<< Пред.           стр. 4 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  * диаграммы зависимости;
  * методы ранжирования;
  * методы моделирования.
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
  7.3 Проектирование и разработка
  7.3.1 Планирование проектирования и разработки
  Организация должна планировать и управлять проектированием и разработкой продукции.
  В ходе планирования проектирования и разработки организация должна устанавливать:
  а) стадии проектирования и разработки;
  б) проведение анализа, верификацию и валидацию, соответствующих каждой стадии проектирования и разработки;
  в) ответственность и полномочия в области проектирования и разработки.
  Организация должна управлять взаимодействием различных групп, занятых проектированием и разработкой, с целью обеспечения эффективной связи и четкого распределения ответственности.
 
  Результаты планирования должны актуализироваться, если это целесообразно, по ходу проектирования и разработки. 7.3.2 Входные и выходные данные для
  проектирования и разработки
  Организация должна определить входные данные для процесса, влияющие на проектирование и разработку продукции и содействующие результативной и эффективной его работе с целью удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, а также других заинтересованных сторон. Эти внешние потребности и ожидания в сочетании с внутренними запросами организации должны быть пригодными для перевода во входные требования к процессам проектирования и разработки.
  Примеры:
  а) внешние входные данные:
  * потребности и ожидания потребителей или рынка;
  * потребности и ожидания других заинтересованных сторон;
  * вклад поставщиков;
  * входные данные пользователя, направленные на создание стабильного проекта и разработки;
  * изменения в соответствующих законодательных и других обязательных требованиях;
  * международные или национальные стандарты;
  * промышленные кодексы установившейся практики;
  *
  б) внутренние входные данные:
  * политика и цели;
  * потребности и ожидания работников организации, включая лиц, получающих выходные данные процессов;
  * технологические разработки;
  * требования к компетентности проектировщиков и разработчиков;
  * обратная информация о прошлом опыте;
  * записи и данные о существующих процессах и продукции;
  * выходы других процессов;
  в) входные данные, определяющие те характеристики процессов или продукции, которые являются критическими для их безопасности, правильного функционирования и обслуживания, такие, как данные о:
  * работе, монтаже и применении;
  * хранении, погрузочно-разгрузочных работах и поставке;
  * физических параметрах и окружающей среде;
  * требованиях к утилизации продукции.
  Существенное значение могут иметь входные данные, связанные с продукцией, которые основаны на оценке потребностей и ожиданий конечных пользователей, а также непосредственных потребителей. Эти входные данные необходимо сформулировать так, чтобы продукцию можно было результативно и эффективно верифицировать и валидировать.
 
 
  Выходные данные включают информацию, позволяющую провести верификацию и валидацию на соответствие запланированным требованиям. Примеры выхода проектирования и разработки:
  * данные, подтверждающие сравнение входов для процесса с выходами процесса;
  * спецификации на продукцию, в том числе критерии приемки;
  * спецификации на процесс;
  * спецификации на материалы;
  * спецификации на испытания;
  * требования к подготовке кадров;
  * информация о пользователе и потребителе;
  * требования к закупкам;
  * протоколы проверки соответствия техническим условиям.
  Выходы проектирования и разработки следует проанализировать по отношению к входам с целью обеспечения объективного свидетельства того, что выходы результативно и эффективно отвечают требованиям к процессу и продукции.
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
  7.3.2 Входные данные для проектирования и разработки
  Входные данные, относящиеся к требованиям к продукции, должны быть определены, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии.
  Входные данные должны включать:
 
  а) функциональные и эксплуатационные требования;
  б) соответствующие законодательные и другие обязательные требования;
  в) там, где это целесообразно, информацию, взятую из предыдущих аналогичных проектов;
  г) другие требования, важные для проектирования и разработки.
  Входные данные должны анализироваться на достаточность. Требования должны быть полными, недвусмысленными и непротиворечивыми.
  7.3.3 Выходные данные проектирования и разработки
  Выходные данные проектирования и разработки должны быть представлены в форме, позволяющей провести верификацию относительно входных требований к проектированию и разработке, а также должны быть утверждены до их последующего использования.
  Выходные данные проектирования и разработки должны:
  а) соответствовать входным требованиям к проектированию и разработке;
  б) обеспечивать соответствующей информацией по закупкам, производству и обслуживанию;
  в) содержать критерии приемки продукции или ссылки на них;
  г) определять характеристики продукции, существенные для её безопасного и правильного использования.
 
  7.3.3 Анализ проекта и разработки
  Высшему руководству необходимо обеспечивать назначение соответствующих работников для управления и проведения систематического анализа, чтобы установить, достигнуты ли цели в области проектирования и разработки. Такие анализы могут проводиться в выбранных точках процесса проектирования и разработки, а также после его завершения.
  Объектами таких анализов являются:
  * адекватность входов для выполнения заданий по проектированию и разработке;
  * ход запланированного процесса проектирования и разработки;
  * соответствие целям верификации и валидации;
  * оценка потенциальных рисков или причин отказов при использовании продукции;
  * данные жизненного цикла, касающиеся характеристик продукции;
  * управление изменениями и их последствия в ходе проектирования и разработки;
  * определение и устранение проблем;
  * возможности для улучшения процесса проектирования и разработки;
  * потенциальное воздействие продукции на окружающую среду.
  На подходящих стадиях организации следует также проводить анализы выходов проектирования и разработки и процессов для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителей, а также работников организации, получающих выход-
 ные данные процесса. Надо также уделять внимание потребностям и ожиданиям других заинтересованных сторон.
  Примеры деятельности по верификации выходов процесса проектирования и разработки:
  * сравнения требований к входу по отношению к выходу процесса;
  * применение сравнительных методов, таких, как альтернативные расчеты при проектировании и разработке;
  * оценка по отношению к аналогам;
  * проверка, моделирование и испытания с целью контроля соответствия конкретным требованиям к входным данным;
  * оценка уроков, извлеченных из прошлого опыта, таких как несоответствия и недостатки процесса.
  Валидация выходов процессов проектирования и разработки важна для успешного их получения и использования потребителями, поставщиками, работниками организации и другими заинтересованными сторонами.
  Участие сторон позволяет фактическим пользователям оценивать выходы с помощью валидации:
  * инженерного дизайна до конструирования, монтажа или применения;
  * выходов программного средства до монтажа или использования;
  * услуг до широкого их введения.
 
  *
  Может потребоваться частичная валидация выходных данных проектирования и разработки с целью обеспечения уверенности в их будущем применении.
  В ходе верификации и валидации необходимо собрать достаточно данных, позволяющих проанализировать методы проектирования и разработки, а также принятые решения. Анализ методов включает:
  * улучшение процессов и продукции;
  * применимость выходных данных;
  * адекватность записей процесса и анализа;
  * деятельность по исследованию отказов;
  * будущие потребности процесса проектирования и разработки.
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
  7.3.4 Анализ проекта и разработки
  На тех стадиях, где это целесообразно, должен проводиться систематический анализ проекта и разработки в соответствии с запланированными мероприятиями с целью:
  а) оценивания способности результатов проектирования и разработки удовлетворять требованиям;
  б) выявления любых проблем и внесения предложений по необходимым действиям.
 
  В состав участников такого анализа должны включаться представители подразделений, имеющих отношение к анализируемой(ым) стадии(ям) проектирования и разработки. Записи результатов анализа и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.
  7.3.5 Верификация проекта и разработки
  Верификация должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями, чтобы удостовериться, что выходные данные проектирования и разработки соответствуют входным требованиям. Записи результатов верификации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.
  7.3.6 Валидация проекта и разработки
  Валидация проекта и разработки должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями, чтобы удостовериться, что полученная в результате продукция соответствует требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно. Где это практически целесообразно, валидация должна быть завершена до поставки или применения продукции. Записи результатов валидации и всех необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии.
  7.3.7 Управление изменениями проекта и разработки
  Изменения проекта и разработки должны быть идентифицированы, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии. Изменения должны быть про-
 
 анализированы, верифицированы и подтверждены соответствующим образом, а также согласованы до внесения. Анализ изменений проекта и разработки должен включать оценку влияния изменений на составные части и уже поставленную продукцию.
  Записи результатов анализа изменений и любых необходимых действий должны поддерживаться в рабочем состоянии. 7.4 Закупки
  7.4.1 Процесс закупок
  Высшему руководству организации следует обеспечивать определение и внедрение результативных и эффективных процессов закупок для оценки и управления закупленной продукцией, с тем чтобы она удовлетворяла потребностям и требованиям организации, а также заинтересованных сторон.
  С целью оптимизации информирования о требованиях необходимо рассмотреть использование электронной связи с поставщиками.
  Для результативной и эффективной деятельности организации руководству следует включить в процессы закупок:
  * своевременное, результативное и точное определение потребностей и требований к закупаемой продукции;
  * оценку стоимости закупаемой продукции с учетом характеристик продукции, цены и поставки;
 
 
  * потребность организации и критерии верификации закупленной продукции;
  * уникальные процессы поставщиков;
  * управление контрактом применительно к мероприятиям как поставщика, так и партнеров;
  * гарантийную замену несоответствующей закупленной продукции;
  * требования к материально-техническому обеспечению;
  * идентификацию и прослеживаемость продукции;
  * сохранение продукции;
  * документацию, включая записи;
  * управление закупленной продукцией, имеющей отклонения от требований;
  * доступ на предприятия поставщика;
  * сведения о поставке продукции, монтаже или применении;
  * развитие поставщиков;
  * определение и уменьшение рисков, связанных с закупленной продукцией.
  Требования к продукции поставщика и его процессам следует разрабатывать вместе с поставщиками, извлекая выгоду из знаний этих поставщиков. Организация могла бы также вовлекать поставщиков в процесс закупок их продукции, для повышения результативности и эффективности процесса закупок организации. Это могло бы также помочь организации в управлении и обеспечении наличия ее запасов.
 
 
  Организации необходимо определить потребность в записях, касающихся верификации, информирования и реагирования на несоответствия продукции с целью подтверждения своего собственного соответствия требованиям.
  7.4.2 Процесс управления поставщиками
  Организации следует разработать результативные и эффективные процессы определения потенциальных источников для закупаемых материалов с целью развития имеющихся поставщиков или партнеров и оценки их способностей поставлять требуемую продукцию, чтобы обеспечивать результативность и эффективность процессов закупок в целом.
  Примеры входов для процесса управления поставщиками:
  * оценка соответствующего опыта;
  * деятельность поставщиков в сравнении с деятельностью конкурентов;
  * анализ качества закупленной продукции, цены, осуществления поставки и реагирования на проблемы;
  * аудиты систем менеджмента поставщиков и оценка их потенциальной способности обеспечивать потребителей необходимой продукцией результативно, эффективно и в соответствии с графиком;
  * контролирование сведений и имеющихся данных поставщика об удовлетворенности потребителей;
  * финансовая оценка обеспечения жизнеспособности поставщиков в течение предполагаемого периода поставки и сотрудничества;
 
  *
  * реагирование поставщиков на запросы, котировки и участие в тендерах;
  * возможности обслуживания, монтажа и поддержки со стороны поставщиков и предыстория работы в соответствии с требованиями;
  * осведомленность поставщиков и соответствие применимым законодательным и другим обязательным требованиям;
  * возможности материально-технического обеспечения со стороны поставщиков, включая местонахождение и ресурсы;
  * положение и роль поставщика в сообществе, а также его восприятие обществом.
  Руководству необходимо рассмотреть действия, требующиеся для поддержания работы организации и удовлетворения заинтересованных сторон в случае невыполнения требований поставщиками.
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
  7.4 Закупки
  7.4.1 Процесс закупок
  Организация должна обеспечивать соответствие закупленной продукции установленным требованиям к закупкам. Тип и степень управления, применяемые по отношению к поставщику и закупленной продукции, должны зависеть от её воздействия на последующие стадии жизненного цикла продукции или готовую продукцию.
 
  Организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки. Записи результатов оценивания и любых необходимых действий, вытекающих из оценки, должны поддерживаться в рабочем состоянии.
  7.4.2 Информация по закупкам
  Информация по закупкам должна описывать заказанную продукцию, включая, где это необходимо:
  а) требования к утверждению продукции, процедур, процессов и оборудования;
  б) требования к квалификации персонала;
  в) требования к системе менеджмента качества.
  Организация должна обеспечивать адекватность установленных требований к закупкам до их сообщения поставщику.
  7.4.3 Верификация закупленной продукции
  Организация должна разработать и осуществлять контроль или другую деятельность, необходимую для обеспечения соответствия закупленной продукции установленным требованиям к закупкам.
  Если организация или ее потребитель предполагают осуществить верификацию на предприятии поставщика, то организация должна установить в инфор-
 
 мации по закупкам предполагаемые меры по проверке и порядок выпуска продукции у поставщика. 7.5 Операции по производству и обслуживанию
  7.5.1 Операции и процессы жизненного
  цикла продукции
  Высшее руководство организации не должно ограничиваться управлением процессами жизненного цикла продукции для достижения соответствия требованиям и обеспечения выгод заинтересованным сторонам. Этого можно добиться посредством улучшения результативности и эффективности процессов жизненного цикла продукции и соответствующих вспомогательных процессов, таких как:
  * сокращение непроизводительных расходов;
  * подготовка работников;
  * обмен информацией и ее регистрация;
  * развитие возможностей поставщиков;
  * улучшение инфраструктуры;
  * предупреждение проблем;
  * методы обработки и возможности процесса;
  * методы мониторинга.
 
 
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
  7.5 Производство и обслуживание
  7.5.1 Управление производством и обслуживанием
  Организация должна планировать и обеспечивать производство и обслуживание в управляемых условиях. Управляемые условия должны включать, если это целесообразно:
  а) наличие информации, описывающей характеристики продукции;
  б) наличие рабочих инструкций в случае необходимости;
  в) применение подходящего оборудования;
  г) наличие и применение контрольных и измерительных приборов;
  д) проведение мониторинга и измерений;
  е) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции.
  7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания
  Организация должна подтверждать все процессы производства и обслуживания, результаты которых нельзя проверить посредством последовательного мониторинга или измерения. К ним относятся все процессы, недостатки которых становятся очевидными только после начала использования продукции или после предоставления услуги.
  Валидация должна продемонстрировать способность этих процессов достигать запланированных результатов.
 
  Организация должна разработать меры по этим процессам, включая, если это приемлемо:
  а) определенные критерии для анализа и утверждения процессов;
  б) утверждение соответствующего оборудования и квалификации персонала;
  в) применение конкретных методов и процедур;
  г) требования к записям;
  д) повторную валидацию. 7.5.2 Идентификация и прослеживаемость
  С целью сбора данных, которые можно использовать для улучшения, организация может разработать процесс идентификации и прослеживания, выходящий за рамки требований.
  Потребность в идентификации и прослеживаемости может исходить из:
  * статуса продукции, в том числе статуса деталей серийного производства;
  * статуса и возможностей процессов;
  * данных по сравнению с лучшими достижениями, например результатов маркетинговых исследований;
  * контрактных требований, таких, как возможность отзыва продукции;
  * соответствующих законодательных и других обязательных требований;
  * предполагаемого использования или применения;
  * опасных материалов;
  * уменьшения идентифицированных рисков.
  *
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
 7.5.3 Идентификация и прослеживаемость
  Если это целесообразно, организация должна идентифицировать продукцию при помощи соответствующих средств на всех стадиях её жизненного цикла.
  Организация должна идентифицировать статус продукции по отношению к требованиям мониторинга и измерений.
  Если прослеживаемость является требованием, то организация должна управлять специальной идентификацией продукции и регистрировать её.
  Примечание - В ряде отраслей промышленности менеджмент конфигурации является средством, с помощью которого поддерживается идентификация и прослеживаемость. Вопросы менеджмента конфигурации отражены в стандарте ИСО 10007-95. 7.5.3 Собственность потребителей
  Организации необходимо идентифицировать ответственность в отношении собственности и других активов, принадлежащих потребителям и другим заинтересованным сторонам и находящихся под ее управлением, с целью защиты ценности собственности. Примеры собственности потребителей:
  * составные части или компоненты, поставленные для включения в продукцию;
 
 
  * продукция, поставленная для ремонта, технического обслуживания и ремонта или модернизации;
  * упаковочные материалы, поставленные непосредственно потребителями;
  * материалы потребителей, предназначенные для операций по услугам, таким, как хранение;
  * услуги, предоставленные от имени потребителей, такие, как транспортирование собственности потребителей третьей стороне;
  * интеллектуальная собственность потребителей, включая спецификации, чертежи и информацию.
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
  7.5.4 Собственность потребителей
  Организация должна проявлять заботу о собственности потребителя, пока она находится под управлением организации или используется ею. Организация должна идентифицировать, верифицировать, защищать и сохранять собственность потребителя, предоставленную для использования или включения в продукцию. Если собственность потребителя утеряна, повреждена или признана непригодной для использования, потребитель должен быть об этом извещен, а записи должны поддерживаться в рабочем состоянии.
  Примечание - Собственность потребителя может включать в себя интеллектуальную собственность.
 
  7.5.4 Сохранение соответствия продукции
  Руководству следует определить и внедрить процессы погрузочно-разгрузочных работ, упаковки, хранения, консервации и поставки продукции для предотвращения повреждения, ухудшения состояния или неправильного использования в ходе внутренней обработки и окончательной поставки продукции. Руководству необходимо вовлечь поставщиков и партнеров в определение и внедрение результативных и эффективных процессов защиты закупленных материалов.
  Руководству следует рассмотреть необходимость в любых специальных требованиях, вытекающих из характера продукции. Специальные требования могут быть связаны с программными и электронными средствами, опасными материалами, продукцией, требующей специального персонала для обслуживания, монтажа или применения, а также продукцией или материалами, являющимися уникальными или незаменимыми.
  Руководству следует определить ресурсы, необходимые для поддержания в рабочем состоянии продукции в течение ее жизненного цикла для предупреждения повреждения, порчи или неправильного использования. Организация сообщает вовлеченным заинтересованным сторонам информацию по ресурсам и методам, требующимся для сохранения предполагаемого использования продукции в течение всего ее жизненного цикла.
 
 
 ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
 7.5.5 Сохранение соответствия продукции
  Организация должна сохранять соответствие продукции в ходе внутренней обработки и в процессе поставки к месту назначения. Это сохранение должно включать идентификацию, погрузочно-разгрузочные работы, упаковку, хранение и защиту. Сохранение должно также применяться и к составным частям продукции. 7.6 Управление устройствами для мониторинга
 и измерений
  Руководству следует определить и внедрить результативные и эффективные процессы, включая методы и устройства, используемые при верификации и валидации продукции и процессов для обеспечения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон. Эти процессы включают наблюдения, моделирование и другую деятельность по измерению и мониторингу.
  Для обеспечения уверенности в данных в процессы измерения и мониторинга необходимо включать подтверждение того, что устройства пригодны для использования и поддерживаются в рабочем состоянии с соответствующей точностью и согласно принятым эталонам, а также включать средства определения статуса устройств.
  Организация должна рассматривать и другие средства устранения потенциальных ошибок в процессах, например блокировку, с целью верификации резуль-
 татов процессов для минимизации потребности в управлении устройствами для измерений и мониторинга, а также добавления ценности заинтересованным сторонам.
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
  7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений ?
  Организация должна определить мониторинг и измерения, которые предстоит осуществлять, а также устройства для мониторинга и измерений, необходимые для обеспечения свидетельства соответствия продукции установленным требованиям.
  Организация должна разработать процессы для подтверждения того, что способ мониторинга и измерения совместим с требованиями к мониторингу и измерениям.
  Там, где необходимо обеспечивать имеющие законную силу результаты, измерительное оборудование должно быть:
  а) откалибровано или поверено в установленные периоды или перед его применением по образцовым эталонам, передающим размеры единиц в сравнении с международными или национальными эталонами. При отсутствии таких эталонов база, использованная для калибровки или поверки, должна быть зарегистрирована;
 
 
  б) отрегулировано или повторно отрегулировано по мере необходимости;
  в) идентифицировано с целью установления статуса калибровки;
  г) защищено от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения;
  д) защищено от повреждения и ухудшения состояния в ходе обращения, технического обслуживания и хранения.
  Кроме того, организация должна оценить и зарегистрировать правомочность предыдущих результатов измерения, если обнаружено, что оборудование не соответствует требованиям. Организация должна предпринять соответствующее действие в отношении такого оборудования и любой измеренной продукции. Записи результатов калибровки и поверки должны поддерживаться в рабочем состоянии.
  Если при мониторинге и измерении установленных требований используют компьютерные программные средства, их способность удовлетворять предполагаемому применению должна быть подтверждена. Это должно быть осуществлено до начала применения и повторно подтверждено по мере необходимости.
  Примечание - См. ИСО 10012-1 и ИСО 10012-2.
 
  8 ИЗМЕРЕНИЕ, АНАЛИЗ И УЛУЧШЕНИЕ
  8.1 Общие рекомендации
  8.1.1 Введение
  Измерение данных важно для принятия решений, основанных на фактах. Высшему руководству следует обеспечивать эффективное измерение, сбор и валидацию данных, чтобы убедиться в результативной работе организации и удовлетворенности заинтересованных сторон. Эта деятельность включает анализ действенности и цели измерения, а также предполагаемое использование данных для обеспечения добавленной ценности организации.
  Примеры измерения показателей процессов организации:
  * измерение и оценка продукции организации;
  * возможности процессов;
  * достижение целей проекта;
  * удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон.
  Организации необходимо постоянно осуществлять мониторинг действий по улучшению своей деятельности и регистрировать их реализацию, так как это может обеспечивать данные для будущих улучшений.
  Результаты анализа данных, полученных в ходе деятельности по улучшению, служат одним из входов для анализа со стороны руководства с целью обеспечения информации по улучшению деятельности организации.
 
 
  8.1.2 Вопросы, которые должны приниматься
  во внимание
  При измерении, анализе и улучшении необходимо учитывать, что:
  а) данные измерений следует преобразовывать в информацию и знания, которые пойдут на пользу организации;
  б) измерение, анализ и улучшение продукции и процессов необходимо использовать для расстановки соответствующих приоритетов организации;
  в) применяемые организацией методы измерения следует периодически анализировать, а данные верифицировать на постоянной основе на точность и полноту;
  г) сравнение с лучшими достижениями отдельных процессов необходимо использовать как средство улучшения результативности и эффективности процессов;
  д) измерения удовлетворенности потребителей следует рассматривать как жизненно важные для оценки деятельности организации;
  е) использование измерений, сбор и доведение до сведения всех заинтересованных сторон полученной информации существенны для организации и составляют основу улучшения ее деятельности и вовлечения заинтересованных сторон; такая информация должна быть актуальной и иметь четко определенное назначение;
  ж) следует применять соответствующие средства передачи информации, вытекающей из анализа измерений;
 
  з) результативность и эффективность поддержания связи с заинтересованными сторонами необходимо измерять, чтобы установить, своевременно и четко ли понята информация;
  и) если критерии показателей процессов и характеристик продукции удовлетворяются, может быть, целесообразно по-прежнему проводить мониторинг и анализ данных о характеристиках с целью лучшего понимания их природы;

<< Пред.           стр. 4 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу