<< Пред. стр. 2 (из 11) След. >>
применение любой системы зажигания, в том числе итранзисторной.
В широких пределах разрешается модернизировать
систему смазки и охлаждения - от изменения емкости
и формы масляного поддона и установки дополнитель-
ных радиаторов и фильтров до применения "сухого"
картера. Кардинальным решением для интенсификации
отвода дополнительного тепла от двигателя является
увеличение поверхности теплообмена водяного радиато-
ра. Так, для двигателя М-412 хорошие результаты да-
ет сдвоенный серийный радиатор или установка радиа-
тора от ГАЗ-24.
Большая мощность двигателя наиболее эффективно
может быть реализована только в том случае, если пе-
редаточные числа трансмиссии подобраны в соответствии
с его показателями, весом и обтекаемостью автомобиля,
а также с учетом дорожных условий на трассе сорев-
нований. В связи с этим допускается изменение переда-
точных чисел в коробке перемены передач, картер кото-
рой должен быть сохранен, и в главной передаче (с тем
же условием). С этой-же целью можно вводить частич-
ную блокировку дифференциала.
Ряд изменений допускается и в конструкции автомо-
билей: усиление сварных швов в отдельных местах кузо-
ва и агрегатов; усиление крепежных соединений по ку-
зову и подвеске; установка дополнительных усилителей
в отдельных местах передней подвески и заднего моста;
замена пружин и рессор, установка прокладок под них
при условии сохранения их места расположения (амор-
тизаторы можно применять любые и даже устанавли-
======================== 8 ==========================
вать дополнительные); изменение диаметра, ширины и
конфигурации обода колес автомобиля*.
Можно также применять раздельный привод в тор-
мозной системе для передних и задних колес, антиблоки-
ровочные устройства и автоусилители серийного произ-
водства, устанавливать серийные дисковые тормоза
вместо барабанных и нестандартное рулевое колесо (в
частности, меньшего диаметра), снимать внутренние
коврики, подушки и спинки заднего сиденья (при нали-
чии жесткой перегородки между салоном и багажни-
ком), приборы системы отопления, заменять передние
сиденья (целесообразно установить сиденья анатомиче-
ского типа).
Рассматривая технические характеристики некоторых
серийных автомобилей для спорта и специальных спор-
___________________________________________________________
* Увеличение ширины обода уменьшает боковой увод шин, а
при несимметричном уширении становится больше колея. Изменение
обоих этих факторов в указанном направлении повышает устойчи-
вость автомобиля. Изменение диаметра обода может потребоваться
для увеличения дорожного просвета при преобладании на трассе тя-
желых дорог или, наоборот, для уменьшения высоты расположения
центра тяжести автомобиля. Необходимо учитывать, что все колеса
автомобиля должны быть одинаковыми. (Прим. авт.).
___________________________________________________________
тивных машин, надо сказать, что основными параметра-
ми характеризующими их скоростные качества, явля-
ются мощность двигателя и максимальная скорость, а
для динамики показателями служат величины запаса
мощности и времени разгона с места до скорости
100 км/ч или на дистанции 1 км.
По запасу мощности отечествендые автомобили
ВАЗ-2101 и ВАЗ-21011, имея этот показатель равным со-
ответственно 65,6 л. с./т и 75 л. с./т, находятся на уровне
зарубежных легковых машин своего класса.
======================== 9 ==========================
У автомобилей восьмого класса "Москвич-412" и
ВАЗ-2103 запас мощности составляет 75 л. с./т и
78 л. с./т, что несколько уступает наиболее современным
зарубежным моделям выпуска 1972-1974 гг., у кото-
рых этот показатель находится в пределах 81-123 л. с./т.
У автомобилей десятого класса эта разница еще больше
(ср. 70 л. с./т у ГАЗ-24 и 94-144 л. с./т.).
Высокие динамические параметры современных мо-
делей иностранных фирм достигаются благодаря приме-
нению более мощных двигателей или уменьшению общей
массы конструкции. Зарубежные автомобили для ралли
представляют собой все три вида компоновки: класси-
ческую, переднеприводную и заднемоторную. Наиболее
распространены три типа кузова: четырех- и двухдвер-
ный седан (группы I и II), спорт-купе с числом мест
24-2 (группа III) и спортивные двухместные (группы
II и IV). Подавляющее число кузовов закрытые, с мяг-
ким верхом - только на единичных моделях. Практиче-
ски все кузова двухместные, так как защитный каркас
затрудняет использование задних сидений, и на автомо-
билях группы II они обычно демонтированы.
На рис. 1, 2 показаны основные конструктивные осо-
бенности некоторых автомобилей для ралли. Именно эти
мощные и быстроходные машины закономерно выигры-
вали многие крупнейшие международные ралли.
Общая тенденция в основных зарубежных ралли в
настоящее время направлена к сокращению дистанции
до 1300-1500 км, упрощению дорожных режимов дви-
жения. Главным в ралли становятся испытания на спе-
циальных скоростных участках, кольцевые и горные гон-
ки на закрытых трассах, где счет ведется на секунды и
их доли. Основным критерием для определения побе-
дителей в таких ралли, наравне с надежностью машин,
безотказностью в работе на плохих дорогах, становятся
показатели в быстроходности и динамике автомобилей.
======================== 10 =========================
Рис. 1. Общая компоновка спортивного автомобиля Lancia Fulvia
Рис. 2. Общая компоновка спортивного автомобиля Renaut Alpine 1600
======================== 11 =========================
Советские раллисты неоднократно завоевывали вы-
сокие места в личном и командном зачетах в крупней-
ших международных соревнованиях. Особенно хороших
результатов советские гонщики добиваются в тех сорев-
нованиях, где от автомобилей требуются высокие эксп-
луатационные качества, надежность и долговечность
конструкций.
ПОДГОТОВКА КУЗОВА
Сварочно-крепежные работы
Техническая подготовка кузова автомобиля к сорев-
нованиям включает в себя, прежде всего, тщательный
контроль всех его узлов и деталей. От исправности и
правильной регулировки замков дверей, капота и крыш-
ки багажника, от отсутствия трещин или нарушений
сварных швов, от удобства расположения сидений, ос-
новных и дополнительных рычагов управления зависит
не только результат гонок, но и безопасность самого
гонщика.
Кузова отечественных легковых автомобилей ГАЗ,
ВАЗ, "Москвич", участвующих в автомобильных сорев-
нованиях, являются безрамными, несущими, металличес-
кими, сварными. Изготовление специальных кузовов для
спортивных автомобилей на базе серийных моделей, что
разрешено техническими требованиями к группе ГП в
IV спортивных автомобилей, у нас в стране пока не на-
лажено ни в индивидуальном порядке, ни, тем более, се-
рийно. Поэтому при подготовке автомобилей к соревно-
ваниям по кузову выполняются лишь те работы, которые
дают возможность ликвидировать отдельные слабые мес-
та кузова серийных автомобилей, предназначенных для
участия в автогонках, особенно в авторалли.
За последние годы в автомотоклубах ДОСААФ про-
изошло существенное обновление спортивной техники.
======================== 12 =========================
Однако начинающему спортсмену не так-то просто сразу
получить новый автомобиль. И вот энтузиасты начинают
собирать автомобили для спорта своими силами, далеко
не всегда из новых деталей. Больше всего в этом отно-
шении "не везет" кузовам. Поэтому хочется дать начи-
нающим любителям автоспорта несколько полезных, на
мой взгляд, советов и рекомендаций.
В первую очередь - не следует торопиться со сбор-
кой сразу всего автомобиля. На собранном автомобиле
намного сложнее вести ремонтные работы по кузову.
Целесообразнее начинать с полной разборки кузова, ос-
мотра и проверки обнаруженных повреждений. Как пра-
вило, таких мест может быть немного. Это, в основном,
крепления передних кронштейнов рессор к днищу, кото-
рые, кроме того, следует защитить от возможных ударов
дополнительной пластиной (рис. 3). Затем необходимо
заварить все трещины на передних, средних и задних
стойках, ибо в противном случае во время прыжка на
трассе соревнований или при проезде глубокой ямы мо-
гут выйти из своих проемов переднее или заднее стекла.
Неплохо, если заднее стекло подстраховано одним или
двумя эспандерами. Нередко нуждаются в сварочных
Рис. 3. Усилительная пластина переднего кронштейна рессоры
======================== 13 =========================
работах передние лонжероны непосредственно сзади
балки передней подвески. Если там имеются трещины,
то лучше не проваривать их, а наложить необходимой
величины заплаты.
На автомобиле "Москвич-412" в процессе эксплуата-
ции могут появиться трещины в местах крепления ра-
диатора.
Конечно, не исключены еще какие-либо сварочные
работы по кузову, поэтому, не считаясь со временем, все
подозрительные места надо зачистить, осмотреть и, если
необходимо,проварить.
Особое внимание следует уделить выбору, если такая
возможность имеется, марки переднего ветрового стекла.
Впрочем, не только выбору,
но и уходу за стеклом во
время соревнований. Вооб-
ще от чистоты переднего
стекла во многом зависит
безопасность движения. Так,
в бачок омывателя можно с
добавить 1-2 см3 шампу-
ни, тогда стекло хорошо
обезжиривается и исчезают
слепящие блики от фар
встречного автомобиля.
Дополнительное крепле-
ние бачка омывателя пока-
зано на рис. 4. Если не сде-
лать такое крепление, то
Рис. 4. Крепление бачка под тяжестью бачка с водой
омывателя переднего стекла стандартные скобы могут ра-
зогнуться, и бачок попадет
на горячий выхлопной патру-
бок. Это может привести к
выводу резервуара из строя.
Разбрызгивание воды форсунками нужно регулиро-
вать. Струи должны быть направлены таким образом,
чтобы вода попадала на верхнюю часть стекла, У авто-
мобиля ГАЗ-24 переднее стекло расположено под более
======================== 14 =========================
острым углом, поэтому струи воды должны быть направ-
лены на среднюю часть стекла, так как при быстром
движении автомобиля поток воздуха поднимает воду
вверх.
Иногда во время морозов стекла покрываются значи-
тельным слоем инея. Этот иней следует снимать при
помощи деревянного или пластмассового скребка, но ни
в коем случае не металлического. Можно использовать
также специальную жидкость, которая под давлением
разбрызгивается на стекло и растворяет лед.
Необходимо следить за состоянием щеток стеклоочис-
тителей если края щеток изношены, их надо заменить
новыми.
С целью не допустить сильного загрязнения устанав-
ливаются специальные резиновые фартуки (см. рис 5)
При проезде на большой скорости луж или ям с жидкой
грязью такие фартуки предотвращают сильное забрыз-
гивание переднего стекла. Делать их надо из резины
толщиной не менее 8-10 мм, иначе от встречного потока
воздуха они деформируются и перестают выполнять свои
функции. Нижняя кромка фартука находится на рассто-
яни 15-20 см от поверхности дороги. Конечно, такие
фартуки необходимы лишь раллистам. Участникам шос-
сепно-кольцевых гонок заниматься этим вопросом из-
лишне.
Рис. 5. Установка резиновых фартуков на автомобиле М-412
======================== 15 =========================
Регулировка сиденья
Правильная установка сиденья имеет большое зна-
чение не только для гонщика, но и вообще для любого
водителя. Наиболее важным представляется правильная
регулировка расстояния от сиденья до рулевого колеса
и установка угла наклона спинки сиденья.
Обычная ошибка - слишком близкое расстояние от
сиденья до рулевого колеса. Это затрудняет управление
автомобилем при выполнении поворотов, особенно свя-
занных с заносом, так как водитель не может движением
рук четко реагировать на начавшийся занос задних ко-
лес из-за того, что руки мешают друг другу поворачи-
вать рулевое колесо быстро и на нужный угол. Правиль-
ной является такая установка, чтобы руки водителя бы-
ли слегка согнуты в локтях. Положение спинки сиденья
при этом должно быть такое, чтобы площадь соприкос-
новения со спиной водителя была наибольшей. Наклон
спинки штурманского сиденья может быть большим.