<< Пред.           стр. 1 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 Э. Г. СИНГУРИНДИ
 ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ. М.,
 ДОСААФ, 1976
 80 с. с ил.
 
  В книге рассказывается о подготовке к соревнованиям кузова,
 силовой передачи и ходовой части легкового автомобиля (в ос-
 новном М-412).
  Рассчитана на спортсменов, работников автоклубов, автохо-
 зяйств и владельцев легкового транспорта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 (c) Издательство ДОСААФ СССР, 1976
 
 
 
 
 
 ======================== 1 ==========================
  К ЧИТАТЕЛЮ
 
  Из всех видов автомобильных соревнований наиболее
 приближенным к обычным условиям эксплуатации ма-
 шин являются ралли. В то же время они включают в се-
 бя почти все отдельные виды автоспорта. Так, в совре-
 менном ралли есть скоростные гонки как по шоссе, так
 и по грунтовым дорогам, подъемы на холм, фигурное
 вождение и слалом, участки с повышенной сложностью
 движения. В общем, ралли не только разнообразны по
 своему содержанию, но и рассчитаны на автомобилистов
 разной квалификации. Среди спортсменов эти состяза-
 ния помогают выявить сильнейших, а заводам - про-
 верить достоинство тех или иных конструкций машин и
 их качество.
  Ралли, как и любой вид спорта, требует определен-
 ной подготовки людей и техники. В предлагаемой книге
 рассказывается о подготовке для участия в соревновани-
 ях автомобиля "Москвич".
  Так как методика повышения мощности двигателя
 была достаточно подробно описана в предыдущей книге
 "Подготовка автомобильных двигателей к соревновани-
 ям", выпущенной издательством ДОСААФ в 1974 году,
 то здесь я счел возможным остановиться лишь на воп-
 росах подготовки к ралли кузова, силовой передачи и
 ходовой части автомобиля.
  Приведенные рекомендации основаны на анализе не-
 исправностей, возникающих в ходе соревнований и ме-
 шающих нормальной работе какого-либо узла или уп-
 равлению автомобилем.
  Хотелось бы напомнить всем автомобилистам, что ус-
 пех в соревнованиях не приходит сам собой. Только по-
 стоянное совершенствование автомобильной техники, по-
 вышение ее надежности, надлежащая подготовка авто-
 мобиля в целом, рост мастерства водителей обеспечива-
 ют условия для высоких спортивных результатов
  Вновь как и в подготовке предыдущей книги, ак-
 тивное участие в систематизации некоторых материалов
 для рукописи принял инженер-конструктор Ленинград-
 
 ======================== 2 ==========================
 ского карбюраторного завода им. Куйбышева Э. М. Ле-
 вин, которому автор считает своим долгом выразить бла-
 годарность.
 
  Автор.
 
 
 КЛАССИФИКАЦИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКИ
  АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ СПОРТА.
 
  Международной спортивной классификацией автомо-
 билей серийные машины делятся на четыре группы и
 13 классов.
  В группу I входят автомобили, которых в год выпус-
 кается серийно не менее 5000 штук. Для машин этой
 группы разрешаются при подготовке к соревнованиям
 ограниченные конструктивные переделки: установка двух
 дополнительных фар, замена жиклеров карбюратора,
 применение любого аккумулятора, шипованной резины,
 дополнительных контрольных приборов и приборов за-
 жигания.
  Группу II составляют автомобили, годовой выпуск
 которых равен не менее 1000 штук. Для автомоби-
 лей этой группы правилами разрешено применять допол-
 нительное оборудование и даже делать некоторые кон-
 структивные изменения агрегатов и узлов.
  Группа II включает в себя автомобили серийного
 производства для большого туризма, изготавливающие-
 ся в количестве не менее 1000 шт. в год. При подготовке.
 их к соревнованиям допускаются те же изменения, что
 и для автомобилей группы I.
  К группе IV относятся специально подготовленные
 автомобили большого туризма, выпускаемые в год не
 менее 500 штук. Это - спортивные машины, специаль-
 но построенные для соревнований. Допустимые передел-
 ки - в пределах требований группы II.
  Вопрос о том, к какой группе отнести автомобиль
 участников ралли, решает ФИА на основе заводской
 анкеты с исчерпывающей технической характеристикой
 
 ======================== 3 ==========================
 на каждую модель и справки о выпуске машин в продажу.
  На основе международной классификации Федерация
 автоспорта СССР (ФАС СССР) с 1 мая 1974 г. ввела
 в действие "Классификацию и технические требования
 к автомобилям, участвующим в спортивных соревнова-
 ниях".
  По классификации ФАС СССР легковые автомобили
 для спорта делятся на классы по рабочему объему дви-
 гателя следующим образом:
  1-й класс - до 500 см3
  2-й класс - свыше 500 см3 до 600 см3
  3-й " " 600 см3 до 700 см3
  4-й " " 700 см3 до 850 см3
  5-й " " 850 см3 до 1000 см3
  6-й " " 1000 см3 до 1150 см3
  7-й " " 1150 см3 до 1300 см3
  8-й " " 1300 см3 до 1600 см3
  9-й " " 1600 см3 до 2000 см3
  10-й " " 2000 см3 до 2500 см3
  11-й " " 2500 см3 до 3000 см3
  12-й " " 3000 см3 до 5000 см3
  13-й " " 5000 см3.
  Отечественные легковые автомобили, на которых вы-
 ступает подавляющее большинство спортсменов, относят-
 ся к 7-му (ВАЗ-2101, ВАЗ-21011), 8-му ("Москвич-412",
 ВАЗ-21.03) и 10-му (ГАЗ-21, ГАЗ-24) классам.
  Технические требования, выдвинутые в этом доку-
 менте, отражают в своей основе специфику развития
 автомобильного спорта в стране и заботу о безопасно-
 сти спортсменов в период соревнований. Так, например,
 указано на необходимость применения в качестве обя-
 зательного дополнительного оборудования не менее двух
 наружных зеркал, расположенных с разных сторон ав-
 томобиля. Должен также быть обеспечен обзор с по-
 мощью внутреннего зеркала и через заднее стекло. Же-
 лательно устанавливать сферические зеркала, так как
 они обеспечивают весьма значительный угол обзора.
 Этими же требованиями установлено, что шины, в том
 числе и на запасном колесе, должны выдерживать наг-
 
 ======================== 4 ==========================
 рузку больше, чем возможная нагрузка на любое колесо,
 а скоростной предел - выше максимальной скорости
 машины с форсированным двигателем. На шинах не до-
 пускаются наружные и внутренние трещины, следы ме-
 ханических повреждений, неравномерный износ протек-
 тора. Запрещается применение шин с наваренным про-
 тектором.
  Допускается применение устройств для защиты агре-
 гатов от наружных повреждений, защита трубопроводов
 тормозов и бензопровода путем переноса их внутрь ку-
 зова. Разрешается усиливать детали ходовой части, не
 уменьшая, однако, их веса. При этом, как измененные
 детали, так и сопряженные с ними, должны оставаться
 серийными. Можно производить подварку .швов кузова,
 устанавливать каркас безопасности и дополнительные
 ребра жесткости, усиливать места установки домкрата
 и увеличивать число таких мест.
  Для улучшения освещенности дороги допускается
 применение любых дополнительных фар отечественного
 и зарубежного производства. Общее число фар (вместе
 с основными) на автомобиле не должно превышать
 шести. Установка дополнительных фар должна быть
 произведена в соответствии с ГОСТом 8769-69, основ-
 ные требования которого заключаются в применении и
 расположении попарно одинаковых фар в определенных
 пределах по высоте и ширине машины. В основных фа-
 рах можно применять любые автомобильные лампы, за-
 менять аналогичными по назначению оптические эле-
 менты.
  В качестве улучшения средств сигнализации разре-
 шено заменять звуковые сигналы или ставить дополни-
 тельные. При этом, естественно, увеличивается количест-
 во выключателей, дополнительных реле, предохраните-
 лей, электрических кабелей.
  Техническими .требованиями допускается также при-
 менение и других устройств, повышающих безопасность,
 с тем лишь условием, чтобы они предварительно были
 опробованы заводами или НИИ и не содействовали бы
 прямо или косвенно улучшению скоростных качеств ав-
 
 ======================== 5 ==========================
 томобиля.
  Кроме деления на классы, классификация предусмат-
 ривает и деление на группы. К первой группе относятся
 легковые автомобили, при подготовке которых к сорев-
 нованиям не предусматривается выполнение специаль-
 ных работ в объеме, превышающем регулировку и от-
 ладку отдельных узлов и агрегатов. Автомобили этой
 группы должны соответствовать техническим условиям
 заводов-изготовителей и иметь годовой выпуск не менее
 5000 штук. Поэтому, например, легковые автомобили
 автозавода им. Лихачева не могут быть включены в пер-
 вую группу из-за ограниченного количества выпуска.
  При подготовке к соревнованиям автомобилей первой
 группы разрешено несколько увеличивать рабочий объ-
 ем цилиндров двигателя, применяя поршни, поршневые
 кольца и гильзы либо ремонтных размеров, либо рас-
 тачивая соответственно блок цилиндров. Однако рабо-
 чий объем цилиндров двигателя должен остаться в пре-
 делах того класса, к которому относится данный серий-
 ный автомобиль. В целях повышения надежности систе-
 мы зажигания допускается замена катушки зажигания,
 свечей и конденсаторов. Можно, используя возможность
 доводки карбюратора, заменить соответствующие жик-
 леры, что обеспечивает приготовление обогащенной го-
 рючей смеси на всем диапазоне нагрузочных режимов
 и, следовательно, повысит мощность двигателя. Соответ-
 ственно увеличивается мощность двигателя на про-
 межуточных углах открытия дроссельных заслонок. Ем-
 костями под дополнительное топливо для автомобилей
 этой группы разрешается использовать только металли-
 ческие канистры. В отдельных случаях, если это огово-
 рено положением о соревнованиях, допускается увеличе-
 ние емкости основного бака или установка дополнитель-
 ных баков.
  В трансмиссии автомобиля классификацией допус-
 кается изменение передаточного числа главной передачи,
 если у данной модели имеются модификации. Так, на
 "Москвиче-412" можно устанавливать редуктор модели
 "Москвич-434" с передаточным числом 4,55; на автомо-
 
 ======================== 6 ==========================
 билях ВАЗ-2101 - редукторы с числами 4,3 и 4,44. Раз-
 решено применение амортизаторов любого тина, в том
 числе и зарубежного производства, но нельзя увеличи-
 вать их общее количество и применять иные, нежели
 серийные, способы крепления. Могут быть также ис-
 пользованы любые шины, отвечающие общим требо-
 ваниям безопасности, но при условии их монтажа на
 колеса, предназначенные для данной марки автомобиля.
  Для улучшения посадки водителя и обеспечения
 удобства управления при продолжительном и непрерыв-
 ном движении допускается изменение сидений. Дополни-
 тельные подушки, установленные по бокам основания и
 спинки сиденья, надежно фиксируют водителя в попе-
 речном направлении на поворотах.
  Что касается дополнительной обработки деталей, то
 она разрешается в пределах допусков по чертежам за-
 вода-изготовителя. Таким образом, можно произвести
 зачистку поверхностей впускных и выпускных каналов
 головки, подобрать соответствующие зазоры или натяги
 в сопряжении деталей.
  Большие технические усовершенствования разре-
 шены для серийных легковых автомобилей второй груп-
 пы, что позволяет, с одной стороны, автозаводам про-
 верять новые конструктивные решения, а, с другой.
 клубным спортсменам добиваться от автомобилей высо-
 ких динамических качеств, У автомобилей этой группы
 разрешается производить форсировку двигателя с ис-
 пользованием самых современных решений, причем го-
 ловка блока двигателя может быть любой конструкции;
 количество клапанов, распределительных валов и вели-
 чина степени сжатия не ограничиваются. Не допускает-
 ся, однако, изменение конструкции блока цилиндров, но
 и для него разрешена механическая обработка, напри-
 мер, верхней плоскости - для увеличения степени сжа-
 тия.
  Система питания может быть многокамерной, с лю-
 бым типом карбюраторов, в том числе и зарубежного
 производства. Для улучшения наполнения разрешена за-
 мена или снятие воздушного фильтра. Нельзя только за-
 
 ======================== 7 ==========================
 менять карбюраторное питание системой вспрыска топ-
 лива и применять наддув.
  Можно установить дополнительный бак или заменять
 основной. Емкость баков при этом не должна превышать
 80-100 л (в зависимости от рабочего объема двигате-
 ля).
  Форсированный двигатель, как правило, высокообо-
 ротный. Чтобы обеспечить его бесперебойную работу при
 большой величине максимальных оборотов, допускается

<< Пред.           стр. 1 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу