<< Пред.           стр. 11 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

  1. Право участия в управлении (право голоса). Большинство обыкновенных акций дает их держателям право голоса на ежегодных собраниях акционеров по всем важным вопросам деятельности общества (по изменениям в уставе, вопросам слияний и приобретений, финансовой реорганизации, выборам совета директоров компании). Так как большая часть акционеров не может (или не хочет) посещать собрания, корпорации обязаны оформлять доверенности, по которым акционеры передают совету директоров акционерного общества право голосовать от их имени на ежегодных или специальных собраниях.
 
  2. Право на участие в распределении прибыли акционерного общества (на получение части прибыли в форме дивидендов). Дивиденды - это часть прибыли корпорации, распределяемая среди акционеров пропорционально числу акций, находящихся в их собственности. Дивиденды по обыкновенным акциям выплачиваются только после уплаты всех налогов, процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям (если такие выпущены). Сроки выплаты дивидендов определяются в специальном положении о выплате дивидендов, которое утверждается общим собранием акционеров. Порядок выплаты дивидендов может быть включен в качестве самостоятельного раздела в устав акционерного общества. Обычно дивиденды выплачивают поквартально, один раз в полгода или один раз по итогам года. Как правило, порядок выплаты дивидендов регулирует совет директоров (наблюдательный совет). Отметим, что по Федеральному закону "Об акционерных обществах" акционерное общество вправе вообще не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям, если это отрицательно скажется на финансовом состоянии общества. Самому акционерному обществу это не выгодно, так как подобные действия с высокой вероятностью негативно отразятся на курсе его акций. В случае наличия прибыли дивиденды по привилегированным акциям акционерное общество выплатить обязано.
 
  Дивиденды выплачиваются наличными, в форме имущества и в форме акций. Дивиденды наличными обычно устанавливаются в рублях на акцию. Дивиденды в форме имущества обычно представляют собой акции дочерних компаний, но это может быть и продукция самой компании. Дивиденды в форме акций устанавливаются в процентах. Если, например, компания "А" объявляет дивиденд 10% в форме акций, то это значит, что владелец 100 акций получит акционерный сертификат на 10 новых акций (т.е. станет держателем 110 акций этой компании).
 
  3. Преимущественное право на покупку новых акций. Право, дающее "старым" акционерам возможность купить акции нового выпуска прежде, чем они будут предложены другим лицам. Цель этого преимущественного права в защите акционеров (в первую очередь держателей крупных пакетов) от "размывания" пропорциональных долей их участия в обществе. Как правило, законодательством предусматривается, что наличие такого права должно прямо оговариваться в уставе общества. При реализации данного права акционер может купить акции нового выпуска в размере, пропорциональном его фактической доле в капитале корпорации. Цена подписки на новый выпуск акций обычно ниже рыночной цены уже выпущенных акций. В результате преимущественные права могут выступать объектом купли-продажи.
 
  4. Право на участие в распределении имущества при ликвидации общества. Ликвидация - это практические действия акционерного общества по прекращению деятельности и реализации имущества. Стадия прекращения легального существования общества называется роспуском, а фактического - ликвидацией. Претензии к акционерному обществу при ликвидации удовлетворяются в следующем порядке: государственные претензии (уплата налогов и пошлин, расчет по государственным кредитам), претензии других кредиторов (коммерческих банков, владельцев векселей и облигаций и т.д.), претензии владельцев привилегированных акций, и только после этого удовлетворяются претензии владельцев обыкновенных акций. Незнание этого положения (или непонимание того, что акционер является совладельцем) в России в последнее время приводит к конфликтам между учредителями и акционерами ликвидировавшихся акционерных обществ.
 
  5. Права на инспекцию (проверку), раскрытие информации. Акционеры имеют право на проверку некоторых документов и отчетности своих акционерных обществ (списка акционеров, протоколов собраний акционеров, некоторых бухгалтерских отчетов и т.п.).
 
 
 11.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВЫХ ОПЕРАЦИЙ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА
 
  Акционерные общества на рынке ценных бумаг могут одновременно осуществлять различные фондовые операции (табл. 11.1).
 
 Таблица 11.1
 
 Фондовые операции акционерного общества
 Операции Задачи Процедура выполнения Выпуск (эмиссия) ценных бумаг Привлечение дополнительных инвестиций, передел собственности, изменение размера уставного капитала Принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг. Подготовка и утверждение проспекта эмиссии. Уплата эмитентом налога (0,8% от номинальной суммы выпуска ценных бумаг). Регистрация проспекта эмиссии. При открытой подписке - издание проспекта эмиссии и сообщение об этом в средствах массовой информации. При закрытой подписке - объявление или письменное извещение акционеров. Выпуск (эмиссия) ценных бумаг Размещение ценных бумаг Размещение эмиссионных ценных бумаг, закрепление прав старых акционеров Объявление об открытой или закрытой подписке.
 Прием и удовлетворение заявок по результатам закрытой подписки, аукционных торгов, коммерческого или инвестиционного конкурса.
 Регистрация владельцев и выдача ценных бумаг или их сертификатов Купля-продажа ценных бумаг в процессе их обращения Участие в управлении АО, получение доходов, возможность стать кредитором при покупке облигаций, получение денежного эквивалента курсовой рыночной стоимости при продаже ценных бумаг Объявление о намерении купли-продажи ценных бумаг.
 Обсуждение предложений. Совершение сделок и их регистрация Передача новым владельцам ценных бумаг или их сертификатов, свидетельств о владении, выписок из реестров Конвертация (обмен) ценных бумаг Получение иных прав и возможностей собственности, приобретение права голоса, участия в управлении Включение в устав общества положения о конвертации ценных бумаг или его утверждение общим собранием акционеров. Объявление о сроках и условиях конвертации. Сбор заявок и проведение данной операции. Регистрация владельцев и выдача ценных бумаг (сертификатов) или выписок из реестра (свидетельств о собственности) Хранение ценных бумаг Защита ценных бумаг от хищения и иных причин утраты Заключение владельцем ценных бумаг договора об ответственном хранении с банком, депозитарием или иной специализированной организацией. Получение расписки о приеме на хранение Дробление ценных бумаг Увеличение числа ценных бумаг Увеличение количества выпущенных акций, не влекущее за собой изменения совокупной рыночной стоимости активов корпорации и относительных долей держателей акций Управление ценными бумагами Приращение акционерного капитала, выбор наиболее эффективных вариантов использования ценных бумаг (залог, траст, конвертация) нахождение оптимального соотношения объявленных и размещенных ценных бумаг Избрание совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительной дирекции (правления) Разработка советом директоров (наблюдательным советом) общей стратегии. Определение исполнительной дирекцией (правлением) конкретной тактики управления ценными бумагами. Ее реализация финансовыми менеджерами (работающими в штате общества или привлеченными со стороны). Оценка эффективности управления ценными бумагами Траст Поручение управления ценными бумагами высококвалифицированным специалистам для повышения эффективности операций Заключение полного или агентского трастового договора об управлении ценными бумагами. Полный трастовый договор предоставляет доверенному юридическому (физическому) лицу права на осуществление всех операций на фондовом рынке. Агентский договор предоставляет уполномоченному лицу право совершать отдельные операции на рынке ценных бумаг Залог ценных бумаг Предоставление налогового обеспечения под кредит, активизация операции с ценными бумагами Заключение соответствующего договора. Передача ценных бумаг в залог и получение расписки. Получение кредита Клиринг Совершенствование системы расчетов, повышение ликвидности ценных бумаг, контроль и управление рисками на рынке ценных бумаг Определение операции, по которым возможно проведение клиринговых расчетов. Сопоставление и уточнение сумм взаиморасчетов по конкретным операциям, а также их осуществление. Документальное подтверждение взаиморасчетов. Поставка ценных бумаг Регистрация и перерегистрация владельцев ценных бумаг
  Учет владельцев ценных бумаг, контроль за изменением состава собственников ценных бумаг АО, обоснование прав собственника на участие в общем собрании акционеров, получение дивидендов по акциям и процентов по именным облигациям и др. Общество самостоятельно или с привлечением специализированного регистратора (при наличии более 500 владельцев обыкновенных акции) не позднее одного месяца с момента государственной регистрации начинает ведение реестра. В него вносятся данные об акционерах или номинальных держателях акции указываются количество, категории и типы акции, принадлежащих собственникам. Записи осуществляются не позднее трех дней с момента предоставления документов, удостоверяющих права собственника на акции общества.
 В случае мотивированного отказа держатель реестра обязан об этом письменно известить претендента в течение 10 дней. По первому требованию акционеров должна предоставляться выписка из реестра с указанием количества и процентной доли принадлежащих им акций в структуре акционерного капитала. Запрещается вносить исправления в реестр. В случае выбытия акционера в нем делается соответствующая запись Маркетинговые исследования Изучение определенного сегмента рынка ценных бумаг, оценка потенциальных инвестиционных характеристик ценных бумаг общества, диагностика фондовых операций, исследование каналов сбыта, оценка инвестиционного риска, изучение мотивации инвесторов, разработка стратегии продвижения ценных бумаг на рынок Мониторинг регионального рынка ценных бумаг. Определение целей и
 задач исследования. Выбор методики и проведение исследования. Планирование объема выпуска ценных бумаг общества. Прогнозирование цены. Определение каналов сбыта. Установление потенциальных инвесторов. Проектирование рекламной деятельности и работы по связям с общественностью Оценка инвестиционного
 риска на рынке ценных бумаг Выявление характера, особенностей и оценка инвестиционного риска Мониторинг рынка ценных бумаг. Определение возможности (вероятности) и выбор метода (методов) оценки инвестиционного риска. Расчет вероятности, а также определение вариантов уменьшения инвестиционного риска на рынке ценных бумаг Страхование Обеспечение относительной стабильности операций на фондовом рынке, привлечение потенциальных инвесторов путем предоставления. Дополнительных страховых гарантий Определение страховой ответственности, конкретного объекта страхования (отдельная операция или ряд операций, возможные форс-мажорные обстоятельства). Заключение договора о страховании Безвозмездная поставка ценных бумаг Реализация права наследования, осуществление дарения, взнос в уставный капитал, удовлетворение требований кредиторов Принято решений о безвозмездной поставке ценных бумаг на основании договора дарения, завещания или постановления суда о наследстве, а также решении и внесении ценных бумаг в уставный капитал другого предприятия и удовлетворении требований кредиторов Уведомление регистратора о принятом решении. Поставка ценных бумаг. Внесение изменений в реестр Погашение ценных бумаг Отзыв по условиям размещения, досрочный отзыв по решению эмитента или инвестора Принятие решения и уведомление держателей ценных бумаг о погашении. Изъятие ценных бумаг (или их сертификатов) и записей о праве собственности со счетов владельцев. Уничтожение реестра, публикация информации о сроках предъявления претензий в средствах массовой информации Формирование портфелей ценных бумаг Уменьшение инвестиционного риска, расширение финансовых возможностей общества, развитие рынка ценных бумаг Изучение состояния рынка ценных бумаг, оценка инвестиционных возможностей различных эмитентов. Определение степени инвестиционного риска различных вариантов вложения капитала. Выбор стратегии формирования портфеля ценных бумаг Финансовое проектирование на рынке ценных бумаг Разработка финансовой политики, определение программы реализации финансовой стратегии и тактики, прогнозирование доходов и расходов, эффективности работы общества Определение политики формирования и использования акционерного капитала Оценка возможностей взаимодействия с инвесторами, разработка вариантов инвестиционных программ. Проектирование портфеля ценных бумаг Подготовка проспектов эмиссии. Оценка стоимости и моделирование изменения доходности отдельных видов ценных бумаг Инвестиционное прогнозирование, анализ и оценка качества отдельных видов ценных бумаг Прогнозирование рисков на рынке ценных бумаг Исследование перспективности отдельных операций. Разработка конъюнктурных прогнозов
 
 11.3. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЭМИССИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ АКЦИОНЕРНЫМ ОБЩЕСТВОМ
 
  Самым распространенным способом привлечения инвестиций акционерным обществом является дополнительная эмиссия акций в целях: 1) привлечения дополнительного капитала; 2) увеличения уставного капитала; 3) изменения структуры собственности.
 
  Законодательной базой дополнительной эмиссии ценных бумаг служат Федеральные законы РФ "Об акционерных обществах" и "О рынке ценных бумаг", Указ Президента РФ "О передаче субъектам Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ, образованных в процессе приватизации", Постановление ФКЦБ России "Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии". С принятием Федерального закона "Об акционерных обществах" вместо термина "вторичная эмиссия" появляется новое понятие "дополнительная эмиссия".
 
  Преимущества дополнительной эмиссии следующие:
 
  - отсутствие необходимости при второй и прочих эмиссиях вносить изменения в устав акционерного общества; достаточно один раз определить количество дополнительных акций, которые объявляются при учреждении общества (размещаются в любой час "икс");
 
  - возможность моделирования изменений уставного капитала акционерного общества при его учреждении;
 
  - предоставление полной свободы акционерному обществу в определении перспектив финансового развития;
 
  - расширение возможностей акционерного общества в реальном управлении и формировании акционерного капитала;
 
  - ускорение роста уставного капитала.
 
  К недостаткам дополнительной эмиссии можно отнести:
 
  - практически полную свободу и бесконтрольность совета директоров в изменении состава собственников в том случае, если вопросы проведения дополнительной эмиссии отнесены к его компетенции;
 
  - субъективный подход при определении числа дополнительных акций, фиксируемых в уставе;
 
  - отсутствие методик, рекомендаций по оптимизации соотношения числа дополнительных и размещенных акций с учетом конкретного профиля, типа, отраслевой принадлежности акционерного общества.
 
  То, что пока многие предприятия попросту пренебрегают дополнительной эмиссией, свидетельствует об отсутствии у многих акционеров четкого представления о механизме ее осуществления. Дополнительная эмиссия является одним из способов привлечения дополнительных финансовых ресурсов акционерными обществами, весьма привлекательным методом финансирования, что обусловлено свободой выбора срока дополнительной эмиссии, ее объема, заинтересованностью инвесторов в реальном доступе к управлению капиталом (табл. 11.2).
 Таблица 11.2
 
 Способы привлечения дополнительных финансовых ресурсов акционерными обществами
 Источники финансовых ресурсов Цели инвесторов Условия получения Основные документы Направления использования Сроки использования Сроки возврата Проблемы привлечения Ссуда, финансовая помощь Оказание помощи, получение процентов Наличие средств Договор Неотложные нужды По договору Определены в договоре Поиск потенциальных инвесторов Кредитование Получение процентов Предоставление залога или выполнение иных условий кредитного договора Кредитный договор По договору По договору Определены в договоре Высокие проценты Дополнительная эмиссия Приобретение права собственности, возможность участия в прибылях, получение дивидендов Размещение ценных бумаг Проспект эмиссии По решению общего собрания акционеров Определяются решением общего собрания акционеров Предусмотрены при ликвидации акционерного общества Необходимость тщательного соблюдения определенных юридических процедур Государственная субсидия из федерального или местного бюджета Развитие определенного вида деятельности Постановление, распоряжение администрации Государственная или территориальная программа По целевому назначению программы Определены в программе Не предусмотрены Дефицит бюджета Привлечение средств иностранных инвесторов Приобретение собственности, захват рынка, внедрение и развитие новых технологий Выполнение условий договора или инвестиционного конкурса Договор или инвестиционное соглашение В рамках договора, соглашения По договору, соглашению Определены в договоре, соглашении Поиск иностранных инвесторов Грант Развитие новых технологий, научные исследования Победа в конкурсе Решение о предоставлении В строгом соответствии с целевым назначением По условиям выделения гранта Не предусмотрены Необходимость одержать победу в конкурсе Привлечение средств акционеров Помощь развитию общества Наличие средств Решение общего собрания акционеров По решению общего собрания акционеров По решению общего собрания акционеров Предусмотрены решением общего собрания акционеров Недостаточный размер свободных денежных средств
  Негативное отношение к дополнительной эмиссии связано с необходимостью тщательно готовить документы по ее проведению, большими организационными хлопотами и неопределенностью ее социально-экономических последствий для трудового коллектива и аппарата управления. Однако время и жесткие финансовые реалии настойчиво подводят многих акционеров-учредителей, владельцев акционерных обществ к мысли о приоритетности и необходимости проведения дополнительной эмиссии как способа прежде всего привлечения дополнительных инвестиций. Специалисты считают, что больший эффект достигается при крупном размере дополнительной эмиссии. Это объясняется тем, что расходы на проведение эмиссии, рекламу, иные издержки, связанные с выпуском, перекрываются большим объемом привлеченных инвестиций.
 
  Фактором, стимулирующим развитие практики дополнительных эмиссий, является создание ряда организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг в России, объединений депозитариев, регистраторов, брокеров, дилеров, что значительно упрощает размещение дополнительных выпусков акций. Способствует проведению дополнительных эмиссий и становлению инфраструктуры вторичного рынка ценных бумаг. Кроме того, снижение инвестиционной привлекательности других финансовых инструментов создает дополнительные условия для привлечения отечественных инвесторов на вторичный рынок. Следует отметить, что многие иностранные инвесторы также заинтересованы в приобретении (в результате размещения дополнительных акций) определенной части акционерного капитала целого ряда перспективных российских предприятий. Особый интерес к дополнительным эмиссиям акционерных обществ ряда отраслей проявляют банки и банковские ассоциации.
 
  Многие акционерные общества испытывают трудности, связанные с нехваткой финансовых ресурсов. Отсюда неплатежи, недостаточный уровень обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, задержки выплат заработной платы. По оценкам специалистов, 1/5 российских предприятий не использует заемных средств. Заметим, что в большинстве случаев это происходит из-за невозможности выплачивать высокие проценты и низкой платежеспособности предприятий. С другой стороны, с усилением конкуренции предприятия теряют традиционные рынки сбыта. Конкуренты переманивают постоянных смежников, поставщиков более льготными условиями сотрудничества, устанавливают демпинговые цены. Ситуация усугубляется высокими экспортными тарифами и, как правило, низкой конкурентоспособностью отечественных товаров на мировом рынке. В этих условиях дополнительная эмиссия выступает одним из факторов поддержания конкурентных позиций предприятий.
 
  К объективным факторам, сдерживающим проведение дополнительных эмиссий, относятся:
 
  - отсутствие свободных финансовых ресурсов для их проведения (требуются средства на рекламу, печатание акций, организацию эмиссии, подготовку проспекта эмиссии и его регистрацию и др.);
 
  - нехватка квалифицированных специалистов, способных грамотно обосновать и эффективно осуществить дополнительную эмиссию;
 
  - отсутствие четко определенного механизма проведения дополнительной эмиссии;
 
  - недостаточное предложение услуг по проведению дополнительных эмиссий из-за слабого развития региональной инфраструктуры рынка ценных бумаг;
 
  - неотрегулированность, противоречивость ряда законодательных и нормативных актов. Так, Федеральный закон "Об акционерных обществах" разрешает осуществлять дополнительную эмиссию в любое время, а налоговое законодательство не содержит прямой нормы по вариантам изменения рыночной стоимости имущества акционерного общества в результате дополнительной эмиссии.
 
  Ключевая задача дополнительной эмиссии - обеспечение эффективных условий для притока инвестиций. Вместе с тем непродуманная дополнительная эмиссия может привести к серьезным конфликтам в коллективе предприятия и острейшим социально-экономическим проблемам его развития. Как показывает практика, конфликты в трудовом коллективе при дополнительной эмиссии возникают из-за:
 
  - недостаточной информированности членов коллектива об условиях дополнительной эмиссии;
 
  - непродуманности организационных вопросов ее проведения;
 
  - отсутствия контроля;
 
  - игнорирования имеющегося опыта проведения дополнительных эмиссий;
 
  - неучета изменений законодательства и нормативных актов;
 
  - отсутствия рекламы;
 
  - недостаточного опыта организаторов;
 
  - неподготовленности экономического обоснования дополнительного выпуска.
 
  Социально-экономические проблемы появляются, если: 1) не решены вопросы изменения размера уставного капитала; 2) не отрегулированы вопросы изменения номинальной стоимости акций; 3) не сбалансированы пропорции между номинальной и реальной рыночной стоимостью акций, между стоимостью акций и стоимостью иных аналогичных ценных бумаг; 4) не отработан механизм возможной конвертации ценных бумаг; 5) не продумана дивидендная политика; 6) не согласованы вопросы учетной политики предприятия и условия дополнительной эмиссии; 7) не учтены особые мнения членов совета директоров (наблюдательного совета) и работников исполнительной дирекции, интересы отдельных акционеров; 8) не определены социально-экономические перспективы развития предприятия; 9) не выявлены возможные социально-экономические последствия дополнительной эмиссии; 10) не установлены границы возможного финансового риска.
 
  Дополнительная эмиссия предполагает (в случае закрепления в государственной или муниципальной собственности пакета акций, обеспечивающего более 25% голосов) сохранение размера государственного участия в капитале предприятия. Иными словами, при дополнительной эмиссии на долю государственного или муниципального органа необходимо выделить количество акций, пропорциональное его пакету акций.
 
 
  Выпуск акционерным обществом облигационного займа - это перспективное направление привлечения финансовых ресурсов. Облигации являются высоколиквидными стабильными финансовыми инструментами, обеспечивающими устойчивый доход, связанный с фиксированными условиями выпуска облигационного займа. Поэтому, как правило, консервативно настроенные инвесторы, которые придерживаются пословицы "тише едешь - дальше будешь", предпочитают облигации другим видам ценных бумаг. Облигации привлекательны и с позиций достаточно низкой ставки налогообложения. Акционерное общество может выпустить их до 25% уставного капитала при условии полной оплаты выпущенных акций. В ближайшем будущем многие предприятия будут вынуждены обращаться к выпуску облигаций для привлечения финансовых ресурсов.
 
  Облигации привлекательны для большей части населения, так как являются доступным, надежным и привычным видом ценных бумаг. Не следует забывать и об утрате доверия к вложениям средств на банковские депозиты, хранению денег в банках после краха ряда коммерческих банков и при нестабильности ставки банковского процента. Однако изучение вопроса показало, что акционерные общества недопонимают финансовых возможностей облигаций или попросту боятся проблем, связанных с организацией их выпуска, а некоторые по инерции ждут вышестоящих указаний. Отметим, что финансовые ресурсы федерального и местных бюджетов весьма ограничены. Финансируются в основном крупные программы важного социального значения. В этих условиях акционерное общество должно самостоятельно решать проблемы финансирования. Одним из инструментов финансового обеспечения акционерного общества и является облигационный заем.
 
  На основании анализа статистики рынка ценных бумаг можно сделать вывод, что наиболее стабильные финансовые источники в результате приватизации и акционирования получили предприятия топливно-энергетического, нефтедобывающего и нефтехимического комплексов. Тот факт, что рыночная стоимость акций предприятий этих отраслей в десятки, сотни раз превышает их балансовую стоимость свидетельствует о высоколиквидном рынке и достаточном наличии финансовых ресурсов. В связи с завершением приватизации и акционирования предприятий следует ожидать активизации интереса инвесторов к вторичному рынку ценных бумаг и появления новых облигаций акционерных обществ. Малоосвоенным является рынок ценных бумаг таких отраслей, как строительство, сельское хозяйство, автомобильный транспорт. Здесь имеются практически неограниченные возможности для развития рынка корпоративных облигаций.
 
  Привлекая через размещение облигационного займа финансовые средства, акционерное общество кредитуется инвесторами на заранее оговоренных условиях. Однако оно несет достаточно большую финансовую ответственность за привлеченные финансовые ресурсы, обязано выплачивать проценты, погашать облигации. Владельцы облигаций имеют первоочередное право на получение дохода по сравнению с акционерами. Эмитент обязан в установленные сроки выплачивать купонный доход и погашать облигации, иначе по законодательству он может быть объявлен неплатежеспособным со всеми вытекающими из этого последствиями.
 
  Как правило, эмитент создает специальный выкупной фонд для погашения облигаций. Он отчисляет в него, обычно ежемесячно, установленную сумму долга, чтобы к дате погашения займа иметь необходимый объем финансовых ресурсов. Выкупной, или отложенный фонд, гарантирует выкуп облигаций. Это весьма привлекательно для инвестора, но несколько обременительно для эмитента, так как фактически он заранее должен оплатить часть выпущенного облигационного займа. Рассматривая финансовые возможности облигаций, надо постоянно иметь в виду противоположность интересов эмитента и инвестора (табл. 11.3).
 
  Финансовые возможности облигаций тесно связаны с показателями инвестиционного риска, которые в свою очередь зависят от показателей финансовой устойчивости, надежности и ликвидности.
 
 Таблица 11.3
 
 Оценка финансовых возможностей облигаций
 Эмитент
  Инвестор
  Преимущества
  Привлечение заемных средств
  Получение фиксированного дохода в определенный срок Гибкость сроков и условий погашения займа
  Гарантированный выкуп (погашение) Благоприятная возможность размещения
  Возможность перепродажи Достаточно высокая ликвидность
  Достаточная степень безопасности, надежности и сохранности вложений Возможность регулирования выплаты процентов
  Стабильное получение прибыли Невысокие ставки налогообложения
  Первоочередное получение процентов по сравнению с обыкновенными акциями Небольшие затраты на выпуск
  Обязательное взыскание долга
  Недостатки
  Постоянная выплата части займа, процентов
  Изъятие финансовых ресурсов из наличного оборота Необходимость оплаты досрочного отзыва
  Обесценение денег из-за инфляции Риск обеспечения займа активами
  Потери части дохода в случае досрочного выкупа Установление фиксированной цены выкупа
  Трудность прогнозирования достаточности дохода по облигациям в сравнении с другими вложениями капитала Строго фиксированные сроки погашения
  Ограничение прав облигационера условиями займа Возможность потерь в случае досрочного отзыва
 
  Увеличение удельного веса заемных средств в структуре капитала
 
 
 
 11.5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ ПРИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ
 
  Реструктуризация означает изменение структуры. Реструктуризация с использованием ценных бумаг стала проводиться в России с 1997 г. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими условия и порядок проведения реструктуризации, являются: Постановление Правительства РФ "Об условиях и порядке реструктуризации задолженности организаций по платежам в федеральный бюджет" от 5 марта 1997 г.; Постановление Правительства РФ "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом" от 14 апреля 1998 г.; Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".
 
  Различают три формы реструктуризации:
 
  - реструктуризация задолженности в федеральный и местные бюджеты. В этом случае возможна такая схема использования ценных бумаг. Пакет акций предприятия передается в счет уплаты долга в управление государства (муниципалитета). Государство (муниципалитет) самостоятельно организует работу предприятия или выставляет данный пакет акций на торги;
 
  - реструктуризация имущества. Объявляется дополнительная эмиссия акций предприятия или организуется выпуск облигационного займа. На полученные в результате размещения займа денежные средства организуется реконструкция, модернизация предприятия. Возможен вариант расчета ценными бумагами предприятия за новое оборудование, новые производственные площади;
 
  - реструктуризация капитала. В структуре капитала увеличивается удельный вес ценных бумаг. Это может происходить или за счет увеличения уставного капитала, связанного с повышением номинальной стоимости ценных бумаг по решению общего собрания акционеров, или за счет дополнительной эмиссии.
 
  Использование при реструктуризации предприятия ценных бумаг может осуществляться различными способами. К основным способам относятся:
 
  - дополнительная эмиссия акций. В этом случае возможны два варианта: 1) распродажа акций и погашение долгов; 2) погашение долгов пакетом ценных бумаг по согласованной стоимости;
 
  - скупка акций у акционеров и погашение этими акциями долгов предприятия;
 
  - конвертация ценных бумаг. Остановимся на этом способе более подробно.
 
  В качестве примера рассмотрим ОАО "Вымпел". На этом предприятии два цеха из четырех с переменным успехом являлись прибыльными, но в целом акционерное общество постоянно снижало объем производства. Заработная плата работающих, несмотря на постоянную инфляцию, оставалась на одном уровне. В 1998 г. заработная плата выплачивалась с задержкой в 3-4 месяца. Социальные выплаты работающим практически были нулевые. Это породило недовольство среди работников предприятия. Так как цеха были не хозрасчетные, а работали на единый "котел", на общество в целом, то между цехами началось выяснение отношений, "кто на кого больше работает", которое в итоге и привело к реструктуризации предприятия. Было решено разделить акционерное общество на два общества по их месторасположению.
 
  12 января 1999 г. состоялось расширенное заседание наблюдательного совета ОАО. Одним из пунктов повестки дня был пункт о созыве внеочередного общего собрания акционеров по вопросу реструктуризации общества в форме выделения двух цехов в качестве самостоятельного предприятия. За реструктуризацию проголосовали все члены совета, так как каждый понимал, что предприятие находится на грани банкротства и данная реструктуризация целесообразна. 25 февраля 1999 г. состоялось внеочередное общее собрание акционеров, на котором более 77% голосов акционеров, присутствующих на собрании, реструктуризация общества была принята.
 
  В соответствии с решением общего собрания акционеров реструктуризация общества произведена в форме выделения и конвертации части акций ОАО "Вымпел" в акции нового общества. В составе ОАО "Вымпел" после реорганизации остались два цеха. На базе двух других цехов было создано новое открытое акционерное общество "Строитель". Половина размещенных среди акционеров обыкновенных именных акций ОАО "Вымпел" были конвертированы в обыкновенные именные акции ОАО "Строитель" той же номинальной стоимости. Было определено, что уставный капитал ОАО "Строитель" формируется за счет выделения половины уставного капитала ОАО "Вымпел".
 
  Конвертированные акции были размещены в основном среди работников цехов, пенсионеров и уволенных бывших работников. Владельцы акций ОАО "Вымпел" изъявили желание не конвертировать принадлежащие им акции и остаться акционерами данного акционерного общества. Созданное в результате реструктуризации ОАО "Строитель" было зарегистрировано 12 марта 1999 г. постановлением главы администрации города, работает самостоятельно, имеет свой расчетный счет, индивидуальный номер налогоплательщика и все остальные обязательные реквизиты. Следует заметить, что в связи с реструктуризацией общества энтузиазм работников обоих предприятий, и старого, и нового, заметно повысился, что сказалось и на экономических показателях, которые в марте-апреле 1999 г. на 30-40% были выше, чем в соответствующий период 1998 г.
 
  В соответствии с действующим законодательством региональным отделением ФКЦБ России была проведена выборочная проверка деятельности ОАО "Вымпел". Целью проверки было выявление нарушений законодательства РФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных ФКЦБ России и иных нормативно-правовых актов, регулирующих рынок ценных бумаг. По результатам проверки составлено заключение, в котором отмечаются некоторые нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, допущенные при реструктуризации общества, которые предписывалось устранить в срок до 1 июля 1999 г. Проверкой, в частности, установлено:
 
  1. Обществом нарушен порядок осуществления акционерами права требовать выкупа принадлежащих им акций. Сообщение о проведении общего собрания акционеров 25 февраля 1999 г., повестка дня которого включала вопрос о реструктуризации, опубликованное в газете, не содержало информации о праве акционеров требовать выкупа со стороны общества принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа. Правление общества исходило из того, что каждый акционер, который имеет намерение продать свои акции, всегда это может осуществить (скупку акций производит инвестиционная компания, а также работники реструктуризованного общества). Однако в объявлении о проведении общего собрания акционеров следовало в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" дать информацию о праве акционеров требовать выкупа со стороны общества принадлежащих им акций, цене и порядке осуществления выкупа.
 
  2. Общее собрание акционеров при рассмотрении вопросов, связанных с реструктуризацией общества в форме выделения, не утверждало разделительный баланс общества. Общему собранию акционеров от 25 февраля 1999 г. был представлен на рассмотрение проект разделительного баланса. Решением этого собрания право утверждения окончательного варианта было передано комиссии в составе шести человек. В соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" только общее собрание акционеров при рассмотрении вопросов, связанных с реорганизацией в форме выделения, имеет право утверждать разделительный баланс общества.
 
  3. Утвержденный общим собранием акционеров от 25 февраля 1999 г. порядок конвертации акций ОАО "Вымпел" противоречит "Стандартам эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций", утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 11 ноября 1998 г., согласно которому каждому акционеру реорганизуемого акционерного общества должно размещаться целое число акций каждого акционерного общества, создаваемого в результате разделения или выделения, пропорциональное числу принадлежащих ему акций. Проведенная конвертация также не отвечала Указу Президента РФ "О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера" от 18 августа 1996 г., нарушала свободу выбора акционера, поскольку конвертация акций должна осуществляться по желанию их владельца.
 
  Выбор конкретных форм и способов осуществления реструктуризации на основе использования ценных бумаг основан на объективной оценке возможностей предприятия с учетом особенностей действующего законодательства.
 
  Контрольные вопросы
 
  1. Назовите функции акционерного общества на рынке ценных бумаг.
 
  2. Охарактеризуйте инвестиционную деятельность акционерного общества на рынке ценных бумаг.
 
  3. Как проводится оценка эффективности деятельности акционерного общества на рынке ценных бумаг?
 
  4. Какие существуют варианты формирования акционерного капитала на рынке ценных бумаг?
 
  5. Проанализируйте использование ценных бумаг в системе платежей предприятия.
 
  6. Дайте характеристику использования ценных бумаг в процессе реструктуризации.
 
  7. Как трактуются цели, задачи и основные процедуры акционерного общества на рынке ценных бумаг в Федеральном законе "Об акционерном обществе".
 
  Проверочные задания
 
  1. Выберите правильный ответ.
 
  Акционерное общество не вправе выкупать свои акции, если:
 
  а) общая сумма средств, направляемых на выкуп акций, превышает 10% стоимости чистых активов;
 
  б) уставный капитал оплачен на 90%;
 
  в) стоимость чистых активов меньше резервного фонда.
 
  2. Выберите правильный вариант ответа.
 
  Лицо, приобретающее... процентов акций, обязано за 30 дней оповестить об этом всех акционеров общества в письменной форме. (Варианты ответа: а) 20%; б) 25%; в) 30%).
 
  3. Найдите ошибку.
 
  Решение о заключении обществом сделки, в совершении которой заинтересованы акционеры, принимается общим собранием акционеров, если сумма сделки превышает 10% активов общества.
 
 ТЕМА 12
 ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
 
  План занятия:
 
  1. Цели, задачи и функции маркетинга.
 
  2. Система маркетинга на рынке ценных бумаг.
 
  3. Концепция, стратегия и тактика маркетинга.
 
  4. Объекты маркетинговых исследований.
 
  5. Направления, этапы и методы маркетинговых исследований.
 
 
 12.1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ МАРКЕТИНГА
 
  Маркетинг - одна из функций рынка ценных бумаг наряду с фондовыми операциями, управлением, ценообразованием, прогнозированием, планированием, анализом и моделированием. Существует классическое определение маркетинга, принятое в мировой экономике. Маркетинг - это предпринимательская деятельность, которая управляет продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю или пользователю, или социальный процесс, посредством которого прогнозируется, расширяется и удовлетворяется спрос на товары и услуги путем их разработки, продвижения на рынок и реализации.
 
  Современный рынок ориентирован на потребителя, поиск сбалансированного соотношения между спросом и предложением конкретных видов товаров и услуг. Маркетинг играет ключевую роль на рынке, так как дает ответ на вопрос о соотношении спроса и объема продаж в натуральном и стоимостном выражении. Следует отметить, что эта ключевая роль маркетинга на российском рынке не реализована в полной мере. В качестве примера можно привести факт, что каждый пятый рубль население сберегает.
 
  Маркетинг на рынке ценных бумаг включает анализ спроса, прогноз продаж, рекламную деятельность, проведение исследований, сбор информации, ценообразование, продвижение ценных бумаг на рынок и их реализацию. Естественно, что ни один эмитент или инвестор на рынке не могут одновременно выполнять все перечисленные функции. Для выполнения отдельных функций целесообразно использовать специализированные организации (например, фондовые магазины, фондовые биржи и т.п.). Маркетинг обеспечивает нормальное функционирование рынка, позволяет решать на нем различные задачи. Рассмотрим соотношение функций маркетинга и задач рынка ценных бумаг (табл. 12.1). Функции маркетинга могут рассматриваться как элементы системы управления рынком.
 
 Таблица 12.1
 
 Соотношение задач рынка и функций маркетинга
 Задачи рынка Функции маркетинга Определение, оценка объема потребностей
  Анализ рынка Формирование предложения Планирование фондовых операций Определение цены Ценообразование Заключение сделок Управление фондовыми операциями
  Поддержание спроса Продвижение ценных бумаг на рынок
  Информирование агентов рынка Реклама Стимулирование потребностей потенциальных инвесторов Формирование общественного мнения Предвидение будущего состояния спроса и предложения Прогнозирование рынка
  Роль маркетинга на рынке состоит в повышении конкурентоспособности конкретного вида товаров и услуг, отдельных эмитентов; улучшении финансового положения хозяйствующих субъектов; обеспечении финансовой устойчивости экономики; достижении сбалансированности спроса и предложения; развитии инфраструктуры рынка; изучении мотивации участников рынка; определении наиболее эффективных способов, каналов реализации. Роль маркетинга на рынке ценных бумаг связана с оптимизацией фондовых операций.
 
  Маркетинг имеет большое практическое значение, так как это один из инструментов регулирования рынка ценных бумаг. Отсутствие должного внимания к маркетингу означает снижение эффективности функционирования рынка в целом.
 
 
 12.2. СИСТЕМА МАРКЕТИНГА НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
 
  Различают структурную и методологическую систему маркетинга на рынке ценных бумаг. Структурная система включает различные виды маркетинга. Рассмотрим два основных вида маркетинга на рынке ценных бумаг. Первый вид - это маркетинг, ориентированный на конкретную ценную бумагу, операцию или услугу. Его можно назвать маркетинг эмитента, так как эмитент в первую очередь заинтересован в продвижении ценных бумаг на рынок. Этот вид маркетинга характеризуется повышенным вниманием к составлению проспекта эмиссии. Перед новым выпуском ценных бумаг необходимо провести всесторонний предварительный анализ. Подготовка к решению вопроса о выпуске ценных бумаг предполагает следующие действия:
 
  - тщательный анализ отрасли, в которой действует соответствующая компания;
 
  - изучение положения компании в отрасли;
 
  - изучение финансовой отчетности компании.
 
  Второй вид маркетинга - маркетинг, ориентированный на потребителя (маркетинг инвестора). Он характеризуется повышенным вниманием к инвестиционным ожиданиям потенциальных покупателей. Необходимо знать величину отложенного спроса, доходность вложений в учреждения банковской системы, проценты по вкладам, предлагаемые различными финансовыми компаниями. Успех этого вида маркетинга во многом зависит от владения рыночной информацией. Существует также смешанный вид маркетинга - маркетинг нацеленный одновременно и на продавца (эмитента) и на покупателя (инвестора). Практически третий вид самый перспективный, так как одновременно учитывает и особенности спроса и специфику предложения, а значит, позволяет их сбалансировать уже на стадии маркетинговых исследований.
 
  Можно трактовать систему маркетинга на рынке ценных бумаг и как совокупность объектов и субъектов маркетинговых исследований и отношений между ними. Это организационная система маркетинга. Объектами маркетинговых исследований являются операции по продаже ценных бумаг, а также продвижение ценных бумаг на рынок, реклама и другие, которые подробно рассмотрены в разделе 12.4. Субъектами маркетинговых исследований являются специалисты - маркетологи, эксперты, аналитики и иные заинтересованные профессиональные участники рынка ценных бумаг.
 
  Деятельность субъектов маркетинговых исследований должна оплачиваться, финансироваться. Для финансирования маркетинговых исследований необходимы финансовые затраты - так называемые маркетинговые издержки. К маркетинговым издержкам можно отнести:
 
  - затраты на подбор кадров, включающие рекламу, услуги отдельных опытных сотрудников по подбору потенциальных работников;
 
  - затраты на подготовку специалистов, свободно ориентирующихся на рынке ценных бумаг, знающих спрос и мотивы поведения инвесторов, владеющих техникой продаж, информацией о продаваемых ценных бумагах и предоставляемых услугах;
 
  - затраты на оборудование офиса, рекламную литературу;
 
  - затраты на изучение различных факторов (количество потенциальных и реальных инвесторов, частота выхода на инвестора, продолжительность одного выхода на инвестора - телефонный разговор или же другая форма общения), уровень конкуренции;
 
  - затраты по определению квот прежде всего для контроля за активностью операций по продаже. В основном эти квоты могут быть определены путем изучения спроса потенциальных инвесторов, продвижения нового вида ценных бумаг на рынок или оказания услуг по операциям с ценными бумагами.
 
  Методологическая система маркетинга на рынке ценных бумаг - это совокупность отдельных методов и приемов маркетинга, его логика, т.е. последовательность различных этапов маркетинга.
 
 
 12.3. КОНЦЕПЦИЯ, СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА МАРКЕТИНГА
 
  Концепция - это общее обоснованное направление деятельности на рынке, ориентированное на удовлетворение потребностей его участников. Концепция маркетинга на рынке ценных бумаг отражена в законодательных и нормативных актах и изменяется по мере развития самого рынка. Если на этапе становления рынка она состояла в минимизации усилий и затрат и максимизации охвата потенциальных инвесторов, то в настоящее время - в максимизации усилий по активизации рынка. Четкое формулирование концепции маркетинга способствует развитию рынка, а ее реализация обеспечивает эффективную деятельность на рынке. Следует отметить, что вопросам обоснования концепций маркетинга на российском рынке уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем возникло понимание, что маркетинг - это основа успешного бизнеса на рынке.
 
  Концепция маркетинга конкретизируется при определении политики, стратегии и тактики маркетинга на рынке ценных бумаг. Политика маркетинга предполагает постановку конкретных целей (где, когда, сколько и по какой цене продавать или покупать ценные бумаги). Политика конкретизируется в стратегии и тактике. Стратегия маркетинга понимается как долгосрочная политика на рынке ценных бумаг и характеризуется диагностическим анализом существующей ситуации и прогнозированием перспективы. При этом определяются оптимальные варианты развития рынка ценных бумаг, выбираются первоочередные и вспомогательные цели, выявляются материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Стратегию маркетинга составляют:
 
  - формулирование цели;
 
  - определение задач;