<< Пред. стр. 9 (из 11) След. >>
демонтаж. Кроме того, эта шина, по сравнению с мо-делью М-130А, имеет больший вес.
Рисунок протектора шины модели М-100, так же как
и выпускаемой сейчас в ограниченном количестве шины
6.00-13 модели М-107 летнего типа, имеет относительно
широкие канавки. Более острый угол перехода протек-
тора к боковине у этих шин дает им некоторое преиму-
щество при езде по грунтовым и снежным дорогам по
сравнению с шинами М-130А; автомобиль на этих шинах
лучше управляем в заносе. Достоинством данной моде-
ли является и ее больший наружный диаметр, что замет-
======================== 67 =========================
но повышает просвет между дорогой и автомобилем.
Шины М-100 и М-107 охотно используются раллистами.
Из других серийных шин уже упоминались шины
165-13 модели И-170 (рис. 30) и 155-13 модели И-151.
Рисунок протектора - летнего типа, хорошо расчленен-
ный, с большим количеством прорезей и в то же время
с суммарной площадью выступов 75-80% от общей
площади беговой дорожки. Эти шины обеспечивают хо-
рошее сцепление с дорогой в продольном и боковом на-
правлениях, обладают высоким сопротивлением износу.
При мокром или обледеневшем дорожном покрытии ав-
томобили, оборудованные этими покрышками, ведут се-
бя достаточно устойчиво.
Шины с летним (или дорожным) рисунком протек-
тора обладают значительно меньшей шумностью** хода,
чем шины с зимним рисунком протектора.
Что касается устойчивости на дороге, то шины с
зимним рисунком протектора в условиях гололеда могут
________________________________________________________
* Отношение высоты профиля к его ширине у этой шины=0,99 ,
а у моделей М-130А=0,82. (Прим. авт.),
________________________________________________________
Рис. 31. Шина 6.45 - 13 модели М-147 с шипами.
======================== 68 =========================
не только не улучшить сцепления с дорожным покрыти-
ем, а наоборот - ухудшить.
Единственным пока средством, повышающим безо-
пасность движения автомобиля в условиях гололеда, яв-
ляется снабжение зимних шин шипами с твердосплав-
ным сердечником. Шипы такого типа обладают доста-
точной прочностью. Они не разрушаются и при движе-
нин по асфальту. Темп износа шипов сопоставим с тем-
пом износа шин и является саморегулирующимся. Это
саморегулирование состоит в том, что, если шип высту-
__________________________________________________________
** Шум при качении шины образуется в результате ударов о
дорогу рельефных выступов протектора и движения воздуха в уг-
лублениях рисунка. Уменьшение шума этого рода достигается не-
прерывностью рисунка по окружности покрышки (модель М-130А)
или переменной величиной отдельных элементов рисунка (модель
с М-107). (Прим. авт.).
__________________________________________________________
пает над поверхностью протектора более чем на 2 мм,
то он быстро сламывается до этой величины, а если не
выступает или утоплен, то по мере износа шины он выс-
тупит наружу. Промышленностью выпускается, правда,
в ограниченном количестве шина 6.45-13 модели М-147 и
165-13 модели И-168 с зимним рисунком протектора.
Примерное расположение шипов в шине М-147 и устрой-
ство шипа показаны на рис. 31. Шипы устанавливают
в шину с помощью специального пневматического писто-
лета в количестве 110-160 штук. Отверстия для них
диаметром 2,5 мм п глубиной 8-9 мм предварительно
высверливают в протекторе электродрелью с обычным
сверлом. Использование шипованных шин должно быть
оговорено положением о соревнованиях.
Нешипованные шины с зимним рисунком протектора
хорошо зарекомендовали себя в зимних ралли или рал-
ли с большим количеством грязных участков дорог, а
также в зимних ипподромных автогонках.
Опытный завод НИИ шинной промышленности вы-
======================== 69 =========================
пустил в 1975 г. первую партию шин 165-13 модели
И-200 с универсальным рисунком протектора. Уже
первый опыт использования их и в шоссейно-кольцевых
Рис. 32. Шина 7.50 - 13 модели И-140 и колесо шириной
178 мм на автомобиле М-412.
гонках, и в ралли доказал жизнеспособность новой про-
дукции. Эти шины хорошо держали дорогу при мокром
покрытии и проявили достаточные "вездеходные" каче-
ства на снежных и грязных дорогах.
Следует отметить, что НИИШП внимательно отно-
сится к нуждам автомобильного спорта, совместно со
спортсменами проводит испытания новых образцов шин,
учитывает пожелания гонщиков при разработке этих об-
разцов. В результате совместных работ появились, на-
пример, специальные шины 6.50-13 модели И-124 и
7.50-13 модели И-140 для гоночных автомобилей "Эс-
тония". Последняя модель, впрочем, пришлась "по вку-
су" и автомобилю "Москвич-412" на шоссейно-кольце-
вых автогонках.
Лопнувшая шина - еще не авария
======================== 70 =========================
Среди водителей, особенно молодых, можно услы-
шать самые противоречивые мнения о том, как надо дей-
ствовать, если у автомобиля неожиданно лопнула шина.
Обязательна ли, как следствие этого, авария?
Действительно, вопрос этот весьма серьезен и поэто-
му хотелось бы остановиться на нем несколько подроб-
нее.
Прежде всего следует сказать, что даже на большой
скорости внезапно лопнувшая шина - еще не авария.
К тому же подобные случаи чрезвычайно редки, тем
более в настоящее время, ибо современные шины имеют
низкое давление и эластичные боковины.
Типичная причина выхода воздуха из шины - про-
кол гвоздем, мелкой металлической стружкой и т. п.
Воздух будет выходить из шины постепенно, и опытный
водитель почувствует, когда давление в одной из шин
станет меньше, чем в других, поскольку при этом руль
при движении на прямолинейном участке он будет вы-
нужден поворачивать на определенный угол относитель-
но обычного положения, а на повороте к рулевому коле-
су придется прилагать значительно большее усилие, чем
обычно. Авгомобиль как бы нехотя вписывается в пово-
рот, его начинает заносить в сторону спущенной шины
из-за нарушения симметрии сопротивлений качению ко-
лес левой и правой стороны.
При малейшем нарушении поведения автомобиля на
дороге надо немедленно остановиться и выяснить при-
чину.
Ну, а если все же шина лопнула внезапно? Прежде
всего, не надо пугаться. В таком положении управлять
автомобилем можно и нужно, а секунды растерянности
и испуга действительно могут дорого обойтись.
Как только послышался звук лопнувшей шины, и вы
почувствовали рывок рулевого колеса из. рук (никогда
не держитесь за руль одной рукой!) - во что бы то ни
стало старайтесь удержать руль, чуть-чуть поворачивая
его в сторону, противоположную лопнувшей шине. Од-
новременно старайтесь притормаживать. Помните, что
остановить автомобиль в этот момент только торможе-
======================== 71 =========================
нием невозможно. Резкое торможение равносильно само-
убийству.
Если в первую секунду вы удержали автомобиль на
дороге, то большая часть задачи по предотвращению
аварии уже выполнена. Последующие действия заклю-
чаются в "доворачивании" руля в целях компенсации
все более прогрессирующего отклонения автомобиля от
выбранного вами пути выкатывания с дороги и дальней-
шем притормаживании. Если же автомобиль начало
бросать из стороны в сторону, надо прекратить тормо-
жение и начать его вновь только после вывода автомо-
биля поворотом руля (не прилагая слишком больших
усилий) на приемлемую траекторию выхода на обочину.
Если разрыв покрышки произошел при интенсивном
встречном или попутном движении, то это, конечно, ос-
ложняет ситуацию.
Ведь надо не только благополучно вывести автомо-
биль на обочину и остановить его, но еще и предотвра-
тить столкновение со встречным или попутным транс-
портом. В крайнем случае, лучше направить автомобиль
в кювет, перевернуться, чем столкнуться со встречной
машиной. Правда, опрокидывание тоже приводит к пов-
реждению автомобиля, но всегда меньшему, чем при
ударе. Пассажиры же и водитель, если они пристегнуты
ремнями, практически не пострадают. Если ремней бе-
зопасности нет, нужно правильно "сгруппироваться",
пригнуть голову и попытаться удержаться руками за
что-либо, хотя бы за сиденье, но не за ручки дверей и
не упираться руками в потолок.
Помните, что в любой критической ситуации все ре-
шает ваше хладнокровие и доведенные до автоматизма
водительские навыки.
Колеса
Технические требования к спортивным, автомобилям
группы I разрешают использование только серийных ко-
лес. Надо уточнить, что на автомобилях "Москвич" в од-
ном комплекте должны использоваться колеса одного
======================== 72 =========================
размера, лучше 41/2 = 13*.
Для легковых автомобилей, подготавливаемых к со-
ревнованиям по группе II, можно использовать колеса с
ободом расширенного профиля.
Для чего это нужно, и где взять такие колеса?
Все работы, связанные с установкой более широких
колес, подчинены одной задаче - повышению устойчи-
вости автомобиля на поворотах путем увеличения колеи
за счет расширения обода.
Однако надо помнить, что в соединении с уширенны-
ми колесами обычные серийные шины меняют угол бо-
кового увода, что оказывает большое влияние на устой-
чивость автомобиля**.
Выбор размеров уширенного колеса для использова-
ния с серийными шинами происходит опытным путем
и основывается на субъективной оценке гонщиком пове-
дения автомобиля, на дороге с теми или иными уширен-
ными колесами.
Колеса спортсмены делают сами. Для шин моделей
М-130А, М-119А, И-151, И-170 можно рекомендовать
колеса шириной 145 мм, используя для этого два стан-
________________________________________________
* Первая цифра в обозначении говорит о ширине обода между
закраинами, выраженной в дюймах. (Прим. авт.).
** Значительный боковой увод шин затрудняет управление и на-
рушает точность работы рулевого механизма. Поэтому для шин
скоростных автомобилей боковая эластичность должна быть умень-
шена по сравнению с боковой эластичностью шин обычных легко-
вых автомобилей. Можно уменьшить боковую эластичность путем
повышения внутреннего давления или применяя специальные шины.
Но первый способ влияет на радиальную эластичность шин, ухуд-
шая их реакцию на неровности дороги, второй же недоступен боль-
шинству спортсменов, использующих для выступления в соревнова-
ниях серийные шины. (Прим. авт.).
________________________________________________
дартных колеса автомобилей ВАЗ или "Москвич" (рис.
33). Сначала колеса разрезают, потом две половинки
======================== 73 =========================
обода сваривают между собой, лучше на токарном стан-
ке, но не непрерывным швом, а отдельными "прихвата-
ми", по 60-70 мм, следя за тем, чтобы обод не "пове-
ло". Затем окалина счищается, шов протачивается на
этом же станке, и обод обматывается 3-4-мя слоями
изоляционной-ленты, чтобы предохранить от поврежде-
ния камеру.
Для шин 6.50-13 модели И-124 и 7.50-13 модели
И-140 нами изготавливались колеса шириной-178 мм
(рис. 34). В этом случае в разрезанный аналогичным
способом обод вваривается
проставка.
Балансировка колес в
сборе с шинами устраняет
дисбаланс системы, появле-
ние которого может вызвать
виляние колес ("шимми"),
уменьшение устойчивости ав-
томобиля, вибрацию и шум
при движении, повышенный
износ деталей передней под-
вески и рулевых тяг, повы-
шенный и неравномерный
Рис. 33. Колесо автомобиля износ шин - пятнами.
М-412 с шириной обода Проверять балансировку
145 мм следует при нормальной
эксплуатации через каждые
10-12 тыс. км пробега или после каждого соревнова-
ния.
Внешним признаком даже небольшого нарушения ба-
ланса колес служит легкая вибрация рулевого колеса
в довольно узком диапазоне скорости движения: у
"Москвичей" это происходит при 70-80 км/ч, у ВАЗов
при 90-100 км/ч во время движения по сухой ровной
дороге без поворотов.
Различают два вида дисбаланса: статический и ди-
намический. Статический дисбаланс возникает при появ-
лении массы, неуравновешенной относительно оси вра-
щения колеса, а динамический - при наличии двух
======================== 74 =========================
масс, взаимоуравновешенных относительно оси враще-
Рис. 34. Детали колеса автомобиля М-412 с шириной обода 178 мм
а - внутренняя часть обода с диском, который готовят путём разрезания
автомобильного колеса дет. 433 - 3101015 пополам; б - внутреняя часть
обода с диском и проставкой; в - наружняя часть обода, который готовят
путём разрезания колеса дет. 433 - 3101015 пополам, а размер А выполня-
ют до разрезки детали; г - колесо в сборе.
======================== 75 =========================
ния колеса, но неуравновешенных относительно плоско-
сти его вращения.
Теоретически, в колесе, в сборе с шиной, всегда при-
сутствуют оба вида дисбаланса, причем они имеют оди-
наковые внешние проявления и приводят к одинаковым
последствиям. Но различен способ их выявления: ста-
тический дисбаланс можно выявить без принудительного
вращения колеса, только путем опускания вниз более
тяжелого места на нем. Для выявления же динамичес-
кого дисбаланса необходимо вращать колесо на специ-