<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года, представляемых органами коммунального хозяйства, а в случае, если таковая не определялась, - по стоимости, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из них соразмерно своей доле.
  Налог на транспортные средства исчисляется по состоянию на 1 января того года, за который начисляются платежи, на основании сведений, ежегодно предоставляемых в налоговые органы государственными инспекциями по маломерным судам и другими организациями, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
  Платежное извещение об уплате налога вручается плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
  > Земельный налог. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. "О плате за землю" земельный налог наряду с арендной платой и нормативной ценой земли является формой платы за ее использование.
  Целью введения платы за землю является стимулирование рационального природопользования и освоения земель, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, поэтому земельный налог используется исключительно на цели финансирования мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели, погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование, а также на инженерное и социальное обустройство территории.
  Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.
  Объектом налогообложения являются находящиеся в собственности, пользовании или владении земельные участки.
  Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
  Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Они устанавливаются раздельно для земель сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.
  Порядок уплаты земельного налога различен для юридических и физических лиц. Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно ими. Ежегодно не позднее 1 июля они предоставляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога предоставляется в течение месяца с момента их приобретения. Расходы по уплате земельного налога в соответствии с п. 5 ст. 21 Закона об основах налоговой системы относятся на себестоимость продукции (работ, услуг).
  Начисление земельного налога гражданам производится органами государственной налоговой службы, платежные извещения вручаются им ежегодно не позднее 1 августа.
  За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно по каждому собственнику пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.
  Аналогичным образом начисляется налог при общей собственности на земельный участок нескольких юридических лиц или граждан.
  Учет плательщиков и начисление налога производятся ежегодно по состоянию на 1 июня. Государственные налоговые инспекции ведут учет плательщиков налога, осуществляют контроль за правильностью его исчисления и уплаты.
  Суммы налога уплачиваются равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября.
  Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
  Суммы земельного налога учитываются в доходах соответствующих бюджетов отдельной строкой.
 
 5.5. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
 
  В настоящее время предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, и индивидуальные предприниматели платят налоги либо в общеустановленном налоговом законодательном порядке, либо имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", который вступил и действие в 1995 г.
  Однако не все малые предприятия, относящиеся согласно Федеральному закону "О государственной поддержке малого предпринимательства" к субъектам малого предпринимательства, могут перейти на упрощенную систему, а только организации с предельной численностью работающих (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера) до 15 человек при условии, что за отчетный год совокупный размер валовой выручки не превысил стотысячекратного минимального размера оплаты труда.
  Анализ опыта применения действующей упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства показывает ее неэффективность и громоздкость. Доля малых предприятий, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, не превышает сейчас 1% общего числа малых предприятий. По данным Госналогслужбы России, на 31 января 1997 г. из 89 субъектов Российской Федерации в восьми ни одно предприятие не изъявило желания перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В Республике Карелия за два года действия закона на упрощенную систему налогообложения перешло одно предприятие, в Республике Саха из 5623 субъектов малого предпринимательства - четыре предприятия.
  Принятая упрощенная система налогообложения малого бизнеса оказалась мало приспособленной к реальной экономической действительности.
  Рассмотрим основные положения действующего Федерального закона Российской Федерации "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Данная система налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных государством налогов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Однако для организаций, применяющих эту систему, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Таким образом, нельзя сказать, что упрощенная система налогообложения действительно является упрощением.
  Объектом обложения единым налогом устанавливается либо совокупный доход предприятия, либо валовая выручка (на усмотрение органов государственной власти субъекта Российской Федерации). Ставки единого налога: не более 20% с совокупного дохода (10% в федеральный бюджет) либо не более 10% суммы валовой выручки (3,33% в федеральный бюджет). Конкретные ставки налога, а также пропорции распределения зачисления налоговых платежей между бюджетами устанавливаются решениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
  Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, выступает патент, выдаваемый сроком на один год налоговыми органами. Стоимость патента устанавливается с учетом ставок единого налога решениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от вида деятельности.
  Выплата годовой стоимости патента осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями ежеквартально. Уплачиваемая годовая стоимость патента зачисляется в федеральный бюджет, а также в бюджеты субъектов Федерации в отношении один к двум.
  Для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты подоходного налога уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
 
  ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
 
 1. Каковы принципы построения налоговой системы РФ?
 2. Как распределяются федеральные налоги с предприятий между бюджетами разных уровней?
 3. Какие элементы содержит каждый налог и какими способами налоги взимаются?
 4. Какие виды налогов с предприятий зачисляются во внебюджетные фонды?
 5. Каковы основные направления совершенствования налогообложения предприятий?
 6. Что является объектом обложения НДС?
 7. Какая система льгот применяется при исчислении НДС? Что такое акцизы?
 8. Реализация каких товаров облагается акцизами и что выступает объектом обложения?
 9. Каковы ставки и сроки уплаты налога на прибыль?
 10. Какие льготы предоставляются по налогу на прибыль?
 11. Какова ответственность налогоплательщиков за нарушение сроков и занижение сумм налога на прибыль?
 12. Что является объектом обложения налогом на имущество?
 13. Какие предприятия освобождены от уплаты налога на имущество?
 14. Перечислите основные налоги, уплачиваемые малыми предприятиями на территории России?
 15. Какие предприятия могут перейти на упрощенную систему налогообложения?
 16. Что является объектом единого налога и каковы его ставки при использовании предприятием упрощенной системы налогообложения?
 
 Глава 6. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
 
 6.1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
 
  Внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления. Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.
  Внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы России и создаются в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". Цель создания внебюджетных фондов - обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.
  В России с 1992 г. действуют более 20 внебюджетных фондов. По целевой направленности эти фонды можно разбить на две группы: социальную и экономическую.
  К внебюджетным социальным фондам прежде всего относятся: пенсионный, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования и др.
  К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (фонды НИОКР), фонды развития жилищной сферы и т.д.
  Внебюджетные фонды имеют статус государственных. Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
 * целевые отчисления и налоги, установленные для соответствующего фонда;
 * средства бюджета;
 * отчисления от прибыли организаций;
 * займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или коммерческих банков;
 * прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом;
 * добровольные взносы граждан и организаций.
  В настоящее время в России появилась необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами в связи с недостаточным контролем за поступлением и использованием средств этих фондов. Так, большая часть внебюджетных экономических фондов уже объединена с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Например, в федеральный бюджет на 1998 г. вложены средства следующих фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.
  В России уже несколько лет действуют четыре крупных государственных внебюджетных социальных фонда: пенсионный, социального страхования, занятости населения и обязательного медицинского страхования. Самостоятельное их функционирование крайне неудобно и трудоемко для предприятий, так как в каждом из них необходимо зарегистрироваться, регулярно отчитываться, платить взносы, подвергаться проверкам и т.д. Осложняется положение и тем, что по каждому из этих фондов существуют отдельные ставки, база для исчисления, штрафные санкции, другие особенности. Поэтому уже с конца 1994 г. идут споры вокруг идеи создания на базе внебюджетных фондов одного фонда с единой базой, взносами, санкциями и т.п.
  В проекте налогового кодекса вместо отчислений во внебюджетные фонды предусмотрен единый так называемый социальный налог. Однако пока это только проект налогового кодекса. В настоящее время в России действуют четыре основных социальных внебюджетных фонда. Рассмотрим подробнее эти фонды.
 
 6.2. ПЕНСИОННЫЙ ФОНД
 
  Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее государственное управление пенсионным обеспечением.
  Источниками формирования Пенсионного фонда являются:
 * страховые взносы работодателей;
 * страховые взносы работающих;
 * ассигнования из федерального бюджета;
 * доходы от вложения временно свободных средств в ценные бумаги;
 * добровольные взносы граждан и юридических лиц;
 * заемные средства;
 * прочие.
  Основные источники формирования Пенсионного фонда - страховые взносы. Их плательщиками являются:
  1. Работодатели:
 * предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности;
 * крестьянские (фермерские) хозяйства.
  2. Граждане, применяющие труд наемных работников в личном хозяйстве, как работодатели.
  3. Иные плательщики взносов:
 * граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица;
 * российские граждане, работающие по прямым контактам с иностранными предприятиями, не имеющими постоянных представительств на территории РФ.
 4. Взносы за граждан, работающих по найму и подлежащих в соответствии с законодательством социальному страхованию, уплачивают работодатели.
  От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления уставных целей указанных организаций.
  Плательщики страховых взносов должны зарегистрироваться у уполномоченных ПФР.
  Взносы начисляются плательщиками на все виды вознаграждения за работу, службу (доходы) в денежном и натуральном выражении по всем основаниям, из которых в соответствии с Законом РФ "О государственных пенсиях в РФ" исчисляются пенсии работникам. Налогооблагаемая база для расчета страховых взносов в Пенсионный фонд РФ приводится в табл. 6.1.
 
  Таблица 6.1. Объект начисления взносов во внебюджетные социальные фонды
  (+ начисления производятся, - не производятся)*
  * Взято из: Бухгалтерского приложения к газете "Экономика и жизнь". - 1997. - № 3.
 
 Виды выплат Наименование фондов ПФР ФСС ФОМО ГФЗН 1 2 3 4 5 1. Зарплата основного производственного персонала (за фактически выполненную работу, исчисленную исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии формами и системами оплаты труда)
 2. Стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты
 3. Выплаты стимулирующего характера по системным положениям (в том числе за производственные результаты; вознаграждения по итогам работы за год; надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде)
 4. Выплаты компенсационного характера, связанные с режимом работы и условиями труда (в том числе надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время; за сверхурочную работу; за работу в многосменном режиме; за совмещение профессий; за работу в тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда)
 5. Стоимость выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством предметов (форменная одежда или обмундирование), остающихся в личном пользовании (или сумма льгот в связи с их продажей по сниженным ценам)
 6. Выплаты, предусмотренные законодательством за непроработанное на производстве (неявочное) время:
 6.1. Очередные и дополнительные отпуска(предусмотренные законом)
 6.2. Оплата проезда к месту использования отпуска и обратно, включая оплату провоза багажа работников организаций в районах Крайнего Севера
 6.3. Оплата льготных часов подростков
 6.4. Оплата перерывов в работе матерей для кормления ребенка
 6.5. Оплата времени, связанного с прохождением медосмотров
 6.6. Оплата времени выполнения гособязанностей + + + +
 
 
 
 
  + + + +
 
 
 
 
 
  + + + +
 
 
 
 
 
  + + + +
 
 
 
 
  + - + +
 
 
 
  + + + +
 
 
  - - - -
  + + + +
  + + + +
  + + + +
  + + + + 7. Оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования, ведомственным транспортом
 8. Выходное пособие (в соответствии со статьей 36 КЗоТ)
 9. Единовременное вознаграждение за выслугу лет
 10. Оплата в соответствии с действующим законодательством учебных отпусков, предоставляемых рабочим и служащим, успешно обучающимся в вечерних, заочных, высших и средних специальных учебных заведениях, в заочной аспирантуре, в вечерних, сменных ПТУ и в заочных общеобразовательных школах, а также поступающим в аспирантуру
 11. Доплаты в случае временной утраты трудоспособности до фактического заработка, установленного законодательством + - - -
 
  - - - -
  + + + +
 
 
 
 
 
 
  + + + +
 
  + + + + 12. Разницы в окладах, выплачиваемые работникам, трудоустроенным с других предприятий с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы, а также при временном заместительстве
 13. Надбавки к зарплате, выплачиваемые работникам отдельных отраслей экономики в пределах норм в связи с подвижным, разъездным характером работы (в том числе за вахтовый метод работы; работникам, направляемым на выполнение монтажных, наладочных и строительных работ)
 14. Компенсации, выплачиваемые женщинам в период нахождения их в частично оплачиваемом отпуске
 15. Зарплата по основному месту работы рабочим, специалистам, руководителям во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров
 16. Плата работникам-донорам за дни обследования, сдачи крови и отдыха
 17. Оплата труда студентов вузов и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, проходящих практику на предприятии, а также оплата труда учащихся общеобразовательных школ в период профориентации
 18. Оплата труда работников, не состоящих в штате предприятия, за выполнение ими работ по заключенным договорам гражданско-правового характера:
 18.1. По договорам подряда и поручения
 18.2. По другим договорам, предметом которых являются выполнение работ и оказание услуг
 19. Денежная компенсация за неиспользованный отпуск (при прекращении контракта)
 20. Сохраняемый средний заработок на период трудоустройства работникам, уволенным в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности штата или реорганизацией
 21. Суммы, выплачиваемые в возмещение вреда (по законодательству), причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с выполнением им трудовых обязанностей + + + +
 
 
 
  + + + +
 
 
 
 
  + - - -
 
  - - - -
 
 
 
  + + + +
 
  + + + +
 
 
 
 
  + + + +
 
 
 
  + + + +
 
  + + + +
 
  - - - -
 
 
 
  - - - -
 
 
 
 
  - - - - 22. Выплаты за счет внебюджетных фондов (в том числе все виды выплат и пособий по социальному страхованию)
 23. Суммы, выплачиваемые (по законодательству) в возмещение ущерба, причиненного здоровью, имуществу граждан чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера
 24. Материальная помощь, оказываемая в связи с постигшим стихийным бедствием, пожаром, хищением имущества, увечьем, смертью работника и его близких
 25. Единовременные выплаты работникам в связи с выходом на пенсию
 26. Стоимость выдаваемых спецодежды, других средств индивидуальной защиты, мыла, смывающих и обезвреживающих веществ, молока и других равноценных продуктов, лечебно-профилактического питания или денежное возмещение затрат на их приобретение (в соответствии с законодательством)
 27. Доходы по акциям трудового коллектива
 28. Премии за счет фондов специального назначения и целевых поступлений
 29. Поощрительные выплаты в связи с юбилеями
 30. Материальная помощь на жилищное строительство, улучшение жилищных условий, погашение кредита и беспроцентной ссуды
 31. Оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору сверх предусмотренных законодательством отпусков
 32. Ценовые разницы по продукции (товарам, услугам), предоставляемой работникам или отпускаемой подсобными хозяйствами для общепита предприятия
 33. Компенсационные выплаты в связи с ростом цен и индексацией доходов
 34. Материальная помощь, оказываемая большинству работников
 35. Оплата путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в спортивных секциях, кружках, клубах, посещение культурно-зрелищных мероприятий, подписки, товаров для личного потребления из чистой прибыли предприятия
 36. Суммы, выплачиваемые в возмещение расходов, и иные компенсации работникам (сверх норм по законодательству) в связи со служебными командировками:
  а) суточные
  б) наем жилого помещения (документально подтвержденный)
 37. Расходы по оплате такси
 38. Ценные подарки
 39. Страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией в пользу работника в негосударственные пенсионные фонды для страхования (в том числе дополнительное пенсионное обеспечение) по договорам в соответствии с действующим законодательством - - - -
 
 
 
 
  - - - -
 
 
  - - - -
 
  - - - -
 
 
 
 
 
  - - - -
  - - - -
 
  + + + +
  + - - -
 
 
  + - + +
 
 
  + + + +
 
 
  + + + +
 
  + + + +
 
  + - + +
 
 
 
 
  + - - -
 
 
 
  + - + +
 
  - - - -
  + - - -
  + - - -
 
 
 
 
  - - - - 40. Безвозвратные ссуды, а также суммы, выданные работнику на погашение возвратных ссуд и кредитов, кроме ссуд, предусмотренных действующим законодательством
 41. Страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией в пользу работников по договорам добровольного страхования в соответствии с действующим законодательством
 
  + - - -
 
 
  - - - -
  Существуют следующие тарифы страховых взносов в ПФ:
 * для работодателей - организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, - 28%;
 * для работодателей - организаций, занятых в производстве сельхозпродукции, а также для крестьянских хозяйств родовых, семейных общин малочисленных народов Севера - 20,6%;
 * для работающих граждан - 1%.
  Работодатели включают расходы по уплате взносов в себестоимость продукции или состав расходов. У работающих граждан взносы удерживаются из начисленной заработной платы.
  Порядок уплаты страховых взносов.
  Работодатели уплачивают взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения оплаты за истекший месяц, но не позднее определенной даты месяца, следующего за истекшим. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые взносы с работников, включая работающих пенсионеров.
  Излишне перечисленная сумма взносов зачисляется в счет очередных платежей или по заявлению плательщика возвращается на его расчетный счет в десятидневный срок со дня подачи заявления.
  Средства фонда расходуются по следующим направлениям:
 * выплаты пенсий;
 * пособия на детей старше 1,5 лет;
 * пособия одиноким матерям;
 * оказание материальной помощи престарелым и инвалидам;
 * финансирование программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей;
 * компенсационные выплаты чернобыльцам;
 * пособия на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита.

<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу