<< Пред.           стр. 14 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

 * определение о введении внешнего управления;
 * определение о прекращении производства по делу о банкротстве.
  Решение арбитражного суда о признании должника банкротом принимается в случае установления признаков банкротства и при отсутствии оснований для введения внешнего управления. Решения, которые принимаются при этом, следующие:
 * признать должника банкротом;
 * открыть конкурсное производство;
 * назначить конкурсного управляющего.
  Решение о признании должника банкротом публикуется арбитражным судом в "Вестнике Высшего арбитражного суда РФ" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве за счет должника.
  Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случаях:
 * отсутствия признаков банкротства;
 * удовлетворения заявленных требований до принятия арбитражным судом решения по делу о банкротстве;
 * установления фиктивного банкротства;
 * в иных случаях.
  Арбитражный суд может предложить должнику погасить требования кредиторов в установленный срок, если у должника имеется достаточное ликвидное имущество по ходатайству должника.
  Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях:
 * восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;
 * заключения мирового соглашения.
  Применяются следующие процедуры банкротства, устанавливаемые арбитражным судом:
 * наблюдение;
 * внешнее управление;
 * конкурсное производство;
 * мировое соглашение;
 * иные процедуры.
 
 6.4. НАБЛЮДЕНИЕ
 
  Наблюдение за должником - это новая для российской практики процедура - вводится арбитражным судом в отношении должника с момента принятия заявления. Цель этой процедуры - обеспечить сохранность имущества должника, с одной стороны, а с другой - принять решение в отношении должника. Именно поэтому с момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления:
 * имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с учетом сложившейся ситуации; ранее начатые дела, связанные с предъявленными требованиями к должнику, по ходатайству кредитора приостанавливаются;
 * приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов судов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда;
 * запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица - о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.
  При введении наблюдения арбитражный суд принимает решение о назначении временного управляющего. При этом руководитель и администрация должника продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями. С согласия временного управляющего они могут совершать сделки, связанные:
 * с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал других предприятий и организаций;
 * с распоряжением иным имуществом, балансовая стоимость которого более 10% стоимости активов должника;
 * с получением и выдачей кредитов и займов, поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, с учреждением доверительного управления имуществом должника.
  Руководитель и администрация должника не имеют права принимать решения:
 * о реорганизации и ликвидации должника;
 * о создании филиалов и представительств;
 * о выплате дивидендов;
 * о размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
 * о выходе из состава участников должника юридического лица;
 * о приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
  Арбитражный суд вправе отстранить руководителя должника от должности и возложить исполнение обязанностей руководителя на временного управляющего в следующих случаях:
 * не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника;
 * чинятся препятствия временному управляющему при исполнении его обязанностей;
 * иные нарушения требований законодательства.
  Это может быть сделано по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, или временного управляющего.
  Целями анализа финансового состояния должника являются определение достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности восстановления платежеспособности должника.
  Одной из обязанностей временного управляющего является определение даты и проведение первого собрания кредиторов, которые должны быть извещены им. Кредиторы в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления должны направить в арбитражный суд и должнику свои требования. Требования, признанные установленными, в сопровождении необходимых документов направляются временному управляющему.
  Первое собрание кредиторов должно состояться в срок не позднее 10 дней до даты заседания арбитражного суда. В нем принимают участие без права голоса временный управляющий, руководитель должника и представитель работников должника.
  Временный управляющий
 > Назначается:
 арбитражным судом при введении наблюдения с целью обеспечения сохранности имущества должника и подготовки решения в его отношении.
  > Действует:
 до одного из следующих решений:
 * введения внешнего управления;
 * признания должника банкротом, открытии конкурсного производства и назначении конкурсного управляющего;
 * отказа о признании должника банкротом;
 * утверждения мирового соглашения.
 > Права:
 * предъявляет в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований;
 * обращается в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отмене таких мер, а также об отстранении руководителя должника от должности;
 * получает любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника;
 * осуществляет иные полномочия.
  > Обязанности:
 * принимает меры по обеспечению сохранности имущества должника;
 * проводит анализ финансового состояния должника;
 * определяет наличие признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;
 * устанавливает кредиторов должника и определяет размеры их требований, уведомляет кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;
 * созывает первое собрание кредиторов.
 
  Оно может принять следующие решения:
 * об обращении в арбитражный суд с ходатайством или о введении внешнего управления, или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
 * решение о введении внешнего управления должно содержать предлагаемый срок и кандидатуру внешнего управляющего;
 * определить количественный состав комитета кредиторов и избрать его членов;
 * решить другие вопросы.
  Арбитражный суд на основании постановления первого собрания акционеров принимает соответствующие решение: или о признании должника банкротом, или о введении внешнего управления, или об утверждении мирового соглашения. С этого момента наблюдение прекращается. Временный управляющий исполняет свои обязанности до назначения внешнего управляющего или конкурсного управляющего.
 
 6.5. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ
 
  Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Целью внешнего управления является восстановление платежеспособности должника с передачей полномочий по управлению внешнему управляющему. Поэтому с момента введения внешнего управления:
 * руководитель должника отстраняется от должности, а управление его делами возлагается на внешнего управляющего;
 * прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия; органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и другой документации, печати и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
 * снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
 * вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника.
  Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.
  Мораторий включает в себя следующие положения:
 * не допускается взыскание по исполнительным и иным документам;
 * приостанавливается исполнение ранее вступивших в законную силу исполнительных документов по имущественным взысканиям, кроме исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда;
 * не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты.
  Это не распространяется на требования, наступившие после введения внешнего управления.
  Внешний управляющий обязан рассмотреть все требования кредиторов и уведомить их о результатах в течение месяца с момента предъявления. Он вправе самостоятельно распоряжаться имуществом должника, а в отношении крупных сделок и сделок, где имеются заинтересованность внешнего управляющего или конкурсного кредитора - с согласия комитета или собрания кредиторов. С их согласия могут быть приняты решения об увеличении расходов должника на потребление, в том числе на оплату труда его работников.
  Обязанностью внешнего управляющего является разработка в течение месяца после назначения плана внешнего управления и представление его на утверждение собрания кредиторов. Целью плана является разработка в определенный срок мер по восстановлению платежеспособности должника, связанных с ликвидацией признаков банкротства, т.е. ликвидация исполненных в срок более трех месяцев обязательств и обязанностей. Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления и протокол собрания кредиторов представляются в арбитражный суд внешним управляющим в течение пяти дней после проведения собрания.
  Внешний управляющий
  > Назначается:
 * арбитражным судом при введении внешнего управления на срок до 12 месяцев (с продлением не более чем на 6 месяцев) с целью восстановления платежеспособности должника.
  > Действует:
 * до момента назначения нового руководителя должника или конкурсного управляющего.
  > Права:
 * самостоятельно распоряжается имуществом должника;
 * заключает от имени должника мировое соглашение;
 * заявляет отказ от исполнения договоров должника.
  > Обязанности:
 * принятие в ведение имущества должника и его инвентаризация;
 * открытие специального счета для проведения внешнего управления и расчеты с кредиторами;
 * разработка и представление на утверждение собрания кредиторов плана внешнего управления;
 * ведение бухгалтерского и другого учета и отчетности;
 * заявлять возражения по требованиям кредиторов к должнику;
 * принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
 * рассматривать требования кредиторов;
 * вести реестр требований кредиторов;
 * предоставлять собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления;
 * осуществлять иные полномочия.
 
  В план внешнего управления могут быть включены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:
 * перепрофилирование производства;
 * закрытие нерентабельных производств;
 * получение дебиторской задолженности;
 * продажа части имущества должника;
 * уступка прав требования должника;
 * исполнение обязательств должника собственником его имущества или третьими лицами;
 * продажа предприятия-должника;
 * другие способы.
  Особенности продажи предприятия-должника следующие.
  Продажа предприятия производится, как правило, на аукционе и реже на конкурсе. При продаже предприятия отчуждаются все виды его имущества. В то же время денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия должником заявления не включаются в состав предприятия. Все трудовые договоры сохраняют силу, и права и обязанности работодателя переходят к покупателю. Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества должника. Если за счет вырученной суммы удовлетворяются все требования кредиторов, производство по делу о банкротстве прекращается арбитражным судом по заявлению внешнего управляющего. При ее недостаточности внешний управляющий предлагает кредиторам заключить мировое соглашение. При невозможности его достижения арбитражный суд объявляет должника банкротом и открывает конкурсное производство. Расчеты с кредиторами в этом случае, кроме кредиторов первой и второй очереди, недопустимы.
  Продажа части имущества должника производится аналогичным образом.
  Уступка прав требований должника производится внешним управляющим на открытых торгах с согласия комитета или собрания кредиторов.
  Третьи лица могут исполнить обязательства должника при условии единовременного погашения требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром. Аналогично погашаются обязательства собственников, имущества должника - унитарного предприятия.
  Внешнее управление завершается отчетом внешнего управляющего, выносимым им на собрание кредиторов не позднее чем за 15 дней до окончания срока. В отчете он должен предложить одну из следующих мер:
 * о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника;
 * о заключении мирового соглашения;
 * о продлении установленного срока внешнего управления;
 * о прекращении внешнего управления и об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
  Утвержденные собранием кредиторов, а в дальнейшем и арбитражным судом отчеты внешнего управляющего являются основанием для прекращения производства по делу о банкротстве. В том случае, когда по ходатайству собрания кредиторов арбитражный суд устанавливает срок окончания расчетов с кредиторами (до 6 месяцев), производство по делу о банкротстве прекращается после окончания расчетов с кредиторами. Если в установленный срок расчеты не произведены, арбитражный суд объявляет должника банкротом.
  Расчеты с кредиторами производятся внешними управляющими в соответствии с реестром требований кредиторов начиная со дня утверждения отчета внешнего управляющего арбитражным судом.
  После окончания внешнего управления полномочия внешнего управляющего прекращаются с момента назначения или нового руководителя должника, или конкурсного управляющего.
 
 6.6. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
 
  Конкурсное производство открывается после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Цель его - соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Открывается оно на срок до одного года с возможностью продления еще на шесть месяцев, а иногда и более.
  Последствиями открытия конкурсного производства могут быть следующие:
 * сроки исполнения всех денежных обязательств должника, а также отсроченных обязательных платежей должника считаются наступившими;
 * прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
 * отменяются конфиденциальный характер и коммерческая тайна в отношении сведений о финансовом состоянии должника;
 * снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению им;
 * все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства;
 * другие последствия.
  В данной ситуации арбитражный суд может назначить одного или нескольких конкурсных управляющих и распределяет между ними обязанности. К нему переходят полномочия по управлению делами должника, в том числе по распоряжению его имуществом.
  Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе его, составляет конкурсную массу. Социально-культурные объекты, жизненно необходимые для региона, подлежат передаче соответствующим муниципальным органам местного самоуправления.
  У должника должен быть оставлен только один счет в банке, а остальные счета подлежат закрытию.
  После инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже его, как правило, на открытых торгах на условиях, одобренных собранием или комитетом кредиторов.
  Не проданное на первых торгах имущество продается на повторных торгах или без торгов. Имущество, которое не удалось продать и которое осталось после погашения требований кредиторов, принимается на баланс муниципальных округов.
  Конкурсный управляющий не реже одного раза в месяц представляет комитету или собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника, его имущества и др.
  Конкурсный управляющий
  > Назначается:
 * арбитражным судом после принятия им решения о признании должника банкротом с целью соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
  > Действует:
 * до вынесения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства и ликвидации должника.
  > Функции:
 * принимает и ведет имущество должника, проводит его инвентаризацию и оценку, принимает меры по обеспечению его сохранности;
 * анализирует финансовое состояние должника;
 * предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании;
 * уведомляет работников должника о предстоящем увольнении;
 * заявляет возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов;
 * заявляет отказ от исполнения договоров должника;
 * принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящихся у третьих лиц;
 * принимает иные меры.
 
  После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагаются:
 * документы, подтверждающие продажу имущества должника;
 * реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
 * документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
  Арбитражный суд после рассмотрения отчета конкурсного управляющего выносит определение о завершении конкурсного производства, что является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации должника. С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.
 
 6.7. ОЧЕРЕДНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ
 
  Очередность удовлетворения требований кредиторов определяется ст. 64 Гражданского кодекса РФ. В законе "О несостоятельности (банкротстве)" дано более подробное толкование этого положения.
  До удовлетворения требований кредиторов, т.е. вне очереди покрываются следующие расходы:
 * судебные;
 * выплаты вознаграждения арбитражным управляющим;
 * текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника;
 * требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.
  Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
 * первая очередь - требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью;
 * вторая очередь - расчеты по выплатам выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору или контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
 * третья очередь - выплаты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
 * четвертая очередь - требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
 * пятая очередь - расчеты с другими кредиторами.
  Размер требований первой очереди определяется путем капитализации соответствующих платежей на момент принятия решения о банкротстве, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста семидесяти лет, но не менее чем за десять лет. При согласии гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации.
  Требования по выплате выходных пособий и оплате труда по трудовому договору определяются с учетом непогашенной задолженности на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Она включается в общую сумму задолженности должника перед кредиторами второй очереди.
  Размер требований третьей очереди определяется задолженностью должника по обязательству в части, обеспеченной залогом. Тем более, что задолженность в части, не обеспеченной залогом имущества должника, учитывается в составе требований пятой очереди.
  Требования четвертой очереди (по обязательным платежам) включают задолженность (недоимки), образовавшуюся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Суммы штрафов, пени и иных финансовых санкций удовлетворяются в пятую очередь, после погашения задолженности и причитающихся процентов.
 
 6.8. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
 
  Мировое соглашение должник и кредиторы могут заключить на любой стадии рассмотрения дела арбитражным судом. Решение об этом принимается собранием кредиторов большинством голосов от числа конкурсных кредиторов и при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. Решение со стороны должника принимается или руководителем должника, или внешним, или конкурсным управляющим.
  В мировом соглашении могут участвовать третьи лица, принимающие на себя права и обязанности, предусмотренные этим соглашением.
  Обязательным условием мирового соглашения является то, что оно может быть заключено после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.
  Мировое соглашение может содержать следующие условия:
 * об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника;
 * об уступке прав требований должника;
 * об исполнении прав требований должника;
 * об исполнении обязательств должника третьими лицами;
 * о скидке с долга;
 * об обмене требований на акции;
 * об удовлетворении требований кредиторов иными способами.
  Мировое соглашение вместе с заявлением должника, внешнего или конкурсного управляющего об утверждении его и некоторыми другими документами представляется в арбитражный суд. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом означает:
 * на стадии наблюдения или внешнего управления - прекращение производства по делу о банкротстве и снятие моратория на удовлетворение требований кредиторов;
 * на стадии конкурсного производства - решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит исполнению;
 * прекращение полномочий внешнего, конкурсного управляющих;
 * руководитель должника, внешний или конкурсный управляющий приступают к погашению задолженности перед кредиторами.
  По заявлению должника, кредитора или прокурора мировое соглашение может быть признано арбитражным судом недействительным, если:
 * им предусмотрены преимущества для отдельных кредиторов или ущемление их прав и законных требований;
 * исполнение его может привести должника к банкротству;
 * имеются иные основания.
  Арбитражный суд может расторгнуть мировое соглашение при неисполнении должником его условий в отношении не менее одной трети требований кредиторов.
  Законом "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены особенности банкротства отдельных категорий должников:
 * юридических лиц - градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг;
 * физических лиц - индивидуальных предпринимателей, крестьянского (фермерского) хозяйства;
 * упрощенные процедуры банкротства - в отношении ликвидируемого и отсутствующего должника;
 * добровольное объявление о банкротстве должника;
 * организаций, осуществляющих незаконную деятельность по привлечению денежных средств граждан.
 
 6.9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА И САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
 
  Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики их реализации.
  Санация как досудебная, так и судебная представляет собой меры по восстановлению его платежеспособности.
  Все это в определенной мере связано с реформированием предприятий, под которым понимается их структуризация в процессе перехода на принятые в рыночной экономике принципы функционирования при государственной поддержке и стимулировании. Это предполагает улучшение управления ими, повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Таким образом, успех реформирования предприятия будет определяться двумя группами факторов: эффективностью создаваемых государством условий и стимулов деятельности предприятий и устранению кризисных явлений в экономике, а также эффективностью принимаемых предприятием мер по внедрению и использованию рыночных механизмов и инструментов.
  Целями антикризисной стратегии предприятий должны быть:
 * обеспечение их ликвидности и платежеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заемных источников средств;
 * получение прибыли и соответствующего уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех своих потребностей для основной, инвестиционной и финансовой деятельности.
  Для этого государство должно провозгласить, что главной целью его является макроэкономическое регулирование и борьба с инфляцией на основе поддержки национального производства. В этих целях необходимо:
 * разработать систему экономических и финансовых показателей на всех уровнях, а также поддержки базовых отраслей экономики;
 * создать условия, обеспечивающие возможность предприятиям заработать практически отсутствующие у них собственные оборотные средства;
 * принятие экономических мер, расширяющих возможности предприятий по использованию заемных средств; в этих целях необходимо снижать учетную ставку Центрального банка РФ до мирового уровня, ввести государственную гарантию по некоторым кредитам для отдельных предприятий;
 * принять самые энергичные меры по резкому сокращению неплатежей и в этой связи неэффективных форм расчетов (предоплата, бартер, наличные деньги), по внедрению таких рыночных инструментов, как коммерческий кредит, вексель, чек;
 * изменить налоговую политику, направив ее на стимулирование производства и инвестиций;
 * определение степени ликвидности и платежеспособности предприятия;
 * направить таможенную политику на защиту национального производителя и конкурентоспособных товаров.
  Выбор стратегии предотвращения банкротства и эффективность мер предприятий по внедрению рыночных механизмов зависит от системы управления финансами на предприятии.
  Она в свою очередь определяется стратегическими целями и тактическими задачами деятельности предприятия. Основой этой системы должен быть финансовый анализ, по итогам которого предприятие имеет возможность делать регулярную оценку своего финансового состояния. Главные направления этого анализа следующие:
 * оценка состояния имущества предприятия и источников его формирования, а также показателей структуры капитала;
 * оценка состояния оборотных средств, определение их достаточности и на этой основе типа финансового состояния;
 * выявление тенденций, связанных с оборачиваемостью средств предприятий;
 * определение степени ликвидности и платежеспособности предприятия;
 * выявление тенденций рентабельности на основе системы показателей.
  Главное в стратегии предотвращения банкротства предприятия, в решении проблем ликвидности и платежеспособности заключается в профессиональном управлении оборотными средствами. С одной стороны, это предполагает оптимизацию источников оборотных средств на основе выработанной стратегии, а с другой - размещение этих средств между материальными активами, а также в сфере производства и сфере обращения. Большую роль здесь играет правильно выбранная кредитная политика, связанная с использованием кредита в качестве финансового рычага. В то же время при существующей учетной ставке это практически невозможно.
  Частью управления оборотными средствами является управление дебиторской и кредиторской задолженности. Важнейшим механизмом такого управления является активное использование товарных векселей, что не всегда возможно в современных условиях.
  Одной из целей финансовой стратегии предприятий является получение прибыли и обеспечение рентабельной работы. В основе этого лежит анализ и управление взаимосвязью "затраты - выручка - прибыль", что предполагает широкое внедрение на предприятии управленческого учета.
  Существуют два основных метода включения затрат в себестоимость продукции: калькуляционный и маржинальный. Второй метод - нетрадиционный - отличается от первого тем, что затраты делятся на переменные и постоянные в зависимости от их изменчивости по отношению к изменению объема производства. Кроме того, при нем определяется неполная себестоимость единицы продукции только на основе переменных затрат. Все это расширяет аналитические возможности предприятия и дает более реальное представление о выгодности отдельных видов выпускаемой продукции. Маржинальный метод дает возможность использовать так называемый операционный рычаг, т.е. отношение маржинального дохода к прибыли от реализации. Значительное внимание в деятельности финансовой службы предприятия должно уделяться управлению денежными потоками. Здесь необходимо достаточно точно определить все притоки и оттоки денежных средств в основной, инвестиционной и финансовой деятельности и анализировать причины их увеличения и уменьшения. Одним из важнейших факторов в этой области является фактор времени, оказывающий непосредственное влияние на финансовый результат.
  Кроме перечисленных направлений финансовой стратегии предприятия должны уделять серьезное внимание амортизационной, инвестиционной, дивидендной политике, политике на рынке ценных бумаг и другим направлениям своей деятельности.
  Основные мероприятия по санации неплатежных предприятий при определенной финансовой поддержке следующие:
 * внедрение новых форм и методов управления;
 * конверсия, диверсификация, переход на выпуск новой продукции, повышение ее качества;
 * повышение эффективности маркетинга;
 * снижение производственных затрат;
 * сокращение дебиторско-кредиторской задолженности;
 * повышение доли собственных средств в оборотных активах за счет части фонда потребления (особенно в части средств, направляемых на выплату дивидендов) и реализации краткосрочных финансовых вложений;
 * продажа излишнего оборудования, материалов, незавершенного производства, готовой продукции на основе инвентаризации, а также продажи дочерних фирм и долей в капитале других предприятий;
 * временная остановка капитального строительства;
 * конверсия долгов путем преобразования краткосрочной задолженности в долгосрочную;
 * изыскание возможностей расширения эффективности экспорта;
 * сокращение численности занятых;
 * другие мероприятия.
  На этапе оценки финансового состояния предприятий и установления неудовлетворительной структуры баланса проводится предварительный анализ финансового состояния предприятия, целью которого является определение степени платежеспособности предприятия на основе структуры его баланса.
  Неудовлетворительная структура баланса - такое состояние имущества и обязательств, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом стоимость имущества может быть равна сумме обязательств должника или превышать ее.
  В первую очередь определяются два коэффициента: текущей ликвидности (К1) и обеспеченности собственными средствами (К2). Первый из них отражает способность предприятия своевременно рассчитаться по своим срочным обязательствам, а второй - наличие у предприятия достаточного количества собственных средств, необходимых для финансовой устойчивости.
  > Коэффициент текущей ликвидности определяется следующим образом:
 
 где АII - второй раздел актива баланса;
  ЗС - заемные средства - стр. 610 из шестого раздела пассива баланса;
  КЗ - кредиторская задолженность - стр. 620 из того же раздела пассива.
 
  В числителе этого коэффициента показывается вся сумма оборотных средств, а и знаменателе его наиболее срочные обязательства краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность.
  > Коэффициент обеспеченности собственными средствами определяется по следующей формуле:
 
  Числитель этой суммы показывает, какая сумма собственных средств предприятия направлена в оборотные активы, а знаменатель - сумму всех оборотных средств.
  Минимальное значение этих коэффициентов может быть условно принято, равными соответственно 2 и 0,1, но с учетом отраслевых особенностей.
  При фактических значениях коэффициентов, ниже нормативных, рассчитывается третий коэффициент - восстановления платежеспособности (Кз-в) за период 6 месяцев.
 
 где К1ф - фактическое значение (в конце отчетного периода) коэффициента текущей ликвидности (К1);
  К1н - значение коэффициента текущей ликвидности в начале периода;
  6 -период восстановления платежеспособности, мес.;
  Т - отчетный период, мес.
 
  При Кз-в больше 1 у предприятия имеется реальная возможность восстановить свою платежеспособность. В обратном случае такой возможности нет, т.к. структура баланса в этом случае считается неудовлетворительной.
  В тех случаях, когда К1 и К2 больше нормативных значений, рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период 3 месяца.
 
  При Кз-у больше 1 у предприятия имеется реальная возможность не утратить платежеспособность. В противном случае у предприятия имеется реальная возможность в ближайшее время утратить свою платежеспособность.
  Большая дебиторская задолженность, и особенно государственная, и другая, не зависящая от деятельности предприятия, оказывают отрицательное влияние на рассмотренные коэффициенты. Предприятие может учесть это и исключить ее влияние при расчетах.
  Предприятие определяет сумму государственной и другой задолженности, срок ее возникновения и расходы по ее обслуживанию.
 
 где ОНЗ - расходы по обслуживанию необоснованной дебиторской задолженности;
  НЗ - сумма необоснованной задолженности;
  Т - период задолженности, мес.;
  УС - годовая учетная ставка ЦБ на момент возникновения задолженности.
 
  После этого коэффициент текущей ликвидности (K1) рассчитывается по следующей формуле:
 
  В этом случае, если K1 больше 2, нет оснований считать структуру баланса неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным.
  Неплатежеспособные предприятия индивидуальны. При этом причины неплатежеспособности могут быть как объективные, так и субъективные. Ими могут быть непрофессиональный менеджмент, изношенное оборудование, падение спроса на выпускаемую продукцию, убытки, фонд потребления, образуемый не по средствам, отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения, неправильный выбор форм безналичных расчетов, большая дебиторско-кредиторская задолженность и другое. Поэтому после объявления предприятия неплатежеспособным его администрация должна провести детальный финансовый анализ с целью точного определения причин сложившегося положения.
 

<< Пред.           стр. 14 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу