<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ОТЧЕТ
 маркетингового исследования
 
 "Рынок полимерных укупорочных средств"
 
 
 
 
 
 
 Москва, 2004
 
 
 
 
 Оглавление
 Спецификации 4
 Основные результаты исследования 5
 Глава 1. Виды полимерных укупорочных изделий 7
 Глава 2 . Российский рынок полимерных укупорочных изделий 11
 2.1. Потребление полимерных укупорочных изделий 11
 Общий объем потребления 11
 2.2 Внутреннее производство 14
 Типы производителей 14
 Профили производителей 16
 2.3. Уровень отпускных цен на полимерные укупорочные изделия 23
 2.4. Характеристика импорта полимерных укупорочных изделий в РФ 25
 Общий объем импорта 25
 Структура импорта по отраслям 26
 Глава 3. Определение перспективных направлений для организации производств полимерных укупорочных средств 28
 3.1. Сегмент "Напитки" 28
 Общий объем потребления 28
 Структура потребления 29
 Типы полимерных укупорочных средств, потребляемых предприятиями 31
 Возможности импортозамещения 34
 Тенденции развития потребляющих отраслей 36
 3.2 Сегмент "Пищевые продукты" 40
 Оценка игроками перспектив рынка 40
 Общий объем потребления 40
 Потребление полимерных укупорочных средств в сегменте "Молоко" 42
 Типы полимерных укупорочных средств, потребляемых предприятиями отрасли 44
 Характеристика используемых крышек 46
 Планы на будущее 47
 Потребление крышек в сегменте "Растительное масло" 48
 Типы используемых крышек 48
 Характеристика сезонности потребления 48
 Характеристика используемых крышек 50
 Планы на будущее 51
 Возможности импортозамещения. 53
 Тенденции развития отрасли 55
 3.3. Сегмент "Парфюмерия и косметика" 65
 Общий объем потребления 65
 Типы используемых крышек в сегменте 66
 Сезонность потребления крышек 67
  Характеристика используемых крышек 67
 Планы на будущее 68
 3.4. Сегмент "Бытовая химия" 75
 Общий объем потребления 75
 Типы полимерных укупорочных средств, потребляемых предприятиями. 77
 Общее потребление полимерных укупорочных средств предприятиями сегмента. 79
 Характеристика используемых крышек 80
 Сезонность потребления крышек 81
 Характеристика используемых пробок 82
 Тип используемых стопорных элементов 82
 Сезонность потребления пробок 83
 Характеристика используемых колпачков 84
 Способы предохранения от вскрытия 85
 Прочие характеристики потребления укупорочных средств в сегменте. 85
 Тенденции развития отрасли 86
 3.5. Сегмент "Лакокрасочные изделия" 90
 Оценка игроками перспектив рынка. 90
 Общий объем потребления 90
 Типы укупорочных средств, используемых в сегменте 91
 Сезонность потребления укупорочных средств 92
 Тенденции развития потребляющих отраслей. 93
 3.6. Сегмент "Фармацевтика" 95
 Общий объем потребления. 95
 Уровень потребления 95
 Сезонность потребления укупорочных средств 96
 Характеристика используемых крышек. 97
 Диаметр крышек 97
 Планы на будущее. 98
 Тенденции развития отрасли 100
 Глава 4. Инновации и технологические особенности производства полимерных укупорочных средств 102
 4.1. Новые виды крышек 102
 Типы крепления крышек к емкости 108
 Наиболее распространенные механизмы открытия крышек 110
 Стандарты на закручивающиеся крышки. 115
 Расположение крышки 115
 Размеры крышек. 116
 Особенности закручивания крышек. 117
 4.2. Качественные оценки конъюнктуры потребления укупорочных изделий 119
 Приложение 1.Поставщики полимерных укупорочных изделий (результаты опроса) 120
 Приложение 2. Предприятия, потребляющие полимерные укупорочные средства (результаты опроса) 130
 
  Основные результаты исследования
 
 
 * На рынке полимерных укупорочных изделий наиболее распространенными являются крышки стандарта BPF, PCO и DIN. Типоразмеры крышек зависят от требований потребляющих отраслей к укупорочным изделиям.
 * Наиболее инновационным направлением мирового производства крышек является производство многофункциональных крышек - child resistant (с защитой от детей), tamper evident (со свидетельством от вскрытия), dispensing (с диспенсерами различной конструкции)
 * В ближайшие несколько лет доля полимерных укупорочных изделий будет неуклонно увеличиваться, будут востребованы многофункциональные крышки. Привычные сегменты потребления укупориваемых продуктов будут постепенно смещаться к single формату. Наиболее перспективной является тара емкостью 0,3-0,6 л и крышка под нее (например, Sportcap).
 * Всех игроков российского рынка полимерных укупорочных изделий можно условно разделить на 3 группы: 1) отечественные производители, работающие "по старинке" на низкопроизводительном устаревшем оборудовании (КБ им. Кокошкина, Нарофоминский завод пластических масс), 2) крупные международные (Alcoa, Bericap) и отечественные производители и поставщики (Европласт, Итера, Ретал) крышек, 3) достаточно небольшие отечественные производства для "узких" рынков (парфюмерия, косметика, бытовая химия, фармацевтика) - Гай и К, Вита-пласт, Випс-мед и др.
 * Рынок полимерных укупорочных изделий является крайне неоднородным и очень четко ограничивается сегментами потребления.
 * Рынок полимерных укупорочных изделий является крайне неоднородным, преобладают крышки для ПЭТ-тары.
 * Рынок является достаточно насыщенным, те сегменты, где отсутствует "массовое" отечественное производство, закрываются импортными поставками крышек.
 * Наиболее перспективными является производства следующих видов крышек:
 * Крышки с горловиной 35-38 мм для питьевой воды
 * Sport-cap крышки или подобные им крышки для тары емкостью 0,33-0,6 л (питьевые йогурты, газированная вода, соки и др.)
 * Combi-top крышки для молочных продуктов (как часть упаковки Tetra Pack)
 * Combi-top крышки для соков (аналогично предыдущему виду)
 * Закручивающиеся крышки для продукции в пакетах диаметром 12 мм (майонез, кетчупы и др.)
 * Самые разнообразные крышки диаметром 52 мм или 62 мм для соусов;
 * Стандартные закручивающиеся крышки для продукции бытовой химии;
 * Крышки новой конструкции для парфюмерии и косметики;
 * Основным барьером для организации производств специальных крышек в России является высокая стоимость пресс-форм и долгий срок окупаемости производства.
 * Рентабельность производства колеблется в диапазоне 15-30%, увеличить существующую рентабельность можно за счет применения принципиально новых технологических решений, которые обычно уже запатентованы.
 
 
 Глава 1. Виды полимерных укупорочных изделий
 
  Для описания полимерных укупорочных изделий нужно первоначально определиться с терминами. В отношении таких понятий, как пластиковые колпачки, пробки, крышки и другие предметы для укупорки емкостей существует столь серьезная путаница среди самих производителей, что порой невозможно понять, о каком именно товаре идет речь. В связи с этим необходимо ввести некоторые определения, приведенные ниже.
  Пластиковыми пробками, по аналогии со "старшими родственниками" из пробкового дерева, называют такое укупорочное средство для жидкостей, которое имеет возможность "войти" в горло емкости, к примеру, бутылки под шампанское. Благодаря полной герметичности такие пробки нашли применение в химической промышленности и фармацевтике для укупорки химически активных жидкостей.
  Колпачками называются крышки, крепящиеся методом набивания на горло бутылки, охватывая его снаружи (так называемые "нахлобучки"). Они не имеют резьбы и чаще всего используются для укупорки косметических средств, бытовой химии и растительных масел.
  Крышки же крепятся на горле емкости с помощью винтовой резьбы. Преимущества пластиковых крышек - удобство многократного откупоривания/укупоривания и обеспечение герметичности бутылки - нашли применение, прежде всего, в пищевой промышленности, связанной с производством жидких продуктов.
  Далее в тексте будут использоваться указанные термины, но под "рынком крышек" подразумевается рынок всех укупорочных полимерных изделий в интересующем нас контексте.
  Все потребляемые типоразмеры полимерных изделий можно условно разделить на три большие группы. Это, прежде всего крышки для ПЭТ-тары, крышки для различных полимерных флаконов и крышки для прочей продукции. В первой и третьей группе все достаточно ясно и понятно, выпускаемые крышки достаточно четко стандартизированы, во второй дела обстоят несколько хуже.
  В первой группе полимерные изделия производятся в соответствии со стандартом BPF/PCO, где наиболее распространенным является диаметр горла 28 мм, также достаточно популярны диаметры 35 и 38 мм. Эти крышки применяются в основном для газированных и негазированных напитков. Среди крышек для растительного масла самым распространенными являются крышки oil-стандарта с диаметром горла 29 и 31 мм. Крышки для ПЭТ-тары разделяют на два класса - однокомпонентные, выполненные полностью из полиэтилена, и двухкомпонентные, представляющие собою комбинацию полипропиленовой крышки и вкладку из специального пластика. Основная функция крышек для ПЭТ-тары заключается в хороших возможностях газоудержания.
  Вторая группа крышек для полимерных флаконов не поддается четкой классификации, поскольку каждый производитель волен делать свою эксклюзивную крышку под флаконы. Диаметр горла может в этом случае варьироваться достаточно сильно. Тем не менее, представляется возможным классифицировать выпускаемые крышки по типу конструкции и функциональным особенностям:
  Тип крышек:
  * Обычные закручивающиеся (Screwed on)
  * С защитой от детей (Child resistant)
  * С диспенсером (Dispencing
  * С защитой от вскрытия (Tamper-Evident
  Конструкция крышки с диспенсером:
  * Screw-up обычная закручивающаяся
  * Flip-top откидывающийся верх
  * Push -pull c нажимающейся частью
  * Sport cap c дозатором
  * Сужающаяся коническая
  * Сужающаяся коническая
  * Телескопическая
 
  Третья группа полимерных укупорочных изделий представлена стандартными крышками для укупоривания различной продукции, начиная от стеклянных бутылок и заканчивая металлической тарой. Эта группа представляет собой, образно говоря, "наследие советской эпохи'. Сюда входят полиэтиленовые крышки для стеклянных банок диаметром 67мм и выше, которые повсеместно используются в домашнем консервировании, винные пробки формата А4, которыми в недалеком прошлом у нас в стране закупоривалась практически вся алкогольная продукция, полиэтиленовые пробки для шампанского и т.д.
 
 
 Виды крышек
 
  Диаметр горла:
 
  Напитки (BPF/PCO)
  Для этих крышек используется стандарт горла BPF/PCO
  * 28 мм
  * 35 мм
  * 38 мм
  * 48 мм
 
  Растительное масло (PCO)
  * 29 мм
  * 30 мм
  * 32 мм
  * 42 мм
  * 49 мм
  * 61 мм
  * 79 мм
 
  Соусы и пищевые продукты (молоко) (DIN)
  * 30 мм
  * 31 мм
  * 32 мм
  * 33 мм
  * 38 мм
  * 50 мм
 
  Автомобильные жидкости
  * 25/28 мм
  * 32 мм
  * 36/38 мм
  * 40/41 мм
  * 45 мм
  * 50 мм
  * 61/63/65 мм
 
  Фармацевтика
  * 16-28 мм
  * 31,5-36 мм
  * 40-45 мм
  * 50 мм
  * 60-65 мм
 
  Парфюмерия, косметика, бытовая химия
  * 11-24 мм
  * 30 -38 мм
  * 42-53 мм
  * 60-68 мм
  * 72-75 мм
  * 80-83 мм
 
 
 
 Глава 2 . Российский рынок полимерных укупорочных изделий
 
 2.1. Потребление полимерных укупорочных изделий
 Общий объем потребления
 
  Весь рынок полимерных укупорочных средств можно достаточно четко разделить на следующие сегменты:
 o Напитки
 * Пиво
 * Газированные напитки
 * Негазированные напитки (питьевая вода, соки)
 * Виноводочные изделия
 o Пищевые продукты
 o Растительное масло
 o Косметика и парфюмерия
 o Бытовая химия
 o Фармацевтика
 o Лакокрасочные изделия
 o Прочие
  Оценочный объем потребления полимерных укупорочных изделий на территории Российской федерации составляет 13,48 млрд. шт. или 118 млн. долл. в год, причем доля импортных поставок составляет порядка 20-25 % от общего объема потребления. На диаграммах представлена структура потребления полимерных укупорочных изделий по сегментам потребления соответственно в натуральном (шт.) и в стоимостном выражении (млн. долл.).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Диаграмма 1. Структура потребления полимерных укупорочных средств в натуральном выражении.
 
 
  Диаграмма 2. Структура потребления полимерных укупорочных средств в стоимостном выражении.
 
  Данные диаграмм свидетельствуют о значительном преобладании в общем объеме потребления сегмента "Напитки", доля которого при использовании натуральных измерителей составляет 70,1%, стоимостных - 40,2%. Остальные сегменты потребления полимерных укупорочных изделий занимают намного меньшие доли в общем объеме потребления полимерных укупорочных изделий. Следует отметить, что доли таких сегментов как "Парфюмерия и косметика" и "Бытовая химия" в натуральной и стоимостной оценке значительно отличаются, что обусловлено в первую очередь более высокой стоимостью крышек, потребляемых в данном сегменте.
 
 Диаграмма 3. Структура потребления полимерных укупорочных изделий в разрезе федеральных округов РФ.
 
  Подавляющее количество крышек изготавливается для пищевой промышленности, в частности, для укупорки PET-емкостей (бутылок из полиэтилентерефталата). Доля использования рассматриваемых пластиков для укупорки PET-бутылок составляет около 3/4 всего рынка. Оставшаяся часть рынка поделена между крышками для иных пищевых продуктов (кетчуп, майонез, и т.д.), косметическими товарами, бытовой химией, фармацевтикой и другой химической продукцией, упаковываемой в стеклянную или полимерную тару (чаще всего из HDPE). Отметим, что существует отдельный сегмент рынка: производство исключительно "консервных крышек" из полиэтилена для трехлитровых банок. Данный сегмент характеризуется потенциальной возможностью расширения ассортимента продукции, но производители не активизируют указанное направление, в недостаточной степени интересуясь ситуацией на смежных рынках.
  Так как спрос на специальные крышки для косметики, фармацевтики и т.п. невелик, то переработчики пластика занимаются их изготовлением только под заказ. Сложность сотрудничества, допустим, с косметическими компаниями заключается в том, что при малых объемах потребления крышек они предъявляют условие уникальности дизайна - наиважнейшая стратегия маркетинга для косметических средств. С другой стороны, срок окупаемости пресс-формы для такой крышки затягивается на годы, что неприемлемо для ведения бизнеса в российских условиях. Выходом из такой ситуации может быть либо долгосрочный контракт с каким-либо крупным производителем (лучше всего с иностранным капиталом), либо выпуск унифицированных крышек для однотипных продуктов с единым стандартом горла емкости - примером могут служить крышки для кетчупа или дешевой косметики.
 2.2 Внутреннее производство
 
 Типы производителей
 
  В целом рынок пластиковых крышек находится в устойчивом состоянии насыщения с достаточно большим количеством производителей. Последних можно условно разделить на несколько категорий. Применимо разделение как по типу производственного оборудования на "старое" и "новое", так и по технологии изготовления - ротационное формование и горячеканальное литье.
  "Старые" переработчики пластиков обладают термопластавтоматами Хмельницкого, Минского или Одесского производства, доставшимися им "по наследству" со времен СССР. Полагая, что рынок полимерных крышек насыщен и низкоприбылен, такие производители не ограничивают сферу деятельности лишь производством "крышечной" продукции. Так как количество "старых" производителей, использующих сырье и оснастку для оборудования отечественного производства, составляет большую часть участников рынка (около 70%), то конкуренция в данном качественно-ценовом сегменте велика. Их продукция занимает нижнюю ценовую нишу на рынке и пользуется спросом в основном со стороны небольших региональных покупателей. Малые объемы производства крышек (от 0,5 до 5 млн./мес.) обусловлены устаревшими низкопроизводительными мощностями, низким качеством продукции, отсутствием высокого стабильного спроса и грамотной политики маркетинга и продаж. Доля рынка пластиковых крышек указанных производителей оценивается в 18-20%. В качестве сырья в основном используется HDPE. Данная категория участников рынка не относится исключительно к "производителям крышек" и выражена нечетко.
  "Новые" производители крышек, появившиеся во второй половине 90-х годов на волне выхода на рынок PET-бутылок, поддаются четкому структурированию. Во-первых, многие производители PET-преформ задумались о продаже комплектов "крышка+преформа" и в качестве эксперимента установили новые зарубежные линии. Такие известные поставщики PET-преформ, как "Итера", "Ретал", "Европласт", "Мастер Групп", "Альфатехформ" и др. выпускают одно- либо двухкомпонентную крышку для PET-бутылок, но, по общему мнению, бизнес малодоходен и не является основным направлением деятельности.
  Во-вторых, крупные ботлеры - производители пива, минеральной и газированной воды, такие как, "Очаково", "Кавминводы", "Черкизово" и "Зеленоградский источник", - установили собственное оборудование для производства HDPE-крышек. Такой подход в большинстве случаев объясняется экономией на издержках, а также маркетинговыми целями - на поверхности крышки некоторые производители отливают собственный логотип или торговую марку.
  В-третьих, некоторые западные компании, специализирующиеся на производстве крышек, решили организовать представительства в России. Такие известные транс-национальные компании как Alcoa и Hoffman, Bericap и Crown Cork уже сделали это. Кстати, именно двухкомпонентные крышки производства Alcoa являются абсолютными лидерами продаж в России - годовой объем их реализации составляет 2,5 млрд. шт./год (1,5 млрд. - производство и 1 млрд. - импорт).
  В ту же группу следует включить большое количество отечественных компаний, занимающихся исключительно производством крышек и составляющих конкуренцию зарубежным фирмам. Компании "Нитек", "Формад", "Роспластпродукт", "Тандем" являют собою существенную часть рынка крышек и планируют в ближайшем будущем заменить импортную составляющую.
  В принципе на сегодняшний день в России уже существуют действующие производства крышек для полимерных флаконов ("Europack", "Альфатехформ", "Гай и К"), но все они являются продолжением производства самих косметических флаконов. Как такового самостоятельного производства таких крышек на сегодняшний день нет, но в ближайшем будущем планируется запуск подобных производств (Seaquist Closures и др.). Во многом создание такого производства крайне проблематично, проекты затянуты
  по сроку окупаемости. Для вывода принципиально новых крышек требуется чисто технологическое согласование с тарой, а принципиально уникальные решения, как правило, уже запатентованы.
  Отечественное производство укупорочных средств для ПЭТ-тары на сегодняшний день в основном представлено двумя типами пробок - одно- и двухкомпонентными.
 Развитие производства этих крышек было, естественно, обусловлено развитием рынка
 напитков как наиболее значимой составляющей общего объема потребления полимерных укупорочных изделий и рынка тары, а учитывая технологическую особенность ее производства, в более широком смысле - рынка преформ. Так как на территории РФ первоначально развивался стандарт BPF и несколько меньше PCO, но оба диаметром 28 мм, то и укупорочные средства были выбраны соответствующие. Первоначально наиболее широко были распространены однокомпонентные крышки, как наиболее дешевые, но в настоящее время 65-70% от общего объема производства крышек - это двухкомпонентные крышки.
  В последнее время все более востребованными становятся крышки специальных форм, для небольших рынков, как-то косметика, фармацевтика, бытовая химия. Но тара на этих рынках требует четкой идентификации на рынке, и часто продукты массового производства здесь не приемлемы. Поэтому подобные крышки (часто уникальные для России) преимущественно завозятся из-за рубежа или изготавливаются в России на малопроизводительном оборудовании (часто с потерей качества).
  Основной и главной на сегодняшний день проблемой российского рынка крышек была и остается проблемы сырья. Можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день в России и странах СНГ нет более менее приемлемого по качеству производства сырья для крышек, как полиэтилена, который постепенно все же выходит из массового потребления мировыми брендами. После распада СССР остались отечественные производства, которые производят полиэтилен - ОАО "Казаньоргсинтез, ОАО "Ставролен", Волжское АО "Химволокно", и полипропилен - "Томский НХК", ОАО "Уфаоргсинтез", ОАО "Московский НПЗ", но сырье, которое производят отечественные заводы, очень низкого качества. В Европе существуют примерно 6-7 игроков, которые в промышленных масштабах производят крышки из этого материала, а мелких производителей там нет и в помине.
 
 Профили производителей
 
  Следует отметить, что отечественные производители крышек достаточно сильно разрознены, их производство диверсифицировано по отраслям потребления, и производители, скажем крышек для ПЭТ-тары, никак не пересекаются с производителями крышек для полимерных флаконов. Соответственно, производителей можно каким-то образом группировать только в пределах потребляющих отраслей, особенности потребления в которых в свою очередь диктуют востребованность тех или иных типоразмеров крышек.
  Производителей полимерных укупорочных изделий можно классифицировать по потребляющим отраслям следующим образом:
  Крышки для ПЭТ-тары (сюда относятся все напитки, растительное масло и др.)
  Аlcoa
  http://www.alcoa.com
  Мировой лидер в производстве укупорочных изделий, имеет завод, расположенный в п. Любучаны, Венгрия. В конце 2002 года открыл завод в г. Чехов Московской области.
  Занимаемый объем рынка - около 2 млрд. в год производство (Хофман, Стабо и Ретал) + импорт.
 
 Hoffmann Packaging
  121170, Москва Кутузовский проспект, 36/1, строение 1
  Телефон/факс: +7(095) 249-5342
  hoffmann@aha.ru
  Ведущий европейский производитель пробки для ПЭТ-тары
  Занимаемый объем рынка - 1 млрд. 100 тыс. в год (60% -двухкомпонентная пробка)
 
  Bericap
  Bericap Polska Sp. z o.o. Stanislawow I, PL-05-125, Nieporet, Polska - ПОЛЬША
 тел.: +48/22/77-24-726/750;
  факс: +48/22/77-24-769
  info.poland@bericap.com
  Ведущий мировой производитель крышек. Имеет производство в Польше, в начале 2002 года был открыт завод в городе Бор Нижегородской области.
  Занимаемый объем рынка - 650-700 млн. в год (собственное производство + импорт)
 
  Европласт
  123557, РФ, Москва, Новопресненский пер., 7/9, тел.: (095) 933-4633, факс: 253-8263, e-mail: office@europlast.ru, http://www.europlast.ru
  Одна из крупнейших компаний на рынке, имеет 7 заводов в различных федеральных округах России, ведущий производитель преформ для ПЭТ-тары.
  Занимаемый объем рынка - до 1 млрд. в год.
 
 ЗАО "Группа компаний "Ретал"
  Россия, 121099, Москва, 1-й Смоленский пер., д.24
  (095) 777 36 57

<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу