<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  Выполняя технику, не считайте количество повторений, лучше засеките время работы; воспринимайте свое движение как единое целое. Погрузитесь в него, прочувствуйте его "вкус". Дыхание должно быть свободным - ваше движение как бы "массирует" легкие, так что не нужно специально ни вдыхать, ни выдыхать. Если тело уже освоилось в движении, попробуйте работать с закрытыми глазами - запоминайте ощущения: потом они станут вашим "автопилотом".
  Овладев базовой техникой, постепенно врабатывайтесь в нее - варьируйте амплитуду и скорость выполнения, постепенно раздвигая границы, в которых сохраняется контроль точности и естественности. Попробуйте выполнить одновременно несколько техник, добиваясь их полной независимости друг от друга.
  Ваши занятия должны строиться по принципу дополнения - после того, как вы освоите упражнения первой, количество повторений каждого из них можно будет сократить - достаточно будет выполнять их по 8 раз, что составит от силы 15-20 секунд. Это при условии, что вы, выполняя движения, не нуждаетесь в поправках и действуете со своей естественной скоростью. В таком виде комплекс занимает около получаса - он превращается в что-то наподобие разминки перед следующей частью тренировки или же может заменить полноценную тренировку, когда для нее не хватает времени. Но злоупотреблять этим не стоит - в бою лень выйдет вам боком.
  Первый месяц вы должны выполнять только комплекс "Земля" - это тот фундамент, на котором будет стоять здание вашего боевого умения. Если вы практикуете 3 раза в день, то повторяйте этот комплекс трижды. Потом это станет вашей утренней нормой.
  Приступая к упражнениям комплекса "Человек", вы утром, как обычно, выполняете "Землю", а днем в качестве разминки сделаете ее сокращенный вариант - сведете все к двадцати с чем-то минутам, не выполняя заключительные 108 поклонов. После "минуты тишины" приступайте к основной части - комплексу "Человек".
  Вечером, сделав поклоны, выполните только комплекс "Человек" и завершите его "минутой тишины" в позе лягушки.
  Комплекс "Небо" вы будете выполнять, освоив два предыдущих. Если вы занимаетесь один раз в день - введите его в тренировку как заключительную часть, не выполняя начальных базовых кругов. Работая три раза в день, выполните утром, как и ранее, "Землю", днем - полного "Человека", на этот раз без вставок и изменений, а вечером - полное "Небо", как оно дано в плане.
  Теперь - несколько комментариев к выполнению упражнений тренировочных комплексов.
  1. "Минута тишины" - необходимая пауза медитации между повседневной жизнью и работой над собой - то есть тренировкой. Медитировать можно стоя и сидя, успокоив свое дыхание и устремив мысли на предстоящие упражнения. Если же вы слишком взволнованы, можно совершать круги, ходя по залу все медленнее и медленнее, вслушиваясь в каждый шаг, пока ваше беспокойство не оставит вас. В этом случае ходить нужно, сложив руки на животе или груди, плотно и осторожно прижимая ступни к полу, стараясь совершать это совершенно беззвучно. Такой настрой должен сохраняться в течение всей тренировки - ни единого лишнего звука быть не должно. Человек, ведущий тренировку, должен подавать только необходимые сигналы для перемены упражнения, не более. Старайтесь выполнять как можно больше движений с закрытыми глазами. В идеале на тренировке создается впечатление, что каждый двигается сам по себе, но тем не менее все получается слажено и четко: при выполнении упражнений скорость у каждого своя, но переходят от одного к другому все вместе; "Минута тишины" завершает работу - теперь все медитируют на прошедшей тренировке, стараясь объяснить себе свои ошибки, отметить наиболее удачные элементы, еще раз напомнить себе о намерении практиковать боевое искусство и о причинах, побудивших вас принять это решение. Закончив медитацию поклоном по хлопку ведущего, все покидают зал - там не стоит го"вор"ить о чем-либо, не относящемся к тренировкам, - тогда вход в необходимое состояние будет для вас все легче.
  2. Падениям кувырки - отличие от падений и кувырков, выполняемых в других боевых искусствах, заключается в том, что после падения необходимо тут же встать, чтобы падение и принятие новой стойки произошли на едином движении, без пауз, используя единую силу; второе отличие состоит в том, что при падении не делается отхлоп по полу, - в боевых условиях вы можете, этак лихо врезав по любому камешку, остаться без руки, которая вам, ой как, пригодилась бы для более умного использования. Самбисты го"вор"ят о напряжении всего тела, дзюдоисты - о расслаблении, все го"вор"ят о хлопке рукой как об амортизаторе. По-моему, выгоднее предотвращать травму силой качения по поверхности, пуская тело в кувырок, чему отхлоп будет только помехой.
  3. Базовые круги - выполняя базовые круги, примите равновесную позицию и старайтесь задействовать поменьше лишних суставов тела. Углубляйтесь в каждое движение, пока не почувствуете, что оно происходит само, а вы лишь наблюдаете за этим. Это занимает обычно 1,5-3 минуты. После выполнения каждой серии упражнений сделайте отжимания - около 2-3 минут, утром - медленные, статические, днем - энергичные, рывковые. Вечером отжимания лучше заменить Сон-Ю.
  4. Перемещения в стойках - мы, конечно, уже знаем, что никаких стоек в действительности нет, так как в бою стоять некогда. Сам я обычно применяю термин "позиция", но, отдавая дань уже сложившейся традиции в названиях, пишу о "стойках".
  Движение должно быть плавным, легким, крадущимся, должно выполняться без особых усилий. Шаги не должны быть большими - они должны быть быстрыми, как у мыши. Лучше сделать два мелких шага, чем один большой, который занимает гораздо больше времени, а значит, предоставляет противнику больше шансов для маневра, или подсечки, пока вы не в состоянии изменить направление своего движения. В движении тело должно быть собрано, но не сжато - если вы зажаты, вы - не боец, а мишень. Если противник может определить ваш рост - это недостаточно защищенная позиция. Кланяйтесь, сгибайтесь - это лучший способ незаметно достичь своей цели без лишних усилий. Двигаясь, плывите над землей, как танцовщица из ансамбля "Березка" •- быстро и плавно, незаметно меняйте направление движения - это гораздо практичнее, чем заучивать на память сложные схемы переходов канонических "лабиринтовых" стилей. Руки при движении держите перед собой, согнув их в локтях, - боксеры применяют это положение с момента зарождения бокса, достаточно надежно прикрывая свои бока от внезапных атак. Движения ног не должны влиять на руки - руки и ноги не должны обусловливать друг друга, они должны помогать друг другу не в выполнении движения, а в тактике ведения боя. Менять движения, как указано выше, через 2-3 минуты.
  5. Освоение базовых действий рук - сперва на месте, в равновесной позиции, потом с выпадом из подготовительной позиции "хромого", "вора", "гуляки". Помните, что ваша обычная стойка всегда будет выше, чем любая из них, - поэтому применяйте в движении рукой энергию падения в позицию. Выполняя движение одной рукой, держите вторую напротив солнечного сплетения, чтобы быть в состоянии отразить неожиданную атаку по кратчайшему расстоянию. В отличие от каратэистского "хики-тэ", когда рука, помогая удару, идет на бедро или на ребра, здесь она отдергивается к солнечному сплетению - как-будто паук сучит паутину. Потом движения рук будут соединяться друг с другом, образуя самые замысловатые формы, количество которых слишком велико, чтобы изучать их каждую в отдельности. Никакой гений кунг-фу не сможет вовремя выбрать необходимое движение, чтобы успеть отразить атаку, если их несколько сотен. Умейте увидеть сложное в простом, а простое в сложном, и запомните: чем проще - тем быстрее, чем проще - тем надежнее. Движение рук должно составлять единое целое с движением всего тела, выполняться без рывков и лишних усилий. Осваивать действия рук целесообразно "блоками" - например, составляя тройки однотипных движений: вверху - посередине - внизу, скажем, "стрела"- "змея" - "копье", что поможет понять сам принцип выполнения движения. Время обработки каждого "блока" - те же 2-3 минуты.
  6. Вращение вокруг оси и "колеса" - незаменимые упражнения, обучающие тело чувствовать пространство, увеличивающие скорость реакции и укрепляющие мышцы.
  Вращения нужно доводить до такого состояния, когда на один шаг приходится один по"вор"от, когда вы в состоянии, вращаясь, не только идти по ровной линии, но и изменять направление своего движения согласно необходимости. Время вращения - 15-20 минут. Если кружится голова - меняйте направление вращения, если не помогает - остановитесь, запрокиньте голову в равновесной позиции, выберите на стене или потолке неподвижную точку и смотрите на нее, не мигая. Если и это трудно - не бойтесь, падайте на живот, закрывайте глаза - отдыхайте. Но наедаться перед тренировкой лучше отучиться заранее. Вращение можно выполнить в приседе, с переменной высоты позиции и в прыжках - в зависимости от степени проработанное(tm) движения.
  "Колеса" и фляки представляют собой то же вращение, но уже в вертикальной плоскости. Освоить их нужно так, чтобы для их выполнения не требовалось ни малейшей подготовительной паузы. Изучив фляки вперед, переходите к флякам назад, но не спешите - выполнить движение нужно естественно, не напрягаясь, спешить некуда - иначе малейшая оплошность может выбить вас из графика на гораздо большее время, чем то, которое вы хотели сэкономить. Попеременная нагрузка на руки и ноги с успехом заменяет потение над штангой, но, кроме силы, дает еще чувство единства тела и скорости, чего не даст никакая штанга. Выполнять 10-15 минут.
  7. Выполнение ударов - все принципы отработки движения описаны в предыдущих пунктах. Осталось добавить только то, что ни в коем случае кулак не должен застревать в конечной фазе удара, как это принято в каратэ, - иначе вам моментально его оторвут. Это же касается и ударов ногами - так же, впрочем, как и то, что в Да-цзе-шу никогда не производится возврат бьющей конечности по той же траектории, по которой она пришла в цель. Рука или нога всегда будут описывать круг, эллипс или восьмерку, заканчивая движение там, где начинала его. Обычно в бою на движении от себя производится удар, на себя - захват, но возможно и обратное выполнение. Таким образом, бой уплотняется настолько, что противнику просто некогда вставить свое "слово".
  Начинать изучение следует не спеша, медленно и вдумчиво выполняя его, - стараться вложить максимум внимания. По мере вживания скорость будет увеличиваться. Запомните:
  если удар не представляет для вас единое движение - он еще "сырой". Отработка техник должна занимать основную часть тренировки, с таким расчетом: не менее 2-3 минут на каждую технику.
  Прорабатывая удары в передвижении сперва следуйте правилу "топ-хлоп": один шаг - один удар. Сброс энергии происходит одновременно с касанием ногой пола. Освоив пошаговый способ выполнения ударов, переходите на плавное движение и асинхронный способ выполнения ударов - но не ранее.
  8. Упражнения на устойчивость - выполняются для развития чувства баланса. Стараться вывести противника из равновесия толчком или рывком, стоя на одной ноге и отведя вторую вперед или назад или вбок. Касание пола "пустой" ногой или прыжок на месте считаются проигрышем. Толкаться можно также и ногами - подошва к подошве, подъем к подъему, колено к колену и т.д. Полезно будет поработать вслепую.
  9. Уклоны и уходы совершаются действием выпада в боевые позиции в нужную сторону, поэтому сами следите за тем, чтобы вне схватки не придерживаться каких-либо явных боевых позиций. Толчки и рывки также выполняются выседом или выпадом в боевую позицию.
  10. Комбинирование движений осуществляется после освоения отдельных действий до их естественности. Соединять движения нужно сперва последовательно, как в традиционных стилях, потом выполнять их одновременно, а потом превращать их в единые связки наложением "внахлест". При движении стараться не допускать препятствий и остановок, следить за тем, чтобы одно движение как бы усиливало и. разгоняло другое, но не терять контроль над ними. Соединяйте не только руки с руками, но и руки с ногами, помните: основа Да-цзе-шу - это множественные асинхронные атаки на нескольких направлениях сразу. Придерживайтесь правил "бей, чем ближе" и "бей короче", старайтесь вложить в удар или рывок все тело. Если за рукой не стоит вес тела - удар вряд ли будет эффективным.
  ПРАКТИКА И ЗАНЯТИЯ
  Между понятиями, которые составляют название этой главы, нет ничего общего. Само понятие "заниматься", то есть "занимать себя" го"вор"ит о том, что оно относится к делу, задачей которого является некое использование лишнего времени, развлечение. Боевыми искусствами "занимаются" в Америке и Европе великовозрастные дети, напяливающие на себя костюм ниндзя на часик-другой между баночкой пива и маникюрным кабинетом или телевизором. Заниматься можно рыбалкой, раз в год обметая паутину с охапки удочек и покупая пару новых. Это выглядит так же жалко, как пятидесятилетний подагрический бухгалтер, решивший на обеденном перерыве поиграть в индейцев, раскрасив себе лицо чернилами.
  "Индейцы" тратят собственное и чужое время на дело, которое им совсем не нужно. Они прекрасно обойдутся и без боевых искусств. Нужно только купить газовый баллончик - это выйдет гораздо дешевле, а для здоровья делать по утрам зарядку совершенно бесплатно. Использовать же "для поддержания формы" боевые искусства - это все равно, что пахать огород на танке. Зачем?
  О "поддержании формы" говорят, как правило, те, кто ее никогда не имел, либо те, кто ее уже потерял, ибо самолет держится в воздухе лишь настолько, насколько он летит. Если вы не можете найти время утром и вечером для ежедневной тренировки - бросайте это "занятие" с чистой совестью, ибо оно вам совершенно не нужно. Лучше посмотрите кикбоксинг по телевизору. Искать время для дыхания вам нужно? А для еды?
  Овладеть боевым искусством можно только при условии постоянной, круглосуточной практики. При этом вам совсем не понадобится искать для этого время. Лучше отжиматься от пола один раз каждый час, чем дважды в неделю - тысячу раз. Самоизнасилование не даст вам ничего - вы просто будете чувствовать стойкую ненависть к спортзалу.
  Практиковать необходимо круглые сутки. Это значит осознавать, чувствовать себя в состоянии бойца каждую минуту. Если вы хотите сделать движение - например, открыть дверь или взять соль, - используйте для этого подходящее боевое движение. Это не значит, что нужно ходить в стойке и брать ложку ногой. Осознание заключается в том, что вы мысленно отмечаете момент, когда движение-элемент проявляется само по себе, и постоянно находитесь в ожидании этого проявления. Не пытайтесь заставить себя - просто ждите. Не делать лишних движений, бесполезной обузой повисающих на основном, - это и есть основное требование любого боевого искусства и самая основная практика.
  Не забегайте вперед - это все равно, что начинать постройку дома с крыши. Пока вы точно не усвоили урок, пока выполнение движения не/ приносит вам удовольствия - не идите дальше. Для этого даже мало выучить книгу наизусть.
  Выучить наизусть - это всего лишь "посадить" знание в свою почву. Если семя не прорастет - значит, незачем ждать плодов. Изобразите движение заново, наполните его своим смыслом, придумайте что-то новое на его основе - это и будет знаком того, что "знание" прорастет в "умение" - это первые зеленые листочки на пересаженном деревце. Оно принялось - значит будут и плоды. Если вы всего лишь запомнили или заучили движение - в бою оно вряд ли проявится - ведь мышление будет отключено. Умственная память будет отключена. Даже мышечная память не сработает - ведь в бою необходимо совершить новое движение, а не воспроизвести старое. Я до сих пор открываю новые нюансы в двух движениях, которым один из моих учителей обучил меня пять лет назад. И все время появляются новые листья, побеги и плоды. Если не поленитесь прорастить в себе основы движения, вы потом, пользуясь ими, как ключом, расшифруете любой прием любого стиля - но не забывайте, что прием, например, айкидо в вашем исполнении будет выглядеть несколько иначе, чем этого требуют каноны айкидо, - но это не в коей мере не должно повредить его эффективности. Чем бы вы ни занимались - вы будете нести в себе свое искусство. Вот что значит - прорастить в себе Знание.
  Практикуйте в удовольствие. Самоизнасилование, подобное тому, что встречается во многих школах каратэ и шаолиньского у-шу, для внутренних стилей не годится.
  Добивайтесь полного овладения движением. Если вам необходимо подумать, прежде чем сделать его, - значит вы еще не полностью овладели им. Кстати, понаблюдайте сами - если движение проявляется спонтанно, как естественная реакция, оно, как правило, быстрее, легче и красивее, чем сделанное специально.
  Будьте терпеливы. Если вы не запасетесь этим, самым главным качеством, вам вряд ли удастся достичь чего-либо. Тот, кто тянет всходы, чтобы они росли быстрее, рискует остаться без урожая.
  Если вы ежедневно будете бить кулаком в стену один раз, то через месяц сможете ударить пять раз, через год - сто раз, через десять лет - тысячу раз. Если вы будете сразу пытаться бить по пять раз, вы разобьете кулак и бросите это дело. Запомните: слона нельзя съесть сразу - это получится только постепенно. Обычная наша ошибка заключается в том, что мы или пытаемся раз и навсегда разделаться с проблемой, либо пытаемся себе доказать, что "есть еще порох в пороховницах", и, переусердствовав в начале, на корню губим все дело. Нагрузки должны быть постоянны, нагрузки должны быть регулярны, нагрузки должны возрастать в геометрической прогрессии; сперва вы должны просто дать телу понять, что вы от него хотите, а потом вы сами почувствуете время, когда пора поднимать планку. Мы всегда спешим, как будто делаем это в последний раз - подсознательно желая этого. Только в кино ученик, придя к учителю, через десять минут уже работает с ним в паре, а в следующем кадре учитель говорит: "Все, теперь ты ниндзя". Красиво, но нереально: нельзя родить ребенка через пять минут.
  Если вы хотите добиться чего-либо, никогда не выделяйте для этого время специально, а просто тренируйтесь при каждой возможности. Повторяйте упорно, раз за разом, комплекс самовозобновляющихся простых движений - и, рано или поздно, вы неожиданно для себя вдруг обнаружите способы их сочетания и применения, откроете в них огромную мощь и скорость. Вы с легкостью будете побеждать любого противника, даже не задумываясь о сути выполняемых техник. Но прежде чем начать шить, любая, даже самая талантливая швея, должна научиться вдевать нитку в иголку. Не спешите - и скорость придет. Не перенапрягайтесь - придет и сила. Не стремитесь познать искусство - познайте себя, ибо нет искусства выше, чем просто оставаться собой в любой ситуации. Практика отличается от занятий, как ходьба отличается от шага, - вы никогда не научитесь ходить, изучая шаги. Сколько видов шагов вы знаете? Глупый вопрос - вы просто практикуете ходьбу.
  Занимаясь, вы можете неплохо знать каратэ. Но если вы практикуете, то вы просто умеет классно драться, и, если это имеет внешний вид каратэ, вам от этого не будет ни жарко, ни холодно.
  Ничего, что у коровы шесть ног, - лишь бы давала молоко, и поэтому:
  1. Не забегайте вперед, открывайте следующую страницу тогда, когда с чистой совестью сможете вырвать и выбросить первую.
  2. Практикуйте в удовольствие, не насилуйте себя, но - при первой возможности. День без работы - день без еды.
  3. Добивайтесь полного овладения движением. Если оно не происходит правильно и своевременно, само собой - значить, оно еще не ваше.
  4. Разложите каждый прием на элементарные, простейшие движения, как будто вы пытаетесь объяснить их парализованному идиоту, - и будьте настолько же терпеливы в работе с собой, насколько это было бы необходимо в работе с ним.
  5. Соединяя движения заново, не спеша и не напрягаясь, добивайтесь того, чтобы прием получался единым движением, из любого положения и с любой стороны. Попробуйте собрать свой прием из знакомых движений. Учитесь не зависеть от приема.
  6. Как можно чаще читайте эту главу.
  1 Агашин Ф.К. Биомеханика ударного движения. М., Наука, 1977.
  2 Притча 1. Один громила, который занимался тем, что снимал по ночам шубы с прохожих, жаловался своему знакомому: "Вышел давеча я на промысел, смотрю: идет дамочка, вокруг вроде никого, - только собрался брать, как она сама ко мне навстречу кидается. "Ах, как хорошо, что я вас встретила, мне тут страшно одной, тут, говорят, грабители по ночам орудуют, а мне на другой конец города идти, помогите, ради Бога, я вас очень прошу!" И все такое прочее... и так, покуда я ее до самого дома не довел. Там она в подъезд впорхнула, только я ее и видел. Дальше я сама, мол... А я только плюнул с досады. Такая хорошая шуба была. И что со мной стало, ума не приложу. А главное, столько времени впустую потерял".
  Притча 2. Рассказ хулигана, "...и тут он меня хватает - крепкий мужик, самбист, наверное... и ну руки крутить. А я ноги поджал, наземь шлепнулся и ору как резаный: "Ой, дяденька, не надо, ой прости!" Он меня отпустил, поднимает за шиворот. "Ты чего, мол, как баба?.." А я ему с правой и со всей силы -в пятак, аж плечо заныло. Он только хрюкнул от неожиданности. Снова сверху навалился, подмял, а я: "Ой ногу, ногу! Отпусти, больно!!!" Он и отпустил - на "автомате", посмотреть, что там со мной, а я ему снова - на пятак - тут он и вырубился. И слава Богу - я кулак вдребезги раздолбал, третий раз уже не вышло бы..."
 
  3 Эту область можно точно определить, держа перед собой крышку от большой кастрюли. Если вы смотрите в центр крышки, то ее окружность приблизительно соответствует контуру поля сознательного восприятия (рис. 62).
  4 Современная психология разделяет людей по трем типам восприятии: осязанию, слуху и зрению. Например, человек- "осязатель" более интересуется тем, из какой ткани сшит костюм, чем тем, насколько он моден. Эти люди любят свои старые вещи, занашивают их практически до дыр, с большой неохотой одеваются в новое. Крошки в постели для них источник ужасных душевных мук. "Зритель" спокойно надевает на тело колючий свитер или синтетическую майку, может ходить в любую жару застегнутым на все пуговицы и как сорока падок на все "блестящее", спокойно может есть пирожное в постели, но способен поссориться с человеком из-за того, что у него слишком яркий галстук. "Слухач" же не поймет ни того, ни другого. Он только спросит: "Зачем весь этот шум?"
  5 Таким образом вы не даете ему диктовать вам условия игры в "кошки-мышки", в которую он уже играет и собирается пригласить вас. Он, конечно, "кошка", и, следовательно, вы тут же станете "мышкой", как только он вам об этом объявит. Не дайте ему это сделать, сыграйте в свою - "псих в курятнике".
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
 
 
 
  2
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу