<< Пред. стр. 5 (из 12) След. >>
6. Обязанности заместителя (ей) (определяются; распределяются) начальником отдела маркетинга.7. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов, пр.) в составе отдела маркетинга, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника отдела маркетинга.
8. В своей деятельности отдел руководствуется:
8.1. Уставом предприятия.
8.2. Настоящим Положением
8.3. ...
9. ...
II. Структура
1. Структуру и штатную численность отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела маркетинга и по согласованию с ____________________ (отделом кадров; отделом организации и оплаты труда)
2. Отдел маркетинга имеет в своем составе структурные подразделения (службы, группы, секторы, бюро, пр.) согласно нижеприведенной схеме.
ОТДЕЛ
МАРКЕТИНГА* Бюро (сектор, группа)
изучения рынка сбыта и спроса Бюро (сектор, группа)
стимулирования сбыта Бюро (сектор, группа)
планирования Бюро (сектор, группа)
оперативного управления *Структура отдела маркетинга может включать группы, управляющие отдельными продуктами, рынками, регионами.
3. Положения о подразделениях отдела маркетинга (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела маркетинга, а распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится
(руководителями бюро, секторов, групп; заместителем(ями) начальника отдела) 4. ...
III. Задачи
1. Разработка маркетинговой стратегии.
2. Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием.
3. Разработка стратегии развития предприятия.
4. Выявление ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и разработка оптимальных способов их решения.
5. Исследование существующих сетей сбыта и систем снабжения.
6. Анализ потребительских свойств выпускаемой (реализуемой) предприятием продукции и требований, предъявляемых к ней покупателями.
7. Организация рекламы и стимулирование сбыта.
8. Организация послепродажного обслуживания продукции.
9. ...
IV. Функции
1. Организация процесса маркетинговых исследований, включающего следующие операции:
- определение проблемы, связанной со сбытом продукции;
- получение первичной информации (внешней и внутренней);
- проведение анализа вторичной информации (внешней и внутренней);
- проведение анализа данных, характеризующих рынок рассматриваемого вида продукции;
- формирование рекомендаций по результатам проведенного анализа;
- использование результатов маркетингового исследования;
- ...
2. Поиск и систематизация информации о:
- показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющей производство и сбыт выпускаемой продукции и потребляемых видов сырья;
- существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также про-изводстве и импорте продукции-заменителя;
- потребителях и сегментации рынка;
- основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичности сложившихся цен, потенциальной и реальной емкости рынка, его насыщенности);
- географическом распределении товара, его экспортных рынках;
- ...
3. Сбор информации о конкурентах по следующим направлениям:
- объемы продажи в целом и по сегментам рынка;
- общая доля на рынке;
- цели и поведение на рынке;
- самооценка;
- ...
4. Выявление сильных и слабых сторон конкурентов по:
- качеству выпускаемой продукции;
- ценовой политике;
- продвижению товара;
- сбытовой политике;
- послепродажному обслуживанию;
- формам осуществления расчетов: "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку;
- ...
5. Определение уровня конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию-заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).
6. Составление по результатам маркетинговых исследований оптимистических, пессимистических и средневзвешенных прогнозов развития рынка, в которых определяются фазы и продолжительность жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием, а также приводится оценка потенциальных рисков деятельности предприятия.
7. Проведение анализа существующих сетей сбыта продукции, который включает:
- анализ эффективности существующей стратегии сбыта;
- анализ эффективности использования различных каналов сбыта (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьюторская и дилерская схемы сбыта и т.п.), в том числе экспорта;
- ...
8. Проведение анализа существующей системы снабжения, который включает:
- анализ эффективности существующей стратегии снабжения;
- анализ эффективности использования различных каналов снабжения (прямые связи, через биржевую сеть, через посредников и т.п.), в том числе импорта;
- анализ развития рынка потребляемых видов продукции;
- выявление более эффективных поставщиков;
- ...
9. Проведение экономического анализа ассортимента выпускаемой продукции, который включает:
- анализ существующей организации производственных процессов, снабжения и сбыта для каждого вида выпускаемой продукции;
- анализ показателей эффективности производства каждого вида выпускаемой продукции, в том числе на основе определения прямых затрат, а также затрат по организации снабжения и сбыта, структуры затрат по производству и сбыту, в том числе в разрезе постоянных и переменных издержек;
- подготовку предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции с учетом требований сертификации продукции, а также антимонопольного законодательства;
- ...
10. Проведение анализа финансового состояния предприятия и эффективности финансового управления, который включает:
- анализ издержек, их структуры и динамики;
- анализ выручки от реализации продукции, прибыли (в том числе внереализационных прибылей и убытков), рентабельности;
- анализ соотношения темпов роста физического объема производства, роста оплаты труда и выручки от реализации продукции, запасов, их структуры и динамики;
- анализ эффективности ценовой политики;
- анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, выявление безнадежных долгов;
- ...
11. Проведение анализа эффективности существующей организационной структуры предприятия и ее соответствия направлениям деятельности предприятия.
12. Выявление сильных и слабых сторон предприятия относительно своих конкурентов по следующим направлениям:
- маркетинг (рыночная деятельность предприятия, ценовая политика, продвижение продукции, организация сбыта, уровень платежеспособного спроса, наличие экспортной продукции и т.д.);
- производство (состояние и уровень использования существующих мощно-стей, производительность, технологическая структура, наличие поставщиков, выпускающих продукцию, доступную по цене и приемлемую по качеству, и т.д.);
- НИОКР (исследовательская деятельность, "ноу-хау", патенты, лицензии и т.д.), новые разработки, оформленные патентами, авторскими свидетельствами и т.д.;
- финансы (капитал и его структура, показатели рентабельности, ликвидности, устойчивости, оборачиваемости и т.д.), состояние расчетов и платежей;
- кадровый состав (профессионально-квалификационный состав работников предприятия, мотивация к трудовой деятельности, взаимоотношения в коллективе, социальное партнерство, социальные льготы, пособия и т.д.);
- управление и организация (организационная структура предприятия, информационные потоки, планирование и контроль, финансовый менеджмент и т.д.); наличие и масштабы непроизводственной деятельности (объекты социально-культурного и бытового назначения и жилищно-коммунального хозяйства и т.п.);
- ...
13. Выявление ключевых внутренних и внешних проблем для предприятия.
14. Разработка предложений по эффективному распределению и использованию всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий.
15. Создание условий и программ перехода управления предприятия от реактивной формы (принятия управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к форме управления на основе анализа и прогнозов.
16. Разработка стратегии развития предприятия на основе осуществленных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия.
17. Составление перечня мероприятий, необходимых для формирования стратегии поведения предприятия на рынке, с учетом следующих параметров:
- регион или территория, на которую направлен сбыт продукции, степень географической дифференциации этого сбыта;
- доля рынка, которую предполагается занять;
- группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции;
- связь "продукт-рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом);
- базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);
- вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.);
- квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;
- возможность кооперации с другими предприятиями и организациями;
- ...
18. Определение в соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия взаимоувязанной системы, состоящей из:
18.1. Снабженческо-сбытовой политики: выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания; мониторинг оперативной информации о рынке; переход на прямые поставки продукции; создание сбытовой сети.
18.2. Производственно-технологической и инновационной политики: минимизация издержек производства; приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей; создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб; повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства; создание принципиально новых продуктов и производств.
18.3. Ценовой политики: установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли.
18.4. Финансовой политики: анализ и планирование денежных потоков; выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала); управление дебиторской и кредиторской задолженностью; разработка учетной и налоговой политики; контроль и управление издержками.
18.5. Инвестиционной политики: определение общего объема инвестиций предприятия; определение способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования; программы привлечения заемных средств.
18.6. Кадровой политики: формирование идеологии и принципов кадровой работы; планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников; организация работ и руководство кадрами; повышение квалификации и подготовка работников предприятия; внедрение системы стимулирования их деятельности; развитие социального партнерства.
19. Согласование программ мер по снижению издержек, энерго- и материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии.
20. Определение: потребностей потребителей в продукции, выпускаемой предприятием, а также продукции, выпускаемой конкурентами; вероятности появления новых потребителей; платежеспособности потребителей и их обязательности в платежах.
21. Выявление потребности потребителей в новых видах продукции.
22. Координация деятельности всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу продукции предприятия (заявок на поставку, договоров на производство, наличия запасов, емкости рынка и т.д.).
23. Участие в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств.
24. Организация разработки стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте.
25. Организация участия предприятия в региональных, всероссийских, международных выставках, ярмарках, выставках-продажах, которая включает следующие этапы:
- сбор информации о планируемых выставках, ярмарках, выставках-продажах;
- анализ затрат на участие;
- подготовка необходимых материалов, документов для заявок на участие в выставках;
- отбор образцов продукции для представления потребителям;
- планирование мероприятий по предложению товара покупателям (показа, демонстрации, обеспечения рекламными материалами (плакаты, проспекты, буклеты, афиши, пр.), дизайна выставочных павильонов, указателей расположения представителей предприятия, пр.);
- ...
26. Подготовка предложений по формированию фирменного стиля предприятия.
27. Разработка предложений по повышению оперативности и качества послепродажного обслуживания продукции.
28. Руководство работой сервисных центров по гарантийному обслуживанию и ремонту продукции предприятия, подготовка предложений по технически обоснованному планированию и производству запасных частей (по количеству и номенклатуре).
29. ...
V. Права
Отдел маркетинга имеет право:
1.1. Давать указания структурным подразделениям предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела и вытекающим из функций, которые перечислены в настоящем Положении.
1.2. Требовать и получать от структурных подразделений предприятия материалы, необходимые для осуществления деятельности отдела.
1.3. Вести переписку по вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим согласования с руководителем предприятия.
1.4. Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела, во взаимоотношениях с государственными и муниципальными организациями, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями.
1.5. По согласованию с директором предприятия или заместителем директора предприятия по коммерческим вопросам привлекать экспертов и специалистов в области маркетинга для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.
1.6. Вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок.
1.7. Вносить предложения в отдел кадров и руководству предприятия о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину..
1.8. Давать разъяснения и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
1.9. Проводить и участвовать в конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам маркетинга.
1.10. ...
2. Начальник отдела маркетинга визирует все документы, связанные с деятельностью отдела (планы, договоры, отчеты, сметы, справки, пр.).
3. ...
VI. Взаимоотношения (служебные связи)
Для выполнения функций и реализации прав отдел маркетинга взаимодействует:
1. С главной бухгалтерией по вопросам:
1.1. Получения:
- бухгалтерских данных о движении, реализации, запасах продукции;
- итогов инвентаризации материально-технических ресурсов;
- нормативов на представительские, командировочные и рекламные расходы;
- ...
1.2. Предоставления:
- отчетов о затратах, произведенных на маркетинговые исследования;
- расчетов затрат на послепродажное обслуживание продукции;
- сведений о ценах на материально-технические средства у поставщиков, тарифах на услуги по перевозке, проведению рекламных мероприятий;
- ...
2. С финансовым отделом по вопросам:
2.1. Получения:
- согласованных смет расходов на формирование спроса и стимулирование сбыта с приложением финансовых обоснований;
- анализа затрат, произведенных за месяц (квартал, год);
- сведений о кредиторской и дебиторской задолженности;
- ...
2.2. Предоставления:
- обобщенных данных о спросе на выпускаемую предприятием продукцию;
- маркетинг-планов;
- смет расходов на формирование спроса и стимулирование сбыта, проведение рекламных кампаний, участие в выставках, ярмарках, выставках-продажах;
- сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;
- ...
3. С планово-экономическим отделом по вопросам:
3.1. Получения:
- планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год;
- изменений в производственных планах по отдельным позициям товарной номенклатуры, вносимых на основании маркетинговых исследований;
- проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги) для проведения маркетингового анализа;
- ...
3.2. Предоставления:
- обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги), в том числе по отдельным позициям номенклатуры;
- сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;
- информации о состоянии рынка товаров (работ, услуг);
- данных, необходимых для формирования товарной номенклатуры предприятия;
- предложений по изменению цен на отдельные виды продукции в связи с изменением спроса;
- ...
4. С отделом главного технолога по вопросам:
4.1. Получения:
- заявок на поиск информации о конкурентном товаре;
- запросов о конъюнктуре технологий производства;
- сведений о научно-технических возможностях предприятия;
- заключений на образцы конкурентной продукции;
- заключений о возможности технологии производства предложенной отделом маркетинга продукции;
- ...
4.2. Предоставления:
- данных о покупательском спросе на выпускаемую продукцию;
- сведений о конкурентной продукции;
- предложений по разработке технологии новой продукции;
- предложений о дизайнерском оформлении продукции;
- документов и материалов для участия в выставках, ярмарках;
- сведений о новых технологических разработках;
- ...
5. С отделом контроля качества по вопросам:
5.1. Получения:
- сведений о дефектах изготовленной продукции;
- обобщенных результатов рекламационной работы.
- сведений о технологических изменениях продукции;
- сведений о мероприятиях по повышению качества продукции;
- отчетов о проверке образцов продукции, выпускаемой предприятиями-конкурентами;
- ...
5.2. Предоставления:
- сведений по рекламациям;
- информации о несоответствии заявленного качества продукции в течение гарантийных сроков;
- актов внешней приемки контрагентом;
- представлений о постановке или снятии с гарантийного обслуживания;
- сведений службы послепродажного и гарантийного обслуживания о недостатках продукции, выявленных в процессе ее использования или эксплуатации;
- ...
6. С производственно-диспетчерским отделом по вопросам:
6.1. Получения:
- производственных планов и графиков производства;
- сведений о нормах заделов на участках и в цехах и их соблюдении;
- сведений о нарушениях хода производственного процесса и причинах, их вызвавших;
- ...
6.2. Предоставления:
- данных о претензиях, предъявляемых к качеству продукции;
- сведений о рекламациях по просрочке поставок продукции покупателям, вызванной нарушением производственных планов;
- ...
7. С транспортным отделом по вопросам:
7.1. Получения:
- оперативных, месячных, квартальных и годовых планов-графиков транспортных перевозок и передачи покупателям продукции, изготовленной предприятием, а также материально-технических ресурсов от поставщиков;
- транспортных маршрутов;
- расчетов транспортных затрат на доставку;
- сведений о маршрутах и сроках поставки продукции покупателям предприятиями-конкурентами;
- ...
7.2. Предоставления:
- предложений по изменению маршрутов доставок;
- предложений по изменению графиков погрузки и выгрузки;
- сведений о пожеланиях покупателей и поставщиков относительно изменений графиков поставки и отгрузки;
- заявок на выделение транспортных средств для перевозки продукции, рекламных материалов, оборудования для участия в выставках, ярмарках;
- данных о разработке новых видов погрузочно-разгрузочных средств, внедрение которых позволит сократить простои под загрузкой и выгрузкой транспортных средств;
- ...
8. С отделом материально-технического снабжения по вопросам:
8.1. Получения:
- сведений о заключенных договорах поставки материально-технических средств;
- заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию;
- отчетов отдела контроля качества, отдела главного технолога, производственных подразделений о качестве материально-технических ресурсов;
- документов, необходимых для оформления участия в выставках, ярмарках;
- ...
8.2. Получения:
- обобщенной информации о поставщиках материалов, сырья и полуфабрикатов, требующихся предприятию;
- сведений о ценах на требуемые материально-технические средства у различных поставщиков, заготовительных организаций;
- информации о состоянии товарного рынка;
- сведений о появлении новых видов материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих с приложением технических характеристик;
- информации о спросе на материально-технические средства, его возможных колебаниях и их причинах;
- сведений о крупных поставщиках (предполагаемых и действительных объемах оборотов, устойчивости на товарном рынке, пр.);
- сведений о планируемых выставках, ярмарках;
- ...
9. С отделом сбыта по вопросам:
9.1. Получения:
- сведений о заключенных договорах поставки;
- планов реализации продукции на месяц, квартал, год;
- отчетов о выполнении планов реализации продукции;
- заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию;
- отзывов контрагентов на поставляемую продукцию;
- документов, необходимых для оформления участия в выставках, ярмарках;
- ...
9.2. Предоставления:
- обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию, в том числе по отдельным позициям номенклатуры, и о факторах, определяющих его;
- сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;
- информации о состоянии товарного рынка;
- сведений о крупных покупателях продукции (предполагаемых и действительных объемах оборотов, финансовой способности, устойчивости на товарном рынке, пр.);
- сведений о планируемых выставках, ярмарках;
- ...
10. С отделом организации и оплаты труда, с отделом кадров и с отделом подготовки кадров по вопросам:
10.1. Получения:
- штатных расписаний и положений о структурных подразделениях предприятия для увязки с маркетинговыми планами;
- положений о персонале;
- положений о премировании;
- графиков работы предприятия;
- планов подготовки и повышения квалификации работников;
- отчетов о выполнении заявок на подбор кадров;
- ...
10.2. Предоставления:
- предложений по изменению организационно-управленческой структуры предприятия для закрепления в штатных расписаниях и положениях о структурных подразделениях предприятия;
- информации о количественной и качественной потребности предприятия в персонале;
- заявок на подбор персонала для отдела;
- перечня мероприятий, проведение которых необходимо для повышения квалификации работников предприятия по отдельным направлениям;
- ...
11. С юридическим отделом по вопросам:
11.1. Получения:
- результатов правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству представленных для визирования договоров, приказов, распоряжений, инструкций;
- согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств;
- разъяснений действующего законодательства и порядка его применения;
- анализа изменений и дополнений законодательства;
- ...
11.2. Предоставления:
- приказов, распоряжений, инструкций, проектов договоров для визирования и правовой экспертизы;
- материалов для предъявления претензий и исков к контрагентам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств;
- претензий, предъявленных предприятию контрагентами;
- имеющихся сведений о поставщиках, покупателях, иных контрагентах;
- заявок на поиск необходимых нормативно-правовых документов и на разъяснение действующего законодательства;
- ...
12. С по вопросам: (наименование структурного подразделения) 12.1. Получения:
- ...