<< Пред.           стр. 5 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  6. Обязанности заместителя (ей) (определяются; распределяются) начальником отдела маркетинга.
 7. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов, пр.) в составе отдела маркетинга, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника отдела маркетинга.
 8. В своей деятельности отдел руководствуется:
 8.1. Уставом предприятия.
 8.2. Настоящим Положением
 8.3. ...
 9. ...
 II. Структура
 1. Структуру и штатную численность отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела маркетинга и по согласованию с ____________________ (отделом кадров; отделом организации и оплаты труда)
 2. Отдел маркетинга имеет в своем составе структурные подразделения (службы, группы, секторы, бюро, пр.) согласно нижеприведенной схеме.
 
  ОТДЕЛ
 МАРКЕТИНГА* Бюро (сектор, группа)
 изучения рынка сбыта и спроса Бюро (сектор, группа)
 стимулирования сбыта Бюро (сектор, группа)
 планирования Бюро (сектор, группа)
 оперативного управления *Структура отдела маркетинга может включать группы, управляющие отдельными продуктами, рынками, регионами.
 3. Положения о подразделениях отдела маркетинга (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела маркетинга, а распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится
  (руководителями бюро, секторов, групп; заместителем(ями) начальника отдела) 4. ...
 III. Задачи
 1. Разработка маркетинговой стратегии.
 2. Анализ положения предприятия на рынке, его финансово-хозяйственной деятельности и эффективности управления предприятием.
 3. Разработка стратегии развития предприятия.
 4. Выявление ключевых внутренних и внешних проблем предприятия и разработка оптимальных способов их решения.
 5. Исследование существующих сетей сбыта и систем снабжения.
 6. Анализ потребительских свойств выпускаемой (реализуемой) предприятием продукции и требований, предъявляемых к ней покупателями.
 7. Организация рекламы и стимулирование сбыта.
 8. Организация послепродажного обслуживания продукции.
 9. ...
 IV. Функции
 1. Организация процесса маркетинговых исследований, включающего следующие операции:
 - определение проблемы, связанной со сбытом продукции;
 - получение первичной информации (внешней и внутренней);
 - проведение анализа вторичной информации (внешней и внутренней);
 - проведение анализа данных, характеризующих рынок рассматриваемого вида продукции;
 - формирование рекомендаций по результатам проведенного анализа;
 - использование результатов маркетингового исследования;
 - ...
 2. Поиск и систематизация информации о:
 - показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющей производство и сбыт выпускаемой продукции и потребляемых видов сырья;
 - существующем уровне отечественного производства, объемах импорта и экспорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также про-изводстве и импорте продукции-заменителя;
 - потребителях и сегментации рынка;
 - основных характеристиках рынка для каждого его сегмента (эластичности сложившихся цен, потенциальной и реальной емкости рынка, его насыщенности);
 - географическом распределении товара, его экспортных рынках;
 - ...
 3. Сбор информации о конкурентах по следующим направлениям:
 - объемы продажи в целом и по сегментам рынка;
 - общая доля на рынке;
 - цели и поведение на рынке;
 - самооценка;
 - ...
 4. Выявление сильных и слабых сторон конкурентов по:
 - качеству выпускаемой продукции;
 - ценовой политике;
 - продвижению товара;
 - сбытовой политике;
 - послепродажному обслуживанию;
 - формам осуществления расчетов: "живыми" деньгами, предоплата, в рассрочку;
 - ...
 5. Определение уровня конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции (давление через продукцию-заменитель, способность покупателей и поставщиков прийти к соглашению).
 6. Составление по результатам маркетинговых исследований оптимистических, пессимистических и средневзвешенных прогнозов развития рынка, в которых определяются фазы и продолжительность жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием, а также приводится оценка потенциальных рисков деятельности предприятия.
 7. Проведение анализа существующих сетей сбыта продукции, который включает:
 - анализ эффективности существующей стратегии сбыта;
 - анализ эффективности использования различных каналов сбыта (прямые связи, розничная продажа, биржевая или аукционная продажа, дистрибьюторская и дилерская схемы сбыта и т.п.), в том числе экспорта;
 - ...
 8. Проведение анализа существующей системы снабжения, который включает:
 - анализ эффективности существующей стратегии снабжения;
 - анализ эффективности использования различных каналов снабжения (прямые связи, через биржевую сеть, через посредников и т.п.), в том числе импорта;
 - анализ развития рынка потребляемых видов продукции;
 - выявление более эффективных поставщиков;
 - ...
 9. Проведение экономического анализа ассортимента выпускаемой продукции, который включает:
 - анализ существующей организации производственных процессов, снабжения и сбыта для каждого вида выпускаемой продукции;
 - анализ показателей эффективности производства каждого вида выпускаемой продукции, в том числе на основе определения прямых затрат, а также затрат по организации снабжения и сбыта, структуры затрат по производству и сбыту, в том числе в разрезе постоянных и переменных издержек;
 - подготовку предложений по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции с учетом требований сертификации продукции, а также антимонопольного законодательства;
 - ...
 10. Проведение анализа финансового состояния предприятия и эффективности финансового управления, который включает:
 - анализ издержек, их структуры и динамики;
 - анализ выручки от реализации продукции, прибыли (в том числе внереализационных прибылей и убытков), рентабельности;
 - анализ соотношения темпов роста физического объема производства, роста оплаты труда и выручки от реализации продукции, запасов, их структуры и динамики;
 - анализ эффективности ценовой политики;
 - анализ кредиторской и дебиторской задолженности предприятия, выявление безнадежных долгов;
 - ...
 11. Проведение анализа эффективности существующей организационной структуры предприятия и ее соответствия направлениям деятельности предприятия.
 12. Выявление сильных и слабых сторон предприятия относительно своих конкурентов по следующим направлениям:
 - маркетинг (рыночная деятельность предприятия, ценовая политика, продвижение продукции, организация сбыта, уровень платежеспособного спроса, наличие экспортной продукции и т.д.);
 - производство (состояние и уровень использования существующих мощно-стей, производительность, технологическая структура, наличие поставщиков, выпускающих продукцию, доступную по цене и приемлемую по качеству, и т.д.);
 - НИОКР (исследовательская деятельность, "ноу-хау", патенты, лицензии и т.д.), новые разработки, оформленные патентами, авторскими свидетельствами и т.д.;
 - финансы (капитал и его структура, показатели рентабельности, ликвидности, устойчивости, оборачиваемости и т.д.), состояние расчетов и платежей;
 - кадровый состав (профессионально-квалификационный состав работников предприятия, мотивация к трудовой деятельности, взаимоотношения в коллективе, социальное партнерство, социальные льготы, пособия и т.д.);
 - управление и организация (организационная структура предприятия, информационные потоки, планирование и контроль, финансовый менеджмент и т.д.); наличие и масштабы непроизводственной деятельности (объекты социально-культурного и бытового назначения и жилищно-коммунального хозяйства и т.п.);
 - ...
 13. Выявление ключевых внутренних и внешних проблем для предприятия.
 14. Разработка предложений по эффективному распределению и использованию всех ресурсов - материальных, финансовых, трудовых, земли и технологий.
 15. Создание условий и программ перехода управления предприятия от реактивной формы (принятия управленческих решений как реакции на текущие проблемы) к форме управления на основе анализа и прогнозов.
 16. Разработка стратегии развития предприятия на основе осуществленных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа сильных и слабых сторон предприятия.
 17. Составление перечня мероприятий, необходимых для формирования стратегии поведения предприятия на рынке, с учетом следующих параметров:
 - регион или территория, на которую направлен сбыт продукции, степень географической дифференциации этого сбыта;
 - доля рынка, которую предполагается занять;
 - группа потребителей, на которую направлен сбыт продукции;
 - связь "продукт-рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом);
 - базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т.д.);
 - вид стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т.п.);
 - квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы;
 - возможность кооперации с другими предприятиями и организациями;
 - ...
 18. Определение в соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия взаимоувязанной системы, состоящей из:
 18.1. Снабженческо-сбытовой политики: выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи, послепродажного обслуживания; мониторинг оперативной информации о рынке; переход на прямые поставки продукции; создание сбытовой сети.
 18.2. Производственно-технологической и инновационной политики: минимизация издержек производства; приведение качества продукции в соответствие с запросами потребителей; создание оптимальной системы обеспечения сервисных служб; повышение конкурентоспособности на базе усовершенствования производимой продукции и действующей технологии производства; создание принципиально новых продуктов и производств.
 18.3. Ценовой политики: установление цен на продукцию предприятия в рамках политики управления ее сбытом в целях достижения наиболее выгодных объемов продаж, средних затрат на производство и максимально возможного уровня прибыли.
 18.4. Финансовой политики: анализ и планирование денежных потоков; выбор стратегии привлечения внешних ресурсов (кредиты, эмиссионная форма привлечения капитала); управление дебиторской и кредиторской задолженностью; разработка учетной и налоговой политики; контроль и управление издержками.
 18.5. Инвестиционной политики: определение общего объема инвестиций предприятия; определение способов рационального использования накоплений, сочетания различных источников финансирования; программы привлечения заемных средств.
 18.6. Кадровой политики: формирование идеологии и принципов кадровой работы; планирование, привлечение, отбор и высвобождение работников; организация работ и руководство кадрами; повышение квалификации и подготовка работников предприятия; внедрение системы стимулирования их деятельности; развитие социального партнерства.
 19. Согласование программ мер по снижению издержек, энерго- и материалоемкости продукции, ее сертификации, решению проблем экологии.
 20. Определение: потребностей потребителей в продукции, выпускаемой предприятием, а также продукции, выпускаемой конкурентами; вероятности появления новых потребителей; платежеспособности потребителей и их обязательности в платежах.
 21. Выявление потребности потребителей в новых видах продукции.
 22. Координация деятельности всех функциональных подразделений по сбору и анализу коммерческо-экономической информации, созданию банка данных по маркетингу продукции предприятия (заявок на поставку, договоров на производство, наличия запасов, емкости рынка и т.д.).
 23. Участие в разработке предложений и рекомендаций по изменению технических, экономических и других характеристик продукции с целью улучшения ее потребительских качеств.
 24. Организация разработки стратегии проведения рекламных мероприятий в средствах массовой информации с помощью наружной, световой, электронной, почтовой рекламы, рекламы на транспорте.
 25. Организация участия предприятия в региональных, всероссийских, международных выставках, ярмарках, выставках-продажах, которая включает следующие этапы:
 - сбор информации о планируемых выставках, ярмарках, выставках-продажах;
 - анализ затрат на участие;
 - подготовка необходимых материалов, документов для заявок на участие в выставках;
 - отбор образцов продукции для представления потребителям;
 - планирование мероприятий по предложению товара покупателям (показа, демонстрации, обеспечения рекламными материалами (плакаты, проспекты, буклеты, афиши, пр.), дизайна выставочных павильонов, указателей расположения представителей предприятия, пр.);
 - ...
 26. Подготовка предложений по формированию фирменного стиля предприятия.
 27. Разработка предложений по повышению оперативности и качества послепродажного обслуживания продукции.
 28. Руководство работой сервисных центров по гарантийному обслуживанию и ремонту продукции предприятия, подготовка предложений по технически обоснованному планированию и производству запасных частей (по количеству и номенклатуре).
 29. ...
 V. Права
 Отдел маркетинга имеет право:
 1.1. Давать указания структурным подразделениям предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела и вытекающим из функций, которые перечислены в настоящем Положении.
 1.2. Требовать и получать от структурных подразделений предприятия материалы, необходимые для осуществления деятельности отдела.
 1.3. Вести переписку по вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим согласования с руководителем предприятия.
 1.4. Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела, во взаимоотношениях с государственными и муниципальными организациями, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями.
 1.5. По согласованию с директором предприятия или заместителем директора предприятия по коммерческим вопросам привлекать экспертов и специалистов в области маркетинга для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.
 1.6. Вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок.
 1.7. Вносить предложения в отдел кадров и руководству предприятия о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину..
 1.8. Давать разъяснения и рекомендации по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
 1.9. Проводить и участвовать в конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам маркетинга.
 1.10. ...
 2. Начальник отдела маркетинга визирует все документы, связанные с деятельностью отдела (планы, договоры, отчеты, сметы, справки, пр.).
 3. ...
 VI. Взаимоотношения (служебные связи)
 Для выполнения функций и реализации прав отдел маркетинга взаимодействует:
 1. С главной бухгалтерией по вопросам:
 1.1. Получения:
 - бухгалтерских данных о движении, реализации, запасах продукции;
 - итогов инвентаризации материально-технических ресурсов;
 - нормативов на представительские, командировочные и рекламные расходы;
 - ...
 1.2. Предоставления:
 - отчетов о затратах, произведенных на маркетинговые исследования;
 - расчетов затрат на послепродажное обслуживание продукции;
 - сведений о ценах на материально-технические средства у поставщиков, тарифах на услуги по перевозке, проведению рекламных мероприятий;
 - ...
 2. С финансовым отделом по вопросам:
 2.1. Получения:
 - согласованных смет расходов на формирование спроса и стимулирование сбыта с приложением финансовых обоснований;
 - анализа затрат, произведенных за месяц (квартал, год);
 - сведений о кредиторской и дебиторской задолженности;
 - ...
 2.2. Предоставления:
 - обобщенных данных о спросе на выпускаемую предприятием продукцию;
 - маркетинг-планов;
 - смет расходов на формирование спроса и стимулирование сбыта, проведение рекламных кампаний, участие в выставках, ярмарках, выставках-продажах;
 - сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;
 - ...
 3. С планово-экономическим отделом по вопросам:
 3.1. Получения:
 - планов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал, год;
 - изменений в производственных планах по отдельным позициям товарной номенклатуры, вносимых на основании маркетинговых исследований;
 - проектов оптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги) для проведения маркетингового анализа;
 - ...
 3.2. Предоставления:
 - обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию (выполняемые работы, оказываемые услуги), в том числе по отдельным позициям номенклатуры;
 - сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;
 - информации о состоянии рынка товаров (работ, услуг);
 - данных, необходимых для формирования товарной номенклатуры предприятия;
 - предложений по изменению цен на отдельные виды продукции в связи с изменением спроса;
 - ...
 4. С отделом главного технолога по вопросам:
 4.1. Получения:
 - заявок на поиск информации о конкурентном товаре;
 - запросов о конъюнктуре технологий производства;
 - сведений о научно-технических возможностях предприятия;
 - заключений на образцы конкурентной продукции;
 - заключений о возможности технологии производства предложенной отделом маркетинга продукции;
 - ...
 4.2. Предоставления:
 - данных о покупательском спросе на выпускаемую продукцию;
 - сведений о конкурентной продукции;
 - предложений по разработке технологии новой продукции;
 - предложений о дизайнерском оформлении продукции;
 - документов и материалов для участия в выставках, ярмарках;
 - сведений о новых технологических разработках;
 - ...
 5. С отделом контроля качества по вопросам:
 5.1. Получения:
 - сведений о дефектах изготовленной продукции;
 - обобщенных результатов рекламационной работы.
 - сведений о технологических изменениях продукции;
 - сведений о мероприятиях по повышению качества продукции;
 - отчетов о проверке образцов продукции, выпускаемой предприятиями-конкурентами;
 - ...
 5.2. Предоставления:
 - сведений по рекламациям;
 - информации о несоответствии заявленного качества продукции в течение гарантийных сроков;
 - актов внешней приемки контрагентом;
 - представлений о постановке или снятии с гарантийного обслуживания;
 - сведений службы послепродажного и гарантийного обслуживания о недостатках продукции, выявленных в процессе ее использования или эксплуатации;
 - ...
 6. С производственно-диспетчерским отделом по вопросам:
 6.1. Получения:
 - производственных планов и графиков производства;
 - сведений о нормах заделов на участках и в цехах и их соблюдении;
 - сведений о нарушениях хода производственного процесса и причинах, их вызвавших;
 - ...
 6.2. Предоставления:
 - данных о претензиях, предъявляемых к качеству продукции;
 - сведений о рекламациях по просрочке поставок продукции покупателям, вызванной нарушением производственных планов;
 - ...
 7. С транспортным отделом по вопросам:
 7.1. Получения:
 - оперативных, месячных, квартальных и годовых планов-графиков транспортных перевозок и передачи покупателям продукции, изготовленной предприятием, а также материально-технических ресурсов от поставщиков;
 - транспортных маршрутов;
 - расчетов транспортных затрат на доставку;
 - сведений о маршрутах и сроках поставки продукции покупателям предприятиями-конкурентами;
 - ...
 7.2. Предоставления:
 - предложений по изменению маршрутов доставок;
 - предложений по изменению графиков погрузки и выгрузки;
 - сведений о пожеланиях покупателей и поставщиков относительно изменений графиков поставки и отгрузки;
 - заявок на выделение транспортных средств для перевозки продукции, рекламных материалов, оборудования для участия в выставках, ярмарках;
 - данных о разработке новых видов погрузочно-разгрузочных средств, внедрение которых позволит сократить простои под загрузкой и выгрузкой транспортных средств;
 - ...
 8. С отделом материально-технического снабжения по вопросам:
 8.1. Получения:
 - сведений о заключенных договорах поставки материально-технических средств;
 - заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию;
 - отчетов отдела контроля качества, отдела главного технолога, производственных подразделений о качестве материально-технических ресурсов;
 - документов, необходимых для оформления участия в выставках, ярмарках;
 - ...
 8.2. Получения:
 - обобщенной информации о поставщиках материалов, сырья и полуфабрикатов, требующихся предприятию;
 - сведений о ценах на требуемые материально-технические средства у различных поставщиков, заготовительных организаций;
 - информации о состоянии товарного рынка;
 - сведений о появлении новых видов материалов, сырья, полуфабрикатов, комплектующих с приложением технических характеристик;
 - информации о спросе на материально-технические средства, его возможных колебаниях и их причинах;
 - сведений о крупных поставщиках (предполагаемых и действительных объемах оборотов, устойчивости на товарном рынке, пр.);
 - сведений о планируемых выставках, ярмарках;
 - ...
 9. С отделом сбыта по вопросам:
 9.1. Получения:
 - сведений о заключенных договорах поставки;
 - планов реализации продукции на месяц, квартал, год;
 - отчетов о выполнении планов реализации продукции;
 - заявок на проведение маркетингового анализа оптовых и розничных цен на реализуемую продукцию;
 - отзывов контрагентов на поставляемую продукцию;
 - документов, необходимых для оформления участия в выставках, ярмарках;
 - ...
 9.2. Предоставления:
 - обобщенной информации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию, в том числе по отдельным позициям номенклатуры, и о факторах, определяющих его;
 - сведений о конкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота, конкурентоспособности, скорости реализации продукции;
 - информации о состоянии товарного рынка;
 - сведений о крупных покупателях продукции (предполагаемых и действительных объемах оборотов, финансовой способности, устойчивости на товарном рынке, пр.);
 - сведений о планируемых выставках, ярмарках;
 - ...
 10. С отделом организации и оплаты труда, с отделом кадров и с отделом подготовки кадров по вопросам:
 10.1. Получения:
 - штатных расписаний и положений о структурных подразделениях предприятия для увязки с маркетинговыми планами;
 - положений о персонале;
 - положений о премировании;
 - графиков работы предприятия;
 - планов подготовки и повышения квалификации работников;
 - отчетов о выполнении заявок на подбор кадров;
 - ...
 10.2. Предоставления:
 - предложений по изменению организационно-управленческой структуры предприятия для закрепления в штатных расписаниях и положениях о структурных подразделениях предприятия;
 - информации о количественной и качественной потребности предприятия в персонале;
 - заявок на подбор персонала для отдела;
 - перечня мероприятий, проведение которых необходимо для повышения квалификации работников предприятия по отдельным направлениям;
 - ...
 11. С юридическим отделом по вопросам:
 11.1. Получения:
 - результатов правовой экспертизы на соответствие действующему законодательству представленных для визирования договоров, приказов, распоряжений, инструкций;
 - согласованных претензий и исков к контрагентам по поводу нарушения ими договорных обязательств;
 - разъяснений действующего законодательства и порядка его применения;
 - анализа изменений и дополнений законодательства;
 - ...
 11.2. Предоставления:
 - приказов, распоряжений, инструкций, проектов договоров для визирования и правовой экспертизы;
 - материалов для предъявления претензий и исков к контрагентам и покупателям по поводу нарушения ими договорных обязательств;
 - претензий, предъявленных предприятию контрагентами;
 - имеющихся сведений о поставщиках, покупателях, иных контрагентах;
 - заявок на поиск необходимых нормативно-правовых документов и на разъяснение действующего законодательства;
 - ...
  12. С по вопросам: (наименование структурного подразделения) 12.1. Получения:
 - ...

<< Пред.           стр. 5 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу