<< Пред. стр. 3 (из 11) След. >>
Следует обратить внимание на то, чтобы водитель некасался коленями рулевого колеса при постановке ног
на педали. В противном случае сиденье следует устано-
вить ниже.
Непременным условием надежной работы гонщика
при прохождении поворотов, резких торможениях и раз-
гонах является фиксированное на сиденье положение
тела. Учитывая серьезность этого, техническими требо-
ваниями разрешено переделывать сиденья даже в авто-
мобилях группы I, а для групп II и III спортивных авто-
мобилей разрешается полностью переделка или изготов-
ление сидений анатомического или полуанатоннческого
типа. Изготавливать такие сиденья приходится спорт-
сменам своими силами, причем каркас лучше сваривать
из дюралюминиевых труб, а для наружной обшивки же-
лательно использовать достаточно прочную ткань - не
будет потеть спина. Надо сказать и о необходимости
применения ремней безопасности (см. рис.. 6). Причем,
если для автомобиля, подготовленного к соревнованиям,
наличие ремней безопасности давно является обяза-
======================== 16 =========================
тельным и техническая комиссия, проверяющая ав-
томобиль перед каждым соревнованием, неумолима, то
и для обычных легковых автомобилей они сегодня не-
обходимы. По собственному опыту могу утверждать, что
для тех автомобилистов, которые пользуются ремнями
безопасности, не страшно не только опрокидывание ав-
томобиля, но и неоднократное его перевертывание при
аварии. Пользоваться ремнями безопасности рекомен-
дуется не только в дальних поездках, а всегда, даже при
коротких поездках в городе.
В настоящее время у нас в стране налажен массовый
выпуск ремней безопасности эстонской фирмой "Норма",
которые легки, удобны и очень просты в обращении.
На серийных автомобилях М-412, ВАЗ, ГАЗ-24 пре-
дусмотрены места крепления ремней безопасности. Если
же ремни устанавливаются на автомобили предшеству-
ющих моделей, то следует обратить внимание на надеж-
ность их крепления к днищу или стойкам кузова.
Каркас безопасности
По техническим требованиям в автомобиле, подго-
товленном к соревнованиям, должен быть установлен
Рис. 6. Сидения анатомического типа.
======================== 17 =========================
каркас безопасности в целях уменьшения деформации
крыши автомобиля при его опрокидывании и предотвра-
щения травм гонщиков.
Каркас состоит из основной дуги PMNO (рис. 7), уста-
новленной за передним сиденьем, и двух наклонных сто-
ек, опирающихся на перегородку багажника. Допуска-
ется установка дополнительных элементов каркаса, как
диагональные распорки, а также передняя дуга. В мес-
тах крепления деталей каркаса панель кузова необходи-
мо усилить приваркой стальных угольников толщиной
не менее 2 мм и площадью 35 см3. Треть площади уголь-
ника должна прилегать к вертикальной стойке. Крепле-
ние стойки каркаса производится тремя болтами диа-
метром 8 мм в каждом месте присоединения.
Если каркас крепится к коробам кузова, то место
крепления должно быть усилено пластинкой, крепящей-
ся при помощи болта с приварной головкой. Соедине-
ние наклонных стоек с дугой каркаса допускается вы-
полнять с помощью двойной вилки и пальца или при
помощи трубчатой муфты.
В качестве материала для дуг должны быть приме-
нены холоднотянутые стальные трубы по ГОСТу
8734-58 диаметром 38 мм и толщиной стенки 2,8 мм для
======================== 18 =========================
автомобилей весом до 1200 кг ("Москвич", ВАЗ) и ди-
аметром 48 мм со стенкой 4,2 мм при весе автомобиля
больше 1200кг (ГАЗ).
Многие спортсмены обшивают элементы каркаса по-
ролоном толщиной 3-5 мм и кожзаменителем. Это де-
лается, с одной стороны, в интересах эстетики, а с дру-
гой - в целях травмобезопасности.
Изготовленный из стальных труб каркас безопасно-
сти весит от 25 до 40 кг (для автомобилей разных ма-
рок). В своей практике с согласия ФАС СССР автор
этих строк использовал для каркаса безопасности цель-
нотянутые трубы из титановых сплавов, которые не ме-
нее прочны, почти вдвое легче, хотя и относительно до-
роги.
Оборудование рабочего места водителя и штурмана
Удобное расположение штурманского оборудования,
дополнительных выключателей, наличие переговорного
устройства в значительной степени облегчает обоим
членам экипажа ведение гонки.
Спидпилот - прибор, показывающий расстояние
между контрольными пунктами отметки на трассе ралли
и время отклонения от заданного графика движения, -
лучше всего крепить на кронштейне таким образом, что-
бы им могли пользоваться оба члена экипажа. Это не-
обходимо в том случае, если один член экипажа отды-
хает, а другой ведет автомобиль и должен следить за
соблюдением графика движения. Кроме того, во время
отметки на контрольном пункте, пока штурман сверяет
часы у судейского пункта или отмечает карту, водитель
должен выставить на спидпилоте параметры движения
на следующий этап.
Для ориентирования во время ралли и учета прой-
денного расстояния между контрольными пунктами или
перекрестками дорог на трассе на автомобиле устанав-
ливается прибор твинмастер, имеющий две шкалы
пройденного расстояния и позволяющий вести как об-
щий отсчет километража, так и осуществлять "сброс"
======================== 19 =========================
показаний на ноль в необходимом месте. Обычно твин-
мастер устанавливается перед штурманом и является
его рабочим прибором.
И спидпилот и твинмастер подключаются с по-
мощью специальных тройников и тросов к тросу спидо-
метра, на который, естественно, нагрузка возрастает.
Поэтому следует обратить внимание на отсутствие кру-
тых перегибов всех тросов во избежание обрыва троса
спидометра. Характерным признаком неправильной про-
кладки системы привода штурманских приборов явля-
ется скачкообразное движение стрелки спидометра при
трогании автомобиля с места до скорости 50 - 60 км/час
а также неравномерное движение цифр на шкале твин-
мастера.
При установке штурманских приборов нужно не
упустить и такую тонкость, как отсутствие, бликов на пе-
реднем стекле при включении в темное время суток их
подсветки.
Обязательным условием успешной подготовки к со-
ревнованиям является точная тарировка штурманских
приборов. Оба прибора можно регулировать в широких
пределах. Это тем более необходимо, ибо разные марки
автомобилей оборудованы редукторами привода троса
спидометра с различными передаточными числами.
Спидометр имеет плавную регулировку во фрикцион-
ном приводе с помощью винта, расположенного со сто-
роны задней стенки, а для окончательной регулировки-
ручку на основной шкале. Для твинмастера необходим
набор сменных шестерен. Для разных автомобилей и
всех вариантов устанавливаемой резины и передаточных
чисел редуктора заднего моста достаточно иметь две
ведущие шестерни с числом зубьев 32 и 55, а также на-
бор ведомых-шестерен с числом зубьев от 120 до 155
Но спидпилот твинмастер - приборы дорого-
стоящие и ими оборудуются, как правило, лишь спортив-
ные автомооилн членов сборной команды страны или
республики. А как быть основной массе гонщиков - рал-
листов, особенно начинающим? Начинающим гонщикам
можно рекомендовать обычный таксометр. Ведь он "взи-
======================== 20 =========================
мает плату со спортсменов" по 10 коп. за 1 км, то есть
считает просто километры и сотни метров. Единственная
переделка - ликвидировать при каждом включении "по-
садочные" 10 коп., а также застопорить - в заведен-
ном состоянии.
Неудобство использования таксометра заключается
в двух моментах.
Рис. 8. Кронштейны штурманского оборудования:
1 - кронштейн спидометра; 2 - фланец для установки часов;
3 - кронштейн для установки твинмастера.
Рис. 9. Штурманская подсветка.
======================== 21 =========================
Рис. 10. Установка тахометра и манометра давления масла.
Рис. 11. Включатели дополнительных фар.
======================== 22 =========================
Во-первых, таксометр правильно показывает пройден-
ный километраж при стандартном редукторе заднего мос-
та и стандартной резине, что не всегда удается сохра-
нить на машине, подготовленной к гонкам, а во-вторых,
спортсмены оказываются перед необходимостью произ-
водить расчеты соблюдения графика движения по таб-
лицам или в уме. Разумеется, последнее не является не-
посильной проблемой, хотя и требует постоянной внима-
тельности и несколько утомительно.
Необходимой принадлежностью оборудования штур-
манского места является штурманская подсветка (рис. 9)
Метод ее крепления пригоден практически любой. Луч-
ше, если она имеет гибкий шланг. Мощность используе-
мой лампочки должна, быть не более 3 вт. Обычно яр-
кость такой подвески достаточна, чтобы без напряжения
читать скоростную стенограмму.
Основным рабочим прибором водителя является тахо-
метр. Даже самая кратковременная "перекрутка" дви-
гателя при переходе с низшей передачи на высшую мо-
жет привести к выходу его из строя. Тип и марка тахо-
метра могут быть любые, но наличие его обязательно.
Можно использовать тахометр от автомобиля ВАЗ-2103.
Не менее важно постоянно и внимательно следить за
давлением масла в двигателе. Поэтому целесообразно
крепить на одном кронштейне тахометр и манометр дав-
ления масла непосредственного действия, расположив их
таким образом, чтобы внимание водителя практически
не отвлекалось от дороги (см. рис. 10).
В вопросе оборудования рабочего места водителя
нельзя обойти без внимания удобство расположения
тумблеров дополнительных фар, без которых не выходит-
на трассу ралли ни один автомобиль. На рис. 11 пред-
лагается достаточно удобный вариант расположения
включателей дополнительных фар под правой рукой во-
дителя на кронштейне между сиденьями.
Дополнительные фары и ночная езда
Правильный выбор и установка дополнительных фар
======================== 23 =========================
является одним из решающих факторов успешного выс-
тупления в авторалли. Однако ночная езда не только на
соревнованиях, но и обычная представляет собой опре-
деленные трудности и требует особых навыков. Дело в
том, что ночью поверхность дороги выглядит иначе, чем
днем. Различные неровности, впадины, камешки бросают
длинные тени, покрывающие дорогу пятнами, из-за чего
бывает трудно отличить хорошее, ровное дорожное по-
крытие от плохого, неровного. Положение еще более
осложняется, если местность не знакома водителю. Ведь
он видит только освещенное фарами пространство впе-
реди и не знает, что может быть за его пределами. От-
сюда - повышенная утомляемость зрения. Чтобы как-то
предупредить это, взгляд надо время от времени перево-
дить-то ближе, то дальше по освещенному участку. Ес-
ли же взгляд задержать надолго на одной точке освеща-
емого участка, то дорога становится как бы хуже види-
мой, свет от фар будто бы темнеет.
Повороты ночью выглядят иначе, чем днем. Трудно
определить радиус их кривизны, а значит, безопасную
скорость прохождения. В общем, все повороты ночью
оцениваются как более опасные. Это имеет существен-
ное значение при записи скоростной стенограммы в тем-
ное время суток, поэтому обкатку трассы надо планиро-
вать таким образом, чтобы участки, на которые необхо-
дима скоростная стенограмма, приходились на дневное
время.
Так как обычные фары на поворотах освещают
лучше внешнюю сторону поворота, да и то не полностью,
то желательна установка дополнительных фар с сильно
рифленным стеклом, дающих недалекий (порядка 50 -
70 м), но очень широкий пучок света.
Отличительным признаком таких фар является то,
что через стекло не просматриваются ни лампочка, ни
рефлектор*.
Но все же решающим фактором быстрой и безопас-
ной езды ночью является дальность освещенного участка
дороги. Для этого нужно установить дополнительные
фары прожекторного или полупрожекторного типа.
======================== 24 =========================
___________________________________________________________
* Неоценимую пользу автомобилистам могли бы оказать фа-
ры, поворачивающиеся вместе с передними колесами. Однако такая
конструкция, не представляющаяся особо сложной, к сожалению,
пока никем не предложена. (Прим. авт.).
___________________________________________________________
Как определить тип фары по ее внешнему виду. Фа-
ры прожекторного типа (для раллиста самые ценные)
имеют либо совершенно гладкое стекло, либо стекло с
редкими неглубокими вертикальными полосами. Какие
фары могут достаточно хорошо освещать дорогу на
400-700 м Фары полупрожекторного типа встречаются
чаще. У них большая часть площади стекла такая же,
как и у прожекторных, но отдельные, пусть даже незна-
чительные по площади, места имеют среднее или сильное
рифление. Такие фары обычно дают очень хорошую ос-
вещенность, но не далее 200-300 м, что при скорости
130-150 км/ч. в общем-то, недостаточно.
В последние годы изобретен новый тип ламп, назван-
ных йодными*. Фары с этими лампами дают необыкно-
венно сильный пучок яркого белого света. Дорога в пре-
делах освещенности такими фарами становится так же