<< Пред. стр. 13 (из 48) След. >>
Любой курс развития памяти, эйдетической памяти,...связан с обу-чением человека формировать эйдетику...Т.е. Аудиальные, Визуальные,
Кинестетические образы.
Теперь давайте разберем маленькие примеры. Для психологов они бу-
дут неинтересны..Давайте разберем ...ну приметивнейшие приемы Мне-
мотехники , для того, чтобы вам можно было запоминать слов по 100.
А там ....
Вообще считается , что мнемотехника началась, как технология, как
наука - в 5 веке до нашей эры. И основателем Мнемотехники считается
древнегреческий поэт - Симонит. Правда считается сейчас. Он об этом
не знает.
В те годы, когда он жил, произошла одна трагическая история,...Ну
в общем собрался на симпозиум какой-то люд, и он вышел на некоторое
время из этого помещения, и в этот момент здание обрушилось и ниче-
го от них не осталось.
Он был единственным свидетелем, который знал - кто там находился?
В связи с тем, что трупы опознать было нельзя...а нужно было извес-
тить родных,...- нужно было узнать хотя-бы - Кто там был?
Когда его пригласили для того, чтобы он рассказал - Кто там был?
- он вспомнить не смог. А потом он придумал такой прием:
Он представил себе, что он пришел туда и сел на тоже самое место,
- 62 -
и начал вспоминать - кто от него как сидел?
Прием довольно примитивный, но тем не менее в истории человечест-
ва это первый случай использования хоть какого-то приема для вспо-
минания информации. Каждый из вас к этому приему обратится, если
вас попросить вспомнить своих одноклассников. Проще всего вспом-
нить, чтобы никого не забыть - то , как сидели в классе за партами.
Иначе кого-то обязательно потеряете.
Потом было много достаточно известных людей, которые вложили свою
лепту в мнемотехнику, как науку.
Про Цицерона я вам рассказал...Следующий человек Айвазовский.Ме-
тод, который он предложил для тренировки памяти, он так и называет-
ся - "Метод Айвазовского". Фактически очень многие свои картины,
даже моря и берега, он рисовал по памяти....А тренировал он ее так:
-В любой момент он проходя мимо какого-то человека или пейза-
жа,..смотрел 3 сек., закрывал глаза, и пытался визуализировать этот
образ. И словами, (очень важно),словами пытался рассказать - что он
там видит? Потом проверял.
Т.е. фактически он тренировал ВИЗУАЛИЗАЦИЮ.
Если после этого посмотреть на другой объект , но закрыть глаза и
вспомнить тот...тогда вот остаточная информация в глазах, она уже
не помогает вспоминать. Приходиться визуализировать заново , тот
объект, который видел перед этим.
Память тренируется этим путем достаточно хорошо.
Сейчас я еще несколько методов расскажу.
Может быть кто-нибудь помнит рассказ "Ким" у КИПЛИНГА ? Интерсный
рассказ, который как раз говорит о том, как мальчик стал мечтать
стать разведчиком и тренировал память. Очень интересно.
Приемы мнемотехники уже много веков известны, но вот сейчас в та-
ком стуктуированном виде их сформулировал наверное.. Гарри Лорейн.В
ЭКО может быть читали? Была хорошая статья :"Как развить мощную па-
мять?" Все эти приемы известны уже много лет, тем не менее он очень
грамотно все сформулировал.
Давайте мы эти приемы,..четыре всего метода,..разберем...и станет
ясно зачем каждый из них делается.
Для того, чтобы запомнить информацию последовательно , нужно сде-
лать всего одно. Нужно ярко визуализировать, аудиализировать, и
конструировать в кинестетике мультфильм связанный с этими предмета-
ми в такой-же последовательности.
Но! Сделать так, чтобы все эти образы были необычными. Если я
представлю себе яблоню и на ней яблоко,то я могу просто забыть, что
мне нужно вспомнить еще и яблоко. Ведь образ яблони всегда с ябло-
ком связан....Но если я представлю себе яблоню, у которой яблоко
больше, чем сама яблоня, - я это не забуду никогда.
Фактически,..конструирование внутри себя вот таких образов, кото-
рые совершенно не обычны позволяют эти образы запомнить.Поэто-
му...принципа 4:
1. Искажать пропорции. (Пропорции исказил. То что было маленьким
- стало большим...то, что было большим - стало маленьким..это я не
забуду.. Т.е. фактически я буду знать, что вот на это при вспомина-
нии я обращу внимание. Потому, что вспоминать я буду так, как зало-
жил Аналоговую информацию.)
2. Менять местами. (Если вы увидите женщину подошедшую и севшую
на стул, вы можете запомнить женщину, и не запомнить этот стул. А
если вы увидели, что подошла женщина, и стул сел на нее,...- вы это
не забудете никогда.)
3. Представлять все предметы и объекты в активном действии. (Сто-
ящий стул вы не запомните. Можете забыть. А летящий стул вы запом-
- 63 -
ните. И в 3 системах. Если он летит, и вы после этого слышите звук,
как он свистит...потом пролетает мимо вас, и вас задевает...Это вы
запомните)
4. Увеличивать количество предметов. (Если идет последователь-
ность такая - стол, ручка...карандаш...Если я представлю себе стол
, а на нем карандаш, то потом, когда я буду проходить по этому ви-
зуальному ряду,...стол то я вспомню, а карандаш для меня будет ячем
-то обычным. А если я увижу стол на котором гора карандашей - то
это запоминается.)
Вот всего лишь 4 приема. Больше ничего не нужно. Если вам нужно
запомнить последовательность слов, в том порядке, в котором эту
последовательность вам говорили,...фактически нужно формировать та-
кой мультфильм. Задача тренировки памяти заключается тольков гра-
мотном быстром использовании всех 4 методов в каждой паре. Потому,
что где-то вы в одной связке не учли...вы потеряли следующее сло-
во...и дальше можно уже не вспомнить.
Когда мы с вами будем вот здесь демонстрировать память на 100
слов, тренировка будет идти не по количеству слов запомненных, а по
самому большому непрерывному куску.
А если вы запомните в полном виде, то это будет кусок 100.А если
будет 10 кусков по 5 - это будет не 50. Это будет 5.
Ну давайте попробуем:.....Четыре приема эти запомнили? Расслаби-
лись...
Солнце, петух, дом, печь,котел,змея,зуб, капля, лужа, свет,хлеб,
труба, дым, луна, стрела, облако, самолет, дождь, трава, поляна,
будка, кость, магнит, собака, озеро, бусы,нитка, иголка, цветок,
ковер, шкаф, блюдо, трактор, плуг, костюм, карман, карандаш, лис-
ток, письмо, почта, поезд, замок....Все!
Ну все..кто попробует? (Желающие пробуют...)
...............................................................
Ну все просто. А теперь самое интерсное. Мы же.....Но самое-то
главно здесь что? Самому принципу здесь совершенно все равно...50
слов или 300. Какая разница?
И самое интересное, что вы этот список вспомните и завтра, и пос-
лезавтра, и через неделю,...а многие и через месяц.
Мне здесь труднее. Потому, что я провожу уже 48 группу...Сейчас с
вами мы памятью заниматься не будем, а у меня были группы, где мы
занимались памятью очень серьезно и у меня люди вспоминали текст
страницами , раз прочитав книжку .
Ну так проблема ... вот в чем : я то все эти цепочки прогоняю че-
рез себя , когда проекционирую ...
Если бы вы знали , сколько у меня там облаков , карандашей и вот
всяких разветвлений ... Я конечно стараюсь разные цвета уже предс-
тавлять , на разном фоне и т.д.,но это уже столько ухищрений ... И
по этому , когда кто-нибудь мне говорит : кровать . У меня эта кро-
вать - шлеп , шлеп , шлеп ...- десять цепочек от кроватей . И ес-
ли я не поставил себе на каждом предмете этой цепочки какой-то вот
значок ,- как на телевизоре , когда фильм идет и там значочек какой
то вот стоит , фирмы , которая его перевела или купила ... ,- я
фактически начинаю переходить на другие цепочки . Вот такая пробле-
ма , если постоянно злоупотреблять этим делом .
ВОПРРОС : А почему список слов подобран так тенденциозно ?
- А потому , что тенденциозно вот в каком плане : если бы я говорил
вещи , которые трудно связать ,- у вас нет еще опыта . А с другой
стороны вещи , которые близки - их труднее запомнить . Мультик из
нитки и иголки - запомнить сложней , чем из нитки и трактора .
- 64 -
ВОПРОС : Практически нет абстрактных слов : идея , соотношение , ...
- Извините , мы тренируемся , а не проверяем друг друга на то,кто
умнее .
Если появляются глаголы или номинализации , то естественно , их
нужно просто заменять предметами , которые у вас больше с этими
словами связаны .
ДЕНЬ ВТОРОЙ.ЗАНЯТИЕ N 2 /ПРОДОЛЖЕНИЕ/.
Кроме метода связок , который мы сейчас прошли , существует еще
метод , как связками запомнить числа . Этот метод называется "метод
зацепок". Его тоже многие наверное знают , но я давайте в кратце вс
еже расскажу его .
МЕТОД ЗАЦЕПОК.
Принцип тот же : каждому числу , каждой цифре ( в зависимости ,
конечно от потребностей человека - кто много чисел запоминает , ему
приходится запоминать, формировать себе список до ста ,- от единицы
до ста ... запомнить такие вот образы ), каждому числу , ставится
соответственный образ - раз и на всегда .Числу , ну и цифре .
Сейчас я скажу принцип . Принцип простой . Ну , сначала с цифр
начнем . Если ШЕРЕШЕВСКИЙ запоминал числа , как образы людей , ко-
торых он помнит , то , здесь предлагается несколько другой прием.
Каждой цифре ставится в соответствие одна согласная буква:
0 - Л ; 1 - Н ; 2 - В ; 3 - Р ; 4 - Ч ;
5 - П ; 6 - Ш ; 7 - С ; 8 - М ; 9 - Д ;
Ну принцип такой: от 0 до 3 , и 8 - последняя согласная слова;
от 4 до 7 , и 9 - первая согласная слова.
Иначе будут повторяться!
..ноЛь..одиН..дВа..тРи..Четыре..Пять..Шесть..Семь..восеМь..Девять.
Фактически тем, кто мало запоминает ,..уже этого достаточно....
Любое число тут же превращается ....Из этих согласных, теперь
можно добавляя гласные , можно составлять слова , которые легко за-
помнить.
Ну например... 2 8 - 7 5 - 6 7 ...
в м с п ш с ...
вымя сыпь(сип) ишиас ...ну вообще образ достаточно ин-
тересный: "ВЫМЯ покрылось СЫПЬЮ, когда заболело ИШИАСОМ !"
Если скажем это телефон сапожной мастерской, вы представляете са-
пог и связываете в мультик...Все теперь начиная с сапога по мульти-
ку всегда можно вспомнить этот номер. А по этому мультику выйти на
сапог, и вспомнить чему он соответствует.
И поэтому каждое 6-значное число представляется потоком 3-х обра-
зов, ....если есть какой-то символ у этого числа...то фактически вы
знаете к чему это число относится. Иначе просто быдет помниться те-
лефон, и не будет помнитться к чему?
Ну например...12-значное число, это фактически 6 слов ..Давайте
- 65 -
попробуем....
3 7 6 3 1 5 3 7 4 2 6 4...Роса-шар-анапа-роса-чив-ишачий...
Теперь давайте прикинем вот как...А как запоминать двузначные
числа, чтобы постоянно не связывать?
Вот есть Таблица связок, зацепок - двузначных чисел. Из тех-же
самых согласных...Уже подготовленные слова . Этот список достаточно
2-3 раза прочитать, и потом на эти согласные он у вас и будет
всплывать.
ТАБЛИЦА МЕТОДА ЗАЦЕПОК
0 - иЛ 10 - НиЛ 20 - ВоЛ 30 - оРеЛ 40 - ЧеЛо
1 - Ной 11 - НеоН 21 - ВиНо 31 - РаНа 41 - ЧаН
2 - Вой 12 - НиВа 22 - ВиВа! 32 - РоВ 42 - ЧиВ
3 - аРия 13 - НоРа 23 - ВаР 33 - РуР(шахта)43 - ЧиРей
4 - оЧи 14 - НоЧь 24 - ВеЧе 34 - РеЧь 44 - ЧаЧа
5 - Па(балет)15 - аНаПа 25 - ВыПь 35 - РеПа 45 - ЧП
6 - уШи 16 - НиШа 26 - ВоШь 36 - оРШа 46 - ЧаШа
7 - уСы 17 - НоС 27 - ВеСы 37 - РоСа 47 - ЧаСы
8 - яМа 18 - НеМой 28 - ВыМя 38 - РоМ 48 - ЧуМ
9 - аД 19 - аНоД 29 - ВоДа 39 - РаДио 49 - ЧаД
50 - оПаЛ 60 - ШиЛо 70 - СоЛь 80 - МыЛо 90 - ДуЛо
51 - ПеНь 61 - ШиНа 71 - СоН 81 - МиНа 91 - ДНо
52 - ПаВа 62 - ШоВ 72 - СоВа 82 - МяВ(кот) 92 - ДиВо
53 - ПаР 63 - ШаР 73 - СоР 83 - МоРе 93 - ДаР
54 - ПеЧь 64 - иШаЧий 74 - СеЧа 84 - МяЧ 94 - ДаЧа
55 - ПаПа 65 - ШиП 75 - СиП 85 - МиоПия(оч)95 - ДеПо
56 - ПаШа 66 - ШиШ 76 - СуШь 86 - МыШь 96 - ДуШа
57 - ПеС 67 - иШиаС 77 - СоуС 87 - МяСо 97 - ДоСье
58 - ПиМы 68 - ШуМ 78 - СоМ 88 - МаМа 98 - ДоМ
59 - ПяДь 69 - ШэДоу 79 - СоДа 89 - МоДа 99 - ДуДа
(герой Ч.Чаплина) 100 - НеЛЛи
Вот и весь принцип...
Если первый метод назывался "методом связок", то этот - "Метод
зацепок". Т.е. вы зацепляетесь за каждое число буквой. Букво - сло-
во.
Дальше. Как запоминать список предметов по порядку, с номерами?
0 - комар
1 - дом
2 - стол
3 - яблоко
4 - рама
5 - магнитофон
Если запоминать по "Методу связок", то вам придется прослеживать
всю цепочку и считать каждый элементик. Тут можно ошибиться.
- 66 -
Но можно сделать все достаточно очень просто:
-Слово, которое соответствует 0(иЛ),..-комар. Ил-комар. Из ила
вылетает огромный-огромный комар...
- 1(Ной). Дом - Ной. Ноев ковчег....
- 2(Вой). Стол воет.
- 3(Ария). Яблоко поет арию...
- 4(Очи). Рама..Ну,..очки в виде рамы.
- 5(Па). Магнитофон...Кто-то под магнитофон танцует Па.
............и т.д.
Все. Теперь вы уже можете по слову вспомнить:-Магнитофон? -
- Па!...Яблоко? - Ария (И тут-же возникает число 3).
И по числу тут-же возникает образ слова. Потому, что они парами,
в связках. Если в "связках" мы опоследавательно цепляли, то здесь
парные связки!
Если вам нужно назвать:"Что там было под номером 4?" ...
Очи..-Рама! Все. А если "рама", сразу вспоминается парный связаныый
символ. Фактически в любом месте вы можете по номеру сказать слово,
а по слову номер. И так ведь можно не только до 10, так можно по
всему списку...Т.е. до 100.
Во второй сотне , там сложнее, ..но там каждый придумывает свои
приемчики. На разном фоне, с разными объектами...Скажем в первой
сотне персонажем мультфильма был НОЙ (1-Ной)...А во втором ...ВИЙ.
Фактически вы уже не перепутаете. Вы же не перепутаете свои муль-
тфильмы с "Том и Джери" и "Ну погоди!". Тем более, какая разница,
какой длины?
Принцип понятен?
Теперь нужно потратить неделю, для того, чтобы быстро научиться
связывать ...ну и развить фантазию!
Только-что вот здесь проходил семинар и вот там...я список запом-
нил...А они спрашивают:"Ну скажи, как ты его запомнил?" Ну я расс-
казываю тот мультфильм, который у меня быстро построился...
А там были представители бизнеса Новосибирского..У них рот отк-
рылся..! (Обычно рот открывается от того, что человек запомнил
столько слов! А у них..) О..! " А как ты это смог сфантазиро-
вать?!.. Вот там у тебя фантазии хватило вот здесь связать вот так