<< Пред.           стр. 3 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ползет водовоз,
 Плывет пароход,
 Летит самолет,
 Поет ветерок
 Цветет ноготок,
 Растет грибок,
 Гудит городок,
 Грустит бегемот,
 Волнуется крот...
 Все то, что пыхтит, и ползет, и плывет,
 Летит, и поет, и цветет, и растет -
 Все это по-своему в мире живет.
 Вот!
 Целевая установка упражнения: следить за четким произнесением конечных согласных - т, к, с, которые в звучащей речи часто не слышны. "Подлаивать" их!
 Обеспечив синхронность работы артикуляторного, дыхательного и голосового аппаратов, можно добиться лучшего звучания трудных в произнесении "пучков" согласных с минимальным артикуляционным усилием. Гласные в произнесении этих сочетаний должны звучать свободно и звучно. Когда же они тускнеют, то это служит сигналом того, что связки несколько перенапряжены. Тогда надо вспомнить о мышечном чувстве свободы в области гортани и активизировать работу диафрагмы - "подлаять", опереть звук.
 Упражнение "Пучки согласных".
 Их много в нашей речи мы встречаем,
 Хотя не думаем о них, не замечаем
 И искажаем смысл произнесенных фраз.
 Должны "пучки согласных" беспокоить нас.
 Урона смыслу слов не наносить.
 41
 Отыскивайте в речи и тренируйте сложные "букеты", "пучки" согласных в словах и на стыках слов во фразах: боДРСТВовать, муДРСТВовать, поСТСКРиптум, паРТВЗНос, В3Будоражить, ВЗБадривать, дилетаНТСТВо, агеНТСТВо, адъюНКТСТ-Во, сверхВСТРевоженный, ваСВСТРевожили, как-нибуДЬ-ВДРугой раз; пуНКТВСТРечи; конспеКТСХВатил; ореЛ-ВЗМахнуЛКРылами; не моГВЗДРемнуть; передаСТВСТол находок; коНТРВСТРеча, куНСТКамсра, ведоМСТВо, коНСТРукция, деТСТВо, беГСТВо, браНДСПойт, цеНТР-Форвард, маРШБРосок, траНСПЛантания, рекоРДСМен, коНТРНаступление, СвеРХЗВуковой, ВЗДВаивать, филосоФСТВовать, гораЗДВСХРапнуть, моНСТРВСКЛокочен...
 Усиленного мускульного напряжения требуют фразы, состоящие из односложных слов.
 У п р а ж н ение "Односложные слова".
 Из односложных слов составьте фразы.
 Попробуйте их четко произнесть.
 И вы бесспорно убедитесь сразу:
 В активность надо "аппарат" привесть.
 Иначе много звуков пропадет,
 И смысла речи зритель не поймет.
 В тот час тут пел дрозд. В тот год был тут град. В тот год был там ТРАМ. Под дуб вполз еж. Всем люб был Петр. Бубн бьет в такт. Темп быстр - тембр чист. В миг клуб поли. Мох скрыл гриб. Дед стал стар. Брит брат Клим, брит брат Глеб. Фрол - прям, Пров - крив. Ваш гость взял трость. Волн всплеск - брызг блеск. Сто верст вскачь. Волк влез в хлев. Есть серп рожь жать? Пров впал в транс. Рысь сыр ест? Сыр рысь ест.
 Упражнение "Пес".
 Был день...
 Вдруг дождь.
 Гром: "Бом!" -
 Все - в дом.
 Вслед пес -
 Мокр нос,
 Шерсть вниз,
 Хвост свис,
 Взгляд туп,
 Дик, глуп! -
 - Вверх нос!
  Ты ж Пес!
  42
 Научитесь слышать звуки речи, полюбите их, почувствуйте их значение для выразительности звучащего слова, овладевайте "звукописью", четким произнесением каждого звука русской речи.
 Упражнение "Звуки".
 Шипящий звук "Ша"
 заШурШал, заШептал,
 А "Жэ" - словно Жук, закруЖась,
  заЖуЖЖал.
  ЗаВеяли Ветры Весенние в "Вэ".
 ЗаФыркал вдруг "эф", расфуфырился: "Фэ!"
 СвиСтящий Согласный звук "эС" -
 заСвиСтел, '
 За ним Звонко, Звонко, Звук "Зэ" -
 ЗаЗвенел.
 Раскатистый "эР" - не напРасно "соноРный":
 Рычит и Рокочет в Работе упоРной!..
 Бьет Бурю и Бой в БараБан Бравый "Бэ".
  Пришел ПоПросить быть Потише звук "Пэ"...
 
 Упражнение "Парикмахер-неудачник".
 Чик! Чик! Чик! Чик!
 Челку я себе подстриг! (С радостью)
 Чик! Чик! Чик! Ча!
 Чудо челка у меня! (С гордостью)
 ЧИк-чик! чИк-чик! чИк-чик! чОк!
 Отхватил волос клочок! (С испугом)
 Чик! Чик! Чик! Ха! Что за челка?
 Чепуха! (С досадой)
 Короткими движениями пальцев рук (ножницы) "подстригаем челку", имитируя звук ножниц энергичными звуками Ч.
 Упражнение помогает тренировать чистое произнесение звука Ч, не давая ему возможности превратиться в звук Щ. Соединить четкое, отрывистое произнесение Ч с активным движением диафрагмы. "Подлаивать" тренируемый звук.
 Упражнение "Воробьи". Представьте, что вы "воробьи". Прыгаете около удочки с насаженным на крючок червяком и "чирикаете".
 Первый. Чик-чирик, чей червячок?
 Второй. Чей червяк? Чирик, молчок!
 43
 На крючочке червячок.
 Попадешься на крючок.
 Первый. На крючок? Чего? Чего?
 Не боюсь я ничего!
 Червячка с крючка схвачу!
 Чик-чирик! И - проглочу!
 Хотя упражнение делается сидя, но при вере в то, что вы "воробьи", невольно рождаются быстрые, легкие характерные движения головы, тела, которыми сопровождается текст. Острый, быстрый поворот головы "шустрого воробья" и такие же острые, быстрые движения языка (в верхние зубы и - отскок на гласную), энергичный, короткий выдох при произнесении согласного Ч, легкое движение диафрагмы.
 Трудными звуками русской речи являются губно-зубные В, Ф. Они западают, их не слышно чаще всего в начале слова, что искажает смысл. "В - вообще очень нелюбимая буква. Она запирает звук, требует особой постановки говорильного аппарата, свойственной только ей да еще букве "Ф" (верхние зубы на нижней губе)"1. Именно потому, что эти согласные действительно запирают звук, и надо тренировать особую активность их произнесения.
 Вспомните знакомое по дыхательной гимнастике упражнение "Пульверизатор" (ф! ф! ф!..) и закрепите активное произнесение согласного "ф" в текстах. Например, покрыв волосы лаком, рассматриваете себя в зеркале и оцениваете новую прическу:
 И в фас, и в профиль "Фантази" К физиономии Зизи. Факт.
 Упражнение "Воля". Вы идете в метель и вьюгу. Ветер бьет в лицо, валит с ног... Погрузите себя в атмосферу обстоятельств: вызовите дрожь в теле, в губах, которые, не переставая дрожать, издают тянущийся, дрожащий звук ВВВВВВВВ-ВВВВВВВВВВ...
 Начинайте действовать, призывая всю свою волю к преодолению препятствий.
 - Эй, ветрило-ветродуй,
 Ветродуй,
 в лицо не дуй!
 Валишь с ног и в дрожь
 вгоняешь,
 Воешь, свищешь
 и пугаешь?..
 Не возьмешь!
 Я волевой.
 В страх не ввергнешь,
 Вой не вой!..
 Вьюга вдруг взвилась и взвыла,
 Вьюга вспять поворотила!
 Верх взять воля помогла.
 Воля все превозмогла.
 Воспитывайте волю!
 1 С. Волконский. Выразительное слово. - СПб. Изд. "Аполлон". 1913.С. 65.
 44
 
 Сохраняйте дрожащее "ВВВ" в стихах: удваивайте и утраивайте согласный "в", когда дрожа от холода, разговариваете с ветром.
 Русская речь требует хорошо натренированного языка, потому что двенадцать согласных в нашей речи образуются при движении кончика или передней части языка по направлению к верхним зубам или передней части твердого нёба: Д, Т, Н, Ц, Ч, 3, С, Ж, Ш, Щ, Л, Р.
 Надо добиться хорошей вибрации кончика языка, чтобы сонорный согласный Р не "проваливался" в слове среди звучания других согласных и гласных. И хотя в русской речи Р менее раскатистый, чем, допустим, в испанском языке, но он должен звучать определенно, не искажать смысла слова.
 Упражнение "Переполох".
 Передайте услышанный вами грачиный крик:
 Слушай...
 - КРАжа!
 - КРАжа!
 - КРАжа!
 - ГРАбят,
 БРАтцы!
 Где же стРАжа?
 -Что уКРАли?
 - Два пеРА,
 - БезобРазие! С утРА...
 - Вы уКРАли?
  - Мы не бРАли. БРАли!
 45
 
 - БРАли!
 - КРАли!
 - КРАли!
 Это я
 Грачиный крик
 Перевел
 На наш язык.
 (А. Шибаев)
 
  Небрежность речи сказывается и в неправильном звучании мягких согласных Т-Д. Вместо Т слышится ТС; вместо Д-ДЗ:
 ГдЗе растСяпа, да тСетСеря - Там не прибыль, а потСеря.
 Не смотри, как рот дЗерет, А смотри, как дЗело идЗет.
 Отчего происходит этот недостаток в звучании мягких согласных Т-Д?
 Известно, что при произнесении согласных Д-Т язык, передней своей частью плотно прижатый к альвеолам верхних зубов, под сильным давлением воздушной струи отскакивает от них и опускается вниз, за нижние резцы. При мягком звучании ТЬ-ДЬ происходит больший подъем средней части спинки языка. При изменении позиции языка важно сохранить плотную смычку кончика языка с альвеолами. При малейшей щели между языком и альвеолами ТЬ-ДЬ становятся "тсякающими" и "дзякающими ".
 Произнося "Дь-дь-дь-дь", попробуйте слегка двигать кончиком языка вверх и вниз по резцам (как бы протирая их). К согласному "Д" сразу же прибавляется призвук "3". Значит, для избавления от этого недостатка надо добиться того, чтобы кончик языка не скользил (образуя щель, в которую выходит воздух, порождая свистящие звуки 3-С), а плотно прилегая к верхним альвеолам, мгновенно отскакивал от верхних зубов, "взрывая" мягкие согласные Д-Т. Какие приспособления, ассоциации помогают излечивать этот недостаток? Их много.
 Упражнение "Ток". Представьте, что ваши верхние зубы наэлектризованы. (Каким образом это случилось - фантазируйте.) Когда вы хотите прижать к ним кончик языка, вас бьет током. Любопытно еще и еще раз проверить это ощущение, чтобы убедиться: существует ли оно?
 Дя! - язык отскочил вместе с быстро опущенной нижней челюстью. Пробуйте еще раз. Осторожнее - ток!
 46
 А теперь чередуйте слоги: чистого звучаний "Tю с прИЗву-ком С - <<Тсю>>.
 Тсё-Тё! Тся-Тя! Тси-Ти! Дзю-Дю! Дзё-Дё! Дзя-Дя! Дзи-Ди!
 Не торопитесь произносить слоги. Заинтересуйтесь тем, что делает ваш язык. Любопытно ведь прислушаться к звукам, которые изменяются при малейшем движении языка.
 Слуховой анализатор и мышечная память - вот главные врачеватели недостатков речи. Надо поэтому чередовать верное и неверное произнесение. Понять и услышать разницу звучания. "Ученики должны не только знать, понимать неправильное, но и воспроизводить его. Это наиболее исчерпывающий прием изучения ошибок, - пишет К. С. Станиславский. - Им надо уметь владеть. Правильное лучше оценивается, когда до конца охватываешь не только его, но и неправильное"1.
 Упражнение "Звоночки". В одной руке звонок побольше, звонит он так: "дзинь-дзинь", а в другой - поменьше, звонит оп выше и звонче, издавая такой звук: "динь-динь". Позванивая то в один, то в другой звоночек, сыграйте "Чижика".
 ДзИнь-дзинь! ДзИнь-дзинь! ДИнь-дИнь-дИнь! ДзИнь-Дзинь-дзинь! Динь-динь-дИнь! ДИнь! ДИнь!
 Затем, непрерывно звоня во второй звоночек, созывайте друзей: Динь-динь-динь-динь-динь-дииь-динь-динь...
 Упражнение "Утки". Окликаете, зовете торопливо ковыляющих по двору уток:
 Ути, ути! Уть-уть-уть!
 Что спешите?
 Есть хотите?
 К речке держите свой путь?
 Уть-уть-уть-уть-уть-уть-уть!
 Здесь 19 раз повторяются мягкие "ТЬ и ДЬ". Тренируйте четкое их произнесение. Особенно хорошо тренируется верное - без "тсякаиья" - произнесение ТЬ в междометиях - коротких, сокращенных названиях уток, которыми мы скликаем их. Звук направлен как бы "к себе" - воздух идет вверх. Отсутствие
 1 К. С. Станиславский. Соч., т. 3. С. 439.
 47
 
 пауз между словами не позволяет воздуху просачиваться вне звука.
 Скороговорки - это народно-поэтические шутки, в которых намеренно сочетаются звуки, трудно произносимые вместе. Народ придумал их специально для разработки "говорильного аппарата". Он заботился о красоте, четкости, выразительной звучности русского слова. Тренируясь в произнесении скороговорок, надо добиваться не только четкости произношения всех звуков речи, входящих в структуру слова, но обязательно сохранять яркость интонирования. При быстрой речи все равно надо стараться "вкладывать" в сознание слушателей свои мысли, видения, подтекст. Значит, чем быстрее, тем - четче дикционно, ярче интонационно.
 Тренируя скороговорки, надо сохранять рефлекторную связь трех систем речеобразующего органа (дыхательной, голосообра-зующей и дикционной). Не забывать о "подлаивании". Оно поможет сохранить ровность звучания, гибкость, подвижность голоса, способного "рисовать" мысли при быстром произнесении слов, фраз. Полезно сразу же научиться говорить медленно (четко и выразительно) и быстро, сохраняя эту четкость и выразительность. Надо внутренне оправдывать переход от медленной к быстрой речи:
 - Бобр добр ДЛЯ БОБРЯТ (медленно - разъясняя).
 - Для БОБРЯТ добр Бобр (быстро - уточняя).
 - Водовоз вез воду ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА (медленно -разъясняя).
 - ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА водовоз вез воду (быстро - уточняя).
 - Ткет ткач ткани на платки ТАНЕ (медленно - разъясняя).
 - На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (быстро - уточняя).
 - Купи кипу ПИК (медленно - прошу).
 - Купи КИПУ пик (быстро - уточняю).
 - Около кола - КОЛОКОЛА (медленно).
 - Около КОЛА - колокола (быстро).
 - Ложечка ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ (медленно - разъясняя),
 - ЖЕЛОБОКО - ВЫГИБИСТАЯ ложечка (быстро - уточняя).
 
 Затем можно брать более сложные скороговорки. В чем их сложность? Народ заметил, что наш язык торопится восстановить заданный в начале порядок звуков: "Шел Саша по шоссе и сосал сушку". Так и хочется повторять "ШС, ШС, ШС" вместо необходимого сочетания "ШСШШССССШ". Язык не должен бежать впереди мысли. Вот и подчиняйте воле свою речь. И вторая особенность, подмеченная народом: ударный слог в русской речи выделяется четко и забирает много энергии, после него резко падает активность "говорильного аппарата" (снижает-
 ся уровень громкости). Вот почему мы часто слышим полслова, не слышим концов фраз и т. д. Надо натренировать навык удерживать уровень громкости произнесения всей фразы до конца. Для тренировки этого навыка народ сочинил скороговорки с большим количеством предударных и заударных слогов в слове: "РасчУвствовавшаяся Варвара расчУвствовала нерасчУвствовав-шегося Вавилу".
 Тренируйте этот второй тип скороговорок тоже по принципу медленно-быстро. Предлагаем для тренировки следующие скороговорки:
 - Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
 - Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
 - Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала.
 - Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под колпаком.
 - Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури турка трубку, не
 клюй курка крупку!
 - На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора!
 - Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп; как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
 - Ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку.
 - Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовывал, да зарапортовался.
 - Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
 - Осип охрип. Архип осип.
 - Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
 - Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.
 Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
 - Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича твоего.
 - Говорили про Проколукорпенко. Про какого про Проколукорпенко?
 Про Проколукорпенко, про Проколукорпенко, про Проколукорпенко твоего.
 - Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
 - От топота копыт пыль по полю летит.
 - Дробью по перепелам да по тетеревам.
 - Фрол - прям. Пров - крив (повторять несколько раз).
 - Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
 Тренируя скороговорки, меняя глаголы действия, отношения, чувства, находя различные приспособления, надо не забывать о звучании голоса.
 49
 
 Упражнение "Распространитель".
 Громко, увлеченно распространяйте либретто, стараясь боль-шее количество раз произнести не сбившись:
 Либретто - Риголетто! Либретто - Риголетто... Король - Орел! Король - Орел! Король - Орел... Робертино Лоретта! Робертино Лоретта! Робертино Лоретти...
  Голос "на подлаивании" летит во все концы зала.
 Заканчивая этот важный раздел пособия, приведем еще одну яркую, образную выдержку из трудов гениального Станиславского: "Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо буквы Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласный С звучит у нас, как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому окание, акание, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.
 Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает человека с ампутированными ногами.
 Выпадение отдельных букв и слогов - то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо и другие подобного рода уродства.
 Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.
 Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает мне пьяного, а скороговорка - пляску святого Витта"1.
 Итак, основные качества, которые тренируются в первых упражнениях голосо-речевого тренинга: фонационное дыхание (различные виды выдыхания, диктуемые характером речи); навык "переключения" дыхания, обеспечивающий качественное звучание речи при медленной-быстрой, громкой-тихой, спокойной-экспрессивной речи; опора звука; мягкая атака звука; собранность и звонкость голоса; нахождение своего "центра" голоса; укрепление силы голоса; совершенствование природного тембра; дикционная четкость; голосовая гибкость.
 1 К. С. Станиславский. Соч. Т. 3. С. 69-70.
 50
 
 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
 
 Изучив методические приемы тренинга, построенные на опосредствованном воздействии на работу голосо-речевого аппарата, ежедневно тренироваться, хорошо понимая целевые установки каждого упражнения, зная результат, к которому надо стремиться.
 Составить индивидуальный "блок голосо-речевой разминки", направленной на исправление недостатков дыхания, голосоведения, дикции. "Блок голосо-речевой разминки" составляется в следующей последовательности:
 Дыхательная гимнастика: упражнения, тренирующие три вида выдыхания.
 Формирование голоса на мягкой атаке: упражнения, построенные по , типу "стона".
 Опора звука: упражнения, построенные по типу "подлаивания".
 Дикционный тренинг: серия упражнений, тренирующих четкое произнесение отдельных звуков речи, во всевозможных сочетаниях, в словах, фразах, стихотворных текстах.
 Исправление голосо-речевых недостатков: свистящих з и с, дзяканья и тсяканья, смягчения шипящих согласных; снятие напряжения, обогащение индивидуального тембра грудным резонированием, прикрытие "белого" звука и т. д.
 
 ...Акaдемия Знaкомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!..
 
 Упражнения каждый отбирает себе сам, меняя их на другие в процессе тренировки.
 В целях развития речевого слуха, воспитания чувства фонетического состава слова систематически вести "полевые записи", фиксируя услышанные слова, фразы, звуковой состав которых искажен говорящим (выпадение или замена согласных звуков и их групп, выпадение гласных, целых слогов и даже частей слова из словесного комплекса). Ежемесячно записывать это в "Антисловарь".
 Речевой слух - это способность слышать и воспроизводить звучащую речь во всех ее фонетических проявлениях. Хорошо натренированный слух сказывается в способности имитировать услышанную речь. Такая способность легко тренируется. У некоторых она становится профессией, например, у актеров эстрады (пародистов-имитаторов).
 Какие же компоненты речевого слуха следует развивать? Прежде всего фонематический слух - способность различать и воспроизводить все звуки речи, входящие в состав слова, соотнося их с фонетикой родной речи и орфоэпическими правилами. Задания по составлению "Антисловарей", "Речевых паспортов" и др. и направлены на развитие этого компонента речевого слуха.
 
 ПО-РУССКИ ЛИ МЫ ГОВОРИМ?
 (Литературное произношение)
 
 Ораторская речь с трибуны, лекция преподавателя с кафедры, выступление чтеца с эстрады, речь актера со сцены, звуковое кино, радиовещание, телевидение - все это требует безукоризненного языкового оформления, в том числе оформления произносительного.
 Р. И. Аванесов
 Культура произношения - это элемент благозвучия и выразительности речи. Она изучается орфоэпией (от греческих слов orthos - правильный и ehos - речь). Знание правил орфоэпии и следование им избавляют человека от диалектов, акцентов, неправильных ударений. Ведь иногда достаточно одного неточно сказанного слова, чтобы испортить все впечатление от говорящего. "Я хочу нАчать наш рассказ..." - произнес оратор, и зал сразу же насторожился.
 Орфоэпические правила тесно связаны со стилями произношения, которые разделяют на: 1) разговорный, 2) нейтральный, 3) полный.
 Разговорный стиль произношения - непринужденное, чаще всего довольно быстрое произнесение, характерное для бытовой диалогической речи.
 Нейтральный стиль произношения - это самое естественное, четкое, немного замедленное произнесение текста. Обычно этим стилем читают "Последние известия".
 Полный стиль - это отчетливое, тщательное произношение. Важные официальные сообщения, торжественные обещания, клятвы, стихи произносятся полным стилем. Полным стилем передавал в годы войны сводки Совинформбюро Ю. Левитан. Полному стилю (внутренне оправданному) свойственна повышенная эмоциональность. Журналисты используют в своей практике нейтральный и полный стили, осуществляя свой особый вид коммуникации.
 В основе русской фонетической системы лежат законы: 1) количественной и качественной редукции (сокращения) гласных, не стоящих под ударением, 2) законы ассимиляции (уподобления) согласных и упрощение их произнесения.
 52
 
 РЕДУКЦИЯ ГЛАСНЫХ
 
 В русской речи ударный слог удлинен, выделен в слове. Безударные же слоги произносятся по-разному (короче) в зависимости от позиции: чем дальше они стоят от ударного, тем больше редуцируются. Наибольшей редукции подвергается заударный слог в слове. Гласные И, Ы, У, Ю, Э - меняются количественно (произносятся более кратко). Гласные А, О, Е, Я - меняются еще и качественно. Так, например, в русском литературном произношении нет безударного звучания гласного Я. Если он стоит не под ударением, то звучит как короткое И - пИтилетка, Языкознание, взглИнул, прозИбание, иИтно, тИжелый... Так же звучит (как короткий звук между Е и И) предударный А после звуков Ч и Щ: часы-чИсы, щавель-щИвель...
 "Яканье" же (заглЯнуть, объявление, поЯвление, проЯвить, разъЯсиить, развЯзать, посвЯщение, разъЯренный, Язык...) воспринимается как диалектизм (свойствен был владимиро-волжским говорам) или акцентная речь нерусского человека.
 В предударных и заударных слогах Е звучит ближе к И: весна-вИсна, трепет-трепЬт.
 Не по-русски звучат слова с четким произнесением гласного Е в конце прилагательных множественного числа: синиЕ, красныЕ, добрыЕ, быстрыЕ, промышленныЕ, хозяйственныЕ, смелыЕ...
 По законам орфоэпии гласный Е в этом случае звучит как короткое И: "ДобрыЬ, смелыЬ люди", "ПромышленныЬ предприятия", "КрасныЬ, белыЬ, желтыЬ, черныЬ розы" (знаком Ь обозначается короткий звук И).
 Однако редукция безударных слогов должна быть естественной, не нарочитой. Так, например, ведущий петербургского телевидения Иннокентий Иванов говорит чрезмерно растягивая предударный гласный и очень редуцирует безударные. О такой старомосковской речи пишут ученые: "Москвич говорил примерно так, как на качелях качался, предударный слог возносил выше подударного, протяжно тянул, как пел, с растяжкой, а остальные безударные гласные проглатывал: пыгляади, хыраашо, гываарит, пы-маасковски, иырааспеф". Ф. М. Достоевский иронизировал над "мещанской" речью: "характерная слащавая растяжка гласных - са-а-ма па-а-шла!"1
 Такая старомосковская речь особенно отрицательно воспринимается петербуржцами, речь которых отличается равномерностью, ровностью произношения, без растяжки предударного сло-
 1 В. В. Колете. Русская речь, СПб, 1998. С. 41.
 53
 
 га, без подъемов и падений тона, без "прыгающей московской походки", как говорили петербургские недоброжелатели2.
 
 
 
 ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЮЗА "И"
 
 Союз И, предлог ИЗ при слитном произнесении слов (если предыдущее слово оканчивается согласным звуком) звучат как Ы, ЫЗ: "СЫронией", "изЫндии", "какЫои", "какЫмы", "та-лантЫтруд", "умЫсердце наполняют", "мсчтамЫдумам нет возврата", "к намЫзгорода", "какЫвсе петроградцы"...
 Как акцепт нерусского человека звучат сочетания: "такИнам", "какИвсе", "какИпросили", "какИговорит"...
 
 ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАСНОГО "Е"
 
 Давно обрусевшие иноязычные слова звучат у нас с мягким Е: дЕкларация, дЕдукция, дЕградация, кошрЕсс, конфЕрЕнция, дЕкан, дЕканат, дЕмобилизация... И если оратор произносит: дЭфЭкт, рЭйс, рЭльсы, шинЭль, музЭй, рЭктор, рЭвю, дЭфор-мация... он настораживает слушателей. Его речь воспринимается как манерная, чуждая русскому звучащему слову. "БЭсЭда журналиста должна звучать как пЭсня!" - утверждал один из выступающих на республиканском семинаре. Заметили ли вы, что дикторы и журналисты радио и телевидения уже давно говорят: тЕмпы, энЕргия, инЕртный?
 Твердое произношение Э идет от старой дворянской речи, от подражания Западу. И только в начале XX века отменяется произношение типа: дЭмон, гигиЭна, водЭвиль, музЭй, шинЭль...
 Э - звучит в иностранных фамилиях типа: БрЭхт, ФлобЭр,
 МЭримЭ.
 Гласный О в безударном положении произносится только в
 иностранных словах: б0а, дОсье, пОэт.
 
 ЗВУЧАНИЕ ВОЗВРАТНЫХ ЧАСТИЦ СЬ, СЯ
 
 Идут споры о том, как правильно произносить: горжуС или горжуСЬ, прощал С А или прощалСЯ, совещаетеС или совещае-теСЬ. Спор этот возник естественным путем - народ не воспринимает утрированное "актерское" произношение окончаний СЬ, СЯ с твердым С и СА. Закон "упреждения" вызывает редукцию этих безударных звуков в потоке речи и СЯ звучит как СА. (ВыкупалсА рано утром, пробежалсА по росе.) Звучать эти твердые окончания должны естественно, а не подчеркнуто-утрированно.
 1 В. В. Колесов. Русская речь, СПб, 1998. С. 41.
  54
 
 И действительно, когда произносим отдельное слово, то окончания звучат мягко СЯ, СЬ - как пишутся (смеюсь, строй-тесь, умывался, боролся).
 
 ПРОИЗНОШЕНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГИЙ, КИЙ, ХИЙ
 
 Споры идут и по поводу этих окончаний. В отдельном слове звучание ближе к написанию. В потоке речи мягкое произнесение ИИ приближается к ЫЙ или АИ. Попробуйте убедиться в этом, слитно произнося, например, такую фразу:
 ЧайковскЫЙ - Пушкин в музыке. Он гений. ЧайковскЫЙ - гордость наших поколений.
 Перестройка языка для произнесения слова "Пушкин" редуцирует окончание КИЙ, и оно звучит с коротким А или Ы. То же происходит и во второй фразе: слово "гордость" редуцирует конец предыдущего безударного слога КИИ.
 
 ПРОИЗНОШЕНИЕ СТАРОРУССКИХ СЛОВ
 В современной речи очень редко встречаются старорусские слова и союзы - мол, дескать, стало быть, кабы, коли, хоть. Но они имеют место в поэзии, в речах персонажей драматических произведений. Эти слова не несут отдельной смысловой нагрузки, а присоединяются к другим словам и произносятся слитно с ними. Звуки А и О в этих старорусских словах и союзах редуцируются и произносятся как короткое А - Ъ (мЪл, дескЪть, сталЪбыть, кЪбы, кЪли).
 Къбы знала я, къбы ведала. Къли пир, так пир горой. Чъй уж чаю напился.
 
 ЗАКОН ОГЛУШЕНИЯ И ОЗВОНЧЕНИЯ

<< Пред.           стр. 3 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу