<< Пред.           стр. 3 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

  Следует обратить внимание на то, чтобы водитель не
 касался коленями рулевого колеса при постановке ног
 на педали. В противном случае сиденье следует устано-
 вить ниже.
  Непременным условием надежной работы гонщика
 при прохождении поворотов, резких торможениях и раз-
 гонах является фиксированное на сиденье положение
 тела. Учитывая серьезность этого, техническими требо-
 ваниями разрешено переделывать сиденья даже в авто-
 мобилях группы I, а для групп II и III спортивных авто-
 мобилей разрешается полностью переделка или изготов-
 ление сидений анатомического или полуанатоннческого
 типа. Изготавливать такие сиденья приходится спорт-
 сменам своими силами, причем каркас лучше сваривать
 из дюралюминиевых труб, а для наружной обшивки же-
 лательно использовать достаточно прочную ткань - не
 будет потеть спина. Надо сказать и о необходимости
 применения ремней безопасности (см. рис.. 6). Причем,
 если для автомобиля, подготовленного к соревнованиям,
 наличие ремней безопасности давно является обяза-
 
 ======================== 16 =========================
 тельным и техническая комиссия, проверяющая ав-
 томобиль перед каждым соревнованием, неумолима, то
 и для обычных легковых автомобилей они сегодня не-
 обходимы. По собственному опыту могу утверждать, что
 для тех автомобилистов, которые пользуются ремнями
 безопасности, не страшно не только опрокидывание ав-
 томобиля, но и неоднократное его перевертывание при
 аварии. Пользоваться ремнями безопасности рекомен-
 дуется не только в дальних поездках, а всегда, даже при
 коротких поездках в городе.
  В настоящее время у нас в стране налажен массовый
 выпуск ремней безопасности эстонской фирмой "Норма",
 которые легки, удобны и очень просты в обращении.
  На серийных автомобилях М-412, ВАЗ, ГАЗ-24 пре-
 дусмотрены места крепления ремней безопасности. Если
 же ремни устанавливаются на автомобили предшеству-
 ющих моделей, то следует обратить внимание на надеж-
 ность их крепления к днищу или стойкам кузова.
 
  Каркас безопасности
 
  По техническим требованиям в автомобиле, подго-
 товленном к соревнованиям, должен быть установлен
 
 
 
 Рис. 6. Сидения анатомического типа.
 
 ======================== 17 =========================
 каркас безопасности в целях уменьшения деформации
 крыши автомобиля при его опрокидывании и предотвра-
 щения травм гонщиков.
  Каркас состоит из основной дуги PMNO (рис. 7), уста-
 новленной за передним сиденьем, и двух наклонных сто-
 ек, опирающихся на перегородку багажника. Допуска-
 ется установка дополнительных элементов каркаса, как
 диагональные распорки, а также передняя дуга. В мес-
 тах крепления деталей каркаса панель кузова необходи-
 мо усилить приваркой стальных угольников толщиной
 не менее 2 мм и площадью 35 см3. Треть площади уголь-
 
 
 
 ника должна прилегать к вертикальной стойке. Крепле-
 ние стойки каркаса производится тремя болтами диа-
 метром 8 мм в каждом месте присоединения.
  Если каркас крепится к коробам кузова, то место
 крепления должно быть усилено пластинкой, крепящей-
 ся при помощи болта с приварной головкой. Соедине-
 ние наклонных стоек с дугой каркаса допускается вы-
 полнять с помощью двойной вилки и пальца или при
 помощи трубчатой муфты.
  В качестве материала для дуг должны быть приме-
 нены холоднотянутые стальные трубы по ГОСТу
 8734-58 диаметром 38 мм и толщиной стенки 2,8 мм для
 
 ======================== 18 =========================
 автомобилей весом до 1200 кг ("Москвич", ВАЗ) и ди-
 аметром 48 мм со стенкой 4,2 мм при весе автомобиля
 больше 1200кг (ГАЗ).
  Многие спортсмены обшивают элементы каркаса по-
 ролоном толщиной 3-5 мм и кожзаменителем. Это де-
 лается, с одной стороны, в интересах эстетики, а с дру-
 гой - в целях травмобезопасности.
  Изготовленный из стальных труб каркас безопасно-
 сти весит от 25 до 40 кг (для автомобилей разных ма-
 рок). В своей практике с согласия ФАС СССР автор
 этих строк использовал для каркаса безопасности цель-
 нотянутые трубы из титановых сплавов, которые не ме-
 нее прочны, почти вдвое легче, хотя и относительно до-
 роги.
 
 Оборудование рабочего места водителя и штурмана
 
  Удобное расположение штурманского оборудования,
 дополнительных выключателей, наличие переговорного
 устройства в значительной степени облегчает обоим
 членам экипажа ведение гонки.
  Спидпилот - прибор, показывающий расстояние
 между контрольными пунктами отметки на трассе ралли
 и время отклонения от заданного графика движения, -
 лучше всего крепить на кронштейне таким образом, что-
 бы им могли пользоваться оба члена экипажа. Это не-
 обходимо в том случае, если один член экипажа отды-
 хает, а другой ведет автомобиль и должен следить за
 соблюдением графика движения. Кроме того, во время
 отметки на контрольном пункте, пока штурман сверяет
 часы у судейского пункта или отмечает карту, водитель
 должен выставить на спидпилоте параметры движения
 на следующий этап.
  Для ориентирования во время ралли и учета прой-
 денного расстояния между контрольными пунктами или
 перекрестками дорог на трассе на автомобиле устанав-
 ливается прибор твинмастер, имеющий две шкалы
 пройденного расстояния и позволяющий вести как об-
 щий отсчет километража, так и осуществлять "сброс"
 
 ======================== 19 =========================
 показаний на ноль в необходимом месте. Обычно твин-
 мастер устанавливается перед штурманом и является
 его рабочим прибором.
  И спидпилот и твинмастер подключаются с по-
 мощью специальных тройников и тросов к тросу спидо-
 метра, на который, естественно, нагрузка возрастает.
 Поэтому следует обратить внимание на отсутствие кру-
 тых перегибов всех тросов во избежание обрыва троса
 спидометра. Характерным признаком неправильной про-
 кладки системы привода штурманских приборов явля-
 ется скачкообразное движение стрелки спидометра при
 трогании автомобиля с места до скорости 50 - 60 км/час
 а также неравномерное движение цифр на шкале твин-
 мастера.
  При установке штурманских приборов нужно не
 упустить и такую тонкость, как отсутствие, бликов на пе-
 реднем стекле при включении в темное время суток их
 подсветки.
  Обязательным условием успешной подготовки к со-
 ревнованиям является точная тарировка штурманских
 приборов. Оба прибора можно регулировать в широких
 пределах. Это тем более необходимо, ибо разные марки
 автомобилей оборудованы редукторами привода троса
 спидометра с различными передаточными числами.
  Спидометр имеет плавную регулировку во фрикцион-
 ном приводе с помощью винта, расположенного со сто-
 роны задней стенки, а для окончательной регулировки-
 ручку на основной шкале. Для твинмастера необходим
 набор сменных шестерен. Для разных автомобилей и
 всех вариантов устанавливаемой резины и передаточных
 чисел редуктора заднего моста достаточно иметь две
 ведущие шестерни с числом зубьев 32 и 55, а также на-
 бор ведомых-шестерен с числом зубьев от 120 до 155
 Но спидпилот твинмастер - приборы дорого-
 стоящие и ими оборудуются, как правило, лишь спортив-
 ные автомооилн членов сборной команды страны или
 республики. А как быть основной массе гонщиков - рал-
 листов, особенно начинающим? Начинающим гонщикам
 можно рекомендовать обычный таксометр. Ведь он "взи-
 
 ======================== 20 =========================
 мает плату со спортсменов" по 10 коп. за 1 км, то есть
 считает просто километры и сотни метров. Единственная
 переделка - ликвидировать при каждом включении "по-
 садочные" 10 коп., а также застопорить - в заведен-
 ном состоянии.
  Неудобство использования таксометра заключается
 в двух моментах.
 
 
 
 Рис. 8. Кронштейны штурманского оборудования:
 1 - кронштейн спидометра; 2 - фланец для установки часов;
 3 - кронштейн для установки твинмастера.
 
 
 
 Рис. 9. Штурманская подсветка.
 
 
 ======================== 21 =========================
 
 
 Рис. 10. Установка тахометра и манометра давления масла.
 
 
 
 Рис. 11. Включатели дополнительных фар.
 
 
 
 
 ======================== 22 =========================
 
  Во-первых, таксометр правильно показывает пройден-
 ный километраж при стандартном редукторе заднего мос-
 та и стандартной резине, что не всегда удается сохра-
 нить на машине, подготовленной к гонкам, а во-вторых,
 спортсмены оказываются перед необходимостью произ-
 водить расчеты соблюдения графика движения по таб-
 лицам или в уме. Разумеется, последнее не является не-
 посильной проблемой, хотя и требует постоянной внима-
 тельности и несколько утомительно.
  Необходимой принадлежностью оборудования штур-
 манского места является штурманская подсветка (рис. 9)
 Метод ее крепления пригоден практически любой. Луч-
 ше, если она имеет гибкий шланг. Мощность используе-
 мой лампочки должна, быть не более 3 вт. Обычно яр-
 кость такой подвески достаточна, чтобы без напряжения
 читать скоростную стенограмму.
  Основным рабочим прибором водителя является тахо-
 метр. Даже самая кратковременная "перекрутка" дви-
 гателя при переходе с низшей передачи на высшую мо-
 жет привести к выходу его из строя. Тип и марка тахо-
 метра могут быть любые, но наличие его обязательно.
 Можно использовать тахометр от автомобиля ВАЗ-2103.
  Не менее важно постоянно и внимательно следить за
 давлением масла в двигателе. Поэтому целесообразно
 крепить на одном кронштейне тахометр и манометр дав-
 ления масла непосредственного действия, расположив их
 таким образом, чтобы внимание водителя практически
 не отвлекалось от дороги (см. рис. 10).
  В вопросе оборудования рабочего места водителя
 нельзя обойти без внимания удобство расположения
 тумблеров дополнительных фар, без которых не выходит-
 на трассу ралли ни один автомобиль. На рис. 11 пред-
 лагается достаточно удобный вариант расположения
 включателей дополнительных фар под правой рукой во-
 дителя на кронштейне между сиденьями.
 
  Дополнительные фары и ночная езда
 
  Правильный выбор и установка дополнительных фар
 
 ======================== 23 =========================
 является одним из решающих факторов успешного выс-
 тупления в авторалли. Однако ночная езда не только на
 соревнованиях, но и обычная представляет собой опре-
 деленные трудности и требует особых навыков. Дело в
 том, что ночью поверхность дороги выглядит иначе, чем
 днем. Различные неровности, впадины, камешки бросают
 длинные тени, покрывающие дорогу пятнами, из-за чего
 бывает трудно отличить хорошее, ровное дорожное по-
 крытие от плохого, неровного. Положение еще более
 осложняется, если местность не знакома водителю. Ведь
 он видит только освещенное фарами пространство впе-
 реди и не знает, что может быть за его пределами. От-
 сюда - повышенная утомляемость зрения. Чтобы как-то
 предупредить это, взгляд надо время от времени перево-
 дить-то ближе, то дальше по освещенному участку. Ес-
 ли же взгляд задержать надолго на одной точке освеща-
 емого участка, то дорога становится как бы хуже види-
 мой, свет от фар будто бы темнеет.
  Повороты ночью выглядят иначе, чем днем. Трудно
 определить радиус их кривизны, а значит, безопасную
 скорость прохождения. В общем, все повороты ночью
 оцениваются как более опасные. Это имеет существен-
 ное значение при записи скоростной стенограммы в тем-
 ное время суток, поэтому обкатку трассы надо планиро-
 вать таким образом, чтобы участки, на которые необхо-
 дима скоростная стенограмма, приходились на дневное
 время.
  Так как обычные фары на поворотах освещают
 лучше внешнюю сторону поворота, да и то не полностью,
 то желательна установка дополнительных фар с сильно
 рифленным стеклом, дающих недалекий (порядка 50 -
 70 м), но очень широкий пучок света.
  Отличительным признаком таких фар является то,
 что через стекло не просматриваются ни лампочка, ни
 рефлектор*.
  Но все же решающим фактором быстрой и безопас-
 ной езды ночью является дальность освещенного участка
 дороги. Для этого нужно установить дополнительные
 фары прожекторного или полупрожекторного типа.
 
 ======================== 24 =========================
 ___________________________________________________________
 
  * Неоценимую пользу автомобилистам могли бы оказать фа-
 ры, поворачивающиеся вместе с передними колесами. Однако такая
 конструкция, не представляющаяся особо сложной, к сожалению,
 пока никем не предложена. (Прим. авт.).
 ___________________________________________________________
 
  Как определить тип фары по ее внешнему виду. Фа-
 ры прожекторного типа (для раллиста самые ценные)
 имеют либо совершенно гладкое стекло, либо стекло с
 редкими неглубокими вертикальными полосами. Какие
 фары могут достаточно хорошо освещать дорогу на
 400-700 м Фары полупрожекторного типа встречаются
 чаще. У них большая часть площади стекла такая же,
 как и у прожекторных, но отдельные, пусть даже незна-
 чительные по площади, места имеют среднее или сильное
 рифление. Такие фары обычно дают очень хорошую ос-
 вещенность, но не далее 200-300 м, что при скорости
 130-150 км/ч. в общем-то, недостаточно.
  В последние годы изобретен новый тип ламп, назван-
 ных йодными*. Фары с этими лампами дают необыкно-
 венно сильный пучок яркого белого света. Дорога в пре-
 делах освещенности такими фарами становится так же

<< Пред.           стр. 3 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу