<< Пред.           стр. 13 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  - установление высокой первоначальной цены (стратегия "снятия сливок");
 
  - установление низкой первоначальной цены;
 
  - проникновение на рынок;
 
  - установление цены на основе калькуляции затрат;
 
  - персональные взаимоотношения с клиентом;
 
  - антизатратный подход;
 
  - установление цены на уровне рыночной.
 
  Ценообразование как процесс формирования цен на рынке ценных бумаг осуществляется по определенным правилам, с использованием конкретных методов, на основе общепринятых принципов и с учетом отдельных факторов.
 
 
 13.2. ВИДЫ И ФУНКЦИИ ЦЕН
 
  На рынке ценных бумаг применяются многие виды цен. Цены классифицируются по следующим признакам: 1) вид ценных бумаг; 2) тип эмитента; 3) сегмент рынка; 4) вид операций на рынке ценных бумаг; 5) место и время ценообразования.
 
  На рынке ценных бумаг различают следующие цены:
 
  - номинальная - обозначена на бланке ценной бумаги. Определяется в проспекте эмиссии при выпуске в обращение ценных бумаг. В некоторой степени это условная величина, поскольку даже на первичном рынке ценные бумаги могут продаваться не по номинальной стоимости. Номинал информирует о том, какая часть стоимости уставного капитала приходилась на одну акцию в момент формирования акционерного общества или решения вопроса о размере уставного капитала в случае его изменения;
 
  - эмиссионная - цена продажи ценной бумаги при ее первичном размещении (может не совпадать с номинальной ценой);
 
  - балансовая - определяется на основе финансовой отчетности предприятия как стоимость имущества акционерного общества, образованного за счет собственных источников, деленная на количество выпущенных акций;
 
  - учетная - по которой ценные бумаги числятся на балансе предприятия в данный момент времени;
 
  - курсовая (рыночная) - отражает соотношение спроса и предложения;
 
  - биржевая - определяется на бирже в процессе торгов;
 
  - дисконтированная, или текущая - определяется с учетом дисконтных множителей и норм инвестирования.
 
  К функциям цен относятся:
 
  - учетная - в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг учитывается (фиксируется) определенная стоимость;
 
  - контрольная - посредством установления различных цен осуществляется контроль за движением стоимости разных видов ценных бумаг;
 
  - балансирования спроса и предложения - при повышенном спросе и сокращении предложения отдельных видов ценных бумаг цены на них растут; соответственно при уменьшении спроса и росте предложения цены падают;
 
  - перераспределительная - в результате отклонения цены от стоимости вновь созданная стоимость перераспределяется между отраслями и регионами, накоплением и потреблением;
 
  - управления - цена в условиях рынка определяет, в каком количестве и какого инвестиционного качества будут выпускаться ценные бумаги, как будет осуществляться их выпуск, с какими затратами и какой прибылью, кто и какие ценные бумаги будет приобретать в зависимости от уровня доходов и потребительского бюджета.
 
 
 13.3. МЕТОДЫ И ФАКТОРЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
 
  Ценообразование на рынке ценных бумаг может осуществляться экспертным, аналитическим, статистическим, нормативно-параметрическим (балльным), балансовым методами и на основе экономико-математического моделирования. Дадим характеристику отдельным методам ценообразования.
 
  Экспертный метод основан на использовании аргументированных заключений экспертов (признанных специалистов) об уровне реальной стоимости той или иной ценной бумаги или цене определенной фондовой операции.
 
  Аналитический метод предполагает, что уровень цены определяется в результате детального анализа конъюнктуры рынка, выполнения диагностического факторного анализа, мониторинга.
 
  Статистический метод базируется на статистическом анализе с использованием средних величин, индексов, дисперсии (абсолютного отклонения от средних величин), вариации (относительного отклонения от средних величин), применении корреляционного и регрессионного анализа. В настоящее время в ценообразовании на региональных рынках ценных бумаг наиболее активно используются фондовые индексы, которые позволяют определить общую тенденцию изменения конъюнктуры рынка на определенные виды ценных бумаг.
 
  Нормативно-параметрический (балльный) метод на практике реализуется следующим образом. Каждая инвестиционная характеристика ценной бумаги или фондовой операции (параметр) имеет определенный диапазон нормативных значений. Выбранная нормативная единица оценивается тем или иным количеством баллов. Далее баллы суммируются, и полученная общая сумма баллов умножается на принятую заранее стоимостную оценку одного балла. В результате получается определенный стоимостный уровень цены.
 
  Балансовый метод теоретически является самым простым. Стоимость имущества, зафиксированная в официальной отчетности предприятия, делится на общее количество акций. На практике использовать этот метод достаточно сложно прежде всего из-за того, что стоимость имущества периодически меняется в ходе переоценки основных фондов, а также из-за нежелания многих участников фондового рынка иметь дело с реальными стоимостями ценных бумаг. Например, если вы решаете купить акции какого-либо предприятия, то выгоднее это сделать при номинальной цене акций 1000 руб., нежели 2000 руб.
 
  Экономико-математическое моделирование в виде имитационных моделей или динамического моделирования на основе графических или логических моделей с использованием компьютерных технологий базируется на построении неких схем, фиксирующих определенные зависимости и учитывающих конкретные факторы, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние. Безусловно, это весьма перспективный метод ценообразования на рынке ценных бумаг.
 
  В условиях рыночной экономики в формировании цен на ценные бумаги участвуют эмитенты и инвесторы, каждый из которых имеет свои интересы и ориентиры. В целом методические подходы при формировании цены можно разделить на три вида:
 
  - ориентация на рынок. Этот подход рассчитан на установление первоначально низкой цены с целью привлечь как можно больше инвесторов. Он используется, если очевидно, что на рынке имеется незначительное число инвесторов, готовых платить первоначально высокую цену, а также при наличии конкурентов, готовых предложить аналогичные ценные бумаги;
 
  - ориентация на издержки. Этот подход используется, когда у фирмы слишком широкий ассортимент оказываемых услуг по операциям с ценными бумагами, что делает слишком дорогостоящим проведение калькуляции затрат на каждый вид услуг;
 
  - ориентация на конкуренцию. Цены нужно устанавливать исходя из того, что на финансовом рынке имеются конкуренты, которые установили свои цены на аналогичные ценные бумаги; что сделки осуществляются по ценам, которые уже определены рынком.
 
  В настоящее время используются следующие методические подходы: 1) подход, основанный на фундаментальном анализе; 2) подход, основанный на техническом анализе. Они являются основой ценообразования на зарубежных фондовых рынках.
 
  Фундаментальный анализ базируется на следующем принципе: любой экономический фактор, снижающий предложение или увеличивающий спрос на товар, ведет к повышению цены и, наоборот, любой фактор, увеличивающий предложение и уменьшающий спрос, как правило, приводит к накоплению запасов и снижению цены. На этой основе устанавливается цена, которая соответствует определенному соотношению спроса и предложения. При использовании фундаментального анализа учитываются стоимостные показатели (опережающие, сопутствующие, запаздывающие). Опережающие показатели сигнализируют о состоянии экономики в ближайшем будущем, ее возможных изменениях и колебаниях уровня инфляции; сопутствующие и запаздывающие показатели отражают основные направления изменений в экономике и опровергают или подтверждают опережающие показатели. Эти показатели называются индикаторами. Основные сопутствующие и запаздывающие индикаторы: динамика ВНП, индекс потребительских цен, индекс инфляции. Фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг в основном осуществляется путем экономико-математического моделирования и в современной России малоперспективен.
 
  Технический анализ изучает конкретное соотношение спроса и предложения, т.е. сами изменения цен на фондовом рынке. Он сводится к построению диаграмм и графиков, отражающих показатели объема торговли и другие факторы. Графический анализ полезен, так как: 1) позволяет выполнить реальный прогноз цен; 2) определяет точное время событий; 3) фиксирует динамику цен и выявляет устойчивые тенденции.
 
  На формирование цен на фондовом рынке влияют внутренние и внешние факторы объективного и субъективного характера. Под влиянием разнонаправленных факторов цены на одну и ту же ценную бумагу могут существенно колебаться. В целом на формирование уровня цен на ценные бумаги влияют: отраслевая принадлежность эмитента и территориальные условия его размещения, степень технической оснащенности производства эмитента, качество ценных бумаг, специфика отдельных регионов, инвестиционные характеристики ценных бумаг и управленческие возможности эмитентов, меры государственного регулирования цен, учет взаимозаменяемости, учет цен на аналогичные ценные бумаги и услуги на внешнем рынке, особенности системы формирования цен на бумаги различных эмитентов, конкуренция, монополия, степень развития рыночных отношений, соотношение спроса и предложения, ставки налогов.
 
  На практике в процессе формирования цен одновременно учитывается множество рыночных факторов, которые объединены в три группы: спрос, издержки и конкуренция (факторный анализ). В соответствии с законом сбалансированности спроса и предложения общий уровень цен на ценные бумаги зависит от соотношения спроса и предложения. К факторам спроса относятся: объем потенциальных инвестиций, вкусы и привычки инвесторов, их доходы, наличие аналогичных ценных бумаг на рынке и цена на них, стоимость других финансовых инструментов.
 
  На цены на рынке ценных бумаг влияет конкуренция, так как государственный бюджет, кредитный рынок и рынок ценных бумаг не только дополняют друг друга, но и конкурируют между собой в привлечении финансовых ресурсов. Например, расширение бюджетных ресурсов, повышение налогов (при прочих равных условиях) неизбежно приведет к сокращению свободных денежных ресурсов хозяйствующих субъектов и населения и, следовательно, - к сужению рынков банковского кредита и ценных бумаг. К факторам конкуренции относятся: число и разнообразие эмитентов, наличие аналогичных ценных бумаг, уровень цен конкурентов.
 
  Факторами издержек являются эмиссионные, маркетинговые и прочие издержки, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг.
 
  Таким образом, на ценообразование на рынке ценных бумаг оказывают влияние как традиционные факторы (спрос, предложение, конкуренция), так и специфические (тип, вид, разновидность ценной бумаги, срок обращения, инвестиционные качества, управленческие возможности, рейтинг и деловая репутация эмитента, его отраслевая принадлежность, территориальное местонахождение, инвестиционный климат и инвестиционная емкость рынка). Следует отметить, что названные выше факторы могут как увеличивать, так и уменьшать уровень цены. Действие этих факторов во многом зависит от конкретных мер по государственному регулированию системы ценообразования.
 
 
 13.4. СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРВИЧНОМ И ВТОРИЧНОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
 
  Анализируя механизм ценообразования на рынке ценных бумаг, следует различать те его элементы, которые определяются органами государственного регулирования и эмитентами, выпускающими ценные бумаги, и те, которые формируются под воздействием вторичного рынка, а значит, отражают рыночное соотношение спроса и предложения.
 
  Особенности системы формирования цен определяются эмитентами еще на стадии разработки и принятия условий выпуска ценных бумаг, выборе рыночного сегмента их распространения. Если такой сегмент крайне ограничен, то цена определяется ценой первичного размещения и ценой погашения. В этом случае цена привязывается к дате продажи ценной бумаги и может быть названа назначаемой. Так как пространство вторичного рынка не ограничено, эмитент способен определить только начальную цену первичного размещения и конечную цену погашения. Промежуточные цены в течение всего срока действия ценных бумаг устанавливаются рынком, а не выпускающими их органами. Если ценные бумаги являются долговыми обязательствами (облигации, векселя), то они обладают фиксированными ценами первичной продажи и погашения, а также сроком действия и датой погашения в отличие от акций.
 
  Процесс ценообразования на первичном рынке происходит следующим образом. При выпуске новых ценных бумаг проводится организационная работа, связанная с определенными затратами: выбор видов, типов, категорий выпускаемых ценных бумаг, определение объема выпуска и цены ценных бумаг, выбор метода размещения выпуска (аукцион, торги, конкурс, подписка), подготовка проспекта эмиссии. Оплата эмитентом услуг инвестиционного института (на практике широко распространен способ размещения ценных бумаг "своими силами" - это значит, что акционерные общества экономят часть своих средств), юристов, аудиторов. На предэмиссионном совещании устанавливается окончательная цена бумаг нового выпуска с учетом финансового положения эмитента, целей выпуска и вида бумаг. Далее осуществляется непосредственно выпуск ценных бумаг в обращение. Выпуск (эмиссия) происходит при учреждении акционерного общества, увеличении размера первоначального уставного капитала, росте заемного капитала. Формы эмиссии следующие:
 
  - частичное размещение без публичного объявления и проведения рекламной кампании, продажа первым владельцам на равных условиях (цена всех акций одного выпуска одинакова);
 
  - открытая продажа с публикацией и регистрацией проспекта эмиссии (число инвесторов не ограничено).
 
  Размещение ценных бумаг возможно путем прямого обращения эмитента к инвесторам или путем привлечения посредников. В случае привлечения посредников стоимость реализации акций может возрасти на величину их вознаграждения. К размещению ценных бумаг на первичном рынке следует отнести:
 
  - продажу акций по закрытой подписке работникам приватизируемых предприятий;
 
  - продажу акций на чековых и денежных аукционах.
 
  На вторичном рынке осуществляются сделки купли-продажи ценных бумаг юридическими и физическими лицами при посредничестве инвестиционных институтов после первичного размещения бумаг. Вторичный рынок включает "уличный", неорганизованный рынок (внебиржевой) и организованный (биржевой) рынок.
 
  Формирование вторичного рынка акций приватизированных предприятий в России началось практически одновременно с появлением первых акционерных обществ. Внебиржевые сделки в разных объемах совершаются постоянно с акциями практически каждого эмитента, что связано, в частности, с формированием крупных пакетов акций перед первыми собраниями акционеров и соответственно с перевыборами совета директоров. При наличии конкуренции цены внебиржевого и биржевого рынков достигают нескольких сотен номиналов. Естественно, в основе таких отклонений лежат отнюдь не классические факторы, влияющие на курс акций, а стремление установить контроль над предприятием. Рост курсовой стоимости акций будет иметь место в силу переоценки основных фондов, однако получение дохода от перепродажи будет ограничено неликвидностью большинства акций. Наконец, существенной составляющей резкого роста котировок некоторых акций станет чисто спекулятивный фактор.
 
 
 13.5. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ
 
  Государственные ценные бумаги. По государственным ценным бумагам уровень цен зависит: 1) от вида ценных бумаг; 2) принятия условий или положений об их выпуске; 3) сложившихся экономических и политических условий. В качестве примера рассмотрим государственные краткосрочные обязательства и облигации федерального займа.
 
  Государственные краткосрочные обязательства (ГКО) - краткосрочные бескупонные облигации. Размещаются с 1992 г. через аукционы. Торги ведутся на основании заявок дилеров по договорам. В заявке указывается цена приобретения ГКО как процент от номинала (с точностью до сотой доли процента) и количество ГКО. Доходность ГКО связана со сроком обращения и потребности государства в денежных средствах. Обычно, чем ближе дата погашения, тем выше устанавливается курс и ниже доходность.
 
  Облигации федерального займа (ОФЗ) - среднесрочные (купонные) облигации. Размещались в 1995-1998 гг. через аукционы, вторичные торги велись на бирже. Доход по ОФЗ зависел от доходности ГКО. Доходность определялась по формуле сложных процентов и учитывала возможность рефинансирования. Цена ОФЗ рассчитывалась по формуле:
 
 Цена = Номинальная стоимость + Курсовая надбавка +
 
 + Накопленный купонный доход
 
  Накопленный купонный доход рассчитывался пропорционально числу дней от даты предшествующей выплаты до даты продажи ОФЗ. Для определения цены ОФЗ первого выпуска купонный доход вычислялся от даты выпуска до даты продажи. Процентная ставка купонного дохода определялась на текущий день как средневзвешенная доходность к погашению и рассчитывалась по тем выпускам ГКО, погашение которых производилось в период от 30 дней до даты выплаты очередного купонного дохода.
 
  Нарицательная, или номинальная, цена облигации служит базой при начислении процентов. Облигации имеют выкупную цену, которая может совпадать или отличаться от номинальной в зависимости от условий займа. По ней облигация выкупается (погашается) эмитентом после истечения срока займа. Кроме этого, облигация имеет рыночную цену, определяемую условиями займа и ситуацией, сложившейся в текущий момент на рынке облигаций.
 
  Текущая доходность облигации () рассчитывается по формуле:
 
 
  где К - ставка купона;
 
  - курсовая цена облигации, т.е. цена на текущий момент.
 
  Доходность к погашению () рассчитывается по формуле:
 
 
  где N - цена погашения облигации, равная номиналу;
 
  n - срок до погашения, лет.
 
  Средний курс облигаций зависит и от нормы ссудного процента: чем больший процент в текущий момент гарантируют своим вкладчикам банки, тем ниже цена облигации с фиксированным процентом. Курсовая цена облигации определяется по формуле:
 
 
 
 
  где - годовой процент по облигации (купонный процент);
 
  - ссудный (банковский) процент;
 
  - срок, на который выпущена облигация, лет;
 
  N - номинал облигации, руб.
 
  Приведенные выше формулы применимы для выплат с периодичностью один раз в год. В иных случаях (например, при выплатах процентов один раз в квартал) следует учитывать возможность реинвестирования (нового вложения) полученных доходов, что увеличивает доходность в пересчете на год. Формула текущей доходности в этом случае видоизменяется следующим образом:
 
 
 
 
  Акции. По акциям различают следующие показатели: 1) балансовая стоимость; 2) рыночная стоимость; 3) сравнительная стоимость; 4) текущая, или дисконтированная, стоимость; 5) стоимость, скорректированная на инфляцию.
 
  Балансовая стоимость акций определяется на основе бухгалтерской отчетности предприятия. Их сравнительная стоимость основана на сравнении доходности акций с доходом по депозитам. Текущая, или дисконтированная, стоимость акций рассчитывается с учетом коэффициента дисконтирования:
 
 
 
 
  где n - периоды дисконтирования (поквартально);
 
  I - норма инвестирования, обычно равная ставке рефинансирования Центрального банка РФ (в настоящий момент - 55% годовых).
 
  Стоимость акций, скорректированная на инфляцию, определяется по формуле Фишера:
 
 
 
  или
 
 
 
  где r - номинальная ставка доходности;
 
  Р - реальная ставка доходности (рентабельность);
 
  a - темп инфляции.
 
  При учреждении акционерного общества курс акций () вычисляется по следующей формуле:
 
 
 
  где Н - номинал;
 
  - прибыль учредителя.
 
  Коэффициент рыночной конъюнктуры () акций определяется как отношение объема платежеспособного спроса к объему предложения. Если < 1, то курс завышен и можно ожидать недоразмещения выпуска; если > 1, то акции недооценены; если = 1, то акции реально оценены.
 
  Корпоративные облигации. Установление цены предложения на корпоративные облигации достаточно сложно, так как невозможно подыскать вариант для сравнения с аналогичным рейтингом и сроком погашения. Обычно используется конверсионный эквивалент (). Это приведенная цена, по которой должны продаваться акции, для того чтобы они были абсолютно эквивалентны облигациям:
 
 = Рыночная цена облигаций / Число акций.
 
  Размер купонных выплат по облигациям определяется в процентах от номинала:
 
 Размер купонных выплат = Н Купонный процент / 100%.
 
  Рыночный курс облигации рассчитывается следующим образом:
 
 
 
 
  Рыночная цена () определяется по формуле:
 
 
 
 
  где t - число периодов до погашения;
 
  с - период купонных выплат по облигациям, лет;
 
  Т - период от выплаты по купону до совершения сделки купли-продажи, дней;
 
  - доходность облигации;
 
  - доходность акции.
 
  Конвертируемая облигация стоит дороже, чем неконвертируемая, так как дает ее владельцу дополнительные права. Стоимость конвертируемой облигации можно рассчитать по следующей формуле:
 
 
 
 
  где - коэффициент конвертации, который определяется как отношение конверсионной стоимости к рыночной цене и устанавливается как постоянная величина на весь период конвертации.
 
  Для расчета текущей доходности облигаций и доходности к погашению используются следующие формулы:
 
 Текущая доходность = Сумма процентов, выплаченных за год / Курсовая стоимость (цена приобретения) 100%;
 
 Доходность к погашению = Процентный доход + Дисконт / Курсовая стоимость (цена приобретения) 100%.
 
  Контрольные вопросы
 
  1. Назовите объекты и субъекты ценообразования на рынке ценных бумаг.
 
  2. Какой элемент цены на ценные бумаги является наиболее важным и почему?
 
  3. Назовите пять отличительных особенностей ценообразования на рынке ценных бумаг.
 
  4. Чем отличаются методы ценообразования на рынке ценных бумаг от методов ценообразования на рынке товаров и услуг?
 
  5. В чем состоят главные проблемы ценообразования на первичном и вторичном рынке ценных бумаг?
 
  Проверочные задания
 
  1. Дефиниция какого понятия приведена ниже?
 
  Курс, по которому совершаются сделки купли-продажи на рынке ценных бумаг.
 
  2. Вставьте пропущенные названия ценных бумаг.
 
  Курс (цена)... и производных от них ценных бумаг измеряется в рублях, а курс (цена)... определяется в процентах к номинальной стоимости этих бумаг.
 
  3. Закончите предложение.
 
  Ценообразование на акции зависит от следующих факторов...
 
 
 ТЕМА 14
 ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ АКЦИЙ
 
  План занятия:
 
  1. Основы оценки рыночной стоимости акций.
 
  2. Определение рыночной стоимости акций на основе оценки стоимости чистых активов.
 
  3. Определение стоимости реализованных (выбывших) ценных бумаг.
 
  4. Методика комплексного подхода к определению рыночной стоимости акций.
 
  5. Оценка стоимости акций на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
 
 
 14.1. ОСНОВЫ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ АКЦИЙ
 
  Оценка стоимости акций является одной из сложных проблем современного рынка ценных бумаг России. Это связано с рядом обстоятельств, основными из которых являются следующие: 1) разнообразие видов стоимости ценных бумаг; 2) наличие альтернативных концепций определения стоимости ценных бумаг и методов ее расчета; 3) большая специфика модификаций корпоративных ценных бумаг; 4) одновременное влияние разнонаправленных факторов на уровень стоимости ценных бумаг; 5) нехватка профессионально подготовленных аналитиков финансового рынка; 6) отсутствие специализированных организационных структур.
 
  На мировом фондовом рынке различают две основные категории стоимости ценных бумаг - рыночную стоимость (market value) и справедливую рыночную стоимость (fair market value). Рыночная стоимость выступает при этом в качестве нижнего уровня, а справедливая рыночная стоимость отражает верхний максимально возможный уровень стоимости. Справедливая рыночная стоимость определяется как цена, по которой активы компании могут быть проданы в результате добровольного соглашения покупателя и продавца при условии, что обе стороны сделки купли-продажи полностью владеют достаточной и достоверной информацией, не подвержены какому-то ни было влиянию и ограничениям во времени.
 
  Используются различные концепции определения стоимости корпоративных ценных бумаг. Одни базируются на оценке изменений активов, а другие - на изучении прогнозируемых доходов. С позиций концепции, базирующейся на оценке изменения активов, определяется балансовая, учетная, стоимость погашения или аннулирования ценных бумаг. Расчет дисконтированной, аукционной, ликвидационной стоимости основан на концепции оценки прогнозируемых доходов.
 
  Балансовая стоимость рассчитывается как частное от деления стоимости чистых активов на число ценных бумаг. Чистые активы определяются по балансу предприятия следующим образом:
 
 Чистые активы = Раздел I актива + Раздел II актива +
 
 + Раздел III актива - Раздел V пассива - Раздел VI пассива
 
  Балансовая стоимость корпоративных ценных бумаг рассматривается как базисная стоимость и используется во многих случаях (например, при реорганизации, ликвидации, реструктуризации предприятия). На мировом фондовом рынке балансовая стоимость является своего рода базисным критерием оценки рыночной стоимости. Широко применяется оценка стоимости на основе балансового множителя, который представляет собой соотношение между рыночной и балансовой стоимостью. Использование балансового множителя приемлемо при условии, что ценные бумаги предприятия часто выставляются на торги и по ним постоянно определяются котировки.
 
  Скорректированную балансовую стоимость специалисты Комиссии по ценным бумагам США рекомендуют применять при оценке ценных бумаг ликвидируемых предприятий. Вначале определяется рыночная стоимость каждого элемента активов, далее определяется суммарная рыночная стоимость всех элементов активов, а потом рассчитывается балансовый множитель. Балансовый множитель в свою очередь подлежит корректировке. Он снижается при большом удельном весе заемных средств в структуре капитала предприятия, при дисконтировании рыночной стоимости элементов активов с учетом времени и затрат на продажу.
 

<< Пред.           стр. 13 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу