<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  - родители (один из них);
  • их законные представители:
  - опекуны;
  - попечители и др.;
  - лечебные, воспитательные, социальные учреждения;
  - органы опеки и попечительства;
  - другие государственные органы и лица, на воспитании которых находятся несовершеннолетние.
  Требования о взыскании алиментов на содержание совершеннолетних нетрудоспособных братьев и сестер вправе предъявить:
  - лично братья и сестры;
  - опекуны или попечители в случае недееспособности или ограничении в дееспособности братьев и сестер.
  Размер алиментов устанавливается:
  - соглашением сторон;
  - при отсутствии соглашения сторон - судом, в зависимости:
  - от материального положения плательщика алиментов;
  - семейного положения плательщика алиментов;
  - других, заслуживающих внимания интересов сторон.
  Алименты уплачиваются:
  - ежемесячно;
  - в твердой денежной сумме.
  Братья и сестры могут быть привлечены к выплате алиментов:
  - в равных или разных долях;
  - один из братьев или сестер в полном объеме.
  Несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи внуки имеют право на получение алиментов от своих дедушки и бабушки.
  Основаниями данной алиментной обязанности является:
  - невозможность получения содержания от своих родителей;
  - наличие у плательщика необходимых средств для выплаты алиментов.
  Алиментная обязанность возлагается вне зависимости от того, трудоспособны дедушка и бабушка или нет.
  При предъявлении иска к одному из дедушек или бабушек истец вправе требовать получения содержания:
  - от дедушки и бабушки со стороны второго родителя;
  - иных алиментных обязанностей второй очереди.
  Такое же право на получение алиментов от бабушки и дедушки предоставляется совершеннолетним нетрудоспособным, нуждающимся в помощи внукам, если они не могут получить содержание:
  - от своих супругов (в том числе бывших);
  - родителей.
  Нетрудоспособные нуждающиеся в помощи дедушка и бабушка имеют право на получение алиментов от своих внуков. Основанием данной алиментной обязанности являются:
  - нетрудоспособность дедушки и бабушки;
  - их нуждаемость в помощи;
  - невозможность получения алиментов от своих трудоспособных детей или супруга (бывшего супруга);
  - совершеннолетие внуков;
  - наличие у внуков необходимых для уплаты алиментов средств. При предъявлении иска к одному из внуков истец вправе требовать учета возможности получения содержания с других внуков и иных лиц, обязанных уплачивать алименты (второй очереди).
  Фактическими воспитателями называются лица, воспитывающие и содержащие ребенка без назначения их опекунами (попечителями), а также не являющиеся его приемными родителями.
  Не имеют права на получение алиментов как фактические воспитатели:
  - опекуны;
  - попечители;
  - приемные родители.
  Фактическими воспитателями могут быть:
  - посторонние ребенку лица;
  - отдаленные родственники (не обязанные по закону предоставлять ему содержание);
  - члены семьи (обязанные содержать ребенка):
  - дедушка;
  - бабушка;
  - братья и сестры.
  Нетрудоспособные нуждающиеся фактические воспитатели, не имеющие возможности получать содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей, супругов (бывших супругов), вправе требовать содержания от своих совершеннолетних трудоспособных бывших воспитанников.
  Основания возникновения алиментной обязанности воспитанников в отношении фактических воспитателей:
  - фактическое воспитание и содержание ребенка в прошлом в течение достаточно продолжительного срока лицом, не являющимся опекуном (попечителем), приемным родителем;
  - нетрудоспособность и нуждаемость материальной помощи фактического воспитателя;
  - невозможность получения содержания фактического воспитателя от своих совершеннолетних трудоспособных детей, супругов (бывших супругов);
  - трудоспособность и совершеннолетие фактических воспитанников.
  Указанная выше обязанность возлагается на бывших фактических воспитанников вне зависимости от наличия у них необходимых средств для уплаты алиментов.
  Суд вправе освободить воспитанников от обязанности содержать фактических воспитателей, если:
  - последние содержали и воспитывали их менее 5 лет;
  - содержали и воспитывали своих воспитанников ненадлежащим образом.
  Освобождение фактических воспитанников от обязанности по уплате алиментов фактическим воспитателям, содержавшим воспитанников менее 5 лет, является правом, а не обязанностью суда.
  Совершеннолетние трудоспособные пасынки и падчерицы обязаны содержать отчима и мачеху при наличии следующих обстоятельств:
  - нетрудоспособность и нуждаемость в материальной помощи отчима и мачехи;
  - трудоспособность и совершеннолетие падчериц и пасынков;
  - наличие у падчериц и пасынков необходимых для уплаты средств;
  - отсутствие возможности у отчима и мачехи получать содержание от своих совершеннолетних трудоспособных детей, супругов (бывших супругов).
  Основаниями, которые предоставляют право суду освободить пасынков и падчериц от обязанностей содержать отчима или мачеху, являются:
  - период, в течение которого осуществлялось воспитание и содержание пасынков и падчериц, составлял менее 5 лет;
  - выполнение обязанностей по воспитанию и содержанию пасынков и падчериц осуществлялось ненадлежащим образом.
 
 51. Порядок уплаты и взыскания алиментов
  СК предусматривает добровольный порядок уплаты алиментов, т. е. по соглашению сторон об уплате алиментов.
  В случае отсутствия соглашения об уплате алиментов СК предусматривает судебный порядок уплаты алиментов, т.е. взыскание алиментов по решению суда.
  Основанием взыскания алиментов в судебном порядке является отсутствие соглашения об уплате алиментов:
  - между плательщиком алиментов и их получателем;
  - законными представителями указанных лиц (в случае их недееспособности).
  При наличии между сторонами соглашения об уплате алиментов истец вправе требовать в судебном порядке только:
  - принудительного исполнения соглашения;
  - изменения соглашения;
  - расторжения соглашения;
  - признания соглашения недействительным.
  На требование о взыскании алиментов в судебном порядке не распространяется исковая давность, т. е. лицо, имеющее право на получение алиментов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании алиментов независимо от срока, истекшего с момента возникновения прав на алименты, если алименты не выплачивались ранее по соглашению сторон об уплате алиментов.
  Алименты присуждаются на будущее время. В порядке исключения возможно взыскание алиментов (в пределах 3-летнего срока) за время, предшествующее представлению иска, только при наличии следующих условий:
  - до момента обращения в суд алименты не выплачивались;
  - лицо, требующее алименты, принимало меры к получению алиментов, но они не были получены в результате уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты.
  Суд вправе вынести постановление о временной уплате алиментов до вступления решения суда в законную силу. В этом случае алименты выплачиваются с момента вынесения решения суда до момента вступления его в законную силу.
  При взыскании алиментов на несовершеннолетних детей возможно вынесение постановления о временной уплате алиментов и до вынесения судом решения - с момента обращения в суд.
  Процедура взыскания алиментов заключается в том, что судебный пристав направляет исполнительный лист администрации организации, где работает плательщик алиментов.
  На основании исполнительного листа, судебного приказа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов администрация организации, где работает плательщик, обязана удерживать алименты из его заработной платы или иного дохода и перечислять их за счет получателя в 3-дневный срок.
  Администрация организации, где работает плательщик алиментов, на основании решения суда или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов обязана в 3-дневный срок сообщить судебному приставу по месту исполнения решения о взыскании алиментов и лицу, получающему алименты, об увольнении лица, обязанного платить алименты, а также о новом месте его работы или жительства, если оно известно.
  Лицо, обязанное уплачивать алименты, должно в 3-дневный срок сообщить судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, о перемене места работы или жительства, а при уплате алиментов несовершеннолетним детям - и о наличии дополнительного заработка или иного дохода.
  В случае несообщения по неуважительной причине указанных выше сведений виновные в этом должностные лица и иные граждане привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.
 
 52. Изменение размера алиментов и освобождение от их уплаты
  Изменение размера алиментов и освобождение от их уплаты осуществляется только по решению суда.
  Основанием для изменения установленного судом размера алиментов и освобождения от их уплаты являются:
  - изменение материального положение одной из сторон. Под изменением материального положения сторон понимается как улучшение, так и ухудшение имущественного положения получателя или плательщика алиментов;
  - изменение семейного положения одной из сторон;
  - иные заслуживающие внимания обстоятельства или интересы сторон.
  Суд вправе отказать во взыскании алиментов на совершеннолетних дееспособных лиц:
  - если установлено, что указанное лицо совершило в отношении лица, обязанного уплачивать алименты, умышленное преступление (т. е. любое предусмотренное нормами УК и совершенное как с прямым, так и с косвенным умыслом);
  • в случае недостойного поведения совершеннолетнего дееспособного лица в семье, которое выражается:
  - в совершении административных или иных правонарушений;
  - нарушении общественных норм морали.
  Данные обстоятельства могут служить основанием для удовлетворения требования плательщика алиментов об освобождении его от дальнейшей уплаты алиментов, взысканных раннее судом на совершеннолетних дееспособных лиц.
  Основанием алиментного обязательства является личная семейная связь между получателем и плательщиком алиментов, поэтому в случаях, перечисленных выше, взыскание алиментов утрачивает свое моральное основание.
  Отказ во взыскании алиментов является мерой ответственности и применяется только в случае виновного поведения получателя алиментов.
 
 53. Взыскание задолженности по алиментам
  Взыскание задолженности по алиментам следует отличать от взыскания алиментов за прошедший период.
  Задолженность образуется в случаях, когда сторонами было заключено соглашение об уплате алиментов или судом было вынесено решение о взыскании алиментов, но фактически уплата алиментов по этим документам не производилась.
  Взыскание алиментов за прошедший период (до 3 лет с момента обращения в суд) имеет место, когда лицо имело право на алименты, но сторонами не заключалось соглашение об уплате алиментов и лицо, имеющее право на них, не обращалось в суд с иском о взыскании алиментов.
  Задолженность по алиментам взыскивается за весь период, в течение которого алименты не уплачивались (независимо от 3-летнего срока), при условии, что образование задолженности произошло по вине должника.
  Определение размера задолженности производится судебным приставом-исполнителем исходя из размера алиментов, установленного решением суда или соглашением сторон (процент от заработка, твердая сумма).
  При определении размера задолженности судебный пристав-исполнитель обязан производить индексацию алиментных платежей.
  Для определения задолженности по выплате алиментов на несовершеннолетних детей их родителями судебный исполнитель должен получить сведения о заработной плате и иных доходах плательщика алиментов в течение этого периода и на основании этих данных вычислить размер алиментов, подлежащих уплате в период образования задолженности. Непредставление судебному приставу-исполнителю по его требованию документов, подтверждающих заработок или доход, рассматривается как уклонение от уплаты алиментов.
  Освобождение от уплаты задолженности по алиментам (или уменьшение этой задолженности при уплате алиментов по соглашению сторон) возможно по взаимному согласию сторон.
  Исключением является уплата алиментов на несовершеннолетних детей. То есть родители или лица, их заменяющие, не вправе отказаться от получения алиментов на несовершеннолетних детей. Заключение соглашения об освобождении от уплаты задолженности в данном случае означает фактический отказ от получения алиментов, в связи с чем, заключение такого соглашения не допускается.
  Формы и основания ответственности плательщика за несвоевременную уплату алиментов зависят от порядка уплаты алиментов:
  - при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по соглашению об уплате алиментов (в добровольном порядке), виновное лицо несет ответственность в порядке, предусмотренном этим соглашением. Если меры ответственности за ненадлежащее исполнение отсутствуют в соглашении, то к лицу, не исполняющему соглашение, применяются меры, предусмотренные при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда;
  - при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда (судебном порядке), виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере 0,1% от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки.
  Получатель алиментов вправе также взыскать с виновного в несвоевременной уплате алиментов лица, обязанного уплачивать алименты, все причиненные просрочкой исполнения алиментных обязательств убытки в части, не покрытой неустойкой.
  Возмещению подлежит только реально понесенный получателем алиментов ущерб, который может выразиться в потерях от продажи имущества ниже его рыночной стоимости, уплате процентов по кредиту и т. д. Упущенная выгода не возмещается, так как алиментные платежи предназначаются для текущего содержания лица, их получающего, а не для извлечения дохода.
 
 54. Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей
  Защита личных и имущественных прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства в случаях:
  - смерти родителей;
  - лишения их родительских прав;
  - ограничения их в родительских правах;
  - признания родителей недееспособными;
  - болезни родителей;
  - длительного отсутствия родителей;
  - уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
  - в других случаях отсутствия родительского попечения.
  СК возлагает на эти органы следующие функции:
  - по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, их учету;
  - устройству таких детей;
  - осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования.
  Данные обязанности являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на их осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается, что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей.
  Согласно ст. 122 СК должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
  Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны:
  - близкие родственники ребенка;
  - жилищные органы;
  - органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях);
  - суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, о признании гражданина недееспособным и др.);
  - органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей);
  - другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны с детьми и семьей;
  - руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник;
  - общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях;
  - учреждения и граждане.
  Орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня получения таких сведений обязан:
  - провести обследование условий жизни ребенка;
  - обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве (при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников).
  В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен:
  - в воспитательное учреждение;
  - лечебное учреждение;
  - учреждение социальной защиты населения.
  СК устанавливает правовую обязанность руководителей учреждений, в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т. е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью.
  Руководители указанных учреждений привлекаются к административной ответственности в случаях:
  - несообщения таких сведений;
  - нарушения установленных законом сроков их представления;
  - представления заведомо недостоверных сведений;
  - совершения иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, в порядке, установленном законом.
  Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание:
  - в семью:
  - на усыновление (удочерение);
  - под опеку (попечительство);
  - в приемную семью;
  - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (при отсутствии возможности передачи на воспитание в семью):
  - воспитательные учреждения;
  - лечебные учреждения;
  - учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.
  Право ребенка жить и воспитываться в семье является одним из важнейших прав каждого ребенка. В отношении детей, оставшихся по каким-либо причинам без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе органами опеки и попечительства форм воспитания таких детей преимущество отдается семейным формам воспитания. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в указанные учреждения. При этом форму такого устройства следует рассматривать как временную меру, не исключающую необходимости поиска ребенку приемной семьи.
  Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, с соблюдением основополагающих принципов семейного законодательства, касающихся приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних детей, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ.
  При устройстве ребенка должны учитываться его:
  - этническое происхождение;
  - принадлежность к определенной религии и культуре;
  - родной язык;
  - возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
  До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также, если не удалось в течение месяца подобрать ребенку семью или поместить его в соответствующее учреждение, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
  Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.
  Порядок формирования и пользования данными о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей".
 
 55. Усыновление (удочерение)
  С точки зрения социологии усыновление или удочерение (далее - усыновление) - одна из разновидностей социального отцовства или материнства.
  Под усыновлением, с юридической точки зрения, понимается "правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми".
  Усыновление как юридический факт влечет следующие правовые последствия:
  - между усыновителем (его родственниками) и усыновленным возникают личные и имущественные правоотношения, аналогичные существующим между кровными родителями и детьми;
  - правоотношения между усыновленным и родителями (их родственниками) прекращаются, т.е. усыновленные дети и их родители (их родственники) взаимно освобождаются от всех имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей. Исключением является возможность при усыновлении ребенка одним лицом сохранить личные неимущественные и имущественные права по желанию:
  - матери, если усыновитель мужчина;
  - отца, если усыновитель женщина.
  Основанием возникновения усыновления является юридический акт компетентного государственного органа (решение суда).
  Усыновление допускается только:
  - в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение;
  - в интересах несовершеннолетних детей.
  Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
  - лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  - супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  - лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  - лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  - бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  - лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
  - лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте РФ, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  - лиц, не имеющих постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
  - лиц, имеющих на момент установления усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан.
  Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, устанавливается Правительством РФ.
  Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка. 2. СК предусматривает следующие условия усыновления:
  • обязательное согласие родителей усыновленного ребенка. Родители могут дать согласие на усыновление ребенка конкретным лицом либо без указания конкретного лица. Согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения. При усыновлении ребенка родителей, не достигших 16 лет, требуется также согласие их родителей, опекунов (попечителей). Усыновление детей без согласия их родителей допускается в случае, если родители:
  - неизвестны;
  - признаны судом безвестно отсутствующими;
  - признаны судом недееспособными;
  - лишены судом родительских прав;
  - более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком по причинам, признанным судом неуважительными, и уклоняются от его воспитания;
  - согласие лиц, заменяющих родителей (опекунов, попечителей, приемных родителей, если ребенок находится под опекой, попечительством, на воспитании в приемной семье), а также руководителей учреждения, в котором постоянно находятся дети. Отказ дать согласие на усыновление указанных выше лиц не препятствует положительному разрешению судом вопроса об усыновлении, если этого требуют интересы ребенка;
  - согласие другого супруга. Согласие другого супруга на усыновление не требуется, если супруги:
  - прекратили семейные отношения;
  - не проживают совместно более года;
  - место жительства другого супруга неизвестно. Усыновление (удочерение) на территории РФ иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами РФ, детей, являющихся гражданами РФ, производится в порядке, установленном для граждан РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
  Не допускается посредническая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей.
  Не является посреднической деятельностью по усыновлению детей деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
  Усыновление производится:
  - только в судебном порядке;
  - по письменному заявлению об установлении усыновления лиц (лица), желающих усыновить ребенка.
  Дела об установлении усыновления рассматриваются:
  - в порядке особого производства по правилам, предусмотренным ГПК;
  - единолично судьей в закрытом судебном заседании;
  • с обязательным участием:
  - самих усыновителей (усыновителя);
  - органов опеки и попечительства;
  - прокурора.
  Орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка представляет в суд заключение:
  - об обоснованности усыновления;
  - соответствии усыновления интересам ребенка. Государственная регистрация усыновления (удочерения) ребенка производится органом загса.
  Суд при рассмотрении дела об установлении усыновления ребенка разрешает следующие вопросы:
  - об изменении имени, отчества и фамилии ребенка (обычно берется фамилия усыновителя, отчество - по имени усыновителя и имя - по усмотрению усыновителя, если усыновитель - мужчина (семья), или фамилия усыновительницы, имя и отчество - по ее указанию, если усыновляет женщина);
  - изменении даты и места рождения ребенка;
  - записи усыновителей (усыновителя) в качестве родителей усыновленного ребенка;
  - сохранении личных неимущественных и имущественных прав одного из родителей усыновленного ребенка или родственников его усыновленного ребенка или родственников умершего родителя (дедушки и бабушки).
  Разница в возрасте между усыновителями и усыновляемыми не должна превышать 16 лет.
  Законом охраняется тайна усыновления - о нем никто не должен знать, кроме усыновивших ребенка родителях. За разглашение тайны усыновления предусмотрена уголовная ответственность.
 
 56. Отмена усыновления
  Основаниями к отмене усыновления ребенка являются следующие обстоятельства:
  - усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них обязанностей родителей;
  - злоупотребляют родительскими правами;
  - жестоко обращаются с усыновленным ребенком;
  - являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  - другие обстоятельства, влияющие на интересы ребенка (с учетом его мнения).
  Суд может принять решение об отмене усыновления вопреки мнению ребенка, в случае если он:
  - не может дать объективную оценку поведению усыновителей;
  - не осознает негативных последствий поведения усыновителей для себя.
  Требовать отмены усыновления вправе:
  - родители ребенка;
  - усыновители ребенка;
  - усыновленный (при достижении возраста 14 лет);
  - орган опеки и попечительства;
  - прокурор.
  Отмена усыновления производится:
  - в судебном порядке (в порядке искового производства);
  • с участием:
  - органа опеки и попечительства (проводит обследование условий жизни усыновленного ребенка и представляет акт обследования условий жизни усыновленного ребенка и основанного на нем заключения по существу спора);
  - прокурора;
  - только до достижения усыновленным ребенком возраста совершеннолетия (ст. 144 СК.).
  Усыновление прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления.
  Суд в течение 3 дней со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления обязан направить выписку в орган загса по месту государственной регистрации усыновления.
  При отмене усыновления:
  - прекращаются взаимные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей);
  - восстанавливаются взаимные права и обязанности ребенка и его родителей (его родственников), если этого требуют интересы ребенка;
  - суд определяет, кому передается ребенок - родителям или на органам опеки и попечительства (которые определяют форму устройства ребенка после отмены его усыновления);
  - ребенок имеет право на сохранение присвоенных ему в связи с усыновлением имени, отчества и фамилии;
  - суд вправе обязать бывшего усыновителя выплачивать средства на содержание ребенка.
 
 57. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми
  Опека и попечительства над несовершеннолетними детьми в семейном праве "рассматриваются как способы восполнения дееспособности, защиты прав и интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей".
  Основанием установления опеки и попечительства над детьми является факт утраты ими по тем или иным обстоятельствам родительского попечения.
  Согласно п. 1 ст. 32 ГК, опека устанавливается над малолетними, к которым п. 1 ст. 29 ГК относит детей, не достигших 14 лет.
  Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (п. 1 ст. 33 ГК).
  Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми преследует следующие цели:
  - защита личных и имущественных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;
  - воспитание ребенка в приемной семье лица, заменяющего родителей.
  Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка (п. 1 ст. 35 ГК) в течение месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. Однако при наличии заслуживающих внимания обстоятельств опека (попечительство) устанавливается по месту жительства кандидата в опекуны или попечители.
  Если в месячный срок не удается оформить опеку (попечительство), то исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
  При установлении опеки и попечительства не требуется согласия:
  - родителей несовершеннолетнего;
  - супруга будущего опекуна;
  - несовершеннолетнего любого возраста (учитывается желание). Опекун (попечитель) назначается только с его согласия. Назначение опекуна (попечителя) может быть обжаловано
  заинтересованными лицами в суде.
  Опека прекращается по достижении малолетним подопечным 14 лет. В таких случаях опекун автоматически становится подопечным без всякого дополнительного на этот счет решения.
  Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения:
  - по достижении подопечным 18 лет;
  - в случае вступления его в брак;
  - в случае его эмансипации.
  Опека и попечительство могут прекратиться вследствие:
  - освобождения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей органом опеки и попечительства;
  - отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (в случае ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей) органом опеки и попечительства. Освобождение опекуна или попечителя от выполнения обязанностей по своей правовой природе служит мерой защиты. Для его применения достаточно наличия определенных объективных обстоятельств. Наличие вины опекуна или попечителя для применения этой меры не требуется.
  Отстранение опекуна или попечителя от своих обязанностей, напротив, применяется только в качестве санкции за виновное поведение. По своей правовой природе оно является мерой ответственности и влечет за собой целый ряд неблагоприятных последствий, в частности такие лица в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.
 
 58. Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка
  Основанием возникновения прав и обязанностей опекуна (попечителя) является решение (постановление) органа опеки и попечительства (административный акт) о назначении опекуна (попечителя).

<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу