<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

  Таблица 12.2
  Географическое распределение прямых иностранных инвестиций по регионам мира в 2004 г. (согласно WIR-05), млрд долл.
 
  Наименование Привлечено из-за рубежа Вложено за рубежом Весь мир 8895 9732 Промышленно развитие страны 6470 8610 Европа 4259 5659 Страны ЕС 4024 5190 Северная Америка 1778 2388 Другие развитые страны 434 563 Развивающиеся страны 2226 1036 Африка 219 46 Латинская Америка и Карибские страны 724 272 Азия и Океания 1283 718 Юго-Восточная
 Европа и СНГ 199 86
  На первый взгляд географическое распределение инвестиций строго следует первичному порядку, оставшемуся от прежних времен.
  Однако при этом потребуется учитывать ряд обстоятельств. Одно из них находится в русле перемен, происходящих в мире под воздействием экономического прогресса. В 2004 г. существенно вырос приток прямых инвестиций в развивающиеся страны. Это обстоятельство объясняется рядом факторов. Обострение конкуренции во многих отраслях заставляет компании искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Быстрорастущие страны с формирующимися рынками открывают перспективы для наращивания объема продаж, а также для рационализации производства, с тем чтобы использовать эффект экономики масштаба и снижать издержки производства. Высокие цены на многие сырьевые товары послужили дополнительным стимулом для размещения прямых иностранных инвестиций в тех странах, которые богаты такими природными ресурсами, как нефть и некоторые полезные ископаемые. При этом продолжается рост внимания к научно-техническим знаниям и прогрессивным технологиям, что не только стимулирует рост прямых иностранных инвестиций в соответствующих странах (включая развивающиеся), но и создает благоприятные условия для их роста не будущее.
  Помимо указанного объективного обстоятельства имеются еще две причины, впервые отмеченные в мировом инвестиционном обзоре за 2005 г.:
  1) Статистический отдел ООН внес изменения в группировку стран:
  • в группу ЕС включены 10 новых членов объединения, принятых туда 1 мая 2004 г., а это все хозяйственно динамичные страны;
  • образована группа стран Юго-Восточной Европы и СНГ путем упомянутого выше перевода восьми стран в группу ЕС из прежней группы Центральной и Восточной Европы и включения в новую группу ЮВЕ и СНГ бывших советских республик Средней Азии с исключением их соответственно из группы развивающихся стран. Естественно, эти перемены носят отнюдь не технический характер.
  2) ЮНКТАД обратил внимание на разночтения в оценках инвестиций, в особенности из-за различного отношения к использованным в учете валютным курсам (в первую очередь доллара). Разумеется, это тоже немаловажный фактор при характеристике динамики распределения прямых инвестиций, и хотя на данном этапе этот вопрос в учебнике не рассматривается, бесспорен факт использования различных средств (включая использование противоречивых валютных факторов) для ускорения интернационализации НИОКР. Уходит в прошлое время, когда ТНК занимались научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами исключительно в странах базирования. Возрастает заинтересованность принимающих иностранные прямые инвестиции стран с помощью своих государств, опираясь на критерии национального интереса и национальной безопасности, укреплять свой технологический и инновационный потенциал.
  Поэтому неудивительно, если рассмотреть распределение инвестиций по страновому признаку, то налицо существенно новая картина. В числе крупнейших участников инвестиционного процесса (как это видно из табл. 12.3) вполне законное место занимают и некоторые развивающиеся страны. Очередной в колонке стоит Россия.
  Таблица 12.3
  Крупнейшие экспортирующие и принимающие прямые иностранные инвестиции страны в 2004 г. WIR-05, > 100 млрд долл.
 Страны Вывезенные ПИИ, млрд долл. Ввезенные ПИИ, млрд долл. США Великобритания Франция Нидерланды Гонконг (Китай) Германия
 Испания
 Канада
 Бельгия
 Австралия
 Китай
 Ирландия
 Италия
 Люксембург Мексика Швейцария
 Швеция
 Бразилия
 Япония
 Россия 1 474
 772
 535
 429
 456
 348
 347
 304
 259
 254
 245
 229
 221
 183
 183
 181
 163
 151
 97
 98 2 018
 1 378
 769
 546
 407
 834
 333
 370
 248
 168
 38
 96
 280
 176
 16
 393
 204
 64
 371
 82 Такова общая картина дифференциации в сфере международных прямых инвестиций, привлеченных из-за рубежа или помещенных за рубежом. А ведь за такой картиной скрывается и глубочайшее неравенство в том международном разделении труда, который устанавливается с вступлением мирового хозяйства в стадию глобализации.
  В более общем плане в настоящее время есть основания говорить о кризисе трехполюсной глобальной структуры прямых иностранных инвестиций: США, Европейский союз, Япония. На "триаду" приходится приблизительно 4/5 общего объема вывоза и ввоза инвестиций - существенно больше их удельного веса во внешней торговле. США стали самым крупным импортером капитала Возрос уровень интеграции в ЕС на основе внутрирегиональных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортера капитала. Отмечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Японией, которая может серьезно усилить свои позиции в мире по размерам "внешней экономики". Внутри самой "триады" идет интенсивное переплетение капитала, взаимная торговля растет быстрее, чем мировая торговля в целом. Здесь формируется новый, еще более высокий этаж со своим международным разделением труда и своими механизмами регулирования на национальном, региональном и надрегиональном уровнях, определяющими мирохозяйственные стандарты.
  Благодаря достижениям в области средств связи и информации производственные отрасли промышленности станут ведущими иностранными инвесторами; при этом зарубежные капиталовложения компаний, специализирующихся на недвижимости и финансовом обслуживании, сократятся по сравнению с показателями последнего десятилетия. Приоритетным для многих промышленных компаний обещает стать создание за рубежом не производственных центров а сетей распространения продукции. Кроме того, многие ведущие фирмы заинтересованы в организации за рубежом научно-исследовательских и опытно-конструкторских бюро.
  Несмотря на известное положение теории о том, что процесс зарубежного инвестирования ведет к замещению торговли, на практике инвестиционная деятельность связана с созданием новых торговых возможностей и ростом спроса [2], и эта тенденция превалирует. Торговля ведет к росту инвестиций, что в свою очередь стимулирует торговлю. Вопрос в том, как управлять этим процессом, тем более что неизбежны структурные перемены, особенно на основе международных производственно-сбытовых сетей.
  Основные участники международного движения капитала относятся не к числу стран, наиболее различающихся только льготным инвестиционным режимом, а к странам, в которых наиболее активно развиваются рыночные процессы. Эти причины могут быть перечислены в таком порядке: давление конкуренции, новые технологии, приватизация, поддержка правительств. Кроме того, называются следующие региональные группировки, наиболее активно содействующие притоку инвестиций: ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС, МЕРКОСУР, ибо они способствуют глобализации бизнеса, выработке и практическому применению на всех уровнях сопоставимых инвестиционных режимов.
  Следует напомнить, что страны предостерегаются от соблазна делать ставку на "сманивание" капитала разного рода разовыми льготами вместо предоставления стабильного и взаимовыгодного инвестиционного режима и реальных гарантий [2]. В данном направлении выдержаны существующие международные соглашения, а также те, по которым ведется работа в настоящее время, в частности в ОЭСР и ВТО
  Мировое хозяйство движется в сторону создания многостороннего механизма, определяющего "правила игры" в отношении прямых иностранных инвестиций. В этой связи отмечается ряд обстоятельств:
  • наблюдается рост изменений в законодательстве, ведущих к либерализации инвестиционного режима, обычно более 4/5 изменений ведут к облегчению инвестиционного режима;
  • резко возросло число двусторонних соглашений (наконец 2003 г. гарантийных соглашений заключено 2256 по исключению двойного налогообложения - 2316), причем совершенствуется система решения споров;
  • повысилась роль региональных соглашений, предусматривающих конкретные вопросы (в том числе режим, гарантии урегулирование инвестиционных споров, борьба с незаконными платежами и другими формами коррупции, предотвращение ограничительной деловой практики, установление порядка раскрытия информации, контроль в отношении использования фирмами трансфертных цен, обеспечение защиты окружающей среды, решение коренных социальных проблем включая крайне болезненную проблему занятости, гарантирование цивилизованных стандартов в трудовых отношениях);
  • определился единый многосторонний подход, особенно в отношении услуг, прав интеллектуальной собственности страхования, урегулирования споров, проблем занятости и трудовых отношений. В этой связи можно вновь отметить ГАТС, ТРИПС, ТРИМС, ВТО, осуществляющие меры многостороннего воздействия в данной сфере.
  Обозначим круг вопросов, на которые иностранный инвестор желал бы получить четкий и определенный ответ в соответствующих законодательных актах, постановлениях исполнительной власти, а также в нормах административной и деловой практики Это статус регулирующих документов и возможный порядок их корректировки, определение ключевых понятий (инвестор, инвестиции) меры, влияющие на вход прямых инвестиций в страну и их оперативную деятельность в данной стране (включая режим, стимулы отчетность, урегулирование споров и пр.). Формирование перечня таких вопросов исключает возможность умолчаний или подмены реальных норм политическими декларациями. Важно также четко представлять, при каких обстоятельствах возможны ограничительные, запретительные или карательные меры, а также какова процедура облегчения режима.
  Анализ существующих планов крупнейших инвесторов позволяет нарисовать следующую общую картину. Все планируют активные зарубежные операции. Мировой инвестиционный обзор за 2005 г. привел следующие оценки экспертов и ТНК относительно привлекательности соответствующих стран для размещения там прямых инвестиций в 2005-2006 гг.
  Эксперты ТНК
 
 1. Китай 1. Китай 2. США 2. Индия 3. Индия 3. США 4. Бразилия 4. Россия 5. Россия 5. Бразилия 6. Великобритания 6. Мексика 7. Германия 7. Германия 8. Польша 8. Великобритания 9. Сингапур 9. Таиланд 10. Украина 10. Канада
 
  12.4. Место России, других стран СНГ в сфере международных инвестиций
  Несмотря на скромные абсолютные размеры прямых иностранных инвестиций в эту группу стран, в последнее время отмечается довольно значительный темп роста таких вложений (табл. 12.4).
  Как отмечалось в § 12.3, группа стран Юго-Восточной Европы и СНГ является новым образованием в инвестиционной статистике ЮНКТАД. Помимо стран СНГ в группу входят Албания, Босния и Герцеговина, Болгария, Хорватия, Македония, Румыния, Сербия и Черногория. При всей ограниченности цифрового ряда преимущественные показатели у стран СНГ очевидны [16].
 
  Таблица 12.4
  Динамика прямых иностранных инвестиций в страны Юго-Восточной Европы и СНГ в 2000-2004 гг., млн долл.
 Наименование Помещено из-за границы Вложено за рубежом
  2000 2004 2000 2004 Вся группа 69 947 199 453 22 103 86 410 Страны ЮВЕ 15 000 46 863 1 220 2 743 CHI 54 947 152 590 20 883 83 637 Россия 32 204 98 444 20 141 81 874 Оценка притока инвестиций и вывоза за рубеж сделана экспертами ЮНКТАД на основании официальных данных о размерах финансовых потоков. О конкретных параметрах инвестиционной деятельности России и о существующей практике см. гл. 8. В основе такой деятельности лежат законы об иностранных инвестициях, соглашения о разделе продукции, о финансово-промышленных группах и др.
  Россия имеет ряд международных соглашений, в том числе двусторонние инвестиционные соглашения и об избежании двойного налогообложения. Инвестиционные вопросы рассматриваются в хозяйственно-экономических договорах и соглашениях в рамках СНГ.
  В развитии и углублении участия в международных инвестиционных процессах государства данной группы видят важное условие подъема своей национальной экономики, что, конечно, отнюдь не предполагает передачу иностранным инвесторам решающей роли во всем процессе национального развития этих стран. Согласно тексту такого типового соглашения между правительствами Российской Федерации и правительством соответствующей зарубежной страны о поощрении и взаимной защите инвестиций, капиталовложениями считаются все виды имущественных ценностей, которые вкладываются инвесторами одной стороны на территории другой стороны в соответствии с законодательством последней, и в частности:
  • движимое и недвижимое имущество;
  • акции, вклады и другие формы участия в капитале коммерческих организаций;
  • право требования по денежным средствам, вложенным для создания экономических ценностей, или по договорам, имеющим экономическую ценность и связанным с капиталовложениями;
  • исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (авторские права, патенты, промышленные образцы, модели, товарные знаки и знаки обслуживания, технология, информация, имеющая коммерческую ценность, и ноу-хау);
  • права на осуществление предпринимательской деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, связанные с разведкой, разработкой, добычей и эксплуатацией природных ресурсов.
  Статьи о принципах и механизмах защиты иностранных инвестиций также полностью соответствуют общепринятым нормам. Капиталовложения (согласно ст. 3) не могут быть подвергнуты мерам принудительного изъятия, равносильным по последствиям экспроприации или национализации, за исключением случаев, когда эти меры осуществляются в общественных интересах при соблюдении порядка, установленного в соответствии с законодательством, не носят дискриминационного характера и влекут за собой выплату быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
  После выполнения всех налоговых обязательств инвестору гарантируется беспрепятственный перевод за границу всех платежей в связи с капиталовложениями, в частности:
  • доходов;
  • средств, выплачиваемых в погашение займов и кредитов, признанных обеими сторонами в качестве капиталовложений, а также начисленных процентов;
  • средств, полученных в связи с частичной или полной ликвидацией либо продажей капиталовложений;
  • разного рода компенсаций;
  • заработной платы и других вознаграждений, получаемых инвестором и физическими лицами, которым разрешено работать в связи с капиталовложениями.
  Статья о методах разрешения споров одной стороны с инвестором другой (ст. 7) содержит перечень всех способов цивилизованного разрешения возможного конфликта:
  • переговоры;
  • компетентный суд или арбитраж на территории стороны, на которой осуществлены капиталовложения;
  • арбитражный суд ad hoc в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ);
  • Международный центр по урегулированию инвестиционных споров на основе Вашингтонской конвенции от 18 марта 1965 г.
  В Концепции национальной безопасности Российской Федерации отмечается, что, придавая большое значение важности иностранных инвестиций, нельзя игнорировать приоритетное значение развития собственной инвестиционной базы, рационального использования российских ресурсов в интересах отечественной экономики, реального сектора. В этой связи в упомянутом документе подчеркивается: "Необходимо усиление роли государства в регулировании деятельности иностранных банковских, страховых и инвестиционных компаний. Для этого нужно ввести определенные и обоснованные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям месторождений стратегических природных ресурсов, телекоммуникаций, транспортных и товаропроводящих сетей". Известно, что такой подход характерен для всех стран, заинтересованных в обеспечении гарантии жизнеспособности своей экономики. Как свидетельствует опыт США, Китая, Японии, Германии и других стран, привлечение внешних ресурсов не должно вести к потере национальной конкурентоспособности [14].
  В Концепции внешней политики Российской Федерации [15] в числе приоритетов обозначена следующая задача: "Содействие развитию национальной экономики, которое в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей". Для достижения этой цели, в частности, названо в качестве одной из важнейших задач внешней политики страны содействие привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и в приоритетные сферы российской экономики. Там же говорится и о такой задаче, как "добиваться сведения до минимума рисков при дальнейшей интеграции России в мировую экономику с учетом необходимости обеспечения экономической безопасности страны".
 
  Резюме
  Современное мировое хозяйство предполагает достаточно четкие правила привлечения иностранных инвестиций, их функционирования в национальной экономике на региональном и более широком международном уровне. Опыт показывает, что умелое и грамотное использование иностранных инвестиций является залогом успешного функционирования национальных хозяйств в состязательном, конкурентном режиме.
  При всем многообразии форм международного движения иностранного капитала на современном этапе приоритетную роль играют прямые иностранные инвестиции, причем механизм и каналы, по которым они осуществляются, находятся в процессе постоянного совершенствования и развития, модернизируются вместе со структурными сдвигами во всем мировом хозяйстве.
  Вопреки предположениям и надеждам, что иностранные прямые инвестиции придут вслед зо предоставлением им особых благ, льгот и всякого рода поблажек, мировой опыт (в том числе опыт стран бывшего социалистического содружества) показывает: иностранный капитал в производительной, инвестиционной форме предпочитает идти в страны с эффективно и динамично развивающимися рыночными хозяйствами.
 
  Основные понятия
  Инвестор - юридическое или физическое лицо, осуществляющее капитальные вложения.
  Прямые инвестиции - предпринимательские инвестиции, в результате которых инвестор владеет решающей долей собственности или получает право осуществлять управленческий контроль над объектом вложения капитала.
  Портфельные инвестиции - предпринимательские инвестиции, которые не дают их владельцу управленческого контроля над объектом вложения капитала.
  Роялти - вид дохода инвестора от вложений в разработку естественных ресурсов, получаемого в форме регулярных платежей по лицензионному соглашению, установленных в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или стоимости произведенной продукции.
  Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. Одна из форм кредитования экспортных операций, которая может вести к появлению долговременного интереса, предполагающего выплату доходов на основе владения частью собственности, права на участия в управлении предприятием и т.п.
  Селенг - одна из разновидностей лизинга. Он представляет собой специфическую форму обязательства, регламентируемую договором имущественного найма и состоящую в передаче собственником своих прав по пользованию и распоряжению его имуществом селенг-компании за постоянно выплачиваемую определенную плату.
  Инжиниринг - определенная форма экспорта услуг (передачи знаний, технологии, опыта) из страны производителя в страну заказчика. При инжиниринге предусматривается оплата фактических услуг плюс процент прибыли от эксплуатации.
 
  Контрольные вопросы
  1. Каковы различия между портфельными и прямыми инвестициями?
  2. В чем состоит особая роль прямых иностранных инвестиций в развитии мировых хозяйственных связей, совершенствовании правил конкуренции, решении вопроса о масштабах и формах социальной ответственности частного бизнеса и других проблем, приобретших характер глобальных?
  3. Назовите основные особенности динамики и структуры прямых иностранных инвестиций на современном этапе.
  4. Как эволюционировали формы и механизмы международного стимулирования процесса развития прямых иностранных инвестиций (в том числе с помощью двусторонних гарантийных соглашений, по предотвращению двойного налогообложения)?
  5. Чем объясняется серия международных инициатив в начале XXI в. по разработке новых стандартов оценки современного положения отдельных стран в мировом хозяйстве на основе индексов эффективности использования, инвестиционного потенциала?
  Библиографический список
  1. Внешнеэкономический словарь-справочник / Под ред. В.Е. Рыбалки-на. - М.: МО, 1996.
  2. Киреев A.JT. Международная экономика. Т. 1. - М., 1998;
  3. Концепция внешней политики Российской Федерации //Российская газета. 2000. 11 июля.
  4. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 18 января. 2000 г.
  5. Правила рынка. - М., 1994. - С. 95,
  6. Руджейеро Р. Прямые иностранные инвестиции и многосторонняя торговая система // Transnational corporations. 1996. Vol. 5. No. 1. P. 1-8.
  7. Щетиним В.Д. Экономическая дипломатия. - М., 2001. - С. 124- 125.
  8. Bilateral Investment Treaties in the Mid-1990s, UN. - N.Y. - Geneva, 1998 (UNCTAD/ITE/IIT/7).
  9. Globalization and Liberalization. Development in face of two powerful currents. - N.Y. - Geneva. 1996.
  10. Ibid. P. 74, 75.
  11. International Investment Instruments. A Compendium. Vol. I-III. United Nations Conference on Trade and Development. Division on Transnational Corporations and Investment. - Geneva, 1996.
  12. UNCTAD. investment-Related Trade Measures (UNCTAD Series on Issues in International Investment Agreements), UNCTAD/IIT/10 (Vol. IV), United National, New York and Geneva, 1999.
  13. UNCTAD. Scope and Definition (UNCTAD Series on Issues in International Investments Agreements), UNCTAD/ 1TE/ IIT/ 11 (Vol. II), United Nations. - New York and Geneva, 1999. - P. 15, 16, 19.
  14. Wordl Investment Report. - N.Y. - Geneva, 2005. - p. 17, 23, 134.
  15. World Investment Report. - N.Y. - Geneva, 2000.
  16. World Investment Report. - 2002. - N.Y. - Geneva, 2002. - P. 315.
  17. World Investment Report. - N.Y. - Geneva, 2002.
  18. World Investment Report. ~ N.Y., 1992. - P. 70-73.
 
 
 ГЛАВА 13
  Перемещение населения и трудовых ресурсов. Международная миграционная политика
  • Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
  • Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
  • Иммиграционная политика стран - импортеров трудовых ресурсов
  • Эмиграционная политика стран - экспортеров трудовых ресурсов
  • Миграционная политика Российской Федерации
 
  13.1. Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов
  Одно из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий - крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств [1]. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.
  Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеров, особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны - импортеры и страны - экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.
  Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географические центры иммиграции находятся в наиболее развитых странах, таких, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).
  Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
  Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.
  Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?
  Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны - экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
  К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, "утечку умов", иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п. [6].
  Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких" директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
 
  13.2. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции
  Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.
  Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна - импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны - экспортера рабочей силы в большей степени входят регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
  Во многих аспектах интересы стран - экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международный организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.
  В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
  Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд* международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), цель которой - обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и зашитой прав трудящихся-мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
  Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.
  Одна из основных идей Конвенции МОТ о трудяшихся-мигрантах [2] - признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
  • организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);
  • принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);
  • принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);
  • организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);
  • разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).
  Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно - вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической деятельностью. По трудоустройству мигрантов могут заниматься:
  • наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;
  • частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.
  В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных, документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты. Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, - возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
  Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.
  Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.
  Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п. [2].
  Согласно Конвенции МОТ 1975 г. [2], государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов, или членов их семей.
  Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения [2]. Назначение данной Конвенции - координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.
  Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.
 
  13.3. Иммиграционная политика стран -импортеров трудовых ресурсов
  Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.
  В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимаются во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
  Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в 1995 г. было принято следующее распределение иммиграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20 - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам [3]
  Качественный состав трудящихся-иммигрантов регулируется в принимающих странах путем использования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, в части первоочередного получения въездной визы).
  О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз служит одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов.
  Национальность иммигранта - качественный признак, дифференцированный в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемый для обеспечения, например в США, национального равновесия.
  К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:
  • требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
  • дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);
  • ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.
  Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов непостоянно и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
  Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов в целях их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.
  Одна из целей иммиграционной политики - защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны - импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т.п.).
 
  13.4. Эмиграционная политика стран -экспортеров трудовых ресурсов
  Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных средств, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.
  Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран - экспортеров рабочей силы, которые применяют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:
  • методы и средства защиты интересов государства - экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;
  • методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей, путем введения обязательных вкладов и страховок;
  * методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т.п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.
  В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями.
  Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;
  • меры, способствующие как защите государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов. Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности;
  • меры, направленные на взаимную защиту интересов стран - экспортеров и стран - импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину).
 
  13.5. Миграционная политика Российской Федерации
  Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 1990-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.
  Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия прошлого столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты - вьетнамцы, китайцы и т.д.).
  Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки - материальной и финансовой - у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.
  Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.
  Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов [5].
  Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.
  Федеральной миграционной службой России (ФМС России) предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.
  В ноябре 2002 г. в области учета и контроля над трансграничными миграционными потоками России произошли существенные изменения: введены в действие миграционные карты, содержащие сведения об иностранцах, въезжающих на территорию РФ.
  Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.
  Так, в области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.
  В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.
  Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.
  Для дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:
  • введение специальных депозитных счетов;
  • продажа земельных участков под строительство;
  • выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;
  • создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
  • открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;
  • создание специального пенсионного фонда.
  Резюме
  Подвижность населения и трудовых ресурсов - одна из важных особенностей современных МЭО. Страны - экспортеры и страны - импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
  Международная организация труда уникальна среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций состоит в принятии конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.
  Конвенции налагают обязательства - для государств-членов, которые их ратифицировали, рекомендации обеспечивают ориентир для национальной политики, законодательства, практики. Со времени основания МОТ принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контролирует применение конвенций ратифицировавшими их государствами.
  В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.
 
  Основные понятия
  Миграция населения - перемещение населения между странами. Нелегальная миграция - незаконное межстрановое перемещение населения и рабочей силы, вызывающее жесткую реакцию со стороны миграционных служб государства, вплоть до депортации.
  Эмиграция - выезд граждан одной страны в другую страну с целью трудоустройства или смены места жительства и гражданства.
  Иммиграция - въезд в страну граждан другой страны на основании международных соглашений и контрактов.
  Миграционная политика - политика государства в области миграции населения и трудовых ресурсов, включает два направления - иммиграционную, регламентирующую правила и нормы принятия иностранных граждан, и эмиграционную политику, регламентирующую правила и порядок выезда граждан страны за рубеж и защиту их прав в принимающих странах.
 
  Контрольные вопросы
  1. В чем особенности современной международной миграции населения, трудовых ресурсов?
  2. Перечислите основные положения Конвенции МОТ по защите прав мигрантов.
  3. Каковы принципиальные направления миграционной политики России?
 
  Библиографический список
  1. Федеральный закон Российской Федерации "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 г. // Российская газета. 1996. 16 авг.
  2. Федеральный закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Российская газета. 2002. 5 июня. № 100.
  3. Федеральный закон Российской Федерации "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Российская газета. 2002. 31 июля. № 140.
  4. Приказ МВД РФ, МИД РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, ГТК РФ и ФПС РФ от 11 ноября 2002 г. № 1095/16531/143/49/1189/692 "О введении в действие миграционных карт" // Российская газета. 2002. 13 нояб. № 215.
  5. Мировой рынок труда. - М.: Наука, 1994.
  6. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1986. - Женева, 1988. - С 1428-1446.
  7. Неисповедимы пути иммиграции // Российская газета. 1996. 8 окт.
  8. Федеральная миграционная программа // Российская газета. 1996. 20 авг.
  9. Mueller Ch. The Economics of Labour Migration A Behavioral Analysis. - N.Y., 1982.
 
 ГЛАВА 14
  Международный обмен технологиями и информацией в современной системе мирохозяйственных связей
  • Технология и информация - особые объекты МЭО
  • Место и формы международного обмена технологиями и информацией в МЭО
  • Виды защиты и обеспечения международного информационно-технологического обмена
 
  14.1. Технология и информация - особые объекты МЭО
  Усложнение форм и характера современных мирохозяйственных связей нередко приводит к определенным трудностям в их анализе. Так, в системе международных валютно-кредитных и финансовых связей сегодня невозможно обособленно говорить о валютных, кредитных и финансовых отношениях на мировом рынке ссудного капитала в чистом виде. То же относится к международной торговле готовой продукцией, сопровождаемой соответствующими услугами по обслуживанию, модернизации и ремонту, которые неотделимы от приобретаемых материальных предметов. Управление компанией, стратегия поведения на рынке и в целом "фирменная" философия, включаемая в понятие брэнд (торговая марка), требуют новых подходов в экономическом анализе зарождающейся "новой" мировой экономики, ориентирующейся во все большей мере на знания, творчество, идеи, интеллект. В производстве определяющим фактором развития становятся инновации. Торговля постепенно переходит в киберпространство сети Интернет, где каждому реальному объекту и субъекту соответствует их цифровая форма. Международное сообщество становится глобальным и информационным, поскольку основу его развития составляют информационные технологии, меняющие качество жизни, общественные связи, унифицирующие мировую хозяйственную среду и не знающие физических преград.
  Вычленение технологии и информации из продукции, перемещающейся реально или условно (например, в международной торговле услугами) между странами, также не всегда возможно и оправданно, хотя их важность, роль и место в совокупной стоимости производимой в мире продукции и объемах мирового обмена вполне ощутима, возрастает невиданными темпами и поддается достоверному количественному определению. Взаимосвязь объектов международных экономических отношений здесь наиболее тесная. Например, международный консалтинг, относимый по форме МЭО к международной торговле услугами, обязательно включает в себя передачу определенных знаний, опыта, ноу-хау, которые нужны потребителю в качестве технологии его поведения на рынке или технологии создания какого-либо продукта. То же самое можно сказать об инжиниринге, особенно финансовом, когда разрабатываются, подчас, уникальные схемы финансовых сделок и инструментов крупнейшими банковскими группами или другими финансовыми институтами.
  Технологии и информация - особые объекты международных экономических отношений, поскольку они, наряду с товарами и услугами, могут быть результатами, но могут выступать и в качестве факторов производства. Эти новые факторы производства в современных условиях по важности превосходят и "капитал", и "землю", и "труд", и "предпринимательскую способность", потому что являются их связующим звеном, без которого невозможно осуществление расширенного процесса воспроизводства. В мировой экономике их значимость возрастает многократно: от них зависит международная конкурентоспособность компаний, потенциально они становятся важнейшим фактором сокращения разрыва уровней экономического развития процветающего Севера и отстающего Юга в мировом хозяйстве.
  Международный технологический обмен. Объектом международного обмена здесь выступают практические знания человека: методы, навыки, опыт, которые применяются в хозяйственной практике для достижения конкретной цели. Хозяйственные процессы являются средой существования технологии. Сам термин "технология" произошел от греч. techne, что значит искусство, мастерство, умение. Следовательно, технология - это мастерство, умение что-либо сделать определенным образом, и не любые знания, человеческий опыт и навыки являются технологиями. Скажем, знания предпринимателя о рынке: его ценовой конъюнктуре, количестве конкурентов, потенциальных покупателях - это еще не технология, а просто информация. Технологией будут его осознанные действия, поскольку он знает, как выгодно продать товар, какие шаги необходимо сделать, чтобы потребители узнали о свойствах его товара, в каком месте лучше открыть торговую точку и т.д. Точно так же, общие, многолетние навыки рабочего, научившегося за многие годы трудовой деятельности работать на различных станках, не являются технологией, технологией будут разработанные инженерами-технологами и реализованные рабочим набор, последовательность и содержание операций по изготовлению конкретной детали или при сборке какого-либо изделия. Технология всегда направлена на решение хозяйственной задачи.
  Знания, навыки, опыт как таковые, неотделимы от человека, а технологии - от хозяйственных процессов. Они не работают без оборудования, подготовленных кадров, вне самой хозяйственной деятельности, в которую они тесно встроены. Но ими можно "поделиться", перенести на аналогичные процессы, устно, письменно или иным образом сформулировав и передав их суть другим хозяйствующим субъектам. "Трансфертная" часть жизни технологии активно выделяется в особую сферу и форму мирохозяйственных связей, имеющих специфические качественные характеристики. Однако не все технологии являются предметом международного обмена как формы мирохозяйственных отношений. В других областях человеческой деятельности используются соответственно неэкономические технологии: политические, социальные, правовые, военные, другие, которые выходят за рамки нашего рассмотрения, хотя они могут иметь экономические последствия или сопровождаться какими-либо финансовыми расчетами.
  Итак, международный обмен технологиями проявляется в распространении схожих хозяйственных процессов и решений в практической деятельности субъектов разных стран. Целью применения технологии является продукт с заданными характеристиками: товар или услуга определенных свойств и требуемого качества, управленческое или маркетинговое решение, финансовая операция или финансовый продукт и др.
  В качестве носителей технологии в хозяйственной практике выступают: патенты на изобретение и лицензии, техническая документация, специализированная литература, любая готовая продукция и полуфабрикаты, в которых она воплощена, специалисты-профессионалы, обладающие знаниями, опытом, навыками для решения определенных задач.
  Передача технологий, в том числе в международной сфере, осуществляется следующими способами: письменно (в момент подачи патентной заявки, покупки лицензии, заключения соответствующего контракта, публикации ее описания в печати), по электронным сетям (Интернет, телевидение), вербально (на симпозиумах, конференциях, при любом устном контакте специалистов), визуально (на выставках), транспортными средствами (промышленные образцы, документация).
  Международный технологический обмен возможен на возмездной (платно, бартер) и безвозмездной основе.
  Большая часть технологий в международном обмене перемещается бесплатно и не передается в письменной форме через патенты, лицензии, контракты, не только потому, что распространяется по некоммерческим каналам (безвозмездно - на выставках, симпозиумах, конференциях и т.д.), или потому, что представляет собой ноу-хау1, объем которых сегодня значителен2, но и потому, что включает в себя объекты интеллектуального труда человека, которые не подлежат, или еще не предусмотрены для патентования или иного юридического оформления прав и отношений собственности, или же идут по нелегальным каналам. Само интеллектуальное созидание - процесс сложный и юридически оговорить все стороны этого процесса невозможно, так же как невозможно поставить в жесткие юридические рамки "перемещение" между странами идей. К примеру, для появления в той или иной стране новой технологии, местным специалистам необязательно получать из-за рубежа готовое технологическое решение. Очень часто на новое изобретение ученых "наталкивают" ошибки их зарубежных коллег или смежные направления зарубежных исследований. Все это включает в себя международный обмен технологиями.
  Причиной масштабного "неоформленного" международного трансферта технологий являются и недостаточно развитое законодательство по охране интеллектуальной собственности, и (или) слабый контроль за соблюдением соответствующих прав главным образом в развивающихся странах и странах с переходной экономикой; быстрое развитие Интернет-обмена с еще несформированным правовым регулированием этих объектов обмена; растущий объем международной миграции населения и туристических потоков. Этому способствует и то, что технологии воплощены и неотделимы от продаваемого за рубежом продукта, который несет на себе отпечаток уровня научно-технического развития страны-экспортера, начиная от качества упаковки до рекомендаций по утилизации использованной, отслужившей положенный срок продукции.
  При этом страна-импортер, менее технологически развитая, может и не поддерживать полностью те технологические правила, например, утилизации использованного продукта, которые указаны страной-экспортером. Отсюда - развитие важной проблемы международного технологического обмена - проблемы соблюдения технологий. Она становится особенно актуальной сегодня в условиях обострения глобальных проблем: экологической, сырьевой, продовольственной. Она сказывается и на микроуровне: несоблюдение технологических требований в процессе производства означает неэффективность производственных или управленческих операций, может привести к повышенному энергопотреблению, износу, поломке оборудования, увеличению отходов. В этом случае развитые страны получают дополнительную экономическую ренту, связанную с неадекватностью и необходимостью адоптации производственных мощностей, персонала, управления и других элементов экономической среды развивающихся стран к производственно-технологическому уровню развитых, выступающих в роли нетто-экспортеров технологий в мировой экономике. Импортеры технологий из развивающихся стран вынуждены приобретать сопутствующие технологии и оборудование из развитых стран.
  Сегодня вполне можно констатировать непреложный факт - технологическое развитие общества переросло господствовавшую в XX в. узкую трактовку технологий, рассматривающую их как научно-техническое обеспечение производства, производственного процесса, как последовательность промышленных операций. Технологии, как было отмечено выше, используются во всех сферах хозяйственной жизни и на всех стадиях мирового воспроизводственного цикла. Особенностью современного этапа технологического развития МЭО и мировой экономики является то, что более активно и масштабно идет процесс экономического и правового обособления сферы функционирования и обращения технологий в самостоятельную область хозяйственных отношений, а также ускоряется процесс появления новых технологий, существенно дополняющих традиционное понимание и использование технологии.
  Мирохозяйственный обмен информацией. Информация - более простой продукт, чем технология, она не встроена в хозяйственные процессы, не является решением экономических проблем, но может послужить основой для их принятия и получения экономической выгоды. По своему содержанию в международном обмене участвует информация статистическая, бухгалтерская, аналитическая, правовая, научная, компьютерная, медицинская, развлекательная в форме различных информационных продуктов. Перечисленные виды информации сегодня наиболее активно используются в процессе хозяйствования, хотя в коммерческих целях может быть использована информация любого содержания, и все здесь будет зависеть от спроса и предложения такой информации. Информация, также как технология в процессе трансферта, перемещается в мировом хозяйстве на возмездной или безвозмездной основе, однако здесь чаще используются бартерные схемы обмена. Например, телевизионные компании нередко предоставляют эфирное время в обмен на отснятую телевизионную передачу или иные информационные программы, издательства публикуют какие-то авторские работы бесплатно или за символический гонорар в связи с заинтересованностью обеих сторон в данной публикации. В ходе международного информационного обмена большой объем информации перемещается бесплатно, однако постепенно растет доля информации, особенно делового характера, продаваемая заинтересованным сторонам, возрастает ее стоимость. Определенный объем платной информации перемещается по нелегальным каналам: промышленный шпионаж, подкуп чиновников с целью получить доступ к государственной экономической информации, организованная утечка информации.
  Для международного информационного обмена присуща полная аналогия в части ценообразования с торговлей товарами: чем выше степень обработки информации, тем больше величина добавленной стоимости и при прочих равных условиях выше цена на продаваемый информационный продукт. Неслучайно качественная аналитическая информация доступна по более высоким ценам, чем первичные данные, хотя первичная необработанная информация может иметь очень высокую цену в первый, краткосрочный период ее появления. Конкурентная среда в основных сегментах мирового информационного рынка дифференцируется: от монопольной, особенно в тех условиях, когда ее источник - государство или специализированная международная организация, до практически совершенной конкуренции в сети Интернет. Вместе с тем Интернет практически не меняет модель конкуренции на рынках любой другой продукции - неинформационной. Хотя сегодня многие компании традиционной экономики открывают свои Web-представительства и часть своего бизнеса и торговли переносят в виртуальное пространство, эти электронная коммерция и бизнес (e-commerce, e-business) не добавляют участников на соответствующие рынки товаров, услуг, капитала, рабочей силы, но кардинально изменяют механизм их взаимодействия и открывают дополнительные возможности для ведения бизнеса.
  Информация, перемещающаяся между странами, содержится в конкретных информационных продуктах, которые можно разделить на информационные товары и информационные услуги. К первым относятся периодические издания (газеты, журналы, бюллетени, отчеты), книги, иная издательская продукция (календари, открытки, карты и пр.), базы данных, программное обеспечение, рекламная продукция, рейтинги, музыкальные и художественные произведения, радио и телевизионные программы. Информационные услуги включают в себя услуги по подготовке, созданию, доработке, распространению информационных товаров: издательские и рекламные услуги, создание и ведение баз данных, программирование, Интернет-услуги и др.
  Определенную сложность вызывает классификация некоторых информационных продуктов, существующих в электронной форме и реализуемых в сети Интернет. Произвести же такую классификацию, т.е. выяснить, что это товар или услуга, важно не только в аналитических целях, но и в практических, например для выработки четких механизмов и правил международной торговли. Так, проблема классификации электронной продукции рассматривается как одна из наиболее важных и требующих неотложного решения во Всемирной торговой организации. Еще в мае 1998 г. на Второй министерской конференции ВТО3 в Женеве по проблемам электронной коммерции в специальной декларации была отмечена важность разработки всеобъемлющей программы по изучению всех торговых аспектов глобальной электронной коммерции. Члены ВТО заявили о продолжении существующей практики беспошлинной электронной торговли, хотя отдельные страны рассматривают электронные тексты книг, документов, программное обеспечение, распространяемые в Интернет, как товары и считают, что на них распространяются нормы ГАТТ, а не ГАТС. Дальнейшая беспошлинная торговля информационной продукцией в Интернет может переориентировать часть международной торговли на электронные каналы, и те товары, которые сегодня продаются на физических носителях, будет выгодно доставлять по электронным сетям в электронной же форме. Что постепенно и происходит.
  В Европейском союзе полагают, что независимо от формы предоставления услуг и продажи товаров должен осуществляться национальный режим таможенного регулирования и полное освобождение электронной коммерции от импортных пошлин нецелесообразно. Соединенные Штаты выступают за постоянный и обязательный мораторий для электронных сделок с целью создания беспошлинного киберпространства. Во многих развивающихся странах считают, что действующий сегодня мораторий на взимание импортных пошлин с электронной продукции должен быть ограничен по срокам.
  Информационная продукция имеет особенности, которые отличают ее от всех остальных видов продукции:
  • стоимость этой продукции зависит от информационного, образовательного, культурного или развлекательного содержания, а не от формата, в котором она распространяется, Большинство таких продуктов предполагают защиту от незаконного воспроизведения, модернизации, распространения;
  • информационное содержимое такой продукции позволяет осуществлять ее распространение и обмен в различных формах. Например, художественный фильм может быть показан в кинотеатре, по телевидению, взят на прокат на видеокассете; программное обеспечение (ПО) может быть куплено на компакт-дисках и дискетах в специализированном магазине или загружено из Интернета; газета может быть куплена в киоске или доставлена в режиме on-line (реального времени).
  Информационные рынки развитых стран более емкие. Эти же страны являются производителями большинства конечных информационных продуктов, таких, как программное обеспечение, научные знания, стандарты качества и др. Развивающимся странам в большей степени свойственно поставлять информационное "сырье" и "полуфабрикаты", например отдельные модули компьютерных программ, научные и технические идеи.
  Развивающиеся страны "проигрывают" развитым также по качеству обращающейся информации (достоверности, полноте, мобильности, степени усвоения4) и информационных продуктов, по степени использования их в хозяйственной жизни. Это объясняется неразвитостью информационных институтов, отсутствием соответствующих государственных органов, реализующих политику страны в данной области, нерегулярностью и низкой скоростью обмена и обновления устаревшей информации (например, о ситуации на рынке), правовыми ограничениями и бюрократическими препонами. Глубинные причины информационной отсталости развивающихся стран лежат в устаревших по современным меркам традициях, обычаях, менталитете, недостатке знаний и образованности населения этих стран, которые замедляют современный международный информационный обмен с этими странами, объясняют их неготовность к использованию новых, более прогрессивных каналов и продуктов такого обмена. Это, в свою очередь, негативно отражается на темпах их экономического роста.

<< Пред.           стр. 6 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу