<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  41. Свою юрисдикцию в международных экономических отношениях государство осуществляет посредством государственных органов.
  Прерогатива осуществлять внешнеэкономические отношения принадлежит высшим (центральным) органам исполнительной власти и зарубежным органам внешних сношений.
  Внутригосударственными органами внешних сношений являются: глава государства (единоличный или коллегиальный), правительство, глава правительства, министерство иностранных дел и министр иностранных дел, другие министерства и ведомства, имеющие соответствующую компетенцию, например Министерство внешней торговли в Италии или Министерство торговли в России:
  Зарубежными органами внешних сношений являются, в частности, дипломатические и консульские представительства.
  В функции дипломатических представительств, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., входит, в частности, развитие отношений с государством пребывания в области экономики.
  В функции консульских представительств, согласно Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., входит, в частности: охрана и защита интересов своего государства, физических и юридических лиц; поощрение торговли и содействие развитию экономических связей; наблюдение за экономической жизнью своего округа; консульская легализация документов; представительство в судебных или иных учреждениях государства пребывания; выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства.
  42. В России в качестве зарубежных органов внешнеэкономических связей заметную роль играют торговые представительства РФ (торгпредства). В функции торгпредств в стране пребывания входит:
  - представлять и защищать государственные интересы по всем вопросам внешнеэкономической деятельности (ВЭД);
  - проводить внешнеэкономическую политику государства;
  - содействовать развитию экономических связей России со страной пребывания и улучшению структуры взаимной торговли;
  - осуществлять контроль за соблюдением государственных интересов всеми российскими участниками ВЭД, координировать их деятельность в стране пребывания;
  - защищать в стране пребывания интересы предприятий и организаций России.
  В странах, где нет торгпредств, соответствующие функции выполняют непосредственно работники российских посольств. Прослеживается тенденция на постепенную замену института торгпредств и торговых представителей аппаратами экономсоветников и торговых советников посольств.
  Институт торгпредств был впервые введен Советским государством и получил международно-правовое признание. Все торгпредства учреждены на основе международных договоров.
  Торгпредства являются органами государства. Они входят в состав посольств РФ и пользуются соответствующими иммунитетами. Штатный состав торгпредств определяется Министерством торговли РФ по согласованию с МИД РФ и другими ведомствами.
  Торгпредства не вправе осуществлять коммерческую деятельность в стране пребывания. Торгпредство работает под общим руководством посла.
  На практике в странах пребывания за торгпредствами иногда отказывались признавать статус органа государства, предоставлять им судебный иммунитет. Были случаи, когда иностранные суды представляли торгпредства в качестве лица, несущего универсальную ответственность за действия всех российских организаций, осуществлявших ВЭД. К торгпредствам предъявлялись иски бывшими собственниками национализированного в России имущества. В 1927 году имел место полицейский налет на торгпредство СССР в Лондоне, в 1940 году - в Париже.
  Зачастую высказываются предложения превратить торгпредства РФ в подобие государственных торговых домов за границей с правом осуществления коммерческой деятельности и соответствующим изменением их правового статуса.
  Как известно, государство не несет имущественной ответственности по хозяйственным договорам своих юридических лиц.
  43. Россия как субъект международного экономического права имеет свои особенности. Эти особенности определяются в основном двумя обстоятельствами:
  1. тем, что экономика РФ представляет собой экономику переходного типа (от государственно-монополистической к рыночно-регулируемой);
  2. тем, что РФ является федеративным государством.
  Государственно-монополистический характер экономики СССР, некоторых других стран, а также государственная монополия на ВЭД имели результатом выделение этой группы государств в МЭО как государств "с нерыночной экономикой", государств, "ведущих государственную торговлю", "торгующих государств".
  Общего международно-правового закрепления это выделение не получило, однако де-факто активно использовалось во внешнеэкономической политике и практике ряда государств.
  В настоящее время в России тотальный государственный контроль за экспортно-импортными операциями сменился системой государственного регулирования с помощью рыночных инструментов - мер тарифного и нетарифного регулирования. В 1992 году все российские предприятия получили право на ВЭД без специального разрешения.
  В организационную систему регулирования ВЭД РФ сегодня включены следующие, в частности, государственные органы: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, МИД РФ, Министерство торговли, Министерство экономики, Государственный таможенный комитет РФ, Министерство финансов, ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, Министерство науки и технологий РФ, - а также различные правительственные и межведомственные комиссии (например, Комиссия Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и др.)
  В той или иной степени к решению вопросов и проблем МЭО имеют отношение и другие министерства, ведомства и структуры: Министерство по атомной энергии, Министерство государственного имущества, Министерство по делам СНГ, Министерство по налогам и сборам, Министерство здравоохранения, Министерство культуры, Министерство природных ресурсов, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство транспорта, Министерство юстиции, Госкомитет по рыболовству, Госкомитет по стандартизации и метрологии, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, Федеральная миграционная служба, Российское авиационно-космическое агентство и другие.
  В настоящее время образованы и действуют около 70 двусторонних межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Рабочие аппараты этих комиссий находятся в своем большинстве в Министерстве торговли РФ.
  44. Россия - сложное, федеративное государство. Конституция РФ (ст.71 "к") относит внешнюю политику, международные отношения, международные договоры к исключительной компетенции "центра".
  К совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 "о") относится координация международных, внешнеэкономических связей субъектов.
  Закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 года (ст. 8) разрешает субъектам Федерации "заключать соглашения в области внешнеторговых связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств". Так, между Нижегородской областью РФ и Землей Северный Рейн - Вестфалия, ФРГ, подписано и действует соглашение о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве.
  Такие соглашения являются не международно-правовыми, а административными или гражданско-правовыми и подчинены внутреннему праву соответствующих государств.
  На практике некоторые субъекты РФ заключили соглашения с иностранными государствами о торгово-экономическом сотрудничестве. Башкортостан - с Болгарией и Румынией; Республика Коми - с Чехией и Словакией; Удмуртия, Марий Эл и Мордовия - с Венгрией.
  В целом практика РФ пока идет в основном по пути регулирования международных связей субъектов на общефедеральном уровне (Соглашения России с Польшей о сотрудничестве Санкт-Петербурга, Калининградской области с регионами /воеводствами Польши).
  Не всегда вопрос об участии субъектов Федерации во внешних связях решается одинаково. Конституция Татарстана 1992 года (ст.61) определила статус республики как "суверенного государства, субъекта международного права". Конституционный Суд РФ заключил, что положения о государственном суверенитете Татарстана противоречит его статусу как субъекта Федерации.
  В договоре 1994 года о разграничении предметов ведения между Федерацией и Татарстаном было согласовано, что Татарстан может устанавливать отношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения, не противоречащие Конституции и международным обязательствам РФ. Если же исходить из Конституции РФ, то такие отношения и соглашения не относятся к области МП.
  Субъекты Федерации и уполномоченные ими органы отвечают по своим внешнеэкономическим обязательствам находящимися в их собственности средствами, не закрепленными за юридическими лицами в полное хозяйственное ведение или оперативное управление.
  45. В связи с активной деятельностью частных лиц в сфере международных экономических отношений в правовой литературе выдвинута концепция транснационального права.
  Существует точка зрения (Фридман В., Джессеп Ф. и др.), что частные лица - главные "операторы" в МЭО, и прежде всего - ТНК, вступая в договорные связи со своими партнерами (субъектами частного и публичного права) по всему миру, создают некую особую правовую систему, которая получила название транснационального права, "квазимеждународного права".
  В таком понимании данная концепция фактически смыкается с концепцией "международного хозяйственного права", "всемирного экономического права".
  К "квазимеждународному праву" относят, в частности, и государственные контракты. Приводится аргументация: современное МП регулирует не только договоры между государствами; в наше время сфера его действия гораздо более широкая; при определенных условиях она распространяется и на государственные контракты. Подписывая такой контракт, государство сознательно идет на "интернационализацию" двусторонних вопросов.
  Зачастую транснациональное право понимается и как третья (помимо МП и внутреннего права) - "промежуточная" - правовая система, образуемая нормами договоров субъектов частного права между собой и нормами "диагональных соглашений".
  Таким образом, транснациональное право можно определить как совокупность норм, регулирующих действия или события, выходящие за пределы национальных границ, - точнее, отношения международного характера, не подпадающие под действие ни международного права, ни внутреннего права либо не полностью охваченные ими.
  Разновидностью концепции транснационального права можно, видимо, считать и доктрину lex mercatoria (лат. "торговое право"). Среди её последователей называют Б. Гольд-мана, Ф. Фушара, К. Шмитхофа, Л. Копельманаса, П. Лалива и др.
  Lex mercatoria - это, согласно данной концепции, право, создаваемое самими участниками международных частноправовых экономических отношений автономно от национальных правовых систем.
  Часто под lex mercatoria понимают просто обособленную от национального права совокупность норм, регламентирующих внешнеэкономические операции: куплю-продажу, подряд, аренду, передачу технологии, представительство, перевозку, страхование, расчетные и кредитные отношения и т.д.
  Источниками lex mercatoria называются международные договоры, рекомендательные документы международных организаций, типовые законы, разрабатываемые международными организациями, типовые контракты, своды единообразных правил, международные торговые обычаи, арбитражные решения, контрактные положения участников внешнеэкономической деятельности. Возможно, поэтому в качестве синонима термина lex mercatoria зачастую используют термин "международное контрактное право". "Международное контрактное право" охватывает и "диагональные" соглашения (государственные контракты).
  Идея международного контрактного права нашла отражение в серии решений международных арбитражей - в частности в решениях от 19.1.1977 г. и от 24.3.1982 г. по делам иностранных инвесторов против Ливии и Кувейта ("Техасo с. Libye", "Ammoil с. Koweit").
  К сожалению, в современной российской правовой литературе мало внимания уделяется указанным правовым концепциям, хотя здесь имеется простор для достаточно серьезных теоретических построений и обобщений.
 2.3. Режим хозяйственного использования территориальных пространств
  46. С точки зрения МЭО, вопросы территории в МЭП имеют значение в основном в аспекте вовлечения в экономический оборот природных ресурсов, осуществления различных форм хозяйственной деятельности и использования территории как предмета купли-продажи.
  Разработка недр, природных ресурсов на государственной территории (добыча полезных ископаемых, рыболовство в территориальных водах) не может производиться иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами без согласия государства в той или иной форме, например в форме концессионных соглашений.
  В случае международно-правовой аренды территории государство-арендатор осуществляет на этой территории свою юрисдикцию, права владения и пользования в пределах соглашения об аренде (в XIX в. китайский город, известный под названием Порт-Артур, был сдан Китаем в аренду России).
  Режим хозяйственного использования внутренних морских вод (внутренние моря, заливы, территориальное море, акватории портов и др.) устанавливается прибрежным государством.
  Исключительно внутренним правом прибрежного государства регулируется рыболовство, судоходство, научная и изыскательская деятельность, порядок доступа судов в порты и их пребывания там. При обслуживании иностранных судов в портах применяются принципы предоставления национального режима либо РНБ.
  Хозяйственное использование международных рек (Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амазонка) заключается в судоходстве. строительстве плотин для ГЭС и ирригации, сбросе промышленных вод, рыболовстве, лесосплаве и др.
  Прибрежные государства, определяющие международно-правовой режим международной реки, пользуются правом судоходства на всем протяжении реки. Такое право может предоставляться и торговым судам третьих стран.
  Согласно Конвенции о режиме судоходства по Дунаю 1948 года навигация по Дунаю объявлена свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства.
  Ряд положений относительно судоходства и несудоходного использования международных рек содержится, в частности, в Барселонской конвенции и Статуте о режиме навигационных водных путей международного значения 1921 года, Хельсинкских правилах несудоходного использования международных рек 1966 года, Женевской конвенции о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств, 1923 года.
  Общие подходы в этих вопросах сводятся к тому, что все вопросы использования международных рек решаются прибрежными государствами; использование вод международной реки одним государством не должно наносить ущерба водам этой реки в пределах другого государства.
  47. Право мирного прохода иностранных судов через территориальное море (12 морских миль) не допускает погрузки и выгрузки товаров, валют, лиц, рыбную ловлю и т.п.
  Прибрежное государство может установить морские коридоры для иностранных судов (танкеров, судов с ядерными двигателями). Прибрежное государство вправе в зоне, прилежащей к территориальному морю (прилегающая зона - 12 морских миль), осуществлять контроль с целью обеспечения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фискальных и санитарных правил прибрежного государства.
  На континентальном шельфе (200 морских миль) прибрежное государство обладает суверенными правами в отношении разведки, разработки минеральных ресурсов поверхности шельфа и недр, живых ресурсов (рыбные запасы, крабы, кораллы, жемчуг), возведения необходимых для этого сооружений, установок.
  Вместе с тем, другие государства вправе прокладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопроводы при согласовании их трасс с прибрежным государством, а также вести научные исследования с согласия прибрежного государства. Как правило, прибрежные государства регламентируют разведку и разработку природных ресурсов, научную деятельность на шельфе своим внутригосударственным правом.
  В режиме открытою моря со вступлением в силу в 1994 г. Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. появились существенные изменения в институтах свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов. Конвенцией было введено понятие "исключительной экономической зоны" (200 морских миль), правовой режим которой включает право прибрежного государства на разведку, разработку живых и неживых ресурсов, другие виды экономической деятельности (производство энергии путем использования силы течений, ветра), создание и использование искусственных островов, установок, сооружений, ведение научных исследований, сохранение морской среды.
  Иностранные государства в исключительной экономической зоне могут участвовать в промысле живых ресурсов зоны, научных исследованиях, создании сооружений, но только по соглашению с прибрежным государством. В то же время, в экономической зоне сохраняются такие "свободы открытого моря", как свобода судоходства, свобода полетов над открытым морем, свобода прокладки кабелей и трубопроводов.
  Государство, не имеющее выхода к морю, договаривается с прибрежным государством о предоставлении ему возможности пользоваться каким-либо портом прибрежного государства (суда под флагом Чехии, например, пользуются польским портом Щецин).
  Территория за пределами континентального шельфа получила название "международного района морского дна" (или "Района") и статус "общего наследия человечества". Конвенцией ООН по морскому праву предусмотрено, что финансовые и экономические выгоды от деятельности в "Районе" должны распределяться на основе принципа справедливости с учетом интересов и нужд PC. От имени человечества осуществлять все права на ресурсы и деятельность в "Районе" должен "Международный орган по морскому дну".
  48. Использование воздушного пространства идет по пути формирования рынка услуг, в частности, на коммерческие перевозки, научные исследования, разведку природных ресурсов, аэрофотосъемку, сельскохозяйственные работы.
  На международном рынке услуг по авиаперевозкам происходит жесткая конкурентная борьба с участием государств и крупных авиапредприятий.
  На рынке международных воздушных перевозок используются так называемые коммерческие права (свободы воздуха"): на транзитный полет, выгрузку или погрузку пассажиров, грузов, перевозки между третьими странами и др. Указанные права предоставляются судам государства регистрации и государства-эксплуатанта.
  Воздушные перевозки по своему правовому статусу подразделяются на регулярные и нерегулярные перевозки.
  Регулярные перевозки над или на территории государства, согласно Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года (160 стран-участниц, РФ участвует с 1970 года), допускаются только по специальному разрешению государства.
  Нерегулярные перевозки подразделяются на:
  а) перевозки с осуществлением коммерческих прав; такие перевозки также требуют обязательного разрешения соответствующего государства;
  б) перевозки без осуществления коммерческих прав; такие перевозки осуществляются на основе упрощенной процедуры (по диспетчерскому разрешению и т.п.).
  Облегченный порядок разрешений на нерегулярные перевозки применяется участниками Парижского многостороннего Соглашения о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956 года.
  В 1978 году в США был принят Закон о дерегулировании деятельности авиапредприятий на внутренних авиалиниях, а в 1979 году - Закон о конкуренции на международном воздушном транспорте, распространивший действие Закона 1978 года на международные воздушные перевозки.
  Суть "дерегулирования" - либерализация чартерных перевозок, свободный доступ к рынкам, свободные цены на этом рынке услуг. Этой правовой политикой государство обеспечивает свободу действий для своих авиапредприятий с тем, чтобы содействовать установлению их господства на рынке авиауслуг.
  В качестве санкций за отказ от принципов "дерегулирования" предусматривается возможность "прекращения, приостановления или изменения разрешения иностранному перевозчику выполнять полеты в США".
  С этой же целью обеспечения приоритета американских авиапредприятий на рынке услуг со стороны США осуществляется линия на увеличение пределов ответственности авиаперевозчика вне зависимости от его вины.
  Монреальским соглашением ряда авиакомпаний 1966 года этот предел установлен в размере 75 тыс. долларов на человека. Гватемальский протокол 1971 года (не вступивший в силу) увеличил его до 100 тыс. долларов. Повышение пределов материальной ответственности объективно ведет к утверждению на международном рынке авиауслуг крупных авиакомпаний, прежде всего компаний США.
  В своем воздушном пространстве государства вправе устанавливать воздушные коридоры, запретные зоны, производить досмотр воздушного судна, аэрофотосъемку, перевозку каких-либо определенных материалов (военное снаряжение и др.).
  Помимо комплекса многосторонних соглашений, вопросы международных воздушных сообщений регулируются в двусторонних межправительственных соглашениях, а порядок использования коммерческих прав конкретизируется в соглашениях между авиапредприятиями.
  49. Деятельность государств в космическом пространстве (свыше 100 км над уровнем моря) сопровождается возникновением и развитием рынка космических услуг: по телевещанию, связи, выводу объектов на орбиту, научным исследованиям, дистанционному зондированию земли, картографированию, метеорологии.
  В настоящее время происходят процессы коммерциализации космической деятельности. Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 года предусмотрено, что космическая деятельность может осуществляться негосударственными предприятиями, однако с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства-участника Договора. Государства несут ответственность за такую деятельность национальных юридических лиц.
  Международно-правовое регулирование космической деятельности осуществляется рядом многосторонних соглашений - Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1974 года; Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 года и др. Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях были разработаны и приняты в качестве резолюций ГА ООН, в частности: "Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания" 1982 года, "Принципы, касающиеся дистанционного зондирования Земли из космического пространства" 1986 года и др.
  Большая часть вопросов прикладного использования космоса решается между заинтересованными государствами в двустороннем порядке.
  Согласно резолюции ГА ООН 1721 (XVI) от 20.12.61 г. связь с помощью спутников должна стать доступной всем государствам на всемирной основе, исключающей дискриминацию. Координация эксплуатации систем спутниковой связи осуществляется в рамках Международного союза электросвязи в соответствии с Международной конвенцией электросвязи 1982 года.
  В соответствии с принципами международного космического права все государства имеют равное право на исследование и использование космоса; запрещается национальное присвоение космоса; на государствах лежит ответственность за национальную космическую деятельность; государства сохраняют свою юрисдикцию над запускаемыми космическими объектами и право собственности на них вне зависимости от их местонахождения.
  По Соглашению о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года природные ресурсы Луны являются "общим наследием человечества". Международный режим их эксплуатации будет выработан, когда такая эксплуатация станет возможной.
  50. Особый международно-правовой режим установлен в Антарктике. Договор об Антарктике (38 государств-участников) был принят в 1959 году.
  В соответствии с Договором в Антарктике провозглашена свобода научных исследований. В этой зоне сохраняется юрисдикция государства в отношении физических лиц, а также "свободы открытого моря" - судоходства, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов.
  С точки зрения МЭО, интерес представляет вопрос о международно-правовом регулировании использования природных ресурсов Антарктики.
  Что касается живых ресурсов, то государства жестко регламентируют их промысел. Так, по Конвенции о сохранении тюленей Антарктики 1972 года разрешен отлов только трех из шести видов тюленей в рамках установленных лимитов.
  Согласно Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года устанавливаются квоты вылова и меры по сохранению всех популяций рыб, моллюсков, ракообразных, птиц, тюленей, китов.
  Что касается промышленной разработки минеральных ресурсов, то она, на основании Протокола 1991 года к Договору об Антарктике, запрещается до тех пор, пока не вступит в силу юридически обязательный режим в отношении освоения минеральных ресурсов Антарктики. Не исключено, что ресурсы Антарктики также будут объявлены "общим наследием человечества".
  Любая деятельность в Антарктике, включая туризм, прежде чем она будет допущена, должна пройти на национальном и, в случае необходимости, на международном уровнях процедуру предварительной оценки её воздействия на окружающую среду Антарктики.
  Поскольку Антарктика рассматривается также как резерв пресной воды, важно, что использование антарктических ледников "не является деятельностью по освоению минеральных ресурсов", и, следовательно, запрет на разработку минеральных ресурсов не распространяется на использование льда Антарктики.
  51. Важное значение в международной хозяйственной деятельности приобретают так называемые "свободные экономические зоны". Рассмотрим основные виды и правовой статус таких зон.
  Под "свободной экономической зоной" (СЭЗ) понимается часть национального экономического пространства (зачастую географически обособленная), на которой используются специальные льготы и стимулы, не применяемые на остальной части территории, - особый таможенный, налоговый, инвестиционный режим. В СЭЗ государство сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы.
  Первые зоны свободной торговли, свободные таможенные зоны (территории), - часто их называют "зоны франко" - появились, в основном при портах - в Гамбурге, Бремене, Копенгагене, еще в прошлых веках. В этих зонах ввоз и вывоз товаров не облагается таможенными пошлинами.
  Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения, поскольку связаны с обслуживанием не только товара, но и капитала. Они пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами.
  Технологические зоны - зоны третьего поколения (70- 80-е гг. XX в.), создаваемые вокруг крупных научных центров. В них концентрируются национальные и иностранные исследовательские, проектные и научно-производственные предприятия, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Крупнейший в США технопарк "Силикон Вэлли" дает 20% мирового производства вычислительной техники и компьютеров. В нем занято 20 тыс. работников. Всего в США более 80 технологических зон.
  Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для организаций, оказывающих финансово-экономические, страховые, и иные услуги.
  Наиболее распространенными сервисными зонами являются оффшорные зоны и налоговые (вольные) гавани. В них создается благоприятный валютно-финансовый, фискальный режим. Чтобы пользоваться этим режимом, существует два условия: не быть резидентом государства оффшорной зоны и не извлекать прибыли на её территории.
  Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, в экспортно-импортных операциях, консалтинге. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных зон и "налоговых гаваней" - в Лихтенштейне, Панаме, острове Мэн (Великобритания), Антильских островах, Гонконге, Либерии, Ирландии, Швейцарии, Маврикии, Израиле, Малайзии и др. Капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд. долларов.
  Комплексные зоны характеризуются сочетанием характеристик и особенностей других разновидностей СЭЗ, установлением льготного режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований ("открытые районы" Китая, зона "Манаус" в Бразилии, территория "Огненная Земля" в Аргентине).
  Выделяют 4 основные группы льгот, применяемых в СЭЗ:
  1. таможенные (внешнеторговые): снижение или отмена пошлин, упрощение порядка внешнеторговых операций;
  2. налоговые: льготы по налогооблагаемой базе, снижение налоговых ставок, освобождение от налогов;
  3. финансовые: льготные кредиты, субсидии в форме низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы;
  4. административные: упрощение процедур регистрации предприятия, режима въезда-выезда иностранных граждан и т. п.
  К концу XX века в мире функционировало более 4 тыс. разного рода свободных экономических зон (СЭЗ) - таможенных зон, технопарков, зон свободной торговли, оффшорных зон, специальных экономических зон. Через СЭЗ проходит до 30% мирового товарооборота.
  В России развитие системы СЭЗ идет неравномерно. Практически созданные СЭЗ находятся в стадии становления, определения тактики и приоритетов. Наиболее известной является СЭЗ "Находка" (3,3 тыс. предприятий, в т.ч. более 2 тыс. - частные, около 400 - с иностранными инвестициями).
  52. Международная хозяйственная деятельность неразрывно связана с проблемами ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. Все больше и больше природных ресурсов вовлекаются государствами в экономический оборот.
  Государства не могут уже игнорировать вопросы сохранения ресурсов, охраны окружающей среды. Так, заключены специальные конвенции или приняты международные документы:
  - по борьбе с загрязнением моря (Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 года; Международная конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению моря нефтью, 1969 года и Протокол к ней 1973 года о загрязнении моря иными веществами; Конвенция 1973 года по предотвращению загрязнения моря нефтью и другими жидкими веществами; Конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов 1972 года; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 года);
  - по урегулированию промысла отдельных видов рыбы (Конвенция ООН по морскому праву устанавливает правила промысла и сохранения тососевых анадромных видов; их отлов в открытом море разрешен лишь по соглашению с государством происхождения);
  - по регулированию использования ядерных источников энергии на космических объектах (резолюция ООН 1992 года "Принципы, касающиеся использования ядерных источников энергии в космическом пространстве");
  - по сохранению природных ресурсов Антарктики (Конвенция о сохранении тюленей Антарктики 1972 года; Международная конвенция о регулировании китобойного промысла 1946 года; Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года, вступила в силу в 1982 году; Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 года, не вступила в силу из-за противодействия PC; Протокол 1991 года об охране окружающей среды к Договору об Антарктике, в котором Антарктика определена как "природный заповедник" и запрещается "любая деятельность, связанная с минеральными ресурсами, за исключением научных исследований");
  - по борьбе с загрязнением воздуха (Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года, Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 года),
  - по защите фауны и флоры (Конвенция о защите дикой фауны и флоры и природных сред их обитания в Европе 1979 года; Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 года и др.).
 
  ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
  1. Почему международные договоры и международные обычаи являются "универсальными" источниками МЭП?
  2. Являются ли "договоры-сделки" источником международного экономического права?
  3. Какие бывают виды договоров? Как классифицируются договоры по объекту регулирования?
  4. Какова роль международно-правового обычая в поддержании международного экономического правопорядка?
  5. Может ли Хартия экономических прав и обязанностей государств являться свидетельством существования того или иного международного обычая?
  6. Что такое ПНБ (РНБ)?
  7. В чем заключается роль отраслевых принципов МЭП?
  8. В чем состоит взаимосвязь между принципом взаимной выгоды и принципом взаимности?
  9. Какая связь существует между принципом недискриминации и ПНБ?
  10. Почему принцип недискриминации, ПНБ, принцип предоставления национального режима называют технико-правовыми "стандартами"?
  11. Уменьшается или усиливается значение ПНБ, принципа предоставления национального режима в МЭО?
  12. По каким критериям сложилась дифференциация государств в международных экономических отношениях?
  13. В чем состоят права и обязанности государств в МЭО?
  14. В чем особенности положения России как субъекта МЭП?
  15. Какие государственные органы задействованы в организационно-правовой системе внешнеэкономических связей России?
  16. Чем определяется правовой статус физически лиц в МЭО?
  17. Какие существуют виды ТНК?
  18. Каков правовой статус ТНК?
  19. В чем заключается доктрина "транснационального права"?
  20. Является ли субъектом МЭП "международное сообщество государств" в целом?
  21. Каким образом устанавливаются правовые основы хозяйственного использования международных рек?
  22. Как регулируется хозяйственная деятельность на водных пространствах? В воздушном пространстве? В космосе?
  23. Как регулируется использование ресурсов Антарктики?
  24. Что такое "свободные экономические зоны"?
  25. Каким образом связаны вопросы охраны окружающей среды с международными экономическими отношениями?
 Глава 3 Экономическая интеграция государств и международное экономическое право
  Литература. Герчикова И.Н. Международные экономические организации. М., 2000; Кузнецов В.И. СЭВ и "Общий рынок". М., 1978; Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997; Основы права Европейского Союза, п/р Кошкина С.Ю. М., 1997; Рогов В.В. Зона свободной торговли: опыт Латинской Америки - "Внешнеэкономический бюллетень", № 7, 1999, стр. 22-25; Сотников A.В., Исламова Г.Р. Таможенный союз: теория, опыт, практика. М., ВАВТ, 1998; Сотников А.В. Союз Беларуси и России: режим взаимной и внешней торговли. М., 1999; Топорнин Б.Н. Европейское право. М., 1988; Хиршлер М., Циммерман Б. Западно-европейские интеграционные объединения. Право. М., 1987; Шмаков В.А. IV Ломейская конвенция как договорно-правовой институт установления нового международного экономического порядка - МЖМП, № 4, 1995; Bouhuis J. Droit institutionel de 1'Union Europeenne, Paris, 1997; Cartou L. Communautes europeenes, Paris, 1986; Eisemann P.M. L'integration du droit international et comnnmautaire dans 1'oidre juridique national, Kluwer, 1996: Isaac G. Droit communautaire general, Paris, 1996; Wilkinson B. The free trade agreement between Canada and United States - "Economic Integration in Europe and Noith America", UN, N.Y.- Geneva, 1995.
  53. Интеграция - это процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать товары, услуги, финансы, инвестиции, рабочая сила.
  Внешним проявлением интеграции является:
  - образование единых товарных рынков;
  - создание общего рынка товаров, услуг, рабочей силы;
  - концентрация и переплетение капиталов;
  - проведение согласованной внешнеэкономической политики.
  На практике различают следующие организационно-правовые формы интеграционных объединений:
  1. зона свободной торговли: в этом случае отменяются таможенные пошлины в торговле между странами-участницами при сохранении каждой из них национальных таможенных тарифов в торговле с третьими странами;
  2. таможенный союз: вводится единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;
  3. общий рынок: отменяются таможенные пошлины и нетаможенные барьеры при перемещении товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов;
  4. экономический союз: характеризуется свободным перемещением товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, финансов, единой внешнеэкономической политикой, усилением и расширением сферы "наднационального" метода регулирования;
  5. единое экономическое пространство: характеризуется соответствующей политической надстройкой, единой валютой, тенденциями конфедеративного устройства.
  Основным источником международно-правового регулирования (МПР) интеграционных процессов является международный договор, а институционным механизмом - международная организация (органы интеграционного объединения).
  54. Приведем несколько важных выдержек из текста ГАТТ. Так, согласно ст. XXIV, п. 8а, "таможенный союз означает замену двух или нескольких таможенных территорий единой таможенной территорией". Согласно ст. XXIV, п. 8b, зона свободной торговли означает группу из двух или нескольких таможенных территорий, в которых таможенные пошлины и другие торговые барьеры отменяются в отношении почти всех видов торговли между интегрированными территориями в отношении товаров, произведенных в таких территориях.
  Из текста ГАТТ (ст. XXIV, п.5): "... Положения настоящего Соглашения не должны служить препятствием созданию между территориями договаривающихся сторон таможенного союза или зоны свободной торговли либо заключению предварительного соглашения, необходимого для создания таможенного союза или зоны свободной торговли..."
  Признаками "таможенного союза", по определению Постоянной палаты международного правосудия (международный судебный орган периода Лиги Наций), являются: "...единообразие таможенных законов и таможенных тарифов; единство таможенных границ и таможенной территории по отношению к третьим государствам; освобождение от импортных и экспортных пошлин при обмене товаров между государствами-партнерами; распределение взимаемых пошлин в соответствии с установленной квотой".
  55. Явления интеграции прослеживаются на глобальном и региональном уровнях.
  На ГЛОБАЛЬНОМ уровне интеграция проявляется:
  1. в создании международно-правовых связей между региональными интеграционными объединениями;
  2. в создании, функционировании и развитии транснациональных рынков товаров и услуг (в рамках системы ВТО и за пределами этой системы).
  В качестве метода международно-правового регулирования интеграционных процессов выступает не только координационный, присущий МП, но и субординационный метод (элементы наднационального регулирования в ЕС).
  Однако наиболее комплексный и управляемый характер приобретает интеграция на РЕГИОНАЛЬНОМ уровне: в Европе, Северной и Южной Америке, Азии, Тихоокеанском регионе, на Среднем и Ближнем Востоке, в Африке.
  56. Интеграционное объединение - это экономическое пространство со специальным (льготным) правовым режимом. С точки зрения МЭП, в связи с интеграционными процессами возникает проблема соотношения этого "внутриинтеграционного" режима и ПНБ. Подобные вопросы вставали в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ, ЛАСТ.
  Если допустить, что в силу ПНБ третьи государства могут требовать "внутриинтеграционные" льготы, это будет означать невозможность интеграции, запрет на интеграцию.
  Эта проблема рассматривалась в Комиссии международного права ООН при подготовке "проекта статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации", который мог бы стать международной конвенцией.
  Следует отметить, что ст. XXIV текста ГАТТ предусматривает "таможенные союзы", "зоны свободной торговли" в качестве исключения из-под сферы действия ПНБ. Однако на практике ни одно из соглашений о таможенном союзе или зоне свободной торговле не отвечало полностью требованиям ГАТТ, и тем не менее за всеми этими объединениями было признано право на освобождение от обязательств, вытекающих из ПНБ.
  С учетом этого можно утверждать, что льготы, предоставляемые государствами друг другу в рамках интеграционных объединений, не подпадают под сферу действия ПНБ либо на основании международного договора (ГАТТ, двусторонние торговые договоры, предусматривающие подобные исключения), либо на основании сложившегося международно-правового обычая.
  В связи с установлением международно-правовых связей между интеграционными объединениями новые черты привносятся и в практику применения ПНБ: происходит своего рода "перемещение" применения этого принципа с межгосударственного уровня на уровень "интеграционное объединение - интеграционному объединению".
  Так, например, в 1983 году было заключено Соглашение об экономическом сотрудничестве между ЕЭС и Андским пактом, предусматривающее (ст.4) взаимное предоставление РНБ.
  Аналогичное положение содержалось в соглашении между ЕЭС и странами- членами АСЕАН, а также в проекте рамочного соглашения между ЕЭС и СЭВ.
  57. Среди региональных интеграционных объединений наибольший интерес представляет Европейский Союз, в рамках которого процесс интеграции происходит в наиболее управляемой форме.
  Создание европейского экономического пространства берет начало с образования самостоятельных, но взаимосвязанных организаций - ЕОУС (1951 г.), Евратома и ЕЭС (1957г.).
  Впоследствии развитие организационно-правовой структуры ЕС основывалось на следующих актах: Брюссельский договор 1965 года, Люксембургский договор 1971 года, Единый Европейский Акт 1986 года, Шёнгенское соглашение 1990 года, Маастрихтские соглашения 1992 года, Амстердамский договор.
  В настоящее время состояние и уровень интеграции в регионе характеризуются следующими результатами:
  - ликвидированы ограничения во взаимной торговле стран-участниц (полностью остаточные таможенные барьеры были отменены в 1994 году); создан общий рынок товаров и услуг, в том числе общий рынок для применяемых в ядерной области материалов и оборудования (Евратом) и общий рынок угля и стали (ЕОУС);
  - установлен Единый таможенный тариф (ЕТТ) в отношении третьих стран (уровень таможенного союза);
  - достигнута свобода передвижения капиталов, рабочей силы;
  - обеспечено проведение единой торговой политики;
  - осуществляется единая политика субсидирования и протекционизма в отношении аграрного сектора на базе единой системы цен с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд, а также единая политика в области транспорта;
  - ускорен процесс превращения национальных монополий в ТНК;
  - создана валютно-финансовая система и единая денежная единица - "евро";
  - осуществлено сближение и унификация внутренних систем права по целому ряду направлений;
  - создана, функционирует и развивается особая система права - ПРАВО ЕС; создается однородная юридическая среда для предпринимательской деятельности;
  - количество членов ЕС возросло с 6 до 15 государств; сложилась система прикрепления к ЕС большой группы PC - свыше 60 государств - участников Ломейских конвенций.
  58. В 1960 году по инициативе Великобритании, после вступления в силу Стокгольмской Конвенции 1959 года, была образована Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) с Секретариатом в Женеве.
  В 1966 году в рамках ЕАСТ сложилась зона свободной торговли промышленными товарами при сохранении национальных таможенных тарифов для торговли с третьими странами. В настоящее время в ЕАСТ участвуют Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария.
  В 1977 году было заключено Соглашение между ЕАСТ и ЕЭС о создании зоны свободной беспошлинной торговли (для промышленных товаров), а в 1992 году - Соглашение о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП).
  В ЕЭП обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг, капиталов, людей. Созданы органы ЕЭП: Совет ЕЭП, Совместный комитет, Консультативный комитет и др.
  Между государствами ЕАСТ и ЕС подписаны также двусторонние соглашения об импорте некоторых сельскохозяйственных товаров, а между ЕС и Норвегией, Исландией - двусторонние соглашения о свободной торговле рыбой.
  59. Главными органами ЕС являются Европейский совет (Совет ЕС), Комиссия ЕС, Европейский парламент, Европейский суд.
  "Наднациональный" характер правопорядка ЕС усматривается в праве его органов издавать обязательные для государств-членов и их граждан властные акты прямого применения, обладающие приоритетом перед внутригосударственным правом, принимать решения большинством голосов. При этом функционеры выступают в личном качестве, а не находятся на службе у государства своего гражданства.
  Источником "наднациональной" компетенции является Римский договор 1957 года. Право ЕС включает в себя учредительные международные договоры, договоры о присоединении, правовые акты, изданные органами ЕЭС / ЕС (постановления, директивы, решения).
  60. В праве ЕС большое место уделяется регулированию таких комплексов правоотношений, как применение таможенных барьеров, нетарифных (технических) барьеров, защитных мер.
  В ходе строительства общего рынка товаров в ЕС фактически изначально создавался дифференцированный режим импорта:
  - режим импорта внутри общего рынка;
  - режим импорта в Сообщество из третьей страны-участницы ГАТТ;
  - режим импорта в Сообщество из третьего государства с монополией внешней торговли, являющегося членом ГАТТ;
  - режим импорта в Сообщество из третьего государства с монополией внешней торговли, не являющегося членом ГАТТ;
  - режим импорта из PC.
  Все эти режимы различались охватом товаров и некоторыми условиями, например правилами определения происхождения товаров, констатации "ущерба производству" и применения защитных мер, введения количественных ограничений, антидемпинговых процедур и др.
  В целом в ЕС вопросы экспорта-импорта товаров, услуг решались и решаются в соответствии с правилами ГАТТ/ВТО.
  61. Что касается тарифного регулирования, то члены Сообщества в течение многих лет составляли "совместные списки либерализованных товаров" и завершили эту работу принятием Единого таможенного тарифа (ЕТТ).
  Римский договор (ст.ст. 32, 33) запретил устанавливать контингента в торговле между государствами - членами ЕС. Запрещается субсидирование экспорта. Предпринимателям запрещается (ст.ст. 85, 86) "осуществлять любую координирующую деятельность, которая имеет целью или результатом воспрепятствовать, ограничить или нарушить свободу конкуренции внутри Общего рынка", злоупотреблять "своим доминирующим положением в Общем рынке или в существенной его части".
  Что касается нетарифных барьеров, то в ЕС все годы шла и продолжается работа по их выявлению и скоординированному устранению. В ЕС действует принцип взаимного признания технических норм и стандартов стран-участниц, позволяющий товару свободно обращаться на территории ЕС.
  Были приняты директивы по сближению технических предписаний о проведении испытаний и контроля по товарным группам: транспортные средства, химическая продукция, моющие средства, измерительные и электроприборы, станки, медицинские товары, пищевые продукты, текстиль и др. - во всех важнейших сферах промышленной деятельности.
  Что касается защитных мер, то их применение допускается, когда " какой-либо товар импортируется в таких увеличенных количествах и при таких условиях, что они причиняют или угрожают причинить серьезный ущерб отечественным производителям..." (ст. XIX ГАТТ).
  При этом в правовом режиме для государств с монополией внешней торговли существуют особенности: критериями применения защитных мер являются "экономическая структура стран" и "интересы Сообщества", а не наличие или угроза ущерба или "кризисной ситуации".
  В ЕС действуют правила ГАТТ, касающиеся защиты против демпинга и субсидированного экспорта. Наличие демпинга устанавливается путем сравнения экспортной цены с нормальной ценой товара. Правовой режим определения "нормальной цены" также различен для стран с рыночной экономикой и стран с нерыночной экономикой.
  Что касается инвестиций, то в рамках ЕС на основе принятой директивы 1988 года осуществлялась программа либерализации взаимного движения капиталов. В результате к 1994 году страны-участницы сняли все ограничения на передвижение капитала и обязались не вводить новых.
  В ЕС ведется работа по сближению акционерного законодательства стран-участниц. Введен институт "европейской компании" и завершается определение правового статуса такой компании (из 13 директив, составляющих основу этого статуса, 10 уже приняты), разработан типовой проект устава. Это будет поощрять слияния западноевропейских компаний в крупные ТНК, подчиняющиеся единому правопорядку.
  62. В качестве дополнительной фактологической информации следует привести некоторые сведения из истории ЕС, представляющие интерес с точки зрения права.
  Договор о создании Европейского объединения угля и стали был подписан в Париже 18 апреля 1951 года Бельгией, ФРГ, Францией, Италией, Люксембургом, Нидерландами. Вступил в силу в 1953 году.
  Договоры о создании Европейского Экономического Сообщества и Европейского сообщества по атомной энергии были подписаны в Риме теми же странами 25 марта 1957 года. Вступили в силу в 1958 году.
  С 1 января 1973 года к "шестерке" присоединились Дания, Ирландия, Великобритания, в 1981 году - Греция, в 1986 году - Испания и Португалия, в 1995 году - Австрия, Финляндия, Швеция.
  Заявления о вступлении в ЕС подали Кипр, Мальта, Марокко, Турция. В 1996 году вступило в силу соглашение о таможенном союзе Турции с ЕС.
  Соглашения об ассоциации с ЕС имеют Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва. Первые пять стран вместе с Кипром в июне 1997 года утверждены Комиссией ЕС кандидатами на первоочередное присоединение к ЕС.
  В 1994 году подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (вступило в силу в 1997 году). С февраля 1996 года действует Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС.
  В 1990 году ЕС и США подписали Трансатлантическую хартию. В 1991 году между ЕС и Японией подписаны рамочное соглашение и совместная декларация, регулирующие взаимоотношения в экономической сфере.
  63. Кроме Европы, региональная интеграция активно осуществляется и на других континентах, во всех "центрах экономической силы".
  В Северной и Южной Америке созданы Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАЙ), "Андская группа", торговый пакт "МЕРКОСУР".
  Страны Карибского бассейна ставят целью создание зоны свободной торговли в рамках Карибского Сообщества (КАРИКОМ). В Азии процессы интеграции направляются через Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Организацию экономического сотрудничества центрально-азиатских государств.
  Арабские страны образовали общий рынок в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ). Стремятся развивать интеграционные процессы в своем регионе также и африканские государства.
  В Америке, Азии, Африке в последние десятилетия возникло более 30 зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов.
  Постепенно набирают силы межрегиональные формы интеграции. Прослеживается тенденция к усилению взаимодействия между интеграционными объединениями государств. Все интеграционные объединения государств в качестве институционной основы имеют соответствующие многосторонние межгосударственные организации с руководящими и вспомогательными органами.
  64. Очевидно, что ИНТЕГРАЦИЯ как правовое явление отличается от просто ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА и, соответственно, международная экономическая организация, являющаяся инструментом интеграции, отличается от международной экономической организации, обеспечивающей различные формы экономического сотрудничества. Некоторые из этих отличий заключаются в следующем:
  1. Государства-члены интеграционного объединения передают интеграционному "центру" больший по сравнению с традиционными международными экономическими организациями объем компетенции;
  2. В рамках интеграционного объединения создается СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ для движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, не подпадающий под действие ПН Б, если сторонами не согласовано иное;
  3. Международные экономические организации, являющиеся инструментами интеграции, имеют специфическую внутреннюю структуру, предусматривающую наличие не только органов по выражению и обеспечению национальных интересов государств-участников, но и органов по формированию и обеспечению общерегиональных интересов, в том числе органов с наднациональными функциями и компетенцией субординационного характера; характерной тенденцией становится образование международных судов, правомочных решать дела, связанные с проблемами интеграции;
  4. В рамках интеграции происходит ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЕ, СЛИЯНИЕ государственных ИНТЕРЕСОВ, а не только их КООРДИНАЦИЯ, ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ (баланс национальных интересов государств-членов и региональных интересов интеграционного объединения в целом);
  5. В рамках интеграционных объединений появляются элементы "права интеграции", обладающего определенной автономией как по отношению к внутреннему праву, так и к МП.
  Не обязательно, впрочем, чтобы в интеграционных процессах того или иного межгосударственного объединения наличествовали все эти признаки полностью.
  65. С точки зрения альтернатив интеграции Россия в настоящий период имеет возможности выбора приоритетов:
  1. наращивать степень своей интегрированности с Европейским экономическим пространством;
  2. обеспечить перспективу интеграции в рамках межгосударственных объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
  3. в первоочередном порядке развивать процесс реинтеграции бывших республик СССР, восстанавливать связи, существовавшие в Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ); речь идет о цивилизационном пространстве в рамках СНГ;
  4. совмещать все вышеуказанные подходы или использовать их в сочетании.
  Внешнеэкономическая политика России свидетельствует о попытках охватить все возможные пути включения в процессы интеграции.
  В 1989 году было заключено Соглашение СССР с ЕЭС и Евратомом о торговле, коммерческом и экономическом сотрудничестве, включавшее предоставление сторонами друг другу РНБ.
  В 1994 году между Россией и ЕС подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве сроком на 10 лет (вступило в силу в декабре 1997 года) Основными целями Соглашения являются развитие экономических связей, перевод торговых отношений на недискриминационную основу, создание условий для постепенной интеграции России в Европейское экономическое пространство.
  С февраля 1996 года вступило в силу Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС, охватившее многие вопросы: режим импорта, условия конкуренции, охрана прав на интеллектуальную собственность, сотрудничество в таможенной области, создание контактной группы по углю и стали. Соглашением предусмотрено предоставление импортируемым товарам режима не менее благоприятного, чем произведенным национальной промышленностью. Этот режим распространяется также на внутренние налоги и сборы в отношении ввезенных товаров.
  ЕС запрещается применять к импорту товаров из России количественные ограничения. В то же время Россия сохраняет за собой право введения квот на товары, ввозимые из ЕС до вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Применение антидемпинговых мер допускается только в соответствии с положениями ВТО и только после предварительных консультаций.
  Главным вопросом в экономических взаимоотношениях России и ЕС в начале XXI века станет создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования.
  О заинтересованности России участвовать в интеграционных процессах, происходящих в Азии, свидетельствует ее вступление в АТЭС.
  66. Однако основные государственные интересы России состоят в развертывании процессов интеграции на территориях бывшего СССР - в рамках СНГ.
  Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) подписано Россией, Беларусью и Украиной 8 декабря 1991 года. Специальный протокол об участии в нем подписали 21 декабря 1991 года Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.
  В Соглашении к сфере совместной деятельности сторон относится, в частности, формирование и развитие общего экономического пространства, таможенной и миграционной политики, развитие системы транспорта, связи, энергетики. Предусмотрена координация кредитно-финансовой политики, поощрение и защита инвестиций, сближение законодательств.
  В октябре 1993 года рядом государств СНГ подписан рамочный Договор о создании Экономического союза, который предусматривает поэтапное углубление интеграции путем формирования межгосударственной ассоциации свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, валютного союза. Договором зафиксирован приоритет норм Договора перед внутренним правом стран-участниц.
  Высшими органами Союза являются высшие органы СНГ В качестве постоянного органа Союза создан Межгосударственный экономический комитет (МЭК), являющийся координирующим и исполнительным органом.
  В апреле 1994 года подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли, направленное на постепенную отмену таможенных пошлин, налогов, сборов, количественных и других препятствий во взаимной торговле, применение унифицированной товарной номенклатуры.
  В настоящее время, в соответствии с этим Соглашением, таможенные пошлины при импорте из стран-участниц на практике не взимаются, а НДС и акцизы взимаются по тем же ставкам, которые применяются к товарам российского производства. Сборы за таможенное оформление взимаются на общих основаниях.
  Договор о создании Таможенного союза подписан в январе 1995 года. В Таможенном союзе участвуют Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан (с марта 1996 года), Россия.
  В ходе работы по формированию Таможенного союза произведена отмена тарифных и количественных ограничений в торговле, унификация нормативных актов, связанных с тарифным и нетарифным регулированием во внешней торговле, унификация ставок акцизов на ввозимые товары, определен порядок совместного ведения таможенной статистики, таможенного контроля на внешней границе, сняты таможенные границы с Беларусью и Казахстаном.
  Гармонизируется хозяйственное законодательство, согласовывается бюджетная, налоговая, валютно-финансовая политика, разрабатываются документы, касающиеся единой технологии таможенного дела.
  Для управления процессом интеграции созданы Межгосударственный Совет на уровне глав государств и правительств, постоянный исполнительный орган - Интеграционный комитет, а также Межпарламентский комитет как орган межпарламентского сотрудничества.
  Организационной и технической подготовкой заседаний высших органов СНГ, МЭК и других органов занимается Исполнительный секретариат СНГ.
  Межгосударственный Совет вправе принимать решения, имеющие юридически обязательный характер для органов и организаций государств-участников, а также решения, подлежащие трансформации во внутреннее право. Более того, государства-участники обязываются обеспечить ответственность должностных лиц государственной власти за исполнение решений органов управления интеграцией (ст. 24).
  В декабре 1996 года Межгосударственный Совет одобрил решение глав правительств "четверки" об определении Интеграционного комитета в качестве исполнительного органа Таможенного союза.
  Интерес к участию в Таможенном союзе проявляют Азербайджан, Молдова, Таджикистан, Узбекистан.
  67. На еще более высокую ступень интеграции нацелен российско-белорусское взаимодействие. Предполагается более интенсивное формирование общего рынка, единого экономического пространства со свободным передвижением товаров, услуг, капиталов, рабочей силы.
  Формируются единые энергетическая и транспортная системы. Проводится унификация финансовых систем. Изучаются предложения по введению общей валюты.
  В декабре 1999 года было подписан Договор о создании Союзного государства Беларуси и России.
  68. В рамках СНГ на основе ст. 22 Устава Содружества действует в качестве постоянного органа Экономический суд СНГ. В июле 1992 года на Совете глав государств СНГ было заключено Соглашение о статусе Экономического суда СНГ, утверждено Положение об Экономическом суде.
  К ведению Суда отнесены межгосударственные экономические споры, возникающие при исполнении обязательств по соглашениям и в соответствии с решениями органов СНГ, а также споры о соответствии внутренних актов государств соглашениям и решениям органов СНГ.
  Споры могут рассматриваться лишь при согласии заинтересованных государств или по заявлению органов СНГ. Возможность суброгации, т.е. передачи претензий частными организациями государствам, не предусмотрена. Государство, в отношении которого Судом принято решение, должно обеспечить его исполнение.
 
  ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
  1. Что такое интеграция?
  2. Какие различаются организационно-правовые формы интеграционных объединений?
  3. Какие методы международно-правового регулирования применяются в управлении интеграционными процессами?
  4. Как текст ГАТТ определяет понятия "таможенного союза", "зоны свободной торговли"?
  5. Как проявляется интеграция на глобальном и на региональном уровнях?
  6. Где процессы интеграции приобрели наиболее эффективный и управляемый характер? Почему?
  7. Когда возникло Европейское Экономическое Пространство (ЕЭП)?
  8. В чем усматриваются наднациональные черты правопорядка ЕС?
  9. Какие примеры региональной интеграции можно привести?
  10. Каково место России в мировых интеграционных процессах?
  11. Как соотносится "внутриинтеграционный" режим и ПНБ?
  12. Чем понятие экономической интеграции отличается от понятия экономического сотрудничества?
 Глава 4 Урегулирование споров в международных экономических отношениях
  Литература. Вельяминов Г.М. Порядок урегулирования споров в Всемирной торговой организации - МЖМП, 1999, № 1, с. 101; Лазарев C.Л. Международный арбитраж. М., 1991; Левин Д.Б. Принцип мирного разрешения международных споров М., 1977; Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. М., 1998; Рогов С.Н. Системы разрешения международных торговых споров в ГАТТ и ВТО - МЖМП, 1998, № 1,; Фисенко И.В. Практика Экономического суда СНГ - МЖМП, 1997, № 3; Шинкарецкая Г.Г. Компетенция международных судов и арбитражей - СЕМП.1989-1991. СПб, 1992, Petersmann E.-U. The GATT/WTO Dispute Settlement System: International Law, International Organisations and Dispute Settlement, Hague-Boston-London, 1997.
  69. Международный спор - это правоотношение, в котором сталкиваются государственные интересы участников. Объектом, предметом спора в МЭО могут быть: правовые режимы, долги и их обслуживание, погашение суммы ущерба и компенсаций и т.п.
  В МЭО, как и в других сферах международных отношений, государства свободно, по обоюдному согласию, выбирают конкретные средства мирного урегулирования споров: переговоры, консультации сторон, следственные или согласительные процедуры, посредничество (добрые услуги), международный арбитраж - постоянный или ad hoc, судебное разбирательство, разрешение споров в международных организациях.
  70. Стороны спора по взаимному согласию могут передать спор, например, на рассмотрение СБ ООН, который выносит рекомендации. Так, рассмотрев спор Мальты и Ливии о разграничении континентального шельфа, СБ ООН в 1980 году рекомендовал этим государствам обратиться в Международный суд ООН, что и было сделано.
  За свою историю Международный суд рассмотрел около 80 дел, вынес более 20 консультативных заключений. Ряд дел непосредственно затрагивают сферу МЭО.
  Так, в 1957 году Международный суд ООН рассмотрел очень известное дело по спору между Францией и Норвегией о норвежских займах. Из решения Суда вытекает, что к договору между государством и иностранным гражданином или юридическим лицом применяется внутреннее право данного государства, и, соответственно, к обязательствам по займам должно применяться право страны, выпустившей заем.
  В 1952 году Международный Суд рассмотрел жалобу Великобритании на Иран по поводу национализации иранским правительством англо-иранской нефтяной компании. Иран заявил о неподсудности этого вопроса Международному Суду. Суд также признал неподсудность этого спора и не принял дело к рассмотрению.
  71. В рамках ЕС важная роль принадлежит Суду ЕС. Регламент Суда ЕС утвержден Советом ЕС. Признание обязательной юрисдикции этого Суда - одно из условий членства в ЕС.
  Суд ЕС уполномочен: регулировать межгосударственные споры; аннулировать действие законодательных актов и решений, принимаемых другими главными органами ЕС; обязывать государства - члены ЕС выполнять взятые на себя обязательства; давать толкование норм права ЕС.

<< Пред.           стр. 3 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу