<< Пред. стр. 1 (из 4) След. >>
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
(Белгородский филиал МЭСИ)
Утверждено
учебно-методическим
советом БФ МЭСИ
С.И. Шиленко
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ АУДИТА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Белгород 2004
ББК 65.9(2)261.8-А Рекомендовано к изданию кафедрой
Ш57 финансов и бухгалтерского учета
БФ МЭСИ.
Шиленко С.И. Ш57 Международные стандарты аудита: Учеб. пособие.
- Белгород, изд. БФ МЭСИ, 2004. - 102 с.
В учебном пособии представлены материалы по применению международных стандартов аудита. Учебное пособие рекомендуется для студентов дневной и заочной форм обучения специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит".
Рецензенты:
Паутинка Т.И., кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и бухгалтерского учета БФ МЭСИ.
Стаханов Ю.А., кандидат экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета БелГТУ.
БФ МЭСИ, 2004
Шиленко Светлана Ивановна
Международные стандарты аудита
Учебное пособие
Подписано в печать 13.02. 2004.
Формат издания 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman Cyr.
Усл. печ. л. 5,93. Тираж 100 экз.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................................................
3 1. Сущность, значение и статус международных стандартов аудиторской деятельности..............................
5 2. Аудиторские доказательства .................................
16 3. Аналитические процедуры ...................................
22 4. Обман и ошибка .................................................
31 5. Планирование аудиторской проверки .....................
40 6. Аудиторская оценка бизнеса клиента ......................
47 7. Проверка соблюдения законодательных и нормативных актов...................... ......................................
55 8. Аудиторская оценка системы внутреннего контроля...
64 9. Использование работы эксперта.............................
71 10. Рабочие документы аудитора................................
76 11. Аудиторская выборка.........................................
83 Приложения.........................................................
92 Список литературы................................................
99
ВВЕДЕНИЕ
В ближайшие годы Россия будет продолжать проведение рыночных реформ, а ее участие в международной экономической интеграции и разделении труда будет расширяться и углубляться. В этой связи знание и умелое использование международных стандартов аудита будет способствовать повышению уровня профессионализма аудиторов и аудиторских организаций.
Основная цель международных аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.
Разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - международное объединение бухгалтерской профессии. Целью Федерации является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии, что позволит ей оказывать услуги на высоком качественном уровне в интересах всего общества.
Международные фирмы, приняв на себя обязательства вместе с МФБ добиваться соблюдения международных стандартов и обеспечивать высокое качество системы внутреннего контроля во всех странах, в которых они работают, будут способствовать повышению прозрачности, надежности и сопоставимости финансовой информации в мировом масштабе.
Международная федерация бухгалтеров и крупнейшие международные компании выступили с новой инициативой, направленной на повышение качества стандартов финансовой отчетности и аудита во всем мире, что позволит защитить интересы международных инвесторов и будет способствовать более активному перемещению капитала между странами. В соответствии с данной инициативой планируется создать новое объединение фирм под эгидой Международной федерации бухгалтеров, которое совместно с Федерацией будет разрабатывать международные стандарты бухучета и аудита и оказывать содействие в их внедрении в практику. Кроме того, предлагается установить систему независимого контроля за деятельностью МФБ в сфере защиты интересов общества.
По мере изменения информационных потребностей предприятий и потребителей от аудиторов все чаще начинают требовать не только подтверждения финансовой отчетности, но и выдачи аудиторских гарантий. Комитет по международной аудиторской практике (IAPC) при Международной федерации бухгалтеров играет ведущую роль в подготовке стандартов и рекомендаций для тех сфер деятельности, в которых заключение независимого аудитора может повысить ценность и достоверность информации.
Дисциплина "Международные стандарты аудита" представляет собой одну из базовых общепрофессиональных дисциплин, формирующих профессиональные знания, навыки и умения будущих специалистов в области бухгалтерского учета, анализа и аудита.
В процессе изучения дисциплины "Международные стандарты аудита" студентами будут освоены стандарты и нормы аудита, получены основы знаний по Международным стандартам аудита и Кодексу этики международной федерации бухгалтеров, которые необходимы для профессионализма студентов данной специальности, расширения кругозора и умения применять стандарты в практической деятельности.
1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И СТАТУС
МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ
АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Международные стандарты аудиторской деятельности являются общепризнанным механизмом регулирования профессиональной деятельности в мировой практике. Их назначение - описать на основе единой методологической базы принципы осуществления аудита в целях выработки однозначного понимания его роли и значения, целей и задач его осуществления, механизмов и процедур их достижения и решения.
Аудиторские стандарты являются одним из инструментов регулирования аудиторской деятельности. Через посредство стандартов осуществляется регулирование как государственное, поскольку стандарты впитывают в себя все законодательные требования государства, так и негосударственное и стороны общественных объединений, определяющих рекомендательные положения стандартов. Стандарты используются, как правило, там, где человек в процессе осуществления определенной деятельности выполняет постоянно повторяющиеся процедуры или действия.
Аудит - это именно та область, где специалист для достижения конечной цели - установления достоверности отчетности должен выполнить определенный комплекс процедур. В то же время здесь нельзя не учитывать, что аудиторская деятельность относится к высоко интеллектуальной. По этой причине стандарты не могут касаться способов и методов выполнения аудитором работы, а должны регламентировать лишь последовательность ее осуществления, общепризнанный порядок оформления процедуры и результатов.
Для успешного выполнения аудиторских проверок и качественного оказания других аудиторских услуг необходимо применение в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.
Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.
Основная цель аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов и целей аудита, прав и обязанностей аудитора, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.
Успехи и неудачи в работе российских аудиторов тесно связаны с общей ситуацией в экономике. А в сегодняшних экономических условиях в нашей стране успешно существуют лишь предприятия и отрасли, ориентированные на экспорт. К сожалению, сегодня далеко не все предприятия понимают значение и смысл института аудита, хотя обладают достаточными финансовыми возможностями для того, чтобы привлечь к решению своих задач опытных консультантов и аудиторов.
В ближайшие годы Россия будет продолжать проведение рыночных реформ, а ее участие в международной экономической интеграции и разделении труда будет расширяться и углубляться. В этой связи знание и умелое использование международных стандартов аудита будут способствовать повышению уровня профессионализма аудиторов и аудиторских организаций.
Международные стандарты предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Кроме того, адаптировав их, можно применять при аудите иную информацию и предоставлять сопутствующие услуги.
Разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - международное объединение бухгалтерской профессии. Целью Федерации является развитие и совершенствование бухгалтерской профессии, что позволит ей оказывать услуги на высоком качественном уровне в интересах всего общества. В настоящее время в ее состав входят 153 профессиональных организаций бухгалтеров из 113 стран, в том числе из России, представляющих более двух миллионов бухгалтеров, занимающихся частной практикой, преподаванием, состоящих на государственной службе, занятых в промышленности и торговле.
Международная федерация бухгалтеров и крупнейшие международные компании выступили с новой инициативой, направленной на повышение качества стандартов финансовой отчетности и аудита во всем мире, что позволит защитить интересы международных инвесторов и будет способствовать более активному перемещению капитала между странами. В соответствии с данной инициативой планируется создать новое объединение фирм под эгидой Международной федерации бухгалтеров, которое совместно с Федерацией будет разрабатывать международные стандарты бухучета и аудита и оказывать содействие в их внедрении в практику. Кроме того, предлагается установить систему независимого контроля за деятельностью МФБ в сфере защиты интересов общества.
В объединение фирм под эгидой МФБ может вступить любая компания, клиентами которой являются транснациональные корпорации, при этом компания должна соблюдать жесткие требования в отношении качества, в том числе:
* руководствоваться Международными стандартами аудита и Кодексом этики МФБ при проведении аудиторских проверок;
* обеспечивать наличие эффективной системы внутреннего контроля, в том числе анализ организации работы внутри фирмы;
* проводить обучение в области международных стандартов бухучета и аудита, в том числе в сфере Кодекса этики;
* не препятствовать внешним аудиторам проводить регулярные проверки качества своей деятельности;
* оказывать содействие в становлении профессиональных объединений и внедрении международных стандартов учета и аудита в развивающихся странах.
Финансирование деятельности объединения фирм под эгидой МФБ будет, в основном, осуществляться за счет фирм-участников, которые также выделят дополнительные ресурсы для работы МФБ в области разработки и мониторинга стандартов аудита.
По мере изменения информационных потребностей предприятий и потребителей от аудиторов все чаще начинают требовать не только подтверждения финансовой отчетности, но и выдачи аудиторских гарантий. Комитет по международной аудиторской практике (IAPC) при Международной федерации бухгалтеров играет ведущую роль в подготовке стандартов и рекомендаций для тех сфер деятельности, в которых заключение независимого аудитора может повысить ценность и достоверность информации, предоставляемой директорами и менеджерами. В настоящее время разрабатываются новые международные стандарты по аудиторским гарантиям. В них рассматриваются этапы выполнения задания, предусматривающего выдачу аудиторских гарантий, а также требования к профессиональным бухгалтерам, осуществляющим такие задания.
С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских фирм в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в международном масштабе. Стала очевидной потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом работы аудиторов в разных странах. Разработкой таких профессиональных норм на международном уровне занимается Международный комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита (ISA) и Международные руководства по аудиторской практике (IAPS).
Аудиторские стандарты, подготовленные Международным комитетом по аудиторской практике, базируются на следующих основополагающих принципах:
- аудит должен проводиться лицом, имеющим соответствующую профессиональную подготовку и опыт работы;
- во всех вопросах работы аудитора соблюдается объективность и независимость его суждений;
- аудитор должен добросовестно и квалифицированно выполнять свои обязательства перед клиентом, обеспечивать надлежащий контроль за действиями подчиненных сотрудников в ходе проверки;
- аудитору необходимо иметь достаточное представление о системе внутреннего контроля клиента, чтобы спланировать свою работу, определить характер и объемы аудиторских процедур, сроки выполнения отдельных этапов и проверки в целом;
- в ходе аудиторской проверки аудитор, используя методы опроса, наблюдения, анализа и др., накапливает исчерпывающие свидетельства для составления заключения о достоверности бухгалтерской отчетности;
- в аудиторском заключении должно содержаться мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности или описание причин, по которым мнение не может быть выражено.
Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии аудиторов в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения. Однако в разных странах их применение различно в связи с особенностями национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций.
В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты аудита (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению. Например, Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров подготовлены Общепринятые аудиторские стандарты (GAAS) и Положения о стандартах аудита (SAS), которые эффективно используются аудиторами США.
В странах, где решено не разрабатывать собственные аудиторские стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и другие), международные стандарты приняты в качестве национальных. В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и другие) международные стандарты используются в качестве базы для создания собственных.
Таким образом, в последние годы резко возрос интерес к Международным стандартам аудита. Кроме того, по сведениям МФБ, американский Комитет по эффективности аудиторской деятельности в своем проекте стандарта отметил, что многие крупные аудиторские фирмы используют МСА в качестве основных общепринятых рекомендаций и методологии при проведении аудита.
В настоящее время ведутся переговоры с IOSCO (Международной организацией комиссий по ценным бумагам) об официальном признании МСА по схеме, которая недавно использовалась для признания Международных стандартов финансовой отчетности.
Чем быстрее Россия примет международные стандарты, или, по крайней мере, будет ими руководствоваться, тем быстрее аудит, проводимый в России, приобретет статус аудита мирового уровня, результатам которого могут доверять участники международного фондового рынка.
Значение международных стандартов аудита состоит в следующем:
- способствовать обеспечению высокого качества аудиторской проверки;
- устанавливать единые требования при осуществлении обязательного аудита;
- содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений;
- помогать пользователям финансовой информации понять сущность и методы аудиторской проверки;
- обеспечить сравнимость качества работы отдельных аудиторов.
Соблюдение в России единых требований, предъявляемых к бухгалтерской профессии, должно способствовать развитию российской экономики и повышению инвестиционной привлекательности нашей страны за рубежом. Овладение международными стандартами аудита позволит российским аудиторам активнее участвовать в тендерах на проведение аудиторских проверок иностранных фирм, осуществляющих активную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации.
В настоящее время в России ведется большая работа по развитию и становлению аудиторской деятельности. Приняты на государственном уровне документы, регулирующие аудиторскую деятельность в Российской Федерации:
Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности" №119-ФЗ от 7 августа 2001 года (в ред. Федеральных законов, от 30.12.2001г. №196-ФЗ);
Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 " О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ";
Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности";
Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности";
Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 г. № 405 "Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности";
Постановление Правительства РФ от 12.06.2002 г. № 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита".
Знание того, что такое аудит и как он проводится, необходимо для осознания его социальной функции и профессиональных обязанностей, которые аудитор берет на себя при выполнении этой функции. Для понимания основ и логики методов, техники, которые применяет аудитор, степени внимания, которую он проявляет при проведении аудита, необходимо также понимание социальной среды и институтов, в рамках которых проводится аудит.
Знание МСА позволяет уяснить, что представляет собой аудит, проводимый должным образом, и почему конкретные его процедуры дают возможность аудитору приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам ради соблюдения общественных, юридических и профессиональных требований. Современный аудитор должен знать теорию и владеть концепцией проведения аудиторской проверки, ибо он имеет больше шансов на успех, чем аудитор, механически хранящий в памяти набор определенных процедур и операций.
Кроме того, следует отметить, что переходный характер российской экономики, неразвитость инвестиционных отношений, недостаточное количество компетентных пользователей финансовой отчетности приводят к тому, что аудиторские услуги в их классическом виде как подтверждение достоверности финансовой отчетности пока еще недостаточно востребованы российским обществом. В результате для многих аудиторских фирм аудит часто сводится к проверке правильности налоговых расчетов клиента, поиску злоупотреблений и налоговым консультациям, не сопровождаемым соблюдением формальностей, предусмотренных стандартами, по итогам которых тем не менее клиентам выдаются стандартные аудиторские заключения.
В основе отклонений российского аудита от МСА есть причины юридические, административные и экономические, хотя уже сегодня многие российские аудиторские фирмы имеют возможность работать и работают в близком соответствии с МСА.
И еще одна причина, по которой аудиторские фирмы России вынуждены использовать МСА, - это участие в проектах Мирового Банка, Организации объединенных наций, USAID и т.п. Если аудиторская фирма не использует в своей профессиональной деятельности МСА, то об участии в проектах международных организаций можно просто забыть.
В результате можно сказать, что российские стандарты, как не противоречащие в целом МСА, соблюдаются российскими фирмами, относящимися к так называемой "большой пятерке", и еще рядом авторитетных российских аудиторских фирм, оказывающих услуги крупнейшим предприятиям и заинтересованных в своей репутации. Что касается нескольких тысяч средних и мелких аудиторских фирм, имеющих государственную лицензию на проведение аудита, то невозможно даже оценить, какая доля их соблюдает стандарты, поскольку процедуры внешнего контроля за аудиторскими фирмами находятся в стадии развития.
В то же время переход к работе в соответствии с МСА в России сегодня происходит с трудом. Это связано с тем, что многие клиенты не понимают сущности классического аудита, да и просто не заинтересованы в его проведении, растущая аудиторская профессия в России еще не имеет традиций работы в соответствии с общепринятыми в развитых странах этическими нормами, а работа по МСА объективно ведет к усложнению и удорожанию аудита и, следовательно, сегодня ухудшает позиции квалифицированных аудиторов в конкурентной борьбе с теми, кто не соблюдает стандартов в работе.
Большинство российских правил (стандартов) аудиторской деятельности представляет собой более подробный и адаптированный для российских специалистов вариант МСА. Таким образом, выполняя требования российских правил (стандартов), российские аудиторы одновременно выполняют и большинство требований МСА.
В разработке аудиторских стандартов в России на основе международных участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских фирм, отечественных и зарубежных экспертов.
Международные аудиторские стандарты можно подразделить на три основные группы:
1. Общие правила (стандарты) представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.
2. Правила (стандарты) проведения аудиторской проверки раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения доказательных материалов и т.д.
Правила (стандарты) составления отчета предусматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также на разграничение функций аудитора и администрации экономического субъекта. Отчет аудитора должен содержать заключение по поводу достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта или указание причин, по которым заключение не может быть составлено.
Национальные стандарты аудита (как и международные) определяют лишь общий подход к его проведению, масштаб проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако стандарты не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки. Они могут быть различными, и их рациональность определяется самим аудитором (аудиторской фирмой). Этой цели служат внутрифирменные стандарты аудита.
Для обеспечения высокого качества оказываемых аудиторских услуг аудиторы и аудиторские фирмы должны на основе национальных разрабатывать свои внутренние стандарты, учитывающие специфику работы аудиторской фирмы и раскрывающие содержание конкретных процедур проведения проверки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля и внутренней отчетности фирмы, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др.
Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов и всех сотрудников аудиторской фирмы. При проведении проверок это в известной мере облегчает сбор необходимых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск ошибок при формулировании заключения. Появляется возможность увеличить объем и повысить качество выполняемых работ, шире использовать для проведения аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита более современной и рациональной.
В то же время стандарты не должны быть излишне детализированными, сковывать инициативу аудитора, так как это может превратить аудит в механический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными суждениями.
Подготовка внутрифирменных аудиторских стандартов - процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения как положений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторской фирмы. Однако возможные затраты на их подготовку окупятся уже в течении нескольких месяцев с начала их практического применения. Учитывая высокую значимость внутренних стандартов для экономического и общественного статуса аудиторской фирмы, их содержание является коммерческой тайной со всеми вытекающими отсюда последствиями.
2. АУДИТОРСКИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА
В международном нормативе аудита подчеркивается, что аудитор должен получить достаточные аудиторские доказательства благодаря выполнению независимых процедур, с тем чтобы позволить ему составить на этом основании обоснованные выводы, на которых основано его мнение о финансовой информации.
Процедуры согласования представляют собой тесты, составленные для получения обоснованной гарантии действительности видов внутреннего контроля, на которых основана аудиторская достоверность. Независимые процедуры составлены для получения доказательств относительно полноты, точности и действенности данных, обрабатываемых системой бухгалтерского учета.
Достаточность и соответствие взаимосвязаны и применяются к доказательствам, получаемым одновременно из процедур согласования и независимых процедур. Достаточность представляет собой меру количества полученных аудиторских доказательств. Соответствие аудиторских доказательств относится к вопросу их уместности и достоверности. Обычно аудитор считает необходимым более полагаться на убедительные, чем заключительные доказательства. Он может часто искать доказательства из различных источников или различной природы, для того, чтобы подтвердить подобное утверждение.
Аудиторские доказательства должны позволить аудитору составить мнение о проверяемой финансовой информации. Подготавливая такое мнение, аудитор обычно не изучает всю информацию, имеющуюся в его распоряжении, поскольку он может получить заключение по остатку счета, классу операций или контролю путем вывода или статистической процедуры выборки.
Аудиторское суждение в отношении того, что является достаточным соответствующим аудиторским доказательством, зависит от такого фактора, как степень риска ложного заявления.
Этот риск может возникнуть под влиянием: сущности статьи; адекватности внутреннего контроля; сущности мероприятия, выполняемого предприятием; ситуаций, которые могут оказывать влияние на руководство; финансовое положение предприятия; материальность статьи в финансовой информации; опыт, полученный в процессе предыдущих аудиторских проверок; результаты аудиторских процедур, включая обман или ошибки, которые могли быть обнаружены; вид имеющейся информации.
Получая аудиторские доказательства из процедур согласования, аудитор использует их при подготовке отчета.
При подготовке отчета аудитор использует также доказательства, полученные при проведении независимых процедур.
Достоверность аудиторских доказательств находится под влиянием внутреннего или внешнего источника и их сущности: визуальных, документированных или устных информаций. Поскольку достоверность аудиторских доказательств зависит от обстоятельств, при которых они получены, оценке достоверности аудиторских доказательств могут быть полезными следующие обобщения:
* Внешнее доказательство (например, полученное от третьей стороны подтверждение) является более достоверным, чем внутреннее.
* Внутреннее доказательство является более достоверным, когда сопутствующий вид внутреннего контроля удовлетворителен.
* Доказательство, полученное самим аудитором, является более достоверным, чем полученное от предприятия.
* Доказательства в форме документов и письменных показаний являются более достоверными, чем устные показания.
Уверенность аудитора может возрасти, если аудиторские доказательства, полученные из личных источников, являются содержательными. При этом он может приобретать большую степень уверенности, чем та, которую он связывает с отдельными доказательствами. Если полученные из одного источника аудиторские доказательства несодержательны и не соответствуют полученным из других, то может возникнуть необходимость выполнить последующие процедуры для разрешения такой непоследовательности суждений.
Аудитор в своих усилиях получить доказательства и быть объективным в их оценке должен быть достаточно внимательным.
При выборе процедур для получения доказательств он должен признавать возможность того, что финансовая информация может быть материально искажена.
Должно быть обеспечено рациональное соотношение между стоимостью получения доказательств и полезностью полученной информации. Вопрос сложности и расходов, производимых при проверке определенной статьи, не является основой для неприменения процедуры.
Когда аудитор обоснованно сомневается по какому-либо существенному вопросу, он должен попытаться получить необходимые доказательства для устранения такого сомнения. Если он не в состоянии получить такие доказательства, ему не следует высказывать свое мнение.
Аудитор получает доказательства при выполнении независимых процедур и процедур согласования, используя следующие методы:
* изучение;
* наблюдение;
* опрос и подтверждение;
* подсчет;
* аналитический обзор.
Время проведения подобных процедур зависит частично от периодов времени, в течение которых имеются в наличии найденные аудиторские доказательства.
Изучение состоит в исследовании записей, документов или осязаемых активов. Это позволяет получить доказательства различной степени достоверности, зависящие от их сущности и источника. Имеются три основные категории документальных доказательств, представляющих аудитору различные степени достоверности:
* созданные и принадлежащие третьим сторонам;
* созданные третьими сторонами и находящиеся в организации;
* созданные и находящиеся в организации.
Изучение осязаемых активов предоставляет достоверные доказательства относительно их существования, но необязательно относительно их владения или стоимости.
Наблюдение состоит в том, что можно видеть процедуры или процессы, выполняемые другими лицами. Так, аудитор может наблюдать за персоналом клиента, подсчитывающим ценности, проводящим инвентаризацию товаров, материалов, основных средств.
Опрос состоит в изучении соответствующей информации компетентных лиц внутри или за пределами предприятия. Опросы могут быть различными: от официальных письменных, адресованных третьим сторонам, до неофициальных устных вопросов, адресованных лицам внутри предприятия. Ответы на вопросы могут предоставлять аудитору информацию, которой он ранее не обладал, или могут предоставлять ему подтверждающие доказательства.
Подтверждение состоит в ответе на вопрос с тем, чтобы подтвердить информацию, содержащуюся в учетных записях. Например, обычно аудитор просит подтверждения отчетов дебиторов через прямое общение с самими дебиторами.
Подсчет заключается в проверке арифметической отечности источников документов и бухгалтерских записей или в выполнении независимых подсчетов.
Аналитический обзор предусматривает получение показателей и трендов развития предприятия.
В соответствии с требованиями третьего стандарта от аудитора требуется получение значимых и достаточных доказательств. Другими словами, аудитор должен принять решение о том, является ли полученное доказательство надежным и полезным и достаточно ли получено веских доказательств. Значимость доказательства зависит от его надежности и происхождения. Доказательство должно обладать данными свойствами для того, чтобы оказывать влияние на формирование мнения аудитора по финансовым документам. Каждая группа полученных доказательств проходит оценку ее полезности. Доказательство является настолько полезным, насколько оно позволяет решить указанные проблемы.
Чтобы быть полезным аудитору, доказательство должно также быть надежным. Определение надежности, приведенное в FASB, также приемлемо в контексте доказательств, получаемых при проведении аудиторской проверки. Надежность - это качество информации, которое обеспечивает обоснованное отсутствие в ней ошибок и искажений и отражение должной информации.
Объём и характер доказательств, которые, по мнению аудитора, являются необходимыми для составления заключения по финансовым документам в целом, а также время получения таких доказательств зависят от профессиональных качеств аудитора. Аудитор принимает указанные решения только после тщательного ознакомления с условиями конкретной проверки и рассмотрения различных рисков, имеющих отношение к ней. Задача каждой аудиторской проверки заключается в выполнении необходимых работ наиболее эффективным способом.
Обычно аудитор полагается на доказательства, которые являются убедительными. При принятии решения об убедительности доказательства аудитору приходится работать в течение некоторого периода для определения ценности полученного доказательства. При принятии указанных решений аудитор не может пренебрегать риском выдачи им неправильного заключения и не проводить какой-либо проверки только потому, что её трудно провести или она дорогостоящая.
Хотя у аудитора нередко возникают сомнения в отношении сделанных выводов, отраженных в финансовых документах, для обоснования данного им заключения он должен быть в них полностью уверен.
Выдача безусловного заключения предполагает наличие у аудитора уверенности в правильности отражения всех материалов в финансовых документах. Аудитору следует воздержаться от выдачи заключения до тех пор, пока он не соберет веских доказательств, достаточных для исключения всех сомнений. Например, если аудитор пытается связаться с покупателем, чтобы получить подтверждение суммы, выплаченной предприятию, а покупатель после направления ему нескольких запросов не отвечает, аудитору следует использовать альтернативные процедуры, например, анализ документов о поступлении наличных денег, квитанции о почтовых переводах, заказов, направленных покупателем на закупку, документов на закупку и отгрузку, позволяющих получить уверенность в наличии поступлений на счета и правильности составления баланса.
При принятии решения о характере, объёме и сроках проведения процедур проверки аудитору необходимо сделать выбор из нескольких альтернативных стратегий. Например, для достижения некоторых целей проверки счетов аудитор может принять решение о проверки средств контроля. Структура проверок должна обеспечить возможность получения доказательств о том, что система бухгалтерского учета, в которой производилось составление балансов, и другие элементы структуры внутреннего контроля работали постоянно и эффективно. Для достижения других целей проверки аудитор может принять решение о получении доказательств преимущественно путем проведения проверок на существенность. На принятие таких решений будут влиять ответы на следующие вопросы: какой подход позволяет с максимальной эффективностью получить требуемую уверенность, являются ли системы бухгалтерского учета и соответствующие процедуры контроля удовлетворительными, в чем заключается основной риск, присущий бизнесу, которым занимается фирма-клиент, что представляют собой крупные остатки, отраженные в финансовых документах.
Перечисленные вопросы не носят всеобъемлющего характера и указывают на суждения и решения, которые должен принять аудитор.
3. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ
Аналитические процедуры представляют собой оценку финансовой информации на основе изучения вероятных соотношений между финансовыми и нефинансовыми данными, в том числе сравнения записанных сумм с ожидаемыми суммами, которые определил аудитор. Аналитические процедуры - это методы получения аудиторских доказательств, состоящие в выявлении, анализе и оценке соотношений между финансово-экономическими показателями деятельности экономического субъекта.
Целями применения аналитических процедур в ходе проведения аудита являются:
• выявление наличия или отсутствия необычных или неверно отраженных фактов и результатов хозяйственной деятельности, определяющих области потенциального риска и требующих особого внимания аудитора;
• изучение деятельности экономического субъекта;
• оценка финансового положения экономического субъекта и перспектив непрерывности его деятельности;
• выявление фактов искажения бухгалтерской отчетности;
• сокращение числа аудиторских процедур по существу;
• обеспечение тестирования в целях получения ответов на возникшие вопросы.
Аналитические процедуры выполняются в несколько этапов:
• определение цели процедуры;
• выбор вида процедуры;
• выполнение процедур;
• анализ результатов выполнения процедур.
Выбор аналитических процедур является предметом профессионального суждения аудитора.
Аналитические процедуры применяются в следующих целях:
• на стадии планирования. Если аналитические процедуры выполняются до начала основной работы или в самом начале промежуточного аудита, они могут на самой ранней стадии направить внимание аудитора на те разделы финансовой отчетности, которые требуют особого исследования;
• в качестве процедур проверки по существу. Есть случаи, когда аудиторские процедуры, предоставленные в результате аналитических процедур в отношении утверждений (предпосылок), проверяемых в ходе аудита, достаточно весомы, и аудитор может сократить прочие виды процедур по существу;
• при проведении общего обзора на завершающей стадии аудита. Аналитические процедуры - это весомый инструмент в конце аудита после того, когда аудитор проверил бухгалтерскую отчетность, чтобы убедиться в наличии существенных искажений или других финансовых проблем.
Нельзя переоценивать то, что, как и прочие виды аудиторских тестов, аналитические процедуры должны выполняться только тогда, когда аудитор определяет цель их выполнения. Аналитические процедуры не должны выполняться как "еще один" аудиторский тест для подтверждения доказательств, которых и так уже достаточно.
Организация эффективности аналитических процедур и оценка того, соответствуют ли их результаты ожиданиям, требуют большого опыта и знаний. По этой причине аналитические процедуры выполняются руководителем проверки, а если полномочия предоставлены ассистенту, то будут обеспечены серьезный контроль и наблюдение.
В процессе проведения аудита аудитор применяет следующие аналитические процедуры:
• Сопоставление информации за предшествующие периоды. Сопоставление может производиться с помощью цифр, представленных в формах бухгалтерской отчетности, или отдельных коэффициентов. Может быть много ситуаций, когда аудитор может существенно повысить эффективность таких тестов. Например, сравнение показателя "Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг" по месяцам может повысить возможность выявления того, что выручка неверно включена в отчетность за отдельный месяц из-за ошибок, манипуляций со значениями выручки или прочих факторов.
Степень, с которой аудитор может полагаться на этот тип аналитических процедур, отчасти определяется качеством процедур составления смет клиентом. Если:
- особое внимание уделяется тому, чтобы все факторы были приняты во внимание при составлении сметы (например, общие экономические условия и конкретные условия в отрасли);
- на основе опыта можно сказать, что сметы клиента достаточно точны;
- аудиторские доказательства, которые аудитор получает в результате сравнений со сметой, будут более надежными.
• Сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозными показателями, самостоятельно определенными аудитором. При самостоятельном расчете прогнозных показателей в целях использования их в качестве базы для сравнения, аудитор должен строить свои предположения исходя из существующих тенденций и динамики избранных показателей. Например, рассматривая соотношение показателей по труду, приведенных в формах бухгалтерской отчетности аудитор сможет рассчитать среднюю зарплату на одного работающего. Ознакомление со штатным расписанием предприятия позволит сформировать аудитору предварительное мнение о полноте отражения в учете и отчетности затрат на оплату труда в составе расходов.
• Сравнение показателей бухгалтерской отчетности и связанных с ними относительных коэффициентов отчетного периода с нормативными значениями, устанавливаемыми действующим законодательством или самим экономическим субъектом. При анализе величин и динамики относительных показателей аудитор должен учитывать, что сравнение относительных величин бывает гораздо более показательным, чем сравнение абсолютных величин.
Из-за производственных особенностей, различий в типе клиентов, географического расположения и организации компании внутри одной и той же отрасли полезность таких сравнений самих по себе в качестве аудиторских доказательств по конкретным целям аудита ограничена. Маловероятно, чтобы сравнения либо с прочими компаниями в той же отрасли, либо с данными по отрасли в целом давали доказательства, которые были бы достаточно весомы, чтобы позволить сократить масштабы детального тестирования. Однако такие сравнения могут быть чрезвычайно полезны:
- при общем обзоре бухгалтерской отчетности;
<< Пред. стр. 1 (из 4) След. >>