<< Пред.           стр. 5 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  - право PC на применение субсидий, в т.ч. экспортных, в целях социально-экономического развития;
  - обязанность PC не подвергать дискриминации развитые государства независимо от характера их экономики;
  - обязанность развитых государств снижать или отменять пошлины на товары PC без встречного возмещения, а также их право постепенно отменять преференции по мере развития того или иного развивающегося государства;
  - обязанность PC по мере развития во все большей степени брать на себя обязательства, характерные для развитых государств в МТ.
  106. Заметное место в международной торговой системе занимают нормы так называемого "мягкого права". Данный термин используется для обозначения:
  1. особого вида международно-правовых норм, не порождающих четких, твердых прав и обязанностей, а устанавливающих лишь общие направления взаимодействия государств (для таких норм характерны формулировки: "принять меры", "стремиться", "добиваться" и т.п.);
  2. морально-политических норм резолюций международных организаций, совместных заявлений и др.
  В последнее десятилетие заметным явлением в международной торговой системе стало применение рядом государств защитных мер, формально не входивших в круг ведения ГАТТ и не запрещенных им, - например, соглашений об упорядочении рынков, о добровольных ограничениях экспорта и др. Эти меры получили название "серой зоны". По результатам Уругвайского раунда МТП ГАТТ нетарифные меры "серой зоны" объявлены незаконными и подлежат устранению в течение 5 лет после вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО.
 6.2. Тарифные и нетарифные меры регулирования МТ
  107. В международной торговой системе в том, что касается доступа иностранных товаров на национальные рынки взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм.
  Соответственно этим тенденциям в международном торговом праве закреплены принцип либерализации торговли и принцип защиты национального рынка. Во внешнеторговой политике государств используются для этого тарифные и нетарифные меры как в актах внутригосударственного права, так и в международно-правовой позиции государств при решении проблем МТ, в том числе в рамках ВТО.
  Идея создания глобального единого экономического пространства, из которой исходит современный международный экономический порядок, реализуется через принцип свободы торговли, устранение нетарифных барьеров, согласованное снижение ставок таможенных пошлин до их полной ликвидации.
  С учетом этого регулирование импорта путем прямого установления количественных объемов ввоза практически во всех основных государствах-участниках МТ заменено или заменяется на таможенно-тарифное регулирование товаро-потоков. Таможенно-тарифное регулирование несет фискальные и/или защитные функции. Практика знает применение следующих видов таможенных пошлин:
  - импортные;
  - экспортные (используются редко);
  - транзитные (в настоящее время практически не применяются).
  В зависимости от методики установления уровня таможенных пошлин различают пошлины:
  - специфические, т. е. в виде фиксированной суммы с единицы измерения;
  - адвалорные, т. е. в виде процента от декларируемой продавцом стоимости товара;
  - альтернативные (комбинированные), когда таможенные органы самостоятельно выбирают между специализированной и адвалорной в сторону более высокой.
  Обычно таможенные тарифы содержат несколько уровней ставок:
  - общие ставки (или, иначе, максимальные, генеральные, автономные);
  - наиболее благоприятные (минимальные);
  - преференциальные.
  Однако поскольку почти все государства, задействованные в международную торговую систему, связаны через ВТО или двусторонние торговые договоры обязательством о предоставлении РНБ, применение "общих", максимальных, ставок в отношении товаров какого-либо государства фактически означает дискриминацию этого государства в МТ.
  Структура таможенных тарифов крупных развитых государств, как правило, содержит 2-3 колонки с соответствующими ставками пошлин. В ряде государств тарифы более дифференцированы: в тарифе Венесуэлы - 7 колонок, Сенегала - 9, Мали - 17.
  Структура таможенных тарифов по мере развития МТ усложнилась. Первоначально существовали одноколонные тарифы и применялась единая ставка ко всем импортировавшимся товарам, независимо от страны происхождения. Это не позволяло гибко решать торгово-политические задачи.
  В современных тарифах товары распределяются по группам в соответствии с производственными признаками. Для развитых государств характерно, что уровень ставок импортных пошлин, как правило, прямо пропорционален степени обработки ввозимого товара: чем технологичнее товар, тем выше пошлина. Это стимулирует ввоз сырья и обеспечивает защиту национальной промышленности.
  В свою очередь, такая практика развитых государств не соответствует объективным групповым интересам PC, так как именно они являются основными поставщиками сырьевых ресурсов в развитые страны. По этой причине многие PC в целях развития национальной экономики стремятся к повышению степени обработки вывозимого сырья, что повышает и его цену.
  Действующий в настоящее время таможенный тариф России в качестве базовых предусматривает ставки РНБ. В отношении товаров из стран, не являющихся наиболее благоприятствуемыми нациями, базовые ставки увеличиваются вдвое.
  В отношении товаров из PC базовые ставки уменьшаются вдвое. Товары, происходящие из 46 наименее развитых государств, ввозятся беспошлинно. Товары из стран СНГ также ввозятся беспошлинно.
  В определенные периоды (1992-1995 гг. и с 1999 г.) в России применяются экспортные пошлины на некоторые сырьевые, продовольственные, фармацевтические товары, химическую продукцию в целях устранения ценовых диспропорций на внутреннем и внешнем рынках.
  108. Процесс оценки товаров в целях таможенного обложения может превратиться в дополнительный барьер импорту, особенно если таможенные органы сами контролируют и определяют (как правило, в сторону повышения) стоимость товаров с тем, чтобы получить в бюджет государства больший объем пошлин.
  В ст. VII ГАТТ был установлен принцип: таможенная стоимость должна основываться на фактической стоимости товара. По итогам Токио-раунда было принято Соглашение о применении статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке товаров), уточненное и дополненное в ходе Уругвайского раунда. В настоящее время оно является частью пакета документов ВТО, обязательных для всех государств-участников ВТО.
  В основу таможенной оценки товара, согласно Соглашению, должна быть положена "цена сделки", т. е. реально уплаченная или подлежащая уплате сумма. Дополнительные расходы покупателя (комиссионные расходы, стоимость упаковки, фрахта, страховки и т.д.) могут включаться в эту цену по усмотрению стран-участниц Соглашения.
  Что касается цен, которые образуются при обращении товаров между предприятиями, входящими в одну ТНК, - "трансфертных цен", - то они сами по себе не могут считаться неприемлемой основой для таможенной оценки. Однако таможенное учреждение вправе усомниться в обоснованности таких цен, и в этом случае бремя доказывания обоснованности лежит на импортере.
  109. ВМТ постоянно усложняется номенклатура товаров. Понятно, что процесс состыковки номенклатуры должен быть в поле зрения государств, чтобы обеспечить сопоставимость статистических данных и контроль за правовыми режимами. Отсюда вытекает необходимость унифицированного подхода к классификации товаров.
  Ранее построение национальных тарифов осуществлялось на основе Брюссельской товарной номенклатуры Совета таможенного сотрудничества (СТС). Начиная с 1988 года развитые государства перешли на тарифы, которые основаны на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС), также разработанной СТС на основе Международной стандартной товарной классификации ООН. В настоящее время осуществляется переход на ГС и других стран. Россия перешла на ГС в 1991 году.
  110. Линия на сокращение уровня таможенного обложения товаров с последующей ликвидацией пошлин является одним из важнейших направлений деятельности ВТО. Решения о снижении уровня таможенного обложения принимались в рамках ГАТТ на следующих многосторонних торговых переговорах:
  1. Женева (Швейцария) - 1947 г.
  2. Аннеси (Франция) - 1949 г.
  3. Торки (Великобритания) - 1950 г.
  4. Женева - 1956 г.
  5. "Диллон - раунд", Женева - 1960-1961 гг.
  6. "Кеннеди - раунд", Женева - 1964-1967 гг.
  7. "Токио - раунд", Токио - Женева - 1973-1979 гг.
  8. "Уругвайский раунд", г. Пунта-дель-Эсте (Уругвай) - Женева - 1986-1994 гг.
  Результатом деятельности ГАТТ стало снижение средней величины таможенных пошлин примерно с 60% в 1947 году до 40% в середине 50-х годов, около 10% - в 70-х годах, 5- 7% - в 90-х годах.
  В соответствии с решениями Уругвайского раунда МТП ГАТТ (после "четырехстороннего соглашения" 1993 года между США, ЕС Японией и Канадой) подлежат полной отмене пошлины на ряд товаров (строительное, медицинское оборудование, фармацевтическая продукция, цемент, офисную мебель и др.). Одновременно должно быть произведено снижение пошлин на некоторые другие товары, в том числе товары PC, проведена гармонизация пошлин. В результате общая величина таможенного обложения снизится до 3%.
  Кроме того, тарифная работа в ВТО идет не только по пути прямого снижения ставок, но и по пути своеобразного "замораживания" (по терминологии ГАТТ - "связывания" или "консолидирования") ставок на существующем или согласованном уровне.
  По итогам Уругвайского раунда, доля "связанных" ставок в тарифах развитых государств возрастет до 98-99%, PC - до более 70% всей товарной номенклатуры.
  111. Особое место в таможенно-тарифном регулировании МТ занимают антидемпинговые и компенсационные пошлины. Фактически речь идет об экономических контрмерах, санкционируемых международным экономическим правом в ответ на правонарушение, выражающееся в демпинге и субсидировании экспорта.
  Антидемпинговые пошлины - это дополнительные пошлины, взимаемые с товаров, продаваемых на экспорт по цене ниже их цены на внутреннем рынке страны-экспортера.
  Статья VI ГАТТ в случае демпинга разрешает применять антидемпинговую пошлину в размере, равном разнице между "нормальной" и фактической экспортной ценой, и только тогда, когда результатом демпинга является материальный ущерб национальной промышленности.
  Компенсационной называется пошлина, которая, согласно ст. VI ГАТТ, "устанавливается с тем, чтобы нейтрализовать действие субсидии или льготы, установленной прямо или косвенно в отношении экспорта или производства какого-либо товара".
  Вышеприведенные положения были развиты по итогам Токио-раунда в Соглашении о применении ст. VI ГАТТ ("Антидемпинговый кодекс") и Соглашении о субсидиях и компенсационных мерах 1979 года.
  В ходе Уругвайского раунда Соглашения были модернизированы и включены в обязательный пакет ВТО. Зачастую введение антидемпинговых и компенсационных пошлин используется произвольно, противоправно, выборочно - в нарушение международного экономического права.
  Для установления антидемпинговой пошлины необходимы три условия:
  1. должен быть констатирован ФАКТ демпинга;
  2. должно быть констатировано причинение ущерба национальному производству;
  3. должна быть выявлена причинная связь между демпингом и ущербом.
  Антидемпинговое расследование осуществляется государственными компетентными органами по заявлению соответствующей национальной отрасли производства, которая должна быть представлена производителями, имеющими более чем 50%-ную долю в отечественном производстве данного продукта.
  Материальный ущерб может быть выражен в таких формах, как сокращение продаж, прибыли, объема выпуска продукции, доли на рынке, производительности, доходов по инвестициям, недоиспользование производственных мощностей.
  Ущерб выражается также и в факторах неблагоприятного воздействия на внутренние цены, товарные запасы, занятость, темпы роста, уровень зарплаты, объемы инвестиций и т. д.
  Если в ходе расследования невозможно установить конкретного поставщика демпингового товара, то антидемпинговая пошлина может быть введена не против товаров невыявленной организации-экспортера, а в отношении товаров определенной страны. Устанавливается такая пошлина в размере н на срок, способных нейтрализовать ущерб от демпинга (но не более чем на 5 лет).
  112. Компенсационные меры могут применяться только в отношении субсидий, признанных "специфическими". Таковыми они признаются, если субсидия предоставляется только отдельным предприятиям, группам предприятий или отраслям промышленности. Если же право на субсидию общедоступно, установлены объективные критерии ее получения, то такая субсидия не является "специфической".
  Выделяются две категории специфических субсидий:
  - запрещенные (направлены на экспорт продукции или на использование отечественных товаров вместо импортных); в отношении них действует ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных мер;
  - дающие основания для судебного разбирательства; в этих случаях субсидирующая сторона обязана отозвать субсидию или компенсировать ущерб.
  В число разрешенных, "неспецифических", субсидий входит финансирование НИОКР, регионального развития, адаптации предприятий к требованиям охраны окружающей среды и т.п.
  Под субсидией понимается вклад, дотация правительства или государственного органа: передача средств, прямые переводы, кредитные гарантии, финансовые льготы, налоговые льготы, любые формы поддержки доходов и цен.
  Материальный ущерб от субсидирования считается существующим, если общая величина субсидии в стоимости товара выше 5%. Компенсационные пошлины вводятся властями импортирующей страны на основе итогов расследования.
  Программы субсидирования, существующие в странах с переходной экономикой, должны быть прекращены или приведены в соответствие с Соглашением в течение 7 лет с даты вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО. Развивающимся странам предоставляется для этого 8 лет. Для наименее развитых из PC этот срок не установлен.
  113. По мере снижения общего уровня тарифных ставок в рамках ГАТТ (теперь - ВТО) объективно возрастала значимость НЕТАРИФНЫХ МЕР регулирования - как разрешенных к применению в определенных пределах, так и "незаконных".
  Новая волна протекционизма, охватившая в 70-80-е гг. XX в. развитые страны, состояла в основном из нетарифных барьеров и ограничений как "второго (и теперь, возможно, главного) эшелона" защиты национальных рынков.
  Нетарифные ограничения охватывают большую группу разнородных мер. Классификационные перечни таких мер разработаны, в частности, в ВТО и ЮНКТАД в целях контроля за правовой дисциплиной в международной торговой системе, разработки соответствующих международных соглашений, содействия унификации внутреннего права в части применения нетарифных мер.
  Принято различать:
  1. нетарифные ограничения, специально - дополнительно к пошлинам - созданные для регулирования доступа иностранных товаров на национальные рынки: квотирование, лицензирование, запреты, добровольные ограничения экспорта, таможенные сборы и формальности и т.п. Их применение регулируется, среди прочего, в торговых договорах, в других двусторонних и многосторонних договорах;
  2. нетарифные ограничения, воздействие которых на товаропотоки является побочным, скрытым (хотя при этом может быть и сознательно используемым): технические стандарты, санитарные нормы, административные формальности, налоги, акцизные сборы, субсидии и др. Большинство нетарифных ограничений этой группы, являясь инструментами внутренней экономической политики, находятся пока за пределами международно-правового регулирования. Это фактически "третий - самый глубокий - эшелон защиты национального рынка.
  По различным оценкам, нетарифные ограничения охватывают около 20-30% мировой торговли. Всего насчитывается около 600 видов таких ограничений.
  114. Нетарифные ограничения (квоты, лицензии, запреты и т.п.) используются также и для регулирования ЭКСПОРТА. Происходит это, как правило, в следующих случаях:
  - при квотировании и лицензировании экспорта товаров, являющихся дефицитными на национальном рынке (данное ограничение разрешено ст. XI, п. 2а ГАТТ);
  - при экспорте товаров в рамках международных товарных соглашений в целях стабилизации соответствующего транснационального товарного рынка;
  - при экспорте текстильных изделий и одежды в соответствии с Соглашением по текстильным изделиям и одежде, вступившим в силу в рамках ВТО с 1.1. 95 г.;
  - при экспорте товаров двойного (гражданского и военного) назначения;
  - при экспорте товаров стратегического значения (вооружения, военные материалы и т.п.).
  115. Правила ВТО (ст. XX-XXI ГАТТ) допускают исключения из режима применения тарифных и нетарифных ограничений "по соображениям безопасности" страны. Именно со ссылкой на эти статьи зачастую ограничивался или запрещался экспорт из США в СССР, а затем в Россию, высокотехнологичных товаров.
  116. Средства нетарифного регулирования воздействуют на товаропотоки по трем направлениям:
  - повышают цену попавших на национальный рынок иностранных товаров;
  - препятствуют потреблению, сбыту иностранных товаров на национальном рынке;
  - количественно ограничивают или запрещают ввоз и потребление иностранных товаров.
  Согласно ст. 1, III ГАТТ, применение любых мер регулирования, в том числе и нетарифных, должно осуществляться в соответствии с ПНБ и принципом предоставления национального режима. И хотя ст. XI ГАТТ запрещает государствам использовать какие-либо меры регулирования помимо таможенных, - сказалась недостаточность, гибкость положений ГАТТ, множественность допустимых исключений.
  В ходе Уругвайского раунда были предприняты усилия ужесточить дисциплину применения нетарифных мер и, в частности, полностью устранить использование мер "серой зоны".
  Ряд статей ГАТТ, прямо посвященных количественным ограничениям, запретам и др., были в ходе МТП ГАТТ развиты в отдельных соглашениях, получивших название "Кодексов": в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Соглашении по процедурам лицензирования импорта, Соглашении по интерпретации статьи VII ГАТТ ("Кодексе по таможенной оценке"), Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер.
  С 1.1.95 г. все эти "кодексы" вошли в правовую систему ВТО и обязательны для всех государств-членов ВТО. Налицо общая тенденция: поставить под контроль практику применения нетарифных мер, детализировать правовой режим их использования, обозначить линию на устранение нетарифных ограничений.
  117. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
  В 30-40-е гг. XX в. в большинстве развитых стран были приняты законы, разрешавшие исполнительной власти применять прямое административное регулирование внешней торговли - количества и номенклатуры импорта/экспорта.
  Учитывая это, в ГАТТ были включены положения, касающиеся количественного регулирования (ст. XI-XIV): государства должны были отказаться от применения количественных ограничений; допускались они только в целях "обеспечения внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса" (т.е. когда налицо был платежный дисбаланс), а также при некоторых других обстоятельствах.
  Наиболее распространенная форма количественных ограничений - ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. Лицензия может быть индивидуальной. Это, как правило, разовое, ограниченное во времени, разрешение на импорт/экспорт товара применительно к определенному государству, регламентирующее все стороны сделки.
  Генеральная лицензия - это постоянно действующее разрешение, которое предоставляет право любому лицу или фирме импортировать перечисленные в ней товары без каких-либо ограничений по стоимости и количеству из любой страны или только из определенных указанных в лицензии стран. Часто в генеральной лицензии перечисляются лишь товары, запрещенные к ввозу, имея в виду, что непоименованные, т. е. все остальные, товары подпадают под общий режим генеральной лицензии.
  Автоматическая лицензия выдается по заявке импортера без формальностей или с упрощением их до минимума. Применение лицензирования, даже в автоматическом варианте, ухудшает условия для конкуренции иностранных товаров с национальными товарами, вызывает дополнительные расходы, сохраняет наготове карательную мощь государства, является, по сути, дискриминационным ограничением.
  Еще одной формой количественных ограничений является КОНТИНГЕНТИРОВАНИЕ, т. е. ограничение импорта товара определенным количественным объемом. Обычно оно используется как глобальное или индивидуальное КВОТИРОВАНИЕ.
  Глобальная квота устанавливает размер импорта товара в стоимостных или натуральных единицах на период времени без распределения долей по странам. Экономическая функция глобального квотирования - защита интересов национальных монополий, удерживание внутренних цен от понижений. Внешнеэкономическая функция - воздействие на экспортирующую страну.
  При индивидуальной квоте общий размер квоты распределяется по странам либо пропорционально их доле в импорте за предыдущий период, либо на основе двусторонних соглашений. Очевидна дискриминационная направленность этого вида нетарифных ограничений.
  В настоящее время в международной торговой системе распространяется применение так называемых ТАРИФНЫХ КОНТИНГЕНТОВ, в рамках которых ввоз определенного количества товаров осуществляется по сниженным ставкам таможенных пошлин или беспошлинно. Товары, ввозимые сверх тарифного контингента, облагаются обычными пошлинами.
  118. Непосредственное отношение к количественному регулированию импорта имеют соглашения о ДОБРОВОЛЬНЫХ ОГРАНИЧЕНИЯХ ЭКСПОРТА.
  Это соглашения между экспортирующей и импортирующей странами, заключенные по инициативе импортирующей стороны, на основе которых экспортирующая сторона берет на себя обязательство ограничить вывоз определенных товаров.
  Первые такие соглашения были заключены США с Японией и странами Западной Европы в начале 60-х гг. XX в. по текстильным изделиям и прокату черных металлов. В 70-80-х гг. число таких соглашений стало быстро расти. Особенно распространены добровольные ограничения экспорта в области черных металлов, химических, текстильных товаров, радиоэлектроники, автомобильной промышленности и др.
  Зачастую такие соглашения заключаются между импортирующей и экспортирующей фирмами; в этом случае "неправительственный" характер соглашения выводит данные торговые взаимоотношения из-под международного контроля.
  Добровольные ограничения экспорта являются также предметом некоторых многосторонних соглашений, как это имеет место, например, в рамках Соглашения по текстильным изделиям и одежде.
  Практика добровольных ограничений экспорта долгое время находилась в "серой зоне" международного экономического правопорядка. В Соглашении по защитным мерам содержится обязательство государств-членов ВТО "не добиваться, не применять и не сохранять добровольных ограничений экспорта, соглашений о регулировании рынков или любых других подобных мер, применяемых к экспорту или импорту".
  119. НАЛОГИ КАК НЕТАРИФНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
  Ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами или в их отсутствие, часто облагаются уравнительным или пограничным налогом на таможенной границе (импортные налоги, сборы, портовые сборы и др.), а также различными налогами и сборами внутри страны (акцизы, НДС, скользящие импортные сборы и др.).
  Таким образом, существующие системы налогообложения экспорта/импорта построены на одном из двух принципов: "принципе происхождения", когда товары облагаются налогом по месту их производства, происхождения; "принципе назначения", когда товары облагаются налогом по месту их потребления, назначения.
  В соответствии со ст. III ГАТТ внутренние налоги не должны применяться так, чтобы создавать защиту для внутреннего производства и внутреннего рынка. При этом импортированные товары не должны облагаться внутренними налогами любого рода, в том числе превышающими налоги и сборы, применяемые к аналогичным товарам отечественного происхождения (принцип предоставления национального режима).
  Согласно ст. VIII ГАТТ, величина внутреннего налога должна быть ограничена примерной стоимостью оказанных услуг, платежом за которые он является, а сам он не должен преследовать протекционистские и фискальные цели.
  Суд ЕС в одном из своих постановлений подчеркнул, что "любой денежный сбор, независимо от названия, величины или способа взимания, которым облагаются отечественные или иностранные товары в связи с пересечением границы, представляет собой налог, равноценный по своему действию таможенной пошлине, и подпадает под действие статей 9, 12, 13 и 16 Римского договора (отмена таможенных пошлин внутри. - Авт.) даже в том случае, если этот сбор не имеет дискриминационного или протекционистского характера, а облагаемый им товар не конкурирует с внутренним производством".
  Одной из важнейших проблем в современной международной торговой системе является практика применения "скользящих импортных сборов" в отношении сельскохозяйственных товаров в рамках ЕС.
  Основу единой политики ЕС в области сельскохозяйственных товаров составляют внутренние цены на рынке ЕС. Они делятся на три группы: контрольные, минимальные, "шлюзовые".
  Контрольные цены устанавливаются ежегодно Советом министров ЕС. Минимальные цены - это гарантированные закупочные цены, по которым государственные органы в странах ЕС закупают сельскохозяйственные товары на рынке ЕС. Шлюзовые цены устанавливаются на товары, по которым не определяются контрольные цены.
  КЕС определяет по каждому товару уровень мировых цен СИФ и ежедневно публикует размеры компенсационных сборов. Рассчитываются эти сборы как разница между мировой ценой и контрольной ценой ЕС (с поправками на транспортные расходы и качество). Эти сборы взимаются при ввозе сельскохозяйственных товаров (2/3 номенклатуры сельскохозяйственных товаров) на рынок ЕС вместо пошлин или, как это имеет место в отношении обработанных продовольственных товаров, - вместе с таможенными пошлинами. Эта система представляет собой элемент государственного регулирования внешней торговли, инструмент коллективной защиты агропромышленного комплекса ЕС.
  В Соглашении по сельскому хозяйству (ст. 4, п. 2; 5, 6), входящем в пакет документов ВТО, предусмотрено, что государства-члены ВТО не должны прибегать к использованию нетарифных мер - количественным ограничениям, лицензированию, скользящим импортным налогам. Они должны быть пересчитаны в таможенные пошлины и заменены эквивалентными ставками импортных пошлин. Фактически речь идет о трансформации единой сельскохозяйственной политики ЕС.
  120. ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ
  Технические барьеры - это требования к стандартам, системам измерения, качеству, технике безопасности, санитарно-ветеринарным нормам, правилам упаковки и маркировки и др., используемые в целях регулирования импорта иностранных товаров.
  Защитные, протекционистские функции технических барьеров состоят в увеличении издержек производства и реализации товаров, в возможности прямого запрета на ввоз того или иного товара. Так, существующая в Японии система норм и стандартов на легковые автомашины оказалась почти непреодолимым барьером для автомашин производства ЕС и США.
  Объектами применения технических барьеров становятся прежде всего: электроинструменты и электрооборудование, металлообрабатывающее и деревообрабатывающее оборудование, медицинское оборудование, оборудование для пищевой промышленности, фармацевтические товары, химические препараты, игрушки, одежда. Только в США действуют более 20.000 промышленных стандартов. Примерно столько же их в ЕС. Техническими барьерами, по некоторым приблизительным оценкам, может задеваться более 1/3 оборота МТ.
  Решение проблем, связанных с техническими барьерами, осуществляется по трем направлениям:
  - международная унификация, гармонизация норм и стандартов;
  - взаимное признание национальных норм и стандартов;
  - установление общих международно-правовых правил применения технических норм и стандартов.
  В 1979 году, по результатам Токио-раунда, было заключено первое многостороннее Соглашение по техническим барьерам в торговле. По итогам Уругвайского раунда было согласовано и принято в 1993 году более совершенное Соглашение по техническим барьерам в торговле, которое вошло в пакет документов ВТО.
  121. ТНК преодолевают технические барьеры двумя основными путями:
  - приспосабливают промышленное производство к существующим национальным стандартам;
  - создают новые - согласованные на взаимной основе - стандарты, сближая существующие национальные стандарты стран производства и потребления (гармонизация).
  122. Учитывая роль и значение стандартов в развитии мирового хозяйства активизировали свою работу международные организации, занимающиеся вопросами стандартизации: Международная организация по стандартизации (МОС), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Международная организация мер и весов (МОМВ), Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). Секретариат МОС определил, что общая потребность в международных стандартах составляет до 20 тысяч и для их разработки потребуется более 10 лет.
  123. Соглашение по техническим барьерам в торговле распространяется как на товары - промышленные и сельскохозяйственные, так и на процессы их производства и обработки.
  Согласно Соглашению, каждое государство вправе принимать и использовать технические регламенты и стандарты с целью обеспечить качество экспорта, защиту жизни и здоровья людей, животных, растений, требования производства и производственных процессов, а также отклоняться от международных стандартов, если этого требуют фундаментальные географические, климатические факторы, технологические проблемы.
  Каждое государство обязано:
  - формулировать и применять стандарты таким образом, чтобы не создавать препятствий МТ;
  - применять к импортируемым товарам те же стандарты, ставки сборов за сертификацию поставщиков, что и к аналогичным национальным товарам (национальный режим);
  - использовать стандарты в отношении одинаковых товаров разных стран происхождения, а также процедуры определения соответствия стандартам на основе принципа наибольшего благоприятствования;
  - обосновывать стандарты достижениями науки и техники;
  - извещать другие страны о принимаемых стандартах, учитывать их реакцию по формулированию стандартов.
  Соглашение предусматривает обмен информацией о технических барьерах, публикацию норм, правил, стандартов, участие всех членов ВТО в работе МОС, МЭК, других организаций. Соглашение, по сути, может служить прецедентом того, как могут регулироваться некоторые другие проблемные вопросы, существующие в международной торговой системе.
  124. САНИТАРНЫЕ И ФИТОСАНИТАРНЫЕ НОРМЫ также используются в МТ как нетарифные барьеры. Их основное предназначение - охрана здоровья населения, защита животного мира, сельского хозяйства от рисков, возникающих в связи с распространением болезней, их переносчиков, загрязняющих веществ, токсинов, болезней, переносимых животными, растениями или продукцией из них.
  Устанавливаются эти нормы санитарно-ветеринарными властями, органами здравоохранения в отношении сельскохозяйственных продуктов, пищевых товаров, медикаментов, предметов парфюмерии, химикатов и т.п.
  Внешне санитарные и фитосанитарные требования, как правило, одинаковы к национальным и иностранным товарам. На практике же применение этих норм превращает их в средство ограничения доступа на национальный рынок.
  Наиболее частый пример - запреты импорта мяса под предлогом болезни скота. В 1997 году президентом США был отменен запрет на ввоз в США мексиканских авокадо, действовавший с 1914 года по фитосанитарным соображениям. Очевидно, что данный запрет был мерой торговой политики, так как он был введен под давлением калифорнийских производителей авокадо, а Мексика, ведущий производитель этой культуры (46% мирового оборота), экспортирует авокадо в крупные европейские страны без каких-либо нареканий со стороны их служб фитосанитарного контроля.
  Обычно провести разграничение между функциями санитарных норм как протекционистских барьеров и как собственно санитарных бывает нелегко. Критерий должен быть таков: если применение этих норм нарушает принцип недискриминации, вступает в противоречие с принципом национального режима, то соответствующие нормы и практика их применения могут рассматриваться как инструменты конкурентной борьбы и протекционизма.
  В ст. XX ГАТТ "Общие исключения" говорится, что Генеральное соглашение "не должно толковаться страной-участницей как препятствие к принятию и осуществлению мер, необходимых для охраны жизни и здоровья человека, животных, растений". Возможно, вследствие этого применение санитарных и фитосанитарных норм на долгое время оказалось вне международно-правового надзора.
  В пакет документов ВТО вошло Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, фактически дополняющее Соглашение по сельскому хозяйству. Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер признает за всеми странами право вводить эти меры, но требует, чтобы они основывались на научно обоснованных международных стандартах.
  Вместе с этим разрешается устанавливать более высокий уровень защиты по сравнению с международными стандартами при условии достаточного обоснования, а также временные меры без достаточного обоснования.
  125. Дополнительным барьером в МТ зачастую являются ТАМОЖЕННЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ и УСЛОЖНЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРОСОПРОВОДИТЕЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ.
  Современную международную торговлю обслуживает более 600 типов различных документов. Многие страны активно используют несовпадение национальных требований к внешнеторговым документам. В связи с этим набирает силу тенденция унификации как самих документов, так и требований к ним. Генеральное соглашение о тарифах и торговле содержит ряд положений, касающихся упрощения формальностей и документов. Так, статья V ГАТТ провозглашает свободу транзита; Соглашение о применении статьи VII ГАТТ ("Кодекс по таможенной оценке товаров") упрощает процедуру таможенной оценки товаров; статья VIII ГАТТ прямо указывает на необходимость сокращения экспортно-импортных формальностей и упрощения документации; статья Х требует обязательной публикации полной информации о внешнеторговых формальностях.
  Вопросы внешнеторгового делопроизводства являются предметом регулирования целого ряда международных многосторонних договоров:
  - Международная конвенция по упрощению и согласованию таможенных процедур (Конвенция Киото);
  - Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах;
  - Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров;
  - Таможенная конвенция международной перевозки грузов с применением книжки TIR;
  - Правила ООН для электронного обмена данными в управлении торговли и на транспорте (ООН/Эдифакт);
  - Таможенная конвенция по контейнерным перевозкам;
  - Конвенция по содействию международным морским перевозкам и др.
  126. ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ
  Постепенное управляемое снижение эффективности средств таможенно-тарифного регулирования компенсируется не только более интенсивным использованием нетарифных мер, но и регламентированным применением защитных мер.
  Защитные меры (safeguards) - это разрешенное или заранее согласованное временное ограничение ввоза какого-либо товара в случае ущерба от его импорта национальному производству. Допустимость применения защитных мер проистекает из ст. XIX ГАТТ. При этом такие меры должны применяться в соответствии с ПНБ.
  Запрещено избирательное, селективное применение защитных мер (ст. IX ГАТТ). Из-за несовершенства положений ГАТТ имело и имеет место злоупотребление защитными мерами. Учитывая эту практику, еще в ходе Токио-раунда МТП началась работа над Соглашением по защитным мерам.
  Соглашение было окончательно согласовано во время Уругвайского раунда и вошло в пакет документов ВТО. В Соглашении определены основные условия применения защитных мер, критерии понятия "серьезного ущерба", пределы срока применения мер; запрещаются меры "серой зоны"; предусматривается учреждение Комитета по защитным мерам для наблюдения за выполнением Соглашения, а также процедуры контроля.
  Формой защитной меры может быть только временное повышение пошлины или введение квоты. Максимальный срок её использования - 4 года (с возможным неавтоматическим продлением на такой же срок). Соглашение не распространяется на защитные меры, установленные в рамках Соглашения по текстильным изделиям и одежде и Соглашения по сельскому хозяйству.
  Введение защитных мер осуществляется только по результатам специального "расследования" компетентными органами импортирующей страны с обязательным взаимодействием с Комитетом по защитным мерам, публичным уведомлением всех сторон и т.п.
  127. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ИЗ РОССИИ
  В течение продолжительного периода (до 1995 года) в России существовал институт спецэкспортеров: экспорт стратегически сажных сырьевых товаров осуществлялся только организациями, зарегистрированными МВЭС РФ. Функции регулирования внешнеэкономической деятельности с 1998 года осуществлялись Министерством промышленности и торговли РФ, с 1999 года - Министерством торговли РФ, с мая 2000 года - Министерством экономического развития и торговли.
  После отмены института спецэкспортеров сохранился порядок (ПП №758 от 1.7.94 г.), в соответствии с которым для вывоза большинства стратегически важных сырьевых товаров, кроме нефти, требуется обязательная регистрация контракта уполномоченными Министерства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность. В середине 1996 года был ликвидирован последний вид экспортных пошлин - на нефть, введенный вновь в 1999 году.
  Только по некоторым категориям продукции право экспорта закрепляется государством за определенными организациями. Речь идет о вооружениях, боеприпасах, взрывчатых веществах, военной и ракетно-космической технике, спецматериалах и спецоборудовании, ядах, наркотических веществах, алмазах и т. п.
  Россией приняты обязательства о добровольных ограничениях экспорта урана, алюминия, минеральных удобрений. В 1992-1994 гг. экспорт ряда товаров - энергоносителей, цветных металлов, пшеницы - квотировался в целях сохранения равновесия внутреннего рынка.
  В настоящее время квотирование экспорта осуществляется в тех случаях, когда это необходимо для выполнения международных обязательств России (Указ Президента № 1007 от 23.5.94 г.). В 1994 году были введены квоты на экспорт: карбида кремния, текстильных изделий, необработанного алюминия (квотирование прекращено в феврале 1996 года), изделий из стали (по Соглашению с ЕОУС).
  Лицензируется экспорт из России специфических товаров и товаров военного и двойного назначения. Так, Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов контролирует экспорт диких животных, рогов, кораллов, лекарственного сырья.
  Вывоз товаров двойного назначения осуществляется с разрешения Межведомственной комиссии по экспортному контролю. Выдаются лицензии на эти товары Министерством, регулирующим внешнеэкономическую деятельность.
  В России осуществляются мероприятия по стимулированию экспорта. В соответствии с Указом Президента от 30.11.95 г. "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров" возможна, например, финансовая поддержка экспорта за счет средств федерального бюджета.
  Минфин вправе предоставлять льготные кредиты из бюджетных средств при условии, что пользоваться ими могут только экспортеры машинотехнической продукции и лишь в пределах текущего финансового года. В феврале 1996 года Правительством РФ принята программа развития экспорта до 2005 года.
  128. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМПОРТА В РОССИЮ
  В 1996 году в России была - впервые в новейшей истории - введена квота на импорт текстильных изделий из ЕС; с 1997 года введены квоты на спирт, алкогольную продукцию, сахар. Квота на сахар, например, составляет 1500 тыс. тонн в год, в том числе для Украины - 950 тыс. тонн.
  В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 854 от 6.11.92 г. осуществляется лицензирование специфических товаров: для ввоза химических средств защиты растений необходимо разрешение Министерства сельского хозяйства и продовольствия; ввоза промышленных отходов - Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов. Лицензии выдает Министерство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность.
  В соответствии с законами РФ "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации" осуществляется контроль за качеством импорта, соответствием его внутренним стандартам.
  Министерство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность, совместно с ГТК определяют перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации (продукты питания, фармацевтика, виды топлива, бытовая техника и т. п.). В России признаются сертификаты соответствия, выданные Международной электротехнической комиссией (МЭК). Соглашения о взаимном признании сертификатов заключены Россией с Германией, Францией, Китаем, Сингапуром.
  С 1.7.92 г. в России применялся Временный импортный таможенный тариф, а с 1994 года - постоянно действующий. В мае 1995 года был утвержден новый тариф. В нем используются адвалорные, специфические и комбинированные ставки пошлин. Тариф имеет трехколоночную структуру. Подавляющее большинство ставок колеблется в диапазоне 5 - 40%. Планируется поэтапное снижение уровня ставок (до средней ставки 15% в начальном периоде XXI века).
  Порядок определения страны происхождения товаров устанавливается ГТК. Предоставление сертификата о происхождении товара обязательно в случаях:
  - если товар происходит из страны, которой предоставлены преференции по ОСП;
  - если импорт квотируется или регулируется другими нетарифными мерами;
  - если это предусмотрено в международном договоре или законодательством РФ.
  В соответствии с законом "О таможенном тарифе" возможно применение антидемпинговых, компенсационных, специальных (защитных, антидискриминационных), сезонных пошлин.
  С февраля 1993 года ввозимые товары облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизами. Ставки НДС к импортируемым и национальным товарам одинаковы. Не облагаются НДС, в частности: товары гуманитарной помощи, вклады в уставные фонды предприятий, товары из стран СНГ и др.
  За таможенное оформление товара взимается таможенный сбор в размере 0,15% от общей фактурной стоимости товара.
 6.3. Международно-правовое регулирование транснациональных товарных рынков
  129. В международной торговой системе существуют особые правовые режимы, в рамках которых осуществляется контроль за движением того или иного определенного товара, являющегося "чувствительным" для экономики производящих и/или потребляющих стран.
  Первые соглашения, регулирующие трансграничный оборот одного товара появились в 30-х гг. XX в. Товарное соглашение о регулировании производства и сбыта сахара было подписано 6.5.37 г., но ему предшествовал ряд многосторонних межправительственных соглашений, начиная с 1864 года, относительно возврата пошлин и премий за сахар.
  Известны также международное соглашение по пшенице от 22.4.42 г. (Аргентина, Австралия, Канада, Великобритания, США); соглашение об установлении .международного контроля над производством и экспортом олова от 9.11.42 г.; соглашение о регулировании производства и экспорта каучука от 7.5.34 г.; межамериканское соглашение по кофе от 28.11.40г.
  На основании этих соглашений, как правило, создавались специальные органы (бюро, комитеты, советы), уполномоченные осуществлять контроль за реализацией соглашения, производить расследования по жалобам, давать рекомендации.
  Гаванская хартия 1946 года побуждала заключать товарные соглашения между основными импортирующими и основными экспортирующими государствами с целью стабилизации цен на отдельные виды сырьевых товаров. Однако товарные соглашения создавались и функционировали автономно.
  Только в 60-е гг. ЮНКТАД приняла на себя координирующие функции в том, что касается развития правового режима торговли сырьевыми товарами. Эти вопросы в последующем становятся предметом регулирования Интегрированной программы для сырьевых товаров ЮНКТАД 1976 года, Ломейских конвенций между ЕС и PC начиная с 1975 года, соглашений ВТО.
  130. Зона, в пределах которой осуществляется движение товара и финансовых средств в его оплату, взаимодействуют интересы импортеров и экспортеров, образует трансграничный товарный РЫНОК.
  Преобладающая часть всех товарных рынков находится в правовом поле пакета соглашений ВТО. Вместе с тем, и в рамках ВТО, и за пределами этой системы образовались или образовываются правовые режимы, регулирующие отдельные товарные рынки, товарные секторы и целые группы товаров: рынок услуг, рынок полуфабрикатов, рынок машин и оборудования, рынок сырьевых товаров.
  Налицо тенденция к потоварной детализации международно-правового регулирования (МПР) международной торговли, к дифференциации правовых режимов в зависимости от специфики товара/товарной группы.
  Вместе с тем, практика реализации товарных соглашений столкнулась с таким количеством проблем, споров, нарушений, что зачастую ставятся под сомнение перспективы потоварного / секторального регулирования рынков.
  В зависимости от преобладания на рынке спроса или предложения соответственно формируется "рынок продавца" (кобальт, никель, цинк, бананы), "рынок покупателя" (вольфрам, марганец, железо), уравновешенный рынок (фосфаты).
  На многостороннем уровне взаимодействие государств-импортеров и государств-экспортеров по поводу какого-либо товара или товарного сектора в части цен, правового режима стабилизации рынка, согласования интересов осуществляется в основном в рамках международных товарных соглашений, международных организаций.
  Существуют товарные соглашения по пшенице, сахару, оливковому маслу, кофе, какао, молочным продуктам, говядине, натуральному каучуку, джуту, тропической древесине.
  131. Глубина воздействия каждого из этих соглашений на рынок не одинакова: цели некоторых соглашений можно характеризовать как координирующие (по пшенице, оливковому маслу, мясу), обеспечивающие рамочное взаимодействие государств-экспортеров и государств-импортеров, в частности, в том что касается процедур консультаций, разрешения споров, устранения практики недобросовестной конкуренции; цели других (по сахару, кофе, каучуку, молочным продуктам) как "интервенционистские", т. е. направленные на экономическое регулирование рынка воздействием либо на объемы производства, либо на уровень цен, либо на масштабы экспорта.
  Часть соглашений (по джуту, тропической древесине) направлены на развитие рынка путем совершенствования производства, товарных качеств, исследования рынка.
  Стабилизирующее, регулирующее воздействие соглашений достигается различными способами. В Соглашении по молочным продуктам ВТО установлены минимальные экспортные цены на разные виды молочных продуктов. Контроль за ценами, санкции на отклонение от установленных цен дают соответствующие товарные комитеты, функционирующие в рамках Соглашения.
  В основе Соглашения по кофе лежит увязывание объемов экспорта с уровнем цен на рынке. Глобальная экспортная квота, ежегодно распределяемая Международным советом по кофе, состоит из двух составных частей - неизменяемой части (70% квоты) и изменяемой (30%).
  Неизменяемая часть распределяется между государствами-экспортерами пропорционально их экспортному потенциалу. Изменяемая распределяется в качестве резервов по товарным стокам (складам). В зависимости от колебаний цены товарные массы этой части квоты либо выбрасываются на рынок из резерва, либо направляются в резерв.
  В Соглашениях по натуральному каучуку и какао еще более усилены механизмы взаимодействия цены и контроля за объемами экспорта, предусмотрена система единого товарного запаса.
  132. Международные товарные соглашения содержат условия, которые вполне могут рассматриваться как льготные, в том что касается цен, квот. В каком соотношении режим товарных соглашений находится с ПНБ?
  На практике этот режим находится за пределами сферы действия ПНБ. К примеру, к экспортной квоте, устанавливаемой товарным соглашением, фактически невозможно применить механизм наибольшего благоприятствования. Зачастую товарные соглашения рассматриваются как составная часть общих преференциальных мероприятий в пользу PC, и в этом качестве соглашения оказываются вне РНБ.
  Комиссия международного права ООН в ходе своей работы над Проектом статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации сформулировала положение о том, что "государство-бенефициар не приобретает в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации права на режим, распространяемый бенефицирующим государством в рамках соглашения, открытого для всех государств-членов международного сообщества, заключенного под эгидой Организации Объединенных Наций или какой-либо организации универсального характера системы Организации Объединенных Наций, объектом которого является экономический режим какого-либо сырьевого товара, если предоставление преимуществ клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации противоречит объекту и цели такого соглашения". В окончательный текст Проекта (1978 г.) это положение не вошло.
  133. С начала 80-х гг. XX в. как в рамках универсальных (ГАТТ, ЮНКТАД), так и в рамках региональных (ОЭСР, ЕС) организаций и соглашений активизировались усилия по многостороннему регулированию рынка сельскохозяйственных продуктов.
  Сельское хозяйство в крупных развитых странах стабильно развивается только благодаря сохранению аграрного протекционизма. Это же позволило занять ведущее место в экспорте сельскохозяйственных товаров.
  Правила ГАТТ не распространялись на международную торговлю сельскохозяйственными товарами. По итогам Уругвайского раунда было заключено Соглашение по сельскому хозяйству от 7.4.89 г., которое направлено на сокращение субсидий производителям и экспортерам (на 20-34%), снижение таможенных пошлин (на 24-37%) в торговле, гармонизацию национальных норм в области санитарии и фитоса-нитарии.
  Соглашение содержит обязательство стран-участниц не применять и не вводить новые нетарифные барьеры, а действующие нетарифные меры (количественные ограничения импорта, выборочное лицензирование, добровольное ограничение экспорта, скользящие импортные сборы и др.) перевести в тарифный эквивалент, также подлежащий снижению.
  134. Важная роль в регулировании товарных рынков отводится специализированным международным организациям. В соответствии с Соглашением по какао функционирует Международная организация по какао, располагающаяся в Лондоне. Высшим органом организации является Совет, состоящий из представителей всех участвующих в Соглашении государств. Совет проводит регулярные сессии в конце каждого полугодия сельскохозяйственного года для какао (1.10.-30.09.), а также специальные сессии по необходимости.
  Экспортирующие и импортирующие государства-участники имеют в Совете по 1000 голосов, распределяющихся по сложной схеме. Под руководством Совета функционируют Исполнительный, Финансовый, Статистический комитеты.
  Секретариат организации состоит из экономического отдела, административного отдела, канцелярий Исполнительного директора и Управляющего стабилизационным запасом. Стабилизационный запас объемом в 250 тыс. тонн финансируется за счет сборов с торговли какао стран-участниц.
  Международная организация по кофе со штаб-квартирой в Лондоне была создана в соответствии с Международным соглашением по кофе 1962 года. Высшим органом организации является Международный совет по кофе, состоящий из представителей всех государств-участников. Совет собирается на очередные и внеочередные сессии. Имеются также Исполнительный комитет и Секретариат.
  Международная организация по натуральному каучуку была создана в 1980 году, находится в г. Куала-Лумпур, Малайзия. Высшим органом её является Международный совет по натуральному каучуку, ежегодно избирающий Председателя и Заместителя председателя поочередно от экспортирующих и импортирующих стран.
  Решения и рекомендации в Совете принимаются раздельным простым большинством. Советом учреждаются комитеты: по административным вопросам, по операциям со стабилизирующим запасом, по статистике и др. Совет назначает Исполнительного директора и Управляющего стабилизационным запасом.
  Объем стабилизационного запаса составляет более 500 тыс. тонн и состоит из обычного и чрезвычайного запаса. Финансируется запас экспортирующими и импортирующими государствами-участниками пропорционально доле голосов в Совете. Закупка каучука в запас начинается, если мировые цены падают ниже определенного уровня; при превышении согласованного уровня мировых цен осуществляется продажа товара из запаса.
  Международная организация по сахару существует с 1937 года в Лондоне. Высшим органом организации является Международный совет по сахару. Совет назначает Исполнительного директора, Управляющего фондом финансирования запасов и Секретаря. Существуют также Исполнительный комитет, Статистический комитет, Комитет по специальному резерву квот, Консультативный комитет по фонду финансирования запасов и др.
  Международный совет по оливковому маслу функционирует с 1959 года, размещается в Мадриде, Испания. В Совете созданы комитеты: экономический, технический, по пропаганде потребления, др.
  Международный совет по олову размещается в Лондоне. Имеет комитеты. Совет дает ежеквартальную оценку вероятного объема производства и потребления олова, производит исследования. В настоящее время нет действующего многостороннего товарного соглашения по олову.
  Международный совет по пшенице был преобразован в 1942 году из Консультативного комитета по пшенице, созданного по международному товарному соглашению 1933 года. Основная задача Совета - наблюдение за положением на рынке пшеницы.
  135. Помимо международных организаций, существуют и другие институциональные формы многостороннего взаимодействия государств-экспортеров и импортеров, изучения товарных рынков - межправительственные исследовательские группы, неформальные соглашения и др.
  Под эгидой ФАО функционируют, в частности, межправительственные исследовательские группы по чаю, цитрусовым, зерновым, рису, бананам, виноградарству и виноделию, арахисовым и др. Под эгидой ЮНКТАД функционируют международные исследовательские группы по свинцу, цинку, никелю, Комитет по вольфраму.
  Относительно автономно функционируют Международная исследовательская группа по каучуку, Международный секретариат по шерсти, Международный консультативный комитет по хлопку, Международный институт хлопка и др.
  Неформальные (по сути, "джентльменские") соглашения заключаются в рамках ФАО. Они не имеют формально юридического характера, каких-то особых процедур заключения и исходят сугубо из прагматических соображений. Такие соглашения (по чаю, рису, бананам) обычно фиксируют индикативные цены, устанавливают экспортные квоты для государств-производителей и т. п.
  136. Кроме организаций, обеспечивающих взаимодействие государств, производящих и потребляющих тот или иной вид товаров, имеются, как уже отмечалось ранее, межправительственные организации, объединяющие только производящие (экспортирующие) государства: ОПЕК, Межправительственный совет стран-экспортеров меди, Союз стран-экспортеров бананов, Ассоциация стран-экспортеров железной руды и др.
  137. В мае 1976 года в ЮНКТАД была принята резолюция 93 (IV) "Интеграционная программа для сырьевых товаров". Программа имеет целью через международные механизмы регулирования стабилизировать товарные сырьевые рынки по максимально возможной номенклатуре товаров, а также воздействовать на оптимальное соотношение мировых цен на сырьевые товары и готовую продукцию.
  Предполагалось, что Программа в первую очередь должна применяться к 18 товарам: бананы, бокситы, какао, кофе, медь, хлопок, жесткие волокна (сизаль, копра, др.), железная руда, джут, марганец, мясо, фосфаты, каучук, сахар, чай, тропическая древесина, олово, растительное масло. Каждый товар, по замыслу, должен был стать предметом многосторонних переговоров государств-экспортеров и государств-импортеров. Ряд товаров легли в основу новых товарных соглашений (каучук, джут, древесина).
  Кроме того, предусматривалось учреждение Общего фонда для сырьевых товаров с целью финансирования стабилизационных запасов по "Интегрированной программе". Договор об учреждении Фонда был принят в 1980 году и должен набрать для вступления в силу 90 ратификаций при ряде условий, касающихся суммарного объема взносов. К настоящему времени итоги реализации "Интегрированной программы" являются неутешительными.
  138. Своя система стабилизации товарных рынков существует во взаимоотношениях между ЕС и PC в рамках Ломейских конвенций. Первая Ломейская конвенция была подписана 28.2.75 г. между ЕС и 46 государствами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ).
  Действующая IV Ломейская конвенция между ЕС и 68 государствами АКТ подписана 15.12.89 г. на 10-летний срок. В основу стабилизационных механизмов Конвенции положены так называемые программы "Стабэкс" и "Сисмин".
  "Стабэкс" - это система, согласно которой ЕС гарантирует государствам АКТ определенный уровень экспорта сырьевых товаров; в ней заложен также механизм компенсации потерь вследствие конъюнктуры мирового рынка тем государствам, экономика которых зависит от экспорта небольшой номенклатуры сырьевых ресурсов.
  Система "Стабэкс" применяется к 12 группам товаров, в основном сельскохозяйственным: арахисовые, какао, кофе, хлопок, кокосовые, продукты пальм, кожи, древесина, чай, железная руда, др. При этом должны быть соблюдены два условия: доля товара в экспорте страны АКТ за предыдущий год должна быть не менее 5%, объем экспорта в ЕС данного товара не может быть уменьшен более чем на 4,5% против согласованного уровня.
  Система "Сисмин" направлена на финансовую поддержку и обеспечение конкурентоспособности минеральносырьевого потенциала стран АКТ. Она охватывает следующие виды минерального сырья: медь, кобальт, бокситы, алюминий, фосфаты, марганец, олово, железистые пириты, уран.
  Финансовая помощь по этой программе оказывается, если: а) доля соответствующего вида ресурсов в общем объеме экспорта за предыдущие 4 года не менее 15%; б) имеет место угроза сокращения объемов производства определенного вида минерального сырья или объемов его экспорта, либо в) объем экспорта всех видов сырья в совокупности составляет не менее 20% общего объема экспорта страны АКТ. Финансирование по программе "Сисмин" оказывается в форме специальных - льготных - кредитов под 1% годовых сроком на 40 лет с отсрочкой платежей по процентам на 10 лет.
  Протокол по сахару, приложенный к IV Ломейской конвенции, представляет собой региональное международное соглашение по стабилизации рынка сахара и регулированию объемов его экспорта. В Протоколе содержатся обязательства сторон по купле-продаже согласованного ежегодного объема сахара (максимум немногим более 1,2 млн. тонн в год) при ценах, фиксируемых на основе определенного механизма. На практике реализация Протокола встречает значительные трудности.
  139. Метод многостороннего "потоварного" или "секторального" регулирования применяется не только в области сырьевых товаров, но и в области готовой продукции и/или полуфабрикатов - в первую очередь по тем товарам (группам товаров), которые можно отнести к категории экономически "чувствительных", остро реагирующих на колебания рынка, кризисы мировой экономики, или которые обладают технической, технологической спецификой.
  Так, в рамках ГАТТ в 1973 году было заключено Соглашение о международной торговле текстилем, охватывавшим все виды искусственных и синтетических хлопчатобумажных и шерстяных тканей и изделий из них (и получившим название "МФА").
  В Соглашении устанавливались обязательства не вводить новые односторонние или двусторонние ограничения в торговле этими товарами, а по уже действующим вводился специальный контроль с целью последующего устранения мер количественного регулирования экспорта/импорта. Соглашение продлевалось пять раз.
  В 1994 году, когда оно перестало существовать, в нем участвовали на стороне импортеров 9 государств, на стороне экспортеров - 31 государство. Соглашением предписывалось, чтобы государства-экспортеры и государства-импортеры в двусторонних соглашениях определяли экспортные квоты на основе жестких правил, с учетом согласованных ежегодных темпов прироста. Всего было заключено около 90 таких соглашений (и около 30 соглашений существовало за пределами этой системы).
  С 1.1.95 г. Соглашение МФА было заменено Соглашением по текстилю и одежде ВТО. Последнее содержит перечень товаров по Гармонизированной системе, на которые распространяется его действие, и предусматривает перевод торговли текстильными товарами до 2005 года на принципы ГАТТ.
  С 1.1.2005 года ни одно государство не вправе применять нетарифные ограничения на импорт текстиля и одежды. Что касается ограничительных мер, действовавших вне рамок МФА, каждая страна обязана представить 10-летнюю программу их устранения в Орган по торговле текстилем (Оrgane de surveillance des textiles - O.S.T.).
  140. В ходе Токио-раунда было подготовлено многостороннее Соглашение о торговле гражданской авиатехникой, вступившее в силу с 1.1.80 г. Оно объединяет более 20 государств, практически всех мировых производителей авиатехники (кроме России), и создает трансграничную товарную зону свободной торговли для государств-участников.
  Соглашение распространяется на гражданские самолеты, вертолеты, запчасти к ним, обслуживающую технику. Оно сохранило свой "ограниченно многосторонний" статус, т. е. применяется между участвующими в нем государствами и не распространено на всех государств-членов ВТО. Такой же статус в системе ВТО имеют, в частности, Соглашение о торговле говядиной и Соглашение о торговле молочными продуктами.
  141. Многие трансграничные товарные рынки не имеют специфического многостороннего международно-правового регулирования, если не считать таковым режим, созданный в рамках ВТО. Некоторые рынки управляются ограниченным числом ТНК, зачастую не заинтересованных в создании международных товарных соглашений или каких-либо межгосударственных многосторонних механизмов.
  Часть товарных рынков находится под определяющим влиянием региональных экономических организаций, организаций стран-производителей или стран-экспортеров, государств или групп государств, доля которых в производстве и/или экспорте является наиболее заметной.
  Примером регулирования рынка действиями основных государств-экспортеров может служить мировой нефтяной рынок. Как известно, страны ОПЕК в 1997 году приняли решение об увеличении с декабря 1997 года на 10% национальных квот производства нефти (с 25 до 27,5 млн. баррелей в день; 1 баррель - 159 литров).
  В результате согласованного увеличения объема производства нефти мировые цены на неё к марту 1998 года упали на 40%. Падение цен на мировом рынке сильно ударило по российскому экспорту нефти. Цена на российскую нефть упала за этот период в средиземноморских портах со 127 до 83 долларов за тонну (при нулевом уровне рентабельности при 102 долларов за тонну).
  В марте 1998 года Саудовская Аравия (25% мировых запасов нефти), Кувейт, ОАЭ, Иран, Венесуэла, Ливия, Алжир и Нигерия договорились о суммарном сокращении на период 1998 года добычи нефти на 160 тысяч тонн в день, после чего цены на нефть сразу же поднялись на 15% (на российскую нефть в средиземноморских портах - до 104 долларов за тонну), а в конце 1999 года достигали 128 долларов за тонну.
  Таким образом, ОПЕК играет важную роль в балансировании спросом и предложением на мировом рынке нефти. ОПЕК рекомендует государствам, не являющимся членами организации, но оказывающим влияние на мировой рынок (Норвегия, Россия, Мексика и др.) сокращать добычу нефти.
  Фактически такая рекомендация представляет собой предложение взять на себя обязательство по добровольному ограничению экспорта. Мексика, например, последовала этой рекомендации и взяла на себя обязательство сократить производство нефти.
 6.4. Система ВТО
  178. В 1943 году в на американо-английских консультациях по вопросам МТ был поставлен вопрос о создании международной торговой организации (МТО). В 1945 году США предложили союзникам провести Международную конференцию по торговле и развитию и создать МТО.
  В феврале 1946 года на первой сессии ЭКОСОС была принята резолюция о созыве Конференции ООН по торговле и занятости, и на основе её создан Подготовительный комитет из представителей 19 государств. Подготовительный комитет выработал Устав МТО и проект Генерального соглашения о тарифах и торговле.
  Уже в сентябре 1947 года проект Устава МТО был направлен правительствам на рассмотрение, а между государствами, участвовавшими в работе Подготовительного комитета, начались многосторонние переговоры о взаимном снижении таможенных пошлин.
  В Заключительный акт Второй сессии Подготовительного комитета были включены текст ГАТТ, списки тарифных уступок, Протокол о временном применении ГАТТ.
  С 21.11.47 г. по 24.3.48 г. в Гаване проходила Конференция ООН по торговле и занятости, принявшая Устав МТО. С 1.01.48 г. вступил в силу текст ГАТТ; предполагалось, что он будет действовать до вступления в силу Устава МТО.
  Однако Устав МТО, подписанный государствами-участниками Конференции ООН по торговле и занятости, не был ратифицирован новым (республиканским) составом конгресса США и другими государствами, и, соответственно, так и не вступил в силу. Единственным многосторонним документом, регулировавшим МТ, осталось ГАТТ, просуществовавшее, с последующими дополнениями, до конца 1993 года.
  143. Текст ГАТТ содержал 38 статей, 9 приложений и приложенные списки тарифных уступок (ГАТТ-47). Наиболее важные статьи ГАТТ-47:
  СТАТЬЯ I устанавливает ПНБ в отношении таможенных пошлин, сборов, методов их взимания, перевода платежей за импорт/экспорт, мер регулирования импорта/экспорта, взаимных таможенных уступок.
  СТАТЬЯ III устанавливает принцип предоставления национального режима в отношении внутренних налогов, сборов, законов, правил, относящихся к купле-продаже, перевозке, распределению, использованию, переработке товаров на внутринациональном рынке. Из этого режима исключаются нормы, регулирующие правительственные закупки.
  СТАТЬЯ V провозглашает принцип свободы транзитных перевозок, которые подлежат освобождению от всех таможенных пошлин, транзитных сборов, кроме сборов, соразмерных административным расходам и стоимости предоставленных услуг; статья распространяет РНБ на транзитные перевозки.
  СТАТЬЯ VI посвящена правилам применения антидемпинговых и компенсационных пошлин.
  СТАТЬЯ VII определяет общие принципы оценки товара для таможенных целей.
  СТАТЬЯ VIII формулирует обязанности по сокращению таких нетарифных ограничений, как сборы и формальности, связанные с импортом/экспортом.
  СТАТЬЯ IX распространяет РНБ на требования, предъявляемые к маркировке товаров.
  СТАТЬЯ XI запрещает введение или сохранение количественных ограничений на импорт/экспорт, будь то в форме квот, лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов и сборов. Статья определяет также исключения из этого общего запрета.
  СТАТЬЯ XII разрешает временное применение количественных ограничений в целях обеспечения своего внешнего финансового положения, предотвращения угрозы сокращения валютных резервов, равновесия платежного баланса.
  СТАТЬЯ XIII устанавливает недискриминационный режим в отношении запрещений, ограничений импорта/экспорта.
  СТАТЬЯ XIV определяет временные исключения из недискриминационного режима в отношении запрещений, ограничений импорта /экспорта.
  СТАТЬЯ XVI направлена на устранение практики субсидирования экспорта.
  СТАТЬЯ XVII посвящена практике действий государственных предприятий в МТ; такие предприятия в экспортно-импортных операциях должны руководствоваться исключительно коммерческими соображениями и не допускать дискриминации в своей внешней торговле.
  СТАТЬЯ XVIII-бис предусматривает регулярное проведение многосторонних торговых переговоров на основе потоварного подхода на предмет снижения таможенных пошлин, закрепления пошлин на существующем или согласованном уровне.
  СТАТЬЯ XIX разрешает государствам временно на недискриминационной основе приостанавливать свои обязательства по таможенным уступкам, принимать защитные меры в случае угрозы причинения ущерба отечественным производителям.
  СТАТЬЯ XX позволяет государствам прибегать на недискриминационной основе к мерам, являющимся исключениями из режима ГАТТ, в случаях защиты общественной морали; охраны жизни, здоровья человека, животных, растений; импорта/экспорта золота и серебра; охраны художественных, исторических, археологических ценностей; исполнения международных товарных соглашений и др.
  СТАТЬЯ XXI позволяет государствам отступать от положений ГАТТ по соображениям безопасности, в том числе в отношении расщепляемых (радиоактивных) материалов; торговли оружием; мер, принимаемых в исполнение обязательств на основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.
  СТАТЬЯ XXIV формулирует исключения из РНБ в прользу преимуществ в рамках приграничной торговли, таможенных союзов, зон свободной торговли.
  СТАТЬЯ XXV (п. 5) предусматривает в исключительных обстоятельствах возможность временного освобождения соответствующего государства от обязательств по ГАТТ при условии одобрения такого освобождения квалифицированным большинством голосов.
  СТАТЬЯ XXIX устанавливает обязательство государств соблюдать принципы глав I-VI и IX Устава МТО (Гаванской хартии).
  СТАТЬЯ XXXVI посвящена принципам и целям содействия развитию PC и закрепляет (п. 8) отказ от взаимности при предоставлении развитыми государствами преференций в пользу PC.
  144. Важная особенность ГАТТ, заложенная в его конструкции, состоит в чрезвычайной гибкости его положений, возможности саморазвития этой правовой системы, совершенствования правовой и организационной инфраструктуры ГАТТ в соответствии с меняющимися условиями МТ.
  Сложившееся на основе ГАТТ учреждение без малого 50 лет выполняло функции международной торговой организации.
  Процесс модификации, модернизации положений ГАТТ проходил в несколько этапов. В 1954-1955 гг. была осуществлена безуспешная попытка создать на базе ГАТТ Организацию Торгового Сотрудничества. В 1964 году в текст ГАТТ была добавлена Часть IV (ст. XXXVI-XXXVIII), касающаяся условий применения положений ГАТТ к PC. Она вошла в силу в 1966 году.
  По итогам Токио-раунда были приняты соглашения и договоренности, которые уточняли, расширяли сферу действия ГАТТ: Соглашение по техническим барьерам в торговле (Кодекс по стандартам), Соглашение по толкованию и применению статей VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс по субсидиям и компенсационным пошлинам), Соглашение по применению статьи VII ГАТТ (Кодекс по таможенной оценке), Соглашение по применению статьи VI ГАТТ (Кодекс по антидемпингу) и др.
  Становление ГАТТ как международной организации происходило постепенно. В отличие от других международных организаций в системе ГАТТ не было только такого признака, как единый учредительный акт, который определял бы компетенцию, сферу действия, организационную структуру, привилегии, иммунитета и т.п. По этой причине ГАТТ часто квалифицировали как "параорганизацию".
  145. Высшим органом ГАТТ являлись Сессии Договаривающихся Сторон (один раз в год или по необходимости) с чрезвычайно широкой компетенцией. Каждое государство-участник обладало одним голосом. Решения принимались большинством голосов либо квалифицированным большинством, хотя на практике, согласно прецедентной норме, большинство решений принимались консенсусом. Под консенсусом подразумевалось отсутствие возражений.
  На XVI Сессии Договаривающихся Сторон был создан постоянный оперативный руководящий орган - Совет представителей Договаривающихся Сторон (Совет ГАТТ) со следующей компетенцией:
  - осуществлять рассмотрение срочных вопросов между Сессиями;
  - осуществлять контроль за работой комитетов и других вспомогательных органов;
  - осуществлять подготовку к Сессиям Договаривающихся Сторон.
  Совет формировался из представителей Договаривающихся Сторон и получал право избирать своих должностных лиц. Голосование и принятие решений происходило так же, как и на Сессиях Договаривающихся Сторон. Заседания Совета проводились, как правило, 1 раз в месяц.

<< Пред.           стр. 5 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу