<< Пред. стр. 4 (из 8) След. >>
если t>1, то имеем увеличивающуюся отдачу от масштаба,если t>1, то наблюдается уменьшающаяся отдача от масштаба,
если t=1, то наблюдается постоянная отдача от масштаба.
Эффект масштаба обычно проявляется в долгосрочных периодах, когда все факторы могут изменяться по величине. При достаточно больших достигнутых объёмах производства существует тенденция убывания отдачи от масштаба.
15.
Экономическая природа фирмы. Типология ресурсов фирмы. Теория контрактов.
В экономике производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке, осуществляется фирмами. Принято, что фирмы находятся в индивидуальной, коллективной или государственной собственности и покупают на рынке все без исключения необходимые факторы производства. К факторам производства относятся наиболее существенные элементы производственного процесса, без которых последний принципиально не может осуществляться. На микроэкономическом уровне факторами производства выступают труд, земля, капитал, материалы, управление и информация.
Производством называется деятельность по преобразованию естественных производственных факторов в полезный результат (блага, услуги), пригодный для потребления. Количественное и качественное соотношение факторов в производстве некоторого блага называется технологией производства. Фактор производства, задействованный в конкретном технологическом процессе, называется производственным ресурсом. Микроэкономическая теория производства изучает, прежде всего, соотношения между объёмом применяемых ресурсов и объёмом выпуска. Математически, такая зависимость может быть описана при помощи аппарата производственных функций.
Краткосрочным периодом функционирования фирмы (SR) называется промежуток времени, в течение которого фирма может изменять лишь один, наиболее мобильный (переменный) фактор, при неизменных объёмах других факторов. Как правило, переменным факторам выступает труд - его интенсивность, коэффициент сменности и т.д.
Долгосрочным периодом функционирования фирмы (LR) называется промежуток времени, в течение которого фирма может изменять все используемые факторы, в том числе осуществлять капитальные инвестиции.
Эффект масштаба показывает зависимость прироста выпуска за счёт изменения объёма используемых факторов. В двухфакторной модели производства при увеличении каждого фактора (масштаба производства) в n раз, объём производства тоже должен увеличиться. Если результирующий выпуск увеличится ровно в n раз, то наблюдается постоянная отдача от масштаба: Q1 = Q0(nK0,nL0) =nQ0. Если выпуск увеличится более, чем в n раз, то наблюдается увеличивающаяся отдача от масштаба: Q1 ? nQ0. Если выпуск увеличится менее, чем в n раз, то наблюдается уменьшающаяся отдача от масштаба Q1 ? nQ0.
Средним продуктом труда (производительностью труда) называется отношение общего объёма выпуска к объёму затраченного на его производство труда: APL=Q/L.
Предельным продуктом труда называется отношение дополнительного объёма выпуска к дополнительной единице труда, вызвавшей приращение выпуска: MPL=?Q/?L ? Q?(L).
Графически, величина среднего продукта в любой точке линии общего выпуска определяется тангенсом угла наклона луча, исходящего из начала координат и проходящего через эту точку. Величина предельного выпуска равна тангенсу угла наклона касательной к линии общего выпуска в данной точке. На первой стадии производства общий объём продукта растёт возрастающими темпами - MPL>0, MPL>APL. Max MPL достигается в точке, где наклон линии общего выпуска к оси L достигает наибольшей величины.
На второй стадии производства общий объём продукта растёт убывающими темпами - MPL>0, MPL
Точкой эффективного производства считается такой объём применяемого переменного фактора, при котором максимизируется производительность труда и достигается наибольший выпуск в расчёте на одного работника - APL = max.
Закон убывающей производительности, действующий в коротких временных интервалах, утверждает, что при фиксированном факторе производства прирост других факторов приводит к уменьшающемуся приросту общего объёма производства.
16.
Основные формы деловых предприятий.
В экономике производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке, осуществляется фирмами. Принято, что фирмы находятся в индивидуальной, коллективной или государственной собственности и покупают на рынке все без исключения необходимые факторы производства. К факторам производства относятся наиболее существенные элементы производственного процесса, без которых последний принципиально не может осуществляться. На микроэкономическом уровне факторами производства выступают труд, земля, капитал, материалы, управление и информация.
Индивидуальное (частное) предприятие принадлежит одному человеку или семье, которые полностью отвечает по обязательствам фирмы всем своим имуществом.
Партнёрство (товарищество) состоит из двух или более независимых лиц, участвующих в собственности на долевой основе и отвечающих по обязательствам фирмы либо всем своим имуществом, либо его частью.
Акционерное общество (корпорация) - наиболее распространённая и значимая форма организации предприятия - характеризуется долевым участием множества собственников во владении предприятием, ограниченностью ответственности собственников размерами их вклада, возможным отделением функции управления от функции собственности, упрощённым переходом титулов и прав собственности из рук в руки при посредстве купли-продажи акций.
Основной целью производственной фирмы является максимизация прибыли - превышения цены продаваемого продукта над стоимостью факторов, затраченных на его производство.
Производством называется деятельность по преобразованию естественных производственных факторов в полезный результат (блага, услуги), пригодный для потребления. Количественное и качественное соотношение факторов в производстве некоторого блага называется технологией производства. Фактор производства, задействованный в конкретном технологическом процессе, называется производственным ресурсом. Микроэкономическая теория производства изучает, прежде всего, соотношения между объёмом применяемых ресурсов и объёмом выпуска. Математически, такая зависимость может быть описана при помощи аппарата производственных функций.
Производственная функция (ПФ) описывает множество технически эффективных способов производства продукта, дающих максимальный полезный результат при данных факторных затратах. В общем виде, ПФ имеет вид:
Q=f(х1 ... хn), где Q - объём выпуска, (х1 ... хn) - количественные значения используемых факторов (1...n). В теории для упрощения анализа традиционно используются двухфакторные ПФ:
Q=f(L,K) , где L,K - количество используемых (в единицу времени) труда и капитала.
17.
Типология издержек фирмы и их значение для оценки решений в бизнесе.
Издержки производства - costs- затраты на производство и реализацию продукции.
Общие- полные (суммарные) затраты на производство товара или услуги в денежном выражении;
Общие постоянные - не изменяются при изменении объема производства;
Общие переменные - изменяются при изменении объема производства;
Предельные (marginal costs) - увеличение общих издержек, вызванное производством дополнительной единицы продукта;
Средние переменные (average variable costs) - переменные издержки, приходящиеся на единицу продукции;
Средние постоянные - постоянные издержки, приходящиеся на единицу продукции.
Средние общие - сумма средних переменных и средних постоянных издержек или полные издержки на единицу продукции;
Бухгалтерские- фактически затраченные на производство и реализацию суммы денег;
Неявные, или издержки упущенных возможностей- потери от использования ресурсов в наилучшей из оставшихся альтернатив.
Для анализа издержек производства в коротком периоде вводится понятие полных издержек (total costs) ТС, представляющих собой экономические издержки фирмы. ТС = VC+FC, где VC - переменные издержки, FC - постоянные издержки. Переменные издержки зависят от объёма производства : VC= VC(Q), к ним относятся затраты на оплату основного производственного персонала, на сырьё, материалы, топливо, энергию и т.п. Напротив, постоянные издержки не зависят от объёма производства (FC=const) и включают затраты на здания и сооружения, машины и оборудование, оплату административно-управленческого персонала и т.п.
Средние издержки представляют собой издержки в расчёте на единицу продукции:
ATC = TC/Q - средние общие издержки;
AVC = VC/Q - средние переменные издержки;
AFC = FC/Q - средние постоянные издержки.
ATC = (FC + VC)/Q = AFC + AVC.
Предельные издержки представляют собой дополнительные издержки, необходимые для производства одной дополнительной единицы продукта:
MTC = ?TC/?Q - предельные общие издержки, но поскольку ?FC = 0, MTC=MVC = ?VC/Q = MC (просто - "предельные издержки").
Взаимосвязь общих, средних и предельных издержек проиллюстрирована на Рис.4.4.
Q1 Q2 Q3 Q
Рис.4.4 Взаимосвязь общих, средних и предельных постоянных и переменных издержек.
18.
Различия в динамике средних и маржинальных затрат.
Издержки производства - costs- затраты на производство и реализацию продукции.
Предельные (marginal costs) - увеличение общих издержек, вызванное производством дополнительной единицы продукта;
Средние переменные (average variable costs) - переменные издержки, приходящиеся на единицу продукции;
Для анализа издержек производства в коротком периоде вводится понятие полных издержек (total costs) ТС, представляющих собой экономические издержки фирмы. ТС = VC+FC, где VC - переменные издержки, FC - постоянные издержки. Переменные издержки зависят от объёма производства : VC= VC(Q), к ним относятся затраты на оплату основного производственного персонала, на сырьё, материалы, топливо, энергию и т.п. Напротив, постоянные издержки не зависят от объёма производства (FC=const) и включают затраты на здания и сооружения, машины и оборудование, оплату административно-управленческого персонала и т.п.
Средние издержки представляют собой издержки в расчёте на единицу продукции:
ATC = TC/Q - средние общие издержки;
AVC = VC/Q - средние переменные издержки;
AFC = FC/Q - средние постоянные издержки.
ATC = (FC + VC)/Q = AFC + AVC.
Предельные издержки представляют собой дополнительные издержки, необходимые для производства одной дополнительной единицы продукта:
MTC = ?TC/?Q - предельные общие издержки, но поскольку ?FC = 0, MTC=MVC = ?VC/Q = MC (просто - "предельные издержки").
Взаимосвязь общих, средних и предельных издержек проиллюстрирована на Рис.4.4.
TC
Q1 Q2 Q3 Q
Рис.4.4 Взаимосвязь общих, средних и предельных постоянных и переменных издержек.
Заметим, что линия краткосрочных переменных издержек VC(Q) получается из приведённой выше линии выпуска с одним переменным фактором, если оси Q и ТС(L) поменять между собой местами.
Минимумы линий ATC и AVC находятся в точках пересечения этих линий с линией МС (точки А и В). Эти точки, соответствующие минимальным удельным значениям издержек, отражают наиболее эффективные способы производства продукта. Итоговая кривая ATC имеет U - образную форму, при малых Q в ATC велик удельный вес постоянных издержек, при больших Q велик удельный вес переменных издержек, подвергающихся действию закона убывающей производительности.
19. Соотношение средних и маржинальных затрат. Закономерности изменения затрат по мере роста масштабов производства и применения новых технологий.
Издержки производства - costs- затраты на производство и реализацию продукции.
Предельные (marginal costs) - увеличение общих издержек, вызванное производством дополнительной единицы продукта;
Средние переменные (average variable costs) - переменные издержки, приходящиеся на единицу продукции;
В долгосрочном периоде не существует постоянных издержек, фирма может производить капитальные вложения и выбирать уровень оптимальных производственных мощностей. Выбор производственной мощности определяет форму долгосрочной кривой средних издержек LRAC. (Рис.4.5) Эта кривая получается путём суммирования участков кривых краткосрочных средних издержек (SRAC), оптимальных для различных заданных значений выпуска. При технологическом переходе от одного уровня выпуска к другому производятся инвестиции, причём новая точка минимума может соответствовать более эффективному производству. При бесконечном возможном числе технологических переходов линия LRAC становится плавной непрерывной линией, огибающей кривые SRAC. Результирующая кривая LRAC также имеет U - образную форму, но это обстоятельство обусловлено законом убывающей отдачи от масштаба.
ТС ТС
Q1 Q Q2 Q
Рис. 4.5 Выбор производственной мощности и кривая долгосрочных средних издержек
Объём производства Q2, при котором заканчивается положительный эффект масштаба и начинается отрицательный, называется минимально эффективным масштабом производства (MES).
20.
Равновесие производителя в долгосрочном и краткосрочном периоде.
Для анализа издержек производства в коротком периоде вводится понятие полных издержек (total costs) ТС, представляющих собой экономические издержки фирмы. ТС = VC+FC, где VC - переменные издержки, FC - постоянные издержки. Переменные издержки зависят от объёма производства : VC= VC(Q), к ним относятся затраты на оплату основного производственного персонала, на сырьё, материалы, топливо, энергию и т.п. Напротив, постоянные издержки не зависят от объёма производства (FC=const) и включают затраты на здания и сооружения, машины и оборудование, оплату административно-управленческого персонала и т.п.
Средние издержки представляют собой издержки в расчёте на единицу продукции:
ATC = TC/Q - средние общие издержки;
AVC = VC/Q - средние переменные издержки;
AFC = FC/Q - средние постоянные издержки.
ATC = (FC + VC)/Q = AFC + AVC.
Предельные издержки представляют собой дополнительные издержки, необходимые для производства одной дополнительной единицы продукта:
MTC = ?TC/?Q - предельные общие издержки, но поскольку ?FC = 0, MTC=MVC = ?VC/Q = MC (просто - "предельные издержки").
Взаимосвязь общих, средних и предельных издержек проиллюстрирована на Рис.4.4.
TC
Q1 Q2 Q3 Q
Рис.4.4 Взаимосвязь общих, средних и предельных постоянных и переменных издержек.
Заметим, что линия краткосрочных переменных издержек VC(Q) получается из приведённой выше линии выпуска с одним переменным фактором, если оси Q и ТС(L) поменять между собой местами.
Минимумы линий ATC и AVC находятся в точках пересечения этих линий с линией МС (точки А и В). Эти точки, соответствующие минимальным удельным значениям издержек, отражают наиболее эффективные способы производства продукта. Итоговая кривая ATC имеет U - образную форму, при малых Q в ATC велик удельный вес постоянных издержек, при больших Q велик удельный вес переменных издержек, подвергающихся действию закона убывающей производительности.
В долгосрочном периоде не существует постоянных издержек, фирма может производить капитальные вложения и выбирать уровень оптимальных производственных мощностей. Выбор производственной мощности определяет форму долгосрочной кривой средних издержек LRAC. (Рис.4.5) Эта кривая получается путём суммирования участков кривых краткосрочных средних издержек (SRAC), оптимальных для различных заданных значений выпуска. При технологическом переходе от одного уровня выпуска к другому производятся инвестиции, причём новая точка минимума может соответствовать более эффективному производству. При бесконечном возможном числе технологических переходов линия LRAC становится плавной непрерывной линией, огибающей кривые SRAC. Результирующая кривая LRAC также имеет U - образную форму, но это обстоятельство обусловлено законом убывающей отдачи от масштаба.
ТС ТС
Q1 Q Q2 Q
Рис. 4.5 Выбор производственной мощности и кривая долгосрочных средних издержек
Объём производства Q2, при котором заканчивается положительный эффект масштаба и начинается отрицательный, называется минимально эффективным масштабом производства (MES).
В долгосрочном периоде равновесие наступает, когда цена равняется минимуму средних затрат LRAC.
Если минимум индивидуальных средних затрат больше рыночной цены, то фирма получают экономическую прибыль. Если отрасль приносит прибыль, то в неё без всяких входных барьеров устремляются конкуренты и кривая отраслевого предложения сдвигается влево, снижая рыночную цену, как показано на рисунке. Обратное происходит в случае экономических убытков - фирмы с высокими индивидуальными средними издержками уходят из отрасли, общее предложение сокращается, рыночные цены повышаются.
В итоге, долгосрочное равновесие фирмы достигается при условии
LRMC = LRAC = PL.
Это тройное равенство означает:
5. Фирмы работают эффективно при оптимальном использовании мощностей (LRMC = LRAC);
6. Объём выпуска оптимален (LRMC= PL);
7. Общественные ресурсы распределены оптимально, т.к. предельные издержки равны на производство данного спросу на продукт (LRMC= PL= d);
8. Отрасль не привлекает ресурсы из других отраслей, т.к. экономическая прибыль равна нулю (LRAC = PL).
Получился т.н. "парадокс прибыли" - каждая фирма стремится к максимизации экономической прибыли, а эффективное отраслевое равновесие наступает, когда искомая прибыль равна нулю. При этом фирма возместила стоимость всех факторов и оплатила их производительное использование в форме заработной платы, ссудного процента, арендной платы и ренты, предпринимательского дохода и дивидендов и т.п.
21.
Чистая монополия: характерные черты, экономическая и административная монополия, естественные монополии. Достоинства и недостатки монополии.
Чистая монополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке существует только один продавец, производимый товар не имеет близких заменителей, а доступ на рынок закрыт серьёзными входными барьерами. Таким образом, понятия "фирма" и "отрасль" для чистой монополии совпадают.
Общая выручка монополиста ТR = ТR(Q) = Р(Q)Q.
Средняя выручка равна цене, также является убывающей функцией и соответствует спросу на продукт монополиста: AR = AR(Q) = R(Q)/Q = Р(Q)Q/Q = Р(Q) = D.
Предельная выручка определяется следующим образом:
MR = ТR'Q = ( Р(Q)Q )'Q = Р'(Q) Q + Р(Q)
Функция предельной выручки убывает быстрее функции средней выручки и спроса. при монополии всегда MR < AR
Выручка достигает максимума, когда MR = 0.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Недостатки монополии:
"Потери мёртвого груза" - безвозвратные потери от монополии - это сокращение объёма производства относительно конкурентного уровня в результате назначения цены выше предельных издержек.
Достоинства монополии:
Монополист, максимизирующий прибыль, всегда выбирает такой объем выпуска, при котором спрос является эластичным.
Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополист прибегает к
Ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса.
Группа с эластичным спросом получает возможность приобретать больше товара по более низкой цене и продавец получает прирост прибыли.
Законом предоставляются монопольные права изобретателям, система вознаграждений основанная на временных монополиях является единственной системой которая позволяет выяснить полезность того или иного изобретения для общества, т.е. вывести его на рынок и посмотреть сколько покупатель готов за него платить.
Кроме того фирмы обладающие монопольной властью могут тратить свои деньги на исследования, они обеспечивают выгоду как себе так и обществу в целом.
22. Монопсония. Двусторонняя монополия.
Монопсонией называется экономическая структура, на которой рыночной властью обладают не продавцы, а покупатели.
Монопсония характерна для рынка факторов производства, например, для рынка труда, когда фирмы могут воздействовать на ставку заработной платы. Фирма-монопсонист сталкивается с возрастающей кривой предельных затрат на данный фактор, лежащей выше кривой средних затрат. В результате, фирма устанавливает цену из условия равенства предельных затрат на фактор и предельного дохода, полученного от производительной реализации данного фактора. Соизмерив данное условие со спросом на фактор, получим равновесие, соответствующее меньшей цене и меньшему объёму использования фактора, чем это было бы при чистой конкуренции.
Двухсторонней монополией (англ, bilateral monopoly) называют такой тип строения рынка, при котором на стороне предложения имеется единственный продавец (монополист), а на стороне спроса ? единственный покупатель (монопсонист). Наиболее распространенным примером двухсторонней монополии считают обычно "город одного предприятия", в котором спрос на труд предъявляется единственным имеющимся в городе предприятием, а предложение труда осуществляется хорошо организованным и сильным профсоюзом. Хотя в России существует множество таких городов и рабочих поселков, рынок труда в них все же нельзя (сейчас) считать двухсторонней монополией из-за недостаточного развития профсоюзов; в них на рынке труда единственному нанимателю (заводу, шахте, руднику) противостоит "атомизированная" сторона предложения труда. На товарных рынках примером двухсторонней монополии может быть единственный в городе хлебозавод, использующий в качестве ресурса производства муку, вырабатываемую единственным мелькомбинатом.
В чем особенность рынка двухсторонней монополии? Монополист, как мы знаем, не имеет функции предложения, однозначно описывающей зависимость между объемом предложения и ценой продукта. Он должен выбрать точку на кривой рыночного спроса, максимизирующую его прибыль. Проблема в том, что монопсонист, являющийся в этой ситуации единственным покупателем монополизированного продукта, не имеет в свою очередь функции спроса на производственный ресурс. Чтобы максимизировать свою прибыль, он должен выбрать некоторую точку на кривой предложения продавца. Но на рынке поведение единственного продавца как монополиста оказывается несовместимым с поведением единственного покупателя как монопсониста.
Рынок двухсторонней монополии представлен на рис. 10.26. Здесь, как обычно, D и MR ? линейные кривые спроса и предельной выручки монополиста ? единственного продавца, а МС ? линия предельных затрат единственного продавца(производителя). Поскольку МС и MR пересекаются в точке А, монополист в целях максимизации своей прибыли хотел бы выпускать Q2 единиц продукции и продавать их
по цене P2. И если бы он мог принудить противостоящего ему монопсониста вести себя так, как ведет себя единичный покупатель на совершенно конкурентном рынке, он реализовал бы именно этот результат.
Но в ситуации двухсторонней монополии единичный покупатель является монопсонистом и стремится реализовать свою монопсонистскую власть на рынке. В идеале (в пределе) он хотел бы полностью контролировать рынок и принудить монополиста вести себя подобно единичному продавцу на совершенно конкурентном рынке. Тогда МС была бы не только кривой предельных затрат, но и кривой предложения, a MFC ? кривой предельных факторных затрат. Единичный покупатель будет стремиться уравнять свои предельные затраты на покупку производственного ресурса (MFC) с ценой товара, заданной кривой спроса, D. Такое равенство достигается при пересечении кривых MFC и D, т. е. в точке В. Таким образом, монопсонист хотел бы в целях максимизации прибыли покупать Q1 единиц товара по цене P1. И если бы ему удалось принудить монополиста вести себя подобно совершенно конкурентному продавцу, эта цель была бы достигнута.
Однако ни монополист, ни монопсонист не могут принудить партнера вести себя подобно субъекту совершенно конкурентного рынка. Исход двухсторонней монополии зависит от сравнительной способности ее субъектов вести торг. Экономист может лишь утверждать, что действительные цена Р' и объем рынка Q' при двухсторонней монополии отвечают условию
Q2 > Q' > Q1, P2 > P' > P1
Можно считать, что двухсторонняя монополия ? это монополия, ограниченная монопсонией, или, наоборот, монопсония, ограниченная монополией.1
23.
Показатели монопольной власти.
Существует несколько методов оценки степени монополизации рынка.
1. Индекс монопольной власти Лернера;
2. Пороговая доля рынка. Законодательством устанавливается процент объёма продаж на рынке (например - 35%), превысив который, фирма считается монополистом;
3. Индекс концентрации. Из общего числа фирм отрасли (n) выбирается m крупнейших и рассчитывается сумма их долей (k) на рынке:
Ic = ? ki , k1? ... ? km? ... ? kn; ? ki =100
4. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.
IН = ? ki2, 100 < IН < 10 000.
Если IН>1800, то рынок считается высококонцентрированным.
Способность фирмы-монополиста назначать цену выше предельных издержек называется рыночной властью.
Подход к определению показателей монопольной власти основан на сравнении реальных рынков с рынком совершенной конкуренции.
Долю экономической прибыли в цене показывает выражение которое называется индексом рыночной (монопольной) власти или, индексом Лернера,
Рыночная власть зависит от ценовой эластичности спроса - чем более эластичен спрос, тем меньше монопольная власть и тем ближе рынок к конкурентному.
Стремясь минимизировать безвозвратные потери и захватить большую часть потребительского излишка, монополист прибегает к Ценовой дискриминации - назначению разных цен на один и тот же товар разным покупателям в зависимости от спроса.
Дополнительно:
Для оценки поведения фирмы на рынке и вида рыночной структуры используют следующие показатели: индекс Бэйна (норма экономической прибыли), индекс Лернера, коэффициент Тобина, индекс Папандреу.
Индекс Бэйна показывает экономическую прибыль на один доллар собственного инвестированного капитала. Он определяется как:
В условиях конкуренции на товарных рынках и эффективного финансового рынка индекс Бэйна должен быть одинаков (нулевой) для различных видов активов.
Коэффициент Тобина связывает рыночную стоимость фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акций и облигаций) с восстановительной стоимостью ее активов:
где Р - рыночная стоимость активов фирмы; С - восстановительная стоимость активов фирмы, равная сумме расходов, необходимой для приобретения активов фирмы по текущим ценам.
Если фондовый рынок оценивает фирму больше, нежели составляет восстановительная стоимость ее активов, т. е. если P > C (q > 1), то это означает, что фирма получает дополнительную прибыль. Фактический или ожидаемый уровень прибыли в отрасли выше, чем необходим, чтобы удерживать фирму в данной отрасли.
К преимуществам использования этого показателя относится то, что он позволяет избежать проблемы оценки рентабельности и предельных затрат для отрасли.
Многочисленные исследования установили, что коэффициент q в среднем довольно устойчив во времени, а фирмы с высоким его значением обычно обладают уникальными факторами производcтва или выпускают уникальные товары, т. е. для этих фирм характерно наличие монопольной ренты. Фирмы с небольшими значениями q действуют в конкурентных или регулируемых отраслях.
Индекс монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса, т. е. спроса на товар данной фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит слабое влияние на объем продаж данной фирмы цен других фирм одного и того же рынка.
А. Папандреу в 1949 г. предложил так называемый коэффициент проникновения, показывающий, на сколько процентов изменится объем продаж фирмы при изменении цены конкурента на один процент:
где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj - цена конкурента (конкурентов); lj - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены.
Значение концентрации продавцов на рынке чрезвычайно важно для определения рыночной структуры. Однако концентрация продавцов сама по себе не определяет уровень монопольной власти - способности влиять на цену.
Только при достаточно высоких барьерах входа в отрасль концентрация продавцов сможет реализоваться в монопольной власти - способности устанавливать цену, обеспечивающую достаточно высокую экономическую прибыль.
24.
Монополистическая конкуренция. Издержки монополистической конкуренции. Неценовая конкуренция, реклама.
Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, приближающаяся по своим характеристикам к конкурентному рынку, но содержащая элементы монополии. Она отличается большим числом продавцов и покупателей, незначительными барьерами входа-выхода, неоднородностью производимого продукта и наличием большого числа несовершенных товаров-заменителей. Спрос на продукцию фирм достаточно эластичен, но всё-таки убывает, рыночная власть невелика.
Монополистичекая конкуренция напоминает совершенную конкуренцию тем, что вследствие низких барьеров вхождения и колебаний спроса
долгосрочное равновесие отрасли достигается при нулевой экономической прибыли (LRAC=P).
Монополистическая конкуренция напоминает монополию тем, что цена превышает предельные издержки (Р>МС), а оптимальный выпуск не соответствует эффективному (минимуму LRAC - Рис. 5.4).
К преимуществам монополистической конкуренции относится то обстоятельство, что она стимулирует производство очень широкого ассортимента разнообразных потребительских благ и услуг.
Неценовая конкуренция - метод конкурентной борьбы, в основу которого положено не ценовое соперничество с конкурентами, соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.
Дифференциация (неоднородность) продукта проявляется в различном качестве товаров и способах их предпродажного и послепродажного обслуживания, в различных условиях продажи, в рекламе, торговых марках и знаках и т.п.
25. Олигополия: характерные черты, достоинства, недостатки. Модель Курно. Анализ олигополистического рынка в теории игр.
Олигополия - это рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены. При олигополии каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и поэтому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.
Существует несколько видов олигополии:
-"некоординированная" олигополия, которая исключает контакты между фирмами для установления общей цены и квот производства.
-"картель" (сговор) олигополистов, представляет сговор с целью установления такого согласованного уровня цен и объемов продаж, чтобы максимизировать прибыль всей отрасли в целом.
-"игра по правилам" - это компромисс между "некоординированной" олигополией и картелем. Правила эти могут быть негласными, например - ценовое лидерство или негласно принятая рыночная цена.
Характерные черты олигополии. Ограниченное число участников рынка и их сильная взаимозависимость (по определению). Борьба фирм сконцентрирована на увеличение доли рынка. Большая вероятность "жестких" цен (ценовой войны) и неценовой конкуренции. Большое распространение слияний и поглощения фирм, как наиболее эффективного способа захвата большей доли рынка. Стремление к сговору или "играм по правилам". Наличие существенных барьеров вхождения в отрасль, которые принимают разную форму: экономии на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т.д.
Достоинства
Для потребителя возможна благоприятная ценовая конкуренция участников олигополии, при которой он может получить доступ к более дешевым товарам, или более качественным, в случае, если одни из участников олигополии делают ставку на качестве товара и его рекламе.
Из-за наличия конкуренции более высокого порядка отрасль может развиваться более динамично. Участники олигополии стремясь к захвату большей доли рынка, снижают цены, повышают качество продукции, увеличивают объем продукции, стремясь к прибыли от масштаба. Все это благоприятно сказывается на отрасли в целом.
Недостатки
Возможность сговора может привести к высоким ценам и низкому объему производства, и как следствие, к кризису в отрасли. Необходимость антимонопольного регулирования.
Теория Курно (Августин Курно французский экономист, 1838г) - теория олигополистического ценообразования. Рассматривая взаимодействие олигополистов, он показал, что каждая фирма предпочитает производить такое количество продукции, которое максимизирует ее прибыль. При этом он исходил из того, что объем продаваемых товаров у конкурентов остается неизменным. Курно сделал два главных вывода:
1. Для любой отрасли существует определенное и стабильное равновесие между объемом продаж и ценой товара.
2. Цена равновесия зависит от числа продавцов. При единственном продавце возникает монопольная цена. По мере увеличения количества продавцов цена равновесия падает, пока она не приблизится к предельным издержкам.