<< Пред.           стр. 2 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 Для того чтобы скорее понять, ощутить разницу в звучании голоса на мягкой атаке и слишком твердой, обратим внимание на простые жизненные явления. Чтобы ребенок заснул при напевании колыбельной, мать стремится передать ребенку свою свободу, покой, сонливое состояние и голос ее звучит непременно с мягким атакированием. А чтобы ребенок напрягся и произвел необходимый акт, мать специально напряженно, со сжатием голосовой щели, произносит междометия "а! а!". Ведь именно на основе слухового восприятия как слухо-мышечного процесса и рождены эти действия.
 В этом упражнении в первом случае "воздух сам вытекает в природу", во втором - "с силой выгоняется", в третьем - "рывками выталкивается".
 26
 Главное - натренировать третий вид выдыхания, который разрабатывает чрезвычайную подвижность диафрагмы. А это самое важное в речи. Она (диафрагма) будет успевать выравнивать все звуки речи в звучании, создавать "опору" звука, обеспечивать музыкальную кантилену речи. Для этого полезно включить в упражнения всевозможные междометия. Междометия являются самыми простейшими словесными сигналами, с помощью которых мы привлекаем к себе внимание объекта, воздействуя на его волю или чувства.
 У п р а ж н е н и е "Собака". Вообразите, что вы стали... собакой. Жарко, скучно, вокруг тишина. Не на кого полаять. Раскрепостите руки, шею, ноги, плечи... Клонит ко сну.
 Вдруг скрипнула садовая калитка... Неожиданная радость: вернулся хозяин. Приветствуйте его звонким лаем: "Ав-ав!" (что в переводе на язык людей означает: "Я здесь!"). Не "облаивайте" зло своего друга. Подайте ему голос. Почувствуйте разницу звучания голоса при выполнении действий: "облаять" и "подать голос". В первом случае - эмоция злости, ведущая к твердой атаке, которую следует избегать. Во втором - эмоция радости и легкого удивления, ведущие к мягкому атакированию звука. Значит, в формировании голоса по принципу подлаивания надо соблюдать следующие условия: 1) не имитировать "собаку", то есть не искажать тембр своего голоса; 2) "подлаивать" на мягкой атаке; 3) упражнения сопровождать положительными эмоциями, зная, что отрицательные эмоции (особенно злость) закрепощают голосо-речевой аппарат.
 А теперь сосчитайте, сколько в аудитории стульев, хватит ли всем: Ав-ав-ав-ав-ав-ав-авв... Обязательно включите руку, которая подчеркивает счет. Рука помогает формированию звука. Затем пересчитайте в более быстром темпе: Ававававававав... Успевайте и в быстром темпе непременно "подлаивать". Этим тренируется третий вид выдыхания (когда воздух "рывками выталкивается").
 Упражнение "В пляс". Активными хлопками и эмоциональными приказами раззадоривайте людей, чтобы они "пустились в пляс": ГОп-ляля! гОп-ляля! гОп! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! гОп! гОп! гОп! ГОп-ляля! гОп-ляля! гОп! гОп! гОн!..
 Звуки междометий летят весело, свободно, как бы "подбрасываемые" диафрагмой вверх - в головной резонатор, но на низких тонах голоса.
 Упражнение "Две собаки".
 Первая: Это кость моя. Отдай!
 Вторая: Ты за это мне полай. Голос!
 Первая: Аф!
  Вторая: Голос!
 Первая: Аф!
 Вторая: Кость твоя, мой друг, Гав-гав.
 27
 
 Целевая установка: тренировка опоры звука на мягкой атаке.
 Упражнение "Команды". Подавайте команды: "Налее-вО!", "Напрааа-вО!", "Крууу-гОм!", "Шагооом-Арш!", "РАз-два!" рАз-два! рАз-два! лЕвой! лЕвой! л Евой! лЕвой!..
 При усилении звука непоставленный голос стремится к повышению. Не допускайте этого. Для этого первую часть команды (приготовительную) надо несколько повысить, чтобы во второй части (исполнительской) голос пошел вниз. Так как команда произносится в побудительной интонации, то голос все равно несколько повысится.
 У п р а ж н е н и е "Прыгуны". Представьте, что вы цирковые акробаты-прыгуны. Сделав "сальто", вылетаете на арену. Разумеется, "прыжки-перевороты" делаются в воображении. Вместе с тем помогайте себе головой и руками: опустите голову, руки перед грудью делают легкое вращательное движение, как бы имитируя переворот вашего тела. Сопровождайте эти движения междометием "алле!", а на междометии "гОп" руки широко выбрасываются вверх (как это делают прыгуны в цирке) - "Алле-гоп!". Делать все надо артистично, без напряжения. Легко выбрасывайте руки и вслед за ними так же легко "выбрасывайте" звук голоса на междометии "гоп". Вместе с широко поднятыми вверх руками голова возвращается из наклонного положения в нормальное (уверенно смотрите па зрителей, гордясь своей ловкостью). Следите за тем чтобы при звучании слова "алле" гласная А рождалась с мягкой атакой - без пересмыкания связок, без "щелчка". Держите темп, заданный первым прыгуном. Если он ускорил темп, то и все ускоряют. Упражнение "От стона к лаю".
 От "стона" к "лаю" переход -
 Продуманный и верный ход:
 Соединяет он бесспорно
 Свободу звука и. опору.
 
 На стоне: МмамммЕдунаммм, МамммЕдунаммм (напоминаете, просите, но она не выполняет вашей просьбы). МЕду нам, мам! мЕду! мЕду! мЕду! нам! - требуете все более активно, не. забывая "подлаивать". На стоне:
 Ах, больной я. Ай-ай-ай!
 Молока мне, мама, дай!
 28
 Но мама несет очень маленькую чашечку молока, останавливаете ее приказом:
 Мало! Мало! Поскорей
 Молока еще налей!..
 Дыхание должно легко "переключаться" с первого вида выдыхания на третий. Этот навык понадобится, когда возникнет необходимость изменить темп, ритм звучания речи, вызванный иным характером действия.
 В первых же упражнениях необходимо выработать ощущение, что говоришь "диафрагмой". Так ведь и должно быть: она, диафрагма, тоже "артикулирует".
 Упражнение "Наша река". Вы - два ленивых, флегматичных человека - ведете диалог:
 Первый: Наша река широка, как Ока.
 Второй: Наша река широка, как Ока? Как? Как Ока??
 Первый: Так! Как Ока, широка наша река!
 Оба вместе: Во кака наша река!!
 Ощущение такое, что, открыв и не закрыв рот (ведь тугодумы - ленивые, они еле ворочают языком, хотя и спорят), говорите диафрагмой. Это хорошо ощутимо особенно при выделении ударных слов: "Ока", "Как", "Так".
 После того, как найдена свобода звучания, меняйте обстоятельства. Например, вы очень темпераментные люди - холерики. Быстро-быстро ведете спор. Но диафрагма по-прежнему (только теперь ее движения частые) успевает "подпереть" каждое слово.
 Придумайте другие обстоятельства, когда можно разговаривать при отключенной ротовой артикуляции (т. е. при ослабленной четкости действия языка, губ, нижней челюсти) и быть при этом понятным.
 Упражнение "У зубного врача". Вам поставили пломбу. Просят посидеть несколько минут с открытым ртом. А вам не терпится узнать, когда можно поесть. Не закрывая рот, говорите:
 Два часа не есть? Ужасно!
 Я не завтракал напрасно.
 Есть хочу, как никогда!..
 Два часа ждать? Ерунда.
 Есть характер, воля есть.
 Раз нельзя - не стану есть.
 29
 Активная "артикуляция" диафрагмы обеспечивает разборчивость речи. А главное, убеждаешься в необходимости мышечной свободы в области гортани и глотки, в мягком атакировании, "опоре" звука.
 Не выработав мышечного чувства мягкого начала звучания, нельзя идти дальше в работе над голосом. "Это первый и непременный этап. Действительно, от этого этапа зависит все дальнейшее. Звук, неверно атакованный, позднее уже очень трудно исправить. Каким он зарожден в атаке - таким будет и все звучание голоса"1.
 Итак, запомним:
 Избави бог на "твердой" говорить:
 При напряжении нельзя творить.
 В атаке мягкой голос зарожден -
 Ты, говорящий, будешь награжден:
 Твой голос выразит все точно до конца,
 Все, чем наполнена душа творца.
 "При произнесении гласных добивайтесь не только мягкой атаки, но и единого качества звучания. Надо убрать пестроту звучания, когда звук А вылетает из живота, звук Е - из голосовой щели, И - протискивается из сдавленного горла, звук О гудит, точно в бочке, а У, Ы, Ю попадают в такие места, из которых их никак не вытащишь"2. Надо научиться "собирать" звук ближе к губам при произнесении любого из гласных.
 Упражнение "Колыбельная". Вообразите, что у вас на руках или в коляске ребенок. Укачивайте его, напевая знакомый мотив сначала с закрытым ртом:
  м м м
 
 
 
  м м м
 А затем напевайте ту же музыкальную фразу "колыбельной" гласными:
  а а а о о о
 
 
  а а а о о
 1 Л. Б. Дмитриев. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 1968. С. 437.
 2 К. С. Станиславский. Т. 3. С. 67.
 30
 
 Следите за тем, чтобы была полная мышечная свобода в области гортани (мягкая атака). Вам ведь надо передать ребенку свою телесную свободу. Раскрепощайтесь!
 Необходимо убирать открытый, вульгарно звучащий "белый" звук голоса. Этому способствуют упражнения с гласными У, О.
 Упражнение "Гудок". Слитно, как гудок, тяните гласный: УУУУУУУУУ... "Гудок" не громкий, без напряжения голосового аппарата, губы находятся в положении "хоботка". Затем к гласному У прибавляйте другие гласные и выравнивайте их звучание: УУуОуууАуууЭуууИуууЫууу...
 Переходите к тренировке формы речи № 2, произнося отдельные слоги: уО!уА!уЭ!уИ!уЫ! Слоги звучат как приказы: отчитывайте, стыдите, упрекайте.
 Упражнение "Дудочка".
 Люблю в саду дудеть в дуду: Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! И я иду, иду, иду И дую в дудочку - дуду! ДУДУ! Дуду! Дуду! Дуду! Дуду! ДУДУ! ДУДУ! ДУДУ!
  Следите за собранностью губ "в рупор", за легким возвращением губ из положения их при произнесении гласных А, И, Я - в положение при гласном У.
 Упражнение "Буква У".
 Уля с Юлей букву "у"
 Уронили вдруг в траву.
 Пусть лежит упавший звук!
 Уля, Юля, - живо в круг!
 Целевая установка упражнения: тренировка собранности звука на гласных У, Ю. При команде "живо в круг!" не забыть "подлаивание", которое позволит сохранить свободное звучание голоса (с хорошим тембром) при волевой речи с побудительной интонацией. . 31
 
 Упражнение "Бабушки". Для верного звучания гласного А (это значит - близкого, собранного, "опертого") полезно "передразнить" подруг, ахающих по любому поводу:
 "Ахти! Ахти! Ахтушки!" -
 Разахалися бабушки.
 "Ахти-ах! Ахти-ах!"
 Не держатся на ногах.
 Передразнивайте беззлобно, весело, как часто мы, желая успокоить "разошедшегося" человека, передразниваем его междометиями: "Ах-ах-ах! - скажите, какой хороший! Ой-ой-ой! Как страшно!" - или что-нибудь в этом роде.
 Упражнение "Хохлатки". Представьте, что вы "хохлатки". Встаньте, немного нагнитесь вперед. Руки - это крылья хохлатки, которые отходят от боков при кудахтании.
 Разбежались и куда-то спрятались цыплята. Надо их найти. Ищите и кудахтайте:
 Кудах-тах-тах!
 Куда -тах-тах!
 Кудахтают хохлатки.
 Куда? Ах-ах!
 Куда? Ах-ах!
 Попрятались цыплятки?
 На ударных гласных (указаны черточкой) руки отходят от боков и подбрасываются слегка наверх. Особенно широко отходят "крылья" на междометии "Ах-ах!", как будто звук отбрасывает в сторону от боков "крылья". Это приносит свободу звучания. Ищите и "кудахтайте" с верой в то, что делаете. Упражнение раскрепощает глотку, держит звук на опоре, естественно открывает рот, тренируя свободу нижней челюсти. Хорошо подключается в работу грудной резонатор.
 Упражнение "Птичий двор". Приехали па отдых в деревню. Встали рано утром: разбудил разноголосый хор животных. Вышли на крыльцо. О, какая приятная неожиданность! Кого тут только нет: и утки, и гуси, и теленок, и цыплята, и курицы, и петух, и кролики, и голуби, и кот здесь же! Глаза разбежались - хочется всех позвать к себе, разглядеть, приласкать и т. д. Без остановки призываете всех животных: Уть-уть-уть-уть-уть... Тега-тега-тега-тега-тега... Петь-петь-петь-петь... Трусь-трусь-трусь... Гуль-гуль-гуль-гуль... Кис-кис-кис! и т. д.
 32
 Отлично тренируется опора дыхания, губы, язык, направленность звука, если действительно хотите призвать к себе животных и птиц. Тренируйте звучание голоса в различных тонах.
 Оправдывайте это разным отношением к каждому из животных, хорошо видя их. Одно дело - зовете гуся, другое - голубя, крякающих медлительных уток или быстрых цыплят, важно шагающего петуха или боязливых кроликов...
 
 Упражнение "Айда гулять". Обращайтесь к своим подругам с предложением пойти гулять:
 Ия! Эля! Аля! Оля! Уля! Юля! Айда гулять!
 Следите за тем, чтобы все слова-обращения (специально подобранные имена, начинающиеся на гласные) звучали бы с волевой интонацией, но тем не менее с мягким атакированием. Междометие "айда" (с ударением на последний слог) употребляется как призыв или приказание идти куда-либо: пойдем, пошли.
 У п р а ж н е н и е "Победительницы". Приветствуйте своих друзей (девушек-волейболисток), выигравших очередную очень трудную игру:
 Ай да Аля!
 Ай да Уля!
 Ай да Оля!
 Ай да Юля!
 Ай да Эля!
 Ай да Ия!
 Спорт - родная вам стихия!
 Просто чудо-мастера!
 Браво, девушки!
 Ура!
 Слова-приветствия звучат с оттенком восхищения, изумления, гордости, торжества. Напоминаем о том, что приятные эмоции раскрепощают организм, в том числе и голосо-речевой аппарат.
 У п р а ж н е н и е "Частушки".
 Тра-та-та! Тра-та-та!
 Вышла кошка за кота!
 За Кота Котовича -
 За Петра Петровича!
 Представьте себе, что ваша грудь и легкие, заключенные в ней, - "гармонь". Играйте на ней: при ударном слоге руки, согнутые в локтях, отскакивают от боков. Руками как бы раздвигаете меха своей "гармоники". Движения свободные.
 33
 Произносите текст так, как будто действительно пляшете под него, хорошо чувствуя ритм частушки. Тело, руки, плечи все свободно и даже легко подплясывает. Еще минута - встанете и действительно пойдете в пляс!
 Ух ты, ох ты!
 Мы надели кофты,
 Руки радостно в бока,
 да с парнями "гопака"!
 Гоп-ля! Гоп-ля! Гоп-ля-ля!..
 Пляшем, сердце веселя...
 Звуки междометий вылетают легко и свободно, как бы подбрасываемые диафрагмой вверх - в головной резонатор.
 Упражнение "Междометия". Целевые установки упражнений с междометиями заключаются в свободном и непосредственном восприятии увиденного, услышанного, при котором рефлекторно работают все части голосо-речевого аппарата. Это и позволяет добиваться легкого, непроизвольного рождения междометий, выражающих волю или эмоции говорящего.
 Ах, какой цветок пахучий!
 ОЙ-ОЙ-ОЙ! Да ОН КОЛЮЧИЙ?!
 (С подтекстом "Чуть не укололся. Хорошо, что слегка дотронулся!")
 
 Ах, какой зверек прекрасный! Э-э-э! Да он зубастый?!
 (С подтекстом "Хорошо, что успел отдернуть руку!")
 
 Ой, как дует из окошка! Эй-ЭЙ-ЭЙ! Прикрой немножко!
 (Приказываете.)
 
 Ах, какая красота!
 Посмотри-ка ты сюда.
 Видишь, бабочка какая?
 Разноцветная такая,
 Что неможно глаз отвесть!
 Сколько красок в мире есть!
 Ой! Вспорхнула, улетела...
 Эй, взгляни! На кустик села.
 (Восприятие сопровождается различными эмоциями; радостного изумления, восхищения, огорчения, удовлетворения.)
 Кчки! Кчкэ! Кчко! Кчку!
 В стену гвоздь забить хочу.
 Ой, летит мой гвоздь в кусты!..
 Погоди ж, найду, где ты!
  (Действие сопровождается различными эмоциями и проявлением воли.)
 34
 
 Упражнение "Шутка". Представьте, что вам запрещено говорить и петь "по-человечьи". Только "по-собачьи". Послушно и радостно выполняете приказы своего "дрессировщика". Ведь он помогает закрепить навык "опоры звука".
 
 Дрессировщик: Приветствую, друзья! Ав-ав!
 
 Группа: Ав-ав!
 
 Дрессировщик: Спокойнее. Не напрягаться! По одному мне откликаться!
 
 По одному: Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав! Ав-ав!..
 (С подтекстом "Я здесь")
 
 Дрессировщик: Ну что ж, у вас веселый нрав. На месте - марш!
 Эй, запевала! Споем, как пели мы бывало!
 
 Все "поют": Ав! Ав-а'в! Ав-ав-ав! Ав-ав-ав!
 (На мотив маршевой песни)
 
 Дрессировщик: Стой! Поняли, как "лаем",
 "Опоры звука" достигаем?
 И навык закрепили прочно?
 
 Группа: Ав-ав! Так точно!
 
 Ритм марша возбуждает организм человека, делает ритмичным дыхание, снимает напряжение. "При ходьбе в работу включается весь организм сразу. Она как бы настраивает нервную систему и подготавливает мышцы для последующих упражнений"1.
 Правильное использование междометий в работе над голосом помогает:
 - найти и укрепить "центр" голоса; сохранять и совершенствовать координационную деятельность трех систем речеобразующего механизма: дыхания, гортани (голосовых связок) и ротоглоточного резонатора (ротовой артикуляции);
 ' А. Т. Рябченко. Функциональные нарушения голоса. - М: Медицина, 1964. С. 76.
 35
 - тренировать автоматизм дыхания и активность дыхательных мышц, особенно диафрагмы;
 - предоставляя полную свободу глоточной и ротовой полостям, рефлекторно расширять их, увеличивая объем резонатора, что способствует полноценному звучанию голоса;
 - развивать голосовую гибкость, легкость модулирования, перехода из одного тона в другой при сохранении качественного звучания;
 - обогащать тембральную палитру, ощущать зависимость тембра голоса от подтекста, от чувства, от всей внутренней жизни человека;
 - воспитывать навык качественного звучания голоса при различных характерах речи, то есть при любых изменениях в силе, высоте, темпо-ритме речи обеспечивать звучание хорошей "опорой" дыхания.
 
 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
 Как следует понимать процесс восприятия речи слушателями?
 Какой штамп звучания характерен для многих представителей эстрадного и драматического искусства? Почему надо с ним бороться?
 Как следует понимать принцип опосредствованного воздействия на работу голосо-речевого аппарата?
 Какие приемы тренинга помогают добиваться качественных результатов в работе над совершенствованием речевых навыков?
 Какова роль техники звучащего слова в искусстве оратора?
 Что надо знать о трех видах выдыхания?
 Что вносит в речь навык "переключения дыхания"?
 Что надо знать об атаках голоса?
  Что дает тренировка двух форм речи?
 Какие условия надо соблюдать при упражнениях, построенных по типу "лая"?
 Какие упражнения помогают воспитывать свободу фонационных путей?
 Какие упражнения помогают вырабатывать собранность звука?
 
 
 ЧТО НИ ЗВУК, ТО И ПОДАРОК
 (Дикция оратора)
  ...Каждый должен обладать превос-
  ходной дикцией, произношением... дол-
 жен чувствовать не только фразы, сло-
  ва, но и каждый слог, каждую букву...
  Если человек не чувствует души буквы,
  он не почувствует и души слова, не
  ощутит и души фразы, мысли.
 К. С. Станиславский
 
 Добившись свободы звучания, необходимо включать в голосовой тренинг и дикционные упражнения, которые также способствуют музыкальности речи. Ведь непрерывная линия звучания создается в речи тогда, когда не только гласные, но и согласные "сами по себе поют, как в вокальном искусстве", - говорил К. С. Станиславский. Надо ставить голос, попутно исправляя дикцию.
 Красиво должен звучать не только голос оратора, по и его речь. Благозвучие, мелодичность речи разрушается дефектами произношения (шепелявость, картавость, свистящие С, 3 и другие недостатки), небрежностью в выговаривании, особенно согласных звуков нашей речи. А ведь психологическая значимость согласных выше гласных звуков потому, что они несут больше информации, выполняя главную смыслоразличительную функцию. По произнесению одних согласных звуков (Пшкн, Нкрсв, Ггль, Чхв, Лрмнтв) мы скорее поймем, о каких поэтах и писателях идет речь, чем по ничего не говорящим гласным, входящим в состав этих слов: уи, еао, оо, ео, еоо.
 Недопустимо переносить в публичную речь искаженные в быту словесные комплексы, такие, например, как "чек" вместо "человек", "мобыть" вместо "может быть", "тащи" вместо "товарищи" и т. д. Это делает речь неразборчивой, неэстетичной, невыразительной.
 Необходимо учитывать акустические условия публичного выступления, знать, что расстояние, существующее между оратором и аудиторией, "затушевывает" согласные, а "звуковой поток" поглощает их, "размывает", и они доходят до слушателей в значительно ослабленном виде.
 Следует знать, что разборчивость речи падает при высоких тонах голоса, усилении звука, быстром темпе (наступает скованность артикуляционного аппарата), а также при тихом звучании
 37
 и низких тонах голоса (снижается интенсивность звучания согласных). В результате до аудитории подчас долетают слова и фразы, изменяющие смысл сказанного: не обратил внимания на активность произнесения согласных В - Ф и слышится: "Надо кусить плоды своих трудов" (вместо "вкусить"), "Дорогие товарищи тираны" (вместо "ветераны").
 Нечеткое выговаривание согласных соединяется еще иногда и с "проглатыванием" гласных звуков. И тогда фразы звучат вообще странно: "Она очень баятельна на кране" (она очень обаятельная на экране), "Петсрбурски странны ртисты" (эстрадные артисты), "Ки лики дела дела мы!" (какие великие дела делаем мы!), "Целый вечер па крылечке просидела я с душком" (вместо "с дружком").
 Отсюда вывод: разрабатывать свой речевой аппарат, занимаясь дикционным тренингом, постигать эмоциональную содержательность звуков речи - обязательное требование ко всем, кто овладевает речевым мастерством.
 В русской речи трудными для произнесения являются: взрывные согласные П-Б, Т-Д, К-Г; согласные Ч-Ц, часто заменяемые звуками Щ-С (щеловещество); согласные В-Ф, которые как бы "запирают" звук (при их произнесении нижняя губа соприкасается с верхними зубами). Для образования этих звуков требуется скоординированность ротовой артикуляции с действиями дыхательной системы, особенно диафрагмы. Звуки образуются при активном прорыве воздушной струей препятствий: крепко прижатого копчика языка к верхним резцам (Т-Д), задней части спинки языка, крепко прижатого к твердому нёбу (К-Г), затвора обеих губ (П-Б). В силу своей активной природы рождения взрывные согласные тонизируют работу дыхательного аппарата, особенно развивают подвижность диафрагмы (проверьте, произнося глухие согласные: п-пь! п-пь! п-пь!.. т-ть! т-ть! т-ть! к-кь! к-кь! к-кь!..), а также помогают приближать звук. Тренируйте такие сочетания: птка! птко! птку! птке! птки! пткы! бдга! бдго! бдгу! бдгэ! бдги! бдгы!.. Тренировка сочетаний взрывных согласных развивает артикуляционный аппарат: П-Б - губы, Т-Д - кончик языка, К-Г - корень языка.
 Тренируя всевозможные сочетания согласных, отчитывайте, поддразнивайте, кокетничайте, форсите... Но только делайте это не формально, не мертво, не механически, "без душевного участия", как говорил К. С. Станиславский.
 Упражнение "Поезд". Передайте стук колес поезда в разном темпе: поезд отходит ТуктУктуктукТуктУктуктукТук-тУктуктукТук... Прибавляет ход... И вот:
 38
 Вагоны вперед покатили, как мячики:
 ТАк-чики,
 ТАк-чики,
 ТАк-чики,
 ТАк-чики...
 (Ю. Тувим)
 
 Упражнение "Цокот подков". Передайте цокот подков изящным звуком:
 ЦОк-цок!
 ЦОк-цок!
 ЦОк-копЫтце! ПОд копЫтцем пЫль клубИтся!
 Упражнение "Трубочист". Вы "моете" трубочиста. Делаете свободные движения рукой от плеча влево, вправо, влево, вправо... Приговариваете:
 МОем, мОем, ТрУбочИста
 ЧИсто, чИсто, чИсто, чИсто!
 БУдет, бУдет, ТрУбочИст
 ЧИст, ЧИст, ЧИст, Чист!
 (К.Чуковский)
 Скандируйте стихи, а рука, двигаясь, будет подчеркивать ударные слоги, которые легко "вылетают". Четко заканчивайте слова с глухим согласным звуком Т: чисТ, будеТ, трубочисТ.
 Тренируя дикционную четкость, надо помнить о том, что все звуки нашей речи разномощиы . Один звук требует меньше энергии для его звучания (а), другой - больше (и). Легче сказать "Мама", труднее "Папа", чтобы были слышны взрывные звуки "П". Наша диафрагма не только обеспечивает опору звука, но и способствует четкости артикуляции. Она "по-своему дублирует ротовую артикуляцию". Проще говоря: диафрагма "артикулирует", выравнивая по звучанию все гласные и согласные в их сложных сочетаниях в словах.
 Упражнение "Начальный звук". Начальный звук в слове очень важен в речи. Он, как установили ученые, в четыре раза значительнее остальных звуков слова. Начальный звук меняет смысл слова, является выразителем эстетически-чувственного восприятия мира человеком. Вслушайтесь, как мягко звучит слово мамы в отличие от хамы, как красиво звучит слово милый и как неприятно - хилый.
 Что ни звук, то и подарок!
 Мы заботимся недаром,
 Чтобы наша Дикция
 Не была бы Фикцией.
 Первый звук!
 Он много значит:
 Смысл слов переиначит.
 39
  Бочка - Кочка - Дочка - Мочка - Ночка - Почка - Точка.
  Печь - Жечь - Сечь - Течь - Лечь - Меч - Речь...
 Бот - Год - Мот - Пот - Лот - Рот - Кот - Ход...
 Можно сочинить мнемонические стишки, вроде:
 Дамы - Хамы.
 Дочка - Бочка.
 Порох - Шорох.
 Пик и Тик.
 Ламы - Рамы.
 Кочка - Ночка.
 Тачка - Дачка.
 Сиг и Миг...
 Звук начальный заменяю -
 Этим смысл в словах меняю.
 Приучайтесь к четкому произнесению концов слов, особенно глухих согласных. Это не только позволяет точнее домести смысл, "дорисовать картину", передаваемую зрителю, слушателю, но и воспитывает навык рефлекторного дыхания. Напоминаем: хорошо кончая слова, невольно выбрасываешь вместе со звуком неиспользованный при фонации воздух, и сквозь раскрытую голосовую щель, которая вызывает рефлекторное расширение стенок бронхов, мгновенно втягивается наружный воздух, то есть происходит незаметный, быстрый "добор" воздуха. (Плотность внешнего воздуха оказывается больше той, что осталась в легких.)
 Упражнение "Конечные согласные".
 Для смысла слов они важны - Конечные согласные. Но в речи часто не слышны. Тренировать их мы согласны. Как будем их тренировать? Строку с строкою рифмовать.
 Повторяйте какое-либо окончание с согласным звуком па конце, и в рифму этому окончанию сами будут рождаться незамысловатые строки, типа:
  Ать-ать-ать-ать. Очень хочется гулять.
 Ёт-ёт-ёт-ёт. Но с утра дождище льёт.
 Уть-уть-уть-уть. Не пойти ли мне соснуть. Ать-ать-ать-ать. Завтра рано мне вставать.
 40
 Упражнение "Хоровод".
 Ют-ют-ют-ют - красны девицы поют.
 От-от-от-от - водят русский хоровод.
 Ят-ят-ят-ят - ясных соколов манят.
 Ут-ут-ут-ут - хоровод водить зовут.
 Еть-еть-еть-еть - вместе звонки песни петь.
 
 Упражнение "Все в мире живет".
 Пыхтит паровоз

<< Пред.           стр. 2 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу