<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Важно отделить одни случаи применения мер экономического принуждения от других, правильно квалифицировать имеющиеся юридические факты.
  По Уставу ООН (ст.2), запрещается угроза силой или её применение. Однако под "силой" имеется в виду вооруженная сила. Вопрос с применением экономической силы оказывается нерешенным.
  В политической сфере (в системе ООН) существует орган - СБ ООН, - который призван определять наличие применения силы и принимать решения о контрмерах, а применительно к экономической силе такого механизма не существует.
  Конечно, СБ ООН неоднократно прибегал к экономическим санкциям (Южная Родезия, ЮАР, Ирак, Югославия, Ливия, Никарагуа, Доминиканская Республика и др.), но каждый раз речь шла о применении мер ответственности в форме экономических санкций за нарушения Устава ООН в политической сфере.
  Зачастую экономические "контрмеры", которые государства предпринимают в качестве мер ответственности, представляют собой неправомерное или несоразмерное применение экономической силы. На практике такое применение экономических мер воздействия может рассматриваться как нарушение принципа невмешательства во внутренние дела государства.
  В качестве мер воздействия используются: прекращение поставок продовольственной помощи, прекращение кредитования, свертывание программ экономического сотрудничества, денонсация соглашений экономического характера и т.п.
  Иногда применение экономических мер воздействия и принуждения может перерастать в экономическую агрессию или быть сопоставимым по своему результату с вооруженными действиями.
  Поэтому в системе международных экономических отношений по-прежнему актуален вопрос о создании системы международной экономической безопасности. Предлагается, например, наряду с уже существующим Советом Безопасности ООН, создать Совет Экономической Безопасности ООН.
  11. Юридически запрет на применение экономической силы в МЭП проистекает из ряда международных актов: резолюции ГА ООН 2131/ХХ 1965 г. о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств и защите их независимости и суверенитета; Декларации о принципах международного права 1970 года; резолюции ГА ООН 3171/XXVIII о постоянном суверенитете над естественными ресурсами 1973 г.; Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 г.; резолюции ГА ООН 37/249 о защите экономических отношений от отрицательных последствий политической напряженности; резолюции ЮНКТАД-VI 152/VI 1983 года, осуждающей применение принудительных экономических мер в МЭО как противоречащее Уставу ООН и общепринятым нормам МП; резолюции ГА ООН от 20.12. 83 г. "Экономические меры как средство политического и экономического принуждения в отношении развивающихся стран" и др.
  В 1931 и 1933 гг. СССР вносил в ООН предложения принять протокол об экономическом ненападении. Основные положения этого протокола вошли позднее в советский проект определения агрессии, хотя резолюция ГА ООН 3314/XXIX 1974 г. ограничилась определением лишь вооруженной агрессии.
  При определении понятия "агрессии" в КМП ООН со стороны СССР предлагалось включить в определение меры экономического давления, нарушающие суверенитет другого государства, его экономическую независимость и угрожающие основам жизни этого государства, препятствующие эксплуатации естественных богатств, национализации этих богатств, а также экономическую блокаду.
  На 40-й сессии ГА ООН в 1985 году по инициативе СССР была принята резолюция "Международная экономическая безопасность", а в январе 1986 года Правительство СССР приняло Меморандум "Международная экономическая безопасность - важное условие оздоровления международных экономических отношений". В эти же годы в ООН был представлен советский проект определения экономической агрессии.
  12. Идея реформирования, перестройки международных экономических отношений получила выражение также в концепции "нового международного экономического порядка" (НМЭП), выдвинутой развивающимися странами.
  На VI специальной сессии ГА ООН в 1974 году была принята Декларация об установлении нового международного экономического порядка и Программа действий по установлению нового международного экономического порядка.
  В 1979 году принята резолюция ГА ООН "Объединение и прогрессивное развитие принципов и норм международного права, касающихся правовых аспектов нового международного экономического порядка".
  Во многом с учетом этих документов строятся межгосударственные экономические отношения (например, между ЕС и развивающимися странами в рамках Ломейских конвенций).
  Таким образом, в современном международном правопорядке перед государствами стоит двуединая задача:
  1. обеспечить правовыми средствами поддержание и развитие системы международных экономических отношений, стабильность правопорядка, равновесие экономического пространства;
  2. обеспечить правомерное применение принудительных мер экономического характера в рамках института международной ответственности.
  13. Следует отдельно остановиться на методе наднационального регулирования в международных экономических отношениях. Явление наднациональности имеет место в некоторых международных организациях, когда они получают возможность обязывать своими конкретными действиями (решениями) государства, не заручаясь их согласием на это в каждом отдельном случае, т.е. приобретают в отношении них определенный объем самостоятельных распорядительных полномочий.
  Например, "наднациональный" характер правопорядка ЕС усматривается в праве его органов издавать обязательные для государств-членов и их граждан властные акты прямого применения, обладающие приоритетом перед внутригосударственным правом, принимать решения большинством голосов. При этом функционеры органов ЕС выступают в личном качестве, а не находятся на службе у соответствующего государства.
  Признаком "наднациональности" может быть, в частности, то, что:
  1. внутреннее право наднационального объединения становится внутригосударственным правом его членов;
  2. внутреннее право наднационального объединения творится органом, действующим юридически неподконтрольно государствам-членам и принимающим обязательные для государств решения вне зависимости от отрицательного к ним отношения со стороны одного или нескольких государств; при этом соответствующие вопросы полностью или частично изымаются из их ведения;
  3. международные чиновники, участвующие в органах наднациональных объединений, выступают в личном качестве, а не как представители государств;
  4. решения принимаются органами наднациональных объединений большинством голосов, путем пропорционального (взвешенного) голосования и без непосредственного участия заинтересованных стран.
  Элементы "наднациональности", как представляется, заложены в доктрине норм jus cogens, в концепции морского дна как "общего наследия человечества", в международном правосудии, в выдвигаемых в настоящее время концепциях "единой мировой валюты", "Мирового центрального банка" и др.
  Очевидно, что метод наднационального регулирования уже сегодня активно используется для управления интеграционными процессами, например, в рамках Европейского Союза.
  14. Если обобщить наиболее характерные черты и тенденции современного международного экономического правопорядка, то общая картина может выглядеть следующим образом.
  Первое. В системе правового регулирования международных экономических отношений фактически завершено переключение акцентов с метода двустороннего регулирования на метод многостороннего регулирования. ВТО и другие многосторонние экономические организации стали главными инструментами правового регулирования международной торговой, финансовой, инвестиционной систем.
  Второе. Большое число вопросов внутренней компетенции государств постепенно переходит в международно-правовую сферу регулирования, что означает расширение объектной сферы международного права. Особенно наглядно это проявляется в деятельности ВТО, в сферу регулирования которой переходят вопросы применения тарифных и нетарифных барьеров, интеллектуальной собственности, инвестиционных мер, экологических нормативов и т.п.
  Третье. В международных экономических отношениях де-факто сложилась дифференциация государств в зависимости от уровня экономического развития и от степени "рыночности" экономики того или иного государства. Вся правовая система ВТО, по сути, рассчитана на государства с рыночной экономикой, что должно означать легализацию определенной дискриминации стран с нерыночной экономикой. На основе дифференциации государств по этим основаниям еще возможны крупные столкновения государственных интересов.
  Четвертое. И в рамках ВТО, и за пределами системы ВТО имеют место дифференцированные правовые режимы в разных секторах международных экономических отношений. Например, в системе ВТО фактически сложилась мировая зона свободной торговли авиатехникой на основании Соглашения о торговле авиатехникой, а за пределами системы ВТО существует группа так называемых международных товарных соглашений.
  Пятое. Произошло и происходит укрепление международно-правового режима МЭО. На протяжении срока действия ГАТТ-47 от государств-участников требовалось, чтобы нормы ГАТТ были максимально совместимы с внутренним законодательством; тем самым исходным принципом был принцип приоритета норм внутреннего права. В системе ВТО (в ГАТТ-94) государства-участники обязаны привести свое внутреннее право в соответствие с международно-правовым режимом, действующим в системе ВТО. Тем самым исходным принципом является принцип приоритета международно-правовых норм.
  Шестое. Большое место в правовом регулировании МЭО занимают нормы так называемого "мягкого права", международных обычных норм, обыкновений, нормы "серой зоны" (полулегальные нормы, подлежащие устранению в сроки, предусмотренные, в частности, в соглашениях "пакета" ВТО). Всё это, с одной стороны, придаёт необходимую гибкость существующему правопорядку, с другой стороны, ослабляет эффективность права как системы.
  Седьмое. В системе ВТО/ГАТТ и через международные договоры/обычаи произошла легализация преференций, предоставляемых друг другу государствами в рамках экономической интеграции. Интеграционные объединения становятся "локомотивами" экономической силы на макро-уровне, тогда как крупные транснациональные предприятия (ТНК) давно уже являются локомотивами экономической силы на микро-уровне. С их помощью происходит слом, перестройка существовавшего многостороннего баланса государственных и групповых интересов.
  Восьмое. В международных экономических отношениях заметно проявляется явление "наднациональности". Наднациональная функция права в условиях формирования единого мирового хозяйства - это объективный этап в развитии систем правового регулирования. Речь идет о переходе от метода многостороннего регулирования к методу наднационального регулирования. Многие наднациональные элементы присущи деятельности, компетенции ВТО.
  Девятое. Главная проблема в МЭО - это господство экономической силы развитых государств, это неразборчивое применение государствами экономических санкций на основании собственной квалификации юридических фактов. Зачатки решения этой проблемы имеются в ВТО в форме установленных процедур урегулирования споров. Однако этого пока явно недостаточно.
  Десятое. Образование единого мирового экономического пространства проходит на фоне борьбы государственных стратегических интересов отдельных государств и групп государств. Это и есть главное современное противоречие - между международным разделением труда и государственной формой существования современных обществ, между базисом и надстройкой.
  Естественно, что все отмеченные процессы и явления в МЭО в той или иной степени отражаются в международном праве, опираются на него или требуют своего оформления в нем.
  15. Следует различать понятие международного экономического права как отрасли права и как учебной дисциплины.
  Существует точка зрения, согласно которой и международные хозяйственные отношения, и внутренние хозяйственные отношения регулируются единой системой так называемого международного хозяйственного права, "всемирного экономического права" ( В.М. Корецкий, Г. Эрлер), построенного, таким образом, на переплетении публичного и частного элементов.
  В российской правовой теории впервые концепция хозяйственного права была выдвинута в конце 20-х гг. XX века В.М. Корецким
  В 1946 году И.С. Перетерский предложил идею "международного публичного гражданского права", или "международного имущественного права", предметом которого являются экономические отношения субъектов международного права. Эта идея и лежит в основе концепции МЭП как отрасли международного публичного права.
  Международное экономическое право - это своего рода "ресурсное право", регулирующее трансграничное движение разного рода ресурсов. С этой точки зрения такая, например, сфера (часто выделяемая в отдельную отрасль международного права), как "право научно-технического сотрудничества", "международное технологическое право" - по своему предмету распадается на трансграничное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, экономической помощи, трудовых ресурсов. Это означает, что "международного технологического права" как отрасли международного права не существует, а все эти вопросы являются частью предмета МЭП.
  В некоторых учебниках международного права в структуру международного экономического права включают: международное таможенное право, международное налоговое право, международное транспортное право и т.п.
  Представляется, что и таможенное право, и налоговое право - это, скорее, подотрасли формирующейся в настоящее время новой отрасли МП - международного административного права.
  В то же время следует иметь в виду, что наиболее активно развивающимся сектором МЭО является сектор торговли услугами, в том числе транспортными, страховыми, туристическими, банковскими. В этом смысле, принимая во внимание совокупность норм, регулирующих те или иные вопросы в данных секторах экономической деятельности, уже сегодня можно говорить о соответствующих отраслевых или межотраслевых международно-правовых институтах, в том числе институте "международного транспортного права".
  Международное экономическое право как учебная дисциплина уже в настоящее время из практических соображений может строиться по принципу комплексного курса, охватывающего публично-правовую и частно-правовую стороны регулирования международных экономических отношений.
  Вполне оправданно также ожидать появления на базе отдельных отраслей и/или институтов МЭП (либо на базе межотраслевых институтов) самостоятельных учебных курсов с различным соотношением публично-правового и частно-правового элементов - таких, например, как "международное торговое право", "международное банковское право", "международное страховое право", "международное авторское право" и т.п. Все эти курсы следует воспринимать как специализированные (авторские) учебные дисциплины.
  МЭП как наука и как учебная дисциплина стала складываться в России на основе предыдущего научного, теоретического багажа в 80-х гг. XX века. Большой вклад в это внесли известные правоведы: А.Б. Альтшулер, Б.М. Ашавский, М.М. Богуславский, В.Д. Бордунов, Г.Е. Бувайлик, Г.М. Вельяминов, С.А. Войтович, А.А. Ковалев, В.И. Кузнецов, В.И. Лисовский, М.В. Почкаева, Б.Н. Топорнин, Г.И. Тункин, Е.Т. Усенко, Н.А. Ушаков, Д.И. Фельдман, Л.А. Фитуни, И.С. Шабан, И.В. Шаповалов, В.П. Шатров и многие другие.
  Среди зарубежных юристов, в той или иной степени разрабатывавших вопросы правового регулирования МЭО, необходимо отметить следующих правоведов: Я. Броунли, П. Вейль, Д. Впньес, М. Виралли, Ф. Джессеп, Е. Ланген, В. Леви, А. Пелле, П. Пиконе, Питер Верлорен ван Темаат, П. Рейтер, Е. Совиньон, Т.С. Соренсен, Э. Уштор, В. Фикент-шер, П. Фишер, М. Флори, В. Фридман, Г. Шварценбергер, Г. Эрлер и многие другие.
 1.2. МЭП и внутреннее право
  16. Международное экономическое право тесно взаимодействует с национальными правовыми системами государств, которые можно объединить обобщенным термином "внутреннее право".
  Вопросы внутренней компетенции государств все чаще становятся предметом международных соглашений (нетарифные меры регулирования импорта, режим импорта услуг, правовой режим иностранных инвестиций и т.п.).
  Таким образом, объектная сфера действия МЭП постоянно расширяется за счет вопросов, которые ранее традиционно входили в круг сугубо внутренних дел государств. В то же время имеется и другая тенденция: во внутреннее право имплементируется все большее число норм МЭП. В этом проявляется взаимопроникновение двух систем права.
  17. В некоторых случаях внутреннее право как бы "выходит" за пределы государственной границы. Такое явление получило название экстратерриториального действия права (Лукашук И.И.). В российской правовой литературе используется термин экстерриториальное применение права.
  Так, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., прибрежному государству предоставлено право специализированной юрисдикции в зоне, прилегающей к его территориальным водам. Прибрежному государству разрешено в этой зоне осуществлять контроль с целью предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных, санитарных правил на его территории. "Выход" внутреннего права за пределы государственной границы "разрешен" международным правом.
  Явление экстратерриториального (т.е. выходящего за пределы государственной территории) действия внутреннего права распространено в сфере международных частно-правовых отношений.
  Вместе с тем, в публично-правовой сфере МЭО попытки придать экстратерриториальное действие внутреннему праву не могут не встретить противодействия. Такие попытки предпринимаются, в частности, со стороны США.
  Так, по законодательству США возможен запрет экспорта оборудования той или иной стране. Такой запрет, если он введен, обязателен для предприятия, которое принадлежит или контролируется лицом, "являющимся субъектом юрисдикции США". Субъектом же юрисдикции США, по этому законодательству, признаются:
  - гражданин или резидент США;
  - лицо, фактически находящееся в США;
  - любая корпорация, образованная по законам США или любого штата США;
  - любая организация, независимо от того, где она создана и осуществляет свою деятельность, если она принадлежит или контролируется указанными выше лицами.
  Следовательно, запрет, установленный во внутреннем праве США, согласно этому закону, становится обязательным для предприятия где-нибудь в Европе, если, скажем, контрольный пакет акций этого предприятия принадлежит гражданину США. Другими словами, внутреннее право США "проникает без спроса" в пространственную сферу действия другой национальной правовой системы.
  18. В процессе международных хозяйственных связей с участием физических/юридических лиц взаимодействуют национальные правовые системы разных государств. При этом взаимодействии постоянно возникают проблемы "нестыковки" (коллизий) внутреннего права, "отсылки" из одной системы права в другую. Решаются коллизии с помощью так называемых коллизионных привязок: в отношениях наследования роль привязки играет закон места жительства наследодателя; в вопросах правоспособности юридического лица - закон места его учреждения; в отношениях собственности - закон места нахождения вещи; в торговом мореплавании - закон флага и т. п.
  Все указанные частно-правовые отношения с иностранным элементом образуют сферу действия международного частного права (МЧП). Таким образом, МЧП регулирует:
  а) отношения между юридическими лицами разных стран в процессе хозяйственных, научно-технических и культурных связей;
  б) отношения с участием иностранных физических лиц в том, что касается их имущественных, личных и процессуальных прав (в основном в области гражданского, трудового, семейного законодательства).
  19. Внутреннее право государства, находясь в действии, образует правовой режим, состоящий из множества режимов с разным сочетанием способов, методов, типов правового регулирования.
  Так, на границах между государствами существует специальный режим государственной границы и пограничный режим, которым определены порядок и условия пересечения границы физическими лицами, транспортными средствами, животными, товарами, а также пребывания и деятельности (хозяйственной, промысловой и иной) в приграничной полосе (до 5 км).
  Таможенный режим представляет собой совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. По Таможенному кодексу РФ, существуют 15 разновидностей таможенного режима: выпуск для свободного обращения, транзит, свободная таможенная зона, экспорт, реэкспорт, переработка на таможенной территории и др.
  Санитарный режим - это совокупность правил, препятствующих распространению болезней, а также предусматривающих меры по проведению карантинных мероприятий на всех видах транспорта в случае опасности распространения таких болезней, как холера, оспа, чума, тиф и др.
  Ветеринарный режим - это совокупность правил, препятствующих трансграничному распространению болезней животных.
  Взаимодействие МЭП и внутреннего права можно представить как взаимодействие двух режимов, каждый из которых состоит из бесчисленного множества менее сложных ре-жимов.
  Так, когда говорят о "национальном режиме", "режиме импорта/экспорта", об "инвестиционном режиме" и т.д., - ясно, что речь идет о внутреннем праве.
  Государство может заложить во внутренний правовой режим политику протекционизма или открытой экономики в сфере торговли, инвестиций; может предусмотреть определенные льготы и преференции в импортном или инвестиционном режиме для тех или иных видов товаров, сфер инвестиционной деятельности или для той или иной группы государств (развивающихся стран, государств-участников совместного интеграционного процесса).
  В то же время международное экономическое право, если можно так выразиться, "отслеживает", каков же внутренний правовой режим в той или иной стране, и соответствующим образом строит свои правовые нормы относительно того, в каких пределах допустимы протекционистские меры при импорте товаров/капитала, при каких условиях возможно предоставление льгот и преференций для товаров отдельных государств. Другими словами, речь идет о международно-правовом РЕЖИМЕ применения внутреннего права.
  Так, в международных договорах о взаимной защите инвестиций часто предусматривается "принцип национального режима". Это означает, что договором установлен международно-правовой режим, в соответствии с которым уравниваются правовые возможности иностранного частного инвестора на территории государства-партнера.
  Соответственно, государства-партнеры отстраивают свою национальную правовую систему с учетом требования международно-правовых договорных норм: внутренний правовой инвестиционный режим закрепляет равенство внутреннего и внешнего частного инвестора.
  Если во внутреннем праве используется термин "национальный режим", то применительно к МЭП правильнее бы до бы говорить о "международно-правовом режиме предоставления национального режима" (и, следовательно, о принципе предоставления национального режима).
  Эти нюансы важны и с прикладной, и с научной точки зрения, потому что разграничивают понятия, относящиеся к разным сферам и отраслям права, акцентируют внимание фактически на "стыке" внутреннего и международного экономического права.
  Аналогичный подход должен быть и к "принципу наиболее благоприятствуемой нации" и к некоторым другим.
  В России внешнеторговый правовой режим функционирует на базе целого ряда нормативных актов: Таможенный кодекс РФ 1993 года (готовится новая редакция кодекса), Закон "О таможенном тарифе" 1993 года, Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 года, Гражданский кодекс РФ (первая часть ГК введена в действие с 1.01.95 г.; вторая-с 1.03.96 г.), Закон "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" 1998 года и др.
  В США, например, внутренний внешнеторговый правовой режим действует на основе следующих, в основном, правовых актов: Закон о тарифах 1930 г. (закон Смута-Холи), Закон о закупке американских товаров 1933 г., Единообразный торговый кодекс США 1952 г. (на основе которого штаты принимают свои законы), Закон о торговле 1974 года, Закон о торговых соглашениях 1979 г., Закон об управлении экспортом 1979 г., Закон о торговле и тарифах 1984 г. Закон о торговле и конкуренции 1988 г., Закон об осуществлении американо-канадской свободной торговли 1988 г., Закон о таможне и торговле 1990 г. и др.
  Международно-правовой режим МЭО функционирует на базе договорных, обычно-правовых и рекомендательных норм, содержащихся, в частности, в Уставе ООН (девятой главе "Международное экономическое и социальное сотрудничество"), Генеральном соглашении по тарифам и торговле, Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), Соглашении о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИП), Соглашении по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМ), Уставе ВТО, Уставе МВФ, Римском договоре о создании ЕЭС, в соглашениях государств-членов СНГ, Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров, в конвенциях МОТ, в решениях ВТО, МВФ, ОПЕК, в резолюциях международных организаций, в "Принципах, определяющих международные торговые отношения и торговую политику, способствующих развитию" ЮНКТАД, в резолюциях ГА ООН "Хартия экономических прав и обязанностей государств", "Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой", "О протекционизме", "О мерах укрепления доверия в МЭО", "О международной экономической безопасности"; в торговых, платежных, кредитных, налоговых международных соглашениях, соглашениях о защите инвестиций, об экономическом, научно-техническом сотрудничестве и многих других источниках права.
 
  ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
  1. Когда возник мировой рынок и как он развивался?
  2. Что представляют собой международные экономические отношения? В чем они находят свое практическое выражение?
  3. Что является объектом регулирования в международном экономическом праве?
  4. Какие отрасли имеет международное экономическое право? Каковы основания выделения именно этих отраслей МЭП?
  5. Что понимается в международных экономических отношениях под отношениями публично-правового характера? частно-правового характера?
  6. Может ли государство быть субъектом международного частноправового отношения?
  7. Почему в международных хозяйственных связях с участием государства важна проблема государственного иммунитета^
  8. Что такое международный экономический правопорядок?
  9. Какое воздействие оказывают на международный экономический правопорядок явления либерализации и протекционизма?
  10. Имеет ли значение для международного экономического правопорядка степень участия того или иного государства в регулировании внутренней экономики?
  11. Что является предметом контрактных правоотношений в МЭО?
  12. Что является предметом публично-правовых отношений в сфере МЭО?
  13. Какие методы правового регулирования используются государствами в МЭО?
  14. В каком соотношении находятся понятия "государственный интерес", "воля государства" и "международное экономическое право"?
  15. Почему проблема международной экономической безопасности является актуальной?
  16. Можно ли государствам применять экономическую силу?
  17. Чем вызвано появление феномена наднационального регулирования?
  18. В чем состоят характерные черты современного международного экономического правопорядка?
  19. В чем состоит связь современной концепции международного экономического права с доктриной И.С.Перетерского "международного публичного гражданского права" ("международного имущественного права")?
  20. В чем проявляется взаимопроникновение МЭП и внутреннего права?
  21. Почему попытки экстратерриториального применения национального права в публично-правовой сфере являются угрозой стабильности международного экономического правопорядка?
  22. В чем состоит отличие международного экономического права от международного частного права?
  23. Что такое правовой режим?
  24. Какие бывают виды правовых режимов?
  25. Как взаимодействуют внутригосударственный правовой режим и международно-правовой режим?
  26. Что такое "государственные контракты"?
  27. Какая взаимозависимость существует между системой МЭО и системой МЭП?
  28. Почему явление наднациональности зачастую связывают с политической концепцией "мирового государства"?
 Глава 2 Источники и субъекты международного экономического права
  Литература: Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М., 1999; Бордунов В.Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций. М., 1989; Борисов К.Г. Международное таможенное право. М., 1997; Волков Г.А. Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы. - Государство и право, № 9, 1996; Вылегжанин А. Право на морские природные ресурсы. - Хозяйство и право, № 5, 1997; Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М., 2000; Ерохин А.Н. Проблемы создания совместных транснациональных объединений и финансово-промышленных групп в СНГ. - МЖМП, № 3, 1995; Игнатов В., Бутов В. Свободные экономические зоны. М., 1997; Кувшинов Е.С. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации (правовые аспекты). М., 1998; Международное космическое право / Под ред. Г.П. Жукова, Ю.М. Колосова. М., 1999; Розенберг М.Г. Международный договор и иностранное право. М., 1998; Ушаков Н.А. Юридические иммунитета государств и их собственности. М., 1993; Фолсом Р.Х., Гордон М.У., Спаногл Дж.А. Международные сделки. М.,-Будапешт, 1996; Шибаева Е.А. К вопросу о наднациональности межправительственных организаций универсального характера.- МЖМП, № 4,1992; Шумилов В.М. Принцип наиболее благоприятствуемой нации в международном праве (Проблемы теории и практики).- Внешняя торговля. № 7, 1985; Шумилов В.М. "Эффективная взаимность" - концепция протекционизма и дискриминации.- Внешняя торговля, № 4, 1986; Шумилов В.М. Принцип наиболее благоприятствуемой нации в международных экономических отношениях. - Советское игосударство и право, 1987, № 2, Nascimbene В. Lo straniero nel diritto italiano. Milano, 1988; Sauvignon E. La clause de la nation la plus favorisee. Grenoble, 1972; Shaw M.N. International law. London, 1997; Vignes D. La clause de la nation la plus favorisee et sa pratique contemporaine - RCADI, Leiden, 1970, № 11, vol. 130; Virally М. Le principe de reciprocite dans le droit international contemporain - RCADI, Leiden, 1967, № 11, vol. 122.
 2.1. Универсальные и специальные источники международного экономического права (МЭП)
  20. Договоры и международные обычаи - это основная форма, в которой выражены правила поведения государств, международных организаций в их экономических отношениях. Это - универсальные источники международного экономического права.
  Как известно, в международном экономическом праве распространено деление договоров на "договоры - законы" (правоустанавливающие) и "договоры-сделки".
  К первой категории договоров относятся, например, торговые договоры, устанавливающие принципы торгово-экономических отношений; ко второй - соглашения о взаимной поставке товаров в течение согласованного срока, о строительстве объектов (трубопровод, АЭС), о поставке имущества в рамках экономической помощи и т.п.
  В МЭП широко применяются договоры: а) межгосударственные; б) межправительственные; в) межведомственные.
  По объекту регулирования международные договоры в МЭП можно классифицировать с определенной долей условности на группы договоров, регулирующие соответствующие комплексы международных экономических отношений:
  - договоры по вопросам международной торговли товарами и услугами;
  -договоры по вопросам международных финансовых (кредитных, валютных, налоговых и т.д.) отношений;
  - договоры по вопросам движения инвестиций (в том числе о промышленном и научно-техническом сотрудничестве);
  - договоры по вопросам международной экономической помощи;
  - договоры по вопросам международного регулирования труда.
  Важную роль в процессе создания договорных норм играют международные организации - ВТО, МВФ, МОТ и др., а также международные организации, являющиеся организационной основой интеграционных процессов.
  21. Значительную часть международного экономического права составляют обычно-правовые нормы (универсальные, региональные, локальные).
  Во второй половине XIX века, например, на основе латиноамериканской "доктрины К. Кальво и Л. Драго" сложился обычай недопустимости дипломатического и вооруженного вмешательства иностранных государств с целью взыскания долгов с государства и его граждан. В 1907 году этот обычай был закреплен Гаагской конвенцией об ограничении случаев применения силы для взыскания по договорным долговым обязательствам.
  В XX веке имело место обыкновение в рамках международных экономических отношений предоставлять государствам, не имеющим выхода к морю, специальные преимущества и права, причем другие государства не могли претендовать на эти преимущества и права, ссылаясь на принцип наиболее благоприятствуемой нации (ПНБ). Первоначально единичная практика исключения из-под действия ПНБ указанных специальных преимуществ, будучи зафиксированной в 1964 году в рекомендации ЮНКТАД, стала обычно-правовой нормой, которая затем вошла в международные договоры: в Конвенцию о транзитной торговле стран, не имеющих выхода к морю (ст. 10), подписанную в 1965 году, и в Конвенцию ООН по морскому праву (ст. 126) 1982 года. С включением нормы в договоры она приобрела характер обычно-договорной нормы.
  Наиболее ярким примером фиксирования и создания обычно-правовых норм МЭП служит Хартия экономических прав и обязанностей государств, принятая резолюцией ГА ООН 3281 (XXIX) 12 декабря 1974 г.
  22. Решения (резолюции) международных организаций относят к специальным источникам международного экономического права.
  В качестве резолюций ГА ООН были приняты, например:
  - Хартия экономических прав и обязанностей государств 1974 г.;
  - Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;
  - Комплекс согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой 1980 г. и др.
  В ЮНКТАД в 1964 году были приняты известные "Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию".
  Указанные документы, являясь резолюциями международных организаций, содержат в себе несколько видов норм, в частности:
  - действующие обычно-правовые принципы и нормы МП и/или отраслевые нормы МЭП (при этом конкретизируется, уточняется их содержание и взаимосвязь);
  - новые принципы и нормы, которые в результате согласия государств (opinio juris), без продолжительной практики и прецедентов, становятся обычными нормами МП/МЭП (это обстоятельство и придает резолюциям международных организаций характер специального источника МП);
  - политические (рекомендательные) нормы, имеющие высокую обязательную силу морально-политического характера (такие нормы зачастую становятся этапом на пути формирования договорных или обычно-правовых норм МП/МЭП, находят закрепление во внутригосударственном праве). Такого рода нормы получили название "мягкого права".
  Следует иметь также в виду, что решения международных судов и арбитражей, внутригосударственные законы, решения национальных судов, односторонние акты и действия государств, правовые доктрины помогают установить существование обычно-правовой нормы, раскрыть содержание норм, оказывают воздействие на процесс их формирования.
  23. Системообразующую функцию в международном экономическом праве несут специальные (отраслевые) принципы МЭП:
  - принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью;
  - принцип свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей;
  - принцип экономического сотрудничества;
  - принцип взаимной выгоды;
  - принцип экономической недискриминации;
  - принцип наибольшего благоприятствования (принцип предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации);
  - принцип национального режима (принцип предоставления национального режима).
  24. Принцип суверенитета государств над своими природными ресурсами и экономической деятельностью означает, в частности: право свободно владеть, распоряжаться, эксплуатировать природные ресурсы, контролировать их использование, в том числе деятельность ТНК по их использованию, получать возмещение за использование природных ресурсов, национализировать иностранную частную собственность за возмещение; запрет на экономическое или другое принуждение с целью воспрепятствовать использованию природных ресурсов.
  25. Принцип свободы выбора форм организации внешнеэкономических связей означает, в частности: право государства самостоятельно определять формы и методы экономических отношений и внешнеэкономической политики, устанавливать или не устанавливать контроль над экспортно-импортными, валютными и прочими внешнеэкономическими операциями; запрет на использование внешнеэкономического инструментария в качестве средства противоправного принуждения (особенно против развивающихся стран).
  Указанный принцип не носит абсолютного характера и ограничивается обязанностью государств участвовать в общей либерализации международной торговли, сокращать нетарифные меры регулирования доступа на свои рынки, в согласованном порядке понижать общий уровень таможенного регулирования, создавать преференциальный режим для товаров, ввозимых и происходящих из развивающихся стран.
  26. Принцип экономического сотрудничества означает, в частности, право: свободно выбирать партнеров по МЭО и формы сотрудничества, получать выгоды от международного разделения труда и международной торговли, участвовать в урегулировании мировых экономических проблем.
  Вместе с тем, данный принцип налагает и обязанности: содействовать развитию МЭО, участвовать в общей либерализации международной торговли, учитывать законные интересы третьих стран, особенно развивающихся.
  27. Принцип взаимной выгоды означает взаимное право государств на справедливое распределение выгод и обязательств сравнимого объема. В международных экономических отношениях происходит интенсивный обмен ресурсами. Как правило, ресурсам с одной стороны соответствует "возмещение" (финансовое, товарное или прочее) с другой стороны. Государства самостоятельно контролируют эквивалентность, выгодность встречного возмещения. Такая оценка основана на принципе материальной взаимности.
  Вместе с тем, в международных экономических отношениях не всегда возможна материальная взаимность. Так, если речь идет не о материальных ценностях, а, например, о взаимном предоставлении национального режима в сфере правового статуса юридических лиц, практически невозможно добиться тождественности, равноценности этих правовых режимов в двух, а тем более в нескольких, государствах. Следовательно, в таком случае выход - не в материальной, а в формальной (юридической) взаимности. Это означает, что государства предоставляют друг другу национальный режим (в этом и состоит обмен "возмещениями") и не требуют, чтобы предоставляемые режимы обязательно были равными. В противном случае это повлекло бы за собой отрыв интересов отдельных государств от общих интересов мирового сообщества.
  Поэтому в отдельных случаях (когда вытекающие из правоотношения выгоды поддаются сопоставлению или количественному измерению) соглашением государств может предусматриваться так называемая материальная взаимность - своего рода симметрия или адекватность этих выгод, условий.
  С учетом этого материальную взаимность можно квалифицировать как частный случай взаимной выгоды, но отнюдь не единственный, и не главный.
  28. Вопрос о взаимной выгоде и формах взаимности особенно остро возникает тогда, когда в конкретных правоотношениях задействованы, с одной стороны, страна с рыночной экономикой, а с другой стороны - страна с государственной экономикой (ранее к этой группе относились все "социалистические государства", которые к началу XXI века в своем большинстве получили статус государств с "переходной экономикой").
  "Нерыночность" экономики порождает со стороны рыночных государств особый подход к экономическим отношениям со странами с государственной экономикой. Подход заключается в применении к этим взаимоотношениям специальных принципов - например, принципа так называемой "эффективной взаимности".
  Суть принципа в том, что со страной с государственной экономикой странам с рыночной экономикой нельзя ограничиваться юридической взаимностью в МЭО, потому что взаимодействующие субъекты международных хозяйственных связей этих двух групп стран обладают разными "весовыми категориями": государственные предприятия в государственной экономике защищены сильнее, чем частные предприятия в рыночных государствах. Отсюда следует необходимость отхода от юридической ("неэффективной") взаимности в сторону взаимности "эффективной", когда сопоставляются конечные выгоды.
  На практике это означает выдвижение разного рода дополнительных условий (в дополнение к обмену "возмещениями", считающимися в обычных условиях эквивалентными): если страны-партнеры, одна из которых с государственной экономикой, договариваются о взаимном предоставлении наиболее низких ставок таможенных пошлин, то при этом с последней требуют еще и взять обязательство по гарантированному импорту определенного объема товаров. Кроме того, в отношении стран с государственной экономикой вводятся особые критерии для возбуждения антидемпинговых процедур при импорте товаров из этих стран.
  Получив признание в качестве "рыночных", страны "переходной экономики" приобретают статус равноправных во взаимоотношениях с другими рыночными государствами. Степень "рыночности" определяется в каждом конкретном случае.
  Можно сделать вывод, что сложившаяся система международно-правового регулирования МЭО ориентирована на сосуществование на основе принципа равенства государств только с рыночной экономикой. Получается, что современный международный экономический правопорядок де-факто исходит из определенной дискриминации нерыночных экономик.
  29. Принцип экономической недискриминации означает, в частности: право государства на предоставление ему, его физическим и юридическим лицам либо товарам со стороны иностранного партнера общих условий, которые не хуже условий, предоставляемых любому третьему государству и/или физическим, юридическим лицам, товарам третьего государства; обязанность государства не ухудшать для другой страны условия, общие для всех стран; не устанавливать условия, ставящие иностранное государство, его физических, юридических лиц либо товары в худшее положение с другими государствами, лицами, товарами.
  Существует достаточно много легализованных исключений из сферы действия данного принципа. Не считается, например, дискриминацией развитых стран предоставление общих невзаимных преференций развивающимся странам. Не являются дискриминацией развитых стран преимущества, которые предоставляют развивающиеся страны друг другу. Принцип преференций для развивающихся стран юридически обособил группу развивающихся стран в МЭО.
  Не являются дискриминацией также:
  - меры по защите внутреннего рынка и национальной экономики (ограничения, запрещения импорта, экспорта и т.п.), если они применяются ко всем государствам в одинаковом положении;
  - ответные меры (реторсии), призванные обеспечить соблюдение права государством-нарушителем;
  - меры по предоставлению свободного доступа к морю для стран, не имеющих выхода к нему;
  - преимущества, предоставляемые государствами в рамках приграничной торговли;
  - преимущества, предоставляемые в рамках интеграционных объединений.
  30. Принцип наиболее благоприятствуемой нации означает, в частности: обязанность государства предоставить государству-партнеру, его физическим, юридическим лицам, товарам в согласованной сфере наиболее благоприятные условия, которые предоставлены любой третьей стране, физическим, юридическим лицам либо товарам третьего государства.
  Термин "принцип наиболее благоприятствуемой нации" применяется в отношении государств-партеров, их физических, юридических лиц либо товаров. Термин "принцип наибольшего благоприятствования" применяется в отношении субъектов, не являющихся государствами, например (и чаще всего) в отношении международных организации. В деловой практике эти термины используются как синонимы.
  Считается, что данная норма МЭП является договорной (конвенционной) нормой, поскольку сфера применения этого принципа определяется в международных договорах.
  В западной правовой науке из-за метода сопоставления и уравнивания условий, который заложен, в частности, в принципах экономической недискриминации, наибольшего благоприятствования, данные принципы рассматриваются зачастую как некие юридико-технические "стандарты", как способы организации отношений.
  В этом смысле, очевидно, способ, или метод, уравнивания условий в хозяйственной среде взаимодействующих стран применялся государствами с незапамятных времен - сначала в качестве обыкновения, затем - международного обычая, подобно обычаю суверенного равенства.
  Затем, когда появились таможенные тарифы как средство защиты национальной экономики и регулирования импорта товаров, встал вопрос: следует ли применить подобные методы уравнивания условий к тарифной сфере? В своих торговых договорах государства определили, что принцип наиболее благоприятствуемой нации будет применяться в тарифной сфере.
  Следовательно, нужно различать два аспекта в вопросе предоставления указанных "стандартов":
  а) откуда проистекает право требовать применения того или иного метода уравнивания условий;
  б) сфера применения (материального наполнения) этого "стандарта".
  Получается, что сам метод уходит корнями в обычай, а сфера его применения закрепляется международными договорами.
  Именно поэтому, вероятно, стоило бы говорить о договорно-обычном характере ПНБ.
  В современных международных экономических отношениях государства в договорном или обычно-правовом порядке используют "стандарт" наибольшего благоприятствования (ПНБ), согласно классификации Комиссии международного права ООН, в следующих сферах: таможенные пошлины; таможенная обработка товаров; налоги и сборы; нетарифные меры регулирования (технические стандарты, административные правила, санитарные и карантинные формальности и т. п.); сфера валютно-финансовых отношений; правовое положение иностранных физических и юридических лиц; режим транспортировки (судов, грузов, транспортных средств); транзит; режим интеллектуальной собственности; вопросы отправления правосудия (доступ к судам, признание и исполнение иностранных судебных и арбитражных решений); отдельные элементы режима дипломатических, консульских и иных представительств; другие вопросы экономического сотрудничества, в том числе в области промышленности, связи и других видов хозяйственной деятельности.
  Также как и в случае с принципом экономической недискриминации, существует множество легализованных исключений из сферы действия ПНБ. Как правило, это те же исключения, которые имеют место в сфере действия принципа экономической недискриминации.
  По мере того, как в мире, в рамках ВТО, снижается средний уровень таможенного обложения товаров, соответственно снижается и значение ПНБ для этой сферы МЭО. Однако это не исключает данный принцип из других сфер МЭО, где его роль как метода уравнивания условий остается по-прежнему важной.
  Связь ПНБ с принципом экономической недискриминации означает уравнивание условий "на нижнем уровне" (он не дает ухудшать условия), а ПНБ - "на высшем уровне" (он требует улучшения условий). Таким образом, эти принципы перекрывают возможности дискриминации и "сверху", и "снизу". Сегодня эти принципы составляют определенное двуединство - по крайней мере, в сфере международной торговли.
  31. Принцип национального режима (принцип предоставления) национального режима означает, в частности: обязанность государства обеспечить иностранным государствам, иностранным физическим и юридическим лицам, а также товарам на своей территории те же условия в согласованной сфере, что и национальным товарам и субъектам экономической деятельности. Здесь тоже заложен метод уравнивания условий ("стандарт"), но на другой основе.
  Договорная и обычно-правовая сфера применения данного принципа во многом совпадает со сферой применения ПНБ, однако она одновременно шире, поскольку, как правило, охватывает правовой статус и "зоны действия" юридических, физических лиц, т. е. частно-правовую сферу МЭО (доступ в суды, помощь на море, право владения, пользования и распоряжения частными лицами собственностью, право на получение образования, вопросы охраны промышленной собственности и т. п.).
  Значение принципа предоставления национального режима возрастает. Данный принцип содействует некоей конвергенции правовых систем разных государств, которая прослеживается в мире. На фоне процессов формирования единого мирового экономического пространства идут процессы унификации внутреннего законодательства, гармонизации и конвергенции национальных правовых систем, которые ведут в перспективе к формированию единого правового пространства.
  В МЭП активно идет процесс систематизации действующих норм. Эти задачи решаются целым рядом международных организаций: КМП ООН, ЮНКТАД, ЭКОСОС, ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА и др.
 2.2. Субъекты международного экономического права
  32. В настоящее время на земле насчитывается около 220 государств и государственно-подобных образований, около 7 тысяч международных организаций, в том числе около 300 межправительственных.
  В группу государств с наибольшим объемом международной торговли входят: США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Голландия, Гонконг, Бельгия, Китай. Россия занимает место в конце второй десятки.
  В системе международно-правового регулирования международных экономических отношений фактически сложилась дифференциация государств. Так, государства-субъекты МЭП дифференцируются по уровню экономического развития на:
  - экономически развитые страны с рыночной экономикой;
  - развивающиеся страны, правовое обособление которых осуществлено через принцип преференций для развивающихся стран;
  - страны с "переходной экономикой", т.е. бывшие социалистические страны, в которых экономика была государственно-монополизированной (всего около 30 государств).
  В середине 60-х гг. XX века развивающиеся страны (бывшие колонии), принимая во внимание несправедливый, неэквивалентный характер международных экономических отношений, поставили вопрос об отступлении от формального равенства государств в пользу равенства фактического. Для этого был использован механизм Общей системы преференций (ОСП). Согласно Общей системе преференций, развитые государства должны предоставлять развивающимся странам односторонние уступки, льготы, преимущества в различных сферах МЭО, прежде всего в форме снижения или невзимания таможенных пошлин в международной торговле.
  Преференциальный правовой режим для развивающихся стран был закреплен в ГАТТ и в целой системе договоров и решений международных организаций. Он стал законным исключением из действия принципа наиболее благоприятствуемой нации.
  Предусматривалось, что по мере развития национальной экономики развивающиеся страны будут "в возрастающей степени принимать участие в осуществлении прав и обязательств", вытекающих из ГАТТ, т.е. переходить из статуса развивающейся страны в статус развитой страны, лишаясь тем самым особых преференций.
  На этом переходе произошло расслоение группы развивающихся стран, которое тоже, в свою очередь, получило или получает определенную международно-правовую легализацию. Из группы развивающихся государств выделились:
  а) группа "новых индустриальных стран", т.е. наиболее развитых из развивающихся государств (Катар, Кувейт, ОАЭ, некоторые страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки);
  б) наименее развитые страны, т. е. самые бедные государства мира (Мозамбик, Эфиопия, Танзания, Непал, Вьетнам, Мьянма и другие государства Африки и Азии - всего около 50);
  в) собственно развивающиеся государства;
  В соответствии с принципом преференций для развивающихся стран любое государство вправе снизить, например, импортные пошлины на их товары либо вовсе не взимать пошлины, и это не будет считаться дискриминацией других (экономически развитых) государств, товарам которых такие преференции не предоставляются. Следствием преференциального режима является то, что большая масса товарных потоков в мировой торговой системе обращается по льготным каналам.
  33. Если в случае с развивающимися странами речь идет об адаптации к современной системе МЭО государств с ненадлежащим уровнем экономического развития, то в случае со странами с "переходной экономикой" речь идет об адаптации к современным МЭО государств с недостаточно развитыми рыночными элементами в экономике, стран с государственной, монополизированной экономикой или с остатками такой экономики.
  Современный международный экономический правопорядок строится на закономерностях открытой экономики рыночного характера. При этом открытая экономика исходит из существенного государственного регулирования.
  В арсенал форм и средств регулирования экономики могут, в частности, входить: национализация, использование государственного планирования, различные виды государственной монополии, в том числе элементы валютной монополии, политика импортозамещения и ориентирования на экспорт, инструменты протекционизма.
  В настоящее время достаточно широко используется такая форма государственной монополии, как предоставление исключительных прав государственной или иной компании на осуществление внешнеторговых операций с конкретным товаром.
  Следует иметь в виду, что использование государственных предприятий для осуществления внешней торговли рассматривается (в частности, в тексте ГАТТ) как препятствие для международной торговли.
  В ряде стран государство монополизировало импорт и/или экспорт отдельных товаров, как правило, таких, которым принадлежит ведущая роль во внешней торговле, а также военных технологий. Зачастую государство резервирует за собой сферу обслуживания внешнеэкономических связей: например, обязательным страхованием импорта национальными предприятиями через национальную государственную страховую фирму или обязательными грузовыми перевозками национальными перевозчиками.
  Активная роль современного развитого государства в МЭО заключается во внешнеполитической и правовой поддержке национальных предприятий (ТНК), осваивающих зарубежную экономическую среду. Цель такой политики - обеспечить внешний стратегический государственный интерес, состоящий в контроле над отдельным товарным рынком или рынком услуг, над источниками необходимых ресурсов.
  В тех сферах, где национальные ТНК обладают достаточно мощной силой, приоритетом на международном рынке (например, американские авиапредприятия - на международном рынке авиауслуг), государство проводит политику "дерегулирования", уменьшения степени государственного воздействия. Причем такая политика, как правило, навязывается и вовне - государствам, предприятия которых на данном международном рынке могут составлять конкуренцию национальным ТНК.
  34. Государства как первичные субъекты международного экономического права обладают определенными экономическими правами несут экономические обязанности.
  Международное сообщество давно предпринимает попытки сформулировать основные права и обязанности государств. Так, в 1949 году КМП ООН подготовила проект Декларации прав и обязанностей государств, который так и не был принят. В 1933 году была принята Межамериканская Конвенция о правах и обязанностях государств.
  Однако в целом государства с осторожностью подходят к такого рода проектам.
  Если попытаться "проинвентаризировать" вкратце экономические права и обязанности государств, как они вытекают из Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, то получится следующая картина.
  Государства ИМЕЮТ ПРАВО:
  - выбирать свою экономическую систему, формы организации ВЭС, средства экономического развития, использования ресурсов, осуществления реформ;
  - свободно осуществлять суверенитет над своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью;
  - национализировать, экспроприировать и передавать иностранную собственность; регулировать споры по компенсациям за национализированную иностранную собственность согласно внутригосударственному праву и национальными судами; регулировать и контролировать иностранные инвестиции, деятельность ТНК;
  - участвовать в международной торговле и других формах экономического сотрудничества, в принятии решений для урегулирования экономических и финансовых проблем; заключать двусторонние и многосторонние соглашения в области международного экономического сотрудничества, не подвергаться дискриминации;
  - участвовать в субрегиональном, региональном и межрегиональном сотрудничестве в целях экономического развития; развивающиеся страны (PC) вправе предоставлять торговые преференции другим PC, не распространяя их на развитые страны.
  Государства ОБЯЗАНЫ:
  - сосуществовать в мире независимо от экономической системы, способствовать международной торговле на основе взаимной выгоды, равных преимуществ и взаимного предоставления РНБ; не применять экономические меры принудительного характера, направленные на ущемление суверенных прав государств или извлечение выгоды;
  - сотрудничать в оптимальном использовании ресурсов, принадлежащих двум и более государствам; не принуждать к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям; обеспечивать компенсацию в случаях национализации, экспроприации или передачи иностранной собственности; сотрудничать в деле осуществления права по регулированию и контролю за деятельностью ТНК; обеспечить, чтобы выгоды от разработки ресурсов морского дна (общее наследие человечества) распределялись между всеми государствами;
  - не подвергать другие государства дискриминации; сотрудничать в деле содействия более рациональным и справедливым МЭО; учитывать интересы PC в обеспечении развития мировой экономики; расширять и укреплять систему преференций развитых стран для PC, содействовать экономическому развитию наименее развитых из PC;
  - сотрудничать в обеспечении либерализации мировой торговли, в устранении препятствий международной торговле; содействовать развитию международной торговли;
  - обеспечить, чтобы политика субрегиональных, региональных и межрегиональных объединений отвечала нуждам международного экономического сотрудничества и учитывала законные интересы третьих стран;
  - содействовать международному научному и техническому сотрудничеству, передаче технологии; сотрудничать в разработке руководящих положений в отношении передачи технологии;
  - осуществлять защиту, сохранение и улучшение окружающей среды.
  35. Следует иметь в виду, что в силу внутреннего законодательства федеративных государств субъекты федераций (и даже административно-территориальные единицы простых государств) могут обладать правом заключать международные договоры по ограниченному кругу вопросов (пограничные, культурные, полицейские, экономические связи) под контролем центральной власти.
  Такие права имеют субъекты федераций и административно-территориальные единицы в ФРГ, Швейцарии, Австрии; в некоторой степени - в США, Канаде. При этом субъекты федераций и административно-территориальные единицы не становятся субъектами МП.
  В международных экономических отношениях некоторых федеративных государств иногда делается так называемая "федеральная оговорка" (например, торговый договор между США и Нидерландами 1956 года): если тот или иной субъект федерации не предоставит национальный режим физическим лицам другой стороны, то такие лица не будут пользоваться национальным режимом в данном субъекте федерации.
  36. В международных экономических отношениях частноправового характера участвуют физические и юридические лица. В связи с этим возникает вопрос о правовом статусе указанных лиц с точки зрения международного права.
  Физические лица участвуют в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом и, следовательно, являются субъектами МЭО. Однако статус физических лиц как субъектов МЭО определяется национальными системами права - внутригосударственным правом (юрисдикция государства в отношении населения).
  В правовой системе ЕС многие вопросы статуса физических лиц регулируются в "наднациональном" порядке.
  Вместе с тем, статус физических лиц в МЭО является предметом международно-правового регулирования. В орбиту МПР вовлечен широкий спектр вопросов, касающихся статуса физических лиц - граждан (резидентов), иностранных граждан (нерезидентов), лиц без гражданства, беженцев и т.д.
  Международно-правовым основанием статуса физических лиц являются: Всеобщая Декларацией прав человека 1948 года, Пакты о правах человека 1966 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (с последующими протоколами), Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (рез. ГА ООН от 13.12.85 г.), и др.
  Физические лица в сфере МЭО имеют право: покидать свою страну и возвращаться в нее; владеть, пользоваться имуществом (собственностью); трудиться; пользоваться процессуальными гарантиями; переводить доходы, сбережения или другие личные денежные средства за границу с учетом внутренних валютных правил и т.п..
  В соответствии с внутренним законодательством иностранцы, как правило, подразделяются на две категории: постоянно проживающих на территории страны пребывания и временно находящихся.
  Критерии разделения определяются внутренним законодательством в международных договорах между заинтересованными государствами в зависимости от сроков пребывания (например, 183 и более дней в году) и/или от цели и характера пребывания иностранца.
  Факт постоянного или временного проживания влияет на правовое положение иностранца: например, вопросы дееспособности временно пребывающего иностранца решаются по законам государства, гражданином которого он является, а постоянно проживающего иностранца - по закону страны пребывания, если иное не предусмотрено в международном договоре. Существуют различия в принципах налогообложения и т. п.
  Иностранец подчиняется двум правопорядкам - отечественному и страны пребывания (конкурирующая юрисдикция). К правовому режиму иностранцев в стране пребывания применяют, как правило, три "стандарта":
  1) национальный режим;
  2) РНБ;
  3) специальный режим (например, упрощенный порядок перехода государственной границы в приграничных районах в целях осуществления приграничной торговли или запрет иностранцам на осуществление отдельных видов работ).
  Как правило, все эти виды режимов используются одновременно в сочетании применительно к различным сферам правоотношений. В гражданско-правовой сфере иностранцам обычно предоставляется национальный режим - в правах и обязанностях.
  Постановления, касающиеся правового положения физических лиц-иностранцев, содержатся также в торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, договорах об избежании двойного налогообложения, о взаимной охране авторских прав, о взаимной охране прав промышленной собственности и др.
  37. Юридические лица являются основными "операторами" международных хозяйственных связей. Все в большей степени деятельность юридических лиц, их статус в МЭО становится предметом международно-правового регулирования (МПР).
  Постановления, касающиеся правового положения иностранных юридических лиц или затрагивающие различные стороны их деятельности, содержатся в торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, договорах об избежании двойного налогообложения, договорах в области транспорта, купли-продажи товаров, международных расчетов, охраны прав на промышленные образцы и товарные знаки.
  Именно юридические лица в основном осуществляют трансграничное перемещение товаров, услуг, капиталов, финансов и т.д. При этом многие юридические лица объективно стремятся к тому, чтобы закрепиться в том или ином секторе национальной, иностранной и международной экономики, на том или ином национальном и международном рынке, создать и/или развить определенную инфраструктуру на пути движения товаров, услуг, капиталов, финансов и т.п.
  В результате этого процесса происходит возникновение и становление транснациональных корпораций (ТНК) - крупных национальных предприятий с зарубежными активами. Сегодня ТНК играют роль "двигателей мировой экономики", международного регулятора производства и распределения продукции, основных носителей инвестиций.
  Различают следующие разновидности ТНК:
  1. юридические лица с национальным капиталом, но международные по сфере деятельности (имеют дочерние предприятия и филиалы за рубежом);
  2. юридические лица, принадлежащие капиталу нескольких стран и международные по сфере деятельности;
  3. международные объединения производственного и научно-технического характера, не являющиеся юридическими лицами.
  ТНК - это, как правило, экономически единая система, состоящая из материнской компании, дочерних предприятий, филиалов, отделений, контролируемая и управляемая из одного центра посредством договора, акций, управленческого контроля.
  Роль и вес ТНК в МЭО очень ощутимы. Средства ряда ТНК сопоставимы с бюджетами отдельных государств, поэтому международно-правовая регламентация их деятельности - объективная необходимость.
  Некоторые правовые доктрины даже признают за ТНК статус субъектов МП. В связи с этим выдвигаются и/или используются концепции "квазимеждународного права", создаваемого соглашениями ТНК с государствами, или "транснационального права".
  Однако на практике деятельность ТНК, их статус, как и многие другие вопросы, определяются национальным правом, а в особо значимых для государств аспектах - международным правом.
  В то же время, следует отметить, США в целях внешнеэкономической политики стремятся закрепить принцип, согласно которому на систему ТНК распространяется действие законодательства " страны базирования", т. е. страны, в которой находится "штаб-квартира" материнской компании.
  В практике ООН используется также термин "многонациональные компании", под которыми понимаются компании, принадлежащие государствам или контролируемые ими, в отличие от ТНК, собственниками которых являются частные лица. Часто термины "ТНК" и "многонациональные компании" употребляются как синонимы.
  38. В Хартии экономических прав и обязанностей государств (ст.2) содержится принцип: государство имеет право "регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действий своей национальной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства".
  К началу XXI века в мире функционировали более 40 тыс. ТНК (в 1970 г. - 7 тыс.), которые контролировали за пределами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Основная часть ТНК сосредоточена в США, ЕС и Японии.
  Треть мировой торговли приходится на внутрифирменные каналы в рамках ТНК, до половины объемов международной торговли находится под их контролем. Две трети платежей за передачу технологии осуществляется в системе ТНК. ТНК контролируют до 40% промышленного производства. Основные рынки, на которых сосредоточена деятельность ТНК: электроника, нефтепереработка, химия, автомобилестроение.
  Учитывая значение проблемы, ЭКОСОС ООН учредил Центр по ТНК и Комиссию по ТНК. Комиссия разработала Кодекс поведения ТНК (Док. ООН Е/С.10.1996. S. 2), нормы которого носят рекомендательный характер.
  В Кодексе поведения предусмотрено, что ТНК обязаны:
  - уважать суверенитет страны пребывания;
  - исходить из экономических целей и задач политики, проводимой государством в стране пребывания;
  - уважать социально-культурные цели, ценности и традиции страны пребывания;
  - не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания;
  - не заниматься деятельностью политического характера;
  - воздерживаться от практики коррупции;
  - соблюдать законы и постановления, касающиеся ограничительной деловой практики;
  - соблюдать положения, касающиеся передачи технологии и охраны окружающей среды.
  Комиссия ООН по ТНК приняла на себя функции по наблюдению за осуществлением Кодекса и функции координационного характера. Центр ООН по ТНК действует в качестве секретариата Комиссии.
  Вопросы регламентирования деятельности ТНК решаются и на региональном уровне. ОЭСР в 1976 году приняла Декларацию о международных инвестициях и многонациональных предприятиях и "Руководящие принципы для многонациональных предприятий" (в приложении к Декларации) - документ "мягкого права", также содержащий рекомендательные нормы. В основу Декларации положен принцип предоставления национального режима иностранным многонациональным предприятиям. При этом предприятиям предписываются обязанности:
  - соблюдать МП;
  - подчиняться праву страны пребывания;
  - учитывать политику страны пребывания;
  - сотрудничать со страной пребывания;
  - исключить практику подкупа и субсидий;
  - не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания;
  - соблюдать принцип обеспечения конкуренции;
  - соблюдать порядок налогообложения, трудовое право, право социального обеспечения;
  - распространять достижения в науке, технике и технологии.
  В 1970 г. государствами Андской группы (Колумбия, Чили, Венесуэла, Перу, Эквадор) был принят Кодекс иностранных инвестиций, содержавший унифицированные правила деятельности ТНК в странах региона. Эти правила были введены государствами-участниками во внутригосударственное право.
  Распространенной формой юридического лица являются смешанные предприятия (СП), т. е. предприятия, капитал которых принадлежит лицам различных государств. Большая часть ТНК - это смешанные предприятия. Участниками СП могут быть также государства и международные организации.
  Большое значение в МЭО имеют такие юридические лица ТНК, как банки, товарные, валютные и фондовые биржи, аукционы.
  Обычно к иностранным юридическим лицам применяется РНБ (во всем что касается внешней торговли) или национальный режим (как правило, в области судебной защиты). Как и физические лица, иностранные юридические лица имеют право на дипломатическую защиту своего государства.
  39. Важным стимулом для роста числа российских ТНК должно стать "Положение о финансово-промышленных группах и порядке их создания, утвержденное Указом Президента РФ от 5.12.93 г. Расширение инвестиционной деятельности этих групп за границы России автоматически превращает ФПГ в средние и крупные ТНК.
  Задача создания и развития системы ТНК ставится также и в рамках СНГ.
  40. В практике МЭО существует также понятие "международного юридического лица". К международным юридическим лицам относятся юридические лица, созданные либо непосредственно в силу международного договора (МБРР), либо на основании внутреннего закона одного или более государств в соответствии с международным договором (Банк международных расчетов - БМР).

<< Пред.           стр. 2 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу