<< Пред.           стр. 9 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 демонтаж. Кроме того, эта шина, по сравнению с мо-
 делью М-130А, имеет больший вес.
  Рисунок протектора шины модели М-100, так же как
 и выпускаемой сейчас в ограниченном количестве шины
 6.00-13 модели М-107 летнего типа, имеет относительно
 широкие канавки. Более острый угол перехода протек-
 тора к боковине у этих шин дает им некоторое преиму-
 щество при езде по грунтовым и снежным дорогам по
 сравнению с шинами М-130А; автомобиль на этих шинах
 лучше управляем в заносе. Достоинством данной моде-
 ли является и ее больший наружный диаметр, что замет-
 
 ======================== 67 =========================
 но повышает просвет между дорогой и автомобилем.
 Шины М-100 и М-107 охотно используются раллистами.
  Из других серийных шин уже упоминались шины
 165-13 модели И-170 (рис. 30) и 155-13 модели И-151.
 Рисунок протектора - летнего типа, хорошо расчленен-
 ный, с большим количеством прорезей и в то же время
 с суммарной площадью выступов 75-80% от общей
 площади беговой дорожки. Эти шины обеспечивают хо-
 рошее сцепление с дорогой в продольном и боковом на-
 правлениях, обладают высоким сопротивлением износу.
 При мокром или обледеневшем дорожном покрытии ав-
 томобили, оборудованные этими покрышками, ведут се-
 бя достаточно устойчиво.
  Шины с летним (или дорожным) рисунком протек-
 тора обладают значительно меньшей шумностью** хода,
 чем шины с зимним рисунком протектора.
  Что касается устойчивости на дороге, то шины с
 зимним рисунком протектора в условиях гололеда могут
 ________________________________________________________
 
  * Отношение высоты профиля к его ширине у этой шины=0,99 ,
 а у моделей М-130А=0,82. (Прим. авт.),
 ________________________________________________________
 
 
 
 Рис. 31. Шина 6.45 - 13 модели М-147 с шипами.
 
 ======================== 68 =========================
 
 не только не улучшить сцепления с дорожным покрыти-
 ем, а наоборот - ухудшить.
  Единственным пока средством, повышающим безо-
 пасность движения автомобиля в условиях гололеда, яв-
 ляется снабжение зимних шин шипами с твердосплав-
 ным сердечником. Шипы такого типа обладают доста-
 точной прочностью. Они не разрушаются и при движе-
 нин по асфальту. Темп износа шипов сопоставим с тем-
 пом износа шин и является саморегулирующимся. Это
 саморегулирование состоит в том, что, если шип высту-
 __________________________________________________________
 
  ** Шум при качении шины образуется в результате ударов о
 дорогу рельефных выступов протектора и движения воздуха в уг-
 лублениях рисунка. Уменьшение шума этого рода достигается не-
 прерывностью рисунка по окружности покрышки (модель М-130А)
 или переменной величиной отдельных элементов рисунка (модель
 с М-107). (Прим. авт.).
 __________________________________________________________
 
 пает над поверхностью протектора более чем на 2 мм,
 то он быстро сламывается до этой величины, а если не
 выступает или утоплен, то по мере износа шины он выс-
 тупит наружу. Промышленностью выпускается, правда,
 в ограниченном количестве шина 6.45-13 модели М-147 и
 165-13 модели И-168 с зимним рисунком протектора.
 Примерное расположение шипов в шине М-147 и устрой-
 ство шипа показаны на рис. 31. Шипы устанавливают
 в шину с помощью специального пневматического писто-
 лета в количестве 110-160 штук. Отверстия для них
 диаметром 2,5 мм п глубиной 8-9 мм предварительно
 высверливают в протекторе электродрелью с обычным
 сверлом. Использование шипованных шин должно быть
 оговорено положением о соревнованиях.
  Нешипованные шины с зимним рисунком протектора
 хорошо зарекомендовали себя в зимних ралли или рал-
 ли с большим количеством грязных участков дорог, а
 также в зимних ипподромных автогонках.
  Опытный завод НИИ шинной промышленности вы-
 
 ======================== 69 =========================
 пустил в 1975 г. первую партию шин 165-13 модели
 И-200 с универсальным рисунком протектора. Уже
 первый опыт использования их и в шоссейно-кольцевых
 
 
 
  Рис. 32. Шина 7.50 - 13 модели И-140 и колесо шириной
  178 мм на автомобиле М-412.
 
 гонках, и в ралли доказал жизнеспособность новой про-
 дукции. Эти шины хорошо держали дорогу при мокром
 покрытии и проявили достаточные "вездеходные" каче-
 ства на снежных и грязных дорогах.
  Следует отметить, что НИИШП внимательно отно-
 сится к нуждам автомобильного спорта, совместно со
 спортсменами проводит испытания новых образцов шин,
 учитывает пожелания гонщиков при разработке этих об-
 разцов. В результате совместных работ появились, на-
 пример, специальные шины 6.50-13 модели И-124 и
 7.50-13 модели И-140 для гоночных автомобилей "Эс-
 тония". Последняя модель, впрочем, пришлась "по вку-
 су" и автомобилю "Москвич-412" на шоссейно-кольце-
 вых автогонках.
 
  Лопнувшая шина - еще не авария
 
 ======================== 70 =========================
  Среди водителей, особенно молодых, можно услы-
 шать самые противоречивые мнения о том, как надо дей-
 ствовать, если у автомобиля неожиданно лопнула шина.
 Обязательна ли, как следствие этого, авария?
  Действительно, вопрос этот весьма серьезен и поэто-
 му хотелось бы остановиться на нем несколько подроб-
 нее.
  Прежде всего следует сказать, что даже на большой
 скорости внезапно лопнувшая шина - еще не авария.
 К тому же подобные случаи чрезвычайно редки, тем
 более в настоящее время, ибо современные шины имеют
 низкое давление и эластичные боковины.
  Типичная причина выхода воздуха из шины - про-
 кол гвоздем, мелкой металлической стружкой и т. п.
 Воздух будет выходить из шины постепенно, и опытный
 водитель почувствует, когда давление в одной из шин
 станет меньше, чем в других, поскольку при этом руль
 при движении на прямолинейном участке он будет вы-
 нужден поворачивать на определенный угол относитель-
 но обычного положения, а на повороте к рулевому коле-
 су придется прилагать значительно большее усилие, чем
 обычно. Авгомобиль как бы нехотя вписывается в пово-
 рот, его начинает заносить в сторону спущенной шины
 из-за нарушения симметрии сопротивлений качению ко-
 лес левой и правой стороны.
  При малейшем нарушении поведения автомобиля на
 дороге надо немедленно остановиться и выяснить при-
 чину.
  Ну, а если все же шина лопнула внезапно? Прежде
 всего, не надо пугаться. В таком положении управлять
 автомобилем можно и нужно, а секунды растерянности
 и испуга действительно могут дорого обойтись.
  Как только послышался звук лопнувшей шины, и вы
 почувствовали рывок рулевого колеса из. рук (никогда
 не держитесь за руль одной рукой!) - во что бы то ни
 стало старайтесь удержать руль, чуть-чуть поворачивая
 его в сторону, противоположную лопнувшей шине. Од-
 новременно старайтесь притормаживать. Помните, что
 остановить автомобиль в этот момент только торможе-
 
 ======================== 71 =========================
 нием невозможно. Резкое торможение равносильно само-
 убийству.
  Если в первую секунду вы удержали автомобиль на
 дороге, то большая часть задачи по предотвращению
 аварии уже выполнена. Последующие действия заклю-
 чаются в "доворачивании" руля в целях компенсации
 все более прогрессирующего отклонения автомобиля от
 выбранного вами пути выкатывания с дороги и дальней-
 шем притормаживании. Если же автомобиль начало
 бросать из стороны в сторону, надо прекратить тормо-
 жение и начать его вновь только после вывода автомо-
 биля поворотом руля (не прилагая слишком больших
 усилий) на приемлемую траекторию выхода на обочину.
  Если разрыв покрышки произошел при интенсивном
 встречном или попутном движении, то это, конечно, ос-
 ложняет ситуацию.
  Ведь надо не только благополучно вывести автомо-
 биль на обочину и остановить его, но еще и предотвра-
 тить столкновение со встречным или попутным транс-
 портом. В крайнем случае, лучше направить автомобиль
 в кювет, перевернуться, чем столкнуться со встречной
 машиной. Правда, опрокидывание тоже приводит к пов-
 реждению автомобиля, но всегда меньшему, чем при
 ударе. Пассажиры же и водитель, если они пристегнуты
 ремнями, практически не пострадают. Если ремней бе-
 зопасности нет, нужно правильно "сгруппироваться",
 пригнуть голову и попытаться удержаться руками за
 что-либо, хотя бы за сиденье, но не за ручки дверей и
 не упираться руками в потолок.
  Помните, что в любой критической ситуации все ре-
 шает ваше хладнокровие и доведенные до автоматизма
 водительские навыки.
 
  Колеса
 
  Технические требования к спортивным, автомобилям
 группы I разрешают использование только серийных ко-
 лес. Надо уточнить, что на автомобилях "Москвич" в од-
 ном комплекте должны использоваться колеса одного
 
 ======================== 72 =========================
 размера, лучше 41/2 = 13*.
  Для легковых автомобилей, подготавливаемых к со-
 ревнованиям по группе II, можно использовать колеса с
 ободом расширенного профиля.
  Для чего это нужно, и где взять такие колеса?
  Все работы, связанные с установкой более широких
 колес, подчинены одной задаче - повышению устойчи-
 вости автомобиля на поворотах путем увеличения колеи
 за счет расширения обода.
  Однако надо помнить, что в соединении с уширенны-
 ми колесами обычные серийные шины меняют угол бо-
 кового увода, что оказывает большое влияние на устой-
 чивость автомобиля**.
  Выбор размеров уширенного колеса для использова-
 ния с серийными шинами происходит опытным путем
 и основывается на субъективной оценке гонщиком пове-
 дения автомобиля, на дороге с теми или иными уширен-
 ными колесами.
  Колеса спортсмены делают сами. Для шин моделей
 М-130А, М-119А, И-151, И-170 можно рекомендовать
 колеса шириной 145 мм, используя для этого два стан-
 ________________________________________________
 
  * Первая цифра в обозначении говорит о ширине обода между
 закраинами, выраженной в дюймах. (Прим. авт.).
  ** Значительный боковой увод шин затрудняет управление и на-
 рушает точность работы рулевого механизма. Поэтому для шин
 скоростных автомобилей боковая эластичность должна быть умень-
 шена по сравнению с боковой эластичностью шин обычных легко-
 вых автомобилей. Можно уменьшить боковую эластичность путем
 повышения внутреннего давления или применяя специальные шины.
 Но первый способ влияет на радиальную эластичность шин, ухуд-
 шая их реакцию на неровности дороги, второй же недоступен боль-
 шинству спортсменов, использующих для выступления в соревнова-
 ниях серийные шины. (Прим. авт.).
 ________________________________________________
 
 дартных колеса автомобилей ВАЗ или "Москвич" (рис.
 33). Сначала колеса разрезают, потом две половинки
 
 ======================== 73 =========================
 обода сваривают между собой, лучше на токарном стан-
 ке, но не непрерывным швом, а отдельными "прихвата-
 ми", по 60-70 мм, следя за тем, чтобы обод не "пове-
 ло". Затем окалина счищается, шов протачивается на
 этом же станке, и обод обматывается 3-4-мя слоями
 изоляционной-ленты, чтобы предохранить от поврежде-
 ния камеру.
  Для шин 6.50-13 модели И-124 и 7.50-13 модели
 И-140 нами изготавливались колеса шириной-178 мм
 (рис. 34). В этом случае в разрезанный аналогичным
  способом обод вваривается
  проставка.
  Балансировка колес в
  сборе с шинами устраняет
  дисбаланс системы, появле-
  ние которого может вызвать
  виляние колес ("шимми"),
  уменьшение устойчивости ав-
  томобиля, вибрацию и шум
  при движении, повышенный
  износ деталей передней под-
  вески и рулевых тяг, повы-
  шенный и неравномерный
 Рис. 33. Колесо автомобиля износ шин - пятнами.
 М-412 с шириной обода Проверять балансировку
 145 мм следует при нормальной
  эксплуатации через каждые
 10-12 тыс. км пробега или после каждого соревнова-
 ния.
  Внешним признаком даже небольшого нарушения ба-
 ланса колес служит легкая вибрация рулевого колеса
 в довольно узком диапазоне скорости движения: у
 "Москвичей" это происходит при 70-80 км/ч, у ВАЗов
 при 90-100 км/ч во время движения по сухой ровной
 дороге без поворотов.
  Различают два вида дисбаланса: статический и ди-
 намический. Статический дисбаланс возникает при появ-
 лении массы, неуравновешенной относительно оси вра-
 щения колеса, а динамический - при наличии двух
 
 ======================== 74 =========================
 масс, взаимоуравновешенных относительно оси враще-
 
 
 
 Рис. 34. Детали колеса автомобиля М-412 с шириной обода 178 мм
 а - внутренняя часть обода с диском, который готовят путём разрезания
 автомобильного колеса дет. 433 - 3101015 пополам; б - внутреняя часть
 обода с диском и проставкой; в - наружняя часть обода, который готовят
 путём разрезания колеса дет. 433 - 3101015 пополам, а размер А выполня-
 ют до разрезки детали; г - колесо в сборе.
 
 
 
 ======================== 75 =========================
 
 ния колеса, но неуравновешенных относительно плоско-
 сти его вращения.
  Теоретически, в колесе, в сборе с шиной, всегда при-
 сутствуют оба вида дисбаланса, причем они имеют оди-
 наковые внешние проявления и приводят к одинаковым
 последствиям. Но различен способ их выявления: ста-
 тический дисбаланс можно выявить без принудительного
 вращения колеса, только путем опускания вниз более
 тяжелого места на нем. Для выявления же динамичес-
 кого дисбаланса необходимо вращать колесо на специ-

<< Пред.           стр. 9 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу