<< Пред.           стр. 7 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 пятно под автомобилем после длительной стоянки. При
 переключении передач надо учитывать некоторою "неж-
 
 ======================== 50 =========================
 ность" коробки М-412 и, переключая передачи с низшей
 на высшую и - особенно - с высшей на низшую, следует
 
 
 
 Рис. 24. Положение правой ноги для управления педалями тормоза
 и газа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ======================== 51 =========================
 
 
 Рис. 25. Рычаг включения передач автомобиля М-412:
  1 - укороченный; 2 - стандартный
 
 
 
 Рис. 26. Коробка перемены передач автомобиля М-412:
 1 - картер из алюминиевого сплава; 2 - картер из чугуна
 
 
 
 ======================== 52 =========================
 делать перегазовку. Во время соревнований переход с
 высшей передачи на низшую, совершаемый в предельно
 сжатое время, должен сопровождаться торможением и
 прибавлением оборотов двигателя, как показано на
 рис. 24.
  Механизм переключения передач автомобиля М-412
 не требует смазки в течение всего времени эксплуатации,
 но обладает одним неудобством - ход рычага переклю-
 чения очень велик (примерно вдвое больше, чем у
 ВАЗов и ГАЗ-24). Предлагается весьма несложная пе-
 ределка рычага включения на крышке коробки, показан-
 ная на рис. 25. После установки такого укороченного
 рычага и правильной регулировки тяг механизма управ-
 ления вероятность недовключения какой-либо передачи
 практически отсутствует.
  Гонщикам и конструкторам, работающим над очень
 серьезной проблемой комплексного облегчения автомо-
 биля, интересно будет узнать о том, что промышлен-
 ность выпустила опытную партию картеров для коробки
 автомобиля М-412 из алюминиевого сплава. Вес такого
 картера на 5,6 кг меньше обычного, из чугуна. Посадоч-
 ные места подшипников и осей подстрахованы запрессо-
 ванными стальными кольцами. Облегченная коробка
 (рис. 26) опробована в ряде соревнований и, думается,
 работоспособность и надежность ее доказаны.
 
  Карданная передача
 
  Карданная передача автомобилей М-412 и ГАЗ-24
 у состоит из вала и двух шарниров на его концах. Иголь-
 чатые подшипники карданных шарниров смазываются
 при сборке и (на автомобиле М-412) в смазке в процес-
 се дальнейшей эксплуатации не нуждаются. На авто-
 мобиле ГАЗ-24 карданные подшипники смазываются
 через 20-25 тыс. км пробега, через пресс-масленки, ус-
 тановленные на каждой крестовине.
  Чем определяется выбор конструкции карданной пе-
 редачи, состоящей из одного вала (М-412, ГАЗ-24) или
 из двух валов с промежуточным подвесным подшипни-
 
 ======================== 53 =========================
 ком (ВАЗ, ГАЗ-21)?
  Существует так называемое критическое число обо-
 ротов карданного вала, при превышении которого может
 наступить его разрушение. Причинами этого разрушения
 являются склонность карданного вала к вибрациям и
 возникающие при работе скручивание и прогиб. Крити-
 ческое число оборотов карданного вала определяется его
 конструктивными параметрами и может быть подсчитано
 по формуле:
 
 
 
  n = 10,25 * 106 * D2 + d2 / L
 
 где D - наружный диаметр карданного вала;
  d - внутренний диаметр карданного вала;
  L - длина вала.
 
  Из этой формулы легко увидеть, что валы, рассчи-
 танные на высокие скорости современных легковых ав-
 томобилей, должны быть толще и короче. Но при проек-
 тировании автомобиля конструкторам приходится ре-
 шать компоновочные задачи, учитывая десятки более
 "высоких" соображений, чем критические размеры кар-
 данного вала. В связи с этим и появились карданные
 передачи, состоящие из двух коротких валов, а вторич-
 ный вал коробки передач при использовании одного
 карданного вала пришлось заметно удлинить (например,
 в коробке перемены передач автомобиля ГАЗ-24 по срав-
 нению с автомобилем ГАЗ-21).
  На автомобилях ВАЗ применена комбинированная
 система из мягкого и жесткого карданов. Шлицевой ко-
 нец переднего карданного вала соединен с вторичным
 валом коробки через эластичную муфту, которая выпол-
 няет те же функции, что и передний кардан автомобиля
 ГАЗ-21. Но мягкий кардан смягчает ударные нагрузки
 валов, гасит крутильные колебания, возникающие в
 трансмиссии и не требует смазки.
  Карданный вал в сборе с шарнирами тщательно ди-
 намически сбалансирован с обоих концов приваркой ба-
 лансировочных пластин с требуемой для устранения дис-
 
 ======================== 54 =========================
 баланса массой. В случае разборки вала все его детали
 следует замаркировать и при сборке установить в преж-
 нее положение. Несоблюдение этого может привести к
 нарушению балансировки вала, что вызывает вибрации,
 способные разрушить трансмиссию автомобиля.
  Вибрацию карданного вала легко можно отличить от
 вибраций, вызванных другими причинами. Гул внизу ав-
 томобиля появляется при скорости 100-110 км/ч и не
 зависит от того, движется ли автомобиль с ускорением
 (педаль газа нажата), с замедлением (педаль газа не
 нажата) или вообще накатом. При скорости 90 или
 120 км/ч этот характерный гул исчезает или заметно
 уменьшается.
  В процессе эксплуатации вибрация кардана может
 появиться в результате износа отдельных деталей, но
 скорее всего от удара по трубе карданного вала кам-
 нем или из-за ее искривления при наезде на препятст-
 вие. Такой карданный вал надо заменить.
  При подготовке автомобиля к соревнованиям лучше
 использовать не новый карданный вал, а с пробегом 10-
 15 тыс. км. Новые валы, особенно на автомобиле М-412,
 имеют туго собранные крестовины и создают дополни-
 тельное сопротивление при движении. Конечно, кресто-
 вины в устанавливаемом валу не должны иметь люфтов
 или перемещаться с "закусыванием" в отдельных местах.
 
  Выбор передаточного числа редуктора
 
  Величина передаточного отношения главной передачи
 оказывает значительное влияние на динамические каче-
 ства автомобиля. Практика подбора передаточного чис-
 ла редуктора заднего моста показывает, что уменьшение
 или увеличение отношения в передаче на одну или нес-
 колько десятых заметно изменяет приемистость автомо-
 биля. Недостаточная величина передаточного отношения
 делает автомобиль "тупым" при разгоне, вызывает быс-
 трую потерю скорости на подъеме. Чрезмерно большое
 передаточное отношение может вывести работу двигате-
 ля на режим с оборотами, превышающими предел на-
 
 ======================== 55 =========================
 дежности.
  Правильно выбранное передаточное число главной
 передачи должно обеспечивать автомобилю максимально
 возможную скорость и высокую приемистость при раз-
 гоне, но превышение номинальных оборотов двигателя
 при этом не должно быть выше 10-15%.
  Выбор правильного передаточного числа в первую
 очередь, обусловливается особенностями трассы сорев-
 нований. Если трасса будет проходить в основном по
 пересеченной местности, по горным дорогам или дорогам
 с многочисленными поворотами и подъемами, то автомо-
 биль должен иметь значительный запас тяги для быст-
 рого разгона. Значит, передаточное число редуктора
 должно быть больше*.
  Если трасса будет со многими длинными прямыми
 участками пли автомобиль готовится для рекордных за-
 ездов, то главной задачей является обеспечение высокой
 максимальной скорости и надежной работы двигателя
 на большой скорости продолжительное время**.
  Для определения величины передаточного числа
 главной передачи заднего моста необходимо знать внеш-
 нюю скоростную характеристику двигателя, т. е. полу-
 чить данные, какова зависимость изменения мощности
 двигателя от оборотов коленчатого вала при работе на
 полностью открытом дросселе. Располагая скоростной
 характеристикой и зная изменение крутящего момента
 по оборотам, можно строить динамическую характерис-
 тику автомобиля, представляющую собой изменение ди-
 намического фактора автомобиля в зависимости от ско-
 рости движения.
  Динамический фактор - это такой показатель, кото-
 рый позволяет давать сравнительную оценку автомоби-
 лям независимо от их веса. Довольно легко аналитиче-
 ски и графически определяется зависимость величины
 избыточной тяговой силы от скорости автомобиля, что
 позволяет решать основные тяговые задачи о движении.
 Но эта величина не может быть непосредственно исполь-
 зована в качестве показателя для сравнительной оцен-
 ки тяговых качеств различных автомобилей с неодинако-
 
 ======================== 56 =========================
 вым весом.
  Теоретически, передаточное число главной передачи
 должно быть таким, чтобы мощность, расходуемая на
 преодоление всех сопротивлений движению автомобиля,
 равнялась максимальной мощности двигателя, т. е. ве-
 личине мощности на перегибе скоростной характеристи-
 ки. Однако такое теоретическое передаточное число, рас-
 __________________________________________________________
 
  * Трассы шоссейно-кольцевых гонок в Риге и Ленинграде, трас-
 сы авторалли первенства СССР в Ереване (1970 г.), в Ленинграде
 (1972 г.), в Вильнюсе (1974 г.). (Прим. авт.).
  ** Трассы шоссейно-кольцевых гонок в Таллине, Минске, Кауна-
 се, трасса авторалли в Тернополе (первенство СССР, 1973 г.).
 (Прим. авт.).
 __________________________________________________________
 
 считанное для случая установившегося движения авто-
 мобиля (движение с постоянной скоростью по ровному
 участку пути на прямой передаче) не учитывает непос-
 тоянства сопротивления движению. Действительно, то
 меняется качество покрытия дороги, то, возникает ветер
 т. п. Поэтому для обеспечения некоторого запаса тяги
 при движении с максимальной скоростью передаточное
 число выбирается несколько больше расчетного. К тому
 же изготовить шестерни главной передачи самостоятель-
 но практически невозможно, поэтому на практике выбор
 передаточного числа сводится к использованию пар шес-
 терен главной передачи, устанавливаемых на модифика-
 циях данной модели автомобиля.
  К автомобилям "Москвич" заводы-изготовители вы-
 пускают редукторы заднего моста с передаточными чис-
 лам 4,55 (модели М-426, 427, 433, 434) и 4,22 (модели
 М-408, М-412), а к автомобилям ВАЗ - 4,3 (модели
 2101, 21011), - 4,44 (модель 2102) и 4,1 (модель 2103)*
 Горьковский автозавод на автомобилях ГАЗ-24 и его мо-
 дификациях устанавливает редуктор с передаточным
 числом 4,1.
  Таким образом, исходя из конкретных особенностей
 трассы соревнований и степени форсированное двига-
 
 ======================== 57 =========================
 теля можно в известной степени влиять на динамические
 качества автомобиля подбором передаточного числа ре-
 дуктора заднего моста.
 
  Особенности устройства и монтажа заднего моста
 
  Задний мост у отечественных автомобилей имеет
 главную передачу с коническими гипоидными шестерня-
 ми. Такая передача отличается большей прочностью и
 бесшумностью в работе по сравнению с передачей, име-
 ющей конические косозубые шестерни. Достоинство ги-
 поидной передачи и в том, что у нее ось ведущей шестер-
 ни по отношению к оси ведомой опущена вниз Это поз-
 воляет пол кузова делать ниже. Например, у "Москви-
 ча" это смещение равно 32 мм, у ГАЗ-24 - 42 мм.
 __________________________________________________________
 
  * Двигатели автомобилей ВАЗ и автомобилей М-412 с двух-
 вальной головкой блока цилиндров легко развивают 6500-
 7000 об/мин, поэтому в этом случае лучше использовать редукторы
 с большим передаточным числом. (Прим. авт. )
 __________________________________________________________
 
  Основой заднего моста является его картер, состоящий
 у ВАЗов и "Москвичей" из двух половин - верхней и
 нижней, штампованных из листовой стали и сваренных
 между собой двумя продольными швами. Концы картера
 имеют форму труб, к которым приварены кованые сталь-
 ные фланцы с гнездами для подшипников полуосей.
  Во время соревнований встречались случаи изгиба
 картера заднего моста от сильных ударов или после
 прыжков автомобиля. Поэтому лучше сразу усилить кар-
 тер либо наваркой дополнительных ребер жесткости, ли-
 бо изготовлением картера с двойной нижней половиной*.
  Чугунный литой корпус главной передачи привернут
 к картеру болтами с пружинными шайбами. Необходимо
 эти болты заменить на шпильки, вворачиваемые в уси-
 лительную накладку, а снаружи гайки должны быть за-
 контрены вторыми гайками. Такое крепление ликвиди-
 рует опасность возможного ослабления стандартных
 
 ======================== 58 =========================
 болтов, появление течи смазки и выхода из строя ре-
 дуктора.
  Для обеспечения бесшумной работы главной пере-
 дачи ведущую и ведомую шестерни на заводе подбира-
 ют попарно**, пользуясь специальным стендом, а затем
 метят на торцах одним и тем же порядковым номером.
 Поэтому менять шестерни главной передачи можно толь-

<< Пред.           стр. 7 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу