<< Пред. стр. 8 (из 11) След. >>
ко комплектно.При сборке главной передачи ведущая шестерня
должна быть установлена относительно ведомой с уче-
том поправки на монтажное расстояние. В этом слу-
чае пятно контакта зубьев и его форма будут правиль-
ными.
Отпечаток контакта должен иметь, по возможности,
форму эллипса. Наиболее светлым местом на отпечатке
является центр давления на поверхность зуба, т. е. точ-
ка, к которой приложена наибольшая нагрузка. Длина
__________________________________________________________
* Картер заднего моста автомобилей ГАЗ-24 выполнен более
массивным и в дополнительном креплении не нуждается. (Прим.
авт.).
** При подборе пары шестерен определяют монтажное рассто-
яние, от оси ведомой шестерни до заднего торца ведущей. Напри-
мер, номинальное расстояние для редуктора автомобиля "Москвич"
составляет 53,4 мм, для ГАЗ-24 - 42 мм. Однако для каждой пары
шестерен это расстояние несколько отличается от номинального
значения. Определив величину поправки, ее выжигают на торцах
обеих шестерен вслед за порядковым номером. (Прим. авт.).
__________________________________________________________
отпечатка на той стороне зуба ведомой шестерни, кото-
рая работает при переднем ходе автомобиля, должна со-
ставлять 0,5-0,7 длины зуба. Ширина отпечатка должна
быть не менее 4 мм и находиться на расстоянии 2-5 мм
от узкого конца зуба. Отпечатки на поверхности зубьев
получаются непосредственно, без применения какой-ли-
бо краски.
При сборке редуктора или замене пары шестерен
необходимо обеспечить правильную величину натяга ко-
======================== 59 =========================
нических роликовых подшипников ведущей шестерни.
Это достигается с помощью набора стальных прокладок
различной толщины, устанавливаемых между распорной
втулкой и внутренним кольцом наружного подшипника.
После затяжки гайка ведущая шестерня должна про-
ворачиваться от легкого усилия руки. Окончив регу-
лировку, нельзя даже слегка отпускать эту гайку, так
как при этом возможно провертывание внутреннего
кольца переднего подшипника на хвостовике шестерни,
что приведет к износу кольца подшипника, прокладок и
шейки хвостовика.
У автомобиля "Москвич" боковой зазор между зубь-
ями ведущей и ведомой шестерни регулируют фигурны-
ми гайками, при этом осевое перемещение ведомой шес-
терни, которое необходимо для получения бокового за-
зора. происходит за счет натяга подшипников дифферен-
циала. Боковой зазор должен быть в пределах 0,1-
0,2 мм, а разница в величине зазора разных зубьев од-
ной пары шестерен не должна превышать 0,08 мм.
Главная передача, отрегулированная на заводе, как
правило, в дальнейшем никакой регулировки не требует.
Необходимость в ней может возникнуть лишь после про,
должительной эксплуатации автомобиля или в результа-
те применения смазок, не соответствующих заводским
рекомендациям. Признаком необходимости регулирова-
ния передачи является повышенный шум в ней и увели-
чение бокового зазора между зубьями шестерен до
0,3 мм и более.
Если задний мост был разобран для ремонта или за-
мены его деталей, то при монтаже следует придержи-
ваться следующего порядка- к кожуху моста крепится
собранный и отрегулированный редуктор ("Москвич" и
ВАЗ), но болты крепления полностью не затягивают, ос-
тавляя редуктору некоторую свободу перемещения, за-
======================== 60 =========================
Рис. 27. Дополнительное стопорение втулки подшипника полуоси:
1 - сварка (точка); 2 - втулка
тем вставляют полуоси и окончательно затягивают бол-
ты крепления картера редуктора к кожуху моста. Такая
последовательность позволяет избежать возможных пе-
рекосов в паре "полуось - полуосевая шестерня" глав-
ной передачи.
Наиболее часто встречающейся неисправностью явля-
ется выход из строя подшипников полуоси, замена кото-
рых связана со снятием упорной втулки (рис. 27). Втул-
ка напрессована на полуось в горячем состоянии с боль-
шим натягом, поэтому ее можно снять только специаль-
ным съемником или срезать резцом на токарном станке.
Повторно напрессованная втулка должна быть зафик-
сирована 1-2 точками электросварки во избежание сме-
щения во время работы. Точки сварки должны иметь раз-
мер 5-7-мм, чтобы при очередной замене подшипников
их можно было легко сбить зубилом или срезать на
станке.
Если задний мост собирают не из новых деталей, то
======================== 61 =========================
полуоси нужно проверить на отсутствие изгибов в токар-
ном станке.
При длительном движении автомобиля, особенно в
теплое время года, главная передача заднего моста и
дифференциал нагреваются. Для обкатанного моста наг-
ревание до температуры не свыше 80°С является нор-
мальным и не служит признаком неисправности. У нового
необкатанного моста, детали которого еще не прирабо-
таны, эта температура может достичь 100°С. Для обкат-
ки нового моста, как правило, достаточно 300-500 км
пробега.
В процессе эксплуатации, особенно при езде по гряз-
ным дорогам, следует .внимательно следить за исправ-
ностью сапуна заднего моста, представляющего собой
штуцер с отверстием, закрытым клапаном. Снаружи са-
пун имеет предохранительный колпачок. При нагреве
заднего моста и повышении давления внутри картера че-
рез сапун выходит лишний воздух. При неисправности
сапуна повышение давления приводит к течи масла че-
рез сальники полуосей и главной передачи.
Готовя автомобиль к соревнованиям, тормозные
трубки, проложенные вдоль картера заднего моста, луч-
ше поместить в резиновый шланг.
Встречались случаи, что при езде по дорогам с глу-
бокими колеями деформировалась и давала трещины
Рис. 28. Защита нижней части кожуха заднего моста.
======================== 62 =========================
нижняя часть кожуха моста под картером главной пе-
редачи. На всякий случай можно изготовить защитный
экран, укрепив его под картером главной передачи.
ШИНЫ И КОЛЕСА
Конструкция шин и их маркировка.
В настоящее время наиболее распространенный тип
отечественных покрышек - диагональный: кордные ни-
ти перекрещиваются между собой под углом 48-54°.
Каркас делается из специальной прорезиненной ткани
(корда) с очень прочной основой*. Корд обернут вокруг
бортового кольца из стальной проволоки. Сверху кар-
кас закрыт так называемым подушечным слоем шины-
брекером, на нем находится протектор - главная рабо-
чая часть покрышки. Боковые части шины имеют защит-
ные резиновые боковины.
Существуют шины и с иным расположением нитей
корда - они идут параллельно друг другу по окружно-
сти профиля покрышки. Такие шины получили название
радиальных.
В диагональной шине внутреннее давление и центро-
бежная сила при высоких скоростях движения, склады-
ваясь, несколько увеличивают ее диаметр в центральной
части беговой дорожки и снижают сцепление с дорогой.
При этом растет и нагрузка на шину в отдельных мес-
тах, что создает неравномерные внутренние напряжения.
В радиальной шине жесткий брекерный пояс и гиб-
кие боковые стенки способствуют равномерному распре-
делению этих нагрузок по всей поверхности протектора;
пятно контакта, а следовательно, и сцепление с дорогой,
остаются неизменными на любых скоростях. В результа-
те резко снижаются микропроскальзывания в беговой
части покрышки, увеличивается износостойкость шины,
улучшается устойчивость автомобиля.
В ближайшие годы на радиальные шины будет пере-
веден весь парк советских легковых автомобилей.
======================== 63 =========================
__________________________________________________________
* Основа изготавливается из крученых нитей хлопка, вискозы,
капрона или же из металла. (Прим. авт.).
__________________________________________________________
Шины низкого давления обозначаются двумя числа-
ми со знаком тире между ними. Первое число обознача-
ет номинальную ширину профиля, а второе - номиналь-
ный посадочный диаметр обода в дюймах*.
В СССР для некоторых размеров шин ширину про-
филя обозначают в мм, а посадочный диаметр - в дюй-
мах, или тот и другой размер в мм. Например, шина мо-
дели И-151, применяемая на автомобилях ВАЗ-2101,
ВАЗ-21011 и ЗАЗ может иметь обозначение: 6.15-13,
155-13 или 155-330.
Кроме обозначения шины, маркировка включает пол-
ное наименование завода-изготовителя или его условное
обозначение, месяц, год изготовления и порядковый но-
мер покрышки. Например: Я V 74 122630 обозначает,
что данная покрышка изготовлена на Ярославском шин-
ном заводе в мае 1974 г. и имеет серийный номер
122630.
В маркировку не входит размер наружного диамет-
ра, а также радиус качения. Так, шина модели М-130А
имеет обозначенный размер 6.45-13 (устанавливается
на М-412, ВАЗ-2102), а шина модели М-100 имеет обо-
значенный размер 6.40-13 (устанавливается на М-426,
М-427, М-434). Однако радиус качения у шины М-100
на 7% больше, чем у шины М-130А.
Маркировка некоторых советских и зарубежных шин
отражает также прочность каркаса, приведенную к
прочности определенного количества слоев каркаса из
вискозной кордной ткани. Так, каркас шины М-130А
(а также однотипной шины М-119А, но с измененным
рисунком протектора) состоит из двух слоев специаль-
ной кордной ткани, однако в связи с ее повышенной из-
носостойкостью прочность такого каркаса соответствует
прочности четырехслойного каркаса из обычной вискоз-
======================== 64 =========================
ной кордной ткани, что отражено в маркировке на боко-
вине - 4РR**.
Знать назначение каждой цифры и буквы маркиров-
ки шины очень важно не только гонщикам, но и обыч-
ным водителям и владельцам собственных автомобилей,
так как нередко оказываются в наличии покрышки раз-
____________________________________________________
* Один дюйм =25,4 мм.
** РР, обозначает "ply rating" - "норма слойности".
____________________________________________________
ных марок и размеров или одинакового размера, но раз-
ных марок.
Как "обувать" автомобиль в этом случае? Можно ли
пользоваться разнотипными покрышками? Покрышки
разных марок с одинаковым маркировочным размером
(особенно распространены покрышки 165-13 и 155-'13)
отличаются друг от друга по наружному диаметру, при-
чем иногда существенно. Поэтому ставить на одну ось
автомобиля покрышки разных типоразмеров или даже
с различным рисунком протектора нежелательно. В этом
случае лучше ставить покрышки или даже колеса в
сборе разного типа попарно. Спортсмены довольно час-
то ставят на задние колеса шины с зимним рисунком
протектора, а на передние - с обычным дорожным. Од-
нако что касается покрышек модели И-170 для авто-
мобиля ВАЗ-2103, выпускаемых как диагональной, так
и радиальной конструкции, то какой-либо "винегрет" из
них на одном автомобиле совершенно недопустим.
Тип и рисунок протектора
Наиболее распространенными являются низкопро-
фильные шины 6.45-13 модели М-130А (рис. 29). Их ха-
рактерный признак - прогиб внутрь средней части бе-
говой дорожки в ненакачанном состоянии. Это зависит
от особенностей.конструкции, а не является результа-
том неправильной эксплуатации, как некоторые думают.
======================== 65 =========================
Рисунок протектора шины М-130А летнего типа
включает ряд "ножевых канавок" шириной примерно
0,5 мм*. Канавки несколько повышают сцепление шины
с дорогой, особенно с мокрой, содействуя выдавливанию
влаги из пятна контакта. При движении же с большой
скоростью канавки смыкаются, что повышает работо-
способность шины. Однако "ножевые канавки" легко
забиваются при движении по загрязненной или засне-
женной дороге. Тогда приходится снижать скорость.
Кроме того, шина М-130А имеет скругленную боко-
вую часть протектора, что ухудшает сцепные качества,
____________________________________________________________
* Протектор имеет также "визуальные индикаторы износа"
представляющие собой повышения в шести местах дна рисунка про-
тектора в виде поперечных полос шириной 20 мм. (Прим. авт.).
____________________________________________________________
Рис. 29. Шина 6.45 - 13 модели М - 130 - А.
======================== 66 =========================
Рис. 30. Шина 165 - 13 модели И - 170.
особенно во время заноса на грунтовых дорогах. Поэто-
му спортсмены используют эти шины преимуществен-
но для шоссейно-кольцевых гонок при сухом дорожном
покрытии.
Шины 6.40-13 модели М-100 относятся к высокопро-
фильным* , что предопределяет их увеличенную грузо-
подъемность. Паспортная скоростная стойкость этой ши-
ны - 120 км/ч. Условная прочность боковины равна
прочности шестислойной шины. Это значительно умень-
шает возможность боковых пробоев, зато повышает
жесткость боковины и несколько затрудняет монтаж и