<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  Истцами в Суде могут выступать государства-члены ЕС, национальные судебные органы, юридические и физические лица. Решения Суда имеют обязательную для сторон силу.
  72. В рамках СНГ межгосударственные споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, подсудны Экономическому суду СНГ. Он может также разрешать споры, отнесенные к его ведению соглашениями государств-членов.
  Формально Суд был создан как "Хозяйственный суд Содружества" на основании ст. 5 Соглашения о мерах по обеспечению расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц СНГ от 15.5.92 г.
  Впоследствии название Суда было пересмотрено. Соглашение о статусе Экономического суда и Положение об Экономическом суде подписаны 6.7.92 г.
  Фактически Суд появился в 1994 году, тогда же был принят Регламент и вынесено первое решение. Экономический суд СНГ принимает решения, исполнение которых обеспечивается соответствующим государством.
  Суд компетентен также давать толкование соглашений, решений органов СНГ, актов законодательства бывшего СССР в период их применения - в связи с конкретными делами и по запросам национальных высших органов власти и управления, национальных высших органов, разрешающих экономические споры, институтов СНГ. К началу XXI века Судом было рассмотрено около 20 дел и вопросов.
  73. В системе ВТО механизм разрешения межгосударственных споров основан на ст. XXII ГАТТ, на "Договоренности об уведомлениях, консультациях, урегулировании споров и наблюдений", принятой 28.12.79 г. по итогам Токийского раунда переговоров государств - участников ГАТТ (с уточнениями и дополнениями от 29.11.82 г., 30.11.84 г.), а также на "Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров", принятой по итогам Уругвайского раунда переговоров.
  В результате в рамках ВТО создана единая для всех многосторонних соглашений ВТО система разрешения споров:
  1. Первый этап урегулирования споров - это межправительственные консультации, которые начинаются по инициативе стороны, считающей, что её права, интересы затронуты по любому из соглашений ВТО. Если по истечении 60 дней спор не урегулирован, любая сторона может просить о создании специальной группы экспертов.
  2. Группа экспертов (обычно из 3 человек) формируется в личном качестве из высококвалифицированных специалистов в предмете спора. Она рассматривает представления и аргументацию сторон, выясняет применимость к предмету спора положений соответствующего соглашения, готовит доклад с выводами, решением и рекомендациями и не позднее чем в 6-месячный срок представляет его Органу по разрешению споров (ОPC). Если сторона-участница ВТО не выполнит рекомендацию группы экспертов, то в отношении неё другой стороной спора может быть применена приостановка действия согласованных тарифных уступок, истребовано возмещение причиненного ущерба и т.п. Пути решения спора и ответственности виновной стороны на основании вынесенных рекомендаций могут быть следующими:
  - признать рекомендации, принять меры для ликвидации нарушения;
  - выплатить компенсацию или предложить компенсацию;
  - запросить у ОРС полномочий и осуществить контрмеры путем, в частности, приостановки согласованных таможенных уступок (в результате этого увеличивается ставка тарифа на товар или товары, ввозимые из страны-нарушительницы, или принимаются эквивалентные меры, если речь идет о сфере услуг).
  3. Орган по разрешению споров (ОРС) в течение 60 дней автоматически принимает доклад группы экспертов. Функции ОРС выполняет Генеральный Совет ВТО, специально собираясь для рассмотрения споров. ОРС обладает большими правами по контролю (наблюдению) за исполнением рекомендаций группы экспертов. Решение, рекомендации группы экспертов могут быть обжалованы любой стороной спора в Органе по апелляциям ВТО. Спор считается решенным только после того, как отклонение от правил или их нарушение устранено.
  4. Орган по апелляциям ВТО создается решением ОРС в составе 7 человек, действующих в личном качестве. Задача Органа - дать правовую оценку решению, рекомендациям группы экспертов с точки зрения их правомерности, соответствия прецедентам и правилам ВТО. Решение Органа по апелляциям передается в ОРС.
  Указанный механизм разрешения споров в рамках ВТО эффективно работает только в том случае, если соответствующие системы передачи информации отработаны на национальном уровне. Практическая задача создания национальных правил и процедур по выявлению нарушений и передаче информации об этом стоит перед многими странами-членами ВТО.
  Запуск процедурного механизма разрешения споров в ВТО фактически означает укрепление эффективности МЭП, дальнейшее развитие международного процессуального права - применительно к сфере международной торговли.
 
  ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
  1. Что такое международный спор? Какие бывают международные споры?
  2. Что может быть предметом спора в межгосударственных экономических отношениях?
  3. Какие средства урегулирования межгосударственных споров используются в МЭО?
  4. Какие вопросы, касающиеся сферы МЭО, затрагивались при рассмотрении некоторых дел Международным судом ООН?
  5. Какие международные судебные органы существуют в ЕС? СНГ?
  6. Какова компетенция Суда ЕС?
  7. Как разрешаются международные споры в рамках ВТО?
 Глава 5 Международно-правовая ответственность в международных экономических отношениях
  Литература: Бабин Э.П. Основы внешнеэкономической политики. М., 1997; Василенко В.А. Международно-правовые санкции. М., 1982; Тункин Г.И., Шишкин В.М. О международно-правовых принципах нового международного экономического порядка - Советское государство и право, № 9, 1980; Ушаков Н.А. Основания международной ответственности. М., 1983; Boisson de Chazoumes L. Les contre-mesures dans les relatios economiques internationales, Pedone, 1992; Pitrone A. Preferenze tariffarie generalizzate della Comunita, Roma, 1977.
  74. Вопрос о международно-правовой ответственности государства в сфере МЭО стал подниматься в XIX - XX вв. в связи с действиями в отношении иностранцев, иностранных компаний и их собственности, в том числе в случаях национализации, гражданских войн и т.п.
  Основанием для юридической ответственности является юридический факт правонарушения. Именно в случае правонарушения должна вступать в действие санкция нарушенной юридической нормы. Однако для МП в целом и для МЭП в частности характерна неразвитость санкций, ограниченное применение института ответственности. Все это зачастую делало и делает МЭП малоэффективным.
  Только в конце XX-начале XXI вв. проблема юридической ответственности государств начинает занимать заметное место. В 1996 году, после 40-летней работы, КМП ООН приняла проект статей об ответственности государств и представила его ГА ООН. Государствами постепенно нарабатываются процедуры квалификации юридических фактов правонарушения и применения мер ответственности.
  75. Международные правонарушения (преступления, деликты) могут состоять:
  - в нарушении правовых ЗАПРЕТОВ: колониализм, наркоторговля, работорговля, пиратство;
  - в неисполнении правовых ОБЯЗАННОСТЕЙ (обязательств): дискриминация, невозврат долга, непринятие мер по либерализации внешнеторгового режима;
  - в нарушении ПРАВ другого государства или злоупотреблении своими правами: противодействие использованию национальных природных ресурсов, злоупотребление правом на репрессалии;
  Во всех этих случаях налицо ФАКТ нарушения НОРМЫ права, что и является ОСНОВАНИЕМ ответственности.
  76. Важно также иметь в виду, что похожие юридические факты (и даже одни и те же юридические факты) могут представлять собой:
  а) правонарушение в сфере МЭП;
  б) правонарушение в другой отрасли МП.
  Если правонарушение вытекает из правоотношения, которое имеет место в сфере МЭО, в сфере движения материальных ресурсов и их правового режима, то это нарушение МЭП. Здесь объектом правонарушения является международный экономический правопорядок.
  Вторым критерием может служить характер ущерба: если ущерб от правонарушения носит материальный, имущественный характер, то правоотношения по возмещению ущерба также следует отнести к сфере МЭП.
  В качестве третьего критерия квалификации того или иного правонарушения как нарушения МЭП можно использовать субъективную сторону правонарушения - цель, которая ставилась при совершении действий, явившихся правонарушением. Если изначально ставилась цель нанести материальный ущерб или вред экономическому правопорядку, то такие правоотношения относятся к МЭП.
  В принципе же все вопросы, связанные с процедурой применения мер ответственности за правонарушения в МЭО, должны быть, видимо, отнесены к сфере формирующейся в настоящее время отрасли международного процессуального права.
  77. Объекты правонарушений в межгосударственных экономических отношениях чрезвычайно разнообразны. Государство может пострадать: в отношении своих ресурсов - от их незаконной эксплуатации или использования; в отношении своих таможенных границ - от организованной контрабанды; в отношении своих органов за рубежом - от нарушения их иммунитета; в отношении своих договорных прав - от нарушения торгового договора; в отношении своей финансовой системы - от направленных мер по её дестабилизации путем организованного фальшивомонетничества, создания условий долговой зависимости, невозврата долгов, валютно-кредитных блокад; в отношении своей хозяйственной инфраструктуры - от технологической блокады, прямого разрушения промышленных, технологических объектов; в отношении своего экономического пространства - от организованного подрыва товарного рынка, эмбарго, экономической агрессии; в отношении своей экологии - от террористических действий или от индустриальных факторов, не содержащих признаков правонарушения; в отношении права защиты своих физических и юридических лиц за рубежом - от действий, затрагивающих их статус и собственность, включая принятие неправомерных актов внутреннего законодательства; в отношении принципа невмешательства во внутренние дела - от принятия законов или судебных решений, затрагивающих юрисдикцию других государств.
  78. Вред несет сам факт правонарушения, даже если правонарушение не имеет заметных последствий. Условно вред можно подразделить на нематериальный и материальный (ущерб).
  Учитывая, что в МЭО (в широком смысле этого понятия), помимо государств, участвуют также физические и юридические лица, ущерб в МЭО может проистекать:
  1. из правоотношений между государствами;
  2. из правоотношений между иностранным физическим, юридическим лицом и государством;
  3. из правоотношений между физическими и/или юридическими лицами с иностранным элементом.
  Два последних случая - это компетенция внутреннего права, однако действия внутренних и прежде всего судебных, органов государства в связи с такими случаями могут стать предметом международной ответственности.
  Международному сообществу в целом наносится ущерб в случае незаконной разработки ресурсов на пространствах, являющихся общим наследием человечества, в случаях организованного подрыва международных товарных или финансовых рынков.
  Вместе с тем, международная ответственность в некоторых случаях имеет место даже тогда, когда вредные последствия являются результатом действий, не запрещенных МП (объективная/абсолютная ответственность). Речь идет о вреде, причиненном иностранным воздушным судном третьим лицам на поверхности (Конвенция 1952 года); ущербе, причиненном космическими объектами (Конвенция 1972 года) и др. В случаях объективной /абсолютной ответственности предельный размер возмещения материального ущерба оговаривается в международном договоре.
  79. Условно ответственность можно подразделить на ответственность политическую и материальную. Реализуется ответственность в предъявлении претензии - заявлении, дипломатическом представлении (первичная ответственность).
  В случаях преступления претензия может быть предъявлена любым государством или группой государств, а не только пострадавшим государством.
  Если государство-правонарушитель не выполняет обязанности восстановить статус-кво, устранить нарушение, могут вступать в силу контрмеры (вторичная ответственность).
  В качестве мер ответственности могут использоваться такие, в частности, меры, как: ограничения импорта товаров из государства-правонарушителя, введение квотирования, лицензирования импорта/экспорта товаров в торговле с государством-правонарушителем, установление специальных нетарифных мер регулирования внешнеэкономических связей, национализация собственности государства-правонарушителя и/или его юридических/физических лиц.
  80. В качестве индивидуальных или коллективных контрмер в МЭО выступают различные формы действий: эмбарго, бойкот, блокада, секвестр фондов, арест активов.
  Под ЭМБАРГО обычно понимается полное или частичное прекращение экономических связей, запрет органам государства на внешнеэкономические связи с государством-нарушителем, приостановка экспорта определенного вида товара, группы товаров или импорта товара, группы товаров.
  Экономический БОЙКОТ - комплекс мероприятий всеобъемлющего характера, направленных на прекращение как на уровне государственных органов, так и на уровне частных лиц импорта отдельного товара и/или финансовых, транспортных и иных отношений с соответствующим государством.
  Различают две категории бойкота: первичный и вторичный. Первичный касается государства-нарушителя, вторичный - любого третьего государства, осуществляющего запрещенные связи с государством-нарушителем.
  БЛОКАДА - это изоляция государства-правонарушителя, прекращение экономических отношений, в том числе на уровне юридических и физических лиц, со стороны третьих стран с целью истощения экономических ресурсов, принуждения к выполнению требований. Она может распространяться на различные сферы экономических взаимоотношений: торговая блокада, кредитная блокада, технологическая блокада.
  Указанные виды контрмер особенно активно применялись во время противостояния в международной системе двух блоков государств, различающихся своим внутренним социально-экономическим строем. Зачастую применение этих мер выходило за рамки правомерных и соразмерных вменяемым правонарушениям.
  81. Такие случаи, когда меры экономического характера применяются в качестве мер ответственности за правонарушения в неэкономической сфере отношений, находятся за пределами правового регулирования МЭП.
  Так, в 1994 году в качестве мер ответственности за нападение кубинских военных истребителей на иностранные гражданские воздушные судна (погибли несколько человек) США применили контрмеры экономического характера: приостановили чартерные авиарейсы между США и Кубой, ввели запрет на импорт продуктов, содержащих кубинский сахар и др.
  Имеется довольно много подобных примеров. Например, в качестве коллективных санкций, по Уставу ООН (в силу ст. 39, 41, 42) возможны принудительные меры с применением силы военного и невоенного характера, в том числе полная или частичная приостановка экономических отношений.
  После вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 661, в которой Ираку была объявлена экономическая блокада; соблюдение санкций вменялось государствам в обязанность, "независимо от любого контракта или лицензии".
  В резолюции № 670 любые акты правительства Ирака, противоречащие резолюциям СБ ООН, признавались недействительными и ничтожными. В силу этого суды государств не должны были применять соответствующих законов Ирака в том случае, когда их законодательство к ним отсылает. Резолюция освобождала государства от обязанности выполнять международные договоры в той мере, в какой они препятствовали осуществлению санкций.
  По поводу Ливии СБ ООН в 1992 году резолюцией 748 ввел воздушное эмбарго и эмбарго на поставки оружия. В ответ на применение мер воздействия Ливия национализировала американские и британские нефтяные компании.
  Полный экономический бойкот вводился против Родезии: резолюцией № 418 от 4.11.77 г. СБ ООН рекомендовал установить тотальное эмбарго в отношении поставок оружия в ЮАР, политика которой квалифицировалась как угроза миру и международной безопасности.
  На региональном уровне экономические меры ответственности применялись, например, в рамках Организации американских государств (ОАГ) против Кубы в 1962 году ("карантин" Кубы) и Доминиканской Республики в начале 60-х гг.
  Впрочем, эти действия в рамках ОАГ были не просто экономическими мерами, а силовыми акциями (и в основном противоправными, хотя и обосновывавшимися "подразумеваемым разрешением" ООН).
  В результате блокады, имевшей целью помешать доставке советских ракет на Кубу, допускались меры задержания и осмотра судов третьих стран в открытом море, был причинен ущерб физическим и юридическим лицам третьих государств, которые не давали согласия на применение санкций.
  82. Правовые нормы, регулирующие ответственность государства, применяются особым образом в случае национализации или экспроприации иностранной собственности.
  МЭП признает принцип постоянного суверенитета государств "над всеми своими богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью". Государство никогда не может быть лишено своей право- и дееспособности изменять назначение или методы эксплуатации этих ресурсов. Признается также право государства национализировать свои ресурсы, соответствующие экономические структуры.
  Ранее национализация расценивалась не только как недружественный акт, но и как международное правонарушение. Соответственно, государству, осуществившему национализацию, вменялось в обязанность возместить ущерб путем реституции в натуре или выплатой эквивалентной суммы, т.е. полной рыночной стоимости.
  Позднее за государствами было признано право на национализацию. Изменился и подход к проблеме компенсации. При расчете компенсации следовало учитывать не только суммы стоимости национализируемого имущества, но и подлежащие зачету суммы прибылей бывших иностранных собственников в период монополии на свою деятельность, суммы налоговой задолженности, другие обстоятельства: период эксплуатации местных ресурсов, сроки окупаемости первоначально вложенного капитала, вклад в социально-экономическое развитие страны, политику реинвестиций и др.
  Важным является вопрос об ответственности государства по концессионным договорам. В соответствии с резолюцией ГА ООН 1803 от 1962 года, "соглашения, свободно заключенные суверенными государствами или между суверенными государствами, должны соблюдаться".
  Это положение ставит в один ряд международные договоры и концессионные договоры с точки зрения принципа их добросовестного соблюдения. Вместе с тем, это не делает концессионные договоры международными договорами, что в свое время было признано и Международным Судом ООН в деле об Англо-иранской нефтяной компании.
  Следовательно, аннулирование в ходе национализации концессионного договора не может быть расценено как акция, аналогичная нарушению международного договора. В то же время отказ от концессионного договора является, по сути, национализацией, экспроприацией договорных прав иностранной компании и, значит, должен влечь за собой компенсацию.
  83. В связи с вопросом о международной ответственности в МЭО важно также иметь в виду, что в ходе работы Женевской конференции 1964 года (ЮНКТАД-I) развивающимися странами (PC) была поставлена проблема исторической и юридической ответственности промышленно развитых (богатых") государств перед развивающимися ("бедными") странами за колониальный гнет, экономическую отсталость, неэквивалентный обмен на мировом рынке, потери от ухудшения цен на сырьевые товары производства PC.
  Среди решений Конференции была и рекомендация "Рост и помощь", в которой предусматривается, чтобы каждая экономически развитая страна "приложила усилия к тому, чтобы выделить для развивающихся стран финансовые ресурсы в минимальной сумме нетто, приближающейся в максимальной степени к одному проценту её национального дохода.
  На ЮНКТАД-II в 1968 году было принято решение: "Целевое задание по объему помощи",- в котором рекомендовалось, чтобы каждая экономически развитая страна стремилась ежегодно переводить в развивающиеся страны финансовые средства в минимальной сумме нетто, составляющей один процент её внутреннего валового продукта.
  Ряд стран, в том числе СССР, воздержался при голосовании указанных решений.
  Кроме того, на ЮНКТАД-I было принято в качестве специального принципа положение о компенсации ухудшения соотношения экспортных и импортных цен и краткосрочных сокращений экспортной выручки развивающихся стран, экспортирующих сырьевые товары.
  Позиция СССР по этому вопросу сводилась к тому, что неправомерно возлагать ответственность за экономическую отсталость PC на ВСЕХ промышленно развитых стран без различия. СССР не несёт такой ответственности, хотя признает право PC на возмещение бывшими колониальными державами ущерба, причиненного их экономике в период колониальной зависимости.
 
  ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ
  1. Какие формы международно-правовой ответственности государств могут иметь место?
  2. Что такое первичная и вторичная ответственность ?
  3. Несет ли государство ответственность за проведенную национализацию?
  4. Чем экономический бойкот отличается от эмбарго?
  5. Какие коллективные санкции применяются в МЭП?
  6. В чем состоит проблема применения экономических санкции при сложившемся международном правопорядке?
  7. В каких случаях использование экономической силы можно квалифицировать как контрмеры в отношении государства-нарушителя?
 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
 Глава 6 Международное торговое право
  Литература: Борисов К.Г. Международный теризм и право. М., 1999; Буйи М. Торговое право. Словарь. М., 1993; Вельяминов Г.М. Правовое урегулирование международной торговли. М., 1972; Григорян С.А. Всемирная торговая организация и Россия: правовые аспекты. Ростов-на Дону, 2000; Дмитриев С.В. Генеральное соглашение по тарифам и торговле и проблема создания Всемирной торговой организации - МЖМП, 1997, № 1; Додонов В.Н., Доронина Н.Г., Крутских В.Е. Право международной торговли. Словарь-справочник / Под ред. Б.И. Пугинского. М., 1997; Дюмулен И.И. Нетарифные ограничения в международной торговле. Зарубежная практика. М., ВАВТ, 1997; Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ВАВТ, 1997; Зименков Р.И. Либерализация международной торговли: подход Вашингтона - США-Канада: экономика, политика, культура, 1999, № 2, С. 36-47; Ковалев А.А. Актуальные проблемы доступа российских товаров на рынок Европейского Союза (антидемпинговые процедуры) - МЖМП, 1998, № 4; Международное торговое право. Некоторые вопросы теории и практики/Под ред. Лисовского. М., 1979; Смирнова Е.В. Государственное стимулирование экспорта в США - Внешнеэкономический бюллетень, 1999, № 5, С. 44-51; Ушаков Н.А. Режим наибольшего благоприятствования в межгосударственных отношениях. М., 1995; Шепенко Р.Ф. Субсидии и компенсационные пошлины: правила ГАТТ и законодательство РФ - МЖМП, 1998, № 2; Шишаев А.И. Нетарифное регулирование торговли товарами между Россией и ЕС. - Внешнеэкономический бюллетень, 1999, № 8, С. 7-17; Шумшов В.М. Государственные и частные интересы в международном экономическом правопорядке (теоретические и политико-правовые аспекты). - Внешнеэкономический бюллетень, 2000, № 3, С. 46-55; Шумилов В.М. Соглашения о международном экономическом правопорядке. - Закон, 2000, № 5, С. 108-111; Шумилов В.М. Генеральное соглашение о тарифах и торговле в международных торгово-экономических отношениях. - Советское государство и право, 1988, № 9; Iaboni E. Lo scambio internationale di merci e valute nel diritto pubblico dell'ecoiionlia, Roma, 1991; Qureshi A.H. The World Trade Organisation: implementing international trade norms. N.Y., 1996.
 6.1. Международный правопорядок в области международной торговли (МТ)
  84. Международная торговля (МТ) - наиболее ранняя и наиболее развитая форма МЭО, на долю которой приходится около 80% объема мирового экономического оборота.
  Под международной торговлей понимается оплачиваемый совокупный товарооборот между странами. Понятие "международной торговли" отличается от понятия "внешней торговли". Внешняя торговля - это торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого импорта и оплачиваемого экспорта.
  Торговое право складывалось, начиная с XII-XIII вв., как обычное сословное право купцов в средиземноморских городах, закреплявшееся в статутах купеческих гильдий и городских статутах.
  С расширением коммерческих связей развивалось и торговое право как отрасль частного внутригосударственного права. В XVIII-XIX вв. во многих странах принимаются, наряду с гражданскими, торговые кодексы (это явление получило название "дуализма частного права").
  Сфера торгового права постоянно расширялась - от вопросов обращения движимого имущества до операций с недвижимостью, услугами, имущественными и неимущественными правами, к области производства, транспорта, страхования - и охватывает сегодня практически всю предпринимательскую деятельность и международные экономические связи предприятий.
  В этом аспекте торговое право является предметом изучения правовых дисциплин "Гражданское и торговое право зарубежных стран", "Международное частное право".
  Вместе с тем, поскольку взаимодействуют национальные экономики, товарные рынки разных стран, объективно необходимо обеспечивать правовое регулирование таких вопросов, как условия доступа товаров одного государства на рынки других государств, меры регулирования товарооборота и защиты национального рынка, степень вмешательства государства в торгово-экономические процессы и некоторые другие. Все эти вопросы регулируются "международным торговым правом".
  Международное торговое право - это совокупность норм, регулирующих отношения между государствами в области международной торговли.
  Характер взаимодействия международного торгового права и внутригосударственного торгового (предпринимательского, гражданского) права принципиально остается тем же, что и при взаимодействии в целом между МП и внутренним правом.
  Таким образом, ПРЕДМЕТОМ международно-правового регулирования (МПР) в рассматриваемой сфере являются действия государств по обеспечению МТ. При этом ПРЕДМЕТОМ МТ выступают:
  - материальные вещи (готовая продукция, машины и оборудование, сырьевые товары);
  - услуги (транспортные, коммуникационные, научно-технические, финансово-кредитные, страховые, информационно-вычислительные, туристические и др.);
  - интеллектуальная собственность (авторские права, патентные права и т.п.);
  - имущественные права (права собственности); неимущественные права.
  Все они входят в понятие ТОВАР. Регулирование рынков осуществляется на различных уровнях: глобальном, региональном, двустороннем, отраслевом.
  85. Юридически правопорядок в области МТ строится на основе принципов и норм, закрепленных в системе двусторонних и многосторонних договоров, а также в международно-правовых обычаях.
  Фактический правопорядок как реальное состояние отношений, закрепленное международным торговым правом, зачастую определяют понятием "режим" (например, режим наибольшего благоприятствования, режим Ломейских конвенций, режим Общей системы преференций и т.п.).
  Источники международного торгового права отличаются многообразием. Как правило, в международной торговой системе государства применяют два основных метода МПР:
  - метод двустороннего регулирования;
  - метод многостороннего регулирования.
  Во второй половине XX в. акцент постепенно перемещался в сторону многостороннего регулирования МТ.
  Многие принципы международного торгового права получили свое закрепление и развитие в основополагающих двусторонних договорах - договорах о мире, дружбе, сотрудничестве, торговле, мореплавании и т.п.
  В содержании "политических" и "общеэкономических" договоров вопросы торговли составляют лишь часть общей проблематики.
  Наиболее детально правовой режим торговых отношений определяется в торговых договорах. Именно торговые договоры создают правовую базу для всего комплекса торгово-экономических связей. В них определяется правовое положение юридических и физических лиц одной страны на территории другой, устанавливаются принципы торговых отношений, в том числе применения тарифных и нетарифных мер регулирования, защитных и ограничительных мер, порядок торговых расчетов, вопросы транзита товаров, судоходства, разрешения споров; предусматриваются меры по контролю за реализацией договора (например, создание совместных комиссий) и т. п.
  В практике бывшего СССР, преимущественно во взаимоотношениях между государствами-членами СЭВ, в которых существовала планово-централизованная экономика и государственная монополия на внешнюю торговлю, широкое распространение получили соглашения о товарообороте и платежах, заключавшиеся обычно на 5-летний срок действия. В этих соглашениях устанавливались перечни конкретных товаров, подлежавших поставке, с указанием их объемов. Товарные контингенты и объемы уточнялись ежегодными протоколами и включались в государственные планы соответствующих стран.
  Помимо "общенормативных" договоров, в международной торговой системе широко используются договоры, содержащие конкретные обязательства (иногда их называют "договоры-сделки", "договоры-контракты", "самоисполнимые договоры" и т.п.), например договоры о поставках отдельных согласованных товаров по какому-либо случаю: в связи с совместным строительством объекта, в рамках научно-технического сотрудничества, на условиях взаимосвязанных поставок и т.д.
  86. Переход к многостороннему регулированию международной торговли обозначился сразу после второй мировой войны параллельно с созданием Бреттонвудской валютно-финансовой системы.
  Уже в 1945 году США вышли с предложением создать для этих целей Международную торговую организацию (МТО). В дальнейшем работа по созданию МТО сконцентрировалась под эгидой ЭКОСОС ООН. Разработка Устава (Хартии) МТО осуществлялась на Лондонской конференции в октябре 1946 года, Женевской конференции в августе 1947 года и завершилась на конференции в Гаване (ноябрь 1947 г. - март 1948г.).
  Устав МТО, получивший название Гаванской хартии, был подписан более чем 50 государствами и должен был вступить в силу после ратификации большинством подписавших стран. Однако Хартия не была ратифицирована ими (из-за изменившейся позиции США) и не вступила в силу. СССР не принимал участия в создании МТО.
  Гаванская хартия, помимо положений о создании и порядке функционирования МТО в качестве специализированной организации ООН, содержала нормы, регулировавшие ограничительную торговую практику, использование международных товарных соглашений как формы стабилизации сырьевых рынков, закрепляла ПНБ и принцип недискриминации при установлении запрещений и ограничений в торговле.
  Государственная торговля трактовалась в Уставе как некое исключение, а государственные внешнеторговые предприятия стран с планово-централизованной экономикой приравнивались к картельным монополиям, в отношении которых также предусматривались определенные ограничительные меры.
  Еще в ходе работы в Женеве по подготовке гаванской конференции группа из 23 государств провела переговоры о тарифных уступках и 30 октября 1947 года подписала Заключительный акт первой тарифной конференции, который включал в себя текст Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ).
  Обязывающий характер положений ГАТТ проистекал для государств-учредителей из Протокола о временном применении ГАТТ от 30.10.47 г., а для присоединившихся впоследствии государств - из соответствующих протоколов о присоединении.
  Страны-участницы обязывались соблюдать общие принципы I-IV и IX глав Гаванской хартии. В соответствии с Протоколом о временном применении ГАТТ положения части II (ст. III-XXIII) ГАТТ подлежали применению в максимальной степени, совместимой с национальным законодательством.
  С 1 января 1948 года Протокол о временном применении ГАТТ вступил в силу. В дальнейшем развитие международной торговой системы осуществлялось в основном под влиянием ГАТТ, к которому постепенно присоединилась преобладающая часть государств. Развивалась и административная, политическая, правовая инфраструктура ГАТТ.
  По окончании Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ (сентябрь 1986 - декабрь 1993 гг.) была учреждена Всемирная торговая организация (ВТО). Соглашение об учреждении ВТО подписано в г. Марракеше, Марокко, 15 апреля 1994 года 104 государствами.
  С 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. В течение 1995-1996 гг. ГАТТ и ВТО существовали параллельно. Затем страны- участницы ГАТТ вошли в ВТО, и ГАТТ окончательно стал составной частью ВТО. В настоящее время членами ВТО являются более 130 государств, еще около 30 государств, в том числе и Россия, находятся в процессе присоединения.
  Соглашения, входящие в систему ВТО, регулируют практически все важнейшие аспекты международной торговли: применение ПНБ и исключений из него, тарифных и нетарифных мер регулирования, защитных мер, преференций и др.
  В рамках ВТО функционируют: Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), Соглашение по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности (ТРИП, или ТРИПС), Соглашение по текстилю и одежде, Соглашение по сельскому хозяйству, Соглашение о правительственных закупках, Соглашение о гражданской авиатехнике, Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (ТРИМ, или ТРИМС) и другие.
  С принятием тем или иным государством на себя обязательств по ГАТТ (ВТО) отпадает необходимость регулировать ту же сферу взаимоотношений с другими государствами-участниками двусторонними торговыми договорами. Поэтому действие многих таких договоров было либо приостановлено полностью или частично, либо прекращено.
  Если в системе ГАТТ преобладающая часть норм Генерального соглашения подлежала применению "в максимальной степени, совместимой с национальным законодательством" (т. е. как бы закреплялся приоритет внутреннего права по сравнению с правилами ГАТТ), в системе ВТО произошло усиление международно-правового режима и обеспечивается приоритет международно-правовых норм.
  Кроме того, в системе ВТО в результате заключения ряда соглашений произошла своего рода дифференциация существовавшего правопорядка. Так, в соответствии с Соглашением о торговле гражданской авиатехникой страны-участницы отменили все таможенные пошлины, другие виды обложений, а также количественные ограничения импорта гражданской авиатехники, несовместимые с положениями ГАТТ.
  В рамках Соглашения образовалась зона особых условий торговли гражданской авиатехникой - фактически мировая зона свободной торговли одной группой товаров. ПНБ, действующий в ВТО, не гарантирует получения участниками ВТО тех преимуществ, которые вытекают из Соглашения о торговле гражданской авиатехникой. Условием получения этих преимуществ является обязательное присоединение к нему.
  Таким образом, наряду с режимом ГАТТ, появился международно-правовой режим Соглашения о торговле гражданской авиатехникой (по его образцу могут возникнуть и другие соглашения). Впрочем, все эти "режимы" являются составной частью системы ВТО.
  87. В ряде случаев многостороннее регулирование в международной торговой системе и вне системы ВТО охватывает лишь отдельные товарные рынки, как, например, это имеет место с международными товарными соглашениями: по сахару, пшенице, какао, кофе, олову, каучуку, оливковому маслу, хлопку, джуту, свинцу, цинку.
  Цель этих соглашений - регулировать транснациональные рынки товаров, обеспечить их устойчивость, согласовать интересы стран-экспортеров и стран-импортеров, установив надлежащее соотношение между спросом и предложением путем применения системы квот, стабилизационных запасов, гарантированных обязательств на покупку и продажу. На основе ряда товарных соглашений (по сахару, кофе, какао, каучуку) созданы соответствующие международные органы.
  88. В регулировании транснациональных товарных рынков участвуют также и международные организации. В 60-е гг. XX в. появились первые организации стран-производителей сырьевых товаров. Так, в сентябре 1960 года на Багдадской конференции была создана Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), задачи которой состояли в координации торговой и ценовой политики на мировом нефтяном рынке. В 1962 году был создан Альянс стран - производителей какао; в 1968 году был образован Межправительственный совет стран - экспортеров меди; в 1970 году возникла Ассоциация стран - производителей каучука; в 1974 году - Международная ассоциация по бокситам и Союз стран - экспортеров бананов; в 1975 году - Ассоциация по вольфраму; в 1979 году - Международная ассоциация по чаю и др. Существует также большое число региональных объединений: Организация стран Латинской Америки и Антильских островов - производителей сахара (1974 г.), Организация африканских стран-производителей нефти (1987 г.), Организация стран СНГ по углю и стали (1993 г.) и др.
  89. Заметное воздействие на правовой режим международной торговой системы оказала Конференция ООН по торговле и развитию. В условиях биполярной структуры международных отношений, фактически в противовес Генеральному соглашению о тарифах и торговле, исполнявшему под эгидой США и вне рамок ООН функции международной торговой организации, блок социалистических стран в союзе с развивающимися странами добивался решения вопроса о создании в ООН единого организационного аппарата по международной торговле.
  Эта работа началась с резолюции ГА ООН 1707 (XVI) от 19.12.61 г. "Международная торговля как важнейший инструмент экономического развития" и завершилась резолюцией 1785 (XVII) от 8.12.62 г. с соответствующей рекомендацией в адрес ЭКОСОС и Подготовительного комитета Конференции.
  Первая Конференция ООН по торговле и развитию состоялась с 23.3. по 16.6.64 г. в Женеве. В ней приняли участие представители 119 стран. На Конференции был принят основополагающий документ под названием "Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию" и около 60 рекомендаций по вопросам торговли сырьевыми товарами, готовыми изделиями, финансирования, расширения МТ, торговли развивающихся стран и др.
  На Женевской Конференции ООН по торговле и развитию 1964 года развивающиеся страны, осознав свои специфические интересы, впервые выступили как организованное целое в рамках образованного ими самостоятельного блока - так называемой "Группы 77". Тем самым в мировой торговой политике фактически состоялось оформление нового "центра интересов" на оси "Север - Юг" (по аналогии с противостоявшими блоками "Восток - Запад").
  На основании резолюции ГА ООН 1995 (XIX) от 30.12.64 г. Конференция ООН по торговле и развитию была учреждена в качестве постоянного органа ГА ООН. На второй сессии ЮНКТАД в Дели в 1968 году были приняты резолюции: 15 (II) о торговых отношениях между странами с различными социально-экономическими системами; 11 (II) "Особые проблемы стран, не имеющих выхода к морю"; 2-7, 12, 14 (II) по вопросам морских перевозок и международного морского права; 21 (II) по вопросам Общей системы преференций для развивающихся стран.
  На последующих сессиях ЮНКТАД были приняты резолюции о разработке Хартии экономических прав и обязанностей государств, Декларации об установлении нового международного экономического порядка, об отказе от мер экономического принуждения. В рамках или под эгидой ЮНКТАД принята интегрированная программа для сырьевых товаров, создан Общий фонд для сырьевых товаров, разработаны правила контроля за ограничительной деловой практикой ТНК, кодекс в области передачи технологии и т.д.
  На сложившийся правопорядок в области МТ существенное влияние оказывают интеграционные процессы, а также введенная по решению ЮНКТАД Общая система преференций для развивающихся стран, поскольку в обоих случаях речь идет об особых, преференциальных отношениях.
  90. Можно считать сложившимся и общепризнанным международно-правовым обычаем исключение из РНБ для льгот и преимуществ, которые предоставляются в рамках зон свободной торговли, таможенных союзов и других форм интеграционных объединений государств.
  Это означает, что в общем режиме наибольшего благоприятствования, основанном на положениях ВТО, других многосторонних и двусторонних договоров, имеет место большое число исключений, охватывающих значительную часть экономического пространства (по оценке Всемирного банка, свыше 40% мировой торговли). Однако следует иметь в виду, что:
  1. основным объектом регулирования клаузулами (договорными положениями) о предоставлении РНБ является таможенно-тарифная сфера, а поскольку в МТ ведется линия на снижение уровня тарифных ставок и устранение в последующем тарифных барьеров, то соответственно снижается и роль ПНБ как регулятора данной сферы (что не умаляет его значения для других сфер применения);
  2. в практике предоставления ПНБ происходит своего рода "перемещение" применения ПНБ с межгосударственного уровня (государство - государству) на уровень "интеграционное объединение - интеграционному объединению" (ЕС - НАФТА и др.).
  91. На Женевской Конференции ООН по торговле и развитию 1964 года была принята рекомендация о введении Общей системы преференций для PC (ОСП). Предусматривалась возможность изъятия из ПНБ в пользу PC путем предоставления им в одностороннем порядке как действующих между развитыми странами уступок, преимуществ, так и дополнительных уступок, преимуществ, которые на развитые страны вообще не распространялись бы. PC получали бы право предоставлять друг другу преференции, которые также не распространялись бы на развитые страны. Таким образом, ОСП должна была стать каналом отступления от формального равенства в пользу равенства фактического.
  В Специальном комитете ЮНКТАД по преференциям (1970 г.) было согласовано, что преференции предоставляются индивидуально каждой развитой страной путем введения внутренним законодательством своей автономной специфической "схемы преференций".
  СССР ввел систему беспошлинного импорта из PC в 1965 году. В 70-х гг. были введены схемы преференций большинством развитых стран.
  В 1964 году к тексту ГАТТ была добавлена вступившая в силу в 1966 году Часть IV (ст. XXXVI - XXXVIII), смысл которой состоял в том, что развитые страны "не ожидают взаимности со стороны развивающихся государств в вопросе снижения или отмены таможенных тарифов и других барьеров".
  Освобождение PC от обязательства соблюдать ПНБ в рамках ГАТТ было оформлено в 1971 году на основании ст. XXV (п.5) ГАТТ, допускающей "в исключительных обстоятельствах" временное освобождение от обязательств по ГАТТ. После "Токио-раунда" (1973-1979 гг.) на сессии стран-участниц ГАТТ было принято решение о том, что правомерными исключениями из ПНБ (теперь уже на постоянной, а не временной основе) признаются:
  1. тарифные преференции по ОСП;
  2. предоставление более льготных - "дифференцированных" - условий в соответствии с соглашениями, выработанными в ходе МТП ГАТТ;
  3. тарифные преференции, действующие между самими PC;
  4. специальный режим для наименее развитых из PC.
  Предусматривалось, что PC по мере развития национальной экономики должны будут "в возрастающей степени принимать участие в осуществлении прав и обязательств, вытекающих из Генерального соглашения".
  Эти положения формализовали градацию PC, их расслоение, вычленение из состава PC группы наименее развитых, группы наиболее развитых - "конкурентоспособных" - стран (новые индустриальные страны - НИС).
  К "новым индустриальным странам" (НИС) первого поколения относят: в Азии - Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг (с 1997 года под юрисдикцией Китая); в Латинской Америке - Аргентину, Бразилию, Мексику. К НИС второго поколения относят: Малайзию, Таиланд, Индию, Чили. К НИС третьего поколения относят: Кипр, Тунис, Турцию, Индонезию. К НИС четвертого поколения - Филиппины. Критерии отнесения к НИС, по методике ООН, - размер ВВП на душу населения, среднегодовые темпы его прироста, удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (более 20%), объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе, объем прямых инвестиций за рубежом.
  Схема преференций ЕЭС была введена с 1.7.71 г. и в дальнейшем она пересматривалась и продлевалась Советом ЕС. Кроме того, особая, по сути преференциальная, система (полная ликвидация тарифных барьеров без обязательной взаимности) создана ЕС в рамках Ломейских конвенций. Различия между этими системами также формализуют дифференциацию режима для PC.
  92. Правовой режим международной торговой системы находится под определенным воздействием региональных экономических комиссий ООН, ГА ООН, других органов и учреждений ООН.
  Именно ГА ООН приняла в 1974 году Хартию экономических прав и обязанностей государств, Декларацию о новом международном экономическом порядке. По решению ГА ООН, СБ ООН неоднократно предпринимались различные санкции экономического характера (ЮАР, Родезия, Ливия, Ирак).
  Большое влияние на экономический правопорядок оказывают документы, принимаемые в рамках ОБСЕ, в частности Заключительный акт СБСЕ 1975 года.
  93. В сферу МПР во все более широкой степени вовлекаются вопросы, традиционно регулировавшиеся внутренним правом, в частности в том, что касается осуществления внешнеторговых связей между физическими/юридическими лицами различных стран.
  Ряд этих вопросов попадает в сферу МПР через процессы унификации частно-правовых норм внутригосударственного права. В 1966 году в качестве вспомогательного органа ГА ООН была создана Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), которая занимается унификацией и кодификацией норм в области торгового и международного торгового права, а также осуществляет работу по подготовке международных конвенций.
  К числу международных организаций, образованных в целях содействия МТ, относится также: Международная торговая палата, Международное бюро таможенных тарифов, Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА/ЮНИДРУА) и некоторые другие.
  В России официальным депозитарием информации УНИДРУА является Всероссийская Академия внешней торговли.
  Так, ЮНСИТРАЛ подготовила, например, Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года (вступила в силу 1.1.88 г., подписали более 40 стран-участниц), в которой государства-участники согласовали вопросы, касающиеся порядка заключения и формы внешнеторговых контрактов, содержания прав и обязанностей продавца/покупателя, ответственности сторон контракта и др.
  Принятие единообразных норм по этим вопросам должно, по замыслу государств-участников, способствовать устранению правовых барьеров в МТ.
  Международная торговая палата, являющаяся международной неправительственной организацией, обобщила и унифицировала торговые обычаи и обыкновения, применявшиеся в ряде стран в том что касается правовых условий поставки товаров. В результате были созданы факультативные Международные правила по толкованию торговых терминов - Инкотермс, широко применяющиеся в коммерческой практике. В настоящее время действует Инкотермс в редакции 2000 года.
  94. В регулировании международной торговой системы принимают участие правовые комплексы, состоящие из норм МП/МЭП и норм внутригосударственного права, в том числе соответствующих обычаев, обыкновений, а также из судебных решений и решений международных организаций.
  Правовой режим международной торговой системы основан на следующих, в частности, специфических международно-правовых принципах.
  ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ (СВОБОДЫ ТОРГОВЛИ)
  Обязанность международного экономического сотрудничества прямо закреплена Уставом ООН. При этом роль МТ подчеркивается рядом резолюций ГА ООН: № 1421 (XIV) от 25.12.59 г. (мировая торговля как фактор развития мирных отношений между государствами); № 1519 (XV) от 15.12.60 г. (расширение международной торговли способствует укреплению мира); №№ 1785 (XVII), 2205 (XXII) от 28.12.66 г. (сотрудничество в области МТ как фактор, способствующий установлению дружественных отношений).
  Право "свободно торговать с другими странами" зафиксировано в "Принципах" ЮНКТАД 1964 года. Многие положения, развивающие этот принцип, содержатся в Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года.
  Данный принцип означает:
  - право на участие в МТ;
  - право свободно заключать двусторонние и многосторонние международные договоры по вопросам МТ;
  - право объединяться в международные организации, в том числе в организации производителей товаров;
  - право участвовать в решении мировых проблем в области МТ;
  - право пользоваться выгодами от МТ;
  - обязанность государств развивать взаимную торговлю, не наносить ущерба торговым интересам других стран, учитывать растущую взаимозависимость государств в международной торговой системе, укреплять принцип универсальности в МП;
  - обязанность не устанавливать норм ВП, препятствующих торговле;
  - обязанность воздерживаться от любых форм демпинга;
  - обязанность укреплять многостороннюю торговую систему, поддерживать дисциплину в системе ВТО;
  - право государств, не имеющих выхода к морю, на свободный доступ к морю в целях МТ.
  95. ПРИНЦИП ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ
  Данный принцип вытекает из положений текста ГАТТ, последующих решений, соглашений системы ВТО и означает:
  - обязанность государств устранять препятствия в МТ, не устанавливать запрещений и ограничений на импорт или экспорт иных, кроме таможенных пошлин, налогов, сборов; не применять ограничения, несовместимые с правилами ГАТТ (standstill), и устранять ограничения, противоречащие правилам ГАТТ (rollback);
  - обязанность снижать уровень таможенного обложения импортируемых товаров, а также не применять к иностранным товарам ставки внутреннего налогообложения, имеющие дискриминационный, протекционистский или фискальный характер;
  - право государств на встречное понижение ставок таможенных пошлин;
  - право требовать устранения незаконных запрещений и ограничений, а также право на применение контрмер;
  - право на участие в выработке мер в целях устранения препятствий в МТ.
  96. ПРИНЦИП ЗАЩИТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА
  Данный принцип вытекает из положений текста ГАТТ, последующих решений и соглашений системы ВТО и означает:
  - право и обязанность государств на защиту своей экономики только с помощью мер таможенно-тарифной политики, а также с помощью нетарифных мер (запреты, контингента, лицензии) на основаниях и в пределах, разрешенных соглашениями системы ВТО;
  - право государств на применение мер, защищающих национальную экономику, национальных товаропроизводителей от ущерба, который может быть нанесен чрезмерным объемом импорта; от ввоза товаров, экспорт которых субсидируется государством-экспортером;
  - право государств на применение антидемпинговых мер и компенсационных пошлин;
  - обязанность не применять антидемпинговые меры произвольно;
  - обязанность не осуществлять целенаправленное субсидирование экспорта.
  97. ПРИНЦИП СВОБОДЫ ТРАНЗИТА
  Данный принцип вытекает из положений текста ГАТТ, "Принципов" ЮНКТАД 1964 года, Конвенции 1965 года о транзитной торговле государств, не имеющих выхода к морю, и означает:
  - право на свободу транзита через территорию государства-участника международной торговой системы и на освобождение транзитных товаров от таможенных пошлин и транзитных сборов;
  - право государства, не имеющего выхода к морю, на свободный доступ к морю в целях осуществления международной торговли;
  - обязанность прибрежных государств предоставлять свободу транзита товарам, а также доступ к морским портам судам государства, не имеющего выхода к морю.
  98. ПРИНЦИП ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА
  Данный принцип вытекает из положений текста ГАТТ, последующих решений и соглашений системы ВТО и означает:
  - обязанность государств предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим на внутреннем рынке, что и национальным товарам, в частности, в области налогообложения; национальных законов, подзаконных актов, регулирующих внутреннюю торговлю; финансовых, административных, транспортных мер;
  - обязанность государств обеспечить национальный режим иностранным товарам на всей своей территории, включая административно-территориальные образования (т. е. и в том, что касается, в частности, местных налогов).
  Внутренний правовой режим в том, что касается отечественных и иностранных товаров на национальном рынке, во все более глубокой степени становится предметом правового регулирования в международном торговом праве. С учетом происходящей конвергенции и интеграции экономик значение принципа предоставления национального режима возрастает.
  99. ПРИНЦИП ВЗАИМНОСТИ
  Применительно к МТ данный принцип МП понимается двояко:
  1. как РАВЕНСТВО В ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ государств-партнеров, идентичность, взаимообусловленность прав и обязанностей в правоотношениях, предметом которых являются экспортно-импортные операции (формальная взаимность) - например, взаимное предоставление РНБ;
  2. как РАВЕНСТВО (симметрия, адекватность) РЕЗУЛЬТАТОВ реализации прав и обязанностей, выгод, условий, режимов в том, что касается взаимного доступа товаров на национальные рынки государств-партнеров (материальная взаимность), - например, при требовании, чтобы предоставляемые взаимно режимы наибольшего благоприятствования были равноценны в охвате товарной номенклатуры и/или по уровню таможенного обложения товаров и т.п.
  Принцип материальной взаимности применяется, в частности, при согласовании таможенных уступок в системе ВТО. Согласно этой процедуре государства-партнеры в рамках многосторонних переговоров согласовывают размеры снижения уровней таможенных пошлин на группы товаров, представляющие взаимный интерес, или договариваются не повышать тарифные ставки на них.
  Применялся также метод "линейного" снижения ставок на согласованный процент по широкой гамме товаров. Согласованные ставки фиксируются в списках тарифных уступок и в силу ПНБ распространяются на все другие государства. Сами списки тарифных уступок становятся неотъемлемой частью текста ГАТТ.
  Если какому-то государству необходимо поднять согласованный уровень таможенной ставки, то соответствующее государство должно вновь вступить в переговоры с прежними партнерами, с главными поставщиками данного товара/группы товаров и предложить им равноценную уступку по другому товару/группе товаров.
  При присоединении к ГАТТ государство приобретает право на все уступки, содержащиеся в приложенных к тексту ГАТТ перечнях, однако взамен должно предложить снижение ставок собственного тарифа.
  Такая процедура рассчитана на государства, в которых таможенные тарифы играют роль основного регулятора объемов доступа товаров на национальные рынки. Поэтому при присоединении в свое время к ГАТТ государств с планово-централизованной экономикой (Польша - 1967 г.; Румыния - 1971 г.; Венгрия - 1973 г.) каждый раз вставала проблема адаптировать принцип взаимности к рынку, где роль основного регулятора импорта играет директивный план, а не таможенный тариф.
  Очевидно, что страна с планово-централизованной экономикой, в отношении которой должны были при присоединении к ГАТТ вступить в действие зафиксированные в перечнях ставки таможенных пошлин, получала реальное расширение доступа своих товаров на рынки других стран-членов ГАТТ.
  В то же время предоставляемые ею ответные ТАРИФНЫЕ уступки не расширяли фактический доступ иностранных товаров на её рынок; для этого требовалось воздействовать на систему планирования, например возложив на планово-централизованное государство в качестве компенсации обязательство ежегодного увеличения импорта в определенном размере. Эта разновидность материальной взаимности получила название "эффективной взаимности" и внедрялась развитыми государствами с рыночной экономикой в качестве основного "принципа" в торговых взаимоотношениях с государствами плановой экономики.
  В Заключительном акте СБСЕ 1975 года (в преамбулу раздела "Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды") была включена выработанная государствами-участниками совместно в результате сложного компромисса следующая формулировка: "признавая, что такое сотрудничество может развиваться на основе равенства и обоюдного удовлетворения партнеров и ВЗАИМНОСТИ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ В ЦЕЛОМ СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЫГОД И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СРАВНИМОГО ОБЪЕМА, при соблюдении двусторонних и многосторонних соглашений".
  Вне ГАТТ государства с рыночной экономикой в качестве противовеса директивно-плановому импорту вводили контингентирование импорта из государств с планово-централизованной экономикой и применяли другие меры, которые рассматривались последними как дискриминационные.
  Принцип материальной взаимности утверждается и в сфере международной торговли услугами - транспортными, информационными, финансовыми и др.
  Так, согласно Директиве ЕС от 15.12.89 г. (ст.9), Комиссия ЕС должна контролировать, чтобы эффективность доступа на рынки третьих стран кредитным учреждениям ЕС была сопоставима с эффективностью режима, предоставляемого кредитным учреждениям третьих стран на рынке ЕС и чтобы национальные режимы для иностранных кредитных учреждении обеспечивали бы одинаковые конкурентные условия по сравнению с национальными кредитными учреждениями.
  100. ПРИНЦИП ВЗАИМНОЙ ВЫГОДЫ
  Международно-правовой принцип взаимной выгоды применительно к международной торговле зафиксирован в ряде документов: резолюции ЮНКТАД-II № 15 (II) (расширение экономических отношений между Востоком и Западом на основе взаимности); "Принципах" ЮНКТАД 1964 года (МТ должна быть взаимовыгодной) и др.
  Данный принцип означает:
  - право государств на учет их интересов при решении вопросов и проблем МТ;
  - право пользоваться выгодами от МТ, самостоятельно оценивать степень выгодности;
  - обязанность государств обеспечивать свою выгоду при соблюдении принципов и норм МП, учитывать интересы других стран при осуществлении своей ВЭД и участии в МТ;
  - обязанность не применять в МТ принудительные меры, направленные на извлечение выгоды или ущемление прав других государств;
  - обязанность государств не обуславливать оказание экономической помощи развивающимся странам требованиями политического и военного характера.
  Взаимная выгода не всегда сводится к материальной взаимности. Материальная взаимность - лишь частный случай взаимной выгоды. Как правило, взаимовыгодность оценивается государствами в контексте достаточно широких комплексов экономических и политических взаимоотношений .
  101. ПРИНЦИП НЕДИСКРИМИНАЦИИ В ТОРГОВЛЕ
  Данный принцип имеет характер общеобязательной обычно-правовой нормы и подтвержден в "Принципах" ЮНКТАД 1964 года, Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года. Он означает:
  - право государства не подвергаться дискриминации, пользоваться общим для всех режимом в отношении доступа товаров на иностранный рынок, в отношении условий деятельности физических/юридических лиц на иностранном рынке;
  - обязанность предоставлять иностранным товарам, иностранным физическим/юридическим лицам одного государства режим не менее благоприятный, чем товарам и лицам любого третьего государства; не допускать различий между ними в ущерб отдельному государству/государствам; не выдвигать дополнительных условий;
  - право предоставлять иностранным товарам, иностранным физическим/юридическим лицам какого-либо государства-партнера более благоприятные условия по сравнению с общим недискриминационным режимом;
  - право на защиту национального рынка от иностранного импорта, наносящего ущерб экономике, путем принятия законных ограничительных мер при одинаковых обстоятельствах к товарам, физическим/юридическим лицам любого государства без каких-либо различий;
  - обязанность PC не подвергать дискриминации развитые государства независимо от характера их экономики.
  Вместе с тем, следует иметь в виду, что современный экономический правопорядок, в основе которого находится система ВТО, рассчитан на взаимодействие государств с рыночной экономикой. В этом смысле он сориентирован на дискриминационный режим в отношении государств с планово-централизованной, государственно-монополистической экономикой, хотя в рамках конвергенции и интеграции национальных экономик таких государств становится все меньше и меньше.
  102. ПРИНЦИП НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ (ПНБ)
  Данный принцип вытекает из системы двусторонних торговых договоров, существующих между государствами, текста ГАТТ, последующих решений, соглашении системы ВТО. Он подтвержден в "Принципах" ЮНКТАД 1964 года, Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, Заключительном акте СБСЕ 1975 года.
  Рекомендации о взаимном предоставлении РНБ содержались в резолюциях международных экономических конференций 1922 года и 1927 года (Женева), проходивших под эгидой Лиги Наций.
  ОПРЕДЕЛЕНИЯ И РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ:
  Содержащаяся в международных договорах формулировка о предоставлении РНБ называется КЛАУЗУЛОЙ о наиболее благоприятствуемой нации.
  Клаузула - это форма договорной конкретизации ПРИНЦИПА наибольшего благоприятствования. Существует множество "клаузул", но только один "принцип". Этот принцип объединяет группу международно-правовых норм, регулирующих тесно связанные друг с другом вопросы, в том числе нормы международно-правового обычая.
  В этом смысле данный целостный комплекс норм представляет собой ИНСТИТУТ международного экономического права. Существо ПНБ заключается в специфическом МЕТОДЕ достижения равноправия - приравнивании к режиму, распространенному на третье государство.
  Государство, которое согласилось предоставить РНБ, называется БЕНЕФИЦИРУЮЩИМ государством. Государство, в отношении которого принято это обязательство, является БЕНЕФИЦИАРОМ. Как правило, государства выступают одновременно в двух качествах - бенефицирующего государства и бенефициара.
  Односторонние клаузулы о РНБ встречаются крайне редко - например, в договорах, на основании которых РНБ предоставляется судам государства, не имеющего морского берега, в портах бенефицирующего морского государства.
  Что касается понятия РЕЖИМа, то возможно двоякое понимание этого термина применительно к институту наибольшего благоприятствования:
  1. РЕЖИМ как комплекс правоотношении, складывающихся во внутригосударственном праве в целях реализации клаузулы (режим наиболее благоприятствуемой нации);
  2. РЕЖИМ как комплекс правоотношений, складывающихся в межгосударственных отношениях на основе ПНБ и заложенного в нем МЕТОДА (режим предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации).
  Сфера применения ПНБ достаточно широка, хотя метод, заложенный в данном принципе, позволяет в потенциале применять ПНБ и в тех областях взаимоотношений, где государства предпочитают пока метод материальной взаимности.
  На практике наиболее распространенной областью применения ПНБ является сфера таможенно-тарифного регулирования доступа товаров на национальные рынки. Именно в этой сфере предоставление РНБ является универсальной нормой МЭП, содержащей элементы когентности - от jus cogens (при соблюдении законных исключений).
  С уменьшением роли таможенных тарифов в качестве инструмента торговой политики, возрастанием доли вывоза не товаров, а капиталов соответственно видоизменяется и сфера применения ПНБ.
  Общепризнанными, универсальными императивными можно считать также нормы обычно-правового и договорного характера, в соответствии с которыми законными исключениями из сферы действия ПНБ в области МТ являются:
  - преимущества, предоставляемые товарам и лицам в рамках приграничной торговли;
  - преимущества для PC в соответствии с ОСП;
  - преимущества в отношении государств, не имеющих выхода к морю;
  - преимущества, вытекающие из участия в экономических интеграционных объединениях государств.
  Права и обязанности, вытекающие из клаузулы о НБН, теоретически остаются "замороженными", пока не возникнут соответствующие правоотношения с ТРЕТЬИМ ГОСУДАРСТВОМ. Под "третьим государством" в данном случае может пониматься как государство, не являющееся участником договора (случай двустороннего договора), так и государство-участник многостороннего договора, которое не является ни бенефицирующим государством, ни государством-бенефициаром.
  Клаузула о НБН "приводится в действие" распространением соответствующего режима на третье государство независимо от того, проистекает ли этот режим из соглашения (двустороннего или многостороннего) между бенефицирующим государством и третьим государством, из внутригосударственных актов или односторонних действий; является ли этот режим национальным режимом, а также независимо от того, пользуется ли третье государство фактически предоставленным ему режимом или нет, было ли обусловлено распространение режима на третье государство каким-либо требованием или нет.
  Соответственно действие клаузулы между бенефицирующим государством и бенефициаром прекращается, когда третье государство теряет свое положение наиболее благоприят-ствуемой нации (если третьих государств несколько, то ВСЕ третьи государства).
  103. Одной из сложных теоретических проблем в МЭП является практика применения "обусловленной" клаузулы о НБН, т.е. предоставления РНБ под "условием о возмещении". В принципе единственным "возмещением" при реализации ПНБ должно быть ответное предоставление РНБ.
  В двусторонности обязательства и заключается выгодность ПНБ для бенефицирующего государства и для сообщества государств. Однако на практике предоставление РНБ зачастую обусловливалось требованиями со стороны бенефицирующего государства от бенефициара:
  - определенных компенсаций;
  - материальной взаимности (условий взаимного режима);
  - предоставления займов;
  - условий для проникновения на рынок услуг бенефициара;
  - улучшения условий для физических/юридических лиц на иностранном рынке;
  - урегулирования финансовых и имущественных претензий;
  - расширения контактов в области культуры и информации;
  - а также политическими условиями.
  В настоящее время как в доктрине, так и в практике государств преобладает презумпция необусловленности клаузул о НБН.
  104. ПНБ тесно связан с принципом недискриминации. Принцип недискриминации не позволяет ухудшать условия, а ПНБ препятствует постепенному накоплению условий для "положительной" дискриминации в пользу лишь отдельных государств.
  При универсальном применении ПНБ в таможенно-тарифной сфере произошло своего рода "наложение" одного принципа на другой, и они "работают" в новом качественном единстве. В этих условиях не только дискриминация является отрицанием ПНБ, но и отказ в РНБ представляет собой дискриминацию. Из этого следует, что в современных условиях отрицание или ущемление ПНБ в данной сфере - это нарушение ЮРИДИЧЕСКОГО характера.
  104. ПНБ в системе ВТО распространяется в безусловной форме на экспортные, импортные, транзитные операции, платежи по экспортным/импортным операциям, таможенные пошлины, любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, на все правила и формальности, с ними связанные.
  Согласно Генеральному соглашению о торговле услугами (ГАТС) ПНБ применяется также в сфере МТ услугами при трансграничном движении услуг.
  Согласно Соглашению по торговым аспектам защиты прав интеллектуальной собственности, включая торговлю поддельными товарами (ТРИП, или ТРИПС), применение ПНБ, наряду с национальным режимом, предусматривается в области прав интеллектуальной собственности.
  Таким образом, ПНБ в международной торговой системе означает:
  - право государств на максимально благоприятные ставки таможенного тарифа на иностранной таможенной территории в отношении своих товаров, а также на максимально благоприятные сборы в связи с импортом, экспортом, транзитом;
  - обязанность государств распространять на иностранные товары максимально благоприятные ставки таможенных тарифов и сборов;
  - право не предоставлять государствам-бенефициарам в силу ПНБ те преференциальные ставки, сборы и другие преимущества (например, отмена ставок и сборов), - которые имеют место в приграничной торговле, в торговле с PC в рамках ОСП, в отношении государств, не имеющих выхода к морю, - вытекают из участия в экономических интеграционных объединениях;
  - право бенефицирующего государства предоставлять третьим государствам максимально благоприятные условия в более широкой сфере взаимоотношений, чем таможенно-тарифная сфера, без обязанности распространять эти условия на бенефициара, если только такое распространение в более широкой сфере не предусмотрено договором между бенефицирующим государством и бенефициаром.
  105. ПРИНЦИП ПРЕФЕРЕНЦИЙ ДЛЯ PC
  Данный принцип провозглашен в "Принципах" ЮНКТАД 1964 года, закреплен в тексте ГАТТ, последующих решениях, соглашениях системы ВТО, Хартии экономических прав и обязанностей государств 1974 года, Белградском Договоре о глобальной системе торговых преференций 1988 года (вступил в силу 19.4.89 г.) и др.
  Секретариат ЮНКТАД, таким образом, мотивировал необходимость в данном принципе (док. ООН TD/B/C.2/A.C.1/7): "Традиционный принцип наиболее благоприятствуемой нации предназначается для установления равенства режимов, но он не принимает во внимание тот факт, что в мире существует неравенство экономических структур и уровней развития; предоставлять равный режим странам, которые экономически не равны, означает равенство режима только с формальной точки зрения, но в действительности равносильно неравенству режима. Отсюда необходимость предоставления преференций в пользу развивающихся стран". Данный принцип означает:
  - право PC на специальные (особо льготные) ставки таможенных пошлин и другие преференции в отношении их товаров на рынках развитых стран без предоставления встречного возмещения;
  - право PC не предоставлять развитым странам те преференции, которые имеют место в торговле между самими PC;

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу