<< Пред.           стр. 6 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  Бюджет Пенсионного фонда РФ утверждается Государственной Думой РФ. В Законе о бюджете Пенсионного фонда РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, и общая сумма расходов - по направлениям (табл. 6.2).
 
  Таблица 6.2. Бюджет Пенсионного фонда РФ, трлн руб. (до деноминации)
 
 
 6.3. ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
 
  Фонд социального страхования РФ действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. Фонд социального страхования является самостоятельным и строго целевым. Плательщиками страховых взносов в Фонд социального страхования являются находящиеся на территории РФ работодатели:
 * организации, являющиеся юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм (в том числе иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства);
 * граждане, в том числе иностранные, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;
 * индивидуальные предприниматели.
  От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов, находящиеся в их собственности предприятия, учреждения и объединения, созданные для осуществления их уставных целей.
  Источниками формирования фонда социального страхования являются:
 * страховые взносы организаций;
 * бюджетные ассигнования;
 * добровольные взносы граждан и организаций;
 * доходы от использования временно свободных денежных средств фонда;
 * прочие.
  Страховые взносы начисляются на оплату труда по всем категориям работников, в том числе внештатных, сезонных, временных и выполняющих работу по совместительству независимо от источников финансирования и без уменьшения на сумму налогов и удержаний (см. табл. 6.1.). Страховой тариф составляет 5,4%.
  Страхователи уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для выплаты заработной платы за истекший месяц. Граждане, использующие труд наемных работников как работодатели, уплачивают страховые взносы в сроки, установленные для расчетов в трудовом договоре.
  Уплата страховых взносов страхователями-организациями осуществляется путем безналичных расчетов. Страхователи-граждане перечисляют страховые взносы как путем безналичных расчетов, так и путем внесения наличных денег в банк или транзитным переводом их на транзитные счета по социальному страхованию исполнительных органов Фонда.
  Средства государственного социального страхования расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о Фонде, в соответствии с бюджетом Фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов Фонда, утвержденными в установленном порядке. Они направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социального пособия на погребение; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом; оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное (диетическое) питание, оплату проезда в санаторно-курортные учреждения и в учреждения отдыха; частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей.
  Указанные расходы осуществляются через бухгалтерию страхователя.
  Использование бюджета фонда социального страхования за 1996 г. утверждено по доходам на 27 трлн руб., по расходам на 26,8 трлн руб.
 
 6.4. ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
 
  Обязательное медицинское страхование (ОМС) введено в России Законом РСФСР "Об обязательном медицинском страховании граждан РСФСР" от 28 июня 1991 г. Обязательное медицинское страхование обеспечивает всем гражданам РФ возможности в получении медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
  В настоящее время формируются федеральный и территориальные фонды медицинского страхования (ФОМС). Они являются самостоятельными государственными некоммерческими кредитно-финансовыми учреждениями.
  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для:
 * финансирования целевых федеральных программ в рамках обязательного медицинского страхования;
 * финансирования лечебных учреждений и организаций федерального значения;
 * финансирования деятельности территориальных фондов в случае недостатка у них средств для осуществления программ обязательного медицинского страхования и т.д.
  Источниками формирования федерального фонда медицинского страхования являются:
 * страховые взносы организаций независимо от форм собственности в размерах, установленных федеральным законом;
 * средства федерального бюджета, выделяемые на выполнение республиканских программ обязательного медицинского страхования;
 * добровольные взносы граждан и организаций;
 * доходы от капитализации временно свободных средств фонда;
 * прочие.
  Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, создаваемый субъектами Федерации, предназначен для финансирования обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими лицензии и заполнившими договор обязательного медицинского страхования.
  Источниками финансирования территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются:
 * страховые взносы организаций независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование;
 * доходы от использования временно свободных средств фондов;
 * добровольные взносы граждан и организаций;
 * средства бюджетов субъектов федерации, выделяемые на выполнение программ обязательного медицинского страхования;
 * прочие.
  Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды являются предприятия, учреждения, организации и иные хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности. Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся с учетом территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренных, местным бюджетом на здравоохранение.
  Отчисления на ОМС начисляются на средства, предназначенные для оплаты труда независимо от источников формирования (см. табл. 6.1). Страховой тариф в настоящее время составляет 3,6%, в том числе 3,4% в территориальный фонд, а 0,2% в федеральный. Сумма отчислений включается в затраты предприятия. При этом фермерские и некоторые другие хозяйства начисляют страховые взносы с доходов, которые определяют как разницу между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными расходами, связанными с извлечением этого дохода.
  Плательщики-предприятия уплачивают страховые взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц. Частные предприниматели производят уплату с тех доходов и в те сроки, которые определены для уплаты подоходного налога с физических лиц. Фермеры - в порядке, определяемом Правительством РФ; физические лица, нанимающие граждан в личном хозяйстве, - ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за месяцем выплаты этим гражданам заработной платы. Ежеквартально плательщики должны представлять в органы Фонда ОМС расчетную ведомость по страховым взносам.
  Органы исполнительной власти, являющиеся плательщиками, осуществляют платежи на ОМС неработающего населения ежемесячно, не позднее 25 числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах с учетом индексации.
  Использование средств фондов обязательного медицинского страхования идет по следующим направлениям:
 * финансирование целевых программ здравоохранения;
 * развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
 * финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях;
 * оказание медицинской помощи при стихийных бедствиях;
 * субсидирование отдельных территорий для выравнивания уровня медицинского обслуживания;
 * оплата дорогостоящих видов медицинской помощи и медицинского оборудования.
 
 6.5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ
 
  Государственный фонд занятости населения (ГФЗН) образован в соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения РСФСР" от 19 апреля 1991 г. Средства этого фонда предназначены для осуществления мероприятий государственной политики занятости населения. Источниками формирования ГФЗН являются:
 * обязательные страховые взносы работодателей;
 * бюджетные ассигнования;
 * добровольные взносы граждан и организаций;
 * прочие.
  Плательщиками страховых взносов в Государственный фонд занятости являются только работодатели - предприятия, учреждения, организации и другие хозяйствующие субъекты. Предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, лица, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы и пр.), лица творческих профессий не являются плательщиками страховых взносов в этот фонд. От уплаты страховых взносов в Фонд освобождены общественные организации инвалидов и религиозные объединения, а также находящиеся в их собственности предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.
  Расчет страховых отчислений в Государственный фонд занятости производится ежемесячно при начислении заработной платы. Базовой величиной для расчета взносов является сумма, начисленная на оплату труда по всем основаниям (см. табл. 6.1). Базовая величина умножается на страховой тариф, который в настоящее время составляет 1,5%. Рассчитанная таким образом сумма взносов включается в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия или в расходы организации, учреждения.
  В настоящий момент законодательными актами не установлены точные сроки уплаты взносов в Фонд занятости. Однако согласно общей практике взносы уплачиваются ежемесячно в те же сроки, что и в другие внебюджетные фонды. Все плательщики взносов в ГФЗН ежеквартально представляют расчетную ведомость по взносам в те же сроки, что и отчетность в другие фонды.
  Средства ГФЗН направляются на:
 * программы активной политики занятости, сохранение рабочих мест, компенсационные выплаты и субсидии к заработной плате, переезд безработных в другие места; .
 * программы материальной поддержки безработных пособия, материальная помощь, досрочные пенсии;
 * информационную поддержку программ занятости.
  Управление ГФЗН РФ осуществляется Государственным комитетом РФ по занятости. Непосредственное руководство возложено на правление Фонда.
 
  ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
 
 1. Какова цель создания внебюджетных фондов? Дайте понятие внебюджетных фондов.
 2. Что включается в состав налогооблагаемой базы для страховых взносов в социальные внебюджетные фонды?
 3. Какова величина страховых взносов в социальные внебюджетные фонды?
 4. Каковы источники формирования Пенсионного фонда РФ?
 5. На какие цели используются средства фондов медицинского страхования?
 
 Глава 7. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
 
 7.1. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНКУ
 
  Банковскую систему любой страны составляют банки и кредитные учреждения (кредитные организации).
  Банк - коммерческое учреждение, которое привлекает денежные средства юридических и физических лиц и от своего имени размещает их на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществляет расчетные, комиссионно-посреднические и иные операции. До 1987 г. банковская система СССР включала три банка-монополиста: Госбанк, Стройбанк и Внешторгбанк. Существовала также система гострудсберкасс. Эмиссионные, управленческие и контрольные функции, а также краткосрочное кредитование, расчетно-кассовое обслуживание выполнял Госбанк СССР. Госбанк являлся центром краткосрочного кредитования. В нем автоматически аккумулировались свободные денежные средства, образуя общегосударственный ссудный фонд. Средства этого фонда распределялись централизованно в соответствии с утвержденными кредитными планами. Госбанк был ориентирован в основном на выполнение этих планов своей филиальной сетью и нес ответственность только перед вышестоящими органами, а не клиентурой.
  Предельная централизация банковской системы имела и свою положительную сторону, по крайней мере для отдельных экономических субъектов. Денежная система находилась в единых руках, что позволяло подавлять инфляцию, стабилизировать денежное обращение, сдерживать рост государственного внутреннего и внешнего долга. Удавалось осуществлять практически беспроцентное банковское кредитование государственных предприятий, и в особенности совхозов и колхозов, в ряде случаев долги государственному банку просто не возвращались и превращались в дотации. Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли банковской системы в механизме управления экономикой. В 1987 г. началась 2-этапная реорганизация банковской системы.
  На первом этапе модель реорганизации включала: создание 2-уровневой банковской системы, состоящей из эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих народное хозяйство, перевод специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование, совершенствование форм и методов кредитования. Центральное место в этой системе отводилось Государственному банку с целью отделения эмиссии от кредитования. Он также являлся координатором деятельности специализированных банков и проведения единой кредитно-денежной политики.
  В 1987 г. в результате реорганизации были созданы Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Агропромбанк, Внешэкономбанк СССР. Это привело к оживлению банковской деятельности, но полноценной банковской реформы не произошло.
  Государственные специализированные банки сохранили в значительной мере административно-контрольные методы работы с клиентурой. Были несколько расширены права низовых учреждений спецбанков в части распоряжения кредитными ресурсами. Стали внедряться договорные отношения между спецбанками и клиентурой, усилилась их связь с хозяйством.
  Однако реорганизация банковской системы была проведена поспешно, без разработки определенной концепции и необходимой организационной подготовки. Это привело к тому, что все банки стали выполнять одни и те же функции. Резко возросла численность управленческого персонала, возникли трудности в проведении кредитно-расчетных операций, увеличился документооборот.
  Не изменились принципиально кредитные отношения: сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало невозможным конкуренцию между ними.
  Второй этап банковской реформы охватывает периоды 1988-1989 гг. Он отмечен отходом от монополизма, так как были созданы первые коммерческие банки на паевых и кооперативных началах. Первый такой банк появился в августе 1988 г., через два года Госбанк зарегистрировал около 400 коммерческих и кооперативных банков. Новая банковская система позволила начать формирование новой кредитной системы, призванной обслуживать рыночное хозяйство. Формирование рыночных отношений и структур в банковской сфере будет означать замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сферы наиболее эффективного применения. Основной задачей нового этапа реформы является создание четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции и предприимчивости в сфере движения финансовых ресурсов.
  Получение прибыли является коммерческой целью деятельности банков, обслуживающих хозяйствующих субъектов рынка. Это вынуждает их быть гибкими во взаимодействии с клиентами, а также проявлять предприимчивость в проведении пассивных, активных и комиссионно-посреднических операций.
  Коммерческие банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринимательства, постоянно расширяя круг и повышая качество предоставляемых услуг в конкурентной борьбе за новых перспективных клиентов.
  Коммерческий статус банка способствует повышению его самостоятельности в определении условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда банковских работников, в развитии материально-технической базы и решении других вопросов.
  Второй этап банковской реформы был направлен на создание нового механизма денежно-кредитного регулирования. В этих целях были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую экономическую независимость. Большая часть функций Госбанка СССР перешла к Банку России после образования СНГ.
  В конце 1990 г. приняты законы РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР", в 1991 г. - нормативные документы Центрального банка РСФСР, регулирующие деятельность коммерческих банков на территории России.
  Проводимая в России радикальная экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. В практику вошли новые понятия, которые ранее не применялись: надежность и стабильность коммерческих банков, уровень процентных ставок по вкладам и выдаваемым кредитам, ликвидность банка, сервис обслуживания и другие понятия и факторы, имеющие первостепенное значение при выборе клиентом банка.
  Несмотря на определенные недостатки и проблемы, выявленные в ходе проведения банковской реформы, достигнута главная цель: клиент имеет возможность сам выбирать себе финансового посредника, который стремится выполнить для клиента широкий круг операций. Основной задачей реформы явилось создание четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции и предприимчивости в сфере движения финансовых ресурсов.
  Если в конце 1980-х годов кредитная система базировалась в основном на коммерческих банках, то в начале 1990-х годов стали создаваться и другие кредитно-финансовые институты в лице компаний, инвестиционных фондов, сберегательных банков, частных пенсионных фондов.
  Банковская система России - один из наиболее динамично развивающихся секторов отечественной экономики, переход на рыночные отношения в котором произошел наиболее быстро. За вторую половину 1990 г. была практически ликвидирована система государственных специализированных банков, и к началу 1991 г. практически сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень - Центральный банк России (ЦБР), II уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
  Наряду с коммерческими банками в Российской Федерации функционирует ряд специальных банков. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; инвестиционные банки, осуществляющие операции по выпуску и размещению корпоративных ценных бумаг. Начался процесс формирования муниципальных банков, призванных обеспечивать исполнение местных бюджетов, перераспределение с помощью кредита временно свободных финансовых ресурсов в рамках муниципальной собственности.
  Помимо банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также специальные финансово-кредитные институты, имеющие право осуществлять одну или две банковские операции, на совершение которых требуется получение лицензии ЦБР. Они обычно имеют специфическую клиентуру. К ним относятся: страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, финансовые и трастовые компании, ломбарды и др. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, выполняют доверительные операции.
  Таким образом, к середине 1990-х годов в России сформировалась кредитная система, близкая по структуре к кредитным системам стран с развитой рыночной экономикой.
 
 7.2. МЕСТО ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ
 
  Правовой статус Центрального банка России, его права и обязанности определены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который был принят Государственной Думой 12 апреля 1995 г.
  В законе зафиксировано, что имущество Банка находится в собственности государства и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.
  Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в текущей деятельности не зависим от органов государственного управления экономикой.
  Высшим органом Банка России является Совет директоров, который руководит деятельностью Банка по реализации денежно-кредитной политики правительства. В состав Совета входят Председатель Банка и 12 членов Совета директоров.
  Председатель Банка России назначается Государственной Думой на четыре года по представлению Президента Российской Федерации. Одно и то же лицо не имеет права занимать свою должность более трех сроков подряд.
  Председатель Банка и члены Совета директоров освобождаются от занимаемых должностей по истечении срока полномочий, при невозможности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья, подаче заявления об отставке, совершении уголовных преступлений и нарушении федерального законодательства в области банковской деятельности.
  Совет директоров выполняет следующие функции:
 * разрабатывает и осуществляет необходимые меры по реализации денежно-кредитной политики государства;
 * устанавливает общий размер эмиссии денег и нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
 * утверждает процентные ставки рефинансирования коммерческих банков;
 * принимает решения о структурных подразделениях центрального аппарата и местных органов Банка;
 * утверждает смету расходов и отчет о годовой деятельности банка;
 * осуществляет оперативное руководство денежной системой страны.
  Председатель представляет Банк в органах государственного управления, руководит работой Совета директоров, подписывает нормативные документы и приказы и несет всю полноту ответственности за деятельность Банка России.
  Председатель и члены Совета директоров не могут состоять в общественно-политических партиях и религиозных организациях, не имеют права работать по совместительству (кроме педагогической и научно-исследовательской работы), занимать какие-либо должности в кредитных учреждениях, разглашать служебную информацию и получать кредиты на потребительские нужды в других банках.
  Центральный банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком государства и признается единственным на территории страны органом денежно-кредитного и валютного регулирования экономики. Получение прибыли не является целью деятельности Банка. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб., который служит обеспечением его обязательств.
  Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
  Во взаимодействии с Правительством РФ Банк России разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
  Основными инструментами реализации денежно-кредитной политики Центрального банка являются:
  > Процентные ставки по операциям Банка России. Закон предусматривает, что ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Причем процентные ставки Банка РФ представляют собой минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. В Законе подчеркивается, что Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.
  > Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России кредитными учреждениями и коммерческими банками (резервные требования). Совет директоров устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк регулирует объем выдаваемых коммерческими банками кредитов и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.
  > Операции на открытом рынке, под которыми понимается купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг.
  > Рефинансирование банков, т.е. кредитование Банком России других банков, когда последние испытывают финансовые трудности, а также учет и переучет векселей. Изменяя уровень ставок по рефинансированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы в стране, способствует повышению или сокращению спроса коммерческих банков на кредит, поддерживает ликвидность банковской системы в целом. Сейчас ставка рефинансирования Центробанка составляет 60% годовых. Прибегая к рефинансированию, Центральный банк выступает кредитором последней инстанции или банком банков.
  > Валютное регулирование, т.е. купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.
  > Установление ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
  > Прямые количественные ограничения, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Причем Банк России вправе применять прямые количественные ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.
  Все эти инструменты и методы денежно-кредитного регулирования экономики должны быть базой основных направлений денежно-кредитной политики Банка России, которые представляются ежегодно не позднее 1 декабря в Государственную Думу.
  Денежно-кредитная политика на макроуровне представляет собой целенаправленную деятельность Центрального банка по выполнению общегосударственных задач. Ее цель заключается в регулировании экономики посредством воздействия на состояние денежного обращения и кредита, ограничения роста денежной массы в обращении и ослаблении инфляционных процессов. Центральный банк определяет границы как наличной, так и безналичной денежной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных операций банковских учреждений. Таким образом, государство является основным субъектом денежно-кредитной политики на макроуровне.
  В целях совершенствования денежно-кредитной системы при Банке России создается Национальный банковский совет из представителей законодательных и исполнительных органов власти, Банка России, кредитных организаций и экспертов.
  Одной из важнейших функций Центрального банка является функция банкира правительства. Средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России. Он осуществляет расчетно-кредитное обслуживание центральных органов власти в лице правительства, а также кассовое исполнение бюджета. В обязанности Центрального банка входят посредничество в платежах казначейства, а также кредитование государства. От имени правительства Банк России управляет государственным долгом, т.е. размещает, погашает и осуществляет другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными Правительством.
  Центральный банк обладает исключительным правом на выпуск наличных денег, организацию их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. Монопольное право выпуска и изъятия денег из обращения принадлежит Центральному банку в соответствии с его основной функцией - функцией эмиссионного центра страны. Эмиссионный банк располагает такими крупными средствами, какими не может располагать ни один из других банков, так как его пассивы - это средства бюджета и наличные деньги в обращении. Банкноты (банковские билеты) и металлическая монета Банка России являются единственным законным платежным средством на территории страны.
  В целях организации наличного денежного обращения Банк России организует изготовление банкнот и металлической монеты, устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег, обеспечивает создание резервных фондов банкнот и металлической монеты, определяет порядок ведения кассовых операций, устанавливает признаки и порядок определения платежеспособности денежных знаков, а также порядок замены поврежденных банкнот и монет и их уничтожения.
  Банк России устанавливает правила осуществления безналичных расчетов в Российской Федерации. Он является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем. Межбанковские расчеты осуществляются через расчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России.
  Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, выдает лицензии на ведение банковской деятельности, устанавливает для банков экономические нормативы и следит за их соблюдением, применяет к банкам меры экономического и организационного воздействия вплоть до отзыва лицензии. Главной целью при этом является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
  Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации, предъявлять квалификационные требования к руководителям и главному бухгалтеру кредитной организации.
  Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности.
  Для достижения поставленных целей Центральный банк может осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными организациями, Правительством Российской Федерации: предоставлять кредиты на срок не более одного года, покупать и продавать чеки, векселя, государственные ценные бумаги, иностранную валюту, драгоценные металлы, выдавать гарантии и поручительства, открывать счета российским и иностранным кредитным организациям на территории РФ и иностранных государств, выставлять чеки и векселя в любой валюте.
  В компетенцию Банка России входит осуществление функций по внешнеэкономической деятельности. Он представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с иностранными центральными банками, а также в международных банках и валютно-финансовых организациях. Банк России выдает разрешение на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, устанавливает и публикует официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю. Банк России является органом государственного валютного регулирования и контроля.
  Центральному банку предоставлено право осуществления практически всех операций, кроме операций с физическими лицами и лицами, которые не занимаются банковской деятельностью. Он не имеет права выдавать кредиты на финансирование дефицитов бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Банк и его учреждения не регистрируются в налоговых органах и освобождаются от всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории РФ, а его прибыль подлежит перечислению в доход федерального бюджета.
  Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики призваны обеспечить выполнение главной функции Центрального банка РФ, связанной с защитой и обеспечением устойчивости национальной валюты, что определено Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Эта задача предполагает разработку мер, направленных на достижение стабильности внутренних цен и валютного курса российского рубля.
  Осуществление Банком России разработанной во взаимодействии с Правительством РФ денежно-кредитной политики нацелено на достижение макроэкономической стабилизации, снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов, преодоления кризисных явлений в реальном секторе экономики и решение социальных проблем.
  С помощью различных инструментов денежно-кредитного регулирования осуществляется изъятие излишних или предоставление дополнительных денежных средств банкам. Достаточно сильным средством влияния на денежное предложение являются нормы обязательных банковских резервов. Увеличение норм обязательных резервов ведет к увеличению резервов банковской системы, сокращению средств для кредитных ресурсов и сокращению денежного предложения. Уменьшение - к переводу обязательных резервов в избыточные, высвобождению средств для расширения кредита и росту денежного предложения. Следствием увеличения резервных отчислений является сокращение денежной массы, которая могла бы быть инвестирована коммерческими банками в экономику и некоторое удорожание кредитов.
  В последние годы Центробанк неоднократно изменял обязательные резервы коммерческих банков как прямым воздействием на величину нормативов, так и дифференциацией нормативов в зависимости от состава ресурсов, расширения объема привлеченных ресурсов, подлежащих резервированию, и изменения методики расчета.
  К началу 1997 г. нормативы по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней составляли 16%, по срочным обязательствам от 30 до 90 дней - 13%, по срочным обязательствам свыше 90 дней - 10%, по средствам в валюте - 5%. С ноября 1997 г. увеличился норматив резервирования по валютным вкладам и составил 9% при неизменных нормативах по рублевым вкладам. Впоследствии с 1 февраля 1998 г. для кредитных организаций установлен единый норматив обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке РФ, по привлеченным средствам в валюте РФ и иностранной валюте независимо от сроков привлечения в размере 11%.
  Политика валютного курса является составной частью единой денежно-кредитной политики государства и строится в соответствии с общей макроэкономической ситуацией в стране.
  Основной задачей курсовой политики Банка России является поддержание стабильности национальной валюты. Анализ экспортного потенциала предприятий и отраслей реального сектора, эффективности их внешнеторговых операций является неотъемлемым элементом выработки валютной политики, осуществляемой ЦБР. Динамика валютного курса в 1997 г. носила плановый и предсказуемый характер, к тому же наблюдалось некоторое повышение реального курса рубля. Рост валютных резервов ЦБР способствовал укреплению доверия к российскому рублю, проводимой курсовой политике и российскому финансовому рынку.
  Банк России намерен сохранить условия, необходимые для развития процесса дедолларизации экономики и снижения спроса на иностранную валюту как средство сбережений.
  Оживление экономики в первую очередь зависит от количества денег, направляемых на инвестирование. И здесь важную роль играет ставка рефинансирования ЦБ РФ, по которой предоставляется коммерческим банкам кредит. Чем дешевле достаются коммерческим банкам денежные средства, тем ниже их собственная цена на кредиты, выдаваемые другим банкам, предприятиям и организациям, населению.
  Особенно высоких размеров (210% годовых) ставка рефинансирования достигла в период с 15 октября 1993 г. по 28 апреля 1994 г. Затем наблюдалось постепенное ее понижение до 30%. В настоящее время ставка рефинансирования составляет 60%.
  Снижение ставки рефинансирования является мощным стимулом для вывоза капитала за границу. В случае повышения ставки рефинансирования создаются предпосылки для аккумулирования капитала в экономике страны. Деньги становятся более "дорогими" и их инвестирование становится более привлекательным вследствие повышенной доходности по операциям с государственными ценными бумагами.
  Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетной политикой. Проводимая в России жесткая бюджетная политика позволяет сдерживать наращивание выпуска инфляционных денег в экономику. С этой целью с 1 января 1995 г. Правительство и ЦБ прекратили практику использования прямых банковских кредитов для покрытия бюджетного дефицита. Это позволило сосредоточить ресурсы эмиссионного фонда для кредитования коммерческих банков.
  Наряду с этим осуществлялся ряд мер по неэмиссионному покрытию дефицита бюджета за счет выпуска облигаций государственных займов. В связи с этим Министерство финансов и Центральный банк приступили к продаже облигаций государственных займов среди крупных инвесторов. Помимо этого организовалось широкое привлечение денежных средств населения в государственные займы на основе свободной купли-продажи облигаций на фондовом рынке.
  Повышение роли государственных займов в покрытии бюджетного дефицита сопровождалось введением фондовых операций РЕПО. Содержание этих операций состоит в обратном выкупе у инвесторов облигаций государственных займов ЦБ. Цель операций РЕПО - поддержание курса ценных бумаг государства и стабилизация фондового рынка для дальнейшего привлечения денежных средств общества.
  Расширение операций РЕПО сопровождалось введением ломбардных кредитов коммерческими банками под залог ценных бумаг государства. При ломбардном кредитовании государственные ценные бумаги остаются в собственности коммерческого банка, а при осуществлении операций РЕПО они переходят в собственность ЦБР, хотя банку предоставляется право выкупа этих бумаг у Банка России.
  В целях последовательного внедрения рыночных методов управления денежно-кредитной системой ЦБ РФ перешел от прямого рефинансирования коммерческих банков к продаже кредитных ресурсов на межбанковских аукционах по цене спроса и предложения. Свободная продажа денег и наполнение денежного рынка ресурсами кредитования призваны снижать процентную ставку по кредитам и обеспечивать более активное участие банковских средств в кругообороте капитала предпринимателей.
 
 7.3. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
 
  Коммерческие банки являются кредитными организациями, имеющими право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Коммерческие банки РФ строят свою деятельность в соответствии с Законом РСФСР от 2 декабря 1990 г. "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
  В течение 1997 г. количество действующих кредитных организаций уменьшилось с 2029 до 1697. Удельный вес действующих кредитных организаций с зарегистрированным уставным капиталом до 5 млрд руб. сократился с 60,8 до 49,7%, а доля организаций с уставным капиталом более 5 млрд руб. возросла с 38,2 до 50,3%, в том числе с капиталом более 30 млрд руб. - с 6,1 до 10,8%. Коммерческие банки имеют значительное число филиалов, большинство из которых приходится на Сберегательный банк РФ. В состав Сберегательного банка на 1 января 1998 г. входили 32 430 филиалов. Коммерческие банки осуществляют свою деятельность на основании лицензий, выдаваемых Центральным банком РФ.
  Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредитора к заемщику и от покупателей к продавцам.
  Характерная особенность коммерческих банков, отличающих их от государственных банков второго уровня, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли. Прибыль банка образуется из разности процентов, взимаемых с клиентов и выплачиваемых им по банковским операциям, а также за счет комиссионных сборов за оказываемые услуги. Показатель прибыли официально считается основным показателем деятельности банка. Без доходности, прибыльности банк не может существовать.
  В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной, совместной (с привлечением иностранного капитала).
  По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные, созданные в форме акционерных обществ закрытого и открытого типов, и паевые, созданные в виде обществ с ограниченной ответственностью.
  Паевые коммерческие банки собственниками своего капитала не являются, так как участники такого типа банков (пайщики) не передают ему право собственности на свою долю капитала, а сохраняют ее за собой. Ответственность каждого участника ограничена пределами его вклада в общий капитал банка.
  Акционерные коммерческие банки (закрытого и открытого типов) выступают собственниками капитала основателей банка (акционеров). Для акционерного общества (АО) характерно, что собственником его капитала выступает само общество, т.е. банк.
  Банки, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, как правило, не имеют права выпуска акций. Акционерные банки открытого типа имеют право на выпуск акций, которые могут распространяться среди участников без согласия других акционеров в форме открытой подписки.
  Акционерные банки закрытого типа также выпускают акции, но их перемещение среди учредителей возможно лишь с согласия большинства акционеров.
  Согласно Инструкции № 1 Банка России "О порядке регулирования деятельности кредитных организаций" от 30 января 1996 г. (с последующими изменениями и дополнениями), минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций устанавливается соответственно:
 * на 1 апреля 1996 г. в сумме, эквивалентной 2 млн экю (для кредитных организаций с ограниченным кругом операций - 500 тыс. экю);
 * на 1 января 1997 г. - 3 млн экю (750 тыс. экю).
  Каждый коммерческий банк обязан постоянно увеличивать свой уставный капитал. До 1 января 1999 г. минимальный капитал коммерческих банков предполагается увеличить до суммы, эквивалентной 5 млн экю, т.е. до уровня, определяемого международными стандартами минимального капитала.
  Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое решает все стратегические задачи банка.
  Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. Совет банка определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка.
  Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка.
  Определение банка как учреждения, которое аккумулирует свободные денежные средства и размещает их на возвратной основе, позволяет выделить в его деятельности пассивные и активные операции.
  Операции, связанные с формированием ресурсов банка, относятся к пассивным. Суть их состоит в привлечении различных видов вкладов, получении кредитов от других банков, эмиссии собственных ценных бумаг, а также проведении иных операций, в результате которых увеличиваются банковские ресурсы.
  К банковским ресурсам относятся собственные средства банков, привлеченные и заемные средства.
  К собственным средствам относятся акционерный, резервный капитал и нераспределенная прибыль.
  Акционерный капитал (или уставный фонд банка) формируется в зависимости от формы организации банка. Если банк создается как акционерное общество, то его уставный фонд обязуется за счет средств акционеров, поступивших от реализации акций либо путем открытой подписки на них (в случае организации банка как акционерного общества открытого типа), либо в порядке распределения акций между учредителями в соответствии с размером их доли в уставном фонде (акционерное общество закрытого типа). Банк, являющийся обществом с ограниченной ответственностью, формирует уставный фонд за счет паевых взносов участников.
  Независимо от организационно-правовой формы банка его уставный фонд формируется полностью за счет вкладов участников - юридических и физических лиц - и служит обеспечением их обязательств. При создании банка уставный фонд может формироваться только за счет денежных (рублевых, валютных) средств и материальных активов.
  Размер уставного фонда, порядок его формирования и изменения определяются уставом банка. Сумма уставного капитала законодательно не ограничивается, но для обеспечения устойчивости банка ЦБ РФ устанавливается минимальный размер уставного капитала. Увеличение уставного капитала может осуществляться путем привлечения новых пайщиков (акционеров) или за счет выпуска дополнительного количества акций.
  Резервный фонд образуется за счет отчислений от прибыли и предназначен для покрытия непредвиденных убытков и потерь от падения курсов ценных бумаг.
  Нераспределенная прибыль - часть прибыли, остающаяся после выплаты дивидендов и отчислений в резервный фонд.
  Собственные средства имеют важное значение для деятельности коммерческих банков. Снижение доли собственного капитала иногда приводит к банкротству банков.
  Основную часть ресурсов банка формируют привлеченные средства. Коммерческий банк имеет возможность привлекать средства предприятий, организаций, учреждений населения и других банков в форме вкладов (депозитов) и открытия им соответствующих счетов.
  Вклад (депозит) - это денежные средства, переданные в банк их собственником для хранения на определенных условиях. Операции, связанные с привлечением денежных средств во вклады, называются депозитными. Вклады для коммерческих банков являются главным видом их пассивных операций и, следовательно, основным ресурсом активных кредитных операций.
  В зависимости от срока и порядка изъятия вклады подразделяются на срочные депозиты и депозиты до востребования.
  Срочные вклады - это денежные средства, вносимые клиентами банка на определенный срок. По ним уплачиваются проценты. Процентные ставки зависят от размера и срока вклада. Банк заинтересован в привлечении срочных вкладов, так как они стабильны и позволяют банку располагать средствами вкладчиков в течение длительного времени.
  Одним из видов срочных вкладов являются депозитные сертификаты. Депозитный сертификат - это письменное свидетельство банка о внесении денежных средств, дающее право вкладчику на получение по окончании установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Депозитный сертификат выдается только юридическим лицам. Он может быть именным и на предъявителя, срочным или до востребования. Для физических лиц используются сберегательные сертификаты, выдаваемые банком как на фиксированный срок, так и до востребования.
  Вклады до востребования, а также на текущие счета могут быть изъяты вкладчиками по первому требованию без предварительного уведомления банка со стороны клиента. Изъятие вкладов возможно как наличными деньгами, так и в форме безналичных расчетов. В условиях возросшей конкуренции коммерческие банки стремятся привлечь клиентов и стимулировать прирост вкладов до востребования путем предоставления дополнительных услуг и повышением качества обслуживания. Вклады до востребования нестабильны. Они зависят от вкладчиков, что ограничивает сферу их использования коммерческими банками.
  По этой причине владельцам счетов выплачиваются низкие проценты.
  Важным источником банковских ресурсов выступают межбанковские кредиты, т.е. ссуды, получаемые у других банков. В современных условиях коммерческие банки для оперативного привлечения денежных средств используют возможности межбанковского рынка ресурсов, на котором происходит продажа денежных средств, мобилизованных другими кредитными учреждениями. На кредитном рынке преобладают краткосрочные межбанковские кредиты. Межбанковский механизм является основным источником заемных кредитных ресурсов коммерческих банков, Он предоставляется, как правило, в рамках корреспондентских отношений и предусматривает открытие корреспондентских счетов одними банками в других для осуществления платежных и расчетных операций по поручению друг друга.
  Коммерческие банки получают кредиты у Центрального банка в форме переучета векселей, в порядке рефинансирования и в форме ломбардных кредитов.
  Активные операции коммерческих банков связаны с размещением банковских ресурсов. Мобилизованные и собственные денежные средства банки используют для кредитования клиентуры и осуществления своей предпринимательской деятельности.
  Среди активных операций коммерческих банков выделяют два главных вида: ссудные и инвестиционные.
  Ссудные операции составляют основу активной деятельности банка в размещении его ресурсной базы. Они приносят банкам значительную часть их доходов.
  Кредитные отношения между банком и заемщиком оформляются и регулируются кредитным договором. Кредитный договор определяет взаимные обязательства и ответственность заемщика и кредитора. В нем предусматриваются цель и объекты кредитования, размер кредита, сроки выдачи и погашения ссуды, виды обеспечения кредита, процентная ставка за кредит и др. Заключению кредитного договора предшествует анализ кредитоспособности клиента.
  Одной из наиболее серьезных проблем, с которыми сталкиваются коммерческие банки, является риск непогашения кредитов. Банки, естественно, стремятся минимизировать этот риск с помощью различных способов обеспечения возврата банковских ссуд. Важнейшими видами обеспечения являются залог, гарантии, поручительства, страхование кредитного риска.
  Другой важнейшей активной операцией коммерческих банков является их инвестиционная деятельность, в процессе которой банки выступают в качестве инвестора, вкладывая ресурсы в ценные бумаги. Такими ценными бумагами могут служить акции, облигации, государственные долговые обязательства, финансовые инструменты. Например, активные операции банка с векселями включают учетные (дисконтные) и переучетные операции, кредитные операции по акцепту, инкассированию, выдаче вексельного поручительства и т.д. В результате инвестиций банк становится владельцем портфеля ценных бумаг. Характер банковского дела предполагает необходимость поддержания портфеля инвестиций в таком состоянии, которое позволяет быстро конвертировать по крайней мере часть имеющихся активов в денежные средства (путем их продажи на рынке или получения под залог ценных бумаг кредита в Центральном банке).
  Операции с фондовыми бумагами включают операции с ценными бумагами, которые котируются на бирже. В этом случае коммерческие банки могут заключать с ЦБР договора по обслуживанию операций с государственными и краткосрочными облигациями (ГКО).
  Основное содержание инвестиционной политики банка состоит в определении круга ценных бумаг, наиболее выгодных для вложения средств, оптимизации структуры инвестиционного портфеля на каждый конкретный период.
  Под влиянием усиливающейся межбанковской конкуренции проявляется тенденция к расширению операций коммерческих банков. Среди них можно выделить факторинговые, лизинговые и трастовые операции.
  Факторинг (от англ. factoring - агент, посредник) - это покупка банком платежных требований поставщика. В факторинговых операциях участвуют три стороны:
 1. Фактор-фирма (коммерческий банк или специализированная компания).
 2. Поставщик (кредитор).
 3. Потребитель (должник).
  В связи с тем, что весь риск неплатежа по счетам берет на себя фактор-фирма, она выплачивает клиенту до 80-90% всей суммы счетов, а остальные долги будут перечислены поставщику после поступления платежа от покупателя (дебитора).
  Факторинг экономически выгоден для предприятия-клиента. Предприятие сразу получает основную часть денежной выручки, экономит на расчетах со своими поставщиками, поскольку покупка у них товара с немедленной оплатой дешевле, чем покупка в кредит.
  Факторинговые операции осуществляются банком на договорной основе с клиентом. Предварительно факторинговый отдел банка анализирует кредитоспособность поставщика, изучает информацию о финансовом состоянии его должников. Учитывается также вид, качество, конкурентоспособность поставляемой продукции, количество случаев ее возврата и т.д. Факторинговое обязательство может быть с правом регресса, т.е. обратного требования к поставщику возместить уплаченную сумму в случае отказа плательщика от платежа.
  Лизинговые операции заключаются в предоставлении на условиях аренды на долгосрочный период машин, оборудования, недвижимости предприятиям-арендаторам.
  Лизинг - это долгосрочная аренда с возможным последующим выкупом арендуемого имущества арендатором по остаточной стоимости. В лизинговой сделке на договорной основе участвуют три стороны:
 1. Собственник имущества (арендодатель), которым чаще всего выступают лизинговые компании или коммерческий банк.
 2. Пользователь имущества (арендатор), которым может быть юридическое лицо любой формы собственности.
 3. Продавец имущества (поставщик), которым может быть производитель или торговое предприятие.
  Обычно потенциальный арендатор сам подбирает поставщика нужного для него имущества, но из-за отсутствия собственных средств обращается за финансовой помощью к арендодателю, например банку. Банк покупает имущество у поставщика в собственность за счет своих средств и сдает его арендатору на условиях, оговоренных в соглашении. Таким образом, банк оказывает пользователю финансовую услугу, сходную с кредитной операцией. Банк приобретает имущество в собственность за полную стоимость, которую возмещает за счет периодических взносов клиента.
  Основное преимущество лизинга по сравнению с другими способами инвестирования заключается в том, что предприниматель может начать свое дело, располагая лишь частью необходимых финансовых средств для приобретения основных фондов.
  Обострение конкуренции на рынке ссудных капиталов, борьба банков за привлечение клиентов привели к развитию новых видов услуг, предлагаемых как физическим, так и юридическим лицам.
  Трастовые операции представляют собой доверительные операции банков, финансовых компаний по управлению имуществом клиента и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица. Согласно заключенному договору доверенное лицо приобретает соответствующие права и выступает распорядителем имущества, включая остатки средств на банковских счетах.
  Российские коммерческие банки начали предоставлять трастовые услуги по операциям с ценными бумагами. К таким услугам следует отнести прежде всего управление активами и услуги по первичному размещению ценных бумаг.
 
  ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
 
 1. Дайте характеристику этапов банковской реформы.
 2. Что понимается под двухуровневой банковской системой?
 3. Назовите функции Центрального банка России.
 4. Каковы основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка?
 5. Почему ЦБ называют банком банков?
 6. Какие операции осуществляет Центральный банк в интересах государства?
 7. Как осуществляется кредитование Центральным банком коммерческих банков?
 
 Глава 8. СТРАХОВАНИЕ
 
 8.1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ СТРАХОВАНИЯ
 
  Страхование - экономическая категория, входящая составной частью в категорию финансов. Суть страхования связана с созданием целевых денежных фондов, формируемых за счет взносов заинтересованных юридических и физических лиц, с последующим их использованием на возмещение ущербов. Это значит, что создание целевых фондов, компенсация материальных потерь хозяйствующих субъектов и граждан производятся посредством денежных отношений через оборот денежных средств. И эти перераспределительные отношения, возникающие в процессе формирования и использования по назначению указанных денежных фондов, выражаются через страхование как финансовую категорию.
  Страхование является основным методом снижения степени риска иметь неблагоприятный исход при наступлении определенных событий, на случай которых и проводится страхование. При этом под снижением степени риска понимается уменьшение вероятности и сокращение объема потерь. Сама же возможная опасность понести потери вследствие наступления каких-то событий называется риском. Следует сказать, что категории рисков могут быть самые различные - природные, имущественные, финансовые, экологические, производственные и другие.
  Разнообразные риски всегда сопутствовали человеческому существованию, нанося экономический ущерб, создавая угрозу жизни и здоровью людей. Поэтому в процессе своего развития человечество всегда стремилось изучить природу рисков, научиться их избегать или же существенно снизить степень этих рисков, т.е. управлять рисками. Этому в немалой степени, если говорить об объективных факторах, способствовало развитие науки и техники. Однако степень риска может зависеть и от субъективизма человека: его профессионализма, состояния здоровья и т.д. Не все риски являются страхуемыми. Страхование выступает экономическим инструментом только части рисков. Среди критериев страхуемости рисков прежде всего выступает критерий случайности, то есть неизвестность в отношении того, когда страховой случай произойдет и велик ли будет от него размер ущерба, независимость этого случая от действия соответствующих физических или юридических лиц. Среди других критериев страхуемости можно, в частности, выделить возможность оценки ущерба, его размер и степень вероятности. Финансовые возможности страховой компании требуют и оценки максимально возможного размера ущерба.
  Отличительной особенностью страхуемых рисков является именно возможность определения их финансовых последствий, которые перекладываются на страховую организацию и тем самым компенсируют нанесенный ущерб соответствующему юридическому или физическому лицу. Даже при отсутствии страхового случая эти лица при наличии договора страхования чувствуют себя более защищенными и более уверенными в своих действиях. В любом случае страхование для них означает уменьшение риска.
  Таким образом, основная задача страхования состоит в защите имущественных интересов как юридических, так и физических лиц. Объективная необходимость страхования обусловливается существованием понятия риска как случайного события, которое может привести к ущербу. При этом ущерб может быть не только имущественным, связанным с убытками в материальной сфере, но и физическим вследствие нанесения ущерба людям, например, в результате несчастного случая.
  В широком смысле страхование обусловлено экономической необходимостью для общества иметь резервные фонды в связи с непредвиденными явлениями и случайностями как обязательный элемент общественного воспроизводства. Эти резервные, или, как их обычно называют, страховые, фонды могут быть созданы любым из трех способов: путем самострахования, за счет резервирования в централизованном порядке, посредством внесения взносов юридическими и физическими лицами в страховую организацию (т.е. собственно страховая форма).
  Самострахование предусматривает децентрализованное накопление каждым субъектом хозяйствования необходимых материальных и финансовых резервов на случай непредвиденных обстоятельств. Однако самострахование не может в достаточной мере решить эту задачу из-за её неопределенности. Резервирование централизованного страхового (резервного) фонда особенно характерно для социалистической экономики. Централизация общественных резервов позволяла регулировать ее пропорциональное и сбалансированное развитие. До 1988 г. в стране существовал централизованный страховой фонд государственного имущественного и личного страхования, государственного социального страхования и страхования внешнеэкономических интересов. При этом сфера применения обычной формы страхования была крайне суженной.
  В условиях перехода к рыночной экономике она получает все большее применение: Страхование в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. "О страховании" (ст. 2) представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Эти денежные фонды получили название страховых. Из них страхователям, т.е. указанным выше физическим и юридическим лицам, при страховом событии возмещается ущерб страховщиком, которым выступает государственная, акционерная или частная страховая организация.
  Экономические отношения между страховщиком и страхователем регулируются специальным договором страхования. При этом страхование по одному договору может осуществляться совместно несколькими страховщиками. Такое совместное страхование называется сострахованием. Уменьшение страхового риска может осуществляться и путем перестрахования. В этом случае страховщик свои договорные обязательства перед страхователем полностью или частично страхует у другого страховщика, называемого перестраховщиком. Таким образом страховые компании оказываются связанными взаимными обязательствами по возмещению ущерба перед страхователем.
  Страхователь в свою очередь имеет право заключать со страховщиком договоры о страховании третьих лиц в пользу последних.
  Страховщик выдает страхователю страховой полис, подтверждающий договор страхования. Период его действия называется сроком страхования.
  В страховом полисе указываются:
 * наименование;
 * юридический адрес и банковские реквизиты страховщика;
 * фамилия, имя, отчество или наименование страхователя и его адрес;
 * объект страхования;
 * размер страховой суммы;
 * страховой риск;
 * размер страхового взноса, сроки и порядок его внесения;
 * срок действия договора;
 * другие условия по соглашению сторон;
 * подписи сторон.
  Договор страхования, как правило, вступает в силу с момента уплаты страхователем первого страхового взноса, представляющего собой плату за страхование.
  Страховой суммой называется определенная договором страхования или установленная законом денежная сумма, исходя из которой устанавливаются размеры страхового взноса и страховой выплаты.
  Страховым взносом называется плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или Законом.
  Страховая выплата выступает в виде суммы страхового возмещения за нанесенный ущерб при наступлении страхового случая.
  Объектами страхования в соответствии с Законом "О страховании" выступают имущественные интересы, связанные:
 * с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);
 * с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);
 * с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).
  Второй частью Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 933), принятой Государственной Думой 22 декабря 1995 г., выделяется еще одна отрасль страхования - страхование предпринимательских рисков. Появление новой отрасли страхования связано с переходом к рыночным условиям хозяйствования.
  Таким образом, в отраслевом разрезе страхование делится на личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности и страхование предпринимательских рисков. При этом страхование может быть добровольным, т.е. осуществляться на основе договора между страхователем и страховщиком, и обязательным, когда оно осуществляется в силу Закона.
  Сущность и роль страхования наиболее полно находят свое выражение в его функциях - рисковой, предупредительной, сберегательной и контрольной.
  > Рисковая функция, призванная возмещать риск, обеспечивает перераспределение денежной формы стоимости между участниками страхования при наступлении страховых событий. Тем самым при необходимости пострадавшим юридическим или физическим лицам оказывается необходимая денежная помощь.
  > Предупредительная функция страхования предполагает своевременное заключение договора страхования и перечисление страховых взносов с целью обеспечить финансирование мероприятий, связанных с сокращением страхового риска. Если рисковая функция связана с оказанием денежной помощи уже пострадавшим от страхового события, то предупредительная функция направлена на финансирование мероприятий по снижению вероятности наступления страхового события.
  > Сберегательная функция призвана обеспечивать с помощью страхования накопления определенных договором страхования страховых сумм. Примером может служить пенсионное страхование, позволяющее получать добавку к основной пенсии.
  > Контрольная функция страхования позволяет обеспечить целевое формирование и использование средств страхового фонда. Эта функция страхования аналогична контрольной функции, присущей всей категории финансов. *Что касается распределительной функции, то применительно к страхованию она проявляется через рисковую, предупредительную и сберегательную функции.
  Роль страхования при переходе к рыночной экономике, для которой характерно увеличение степени страхового риска, все больше возрастает. Это связано с снижением роли государства в социальной защите населения при отсутствии у людей достаточных имущественных накоплений и в возмещении материальных ущербов предприятий. Если в недавнем прошлом добровольное страхование населения не было достаточно распространенным явлением, а страхование имущества государственных предприятий как обязательное, так и добровольное почти не производилось*, то в настоящее время положение изменилось. Стал активно развиваться страховой рынок. Сначала параллельно, а потом и на смену государственным страховым организациям, являвшимся монополистами в страховом деле (Госстрах для страхования внутри страны и Ингосстрах для страхования за рубежом), пришло около трех тысяч** акционерных и частных страховых организаций. Несколько десятков наиболее крупных страховых компаний контролируют страховой рынок страны. Среди них созданная в 1992 г. на базе Госстраха Российская государственная страховая компания (Росгосстрах).
  * Обязательным страхованием охватывалось лишь имущество сельскохозяйственных предприятий.
  ** По данным Департамента страхового надзора Минфина РФ, на 1 апреля 1998 г. в России зарегистрированы 2334 страховщика (Экономика и жизнь. - 1998. - № 30. - С. 5).
 
  6 августа 1998 г. на заседании Правительства Российской Федерации* при обсуждении проекта Программы развития национальной системы страхования на 1998-2000 годы отмечалось, что страховой рынок в нашей стране, хотя и характеризуется в последние годы высокой динамикой, развит весьма слабо, поскольку большинство страховых компаний маломощны. Только четвертая часть страховых компаний в Российской Федерации имеет уставный капитал более 1 млн руб.
  * Российская газета. - 1998. - 7 августа. - С. 1.
 
  Между тем в соответствии с изменениями, внесенными в Закон "О страховании", нижняя граница уставного капитала страховой компании к 1 февраля 1999 г. должна быть. выше 2,1 млн руб. А таких компаний всего 150. Поэтому в настоящее время происходит передел страхового рынка в стране, при котором более мелкие страховые компании поглощаются более крупными. Повышение минимального размера уставного капитала особенно важно в связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между нашей страной и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.
  Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах одобрены постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1998 г. В них подчеркивается, что страхование, являясь необходимым элементом социально-экономической системы общества, предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев. Одновременно ставится задача сделать страхование одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций*.
  * Российская газета. - 1998. - 17 октября. - С. 6.
 
  Ожидается, что к началу следующего тысячелетия в результате выполнения намеченной программы развития национальной системы страхования основные количественные показатели отечественного страхового рынка (объем страховых взносов и емкость страховых компаний) возрастут в 2-2,5 раза. При этом масштабы добровольного страхования увеличатся в 2-3 раза, а обязательного страхования - в 1,5-2 раза. Это значит, что будет обеспечен опережающий рост добровольного страхования.
  В соответствии с указанным документом к числу важнейших видов обязательного страхования (существующие и планируемые виды) следует отнести:
 * обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств, работодателей, отдельных категорий производителей продукции, работ и услуг (в том числе оценщики, регистраторы);
 * обязательное государственное страхование военнослужащих, государственных служащих, государственного имущества.
  Предусматривается усиление государственной поддержки страхования, в том числе повышение роли государственных страховых компаний, совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью, законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка.
  27 ноября 1998 г. принято Постановление Правительства Российской Федерации "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства". Им предусмотрено образование при Министерстве финансов Российской Федерации государственного учреждения - Федерального агентства по регулированию страхования в сфере агропромышленного производства. Оно призвано содействовать развитию обеспеченного государственной поддержкой страхования урожая сельскохозяйственных культур, созданию агропромышленных страховых организаций и обществ взаимного страхования, а также решению вопросов, связанных с выделением страховщикам средств федерального бюджета на оплату страховых взносов по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и их использованием*.
  * Российская газета. - 1998. - 8 декабря. - С. 4.

<< Пред.           стр. 6 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу