<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  http://www.retal.ru, e-mail: retal@retal.ru
  Компания входит в большую "пятерку" производителей преформ, параллельно продает крышки Alcoa и отечественного производителя "Интерсистема".
  Занимаемый объем рынка -500 млн. шт. в год (официальный дилер Alcoa).
 
 Итера ПЭТ
  141006, Московская обл., город Мытищи, Олимпийский проспект д46 кор. 4
  (095) 788-85-70
  info@cerius.ru
  http://www.cerius.ru
  Один из ведущих отечественных производителей преформ. Имеет два завода по производству крышек, один - в г. Минске Беларусь, второй - завод "Цериус" г. Мытищи Московская область.
  Занимаемый объем рынка - 500-700 млн. шт. в год (собственное производство).
 
  Стабо
  Россия, 123242, Москва, Садовая-Кудринская, 11
 тел./факc: +7 (095) 254-53-44 и +7 (095) 252-70-47
 e-mail:office@stabo.ru и sales@stabo.ru
 сайт в Internet: www.staboplus.ru
  Дистрибьютор компании Alcoa.
  Занимаемый объем рынка - 250-300 млн. шт. в год.
 
  Мастер Групп
  Адрес: 109028, г. Москва, Яузская ул., д. 1/15, стр. 10
  Тел/Факс: +7(501)967-36-22
  E-mail: optimum@orc.ru
  http://www.optimum.ru/
  Компания входит в большую "пятерку" производителей преформ, крышки не производит, является дистрибьютором Alcoa, Hofmann.
  Занимаемый объем рынка - 400-450 млн. шт. в год.
 
  Нитек
  Россия, Московская область, город Химки, Нагорное шоссе, дом 2
  Телефон: (095) 575-08-22, 575-08-66
  Факс: (095) 575-08-22
  E-mail: nitek@nitek.msk.ru
  http://nitek.msk.ru/
  Отечественный производитель крышек.
  Объем производства - 60-80 млн. шт в год.
 
 Формад Пласт
  Россия, 125047, Москва, ул. Гашека, 2/18, стр. 1
 vestol@cityline.ru
  Отечественный производитель крышек.
  Объем производства - 80-120 млн. шт в год.
 
  Ива-пласт (Технодин)
  Россия, Москва, 125040, ул. Скаковая, 9, офис 315, 334.
  Телефоны: +7(095) 945-2618, 945-3407, 945-1114, 945-2594, 945-2688.
  URL http://www.iva.ru/plast/index.html
  Отечественный производитель крышек
  Объем производства - 120-140 млн. шт в год
 
  Альфатехформ
  http://www.atf-m.ru
  125481, Москва, Фомичевой ул., д. 13 т/ф (095) 9442669
 
  ЗАО "СибУпак"
  Тел: +7(3452)33-70-98 Факс+7(3522)33-71-84 Россия, Тюменская обл. г. Тюмень, ул.30 лет Победы 38
 
  ЗАО "Торговый Дом Индустрия полимеров"
  Тел: +7(4232)205-111 Факс+7(4232)205-151,Россия, Приморский край, г. Владивосток, ул. Океанский пр-т 13, 3
 
  Крышки для полимерных флаконов
  Европак
  http://www.euroupack.ru/
  м. Тимирязевская, Дмитровское шоссе, д.9, 3 этаж, оф.316, тел/факс: 788-44-04 (многоканальный), 976-44-59
  е-mail: centr@packing.ru
 
 
 ООО АЛПЛА
  Россия 140090, Московская обл., г. Дзержинский, ул. Академика Жукова, 12
  http://www.alpla.ru
  dmitry.bazhenov@alpla.com
  Ведущий европейский производитель преформ. Производство крышек не является профильным направлением бизнеса.
  Занимаемый объем рынка - 200-300 млн. шт. в год.
 
  Крышки для фармацевтических препаратов
  ВИПС-мед
  Россия, 141190 г. Фрязино Московской обл., Заводской пр-д 4,
  Тел./факс: (095) 785-70-12 (многоканальный)
  E-mail: market@vipsmed.ru
  Internet: www.vipsmed.ru
 
  Пласт
  420095, г. Казань, ул. 7-я Союзная д.1 офис 410
  (8342)452833, fplast@mail333.com
 
  Бион НПК
  220141 Беларусь, Минск, ул.Академика Купревича, 5/3
  Телефон: тел.: (017) 263-51-29; факс: (017) 263-51-29;
 
  Алиом ООО
  Тел.: +375 (222) 44-63-01, Тел.: +375 (29) 677-01-71, Тел.: +375 (29) 689-00-89, факс: +375 (222) 44-63-01
  212030 Беларусь, Могилев, ул. Кутепова, 2-205
 
  НПФ РЕАФАРМ
  65009, г. Одесса, ул. Пионерская, 30, корпус 3, каб.: 27, 29
  (0482) 37-81-51, 37-58-19, (048) 760-16-93
  rfrm-cu@reafarm.com.ua
 
 2.3. Уровень отпускных цен на полимерные укупорочные изделия
  Характеристика уровня отпускных цен представлена в Таблицах 1-3.
  Таблица 1. Уровень отпускных цен на крышки для ПЭТ-тары.
 Компания BPF/PCO oil однокомп. двухкомп. однокомп. двухкомп. Термоусад.
 колпачки ООО "Мастер Групп" 5,2-6,7 10,9 5,2 12,7-13,5 Ретал, группа компаний 3,5-5,5-6 8--11 5-5,5 16-17 Итера ПЭТ 4,2 6,9 "Европласт" 6,5 9 17 Корпорация "Нитек" 11 ООО "КубаньМонтажСервис -В" 5,3- 5,8 Завод "Альфатехформ" 5,1 ЗАО "СибУпак" 6 ЗАО "Стабо+" 6,20 ЗАО "Торговый Дом "Индустрия полимеров" 6,67 10 Обединение "Промпласт" 4,4-4,7 5-5,8 10-10,5 ГТДМ 5 "Еврофудс" 5-6,3 8-9 ИВА -ПЛАСТ 5,2 5,2 11,5 Формад 5,75-6,5 8- 11 6,8-7,5 15-17,5
 Таблица 2. Уровень отпускных цен на крыщки для полимерных флаконов.
 Поставщик флип-топ крышки завин дозатор-диспенсер распылитель/пуливизатор/спрей для мыла для крема кнопочный с курком = триггер ООО "ЦЕНТРУПАК 46,67$ 46,67 326,7-350(с флаконом) - 29,2-35 (для окон) 256,67 (Италия,Польша) CROWN CORK 42 $ - - - - 245 Косметикпак 40-60$ - 53-88 53-88 53-59 93-250 "ИНКОПЛАСТ" диск топ 21,67-33,3 $ - - - - - ЭЛЬФ КОСМЕТИКА 21,67 21,67 (с пыжом) - - - - Евро-Упак запрос да да 250 Витапласт М 23,3-35 - 175-186,7 175-186,7 81,7-210 81,7-210 Presenterra - - - 80-150 250-310 160-230 Уэлко Пласт 40 (диск топ-450) 30 150 170 153-180 270-280
 
 Таблица 3. Уровень отпускных цен на крышки для фармацевтики.
 
 Поставщик крышка навичиваемая пробка заглушка крышка натягиваемая крышка(пробка) капельница крышка резьбовая для мазей К -20 К-28 КПРФ-16-2 П-12 ППВ-12 ППВ-20 П-18 КПНВД-27.5 тип Е, тип Г ПКБ-1-12, КН 120 ПКП ПК-12 24мм d Пласт 4 5,5 3,3 1,4 1,7 1,7 1,6 3,85 1,7 Бион НПК 8,3 Алиом ООО 3,5 4,85 3,5 1,3 1,5 3,2 1,3 НПФ Реафарм 18,8 9,4 ВИПС - мед 3,8 5 3,3 1,4 1,75 1,7 3,6 23 1,3 1,7 8,2 Фарм-Тех 4 5,2 1,45 1,7 3,7 23 1,4 8,3
 
 
 2.4. Характеристика импорта полимерных укупорочных изделий в РФ
 Общий объем импорта
  На Диаграмме 4 представлена динамика импортных поставок полимерных укупорочных средств по коду ГТК 392350 за период с 1998 по 2003 годы.
  Диаграмма 4. Динамика импортных поставок полимерных укупорочных изделий на территории РФ в 1999- 2003 годах
 
  Данные диаграммы 4 свидетельствуют об увеличении объема импортных поставок полимерных укупорочных средств. Если в 1998-1999 годах объем поставок оставался примерно на одинаковом уровне и составлял в среднем 15,6 млн. долл. в год, то уже в 2000 году наблюдалось резкое увеличение объема поставляемых укупорочных изделий до уровня 18,2 млн. долл. в год. Это превысило уровень 1999 года на 10%, в 2001 году наблюдалось дальнейшее увеличение объема поставок укупорочных средств, причем среднегодовое увеличение составило уже 44% по сравнению с уровнем 2000 года. Во многом такое положение дел было связано с открытием на территории Российской Федерации производств ведущих мировых компаний, потребляющих полимерные укупорочные средства. К ним следует отнести, прежде всего, такие компании как Uniliever, Nestle, Pepsi, Danone и другие. С другой стороны рынок потребительских товаров к 2001 году имел ярко выраженную тенденцию к насыщению, приход мировых брендов с более высокими стандартами качества продукции, заставлял остальных игроков рынка использовать упаковку более высокого качества. В связи с тем, что отечественное производство не могло удовлетворить возросшие требования качества и конструкции укупорочных средств, имело место значительное увеличение объемов ввозимых укупорочных средств. В 2002 году рост импортных поставок продолжился и достиг уровня в 34,1 млн. долл., что превысило уровень 2001 года на 29%. 2003 год характеризовался дальнейшим увеличением объемов импортных поставок, которое составило 36% по сравнению с уровнем 2002 года и достигло уровня в 46,57 млн. долл. в год.
 Структура импорта по отраслям
 
  Если рассматривать ввозимые укупорочные средства по отраслям потребления, то можно получить картину, изображенную на диаграмме 5.
  Диаграмма 5. Структура импортных поставок в разрезе потребляющих отраслей.
 
 
  Данные Диаграммы 5 свидетельствуют о преобладании в общем объеме импортных поставок укупорочных средств сегмента "Напитки" и "Пищевые продукты". На долю этих сегментов приходится 39,3% и 32,2% от общего объема ввезенных на территории РФ укупорочных средств. Далее следуют такие сегменты как, "Парфюмерия и косметика" и "Бытовая химия". Доля этих сегментов в общем объеме импортных поставок составляет, соответственно, 17,1% и 5,1%. На долю сегмента "Фармацевтика" приходится 3,1% от общего объема ввезенных укупорочных средств. Доля прочих сегментов потребления составляет 2,8%.
  На диаграмме 6 представлена доля импортных поставок в общем объеме потребления по каждому сегменту.
 
  Диаграмма 6. Доли импорта в основных сегментах потребления полимерных укупорочных изделий.
 
  Согласно данным диаграммы наибольшие доли импорта в общем объеме потребления приходятся на парфюмерию и косметику. На долю импортных поставок в сегменте приходится 30,76 %. Доля импортных поставок в сегменте "Пищевые продукты" составляет 22,13%, в сегменте "Напитки" - 19,73%, в сегменте "Фармацевтика" -15,17%, в сегменте "Бытовая химия"- 7,94%.
 
 
 Глава 3. Определение перспективных направлений для организации производств полимерных укупорочных средств
 
 3.1. Сегмент "Напитки"
 
  Рынок "массовых крышек" для ПЭТ-тары является как наиболее значительным, так и наиболее насыщенным сегментом потребления крышек. Первоначально развитие этого сегмента рынка шло по сценарию "преформа+крышка", когда ведущие производители преформ (Ретал, Европласт, Итера) открывали производство крышек как дополнительную, но далеко не основную часть бизнеса. Уже начиная с 2000 года, на рынке появились крупнейшие мировые игроки - Alcoa, Bericap, Hoffman, Alpla и другие. Эти компании специализируются, за редким исключением, только на производстве крышек для ПЭТ-тары. Они к тому же обладают поистине громадным технологическим потенциалом, и способны "опускаться" по цене как угодно низко. В связи с этим представляется совершенно бесперспективным открытие нового производства к тому же незначительного объема. Доморощенным отечественным производствам типа КБ Кокошкина остается только уповать на отдельных региональных незначительных потребителей и предлагать им продукцию по качеству, значительно уступающую своим иностранным аналогам. Из наиболее перспективных направлений дальнейшего развития этого сегмента следует отметить сегмент питьевой воды малых форматов 0,35-0,6 л. с нестандартным горлом диаметром 30-33 мм, и что интересно производство преформы для подобной крышки еще не налажено в России. Так же чрезвычайно востребованными являются различные крышки нестандартной конструкции - диспенсеры, флип-топы, "хлопушки" и прочее, которые, кстати говоря, активно импортируются из-за рубежа.
 
 Общий объем потребления
 
  Общий объем потребления полимерных укупорочных изделий в сегменте "Напитки" составляет 9570 млн. штук в год или в стоимостном выражении 47,8 млн. долл. На долю импорта приходится 19% от общего объема потребления крышек в сегменте.
  Структура потребления полимерных укупорочных изделий в сегменте в разрезе федеральных округов представлена на Диаграмме 6.
 
 
 
 
  Диаграмма 6. Структура потребления полимерных укупорочных изделий в сегменте в разрезе федеральных округов.
 
 
 
 
 Структура потребления
 
  Судя по диаграмме 7, можно сделать выводы о том, что в двух федеральных округах потребление полимерных укупорочных средств несколько превышает среднее значение по отрасли, в остальных же оно примерно одинаково.
  Итак, наибольшие объемы потребления полимерных укупорочных средств приходятся на Центральный федеральный округ и Поволжье. Они потребляют 20% и 19% соответственно от всех полимерных укупорочных средств, потребляемых в целом по стране. В прочих регионах уровни потребления сравнимы между собой и составляют 12-16% (см. диаграмму). Северо-Кавказский федеральный округ несколько выпадает из этой картины: на его долю приходится лишь 5% всех предприятий по отрасли, которые потребляют полимерные укупорочные средства.
 
 
 
 
 
  Диаграмма 7. Структура потребления полимерных укупорочных средств в сегменте "Напитки" в разрезе федеральных округов РФ
 
 
  На Диаграмме 8 представлено распределение предприятий в зависимости от того, потребляют они полимерные укупорочные средства или нет, по каждому федеральному округу в отдельности и по отрасли в целом. Стоит отметить тот факт, что практически в каждом округе доля предприятий, использующих для упаковки своей продукции полимеры, значительно превышает долю тех, которые используют иной упаковочный материал. В большинстве округов два предприятия из трех используют для укупорки своей продукции именно полимеры. А на Урале - лишь одно из пяти предприятий укупоривает производимые им напитки с помощью иного материала (либо даже не пакует их самостоятельно). Из этой картины выбиваются только Северо-Западный федеральный округ, где это соотношение можно примерно определить как 50/50, и Северный Кавказ, где только одно предприятие из трех использует для укупорки производимых напитков полимеры.
  Диаграмма 8. Распределение предприятий, потребляющих полимерные укупорочные средства в разрезе федеральных округов РФ.
 
 
 Типы полимерных укупорочных средств, потребляемых предприятиями
 
  Крышки
  Среди всех предприятий отрасли, потребляющих полимерные укупорочные средства, наибольшее количество тех, которые используют для укупорки своих напитков крышки, располагаются на европейской территории России: в Центральном федеральном округе (24%) и в Поволжье (22%). Меньше всего таких предприятий - на Дальнем Востоке (всего 9%) и Северном Кавказе (3%). Доли прочих регионов в этом распределении представлены на Диаграмме 15.
  Диаграмма 9. Распределение предприятий, потребляющих крышки, в разрезе федеральных округов РФ.
 
 
 
  Пробки
  Пробки в качестве укупорочного средства нашли большую распространенность в азиатской части России: на Дальнем Востоке их используют 33% предприятий, производящих напитки, а в Сибири - 25%. На европейской территории таких предприятий гораздо меньше. Доля Поволжья составляет 13% по отрасли, а доля Центрального региона и того меньше - всего 8%. А на Северном Кавказе их вообще не используют для укупорки напитков.
 
 Распределение предприятий, использующих в качестве укупорочного полимерного средства полимерные пробки, представлено на Диаграмме 10.
  Диаграмма 10. Распределение предприятий, потребляющих пробки, в разрезе федеральных округов РФ
 
 
  Колпачки
  Использование в качестве укупорочного средства колпачков характерно практически в равной степени для всех регионов. Судя по полученным результатам, на долю Сибири Северо-западного и Центрального регионов приходится по 15% предприятий, потребляющих данный вид укупорочных средств. А доля Поволжья и Урала составляет по 20%.
  Здесь опять выделяется Северо-Кавказский федеральный округ. На его долю приходится лишь 5% предприятий, использующих в своей деятельности колпачки.
  Диаграмма 11. Распределение предприятий, потребляющих колпачки, в разрезе федеральных округов РФ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  На диаграмме 12 представлены предпочтения в вопросах использования различных полимерных укупоривающих средств предприятиями отрасли. Предприятия трех округов - Центрального округа, Сибири и Поволжья - из семи предпочитают использовать для укупоривания производимых ими напитков полимерные крышки. Доля предприятий, использующих крышки, составляет в данных регионах не менее 2/5. В целом по отрасли наблюдается та же картина.
  На Урале и Дальнем Востоке предпочтение в вопросе укупорочных средств отдается полимерным пробкам. Причем на Урале их использует абсолютное большинство предприятий отрасли (более 60% предприятий), а на Дальнем Востоке - почти половина всех предприятий (46,15%).
  В Северо-западном и Северо-Кавказском округах крышки и колпачки являются одинаково привлекательными для предприятий отрасли: и то и другое укупорочное средство используют равное количество предприятий (по 40% на Северо-западе и по 50% - на Северном Кавказе).
  Диаграмма 12. Распределение предприятий, потребляющих различные полимерные укупорочные средства в разрезе федеральных округов РФ.
 
 
 
 Возможности импортозамещения
 
  Далее предлагается более подробно остановиться на характеристике ввозимых укупорочных средств по каждому сегменту потребления.
  Диаграмма 13. Структура импортных поставок в сегменте "Напитки".
 
 
  В структуре импорта укупорочных средств в сегменте "Напитки" наибольшая доля приходится на безалкогольные напитки, сюда следует отнести, прежде всего, газированную и питьевую воду. Доля крышек для этого вида продукции занимает 51,4% от общего объема ввезенных крышек по сегменту. Значительно меньшая доля приходится на крышки для укупоривания виноводочной продукции, что составляет 25,5% от общего объема импорта по сегменту. На долю крышек для пива приходится 13,8% от общего объема поставок по сегменту, доля крышек для соков составляет 9,3%.
  Рассматривая типы ввозимых крышек, следует отметить, что для безалкогольных напитков ввозятся одно- и двухкомпонентные крышки, для крышек под пиво свойственна аналогичная ситуация, крышки для виноводочной продукции представлены крышкой типа "гуала" или производными от нее крышками с дозаторами. Для соков ввозится крышка типа комби-топ.
 
 Таблица 4. Крупнейшие импортеры крышек в сегменте "Напитки".
 № п/п Компания-импортер Объем поставок, млн. долл. 1 ООО "ПЕПСИКО ХОЛДИНГС" 1 124 845,00 2 ООО "СТЕФИЛД МТ" 921 859,00 3 ООО "ВХ ИМПОРТ КАМПАНИ" 852 578,00 4 ООО "АЛЕКС ПАК ЮГ" 711 475,00 5 АООТ "ИСТОК" 664 435,00 6 ЗАО "ЮНИПЭК ЛАЙН" 598 730,00 7 ООО "ПИРЕНС" 554 964,00 8 ООО ФИРМА "АЛЕКСИС" 540 310,00 9 ЗАО "ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН-ПРИОБРЕТАТЕЛЬ" 429 908,00 10 ООО "КОМПАНИЯ АСТ" 365 782,00 11 ООО "ТЕХНОТЕКС" 355 591,00 12 ООО"БЭКАП ИСТЭЙТ" 340 729,00 13 ООО "АЛКОА СИ-ЭС-АЙ ВОСТОК" 295 199,00 14 ООО "ЮГРОСПАК" 275 902,00 15 ООО "ИНТЕР-ГАММА" 255 369,00 16 ОАО ЭКЗ "ЛЕБЕДЯНСКИЙ" 189 560,00 17 ИРКУТСКИЙ ФИЛИАЛ ЗАО "ДХЛ ИНТЕРНЕШНЛ" 188 350,00 18 ООО "СОМЭРС" 179 549,00 19 ООО "БИЗИ" 179 500,00 20 ООО "ПЕПСИ ИНТЕРНЕШЕНЕЛ БОТТЛЕРС (САМАРА)" 157 000,00 21 ООО "ТРЕЙД-СТАЙЕР" 143 059,00 22 ОАО"ПИВОВАРЕННАЯ КОМПАНИЯ"БАЛТИКА" 136 788,00 23 ЗАО "П.Р.РУСЬ" 134 997,00 24 ООО "НЕОКОМ" 132 627,00 25 ООО "БЭКАП ТРЕЙДИНГ" 127 271,00 26 ООО "ЭЛАРЕС" 121 819,00 27 ОАО"БМК" 101 939,00 28 ООО "БЕТА-ПЛЮС" 100 561,00 29 ООО "УЭСТ ТРЕЙД" 90 281,00 30 ООО "БИЗНЕС-ЦЕНТР К" 89 899,00 31 ООО "КОМПАНИЯ РЕНФИС" 89 611,00 32 ООО "БЫКОВО-ТРЕЙДИНГ" 82 579,00 33 ООО "ПАРДУС" 78 836,00 34 ООО "ПЕПСИ-КОЛА ДЖЕНЕРАЛ БОТТЛЕРС" 78 800,00
 Тенденции развития потребляющих отраслей
 
  а) Безалкогольные газированные напитки
 
  Объем российского рынка безалкогольных прохладительных напитков сегодня составляет около 2 млрд. л в натуральном и около 20 млрд. руб. в ценовом выражении.
 По статистике сладкую газировку время от времени пьют более 75% потребителей. Но в последние годы многие потребители переключаются на более полезные напитки - минеральную воду и соки. В результате рынок безалкогольных газированных напитков практически не растет. По данным маркетинговых агентств, его объем ежегодно увеличивается на 1-5%.
  По словам компаний-производителей сегодня рентабельность этого бизнеса составляет 10-20%. Успешно работать в таких условиях могут только те заводы, которым удается реализовывать большие объемы продукции. Приличным уровнем для наших производителей считается выпуск не менее 150-200 тыс. 1,5-литровых бутылок воды в сутки. По сравнению с гигантами отрасли - The Coca-Cola Company и PepsiCo Ink, это немного. На заводах мировых лидеров индустрии работают линии производительностью 20 тыс. бутылок в час. Но нашим производителям такой объем производства может только сниться. Ведь в совокупности все отечественные производители занимают 43,8% рынка. В то время как 56,2% приходится на долю Coca-Cola и PepsiCo. Несмотря на то, что их продукция в три раза дороже напитков наших производителей, новое поколение под влиянием массированной рекламы выбирает пепси и коку.
  Основной проблемой для многих российских компаний является сбыт продукции. Сетевые торговые структуры, как правило, работают с Coca-Cola и PepsiCo, игнорируя продукцию наших производителей. По словам владельца одной из компаний, стоимость входного билета в супермаркеты составляет $50 тыс. за представление одной товарной позиции на полках. Соответственно, чтобы выложить в магазинах одной сети 5-6 видов газировки, необходимо заплатить $250-300 тыс. Тратить такие деньги могут только крупные производители.
  Все специалисты единодушно сходятся во мнении, что объем рынка сладкой газировки в ближайшие годы останется стабильным. Мелкие производители, разливающие напитки в полуподвальных помещениях, которые еще работают в отдельных регионах, постепенно выбывают из игры. Их место занимают крупные и средние компании, предлагающие высококачественную продукцию по чуть более высоким ценам. При этом появление новых игроков здесь маловероятно. Рыночный пирог будут делить между собой уже существующие производители, совершенствуя технологии и предлагая потребителям новые виды напитков, в том числе сокосодержащие и энергетические. Пока сегмент сокосодержащих напитков развивается с большим трудом. Хотя во всем мире они продаются очень хорошо, несмотря на то, что стоит такая газировка дороже обычной. Наши же граждане полумер не признают: или 100%-ный сок, или лимонад.
  б) Минеральная и чистая питьевая вода
 
  Гораздо более привлекательным и перспективным с точки зрения инвестиций, чем рынок "сладкой газировки", является рынок минеральной и чистой питьевой воды. Сегодня его объем составляет 1,2-1,5 млрд. л в год. Ежегодно он растет на 20-25%, и рост этот будет продолжаться еще очень долго. Пока среднестатистический россиянин выпивает 6-8 литров бутилированной минеральной и питьевой воды в год, и только в Москве этот показатель в два раза выше. Для сравнения: жители стран Западной Европы ежегодно выпивают в среднем 60-95 литров чистой бутилированной воды. Таким образом, потенциально российский рынок может вырасти в десять раз.
 Рынок питьевой и минеральной воды на сегодняшний день один из самых быстрорастущих среди потребительских рынков в России. Его емкость составляет около $800 млн. в год. На долю минеральной и питьевой воды приходится около 40% всего рынка безалкогольных напитков.
  Согласно данным компании United Financial Group (UFG) объем производства минеральной и питьевой воды в России в 2003 году составил около 2,266 млрд. литров (на 23% больше, чем в 2002 году). В результате потребление ее к концу 2003 года увеличится с 12 литров в 2002 году до 16 литров на душу населения. По прогнозам экспертов отрасли к 2010 году на каждого отдельно взятого россиянина будет приходиться уже около 28 литров "покупной" воды. Рост "водопойного" рынка в первую очередь тем, что россияне все больше заботятся о собственном здоровье, а также с низким качеством водопроводной воды. Впрочем, именно в городах-"миллионниках" растет потребление обычной питьевой воды.
  Еще один быстро развивающийся сегмент рынка - негазированная столовая вода. Потребление газированной воды растет в среднем на 20% ежегодно, тогда как негазированной - на 63%. Еще 3-4 года назад в России продавалось 80% газированной и лишь 20% негазированной воды. Сегодня пропорции практически диаметрально изменились - 40% на 60% соответственно. Это вовсе не значит, что объем потребления газированной воды падает, - просто "негазированный" рынок растет быстрее.
 
 
  в) Соки
 
  Говоря о рынке напитков, нельзя не затронуть рынок соков. За последние 8 лет "сочный" рынок в России увеличился на 123% - с 284 млн. литров в 1993 году до 750 млн. в 2000-м. Ежегодное потребление сока на душу населения за указанный период возросло с 1,9 литра до 4,3 литра.
  Если в Москве и Московской области можно говорить о стабилизации сокового рынка (уровень потребления достаточно высок - до 21 л. на человека в год), то в Санкт-Петербурге ситуация еще не стабильна, рынок соков продолжает бурно развиваться. Например, только в прошлом году рост производства и потребления соков вырос на 40%, потребление соков на душу населения города достигло 15,3 л.
  Темпы роста российского рынка соков в 2002 году замедлились до 25%. К концу 2002 года потребление соков в России достигло 1,5 млрд. л. По прогнозам исследовательских агентств и специалистов компании "Троя Ультра", в 2003-2004 годах емкость сокового рынка будет ежегодно увеличиваться на 15%.
  Подъем потребления соков в стране и, соответственно, расширение рынка объясняется тем, что за последние годы значительно увеличились мощности предприятий отрасли, а также обновилась и стала более эффективной маркетинговая политика компаний-производителей. Львиную долю этого рынка занимают отечественные производители, которые делают 80-85% продаваемых у нас в стране соков. Западные компании уже не стремятся завозить в Россию готовую продукцию, а предпочитают разливать соки на российских предприятиях. В частности, Coca-Cola планирует в будущем году наладить крупное производство соков в Орле.
  Эксперты полагают, что в течение ближайших 5 лет можно ожидать роста среднедушевого потребления сокосодержащих продуктов в России до 16-18 л в год. Однако этот рост будет обеспечен в основном за счет увеличения потребления напитков с добавлением соков. Эксперты считают сегодняшние показатели потребления именно соков (10-12 л на одного человека в 2002 году) близкими к предельным для России.
  Что касается упаковки, в которую разливается сок, то до сих пор подавляющее большинство сока в России разливалось в картонные пакеты. По данным Российского союза производителей соков из произведенного в прошлом году в нашей стране почти 1480 млн. л сока около 98% продукции разлито в картонную тару. Оставшаяся часть продукции разливалась в основном в стеклянные банки. Однако ситуация может измениться. Связано это с тем, что в конце 2003-начале 2004 года один из крупнейших игроков рынка компания "Вим-Биль-Дан" начнет продажи сока в асептической бутылке. Новая упаковка сделана из двухслойного непрозрачного пластика и позволяет хранить сок до девяти месяцев (традиционная картонная упаковка позволяет хранить сок в течение такого же промежутка времени). В новую упаковку будет разливаться основной соковый брэнд компании - J-7.
  Конкуренты оценивают планы ВБД осторожно. По мнению менеджера по маркетингу компании "Нидан" (соки "Чемпион" и "Моя Семья") Аркадия Кудрина, у большинства потребителей в России полиэтиленовая упаковка (ПЭТ) ассоциируется с дешевым и низкокачественным пивом. "Им придется приложить много сил, чтобы доказать, что ПЭТ бывает разным", - полагает менеджер. Впрочем, отмечает Курин, опыт его компании показывает, что потребители благосклонно воспринимают новые типы соковой упаковки. Например, после того как "Нидан" начал разливать на Украине соки в алюминиевую банку, спрос обогнал прогнозы, говорит менеджер.
  Президент Российского сокового союза Валерий Остапец полагает, что новая тара будет востребована, если ее цена не будет выше, чем у картонной. А аналитик Объединенной финансовой группы Алексей Кривошапко считает, что для успеха проекта цена сока в ПЭТ должна быть ниже, чем в картоне.
 
 3.2 Сегмент "Пищевые продукты"
 Оценка игроками перспектив рынка
 
  Игроки рынка, характеризуя этот сегмент потребления, отмечают все больше возрастающий объем потребления крышек в нем, но считают, что сегмент "зажат экономически". Это выражается в том, что при очень низком уровне отечественного производства, практически 35-40% потребляемой продукции импортируется. Для преодоления существующей ситуации, необходимы достаточно серьезные финансовые вложения для организации производства крышек высокого качества.
  Данный сегмент рынка крышек представляется достаточно насыщенным. Лидером рынка является компания Bericap, которая контролирует по разным оценкам 35-40% всего рынка "масляных" крышек. На долю остальных игроков в количестве 6-7 компаний (Ризолюкс, Алпла) приходится порядка 30% рынка. Остальная крышка производится самими производителями масла, что составляет порядка 7-8% от общего объема потребления крышки в сегменте, и импортируется, причем доля импорта составляет порядка 30-35% от общего объема рынка.
 
 Общий объем потребления
 
  Общий объем потребления полимерных укупорочных изделий в сегменте "Пищевые продукты " составляет 2008 млн. шт. в год или в стоимостном выражении 24,8 млн. долл. Объем потребления крышек для молочной продукции составляет 750 млн. шт. в год, для растительного масла - 1043 млн. шт.в год., соусов -214,6 млн. шт. в год. На долю импорта приходится 22,3% от общего объема потребления крышек в сегменте.
  Структура потребления полимерных укупорочных изделий в сегментах потребления в разрезе федеральных округов представлена на Диаграммах.
 
 Диаграмма 14. Структура потребления полимерных укупорочных изделий в сегменте "Молоко".
 
  Диаграмма 15. Структура потребления полимерных укупорочных изделий в сегменте "Растительное масло".
 
 
  Диаграмма 16. Структура потребления полимерных укупорочных изделий в сегменте "Соусы".
 
 
 
 Потребление полимерных укупорочных средств в сегменте "Молоко"
 
  На диаграмме 23 приведено распределение потребления полимерных укупорочных средств по территории России предприятиями молочной отрасли. Судя по диаграмме, можно сказать, что больше всего предприятий, использующих для укупорки молочной продукции полимерные крышки, в Центральном федеральном округе. Доля этого региона в общем массиве составляет 26,1%.Следом за центром идут Поволжье и Урал, где сосредоточено по 17,39% подобных предприятий. За ними по пятам следует Сибирь с долей в 13%.Меньше всего предприятий, укупоривающих свою продукцию полимерными укупорочными средствами на Северном Кавказе, Дальнем Востоке и в Северо-Западном федеральных округах. Их количество в этих регионах составляет по 8,7% от всех предприятий отрасли.
  Диаграмма 17. Распределение предприятий, потребляющих полимерные укупорочные средства в сегменте, в разрезе федеральных округов РФ.
 
  Ниже приведено распределение предприятий внутри каждого округа в зависимости от того, потребляют ли они для укупоривания своей продукции полимерные укупорочные средства.
  Как видно из диаграммы, больше всего плотность "потребляющих" предприятий на Урале. Там только одно из пяти предприятий отрасли использует для укупорки своей продукции не полимерный материал, либо не упаковывает свою продукцию самостоятельно. Ниже всего эта плотность в Поволжье: там только одно из трех предприятий укупоривает молочную продукцию с помощью полимерных укупорочных средств. В среднем по отрасли для укупорки продукции полимерные укупорочные средства используют чуть меньше половины предприятий.
  Более подробно с этими цифрами можно ознакомиться по диаграмме 18.
 Диаграмма 18. Уровень потребления укупорочных изделий.
 
 
 
 Типы полимерных укупорочных средств, потребляемых предприятиями отрасли
 
  Из всех предприятий отрасли по стране, использующих для укупоривания полимерные крышки, чаще всего их используют в Центральном федеральном округе и в Поволжье (их доли составляют по 23% от всех предприятий отрасли), а меньше всего - в Сибири (на ее долю приходится лишь 6%). Доли прочих регионов равны между собой и составляют по 12% всех предприятий молочной отрасли.
  Диаграмма 19. Распределение предприятий, использующих крышки, в разрезе федеральных округов РФ.
 
 
  Практически половина предприятий (более 40%) пользуются крышками из ПВХ (остальные не ответили на данный вопрос). Ими они укупоривают кефир, сметану, йогурты и т.п.
 Пробки
  Судя по диаграмме, полимерные пробки больше всего распространены в Центральном федеральном округе и в Поволжье. На долю этих регионов приходится по 29% от всех предприятий отрасли, использующих данный вид укупорки.
  В Сибири и на Дальнем Востоке пробки вообще не используют, либо используют в очень незначительных количествах. На долю прочих регионов приходится в среднем по 14% потребляющих пробки предприятий отрасли (см. диаграмму 20).
 
 Диаграмма 20. Распределение предприятий, использующих пробки,
  в разрезе федеральных округов РФ
 
  Колпачки
  Чаще, чем в других регионах, колпачки для укупорки молочной продукции применяются на Урале (34% от всего потребления колпачков). На втором месте следует Центральный федеральный округ, где 22% предприятий отрасли укупоривают продукцию с их помощью. Доли прочих регионов равны между собой и не превышают 11% в общей массе.
 Диаграмма 21. Региональная структура потребления
 
 
  На данной диаграмме отражено соотношение различных полимерных укупорочных средств в каждом из федеральных округов.
  Примечательно, что практически везде наиболее распространенным укупорочным средством являются полимерные крышки. Следом за ними идут пробки, и завершают рейтинг колпачки, которые в некоторых округах практически вообще не используются.
 
 Диаграмма 22. Уровень потребления в различных регионах.
 
 
 Характеристика используемых крышек
 
  Диаметр используемых крышек

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу