<< Пред.           стр. 1 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
 
 РЕКОМЕНДАЦИИ
 ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 Издание официальное
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ГОССТАНДАРТ РОССИИ
 Москва
 
 
 Предисловие
  1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС)
  ВНЕСЕН Управлением сертификации Госстандарта России
  2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001. г. № 334-ст
  3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9004-2000 "Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности"
  4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ? ИПК Издательство стандартов, 2001
  Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
 
 
 Содержание
  1 Область применения 1
  2 Нормативные ссылки 2
  3 Определения 3
  4 Система менеджмента качества 3
  4.1 Менеджмент систем и процессов 3
  4.2 Документация 6
  4.3 Использование принципов менеджмента качества 10
  5 Ответственность руководства 12
  5.1 Общие рекомендации 12
  5.2 Потребности и ожидания заинтересованных сторон 17
  5.3 Политика в области качества 21
  5.4 Планирование 23
  5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией 27
  5.6 Анализ со стороны руководства 29
  6 Менеджмент ресурсов 34
  6.1 Общие рекомендации 34
  6.2 Работники 36
  6.3 Инфраструктура 40
  6.4 Производственная среда 42
  6.5 Информация 43
  6.6 Поставщики и партнеры 44
  6.7 Природные ресурсы 45
  6.8 Финансовые ресурсы 45
  7 Процессы жизненного цикла продукции 46
  7.1 Общие рекомендации 46
  7.2 Процессы, связанные с заинтересованными сторонами 56
  7.3 Проектирование и разработка 59
  7.4 Закупки 69
 
  7.5 Операции по производству и обслуживанию 73
  7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений 79
  8 Измерение, анализ и улучшение 82
  8.1 Общие рекомендации 82
  8.2 Измерение и мониторинг 85
  8.3 Управление несоответствиями 98
  8.4 Анализ данных 101
  8.5 Улучшение 103
  Приложение А Рекомендации по самооценке 113
  Приложение Б Процесс постоянного улучшения 129
  Приложение В Библиография 132
 
 
  Введение*)
  Общие положения
  Для создания системы менеджмента качества требуется стратегическое решение высшего руководства организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества организации влияют изменяющиеся потребности, конкретные цели, выпускаемая продукция, применяемые процессы, размер и структура организации. Настоящий стандарт базируется на восьми принципах менеджмента качества. Однако он не предполагает единообразия в структуре систем менеджмента качества или единообразия документации.
  Цели организации:
  * определение и удовлетворение потребностей и ожиданий своих потребителей и других заинтересованных сторон (работников организации, поставщиков, владельцев, общества), обеспечение преимуществ в конкурентной борьбе и осуществление этого результативно и эффективно;
  * достижение, поддержание и повышение эффективности и возможностей организации в целом.
  Применение принципов менеджмента качества не только обеспечивает непосредственные выгоды, но и вносит важный вклад в менеджмент затрат и рисков. Соображения, связанные с выгодами, менеджментом затрат и рисков, важны для
 организации, её потребителей и других заинтересованных сторон. Эти соображения, касающиеся общей эффективности организации, могут влиять на:
  * лояльность потребителей;
  * повторные деловые контакты и обращения;
  * результаты работы, такие, как доход и доля на рынке;
  * гибкую и быструю реакцию на возможности рынка;
  * затраты и количество циклов посредством результативного и эффективного использования ресурсов;
  * выстраивание цепи процессов, с помощью чего желаемые результаты достигаются наилучшим образом;
  * получение конкурентных преимуществ за счет улучшения возможностей организации;
  * понимание и мотивацию работников в отношении целей и задач организации, а также участия в постоянном улучшении;
  * уверенность заинтересованных сторон в результативности и эффективности организации, подтвержденных финансовыми и социальными выгодами в результате деятельности организации, а также репутацией;
  * способность создавать ценность как для организации, так и для ее поставщиков посредством оптимизации затрат и ресурсов, а также за счет гибкости и быстроты совместной реакции на изменения рынка.
 
  *
  Процессный подход
  Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности и эффективности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворенности заинтересованных сторон путём выполнения их требований.
  Для результативного и эффективного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
  Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут считаться "процессным подходом".
  Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
  При применении в системе менеджмента качества такой подход подчеркивает важность:
  а) понимания и выполнения требований;
  б) необходимости рассмотрения процессов с точки зрения добавленной ценности;
  в) достижения результатов выполнения процессов и их результативности;
 
  г) постоянного улучшения процессов, основанного на объективном измерении.
  Приведенная на рисунке 1 модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе, иллюстрирует связи между процессами, представленными в разделах 4-8. Эта модель показывает, что заинтересованные стороны играют существенную роль при определении входных данных. Мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон требует оценки информации о восприятии заинтересованными сторонами выполнения их требований. Приведенная на рисунке 1 модель не детализирует процессы.
 ПОСТОЯННОЕ УЛУЧШЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Условные обозначения:
  Деятельность, добавляющая ценность
  Поток информации
 Рисунок 1 - Модель системы менеджмента качества,
 основанной на процессном подходе
 
  Связь с ГОСТ Р ИСО 9001-2001
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 были разработаны как согласованная пара стандартов на системы менеджмента качества для дополнения друг друга, но их можно применять также независимо. Несмотря на то, что у стандартов различные области применения, они имеют аналогичную структуру в целях создания условий для их использования как согласованной пары.
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001 устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.
  ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации по более широкому спектру целей системы менеджмента качества, чем ГОСТ Р ИСО 9001-2001, особенно по постоянному улучшению деятельности организации, а также её эффективности и результативности. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 рекомендуется для организаций, высшее руководство которых, преследуя цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Однако он не предназначен для целей сертификации или заключения контрактов.
  Для большего удобства пользователей основное содержание требований ГОСТ Р ИСО 9001-2001 помещено в рамки в соответствующие разделы настоящего стандарта.
 
 
  Информация, обозначенная как "Примечание", является рекомендацией по пониманию или разъяснению.
  Совместимость с другими системами менеджмента
  Настоящий стандарт не содержит конкретных рекомендаций в отношении других систем менеджмента, таких как менеджмент охраны окружающей среды, менеджмент профессионального здоровья и безопасности, финансовый менеджмент или менеджмент рисков. Однако он позволяет организации согласовать или интегрировать свою собственную систему менеджмента качества с соответствующими системами менеджмента. Организация может адаптировать действующую систему(ы) менеджмента для создания системы менеджмента качества в соответствии с рекомендациями настоящего стандарта.
 
 
 
 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 Системы менеджмента качества
 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
 Quality management systems - Requirements
 
 
 Дата введения 2001-08-31
 1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
  Настоящий стандарт содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведенных в ГОСТ Р ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффективности системы менеджмента качества, а следовательно, и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельность организации в целом.
  Настоящий стандарт применим к процессам организации, и, таким образом, принципы менеджмента качества, на которых он базируется, могут быть распространены на всю организацию. Внимание в данном стандарте сосредоточено на достижении постоянного улучшения, измеряемого степенью удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.
  Настоящий стандарт содержит методические указания и рекомендации. Он не предназначен ни для сертификации или использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедрению ГОСТ Р ИСО 9001.
 Издание официальное
 
 2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ 1
  В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
  ГОСТ Р ИСО 10011-1-93 2. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 1: Проверка
  ГОСТ Р ИСО 10011-2-93 2. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 2: Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества
  ГОСТ Р ИСО 10011-3-93 2. Руководящие указания по проверке систем качества. Часть 3: Руководство программой проверок
  ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению
  ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.
 
 
  Указанный ниже стандарт содержит положения, которые посредством ссылок в этом тексте составляют положения настоящего стандарта.
  ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
  3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
  Применительно к настоящему стандарту используются термины и определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000.
  Приведенные ниже термины, используемые в этом издании ГОСТ Р ИСО 9004 для описания цепочки поставки, были изменены для отражения применяемого в настоящее время словаря терминов.
  поставщик организация потребитель (заинтересованные стороны)
  В тексте стандарта термин "продукция" может означать также "услугу".
  4 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
  4.1 Менеджмент систем и процессов
  Успешное руководство и управление организацией требует систематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха, следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребности заинтересованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества.
 
  Высшему руководству необходимо создать организацию, ориентированную на потребителя, посредством:
  а) определения систем и процессов, которые могут быть четко поняты, подвергнуты менеджменту и улучшены с точки зрения результативности и эффективности;
  б) обеспечения результативного и эффективного выполнения и управления процессами, а также показателями и данными для определения удовлетворительной деятельности организации.
  Примерами деятельности по созданию ориентированной на потребителя организации являются:
  * определение и продвижение процессов, ведущих к улучшению деятельности организации;
  * сбор и использование данных и информации о процессах на постоянной основе;
  * развитие в направлении постоянного улучшения;
  * использование подходящих методов для оценки улучшения процессов, таких, как самооценка и анализ со стороны руководства.
  Примеры самооценки и процессов постоянного улучшения приведены в приложениях А и Б соответственно.
 
 
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
  4 СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
  4.1 Общие требования
  Организация должна разработать, задокументировать, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
  Организация должна:
  а) определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;
  б) определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
  в) определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
  г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
  д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
  е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
  Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
  Если организация решает передать сторонним организациям выполнение какого-либо процесса, влияющего на соответствие продукции требованиям, она
 
 должна обеспечивать со своей стороны контроль за таким процессом. Управление им должно быть определено в системе менеджмента качества.
  Примечание - В процессы, необходимые для системы менеджмента качества, следует включать процессы управленческой деятельности руководства, обеспечения ресурсами, процессы жизненного цикла продукции и измерения. 4.2 Документация
  Руководству организации следует определить документацию, включая соответствующие записи, необходимую для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества и поддержки результативного и эффективного выполнения процессов.
  Характер и степень документированности должны отвечать контрактным, законодательным и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также устраивать организацию.
  Документация может быть в любой форме или на любом носителе, исходя из потребностей организации.
  С целью обеспечения документацией, отвечающей потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон, руководству необходимо учитывать:
  * контрактные требования потребителей и других заинтересованных сторон;
  * использование организацией международных, национальных, региональных и отраслевых стандартов;
  *
  * соответствующие законодательные и другие обязательные требования;
  * решения организации;
  * источники внешней информации, касающиеся возможностей организации;
  * информацию о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон.
  Разработку, использование и управление документацией следует оценивать с учетом результативности и эффективности организации на основе таких критериев, как:
  * функциональность (например, скорость обработки);
  * простота в использовании;
  * потребность в ресурсах;
  * политика и цели;
  * текущие и будущие требования, относящиеся к менеджменту знаний;
  * сравнение с лучшими системами документации;
  * взаимодействия потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон организации.
  Доступ к документации предоставляется работникам организации и другим заинтересованным сторонам, исходя из политики обмена информацией в организации.
 
 
  ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования
  4.2 Требования к документации
  4.2.1 Общие положения
  Документация системы менеджмента качества должна включать:
  а) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;
  б) руководство по качеству;
  в) документированные процедуры, требуемые настоящим стандартом;
  г) документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими;
  д) записи, требуемые настоящим стандартом.
  Примечания
  1 Там, где в настоящем стандарте встречается термин "документированная процедура", это означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии.
  2 Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от другой в зависимости от:
  а) размера организации и вида деятельности;
  б) сложности и взаимодействия процессов;
  в) компетенции персонала.
  3 Документация может быть в любой форме и на любом носителе.
 
  4.2.2 Руководство по качеству
  Организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии руководство по качеству, содержащее:
  а) область применения системы менеджмента качества, включая подробности, и обоснование любых исключений;
  б) документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них;
  в) описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.
  4.2.3 Управление документацией
  Документами системы менеджмента качества необходимо управлять. Записи - специальный вид документов и ими надо управлять согласно требованиям, приведенным в 4.2.4.
  Для определения необходимых средств управления должна быть разработана документированная процедура, предусматривающая:
  а) проверку документов на адекватность до их выпуска;
  б) анализ и актуализацию по мере необходимости и переутверждение документов;
  в) обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;
  г) обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;
 
  д) обеспечение сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;
  е) обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой;
  ж) предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.
  4.2.4 Управление записями
  Записи должны вестись и поддерживаться в рабочем состоянии для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования системы менеджмента качества. Они должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. Надо разработать документированную процедуру для определения средств управления, требуемых при идентификации, хранении, защите, восстановлении, определении сроков сохранения и изъятии записей. 4.3 Использование принципов менеджмента качества
  Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо осуществлять менеджмент систематически и открыто. Рекомендации руководству организации, предлагаемые в настоящем стандарте, базируются на восьми принципах менеджмента качества.

<< Пред.           стр. 1 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу