторонних инвестиционных соглашениях (сокращенно BIT), более широких международных и региональных соглашениях, а также о соглашениях об избежании двойного налогообложения (сокращенно DDT). В таких документах конкретизируются трактовки и согласуются меры национальной политики по отдельным ключевым вопросам инвестиционной политики, в том числе:
  • определение понятий "капиталовложения" ("все виды активов" - "all kind of asset", за что выступают, в частности, менее развитые страны, а также те государства, в которых традиционно именно банки, а не фондовые биржи являются важнейшим источником получения финансовых ресурсов, или "все виды инвестиций" - "all kind of investment", к чему тяготеют более развитые страны, к примеру США, для которых приоритетное значение имеют фондовые биржи), а также "инвестор" (к примеру, считать ли таковым также резидента, вложения которого необязательно связаны с пересечением национальных границ, или не считать; за первое выступают промышленно' развитые страны, за второе - развивающиеся); • характер появления в национальной экономике ("право входа" - "the right of entry" или "право допуска" - "the right of admission"; за первое преимущественно выступают промышленно развитые страны, за второе - развивающиеся). К числу трактуемых по-разному вопросов, от степени согласованности которых во многом зависят масштабы, формы и условия инвестиций, относятся также виды режимов, отношение к праву принимающей страны на национализацию и вытекающим отсюда последствиям, трактовка понятия "юрисдикция", порядок урегулирования споров и т.д.
  Отмеченные признаки существенно влияют на положение отдельных стран в мировой экономике, в том числе на их место в процессе перераспределения рынков и сфер экономического влияния. Характерно, что в этой области наряду с межгосударственным согласованием норм и правил зарубежного инвестирования через признанный в политическом и правовом плане равноправный процесс появляются и прямые притязания отдельных стран (до настоящего времени - США) решать все связанные с этим вопросы по своему разумению и сообразно экономической силе, в том числе вразрез с ранее принятыми на себя международными обязательствами. Весьма показательный пример на этот счет - история с законом Хелмса - Бертона (1996), согласно которому США "обозначили заявку" на свое "право" поступать в конкретных случаях (например, применительно к Кубе) без учета провозглашенных в мировой хозяйственной практике норм, решая свои внутренние проблемы (под предлогом обеспечения интересов части американских избирателей). При этом решение американского суда на уровне окружного может ставиться выше тех обязательств, которые эта страна приняла на себя в международных отношениях). Неудивительно, что такая практика до настоящего времени столкнулась с солидарным неприятием со стороны других участников мирового инвестиционного рынка (Европейский союз, практически все развивающиеся страны, многие страны Центральной и Восточной Европы и даже партнеры США по НАФТА Мексика и Канада). Вместе с тем характерно, что такого рода заявка на новый уровень отношения к международным обязательствам не списана в архив как незаконная, и остается лишь гадать, на основании каких доводов она может дать о себе знать в будущем: предположим, со ссылкой на политическую "исключительность" или в подтверждение "приоритета" рыночного критерия над общечеловеческими, политическими, общегражданскими и т.п. в условиях роста значимости рыночных интересов во всех группах стран.
  Можно считать, что вопрос о степени влияния норм и критериев международных инвестиций на политические и другие общегражданские процессы в мировом сообществе не закрыт. Как уже отмечалось в начале этого параграфа, наряду с экономическими обстоятельствами существует также обстоятельство политического характера, отражающее возникшее в результате несоответствие между экономическими позициями международных инвесторов (с одной стороны) и претензиями последних на "адекватную" корректировку в мировой политической (в том числе и международной) системе.
  Первое - перечень крупнейших участников мирового инвестиционного хозяйства включает в себя прежде всего наиболее влиятельных "актеров" мирового политического процесса, международной политики. Конфигурации политической структуры и экономической системы в мире (хоть и не полностью, но в немалой степени) оказываются близки по ряду решающих показателей. Об этом наглядно свидетельствуют таблицы в следующих параграфах.
  Второе - не прекращаются попытки перенести на инвестиционную систему стандарты из области политики, чтобы закрепить с их помощью приоритеты рыночного хозяйства (как они понимаются ведущими инвесторами), придать им характер общечеловеческих стандартов. Естественно, имелось бы в виду, что вся система международных политических отношений призвана обеспечивать на безальтернативной основе прежде всего ценности рыночной экономики (в ущерб другим национальным и международным ценностям). Один из показателей этого стремления - инициатива в пользу разработки в ОЭСР (но в контакте с другими международными экономическим организациями) Многостороннего соглашения по иностранным инвестициям с целью:
  • установить самые высокие стандарты режима и защиты инвестиций (по сравнению с допустимыми с помощью двусторонних соглашений);
  • выйти за рамки существующих обязательств для достижения новых стандартов либерализации, покрывающих все стадии производственно-инвестиционного процесса (до создания и после создания предприятия) с самыми широкими возможностями для применения национального режима, ликвидации остающихся ограничений, привнесения необходимой дисциплины и т.д. в ущерб установленным во исполнение суверенных прав;
  • создать юридически обязательный документ, который содержал бы положения в целях еще большего его усиления;
  • распространить сформулированные обязательства на всех присоединившихся к Многостороннему соглашению по иностранным инвестициям и на всех уровнях;
  • предусмотреть необходимые меры во взаимоотношениях с региональными экономическими группировками;
  • содействовать процессам урегулирования и обеспечивать эффективное разрешение инвестиционных споров с учетом имеющихся на этот счет механизмов и т.д.
  Ясно, что такого рода "решение" не могло быть реальной основой для решения крупных международных экономических проблем без учета существующих международных стандартов и правил, в нарушение суверенных прав стран и пр. Поэтому попытка выработки упомянутого международного документа не была реализована, а подготовленный на этот счет проект был положен "в долгий ящик".
  Третье - выдвинуто ряд идей нестандартного измерения состояния и перспектив международной инвестиционной деятельности, в том числе по оценке:
  • эффективности использования возможностей мирового хозяйства (для этих целей сопоставляют удельный вес страны в мировых инвестициях и в мировом ВВП; в большинстве случаев частное от деления оказывается меньше единицы, что трактуется как свидетельство "недоиспользования" инвестиционных возможностей мирового рынка) (табл. 12.1).
  Таблица 12.1
  Реагирование стран по индексу применения прямых иностранных инвестиций в 2004 г. [16]
 1. Азербайджан 40. Австралия 86. Венесуэла 118. Германия 2. Бельгия и Люксембург 45. КНР 88. Россия 124. Руанда 3. Бруней 56. Малайзия 89. Австрия 125, Тайвань (Китай) 4. Ангола 62. Бразилия 91. Гана 126. ЮАР 7. Гонконг (Китай) 68. Нидерланды 93. Швеция 134. Япония 8. Сингапур 75. Польша 94. Канада 135- Непал 11. Казахстан 77. Кыргизстан 98. Италия 136. Индонезия 27. Бахрейн 78. Великобритания 99. Беларусь 137, Камерун 28. Чехия 79. Мексика 103 Норвегия 138, Кувейт 33 Хорватия 80. Франция 105 Узбекистан 139. Дания 82. Аргентина 108 Египет 140. Суринам 83. Израиль 114 США Может показаться странным и даже нереальным порядок стран, устанавливаемый согласно расчетам по индексу применения инвестиций. Но не нужно забывать, что указанный индекс не существует сам по себе, а в комплексе с другими показателями, например с индексом транснационализации, характеризующим степень вовлеченности конкретных инвесторов (ТНК) в операции на мировом рынке. В один ряд ставятся удельный вес общих активов ТНК и тех, которые вложены в зарубежные подразделения этого бизнеса; общих продаж ТНК и тех продаж, которые осуществлены ими со своих зарубежных плацдармов; общего числа занятых в данной ТНК и тех, кто работает на принадлежащих ей зарубежных предприятиях. В сочетании с индексом применения показатель транснационализации позволяет более конкретно зафиксировать удельный вес корпораций в международном разделении труда.
  Эти показатели дополняются индексом развития человеческого потенциала, который позволяет характеризовать положение отдельных участников мирового хозяйства в "новой экономике".
  В дополнение идет еще один расчетный показатель: индекс потенциала привлеченных прямых инвестиций как функция восьми переменных (темп роста ВВП, размеры ВВП в расчете на душу населения, количество используемой в коммерческих целях электроэнергии в расчете на душу населения, доля экспорта в ВВП, количество телефонных линий в расчете на 1 тысячу населения, доля расходов на НИОКР в ВВП, доля студентов для работы в сфере услуг в общей численности населения, уровень странового риска).
  Новейшими в ряду измерителей международной инвестиционной деятельности могут быть названы предложенные ЮНКТАД в 2005 г. показатели, относящиеся к характеристике инновационных возможностей и практике стран и ТНК [16]. Речь идет об индексе инновационной способности (английский эквивалент - UNCTAD Innovation Capability Index, или UNIC1), рассчитанный для 117 стран по состоянию на 1995 и 2001 гг. В этом индексе пытаются отразить два существенных параметра
  1) масштабы инновационной деятельности;
  2) наличие соответствующих возможностей и умений (соответственно рассчитывают два показателя: индекс технологической активности, а также индекс человеческого капитала). Однако эти показатели пока строятся с рядом экономических допусков, а также субъективных политических предпочтении. Поэтому вполне уместна рекомендация ЮНКТАД обращаться к последней группе названных индексов с определенной осторожностью.
  Таким образом, инвестиционные показатели, связанные с прямыми иностранными инвестициями, сводятся в одну расчетную и соответственно управляемую систему и могут служить средством при оценке как современного, так и потенциального положения страны, ее хозяйства в мировой экономике. Их цель - ориентировать на поиск резервов роста как за счет внутренних возможностей, так и путем интенсификации усилий на внешнем рынке.
  Есть основания сомневаться, что использование упомянутой шкалы коэффициентов может считаться досадным, хотя и позволит создать политическую и идеологическую базу для платформы "нового мирового инвестиционного порядка и снизить уровень критического настроя по отношению к "богатым странам".
  12.3. Масштабы международных прямых инвестиций, их распределение в современном мировом хозяйстве. Структурно этот вопрос выглядит так:
  1) абсолютные и сопоставимые .размеры участия отдельных стран и регионов в обшей (совокупной) сумме прямых иностранных инвестиций;
  2) динамика ежегодных изменений;
  3) причины изменений и тенденции.
  По первому пункту следует указать, что практически все страны являются как экспортерами, так и импортерами прямых инвестиций, или иначе (поскольку такие инвестиции идут преимущественно через каналы ТНК), странами базирования (там, где находится головное подразделение международной корпорации инвестора) и принимающими странами (так, международные инвесторы имеют свои дочерние компании, филиалы, отделения, действующие на базе прямых инвестиций). Поэтому в табл. 12.2 место каждой группы стран и мира в целом характеризуется на основе данных "Мирового инвестиционного доклада" за 2005 г. двумя показателями; как импортера и как экспортера. В табл. 12.3 показано движение прямых инвестиций по отдельным странам и регионам за 2004 г. [16].

<< Пред.           стр. 5 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу