<< Пред.           стр. 8 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 быть молод всегда!
 Из снастей рыболовного спорта
 в продаже:
 Всевозможные спиннинги, удочки,
 даже Для ухи котелки,
 блесны, лески, крючки,
 Чтобы рыбу таскать, из капрона сачки,
 А на случай дождя есть в продаже
 Палатки...
 Вот гантели и гири,
 для бокса перчатки,
 Для гимнастики обручи, ленты, скакалки,
 112
 Есть коньки с сапогами, есть лыжи и палки,
 Все для тенниса есть, бадминтона, футбола.
 Ядра, молоты, копья, мячи волейбола...
 Маску, ласты, ружье, акваланг покупай,
 Интереснейший мир под водой изучай!
 Спорт вам силу, и ловкость,
 и бодрость дает.
 В вашем теле здоровом
 душа запоет!
 Сочиняйте сами, что вы продаете: игрушки для детей или всевозможную радиозвуковую технику...
 Упражнение "Базар" вырабатывает: единую выразительную линию звучания (товар перечисляется без пауз в речи, но с конкретностью видений и отношений); автоматизм вдоха, обеспечиваемый приемом "подлаивания"; ясность и четкость дикции (названия предметов должны быть понятны); посыл звука па большое расстояние (зазываете народ "к себе"); силу звука (полнозвучие, но не крик); голосовую гибкость при громком звучании (умение модулировать при силе голоса).
 Однако на практике оратор чаще пользуется сдержанной силой звука. Поэтому полезно тренировать и навык тихого звучания голоса, при котором надо следить за тем, чтобы не снимать голос с "опоры" (что часто случается). При этом слух должен контролировать чистоту звучания голоса. Оправдывайте необходимость говорить тихо.
 Не путайте тихое звучание с шепотом, когда очень слышен выдыхаемый воздух. Научитесь, тихо разговаривая, не выпускать ни капли неозвученного "дикого" воздуха (придыхательная атака).
 Упражнение "У микрофона". Прочитайте "по микрофону" такое стихотворение:
 Лес заснул. И, как во сне, Сосны стряхивают снег. И доносится сквозь сон Медных сосен медный звон. В сизой дымке тишина Четких звуков лишена. Мир тишайший из тишин От корней и до вершин...
 
 113
 
 Мир покоя без границ
 В тихом цвиньканье синиц.
 Породнить его спеши
  С тихой музыкой души.
  (М. Дудин)
 Такие большие периоды тихого звучания позволяют удерживать звук на опоре, лучше закреплять на слух одну силовую ступень звучности. Ни один миллиграмм воздуха не расходуется впустую. Дыхание не слышно. В процессе тренинга:
 Надо навык закрепить:
 Научиться по секрету -
 По секрету всему свету,
 То есть залу говорить.
 Одновременно с развитием природного тембра голоса, диапазона, силы звука идет работа и над темпо-ритмом речи.
 
 ТЕМПО-РИТМ РЕЧИ
 
 Живая разговорная речь отличается бесконечным многообразием и сменой темпо-ритма. Внутренний ритм нашей жизни непременно проявляется в нашей речи, в частности, в ее темпо-ритме. Когда же оратор говорит долго в одном темпе и ритме, речь его становится бесцветной, неживой и усыпляет или утомляет слушателей. Работа над темпо-ритмом речи - это глубоко творческий процесс, который нельзя оторвать от работы над текстом, над речевым действием. Для того чтобы уметь в речи ярко и точно выражать внутренний темпо-ритм жизни, уметь легко переходить из одного темпа речи в другой, надо хорошо натренировать речевой аппарат (в координации с дыханием), овладеть плавным, крупным, "увесистым" словом и быстрым, легким, чеканным произнесением слов.
 При скороговорке надо сохранять действие, стараться "вложить" в партнера свои мысли и видения. Для этого необходимо соблюдать следующие правила:
 При быстром темпе четче говорить, Мысль ярче рисовать, ни оговорки Не допускать и виденья "вложить" - Закон сценической скороговорки.
 Упражнение "Спринтер". Вы бегун на короткую дистанцию (спринтер) Призвав на помощь воображение и веру, помогайте выработке сценической скороговорки:
 114
 Темпу речи помогу -
 Стометровку пробегу.
 Пробегу я не ногами,
 Мне полезнее словами.
 Старт. Сигнал. Рывок! Бегу!..
 Сил своих не берегу:
 Коротка ведь стометровка,
 Сразу темп взять - тренировка.
 Я несусь быстрее ветра,
 Что секунда - десять метров...
 Десять. Двадцать. Тридцать. Сорок...
 Никаких нет оговорок,
 Темп свой быстрый не спускаю.
 Финиш! Ленту обрываю!
 Старайтесь передать точно все, что проделываете мысленно. Упражнение "Алла-меняла".
 Алла меняла:
 Карандаш на марку, (Постепенное повышение тона
 голоса с одновременным убыстрением темпа речи)
 Марку на палку,
 Палку на брошку,
 Брошку на гармошку,
 Гармошку на рожок,
 Рожок на гребешок,
 Гребешок на книжку,
 Книжку на шишку,
 Шишку на ложку,
 Ложку на плошку,
 Плошку на линейку,
 Линейку на лейку,
 Лейку на горшок,
 Горшок на цветок,
 Цветок на карандаш...
 Вот какой ералаш
 В голове у менялы -
 Глупейкиной Аллы!
 Рисуя голосом неограниченное перечисление меняемых предметов (можно, дойдя до слова "цветок", идти в обратном порядке: цветок на лейку, лейку па линейку, линейку на плошку...), двигаться по очень малым интервалам голоса, рассчитывая свой диапазон, чтобы его хватило на все перечисляемые слова.
 
 Упражнение "Карнавал".
 В ночь, под самый Новый год,
 Карнавал у нас идет. (Постепенное повышение тона
 Краски вновь меняют краски, голоса с одновременным
 И за маской мчатся маски... убыстрением темпа речи)
 Пробегает крокодил,
 Стадо взбалмошных горилл,
  Два индейца и ковбой,
 Черти-лешие толпой.
 Квазимодо, Робинзон,
 И какой-то фон-барон,
 И какой-то водолаз,
 И какой-то дикобраз,
 Космонавты и верблюд,
 Великан и лилипут,
 Огнедышащий дракон,
  И большой ушастый слон,
  И мордастый бегемот...
 Закружился хоровод!
 При повышении тона голоса па перечисляемых словах уметь фиксировать внимание на них путем понижения тона на ударных гласных: сохранять дикционную четкость при быстром произнесении слов.
 Упражнение "Репортаж". Вообразите, что вы как спортивный комментатор ведете радиорепортаж о футбольном матче:
 Шастает мяч бросками, (Средний темп произнесения)
 Мечется меж носками
 Кожаных бутс пудовых,
 Сплющить его готовых. (Темп несколько убыстрился)
 То он уходит здраво
 Прямолинейно вправо.
 То он уходит влево
 Краткой дорогой гнева,
 То он встает со звоном (Темп еще убыстряется)
 Свечкой над стадионом,
 Дерзко приподнимая
 Доброе небо мая.
 Вот его вновь погнали
 Вниз по диагонали.
 Вот его завернули,
 Держат на карауле.
 116
 Вот он, попав в болтанку,
 Скачет вдоль стадиона,
 Вот он ударил в штангу (Самый быстрый темп)
 Лбом со всего разгона.
 Прыгнул назад с капризом,
 К центру рванулся с лета,
 Но воротился низом
 И угодил в ворота !
  (С. Васильев. "Стадион "Динамо"")
 
 Слушатель не видит игры, поэтому надо словом очень точно передать все движения мяча. Для этого необходимо освободить свою речь от лишних ударений, выделяя только самые важные слова (они выделены разрядкой). Здесь при описании того, каким образом забивается гол, явно ощущается три ступени нарастания темпа речи: от среднего до самого быстрого. Доборы воздуха частые и незаметные.
 Надо владеть диалектическим единством темпо-ритма речи. Что это значит? Часто наш высокий внутренний ритм совпадает с быстротой произнесения (как в приведенном упражнении). Но при высоком эмоциональном накале у говорящего темп речи обычно замедляется: медленная речь подчеркивает значительность происходящего, глубину чувств. Это и есть диалектическое единство проявления внутренней жизни в речи говорящего.
 Упражнение "Словарь". Прочтите стихотворение С. Маршака так, чтобы слушатели задумались над глубиной мыслей и чувств, выраженных в словах:
 На всех словах - события печать.
 Они дались недаром человеку.
 Читаю: - Век. От века. Вековать.
 Век доживать. Бог сыну не дал веку. .
 Век заедать, век заживать чужой...
 В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
 Нет, не словарь лежит передо мной,
 А древняя рассыпанная повесть.
 Слова звучат неторопливо, наполненные нашими чувствами, ощущениями, внутренними картинами видений, мыслями, подтекстом.
 Темно-ритмический слух (или чувство ритма) поможет искусно использовать диалектическое единство темпо-ритма речи, сделать слово более живым, выразительно разнообразным.
 Чтобы усилить эмоциональность речи, выразить свое отношение к высказываемому, необходимо использовать эмоциональную функцию мелодики и искусство тембрирования.
 117
 ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ МЕЛОДИКИ
 
 Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, добродушный упрек, восхищение, горечь, радость и т. д. Вопросительное предложение тоже несет в себе целую гамму чувств.
 Для выражения эмоций существуют различные лексические средства. Например, наречия (категорически, немедленно, сию минуту, восторженно, оживленно, правдиво, лживо, заинтересованно, воодушевленно...), прилагательные (категорический, воодушевленный, восторженный...), существительные (душечка, мерзавец, братец, матушка, голубушка...). Но все эмоции, заключенные в этих словах, проявляются только в соответствующей интонации, рожденной различными ситуациями речевого действия. Интонация может придать противоположный смысл словам: так "мерзавец" может прозвучать с любовью, обожанием, радостным укором и т. д.
 Большую выразительность речи придают и такие частицы, как ну, ка, оке и другие: Замолчите же! Подумай-ка хорошенько! Ну, иди же!
 Характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. Замечено, что при положительных эмоциях удлиняется ударный гласный (Сла-авный, до-обрый, ми-илый человек); при отрицательных эмоциях удваивается согласный ударного слога, а гласный звучит сокращенно (Это ггадко, ммерзко, отвраттителыю! Ввидеть не хочу!).
 Для эмоционального подчеркивания выделяемого слова его часто произносят по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!
 Во всех случаях эмоциональность речи зависит от тембра голоса, его окраски различными эмоциями, чувствами. Такой тембр и называют эмоциональным. Он образуется при наличии дополнительных к основному тону призвуков - обертонов. Разнообразные оттенки тембрового окрашивания, многократно сменяющие друг друга в процессе речевого действия, связаны с внутренним состоянием говорящего. При определении эмоционального тембра мы обходимся условными словесными обозначениями: "Голос бывает теплый и мягкий, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли"1.
 1 В. П. Морозов. Тайны вокальной речи. - Л.; Наука, 1967. С. 3.
 118
 
 ИСКУССТВО ТЕМБРИРОВАНИЯ
 
 В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизируем, и каким резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко "распускаемся" в различных ситуациях бытового общения. Вот почему воспитание культуры речевого общения - есть воспитание культуры чувств человека, и это - важнейшая проблема дня. "Помните, что ваша интонация, - пишет один из авторов, - это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания"'.
 Владеть искусством тембрирования оратору необходимо. Эта тончайшая окраска голоса особенно привлекает внимание слушателей.
 У и раж н е н и е "Тембрирование". Произносите слово "пришла" с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы... Нафантазируйте обстоятельства и действие. Пришла?! Мне страшно за тебя! Во всем вини саму себя! (Со страхом)
 Пришла?! А самолюбье где?
 За ним, как "верный пес", везде! (С осуждением)
 Пришел?! Так обмануть меня!
 Ты не мужик, а размазня! (С презрением)
 Пришел?! Вот и попался, друг!
 Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)
 Пришла! Знать так тому и быть:
 Нам друг без друга не прожить. (С радостью)
 Ушел?! Придет иль нет? Загадка.
 Я поступила с ним так гадко! (С тревогой)
 Ушел! Гора свалилась с плеч! (С чувством радостного
 Избави бог от этих встреч! облегчения)
 
 ...Академия Знакомств (Soblaznenie.Ru) - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!..
 
 Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть; доброта-жадность; смелость-трусость...
 1 Б. Н. Головин. Основы культуры речи. - М.: Высшая школа, 1980. С. 206.
 119
 Упражнение "Контрасты".
 Как притягательно красива:
 В ней все гармония, все диво!
 
 Она уродлива не от природы.
  То - порожденье экстра-моды
 И жизни, протекающей беспечно:
 Не девушка, не юноша, а "нечто"!
 
 Он глуп, "как пробка", хоть красив.
 От глупости еще спесив.
 
 Он честен, и умен, и одержим.
 Нельзя не преклоняться перед ним!
 
 Он жаден - все себе, все в дом.
 Богач? Нет, бедный.
 Что в богатстве том?
 Когда душа скупа и холодна,
 Жизнь жадного бедным-бедна.
 
 А добрый рад отдать все, чем владеет.
 Чем больше отдает - тем больше богатеет:
 Умом и сердцем, добрыми делами,
 Успехами в труде и верными друзьями.
 
 Уж если его что за сердце забрало,
 Идет он в атаку "с открытым забралом".
 
 Трусливый же смелостью хоть поражен -
 Скорее "в кусты", чтоб "не лезть на рожон"
 
 Как трудно б ни было - молчит. И знает:
 За днями трудными и светлые мелькают.
 
 Он - оптимист. Честь и хвала ему!
 Он злого не желает никому.
 
 А нытик, нигилист все видит в черном свете.
 Как трудно жить ему на свете,
 Не зная радости, озляся на весь мир
 За то, что он - не гений, не кумир.
  (Уродство)
  (Глупость)
  (Ум)
  (Жадность)
 (Доброта)
  (Смелость)
  (Трусость)
  (Вера)
  (Безверие)
 
 Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для кого? С каким отношением, чувством?
 Упражнение "Луна". Восприятие явлений действительности с различной оценкой и отношением развивает эмоциональный тембр, дает возможность услышать, попять глубочайшую зависимость тембра голоса от внутренней жизни человека.
 120
 В разведке
 Луна! О, черт возьми, луна!
  Эх, как некстати нам она!
 Теперь вдвойне опасней путь.
 Внимательней и осторожней будь.
 
 
 В лесу
 Какая темень. Пропадем.
 Дорогу к дому не найдем.
 Луна! Ура! О, лунный свет,
 Тебя дороже в мире нет!
 Ну, выходи скорей, свети!
  Путь к дому помогай найти! (Восприятие нужного
 предмета с чувством
 радостной благодарности)
 
 
 В чужом огороде
 Хорошо, что ночь темна - Нам союзница она.
 Черт возьми, луна выходит!
 Нас "под монастырь подводит":
 Засекут и... "крышка" нам.
 Врассыпную по домам! (Восприятие нежелательного предмета с чувством досады, тревоги и даже ужаса)
 
 
 
 Лицо луны
 Взгляни на небо - на луну.
 Вот это диво! Ну и ну!
 Мне видится лицо луны:
 И нос, и лоб, и подбородок,
 Веселый рот. Черты ясны.
 О, как причудлива природа! (Восприятие невиданного
 ранее явления природы
 с чувством изумления
 и радости открытия)
 
 
 Скептик
 Луна?! Подумаешь, луна?
 На кой же черт она дана?
 Вся скорчилась, вся сморщилась,
 Не стоит ни рожна!
 И светит "на фу-фу".
 Тьфу! (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии и пренебрежения)
 
 
 Влюбленные
 Луна! Волшебница луна!
 О, как божественна она!
 Любовную раскинув сеть,
 Она дала сердцам узреть,
 Что в глубине их жар пылает,
 В одно двоих соединяет!
 121
 Тоска
 Без нее мне счастья нет.
 Грусть, тоска меня снедает.
  И луны печальный свет
  Сердце холодом сжимает. (Восприятие предмета еще более углубляющего чувство тоски и безысходного одиночества)

<< Пред.           стр. 8 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу