<< Пред.           стр. 2 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  Экономическая реформа 1965 г. утверждала новую систему распределения и использования прибыли, в основу которой были положены следующие принципы:
  > Повышение заинтересованности работников предприятий в общих результатах работы, в связи с чем размеры материального поощрения работников поставлены в зависимость от роста реализации, прибыли и уровня рентабельности.
  > Создание на предприятиях более широких возможностей для осуществления за счет их прибыли и части амортизационных отчислений мероприятий по обновлению оборудования, совершенствованию производства и других мер по внедрению новой техники и расширению производства.
  > Введение платности за пользование производственными фондами, предоставляемыми государством предприятию в целях создания заинтересованности предприятия в лучшем их использовании.
  > Повышение материальной ответственности предприятий за выполнение плана прибыли и сохранность собственных оборотных средств.
  Финансовые отношения по поводу распределения прибыли представляют сложную систему взаимоувязанных нормативов, методик расчета налогооблагаемых баз, очередность отчислений, льгот и санкций. В первую очередь осуществлялись платежи в бюджет в виде платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства и платежи банку процентов за кредит. Плата за фонды исчислялась по устанавливаемым на ряд лет нормативам (в основном 6%) от среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Таким образом, сумма платы за фонды представляла собой величину, зависящую не от результатов деятельности предприятия, а от фактического наличия у предприятия производственных фондов. Такой порядок заставлял предприятия либо эффективно использовать все имеющиеся мощности, либо избавляться от них.
  После первоочередных отчислений оставалась так называемая расчетная прибыль, которая направлялась в основном на формирование отраслевых и децентрализованных фондов. Сумма отчислений рассчитывалась по установленным нормативам и была связана с целым рядом показателей деятельности предприятия. Оставшаяся часть прибыли шла на покрытие таких плановых затрат, как финансирование капиталовложений и погашение долгосрочного кредита, предоставленного на эту цель, покрытие убытков жилищно-коммунального хозяйства и др.
  Затраты второго (использование фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства) и третьего (финансирование капитальных вложений, погашение долгосрочного кредита, погашение среднесрочного кредита, выданного на восполнение собственных оборотных средств, и т.д.) уровней планировались и утверждались министерствами.
 
  Таблица 2.1. Распределение прибыли промышленных предприятий, %
 
  Из табл. 2.1 видно, что размер свободного остатка прибыли, перечисляемого в бюджет, в первые годы экономической реформы значительно превышал размер платы за фонды, хотя в системе налогообложения ей выделяется особая роль.
  Государство в 1980-е годы осуществляет ряд мероприятий, связанных с совершенствованием методов распределения прибыли, сохраняя в неизменном виде налоговую систему в целом. Такими мерами были: внедрение нормативного метода распределения прибыли, внедрение I и II модели хозяйственного расчета. Однако эти усилия не увенчались успехом. Задачи перевода экономики на интенсивные методы развития оказались нерешенными. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Как следствие образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием. Впервые в 1989 г. государственный бюджет оказался с дефицитом. Уже нельзя было не признать серьезную деформацию всех звеньев финансов - государственных, отраслевых, региональных.
  К 1992 г. в стране произошла смена политической ориентации. Государство провозгласило курс на рыночную экономику, что потребовало коренной перестройки всей экономики в целом и финансов в частности. Важное значение в данном процессе имело разгосударствление и появление хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и форм собственности. На месте государственных предприятий возникли кооперативы, товарищества, малые предприятия, арендные предприятия, акционерные общества, фирмы с иностранным капиталом и т.д. Возникли и институты рыночной экономики: коммерческие банки, биржи, фонды и т.д.
  Рыночная экономика усилила роль финансов. Во-первых, с возникновением новых хозяйствующих субъектов, наряду с традиционными, возникли новые группы финансовых отношений, взаимосвязи между ними усложняются. Во-вторых, финансы становятся самостоятельной сферой денежных отношений, приобретают некую обособленность. Это обусловлено тем, что в рыночных отношениях деньги (материальная основа финансов), выполняя функцию средств обращения, становятся капиталом, т.е. самовозрастающей стоимостью. В-третьих, происходит смена приоритетов: постепенное снижение роли финансов на макроуровне и увеличение значения финансов на микроуровне.
  Структурные преобразования вызвали значительный спад производства, распад целых отраслей, а значит, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и другие негативные моменты переходного периода. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто изменчива под влиянием текущего момента, но четко вырисовываются следующие тенденции:
  > Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если в условиях административно-командной системы более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас - не более 40%. Крупные средства перераспределяются через такие государственные фонды, как Пенсионный фонд, фонды занятости, обязательного медицинского страхования, социального страхования, обладающие автономностью.
  > Значительное снижение государственных доходов из ранее действующих источников компенсируется увеличением их количества. Основной упор сделан на налоги, поэтому с 1992 г. налоговая система представляет собой сложную, противоречивую, во многом не отвечающую даже интересам новых хозяйствующих субъектов систему. Были введены такие новые налоги, как налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество предприятий и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на рекламу и целый ряд других.
  Налоговый пресс привел к еще большему спаду производства, падению инвестиций, уходу от уплаты налогов, утечке капиталов, расцвету теневой экономики. Возникли такие новые источники поступления средств в бюджет, как доход от аренды и продажи государственной и муниципальной собственности.
  > Невмешательство государства в экономику. Это подтверждается такими цифрами. В 1980-е годы более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, в последние годы - не более 12%. Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в настоящее время бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием.
  > Система налогов с физических лиц способствует расслоению общества, появлению богатых людей, накоплению капитала. Так, например, в начале 1992 г. предусматривалось 7 видов ставок подоходного налога - от 12 до 60% в зависимости от размера дохода, но уже через полгода количество ставок было сокращено до 4 и максимальной стала ставка 40%. Указом Президента от 7 октября 1993 г. № 1598 количество ставок уменьшается до 3 и максимальной становится ставка 30%. Кроме того, налог хотя и называется подоходным, однако до недавнего времени не включал в состав совокупного облагаемого дохода проценты и выигрыши по вкладам в учреждениях банков, хотя понятно, что услугами этих учреждений пользуются не беднейшие слои населения.
 
 2.4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
 
  Анализ закономерностей развития финансов в разных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в сущности финансовых отношений. Это определяется сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди них, как отмечалось ранее, выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличие от других стоимостных категорий, как, например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.
  Однако наличие общих признаков в сущности всех финансовых отношений не исключает определенных различий между ними. Это обусловливает существование относительно обособленных сфер данных отношений в рамках единой экономической категории финансов.
  В связи с этим финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
  Финансовая система Российской Федерации включает следующие сферы финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.
  Все перечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это - общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне (рис. 2.1).
 
  Рис. 2.1. Финансовая система Российской Федерации
 
  Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.
  Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.
  Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы.
  Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.
  Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
  Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и за счет общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков.
  > Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.
  Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит,
  > Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
  Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
  В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного режима расходования бюджетных средств. В современных условиях развитие общественного производства обеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощью экономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовому регулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способно существенно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, например ликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.
  Государственное регулирование экономики позволяет существенно сократить расходы бюджета, изменить их состав и структуру.
  Важная роль государственного бюджета не ограничивается финансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсы направляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурного направления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходы бюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеют огромное значение. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения, осуществлять социальную защиту.
  Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
  Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды.
  > Внебюджетные фонды - средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет.
  Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.
  Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Общие доходы всех фондов в 1995 г. оцениваются в 90,5 трлн рублей, или 63% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме.
  Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование, а с другой - дает возможность расходовать эти средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходованием средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов.
  > Кредит представляет собой систему денежных отношений, посредством которых осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств бюджета, народного хозяйства и населения и использование их на условиях возвратности.
  > Фонды имущественного и личного страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
  До 1990 г. страхование у нас было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и только государство могло давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.
  В связи с развитием рыночных отношений в нашей стране появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.
  Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. Например, известное акционерное общество "АСКО" производит более 40 видов страхования.
  При развитой системе страхования страховые компании специализируются на проведении отдельных видов страховых услуг.
  > Фондовый рынок. Среди звеньев финансово-кредитной системы фондовый рынок занимает особое место. Его можно выделить в отдельное звено, так как фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг.
  Задачей фондового рынка является обеспечение процесса перетекания капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок, как и кредитное звено, служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Но его отличительной особенностью является то, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск. Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зависят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с ценными бумагами.
  Финансы хозяйствующих субъектов являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода и являются главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
  В условиях рыночной экономики на основе хозяйственной и финансовой независимости предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и ресурсы финансового рынка. Развитие предпринимательской деятельности способствует расширению самостоятельности предприятий, освобождению их от мелочной опеки со стороны государства и вместе с тем повышению ответственности за фактические результаты работы.
 
  ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
 
  1. Что означает термин "финансы"?
  2. Каковы основные признаки финансов?
  3. Каковы предпосылки возникновения финансов?
  4. Дайте характеристику этапам развития финансов, назовите их отличительные особенности.
  5. Какие централизованные фонды денежных средств формируются в РФ на современном этапе?
  6. Какие функции выполняют финансы и в чем их суть?
  7. Что такое финансовая политика, от каких факторов она зависит?
  8. Какие основные принципы общей концепции финансовой политики использовались в России к началу XX в., в период становления социалистических финансов и на современном этапе?
  9. Дайте определение финансовой системы.
  10. Назовите и охарактеризуйте звенья финансовой системы. Чем объясняется ее многозвенность?
 
 Глава 3. КРЕДИТ
 
 3.1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КРЕДИТА
 
  Кредит представляет собой форму движения ссудного капитала. Ссудный же капитал - это денежные средства, отданные в ссуду за определенный процент при условии возвратности и удовлетворения потребности заемщика.
  Кредитные отношения предполагают как минимум наличие двух субъектов: кредитора и заемщика. Первый этап их развития характеризуется прямыми отношениями между владельцем свободных денежных средств и заемщиком, а кредит выступает в форме ростовщического капитала. Второй этап развития кредита характеризуется наличием трех субъектов, т. е. появлением на рынке ссудных капиталов специализированных посредников - банков, которые аккумулируют свободные финансовые ресурсы и передают заемщикам на платной основе.
  Первым источником ссудного капитала были временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, на добровольной основе передаваемые финансовым посредникам для последующей капитализации и извлечения прибыли.
  По мере развития капиталистического способа производства, расширения сферы безналичных расчетов и соответственно расширения участия в них банков возник новый источник - средства, временно высвобождающиеся в процессе кругооборота промышленного и торгового капитала. К ним относятся: амортизационный фонд предприятий, предназначенный для обновления, расширения и восстановления производственных фондов; часть оборотного капитала в денежной форме, высвобождаемая в процессе реализации продукции и осуществления материальных затрат; денежные средства, образующиеся в результате разрыва между получением денег от реализации товаров и выплатой заработной платы; прибыль, идущая на обновление и расширение производства.
  В зависимости от уровня развития рыночных отношений то первый, то второй источник приобретает главенствующее значение. Так, в России на современном этапе ссудный капитал в основном формируется за счет второго источника. Причин этому несколько. Во-первых, не все банки России имеют право на операции с физическими лицами. Во-вторых, по законодательству все юридические лица хранят свои денежные средства на расчетных счетах в кредитных учреждениях, остатками по которым последние пользуются без согласия владельца. Кроме того, использование данных ресурсов происходит фактически бесплатно или плата осуществляется в минимальных размерах.
  В странах с высоким уровнем рыночных отношений преимущества на стороне первого источника.
  Основными условиями существования кредита можно назвать следующие:
  > Несовпадение во времени индивидуальных кругооборотов и оборотов производственных фондов отдельных товаропроизводителей. Производственные фонды - это основные фонды и оборотные средства. Рассмотрим данный тезис на примере оборота оборотных средств. Все предприятия в силу специфики своего производства и условий снабжения в разные периоды времени имеют разную потребность в оборотных средствах, т.е. существуют периоды максимальной и минимальной потребности. Экономически нецелесообразно иметь собственные оборотные средства на уровне максимума. В этом случае определенная их часть не будет участвовать в производственном процессе и, следовательно, будет исключена из процесса капитализации. Поэтому собственными оборотными средствами предприятия наделяются в интервале между максимумом и минимумом потребности. Если взять два предприятия с одинаковым объемом производства и количеством собственных оборотных средств, то и в этом случае их индивидуальные кривые потребности (месячные, дневные) в оборотных средствах будут отличаться. Например, для предприятия с сезонным характером снабжения (предприятия по переработке сельхозпродукции, все предприятия Крайнего Севера) максимальная потребность в денежных ресурсах возникает в определенные месяцы в связи с закупкой годовых запасов сырья, материалов и других предметов, относящихся к оборотным средствам. Для предприятия с равномерным снабжением в течение года кривая потребности чаще всего имеет вид синусоиды, т.е. во всех случаях у предприятия будут периоды, когда собственные денежные средства оказываются свободными и когда их недостаточно для обеспечения непрерывного производственного процесса. Но эти периоды у отдельных товаропроизводителей не совпадают, т.е. у банков есть возможность, аккумулируя свободные денежные ресурсы одних предприятий, дать их взаймы другим.
  > Кредитор и заемщик должны быть юридически самостоятельными организациями, что обеспечивает экономическую ответственность сторон в процессе кредитных отношений. Юридическим лицом (Гражданский кодекс РФ, ст. 48) признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
  > Кредитор и заемщик должны быть заинтересованы в кредитных отношениях. Данную функцию выполняет банковская процентная ставка. С одной стороны, она должна обеспечить максимальную прибыль кредитору, а с другой стороны, - возможность уплаты данных процентов без ущерба для заемщика. Уровень процента зависит от соотношения спроса и предложения, которые определяются многими факторами:
  • масштабами производства;
  • размерами денежных накоплений и сбережений всего общества;
  • соотношением между размерами кредитов, предоставляемых государством, и его задолженностью;
  • темпами инфляции: при усилении инфляции процентные ставки растут;
  • циклическими колебаниями производства;
  • сезонными условиями;
  • рыночной конъюнктурой и рыночными колебаниями;
  • государственным регулированием процентных ставок;
 • международными факторами, а именно: неуравновешенностью платежных балансов, колебаниями валютных курсов, валютными кризисами, движением капиталов.
  Ссудный капитал в основном обслуживает кругооборот функционирующего капитала, поэтому закономерности его движения обусловлены закономерностями развития производства. В период оживления, промышленного производства спрос на ссудный капитал опережает предложение, поэтому уровень процентной ставки возрастает. Аналогичный результат возникает и в прямо противоположной ситуации, в период кризисов. В данном случае трудности реализации произведенной продукции приводят, с одной стороны, к сокращению остатков денежных средств на расчетных счетах, т.е. к сокращению объемов ссудного капитала (второй источник), с другой стороны, у этих же предприятий - к повышенной потребности в кредитных ресурсах. В период депрессии, когда часть производительного капитала принимает денежную форму, накопление ссудного капитала обгоняет потребность в нем, что приводит к снижению процентной ставки.
  Существование кредита вызвано объективной необходимостью, и он играет существенную роль в процессе общественного производства.
  Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. С его помощью свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.
  Капитал физически, в виде средств производства, не может переливаться из одних отраслей в другие. Этот процесс осуществляется в форме движения денежного капитала, поэтому кредит в рыночной экономике необходим прежде всего как эластичный механизм перелива капитала из одних отраслей в другие и уравнивания нормы прибыли. Кредит разрешает противоречие между необходимостью свободного перехода капитала из одних отраслей производства в другие и закрепленностью производственного капитала в определенной натуральной форме.
  В этом проявляется его первая, перераспределительная функция.
  Вторая функция кредита - экономия издержек обращения. Кредит выполняет функцию замещения действительных денег кредитными деньгами. На первом этапе это было связано с вытеснением из обращения золота.
  На современном этапе данная функция проявляется через развитие безналичных расчетов, использование кредитных карточек, векселей, чеков, депозитных сертификатов, ускоряющих движение денежных потоков. Таким образом, кредит оказывает активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег.
  Третья функция состоит в том, что кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряет формирование источников капитала для расширения воспроизводства на основе достижений научно-технического прогресса. С этим тесно связана способность кредита ускорять концентрацию капитала. Заемные средства, присоединенные к собственным, расширяют либо масштабы производства, либо масштабы хозяйственных операций, что позволяет получить дополнительную прибыль, т.е. дополнительный источник
  Это основные функции кредита, отражающие формы проявления его общественного назначения.
  Если же говорить о роли кредита, то нельзя не отметить, что кредит на современном этапе выступает в качестве мощнейшего средства регулирования экономики. Государства через центральные банки в целях обеспечения устойчивости национальной валюты, платежного баланса страны, снижения уровня инфляции и других макроэкономических показателей проводят единую государственную денежно-кредитную политику.
  Под денежно-кредитным регулированием понимают совокупность мероприятий государства, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынки ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов в целях воздействия на экономику.
  Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных производителей на внешнем рынке. Воздействие через кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач, развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, приводящее к снижению жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором - на ее сокращение, переход к политике "дорогих денег".
  Денежно-кредитная политика в развитых странах рассматривается как инструмент "тонкой настройки" экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики.
  В связи с тем что кредит выступает в роли регулятора экономики, безусловно ему присуща и контрольная функция. Механизм реализации данной функции аналогичен механизму реализации контрольной функции финансов.
  Кредитные отношения в экономике базируются на определенных принципах. Они складывались постепенно. В процессе развития одни отмирали, другие возникали. Так, например, слово credo означает верю, т.е. подчеркивается, что кредитные отношения строятся на принципе доверия. А дело в том, что первоначально кредитом называли только государственный кредит, когда глава государства (монарх) брал деньги взаймы у частного лица (ростовщика) без предъявления обеспечения. Естественно, эти отношения строились на принципе доверия.
  В настоящее время действует принцип обеспеченности кредита, т.е. ссуды выдаются либо под залог, либо под финансовые гарантии. Данный принцип обеспечивает защиту имущественных интересов кредитора.
  Международное и общегосударственное законодательство также предусматривает такие принципы, как возвратность кредита, срочность, платность, целевой и дифференцированный характер.
  Принцип возвратности кредита предусматривает своевременный возврат полученных от кредитора финансовых ресурсов после завершения их использования заемщиком. Через данный принцип проявляется специфическая черта кредитных отношений, позволяющая обособить кредит от финансов, а кредитным организациям обеспечить сохранность ссудного фонда.
  Банковская система России в настоящее время переживает не лучшие времена. Тяжелое положение дел и с возвратом ссуд. Просроченная задолженность предприятий по полученным займам к 1 июня 1998 г. достигла 42,8 млрд руб. Не в срок возвращается более 15% кредитов.
 
  Рис. 3. 1. Уровень процентных ставок
 
  Принцип срочности отражает необходимость возврата кредита в точно определенный договором срок. Нарушение указанного условия является для кредитора основанием для применения к заемщику экономических санкций. На современном этапе в РФ более 90% ссуд носит краткосрочный характер: в основном банки выдают ссуды до 3 месяцев.
  Принцип платности выражается в необходимости отплаты права получения и использования кредитных ресурсов. Эту роль выполняет банковский процент, который еще называют ценой кредита. Банковский процент, как уже говорилось, зависит от многих факторов. В течение 1996 и 1997 гг. в России наблюдалась явная тенденция к снижению процентных ставок. Так, по кредитам коммерческих банков ставка за данный период снизилась со 182 до 39%, по депозитам - с 60 до 10%, по межбанковским кредитам - с 59 до 20% (рис. 3.1). 1998 год характеризовался нестабильностью на рынке ссудных капиталов, а уровень банковского процента носил скачкообразный характер.
  Принцип целевого использования кредитных ресурсов распространяется на большинство видов кредитных операций. Так, долгосрочный кредит, взятый на модернизацию основных фондов, или среднесрочный - на пополнение собственных оборотных средств, или краткосрочный - на неотложные нужды, должен быть использован строго по целевому назначению. Нарушение данного обязательства может быть основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафных санкций. По некоторым краткосрочным кредитам данный принцип более лоялен. Так, до недавнего времени широко использовались кредиты по обороту, кредит по совокупности материальных запасов и производственных затрат, которые предполагали кредитование предприятий по всему спектру хозяйственной деятельности, связанной с оборотным капиталом.
  Дифференцированный характер кредита определяет дифференцированный подход кредитной организации к потенциальным заемщикам. Значительное влияние оказывает степень риска, уровень кредитоспособности предприятия. Кредитоспособность заемщика означает способность юридического или физического лица полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам.
  Кредитоспособность клиента в мировой банковской практике являлась и является одним из основных объектов оценки при определении целесообразности и форм кредитных отношений. Чем выше кредитоспособность, тем более льготными могут быть условия кредитного договора.
 
 3.2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРЕДИТА
 
  В процессе исторического развития кредит приобрел многообразные формы. Если рассматривать кредит с точки зрения категорий участников кредитных отношений, то можно выделить его следующие формы:
 
  Коммерческим кредитом называют кредит, предоставляемый одним функционирующим предпринимателем другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит оформляется векселем, его объектом является товарный капитал. Он обслуживает круговорот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенностью коммерческого кредита является то, что ссудный капитал здесь слит с промышленным. Цель коммерческого кредита - ускорить реализацию товаров и получение прибыли. Размеры этого кредита ограничены величиной резервных кредитов промышленных и торговых капиталов. Передача этих капиталов возможна только в направлениях, определенных условием сделки: от предпринимателя, на предприятии которого производят средства производства, к предпринимателям, на предприятиях которых они потребляются, или от предпринимателя, производящего товары, к торговым фирмам, реализующим их.
  В период домонополистического капитализма коммерческий кредит являлся основой кредитной системы, обеспечивая непрерывность процесса воспроизводства и реализации товаров. В настоящее время фирмы активно используют эту форму реализации своей продукции - продажу с отсрочкой платежа, что говорит об ограниченности платежеспособности мелких и средних фирм, о росте стоимости товаров, о кредитных ограничениях. Отсрочку платежа используют не только мелкие, но и крупные фирмы, выступая и как кредиторы, и как заемщики.
  Нужно отметить, что коммерческий кредит имеет ограниченные возможности, так как его можно получить не у всякого кредитодателя, а лишь у того, кто производит сам товар. Он ограничен по размерам (временно свободным капиталом), имеет краткосрочный характер, а заемщик часто нуждается в долгосрочном кредите.
  Ограниченность коммерческого кредита преодолевается банковским. Банковский кредит предоставляется банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями предпринимателям и другим заемщикам в виде денежной ссуды. Объектом банковского кредита выступает денежный капитал, обособившийся от промышленного. Сделка ссуды здесь отделена от актов купли-продажи. Заемщиком может быть фирма, государство, личный сектор, а кредитором - кредитно-финансовые учреждения. Целью кредитора является получение дохода в виде процента. Кредитодатель предоставляет ссудный капитал заемщику на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.
  Так как банковский кредит не ограничен направлением, сроками и суммами кредитных сделок, сфера его использования шире: в отличие от коммерческого кредита, обслуживающего лишь обращение товаров, банковский кредит обслуживает и накопление капитала, превращая в капитал часть денежных доходов и сбережений всех слоев общества.
  Замена коммерческого векселя банковским делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банки гарантируют кредитоспособность заемщикам.
  Динамика банковского и коммерческого кредита различна. Объем коммерческого кредита увеличивается с ростом производства и товарооборота и сокращается с их уменьшением. Предложение и спрос на него возрастают в периоды промышленного подъема и уменьшаются во время кризисов. Под влиянием кризисов производство и реализация товара сокращаются, а спрос на банковский кредит для уплаты долгов возрастает. В период оживления и подъема увеличивается спрос на банковские ссуды. Так проявляется двойственность банковского кредита: с одной стороны, он выступает как ссуда капитала, когда заемщик использует его для увеличения объема функционирующего капитала, с другой стороны - в виде ссуды денег - платежных средств, необходимых для погашения долговых обязательств (рис. 3.2).
 
  Рис. 3.2. Объемы выданных коммерческими банками РФ кредитов за период с 1996 по 1997 г.
 
  С развитием товарно-денежных отношений появляются новые формы кредита, которые способствуют еще большему ускорению обращения капитала, придают кредиту новые функции, тем самым увеличивая его значение. Одной из новых форм является потребительский кредит, который предоставляется в форме коммерческого кредита (продажа товаров населению с отсрочкой платежа) и банковского (ссуды на потребительские цели). Его объектом обычно являются товары длительного пользования (мебель, холодильники, автомашины и др.), различные услуги. При этом банки сразу выплачивают магазинам наличные деньги за проданные товары (или услуги), а покупатель постепенно погашает ссуду в банке. Максимальный срок потребительского кредита - три года. Потребительский кредит имеет двоякую функцию: с одной стороны, с увеличением товарооборота растет объем кредита, поскольку спрос на товары порождает спрос на кредиты, с другой стороны, рост кредитования населения усиливает платежеспособный спрос. Нужно отметить, что потребительский кредит стал неотъемлемой частью общества с развитой рыночной экономикой.
  Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников.
  Основной формой государственного заимствования является государственный кредит.
  Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами - физические и юридические лица.
  Как одна из форм кредита государственный кредит предоставляется на началах возвратности и платности. Однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредита. Аккумулируемые посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.
  Банковский кредит, как отмечалось выше, представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банками предприятиям и организациям для обеспечения непрерывности процесса расширенного воспроизводства и повышения его, эффективности. Целью кредита является получение прибыли в виде ссудного процента, поэтому кредитор заинтересован в эффективном использовании ссужаемых средств. Кроме того, производительное использование кредита гарантирует возврат заимствованных ресурсов. Таким образом, мобилизация временно свободных ресурсов кредитором в своих экономических интересах носит производительный характер. В случае использования заемщиком, кредитных средств на непроизводительные цели кредитование приобретает форму ссуды денег. Однако владение временно свободными ресурсами не является обязательным признаком кредитора. Он может ссудить стоимость, как это имеет место при коммерческом кредите. В этом случае ссужаются товары, предназначенные для реализации. Кроме того, при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности - товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности.
  Денежные средства, привлекаемые на основе государственного кредита, поступают в распоряжение государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. В основном они формируются за счет мобилизации временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций, не предназначенных для текущего потребления. Иногда источником государственного кредита могут выступать средства, предназначенные для текущего потребления. Это происходит в том случае, когда физические и юридические лица сознательно ограничивают текущие потребности. За время существования государственного кредита в нашей стране государственные займы использовались и как одна из форм принудительного изъятия части средств предприятий и заработной платы населения. Привлечение сбережений населения и юридических лиц путем распространения государственных бумаг позволяет покупателю ежегодно получать доход в виде процента от вложенных денежных средств. При напряженном финансовом положении государства данная форма кредита позволяет заемщику мобилизовать дополнительные денежные ресурсы для покрытия бюджетного дефицита без использования бумажно-денежной эмиссии.
  Средства, взятые государством взаймы, направляются на общегосударственные нужды и обезличиваются в общей сумме общегосударственных доходов. Погашение государственных займов и выплата процентов по ним также производятся из бюджета.
  Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
  Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.
  Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
  Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.
  Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ. В 1997 г. на обслуживание государственного долга выделено почти 78 трлн руб. бюджетных средств.
  Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В таких условиях государство может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
  Мобилизацию денежных средств на возвратной основе могут также осуществлять местные органы власти. В этом случае полученные средства часто имеют четко выраженную целевую направленность. Они могут использоваться на строительство дорог, школ, благоустройство городских и сельских районов. В результате сокращается спрос местных органов на средства для социального развития регионов, выделяемые из республиканского бюджета.
  Государственный кредит используется также для регулирования денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т.е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизованные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении. Если же заимствованные государством средства будут направлены на оплату труда, то количество наличных денег в обращении останется без изменения. И наконец, если кредитором являются юридические лица, а полученные средства будут направлены на выплаты населению, то количество наличной массы в обращении возрастет.
  Осуществляя заимствование на финансовом рынке, государство увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов. Продолжение правительственных заимствований для бюджета делает эти кредиты дорогими для заемщиков, что лишает сферу производства ресурсов, которые могли быть использованы в качестве производственных инвестиций, поскольку инвестиционные расходы обратно пропорциональны ставке процента.
  Классическая форма государственного кредита представлена кредитными отношениями, в которых государство выступает как заемщик средств. Однако в современных условиях оно может выступать и как кредитор, предоставляя ссуды регионам, юридическим лицам на определенный срок на условиях возвратности и за вознаграждения. На практике государство выступает и в роли гаранта в тех случаях, когда оно берет на себя ответственность за выполнение обязательств юридическими лицами.
  Так, ст. 52 Закона "О федеральном бюджете на 1998 год" предусматривает осуществление финансирования на условиях возвратности и платности расходов:
 • на обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретение племенного скота на основе договоров финансовой аренды;
 • на сезонное кредитование предприятий и организаций агропромышленного комплекса;
 • на осуществление высокоэффективных инвестиционных проектов, размещаемых на конкурсной основе, и т.д.
  Каждая форма кредита имеет большое количество видов. Особое разнообразие приносит деление кредитов в зависимости от обеспечения. В качестве обеспечения используются векселя, движимое и недвижимое имущество, товарораспорядительные документы и др.
  Ссуды под залог векселей бывают либо срочными, когда владелец векселей обязан выкупить их у банка в заранее установленный срок, либо онкольными, т.е. ссудами до востребования, возврат которых банк вправе потребовать в любое время.
  Ссуды под залог материальных ценностей (движимое или недвижимое имущество) выдаются при обязательном оформлении залогового обязательства или договора о залоге имущества, которые дают право получения кредитором компенсации его затрат и упущенной прибыли из стоимости заложенного имущества при невыполнении заемщиком своих обязательств перед кредитором. Если залогом выступают ценные бумаги, то залогодатель передает кредитору не право на ценные бумаги, а сами ценные бумаги.
  Различаются кредиты и по характеру взаимоотношений между субъектами. Большая часть кредитов характеризуется тем, что банки выступают в качестве кредиторов, а предприятия, организации, физические лица - в качестве заемщиков. Но существуют такие виды кредитов, когда оба субъекта кредитных отношений выступают в этих ролях. Например, контокоррентный кредит. С юридической точки зрения контокоррент - это соглашение двух сторон о взаимном кредитовании. Чаще всего такой кредит используется под залог ценных бумаг. Данный вид кредита предполагает открытие контокоррентного счета, на котором отражаются все операции, связанные с кредитованием предприятия, и его свободные денежные средства. Если задолженность по ссудам будет выше зачисленных свободных средств предприятия, то на дату регулирования образуется дебетовый остаток. При обратных значениях - кредитовый. В договоре устанавливаются процентные ставки по дебетовому и кредитовому остатку.
  Различаются кредиты и по методу кредитования. Одни кредиты выдаются на конкретные цели, например на покупку чековой книжки или открытие аккредитива. Другие кредиты обеспечивают всю сферу хозяйственной деятельности предприятия, относящуюся к оборотному капиталу. К примеру, у нас в стране существовали такие кредиты, как кредит по обороту, кредит по совокупности материальных запасов и производственных затрат. Аналогичный метод кредитования используется при таком виде, как овердрафт.
  Различие в методах заключается в том, что простые ссуды выдаются по заявке на определенный срок и их погашение осуществляется с расчетного счета. Комплексные ссуды выдаются и погашаются в автоматическом режиме. Для этих операций открывается специальный ссудный счет, который становится главным. Расчетный счет носит второстепенный характер. Банк берет на себя обязательство осуществлять платежи по всем обязательствам предприятия в пределах установленного лимита. Погашение задолженности производится ежедневно по мере поступления денежных средств в адрес предприятия.
  В настоящее время получили распространение и новые виды кредитов. Например, лизинг, факторинг.
 
  ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
 
  1. Что такое кредит?
  2. Каковы условия существования кредита?
  3. Дайте характеристику основным этапам развития кредитных отношений.
  4. Назовите источники формирования ссудного фонда.
  5. Каковы функции кредита?
  6. Какие принципы кредитования вы знаете?
  7. Каковы основные признаки классификации кредита?
  8. Какова сущность основных форм кредита?
  9. В чем состоит сущность методов кредитования?
 
 Глава 4. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
 
 4.1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ БЮДЖЕТА
 
  Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также с населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
  Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
  Через бюджет производится мобилизация централизуемых финансовых ресурсов государства и их расходование на цели, определяемые государством в лице соответствующих органов государственной власти. Это значит, что в бюджете концентрируется часть национального дохода, которая затем перераспределяется. Тем самым реализуется распределительная функция этого звена финансовой системы.
  Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.
  Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов контролируются формирование доходной части бюджета и эффективность использования его расходной части (контрольная функция этого звена финансовой системы).
  Через распределительную и контрольную функции проявляется сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых осуществляется планирование доходов и расходов государства. Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечивать не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
  Государственный бюджет страны, являясь одним из важнейших звеньев финансовой системы, представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета прежде всего состоит в сосредоточении у государства части доходов общества.
  Бюджетная система призвана играть важнейшую роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Вполне естественно, что в этих условиях роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через налоговую систему, систему финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременно и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд страховой медицины и др.).
  Меняются приоритеты бюджетной политики.
  Бюджетное финансирование концентрируется на решении стратегических задач экономического развития страны, таких, например, как структурная перестройка экономики, конверсия ее оборонных отраслей.
  В условиях рыночной экономики важное значение бюджета сохраняется, но методы его воздействия на развитие экономики и социальной сферы становятся несколько иными.
  Правовое регулирование бюджетных проблем до настоящего времени осуществляется на основе Закона "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", принятого в октябре 1991 г. Однако уже разработан Бюджетный кодекс Российской Федерации, который 17 июля 1998 г. принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, но пока еще не введен в действие.
  Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации и правовые основы функционирования бюджетной системы. Дальнейший материал излагается с учетом Бюджетного кодекса.
 
 4.2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
  Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организация и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.
  Бюджетная система Российской Федерации включает в себя три звена:
 1. Федеральный бюджет Российской Федерации.
 2. Бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, краевые и областные бюджеты, бюджеты автономных образований, в также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга.
 3. Местные бюджеты.
  До 1991 г. ведущее место в системе планового управления экономикой занимал государственный бюджет СССР, куда составной частью включался госбюджет Российской Федерации. Госбюджет СССР являлся основным финансовым планом образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Через него государство концентрировало у себя значительную долю (свыше половины) национального дохода страны и централизованно ее распределяло и перераспределяло для целей планомерного развития народного хозяйства, решения социальных проблем, содержания органов государственной власти и управления, укрепления обороны страны. С помощью бюджетного механизма изымались излишние в настоящее время у одних хозяйственных звеньев денежные накопления и передавались другим, где собственных средств для выполнения поставленных планом заданий не хватало. Такое перераспределение, носившее безвозвратный характер, позволяло планомерно выделять средства для обеспечения необходимого развития соответствующих отраслей народного хозяйства и экономических районов. Государственный бюджет занимал ведущее место в обеспечении расширенного воспроизводственного процесса финансовыми ресурсами, в направлении капитальных вложений на нужды развития отраслей и районов, определяющих темпы роста экономики страны.
  Важная роль бюджета не ограничивалась сферой материального производства. Она охватывала также и непроизводственную сферу (образование, здравоохранение, культуру и др.), функционирующую за счет части доходов, мобилизуемых в сфере материального производства. Через государственный бюджет осуществлялись планирование доходов и расходов государства, мобилизация внутрихозяйственных резервов, а также финансовый контроль за ходом выполнения народнохозяйственных планов, рациональным использованием средств. При составлении проекта бюджета решалась также задача распределения доходов и расходов между видами бюджетов и обеспечения их сбалансированности на всех уровнях.
  Бюджетная система страны была единой. Все бюджеты на территории Советского Союза находили отражение в государственном бюджете СССР.
  Государственный бюджет СССР включал в себя союзный бюджет, которым ведал Совет Министров СССР, государственные бюджеты союзных республик и бюджет государственного социального страхования. В состав государственных бюджетов союзных республик входили республиканские бюджеты союзных республик, государственные бюджеты автономных республик, бюджеты краев и областей, бюджеты городов республиканского подчинения. Госбюджеты автономных республик объединяли республиканские бюджеты автономных республик и местные бюджеты.
  Бюджеты краев и областей включали краевые или областные бюджеты, бюджеты районов и бюджеты городов областного или краевого подчинения. Бюджеты районов состояли из районных бюджетов, бюджетов городов районного подчинения, бюджетов рабочих поселков и бюджетов сельских советов. В состав бюджетов городов входили городские бюджеты и бюджеты районов города.
  Бюджетная система СССР насчитывала свыше 53 тысяч бюджетов. Единство этой системы обеспечивалось единым планом экономического и социального развития, всей экономической системой СССР.
  В последующие годы в условиях создания Российского государства, развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с Законом "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР", принятым в октябре 1991 г., стали самостоятельными республиканский бюджет Российской Федерации (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, местные бюджеты. Это значит, что бюджеты вышестоящих уровней управлений перестали включать в себя доходы и расходы бюджетов нижестоящих уровней управления. Для обеспечения самостоятельности бюджетов и автономного функционирования им установлены собственные источники доходов и предоставлено право определять направления их использования и расходования. Одновременно совершенствуется механизм бюджетных взаимоотношений между уровнями власти.
  В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная система России основана на следующих принципах:
  • единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
  • самостоятельности бюджетов;
  • полноты отражения доходов и расходов бюджетов;
  • сбалансированности бюджетов;
  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  • общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • гласности;
  • достоверности бюджетов;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.
  Бюджетная система Российской Федерации в настоящее время складывается из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область; городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга; 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
  Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет соответствующим органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. При этом очень важно, чтобы доходная и расходная части бюджетов по своему составу находились в полном соответствии с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления, а проблема бюджетных взаимоотношений центра и регионов успешно решалась. Дело в том, что роль региональных и местных органов власти в регулировании экономических процессов и решении социальных проблем значительно возросла, а их функции существенно расширились. Конечно, как уже отмечалось, в условиях перехода к рыночной экономике меняются направления вложения бюджетных средств и методы бюджетного воздействия.
  Важной проблемой является также эффективное распределение доходов и расходов между региональными и местными органами власти. А это возможно, если в их взаимоотношениях будут оптимизированы две тенденции - на централизацию доходов и на децентрализацию расходов, с тем чтобы не утрачивалась самостоятельность местных органов власти в бюджетной сфере, не усиливалась их зависимость от вышестоящих звеньев бюджетной системы. В противном случае возникла бы опасность воссоздания прежней подконтрольности нижестоящих бюджетов вышестоящим. Должен действовать принцип - расходные функции должны соответствовать доходным поступлениям. Только на этой основе межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов будет оптимальным.
  Свод бюджетов в целом по Российской Федерации или по соответствующей территории носит название консолидированных бюджетов. Такой объединенный бюджет соответствующими законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.
  Действующая система межбюджетных отношений в Российской Федерации была сформирована в 1994 г. В последние годы проводилась работа по их совершенствованию.
  Постановлением Правительства Российской Федерации 30 июля 1998 г. была одобрена "Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах"*. Основные проблемы существующей системы межбюджетных отношений в ней сформулированы следующим образом:
 • не в полной мере обоснованы и закреплены расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы;
 • требуют совершенствования формы финансовой поддержки из федерального бюджета;
 • отсутствует комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития регионов с учетом целевых федеральных программ;
  • нет учета институциональных реформ как фактора сокращения бюджетных расходов;
 • не решены вопросы усиления заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов;
 • не сформирована нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах;
 • трансферты из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации определяются с учетом текущих расходов и не оказывают влияния на территориальное перераспределение государственных инвестиций;
 • допускается принятие на федеральном и региональном уровнях решений без определения источников финансирования.
  * Российская газета. - 1998. - 8 августа. - С. 4, 6.
 
  Решение всех этих проблем требует, как указывается в Концепции межбюджетных отношений, оздоровления региональных финансов, повышения эффективности функционирования региональных бюджетных систем, сокращения количества дотационных территорий и размера дотаций, минимизации встречных финансовых потоков, повышения контроля и ответственности за использование выделенных средств регионами, обеспечения дополнительной финансовой поддержки высокодотационных территорий, создания механизмов избирательной инвестиционной поддержки территорий; повышения заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении производственного и налогового потенциала территории, рационализации расходов и обеспечении сбалансированности бюджетов; обеспечения взаимной увязки межбюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; использования режимов совместного финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации отдельных программ и проектов.
  Межбюджетные отношения в Российской Федерации согласно Концепции должны основываться на следующих основных принципах:
 • сбалансированность интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений;
 • самостоятельность бюджетов разных уровней;
 • законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
 • объективно обусловленное и транспарентное перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
 • единство бюджетной системы.
  Центральное место в Концепции занимает раздел "Основные направления реформы межбюджетных отношений". В нем предлагаются методический подход к разграничению доходных и расходных полномочий между органами власти и управления разных уровней, а также методика распределения Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Его назначение - выравнивать бюджетную обеспеченность субъектов Российской Федерации.
  Для избирательной инвестиционной поддержки развития регионов будут служить специально создаваемый Фонд регионального развития (ФРР) и Бюджет развития Российской Федерации.
  Поддержка социального направления, в основном на безвозвратной основе, будет осуществляться в рамках Фонда регионального развития. Согласно Концепции этот Фонд представляет собой методологически объединенную совокупность соответствующих частей федеральных программ, региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и иных ныне разрозненных капиталовложений. Указанные консолидированные в ФРР расходы в рамках устанавливаемых требований направляются на инвестиционные нужды по развитию социальной инфраструктуры на территориях субъектов Российской Федерации.
  Для целей выравнивания диспропорций в уровне экономического развития территорий будет использоваться Бюджет развития Российской Федерации. Его средства в основном будут предоставляться на возвратной основе. При прочих равных условиях приоритет будет отдаваться экономически эффективным проектам и программам, обеспечивающим повышение производственного и налогового потенциала дотационных регионов. Отбор будет производиться на конкурсной основе.
 
 4.3. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
 
  Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составление и исполнение бюджетов являются прерогативой органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение - органов законодательной власти.
  Составление проекта федерального бюджета осуществляется под руководством Правительства Российской Федерации*. Федеральным собранием ежегодно принимается Федеральный закон "О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на следующий год", предусматривающий перечень документов, который должен быть представлен Правительством в Государственную Думу к определенному сроку вместе с проектом Закона о федеральном бюджете на следующий год, а также определяется порядок рассмотрения и принятия указанного закона.
  * В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 184) порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством Российской Федерации.
 
  Необходимость ежегодной подготовки указанного законопроекта обусловлена отсутствием постоянно действующих правил по процедуре разработки проекта федерального бюджета. Учитывая большую схожесть этих законов, в 1998 г. рассматривался законопроект по процедуре разработки проекта бюджета на постоянной основе.
  Федеральным законом "О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет", принятым Государственной Думой 20 июня 1997 г. и одобренным Советом Федерации 3 июля 1997 г., проект федерального бюджета на 1998 г. было предложено внести Правительству Российской Федерации до 26 августа 1997 г.* одновременно со следующими документами:
  * Бюджетным кодексом РФ определен срок внесения проекта федерального бюджета не позднее 15 августа.
 
 • прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 1998 г.;
 • основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 1998 г.;
 • прогнозом сводного финансового баланса по территории Российской Федерации на 1998 г.;
 • прогнозом консолидированного бюджета Российской Федерации на 1998 г.;
 • основными принципами и расчетами по взаимоотношениям федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1998 г.;
 • федеральными целевыми программами и федеральными программами по развитию регионов, предусмотренными к финансированию из федерального бюджета на 1998 г.;
 • федеральной адресной инвестиционной программой на 1998 г.;
 • программой приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1998 г.;
 • расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета на 1998 г.;
 • программой государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на 1998 г., структурой внешнего долга Российской Федерации по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в 1998 г.;
 • структурой государственного внутреннего долга Российской Федерации и программой внутренних заимствований, предусмотренных на 1998 г. для финансирования дефицита федерального бюджета;
 • другими материалами, предусмотренными Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"*.
  * Российская газета. - 1997. - 29 июля. - С. 5.
 
  Все эти документы должны быть подготовлены к установленному сроку и детально проработаны, а контрольные цифры бюджета согласованы.
  Кроме того, тем же Федеральным законом "О порядке внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 г." предусматривалось представление:
 • оценки ожидаемого исполнения федерального бюджета за 1997 г. и консолидированного бюджета Российской Федерации за 1996 г.;
 • программы предоставления средств федерального бюджета на 1998 г. на возвратной основе по каждому виду расходов и отчет о предоставлении средств на возвратной основе за 1996 г. и истекший период 1997 г.;
 • поквартального распределения доходов и расходов федерального бюджета на 1998 г.;
 • итогов исполнения федерального бюджета за девять месяцев 1997 г. до 1 ноября 1997 г.
  Центральный банк Российской Федерации до 1 октября 1997 г. представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 г.
  Работа по составлению проекта бюджета*, его рассмотрению и утверждению рассчитывается на полтора года. Она начинается с составления годового прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и разработки сводного финансового баланса государства, где балансируется обеспеченность финансовыми ресурсами всех предусмотренных прогнозом мероприятий. Формируются основные направления бюджетной политики на предстоящий финансовый год** и производится расчет контрольных цифр проекта бюджета. Затем эти цифры и показатели прогноза социально-экономического развития прорабатываются на региональном уровне. По результатам проведенной работы составляются проект федерального бюджета и прогноз консолидированного бюджета Российской Федерации.
  * Согласно Бюджетному кодексу РФ составление проекта федерального бюджета начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
  ** По Бюджетному кодексу РФ бюджетная политика определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
 
  Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней, которые в соответствии с бюджетным устройством являются самостоятельными. Бюджетный федерализм является основополагающим принципом бюджетно-налоговых взаимоотношений Федерации и регионов.
  Бюджетное регулирование осуществляется в различных формах. Прежде всего это передача части закрепленных налоговым законодательством доходов и регулирующих доходных источников с одного уровня бюджетной системы на другой.
  Оказание финансовой поддержки может производиться путем выделения дотаций или субвенций, а также предоставления средств на возвратной основе.
  Если передаваемые средства вышестоящего бюджета используются на финансирование целевого мероприятия, то их называют субвенциями. Инвестиции и другие капитальные расходы производятся за счет средств федерального бюджета, когда их значимость выходит за рамки региональных интересов.
  Решение проблемы бюджетного федерализма состоит в оптимальном сочетании интересов Российской Федерации, регионов и местного уровней. Поэтому принципы формирования межбюджетных отношений между федерацией и ее субъектами предполагается распространить и на взаимоотношения между региональными и местными бюджетами.
  Государственная Дума рассматривала проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" в четырех чтениях*. В первом чтении Государственная Дума рассматривала концепцию и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Федерации, программу государственных внешних заимствований России и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на 1998 г. в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета. При рассмотрении проекта Закона о федеральном бюджета в первом чтении Государственная Дума на пленарном заседании заслушивает доклад Правительства Российской Федерации и содоклады Комитета Государственной Думы по экономической политике и Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам и принимает решение o принятии или об отклонении указанного законопроекта.
  * Аналогичный порядок рассмотрения и предмета каждого чтения предусмотрен в Бюджетном кодексе Российской Федерации.
 
  В течение 15 дней после этого во втором чтении Государственная Дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и распределение его средств по субъектам Российской Федерации. После этого с целью нормализации бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации Государственная Дума направляет в исполнительные и законодательные их органы сведения о распределении доходов от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации, утвержденном при рассмотрении проекта Закона "О федеральном бюджете на 1998 год" в первом чтении, а также сведения о распределении по субъектам Российской Федерации средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации, утвержденные при рассмотрении указанного законопроекта во втором чтении.
  В течение 25 дней после принятия законопроекта во втором чтении Государственная Дума в третьем чтении рассматривает расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам, федеральной адресной инвестиционной программе на 1998 г. в пределах расходов, утвержденных по разделам федерального бюджета во втором чтении; программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитов Российской Федерацией иностранным государствам на 1998 г.
  В течение 15 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о бюджете в четвертом чтении. На пленарном заседании Государственной Думы кроме рассмотрения поправок к законопроекту утверждается поквартальное распределение доходов, расходов и дефицита федерального бюджета. Затем законопроект ставится на голосование в целом.
  После этого принятый Государственной Думой федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. После его одобрения верхней палатой Федерального собрания закон передается на рассмотрение Президента Российской Федерации. После подписания Президентом Федерального закона о федеральном бюджете он вступает в действие.

<< Пред.           стр. 2 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу