<< Пред. стр. 13 (из 15) След. >>
6 - передача товара покупателю-плательщику;7 - выписка чека плательщиком-чекодателем и вручение его поставщику (чекодержателю) одновременно с получением товара;
8 - передача чеков чекодержателем в банк на инкассо при реестре;
9 - передача чеков с реестром в РКЦ;
10 - списание сумм по чекам со специального счета банка плательщика, на котором были задепонированы средства, и зачисление их на корреспондентский счет банка поставщика;
11 - пересылка в банк поставщика реестра чеков; .
12 - зачисление средств на расчетный счет поставщика.
В российской практике безналичных расчетов сохранилось применение чеков из лимитированных чековых книжек. Книжка представляет собой комплект сброшюрованных незаполненных чековых бланков в несколько десятков листов. Чеки из лимитированных чековых книжек могут быть выписаны на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит, соответствующий предварительно задепонированной на отдельном банковском счете сумме. После оформления каждого чека на книжке выводится оставшийся лимит. Клиент, получивший в качестве платежа чек из лимитированной чековой книжки (чекодержатель), передает его в свой банк на инкассо. Банк чекодержателя почтой пересылает его в банк чекодателя. Последний списывает сумму по чеку со счета чекодателя, на котором хранятся средства, предназначенные для расчетов чеками из лимитированной чековой книжки, и через систему РКЦ переводит ее на расчетный счет чекодержателя в его банке.
Аккредитивная форма расчетов. По своей сути аккредитив представляет собой способ обеспечения полной гарантии со стороны покупателя в своевременной оплате счетов, требований или векселей поставщика за отгруженную продукцию. Следовательно, эта форма расчетов направлена главным образом на защиту интересов продавца. Аккредитив можно определить как выдаваемое по поручению клиента-плательщика денежное обязательство банка, открывшего аккредитив (банк-эмитент), производить платеж поставщику при выполнении условий этого аккредитива, чаще всего предусмотренных им платежных документов. Аккредитив является самостоятельной сделкой между банком и клиентом-плательщиком (приказодателем аккредитива). Она обособлена от договора купли-продажи и выступает как форма реализации банковской услуги или банковского продукта. В безналичных расчетах применяются две разновидности аккредитива: 1) денежные, или циркулярные, выплаты с которых не обусловлены представлением коммерческих документов; 2) документарные (товарные), используемые при расчетах за товары и услуги. Последние применяются наиболее широко и о них речь пойдет ниже.
Аккредитив открывается плательщиком сразу же после получения им от поставщика сообщения о готовности товара к отгрузке. Для этого плательщик представляет обслуживающему его банку-эмитенту заявление, где указываются необходимые сведения - наименование участников расчетов по аккредитиву в лице поставщика, покупателя, банка-эмитента и банка, исполняющего аккредитив, каковым обычно становится банк поставщика. Аккредитив предназначен для расчетов только с одним поставщиком, имеет заранее оговоренную сумму и срок действия. Важнейшим условием аккредитива является указание его вида, под которым понимается способ или разновидность техники совершения расчетов по аккредитиву.
Прежде всего аккредитивы открываются покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные). При использовании покрытого аккредитива банк-эмитент списывает средства в размере полного аккредитива расчетного счета плательщика и перечисляет их в банк поставщика (исполняющий банк) для депонирования их на отдельном балансовом счете. С него будут производиться выплаты по аккредитиву. Депонирование может быть осуществлено и за счет кредита, полученного плательщиком в банке-эмитенте. Непокрытый аккредитив не предполагает предварительного депонирования средств. Выплаты осуществляются за счет средств плательщика с его расчетного счета, а при их нехватке банк-эмитент гарантирует произвести оплату за счет собственных средств, оформив ее как задолженность покупателя своему банку. Однако применение непокрытого аккредитива возможно только при условии, что банк-эмитент имеет в исполняющем банке корреспондентский счет, с которого последний списывает средства в качестве выплат по аккредитиву.
Аккредитив должен содержать указание на то, является ли он отзывным или безотзывным. Банк-эмитент по указанию покупателя может аннулировать либо изменить условия отзывного аккредитива без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован до истечения его срока без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. Но поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено его условиями.
Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт (согласие на оплату) лица, уполномоченного покупателем и присутствующего в месте отгрузки товара. Банк поставщика в этом случае осуществляет выплаты с аккредитива только при наличии на расчетных документах акцептной надписи уполномоченного. Подобная мера усиливает возможность контроля со стороны покупателя за соответствием отгружаемой продукции условиям контракта.
После отгрузки товаров покупателю поставщик представляет в свой банк все нужные для проведения расчетной операции документы - реестр счетов, отгрузочные и другие предусмотренные условиями аккредитива документы. Все они содержат реквизиты, необходимые для проведения бухгалтерских записей по счетам контрагентов в банках. В частности, реестр счетов поставщик передает банку в трех экземплярах, из которых первый используется этим банком в качестве мемориального ордера, второй с приложением товарно-транспортных документов и отметкой банка отсылается банку-эмитенту для вручения плательщику и одновременного отражения этой операции на счетах в этом банке, а третий экземпляр выдается поставщику в качестве расписки о приеме реестра счетов. Выплаты с аккредитива наличными деньгами не допускаются.
Схема документооборота при аккредитивной форме расчетов (покрытый аккредитив) представлена на рис. 5.4.
Рис. 5.4. Документооборот при аккредитивной форме расчетов
1 - сообщение о готовности товара и отгрузке;
2 - оформление заявления на открытие аккредитива и передача его в банк;
3 - списание суммы открываемого аккредитива с расчетного счета плательщика и ее отражение на специальном внебалансовом счете в банке плательщика;
4 - передача документов об открытии аккредитива в РКЦ, где открыт корреспондентский счет банка плательщика;
5 - списание средств в сумме аккредитива с корреспондентского счета банка плательщика и оформление кредитового авизо;
6 - пересылка кредитового авизо с заявлением плательщика на открытие аккредитива (2-й, 3-й и 4-й экземпляры);
7 - зачисление средств на корреспондентский счет банка поставщика в обслуживающем его РКЦ;
8 - передача документов в банк поставщика;
9 - бронирование средств в банке поставщика на отдельном счете "Аккредитивы" для расчетов с поставщиком;
10 - сообщение поставщику об открытии на его имя аккредитива и передача ему 3-го экземпляра зачисления плательщика;
11 - отгрузка продукции покупателю;
12 - передача поставщиком в банк реестра счетов, транспортных и других документов по отгруженной продукции с целью получения платежа;
13 - зачисление средств на счет поставщика и списание их со счета "Аккредитивы";
14 - пересылка расчетных документов в банк плательщика;
15 - списание средств с вне балансового счета в сумме отгруженной продукции;
16 - передача расчетных документов плательщику.
Расчеты с использованием клиринга. Клиринг (англ. clearing - расчищать) не является самостоятельной формой безналичных расчетов. Он служит лишь дополнительным способом, дающим возможность сократить размеры претензий по платежам контрагентов друг другу, и представляет собой зачет их взаимных требований, вытекающих из поставок товаров и оказания услуг. Клиринг можно использовать на самых различных уровнях расчетных отношений - между контрагентами, банками, странами. Рассмотрим возможности использования клиринга в расчетах между хозяйствующими субъектами.
Суть зачета требований состоит в том, что "встречные требования контрагентов погашаются, а платежи осуществляются только на разницу. Зачеты взаимных требований могут производиться между двумя предприятиями, группами предприятий и даже между отраслями. В зависимости от времени проведения зачеты могут быть разовые и постоянные. Каждый вид зачетов содержит в себе оба признака, но в разной комбинации. Большая часть взаимозачетов производится через банки, меньшая - без участия банка, когда через банк происходит расчет только на незачтенную сумму.
Наиболее технически простым является разовый, или случайный, зачет взаимных требований двух контрагентов. Возможность провести взаимозачет возникает в данном случае тогда, когда в каком-либо банке встречаются два требования контрагентов, выставленные друг на друга. По инициативе одной из сторон, участвующих в расчетах, требование на меньшую сумму сразу же погашается, а требование на большую сумму уменьшается на величину погашения и после этого оплачивается в обычном порядке. Осуществить разовый взаимозачет в нынешней системе безналичных расчетов довольно сложно. В таком зачете должны быть использованы расчетные документы, являющиеся требованиями по своей сути.
После отмены акцептной формы расчетов, при которой использовались платежные требования в чистом виде, документами, имеющими характер требования, можно назвать относительно редко применяемые в расчетах чеки, а также требования-поручения. Кроме того, необходимо, чтобы документооборот не выходил за пределы одного банковского учреждения, т.е. чтобы участники зачета обслуживались одним банком. Условия, вытекающие из установленных ЦБ РФ форм безналичных расчетов, ограничивают возможности использования клиринга.
Клиринг может быть использован в расчетах между двумя предприятиями при регулярных взаимных поставках друг другу. Раньше такая разновидность клиринга именовалась расчетами по сальдо (остатку) взаимных требований. Посредничество банка здесь представляется излишним. Одна из сторон, участвующих в расчетах, открывает у себя счет, в котором на одной его стороне отражаются собственные поставки, а на другой - поставки контрагента. В конце какого-либо периода (недели, декады, месяца), выбранного с согласия обеих сторон, проводится зачет взаимных поставок и выводится сальдо в пользу того или другого участника зачета, оплачиваемое в обычном порядке. Желательно, чтобы сальдо было небольшим, поскольку в противном случае будет иметь место кредитование товаром со стороны предприятия, осуществившего больший объем поставок. Если сальдо окажется значительным по размеру, но будет возникать попеременно с одной и с другой стороны, то клиринг превратится в особый вид кредитования - по открытому счету.
Взаимные расчеты между группой предприятий имеют ту особенность, что проводятся не по текущим поставкам товаров и услугам, а в отношении уже накопившейся задолженности. Подобного рода зачеты могут производиться минуя банки и за рубежом довольно широко практикуются внутри корпораций для погашения взаимных долгов предприятий и филиалов. В связи с созданием финансово-промышленных групп в России этот опыт может получить широкое применение.
Техника проведения групповых зачетов сводится к тому, что предприятия, имеющие между собой последовательную задолженность, объединяются в замкнутую цепочку, например: предприятие А должно предприятию Б, Б должно В, В - Г, а Г должно А. Одно из этих предприятий, часто головное в корпорации, эмитирует вексель на сумму наименьшей задолженности, имеющей место в одном из звеньев цепочки. Пройдя всех участников зачета, вексель возвращается к эмитенту. Замкнутый круг распадается, задолженность одних перед другими не исчезает, но ее размер резко уменьшается. Главной проблемой остается предварительное составление цепочки долгов, по которой будет двигаться вексель. Эта же проблема становится основным затруднением при организации аналогичного зачета через банки.
Поскольку счета предприятий, находящихся в ряду последовательной задолженности, открыты в разных банках, получить необходимую информацию для составления цепочки взаимных платежей крайне сложно. Если же цепочку удается составить, то каждому участнику зачета в обслуживающем его банке на период зачета открывается отдельный активно-пассивный лицевой счет. В дебет этого счета списываются суммы, причитающиеся другим участникам зачета от владельца данного счета, в кредит зачисляются суммы, поступившие от других участников зачета владельцу данного лицевого счета. Подобные операции проводятся в один или несколько заранее определенных дней. Основанием для проведения записей по счету служат неоплаченные расчетные документы за товары и услуги - платежные поручения, чеки, векселя, платежные требования-поручения. По окончании зачета лицевые счета закрываются и выводится сальдо по ним для каждого участника. Кредитовые сальдо перечисляются на расчетные счета, дебетовые - списываются с расчетных счетов, а при нехватке средств на них банк выдает соответствующий кредит.
Бартерные операции, как и клиринг, сокращают потребность в денежных средствах, необходимых для проведения расчетов, однако они не являются разновидностью клиринга и вообще не относятся к расчетным операциям, осуществляемым с помощью денег.
5.3. РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
Использование чеков в международных расчетах. В расчетах с зарубежными партнерами чек может быть использован в том случае, когда необходимо быстро произвести платеж за поставленные товары или оказанные услуги. В этом случае чаще всего применяются чеки, для которых юридические основы обращения изложены в Единообразном чековом законе (ЕЧЗ) 1931 г. Англо-американское законодательство о чеках несколько отличается от того, как оно изложено в этом законе, и определяет чек как разновидность переводного векселя. В некоторых странах действует национальное законодательство о чеках.
Чек можно определить как безусловный приказ клиента (чекодателя) ведущему его текущий счет банку (плательщику) уплатить определенную сумму чекодержателю. Чек представляет собой письменный документ, составляемый по строго установленной законодательством форме как правило на специальном бланке, выдаваемом чекодателю банком вместе с другими чистыми бланками, сброшюрованными в чековую книжку. Текст должен содержать следующие обязательные реквизиты:
* наименование (чековая метка);
* простой и ничем не обусловленный приказ плательщику уплатить указанную на чеке сумму;
* наименование плательщика, которым является банк, где чекодатель имеет свой текущий счет;
* место платежа, в большинстве случаев совпадающее с местом нахождения банка чекодателя;
* дата и место составления (выписки) чека;
* подпись чекодателя.
Право чекодателя выписывать чеки на банк основано на договоре между банком и клиентом. Но чеки оплачиваются банком за счет собственных средств чекодателя. Ответственность за выписку безвалютного чека (без покрытия) несет прежде всего чекодатель, а затем все последующие держатели чека и гаранты. Во многих странах эта ответственность уголовная. Если имеет место предварительная договоренность чекодателя с банком, при отсутствии или нехватке средств на счете чек может быть оплачен за счет банковского кредита (овердрафт). Выдача чека чекодателем еще не означает платежа, ибо при передаче чека чекодателем другому лицу чек лишь заменяет реальные деньги, но сам таковыми не является. Поэтому он по предъявлении его в банк должен быть превращен в наличные деньги или указанная в нем сумма должна быть зачислена на счет чекодержателя. Подобный характер чека ограничивает сроки его обращения. В соответствии с ЕЧЗ срок предъявления чека к оплате в стране его выдачи ограничен 8 днями; оплата же чека в другой стране Европы ограничивается 20 днями, в межконтинентальном обороте оплата чека должна произойти не позднее 70 дней со дня его выдачи. Англо-американское право не устанавливает конкретных предельных сроков предъявления чеков к оплате, но отмечает, что они должны быть оплачены в течение разумного срока, определяемого банковской практикой. Законодательство о чеках запрещает начисление процентов на сумму чека.
Чеки различаются по видам, и в основу этого различия положена возможность и способ их неоднократной передачи одним лицом другому. Именной чек содержит текст: pay to the name of N - "платите только N". Этот чек применяется относительно редко, поскольку возможности его передачи последующему чекодержателю ограничены. Он не может быть передан другому держателю с помощью обычного индоссамента (передаточной надписи), но это можно осуществить цессией, дающей последующему держателю только те права по чеку, которые имел предыдущий держатель.
Наибольшее распространение имеет ордерный чек, который может неоднократно передаваться при помощи индоссамента. Этот чек содержит текст: pay to the order of N - "платите N или его приказу (тому, кому он укажет)". Передача ордерного чека другому лицу может производиться с помощью различных индоссаментов. При использовании именного индоссамента держатель чека ставит на его оборотной стороне свою подпись и указывает имя лица, которому передается право получения денег по чеку. Все лица, сделавшие передаточную надпись, несут солидарную ответственность перед чекодержателем. Ответственность по чеку при передаче его другому лицу устраняется с помощью безоборотного индоссамента в виде дополнительной оговорки на обороте чека: "без оборота на меня". Такая оговорка исключает всякую ответственность лица, сделавшего эту надпись, перед всеми последующими держателями чека. Если держатель чека указал на его обороте цель передачи чека другому лицу, ограничивая тем самым возможность получения денег по чеку, то имеет место целевой индоссамент. В этом случае в тексте индоссамента вписываются, например, слова: "только для депонирования" и получатель денег по чеку не может их израсходовать. Бланковый индоссамент, когда держатель чека ставит на его обратной стороне только свою подпись, не указывая лица, которому он передает чек, превращает чек в предъявительский документ, и с этого времени чек может передаваться простым вручением без какой-либо надписи.
Единообразный закон о чеках запрещает совершение передаточной надписи плательщиком (банком). Объясняется это тем, что по закону банк-плательщик не несет ответственности перед чекодержателем за оплату выписанного на него чека. В данной операции банк действует лишь как агент чекодателя и отвечает только перед ним за правильность и своевременность оплаты чека. Поэтому плательщику разрешено совершать лишь препоручительный индоссамент при инкассировании чека, который означает, что названное в надписи лицо уполномочено банком-плательщиком на реализацию всех прав по чеку, а сам банк, сделавший препоручительную надпись, не несет ответственности за оплату чека.
В отношении чеков, имеющих хождение за рубежом, совершаются различного рода мошенничества: подделка подписи чекодателя, увеличение суммы чека, датирование еще не наступившей датой, просрочка, выписка чека без покрытия, пропуск в цепочке индоссаментов. Практика выработала несколько методов защиты чеков от злоупотреблений. Наиболее распространенным среди них является кроссирование, графически выражающееся в нанесении на лицевую сторону чека двух косых полосок и разрешающее банку использовать кроссированный чек только для безналичных перечислений, т.е. по нему нельзя получить наличные деньги. Обращение этих чеков посредством индоссаментов не допускается. Кроссирование может быть общим, когда чек оплачивается банком-плательщиком путем зачисления суммы по чеку на счет держателя в этом же банке, а если такого счета нет, то средства переводятся банком-плательщиком другому банку по указанию чекодержателя. Кроссирование может быть также обязательным, когда между полосками на чеке указывается конкретный банк, в который переводится сумма по чеку и где чекодержатель может получить деньги, но опять же только в безналичной форме. Для защиты чекового обращения от мошенничества используется также так называемый удостоверенный чек, когда банк специальной надписью удостоверяет подлинность подписи клиента-чекодателя и наличие суммы для оплаты чека перед тем, как чек будет передан чекодержателю. В момент удостоверения чека его сумма снимается со счета чекодателя и резервируется на особом счете. Данный способ применяется при сделках с ценными бумагами. Если у чекодателя возникли подозрения в отношении чекодержателя уже после передачи ему чека, чекодатель может воспользоваться правом приостановки платежа по чеку, уведомив банк об отказе оплаты уже выданного чека. Если банк получил сведения о смерти или банкротстве чекодателя, то он с этого момента не имеет права оплачивать его чеки.
С помощью чека производится не только безналичное перечисление средств, но по нему чекодержатель может получить наличные, для чего на чеке делаются соответствующие пометки. Помимо чеков зарубежная практика выработала и другие способы получения наличных денег частным лицом в данный момент и в данном месте: кредитные письма и дорожные чеки.
Кредитное письмо - документ, выдаваемый банком своему клиенту и подтверждающий его кредитоспособность. Предъявив это письмо в любом банке, имеющем корреспондентские отношения с его банком, клиент может получить наличные. Платеж осуществляется за счет средств банка, выдавшего кредитное письмо. В банке, принимающем кредитное письмо для выплаты наличных, должны находиться образцы подписей владельцев кредитных писем. Эти письма удобны для клиентов, но требуют тесных связей между банками, что сужает сферу их применения. Кроме того, письма могут быть потеряны, украдены, подделаны.
Более удобным способом получения наличных денег является дорожный чек, который можно характеризовать как специфическую форму кредитного письма унифицированного образца, как гибрид наличной валюты и платежного документа. Клиент получает дорожные чеки на определенную сумму вместе с квитанцией, где указаны номера чеков и имена владельцев, в банке, эмитирующем чеки данной системы. Одновременно этот банк списывает сумму по чекам со счета клиента. Получив чек, клиент сразу же ставит на нем свою подпись в строго определенном месте. Прибыв в место, где ему понадобятся наличные деньги, клиент обращается в банк, производящий оплату чеков данной системы (например, система VISA насчитывает около 350 тыс. центров в 170 странах мира), и в присутствии банковского клерка, который может потребовать паспорт или удостоверение личности, ставит вторую подпись на чеке. В обмен на чек банк выдает клиенту наличные и списывает сумму чека с корреспондентского счета банка клиента. В случае утери, кражи чека или квитанции к нему клиент может обратиться в компенсационно-уведомительные службы системы, эмитирующей эти чеки, которые выдадут компенсацию и пресекут мошенничество. В некоторых странах, например США, дорожные чеки не меняют на наличные, а свободно передают в оплату товара. Предприятие торговли передает чеки в банк, где их сумма списывается со счета банка-эмитента и зачисляется на счет предприятия торговли. Изобретены дорожные чеки англичанином Томасом Куком в XIX в. как чеки путешественников.
Разновидностью чека можно считать международные денежные поручения (international money orders - IMO). Они выписываются на определенное лицо и любую сумму и служат для перевода средств. С его помощью можно, например, находясь в России, заплатить магазину или фирме, выславшей товар и находящейся в Лондоне. Чек сдается покупателем в специальный банк, который перешлет деньги продавцу в Лондон. В руки чекодержателю чек не передается.
Развитие чековой формы безналичных расчетов на основе использования компьютерных технологий привело к созданию пластиковых карточек. Впервые они появились в Калифорнии в начале 1950-х годов. Бумажный носитель чековой информации был заменен (у некоторых видов карточек не полностью) электронными сигналами. Однако суть расчетов, состоящая в наличии приказа владельца денежных средств о передачи их лицу, указанному в этом приказе, характеризует их как разновидность чековой формы расчетов. Пластиковая карточка стала ключом к специальному карточному счету клиента в банке, с помощью которого передается информация, необходимая банку для проведения операции по списанию средств со счета плательщика и их зачислению на счет получателя.
Различия в видах платежных карточек группируются по конкретным признакам. В зависимости от вида используемых счетов и механизма расчетов карточки подразделяются на дебетовые и кредитные. Наибольшее распространение в России имеет дебетовая карточка. Ее называют также карточкой наличных средств, карточкой активов. С помощью дебетовой карточки происходит прямое уменьшение размеров денежных активов плательщика. Она может автоматически стать кредитной, если предоставляется овердрафт. Кредитная карточка не предполагает депонирования средств на специальном карточном счете. Платежи с применением данной карточки производятся за счет банковского кредита в пределах установленного банком лимита. Регулярно владелец карточки должен погашать выданный кредит, поэтому кредитные карточки выдаются клиентам, обладающим высокой платежеспособностью. В России выдача кредитной карточки почти всегда предполагает депозит или залог.
В зависимости от технологии расчетов карточки подразделяются на слип- и смарт-карты. На слип-карту нанесена магнитная полоса, содержащая информацию о реквизитах карточного счета, открытого в банке при приобретении карточки. Продавец магазина при расчете за покупки с помощью специального терминала считывает с карточки эту информацию и проводит авторизацию, т.е. через особую линию связи соединяется с процессинговым центром, где хранится информация о состоянии карточного счета клиента и узнает, может ли клиент оплатить покупку. Информация о покупке фиксируется на отпечатке с карточки клиента - слипе, который переправляется в платежный центр или банк. Слип содержит приказ клиента перевести деньги за покупку со специального карточного счета на счет магазина.
Смарт-карта включает в себя встроенный микропроцессор - чип. В банке в память смарт-карты со специального карточного счета клиента списывается некоторая сумма. Таким образом смарт-карта становится как бы электронным кошельком. В магазине владелец карточки при расчете вставляет ее в специальный кассовый терминал, оборудованный считывающим устройством, и набирает свой личный пароль (PIN-код). Кассир с помощью считывающего устройства проверяет подлинность карты, а затем дебетует карту (списывает необходимую сумму) и кредитует кассовый терминал (зачисляет списанную с карточки сумму), соединенный с банком. Если владельцу карточки не хватает сумм, хранящихся в памяти карты, он может в отделении банка, входящего в данную систему платежных карточек, "доложить" в свой электронный кошелек недостающую сумму в безналичной форме.
В зависимости от того, кому будут проданы карточки, они могут быть индивидуальные (собственные), когда один карточный счет соответствует одной карточке; семейные, когда члены одной семьи - владельцы нескольких карточек - пользуются одним карточным счетом; корпоративные карточки для юридических лиц с назначением доверенного лица или нескольких доверенных лиц, которые будут распоряжаться счетом в пределах персонального лимита или без него, с единой или несколькими карточками. Карточки могут различаться и по предназначению: только для обналичивания в банках и банкоматах; для безналичной оплаты за товары и услуги и дополнительно для обналичивания; для расчетов на АЗС ("бензиновые карточки"), за услуги телефонной связи, проезд в метро, но в этих случаях карточка используется уже не как инструмент денежных расчетов, поскольку деньги уплачены при приобретении карточки, а как способ учета полученного за деньги определенного количества товаров и услуг.
Эмиссия платежных карточек может стать для банка довольно доходным бизнесом. За выдачу карточек и их обслуживание банк взимает с клиента комиссионное вознаграждение. Однако для самого банка участие в карточной платежной системе или ее создание связано со значительными расходами по изготовлению карточек (issuing), организации и обслуживанию необходимой инфраструктуры (aquiring).
Расчеты посредством документарного инкассо. Зарубежная практика безналичных расчетов различает инкассо чистое и документарное. Чистое инкассо предполагает получение банком причитающихся клиенту средств по денежным документам - чекам, векселям, когда они не сопровождаются коммерческими (товарными) документами. Наибольшее распространение имеет документарное инкассо, когда клиент получает причитающиеся ему средства на основании денежных документов, сопровождаемых коммерческими (счета, транспортные и страховые документы), либо только коммерческих документов.
Экспортируя свой товар, зарубежный поставщик применяет инкассовую форму расчетов, если она заранее оговорена в контракте. При перевозке товаров морем поставщик (грузоотправитель) оформляет комплект документов, в состав которого в обязательном порядке должны войти коносамент, страховой полис и коммерческий счет (счет-фактура, инвойс).
Коносамент представляет собой договор на перевозку груза в линейном пароходстве (по расписанию), заключенный между перевозчиком (судоходной компанией) и грузоотправителем, является также распиской перевозчика в приеме им груза к перевозке и товарораспорядительным документом. По сути дела коносамент есть главный документ, которым хочет завладеть покупатель и по нему получить товар, но сделать это он может только после платежа. Коносамент составляется, как правило, в двух экземплярах, имеющих одинаковую силу, один из которых передается грузоотправителю для формирования необходимого комплекта расчетных документов, другой - перевозчику (капитану судна). Если при приеме товара к перевозке не было обнаружено никаких повреждений его или упаковки, такой коносамент принято считать чистым. В противном случае перевозчик делает соответствующую запись в коносаменте, который с этого момента считается "коносаментом с оговоркой". Лицо, законно получившее коносамент, приобретает право на получение груза от перевозчика, указанного в коносаменте, который может аналогично чеку передаваться другому лицу посредством различных индоссаментов.
Гибель и порча груза в море - довольно частое явление. Взыскать убытки с перевозчика, возникшие хотя бы и по его вине, чрезвычайно сложно, а в некоторых случаях даже не допускается законом (например, при навигационных ошибках команды). Поэтому было признано целесообразным страховать случайную гибель груза при морской перевозке. Страхование оформляется составлением страхового полиса, представляющего собой документ (как правило, именной), удостоверяющий заключение договора имущественного страхования и его условия при морской транспортировке. По данному договору страховщик (например, компания Ллойд или Ингосстрах) принимает на себя за обусловленное вознаграждение (страховая премия) обязательство возместить убытки, происшедшие вследствие предусмотренных договором событий. Лицом (страхователем), заключившим договор со страховщиком, выступает, как правило, грузоотправитель, но им может быть и покупатель. Права страхователя по договору страхования, если таковым стал грузоотправитель, не переходят к покупателю автоматически при передаче ему документов. Предварительно с бланковой или именной передаточной надписью на полисе должна быть осуществлена переуступка прав страхователя покупателю. Согласия страховщика на такую переуступку не требуется.
Счет-фактура (инвойс) выступает в качестве ведущего документа в составе комплекта документов, участвующих в расчетной операции документарного инкассо. С одной стороны, счет-фактура представляет собой товарный документ, выписываемый продавцом на имя покупателя и удостоверяющий фактическую поставку товара или оказание услуги и их стоимость. С другой стороны, он является требованием экспортера к покупателю оплатить стоимость товара или услуги. Значение счета-фактуры крайне велико, поскольку на его основании: банк взыскивает с плательщика сумму за товар по поручению продавца; страховщик оценивает страхуемое имущество; таможня взимает таможенные платежи; банк определяет сумму кредита под товары; данные счета-фактуры используются при оформлении импортной лицензии и валютном регулировании. Счет по экспортным отгрузкам выписывается в той валюте, в которой установлена цена товара по контракту. Если валюта платежа по какой-то причине не совпадает с валютой цены, в счете должен быть указан предусмотренный контрактом порядок пересчета валюты цены в валюту платежа.
Комплект расчетных документов, дополненный инкассовым поручением, содержащим подробные инструкции о том, что и как делать с этими документами, поставщик (бенефициар, доверитель) передает своему банку (ремитенту). Если условиями договора с покупателем предусмотрено, что он предоставляет контрагенту отсрочку в платеже, то поставщик оформляет тратту и присоединяет ее к документам, сдаваемым в обслуживающий банк. Последний, проверив правильность (по форме) составления документов, отсылает их в исполняющий (инкассирующий) банк (банк покупателя). Полученные исполняющим банком документы представляются (но не передаются) плательщику (домицилю) для платежа или акцепта (в случае присутствия тратты в составе документов), и только после получения от плательщика платежа или акцепта тратты товарораспорядительные документы выдаются инкассирующим банком в собственность плательщику. Получив товарораспорядительные документы, и прежде всего коносамент, плательщик направляется в морской порт, где, предъявив этот документ, он получает оплаченный товар. Платеж чаще всего совершается путем зачисления списанной с валютного счета плательщика суммы на корреспондентский счет банка-ремитента, открытый в инкассирующем банке. Получив из инкассирующего банка выписку из собственного корреспондентского счета, в котором сообщается о зачислении платежа за поставленный товар, банк-ремитент зачисляет соответствующую сумму на текущий счет бенефициара (поставщика).
При отказе покупателя оплатить счет или акцептовать тратту инкассирующий банк немедленно посылает извещение банку-ремитенту о неплатеже или неакцепте. При этом предварительно может быть совершен протест или иное юридическое действие взамен его, если инкассовое поручение содержало специальные инструкции в отношении совершения протеста. В случае отсутствия таких инструкций банки, участвующие в инкассировании, не обязаны представлять документы для протеста. Инкассирующий банк должен попытаться выяснить причины неплатежа или неакцепта и соответственно известить банк-ремитент, который в течение определенного срока должен дать инкассирующему банку инструкции относительно дальнейших действий с документами. Если такие инструкции не будут получены инкассирующим банком в течение 90 дней со времени извещения банка-ремитента о неплатеже или неакцепте, то последнему могут быть возвращены все расчетные документы.
В расчетах по экспортно-импортным операциям инкассовая форма расчетов имеет довольно широкое распространение. Однако в сравнении с другими формами международных расчетов она имеет некоторые недостатки. Так, существует значительный разрыв во времени между отгрузкой товаров и получением за них денег. Длительность расчетов замедляет оборачиваемость средств у экспортера и вызывает у него потребность в дополнительных оборотных средствах. Инкассо не гарантирует экспортеру своевременности в получении платежа, поскольку импортер может не иметь средств для оплаты или отказаться от платежа или акцепта. Правда, если импортер сделает это без убедительных мотивов, он будет наказан значительной неустойкой. Чтобы избежать отказа плательщика от оплаты инкассируемых документов, особенно тогда, когда платежеспособность или добросовестность импортера вызывает сомнение, экспортеры могут потребовать предоставления им банковской гарантии. Ее предоставляет плательщик, обращаясь для этого в первоклассный банк. За выдачу подобных гарантий банки взимают значительную плату.
Документарное инкассо можно характеризовать как форму безналичных расчетов, создающую определенные преимущества импортеру за счет экспортера. В расчетах с российскими импортерами зарубежные поставщики постепенно от нее отказываются в пользу документарного аккредитива.
Документарный аккредитив. Во внешней торговле используются исключительно документарные аккредитивы, имеющие некоторые отличия от аккредитива, применяемого во внутрироссийском платежном обороте. Они характеризуются большим разнообразием видов и несколько иной схемой документооборота.
В операциях по документарному аккредитиву участвуют четыре лица: плательщик (покупатель-импортер, аккредитиводатель); банк-эмитент, обслуживающий покупателя и открывающий ему аккредитив; поставщик (бенефициар); исполняющий банк (банк поставщика, имеющий корреспондентские отношения с банком-эмитентом). После открытия аккредитива банком-эмитентом в адрес бенефициара направляется сообщение об открытии в его пользу аккредитива. Данная операция носит название авизование аккредитива, которое осуществляется с привлечением авизующего банка, каковым, как правило, становится банк поставщика. Авизующий банк не только извещает своего клиента об открытии аккредитива, но и берет на себя обязательство принимать от бенефициара расчетные документы, проверять их соответствие условиям аккредитива и пересылать банку-эмитенту. Аккредитив, в частности безотзывный, может быть авизован без какой-либо ответственности со стороны авизующего банка, но может быть подтвержден авизующим банком. Банк поставщика, подтвердивший аккредитив, становится обязанным перед бенефициаром в той же степени, что и банк-эмитент.
Расчетные документы, состоящие из того же набора, что и при документарном инкассо, передаются поставщиком-экспортером в обслуживающий банк. Не обнаружив в них каких-либо расхождений с условиями аккредитива, обслуживающий поставщика банк, он же исполняющий, авизующий и подтверждающий банк, может совершить во исполнение платежа по аккредитиву две операции.
1. Банк может списать сумму платежа с открытого у него корреспондентского счета банка-эмитента, зачислив ее на счет бенефициара, после чего банку-эмитенту отсылается дебетовое авизо, на основании которого последний списывает сумму платежа со счета импортера. При недостаточности средств на корреспондентском счете банка-эмитента исполняющий банк может выдать ему кредит.
2. Исполняющий банк может отослать расчетные документы банку-эмитенту, который при их получении списывает сумму платежа с соответствующего счета плательщика и зачисляет ее на корреспондентский счет исполняющего банка в банке-эмитенте. Перед отсылкой документов исполняющий банк зачисляет сумму платежа на счет бенефициара. Исполнение аккредитива осуществляется тем же способом, что и при документарном инкассо: путем платежа по предъявлении, платежа с рассрочкой, акцепта или негоциации (учета в банке) тратт бенефициара.
Документарный аккредитив может быть переводным (трансферабельным). Он предоставляет бенефициару право давать указания банку, производящему платеж, передать аккредитив полностью или частями одному или нескольким другим лицам (вторым бенефициарам), которые не имеют права его дальнейшего перевода. Передача прав по аккредитиву делается для того, чтобы поставщик имел возможность предоставить денежные средства субпоставщикам из средств аккредитива. В некоторых странах вместо термина "переводной" применяется термин "делимый", "дробный", "передаваемый" с идентичным понятием.
Револьверный (возобновляемый) аккредитив по мере его использования (совершения выплат) автоматически пополняет сумму аккредитива до его первоначальной величины в течение всего периода действия аккредитива. Например, в условиях аккредитива делается оговорка: "сумма аккредитива 100 тыс. руб. десять раз автоматически возобновляется до общей используемой суммы в 1 млн руб." Это означает, что после расходования первых 100 тыс. руб. автоматически вступает в силу следующий платеж в 100 тыс. руб. и так до полного расходования общей суммы в 1 млн руб. При этом неиспользованные или не полностью использованные части могут добавляться к оставшимся частями (кумулятивный аккредитив), либо такая возможность не будет предоставлена (некумулятивный). Револьверный аккредитив применяется, когда продажа товара за границу представляет собой не изолированную сделку и иностранный покупатель является постоянным клиентом экспортера. Преимущество такого аккредитива состоит в сокращении времени расходов на проведение канцелярских процедур.
При реэкспортных операциях и по компенсационным сделкам применяется компенсационный (встречный) аккредитив. Для этого необходимо, чтобы оба участника компенсационной сделки выставили друг на друга аккредитивы в одном банке и чтобы условия обоих аккредитивов совпадали почти по всем пунктам.
Существует аккредитив "с красной оговоркой". Такое название он получил из-за обычая записывать красными чернилами сумму аванса, которую исполняющий банк может выделить поставщику, но под ответственность банка-эмитента. Аванс выдается с целью финансирования производства товара, поставляемого поставщиком в соответствии с условиями аккредитива.
Английские и другие работающие по их образцу банки документарные аккредитивы оформляют в виде коммерческих аккредитивных писем. Порядок оформления аккредитивных писем остается таким же, как и при открытии аккредитива. Особенность аккредитивных коммерческих писем состоит в том, что они направляются не исполняющему банку, как при обычном аккредитиве, а непосредственно бенефициару. Исполняющий банк служит в данном случае лишь передающей инстанцией.
Бенефициар может получить причитающийся ему платеж в любом банке (а не только в авизующем) путем негоциации (покупки) тратт этим банком, выписанных бенефициаром на банк-эмитент или на аккредитиводателя. В остальном аккредитивные письма соответствуют документарным аккредитивам.
Банковский перевод. Банковский перевод - расчетная операция с использованием платежного поручения, которое направляется одним банком другому. Платежное поручение представляет собой приказ банка, адресованный своему банку-корреспонденту, о выплате определенной суммы бенефициару. Поручение составляется банком на основе указаний перевододателя-клиента и его инструкций банку об условиях выплаты бенефициару суммы перевода, которые выполняются за счет перевододателя. Во внешнеторговых операциях банковские переводы применяются при погашении полученных ранее кредитов, выдаче авансов, платежах по рекламациям за нарушение договорных обязательств по качеству и ассортименту поставляемых товаров, а также при расчетах неторгового характера.
Перевод средств за границу из России по поручению перевододателя производится уполномоченным банком на основании заявления-поручения перевододателя о перечислении средств с его валютного счета на счет своего иностранного контрагента. В заявлении содержатся все необходимые для осуществления банковского перевода сведения и в том числе указание о том, на чей счет следует отнести банковскую комиссию, расходы связи, указывается номер счета, с которого они должны быть оплачены, если это будет произведено за счет перевододателя. На основании полученных инструкций уполномоченный банк списывает сумму перевода с валютного счета клиента и отсылает в иностранный банк-корреспондент сообщение с требованием списать с его корреспондентского счета (дебетуйте наш счет у вас) сумму перевода и зачислить ее на счет иностранной фирмы поставщика в этом банке (кредитуйте счет фирмы). Основная часть банковских переводов производится с использованием системы СВИФТ.
Система СВИФТ (Общество международных межбанковских финансовых телекоммуникаций) функционирует с 1977 г. и представляет собой автоматизированную систему проведения международных платежей через сеть компьютеров. В ней участвуют около 1500 банков более чем из 60 стран. Система состоит из трех распределительных центров, расположенных в Бельгии, Нидерландах и США и соединенных между собой линиями связи. К распределительным центрам присоединены региональные процессоры, как правило, один на отдельную страну. В свою очередь региональный процессор соединен с банком. Приняв от банка сообщение и проверив правильность его составления, региональный процессор переправляет его в распределительный центр, из которого информация по той же схеме, но в обратном порядке, доходит до банка, которому послано сообщение.
Через систему СВИФТ осуществляются переводы денежных средств, расчеты по инкассо и аккредитивам, поступают сведения о состоянии счетов в банках, подтверждаются валютные сделки, производится торговля ценными бумагами, согласовываются спорные финансовые вопросы. Действующая ныне система СВИФТ-2 передает до 1 млн сообщений в день; обладает запоминающим устройством, способным воспроизвести сообщения за несколько прошедших месяцев. Система в несколько раз удешевила стоимость передачи сообщений и в несколько десятков раз увеличила ее скорость в сравнении с применявшимся телексом; она обладает высоконадежной защитой от несанкционированного доступа к банковской информации.
5.4. ОРГАНИЗАЦИЯ КРАТКОСРОЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ
Почти все денежные отношения связаны с безналичными расчетами. Особому контролю со стороны банка подвергаются операции по выдаче и погашению банковского кредита, поскольку сам банк участвует в них собственными средствами.
Из-за трудностей переходного периода в России практически отсутствует практика долгосрочного кредитования 95% от общего объема выданных ссуд составляют краткосрочные кредиты, т.е. срок которых не выходит за пределы 12 месяцев. Сферой использования краткосрочных кредитов является текущая деятельность предприятий, представленная кругооборотом их оборотных средств.
Организация краткосрочного кредитования предусматривает определенный порядок выдачи, погашения кредита, контроля за целевым его использованием и своевременным возвратом, обусловленный основными принципами кредитования.
Совокупность таких базовых элементов процесса кредитования, как вид ссудного счета, способ регулирования ссудной задолженности, форма контроля за использованием средств, определяет метод кредитования.
В настоящее время в России используются два метода кредитования. Первый метод предусматривает индивидуальный подход в каждом конкретном случае и применяется при предоставлении разовых ссуд на определенные цели и на конкретные сроки и называется срочным.
Второй метод предусматривает выдачу ссуд в течение определенного периода в пределах согласованного лимита путем оплаты всех обязательств предприятия, относящихся к составу оборотных средств. Данный метод называется кредитной линией.
До недавнего времени существовал метод кредитования предприятий по остатку. В этом случае выдача и погашение ссуды связаны с изменением остатка кредитуемых ценностей и затрат: при его увеличении происходит выдача ссуды, при снижении - возврат. Кредитование по остатку носит компенсационный характер, поскольку ссуды выдаются, как правило, под оплаченные ценности.
Для учета выдачи и возврата срочных ссуд и при кредитовании по остатку, как правило, применяется простой ссудный счет, в котором фиксируется сумма задолженности и срок ее погашения. Сумма полученного кредита зачисляется на расчетный счет предприятия, с него же осуществляется и погашение задолженности в указанный срок.
При втором методе кредитования преимущественно используется специальный ссудный счет. Открытие специального ссудного счета предусматривает снижение статуса расчетного счета, так как вся выручка от реализации товаров поступает на ссудный счет, с которого идет процесс регулярного кредитования предприятия и погашения его задолженности.
Если предприятие может открыть несколько простых ссудных счетов, то специальный ссудный счет может быть только один. Открытие того или иного ссудного счета не предусматривает запрета на параллельное открытие другого, т.е. предприятие может иметь и специальный, и простой ссудные счета.
Открытие того или иного ссудного счета предваряет первый этап процесса кредитования, а именно рассмотрение кредитной заявки и изучение кредитоспособности потенциального заемщика и заключение кредитного договора. Кредитная заявка содержит сведения о требуемой ссуде: цель, размер кредита, вид и срок ссуды, предполагаемое обеспечение. К заявке прилагаются следующие документы:
* финансовые отчеты за ряд лет;
* бизнес-планы;
* прогноз финансирования;
* налоговые декларации и другие.
Немаловажное значение имеет предварительная беседа работника кредитного отдела с будущим заемщиком. Эта беседа не только позволяет уточнить некоторые детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава предприятия, реалистичность его оценок положения и перспектив развития. Если в результате предварительной беседы банк решает продолжить работу с клиентом, то следующим шагом является анализ кредитоспособности предприятия. Кредитоспособность заемщика означает способность юридического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности и форм кредитных отношений. Для оценки кредитоспособности используется сложная система показателей. Она дифференцирована в зависимости от категории заемщика (крупная компания, фирма, малое предприятие, вид деятельности, конкурентоспособность продукции и т.д.). В основном банки используют такие финансовые показатели, как коэффициенты ликвидности, коэффициенты эффективности или активности, коэффициенты финансового левериджа (задолженность по краткосрочным и долгосрочным кредитам, отнесенная к сумме активов, капиталу, материальным оборотным средствам), операционные коэффициенты или коэффициенты прибыльности, рыночные коэффициенты, коэффициенты обслуживания долга и другие. Перечисленные коэффициенты модифицируются в разных странах, используется разный набор финансовых коэффициентов, различаются методики расчета отдельных коэффициентов, используются различные термины при обозначении одних и тех же коэффициентов.
Использование зарубежного опыта в чистом виде в России невозможно, так как система бухгалтерского учета в значительной степени отличается от принятой в странах с рыночной экономикой: используются такие показатели, как коэффициент ликвидности, покрытия и обеспеченности собственными средствами.
> Коэффициент ликвидности предназначен для оценки способности заемщика оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства, определяется как отношение легко реализуемых оборотных активов к заемным средствам. В состав легко реализуемых оборотных активов включаются две группы активов: денежные средства (средства на расчетном и других счетах в банке, наличность в кассе, акции, по которым была выплата дивидендов хотя бы за один год, векселя первоклассных векселедателей); легко реализуемые требования (товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил, прочие дебиторы краткосрочного характера, временная финансовая помощь предприятиям своей системы краткосрочного характера, задолженность рабочих и служащих по ссудам краткосрочного характера).
> Коэффициент покрытия используется для оценки предела кредитования данного клиента; представляет собой отношение всех ликвидных оборотных активов к заемным средствам, т.е. в числителе добавляются легко реализуемые элементы таких оборотных активов, как отдельные виды запасов товарно-материальных ценностей, пользующихся спросом на рынке (производственные запасы, готовая продукция, незавершенное производство), расходы будущих периодов и др.
> Показатель обеспеченности собственными средствами включен в число основных показателей кредитоспособности в связи с исторически сложившейся проблемой заниженности нормативов собственных оборотных средств. Хотя нормативы отменены, проблема с позиции гарантии возврата ссуд остается. Чем больше размер собственных средств, тем выше способность клиента в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам. Показатель обеспеченности определяется как отношение фактического наличия собственных оборотных средств по балансу к общему размеру оборотных средств в запасах, затратах, расчетах и в денежной форме.
В зависимости от величины коэффициентов предприятия, как правило, делятся на три класса кредитоспособности. Применяемый для этого уровень показателей неодинаков. Каждый коммерческий банк самостоятельно их определяет, учитывая целый ряд факторов и в первую очередь отраслевую принадлежность предприятий. Так, например, банк, занимающийся в основном кредитованием предприятий торгово-посреднической сферы деятельности, определил для них следующую шкалу:
Коэффициенты кредитоспособности определяются на основе фактических данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия за период, предшествующий обращению за ссудой в банк. Такая практика самое главное позволяет выявить тенденции, сложившиеся в финансовой деятельности предприятия, причины возникновения потребности в кредитных ресурсах. Более полное представление о возможностях предприятия в будущем дает анализ бизнес-плана, договоров с заказчиками, спроса на продукцию, выпускаемую данным предприятием, уровня цен на нее и т.д.
С предприятиями каждого класса кредитоспособности банки по-разному строят свои кредитные отношения. Первоклассным заемщикам коммерческие банки могут открывать кредитную линию или выдавать разовые ссуды без обеспечения с установлением во всех случаях более низкой процентной ставки, чем для всех остальных заемщиков. Кредитование заемщиков второго класса осуществляется при обязательном наличии обеспечения. Предоставление кредита клиентам третьего класса кредитоспособности требует от банка особой осторожности.
В случае благоприятного заключения по определению кредитоспособности заемщика банк приступает к разработке условий кредитного договора с позиций интересов банка. Эти условия могут существенно отличаться от тех условий, которые содержались в заявке клиента. В процессе переговоров позиции сторон сближаются и выявляется компромисс. После достижения согласия оформляется кредитный договор, содержащий, как правило, следующие разделы:
I. Общие положения;
II. Права и обязанности заемщика;
III. Права и обязанности банка;
IV. Ответственность сторон;
V. Порядок разрешения споров;
VI. Срок действия договора;
VII. Юридические адреса сторон.
В разделе I кредитного договора указываются: наименования договаривающихся сторон; предмет договора - вид кредита, его сумма, срок, процентная ставка; условия обеспечения исполнения обязательств по кредиту (залог, гарантия, поручительство, страхование ответственности непогашения кредита); порядок выдачи и погашения кредита, а также порядок начисления и уплаты процентов за кредит (за срочный и просроченный). Разделы II и III договора отражают права и обязанности сторон в процессе кредитных отношений. Так, например, заемщик обязуется использовать кредит по целевому назначению, предоставлять кредитору доступ к первичным отчетным и бухгалтерским документам. В части прав заемщика в договоре может быть отражена возможность расторжения договора при несоблюдении банком его условий.
Обязанностями банка по кредитному договору являются прежде всего предоставление предприятию кредита в сроки, размере и под проценты, согласованные при заключении договора, но могут быть зафиксированы и другие обязательства, как, например, информация заемщику об изменениях в нормативных документах по вопросам кредитования, вносимых по решению Центрального банка.
Банк вправе, например, прекращать выдачу новых ссуд и предъявлять к досрочному взысканию ранее выданные при нарушении заемщиком условий кредитного договора или, например, пересматривать в одностороннем порядке процентные ставки и т.д.
В разделе IV отражается ответственность сторон за нарушение договорных обязательств, фиксируются уровни штрафов, пени.
Подписание кредитного договора обеими сторонами придает ему силу юридического документа. После подписания договора, как было отмечено, в банке открывается ссудный отчет и начинается процесс непосредственного кредитования, важным моментом которого является регулирование задолженности.
Если кредитование осуществляется с простого ссудного счета, то регулирование сводится к контролю за погашением всей суммы задолженности по истечению срока кредитования. Проценты начисляются на общую сумму кредита. Нарушение данного условия приводит к переносу задолженности на счет просроченных ссуд, и проценты за кредит взимаются по более высокой ставке.
Открытие специального ссудного счета значительно усложняет процедуру регулирования задолженности. Она определяется на конец каждого рабочего дня банка, так как ее погашение осуществляется ежедневно за счет остатка выручки, поступающей на данный счет. Таким образом величина задолженности в течение всего срока кредитования разная, и проценты начисляются по формуле:
где СП - сумма процентов;
а1 и an - задолженность на начало и конец периода;
a2... an-1 - задолженность на последующие даты внутри периода;
п - число дней в соответствующем периоде;
П - процентная ставка по кредитной операции.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Какие счета открывают клиенты в коммерческих банках?
2. Охарактеризуйте разновидности межбанковских безналичных расчетов.
3. В каких случаях применяются расчеты чеками и каковы их виды?
4. В чем суть расчетов платежными поручениями и почему они получили наибольшее распространение в платежном обороте России?
5. Почему в расчетах с иностранными поставщиками российские импортеры чаще всего прибегают к документарному аккредитиву?
6. В чем суть и каковы разновидности клиринга?
7. Что такое метод кредитования?
8. В чем отличие срочных кредитов от кредитной линии?
9. Какие показатели используются при оценке кредитоспособности предприятия?
Глава 6. ФИНАНСОВАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРЕДПРИЯТИЙ
Основные положения, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятий, определены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. № 6-ф.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Конкретно предприятие считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если его обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
Арбитражный суд возбуждает дело о банкротстве, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда.
Гражданским кодексом РФ (ст. 65) предусмотрено, что предприятие (кроме казенного) может быть объявлено банкротом по решению суда или по своему собственному совместно с кредиторами решению. В любом случае оно должно быть ликвидировано либо принудительно, либо добровольно.
Следует учитывать, что банкротство кроме реального может быть преднамеренным или фиктивным.
Фиктивное банкротство представляет собой тот случай, когда у должника при подачи заявления в арбитражный суд имеется возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Это делается, как правило, с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов. Должник, подавший такое заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.
Преднамеренное банкротство возникает по вине учредителей (участников) должника и иных лиц, в том числе руководителя, которые имеют право давать обязательные для должника указания либо имеют возможность иным образом определять его действия. Такое происходит обычно в том случае, когда руководитель или собственник в личных или в чьих-либо интересах умышленно делает предприятие неплатежеспособным. В этой ситуации на собственников и иных лиц при недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Следует отметить, что установленные Законом положения вызывают ряд вопросов.
Во-первых, Закон трактует несостоятельность и банкротство как одно и то же. Однако несостоятельность возникает вместе с неплатежеспобностью, а банкротство является результатом этого, но не обязательным.
Во-вторых, Законом установлен слишком жесткий подход, связанный с неспособностью должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, но без учета наличия у него дебиторской задолженности, в том числе и государственной. В соответствии с существующими методическими положениями государственная задолженность учитывается при расчете коэффициента текущей ликвидности. Это следовало бы включить в Закон, но в отношении всей реальной дебиторской задолженности. Неплатежи в течение трех месяцев при значительной дебиторской задолженности не всегда означают неспособность удовлетворить требования кредиторов. Они могут означать и независящие от предприятия обстоятельства.
В-третьих, минимальная сумма для обращения в арбитражный суд в 500 минимальных размеров оплаты труда (42 тыс. руб. в 1998 г.) слишком мала для средних и крупных предприятий.
6.1. ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ БАНКРОТСТВЕ
Для лучшего овладения материалами главы требуется знать терминологию, связанную с процедурой банкротства.
Должник и кредиторы
Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, не способное удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по оплате обязательных платежей в течение установленного срока.
Руководитель должника - единоличный исполнительный орган юридического лица, а также иные лица, осуществляющие в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности.
Представитель работников должника - лицо, уполномоченное работниками должника представлять их интересы при проведении процедуры банкротства.
Конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам; к ним не относятся:
* граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
* учредители (участники) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия.
Собрание кредиторов - в собрании с правом голоса участвуют конкурсные кредиторы, а в части требований по обязательным платежам - налоговые и иные уполномоченные органы. Кроме того, в собрании участвует представитель работников должника. Организацию и проведение собрания кредиторов осуществляет арбитражный управляющий.
Комитет кредиторов - может быть избран собранием кредиторов, как правило, если конкурсных кредиторов не менее 50. Комитет избирается на период проведения внешнего управления и конкурсного производства для осуществления контроля за действиями внешнего управляющего и конкурсного управляющего в количестве не более 11 человек. Решения комитета принимаются на собрании большинством голосов.
Реестр требований кредиторов - содержит следующие сведения:
* о размере требований каждого кредитора по денежным обязательствам и/или обязательным платежам;
* об очередности удовлетворения каждого требования. Реестр ведет арбитражный управляющий.
Отзыв должника на заявление кредитора - направляется в арбитражный суд после получения от него определения о принятии заявления кредитора. В отзыве должника указываются имеющиеся у него возражения, общая сумма задолженности перед кредиторами, сведения о его имуществе и в т.ч. денежных средств и другое. Отсутствие отзыва должника не препятствует рассмотрению дела о банкротстве.
Обязательства и обязанности
Денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.
В состав денежных обязательств включаются:
* задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
* сумма займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником.
Не включаются обязательства:
* перед гражданами за причинение вреда жизни и здоровью;
* по выплате авторского вознаграждения;
* перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из такого участия;
* неустойки (штрафы, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства; они также не учитываются при определении размера обязательных платежей.
Обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в законодательно установленном порядке. Состав и размер обязательств и обязанностей по обязательным платежам определяется на момент подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом. Размер денежных обязательств должен быть подтвержден решением суда или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований.
Мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.
Процедура банкротства
Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником, учредителями, кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства.
Мировое соглашение - процедура достижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочки и/или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов.
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения, анализа финансового состояния должника. Наблюдение прекращается с момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения.
Внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Конкурсная масса - все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе.
Управляющие
Арбитражный управляющий (временный, внешний, конкурсный) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий.
Временный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий.
Внешний управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий.
Конкурсный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий.
Заинтересованные лица - к заинтересованным лицам относятся:
* юридическое лицо, которое является материнским или дочерним по отношению к должнику;
* руководитель, лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган, главный бухгалтер (бухгалтер должника), в том числе и освобожденные от своих обязанностей в течение одного года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве;
* следующие работники указанных выше лиц: супруг (супруга), родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, сестры и братья супруга (супруги).
Заинтересованные лица определяются в отношении арбитражных управляющих и кредиторов.
Арбитражным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо:
* зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;
* обладающее специальными знаниями и действующее на основании лицензии арбитражного управляющего, выдаваемой государственным органом по делам о банкротстве. Такое лицо обязано зарегистрироваться как минимум в одном арбитражном суде и известить об этом государственный орган;
* не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредиторов.
Арбитражным управляющим не могут быть назначены:
* лица, осуществлявшие ранее управление делами должника (прошло менее трех лет с момента их отстранения);
* лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и имуществом других лиц (дисквалифицированные лица);
* лица, имеющие судимость.
Арбитражный управляющий имеет право:
* созывать собрание и комитет кредиторов;
* обращаться в арбитражный суд;
* получать вознаграждение;
* привлекать для осуществления своих полномочий иных лиц на договорной основе;
* подавать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении своих обязанностей.
Арбитражный управляющий обязан:
* принимать меры по защите имущества должника;
* анализировать финансовое состояние должника;
* анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках;
* рассматривать заявленные требования кредиторов;
* осуществлять иные функции.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на арбитражного управляющего обязанностей может повлечь за собой:
* отзыв его лицензии;
* отстранение арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения им своих обязанностей;
* возмещение причиненных убытков по требованию должника и его кредиторов.
Арбитражный управляющий получает вознаграждение за каждый месяц осуществления им своих полномочий, размер которого определяется собранием кредиторов и/или утверждается арбитражным судом.
6.2. ДОЛЖНИК И КРЕДИТОРЫ
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают:
* при неисполнении денежных обязательств - должник, кредитор и прокурор;
* при неисполнении обязанности по уплате обязательных платежей - должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы.
Руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств в следующих случаях:
* когда удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами;
* когда уполномоченным органом должника принято решение об обращении в арбитражный суд;
* если при проведении ликвидации предприятия установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме; в этом случае руководитель должника подает совместное заявление с ликвидационной комиссией.
При неподаче должником заявления в арбитражный суд в установленных случаях и в срок могут быть применены следующие санкции:
* субсидиарная ответственность руководителя должника и членов ликвидационной комиссии по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока, установленного для подачи заявления;
* руководитель должника и члены ликвидационной комиссии могут быть лишены права занимать руководящие должности и/или осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы на определенный срок);
* руководитель должника может быть привлечен к уголовной ответственности.
Кредиторами по денежным обязательствам могут быть российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования в лице уполномоченных на то органов государственной власти и местного самоуправления.
Правом на подачу заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом обладают конкурсные кредиторы, интересы которых представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов. Они также осуществляют все действия в отношении должника. Поэтому с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не имеют права обращаться к должнику в целях удовлетворения своих индивидуальных требований. Объясняется это тем, что удовлетворение требований отдельных кредиторов, называемое недобросовестным удовлетворением требований кредиторов, наносит ущерб интересам остальных кредиторов.
Собрание кредиторов созывается по инициативе одной трети от числа конкурсных кредиторов, либо в случае, если требования конкурсных кредиторов составляют не менее одной трети от общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов. Собрание созывается в двухнедельный срок и проводится, как правило, по месту нахождения должника.
Голоса кредиторов распределяются пропорционально сумме их требований к должнику на дату проведения собрания.
Собрание кредиторов имеет право принимать следующие решения:
1. О введении и продлении внешнего управления и об обращении об этом в арбитражный суд.
2. О заключении мирового соглашения.
3. Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
4. Об избрании членов комитета кредиторов, определении его количественного состава и о досрочном прекращении его полномочий.
5. По иным вопросам.
Решения на собрании кредиторов принимаются большинством голосов от числа присутствующих на собрании. Отдельные решения принимаются большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов. Это: о введении и продлении внешнего управления; об обращении в арбитражный суд о признании должника банкротом; об открытии конкурсного производства; об отстранении арбитражного управляющего.
В арбитражный суд может быть подано заявление или одним кредитором или объединением кредиторов. В последнем случае его подписывают все объединившиеся кредиторы. Заявление от имени Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования подается уполномоченным на то органом государственной власти или местного самоуправления. К заявлению налогового или иного уполномоченного органа должны быть приложены доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам.
Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в следующих случаях:
* когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства;
* когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам;
* в интересах кредитора по денежным обязательствам Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования;
* в иных случаях.
Лица, участвующие в деле о банкротстве:
* должник;
* арбитражный управляющий;
* конкурсные кредиторы;
* налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам;
* прокурор в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению;
* государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению в определенных случаях;
* иные лица.
Арбитражный суд выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом в течение трех дней с момента его поступления. Он вправе по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, принять меры по обеспечению требований кредиторов:
* запретить совершать без согласия арбитражного управляющего определенные сделки;
* обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности и иное имущество должника на хранение третьим лицам;
* иные меры по сохранности имущества должника.
Эти меры действуют до одного из следующих моментов:
* введения внешнего управляющего и назначения внешнего управляющего;
* признания арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначения конкурсного управляющего;
* утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
* принятия решения об отказе в признании должника банкротом.
Должник в пятидневный срок со дня получения определения о принятии заявления кредитора арбитражным судом обязан:
* направить отзыв на такое заявление в арбитражный суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве;
* уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении его дела о банкротстве.
Арбитражный суд осуществляет подготовку дела о банкротстве к судебному разбирательству, в процессе которой для определения финансового состояния должника он вправе назначить экспертизу.
Предельный срок рассмотрения дела о банкротстве - не более трех месяцев со дня поступления заявления с возможностью его продления на срок не более двух месяцев.
По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает один из следующих актов:
* решение о признании должника банкротом;
* решение об отказе в признании должника банкротом;