<< Пред.           стр. 5 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  в) Дилер - это профессиональный участник биржевых сделок, работающий самостоятельно и совершающий сделки за свой счет.
 
  2. Вставьте в предложение нужные слова.
 
  Брокеры получают оплату за услуги как... от объема продаж. (Слова для вставки: сумма, процент, маржа.)
 
  3. Закончите предложение.
 
  Биржевые индексы позволяют...
 
 
 ТЕМА 4
 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ
  План занятия:
 
  1. Понятие, цели и задачи системы управления рынком ценных бумаг.
 
  2. Субъекты и объекты системы управления рынком ценных бумаг в России.
 
  3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
 
  4. Саморегулирование рынка ценных бумаг.
 
  5. Инфраструктура системы управления рынком ценных бумаг.
 
 
 4.1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ
 
  Система управления рынком ценных бумаг - это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования и развития фондового рынка. Ключевым моментом в процессе управления любой системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.
 
  В качестве цели регулирования рынка иногда называют защиту интересов инвесторов, но такой подход к постановке цели является односторонним. Инвестор выступает одним из элементов управляющей подсистемы, выполняя только ему присущую функцию, тесно связан с другими элементами системы управления и обладает способностью взаимодействовать и интегрироваться с ними. Направленное воздействие на один из элементов системы может привести к нарушению устойчивости системы в целом, что противоречит общему правилу менеджмента: стремиться к устойчивости системы в целом, а не тех или иных ее элементов или подсистем. С этой точки зрения именно обеспечение ликвидности и устойчивости рынка ценных бумаг затрагивает интересы всех участников рынка и государства. Защиту интересов инвесторов можно считать тактической задачей, обусловленной тем, что в настоящее время многие инвесторы находятся в более уязвимом положении по сравнению с эмитентами, регистраторами, посредниками, что связано со специфическими процессами становления рынка.
 
  Кроме определения цели в процесс регулирования рынка входит выработка механизма регулирования, который включает рычаги управления, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Правовое обеспечение - это законодательные акты, постановления, указы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение - это инструкции, нормативы, нормы, методические указания и разъяснения, а также правила, утверждаемые организациями профессиональных участников рынка. Информационное обеспечение - это разного рода экономическая, коммерческая, финансовая и прочая информация.
 
  Совокупность государственных и негосударственных методов регулирования составляет, в свою очередь, основу системы управления рынком ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг - это объединение в одну систему определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение фондовых операций, подчинить их определенным требованиям и правилам. Это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка ценных бумаг в рамках действующего законодательства.
 
 
 4.2. СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ
 
  Как любая система управления, система управления рынком ценных бумаг строится в соответствии с его целями, стратегией и задачами и включает две подсистемы: управляющую и управляемую, которые обслуживает организационная, функциональная и техническая инфраструктура. Первая подсистема выступает в роли субъекта, а вторая - объекта управления. Управляющая подсистема включает:
 
  - государственные органы и саморегулируемые организации, осуществляющие на рынке ценных бумаг законодательную, регистрационную, лицензионную и надзорную деятельность;
 
  - законодательную инфраструктуру (нормативно-правовые документы, действующие на рынке ценных бумаг, 90% которых - законодательные акты);
 
  - этику фондового рынка (правила ведения бизнеса, утверждаемые саморегулируемыми организациями);
 
  - традиции и обычаи.
 
  Управляемая и управляющая подсистемы выполняют соответствующие функции. К функциям объекта управления относятся: организация движения финансовых ресурсов, обеспечение качества ценных бумаг, информационное обеспечение рынка. Субъект управления выполняет такие функции: координация, регулирование, прогнозирование, стимулирование, организация и контроль процессов, происходящих на рынке.
 
  Воздействие субъекта на объект управления, т.е. сам процесс управления, может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. Процесс управления рынком предполагает получение, передачу, переработку и использование информации. Решение этой задачи основано на применении современной вычислительной техники и технологии, развитии телекоммуникационных систем, обслуживающих локальные рынки ценных бумаг. Создание общенациональной телекоммуникационной системы, объединяющей региональные рынки, даст возможность координировать функционирование и развитие рынка ценных бумаг в целом, соблюдать единые правила проведения фондовых операций, регистрации ценных бумаг, торговли ими, составления отчетности, существенно облегчит и ускорит процесс совершения сделок.
 
 
 4.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
 
  Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг:
 
  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.
 
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.
 
  Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:
 
  - разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;
 
  - разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.;
 
  - регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.
 
  Задачами государственного регулирования являются:
 
  - реализация государственной политики развития рынка ценных бумаг;
 
  - обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов;
 
  - создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.
 
  Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.
 
  Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФКЦБ России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПАРТАД, НАУФОР), с другой стороны. В России стихийно сложилась смешанная, полицентрическая модель фондового рынка, на котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков).
 
  Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:
 
  - разработка концепции развития рынка, осуществление программы ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;
 
  - концентрация ресурсов (государственных и частных) в первую очередь для развития инфраструктуры рынка;
 
  - контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов);
 
  - установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм;
 
  - создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
 
  - создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);
 
  - предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового);
 
  - регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства;
 
  - разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг;
 
  - арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг;
 
  - налогообложение.
 
  В настоящее время в России эти задачи выполняются частично. Ввиду недостаточного развития института профессиональных участников рынка ценных бумаг, отсутствия традиций и устоявшихся методов работы, основную роль в управляющей подсистеме регулирования рынка ценных бумаг играют государственные органы. Указом Президента РФ "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации" от 4 ноября 1994 г. функция главного координирующего органа передана Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ (ныне Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - ФКЦБ России).
 
  Государственное регулирование главным образом осуществляется на основе нормативно-правовых актов. В настоящее время их действует более 300, но этого явно недостаточно, если сравнить российскую нормативно-правовую базу с многотомными собраниями законодательных актов по ценным бумагам в странах с развитым фондовым рынком. Основополагающими документами по государственному регулированию рынка ценных бумаг являются Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах", Постановление ФКЦБ России "Об утверждении стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии" (сентябрь 1996 г.), Постановление ФКЦБ России "Об утверждении стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций" от 11 ноября 1998 г.
 
  В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В них имеется немало противоречий, двойных толкований и "белых пятен". Например, слабо урегулированы трастовые операции, операции, связанные с залогом ценных бумаг и ссудой ценными бумагами, отсутствует адекватное правовое толкование новых типов институциональных инвесторов, акций на предъявителя, безбумажного выпуска ценных бумаг, прав и обязанностей самоуправляемых ассоциаций участников рынка ценных бумаг. По некоторым оценкам, действующая нормативно-правовая база реально сдерживает развитие фондового рынка, непосредственно влияя на уменьшение объема инвестиций в ценные бумаги. Примерно половина нормативно-правовых актов связана с государственными ценными бумагами и приватизацией. В целом законодательство, регулирующее обращение ценных бумаг, имеет большие пробелы, не охватывает важные области фондового рынка.
 
  На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка. На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.
 
  Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:
 
  - регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
 
  - лицензирование деятельности профессиональных участников рынка;
 
  - аттестация специалистов инвестиционных институтов;
 
  - страхование инвесторов;
 
  - аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
 
  - надзор и контроль за проведением фондовых операций;
 
  - регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
 
  - раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.
 
  Федеративное устройство России предполагает двухуровневое регулирование рынка ценных бумаг: на федеральном и региональном уровнях. Если федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков ценных бумаг пока еще формируется. Это связано с тем, что в целом региональные рынки характеризуются недостаточным развитием инфраструктуры и сети коммуникаций. Хотя примеры городов Москвы и Санкт-Петербурга, Нижегородской и Свердловской областей свидетельствуют о больших перспективах их развития.
 
  На региональном уровне в целом преобладает государственное регулирование, широко используются командно-административные методы управления. Методы экономического и социально-психологического управления региональными рынками ценных бумаг применяются недостаточно эффективно. Это связано прежде всего с отсутствием необходимого числа профессиональных менеджеров. Важными аспектами экономического регулирования являются наполнение рынка ценными бумагами с различными инвестиционными качествами, предложение привлекательных инвестиционных программ. Социально-психологические методы регулирования рынка ценных бумаг связаны с формированием определенного общественного мнения, целенаправленной работой по мотивации поведения инвесторов.
 
  Действующая нормативно-правовая база в регионах часто противоречит федеральной. Она не в полной мере защищает интересы инвесторов, не дает четких разъяснений по регулированию операций на вторичном рынке и применению санкций к нарушителям. В этих условиях повышается значение конкретных мер, направленных на упорядочение регулирования региональных рынков ценных бумаг. Регулирование процессов, происходящих на фондовом рынке, является также одной из сфер деятельности региональных комиссий, образованных в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации". Цель таких комиссий - обеспечить выполнение установленных законодательством РФ норм, правил и условий функционирования фондового рынка, а также практическую реализацию решений, принимаемых ФКЦБ России, и контролировать деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг на территории региона.
 
  В состав региональной комиссии входят представители администрации территорий (отдела или департамента управления государственным имуществом, финансового управления), территориальных подразделений фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции и налоговой полиции, управления Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, Центрального банка и др. При региональной комиссии создается консультационно-совещательный орган - экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представители профессиональных участников рынка ценных бумаг и их союзов, иных общественных объединений, фондовых бирж, а также независимые эксперты.
 
  Региональная комиссия обеспечивает выполнение на подведомственной территории постановлений ФКЦБ России, распоряжений ее региональных представительств. В сферу ее компетенции входят следующие вопросы:
 
  - разработка основных направлений развития регионального рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов по вопросам регулирования фондового рынка в пределах установленных полномочий;
 
  - регламентация порядка деятельности: 1) юридических и физических лиц на региональном рынке ценных бумаг; 2) специализированных регистраторов, депозитариев, инвестиционных институтов, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;
 
  - определение обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению.
 
 
 4.4. САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
 
  Важную роль в управлении рынком ценных бумаг предстоит сыграть объединениям профессиональных участников фондового рынка (саморегулируемым организациям). Саморегулирование предполагает использование методов общественного регулирования. К таким методам относятся разработка стандартов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и их повсеместное применение на практике, запрещение недобросовестной рекламы, формирование общественного мнения (public relations) с целью мотивации поведения инвесторов и эмитентов.
 
  Саморегулируемыми организациями являются ассоциации, союзы и связанные договорными отношениями сообщества профессиональных участников рынка ценных бумаг. В общепринятой практике данные организации называют также саморегулирующимися. Но более точно было бы их назвать организациями саморегулирования рынка, так как саморегулируемое функционирование рынка и предполагает установление квалификационных и этических норм для его участников, правил торговых операций и контроль за их соблюдением. Эффективность рыночной системы зависит от профессионального уровня рыночных агентов, требования к которым формируются объединениями профессиональных участников рынка ценных бумаг. Эти объединения не только защищают интересы участников фондового рынка, но и устанавливают жесткие правила поведения на нем, обеспечивают действенный контроль за их соблюдением.
 
  В конце 1994 г. в России была создана "Профессиональная ассоциация участников фондового рынка" (ПАУФОР). Две саморегулируемых организации - "Совет крупнейших регистраторов и депозитариев" (СКРО) и "Профессиональная ассоциация регистраторов, трансферт-агентов и депозитариев" (ПАРТАД) - стали инициаторами разработки Положения "О деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг" (принято 21 июня 1995 г.), в соответствии с которым были введены единые стандарты по регламентации деятельности регистраторов. Активную работу на рынке ценных бумаг проводят самая крупная саморегулируемая организация - "Национальная ассоциация участников фондового рынка" (НАУФОР) и некоммерческое партнерство "Объединение по защите интересов акционеров предприятий и организаций" (ОПИАК).
 
  В июле 1997 г. Омское отделение ФКЦБ сообщило о проведении учредительного собрания "Западно-Сибирской ассоциации участников рынка ценных бумаг". Учредителями этой организации стали профессиональные участники рынка ценных бумаг и банки. Цели ее создания:
 
  - обеспечение условий деятельности профессиональных участников рынка в регионе;
 
  - соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке;
 
  - защита интересов и прав членов ассоциации;
 
  - разработка предложений по развитию регионального фондового рынка;
 
  - оказание информационной, методической и консультационной поддержки членам ассоциации, представление профессиональных интересов ассоциации в государственных и иных учреждениях и организациях;
 
  - координация деятельности членов ассоциации по выработке мер экономической безопасности, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
 
  В мае 1997 г. создан Совет эмитентов при ФКЦБ России. Основными направлениями деятельности образованных в его составе временных рабочих групп из числа представителей ФКЦБ и эмитентов являются:
 
  - оптимизация корпоративного управления и регистрация проспектов эмиссии;
 
  - совершенствование деятельности регистраторов;
 
  - переход на международные стандарты бухгалтерского учета;
 
  - совершенствование обращения ценных бумаг и повышение их ликвидности.
 
  К положительным сторонам саморегулирования относятся:
 
  1) разработка стандартов поведения самими профессиональными участниками рынка ценных бумаг, реально представляющими его особенности;
 
  2) экономия государственных средств, сокращение аппарата управления рынком ценных бумаг;
 
  3) участники рынка ценных бумаг, как правило, больше заинтересованы в нормальном регулировании, чем правительственные чиновники. Контроль общественных структур более требовательный, чем со стороны чиновников;
 
  4) с помощью общественного регулирования проще ввести этические нормы поведения профессиональных участников рынка ценных бумаг.
 
  В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" саморегулируемые организации имеют статус структур, вырабатывающих четкие стандартные требования к своим членам. Основные правила деятельности саморегулируемых организаций включают требования к размеру капитала и уровню кредитоспособности, этичного поведения членов организации, ведения дел и учета в соответствии с законодательными нормами, компетентности управляющих и специалистов, информационной открытости и т.д.
 
 
 4.5. ИНФРАСТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ЦЕННЫХ БУМАГ
 
  Особую роль в системе управления рынком ценных бумаг играет инфраструктура. Функциональная (фондовые биржи, фондовые отделы валютных и товарных бирж, постоянные фондовые аукционы), техническая (клиринго-расчетная, депозитарная, регистрационная сеть) и организационная подсистемы инфраструктуры обеспечивают нормальное функционирование рынка ценных бумаг (рис. 4.1).
 
 Инфраструктура системы управления вторичным рынком
 
 
 
  Организационная
  Функциональная
  Техническая Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее региональные отделения
  Фондовые биржи и фондовые отделы универсальных и товарных бирж
  Информационные системы, специальные издания, теле- и радиопередачи Региональные комиссии
 Мингосимущества
 и территориальные комитеты (отделы) управления государственным имуществом
  Фондовые центры
 Фондовые магазины
 Фондовые аукционы
  Реестродержатели
 Регистраторы
 Депозитарии Федеральный фонд государственного имущества и фонды государственного имущества территорий
  Фондовые отделы и отделы ценных бумаг предприятий
 
 Аттестованные специалисты рынка ценных бумаг
  Центры вексельного обслуживания
 
 
 Клиринговые центры
 Рис. 4.1. Инфраструктура системы управления вторичным рынком
  Особое значение имеет информационное обеспечение. Это связано с тем, что качество и потребительские свойства ценных бумаг очень важно проверить до момента покупки (и убедиться в том, что цена товара соответствует его ценности для потребителя). Поскольку проверка инвесторами потребительских качеств такого товара до момента покупки крайне затруднена, очевидно, что возможности злоупотреблений на рынке ценных бумаг существенно выше, чем на других рынках. Отсюда необходимость особого регулирования отношений на этом рынке, как представляющем повышенную опасность нарушения законных интересов инвесторов - физических и юридических лиц. Основой такого регулирования может быть информационное обеспечение.
 
  Оценивая состояние системы регулирования рынка ценных бумаг в России, в первую очередь следует отметить отсутствие эффективного регулирования как со стороны государства, саморегулируемых организаций, так и со стороны самих субъектов рынка ценных бумаг. Развитие рынка ценных бумаг сдерживается прежде всего неразвитостью технической и функциональной подсистем инфраструктуры. Неэффективно действует система контроля за операциями на рынке ценных бумаг. По мере усложнения и расширения масштабов рынка ценных бумаг возникает необходимость в передаче регионам части контрольных функций.
 
  Одним из признаков низкого уровня развития фондового рынка является фактическая изолированность локальных рынков ценных бумаг в России. Из-за отсутствия эффективных средств коммуникаций инвесторы не имеют доступа ко всем ценным бумагам, обращающимся на рынке. В конечном счете это ограничивает возможности межрегионального перелива капиталов и препятствует реализации стратегии структурной политики. Формирующиеся на местах фондовые рынки должны быть связаны через центральную информационную систему, ориентированную на операции с наиболее ликвидными ценными бумагами. Без такой системы нельзя наладить свободное движение ценных бумаг, гарантировать безопасность работы и надежность операций на фондовом рынке. Сложность решения данной проблемы связана с огромными масштабами российского рынка ценных бумаг, а также особенностями региональных рынков.
 
  Однако имеются отдельные попытки решения этих проблем. Например, уполномоченными представителями администрации Орловской области, Ассоциации центрально-черноземных областей России "Черноземье" и Московской межбанковской валютной биржи были подписаны "Меморандум о сотрудничестве в области развития рынка ценных бумаг в Центральном Черноземье" и "Декларация о развитии рынка ценных бумаг в Орловской области". В рамках подписанных документов предполагается развивать в центрально-черноземных областях высокотехнологичную инфраструктуру рынка ценных бумаг на основе новейших информационных технологий и сложившихся международных стандартов, формировать в регионе благоприятный инвестиционный климат, обеспечивать защиту прав инвесторов с помощью создания "прозрачного" рынка и системы раскрытия информации об эмитентах и финансовых институтах, развивать нормативно-правовую базу фондового рынка с выработкой предложений по ее совершенствованию как на местном, так и на федеральном уровне.
 
  В широком смысле инфраструктура рынка ценных бумаг включает четыре взаимосвязанных блока:
 
  - систему торговли ценными бумагами;
 
  - систему расчетов по заключенным сделкам;
 
  - информационную систему, обеспечивающую сбор, обработку и предоставление участникам операций с ценными бумагами информации об эмитентах, выпусках, котировках и местах торговли ценными бумагами;
 
  - телекоммуникационную систему, объединяющую всех участников фондового рынка и обеспечивающую оперативную и согласованную работу остальных блоков.
 
  К основным направлениям развития информационного обеспечения относятся:
 
  - расширение объема публикаций с определением минимального массива информации, подлежащей раскрытию участниками рынка ценных бумаг;
 
  - введение обязательности публикации любых фактов деятельности эмитентов, способных повлиять на курс ценных бумаг;
 
  - создание сети независимых рейтинговых агентств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов ценных бумаг;
 
  - широкая публикация макро- и микроэкономической отчетности;
 
  - четкое разграничение информации, относящейся к коммерческой тайне, и данных, не являющихся таковой;
 
  - развитие сети специализированных изданий, характеризующих отдельные сегменты рынка ценных бумаг;
 
  - создание общепринятой системы показателей оценки состояния рынка ценных бумаг.
 
  Указом Президента РФ "О создании условий для проведения заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала" от 12 ноября 1997 г. предусмотрено образование независимого федерального рейтингового агентства на базе информационного агентства "Интерфакс". Задача этого агентства состоит в создании системы, обеспечивающей квалифицированную и объективную оценку экономического положения и платежеспособности субъектов РФ, а также предприятий и организаций, готовящихся к проведению заемных операций на внутреннем и внешнем рынке капитала. Правительство РФ будет использовать оценки агентства при подготовке решений о выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти субъектов РФ.
 
  Признавая необходимость использовать различные методы регулирования фондового рынка, важно правильно определить их соотношение и добиться их скоординированности.
 
  Контрольные вопросы
 
  1. Каковы основные параметры системы управления рынком ценных бумаг?
 
  2. Чем функции саморегулируемых организаций в системе управления рынком ценных бумаг отличаются от функций органов государственного регулирования?
 
  3. Сформулируйте основные проблемы и перспективы развития системы управления рынком ценных бумаг в России.
 
  4. Каковы особенности регулирования региональных рынков ценных бумаг?
 
  5. Какой зарубежный опыт управления рынком ценных бумаг можно использовать в России?
 
  6. Какова специфика финансового менеджмента на рынке ценных бумаг?
 
  7. Как трактует Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" роль, задачи и функции саморегулируемых организаций?
 
  Проверочные задания
 
  1. Выберите правильный ответ.
 
  Система управления рынком ценных бумаг - это:
 
  а) совокупность государственных и негосударственных методов регулирования развития рынка ценных бумаг;
 
  б) совокупность федерального и территориального механизмов управления рынком ценных бумаг;
 
  в) сочетание механизмов и форм регулирования рынка ценных бумаг.
 
  2. Зачеркните ненужное.
 
  К проблемам развития системы управления рынком ценных бумаг относятся: совершенствование нормативно-правовой базы, анализ опыта работы с ценными бумагами, повышение квалификации специалистов рынка ценных бумаг, аудит ценных бумаг, развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг, оценка эффективности управления.
 
  3. Вставьте в предложение необходимые по смыслу слова.
 
  Менеджмент на фондовом рынке... системы управления рынком ценных бумаг.
 
 
 ТЕМА 5

<< Пред.           стр. 5 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу