<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  ДА-ЦЗЕ-ШУ - ИСКУССТВО ПРЕСЕЧЕНИЯ БОЯ
 
  Об этой группе китайских боевых техник мало кто знает. Сами китайцы называют их "грязным у-шу", так как в них и речи нет о каком либо благородстве и снисхождении к противнику. Их целью, в отличие от традиционных методов ВЕДЕНИЯ, является моментальное ПРЕСЕЧЕНИЕ боя, то есть лишение противника физической возможности его продолжать.
  Да-цзе-шу практиковались, в основном, бродягами, нищими, ворами и прочим черным людом, как средство против полиции и солдат, которых специальные инструктора обучали в основном шаолиньскому направлению у-шу. Да-цзе-шу представляли собой комплексы сугубо практических приемов, рассчитанные на борьбу без правил, не на достижение победы, а на причинение противнику максимально возможного ущерба. Эффективность удара или захвата расценивалась прежде всего с позиций максимальной болезненности, приведения противника в состояние, когда о продолжении боя нет и речи. Прежде всего старались поразить непосредственно бьющие конечности врага, лишить противника желания, возможности и средств атаки.
  Во многом это объяснялось тем, что ударить "благородного господина" или полицейского, даже в ответ на удар, значило фактически объявить войну всему государству, поставить себя вне закона, собственноручно подписать себе приговор - а короткий встречный тычок в бьющую руку был почти незаметен и мог сойти за случайность. Вор, убегающий с рынка, не мог потратить много времени на драку с теми, кто пытается преградить ему дорогу - он должен как можно быстрее освободиться, но при этом не превратиться в убийцу, иначе в случае поимки его участь будет незавидной. Одно дело - повредить человеку руку, но совсем другое - сломать ему шею. А разбойник, встретившийся на дороге с опытным воином? Куда уж тут думать о победе - здесь главное прекратить бой, отвязаться от более сильного противника.
  Да-цзе-шу - это искусство вставлять палки в колеса, это искусство не дать другому проявить свое умение, это набор всевозможных, зачастую очень жестоких подлостей и хитростей, искусство нарушать правила игры.
  Если символом традиционных боевых искусств издавна выступает меч, то символом Да-цзе-шу можно было бы избрать бич, кнут.
  Меч - оружие благородное, олицетворение уважения к противнику. Меч решает, кто из двоих сильнейший. А кнутом погонщик загоняет в стойло быка, зная, что бык сильнее. Кнут - символ презрения, отсутствия всякого уважения, кнут - орудие принуждения, укрощения. Мечи могут вести разговор, кнут - нет. Он только бьет. Именно это так и возмущало адептов благородных учений, именно это и внушало наибольший страх.
  Да-цзе-шу одерживали победу не только физическую, но и психологическую, лишая противника возможности "сохранить лицо" - ведь оно вынуждало просто бояться боли или увечья. Японские ниндзюцу, монгольское бандзо, китайская дуань да, маньчжурский чаньтун, индонезийский пенчак-си-лат - все это по сути стили пресечения боя. Список можно было бы продолжить, например стилем Вин Чун, с его простой до примитивности - на неопытный взгляд, конечно - техникой, которая просто не дает свободно действовать ни каратэке, ни шаолиньцу.
  Да-цзе-шу не терпят сложностей, неэффективных техник, силовой, лобовой работы. Их задача - не драться самому. И не давать драться противнику. Его просто надо бить, бить больно и жестоко, калечить его руки и ноги, невзирая на то, какую технику он применяет. Да-цзе-шу не способ хорошо драться - это способ не драться вовсе.
  В Да-цзе-шу принято разделять боевые школы не по применяемым приемам, а по кинематике и динамике базовых движений, тактике ведения боя и методике преподавания.
  У всех людей по две руки и две ноги с совершенно одинаковыми суставами, и в тактико-технических характеристиках они мало отличаются друг от друга. Таким образом, существует ограниченное, хотя и достаточно большое, количество надежных и эффективных способов повредить человеческое тело в определенных местах, которые также не особенно многочисленны. Любая система, претендующая на звание "боевой", обязана включать в себя все эти приемы, независимо от того, какого вида воздействия в ней считаются более предпочтительными, каноническими, а какие запрещены. Иначе нельзя - ведь тогда, столкнувшись в бою с запрещенным в этой школе приемом, ее последователь падет жертвой недальновидности своего учителя. Отработать же полноценную защиту от любого воздействия возможно лишь тогда, когда ваш спарринг-партнер умеет выполнять его правильно, с реальной силой и скоростью.
  Зачем далеко ходить - посмотрите на наших поклонников айкидо. Практически никто из них не способен противостоять нормальному, резкому удару, нанесенному хоть боксером, хоть каратэистом, ни один из них не способен провести свой бросок против человека, обладающего мало-мальским боевым опытом. Техника айкидо - мертвая техника именно потому, что учителя на тренировках не пытаются ни на шаг приблизить к реальности те атаки, которые учат отражать. Вследствие этого сформированный на тренировке навык не работает в реальном бою - скажу больше, он сам будет являться препятствием для понимания истинной сути того же самого броска.
  Очень важной в бою является проблема скорости движения и реакции. В Да-цзе-шу она решается просто: так как существует некий предел скорости, то существует и определенный предел времени, за который возможно физически выполнить тот или иной простейший элемент. Следовательно, очень выгодно и практично будет "срезать углы", обгоняя противника не за счет скорости, а за счет сокращения количества элементов, необходимых для достижения желаемого. Пусть вы делаете свое движение даже вдвое медленнее - если в приеме противника их пять, а в вашем - два, то вы уже выиграли, так как достигнете цели раньше. Эта же гениальная по простоте уловка идеально решает проблему контроля движения - чем меньше движения, тем легче его контролировать. Теоретически, каждый последователь внутренних стилей через движение стремится к неподвижности, и приходит к ней через углубление смыслового значения каждого элемента.
  Новичок, завидев противника, становиться в стойку, делает разведывательный финт, делает шаг, наносит удар, прикрывается блоком. Мастеру же порой достаточно взглянуть на противника - и в этом взгляде присутствуют и идеальная позиция, и финт, и удар, и защита - и вот бой пресечен, не начавшись. Техника пресечения боя резко отличается от его ведения. Так, как отличается ловля рыбы спиннингом от ее ловли динамитом, как стрельба на стенде отличается от стрельбы с бедра, дуэль от охоты.
  Да-цзе-шу - искусство охоты на человека, на его слабости, его боли, его стремление к самоутверждению, на его желание кулаком доказать свое превосходство. Именно превосходство противника, заранее принимаемое как факт и перестает существовать первым...
  Это очень старая истина: человек легко переносит удар по лицу - удара не переносит его самолюбие.
 
  РЕАЛИИ СКОРОСТНОГО БОЯ
 
  Все. Точка. Все надежды побоку - драка неизбежна. Никакие попытки уйти от конфликта не дали результата. Счет вдет на доли секунды. Принимается последнее неотложное решение: как выгоднее строить бой - ведь от этого будет зависеть ваша судьба.
  Что же дает преимущество молодому "уличнику", умеющему только пошире размахнуться, перед "каратэком" со стажем, который получает по голове возле первого же пивного ларька?
  Все очень просто. Забияка дерется, как живет - очень просто. Он не знает иной жизни. Драка для него - такое же обычное явление, как и поход в магазин или на дискотеку.
  Он знает, что в драке можно получить удар - а как же, ведь если хочешь ударить человека, нужно подойти к нему на то расстояние, где он тоже может достать тебя, - это дело житейское. И проблемы, как ударить человека в лицо, для него не существует - поэтому он всегда будет иметь преимущество, так как уже готов драться, а вам необходимо время на "раскачку". Первый удар, каким бы корявым он ни был, остается первым ударом и несет огромное преимущество тому, кто его нанес.
  Таким образом, следует сделать закономерный вывод, что ЕДИНСТВЕННЫМ СЕРЬЕЗНЫМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ ЯВЛЯЕТСЯ ПОСТОЯННАЯ ГОТОВНОСТЬ НАНЕСТИ УПРЕЖДАЮЩИЙ УДАР.
  Именно этой готовности добиваются поклонники боевых искусств, независимо от того, чем именно они занимаются - каратэ, у-шу, айкидо или кикбоксингом. Именно ради этого тысячи и тысячи таких разных людей - старых и молодых, "крутых" и "ботаников", "фанатов" и "чайников" - изучают броски и удары, ищут "свой" стиль, ищут "своего" учителя, обсуждая достоинства того и недостатки этого.
  Отправной точкой нашей стратегии и тактики будет утверждение, что противник явно сильнее и опытнее вас, а ваши навыки в бою еще недостаточно устоялись, чтобы на них рассчитывать.
  Если вы будете стараться отбивать атаки противника, то инициатива боя вами уже изначально проиграна: получается, он сражается с вами, а вы сражаетесь с его ударом. Он выбирает цель для своего удара, а вы вынуждены ожидать, пока атака оформится - ведь иначе защита может оказаться ей не соответствующей. А если это финт? А если, как это любят в Да-цзе-шу, он проведет сложную многоуровневую атаку? Пока вы заняты этим разгадыванием, он без помех засыплет вас градом ударов, ответить на которые вам просто некогда, и легко загонит вас в глухую рефлекторную оборону. Оборонительные реакции легко предсказуемы - вызывая их, он ведет вас туда, куда ему нужно. Он свободен в своих решениях, вы - нет. Рано или поздно он загонит вас в безвыходное положение и спокойно нанесет решающий удар. Это неизбежно, если речь идет о стандартных спортивных защитах, применяемых в боксе, каратэ и других подобных им системах.
  Для того, чтобы суметь коренным образом изменить весь ход боя, следует настроиться на нанесение первого удара - иного пути просто нет. Неопытный картежник, играя с опытным, может рассчитывать только на одну сдачу, в которой ему может повезти, иначе опытный в процессе игры непременно расставит все по местам. Так и неопытный боец не может рассчитывать на победу в длительном бою. Все его силы, вся его решимость должна быть вложена в один внезапный удар наповал.
  Средствами, направленными на пресечение боя, могут быть самые различные действия, какие только ни покажутся вам подходящими для этого. В современном спорте это удары, захваты, броски, болевые замки. Реальный бой добавляет к этому использование подручных предметов, грязи и пыли, а также стен, столбов и других особенностей местности. Борясь за свою жизнь, вы будете вынуждены применять любые доступные вам средства, независимо от того, насколько "честными" их считают.
  Ваша задача - добиться максимального эффекта в кратчайшее время. Противнику все равно, чем вы разбили ему голову - кулаком или камнем, - если он в результате попадет в больницу. Для вас же камень - это спасение - иначе в больнице окажетесь вы.
  Хищник не станет нападать на сильного - он выслеживает слабых, не представляющих для него опасности. Человек-хищник поступает точно так же. Поэтому знайте - если он напал, то он уверен в своем превосходстве.
  Как слабому победить сильного? - Человек ответил на этот вопрос миллионы лет назад, когда в первый раз поднял палку.
  Любой прием самбо или каратэ, предназначенный для самозащиты, так или иначе рассчитан на причинение нападающему более или менее тяжелых повреждений - иначе в нем просто не будет никакого смысла.
  Какая польза будет вам с того, что вы вновь и вновь бросаете наземь противника, если он после этого в состоянии встать и снова напасть на вас?
  Но почти все броски, практикуемые в спортивной борьбе, подобраны именно по принципу наименьшего травматизма для бросаемого.
  Сколько надо тренироваться, чтобы быть уверенным, что ваш удар в челюсть нокаутирует противника? - Как минимум, полгода. А цепляющий удар костяшками пальцев по носу действует наверняка уже после одного-двух дней обучения, выводя из строя практически любого здоровяка не меньше чем на неделю. Действует наверняка - но при этом сил на его выполнение требуется вдесятеро меньше (рис.2).
  Многолетний опыт американских курсов самообороны для женщин это доказал. Естественно, там обучают не спортивным единоборствам - но туда и приходят не за спортом, а за надежностью и эффективностью простых и неотразимых техник.
 
  Перекосы спортивного подхода к обучению сказываются всюду. Как правило, использованию холодного оружия и подручных предметов в секциях не обучают - но берутся (на словах) обучить "самозащите" от них. Та же самая картина - каким образом человек, не знакомый с техникой боя ножом, сможет предугадать движение противника? Каким образом он вообще сможет правильно отработать собственное движение, если его партнер на тренировке - пацан из той же секции - также не умеет не то что нанести правильный удар ножом, но даже держать его правильно?
  Приемы, изображаемые практически ВО ВСЕХ руководствах, будь то бой с вооруженным или даже с безоружным рассчитаны только на показательные выступления один на один.
  Как правило, для их выполнения бой должен начинаться на очень большой дистанции - а уличная драка на 90% состоит из ближнего боя; вместо более-менее реального удара опять-таки просто "подается" кулак. Сами же приемы в процессе выполнения совершенно "сковывают" движения бойца, состоят из неоправданно большого количества элементов и не обеспечивают нанесения противнику повреждений, ведущих к его нейтрализации. В реальной жизни такая техника достаточно эффективна только против очень пьяного "чайника". Предлагать ее для изучения, с моей точки зрения, попросту преступно.
 
 
  Рис. За. Неправильный удар-"подачу" легко перехватить
  Я не спорю - мастер спорта по борьбе или боксу вполне способен избить, искалечить или даже убить среднего человека. Но это отнюдь не гарантия того, что он окажется пригодным для работы, например в охране - сколько таких мастеров, в свою очередь, было избито и искалечено в уличных драках? Спортивная техника более пригодна для внезапного нападения, чем для самозащиты - и действительно - почти каждая федерация рукопашного боя, каратэ, или борьбы сейчас является мафиозной "крышей".
  Но в школах обучения охраны преподают те же спортсмены - на безрыбье и рак - рыба.
  Других специалистов - нет. И срок обучения - месяц. А откуда они при таком обучении возьмутся? "Защита от удара палкой сверху, защита от захвата руки двумя руками"... Это больше похоже на курсы для санитаров из сумасшедшего дома - в здравом уме кто же будет так атаковать (рис.За).
  Кто вам сказал, что можно вырвать палку у того, кто машет ею каждый день хотя бы месяца два? Кто осмелится утверждать, что пойдет, как говорится в известном анекдоте, "с голой пяткой на шашку"? Что может сделать 50-килограммовая девушка-каратэистка с двухлетним стажем против нигде не тренирующегося, но очень "веселого" грузчика-тяжеловеса?
  А такая же девушка, но с двухлетним стажем занятий реальной техникой сабли? - Да ей только выломать прут потолще - и нет проблем. Прут, кстати, можно заготовить и заранее (рис.Зб).
 
  Невозможно по-настоящему научиться боевому искусству, если не изучать одновременно работу с оружием, без оружия и против него. Эти "три кита" должны присутствовать на каждой тренировке. Также необходимо изучать и использование подручных предметов, прежде всего делая ставку на упреждающий внезапный удар. При одновременном изучении мы быстро определяем принципы, общие как для боя с оружием, так и без него.
 
  Рис. 36. Правильный удар кончиком перехватить нельзя.
 
 
  Вернемся снова к йай-до - упреждающей работе японским мечом - дайто, или катаной, техника которых практически аналогична работе с шашкой. Это обусловлено сходной балансировкой на рукояти и упором на прорезную работу как в конном, так и в пешем бою (рис.4).
  Существует более практический, приземленный вариант этого искусства: батто-дзюцу, в котором все столь любимые японцами церемонии сведены к нулю, а выхватывание меча осуществляется из любого положения. Но секрет победы остается тем же - удар должен быть внезапным и резким.
  В батто, как и в иаи-дзюпу, весь расчет строится на одном, от силы двух ударах. Стоя, или сидя на коленях, боец должен молниеносным, почти невидимым движением выхватить меч и атаковать. При этом он может нанести удар в прыжке, с разворота, в падении. Скорость должна быть такой, чтобы противник не успел среагировать и отклониться в сторону. Соответственно, соревнование между мастерами шло на упреждение - кто ударит первым, - и напоминало классические эпизоды из ковбойских фильмов, где побеждает тот, кто раньше успеет рвануть кольт из кобуры. Разумеется, такого рода искусство требовало высокой физической, психической и духовной подготовки, поэтому мастера уделяли много времени ментальному тренингу в процессе которого оттачивались не столько изощренные приемы нападения, сколько навык постоянной готовности к удару. Такие мастера, как Мидзу-но Ма-сакацу, открыто заявляли, что цель их искусства - нанесение первого, упреждающего удара, который не оставляет шансов противнику (рис.5).
 
  Рис. 5.
 
  Внезапность удару придает отсутствие замаха, поскольку сама стойка уже представляет собой скрытый замах. Мощная подкрутка туловищем дает необходимую резкость удара, - в сущности удар наносится всем телом, а не только рукой. В процессе тренировки постепенно следует переходить на работу без.
 
 
  МЕДИТАЦИЯ И ЭНЕРГИЯ
  Пытаясь постигнуть смысл старинных восточных трактатов, мы почти никогда не можем найти взаимопонимания только потому, что говорим с их авторами на разных языках. Перевести слова восточного трактата далеко не значит передать его смысл, но наши переводчики об этом, как правило, забывают, стремясь к наиболее возможной дословности перевода, при этом нередко утрачивается практический смысл руководства, поскольку об этой части работы с текстом теоретик не думает, а практик, к сожалению, не может понять его дословный перевод.
  Привожу пример: выражение "намылить шею" в русском языке означает кого-либо обругать, побить. В японском языке - это означает признать свою неправоту и быть готовым искупить ее ценой своей жизни. Это истекает из обычая, по которому попавший в немилость самурай вынужден был совершить харакири, дабы доказать чистоту своих помыслов. При этом обряде ему, как правило, помогал друг, срубавший ему голову, после вспарывания живота, чтобы избавить его от долгих мучений. Поэтому перед церемонией харакири считалось необходимым хотя бы намылить шею и живот, чтобы не умирать, подобно свинье, в грязи. Английское выражение "пройдись в моих туфлях" переводится на русский совсем другими словами: "стань на мое место" или "попробуй побыть в моей шкуре". Т.е. при переводах обращать внимание следовало бы, преимущественно, на смысл всего текста, чего господа теоретики, не имеющие практического опыта, сделать не в состоянии. То, что на Востоке понимают под понятием "медитация", "энергия" и обо что спотыкаются многие наши любители, способен, и более того, умеет делать каждый человек, независимо от его расовой и религиозной принадлежности.
  Затрагивая эту тему в своей книге, я не хотел бы повторить ошибку некоторых авторов, путающих философию с философствованием, уходящих от практики к безудержному теоретизированию. Именно такие книги и такие учителя порождают естественный для многих занимающихся вопрос. "Так ли необходима философия в боевых искусствах?" Обычно этот вопрос звучит из уст "белого" человека, которому свойственно некоторое пренебрежение ко всяким "цветным" заморочкам. В действительности же даже такие искусства, как английский и французский бокс, англо-американский кетч, бразильская капоэйра имеют свою философию. На Западе слово "философия" имеет несколько расплывчатое значение и употребляется с пренебрежительным оттенком, как занятие для болтунов, зарабатывающих себе на жизнь "запудриванием"
  чужих мозгов. На Востоке же актуален несколько другой подход, суть которого выражается в постулатах:
  - ЕСЛИ УЧИТЕЛЬ НЕ ЖИВЕТ ТАК, КАК УЧИТ - БРОСЬ ЕГО, ЭТО ЛОЖНЫЙ УЧИТЕЛЬ.
  - ЕСЛИ УЧЕНИЕ НЕ ПРИНОСИТ ТЕБЕ ПЛОДОВ С ПЕРВЫХ ЖЕ ШАГОВ - БРОСЬ ЕГО, ЭТО ЛОЖНОЕ УЧЕНИЕ.
  - ДАЖЕ ИСТИННОЕ УЧЕНИЕ, ПРАКТИКУЕМОЕ БЕЗ ДОЛЖНОГО УСЕРДИЯ И ВНИМАНИЯ, СТАНОВИТСЯ ОПАСНЕЕ ЛОЖНОГО.
  Как видно из трех принципов, здесь философия понимается как практическое руководство к умению жить, жизненная стратегия и тактика, где стратегия - цель жизни, а тактика - способ ее достижения.
  Термин "Медитация" впервые был применен к восточным психотехникам отцами-иезуитами, попавшими на Восток и столкнувшимися с практикой Дхьяны или Чань. Имея широко разработанную практику умственных упражнений (meditatio - лат. "размышление"), канонизированных преподобным Игнацием Лойолой, они сочли восточные практики чем-то схожими с католической схоластикой. Впоследствии оказалось, что здесь больше различий, чем сходства, однако привычка употреблять слово "медитация" сохранилась до сих пор.
  На Востоке "Дхьяна" означает не что иное, как "готовность", "внимание", "осознание", но в отличие от западного термина имеет гораздо более широкий смысл. Дхьяна может присутствовать в любой деятельности и даже во сне. Ее часто определяют еще как "созерцание". Но, учитывая сложившиеся привычки, мы в дальнейшем будем использовать термин "медитация".
  Итак, медитация - это состояние полного внимания к малейшему сигналу и вместе с этим способность восприятия каждого такого сигнала одновременно с другими. Состояние медитации подразумевает также возможность одновременной обработки поступающих данных и постоянной коррекции программы действий в соответствии с ними.
  В практически любом виде деятельности необходимо понимание сути происходящего, четкий расчет и максимальное управление процессом, а также высокая чувствительность к возникновению любых возможных нарушений и вмешательств, полная готовность на них отреагировать. Эти качества необходимы как в рукопашном бое, так и в ловле рыбы или игре в теннис. Любой процесс осуществляется посредством превращения каких-либо энергий. Кинетической энергии мяча и ракетки, импульса распрямляющейся ноги и т.д.
  Так, тонкая и чувствительная рапира при усилии 500 г пронзает насквозь свиную тушу, пробивая при этом лопатку. А более мощную дубину такое усилие не сдвинет с места. Так же точно сокрушительный размашной свинг боксера-тяжеловеса можно поставить рядом с молниеносным и точным тычком пальца тщедушного старика-ушуиста. Разрушительный эффект, производимый этими действиями, будет абсолютно разным, но конечный результат - победа - один и тот же.
  Разные формы воздействия требуют разных затрат энергии, связанных, прежде всего, с перемещением разного количества массы. Здесь существует забавный парадокс : с точки зрения силы выгоднее задействовать большую массу, но чем она больше, тем труднее ею управлять в процессе ее движения. Многие стремятся нарабатывать скорость, силу, - но при этом признают, что важна не скорость, как таковая, а реакция. "Как же наработать скорость реакции?" - звучит один и тот же наболевший вопрос. Самое смешное, что ее и не надо нарабатывать. Реактивность человека поистине фантастична. Максимальная частота следования импульса равна 55 имп. в сек. - это частота слияния мельканий1. Хватит? Глаз реагирует на количество света в 5-6 фотонов, палец ощущает вес в десятые доли грамма.
  Почему же, обладая такой чувствительностью, мы не успеваем вовремя прореагировать на атаку противника, скорость которой в десятки раз ниже той, которую мы способны воспринять? - Потому, что задав двигательную программу телу, не успеваем ее изменить в необходимые для ответной реакции сроки. Чем большее количество массы "запущено" в удар, или другое движение, тем труднее будет изменить направление ее полета. Это значит, что для быстрой реакции необходимо, чтобы ударная масса была как можно меньшей. Чем легче управлять - рапирой или дубиной?
  Любители "врезать" посильнее могут сказать, что быстрый удар не нуждается в корректировке, и если большая масса будет лететь с большой скоростью, то это само по себе гарантирует нужный эффект.
  Сравним, однако, время, за которое набирает скорость эта "дубина", со временем, необходимым для рапиры. Очевидно, что меньшая масса разгоняется быстрее, так как обладает меньшей инерцией. Следовательно, при одновременном старте, дубина опоздает нанести свой удар, а рапира достигает цели.
  Далее, время торможения или изменения траектории большой и малой массе также несравнимы. Из этого всего следует вывод, что пока будет длиться один удар дубины, рапира может совершить несколько атак, причем в самых разных направлениях.
  Кто-нибудь может сказать, что рапира, несмотря на свою эффективность в атаке, вряд ли сможет остановить удар дубины, которая, таким образом, все равно достигнет цели. На это следует вопрос - а зачем его останавливать?
  Здесь огромную роль играет соотношение веса оружия, т.е. двигающейся ударной массы и опоры, т.е. массы, остающейся в покое, чтобы обеспечить необходимое движение (рис. 59).
  Если опорная масса сопоставима с ударной, то мы имеем дело с двумя центрами масс, дающими общий центр тяжести, который в процессе движения существенно отклоняется от первоначального положения. Это движение управляемо только в том случае, если этот суммарный центр тяжести не выходит за пределы опорной базы, которая по этой причине должна быть достаточно широкой.
  Т.е. при работе тяжелым оружием мы вынуждены принимать широкую стойку, тем самым существенно снижая свои двигательные возможности. В этой ситуации мы вынуждены для защиты использовать опять таки сильно инертные формы-подставки, сходные с базовыми блоками каратэ, полагаясь на то, что кинетическая энергия ударной массы будет поглощена полностью инертной массой "подставки"; таким образом, мы принимаем удар дубины, подставляя под него такую же дубину. Это вовсе не самый лучший способ защиты - просто мы не можем отреагировать иначе.
  Человек с рапирой не столь скован своим оружием - он может нанести молниеносный упреждающий укол, и тогда дубина просто не закончит свой разгон; он также может уйти с линии атаки и спокойно проткнуть своего врага, прежде чем тот управится со своим оружием. Так легко двигаться он может потому, что ему практически не могут помешать перемещения суммарного центра тяжести, какие бы манипуляции он ни совершал своим легким оружием. Защитой здесь будет высокая маневренность и скорость перемещения.
  Подводя итог этому "поединку", мы можем отметить, что при равных физических данных рапирист куда более реактивен, и, следовательно, куда более эффективен, чем незадачливый поклонник дубины.
  Каким образом это касается медитации? - Все очень просто. Медитация, как состояние полного внимания, в котором находится ум, лишенный своего обычного пережевывания собственных мыслей, образов, и построений, дает нам возможность реагировать на самые слабые сигналы, поступающие в наш мозг от мельчайших частей нашего тела. Раньше они попросту терялись в постоянном мельтешений "мыслительного процесса", Еще один парадокс - не обращая внимания на свой внутренний мир, человек тем самым оказывался так глубоко погруженным в него, что практически не в состоянии был вовремя и правильно реагировать на мир внешний. Теперь же, обратившись "внутрь", как многие и понимают медитацию, он впервые получает возможность полностью видеть, слышать и чувствовать окружающее и, конечно, прежде всего, самого себя, собственное тело, его состояние и возможности.
 
  Рис. 60.
  Через преграду мысленного шума - как в ту, так и в другую сторону - могут пробиться только очень мощные сигналы, сравнимые <; пресловутым ударом дубины. Поэтому большинство людей, находящихся в омраченном состоянии сознания, могут пользоваться только большими, заметными для них величинами. Так в букваре используются большие буквы, чтобы дети могли их распознать. Так и в современных единоборствах применяются широкие, размашистые движения, которые хорошо видны и понятны даже пацанам на галерке.
  Человек, не стремящийся развить свои способности восприятия, тем самым лишает себя возможности прогрессировать в развитии своих двигательных возможностей. Дело в том, что здесь не идет речь о простом количественном наращивании разных, не зависимых друг от друга движений - развитие возможно лишь на основании уже освоенных форм: так десять домиков, стоящих рядом, не равны одному десятиэтажному дому. Такое сравнение не случайно - сложное движение, представляет собой многоступенчатый процесс, где задействована цепь ударных масс, одновременно являющихся опорными массами. Движение развивается не поэтапно, а "по-этажно", т.е. не является ни последовательно выполненными его элементами, ни простой их суммой (рис. 60).
  Каждый этаж движения живет самостоятельно, но при этом опирается на другие, более низкие этажи. Такой принцип построения движения дает возможность выполнять быстрые, не скованные друг другом движения одновременно, гарантируя полное вложение силы на любой точке их траектории.
  Естественно, для овладения искусством взаимосвязанности движений мы должны уметь рассеивать свое внимание заранее, не концентрируя его ни на чем, и оставаться при этом в состоянии полного восприятия, чтобы успеть среагировать на малейший сигнал, поступивший от любого звена нашего тела,
  Удержание нескольких центров сознания - обязательное условие успешного ведения боя, поскольку это дает вам возможность не только изменять траекторию своего движения, переходить с приема на прием, но и учитывать движение противников, "успевать не спеша", встречать каждую атаку так, как будто вы к ней готовились заранее.
  Хороший мастер гордится тем, что его можно фотографировать в любой момент, - его движения неизменны и безупречны, - все равно, выполняет ли он ката или ведет поединок. Не многие чемпионы спортивных единоборств могут похвастаться этим. Те же, кто может, обязательно практиковали медитацию.
  Энергия, о которой все так много говорят, прежде всего является именно функцией внимания, активным осознанием, активным контролем своего тела в процессе выполнения какого-либо действия. Чем большим уровнем энергии мы обладаем, тем обширнее сфера контроля нашего сознания и тем легче поддержать этот контроль.
 
  МЕДИТАЦИЯ В ДВИЖЕНИИ И ПОКОЕ
 
  Начальным этапом обучения в любой школе является статическая и динамическая медитация. Одной лишь тренировки далеко недостаточно, чтобы сделать из человека бойца - упор на физические упражнения дает в итоге лишь самоходную макивару.
  Внешне человек выглядит, как движущийся костяной каркас, стянутый мышцами и перевитый нервами. Но это все равно, что сказать, что "Война и мир" - пачка бумажных листов, переплетенных между собой и испачканных брызгами черной краски. Сущностью романа является его содержание, так же, как и сущностью, отличающей Леонардо да Винчи от Тартарена, является СОЗНАНИЕ.
  Сознание - это ваша внутренняя природа, его тоже можно представить похожим на ваше тело - недаром говорят, что человек зачастую снаружи таков, как и внутри. Давайте сейчас рассмотрим ваше сознание с этой точки зрения и обсудим методы его тренировки-медитации.
  Если вы спросите у человека - каждого встречного - что такое его сознание, он не задумываясь скажет: "Ум!" Ум лезет на первый план, беззастенчиво отпихивая всех остальных, и, естественно, объявляет себя единственным "законным представителем" всего сознания. Такую картину можно наблюдать на выборах - побеждает тот, у кого глотка больше, и народ-простофиля голосует "за", забывая о том, что такая глотка будет и есть больше других. Ум, интеллект - это тоже только рот нашего сознания.
  Интеллект - "рот". Логика - "язык", способность к анализу - "зубы", память - "желудок", способность забывать - гм... "прямая кишка".
  Как должна функционировать такая система? - Известно как - откусывать, жевать, поглощать, усваивать и отбрасывать. Все должно идти туда и ничего назад - и хозяин этого "тракта" будет здоров и доволен.
  Как "ест" сознание "нормального" нашего человека? - Прежде всего во рту у него все время находятся какие-то полупереваренные остатки, которые он называет "принципами" и "идеями". Более того, извне поступает все новая и новая "пища" - впечатления (информация + эмоциональный заряд). Они перемешиваются с содержимым "рта", переполняют его и вываливаются наружу, портя аппетит окружающим. В довершение всего измученный "желудок" периодически выбрасывает наружу свое содержимое, так как часть пищи попадает в него вовсе не прожеванной, а другая часть, принятая за пищу ошалевшим "языком", оказывается просто мусором. Несчастное сознание остается вечно голодным, постоянно пытается есть - но опять и опять хватает "ртом" собственную "рвоту". Беспорядок усугубляется тем, что больной "желудок" страдает еще и совершенно неуправляемым "поносом" забывчивости...
  Что, страшно? Ага! А ведь именно так вы и живете почти всю свою жизнь и еще пытаетесь гордиться "вечным голодом пытливости ума". Почти ничто пережитое вами не идет на пользу. Почти никто, всячески терзая свое сознание, не удосужился натренировать его работать правильно.
  Многие, говоря о медитации, подразумевают некий умственный наркотик, который облегчит страдания больного сознания. Другие, более близкие к реальной практике, принимают за медитацию предшествующего ей стадию концентрации, и изнуряют себя тупым бормотанием мантр и заклинания. Знайте - это не медитация. Это только способ подойти к медитации.
  Нашему сознанию нужны не наркотики, дающие возможность безболезненной смерти. Ему необходимо лечение. Медитация в быту - это уже не лечение, это здоровая жизнь с правильным питанием. Динамическая медитация - это правильная диета, статическая - лечебное голодание. Концентрация на мантрах здесь выступает как прием таблеток и микстур, но, согласитесь, нельзя же питаться таблетками?
  Итак, перейдем непосредственно к рецептам. Самое простое и доступное средство - сделать "пищу" менее острой и более однообразной. Перестаньте читать газеты - их стоит просматривать лишь изредка, в поисках необходимой рабочей информации -кстати, вы сразу увидите, насколько ее там мало. Не смотрите телевизор - смотрите КОНКРЕТНЫЕ фильмы. Увидите, что это не смертельно, зато сколько появится времени!
  Потом перейдем к "диете": концентрация может быть непроизвольной и сознательной. Первый вариант проще - мы просто прячем подальше все вредное. Не общайтесь с лишними людьми. Не разговаривайте просто так. Молчите. Говорите только на определенные темы, создайте себе определенное окружение - будто вы хотите бросить курить. Мысли, появляющиеся в вашем сознании, направляйте на то, что вы хотите вылечить его от болезни интеллекта. Сам по себе он несомненно необходим - но какой?
  Далее переходим к дыханию. Пойте. Как можно чаще и громче. Желательно, чтобы содержание песен было стимулирующим ваше стремление на пути к здоровью. Если вы поклоняетесь Всемогущему Богу - пойте молитвы. Если вы буддист - пойте сутры. Если вы атеист - пойте старинные песни или так называемые "философские" песни. Пение делает ваше дыхание размеренным, вибрации музыки наполняют вас, очищая тело и сознание от застоявшихся отходов, ваш ум получает должное устремление - ум, тело, дух сливаются воедино - вот и достигнута непроизвольная концентрация!
  Повторение заклинаний, заговоров и мантр- следующий шаг. Они тоже дают определенный ритм дыхания, но уже удерживаются вполне сознательно. Это укрепляет новорожденное единство дух - ум - тело (которое, кстати, и есть воля). Следующей ступенью будет не произнесение слов, а "услышание" их в шумах, окружающих вас, например, в том же дыхании. Потом попытайтесь концентрироваться на естественности дыхания. Это очень важный рубеж - здесь ваше устремление должно потерять конкретную форму. К этому времени весь склад вашей жизни должен обеспечить верный курс.
  Итак - мы выходим за пределы тела! Наблюдайте! Начните с осязания и координации движений. Концентрируйтесь на них - это и есть углубление в суть движения.
  Далее, шаг за шагом вы не должны забывать предыдущие - они должны оставаться с вами всегда, но не требовать к себе внимание, а просто быть рядом - это и будет медитацией на них. Преодолевая очередную ступень, вы просто расширяете область своей медитации, одновременно с ее углублением. Медитация должна быть всеобъемлющей, тотальной, иначе цель ее не будет достигнута. Итак, вы осознали, что вы сидите. А вот вы двигаетесь. А вот уже двигаете одновременно рукой и ногой. А вот вы танцуете. Танец - это песня тела, здесь те же законы.
  Танцуйте больше. Танцуйте свою работу, свою походку, свои жесты! Научитесь наполнять собой мир. А потом дайте миру наполнить вас. Остановитесь. Наблюдайте. Теперь вы можете учиться. Вы достаточно здоровы, чтобы понемногу начинать "есть".
  Это - медитация. Расширяйте и совершенствуйте ее до тех пор, пока она не будет занимать 24 часа в сутки. Только тогда ваше "лечение" будет закончено.
 
  СТАТИЧЕСКАЯ МЕДИТАЦИЯ
 
  В традиционных боевых школах используется поза лотоса или поза "на коленях". Но, учитывая предания куда более опытных в этом деле индийских йогов, можно сказать, что эти позы далеко не единственные - Шива передал им 8 400 000 асан. То есть, практически любая поза тела годится для медитации - Патанджали предупреждает лишь, что вам в ней должно быть удобно, как в стуле.
  Сейчас мы начнем с позы "лягушки" - она очень удобна, и годится и для новичка и для мастера (рис. 61).
 
  Сядьте на пол, соединив подошва к подошве и подтянув их к себе. Колени "развалены" в стороны, ноги расслаблены. Подсуньте руки под колени чуть выше щиколоток, ладонями вниз - теперь они плотно прижаты к полу, и, несмотря на то, что тело полностью расслаблено, они не дают ему упасть на спину. Удобно?
  Сперва - медитация (вернее, концентрация) на дыхании. Медленно вдыхайте воздух через нос, как бы вдыхая тонкий, невыразимо прекрасный аромат. Постепенно легкие наполняются до отказа, и струйка воздуха медленно иссякает, хотя вы стремитесь вдохнуть еще, - это дает непроизвольную задержку дыхания. Потом, убедившись, что вдохнуть больше нельзя, с облегчением дайте воздуху вырваться из вас - как будто вы переводите дух после тяжелой работы. Воздух должен выйти естественно, под тяжестью вашей расслабленной грудной клетки. Сбросив воздух сидите тихо: ведь вдыхать вам сейчас совсем не обязательно. Да и не хочется. Захочется - повторите весь цикл, ловя наслаждение от этого процесса. Постепенно ваши вдохи станут почти не заметными, выдохи - неуловимыми, и вам самим будет казаться, что дышать вам вообще не надо. В этот момент мысли, которые очень тесно связаны с дыханием, так же останавливаются - тело наполняют приятный покой и тишина. И вставать не хочется.
  А вот теперь можно помедитировать на стихии: представьте себе горное озеро. До мельчайших ощущений и подробностей. Огонь в уютном камине - теплый и яркий. Высокий солнечный утес над морем. Добейтесь эффекта присутствия. Никуда не спешите - просто отдыхайте. Пусть вам это понравится - тогда можно будет говорить и о пользе.
 
  МЕДИТАЦИИ-СОСТОЯНИЯ
 
  Чтобы ответить на вопрос, как медитация может помочь в бою, я приведу здесь несколько техник динамической и статической медитации на СОСТОЯНИИ.
  Мы можем не думать. Мы можем не медитировать. Мы можем просто не существовать - но все это будут наши состояния. Мы не можем не находиться в состоянии, но обычно они навязываются нам извне - людьми и обстоятельствами. Если вы научитесь произвольно вызывать у себя какое-то состояние, то тем самым вы приобретете власть над обстоятельствами и над теми, кто их создает.
  Чтобы быть в состоянии драться, вы должны уметь приводить себя по крайней мере в состояние боя. Всем известные "звериные" стили кунг-фу базируются именно на этом, а не на технических премудростях. Их базой является классика шао-линь-цюань, а вот наполнением...
  Боец стиля "обезьяны" вступает в бой и - исчезает. Его нет в бою. Он наблюдает его со стороны, как будто смотрит фильм. Вместо него в его теле действует искусственно созданный боевой "автопилот" - псевдоличность, этакий боевой монстрик, созданный на основе повадок непоседливого животного. Но человек проводит захват - это "обезьяна рвет фрукты", нет удара - просто мартышке захотелось схватить банан. Выглядит это почти несерьезно, да, почти, - если не считать того, что роль банана выполняет, к примеру, селезенка противника, а то, что она находится в его животе... ну что ж, "непоседа" просто его не заметила.
  Такой автопилот не знает ни страха, ни ярости - это все "сэкономилось" при его строительстве. Он знает только одно - быть обезьяной, - и он останется ею, пока не погибнет, или пока не вернется "хозяин": ведь страх смерти в него тоже не закладывали.
  Вот вам и пример в "состоянии". Можете попробовать.
  А вот еще кое-что:
  Зеркало
  Станьте напротив своего партнера. Повторяйте за ним его движения, как отражение в зеркале. Это у вас не выйдет до тех пор, пока вы не откажетесь от привычки отгадывать его планы. Не забегайте вперед - просто следуйте за ним. В этот момент ваше мышление остановится - останется только наблюдение. Вот медитация в состоянии зеркала.
  Антиподы
  Почти тоже самое - разница заключается в том, что вы теперь повторяете движения партнера ТОЧНО, а не зеркально: он поднимает правую руку - и вы тоже поднимаете правую, а не левую, как делали в предыдущем упражнении.
  Призрак
  Теперь вы пытаетесь (медленно, не спеша) коснуться партнера. Он, в свою очередь, оттягивает атакованный участок тела, уклоняясь от касания. Его задача - остаться на месте, но при этом не дать вам почувствовать касание. При хорошей работе проявляется ясное чувство, какое именно место сейчас будет атаковано. Выполняется сначала уходом от легкого касания, потом совсем без контакта - как со стороны лица, так и со стороны спины.
 
 
 
  ЧЕТЫРЕ СТИХИИ
 
  Каждый может сказать, опираясь на свой собственный опыт, что психологическое состояние в бою резко отличается от обычного. Существует несколько видов этих измененных состояний, классифицируемых обычно как Четыре Стихии:
  Земля, Вода, Огонь и Ветер. В дальнейшем вы еще не раз встретитесь с ними: в одном случае так называют разные состояния, в другом - это различные тактики боя, соответствующие им, в третьем - это уровни мастерства.
  Говоря о различных состояниях мы должны понимать, что практически невозможно встретить их в чистом виде. Каждый из нас в течение дня несколько раз переходит из одного состояния в другое, причем определить конкретный момент перехода очень сложно. Можно только говорить о преимущественности какого-либо из них. Исходя из этой преимущественности человек и определяется как "земляной" или "водяной". Возможно, в дальнейшем вы увидите некоторое соответствие этой классификации и привычного нам разделения на флегматиков, меланхоликов, холериков и сангвиников, но в основном эти системы не совпадают.
  Пользуясь описанными выше методами медитации на состояниях, мы сможем изменить их соотношение в нашем сознании. Для этого и необходимо иметь четкое понимание Четырех Стихий в их "чистом" виде.
  1. "Земля" символизирует принцип жесткости, неизменности, надежности. В бою это стремление "стоять насмерть", придерживаться позиционной войны, делая расчет на один удар. Обучение на уровне "Земли" включает в себя выработку устойчивых позиций и перемещений, накатку траектории, наработку жестких ударных конструкций. Это "ликбез", фундамент, на котором должно стоять здание вашего мастерства. Отталкиваться от основ можно будет лишь тогда, когда основы будут достаточно прочны.
  "Земля" может обозначать также и тип сознания. Для такого человека мир состоит из четких, раз и навсегда утвердившихся воззрений и правил, он всегда старается придерживаться одной и той же схемы действий и никогда не меняет свой маршрут даже в походе по магазинам.
  В обучении боевому искусству такому человеку проще изучать его в виде отдельных канонизированных приемов. При этом его действия в реальном бою никогда не выйдут за их рамки, а естественной реакцией будет молниеносный автоматизм. Этот человек не подвержен сильным эмоциям - как правило, они проявляются уже после того, как ситуация была разрешена, - но при этом крайне болезненно реагирует на любое вмешательство в структуры, распорядки и стереотипы, на которых держится его сознание: нестандартная ситуация может попросту свести его с ума.
  Как и все остальные, категория "Земля" имеет два аспекта - принимающий и дающий, пассивный и активный.
  Пассивный аспект категории "Земля" - состояние полной скованности: руки и ноги как бы налиты свинцом. Невозможно сделать шаг, сжать кулак. Это состояние происходит, если боец не уверен в своих двигательных возможностях, подавлен явным психо-энергетическим, физическим или тактическим превосходством противника. В этой ситуации мозг отдает противоречивые команды, напрягающие одновременно противостоящие друг другу мышцы (тело деревенеет). В таком положении, конечно, трудно нанести удар. Оказавшись в состоянии "Земли", приходится ограничиться подставками локтей и колен под удары противника, чтобы максимально их затруднить. Так же нужно стараться прикрывать руками наиболее уязвимые части тела - нос, глаза, горло, пах, солнечное сплетение. В особо трудных случаях приходится упасть на землю, закрыв лицо руками и прижав ноги к животу. Конечно, это будет хорошо лишь тогда, когда речь идет о небольшой сумме денег или выяснении вопроса "кто круче"; довольно часто этот трюк срабатывает в массовой драке, где некогда добивать упавших. Но будьте готовы к тому, что вас изрядно потопчут дерущиеся. Если же на вас нападают с явным намерением убить или же оружие нападавших слишком опасно, чтобы принимать его удары на себя, необходимо приложить все усилия к тому, чтобы выйти из этого состояния.
  Прежде всего раскрепостите дыхание, "пробейте" его - не сможете, не сможете двигаться. Крикните изо всей силы, а еще лучше завизжите - на визг уходит меньше сил. Более того, - визг - высокий, высокочастотный звук, позволяет совершать более резкие и быстрые движения, делает их чаще. (Вспомните Брюса Ли). И к тому же обладает неплохим останавливающим эффектом.
  Встряхнитесь всем телом, как бы стряхивая с себя "цепи". Теперь начинайте двигаться. Как бы хаотичны ни были ваши движения, они, по крайней мере, на долю секунды остановят "наступление" противника. И, начав свое движение, вы уже сможете как-то им воспользоваться - либо для бегства, либо для перехода в другое состояние.
  Активность "Земли" проявляется в бою следующим образом: не поддавайтесь на провокации и финты, ждите момента для своего удара, который нужно нанести решительно и со всей силой, на которую вы способны. Не старайтесь делать сложные приемы и длинные атаки - они нарушат вашу защитную позицию. Не атакуйте первым - ему надо, пусть он и лезет. Основной задачей вашей атаки должно стать повреждение ударных конечностей и особенно ног противника, если они оказываются в непосредственной близости к вам. Лишите его возможности двигаться - и он перестанет быть опасным.
  2. Психологическое состояние боя "Вода". Активно действуя в этом состоянии, вы спонтанно начинаете смягчать, гасить действия противника, уворачиваясь или уклоняясь от них, сковывая, пуская атаки вскользь. Пытайтесь перевести энергию противника в другое русло, разрядить ее, например через смех, или попытаться урезонить противника, "договориться" с ним, что опять-таки даст вам секундную передышку, позволит собраться с силами и оценить ситуацию. В этом состоянии необходимо относиться к противнику как к разбуянившемуся родственнику, который вообще-то ничего плохого вам не желает. В этом состоянии очень важно не терять контакта с атакующим, "довериться" ему и говорить с ним - поверьте, в то время, когда вы говорите, ударить вас будет гораздо труднее психологически2.
  Боевая тактика "Воды" заключается в том, что мы как бы передаем управление ситуацией противнику, позволяя ему самому разрушать свой защитный потенциал, и контратаковать его в уязвимые места, открывающиеся в процессе его атаки. Эта атака требует большой чувствительности и гибкости, умения точно распознать основную идею атаки и использовать ее силу во встречном контрударе или сопровождающем захвате, с помощью которого можно будет использовать инерцию атакующего движения. При этом вся ваша инициатива должна заключаться в поисках наилучшего способа "подстройки" к действиям, совершаемым противником. Уступить в одном, чтобы выиграть в другом - вот смысл этой тактики.
  Пассивной же стороной "Воды" является полная податливость и сотрудничество с противником: если вас держит под прицелом серьезный человек, значит вы ему зачем-то нужны, раз он вас до сих пор не убил. Возможно, вам удастся прийти к взаимовыгодному решению или же хотя бы выиграть время и момент для внезапной атаки или бегства. Если же вам в лицо смотрит дуло обреза, за другой конец которого держится какой-нибудь малолетний Бармалей, схема действий будет приблизительно та же, но никаких рецептов я давать уже не смогу...
  3. Состояние "Огонь".
  Вы полны решимости и гнева. У вас чешутся кулаки и зудят пятки, и, не обращая внимания на количество, рост, вес, пол и партийную принадлежность противника, вы щедро раздаете удары направо и налево, абсолютно не чувствуя боли от того, что попадает по вам. Огонь характеризуется полной концентрацией на своем бешенстве и поддержании этого состояния и даже усиления его до тех пор, пока последний из противников не будет лишен возможности передвигаться. Это очень важное условие, потому что выход из состояния огня характеризуется резким упадком сил вплоть до полной потери сознания. Если какой-нибудь из противников сможет это сделать, что скорее добьет вас. Состояние огня хорошо в бою в закрытом помещении, если есть какие-то гарантии, что к противникам не прибудет подмога, услышав шум и крики. Огонь годится и тогда, когда вам необходимо прорваться в какое-нибудь укрытие.
  Однажды выйдя из состояния огня, войти в него снова очень трудно. Поэтому и нельзя останавливаться ни при каких условиях, пока вы не будете уверены, что бой закончен. Так же и настоящий огонь очень трудно разжечь, если он погас, а тем более погашен, например, водой. В состоянии огня обостряется проблема боевого обзора, которая характерна для ВСЕХ типов боевых состояний. Поле зрения в них обычно резко сужается. Поскольку ситуация меняется очень быстро, и мозг успевает воспринимать только то, что находится непосредственно перед глазами3'.
  Остальное же периферийное поле зрения просто не воспринимается, поскольку нет времени на обработку информации. Почти каждый, побывавший в драке человек, наверняка помнит это ощущение темной трубы перед глазами. Только долгая тренировка может компенсировать этот недостаток за счет слуха, осязательных ощущений ("спиной почувствовал") или преимущественно периферического восприятия (взгляд в никуда) - в зависимости от того, к какому из трех типов восприятия более склонна ваша психика42.
  Находясь в состоянии огня, знайте - бой идет насмерть и, возможно, нож уже торчит в вашей спине. Вам терять уже нечего. Деритесь до конца, поскольку "огонь живет, пока горит".
 
  Пассивное состояние "Огня" характеризуется уверенным поведением, психологическим давлением на противника. Вкратце это можно характеризовать так: "Боятся - значит уважают". Следует психологически подавить противника, создать в нем неуверенность и страх, всячески демонстрируя свое преимущество. Следует внушить противнику мысль о том, что прямое столкновение с вами закончится не в его пользу. Это неплохо срабатывает с подростками и зачастую предотвращает ненужное кровопролитие. Например: если в конфликте с группой людей удается быстро вычислить и вывести из строя лидера, то в дальнейшем можно перевести "Огонь" в пассивное состояние и заставить остальных признать ваше превосходство. Сам по себе уверенный вид и смелое поведение зачастую спасают людей от нападения. "Боевая раскраска" панков, шипы металлистов, мощные бутсы рокеров созданы именно для этой цели. Они призваны подчеркнуть крутость своих владельцев, создать некий защитный экран "не подходи - зашибу!", который должен отпугивать всех возможных противников.
  В связи с этим хочется вспомнить кое-что из биологии: где-то в Аппалачах водятся три вида змей, своей яркой раскраской очень похожих друг на друга. Одни совсем не ядовитые, другие смертельно ядовитые, укус же третьих, под которых и "красятся" все остальные, очень болезнен и вызывает мучительные судороги, но оставляет крупное животное в живых, убивая только мелких грызунов, которыми змея и питается. Почему же все подражают именно этим, умеренно ядовитым змеям? Неядовитые, понятно, хотят выглядеть тюстрашней, чтобы отпугнуть врагов - а что же змеи-убийцы? Ответ прост - и ответ тот же: "Чтобы отпугнуть - своих врагов". Дело в том, что смертельный змеиный яд не действует мгновенно, и крупный зверь все равно успеет убить змею; но при этом он погибнет сам и не сможет передать своим потомкам и собратьям знание о смертельной опасности. Несмертельные же, но очень болезненные укусы законодателей змеиной моды хорошо знакомы всей округе и все обходят их десятой дорогой. Таким образом иногда выгоднее казаться страшным, а не быть им.
  4. Состояние "Ветер" можно характеризовать как тактику "полная неразбериха". Хаотические удары и движения во все стороны сразу, дикий крик, абсолютно сумасшедшее поведение и при первой де возможности - бегство во весь дух. Не впадайте в искушение спутать "Ветер" с "Огнем". Удары не являются прицельными, действия не выглядят осознанными. Человек теряет голову от ужаса, действует практически бессознательно и потом не может в точности вспомнить, что же он делал. Именно в состояние "Ветра" легче перейти из состояния "Земли", поскольку роль сознания в них сведена к минимуму. В состоянии "Ветра" человека очень трудно контролировать, но это не значит, что он дерется, - он активно спасается во всю меру своих сил. Это состояние прекрасно срабатывает тогда, когда вам угрожают чем-то, но убивать не собираются. Человек наставляет на вас пистолет, командует:
  "Руки вверх", а жертва вдруг взрывается дикой истерикой. Как правило, в этой ситуации атакующий несколько теряется (может, конечно, и "бабахнуть" с перепугу). Поэтому, входя в это состояние, лучше уйти в сторону - вниз кувырком или даже драпануть на четвереньках. Нестандартное поведение даст вам желаемую фору. Еще лучше будет, если вы сумеете моментально оценить ситуацию раньше, чем он договорит5'.
  Работая с состояниями, мы не должны их имитировать, мы должны действительно в них находиться, а не впадать, как это обычно и происходит. Это, действительно, очень разные вещи. Входя в ситуацию, вы худо-бедно ее контролируете, а впадая, иной раз не можете выйти, даже если это грозит смертью. Входить в состояние необходимо, потому что никакая имитация не даст реальной картины, противник все равно почувствует фальшь, бессознательно, но наверняка, а искусственный огонь поддерживать труднее, иллюзорный ветер легко унять, в нечистую воду никто не пойдет, ненадежная земля не может быть опорой.
 
 
 
  СПЕЦИАЛЬНЫЕ И ДЫХАТЕЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
 
  108 ПОКЛОНОВ
  Это упражнение является одновременно и одной из наиболее распространенных и действенных буддистских практик.
  Приступая к тренировке, вы выполняете поклоны, символизирующие почтение ко всем буддам Трех Миров - прошлого, настоящего и будущего, почтение ко всей Вселенной, которую символизирует число 108 - "число бесконечности" (рис. 319 - все рисунки; кроме первого, дают вид сбоку).
 
  Рис. 319
  1. Стоя прямо (ступни вместе, голова как бы "подвешена" к потолку, позвоночник выпрямлен, плечи опущены) поднимаем руки, складывая их в положение "хапчанг" перед грудью.
  2. Не разводя колен, мягко, без стука опускаемся на них. Потом сгибаем спину, размыкаем хапчанг и опираемся на правую ладонь. Опускаем рядом левую ладонь и, перенося вес тела на руки, складываем ступни ног вместе так, что большой палец левой (у женщин правой) ноги лежит поверх пальца другой ноги, образуя удобное сиденье, куда мы опускаемся, одновременно сгибая руки, опираясь на ребра ладоней.
  Лоб при этом касается пола, колени плотно сведены вместе, к ним плотно прижаты локти. Все тело туго свернуто в "клубочек". Тыльные стороны ладоней касаются пола - на ваших руках незримо стоит Будда.
  3. Переносим вес тела на левое ребро ладони. Правая ладонь уходит к груди в хапчанг. Отталкиваясь от пола левой рукой, встаем, сохраняя плотное сжатие колен. Левая рука, догоняя правую, соединяется с нею в хапчанге. Сомкнутые ладони поднимаются вверх над головой - происходит вдох.
  4. Цикл повторяется снова - 16 раз, предпоследний поклон совершается не вставая с колен, руки простираются по полу не сгибая локтей. После секундной паузы вы встанете и совершите медленный поясной поклон, держа руки в хапчанге.
  СОН-Ю
  Дыхательная практика Сон-Ю широко применяется в работе корейской школы Дзен "Кван Ум". В чем-то она схожа с китайским цигун - это неудивительно - ведь Чань-буддизм проник в Корею из Китая, принеся с собой и форму дыхательных практик.
  Сейчас, на начальном этапе, мы будем использовать Сон-10 прежде всего для восстановления дыхания - нормализация течения энергии Ки в организме.
  1. "Круговорот".
  - Руки перекрещены ниже пупка, на уровне паха, ладонь прижата к ладони, левая рука поверх правой (у женщин наоборот), большие пальцы прижаты к телу. Положение полного выдоха.
  - Руки начинают подниматься вверх, вращаясь вокруг невидимой веревки, "связывающей" запястья. Одновременно с этим идет вдох. Руки трижды прокручиваются вокруг друг друга - на уровне солнечного сплетения, горла и лба - на каждый поворот вы вдыхаете новую, добавочную порцию воздуха, не выдыхая при этом старого. Руки останавливаются над головой, вытянувшись во всю длину, ладони плотно сжаты, запястья перекрещены.
  - Задержка дыхания.
  - Руки расходятся по сторонам, опускаясь вниз, как крылья птицы. Идет выдох. В отличие от вдоха, движение производится очень медленно, насколько это возможно. Руки описывают полный круг и снова скрещиваются внизу. В момент встречи рук резким выдохом "ХА!" выбрасываем остаток воздуха. Полный выдох. Задержка дыхания.
  Затем следует повторение цикла.
 
  Обратите внимание на то, что в верхней фазе грудь наполнена воздухом, а рот повернут вверх. В крайней нижней фазе грудь "впала", а выдох производится прямо вниз.
 
  2. "Водоросли".
 
  Ноги расставлены на 1,5 ширины плеч, руки висят вдоль тела. Они подобны водорослям, зацепившимся за воткнутую в дно жердь.
  Перенося вес с одной ноги на другую, вы начинаете раскачиваться слегка скручиваясь вокруг продольной оси. Руки-водоросли мягко и плавно "тянутся" за движениями тела, в которых нет ни малейшего напряжения. Переход одного в другое происходит без малейшей задержки, плавно и незаметно. Руки еще движутся направо, когда тело уже раз"вора"чивает-ся влево, и наоборот. Момент перемены направления очень краток - ив этот миг происходит вдох, за которым следует медленный выдох - движения рук.
  3. "Танцующий медведь".
  Рис. 322.
  Ноги скрещены, пятка одной ноги как можно плотнее прижата к носку другой. Руки "подвешены" перед грудью. Переваливаясь с ноги на ногу, медленно поворачивайтесь вокруг своей оси, раскачиваясь всем телом. Руки расслабленно колеблются перед грудью. Дыхание в такт шагов, взгляд рассредоточен.
  "Танцующий медведь" - один из лучших способов "отстраниться от ситуации". Он очень кстати перед ответственным боем, когда нужно подготовить тело к работе, не раскрывая при этом динамики своего движения. (Что часто происходит на спортивных соревнованиях, когда участники разминаются, выполняя свои коронные техники друг у друга на виду. В боевой ситуации такая самонадеянность может стоить вам жизни.)
  Каждое упражнение (круговорот, водоросли, медведь) повторяется по несколько (4-6) раз.
  Сейчас о резком и бесповоротном изменении диеты говорить не стоит, иначе вам придется отказаться от приглашения в гости и выходов в рестораны. Так как попытка питаться правильно должна быть рассчитана, исходя из традиционного меню вашей Родины или того места, где вы живете, вы не сможете есть что-либо, сильно отличающееся от того, что едят окружающие, иначе ваш "правильный" салатик может обойтись вам куда дороже, чем "неправильный" гамбургер, а ваше время с утра до вечера будет занято поиском необходимых трав и корешков. В этом случае мы ограничимся общими рекомендациями:
  - Вместо обычного хлеба старайтесь есть хлеб с отрубями. А можно и вообще обойтись без хлеба.
  - Выведите из своего рациона супы.
  - Откажитесь от употребления мяса. Если это для вас трудно, ограничьтесь белым птичьим мясом.
  - Не ешьте колбас, пирожков, беляшей. Мало ли что туда сунули.
  - Старайтесь обходиться растительным маслом, для разнообразия вкусовой гаммы используйте разные сорта, избегая хлопкового.
  - Как можно больше ешьте зелени.
  - Принимая спиртные напитки, не закусывайте и, само собой, не пейте много. Старайтесь придерживаться определенного сорта вина и пейте только его. (Это поможет вам не быть "белой вороной" в дружеском застолье и одновременно сократит вред. Лично я люблю "Кагор", и то не более 100 г зараз.) Если вы в состоянии отказаться от употребления одурманивающих веществ вообще, вам будет только лучше. Но помните при этом, что в ситуации, когда вам все-таки придется выпить, сопротивляемость вашего организма будет ниже.
  - Откажитесь от кофе, не пейте крепкий чай. Почувствовать вкус чая легче, если вы пьете чай без сахара. Сахар "убивает" чай, а лучше пить чай из трав.
  - Знайте меру в употреблении специй. Способ готовки типа "знай наших" приводит к заболеванию желудка и кишечника разной степени сложности.
  - Больше ешьте каш, заменяя ими картошку, причем очень хороши комбинированные каши и каши с овощами. Наша гречка отлично заменяет привычный для китайцев рис.
  - как говорится, каждому свое. Вообще, "родные" продукты всегда усваиваются лучше заморской экзотики, да они и дешевле.
  - Не запивайте пищу ничем, кроме воды, полоскайте рот после еды.
  - Избавьтесь от привычки перекусывать на ходу, иначе ваш желудок будет "тянуть на себя" весь день.
  - Ешьте только дома и не чаще и не больше, чем вам хочется.
  - Не ешьте пищи, приготовленной более, чем три часа тому назад.
  Вот, о еде, пожалуй, пока достаточно.
  Курение, как и любой вид пищи или любое занятие; может быть одинаково вредным или полезным. Оно может существенно увеличить содержание огня в организме, сделать вас суше и подвижнее. Но редко кто может удержаться от соблазна сделать лишнюю затяжку и курить правильно. Табак вызывает очень быстрое и мощное привыкание и потому является одним из наиболее серьезных испытаний для практикующего.
  Относительно курения могу сказать следующее:
  - не курите на ходу;
  - не курите чужих сигарет;
  - не курите за компанию;
  - не курите для того, чтобы успокоиться;
  - готовьтесь к курению приблизительно так, как к приему пищи;
  - не курите натощак и в спешке.
  Нет таких вещей, которых однозначно нельзя делать, кроме одного - нельзя допускать потери контроля над ситуацией. Нет понятий: "плохо или хорошо". Есть понятия: "то, что мы можем контролировать или в чем мы в состоянии сохранять внутренний контроль, или то, что мы не в состоянии контролировать и где мы теряем контроль".
  Например: пить воду - хорошо, тонуть - плохо, побеждать - хорошо, быть побежденным - плохо. Мы обманываем - это, видите ли, воинская смекалка, нас обманывают - это, несомненно, гнусное предательство. Это главное правило всех проныр и пройдох широко применяется вокруг нас и в политике и в экономике. Знайте, опять же, что, делая хорошо себе, не всегда нужно делать плохо другим, иначе они соберутся и сделают плохо вам. Человек, которого вы считаете недостаточно сильным, чтобы быть вашим другом, может оказаться слишком силен в роли врага.
 
  ПЯТАЯ СТИХИЯ - "ПУСТОТА"
 
  Вся система боя держится на четырех стихиях: земля, вода и ветер - они окружают нас со всех сторон и в нашей повседневной жизни, но можно говорить и о существовании пятой стихии - пустоты, без нее в нашем мире не найдется места всем четырем. Даосы говорили, что ценность всех предметов заключена в пустоте, содержащейся в них. Мы можем жить в доме лишь благодаря тому, что в нем есть пустота. Чашка является чашкой лишь благодаря пустоте, заключенной в ней. Лишь в пустоту можно налить чай. Однажды некий профессор-буддолог пришел в гости к знаменитому монаху, чтобы поговорить с ним о дзен. Монах предложил ему чаю, усадил за стол, поставил перед ним чашку и начал лить чай. Чашка наполнилась до краев, и чай полился на стол, растекаясь по его поверхности, а монах все продолжал лить. Горячие струйки полились на пол, испуганный профессор опасливо поджал под себя ноги и закричал: "Хватит, хватит, остановитесь!" "Ты думаешь, в тебя войдет больше?" - ответил монах.
  Если человек переполнен собственными знаниями и суждениями, ему очень трудно принять мнение другого - ведь для этого придется в чем-то изменить уже сложившуюся систему взглядов и ценностей; поэтому, чтобы влить в наполненную до краев "чашку" хотя бы одну новую каплю, придется предварительно отлить из нее ровно столько же.
  Если человек называет кого-то учителем, то этим самым он признает знание учителя более совершенным или более фундаментальным, чем его собственное. Этим признанием он просит его о помощи, и первое, что почти всегда приходится делать учителю, - это помочь ученику очистить сознание от выявившихся ошибок и иллюзий.
  Вызываясь учить человека чему-нибудь, сразу попадаешь в очень опасное положение. С одной стороны, очень хочется, чтобы человек понял и усвоил, что от него хотят, с другой - он должен постичь все самостоятельно, выстрадать, открыть для себя естественность и универсальность, конкретный смысл каждой мелочи. Пользуясь указаниями тех, кого он избрал себе в наставники, каждый сам прокладывает себе Путь. И другого пути нет.
  Отклонение в сотую долю градуса может увести от цели на многие километры. В Великих Делах мелочей не бывает. А то, чему мы решили посвятить несколько лет своей жизни, обязательно должно быть великим, ибо единственное, чего нельзя иметь в избытке и чего никто нам не вернет - это время!
  Нет ложных учителей, нет ложных учений, есть только люди и учения, к которым отнеслись без должного внимания. Если упорно практиковать любое учение, приняв его как Путь достижения своей Цели, оно обязательно принесет плоды.
  Нет не боевых движений, есть движения, применяемые не к месту и не вовремя. Вовремя выставленный вперед палец заменяет множество изощреннейших техник (рис. 323).
  К месту сказанное слово может стать причиной великих событий. Учитесь сохранять пустоту. Это может получиться, если вы научитесь видеть пустоту и заполнять пустоту.
  Видя пустоты в обороне противника, незачем думать о технике. Легчайшего воздействия достаточно, чтобы повергнуть его наземь. Видя пустоты в его замыслах, легко разрушить их, просто уйдя в сторону. Убить человека легко - победить трудно. На Западе победа - это когда "Я победил!", на Востоке - "Он побежден". Поставьте вместо "Я" пустоту, и тот, кто нанесет в нее удар, сам не удержится на ногах.
 
  Рис. 323.
  Брюс Ли был хорошим бойцом, но не мастером. Мастер не умер бы таким молодым и такой нелепой смертью. Мастер - это человек, с которым не происходит случайностей, так как он в ответе за каждый свой поступок.
  Знаменитый врач античности Гален "четко" различал понятия "атлет", т.е. спортсмен, и "воин". "Первый, - говорил он, - проводит дни в непрестанных упражнениях, готовя свое тело к выполнению определенных задач в определенных условиях. Он добивается поразительных результатов - но стоит измениться условиям тренировки или образу жизни, как его здоровье подвергается многим тяжелым заболеваниям. Воин же готовит себя именно к этим изменениям, закаляя тело лишениями и приучая его к действиям в любых условиях". Эти слова не потеряли смысла и сегодня.
  Воин не может рассчитывать на снисхождение. Он знает, что за любую ошибку он будет платить кровью. Единственный человек, который может ему помочь - это он сам. Он не может допустить в свою жизнь необдуманных поступков, случайностей и неувязок.
  Самое интересное, что "сидевший" народ тоже не признает слово "нечаянно", ведь любая оплошность в этом жестоком мире может стоить жизни. Казалось бы, насколько далеки должны быть друг от друга высохшие китайские мудрецы и матерые урки, а суть умения жить понимают одинаково. Может, это и привело к возникновению таких техник, как Да-цзе-шу , где жестокость реального мира воплощена в жестокость захватов и ударов.
  Будь ты праведник, будь ты грешник, идти по жизни, как по лезвию ножа, одинаково трудно. Нет места случайностям, нет места ошибкам. Удивительные параллели здесь встречаются на каждом шагу. Горный аскет не имеет ничего, кроме того, что на нем, и убежденный вор презирает накопительство. Один сидит в тесной келье, другой в камере; один отказывается от общества, другой противопоставляет себя ему. Что делает столь похожими эти два пути? Постоянное сознание своей ответственности - единственно надежная опора в этом меняющемся мире.
  ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН-ГРАФИК 1-3 МЕСЯЦА ЗАНЯТИЙ
  Данный график тренировки является примерным, вы можете изменить или дополнить его, руководствуясь общими принципами, которые я привожу ниже. Это сэкономит вам время и позволит удержать в боевой готовности огромное количество возможных вариантов и комбинаций нескольких базовых движений.
  ПЛАН-ГРАФИК ТРЕНИРОВКИ "ЗЕМЛЯ"
  "Земля применяется на первом месяце занятий как основная программа ознакомления с движением. Потом она может использоваться как утренняя разминка в плановых тренировках.
  1. Минута тишины.
  2.108 поклонов.
  3. Волейбольное падение "рыбкой".
  4. Кувырки вперед и назад. Падения дзю-до.
  5. Базовые круги.
  6. Перемещения в стойках.
 7. Освоение базовых действий рук.
 8. 108 поклонов.
 9. Минута тишины.
  ПЛАН-ГРАФИК ТРЕНИРОВКИ "ЧЕЛОВЕК"
  "Человек" начинается приблизительно на втором месяце. Он предусматривает обучение свободному перемещению и работе в контакте с партнером.
  "Человек" является основной задачей учебы - это искусство работы с дистанцией и энергией партнера.
  1. Бег с вращением вокруг оси.
  2. Колеса.
  3. "Бег силы".
  4. "Фигуры" - треугольник, квадрат, звезда.
  5. Верхний удар рукой, обратный верхний - "хромой", "вор", "трус", "гуляка".
  6. Нижний удар рукой, обратный нижний - "хромой", "вор", "трус", "гуляка".
  7. Пинки, вперед и назад - "хромой", "трус", "вор".
  8. Проработка базовых движений рук.
  9. Сон-Ю.
  ПЛАН-ГРАФИК ТРЕНИРОВКИ "НЕБО"
  1. Базовые круги.
  2. Упражнения на устойчивость в парах.
  3. Уклоны и уходы, толчки и рывки.
  4. Практическое применение движений. Комбинирование ног и рук.
  5. Прыжки.
  "Небо" служит для проявления полученных знаний в обоюдном контакте. Оно опять - может изучаться отдельно или же служить окончание плановой тренировки.
  Заключительная часть.
  1. Сон-Ю.
  2. Минута тишины.
 
  Со знакомства со стихией "Земли" начинается изучение базовых техник движения. В данном случае земля - это основа, фундамент, на который потом будет опираться все здание вашего боевого искусства. Если фундамент будет слабым, ненадежным, то все дальнейшее строение теряет всякий смысл.
  Психологическая характеристика "Земли" - полная сосредоточенность на выполняемом движении. Это означает абсолютную уверенность в том, что оно выполняется без ошибки, вовремя и является наилучшим решением всей ситуации.
  Изучая техники, ни в коем случае не "рвите" их на части - это все равно, что разобрать на части живое существо: как ни собирай потом, оно уже ни оживет. Лучше выполнять движения предельно медленно - пределом в этом случае будет та скорость, когда вы ясно чувствуете, что каждое следующее движение лучше предыдущего. Это ощущение перерастает в точность, точность постепенно переходит в естественность, естественность порождает скорость, а скорость уже превращается в силу. Пытаться работать в обратном порядке - все равно, что начинать строительство с крыши.
  В движениях существуют "техники", "действия" и "элементы". Элементы - это простейшие "клетки" движения, такие, как сгиб или разгиб какого-нибудь основного сустава, иногда сопровождаемый несколькими соседними вспомогательными. Действия обычно состоят из нескольких элементов и имеют вполне конкретные ситуационные задачи: например, атака цели, уход из-под атаки или смена позиции. Техникой же называют такую последовательность действий, которая приводит тело в положение готовности к ее повторению либо к выполнению другой техники.
  Изучение движений обязательно начинается с базовых техник, в которых присутствуют только основные элементы действий, а количество вспомогательных сведено до минимума. Такое действие похоже на палку-черенок, на любой конец которой хозяин может насадить лопату, вилы или грабли - что считает нужным; так и боец, став хозяином базовой техники, волен дополнять свои действия нужными ему элементами.

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу