<< Пред.           стр. 15 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
 
 1. Какова сущность банкротства?
 2. Что такое фиктивное и преднамеренное банкротство?
 3. Обязанности должника при появлении признаков банкротства.
 4. Что такое наблюдение?
 5. Что такое внешнее управление?
 6. Что такое конкурсное производство?
 7. Что такое мировое соглашение?
 8. Какова очередность удовлетворения требований кредиторов?
 9. Каковы основные пути финансового оздоровления предприятий?
 
 Глава 7. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ
 
 7.1. ФИНАНСОВЫЙ РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА
 
  Финансовое планирование является составной частью внутрифирменного планирования. Конкретно оно выражается в составлении соответствующего раздела бизнес-плана, который призван обобщить материалы его предыдущих разделов и представить их в стоимостном выражении. Сам бизнес-план можно характеризовать как документ перспективного, а не текущего планирования. В рыночном хозяйстве его составлением принято начинать любое коммерческое мероприятие. Потребность в разработке бизнес-плана и особенно его финансовой части обусловлена задачами, стоящими перед предприятием, когда оно изыскивает необходимые денежные средства:
 * разработка фирмами заявок на получение кредитов в коммерческих банках;
 * составление проспектов эмиссии ценных бумаг для привлечения дополнительного капитала в денежной форме;
 * получение иностранных инвестиций, которые немыслимы без предоставления инвесторам надежной информации об их финансовой привлекательности;
 * обоснование предложений по приватизации государственных предприятий, в результате которой увеличится доходность его хозяйственной деятельности.
  В конечном счете финансовый раздел бизнес-плана необходим и адресован всем участникам инвестиционного процесса: банкирам и инвесторам, у которых фирма намеревается получить денежные средства, финансовому менеджеру или предпринимателю, желающему выявить степень разумности и реалистичности своих коммерческих начинаний, рядовым работникам предприятия, видящим в финансовом плане четкое определение своих целей и задач. Правилом зарубежных инвесторов стало требование личного участия руководителя фирмы в составлении бизнес-плана и особенно его финансовой части. Однако при всей его важности финансовый раздел бизнес-плана содержит в себе в большей степени постановку целей и задач предпринимательской деятельности, а способы их достижения изложены в других разделах, где обосновывается выбор товаров и услуг, для производства которых задуман проект, дается оценка рынков сбыта, приводятся сведения о конкурентах, разрабатывается план маркетинга и производства и т.д.
  Финансовый раздел бизнес-плана носит название "Финансовый план" и состоит из нескольких документов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи через показатели, которые в них содержатся.
  Существует несколько вариантов разработки финансового плана. По одному из них в состав документов входят:
 * прогноз объемов реализации;
 * баланс денежных расходов и поступлений;
 * таблица доходов и затрат;
 * прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия;
 * расчет точки достижения безубыточности.
  > Прогноз объемов реализации не случайно вошел в состав финансового плана и стоит в нем на первом месте. Источником подавляющей части финансовых ресурсов по-прежнему остается выручка от реализации, в состав которой будут включены практически все предстоящие денежные расходы предприятия. Основанием для расчета данных об объеме реализации служат результаты маркетинговых исследований, отраженные в третьем разделе бизнес-плана. Если прогноз объемов реализации составляется в натуральных единицах, появляется возможность, изменяя цену, произвести расчеты финансовых показателей в нескольких вариантах. Но чаще бывает так, что при составлении прогноза реализации цена продукции пусть на короткий будущий период, но уже определена.
  Обычно прогноз реализации составляется на три года вперед. Данные для первого года приводятся по месяцам и отличаются большой точностью и надежностью, поскольку хорошо известны будущие покупатели, с которыми уже заключены договоры на поставку. Данные для второго года приводятся поквартально, а для третьего года - одной годовой суммой. Под рассчитанные суммы реализации будут приобретаться оборудование, сырье и материалы, выплачиваться заработная плата, уплачиваться налоги. Размер всех этих затрат должен быть таким, чтобы выйти на предусмотренный размер прибыли с учетом вложенного в производство капитала.
  > Самым важным документом финансового плана считается баланс денежных расходов и поступлений, имеющий и другое название - баланс денежных потоков. Цель его составления состоит в том, чтобы добиться синхронности поступления и расходования денежных средств или, иными словами, добиться необходимого уровня ликвидности активов будущего предприятия. Так как ликвидность определяется величиной на какую-либо дату, желательно, чтобы данные баланса денежных расходов и поступлений приводились по коротким отрезкам времени. При удлинении временных отрезков значение сведений, изложенных в этом документе, падает, даже если они отличаются надежностью.
  Ликвидность реализуемого проекта может влиять на его прибыльность. Нехватка денежных средств в конкретный момент времени вызывает неплатежи и даже угрозу несостоятельности. Задержка в платежах приводит к необходимости платить большие штрафы и пени, уменьшающие балансовую прибыль.
  Баланс денежных потоков составляется в виде таблицы, в которой отражаются данные о наличии денежных средств на начало периода, их поступление и расходование в самом периоде, и завершается таблица данными о наличии денежных средств на конец периода (табл. 7.1).
  В аналитических целях таблица может быть дополнена сведениями о дебиторской задолженности и, в частности, о размере безнадежных долгов, складских запасах, кредиторской задолженности, взятых из других разделов финплана. Данные баланса денежных потоков необходимо увязать с действиями предприятия по формированию собственных оборотных средств. Ведь именно нехватка собственных оборотных средств и их иммобилизация создают ситуацию, когда в нужный момент на счетах предприятия не оказывается необходимых денежных средств. Стоит вспомнить и о том, что показатели ликвидности определяются соотношением размера оборотных средств и краткосрочных заемных источников их формирования.
 
  Таблица 7.1. Баланс денежных потоков
 
  > Небольшой документ с довольно простой структурой носит название таблицы доходов и затрат. Этот документ показывает, как будет формироваться прибыль предприятия (табл. 7.2).
  > Прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия целесообразно составить на начальную и конечную дату планируемого периода реализации проекта. Этот документ имеет структуру, соответствующую общепринятому бухгалтерскому балансу предприятия и характеризует размер и состав прежде всего активов предприятия, т.е. направления вложения инвестируемых средств. Этими данными интересуются инвесторы и особенно коммерческие банки, к помощи которых прибегает предприниматель, собирающийся финансировать приобретение этих активов. Из размера и структуры активов банк извлекает сведения, необходимые для исчисления обеспечения кредита, выявления его экономической целесообразности, что в значительной степени гарантирует возвратность выдаваемого займа.
  Таблица 7.2. Таблица доходов и затрат
 
  При составлении баланса активов и пассивов можно использовать рекомендуемый зарубежными экономистами "метод пробки". Как известно, в экономических расчетах при планировании и прогнозировании первенство отдается активам и затратам. Источники их формирования и финансирования изыскиваются вслед за ними. Разница между запланированными активами и уже имеющимися источниками их формирования называют "пробкой". Если она имеет отрицательное значение, то выбить ее удается с помощью дополнительного внешнего финансирования: эмиссии ценных бумаг или кредитов. Если по прогнозу окажется, что собственных источников и уже вовлеченных в оборот заемных средств будет больше, чем необходимо для формирования производственных активов, возникшая положительная пробка ликвидируется возвратом заемных средств, а излишние собственные средства могут быть инвестированы в ценные бумаги.
  > В заключительном разделе финансового плана приводится расчет условий достижения безубыточности проекта. Максимизация прибыли является целью финансового менеджмента и одним из подходов к ее достижению служит сопоставление выручки от реализации не с суммарными затратами, а переменными постоянными затратами. Как известно, к переменным (пропорциональным) относятся те, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производимой продукции - затраты на сырье и материалы, оплату труда производственных рабочих, транспортные издержки и др. На практике встречаются некоторые отклонения от жесткой прямой зависимости размера переменных затрат от объема производимой продукции. Например, при увеличении закупок сырья и материалов поставщики могут предоставить предприятию скидки с их цены. К постоянным (непропорциональным, фиксированным) относятся затраты, не возрастающие с ростом объема производства и реализации, - управленческие расходы, арендная плата, амортизация, плата за кредит и др. Существуют еще смешанные расходы, но они состоят из переменной и постоянной частей и при более точных расчетах их можно разделить на соответствующие доли.
  Различие в соотношении между постоянными и переменными затратами приводит к тому, что изменения объемов производства и следующей за ним выручки от реализации по-разному влияют на изменение прибыли. Данный случай носит название эффекта производственного (операционного) рычага.
  Чем больше продукции выпускает предприятие, тем меньше сумма постоянных расходов, приходящаяся на единицу этой продукции. Теоретически возможна такая хозяйственная ситуация, при которой предприятие, не производя никакой продукции, имеет убытки, вызванные наличием постоянных расходов. Начав выпуск и реализацию продукции, предприятие может по-прежнему нести убытки, если величина постоянных затрат в расчете на единицу продукции вместе с переменными затратами превышает уровень цены. Безубыточным производство станет тогда, когда сумма всех затрат для одного изделия окажется ниже принятой цены, а такое возможно (при неизменности переменных затрат) только при значительном объеме выпускаемой продукции, понижающей долю постоянных затрат в стоимости как единицы, так и всей реализуемой продукции. Уровень реализации, после которого производство начнет давать прибыль, получил название порога рентабельности или точки безубыточности. Чем ниже постоянные и переменные затраты и чем выше объем реализации, зависящий от уровня цены и количества реализуемой продукции, тем быстрей предприятие достигнет точки безубыточности и производство начнет давать прибыль. Разницу между фактической или планируемой выручкой от реализации и порогом рентабельности принято называть запасом финансовой прочности, который при желании можно исчислить в процентах к выручке от реализации. Если, например, запас финансовой прочности равен 15%, то это означает, что предприятие может выдержать 15%-ное снижение выручки от реализации продукции, после чего эта реализация начнет приносить убытки. Чем выше эффект производственного рычага, отраженный в финансовом плане, тем привлекательнее этот проект для инвесторов.
  Если предприятие отказалось от воплощения крупных коммерческих проектов, финансовое планирование на нем охватывает текущую хозяйственную деятельность и может включать в себя: перспективный план на несколько лет, годовой план, оперативно-календарный.
  Перспективный план на ряд лет - это стратегический план развития предприятия на перспективу, наименее конкретизирован и чаще всего содержит доходы от реализации будущих бизнес-проектов. Из-за экономической нестабильности и возможного невыполнения намеченных долгосрочных трансакций одной из сторон, перспективный план имеет слабое применение в российской рыночной экономике.
  Годовой план составляется с распределением по кварталам показателей общих величин расходов и доходов на основе коэффициентного или аналитического метода планирования.
  Оперативно-календарный план с распределением показателей по месяцам в необходимых случаях дополняется платежным календарем по дням. Финансовому плану, в первую очередь оперативно-календарному, следует быть скользящим. Он разрабатывается в два этапа: предварительный и скорректированный. Предварительный план формируется на основании заказов, поданных в течение базисного периода (года, квартала, месяца) на основе заказов, заключенных или находящихся на текущем рассмотрении у предприятия. Второй этап - это скорректированный финансовый план. Реально в соответствии именно с этим планом следует работать предприятию, так как в него внесены подчас значительные корректировки. Контроль за его реализацией осуществляет финансовый менеджер. Скорректированный план может быть также .скользящим при условии внесения в него изменений.
  В процессе финансового планирования решаются следующие основные задачи:
 * выявляются резервы и мобилизуются ресурсы для достижения наиболее эффективных конечных результатов при использовании для этих целей финансово-кредитного механизма;
 * устанавливаются оптимальные и экономически целесообразные финансовые долгосрочные нормы и нормативы по оборотным средствам и источникам их формирования, образованию-и использованию прибыли;
 * обеспечиваются плановое образование и использование денежных ресурсов;
 * определяются финансовые взаимоотношения с государственными органами, банковскими структурами и другими организациями по платежам и перераспределению денежных средств. Основным в решении этой задачи является обеспечение первоочередного внесения платежей в бюджеты различных уровней, определение оптимального размера кредитов в оборотных средствах, в финансировании капитальных вложений, мероприятиях технического прогресса и т.д.;
 * обеспечивается устойчивое финансовое положение предприятия (организации) путем сбалансированного поступления и расхода средств;
 * создаются методические условия для обеспечения преемственности показателей, их взаимной связи;
 * устанавливается финансовый контроль за ходом выполнения принятых в плане показателей.
 
 7.2. ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ
 
  Положение предприятия на рынке не остается неизменным. Рано или поздно появляются конкуренты. Поэтому постоянное развитие предприятия является необходимым условием его экономического выживания. План развития составляется не только на ближайшее время, но и на длительную перспективу. Поэтому финансовый менеджмент должен ответить на ряд вопросов, сформулировав тем самым финансовую стратегию предприятия.
  Первый из этих вопросов звучит так: "Сколько средств необходимо для перспективного развития фирмы?" Для определения этой суммы и времени, когда она потребуется полностью или частично, целесообразно установить зависимость между потребностью в дополнительных финансовых вложениях и расходах и каким-либо важнейшим показателем хозяйственной деятельностью фирмы. Например, можно с достаточной уверенностью сказать, что потребность в средствах на развитие зависит от объема реализации. Однако так происходит не всегда. Если предприятие выбрало стратегию борьбы с конкурентом путем повышения качества выпускаемых изделий или оказываемых услуг, то в этом случае соответствие между потребностью в инвестициях и объемом реализации соблюдается, так как повышение качества всегда сопровождается повышением цены. Но если выбрана стратегия борьбы с конкурентами путем снижения или стабилизации (в условиях инфляции) цен на продукцию, особого роста выручки от реализации ожидать не приходится. Потребуются затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, по снижению себестоимости выпускаемой продукции. В данном случае потребность в средствах будет определяться величиной этих затрат.
  Второй вопрос стратегического финансового планирования касается источников инвестирования. Общее направление финансовой деятельности предприятия должно основываться на принципиальном решении, за счет каких источников осуществлять финансирование как данного проекта, так и всех последующих. Таких источников можно выделить три: собственные, привлеченные и заемные средства. Собственные средства выглядят наиболее привлекательными для предприятия, поскольку повышают уровень его независимости и самостоятельности, лишены какого-либо риска, улучшают репутацию предприятия в глазах контрагентов. Но для формирования собственных источников инвестирования требуется соблюдение двух условий: наличие доходов и времени для их капитализации. В действительности одно из двух условий реализации коммерческого проекта часто отсутствует. Обычно тот, кто хочет и способен реализовать коммерческий проект, не имеет собственных средств для инвестирования, а тот, кто их имеет, не желает самостоятельно это делать. Использование собственных средств для инвестирования под силу только крупным компаниям. Но для них бизнес-план и его финансовая часть теряют свою привлекательность.
  Среди привлеченных источников первое место занимают средства акционеров. Дополнительная эмиссия акций или частичная распродажа контрольного пакета руководством фирмы служат традиционным способом привлечения средств рядовых инвесторов. Но на этом пути руководство фирмы подстерегает ряд вполне осознаваемых им опасностей. Первая из них заключена в возможности частичной потери власти над фирмой теми, кто ею уже владеет. Кроме того, успешное размещение акций среди публики представляется довольно сложной задачей. Мелкого инвестора не привлечешь хорошо разработанным бизнес-планом, а крупный потребует очень больших уступок. Поэтому для привлечения акционерного капитала от предприятия требуется соблюдение опять-таки двух условий. Нужно убедить мелких акционеров в том, что им будут регулярно выплачиваться дивиденды и рыночные цены на акции данного предприятия не упадут, поскольку только эти факторы делают акции привлекательными для мелких акционеров. Для привлечения крупных акционеров предприятие должно стать для них максимально прозрачным. Как видим, выбирая стратегию привлечения акционерного капитала, предприятие вынуждено решиться на непростые шаги в реорганизации своего финансового менеджмента.
  Привлеченные средства могут быть почерпнуты и из внутренних источников. Традиционными из них являются средства, направляемые на оплату труда. Найдя и установив оптимальный уровень задолженности по оплате труда своих работников, предприятие при повышении фонда оплаты труда автоматически увеличивает и задолженность, которую можно использовать как источник инвестирования. При этом эти средства всегда направлялись как вложения в оборотный капитал, без которого не может обойтись ни один коммерческий проект.
  Займы можно получить у банкиров и облигационеров. Банкиры заботятся о возврате ссуды и ее стоимости. Что может стать обеспечением долгосрочного инвестирования кредита? Что можно заложить из имущества предприятия, чтобы гарантировать осторожным и опытным банкирам своевременный возврат кредитов, и откуда будут получены средства для этого? Кто может поручиться за должника в такой сложной и крупной кредитной сделке и насколько стоимость кредита оправдывает его привлечение к финансированию проекта? На все эти и другие непростые вопросы должны ответить менеджеры предприятия, прежде чем они обратятся к конкретному банку за ссудой. Корпоративные облигации при своей эмиссии обладают теми же свойствами, что и акции, но в России они не используются.
  На выбор способов финансирования проекта может повлиять его направленность. Считается, что финансирование посредством привлечения кредитов выгодно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих предприятиях. По мнению банкиров, риск вложений здесь не слишком велик и соответственно можно понизить стоимость кредита. Кроме того, такое предприятие имеет достаточно активов, которые могут стать его надежным материальным обеспечением. Напротив, для проектов создания новых предприятий, реализации крупных технических новшеств лучше привлекать паевой или акционерный капитал. Кредит предполагает жесткий график своего погашения с уплатой процентов и выдержать его новым и реконструируемым предприятиям часто оказывается не по силам.
  Третий вопрос финансовой стратегии можно сформулировать так: "Когда ожидается возврат вложенных в проект средств?" Ответить на него можно, используя специальные расчеты, позволяющие определить срок окупаемости вложений.
 
  ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
 
 1. Какой цели служит финансовый раздел бизнес-плана?
 2. Какие документы входят в состав финансового плана? Охарактеризуйте их.
 3. Чем отличается текущее финансовое планирование от финансового планирования на основе бизнес-плана?
 4. Что такое точка безубыточности?
 5. Что обусловливает необходимость финансовой стратегии?
 
 ЛИТЕРАТУРА
 
 1. Банки и банковские операции / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
 2. Банковское дело / Под ред. проф. В.И. Колесникова и проф. Л.П. Кроливецкой. - 4-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1998.
 3. Барышников Н. Налоги и взносы с фонда оплаты труда. - 2-е изд. - М.: Филинъ, 1998.
 4. Барышников Н. Налоги России в нормативных документах. - 2-е изд. - М.: Филинъ, 1998.
 5. Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России. - М.: АО "Консалтбанкир", 1997.
 6. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент. - Киев, 1995.
 7. Бочаров В. В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий. - М.: Финансы и статистика, 1998.
 8. Вознесенский Э.А. Финансы как стоимостная категория. - М.: Финансы и статистика, 1985.
 9. Каратуев А. Г. Ценные бумаги. Виды и разновидности. - М.: РДЛ, 1997.
 10. Ковалев В. В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 1998.
 11. Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. - М.: ЮНИТИ, 1997.
 12. Липсиц И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект. - М.: БЕК, 1996.
 13. Маркова О.М., Сахарова Л.С., Сидоров В.Н. Коммерческие банки и их операции. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
 14. Налоги / Под ред. Д.Г. Черника. - М.: Финансы и статистика, 1998.
 15. Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-ПРЕСС, 1998.
 16. Налоги и налогообложение / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. - М.: ЮНИТИ, 1998.
 17. Общая теория денег и кредита / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
 18. Общая теория финансов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
 19. Справочник финансиста предприятия. - М.: Инфра-М, 1996.
 20. Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева, В.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд. - М.: Инфра-М, 1998.
 21. Усоткин В.М. Бизнес-план. - М.,1994;
 22. Финансово-кредитный словарь. В 3 т. - М.: Финансы и статистика, 1984-1988.
 23. Финансы / Под ред. A.M. Ковалевой. - 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1998.
 24. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
 25. Хорн Дж.В. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1996.
 26. Шеремет А. Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 1997.
 27. Юткина Т. Налоги и налогообложение. - М.: ИНФРА-М, 1998. :
 28. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - 31 июля 1998 г., № 145-ФЗ.
 29. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. - 30 ноября 1994 г., № 51-ФЗ (с дополнениями от 20 февраля и 12 августа 1996 г.).
 30. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. - 26 января 1996 г., № 14-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 12 августа 1996 г. и 24 октября 1997 г.).
 31. Изменения и дополнения, внесенные в Положение о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г., № 661.
 32. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. - 31 июля 1998 г., № 146-ФЗ.
 33. О банках и банковской деятельности в РСФСР: Закон, 2 декабря 1990 г., № 395-1.
 34. О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР": Закон, 3 февраля 1996 г., № 17-ФЗ.
 35. О государственном внутреннем долге РФ: Закон, 13 ноября 1992г., № 3877-1.
 36. О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние: Постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 25 мая 1992 г., № 2837-1.
 37. О несостоятельности (банкротстве): Закон, 8 января 1998 Т., № 6-Ф.
 38. О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон, 25 декабря 1990 г. //ВСС РСФСР. - 1990. - № 30. - Ст. 418.
 39. О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ: Закон, 3 июля 1991 г. // Ведомости РСФСР. - 1991. - № 27. - Ст. 927.
 40. О рынке ценных бумаг: Закон, 22 апреля 1996 г.
 41. О страховании: Закон, 27 ноября 1992 г. // Ведомости РФ. - 1993. - № 2. - Ст. 56.
 42. О федеральном бюджете на 1998 г.: Закон // Российская газета. - 1998. - 31 марта.
 43. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Закон, 2 декабря 1990 г., № 394-1 (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г.).
 44. Об акционерных обществах: Закон, 26 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 1.
 45. Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов: Закон, 15 апреля 1993 г., № 4807-1.
 46. Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР: Закон, 10 октября 1991 г.
 47. Об основах налоговой системы в РФ: Закон, 27 декабря 1991 г. // Ведомости РФ. - 1992. - № 11. - Ст. 527.
 48. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства: Закон, 29 декабря 1995 г., № 222-ФЗ // Российские вести. - 1996. - 11 января.
 49. Письмо Министерства финансов Российской Федерации "Дополнения к разъяснениям о порядке расчетов за пользование целевым государственным кредитом на пополнение оборотных средств" от 4 апреля 1994 г., № 39.
 50. Письмо Министерства финансов Российской Федерации "О порядке расчетов за пользование целевым государственным кредитом на пополнение оборотных средств" от 28 декабря 1993г., № 153.
 51. Положение о составе затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г., № 552.
 
  ОГЛАВЛЕНИЕ
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ 3
 Раздел 1. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ И КРЕДИТОМ 4
 Глава 1. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 4
 Глава 2. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА 9
 2.1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 9
 2.2. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ 12
 2.3. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ) 18
 2.4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА 23
 Глава 3. КРЕДИТ 27
 3.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КРЕДИТА 27
 3.2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРЕДИТА 30
 Глава 4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО 34
 4.1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ БЮДЖЕТА 34
 4.2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
 4.3. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС 39
 4.4. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА 43
 Глава 5. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА 49
 5.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ 49
 5.2. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ 55
 5.3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ 68
 5.4. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ 69
 5.5. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 71
 Глава 6. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ 72
 6.1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 72
 6.2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД 73
 6.3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 77
 6.4. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 78
 6.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ 79
 Глава 7. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА 80
 7.1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНКУ 80
 7.2. МЕСТО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ 82
 7.3. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ 86
 Глава 8. СТРАХОВАНИЕ 90
 8.1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ 90
 8.2. ЛИЧНОЕ СТРАХОВАНИЕ 94
 8.3. ИМУЩЕСТВЕННОЕ СТРАХОВАНИЕ 97
 8.4. СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 99
 8.5. СТРАХОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ 100
 8.6. СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ 101
 Глава 9. ЦЕННЫЕ БУМАГИ 103
 9.1. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 103
 9.2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ 112
 9.2.1. Виды и порядок выпуска и обращения 112
 9.2.2. Государственные краткосрочные облигации 116
 9.2.3. Облигации федерального займа 118
 9.2.4. Облигации государственного сберегательного займа 120
 9.2.5. Казначейские обязательства 122
 9.2.6. Облигации внутреннего государственного валютного займа 123
 9.2.7. Золотые сертификаты 125
 9.3. КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ 125
 Раздел 2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ 131
 Глава 1. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 131
 1.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ 131
 1.2. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ 134
 1.3. ДЕНЕЖНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ 136
 1.4. УПРАВЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫМИ ПОТОКАМИ 141
 Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ 145
 2.1. РОЛЬ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ 145
 2.2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСАХ 147
 2.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В НЕЗАВЕРШЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И РАСХОДАХ БУДУЩИХ ПЕРИОДОВ 150
 2.4. ОПТИМИЗАЦИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ В ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ. СОВОКУПНАЯ ВЕЛИЧИНА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 153
 2.5. УПРАВЛЕНИЕ НЕНОРМИРУЕМЫМИ ОБОРОТНЫМИ СРЕДСТВАМИ 154
 2.6. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 155
 2.7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ 158
 Глава 3. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ 161
 3.1. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ АМОРТИЗАЦИЯ 161
 3.2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ 164
 3.2.1. Особенности инвестиционной деятельности в переходный период 167
 3.2.2. Лизинг как метод инвестирования 169
 3.3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ 170
 Глава 4. ПРИБЫЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ 175
 4.1. РОЛЬ ПРИБЫЛИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 175
 4.2. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЕЛИЧИНУ ПРИБЫЛИ 177
 4.3. СОСТАВ ВАЛОВОЙ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ 181
 4.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНОВОЙ ПРИБЫЛИ 184
 4.5. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 190
 4.6. ЗНАЧЕНИЕ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ, ОСТАЮЩЕЙСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 192
 Глава 5. БЕЗНАЛИЧНЫЕ РАСЧЕТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ 193
 5.1. СЧЕТА ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ В БАНКАХ 193
 5.2. ВНУТРИРОССИЙСКИЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 197
 5.3. РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ 204
 5.4. ОРГАНИЗАЦИЯ КРАТКОСРОЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 211
 Глава 6. ФИНАНСОВАЯ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРЕДПРИЯТИЙ 214
 6.1. ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ БАНКРОТСТВЕ 215
 6.2. ДОЛЖНИК И КРЕДИТОРЫ 218
 6.4. НАБЛЮДЕНИЕ 220
 6.5. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ 222
 6.6. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 224
 6.7. ОЧЕРЕДНОСТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ 225
 6.8. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ 226
 6.9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ БАНКРОТСТВА И САНАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 227
 Глава 7. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ 230
 7.1. ФИНАНСОВЫЙ РАЗДЕЛ БИЗНЕС-ПЛАНА 230
 7.2. ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ 234
 ЛИТЕРАТУРА 235
 
 
 
  Учебник
  Самсонов Николай Федорович,
  Баранникова Нина Петровна,
  Володин Анатолий Алексеевич и др.
 
  ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
 
  Редактор Л.В. Речицкая
  Корректор В. Т. Коржилова
  Оформление художника А.В. Лебедева
 
  Оригинал-макет изготовлен
  в издательском объединении "ЮНИТИ"
 
  Лицензия № 071252 от 04.01.96
  Подписано в печать 19.02.99. Формат 60х88 1/16
  Усл. печ. л. 31,0. Уч.-изд. л, 24,20
  Тираж 15 000 экз. (2-й завод - 5 000). Заказ 55
 
  Издательство "Финансы"
  Издательское объединение "ЮНИТИ"
  Генеральный директор В.Н. Закаидзе
 
  123298, Москва, ул. Ирины Левченко, 1-9
  Тел. (095) 194-00-15. Тел/факс (095) 194-00-14
  E-mail: unity@tech.ru
 
  Отпечатано в ГУП ИПК. "Ульяновский Дом печати"
  432601, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 1
 
 
 1
 
 
 

<< Пред.           стр. 15 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу