<< Пред.           стр. 10 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 альном стенде.
  Выявление статического дисбаланса и балансировка
 колес могут быть выполнены на стойке передней подвес-
 ки и ступице автомобиля. Перед балансировкой нужно
 обеспечить максимальную легкость вращения ступицы,
 для чего отпускают гайку подшипника переднего колеса
 и выводят сальник из контакта с кольцом. Смазка под-
 шипников ступицы должна быть удалена полностью, а
 сами подшипники промыты бензином. "Тяжелое место"
 в этом случае выявится наиболее точно.
  Для выявления динамического дисбаланса использу-
 ют современные балансировочные стенды, с помощью
 которых можно определить и устранить дисбаланс обо-
 их видов.
  Спортсменам довольно часто приходится заниматься
 монтажем и демонтажем колес. При этом возможно по-
 явление дисбаланса. Как его ликвидировать, если побли-
 зости нет стенда для динамической балансировки?.
  В этих случаях можно ограничиться лишь статичес-
 кой балансировкой, но при этом обязательно распреде-
 лять необходимый вес грузиков по обе стороны колеса.
 Так, если для устранения статического дисбаланса тре-
 буется закрепить грузик 60 г на определенном месте на-
 ружной части обода колеса (со стороны ниппеля), то
 для практической динамической балансировки в этом
 месте следует закрепить грузик весом лишь 30 г,-а дру-
 гой грузик с таким же весом закрепить симметрично на
 внутренней части обода колеса. После такой "распре-
 деленной" статической балансировки в девяти случаях
 
 ======================== 76 =========================
 из десяти получается и динамическая балансировка.
  Разумеется, при выполнении любой балансировки ко-
 лесо должно быть тщательно очищено от грязи, которая
 сама может явиться причиной дисбаланса.
  Если вам пришлось ремонтировать шину в полевых
 условиях, то следует заметить положение покрышки от-
 носительно обода, и при монтаже ставить ее точно так,
 как она стояла раньше. Однако при первой возможности
 надо все-таки проверить балансировку колеса.
 
  ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
 
  Надежная работа автомобиля в значительной степе-
 ни зависит от технического состояния приборов и уст-
 ройств системы электрооборудования, которая включает
 в себя источники тока, приборы зажигания и пуска дви-
 гателя, системы освещения, световой и звуковой сигна-
 лизации, электродвигателя отопителя и стеклоочистите-
 ля, коммутационную аппаратуру.
  Мы остановимся лишь на тех особенностях некото-
 рых узлов системы электрооборудования, без знания ко-
 торых не только трудно готовить автомобиль к соревно-
 ваниям, но и своевременно обнаруживать и устранять
 элементарные неисправности.
  Электропроводка современных легковых автомобилей
 выполнена по однопроводной схеме, вторым проводом
 служат металлические части автомобиля (масса). Ис-
 точники электрической энергии и потребители отрица-
 тельным полюсом соединены с массой. Номинальное на-
 пряжение равно 12В.
  Аккумуляторная батарея размещена в передней час-
 ти кузова под капотом и укреплена в специальном гнез-
 де. На автомобиле М-412 емкости батареи 6СТ-42 для
 уверенной заводки двигателя зимой* явно недостаточно.
 Поэтому лучше использовать аккумулятор 6СТ-55. В
 процессе эксплуатации батарею необходимо периоди-
 чески осматривать, содержать в чистоте и в заряженном
 состоянии.
  Готовя автомобиль к соревнованиям, под аккумуля-
 
 ======================== 77 =========================
 тор рекомендуется подложить резину толщиной 5-7 мм
 или кусок толстого поролона. Аккумулятор на автомоби-
 ___________________________________________________
 
  * При минус 15°С теряется примерно половина емкости
 аккумулятора. Так как стартер потребляет большой ток, при
 излишне длительных попытках запуска может произойти
 коробление пластин и выпадение активной массы из них.
 Поэтому продолжительность каждого пуска должна быть не
 более 3-5 с. (Прим. авт.).
 ___________________________________________________
 
 ле М-412 вообще можно убрать в багажное отделение. В
 этом случае плюсовой провод должен иметь достаточную
 изоляцию и крепиться при прокладке через салон. В
 этом случае загрузка багажного отделения длинными
 железными предметами или канистрами с бензином
 должна производиться с осторожностью, чтобы избежать
 замыкания клемм.
  Во время соревнований встречались случаи обрыва
 внутренней проводки в одном из элементов аккумулято-
 ра. В такой ситуации этот элемент можно замкнуть сна-
 ружи накоротко, а напряжение в 10 оставшихся вольт
 в батарее хватает для заводки двигателя и движения
 некоторое время - до первой возможности замены ак-
 кумулятора.
  Генератор - является основным источником элект-
 рической энергии; предназначен для питания всех потре-
 бителей и заряда аккумуляторной батареи во время ра-
 боты двигателя.
  В процессе эксплуатации генератор не требует како-
 го-либо ухода, смазки и регулировки. Работа генератора
 без присоединения к нему реле-регулятора не рекомен-
 дуется, так как диоды могут выйти из строя. Надо опа-
 саться и случайного замыкания, поэтому все работы с
 генератором лучше производить при отсоединенной ак-
 кумуляторной батарее.
  При подготовке к соревнованиям автомобиля М-412
 на него лучше установить более легкий и мощный гене-
 
 ======================== 78 =========================
 ратор Г-221 автомобиля ВАЗ с соответствующей за-
 меной реле-регулятора. Генератор Г-221 легче, переносит
 перегрузки.
  Реле-регулятор - каждого типа предназначен для
 работы в паре с генератором определенной модели и ав-
 томатически поддерживает напряжение генератора в оп-
 ределенных пределах, что необходимо для обеспечения
 нормального режима заряда аккумуляторов и работы
 потребителей.
  Вскрывать крышку реле-регулятора и производить
 ремонт самостоятельно не рекомендуется, так как про-
 верка и регулировка требуют специальной аппаратуры
 и навыков. Если вы уверены, что реле неисправно, лучше
 заменить его на новое.
  Стартер - электродвигатель постоянного тока с
 электромагнитным включением и дистанционным управ-
 лением. Номинальная мощность стартеров современных
 отечественных легковых автомобилей равна 1,4 л. с. Они
 обеспечивают надежный пуск двигателей при температу-
 ре до минус 25°С.
  В приводе стартера применена роликовая муфта
 свободного хода, которая при пуске двигателя в период
 прокручивания коленчатого вала передает вращающий
 момент от якоря на венец маховика. Но как только дви-
 гатель начнет работать, маховик развивает большую
 скорость вращения по сравнению со скоростью враще-
 ния шестерни привода стартера, и муфта свободного хо-
 да начинает проскальзывать, что предотвращает пере-
 дачу вращения от маховика на якорь. В результате не
 происходит чрезмерного повышения скорости вращения
 якоря, которое может привести к выбросу проводников
 обмотки из пазов сердечника.
  Дистанционное электромагнитное включение при по-
 мощи тягового реле и реле включения (ГАЗ-24) от ком-
 бинированного включателя зажигания обеспечивает вы-
 ключение стартера после того, как двигатель начал ра-
 ботать, а также исключает возможность случайного
 включения стартера при работающем двигателе.
  В процессе эксплуатации автомобиля следует прове-
 
 ======================== 79 =========================
 рять состояние зажимов стартера, не допуская их за-
 грязнения и ослабления крепления. Надо иметь в виду,
 что стартер потребляет большой ток, поэтому даже не-
 значительные переходные сопротивления в цепи старте-
 ра приводя к падению напряжения и снижению мощ-
 ности стартера.
  После каждой переборки или ремонта стартера его
 необходимо испытать на специальном стенде. Стартер
 считается выдержавшим испытание, если при напряже-
 нии 12 В он потребляет ток не более определенной ве-
 личны (СТ230Б-85А, СТ221-35А, СТ113Б-90А) и
 развивает обороты не менее 4000 об/мин - для стар-
 теров СТ230Б и СТ113Б и не менее 3500 об/мин - для
 стартера СТ221. При тугом вращении якоря, которое
 обычно вызывается перекосами в результате неправиль-
 ной сборки или задевания якоря за полюсы, а также при
 замыкании между витками или замыкании обмотки яко-
 ря на массу, стартер потребляет больший ток, а обороты
 развивает меньше указанных.
  Катушка зажигания - это обычный трансформатор,
 преобразующий низкое напряжение первичной цепи в
 высокое напряжение вторичной цепи.
  Катушки зажигания Б-115 и Б7-А снабжены доба-
 вочным сопротивлением (вариатором), включенным по-
 следовательно в первичную цепь. Добавочное сопротив-
 ление величиной 1,2-1,8 Ом автоматически отключает-
 ся (замыкается накоротко) контактным диском тягово-
 го реле при включении стартера. В результате этого при
 пуске двигателя ток, проходящий через первичную об-
 мотку, возрастает, что, в свою очередь, повышает напря-
 жение во вторичной обмотке. Это обеспечивает более
 надежное воспламенение рабочей смеси при пуске дви-
 гателя. особенно в холодное время, когда потребляемый
 стартером ток значительно увеличивается, а напряже-
 ние батареи снижается.
  На автомобилях М-412 и ГАЗ-24 установлены катуш-
 ки зажигания Б7-А и Б-115, которые работают вместе с
 четырехкулачковыми прерывателями с предельно допус-
 тимой скоростью вращения кулачка до 2200-
 
 ======================== 80 =========================
 2500 об/мин. Так как число оборотов коленчатого вала
 двигателя ГАЗ-24 при максимальной мощности состав-
 ляет 4500 об/мин, то ясно, что пределы стабильной ра-
 боты катушки практически исчерпаны. А катушка Б7-А
 вообще не соответствует оборотности двигателя М-412,
 так как при максимальной мощности он развивает
 5800 об/мин. В связи с этим лучше применять катушки
 Б-114 или Б-117. Первыми комплектуются 8-цилиндро-
 вые двигатели автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-66 и они рабо-
 тают с восьмикулачковым прерывателем с числом оборо-
 тов до 2500 в минуту. Катушка Б-117 устанавливается
 на автомобилях ВАЗ. Так как в ней отсутствует вариа-
 тор, провода клемм ВК и ВК-Б присоединяются к одной
 клемме +В. Правильно подобранная катушка зажигания
 позволяет получить бесперебойное искрообразование при
 длительной работе двигателя на высоких оборотах. Так-
 же возможно и некоторое увеличение максимальных
 оборотов коленчатого вала.
  В процессе эксплуатации катушка никакого ухода.
 кроме содержания ее в чистоте, не требует и ремонту не
 подлежит. Крышка катушки всегда должна быть сухой.
 На М-412 катушка зажигания закреплена весьма низко
 на правом брызговике и при проезде через глубокую лу-
 жу может быть забрызгана. Во избежание этого при
 подготовке автомобиля М-412 к ралли катушку нужно
 обмотать полиэтиленом. Кроме того, лучше удлинить на
 3-4 см провод высокого напряжения от катушки к рас-
 пределителю.
  Прерыватель-распределитель предназначен для пре-
 рывания тока низкого напряжения в цепи катушки за-
 жигания, распределения тока высокого напряжения по
 свечам цилиндров двигателя и обеспечения требуемого
 момента зажигания смеси в зависимости от скорости
 вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя.
  Для нормальной работы прерывателя зазор между
 подвижным и неподвижным контактами регулируют в
 пределах 0,35-0,45 мм. Каждый раз при регулировке
 зазора между контактами необходимо проверить уста-
 новку зажигания. Если требуется, то надо "выставить"
 
 ======================== 81 =========================
 момент зажигания обычным образом по инструкции за-
 вода-изготовителя.
  Следует напомнить, что после мойки автомобиля
 снизу, особенно мойки двигателя, на внутренней поверх-
 ности крышки распределителя конденсируется вода. Она
 затрудняет пуск двигателя и делает его работу неустой-
 чивой. В этом случае крышку распределителя надо
 снять, протереть сухой тряпкой, а внутренние части рас-
 пределителя продуть сжатым воздухом.
  Свечи зажигания работают, что называется, в самом
  "пекле" двигателя и их правильные подбор и регулиров-
 ка зазоров между центральным и боковым электродами
 (0,6-0,8 мм) во многом определяет надежную работу
 двигателя и максимальную отдачу мощности.
  Калильное число свечей зажигания - основная чис-
 ловая характеристика их термостойкости - должно
 строго соответствовать степени сжатия. Поэтому при
 обычной эксплуатации нужно стараться использовать
 свечи, предназначенные для данного двигателя. При под-
 готовке двигателя к соревнованиям следует установить
 свечи с более высоким калильным числом (более 200 еди-
 ниц), чем стандартные. Понятно, что свечи с более ко-
 роткой или длинной резьбовой частью использовать не-
 допустимо.
  * * *
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ======================== 82 =========================
  СОДЕРЖАНИЕ
 
 К читателю ..................................................................... 2
 
 Классификация. Характеристика автомобилей для спорта .......... 3
 
 Подготовка кузова ............................................................ 12
 
 Подготовка к соревнованиям передней и задней подвесок и механизмов управления ..................................................... 27
 
 Подготовка трансмиссии ................................................... 44
 
 Шины и колёса ................................................................ 63
 
 Электрооборудование ....................................................... 77
 
 
 
 
  Эдвард Георгиевич Сингуринди
 
  ПОДГОТОВКА АВТОМОБИЛЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ
 

<< Пред.           стр. 10 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу