<< Пред. стр. 15 (из 34) След. >>
Я никогда не писал литературно-технических заданий. Это какой-то новый жанр и я ему еще не придумал более обтекаемого названия. Расшифровываю: это не техническое задание на новое литературное произведение, а техническое задание на некую новую штуковину, но написанное в литературном, совсем не техническом стиле. Зачем такие выкрутасы, спросите вы? Объясню: обычные технические задания составляются по жесткому формату, читаются скучно и решительно не эмоциональны. Когда речь идет о подъемно-транспортных механизмах, фаллоимитаторах или новых кухонных комбайнах, то такие технические "ТЗ" просто незаменимы.А мне позарез нужен успеватель - эдакая штуковина, которая всегда при мне, чтобы все успевать делать - на работе и в остальной жизни. Сами посудите, как я могу в формате обычного технического задания, да еще языком ГОСТов объяснить, что же мне нужно на самом деле? И самое главное - что мне наизобретают в итоге?
Не-а, я лучше похулиганю пером - авось кто-нибудь и почует, что же мне действительно надо, изобретет и сделает таки офигительно удобный, простой, самый настоящий успеватель.
Без всяких дураков, я делаю читателю коммерческое предложение: сделаем первый успеватель, опробуем его на себе, дадим попробовать другим, а там глядишь - прямо у вас, в какой-нибудь тихой таежной деревеньке на берегу озера, откроем заводик по массовому производству экологически чистых успевателей. Так и вижу, как дорогие глянцевые коробки с новенькими и гладенькими успевателями заботливо укладываются в ярко раскрашенные фирменные автомобили, водителям вручаются путевые листы и они развозят их по городам, складам, магазинам, офисам и квартирам. Впрочем, хватит болтать - кулибины, а-Ууууу
Что за бред?
...спросите вы. Нет, не бред, просто я в последние дни не успеваю. Много интересных дел и проектов на работе, а еще много интересного хочется сделать помимо работы (например, сочинить это литературно-техническое задание).
Ну, чувствую, сейчас начнется у некоторых умников... "Лечись". "Бросай на фиг свою работу". "Отдохни". "Расслабься". Кто так подумал? Как говаривала незабвенная Фаина Раневская: "пионеры, идите в ж...пу!". И пусть "пионеры" сколько угодно обижаются. Дурное дело, оно ведь не хитрое - в смысле, взять и бросить, а мне успевать нужно - спокойно и без суеты. Потому что мне интересно делать то, что я сейчас не успеваю. А тот, кто занимается в жизни неинтересными делами - вот пусть и лечится - от скуки.
Знаете ли вы, что я, мечтающий всегда успевать, не одинок? Нас, неуспевающих -миллионы. Жизнь такая пошла - сумасшедшая, интересная. Порой и хочется притормозить малость - ан нет, если ты в деле, в "обойме" - значит успевай. Иначе ведь обгонят шельмы, обскачут. Жизнь собачья, согласен. А что делать? Или ты впереди, или они на тебе. В выигрыше окажется тот, кто успевает - играючи, степенно и технично. Для этого необходим успеватель. Понимаете теперь, какая это дорогая и незаменимая штуковина?
Задачка не для "пионеров"
Представляю, как сейчас ухмыляется предводитель российского тайм-менеджерского дворянства Архангельский Глеб: мол, посещай его недешевые семинары, внимательно изучай от корки до корки его книжку про то, как организовать все свое время. Он учит нас, как голову свою тренировать, успевалку. Принцип ограниченного хаоса, принцип важно/срочно, принцип Парето, схема отсева неважных дел, делегирование, ресурсные графики, тайм-шиты, недельное планирование, хронометраж. Диву даешься: как только мы раньше с вами жили без тайм-менеджмента? Вы почитайте, почитайте, что он предлагает, чтобы только успевать. А потом возьмите все это и запихните в тот самый успеватель, который вы изобретете и сделаете. Только позаботьтесь, чтобы у вашего успевателя было совсем мало кнопок или, там, каких-нибудь ручек - максимум три, а еще лучше одна - для включения и выключения.
Уже загрустили? Думаете, я требую невозможного? Ну, во-первых, для российских изобретателей испокон веков море было по колено, а во-вторых, сейчас я задачу поставлю более конкретно. Не буду оригинальным: чтобы нам создать что-то принципиально новое, сначала нужно убедиться, что старое, уже существующее, в чем-либо несовершенно. Для издевательств и обид выберем самый популярный и массовый на сегодняшний день "успеватель" - Microsoft Outlook.
"Успеватель" Microsoft Outlook
Как вы полагаете, друзья, почему я слово "успеватель" - то, что в заголовке, в кавычки поставил? Дело в том, что Outlook - это не успеватель по сути, а нагружатель. Он, Outlook, говорит нам, что нужно сделать и к какому сроку, но совершенно не помогает нам качественно успеть сделать задуманное или положенное. Он, Outlook, только суету разводит и психику калечит.
Не буду голословным, перехожу к контрольному примеру. Креативный менеджер Андрей Васечкин на сегодняшний день выполняет 2 проекта по работе, 2 нерабочих проекта и ему предстоит выполнить еще 5 дел разной срочности и важности. Разумеется, у каждого проекта или дела есть свой срок выполнения. Поскольку разные дела невозможно делать одновременно, Андрей Васечкин пытается по некоему своему соображению "размазать" все проекты и задачи по ближайшим неделям, дням и часам. В Outlook это может выглядеть примерно так.
Это окошко планирования месячного масштаба. Что-нибудь полезное разглядели? Вот и Андрей Васечкин ничего полезного для качественного успевания в этом окошке разглядеть не может. "Нарубить" каждый проект помельче? Нарубите, нарубите - каша будет аналогичная. В окошке недельного планирования будет каша подобная, только умещенная в более мелкий "котелок".
У Андрея Васечкина начинается рабочий день. Предстоит обязательно: утром - совещание, днем - пообедать, вечером - встреча. Благо Outlook напоминать вовремя умеет, молодец.
Какие будут предложения? Знаю, знаю, друзья - Андрею Васечкину включить голову, расставить приоритеты и вперед - работу работать. Еще ему можно для красивости процесса, или для истории, или для учета-отчетности задачку с правой стороны перетянуть мышкой влево, в календарик. Утомился одну задачу делать - переключайся на другую. Устал - отдыхай. Надоело работать - ничего не делай.
Друзья, кто-нибудь из вас заметил хоть намек на то, что Outlook помогает Андрею Васечкину успевать? Вы можете представить себе, чтобы Outlook по собственной инициативе (ха-ха) советовал Андрею срочненько переключаться на другое дело, или поднажать с текущим, потому что можно не успеть? Вы видели где-нибудь в этой туповатой программе красивую диаграмму, картинку или "карту успевания", которая моментально формирует цельное представление о состоянии дел у Андрея?
...Я сильно сомневаюсь, что Андрей успеет вовремя завершить все свои проекты. Он не сможет ответить точно, когда он выполнит каждый конкретный проект. Он будет нервничать, если ему дадут новое задание, так как он уже запутался со своими старыми делами. Андрей Васечкин очень сильно устал.
Скажете, я вам изобразил нескладного растяпу? Ничего подобного. Андрей - уравновешенный и не суетливый человек. Андрей - вполне современный и успешный менеджер. Даже более того, Андрей - типичный деловой человек. Его ценят на работе и ему платят неплохую зарплату. Он даже знаком с основами тайм-менеджмента. Но он не успевает.
Вместо доморощенного Андрея Васечкина можете представить: дизайнера мебели Франческо Джулиани, методиста Роберту Адамс, программиста Ван Ху Ли или директора швейной фабрики Сальваторе Борхеса. Неуспевание - понятие интернациональное и межпрофессиональное.
Как проблемка? Терпите, я сейчас вам еще один нехилый вопросик подкину до кучи. Конечно же, у Андрея есть в жизни далекие цели (иначе, зачем вся эта работа?). Он работает, работает, работает - неделю, месяц. Вы думаете, Outlook ему хоть что-нибудь говорит по этому поводу? - в смысле, куда он движется: вперед ли, назад ли, или на месте топчется. А если движется к своим заветным целям, то с какой скоростью? Пусть этот вопрос останется на десерт для изобретателей принципиально нового успевателя.
Идеальный успеватель
Я пока не знаю, как может выглядеть идеальный успеватель. Большой он или маленький. Программа это для компьютера или карманное электрическое устройство. Отдельная ли это программа или дорогая коммерческая "примочка" к Microsoft Outlook. Электронный ли это прибор или хитроумный бумажный блокнот, или это вообще оригинальное механическое устройство. Возможно, что кто-нибудь изобретет специальную программу для кодирования головы.
Я точно знаю, что серьезно дружить с непродуманным и недоделанным Microsoft Outlook не буду. Эта программа нагружает, но не помогает успевать. Эта программа не дает ощущения времени и самого себя в нем. Outlook не помогает оценивать реальность происходящего и не дарит ощущение будущего. Эта офисная программа ориентирована на содействие непрерывному деланию, но не на помощь в достижении результата. На первом месте у Outlook - дела, на последнем - время (не говоря уже о том, что в Outlook совсем отсутствует ответ на вопрос "зачем ты это делаешь?").
Мне нужен настоящий успеватель. К этой штуковине у меня огромное количество "хочу", "желаю" и "мечтаю". Хочу мять дела и проекты во времени, как гончар мнет глину, делая кувшин. Хочу упаковывать время разными делами и наслаждаться самим процессом - подобно тому, как сытый хохол увлеченно приготовляет домашнюю колбасу, нашпиговывая телячью кишку разными вкусностями. Хочу видеть время, заполненное деятельностью, чувствовать, как оно течет, увлекая за собой несделанное и оставляя на своих берегах результаты. Желаю видеть, как на финише теряют свою концентрацию проекты и бледнеют, умирая, неактуальные сейчас задачи. Мне нужен удобный манипулятор моими делами во времени. Одним движением мысли мечтаю перемещать во времени дела: пусть они сами спорят между собой, а у меня нет особых забот, чтобы вмешиваться в их "разборки".
Мне нужен моментальный обзор текущего состояния моих дел и проектов в самом наглядном виде. (Догадываюсь, о чем сейчас некоторые изобретатели подумали. Давайте договоримся, друзья: гербалайф и Мicrosoft Project не предлагать. Можете взять оттуда по нескольку идей и продолжать думать дальше.) На моей "карте успеваемости" я готов проигрывать нешуточные сценарии: "а что если не так, а вот эдак?".
Чем бы я ни занимался в каждый момент времени, мой успеватель должен подобно покорному слуге держать под рукой все, что может мне потребоваться в следующую секунду: контакт, ссылка, ранее записанная мной мысль. Кстати о мыслях. Пусть мой успеватель хранит все мои записки-мысли, и пусть следит за тем, как они зреют и прорастают. Как только мысль повзрослеет, вот пусть он мне ее и вернет - в нужное время и в нужном месте - именно там, где ей и положено появиться.
Мой успеватель должен внимательно следить за тем, что творится вокруг. Война в Ираке и это нарушает мои планы? - пусть сообщает. Кто-то посягает на мое драгоценное время? - пусть решает, подобно заботливому секретарю, как обойтись с "посетителем". Пусть сам раскладывает по своим полочкам входящие письма, телеграммы, звонки, а когда придет пора меня побеспокоить - пусть постучится тихонечко.
Боюсь даже мечтать, но было бы неплохо, если бы успеватель со мной разговаривал - спокойно так, по приятельски. "Мол, Олег, тут ты не спеши, расслабься, а вот в эти дни придется потрудиться на славу". Если успеватель окажется дружелюбным, то я готов посвящать его в сокровенные тайны моего организма и ума. Пусть помнит, в какое время дня у меня наивысшая работоспособность. Пусть знает, в какой последовательности я привык выполнять сложные задачи. Пусть знает, сколько энергии для подвигов у меня на текущий момент. Пусть помнит, в каких ситуациях мне пора передохнуть от забот или переключиться на другие занятия. Пусть все знает про меня - как близкий друг. Только пусть не задает лишних, глупых или заумных вопросов, на которые я не смогу ответить. А если он станет мне закадычным другом...- что ж, я готов делиться с ним своими заветными мечтами и стратегическими планами - авось подскажет ценную идею в трудную минуту.
Эх! слов уже не хватает, а рисую я хуже, чем говорю. Впрочем, если вам поможет...
***
Больше всего на свете я не хотел навязывать свое мнение, свое видение. Но так уж получилось, не удержался. Если вы представляете себе идеальный успеватель иначе, чем я, что ж - тем лучше. Изобретите и сделайте эту штуковину! Французы говорят, что мир спасет оригинальность. Я с ними согласен. И еще. Если не выйдет у вас целый успеватель, сделайте некий самостоятельный кусочек успевателя или подумайте над другими штуковинами, которые помогут организовать наше время, сделать нашу жизнь немного разумнее и приятнее. Кто его знает, что у вас родится - приоритезатор, времявысвободитель или бумажная записная книжка с новыми потребительскими свойствами?
Со временем перейдем к более серьезным продуктам и проектам. Будем встраивать маленькие индивидуальные успеватели в Большой Корпоративный Успеватель. Тем же, кто не страдает гигантоманией и склонен к человеколюбию, намекаю: позарез нужны персональные целеопределители и волеукрепители.
Процесс изобретения умных и полезных вещей для самоорганизации и саморазвития начал Дмитрий Литвак, наш человек. Он пинарик придумал и сделал. Что это такое? Даже трудно в двух словах объяснить... Скажем так: эта штуковина при умелом использовании значительно повышает качество жизни. Кстати, познакомьтесь с изобретением: http://www.improvement.ru/zametki/pinarik/. Картонка о трех гранях, а сколько кайфа! Кстати, пинарик - коммерческий продукт, потому что людям нужен. На очереди - успеватель (или что у вас родится?). Желаю вам, друзья, успехов в его создании!
58. Тайм драйв: как успевать жить и работать
Глава 1. Отдых: как не превратиться в "загнанную лошадь"
В пятницу чаще всего хочется выпить.
В понедельник чаще всего хочется пятницу.
Анекдот.ру
Наш разговор про управление временем мы начнем необычно - с организации отдыха.
Вспомните, дорогой читатель: приходилось ли вам на работе чувствовать себя себя уставшим и измотанным, потерявшим всякий вкус даже к любимому делу? Если "да" - вы не одиноки. Это общая проблема в наше время. В японском языке она даже родила специальное слово "кароши" - "смерть от переутомления на работе".
В грамотном личном тайм-менеджменте важно не только количество времени, но и качество. Поэтому стоит задуматься о том, как организован ваш отдых, восстановление вашего энергетического ресурса.
Ритмичный отдых во время рабочего дня
Попробуйте вспомнить: как распределялись ваши перерывы на отдых в течение вчерашнего рабочего дня?
Скорее всего отдых складывался "стихийно". Отвлекся на несколько минут на интересную дискуссию в интернете; позвонил знакомый - поболтал с ним; вышел покурить; закрыл глаза и помечтал; выпил чашечку кофе.
У такого "стихийного" отдыха есть ряд минусов. В первую очередь - он не ритмичен, а человек - существо биологическое, привыкшее к различным ритмам. Поэтому первый принцип, которого рекомендую придерживаться при организации отдыха в течение рабочего дня - ритмичность. Проще говоря: используйте небольшой запланированный отдых через строго определенные промежутки времени.
Как правило, оптимальный режим - примерно 5 минут отдыха через каждый час. Возможно - 10 минут через 1.5 часа. Длительность от часа до полутора - наиболее комфортный для человека интервал непрерывной работы. Вспомните школу и ВУЗ: урок - 45 минут, "пара" - 1.5 часа.
Как бы ни был загружен ваш рабочий день, какой бы "аврал" ни царил в офисе - все равно выделите эти 5 минут в час. Инвестируйте время в эти пятиминутки отдыха, работа без них крайне неэффективна.
В Группе компаний MC-Bauchemie-Russia тайм-менеджерские семинары проходили по вечерам. На одном из семинаров среди участников состоялся такой диалог:
"Странно, почему-то занятия по английскому также проходят по вечерам, в то же самое время, но устаем на них гораздо сильнее. - Естественно, на тайм-менеджменте в середине занятия мы обязательно делаем перерыв на 15 минут. А на английском мы работаем все 4 часа подряд без перерывов".
"Максимальное переключение" в отдыхе
Отдыхать в течение дня нужно ритмично, пять минут в час. Но как именно вы отдыхаете в течение рабочего дня, чем наполняете эти пятиминутки, какие сценарии отдыха используете? У каждого из нас обычно есть несколько таких типовых сценариев. Например:
* Позвоню знакомому
* Выйду покурю
* Посмотрю что-нибудь интересное в интернете
* Полью цветы
* Выпью чашку чая.
Давайте попробуем оценить степень "переключения", которые дают разные сценарии, по пятибалльной шкале. Например:
На 1 балл. Оставаясь на том же рабочем месте, в той же позе (сидя), глядя в тот же компьютер, напрягая тот же интеллект - почитать что-то "не по работе" в интернете.
На 2 балла. Оставаясь на том же рабочем месте, отвернувшись от компьютера поговорить с коллегой на нерабочие темы.
На 3 балла. Дойти до "курилки" и обсудить там рабочие и нерабочие вопросы; выпить чаю с коллегами. Мы сменили местоположение, возможно - сменили темы, которыми "озадачен" наш мозг.
На 4 балла. Выйти из офиса на улицу, полюбоваться на синее небо и зеленые деревья, полностью отключиться от "офисной" среды.
На 5 баллов. Выйти на улицу, сделать несколько простых упражнений, позволяющих "размять" суставы, дать отдых уставшим от монитора глазам, полностью забыть о всех рабочих проблемах.
Чем сильнее будет переключение во время пятиминутки отдыха, тем лучше вы отдохнете и восстановите силы. Обязательно покиньте рабочее место, сделайте "физкультурную паузу". Если нет возможности выйти на улицу - пройдитесь по коридору. Если работали с людьми - побудьте в одиночестве; если анализировали цифры - позвоните хорошему знакомому и обсудите что-нибудь эмоционально-приятное. Рекомендую также сделать несколько простых физических упражнений: наклонов, приседаний, и т.п. Это прекрасно восстановит ваши силы и энергию для работы!
Известный советский поэт Владимир Маяковский, хорошо знавший и поддерживавший движение научной организации труда, выразил принцип максимального переключения в простом лозунге:
Товарищ, запомни правило простое,
Работаешь - сидя,
Отдыхай - стоя!
Творческая лень
Говоря об отдыхе, невозможно обойти стороной тему лени. Лень - это далеко не всегда плохо. Часто это нормальная защитная реакция нашего организма. Ее причинами могут быть:
* Переутомление, объективная "вымотанность" организма, растраченность физических, энергетических и эмоциональных ресурсов;
* Несоответствие нашего "должен" нашему "хочу" - когда мы тратим время своей жизни на дела, не являющиеся для нас "родными", желанными;
* Интуитивное ощущение ненужности выполняемой в данный момент задачи.
Возможна и четвертая причина. Ваше подсознание дает вам сигнал: "Подожди, не суетись, очисти душу от мелких текущих мыслей, дай место рождению чего-то нового". Часто именно в таком состоянии приходят лучшие идеи и творческие озарения.
"Правила творческой лени" просты:
* Если уж лениться, то "на 100%", не пытаясь делать в это время что-то еще, думать, решать проблемы, и т.п. Чистая лень - это чистое ощущение полноты бытия и всеобщей гармонии мироздания.
* Сознательно принимать решение "Хочу лениться - и буду это делать". Без колебаний и угрызений совести.
* Перед "творческой ленью" загружать мозг информацией по важной для вас творческой проблеме. Но не думать о проблеме во время самой лени!
При соблюдении этих правил "творческая лень" станет неиссякаемым источником красивых идей и решений. А также - прекрасным отдыхом и восстановлением сил.
Эффективный сон
"Редко удается выспаться!" - часто жалуются участники тайм-менеджерских семинаров. Сон является важнейшим способом отдыха и восстановления сил. Но всегда ли мы грамотно его организуем? Даже не увеличивая количество времени на сон, можно существенно повысить его качество.
Эффективность сна существенно повышают стабильное время отхода ко сну и пробуждения. Ваш организм привыкает к определенному времени, заснуть и проснуться становится легче. Желательно также хорошо проветрить помещение и не есть за несколько часов до сна.
Рекомендую найти и применять оптимальный именно для вас способ "переключения" в режим сна. Например, в последние полчаса-час перед сном - спокойное чтение, прогулка, музыка, легкие гимнастические упражнения, и т.п. Занятие может быть каким угодно, главное чтобы оно помогло вам разгрузить мозг от дневных забот, переключиться в более медленный ритм.
Продолжительность сна может быть различной, важно определить оптимальную для себя. Как это сделать?
Наш сон состоит из нескольких циклов смены "быстрого" и "медленного" сна. Длительность одного цикла у разных людей отличается и составляет от 1 до 2 часов. Желательно, чтобы общая продолжительность сна была кратна длине одного цикла. Например, если длина цикла 1 час 30 минут, то лучше поспать 7 часов 30 минут (кратно длине цикла), чем 8 часов. Когда длина сна кратна длине цикла, человек просыпается с ощущением бодрости, свежести и хорошо восстановленных сил. Понаблюдайте за собой, попробуйте варьировать длительность сна, и вы скоро определите, какая длина сна оптимальна для вас.
Опытом планирования режима сна делится маршал Василевский. "...В особо напряженные дни Сталин не раз говорил ответственным работникам Генштаба, что мы обязаны изыскивать в сутки для себя и для своих подчиненных как минимум пять-шесть часов для отдыха, иначе, подчеркивал он, плодотворной работы получиться не может. В октябрьские дни битвы за Москву Сталин сам установил для меня отдых от 4 до 10 часов утра и проверял, выполняется ли это его требование. Случаи нарушения вызывали крайне серьезные и в высшей степени неприятные для меня разговоры. Напряженнейшая работа, а порой и неумение организовать свое время, стремление взять на себя выполнение многих обязанностей зачастую заставляли ответственных работников забывать о сне. А это тоже не могло не сказаться на их работоспособности, а значит, и на деле.
Иногда, возвратившись около четырех часов утра от Сталина, я, чтобы реализовать принятые в Ставке решения, обязан был дать исполнителям или фронтам необходимые указания. Порою это затягивалось далеко за четыре часа. Приходилось идти на хитрость. Я оставлял у кремлевского телефона за письменным столом адъютанта старшего лейтенанта А. И. Гриненко. На звонок Сталина он обязан был докладывать, что я до десяти часов отдыхаю. Как правило, в ответ слышалось "Хорошо". ..."
(А.М. Василевский "Дело всей жизни", кн. 1, Москва, ИПЛ, 1988г.)
Важно организовать не только процесс сна, но и процесс пробуждения. Советую установить в в вашем будильнике или мобильном телефоне несколько различных мелодий, и с их помощью сделать процесс пробуждения постепенным. Например, вам нужно проснуться в 8.00. Пусть в 7.30 сыграет первая мелодия, приятная и спокойная, на которой вы проснетесь, порадуетесь тому, что вставать еще не нужно, и заснете опять. В 7.45 - что-нибудь более бодрое, возможно уже со словами, на которые мозг реагирует более активно, чем на мелодию без слов. И в 8.00 - самая радостная и энергичная мелодия, на которой вы окончательно проснетесь, встанете с постели и с удовольствием встретите новый день вашей жизни.
Использование сна в течение рабочего дня
Приходилось ли вам, читатель, "клевать носом" в послеобеденное время, пытаясь сосредоточиться на важной задаче? Что делать, когда на работе клонит в сон?
Посмотрите на "среднестатистический" график дневных биоритмов человека. Считается, что наша работоспособность и активность в течение дня имеет два спада и два подъема (у "жаворонков" выше первый подъем, у "сов" - второй, приходящийся на вечер). Нетрудно заметить, что один из спадов приходится как раз на послеобеденное время.
Самое простое решение проблемы - дневной сон, накрывающий послеобеденный спад биоритмов. Вспомним знаменитую латиноамериканскую "сиесту", обязательный сон в послеобеденную жару. Вспомним также британского премьер-министра Уинстона Черчилля, дожившего до 90 лет, несмотря на нездоровый образ жизни и огромный груз забот и ответственности. Его обязательный дневной сон помощники имели право прервать по поводу не меньшему, чем начало войны. Дневной сон был также обязательным элементом распорядка российской Боярской думы до Петра I.
Пример корпоративной организации дневного сна привел участник корпоративного семинара в ОАО "Сибирьтелеком", Новосибирск. "В Китае, в городе Шеньжень, нас привезли на экскурсию на завод телекоммуникационного оборудования. У столов для тестирования оборудования мы обратили внимание на странные приспособления. Оказалось, это откидывающиеся складные койки, вделанные в столы. Обед для рабочих длится два часа, из которых час официально выделяется на сон".
Как быть, если у вас еще нет своего кабинета с удобным кожаным диваном, и вы не можете позволить себе полноценный дневной сон?
Возможны альтернативы. Самая простая - небольшой послеобеденный сон в автомобиле, если таковой у вас имеется. Не пожалейте на это 20-30 минут, они окупятся гораздо более высокой послеобеденной работоспособностью.
Можно ненадолго засыпать прямо на рабочем месте, или где-то еще - в переговорной, на кресле в дальнем углу, и т.п. Чтобы отключиться от внешних помех, можно надеть наушники с любимой музыкой. Продолжительность такого "микро-сна" определите для себя сами, как правильно оптимальная - 10-15 минут. Один директор завода заводил будильник на 15 минут и засыпал в своем рабочем кресле. Объяснял свой метод так: "долгий сон выбивает из рабочей колеи, а за 15 минут мозг хорошо освежается, но не успевает заснуть слишком уж сильно".
Рассказывает участник ТМ-сообщества Сергей Козловский, гендиректор софтверной компании Нилитис, Минск. "В 1997 году я перепрыгнул несколько карьерных ступенек и стал председателем совета директоров нескольких небольших, но быстро растущих фирм. Нагрузки были невероятные. Человек выдержать такое в норме может только если разделит свои календарные сутки на несколько, т. е. будет спать несколько раз в течение суток, небольшими "порциями".
Я научился спать на работе, положив голову на стол. Никакого кабинета у меня тогда не было. В этой комнате работало еще от 3 до 14 человек. Но если заткнуть уши бумагой, смоченной в воде, то шум не мешает. 20 минут сна - и можно работать дальше. И вот, как-то из-за океана звонит мой шеф. И спрашивает: "Спишь в рабочее время?". "Сплю" - отвечаю. И мы оба понимаем, что это не от спокойной жизни. "Не надо - советует. - Найди другой способ релаксации. Кофе, прогулки в обед..."
Кофе, прогулки - нет, это не мое. Не тот эффект. Тогда я снял комнату рядом с работой и начал спать на законном основании. Стоило это недорого".
"Переживание момента"
"Ученик, придя к наставнику, оставил у входа зонтик и башмаки. Учитель спросил его, слева или справа от башмаков тот поставил зонтик. Ученик не смог вспомнить и устыдился: утратив бдительность, он упустил мгновенье."
Дзенская притча
В заключение темы отдыха необходимо остановиться на таком важном аспекте взаимоотношений человека и времени, как чистое "переживание момента". В конце XX века специалист по управлению временем Стефан Рехтшафен обратил внимание на пагубность и опасность "бега за временем", постоянной спешки, в которой живет большинство людей в промышленно развитых странах.
Должен вас предупредить: на ранних стадиях применения тайм-менеджмента возможен некоторый "синдром беспокойства" о времени, иногда даже "крохоборства". Ничего страшного, это быстро проходит. Зато остается другое. Когда вы управляете временем, ощущаете его как подвластный вам ресурс - вам гораздо легче выделить его на спонтанность, "бездумное" времяпрепровождение, "творческую лень", созерцание гармонии мироздания, и другие в высшей степени достойные занятия, не имеющие непосредственной материальной цели. Планируя время, важно помнить, что "наполненность", "насыщенность" времени, его "качество - не менее важно, чем его чисто арифметическое количество. "План" и "переживание момента" должны не противоречить, а поддерживать друг друга.
Я очень люблю закаты. И в рабочее время по возможности, а во время отпуска - обязательно, выделяю время на созерцание заката. Хочешь не хочешь, а процесс этот нужно планировать. Ведь я знаю, что моя любимая стадия заката в это время года в этом месте начинается, например, в 21.15, и длится не больше 25-30 минут.
Мешает ли это планирование чистоте созерцания, не обремененного мыслями, заботами и прочими помехами? Никоим образом. Наоборот, только благодаря планированию я могу выделить нужное количество времени на закат, несмотря на загруженность делами, и самое главное - во время созерцания отключиться от всех посторонних мыслей и забот, зная, что остальные задачи и проблемы - под контролем.
У древних отцов-аскетов, оставивших нам богатейшее наследство методов самосовершенствования, была в числе прочих такая формулировка монашеского делания: "Внимание к себе и память смертная". Два этих принципа считались основополагающими для очищения души и достижения духовных высот.
В тайм-менеджменте можно найти аналогию этим принципам. "Память смертная" - осознание ограниченности человеческой жизни и ее временного ресурса, требующее не растрачивать драгоценное время жизни на пустяки. И "внимание к себе", осознанность и осмысленность жизни, постоянное отслеживание и анализ своих действий. Эти помогают выработать то обостренное чувство наполненности момента, которое делает жизнь яркой и прекрасной, а не чередой серых скучных будней.
Сергей Карелов, председатель совета директоров Silicon Information Technologies, на Первой ТМ-конференции в мае 2003 г. цитировал Рика Филдса:
"Стоит нам осознанно обратить внимание на то, чем мы заняты - готовкой, уборкой или любовью, - как это действие преобразуется и становится частью движения нашей души. И мы вдруг начинаем замечать такие штрихи и детали, которые нам были неведомы раньше; наше ощущение каждодневной жизни становится яснее, острее и, в то же время, гораздо разносторонней."
Резюме по главе 1:
Ваш шаг в настройке личного тайм-менеджмента: Потратив минимум "начальных вложений времени", наладить грамотный отдых в течение рабочего дня и в нерабочее время.
Краткие рекомендации:
* Сделайте отдых в течение дня ритмичным
* Обеспечивайте максимальное переключение
* Используйте "творческую лень"
* Повысьте эффективность сна
* Применяйте "микро-сон" в течение рабочего дня
* Выделяйте время на "переживание момента".
59. Личный опыт: эволюция хронометража
- Чем командир отличается от комиссара?
- Командир говорит "Делай как я!". А комиссар - "Делай как я говорю".
В свое время на семинарах и презентациях меня иногда спрашивали: "А сами-то вы, Глеб Алексеевич, пользуетесь тем, о чем нам так убедительно рассказываете?" После того, как я стал показывать свои реальные органайзеры на Excel и Outlook, эти вопросы прекратились. А вот в публикациях я до сих пор давал только обобщенные рекомендации, которые далеко не всегда совпадают с моей личной системой.
Пожалуй, пора дополнить описанием моего личного опыта "всеобщую теорию хронометража", изложенную в статьях "Хронометраж: система персонального управленческого учета", "Excel - конструктор для тайм-менеджера" и "Хронометраж на MS Outlook".
К одной из недавних публикаций о хронометраже читатель сделал примечание "если это тайм-менеджмент, то я пошел отсюда". Удивительно, насколько склонны бывают люди принимать часть (хронометраж) за целое (личный тайм-менеджмент), и изложение личного опыта - за категорический императив вселенского значения. Поэтому еще и еще раз громко отмечу, что нижеизложенное - личный опыт решения части задач самоуправления, а именно задач анализа личной эффективности и отчасти задач самомотивации. Про эволюцию личной системы планирования я расскажу в отдельной публикации.
Детский ТМ: 4 копейки за пачку
Начну издалека, "не про хронометраж". Вносить некоторую организацию в свою деятельность я всегда любил, первые воспоминания касаются детства. Например, довольно таки "навороченная" система домашнего документооборота - фотографий, потрепанных довоенных семейных документов, и т.д. Все это раскладывалось по папкам, составлялись реестры, и т.д. Правда, сразу после разработки системы она становилась мне неинтересна и появлялось что-нибудь еще. Впоследствии метод ограниченного хаоса родился именно как способ сочетать высокую степень личной спонтанности и хаотичности со столь же высокой любовью к структуре и логике во всем.
Эффективность наполнения времени также всегда была значима, на каком-то интуитивном уровне. Например, сколько себя помню, всегда учился в хороших школах далеко от дома, и всегда в дороге читал. В том числе довольно часто - во время пешей ходьбы от метро до школы (в хорошую погоду, естественно). Поэтому в первых классах в библиотеку наведывался несколько раз в неделю. Приятное побочное следствие - никогда не испытывал проблем с русским языком.
Еще одно воспоминание о "научной организации труда" связано с работой у отца в переплетной мастерской во время первых кооперативов. Кстати, при жестком тайм-менеджерском условии "если в дневнике появятся четверки - подработка немедленно прекращается". Одна из основных моих работ была - паковать пачки картона для книжных магазинов. Помню такой эпизод: пачки нужно было делать определенной высоты, кажется 33.5 сантиметра, чтобы в пачку помещалось стандартное количество картонок. Я каждую пачку измерял металлической линейкой, пока отец не посоветовал вырезать картонку высотой 33.5 см., согнуть ее удобным образом и измерять по ней. Скорость работы повысилась изрядно. А за каждую упакованную пачку я получал 4 копейки (еще тех, советских, когда мороженое стоило 20 копеек, а круглый черный хлеб - 14), так что стимул повышать эффективность был прямой. В результате заработал что-то около сотни рублей, купил велосипед.
Студенческий ТМ: 3 ч. 57 мин. на дорогу
Системное управление временем началось, как и у многих, с прочтения в среднестуденческие годы "Этой странной жизни" Даниила Гранина. Как человека математического и с некоторой бюрократической жилкой, сразу зацепила именно техническая сторона управления личным временем. "Мировоззренческая" пока скорее осталась за кадром, тем более что в потрепанной книге из университетской библиотеки не хватало последних нескольких страниц, где говорится об ответственности за время и необходимости "обучении времяпользованию" в школах.
График у меня тогда был достаточно плотный: университет, курсы английские, курсы водительские, курсы валаамских экскурсоводов. Кстати, случайность это или важнейшее отличие "родных" целей от "не родных": водительские курсы были "потому что нужно и в жизни пригодится". До сих пор не пригодились, и, видимо, не пригодятся - если уж идти на такое тайм-менеджерское безумие, как езда на автомобиле в московских пробках, то только с шофером, чтобы самому тратить это время на что-то более полезное. А валаамские курсы совершенно не были связаны с социально-ожидаемыми "необходимостями" - просто с удовольствием читал книги И.С.Шмелева, в частности "Старый Валаам", и заочно влюбился в это замечательное место. В результате - месяц прекрасного северного курорта (за который мне же еще деньги платили), яркие воспоминания. Плюс полезнейший опыт работы с группами туристов от 30 до 110 человек на открытом воздухе, после которого вести тренинги в любой аудитории не составляет ни малейшего труда. Думаю (в порядке ТМ-гипозеы), что любые "родные" дела имеют больше шансов, чем "неродные", оказаться полезными и при взгляде на них через несколько лет, когда в жизни многое изменилось.
Но вернемся к хронометражу. Дел много, времени мало, хочется успевать. Первый хронометраж велся на бумаге (не помню уже в каком виде) с занесением результатов и их анализом в Excel. Сначала вручную составлялась обзорная табличка по дню и неделе, затем, также вручную, подсчитывалось количество времени по категориям. Впоследствии внесение данных было упрощено - рядом с "картинкой" появились столбцы с буквами-классификаторами, например, напротив лекции по дифференциальным уравнениям могло быть что-то типа "у", т.е. учебы в университете, несколько одинаковых букв "у" по вертикали (точность учета была 5 минут). Под портретом рабочей недели Excel автоматически формировал раскладку времени по категориям.
Первые результаты были не то чтобы шокирующими, все-таки время студента более крупно структурировано, чем менеджерское, но дающими полезный материал для размышления. Наиболее интересной оказалась цифра "в среднем на дорогу в рабочий день тратится 3 часа 57 минут" (см. левую картинку в таблице; категория "еда", кажется, подразумевала чтение во время еды, поэтому поглотителем времени не считалась; категория "универ" включала и собственно учебу, и общение).
Для того, чтобы время на дорогу оптимизировать, была построена его классификация (см. правый рис. в таблице; константы служили, кажется, для автоматического разнесения времени по категориям затрат). Классификация включала пешую ходьбу, несколько видов чтения и бесполезные расходы (сборы, и т.п.) Виды чтения различались по "качеству" - в спокойном транспорте самое лучшее и "умное", в переполненном транспорте более простое, и т.п.
Благодаря классификации были внесены достаточно серьезные изменения в логистику перемещений, повысившие полезность использования времени. Например, оказалось, что при поездках с одной учебы на другую лучше не заезжать домой. Вроде бы общее дорожное время увеличивается, но резко улучшается его качество - меньше ходьбы и одеваний-раздеваний (плюс всяких "до выхода из дома все равно всего полчаса, работать смысла нет"), больше - чтения высокого качества или основной работы (вместо заезда домой можно, например, засесть где-нибудь в универе и спокойно переписать пропущенную лекцию).
Главный результат этих изысканий - в голове сформировался "персональный отдел логистики", входящий в общую структуру личного ЗАО. С тех студенческих лет я ни разу не проводил глубокий хронометраж дорожного времени, но "отдел логистики" при планировании любых встреч и поездок автоматически просчитывает оптимальные маршруты, причем оптимальные не только по времени, но и по полезности его наполнения. Кстати, эти оптимальные маршруты часто не совпадают с "самоочевидными". Если вы читали "Банкир" Лесли Уоллера, то вспомните, как финансовый магнат от резиденции до конечной станции метро ехал на Роллс-Ройсе, а дальше до офиса - на метро. Действительно, живя в мегаполисе, "нелинейной логистикой" приходится заниматься постоянно. Например, в аэропорт Домодедово я еду 45 минут на аэроэкспрессе, а не 30 на такси, т.к. в экспрессе можно спокойно работать на ноутбуке и при этом нет риска попасть в пробку.
Еще один интересный результат первых студенческих хронометражей - более "проактивный" подход к планированию работы. Например, когда очень не хочется сдавать крайне неприятный кафедральный спецкурс, на который не счел приоритетным ходить, вместо двухнедельной зубрежки проводится разведка. Данные разведки показывают, что вместо кафедрального можно зачесть любой другой спецкурс, если твоя кафедра на это письменно согласна. Дальше дело за малым: убедиться в согласии заведующего кафедрой на замену, найти подходящий спецкурс у любого дружественного преподавателя, и потратить полчаса на подобающее бюрократическое оформление всей комбинации, экономящей массу времени и нервов. (Последователи некоторых современных интернет-движений заметят, что с точки зрения тайм-менеджмента еще лучше сразу бросить вуз, и будут отчасти правы. Но лишь отчасти: любая большая социальная система имеет массу неэффективностей и ненужностей, но это не повод от нее отказываться. Нужно просто эти неэффективности обходить).
Привязка к целям и анализ "напряженности"
Следующим шагом стала привязка к целям. Вместо "механической" классификации, использовавшейся ранее (универ - дорога - курсы - и т.п.) появилась классификация на несколько ключевых направлений, в каждом из которых было 4-5 поднаправлений.
Главными целями хронометража на этом этапе было снижение расходов на менее приоритетные категории (верхний график) и отслеживание / поддержание баланса по основным категориям. Что означают 5 часов на "перекуры" в понедельник - затрудняюсь объяснить (бумажные хронометражи не сохранились, только электронные обобщенные выжимки из них), возможно туда была отнесена сладкая полудрема на каком-нибудь университетском мероприятии. А может быть, Excel где-то ошибся.
После начала трудовой карьеры появились квартальные и годовые цели и подцели, т.е. расходы времени отслеживались уже не по ключевым направлениям, а по целям (фактически это было переходом от "функционального" учета времени к "проектному"). Тогда же, во время работы в банке, я познакомился с Balanced Scorecard (пришлось покупать книжку Нортона и Каплана на amazon.com, в России на тот момент она вроде бы еще не переводилась) и попробовал приложить эту методологию к управлению личным временем. Большого развития в моей личной работе эта идея не получила, хотя до сих пор представляется мне полезной и интересной. Вообще, тонкие и сложные формы классификации и разнесения затрат времени мне сейчас не близки ("переболел" этим в первые два года хронометража), предпочитаю использовать более грубые и простые инструменты решения частных задач, а не универсальной и всеобъемлющей оптимизации личной работы.
Пример такого простого решения частных задач: появление показателя, любимого и активно применяемого до сих пор - распределения времени на категории по степени напряженности. Работа помощника Председателя Правления предполагала достаточно высокую свободу и ненормированный график, как и дальнейшая жизнь консультанта и бизнесмена. Поэтому важным элементом личной работы уже тогда стало нормирование и регулирование количества насилия над собой, без которого я не мыслю развития (см. рецензию на "Пандем" Дяченко).
На графике с неточным названием "по эффективности" виден пример отслеживания динамики напряженности времени. Обычно она отслеживалась за неделю; также иногда проводились сравнения с прошлым годом. В тогдашней системе к первой категории относилась вся работа (и профессиональная, и "культурная", и учеба), ко второй - все "обеспечение" (пешая ходьба, хозяйство, и т.п.). Сейчас (2004 г.) напряженность делится несколько по-другому, но суть осталась прежней: выжать из своего организма биологически и интеллектуально возможный максимум. А также, оптимизируя организацию работы и отдыха, повышать нормативное значение этого максимума.
Интеграция хронометража и дневника
Вести дневник я начал значительно раньше, чем хронометраж. Считаю крайне сомнительными аргументы против этого полезнейшего инструмента самоуправления. Конечно, при желании даже пуховой подушкой можно убить человека, что уж говорить об опасности перочинного ножа. Но возможность вреда от употребления инструмента - не причина уходить назад в пещеры и отказываться от него. Вспомню полезное наблюдение Алексея Бабия в статье "Хронометраж или Алгебра любви-3": "...Я прочел уйму биографий и автобиографий великих людей, пытаясь понять их секрет. В конце концов, увидел одно, что их объединяет: именно вот это внимательное отношение к своему внутреннему миру, непрерывное и жесткое отслеживание своих мыслей, порывов, и т.д."
В моей работе дневник, во-первых, помогает выделить время на рефлексию, важные решения мне легче принимать в процессе письменной фиксации событий и размышлений. Во-вторых, я регулярно обращаюсь к прошлым записям и узнаю про себя и окружающих много нового и интересного. Наша память - очень гибкий инструмент, легко подстраивающий воспоминания под нужды текущего дня. Дневник помогает повысить адекватность картины мира и объективность оценок.
Сначала дневник представлял собой просто заметки на полях календарей. Постепенно эти заметки расширялись, перешли в электронный вид и интегрировались с хронометражом, который велся уже не на бумаге, а целиком в Excel. Выглядело это так:
Один лист Excel включал неделю, дни располагались по вертикали. Слева - хронометражный портрет дня с точностью 15 минут, классификаторы были и "техническими" (напр. Хеда - хозяйство / готовка еды), и проектными (Кн орг - проект "работа над ТМ-книгой", оргвопросы с издательством). Рядом с классификаторами могли ставиться пометки состояния и совмещения - [1] - это музыка (внизу дневного листа эта пометка расшифровывалась, например "Вагнер, Валькирия"), "еда" - один из режимов совмещения.
Далее следует текстовый блок - дневник (в лист Excel вставлены прямоугольники-рисунки, внутри которых текст). Технически решение крайне неудачное, трудно найти нужный текст, изменить форматирование, сделать выборку по проекту, и т.п. Хотя по сравнению с бумажным дневником от руки и это было большим прогрессом.
Справа - столбец автоматического подсчета показателей. В верхней части листа вводился в определенное поле классификатор интересующих меня в эту неделю расходов времени, и автоматически отслеживался каждый день нарастающим итогом. Например, при необходимости выделять из "текучки" время на ТМ-книгу, отслеживался расход времени по классификатору "Кн".
В целом, на этом этапе анализ расходов времени с рисованием красивых диаграмм проводился крайне редко. Хронометраж выполнял в основном функцию оперативного самоуправления (через отслеживание одного-двух "тактических" показателей в течение текущей недели) и функцию фиксации "портрета" дня, фактически являющегося частью дневника, "материализации" опыта.
Работа над ТМ-книгой: оперативный хронометраж
Многие знакомые консультанты удивляются: "Глеб, как ты умудрился, осуществив столько проектов и создав консалтинговую компанию, еще и написать такую толстую умную книгу?" В проекте написания ТМ-книги как раз помог хронометраж, несмотря на всю, казалось бы, "неформализуемость" творческого труда.
Поскольку написание книги - дело трудоемкое, а главное, энергоемкое, требующее больших ресурсов мотивации, этот процесс хронометрировался отдельно. При этом учитывалось не только время, но и результаты в знаках. На каждую из четырех частей книги заводился лист в Excel:
Сверху на рисунке приведена небольшая часть записей, делавшихся в ходе работы. Запись включает длительность рабочего блока (как правило 1-2 часа, причем время "нетто", без перерывов на отдых), далее количество сделанного текста в знаках и комментарий по содержанию работы, например "глава 3 - часть 2 - подраздел 1 - место стандартов в личной работе". Единички и нолики вокруг - какие-то технические автоподстановки для подсчета результатов.
Самое главное в этом хронометраже - автоматический подсчет производительности труда и прогнозирование на его основе. Под учетными записями автоматически подсчитываются промежуточные итоги - отработано всего 3300 минут (т.е. 55 часов), 111800 - фактическое количество сделанного текста в знаках. Эти показатели автоматически отслеживались Excel'ем по ходу работы над статьей. Автоматически вычислялась производительность труда: по чистому времени писания текста (без учета времени планирования и "вычитки" написанного) и по общему времени работы над текстом. Вручную вводились прогнозируемый общий объем в знаках (исходя из сравнения этой части книги с предыдущими и со статьями) и количество дней, в которые необходимо уложиться (например, из соображений "закончить 2-ю часть до выезда на региональный семинар", или с учетом оговоренных сроков сдачи текста).
Исходя из известной фактической производительности труда, Excel автоматически показывал количество часов работы, необходимых для завершения текущей части книги, и количество оставшихся дней с учетом введенного вручную бюджета ежедневных расходов времени на книгу. (На картинке эти показатели не очень характерны, т.к. отражают ситуацию по завершении статьи, а не в процессе работы). По мере продвижения в написании текста показатель "прогнозируемый объем статьи" уточнялся.
Помимо эффективной самомотивации и прогнозирования "укладываемости в сроки", эта система помогла найти некоторые неочевидные решения, повышающие эффективность. Например, в начале много времени тратилось на "раскачку". Было найдено решение: вычитка и правка предыдущей части книги осуществлялась не по завершении работы, а в начале следующего рабочего блока. Т.е. написали 3-ю главку, ушли на обед, вернулись, вычитали 3-ю главку, по ходу вычитки "раскачались" на написание четвертой. Время на раскачку и втягивание в работу сократилось в разы.
60. Обобщенная система управления жизненным успехом
Несколько лет назад, изучая вопросы организации и планирования жизни, а также управления временем, я пришел к выводу, что самоменеджмент и тайм-менеджмент - это только инструментальные средства, предназначенные для повышения вероятности достижения успеха. Отсюда возник вопрос, что такое Жизненный успех и как он достигается. Можно очень активно применять методы организации жизни, а все равно испытывать проблемы в своей Жизни.
В связи с этим я решил обобщить в некое единое целое весь объем материала, посвященного достижению Жизненного успеха. В связи с большим количеством публикаций, посвященных данной тематике, я не буду приводить отдельного списка литературы. Можно отметить, что это литература по соответствующим разделам философии и психологии, включая вопросы физиологии, огромное количество литературы по достижению успеха, а также литература по самоменеджменту и тайм-менеджменту.
Хочу назвать только несколько фамилий авторов, чьи работы, на мой взгляд, важны для осмысления того, как же добиться успеха в своей жизни: Н.М. Амосов (биологическая и социальная кибернетика), Максвелл Мольц (психокибернетика), Роберт Штернберг (влияние мышления на успех), Джим Рон (философия жизни), Стивен Кови (философия и организация жизни), Н.И. Козлов (прагматические Принципы Эффективной Деятельности), Наполеон Хилл и Брайан Трейси (практические рекомендации по достижению успеха). Также рекомендую прочитать на сайте www.improvement.ru интересную статью Анны Ивановой "Манифест Светлых Тайм-менеджеров". Некоторую дополнительную информацию о моем понимании данной проблемы можно получить из моей дискуссии с Анной Ивановой, в которой я публиковал свои сообщения под псевдонимом "Посторонний".
Так что же такое Жизненный успех и как его достичь? Вначале необходимо отметить, что мой подход, так сказать, материалистическо-кибернетический. Материалистический в том смысле, что "бытие (базис) определяет сознание (надстройку)". Сознание и, соответственно, деятельность человека, конечно, влияют на окружающую реальность, но это влияние вторично по отношению к первичному "задающему" воздействию окружающей реальности на человека. Кибернетичность подхода заключается в том, что для решения задачи достижения Жизненного успеха я постарался взять из теории управления (кибернетики) некоторые базовые принципы построения динамических систем управления.
Необходимо различать успех (в частных случаях, в "локальном" смысле), Жизненный успех (в "глобальном" смысле) и счастье. Успех, в его локальном варианте, возникает при достижении, реализации некоторой поставленной цели. О Жизненном успехе можно говорить, когда человек последовательно, на протяжении длительного периода жизни успешно решает стоящие перед ним задачи и реализует целый ряд своих целей. Если успех и Жизненный успех - это результат действий человека, то счастье - это чувство, испытываемое человеком при достижении Жизненного успеха.
При этом понятие счастья шире, чем понятие Жизненного успеха. Счастье охватывает (должно охватывать) все стороны жизни человека, тогда как Жизненный успех все-таки может ограничиваться одной-двумя сферами. Таким образом, решая задачу достижения Жизненного успеха, необходимо осмыслить понятие счастья в жизни человека. О счастье написано очень много и существует много определений того, что же такое счастье. Так как, пожалуй, общепризнанно, что это - индивидуальное чувство, то, естественно, каждый будет его переживать по-своему. В рамках принятого обобщенного подхода к проблеме Жизненного успеха можно попробовать дать некоторые рекомендации по достижению счастья.
Во-первых, необходим баланс Эмоционального, Интеллектуального, Физического и Социально-экономического Параметров Жизни человека. Соответственно, для охвата этих видов баланса выделяют следующие Структурные Направления Деятельности: 1) служебное, 2) личное, 3) семейное, 4) спорт и отдых. Далее в рамках указанных направлений выделяют Ключевые Сферы Деятельности для постановки целей: 1) здоровье и самочувствие, 2) образование и умение, 3) работа и карьера, 4) экономическое положение и материальные блага, 5) человеческие взаимоотношения, 6) использование времени. И, наконец, для каждой сферы деятельности указывают Жизненные Роли человека, ставят необходимые цели и определяют задачи, подлежащие решению. Можно тут же отметить, что рекомендуется иметь одну-две Глобальные Цели (Главная Цель всей жизни), для достижения которых ставят и решают долгосрочные, средне- и краткосрочные цели и задачи. В принципе, это относится к сфере самоменеджмента.
Во-вторых, необходим баланс между следующими Параметрами Развития человека: 1) духовными и материальными ценностями, 2) жизнерадостностью и сосредоточенностью, 3) гибкостью и твердостью, 4) активностью и жизненно необходимой релаксацией, 5) рабочей загруженностью и умением отдыхать, 6) умением подчиниться обстоятельствам и уважением к себе, 7) официальностью и неформальностью. Благодаря такому балансу у человека должны сотрудничать друг с другом его собственный ум и интеллект, эмоции и воля, голова и сердце.
В литературе очень много говорится о невозможности обретения счастья при сравнении себя, своих достижений с достижениями более успешных людей, так как при этом неизбежно возникновение чувства зависти и желания иметь то же самое, что и у других. И это желание можно реализовывать до бесконечности. С другой стороны, даются рекомендации, заключающиеся в том, что можно почувствовать себя более счастливым, осознав свои преимущества при сравнении себя с людьми, обладающими по отношению к вам какими-либо недостатками, например, физическими, образовательными, имущественными и др.
Не отрицая полностью данных рекомендаций, в рамках материалистического подхода представляется более точным понимание счастья, основанное на известном высказывании о том, чтобы "Желания совпадали с Возможностями". Но для действительно счастья этого мало. Необходимо, чтобы человек своими Действиями Исполнял свои Желания и, соответственно, Изменял окружающую Обстановку так, чтобы его Возможности могли Реализовываться в окружающей его Среде. Также изначально для полной Реализации Возможностей человек должен находиться в Подходящей для этого окружающей Обстановке. Учитывая все вышесказанное, приходим к следующей Формуле Счастья:
Счастье - это динамическое развитие по следующей спиральной цепочке:
... ?> Возможности человека должны Соответствовать окружающей его Реальности ?>
?> Желания человека должны Совпадать с его Возможностями ?>
?> Действия, совершаемые человеком, должны Реализовывать его Желания ?>
?> Реальность должна Трансформироваться под влиянием совершаемых Действий ?> ...,
которая разворачивается в каждом из Структурных Направлений Деятельности
и при этом соблюдаются все виды баланса между:
Параметрами Жизни человека, Ключевыми Сферами Деятельности и Параметрами Развития.
Коротко, наверное, можно сказать, что девизом этой Формулы является слово СамоРеализация, в отличие от простого СамоРазвития. Процесс саморазвития хотя и охватывает важные для человека сферы жизни, и приводит к повышению физических, интеллектуальных и творческих способностей и возможностей человека, но при этом характеризуется пассивностью в том смысле, что при саморазвитии человек адаптирует себя под окружающую его реальность. Саморазвитие направлено на изменение (улучшение) самого человека, а не окружающей его среды. В то же время самореализация - это активный процесс, при котором человек реализует все свои способности и потенциальные возможности и, соответственно, преобразует окружающую его среду таким образом, чтобы иметь еще больше шансов реализовать свой потенциал. А при саморазвитии абсолютно не гарантирована реализация потенциальных возможностей человека: человек может постоянно повышать свой потенциал, но никогда его так и не реализовать. Поэтому для достижения Жизненного успеха и обретения счастья центральной идеей является именно самореализация, которая, несомненно, включает в себя саморазвитие как составную часть.
К Формуле Счастья необходимо сделать несколько дополнительных пояснений. Во-первых, действие Формулы Счастья и работы схемы приводимой ниже необходимо рассматривать только в динамике (в зависимости от времени)! Это не статика, когда что-то произошло и на этом все остановилось. Все это непрерывно меняется во времени. Соответственно, можно сказать, что счастье (в наиболее общем смысле) и достижение Жизненного успеха через реализацию поставленных целей - это не состояние, а непрерывный процесс во времени.
Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что речь идет о полном, активном, осознанном счастье. Под полным счастьем понимается то, что правильно работают все звенья указанной цепочки, и эта цепочка разворачивается во всех Структурных Направлениях Деятельности при соблюдении всех видов баланса. Под активным счастьем понимается то, что человек создает свое счастье и добивается Жизненного успеха сам - своими активными действиями, в соответствии с высказыванием "Человек сам кузнец своего счастья". Под осознанным счастьем понимается то, что человек полностью осознает, почему он счастлив и что именно, и как он может еще улучшить в своей жизни. Необходимо также отметить, что выполнение данной Формулы Счастья приводит, может быть, к некоему, недостижимому для некоторых людей идеальному варианту. Но это такой вариант, к которому люди могут и должны осознанно и активно стремиться.
В-третьих, может быть замечено, что счастье - это чувство. И, следовательно, каждый человек переживает его "своим сердцем" по-своему. Здесь необходимо уточнить различия между ощущениями, эмоциями, чувствами и мыслями. По этому поводу между психологами до сих пор ведутся дискуссии. Но упрощенно можно сказать следующее. С мыслями относительно все понятно - это "продукт" деятельности нашего сознания, ума. Ощущения - это физиологические реакции человеческого тела на внешние раздражители: ощущение холода, тепла, боли и т.д. Эмоции - это тоже своеобразные упрошенные реакции мозга человека, подсознания на внешние воздействия: различают эмоции страха, радости, горя, гнева и др.
Сложнее всего, пожалуй, ответить на вопрос, что такое чувства. Предлагаемый в рамках данного подхода ответ на этот вопрос состоит в том, что чувство - это осмысленная эмоция. Т.е. упрощенная реакция мозга - эмоция - проходит через сознание и наполняется мыслью (осмысливается), и таким образом возникает чувство, как синтез эмоции и мысли. Соответственно, говорят о чувстве любви, ненависти, единения, сопереживания, зависти и чувстве счастья. Таким образом, хотя счастье и "переживается сердцем", но это обязательно осмысленное человеком понимание его взаимоотношений с окружающим миром и людьми. Поэтому можно говорить об осознанном счастье.
И, наконец, в-четвертых, сразу же надо определиться с различиями между желаниями, мечтами, намерениями и целями. Желания относятся к сфере эмоций. Желание возникает как подсознательная реакция человека на то, что он Хочет получить что-то такое чего нет у него, а есть у другого (а может быть у него тоже есть, но он Хочет этого еще больше). Мечты относятся к сфере мыслей. Говорят, что человек мечтает, думает о чем-то. Но эти мысли расплывчаты, не являются четко структурированными, у человека отсутствует точное понимание того, как он это "что-то" получит, а зачастую отсутствует и точное понимание того, что же конкретно он хочет получить. Т.е. предмет мечтаний тоже несколько не определен. Намерение - это оформившаяся Мысль о том, что же конкретно человек Хочет, Желает получить. При этом человек как бы говорит себе, что он действительно будет прикладывать усилия для того, чтобы получить то, что он хочет. Но при этом отсутствует конкретный план действий. Цель - это точно сформулированное Намерение с конкретным планом действий по ее достижению. Цель - это чеканная формулировка: что, когда и каким образом мы получим.
Итак, определившись с алгоритмом достижения счастья или, в более узком смысле, Жизненного успеха на основе действия полученной Формулы Счастья и разобравшись с некоторыми основными понятиями, можно попробовать обобщить, как было написано в начале статьи, в некое единое целое весь объем материала, посвященного достижению Жизненного успеха. Такое обобщение было проведено и, используя принципы кибернетики, была получена представленная в конце статьи Структурная схема реализации жизненных планов, работающая на основе алгоритма Формулы Счастья. На схеме полностью указаны все обозначения, необходимые для понимания взаимосвязей между структурными элементами. Однако нужно сделать несколько дополнительных пояснений.
Квадраты-блоки моделируют некоторые объекты. Эти объекты имеют разную природу, но у них есть общие свойства - то, что их можно рассматривать как реально существующие (иногда несколько условно), и то, что в процессе существования этих объектов мы получаем некоторые результаты их действия в виде так называемых выходных сигналов. Стрелки, стоящие после блоков, и есть выходные сигналы объектов, результаты их работы. Кружочки - это суммирующие устройства (сумматоры) с положительными (светлые треугольники) и отрицательными (черные треугольники) входами. Т.е. если выходной сигнал с блока поступает на черный вход сумматора, то он вычитается, а если сигнал поступает на светлый вход сумматора, то он складывается.
Теперь попробуем коротко пояснить работу схемы. Вначале напомним, что, как указывалось выше, работу схемы необходимо рассматривать только в динамике. В соответствии с материалистическим подходом, в самом начале на человека влияет окружающая среда в виде внешних воздействий. Тело человека вырабатывает ощущения, а мозг - эмоции на основе принципа Стимул > Реакция. Этот принцип известен в бихевиористическом подходе к личности человека, но как указывает С.Кови, со ссылкой на логотерапию В.Франкла, у человека между Стимулом и Реакцией есть Выбор. Поэтому указанный принцип помещен именно в это место схемы, как наиболее подходящее для данного вида взаимодействий. Далее ощущения и эмоции проходя через подсознание, трансформируются в желания и мечты. При этом для эффективного функционирования человека в современной социальной среде обязательно должна учитываться Иерархия потребностей, рассмотренных в теории А.Маслоу. Стрелка вверх указывает на то, что желания и мечты возникают у человека непрерывно, а также, что в своих желаниях и мечтах человек может "уноситься" бесконечно все дальше и дальше. Также необходимо подчеркнуть, что именно желания и мечты являются базой, движущей силой для достижения истинного успеха человеком. Поэтому они и расположены в начале всей следующей цепочки.
У человека также существуют определенные возможности для реализации своих желаний. Эти возможности формируются как результат суммы трех составляющих: начальных условий (которые задаются или исходным состоянием, в котором находится человек перед началом реализации своих планов, или родителями, если это начало жизненного пути), текущих достижений (меняющихся во времени результатов реализации планов) и постоянно воздействующих на человека обстоятельств жизни. Знак минус здесь означает, что человек все время должен прикладывать целенаправленные усилия по изменению окружающей его реальности. Если результаты деятельности человека как бы полностью соответствуют, "равны" его окружению, то возможности будут определяться только начальными условиями. А если результаты действий человека "превышают" его окружение, человек выходит за рамки своей среды, то его возможности сразу возрастают.
Далее желания и мечты с одной стороны, и возможности с другой стороны поступают на блок обозначенный "&A" с выходом "Намерение". Это Анализатор на основе логической операции "И". Т.е. когда наши Желания И Возможности совпадают, мы можем позволить себе сформировать Намерение что-то сделать. "Лесенка" рядом с выходом "Намерение" показывает дискретный характер формирования намерений человека.
Намерение, проходя через сознание (сумматоры рассмотрим позже), трансформируется в цель (на основе личной философии). Далее чувства вырабатывают самомотивацию (область психологии), а личное здоровье дает нам энергию для деятельности. Деятельность (действия, совершаемые человеком) возникает как результат суммирования энергии человека и его прогнозирования, что он добьется в обозримом будущем (т.е. куда эту энергию надо "приложить"). Деятельность через механизмы самоменеджмента и тайм-менеджмента приносит нам результаты, с помощью которых человек меняет окружающую его среду и добивается, таким образом, успеха (а если деятельность была неправильная и результаты "плохие", то окружающая человека реальность будет меняться в худшую для него сторону).
Эффективность действий человека можно рассматривать как результат суммирования трех составляющих: непосредственно развиваемой деятельности, результатов этой деятельности и влияния внешних воздействий. Результаты деятельности, достижения (если они, конечно, положительные) повышают общую эффективность. Сама деятельность, поскольку она включает в себя значительные энергозатраты, должна учитываться со знаком "минус". Т.е. человек будет наиболее эффективен, когда при незначительных действиях (минимум энергозатрат) будет получать большие результаты. А если для достижения тех же результатов ему потребуется совершать больше действий, то тогда общая эффективность будет уменьшаться. Также и влияние внешних воздействий на эффективность должно учитываться со знаком "минус" по той же причине, которая указывалась при обсуждении формирования возможностей: эффективность будет тем больше, чем больше "разность" между достижениями человека и окружающей его реальностью. Далее интеллект человека (или его интуиция), анализируя полученную эффективность (фактически сравнивая деятельность человека - затрачиваемые усилия, полученные результаты и условия окружающей реальности) выдает прогноз о будущем состоянии человека. Т.е. в результате анализа мы получаем информацию о том, насколько успешно мы двигаемся к поставленной цели.
На один из входов трехвходового сумматора, стоящего перед блоком "Чувства", в виде задающего воздействия поступает сигнал Цель, формируемый сознанием. На второй, отрицательный вход в виде обратных связей поступают сигналы прогнозирования будущего человека (т.е. прогноз о том, движется ли человек к поставленной цели) и информация о реальных достижениях (прогноз - это не реальность, он может быть и не точным). В результате суммирования-вычитания этих трех сигналов, мы получаем так называемый сигнал рассогласования, ошибку в достижении поставленной цели. И, фактически, эта ошибка, проходя через чувства, должна вызывать появление самомотивации. Т.е. если реальные достижения (и прогноз) далеки от поставленной цели, то ошибка большая и, соответственно, самомотивация и вырабатываемая энергия должны быть большими. Если мы в своих результатах приближаемся к поставленной цели (и прогноз это подтверждает), то сигнал рассогласования (ошибка) уменьшается и может возникать чувство самоуспокоенности, при котором самомотивация и вырабатываемая энергия уменьшаются. Чтобы этого не происходило, сознание постоянно должно вырабатывать новые задающие воздействия - следующие цели. Аналогично работает сумматор с входом "Намерение": когда реальность окружающей среды совпадает с намерением, которое было у человека, то разность между ними, осмысливаемая сознанием, становится равна "нулю". И у человека не возникает больше целей, которые он должен себе поставить для дальнейшего развития. Чтобы этого не происходило, желания и мечты должны постоянно влиять на генерацию новых намерений, естественно, при их подкреплении возможностями.
Кстати, интересно еще отметить, что, рассматривая предложенную в схеме последовательность блоков: тело > мозг > подсознание > сознание > чувства > планирование-выполнение > окружающая среда, мы получаем для прохождения сигналов чередующуюся цепочку материального (рационального) и идеального (иррационального): объективность > рациональность > иррациональность > рациональность > иррациональность > рациональность > объективность.
Таким образом, предложенная структурная схема (иначе говоря, система управления) показывает, как все блоки и взаимосвязи должны вместе работать, чтобы с высокой степенью вероятности добиваться успеха. Если где-то как-то человек вел себя неправильно или что-то не понимал - это означает, что или неправильно работает какой-то блок, или повреждена связь между блоками. Если мы, допустим, формируем какую-то Цель, но при этом необходимых Возможностей не имели, то это означает, что, например, неправильно работал наш Анализатор, сформировавший неверное Намерение, и существует высокий риск того, что мы этой Цели и, соответственно, успеха в данном случае не добьемся. Конечно, человек и в этих условиях может, в конце концов, выправить ситуацию и добиться своей цели, но риск неудачи, а, главное, затрачиваемые время, усилия и ресурсы при этом будут гораздо больше. Так что, предложенную схему можно рассматривать и как тренажер по выявлению неправильно работающих блоков и связей (личных ошибок, с наиболее общей точки зрения) в случаях наличия постоянных проблем при достижении поставленных целей.
Результатом работы схемы является моделирование поведения человека при изменении им окружающей его реальности для достижения поставленных целей, успеха (в локальном смысле), а также достижения Жизненного успеха (в глобальном смысле). Предложенная система управления Жизненным успехом - это некоторый обобщенный взгляд на то, как добиваться успеха в жизни. Понятно, что в рассмотренной схеме практически не раскрывается внутренняя структура блоков - это сфера отдельных областей знаний: физиология, философия, психология, самоменеджмент и тайм-менеджмент. Также можно отметить, что прямых и обратных связей между блоками, а также и самих блоков, в реальности гораздо больше.
И в заключение, хочется сказать следующее. Не так давно вышла книга: Щербатых Ю.В. "Психология успеха. Технология достижения целей в жизни и бизнесе". - М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 384 с. В этой книге есть ряд моментов, перекликающихся с материалом, представленным в данной статье, например, "Успех - это непрерывное движение" или "Цель - это мечта, которая должна осуществиться точно к определенному сроку" (цитаты из книги). Так вот, в главе "Правильная постановка цели" автор приводит "Алгоритм формирования стратегической цели и ее достижения". И хотя этот алгоритм представлен в виде алгоритмической блок-схемы и посвящен решению только одной задачи - формированию цели, представляется, что глубинная идея этого алгоритма (в частности, выраженная наличием в нем некоторых обратных связей) в какой-то степени близка идеологии разработанной в настоящей статье системы управления (структурной схемы). Что, возможно, подтверждает правомерность представленного в статье подхода.
61. Утренний старт
Не секрет, что далеко не все люди по утрам просыпаются в хорошем тонусе. По статистике, так называемых "сов" - больше всего, около 40%, жаворонков - 20-25%, остальных некоторые ученые называют "голубями", они могут гибко перестраивать свой режим в зависимости от обстоятельств. Тем не менее, объективная реальность такова, что общий рабочий ритм предприятий и организаций ориентирован скорее на жаворонков, а не на остальных. Хочешь - не хочешь, а в 9.00 или 10.00 утра уже надо быть полностью готовым "к труду и обороне".
Что касается лично меня, я наверное, даже не сова, а кошка. Если бы была возможность следовать своим естественным ритмам, я бы просыпалась в два часа дня, медленно раскачивалась. В 17.00 я ощущаю себя в хорошем "утреннем" тонусе, готова совершать подвиги и переворачивать мир, но почему-то обнаруживаю, что делать это не с кем, так как большинство нормальных людей свой рабочий день уже заканчивает. В три часа ночи у меня творческий полет, в пять утра я спокойно засыпаю. Естественный ритм бизнес-среды остается за рамками моего "натурального" режима, поэтому приходится себя "ломать", "гнуть" и перестраивать.