<< Пред.           стр. 8 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 ко комплектно.
  При сборке главной передачи ведущая шестерня
 должна быть установлена относительно ведомой с уче-
 том поправки на монтажное расстояние. В этом слу-
 чае пятно контакта зубьев и его форма будут правиль-
 ными.
  Отпечаток контакта должен иметь, по возможности,
 форму эллипса. Наиболее светлым местом на отпечатке
 является центр давления на поверхность зуба, т. е. точ-
 ка, к которой приложена наибольшая нагрузка. Длина
 __________________________________________________________
 
  * Картер заднего моста автомобилей ГАЗ-24 выполнен более
 массивным и в дополнительном креплении не нуждается. (Прим.
 авт.).
  ** При подборе пары шестерен определяют монтажное рассто-
 яние, от оси ведомой шестерни до заднего торца ведущей. Напри-
 мер, номинальное расстояние для редуктора автомобиля "Москвич"
 составляет 53,4 мм, для ГАЗ-24 - 42 мм. Однако для каждой пары
 шестерен это расстояние несколько отличается от номинального
 значения. Определив величину поправки, ее выжигают на торцах
 обеих шестерен вслед за порядковым номером. (Прим. авт.).
 __________________________________________________________
 
 отпечатка на той стороне зуба ведомой шестерни, кото-
 рая работает при переднем ходе автомобиля, должна со-
 ставлять 0,5-0,7 длины зуба. Ширина отпечатка должна
 быть не менее 4 мм и находиться на расстоянии 2-5 мм
 от узкого конца зуба. Отпечатки на поверхности зубьев
 получаются непосредственно, без применения какой-ли-
 бо краски.
  При сборке редуктора или замене пары шестерен
 необходимо обеспечить правильную величину натяга ко-
 
 ======================== 59 =========================
 нических роликовых подшипников ведущей шестерни.
 Это достигается с помощью набора стальных прокладок
 различной толщины, устанавливаемых между распорной
 втулкой и внутренним кольцом наружного подшипника.
 После затяжки гайка ведущая шестерня должна про-
 ворачиваться от легкого усилия руки. Окончив регу-
 лировку, нельзя даже слегка отпускать эту гайку, так
 как при этом возможно провертывание внутреннего
 кольца переднего подшипника на хвостовике шестерни,
 что приведет к износу кольца подшипника, прокладок и
 шейки хвостовика.
  У автомобиля "Москвич" боковой зазор между зубь-
 ями ведущей и ведомой шестерни регулируют фигурны-
 ми гайками, при этом осевое перемещение ведомой шес-
 терни, которое необходимо для получения бокового за-
 зора. происходит за счет натяга подшипников дифферен-
 циала. Боковой зазор должен быть в пределах 0,1-
 0,2 мм, а разница в величине зазора разных зубьев од-
 ной пары шестерен не должна превышать 0,08 мм.
  Главная передача, отрегулированная на заводе, как
 правило, в дальнейшем никакой регулировки не требует.
 Необходимость в ней может возникнуть лишь после про,
 должительной эксплуатации автомобиля или в результа-
 те применения смазок, не соответствующих заводским
 рекомендациям. Признаком необходимости регулирова-
 ния передачи является повышенный шум в ней и увели-
 чение бокового зазора между зубьями шестерен до
 0,3 мм и более.
  Если задний мост был разобран для ремонта или за-
 мены его деталей, то при монтаже следует придержи-
 ваться следующего порядка- к кожуху моста крепится
 собранный и отрегулированный редуктор ("Москвич" и
 ВАЗ), но болты крепления полностью не затягивают, ос-
 тавляя редуктору некоторую свободу перемещения, за-
 
 
 
 
 
 
 ======================== 60 =========================
 
 
 Рис. 27. Дополнительное стопорение втулки подшипника полуоси:
  1 - сварка (точка); 2 - втулка
 
 тем вставляют полуоси и окончательно затягивают бол-
 ты крепления картера редуктора к кожуху моста. Такая
 последовательность позволяет избежать возможных пе-
 рекосов в паре "полуось - полуосевая шестерня" глав-
 ной передачи.
  Наиболее часто встречающейся неисправностью явля-
 ется выход из строя подшипников полуоси, замена кото-
 рых связана со снятием упорной втулки (рис. 27). Втул-
 ка напрессована на полуось в горячем состоянии с боль-
 шим натягом, поэтому ее можно снять только специаль-
 ным съемником или срезать резцом на токарном станке.
 Повторно напрессованная втулка должна быть зафик-
 сирована 1-2 точками электросварки во избежание сме-
 щения во время работы. Точки сварки должны иметь раз-
 мер 5-7-мм, чтобы при очередной замене подшипников
 их можно было легко сбить зубилом или срезать на
 станке.
  Если задний мост собирают не из новых деталей, то
 
 ======================== 61 =========================
 полуоси нужно проверить на отсутствие изгибов в токар-
 ном станке.
  При длительном движении автомобиля, особенно в
 теплое время года, главная передача заднего моста и
 дифференциал нагреваются. Для обкатанного моста наг-
 ревание до температуры не свыше 80°С является нор-
 мальным и не служит признаком неисправности. У нового
 необкатанного моста, детали которого еще не прирабо-
 таны, эта температура может достичь 100°С. Для обкат-
 ки нового моста, как правило, достаточно 300-500 км
 пробега.
  В процессе эксплуатации, особенно при езде по гряз-
 ным дорогам, следует .внимательно следить за исправ-
 ностью сапуна заднего моста, представляющего собой
 штуцер с отверстием, закрытым клапаном. Снаружи са-
 пун имеет предохранительный колпачок. При нагреве
 заднего моста и повышении давления внутри картера че-
 рез сапун выходит лишний воздух. При неисправности
 сапуна повышение давления приводит к течи масла че-
 рез сальники полуосей и главной передачи.
  Готовя автомобиль к соревнованиям, тормозные
 трубки, проложенные вдоль картера заднего моста, луч-
 ше поместить в резиновый шланг.
  Встречались случаи, что при езде по дорогам с глу-
 бокими колеями деформировалась и давала трещины
 
 
 
 Рис. 28. Защита нижней части кожуха заднего моста.
 
 ======================== 62 =========================
 
 нижняя часть кожуха моста под картером главной пе-
 редачи. На всякий случай можно изготовить защитный
 экран, укрепив его под картером главной передачи.
 
  ШИНЫ И КОЛЕСА
  Конструкция шин и их маркировка.
 
  В настоящее время наиболее распространенный тип
 отечественных покрышек - диагональный: кордные ни-
 ти перекрещиваются между собой под углом 48-54°.
 Каркас делается из специальной прорезиненной ткани
 (корда) с очень прочной основой*. Корд обернут вокруг
 бортового кольца из стальной проволоки. Сверху кар-
 кас закрыт так называемым подушечным слоем шины-
 брекером, на нем находится протектор - главная рабо-
 чая часть покрышки. Боковые части шины имеют защит-
 ные резиновые боковины.
  Существуют шины и с иным расположением нитей
 корда - они идут параллельно друг другу по окружно-
 сти профиля покрышки. Такие шины получили название
 радиальных.
  В диагональной шине внутреннее давление и центро-
 бежная сила при высоких скоростях движения, склады-
 ваясь, несколько увеличивают ее диаметр в центральной
 части беговой дорожки и снижают сцепление с дорогой.
 При этом растет и нагрузка на шину в отдельных мес-
 тах, что создает неравномерные внутренние напряжения.
  В радиальной шине жесткий брекерный пояс и гиб-
 кие боковые стенки способствуют равномерному распре-
 делению этих нагрузок по всей поверхности протектора;
 пятно контакта, а следовательно, и сцепление с дорогой,
 остаются неизменными на любых скоростях. В результа-
 те резко снижаются микропроскальзывания в беговой
 части покрышки, увеличивается износостойкость шины,
 улучшается устойчивость автомобиля.
  В ближайшие годы на радиальные шины будет пере-
 веден весь парк советских легковых автомобилей.
 
 
 
 ======================== 63 =========================
 __________________________________________________________
 
  * Основа изготавливается из крученых нитей хлопка, вискозы,
 капрона или же из металла. (Прим. авт.).
 __________________________________________________________
 
  Шины низкого давления обозначаются двумя числа-
 ми со знаком тире между ними. Первое число обознача-
 ет номинальную ширину профиля, а второе - номиналь-
 ный посадочный диаметр обода в дюймах*.
  В СССР для некоторых размеров шин ширину про-
 филя обозначают в мм, а посадочный диаметр - в дюй-
 мах, или тот и другой размер в мм. Например, шина мо-
 дели И-151, применяемая на автомобилях ВАЗ-2101,
 ВАЗ-21011 и ЗАЗ может иметь обозначение: 6.15-13,
 155-13 или 155-330.
  Кроме обозначения шины, маркировка включает пол-
 ное наименование завода-изготовителя или его условное
 обозначение, месяц, год изготовления и порядковый но-
 мер покрышки. Например: Я V 74 122630 обозначает,
 что данная покрышка изготовлена на Ярославском шин-
 ном заводе в мае 1974 г. и имеет серийный номер
 122630.
  В маркировку не входит размер наружного диамет-
 ра, а также радиус качения. Так, шина модели М-130А
 имеет обозначенный размер 6.45-13 (устанавливается
 на М-412, ВАЗ-2102), а шина модели М-100 имеет обо-
 значенный размер 6.40-13 (устанавливается на М-426,
 М-427, М-434). Однако радиус качения у шины М-100
 на 7% больше, чем у шины М-130А.
  Маркировка некоторых советских и зарубежных шин
 отражает также прочность каркаса, приведенную к
 прочности определенного количества слоев каркаса из
 вискозной кордной ткани. Так, каркас шины М-130А
 (а также однотипной шины М-119А, но с измененным
 рисунком протектора) состоит из двух слоев специаль-
 ной кордной ткани, однако в связи с ее повышенной из-
 носостойкостью прочность такого каркаса соответствует
 прочности четырехслойного каркаса из обычной вискоз-
 
 ======================== 64 =========================
 ной кордной ткани, что отражено в маркировке на боко-
 вине - 4РR**.
  Знать назначение каждой цифры и буквы маркиров-
 ки шины очень важно не только гонщикам, но и обыч-
 ным водителям и владельцам собственных автомобилей,
 так как нередко оказываются в наличии покрышки раз-
 ____________________________________________________
 
  * Один дюйм =25,4 мм.
  ** РР, обозначает "ply rating" - "норма слойности".
 ____________________________________________________
 
 ных марок и размеров или одинакового размера, но раз-
 ных марок.
  Как "обувать" автомобиль в этом случае? Можно ли
 пользоваться разнотипными покрышками? Покрышки
 разных марок с одинаковым маркировочным размером
 (особенно распространены покрышки 165-13 и 155-'13)
 отличаются друг от друга по наружному диаметру, при-
 чем иногда существенно. Поэтому ставить на одну ось
 автомобиля покрышки разных типоразмеров или даже
 с различным рисунком протектора нежелательно. В этом
 случае лучше ставить покрышки или даже колеса в
 сборе разного типа попарно. Спортсмены довольно час-
 то ставят на задние колеса шины с зимним рисунком
 протектора, а на передние - с обычным дорожным. Од-
 нако что касается покрышек модели И-170 для авто-
 мобиля ВАЗ-2103, выпускаемых как диагональной, так
 и радиальной конструкции, то какой-либо "винегрет" из
 них на одном автомобиле совершенно недопустим.
 
  Тип и рисунок протектора
 
  Наиболее распространенными являются низкопро-
 фильные шины 6.45-13 модели М-130А (рис. 29). Их ха-
 рактерный признак - прогиб внутрь средней части бе-
 говой дорожки в ненакачанном состоянии. Это зависит
 от особенностей.конструкции, а не является результа-
 том неправильной эксплуатации, как некоторые думают.
 
 ======================== 65 =========================
  Рисунок протектора шины М-130А летнего типа
 включает ряд "ножевых канавок" шириной примерно
 0,5 мм*. Канавки несколько повышают сцепление шины
 с дорогой, особенно с мокрой, содействуя выдавливанию
 влаги из пятна контакта. При движении же с большой
 скоростью канавки смыкаются, что повышает работо-
 способность шины. Однако "ножевые канавки" легко
 забиваются при движении по загрязненной или засне-
 женной дороге. Тогда приходится снижать скорость.
  Кроме того, шина М-130А имеет скругленную боко-
 вую часть протектора, что ухудшает сцепные качества,
 ____________________________________________________________
 
  * Протектор имеет также "визуальные индикаторы износа"
 представляющие собой повышения в шести местах дна рисунка про-
 тектора в виде поперечных полос шириной 20 мм. (Прим. авт.).
 ____________________________________________________________
 
 
 
  Рис. 29. Шина 6.45 - 13 модели М - 130 - А.
 
 
 
 
 
 
 
 ======================== 66 =========================
 
 
  Рис. 30. Шина 165 - 13 модели И - 170.
 
 особенно во время заноса на грунтовых дорогах. Поэто-
 му спортсмены используют эти шины преимуществен-
 но для шоссейно-кольцевых гонок при сухом дорожном
 покрытии.
  Шины 6.40-13 модели М-100 относятся к высокопро-
 фильным* , что предопределяет их увеличенную грузо-
 подъемность. Паспортная скоростная стойкость этой ши-
 ны - 120 км/ч. Условная прочность боковины равна
 прочности шестислойной шины. Это значительно умень-
 шает возможность боковых пробоев, зато повышает
 жесткость боковины и несколько затрудняет монтаж и

<< Пред.           стр. 8 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу