<< Пред. стр. 1 (из 11) След. >>
Э. Г. СИНГУРИНДИ
ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ. М.,
ДОСААФ, 1976
80 с. с ил.
В книге рассказывается о подготовке к соревнованиям кузова,
силовой передачи и ходовой части легкового автомобиля (в ос-
новном М-412).
Рассчитана на спортсменов, работников автоклубов, автохо-
зяйств и владельцев легкового транспорта.
(c) Издательство ДОСААФ СССР, 1976
======================== 1 ==========================
К ЧИТАТЕЛЮ
Из всех видов автомобильных соревнований наиболее
приближенным к обычным условиям эксплуатации ма-
шин являются ралли. В то же время они включают в се-
бя почти все отдельные виды автоспорта. Так, в совре-
менном ралли есть скоростные гонки как по шоссе, так
и по грунтовым дорогам, подъемы на холм, фигурное
вождение и слалом, участки с повышенной сложностью
движения. В общем, ралли не только разнообразны по
своему содержанию, но и рассчитаны на автомобилистов
разной квалификации. Среди спортсменов эти состяза-
ния помогают выявить сильнейших, а заводам - про-
верить достоинство тех или иных конструкций машин и
их качество.
Ралли, как и любой вид спорта, требует определен-
ной подготовки людей и техники. В предлагаемой книге
рассказывается о подготовке для участия в соревновани-
ях автомобиля "Москвич".
Так как методика повышения мощности двигателя
была достаточно подробно описана в предыдущей книге
"Подготовка автомобильных двигателей к соревновани-
ям", выпущенной издательством ДОСААФ в 1974 году,
то здесь я счел возможным остановиться лишь на воп-
росах подготовки к ралли кузова, силовой передачи и
ходовой части автомобиля.
Приведенные рекомендации основаны на анализе не-
исправностей, возникающих в ходе соревнований и ме-
шающих нормальной работе какого-либо узла или уп-
равлению автомобилем.
Хотелось бы напомнить всем автомобилистам, что ус-
пех в соревнованиях не приходит сам собой. Только по-
стоянное совершенствование автомобильной техники, по-
вышение ее надежности, надлежащая подготовка авто-
мобиля в целом, рост мастерства водителей обеспечива-
ют условия для высоких спортивных результатов
Вновь как и в подготовке предыдущей книги, ак-
тивное участие в систематизации некоторых материалов
для рукописи принял инженер-конструктор Ленинград-
======================== 2 ==========================
ского карбюраторного завода им. Куйбышева Э. М. Ле-
вин, которому автор считает своим долгом выразить бла-
годарность.
Автор.
КЛАССИФИКАЦИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКИ
АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ СПОРТА.
Международной спортивной классификацией автомо-
билей серийные машины делятся на четыре группы и
13 классов.
В группу I входят автомобили, которых в год выпус-
кается серийно не менее 5000 штук. Для машин этой
группы разрешаются при подготовке к соревнованиям
ограниченные конструктивные переделки: установка двух
дополнительных фар, замена жиклеров карбюратора,
применение любого аккумулятора, шипованной резины,
дополнительных контрольных приборов и приборов за-
жигания.
Группу II составляют автомобили, годовой выпуск
которых равен не менее 1000 штук. Для автомоби-
лей этой группы правилами разрешено применять допол-
нительное оборудование и даже делать некоторые кон-
структивные изменения агрегатов и узлов.
Группа II включает в себя автомобили серийного
производства для большого туризма, изготавливающие-
ся в количестве не менее 1000 шт. в год. При подготовке.
их к соревнованиям допускаются те же изменения, что
и для автомобилей группы I.
К группе IV относятся специально подготовленные
автомобили большого туризма, выпускаемые в год не
менее 500 штук. Это - спортивные машины, специаль-
но построенные для соревнований. Допустимые передел-
ки - в пределах требований группы II.
Вопрос о том, к какой группе отнести автомобиль
участников ралли, решает ФИА на основе заводской
анкеты с исчерпывающей технической характеристикой
======================== 3 ==========================
на каждую модель и справки о выпуске машин в продажу.
На основе международной классификации Федерация
автоспорта СССР (ФАС СССР) с 1 мая 1974 г. ввела
в действие "Классификацию и технические требования
к автомобилям, участвующим в спортивных соревнова-
ниях".
По классификации ФАС СССР легковые автомобили
для спорта делятся на классы по рабочему объему дви-
гателя следующим образом:
1-й класс - до 500 см3
2-й класс - свыше 500 см3 до 600 см3
3-й " " 600 см3 до 700 см3
4-й " " 700 см3 до 850 см3
5-й " " 850 см3 до 1000 см3
6-й " " 1000 см3 до 1150 см3
7-й " " 1150 см3 до 1300 см3
8-й " " 1300 см3 до 1600 см3
9-й " " 1600 см3 до 2000 см3
10-й " " 2000 см3 до 2500 см3
11-й " " 2500 см3 до 3000 см3
12-й " " 3000 см3 до 5000 см3
13-й " " 5000 см3.
Отечественные легковые автомобили, на которых вы-
ступает подавляющее большинство спортсменов, относят-
ся к 7-му (ВАЗ-2101, ВАЗ-21011), 8-му ("Москвич-412",
ВАЗ-21.03) и 10-му (ГАЗ-21, ГАЗ-24) классам.
Технические требования, выдвинутые в этом доку-
менте, отражают в своей основе специфику развития
автомобильного спорта в стране и заботу о безопасно-
сти спортсменов в период соревнований. Так, например,
указано на необходимость применения в качестве обя-
зательного дополнительного оборудования не менее двух
наружных зеркал, расположенных с разных сторон ав-
томобиля. Должен также быть обеспечен обзор с по-
мощью внутреннего зеркала и через заднее стекло. Же-
лательно устанавливать сферические зеркала, так как
они обеспечивают весьма значительный угол обзора.
Этими же требованиями установлено, что шины, в том
числе и на запасном колесе, должны выдерживать наг-
======================== 4 ==========================
рузку больше, чем возможная нагрузка на любое колесо,
а скоростной предел - выше максимальной скорости
машины с форсированным двигателем. На шинах не до-
пускаются наружные и внутренние трещины, следы ме-
ханических повреждений, неравномерный износ протек-
тора. Запрещается применение шин с наваренным про-
тектором.
Допускается применение устройств для защиты агре-
гатов от наружных повреждений, защита трубопроводов
тормозов и бензопровода путем переноса их внутрь ку-
зова. Разрешается усиливать детали ходовой части, не
уменьшая, однако, их веса. При этом, как измененные
детали, так и сопряженные с ними, должны оставаться
серийными. Можно производить подварку .швов кузова,
устанавливать каркас безопасности и дополнительные
ребра жесткости, усиливать места установки домкрата
и увеличивать число таких мест.
Для улучшения освещенности дороги допускается
применение любых дополнительных фар отечественного
и зарубежного производства. Общее число фар (вместе
с основными) на автомобиле не должно превышать
шести. Установка дополнительных фар должна быть
произведена в соответствии с ГОСТом 8769-69, основ-
ные требования которого заключаются в применении и
расположении попарно одинаковых фар в определенных
пределах по высоте и ширине машины. В основных фа-
рах можно применять любые автомобильные лампы, за-
менять аналогичными по назначению оптические эле-
менты.
В качестве улучшения средств сигнализации разре-
шено заменять звуковые сигналы или ставить дополни-
тельные. При этом, естественно, увеличивается количест-
во выключателей, дополнительных реле, предохраните-
лей, электрических кабелей.
Техническими .требованиями допускается также при-
менение и других устройств, повышающих безопасность,
с тем лишь условием, чтобы они предварительно были
опробованы заводами или НИИ и не содействовали бы
прямо или косвенно улучшению скоростных качеств ав-
======================== 5 ==========================
томобиля.
Кроме деления на классы, классификация предусмат-
ривает и деление на группы. К первой группе относятся
легковые автомобили, при подготовке которых к сорев-
нованиям не предусматривается выполнение специаль-
ных работ в объеме, превышающем регулировку и от-
ладку отдельных узлов и агрегатов. Автомобили этой
группы должны соответствовать техническим условиям
заводов-изготовителей и иметь годовой выпуск не менее
5000 штук. Поэтому, например, легковые автомобили
автозавода им. Лихачева не могут быть включены в пер-
вую группу из-за ограниченного количества выпуска.
При подготовке к соревнованиям автомобилей первой
группы разрешено несколько увеличивать рабочий объ-
ем цилиндров двигателя, применяя поршни, поршневые
кольца и гильзы либо ремонтных размеров, либо рас-
тачивая соответственно блок цилиндров. Однако рабо-
чий объем цилиндров двигателя должен остаться в пре-
делах того класса, к которому относится данный серий-
ный автомобиль. В целях повышения надежности систе-
мы зажигания допускается замена катушки зажигания,
свечей и конденсаторов. Можно, используя возможность
доводки карбюратора, заменить соответствующие жик-
леры, что обеспечивает приготовление обогащенной го-
рючей смеси на всем диапазоне нагрузочных режимов
и, следовательно, повысит мощность двигателя. Соответ-
ственно увеличивается мощность двигателя на про-
межуточных углах открытия дроссельных заслонок. Ем-
костями под дополнительное топливо для автомобилей
этой группы разрешается использовать только металли-
ческие канистры. В отдельных случаях, если это огово-
рено положением о соревнованиях, допускается увеличе-
ние емкости основного бака или установка дополнитель-
ных баков.
В трансмиссии автомобиля классификацией допус-
кается изменение передаточного числа главной передачи,
если у данной модели имеются модификации. Так, на
"Москвиче-412" можно устанавливать редуктор модели
"Москвич-434" с передаточным числом 4,55; на автомо-
======================== 6 ==========================
билях ВАЗ-2101 - редукторы с числами 4,3 и 4,44. Раз-
решено применение амортизаторов любого тина, в том
числе и зарубежного производства, но нельзя увеличи-
вать их общее количество и применять иные, нежели
серийные, способы крепления. Могут быть также ис-
пользованы любые шины, отвечающие общим требо-
ваниям безопасности, но при условии их монтажа на
колеса, предназначенные для данной марки автомобиля.
Для улучшения посадки водителя и обеспечения
удобства управления при продолжительном и непрерыв-
ном движении допускается изменение сидений. Дополни-
тельные подушки, установленные по бокам основания и
спинки сиденья, надежно фиксируют водителя в попе-
речном направлении на поворотах.
Что касается дополнительной обработки деталей, то
она разрешается в пределах допусков по чертежам за-
вода-изготовителя. Таким образом, можно произвести
зачистку поверхностей впускных и выпускных каналов
головки, подобрать соответствующие зазоры или натяги
в сопряжении деталей.
Большие технические усовершенствования разре-
шены для серийных легковых автомобилей второй груп-
пы, что позволяет, с одной стороны, автозаводам про-
верять новые конструктивные решения, а, с другой.
клубным спортсменам добиваться от автомобилей высо-
ких динамических качеств, У автомобилей этой группы
разрешается производить форсировку двигателя с ис-
пользованием самых современных решений, причем го-
ловка блока двигателя может быть любой конструкции;
количество клапанов, распределительных валов и вели-
чина степени сжатия не ограничиваются. Не допускает-
ся, однако, изменение конструкции блока цилиндров, но
и для него разрешена механическая обработка, напри-
мер, верхней плоскости - для увеличения степени сжа-
тия.
Система питания может быть многокамерной, с лю-
бым типом карбюраторов, в том числе и зарубежного
производства. Для улучшения наполнения разрешена за-
мена или снятие воздушного фильтра. Нельзя только за-
======================== 7 ==========================
менять карбюраторное питание системой вспрыска топ-
лива и применять наддув.
Можно установить дополнительный бак или заменять
основной. Емкость баков при этом не должна превышать
80-100 л (в зависимости от рабочего объема двигате-
ля).
Форсированный двигатель, как правило, высокообо-
ротный. Чтобы обеспечить его бесперебойную работу при
большой величине максимальных оборотов, допускается
<< Пред. стр. 1 (из 11) След. >>